Что такое онтология? Каковы основные вопросы и понятия онтологии? Философская онтология

Понятие об онтологии. Онтология – учение о бытие и о сущем. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего; соотношение между бытием (абстрагированная природа) и сознанием духа (абстрагированный человек) --- основной вопрос философии (об отношении материи, бытия, природы к мышлению, сознанию, идеям).

Основные направления онтологии

    Материализм отвечает на основной вопрос философии так: материя, бытие, природа первичны, а мышление, сознание и идеи вторичны и появляются на определенном этапе познания природы. Материализм подразделяется на следующие направления:

    • Метафизический . В его рамках вещи рассматриваются вне истории их возникновения, вне их развития и взаимодействия, несмотря на то, что считается, что они материальны. Основные представители (самые яркие - это французские материалисты XVIII века): Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций, так же к этому направлению можно отнести и Демокрита.

      Диалектический : вещи рассматриваются в их историческом развитии и в их взаимодействии. //Основатели: Маркс, Энгельс.

    Идеализм : мышление, сознание и идеи первичны, а материя, бытие и природа вторичны. Подразделяется также на два направления:

    • Объективный : сознание, мышление и дух первичны, а материя, бытие и природа вторичны. Мышление отрывается от человека и объективизируется. Тоже происходит с сознанием и идеями человека. Основные представители: Платон и Гегель (XIX век) (вершина объективного идеализма).

      Субъективный . Мир – это комплекс наших отношений. Не вещи вызывают ощущения, а комплекс ощущений есть то, что мы называем вещами. Основные представители: Беркли, так же можно отнести и Дэвида Юма.

Проблематика. Помимо разрешения основного вопроса философии онтология занимается изучением ряда других проблем Бытия.

    Формы существования Бытия, его разновидности. (чо за бред? может это все не надо?)

    Статус необходимого, случайного и вероятного – онтологический и гносеологический.

    Вопрос о дискретности/непрерывности Бытия.

    Имеет ли Бытие организующее начало либо цель, или развивается по случайным законам, хаотически.

    Действует ли в Сущем четкие установки детерминизма или оно случайно по своему характеру.

    Ряд других вопросов.

Онтология: основные темы, проблемы и направления. (Основные направления в онтологии.)

Онтология - учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Онтология выделилась из учений о бытии тех или иных объек-тов как учение о самом бытии еще в раннегреческой философии. Парменид и другие элеаты, противопоставив обманчивую видимость чувственного мира истинному бытию, построили онтологию как учение о вечном, не-изменном, едином, чистом бытие(т.е. истинно существует только само бытие). Гераклит; бытие - непрерывно становящееся. Бытие противостоит небытию. С другой стороны досократики различали бытие "по истине" и бытие по "мнению", т. е. идеальную сущность и реальное существование. Последующие онтологические тео-рии - поиск начала бытия("корни" Эмпедокла, "семена" Анаксагора, "атомы" Демокрита). Подобное понима-ние позволяло объяснить связь бытия с конкретными предметами, умопостигаемого с чувственным восприяти-ем. Платон противопоставил чувственное бытие чистым идеям в своей онтологии "идей". Бытие есть совокуп-ность "идей" - умопостигаемых форм или сущностей, отражением которого является многообразие веществен-ного мира. Платон провел границу не только между бытием и становлением (т.е. текучестью чувственно вос-принимаемого мира), но и между бытием и "безначальным началом" бытия (т.е. непостижимой основой, назы-ваемой им также "благом"). В онтологии неоплатоников это различие зафиксировано в соотношении "единого" и "ума". Онтология у Платона тесно связана с учением о познании как интеллектуальном восхождении к ис-тинно сущим видам бытия. Аристотель преодолевает противопоставление сфер бытия (поскольку для него форма - неотъемлемая часть бытия) и строит учение о различных уровнях бытия.

Средневековая христианская философия противопоставляет истинное божественное бытие и неистинное, со-творенное бытие, различая при этом Действительное бытие (акт) и возможное Бытие (потенцию), сущность и существование, смысл и символ. Абсолютное бытие отождествляется с богом, множество чистых сущностей понимается как бытие, посредующее между богом и миром. Часть этих сущностей (эссенций), наделяемых бо-гом благодатью бытия, толкуются как наличное существование (экзистенция).

