В 2010 году на базе Коломенского детского дома-интерната для умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей функционирует отделение инвалидов молодого возраста , предназначенное для ухода, бытового и медицинского обслуживания клиентов, а так же социально-трудовой адаптации и реабилитации инвалидов в возрасте от 18 до 35 лет.
Все клиенты отделения инвалидов молодого возраста (далее ОИМВ) являются воспитанниками нашего детского дома-интерната. Перевод воспитанников 18-и лет в другие психоневрологические интернаты, достигших высоких успехов и имеющих уже достаточно оптимистический прогноз интеграции в общество, вызывает сожаление у сотрудников нашего интерната. Оставив на дальнейшее проживание этих подопечных в интернате, предоставляется возможность продолжить коррекционно-развивающую, социально-трудовую реабилитацию инвалидов молодого возраста.
В настоящее время численность проживающих в отделении составляет 25 человек.
Для наших клиентов отведен отдельный двухэтажный корпус с необходимыми помещениями: уютными комнатами, рассчитанными на 2-3 человека, комнатами социально-бытовой ориентации, отдыха, которые соответствуют санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям, требованиям техники безопасности и располагают всеми видами коммуникационного благоустройства для проживания обеспечиваемых. Для лучшей организации ухода, медицинского обеспечения и осуществления мероприятий по социально-трудовой реабилитации заселение жилых помещений проводится с учетом характерологических особенностей инвалидов, уровня развития санитарно - гигиенических и хозяйственно - бытовых навыков, личной привязанности. Последнее обстоятельство особенно важно при переводе молодых инвалидов.
Отделение осуществляет:
Комплексную реабилитацию молодых инвалидов с целью содействия их адаптации и дальнейшей интеграции в социальную среду;
Социальную защиту молодых инвалидов, проживающих в отделении, их стабильное материально-бытовое обеспечение, создание для них оптимальных условий проживания;
Обеспечение трудового устройства клиентов как одного из инструментов социальной интеграции инвалидов в общество.
Деятельность отделения направлена на реализацию следующих задач:
1. Материально-бытовое обеспечение проживающих в отделении, предоставление им согласно утвержденным нормам благоустроенного жилья с мебелью и инвентарем, постельных принадлежностей, одежды и обуви.
2. Организация ухода за проживающими в отделении, оказание им медицинской помощи.
3. Проведение культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы: подготовка и проведение мероприятий по организации досуга.
4. Организация мероприятий, направленных на социально-трудовую реабилитацию. Изучение индивидуальных особенностей обеспечиваемых в связи с выбором профессии, проведение профилактических консультаций.
5. Психолого-педагогическая поддержка в процессе социально-трудовой реабилитации и адаптации.
6. Соблюдение санитарно-гигиенических, противопожарных требований и требований техники безопасности при организации работы отделения.
Осуществление всех направлений реабилитации обеспечиваемых ОИМВ происходит в рамках индивидуальной программы реабилитации, учитывающей возрастные, физические и психофизиологические особенности инвалидов.
Согласно ИПР обеспечиваемым доступен подсобный труд в условиях интерната под контролем. Зачисление клиентов на штатные должности особенно важно для молодых инвалидов, так как это повышает их самоуважение. Отделение проводит мероприятия профессиональной реабилитации инвалидов: содействие в трудоустройстве осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ ст. 23. В данное время в отделении инвалидов молодого возраста на штатных должностях работают 25 человек.
Благоустройство территории, работа на подсобном хозяйстве, занятость в теплицах, уход за животными,
уборка своего дома, самообслуживание - все это прививает воспитанникам любовь к труду, формирует
чувство ответственности и значимости собственного «я» для общества. В штате учреждения работают все клиенты молодежного отделения, приобретая не только навыки работы, но и выполняя должностные требования к занимаемой ими должности, за что получают заработную плату и учатся ее расходовать. Так же коллективное участие в труде способствует совершенствованию развития трудовых навыков, формированию межличностных отношений, приобретению социального опыта.
Труд по самообслуживанию включает в себя соблюдение личной гигиены, организацию индивидуальной деятельности, развитие умений и навыков по их обеспечению. Наблюдения показывают, что в процессе труда по самообслуживанию клиенты постепенно начинают проявлять себя как самостоятельно формирующаяся личность, что существенно для их дальнейшей жизни.
Коллектив отделения отдаёт ни мало сил для организации полноценной жизни проживающих, учитывая интересы подопечных и искренне желая, чтобы день ото дня их жизнь становилась лучше и комфортнее. В отделении используется комплексный подход к организации всех стадий реабилитационного процесса молодых инвалидов с интеллектуальной недостаточностью.
Развитие информатизации и всеобщая компьютеризация человечества диктует новые тенденции в формировании человека, понятного и принятого современной общественностью.
В повседневной жизни инструкторы по труду учат своих подопечных обращаться с пылесосом, телевизором, холодильником, микроволновой печью и т.д. В отделении оборудована комната социально-бытовой реабилитации, где учатся приготовлению блюд, сервировке стола, где можно в спокойной обстановке, приближенной к домашней, обсудить свои проблемы, поговорить по душам.
В ОИМВ налажен регулярный выезд проживающих в город. Перед каждой поездкой идет индивидуальная и групповая работа по правилам культуры поведения. Наши сотрудники стремятся приобщить воспитанников ко взрослой жизни, передать им практический опыт, научить ориентироваться, пользоваться инфраструктурой города.
Досуг как уникальная сфера реализации личности обладает исключительным потенциалом. Культурно - досуговая деятельность имеет огромное значение в решении проблем социальной реабилитации инвалидов нашего отделения.
Правильная организация досуга даёт возможность клиентам отделения ощутить приятные переживания, поднять настроение, просто получить удовольствие, отдохнуть, развлечься, получить эстетическое наслаждение.
По резолюции международного совещания министров здравоохранения (1967), Всемирная организация здравоохранения (Женева, 1969) определяет реабилитацию как систему государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду; как сложный процесс, в результате которого у пострадавшего создается активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное отношение к жизни, семье, обществу.
Понятие «реабилитация» используется как в медико-социальном, так ив психолого-педагогическом и социально-педагогическом аспектах. Медико-социальная реабилитация - комплекс медицинских, педагогических, профессиональных, психологических мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности лиц в результате перенесенных заболеваний и травм, а также при других физических и психических ограниченных возможностях.
Психолого-педагогическая и социально-педагогическая реабилитация - комплекс мер социальной поддержки и диагности-ко-коррекционных программ по преодолению различных форм дезадаптации, по включению, интегрированию инвалида, начиная с детского возраста и далее на протяжении всей жизни, в среду, выполняющую функции институтов социализации (семья, школа, общение сверстников, профессиональная деятельность и т.д.).
Формы и методы психолого-педагогической и социально-педагогической реабилитации в настоящее время достаточно разнообразны и зависят, прежде всего, от характера детско-подрост-ковой и последующей возрастной дезадаптации. Выделяются три основных типа дезадаптации: патогенная, психосоциальная и социальная, которые, в свою очередь, имеют разные степени выраженности.
Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, в основе которых лежат органические поражения нервной системы. Патогенная дезадаптация может выражаться в разных по своей степени и глубине нервно-психических заболеваниях, в разной степени выраженности отставании в умственном развитии.
Лица с тяжелыми формами нервно-психических заболеваний должны лечиться стационарно в сочетании с дополнительными психолого-педагогическими реабилитационными программами. К инвалидам с расстройствами средней тяжести и пограничного характера применимы меры медико-психологического оздоровительного сопровождения педагогического процесса в условиях учебных и воспитательных учреждений (детские сады, школы, интернаты, училища, вузы).
Наиболее полно и последовательно в нашей стране разрабо
тана Концепция реабилитации в трудах М.М. Кабанова, который
подчеркивал необходимость системного подхода к ней. По словам
М.М. Кабанова, реабилитация представляет собой «арену систем
ной деятельности», где участниками этой деятельности являются
человек (как организм и как личность), сам по себе являющий
ся «открытой системой», и окружающая его социальная и биоло
гическая среда. При этом объединение медицинской, психоло
гической и социальной моделей болезни человека в системной
концепции реабилитации является методологической установкой.
В этом плане о реабилитации можно говорить как о биопсихосо
циальной системе. Реабилитация есть и метод (процесс), и цель
(результат). <
М.М. Кабанов определил принципы системы реабилитации. Первый - единство биологических и психосоциальных методов воздействия. Речь идет о регулировании с их помощью механизмов реституции, адаптации, компенсации, физиологических и психологических механизмов защиты. Второй принцип- разносторонность (разноплановость) воздействий для реализации реабилитационной программы. Сюда включаются психологическая, профессиональная, семейная, общественная реабилитация, воспитание и обучение больного, преследующие цель формирования адекватной системы отношений личности. Третий принцип - опосредование через личность больного всех лечебно-восстановительных мероприятий («апелляция к личности»).
Четвертый принцип - ступенчатость мероприятий реабилитации. Согласуясь с положениями ВОЗ о трех этапах реабилитационных программ - медицинской, профессиональной и социальной, М.М. Кабанов предлагает следующую последовательность действий: восстановительная терапия, реадаптация, реабилитация в собственном смысле слова. На первом этапе решаются задачи предупреждения формирования психического дефекта, инвали-дизации, явлений «госпитализма», ухода в болезнь (первичная профилактика), а также, если таковые уже существуют, устранения или уменьшения этих явлений, предупреждения их дальнейшего патологического развития (вторичная профилактика) в основном методами физио- и психотерапии. На втором этапе рекомендуется стимуляция социальной активности, повышение возможностей приспособления к социальным условиям жизни, главным образом методами воспитания, обучения, трудовой деятельности (реадаптация). На третьем этапе необходима помощь в организации быта, создании или сохранении семьи, в трудоустройстве: абилитация - предоставление прав или реабилитация - восстановление прав (третичная профилактика). Медико-психологическую реабилитацию, введенную в педагогический процесс учебного заведения, принято называть сопровождением. Логичным завершением процесса сопровождения в вузе должна стать социально-психическая зрелость студента-инвалида, помимо учебно-профессиональной подготовленности и сохранности его здоровья.
Полное, равноправное включение личности в необходимые ей сферы жизни социума, достойный социальный статус, достижение возможности полноценной независимой жизни и самореализации в обществе понимаются как социальная интеграция, которая, в свою очередь, является основным показателем эффективной работы по социальной реабилитации населения. Обеспечение интеграции инвалида в общество призвана решать социальная реабилитация. Главным условием решения задач социальной реабилитации является включение человека с ограниченными возможностями в те или иные виды деятельности и общения в качестве их субъекта. Считается, что Субъектность человека связана с его способностью превращать собственную жизнедеятельность в предмет преобразования: управлять своими действиями, пла-
нировать и реализовывать программы, контролировать ц анализировать результаты поведения и деятельности.
Успешный опыт включенности инвалидов в активную социальную жизнь свидетельствует о том, что он невозможен, если в окружающей инвалида среде не будут созданы условия, В о-пеп-вых, для воспитания в семейной атмосфере достаточной самостоятельности без чрезмерной опеки; во-вторых, для равноправного общения со сверстниками не инвалидами; в-третьих, дл Я По _ лучения полноценного образования, реализующего творческий потенциал личности в той области, в которой человек, имеющий дефект развития, мог бы проявить себя.
а |
Важнейшей частью социальной реабилитации является реабилитация профессиональная. Интеграция в общество невозможн как полноценное событие вне получения инвалидами профессионального образования, вне системы его обеспечения. Ц е ИМея профессионального образования, человек с ограниченными возможностями здоровья не только не может участвовать в общественной жизни, но и заработать себе на пропитание.
Обеспечение профессионального, в том числе и главным образом высшего образования молодых инвалидов государством и обществом - сложная теоретическая и практическая проблема Согласно определению В.И. Даля, «обеспечение» означает «дать что-либо верное, снабжать всем нужным, оградить от убытков недостатка, нужды, от грозящей кому опасности».
Основу государственной системы обеспечения составляет юридическая база. Для того"чтобы обеспечить инвалидам возможность обучаться в высшей школе, необходимо создать прежде всего условия для их нормального развития и обучения на всех этапах довузовской подготовки. Здесь нужны правовые основы и государственные гарантии обеспечения инвалидов социальной защитой их семей, поскольку большинство матерей оставляют работу и посвящают свою жизнь заботе о ребенке-инвалиде а отцы, как правило, покидают такую семью.
На парламентской Ассамблее Совета Европы (1992 г.) были приняты Рекомендации № 1185 к реабилитационным программам для инвалидов. В них определялась основная роль социальных барьеров, препятствующих человеку с ограниченными возможностями здоровья быть интегрированным в общество
В этой связи общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам инвалидов. В положении к совместному постановлению Министерства труда и социального развития РФ и Министерства здравоохранения РФ № 1/30 от 29.01.1997 г. приводится нормативная классификация, где реабилитация инвалидов определяется как «процесс и система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма», а цель реабилитации формулируется как «восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация».