В эпоху Возрождения общее признание получает культ материального бытия, природы. Этот новый тип миро-ощущения подготовил концепции Бытия 17-18 вв. В них Бытие рассматривается как реальность, противостоя-щая человеку, как сущее, осваиваемое человеком в его деятельности. Отсюда возникает трактовка бытия как объекта, противостоящего субъекту, как косной реальности, которая подчинена слепым, автоматически дейст-вующим законам (например, принципу инерции).В трактовке бытия исходным становится понятие тела, что связано с развитием механики. В этот период господствуют натуралистически-объективистские концепции бытия, в которых природа рассматривается вне отношения к ней человека, как некоторый механизм, который действует сам по себе. Для учений о бытие в новое время был характерен субстанциональный подход, когда фиксируется субстанция (неуничтожаемый, неизменный субстрат Бытия, его предельное основание) и ее свой-ства. С различными модификациями подобное понимание бытия обнаруживается в философских системах 17-18 вв. Для европейской натуралистической философии этого времени Бытие - предметно сущее, противостоя-щее и предстоящее знанию. Бытие ограничивается природой миром естественных тел, а духовный мир стату-сом бытия не обладает. Наряду с этой натуралистической линией, отождествляющей Бытие с физической ре-альностью и исключающей сознание из бытия. В новоевропейской философии формируется иной способ ис-толкования бытия, при котором последнее определяется па пути гносеологического анализа сознания и само-сознания. Он представлен в исходном тезисе метафизики Декарта - "мыслю, следовательно, существую"; в трактовке Лейбницем Бытия как духовных субстанций-монад, в субъективно-идеалистическом отождествле-нии Беркли существования и данности в восприятии. У философских эмпириков онтологические проблемы отходят на второй план (у Юма онтология, как самостоятельная доктрина вообще отсутствует).

Поворотный пункт в истории онтологии - "критическая философия" Канта противопоставившая "догматизму" старой онтологии новое понимание объективности как результата оформления чувственного материала категориальным аппаратом познающего субъекта. По Канту, вопрос о бытие самом по себе не имеет смысла вне сферы действительного или возможного опыта. Для Канта бытие не является свойством вещей; бытие - это общезначимый способ связи наших понятий и суждений, причем различие между природным и нравственно-свободным бытием заключается в различие форм законополагания - причинности и цели.

Фихте, Шеллинг и Гегель вернулись к докантовской рационалистической традиции построения онтологии на основе гносеологии: в их системах бытие является закономерным этапом развития мышления, т. е. моментом, когда мышление выявляет свое тождество с бытием. Однако характер отождествления бытия и мысли (соот-ветственно онтологии и гносеологии) в их философии, делающей содержательной основой единства структуру субъекта познания, был обусловлен кантовским открытием активности субъекта. Для Фихте подлинным быти-ем является свободная. Чистая деятельность абсолютного "Я", материальное бытие - продукт осознания и са-мосознания "Я". У Фихте в качестве предмета философского анализа выступает бытие культуры - духовно - идеальное бытие, созданное деятельностью человека. Шеллинг видит в природе неразвитый дремлющий разум, а подлинное бытие в свободе человека, в его духовной деятельности. В идеалистической системе Гегеля бытие рассматривается как первая, непосредственная ступень в восхождении духа к самому себе. Гегель свел духовное человеческое бытие к логической мысли. Бытие у него оказалось крайне бедным и по сути дела негативно определяемым (бытие как нечто неопределенное, бескачественное), что объясняется стремлением вывести бытие из актов самосознания, из гносеологического анализа знания и его форм. Подвергнув критике прежнюю онтологию, пытавшуюся построить учение о бытие до и вне всякого опыта, без обращения к тому, как мыслиться реальность в научном знании, немецкий классический идеализм (особенно Кант и Гегель) выявил такой уровень бытия, как объективно-идеальное бытие, воплощающееся в различных формах деятельности субъекта. С этим был связан в понимании бытия, характерный доя немецкого классического идеализма. Строение бытия постигается не в статическом созерцании, а в его историческом и логическом порождении; онтологическая истина понимается не как состояние, а как процесс.