Таким образом, согласно правовым документам, образование инвалидов, в том числе профессиональное, приводящее к материальной независимости и социальному статусу полноценного гражданина, должно иметь междисциплинарный характер медико-психологического сопровождения педагогических технологий, адаптивных к индивидуальным нуждам инвалидов, обеспеченных всеобщей социальной поддержкой, в том числе экономической поддержкой со стороны государства.
На Генеральной Ассамблее ООН (20 декабря 1993 г.) были приняты Стандартные правила обеспечения равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность. Согласно положениям правил, обязательных для выполнения всеми членами ООН, образование инвалидов должно быть неотъемлемой частью системы общего образования. Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», принятый в 1995 г., отражает принципы, провозглашенные ООН, и предусматривает специфику образовательного процесса инвалидов в соответствии с индивидуальными программами реабилитации. В этой связи образовались три формы обучения инвалидов: общеобразовательная, специализированная, домашняя.
Проводились исследования отношения к возможности обучаться вместе с инвалидами со стороны клинически здоровых студентов. Например, сообщалось об анкетировании 162 сту-
дентов санкт-петербургских вузов технического, гуманитарного! естественно-научного профилей обучения (Кантор В.З., 2000), В исследовании выявлялось отношение студентов к инвалидам по зрению, слуху, опорно-двигательной системе применительно ко всем сферам социальной жизнедеятельности человека: сферам обучения, труда, быта, культуры. Положительное отношение к инвалидам было высказано в основном студентками гуманитарных специальностей на фоне подавляющего большинства безразличного отношения, особенно к инвалидам с тяжелыми нарушениями двигательной активности.
Специалисты предложили новый подход к разработке показаний и противопоказаний к получению инвалидами профессии. В отличие от традиционного, нозологического, перечня медицинских противопоказаний к профессии предлагается подход индивидуальный. В его основе лежит принцип выделения клинико-функциональных, физиологических и психологических критериев трудового прогноза в связи со степенью выраженности ограничений жизнедеятельности инвалида. В этой связи требуется комплексная оценка тяжести труда, включающая в себя санитарно-гигиенические, психофизиологические, производственные характеристики условий труда по 22 показателям.
Труд специалистов-инвалидов объективно необходим всему обществу, их привлечение к общественно полезной деятельности соответствует интересам государства и общества в целом. Труд инвалидов создает доход, умножает национальное достояние и тем самым облегчает задачи государства, связанные с содержанием нетрудоспособного населения. В результате происходит значительная экономия пособий по социальному обеспечению инвалидов и их иждивенцев, включая выплаты по инвалидности и болезни,
Специалисты-инвалиды являются в основном хорошими работниками. Если сравнивать качество труда инвалидов и не инвалидов по ряду объективных и субъективных показателей, а именно: производительность труда, качество выполненной работы, экономия труда, дисциплина работников, степень и эффективность их участия в техническом творчестве, в управлении производством, активность в приобретении профессиональных знаний и
умений - то выявятся не только одинаковые показатели, а даже февосходящие у работников-инвалидов.
Так, в США еще в 1981 г. было проведено обследование 1500 мужчин и женщин с различными тяжелыми формами инвалид-ности, имеющих высшее образование и без образования и т.д., а акже работающих на заводах одной из крупнейших химических компаний. Обследование показало:
1. Работающие инвалиды ни в чем не уступают, а по некото-рым показателям и превосходят здоровых лиц.
2. Наем на работу инвалидов не повлек за собой каких-либо увеличений в затратах на компенсацию в потере рабочего времени.
3. В вопросах безопасности как в рабочее, так и нерабочее вре-мя 95% работников-инвалидов показали средние или лучшие ре-зультаты, чем в целом по предприятию.
4. 91% показали средние или лучшие результаты по произво-дительности труда.
5. 93% показали средние или лучшие результаты по стабиль-ности занятости.
6. 79% показали средние или лучшие результаты по трудовой дисциплине.
Вместе с тем не все инвалиды, которые могут работать, хотят этого. В этой связи предлагается различать две формы занятости - пассивную и активную. Пассивная занятость отражает формальную сторону трудоустроенности: инвалид числится на предприятии, получая минимум в качестве зарплаты, а фактически нe работает. Активная занятость возможна на основе разработки в реализации программ профессиональной реабилитации и адаптации инвалидов, создания рабочих мест с учетом способностей и возможностей каждого.
Единственным критерием при получении работы и права ос-таваться на ней должна являться компетентность и способность с труду, а не наличие инвалидности.
Вместе с тем обращается внимание в ряде документов меж-дународного сообщества на необходимость предусмотреть, что-бы законодательство каждой страны поощряло и содействовало трудоустройству инвалидов, по возможности, на предприятиях:о свободным режимом, без строгого соблюдения норм выра-
ботки, полностью или частично оборудованными рабочими местами для инвалидов, а также обеспечивало для них работу на дому и возможность заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.
Литература
1. Кабанов М.М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. - СПб., 1998.
2. Шипицына Л.М. Специальное образование в России. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. Международный университет семьи и ребенка им. Рауля Валленбер-га.-СПб., 1997.
8.4. Обеспечение обучения инвалидов в вузе
В государственную систему обеспечения профессионального образования инвалидов, помимо правового, входят компоненты педагогического обеспечения образовательного процесса: экономическое, организационно-управленческое, кадровое, материально-техническое, научно-методическое.
Научно-методическая часть педагогического обеспечения связана с разработкой системы медико-психолого-педагогического обеспечения педагогической средой учебного заведения объективной, на основе показаний диагностики, индивидуальной возможности получения полноценного образования инвалидами. В этой связи вводится понятие индивидуальная медико-психологическая основа образования (здоровье, интеллект, мотивационно-характерологические свойства личности), которая должна учитываться в качестве принципа индивидуализации обучения в организации особых условий образования лиц с проблемами здоровья. Из биопсихосоциальных природных истоков становления человека происходит развитие в онтогенезе его физического здоровья, мо-тивационно-волевых свойств, интеллекта, личности в целом, что и определяет методологические принципы педагогического обеспечения развития человека в ситуации образования, а именно: педагогического обеспечения развития интеллекта, медико-педагогического обеспечения сохранности здоровья и физического развития, психолого-педагогического обеспечения развития личности.