Для западно-европейской философии 19 в. характерно резкое падение интереса к философии как самостоя-тельной философской дисциплине и критическое отношение к онтологизму предшествующей философии. С одной стороны достижения естественных наук послужили основой для попыток нефилософского синтетиче-ского описания единства мира и позитивистской критики онтологии. С другой стороны, философия жизни пы-талась свести онтологию (вместе с ее источником - рационалистическим методом) к побочному прагматиче-скому продукту развития иррационального первоначала ("воли" у Шопенгауэра и Ницше). Неокантианство развивали гносеологическое понимание природы онтологии, намеченное еще в немецкой классической фило-софии.

К концу 19- началу 20 вв. на смену психологическим и гносеологическим трактовкам онтологии, ориентирую-щие на возврат к онтологизму. Так в феноменологии Гуссерля разрабатываются пути перехода от "чистого сознания" к структуре Бытия, к полаганию мира без субъективных гносеологических привнесений.

Неотомизм возрождает и систематизирует онтологию средневековой схоластики (прежде всего Фомы Аквин-ского). Различные варианты экзистенциализма, пытаясь преодолеть психологизм в трактовке природы челове-ка, описывают структуру человеческих переживаний как характеристики самого бытия. Хайдеггер в своей "фундаментальной онтологиии" вычленяет при помощи анализа наличного человеческого бытия "чистую субъективность" и стремится освободить её от "неподлинных" форм существования. При этом бытие понимается как трансценденция, не тождественная своим опредмеченным проявлениям, т. е. сущему. В современной буржуазной философии подобным тенденциям противостоит неопозитивизм, рассматривающий все попытки возрождения О. как рецидивы заблуждений философии и теологии прошлого. С т. зрения неопозитивизма все антиномии и проблемы онтологии решаются в рамках науки или устраняются путём логического анализа языка.

Марксистская философия на основе теории отражения и раскрытия диалектики субъекта и объекта в процессе практической деятельности человека преодолела характерное для домарксистской и современной западной философии противопоставление онтологии и гносеологии. Фундаментальный принцип диалектического мате-риализма - совпадение диалектики, логики и теории познания. Законы мышления и законы бытия совпадают по своему содержанию: диалектика понятий является отражением диалектического движения действительного мира. Категории материалистической диалектики имеют онтологическое содержание и одновременно выпол-няют гносеологические функции: отражая объективный мир, они служат ступеньками его познания.

Современное научное познание, для которого характерен высокий уровень абстрактности, порождает ряд он-тологических проблем, связанных с адекватной интерпретацией теоретических понятий и обоснованием теоретических фундамента новых направлений и методологических подходов (напр., квантовая механика, космология, кибернетика, системный подход).

Основные формы бытия.

Категория бытия допускает любую форму существования мира. Мир существует в бесконечном многообразии проявлений и форм, включает в себя бесчисленное множество конкретных вещей, процессов, явлений, которые объединяются в определенные группы, различающиеся спецификой своего бытия. Каждая наука исследует закономерности развития конкретной специфической разновидности бытия, которая определяется предметом данной науки. В философском анализе целесообразно выделить следующие основные специфические формы бытия :

1) Бытие вещей, явлений и процессов, в котором в свою очередь необходимо различать:

а) бытие явлений, процессов и состояний природы, так называемая «первая» природа;

б) бытие вещей, предметов и процессов, произведенных человеком, «вторая» природа.

2) Бытие человека, в котором можно выделить:

а) бытие человека в мире вещей;

б) специфически человеческое бытие;

3) Бытие духовного (идеального), в котором выделяются:

а) индивидуализированное духовное;

б) объективированное духовное;

4) Бытие социального:

а) бытие индивида;

б) бытие общества.

Бытие вещей, явлений и состояний природы, или бытие первой природы, существует до, вне и независимо от сознания человека. Бытие каждого конкретного явления природы ограничено во времени и пространстве, оно сменяется их небытием, а природа в целом бесконечна во времени и пространстве. Первая природа является объективной и первичной реальностью , ее большая часть и после возникновения рода человеческого по-прежнему существует как совершено самостоятельная, независимая от человечества реальность.

«Вторая природа» - бытие вещей и процессов, произведенных человеком, - зависит от первой, но, будучи произведенной людьми, она воплощает в себе единство природного материала, определенного духовного (идеального) знания, деятельность конкретных индивидов и социальных функций, предназначения данных предметов. Бытие вещей «второй природы» есть социально-историческое бытие, комплексная природно-духовно-социальная реальность, она может вступать в конфликт с бытием первой природы, находясь в рамках единого бытия вещей и процессов.

Бытие отдельного человека представляет собой единство тела и духа. Человек для самого себя и первая, и «вторая природа». Не случайно в традиционной, классической философии человека нередко определяли как «мыслящую вещь». Но бытие человека как мыслящей и чувствующей «вещи» в мире природы явилось одной из предпосылок возникновения и общения, т.е. предпосылкой формирования специфики человеческого бытия. Бытие каждого конкретного человека есть взаимодействие, во-первых, мыслящей и чувствующей «вещи» как единства природного и духовного бытия, во-вторых, индивидуальной особи, взятой на данном этапе эволюции мира вместе с миром, и, в-третьих, как социально-исторического существа. Его специфика проявляется, например, в том, что: без нормального функционирования в человеке его духовно-психической структуры человек как целостность не полноценен; здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой духовной, умственной деятельности; человеческая деятельность, телесные действия человека зависят от социальной мотивации.

Бытие каждого конкретного индивида ограничено во времени и пространстве. Но оно включено в безграничную цепь человеческого бытия и бытия природы и является одним из звеньев социально-исторического бытия. Человеческое бытие в целом - реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Но, будучи единством объективного и субъективного, человек не просто существует в структуре бытия. Обладая способностью познавать бытие, он может и влиять на него, к сожалению, далеко не всегда позитивно. Поэтому так важно для каждого человека осознать свое место и роль в единой системе бытия, свою ответственность за судьбы человеческой цивилизации.

Немного из истории термина

Термин «онтология» был введен философом из Германии Рудольфом Гоклениусом. В процессе развития вкладываемые в него понятия неоднократно изменялись. В средневековые времена, пытаясь составить учение о бытии, его рассматривали как философское доказательство истин в религии. С наступлением онтология в философии стала представлять собой часть метафизики, изучающей сверхчувственную структуру всего существующего.

Сегодня онтология -- это раздел философии о бытии, сверхчувственном мире и мире в целом.

Таким образом, термины «метафизика» и «онтология» близкие между собой по значению. Некоторое время они употреблялись как синонимы. Со временем термин «метафизика» вышел из употребления, а его место по праву заняла онтология.

Объект изучения в онтологии

Есть два основных аспекта -- бытие и небытие, -- изучением которых занимается онтология в философии. Для философского осмысления всего существующего в мире категория бытия выступает в качестве исходной. Онтологическое исследование мира предусматривает использование целой системы философских категорий, основными из которых являются понятия бытия и небытия.

Бытие представляет собой всеохватывающую реальность, то, что существует, есть на самом деле. Понятие «бытие» включает в себя мир, который существует реально. Он составляет основу всех явлений и вещей, гарантирует их наличие. Небытие -- это отсутствие, ирреальность всего, представляющего собой конкретное, сущее. Таким образом, онтология -- это раздел философии о сущем, бытии.

Зарождение и развитие онтологии

Какие же этапы становления прошла онтология в качестве науки и вопрос о бытии возникают одновременно. Впервые его изучением занялся философ античности Парменид. Для него бытие и мысль являлись тождественными понятиями. Также он утверждал, что бытие не появилось откуда-то и уничтожить его также невозможно, оно недвижимо и никогда не закончится во времени. Небытие, по его мнению, не существует.

Демокрит придерживался точки зрения, что все сущее составляют атомы, таким образом признавая бытие и небытие.

Платоном было противопоставлено мир духовных идей и сущностей -- то, что представляет истинное бытие, миру чувственных вещей, которым свойственно изменяться. Он признавал и бытие, и небытие.

Аристотель представлял материю как «бытие в возможности».

В учениях, которые возникли в средние века, под бытием понимали самого Бога. С наступлением Нового времени онтология в философии трактовала бытие как разум, сознание человека. Единственным, несомненным и подлинным бытием являлись личность, ее сознание и потребности, ее жизнь. Оно состоит из таких основных форм: духовное и материальное бытие человека, бытие вещей, бытие общества (социальное). Такое единство помогает представить общую основу всего существующего.

Философско-правовая онтология

В чем состоит суть права в целом, невозможно понять без уяснения, что представляет собой философско-правовая онтология.