В этой связи педагогическое обеспечение профессионального образования инвалидов - это методология, научная организация процесса специального сопровождения методами комплексной реабилитации и развивающей личность педагогики профессионального обучения инвалидов в системе непрерывного образования под руководством кадрового состава этих учреждений, а также контроль эффективности этого обеспечения в процессе обучения и на рабочих местах выпускников учебных заведений.
Первый этап - педагогическое обеспечение постановки задач. Он включает в себя анализ конкретной социальной и педагогической информации о составе абитуриентов-инвалидов, данных медицинской и психологической диагностики. В итоге на первом этапе (на основе собранной информации о возможностях абитуриентов) формулируется задача педагогического процесса таким образом, чтобы его условия были достаточны для обеспечения полноценного образования по государственному стандарту. Достаточность условий (обеспеченность управленческая, материально-техническая) обеспечивается в научно-методическом плане комплексом методов, адекватных поставленной задаче.
Второй этап - педагогическое обеспечение выполнения задач. Ко второму этапу обеспечения подбирается в соответствии с результатами диагностики конкретный комплекс методик, который апробируется в процессе педагогического обеспечения (или в пилотажных пробах) специалистами.
Третий этап - педагогическое обеспечение контроля выполнения задач. Отобранный на предыдущем этапе комплекс методик корректируется при необходимости в процессе его применения. Диагностируется эффект его применения.
Рассмотрим три существующих подхода к профессиональному обучению: специализированный, интегрированный, дистанционный.
Специальное образование осуществляется в учебных учреждениях или классах, специально создаваемых для лиц с определенной проблемой здоровья.
Первое специализированное учебное заведение было создано в Нидерландах в 1790 г. для глухих. Россия стала второй страной,
открывшей специализированные школы для глухих (1806 г.) и слепых (1807 г.). Широкое развитие специализированные школы для лиц с ограниченными возможностями здоровья и «проблемных» детей получили в начале двадцатого века, особенно после Второй мировой войны.
Законы «О специальном образовании» (об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья и с проблемами в поведении), согласно которым государство берет на себя расходы по функционированию специального образования, были приняты в Нидерландах (1901 г.), Италии (1923 г.), Дании (1933 г.). Китае (1951 г.), Швеции (1955 г.), Бельгии и Восточной Германии (1970 г.), Западной Германии (1973 г.), США (1975 г.), Финляндии (1977 г.), Японии (1978 г.), Великобритании и Греции (1981 г.), Франции (1989 г.).
Несмотря на функционирование в России разветвленной сети специализированных учебных заведений, до сих пор (2005 г.) отсутствует закон «О специальном образовании», обсуждение которого в Федеральном собрании РФ началось еще в 1995 г.
В США инвалиды, наряду с обучением в колледжах и университетах (до 1% от общего числа студентов), получают высшее образование в специализированных институтах для глухих (Рочес-тер) и слепых (Вашингтон). Финансовые затраты на специальное образование в связи с увеличением числа лиц с ограниченными возможностями здоровья возрастают с каждым годом и становятся обременительными для стран с высоким уровнем инвалидности, даже экономически благополучных. Это обстоятельство явилось одним из основных (правда, не афишированным) доводов перехода преимущественно к интегрированному обучению в ряде развитых стран (Швеция, США, Дания, Великобритания, Франция, Италия).
Кратко рассмотрим деятельность специализированных вузов в России.
В Государственном специализированном институте искусств Российского международного центра творческой реабилитации инвалидов (город Курск) особое внимание уделяется формированию атмосферы учебно-творческого сотрудничества студентов с различными проблемами здоровья. Вуз руководствуется принципом дополнительности: студенты с проблемами слуха, зрения,
двигательной активности объединяются и взаимодействуют группами, в которых снимается проблема их индивидуальных дефектов зрячий компенсирует незрячего, слышащий - глухого и т.д. В результате нередки случаи образования и семей такого состава.
При Красноярском государственном торгово-экономическом институте (КГТЭИ) создан образовательный Центр реабилитации и адаптации молодежи с нарушениями двигательных функций (в основном больных сколиозом). Вуз, обеспечивающий высшее экономическое образование по специальностям «Экономика и управление», «Бухгалтерский учет и аудит», входит как заключительное звено в лечебно-образовательный комплекс, в составе которого работают детский сад, средняя школа-интернат, ортопедический стационар, подготовительное отделение вуза. Учебные планы института в объеме 26 учебных часов в неделю по специальностям, соответствующим госстандартам, предусматривают большой объем самостоятельной деятельности в спецклассе, оснащенном необходимой техникой и учебно-методической литературой, курсовые работы с элементами научных исследований, элективные курсы, индивидуальные занятия. Разработана система физических упражнений и психологической адаптации для больных сколиозом с пяти- до двадцатипятилетнего возраста (в тренажерном зале, плавательном бассейне, учебном классе с использованием специального оборудования, методик лечебной физкультуры, лекций по валеологии). Создан валеологичес-кий оздоровительный центр, осуществляющий профилактические и лечебные мероприятия, направленные на коррекцию опорно-двигательной системы, восстановление соматического здоровья, развитие физических качеств.
Помимо вышеперечисленных в России функционируют специализированные вузы для инвалидов с нарушениями слуха в Новосибирске при Сибирском филиале Академии наук РФ; в Москве (Государственный специализированный Музыкальный институт искусств) для инвалидов с физическими и сенсорными нарушениями.
Институт социальной реабилитации часть учебно-воспитательного процесса проводит в лабораториях, аудиториях, библиотеке и общежитии - на территории и в атмосфере Новосибирского государственного технического университета. Процесс
обучения сопровождается системой комплексной реабилитации (Птушкин Г.С., 2000).
Физическое состояние маломобильных студентов-опорников с сопутствующими соматическими заболеваниями и психоневрологическими расстройствами предопределило создание Московского института-интерната для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы (МИИ) и функционирование в МИИ специальных подразделений (поликлинического отдела, кафедры лечебной физкультуры, научно-исследовательской лаборатории), деятельность которых имеет рекреационную, восстановительную направленность здоровьесберегающего подхода. Обучение в институте всех студентов поддерживается медицинской, оздоровительной, психологической и логопедической помощью, позволяющей сохранять их работоспособность без адаптации учебных программ и продления сроков обучения.
Интегрированное образование .
В РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) инвалиды по зрению обучаются на факультетах коррекционной педагогики и технологии предпринимательства, социально-экономическом факультете. Используется несколько форм: индивидуальное обучение в едином потоке студентов без специального сопровождения (полная интеграция); групповое обучение студентов по единому плану и со специальным сопровождением (частная интеграция). При кафедре тифлопедагогики в целях психолого-педагогического сопровождения обучения студентов-инвалидов по зрению в вузе был открыт ресурсный центр. Специалисты РГПУ им. А.И. Герцена отмечают, что, являясь вспомогательным, сопровождение должно существовать не всегда, а только там, где возникает острая проблема, его продолжительность не должна быть нормированной величиной. Методология педагогической поддержки студентов-инвалидов, интегрированных в вузовскую среду обучения и общения с клинически здоровыми студентами, предполагает ряд этапов: диагностический, поисковый, договорный, деятельностный, рефлексивный.
На диагностическом этапе определено, что наиболее значимыми проблемами для студентов, инвалидов по зрению, являются не столько учебные, сколько проблемы установления взаимопонимания со зрячими сверстниками, овладения принятыми груп-
пой нормами поведения. Студенты в этой проблемной ситуации либо полагаются только на себя, либо ищут помощи среди преч подавателей или в своей микрогруппе инвалидов. На поисковом этапе в индивидуальном порядке выявляются причины трудностей и определяются пути их преодоления на деятельностном этапе включения в интегрированные со зрячими студентами виды деятельности. Педагогическими средствами помощи могут стать групповые проекты и клубы по интересам. Рефлексивный период закрепляет позитивный опыт общения и обучения в сознании инвалида, способствует развитию его способностей к самоанализу и саморегуляции.
Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций совместно с Санкт-Петербургским механико-приборостроительным колледжем объединили свои усилия системой непрерывного образования инвалидов с нарушением слуха. Такая система позволила сократить сроки обучения выпускников колледжа в вузе до 3,5 лет.
На базе кафедры «Социальная работа» и «Менеджмент туристического бизнеса» Саратовского государственного технического университета проводится обучение студентов-инвалидов. Во Владимирском государственном университете создан центр профессиональной реабилитации инвалидов по слуху.
Челябинский государственный университет (Чел ГУ) занимается высшим образованием инвалидов с 1992 года. Коллектив специалистов разработал собственную модель сопровождения процесса обучения студентов-инвалидов в вузе. Сопровождение понимается как многоаспектный метод, который обеспечивается единством усилий педагогов, психологов, методистов, социальных и медицинских работников, других заинтересованных участников. Это органическое единство диагностики проблемы учебы, субъективного потенциала учащихся, информационного поиска путей ее разрешения, конструирования плана действий и практики его осуществления. В ЧелГУ инвалиды проходят довузовский период адаптации, специальную подготовку по основам психологии личности и общения, самовоспитания, изучают основы библиографии, методику самостоятельной работы в вузе, нормы организации интеллектуального труда, методику развития памяти и т.д.
В 2002 учебном году специализированный вуз, ранее обучавший только инвалидов-опорников, пригласил клинически здоровых абитуриентов МИИ, поменяв название (теперь это Московский государственный гуманитарный институт).
В МГТУ им. Н.Э. Баумана функционирует головной учебно-исследовательский и методический Центр профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, разрабатывающий технологии образовательно-реабилитационной среды обучения в университете студентов, инвалидов по слуху, опирающийся на опыт обучения лиц такой инвалидной проблематики начиная с 30-х годов XX века. Опыт университета заслуживает особого внимания. Специалистами вуза разработана и внедрена система дифференцированного подхода к образованию инвалидов по слуху. Суть ее состоит в том, что студенты-инвалиды первого года, в отличие от клинически здоровых студентов-первокурсников, проходят обучение по специальной подготовительной, вводной, программе. Кроме обязательных для университета блоков фундаментальных дисциплин в учебные планы вводятся специальные реабилитационные курсы, позволяющие решать задачи комплексной адаптации инвалидов к обучению в вузе наряду с клинически здоровыми студентами. По итогам первого курса и на основании экспертной оценки осуществляется выбор пути дальнейшего обучения в университете и специальности. Студенты-инвалиды, в зависимости от тех или иных индивидуальных проблем, могут продолжить обучение в интегрированной, специализированно-реабилитационной и частично пролонгированной реабилитационным сопровождением формах обучения в вузе в течение трех лет (среднетехническое образование), пяти (диплом бакалавра), семи (диплом магистра), восьми лет (диплом инженера-исследователя). Непрерывность образовательного процесса обеспечена в МГТУ как довузовской подготовкой инвалидов-абитуриентов, так и послевузовской системой повышения квалификации, трудоустройства и профадаптации выпускников на рабочих местах (система создания специальных рабочих мест, их социальной защиты и ежегодной аттестации).
Дистанционное образование.
Оснащение - в первую очередь инвалидов - компьютерными системами в современном обществе необходимо в связи с тем, что
они способны успешно компенсировать дефицит сенсомоторных способностей, утерянных человеком вследствие инвалидности. Например, речевой ввод информации в компьютер и управление компенсируют нарушения функций подвижности рук; ввод текстовой информации и компьютерный синтез речи компенсируют функциональные дефекты речи, а визуальное представление текста - недостатки слуха, дистанционное образование - нарушение со стороны опорно-двигательной системы, искусственный интеллект - ограничения памяти и мышления.
Видеокомпьютерное обеспечение инвалидов позволит решить целый ряд жизненно важных задач:
> Бытовая медицинская реабилитация посредством индивидуально запрограммированных домашних тренажеров.
> Обучение информационным технологиям, дистанционное обучение.
> Надомная работа в качестве информационного аналитика, консультанта, менеджера, редактора, сетевого оператора, Web-мастера, дизайнера, тьютора и т.д.
> Создание домашних видеокомпьютерных мини-студий, домашних офисов и мастер-студий, служащих одновременно мастерской, лавкой информационной продукции, очагом информационной культуры, учебным центром информационных технологий.
> Общение и выполнение общественных функций с помощью видеоинформации и телекоммуникаций.
> Организация досуга.
Пермская общественная организация инвалидов-военнослужащих планирует создание специализированного компьютерного класса для обучения и работы людей с различными физическими недостатками в сфере высоких технологий на базе разработок программной лаборатории. К такого рода разработкам относятся программы обучения специалистов из числа инвалидов в области использования персонального компьютера и современного программного обеспечения. Предлагаются три схемы получения дистанционного образования пользователями персонального компьютера. Первая схема предусматривает выезд студента в вуз, где он сдает приемные экзамены, получает задание, выполняет его дома, сдает экзамен в вузе и т.д. Вторая схема ограничивает-
ся выездной сдачей экзаменов в вузе, а задания студент-инвалид получает посредством Интернета. Третья схема целиком связана с применением Интернет-технологий, таких, как телеконференция, электронная почта, Интернет-чаты и др.