Реалиям повседневной жизни противопоставлена система нормативно-оценивающего мира, которой подчиняется человек. Она диктует каждой личности различные правила и требования -- политические, моральные, правовые. Эта система также вносит определенные нормы в жизненный мир каждого (например, с какого возраста можно посещать школу, принимать участие в выборных процессах, вступать в брак, привлекаться к административной и уголовной ответственности), предписывает определенные нормы поведения.

Таким образом, философско-правовая онтология -- это способ организации и трактовка некоторых сторон социальной жизни и в то же время бытия человека. Бытие права и собственно бытие имеют существенные различия, ведь правовым бытием предусмотрено выполнение определенных обязанностей. Человек должен подчиняться законам, принятым в обществе. Поэтому философско-правовая онтология - это раздел науки, имеющий свою специфику. Бытие права он рассматривает как «бытие-обязанность». Право представляет собой сферу должного, а именно того, что «зримо» как бы не существует, но реальность которого имеет большое значение в жизни каждого представителя общества.

Под правовой реальностью подразумевается еще и система, которая существует в рамках бытия человека. Она состоит из элементов, которым свойственно выполнение определенных функций. По сути, это надстройка, которая включает в себя правовые учреждения, отношения и сознание.

Онтология в философии занимает значимое место, особенно в становлении философской мысли и современных научных теориях. Учение обо всем сущем стремится объяснить природу и взаимосвязь предметов: материальных и нематериальных.

Определение учения

Онтология -это подраздел систематической философии о бытие, которая в общефилософской системе выступает в качестве одной из ее составляющих. Если рассматривать это направление, как раздел философии, то онтология занимается изучением фундаментальных основ устройства, истоков и характеристик мироздания.

Понятие онтология впервые введено Р. Гоклениусом (1613 г.) и одновременно И. Клаубергом, которые применил термин, как «онтософия» в виде эквивалентия к определению «метафизика» (1656 г.).

Позднее, понятие было рассмотрено и расширено в работах Хр. фон Вольфа («Первая метафизика, или Онтология», 1730 г.), где учение изучается в качестве фундаментальной части метафизики. В Европе 18 века работы Хр. Вольфа становятся популярными.

Однако, затем, К.Больф разделил понятия метафизики и онтологии. Эволюция бытия происходит двумя путями:

  1. Бытие, как неосязаемое, неощущаемое. Это закономерное явление, которое строится на универсальных закономерностях.
  2. Развитие бытия, как философской природы.

Переломный момент завершается Кантом, который провозглашает априорные типы чувственности, благодаря которым субъект может принимать бытие.

Онтология, гносеология, аксиология и антропология считаются основными разделами философии.

Как развивалась онотологическая мысль

Развитие философии обо всем сущем, делится на следующие периоды:

  1. Античность. Проблемы онтологического учения восходят к досократовскому времени. Огромный вклад в расширение онтологического знания внесен Платоном и Аристотелем. В это время проводится поиск истоков материального и идеального. Ответы ищутся в природе. Философы стараются отыскать первоначало.
  2. Средневековье. В средневековой онтологии внимание уделялось проблемам существования универсалий - неких абстрактных субстанций. В этот период познается сущность бытия Бога. Онтология используется для решения теологических вопросов.
  3. 16 век связан с появлением термина «онтология», который введен Я. Лорхардом. В 1606 году он опубликовал работу, где впервые было прописано слово «онтология». Затем Р. Гоклениус и И. Клауберг также используют этот термин в своих произведениях. Христиан фон Вольф закрепил употребления термина на практике. В этот временной интервал учение изучает методы научного знания.
  4. 20 век. В это время, проблемами онтологической философии занимались Н. Гартман, М. Хайдеггер и другие философы. Особое место в философии современности занимают онтологические вопросы сознания. В центре всего стоит проблема осознания человеческого существования в универсуме. В это время, изучается бытие с различных сторон, связанных с плюрализмом направлений.

Онтологическая теория

Классическая философия рассматривает онтологическое учение, как совокупность общепринятых понятий бытия, которые характеризуют его к деятельности людей без прямого отношения к ним, к их познанию и образу мыслей. Онтология - своеобразная картина реальности, обозначающая место человека в мироздании, позицию различных видов деятельности и познания, назначение и границы конкретных наук. Таким образом, учение становится над философским и научным познаниями, являясь их обобщением и объединяя разнообразные интерпретации бытия в категорийной системе.