В Магадане создан Учебно-информационный центр независимой жизни, особо актуальный для инвалидов, проживающих на огромной территории Магаданской области. В сочетании с традиционными методами заочного обучения Центр использует новые технологии связи и передачи данных, в том числе на специальных информационных носителях (плоскопечатный шрифт Брай-ля, аудио, видео). Технические аспекты системы связи заключаются в создании на основе спутниковых терминалов малого радиуса (VSAT) сети дистанционного интерактивного обучения инвалидов. Интеграция такой сети в Интернет позволит получить высокоскоростной канал полифункционального взаимодействия, а также использовать линии телефонной связи.
Развитие современных технологий, по мнению специалистов, позволит решать такие задачи, как компьютеризированное тестирование и контроль знаний учащихся, доступ по средствам домашних компьютеров к реальным лабораторным установкам учебных заведений (программно-аппаратные средства Lab View).
Современный гуманитарный университет (СГУ) реализует дистанционный подход к обучению, основанный на максимальном использовании преимуществ новых информационно-коммуникационных обучающих технологий. Применительно к дистанционному обучению как важному звену в системе непрерывного образования возрастает значимость индивидуальной программы обучения. В этой связи в лаборатории НИИ психологии и социологии образования СГУ разработана методика ТУЗ - «темп усвоения знаний». Показатели темпа усвоения знаний стремительно возрастают от младшего подросткового возраста к студенческому, достигая наивысших значений в этом возрасте, а затем плавно снижаются.
В 2000 году в рамках научно-технической программы МО РФ в МИИ осуществлялся проект по разработке прототипа СДО - системы дистанционного образования инвалидов-опорников. Проект предусматривает:
> Разработку концепции создания СДО инвалидов-опорников, реализацию и апробацию отдельных подсистем СДО (интеллектуальные подсистемы контроля знаний и технологии обучения).
> Разработку и внедрение комплекса компьютерных программ для дистанционного контроля знаний обучаемых.
> Создание подсистемы организации учебного процесса (электронный деканат).
Дистанционное обучение развивается высокими темпами, здесь происходит внедрение лучших инновационных технологий. Если в 1993 году о российском дистанционном образовании только начинали говорить, то к 1998 году уже более сотни образовательных учреждений начали реализовывать отечественные образовательные услуги в" России, в странах ближнего и дальнего зарубежья.
В дистанционном образовании, как и в заочном, создаются вынужденные условия повышения роли самостоятельности учащихся в освоении учебного материала. Этим обстоятельством успешно пользуются педагоги, работающие по технологии авторизованного обучения. В авторизованных курсах педагоги формулируют идеи и проблемные вопросы, сгруппированные в соответствии с логикой изучаемого предмета. Анализируя проблему, ученик самостоятельно отбирает и оценивает информационные материалы, формулирует собственные суждения и выводы, тем самым
Уход за инвалидами – тяжелый труд, поскольку требуется не только круглосуточный контроль, но и организация всех процессов жизнедеятельности. Нередко это бывает связано с необходимостью изменить весь уклад жизни семьи, что связано с психологическими проблемами и стрессовыми ситуациями. Предлагаем квалифицированную медицинскую помощь и полноценный уход без бюджетных перегрузок. Вам не придется искать “недорогих” сиделок и доверяться практически незнакомым людям: у нас вашим родственникам будет комфортно и безопасно.
Молодые люди с ограниченными возможностями часто страдают не только от физических, но и от душевных недугов, поскольку им сложно смириться с мыслью о том, что они отличаются от сверстников. В нашем пансионате для пожилых людей найдется место и для молодежи, которая быстро осваивается, находит занятия по интересам и начинает активно общаться. Мы предоставляем отличные возможности для комфортного времяпровождения, обеспечиваем проведение реабилитационных мероприятий в специально оборудованных помещениях и обустройство быта в соответствии с предпочтениями наших подопечных.
Обеспечиваем профессиональный уход за молодыми инвалидами: создаем условия комфорта и безопасности
Молодым людям сложно пережить собственную “непохожесть” на ровесников. Эта душевная травма нередко приводит к развитию депрессивных состояний и обострению других хронических заболеваний. Наши специалисты разработают комплексные мероприятия, целью которых является улучшение физического и психологического состояния больного. У нас созданы условия для
Комплексных мероприятий, направленных на реабилитацию пациентов,
Организации быта и досуга подопечных,
Восстановления душевного самочувствия и гармонии с окружающим миром.
Пансионат Аннушка - это:
4-х разовое индивидуальное питание
Уход для постояльцев с болезнью Альцгеймера, Паркинсона, и деменцией
Специальные условия для лежачих постояльцев
Просторные трех- и четырехместные комнаты
Дыхательная гимнастика, лечебная гимнастика, эрготерапия
Организация досуга, активный отдых.
- 4-х разовое индивидуальное питание.
- Уход для постояльцев с болезнью Альцгеймера, Паркинсона, и деменцией.
- Специальные условия для лежачих постояльцев.
- Просторные трех- и четырехместные комнаты.
- Дыхательная гимнастика, лечебная гимнастика, эрготерапия.
- Организация досуга, активный отдых.
Комплексная реабилитация в пансионате «Аннушка» - полноценный уход за молодыми инвалидами
Наш пансионат оснащен всем необходимым для комфортного проживания пациентов с ограниченными возможностями:
- просторными комнатами с мебелью и удобствами;
- пандусами и поручнями;
- вспомогательными средствами передвижения: колясками, ходунками, костылями.
Мы обеспечиваем:
- полноценное четырехразовое питание;
- мониторинг за проведением медицинского лечения;
- выполнение необходимых профилактических и восстановительных процедур;
- помощь и поддержку (в требуемом объеме) при самообслуживании.
Но одной из приоритетных задач персонала пансионата «Аннушка» является психологическая реабилитация молодых инвалидов, которая включает:
- психотерапевтическое лечение;
- проведение общественно-развлекательных мероприятий, праздников с участием проживающих;
- общение по интересам со сверстниками;
- ежедневные прогулки, групповые занятия лечебной и дыхательной гимнастикой.
«Пансионат Аннушка» для пожилых людей в Московской области: порядок оформления
Позвоните нам по телефону или закажите обратный звонок. *Специалист задаст Вам несколько вопросов, чтобы предварительно оценить физическое и психическое состояние будущего подопечного. *После этого мы подберем для подопечного программу проживания и сообщим стоимость размещения в нашем пансионате.
Позвоните нам по
телефону или
закажите обратный
звонок.
Сдайте анализы (об анализах подробней) или предоставьте выписку из больницы.
Сдайте анализы или
предоставьте выписку
из больницы.
Заключите договор - для этого понадобится: Ваш паспорт и подопечного (возвращаются после снятия копий); Полис ОМС подопечного (возвращается после снятия копии)
Возможно заключение договора с выездом на дом.
Заключите договор
(Возможно заключение
договора с выездом на дом).
Фотогалерея нашего пансионата
Мы не оставляем молодых людей в четырех стенах один на один с проблемами и осознанием собственной физической неполноценности. Активная интеграция в общественную жизнь пансионата позволяет нашим пациентам вернуть уверенность в себе, создает положительную мотивацию для дальнейшего развития и социальной адаптации.
Узнать больше:
- Детальная информация о проживании в частном пансионате для инвалидов.
- Уточнить цены частного пансионата для инвалидов в Подмосковье.
Преимущества пансионата
Преимущества дома престарелых
Воспользовавшись услугами пансионата для пожилых людей, Вы получаете следующие преимущества:
Отличное
месторасположение
Мы находимся в транспортной
доступности для людей,
проживающих в Москве и области,
несмотря на то, что нас окружает
живописная природа.
Организация интересного досуга
В частном пансионате для одиноких
пожилых людей опытные
сотрудники проводят занятия по
рисованию и чтению.
Мы организуем коллективные
прогулки на свежем воздухе и
все вместе играем в настольные игры.
Заботливый и опытный персонал
Наш дом для людей
престарелого возраста
предлагает услуги лучших
сотрудников, квалификация
которых подтверждена
документально и проверена
временем.
Социальная адаптация
Проживая у нас, пожилые
люди не чувствуют себя
одинокими и социально
неосведомленными.
Абсолютная безопасность
Мы гарантируем круглосуточное
наблюдение и оказываем
своевременную медицинскую
помощь.
Комплексная реабилитация молодых инвалидов в системе социальной защиты ярославской области на базе Красноперекопского психоневрологического интерната
М.В.Пчелкина
заместитель директора по медицинской части ГБУ СО ЯО Красноперекопский психоневрологический интернат
Термин «инвалид» происходит от латинского слова «valid» (действенный, полноценный, могущий) и в дословном переводе может означать «непригодный», «неполноценный». Определяя генеральные принципы демократического жизнеустройства гражданского общества в международных документах, Организация Объединенных Наций в 1975 году приняла Декларацию о правах инвалидов, где сказано: инвалид «обозначает либо лицо, которое не может самостоятельно обеспечивать полностью или частично потребности нормальной личности и/или социальной жизни в силу недостатка, врожденного или приобретенного, физических или умственных возможностей».
Реабилитационный процесс в отношении с умственными и физическими отклонениями в стационарных учреждениях социального обслуживания имеет определенную специфику.
Большой опыт реабилитационной работы среди молодых инвалидов накоплен сотрудниками Красноперекопского психоневрологического интерната г.Ярославля. На базе этого интерната с 1992 г. функционирует реабилитационное отделение, рассчитанное на 100 коек.
Цель работы отделения - закрепление остаточной трудоспособности инвалидов с различными степенями умственной отсталости, их рациональное трудоустройство, осуществление медицинской помощи, проведение мероприятий по социально-бытовой адаптации, обучение трудовым и санитарно-гигиеническим навыкам, а также воспитательная, культурно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа.
Для выполнения этих задач в штатном расписании реабилитационного отделения существуют должности: психолога, методиста, дефектолога, воспитателей, инструкторов по труду и медицинские кадры врачей-психиатров, фельдшера, медицинских сестер и санитарок.
В отделении имеются лечебно-диагностические кабинеты, работает трудовой воспитательный центр, в которой входят 2 учебных класса, 2 кабинета домоводства, швейная мастерская, укомплектованная 26 электрошвейными машинами, оверлоком, раскройными столами, утюгами; столярная мастерская с деревообрабатывающими станками. Кроме того, в интернате имеется спортивный зал с набором спортивного инвентаря; зал лечебной физкультуры (ЛФК) с различными тренажерами; зал для отдыха, где инвалиды проводят свой досуг в вечернее время, телевизионная комната, библиотека, видеотека.
Отделение расположено в новом 3-х этажном корпусе. Инвалиды проживают в комнатах по 2-3 человека, есть одноместные комнаты. Комнаты для проживания уютно оформлены, оснащены необходимой мебелью. Имеют дополнительное оборудование, которое позволяет скрасить быт и досуг инвалидов.
В настоящее время в отделении проживает 100 инвалидов, 57% из которых составляют женщины и 43% - мужчины. Возраст проживающих от 18 до 45 лет.
По нозологическому составу более ¾ - умственная отсталость, в основном, средняя степень, менее ¼ составляют органические заболевания ЦНС, эпилепсия, шизофрения.
Принимаются в реабилитационное отделение в основном выпускники Гаврилов-Ямского детского дома-интерната и небольшой процент детей после окончания специализированных коррекционных школ-интернатов, из психбольниц, из домашних условий от родственников. Также мы берем инвалидов из других домов-интернатов общего и психоневрологического типа, а после получения ими профессий выпускаем в те же дома-интернаты. Это соответствует принципу преемственного, отражающему специфику стационарных учреждений системы социального обслуживания.
Обучение в интернате, в основном трудовое, проводится по следующим специальностям: санитарка-уборщица, дворник, грузчик, подсобный рабочий. Такие профессии получают 4-7 человек. Еще 10 - 15 человек обучаются следующим видам труда: уборка помещений, чистка овощей, уход за растениями, уборка территории. Некоторые инвалиды по своему интеллектуальному уровню могут обучаться вне интерната: в вечерней школе, в швейном училище на швею; в учкомбинате на парикмахера, столяра, маляра и садовника. В последние годы ребят с такими способностями бывает по 5-6 человек ежегодно.
Обучение профессиональным навыкам и трудоустройство молодых инвалидов является главной особенность реабилитационного отделения. Это помогает избежать их изоляции от общества, облегчает социальную адаптацию.
Трудоустройство проводится с учетом уровня остаточной трудоспособности, интеллектуальной состоятельности и приобретенных ранее навыков инвалидов. Их рациональное трудоустройство в рамках возможностей реабилитационного отделения представляет собой несколько направлений. Оно бывает внутри интерната на неполные должности (до 45 чел.), в другие интернаты системы социальной защиты населения после перевода из реабилитационного отделения (5-7 чел.), кроме того, в швейную мастерскую (до 27 чел.) и вне интерната (13-15 чел.). О трудоустройстве вне интерната хочется сказать отдельно.