Ближе к середине 20 века, ясно выявляется ограниченность бытийного учения в традиционном понимании, которое претендует на объединение метафизических законов бытия, но ограничено к изучению новых областей реальности. Онтология не использует инструменты научной познавательной деятельности и пренебрегает обширным количеством форм человеческого опыта и схемами взаимоотношений индивидуумов.

Кризисное состояние классической онтологии раскрывает в учении отсутствие точного понимания источников мироздания из деятельности, взаимозависимости данных понятий от различных условий. Таким образом, встает вопрос: или философское направление отказывается от традиционной онтологии и затем базируется на развитии научных дисциплин (их методологии и картинах действительности), или строится онтологическое учение нового типа, который формируется на основе понятий бытия человека и проецирует человеческий опыт на мироздание.

Данная ситуация напрямую указала на то, что учение строится на предпосылках, оно зависит от обусловленных культурой форм общественного бытия. В связи с этим современная неоклассическая философия рассматривает онтологию, как раскрытие методов бытия с неопределенным статусом.

В области научных дисциплин, данное направление определяется, как система некой сферы объектных знаний, которая представляет собой концептуальную систему, состоящую из организованных данных из совокупности предметов, их классов и взаимосвязей.

В области методологического знания, онтологическое учение рассматривается, как основная форма отражения объективности в пределах определенной мысленной деятельности. Онтологическое представление порождается мыследеятельностью (знанием) о предмете, которое одновременно применяется в качестве самого предмета, независимо от мыслей о нем.

Таким образом, рассматривая онтология на основе той или иной мыследеятельности, как систематизированная и структурная целостность, она исполняет функцию реальности, проецируя мысленную деятельность на логику реальности. В связи с этим, все части мыследеятельности интерпретируются с точки зрения онтологии и рассматриваются объективно, находя и получая свою сущность. Методология конструирования онтологической картины получила названия онтологизации.

Сейчас, создано большое количество онтологических теорий, которые предлагают разнообразные модели деятельности. Такое многообразие форм учения связано с огромным количеством проблем познания - от постижения сущности познания до философии появления вещей, от осмысления структуры предметов до проведения анализа всего сущего, как объединение процессов.

Философско-правовая онтология

Сущность права нераздельно связана с пониманием философско-правовой онтологии. Обыденной жизни противопоставляется мир, как система нормативно-оценивающих определений, в подчинении которой находится человек. Индивидууму диктуются правила и предъявляются требования. Такая система подчиняет своим нормам, которые вносятся в жизненный круговорот человека (например, посещение школы). Здесь закреплены поведенческие нормы, отклоняясь от которых человек становится отщепенцем.

Философско-правовая онтология - метод систематизации и трактования общественной жизни и человеческого бытия.

Право и само бытие отличаются, поскольку правовое бытие предполагает исполнение конкретных обязательств. Человек обязан чтить общепринятые законы. Философско-правовая онтология специфична. Правовая реальность рассматривается как система, существующая в пределах человеческого существования. Оно включает в себя составляющие, которые выполняют конкретные функции. Это надстройка, включающая правовые структуры, отношения и сознание.

Фундаментальная онтология Хайдеггера

Мартин Хайдеггер занимался изучением человеческого бытия. В произведении «О сущности истины», философ описывает понятие свободы, как суть истинной реальности. Свобода не есть несвязность действий или возможность делать что-то. Свобода частично раскрывает сущее, как оно есть. В экзистентном понимании, объяснено само обнаружение, где есть простота простого. В этой форме бытия, человеку предоставлена основа существования, которая долго была необоснованна.

Предмет учения о бытие

Бытие - центральный объект изучения в онтологической науке, который понимается, как полное объединение всех типов реальности.

Действительность по традиции рассматривается, как материя и делится на косвенную, живую и социальную.

Бытие, в качестве объекта мысленной деятельности, ставится в противоположность неосмысливаемому небытию. В феноменологической и экзистенциальной философии 20 века, все сущее ассоциируется с человеком, как существом, которое может мыслить и задаваться вопросами о сущем. Однако в метафизике рассматривается теологическая основа бытия. Человек в этом смысле волен в выборе.

Как рассматривается онтология в точных науках

В науках программирования, под онтологией понимается очевидное описание большого количества объектов, взаимосвязанных между собой (концептуализация). На формальном уровне онтология складывается из таких составляющих:

  • определений и понятий, обобщенных в таксономию - науку о принципах подразделения и систематизации сложных сущностей, соотносящихся по иерархиям;
  • их истолкования;
  • правил подведения итогов.