Во-первых, интернат с 2004 года имеет статус инновационно-экспериментального учреждения в связи с формированием нового отделения социальной адаптации. Целью его работы является создание оптимального режима проживания молодых инвалидов, предусматривающего минимальную опеку, доминирующее самоуправление и самообслуживание. По сути дела, это промежуточный этап к интеграции в общество с расширением их социальных возможностей. В отделении сейчас проживает 6 человек. Все трудоустроены вне интерната: 2 дворника в детском саду и магазине «Тройка», 1 человек - подсобным рабочим на электромеханическом заводе, 2 девушки - уборщицы в торгово-экономическом техникуме, 1 - швея в МЦОРе. На предприятиях, где работают инвалиды, имеются положительные отзывы. Ребята, проживающие самостоятельно, ведут домашнее хозяйство, закупают продукты, готовят завтраки и ужины. Таким образом, с одной стороны, работая на предприятиях и проживая самостоятельно, ребята имеют возможность психического развития, адаптации к социальной инфраструктуре, формированию у них устойчивых психологических установок на полноценное участие в жизни общества; с другой стороны, в них заинтересовано общество и государство, они становятся полноценными налогоплательщиками и трудовыми ресурсами в малоквалифицированных профессиях.
Кроме трудовой реабилитации среди молодых инвалидов активно проводится разнообразная культурно-массовая, физкультурно-оздоровительная, медицинская работа.
Молодые инвалиды реабилитационного отделения и отделения социальной адаптации участвуют во всех спортивных областных соревнованиях для инвалидов, а также по программе «малые олимпийские игры» и не раз становились призерами таких спортивных соревнований.
По вопросам анализа и обобщения опыта инновационно-экспериментальной работы проводились семинары медицинских работников и воспитателей, как внутри интерната, так и в интернатах, где проживают наши выпускники. Таким образом, главной целью нашей работы является приобщение инвалидов к культурным ценностям, современным знаниям. Это воспитывает структуру личности человека, повышая тем самым качество жизни инвалида.
Вся работа, проделанная сотрудниками интерната за эти годы, свидетельствует о его развитии. Штатное расписание заполнено квалифицированными специалистами, что позволяет выстраивать перспективные планы на будущее.
При организации своей работы мы интересовались опытом реабилитационных мероприятий, проводимых в Германии. Работа реабилитационного отделения Красноперекопского психоневрологического интерната переплетается с подобной деятельностью организованной в Германии. Функции реабилитационного отделения в Германии выполняет отделение социальной реабилитации, находящееся в структуре психоневрологических больниц. Эти отделения включают в себя еще общежития социальной адаптации, создающиеся для длительного пребывания инвалидов и осуществляющие адаптационную подготовку их к жизни. Там они самостоятельно готовят пищу в специально оборудованных кухнях, обследуются врачами, работают в специализированных предприятиях 9фирмах дополнительного заработка и интегративных фирмах). Также, в структуре отделения социальной реабилитации в Германии существует контактно-консультационный пункт. Эти пункты оборудуются как клубы или кафе. В них планируется проведение досуга на каждый день и на конец недели, создаются танцевальные и музыкальные группы, дискотеки, посещения музеев, театров, походы, занятия по изготовлению поделок, беседы за чашкой кофе и многое другое. Сфера проведения досуга курируется на общественных началах. В идеальном случае, помощниками - волонтерами. Из всего вышеперечисленного следует, что различия в нашей деятельности лишь в формальной принадлежности отделений социальной реабилитации в Германии - к системе здравоохранения, а в России - к системе социальной защиты.
В целом же, цели и задачи этой работы совпадают и доказывают необходимость реабилитационной работы среди инвалидов, показывают актуальность ее во всем мире.
Особенности работы с молодыми инвалидами и специфика реабилитации молодых людей с множественными нарушениями
Совершенствование процессов организации и методики процессов реабилитации инвалидов неизбежно требует изначального определения характера и уровня реабилитационного потенциала (РП). При этом сам реабилитационный потенциал, как и собственно процесс реабилитации, следует рассматривать как системное, комплексное, целостное образование.
Реабилитация молодых инвалидов включает в себя:
Психолого – педагогическую реабилитацию.
Социальную реабилитацию
Физкультурно – оздоровительную реабилитацию.
Социокультурную реабилитацию.
Трудовую реабилитацию.
Медицинскую реабилитацию.
Арт – терапия (концертная деятельность, ИЗО, досуг).
Особенности работы с молодыми инвалидами заключаются в том, что, молодым людям необходимо помочь, а иногда и создать условия для обучения профессии. Помощь в трудоустройстве.
Согласно ФЗ № 181 « о обеспечении жильем детей инвалидов…», оказать помощь в постановке на жилищную очередь до достижения 23 летнего возраста.
Для успешной реабилитации молодых инвалидов необходимо:
1. С помощью различных психологических методик адекватно определить (РП).
2. Коллегиально разработать индивидуальную программу реабилитации инвалида (ИПР).
3. Создать необходимые условия для реабилитации молодых инвалидов с учетом индивидуальных психофизических особенностей.
Особое внимание уделяется социально трудовой реабилитации, а именно:
Трудовое воспитание и обучение, формирование трудовой установки.
Профессиональная ориентация.
Подбор доступных видов труда.
Профессиональное обучение, в т.ч. обучение на рабочем месте.
Трудовая терапия.
Содействие в трудоустройстве (при легкой умственной отсталости, и нарушении опорно – двигательного аппарата).
Трудоустройство в лечебно – производственных мастерских, на штатных должностях учреждения.
Комплексное сопровождение социально трудовой реабилитации.
Одним из главных аспектов успешной реабилитации является максимальная занятость молодых инвалидов. А также социокультурная реабилитация играет колосальную роль в развитии реабилитанта, формирование эстетического вкуса, этики поведения, помогут молодому инвалиду успешно интегрировать в общество.
Физкультурно – оздоровительные мероприятия «идут» параллельно с медицинской реабилитацией, без которых тоже не возможна полноценная реабилитация молодых людей с ограниченными возможностями.
Специфика реабилитации молодых инвалидов в РО еще заключается в том, что, ребята условно делятся на группы:
1. По способностям и интересам.
2. По состоянию здоровья (диагноз).
3. По интеллектуальным возможностям.
Что помогает определить реабилитационный потенциал молодого инвалида.