Виды онтологий

Онтологическое учение подразделяется на несколько видов:

  1. Мета-науки онтологии, которые рассматривают общие понятия, независящие от объектных сфер.
  2. Онтология предметной сферы - формализованное описание предметной сферы, применяемое, как правило, для уточнения понятий из мета-онтологии и/или определения общей терминологической базы объектной сферы.
  3. Онтология определенной задачи - учение, которое определяет общую базу терминов для конкретной задачи или проблемы.
  4. Сетевые онтологии зачастую применяются для рассмотрения итогов действий, которые выполняются объектами предметной сферы.

Антология в философии - сборник произведений от отдельных авторов, представляющий собой литературу определенного временного периода.

Модель онтологической науки

Онтология в философии предполагает поиск и применение связанных и зависимых между собой трех составляющих:

О=, где:

  • Х - количество определений объектной сферы;
  • R - количество взаимоотношений между терминами;
  • F - количество функциональных особенностей интерпретации.

Обобщение некоторых моделей учения производится так, чтобы:

  • представлять большое количество концептов в форме схемы;
  • использовать достаточное множество R, содержащее как отношения в таксонометрии, так и отношения, которые отображают специфичные особенности определенной сферы, а также инструменты, позволяющие расширить множество R;
  • применять декларативные и процедурные интерпретации и отношения, в том числе определение новых понятий.

После этого, можно рассматривать модель расширяемой онтологии, которая представляет собой учение для создания пространств знаний в интернете. Одновременно с этим, эта модель не является полной, поскольку пассивна в определении процедурных интерпретаций и введении специализированных функций расширения учения.

Онтология - раздел философии, изучающий проблемы бытия; наука о бытии.

К онтологии, по Гартману, относятся вопросы о структуре бытия и способах его существования, о сферах, их классификации, отношении реальной сферы и идеальной. Они взаимосвязаны, их решение должно привести к обоснованию “единства мира”. Философия - это прежде всего онтология, а онтология - это прежде всего поиски целостности мира.

Нас окружают многочисленные вещи, предметы с самыми различными свойствами. Они образуют то, что, мы называем «окружающим миром». При всем различии представлений разных людей об этом мире, исходным для них является признание его реального существования, т.е. его бытия.

Сущность философского понятия бытия заключается в том, что в ее содержании фиксируется не просто существование вещи, человека, идеи или мира в целом, а более сложная связь всеобщего характера. Предметы со всем многообразием их свойств существуют, и это существование обусловливает связь этих предметов между собой и со всем тем, что существует в мире.

Бытие – это то, что присутствует в мире, т.е. движется и развивается, сейчас, во всем многообразии взаимных связей и противоречивых взаимодействий.

Современная философия рассматривает бытие как единую систему, все части которой взаимосвязаны и представляют собой некую целостность, единство. Вместе с тем мир разделен, дискретен и имеет четкую структуру. В основе структуры мира 3 вида бытия : бытие природы, бытие социальное, бытие идеальное.

Бытие природы - первая форма реальности, универсума. Включает все существующее кроме человека, является следствием длительной универсальной эволюции.

Бытие социальное - второй вид бытия. Включает в себя бытие общества и бытие человека (экзистенция). Структура социального понятия бытия или социума: индивид, семья, коллектив, класс, этнос, государство, человечество. По сферам общественной жизни: материальное производство, наука, духовная сфера, политическая сфера, сфера обслуживания и т. д.

Бытие идеальное, духовное - третья форма реальности. Тесно связано с бытием социальным, на своем уровне повторяет и воспроизводит структуру социума. Включает неосознаваемые духовные структуры индивидуального и коллективного бессознательного (архетипов), сложившиеся в психике людей в доцивилизационный период. Роль этих структур признается существенной и определяющей. Новые информационные технологии и средства связи сделали духовное бытие более динамичным, подвижным.

17. Диалектика природного и социального в человеческой жизни

Рассматривая проблему антропосоциогенеза (происхождения и развития человека), не миновать проблемы соотношения в человеке биологического и социального начал.

Неоспорим тот факт, что человек двойственен–он и животное и не животное. Это существо природное и социальное. Будучи животным, человек обладает теми же органами чувств, системами (кровеносной, мышечной и т.д.)

Как существо социальное, человек развивает такие виды деятельности как труд, сознание, реч.

Как соотносятся в человеке эти 2 начала?

1 крайность: сведение человека к животному, плотскому началу. З.Фрейд: во всех сферах жизни человеком движут главным образом животные инстинкты, но человек не свободное, ограничение, сдерживание и сексуальная энергия направляется на иные формы жизнедеятельности.

2 крайность: подчеркивается значение общественного, социального в человеке и недооценка и игнорирование биологических основ существования человека, объяснение биологических особенностей социальными причинами: акселерация, неполноценные дети, влияние радиации на гены.

Вопрос о двух типах наследственности в развитиии общества:

Биологическая наследственность–возможность воспроизводства и развития биологических свойств людей.

Социальная наследственность–передача социального опыта предыдущих поколений, их культуры.

Как биосоциальное существо, человек испытывает на себе взаимодействие генетической и социальной программ.

Носитель генетических свойств–молекула ДНК; носитель социальной программы–опыт человечества, передается путем обучения и воспитания. Естественный отбор уже не имеет решающего значения в жизнедеятельности людей. А социальные условия существования стали все более определять развитие людей и развитие общества

18. Движение и системность как атрибуты материи

Системность означает, что имеется фундаментальное понятие или принцип, из которых развертывается все содержание учения. Взаимодействие – процесс взаимного влияния одного тела на другое, это всеобщая форма связей тел и явлений, выражающая их взаимное изменение. Современное естествознание показало, что всякое взаимодействие связано с материальными полями и сопровождается переносом материи, движения и информации.

Без способности к взаимодействию материя не могла бы существовать. Именно поэтому Энгельс определял взаимодействие как конечную причину всего сущего, за которой нет других, более фундаментальных свойств материи. Взаимодействие носит объективный и универсальный характер, т.е. осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия.

Движение – способ существования материи. Движение есть всякое изменение, поэтому движение является способом существования материи или атрибутом (т.е. неотъемлемым всеобщим свойством материи).

Это означает, что движение происходит независимо от сознания, т.к. всегда имеется материальный носитель движения (движутся, изменяются элементарные частицы, поля, атомы, молекулы, организмы, люди). Т.о. движение материальноДвижение всегда и повсюду, при всех условиях обладает абсолютно всеобщим характером – это с одной стороны, а с другой – означает, что движение, как и материя, неуничтожимо и несотворимо. Абсолютность движения всегда реализуется в относительных, конкретных, качественно и количественно определенных, исторически ограниченных, зависимых от конкретных условий и в этом смысле относитель-ных формах. Следовательно, движение есть единство абсолютного и относительно-го.

Противоречивость движения проявляется в том, что любое движение и изменение оказывается неразрывно связаным со своей протиовоположностью – сохранением, устойчивостью, покоем. Пример: полет камня есть процесс изменения им своего местоположения со временем, но сохранение камнем состояния полета есть его устойчивость, покой как летящего камня. Т.о. любое, сохраняющееся состояние движения можно рассматривать как покой и наоборот – любой покой всегда есть ни что иное как сохраняющееся состояние движения.

19. Пространство и время как атрибуты материи

Пространство - означает структуру объекта и материи в целом, протяженность, структурность, сосуществование, взаимодействие и объемность объектов. Оно является формой бытия материи. При характеристике употребляют понятие бесконечность. Пространство является многомерным.

Время - форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развити систем, как длительность, последовательность смены состояний. Время делят на три категории: прошлое, настоящее, будущее. При характеристике времени употребляют понятие вечность.

20. Проблема познаваемости мира. Субъект и объект

Проблема познаваемости мира. Вопрос состоит не в том, познаваем ли мир, – этот вопрос в буквальном смысле никем не ставится, – вопрос заключается в том, можно ли достоверно познать предметы, их сущности и проявления сущности. В истории философии сложились две позиции: познавательно-реалистическая и агностическая, и не всегда в активе первой было чуткое улавливание реальной сложности проблемы.

Агностицизм – учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира. Юм: все познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти за его пределы. Отмечал ограниченность монокаузализма, универсализировавшего тождественность причины и следствия в механиче ских взаимодействиях. Он показал, что следствие отличается от причины, а потому не может быть в ней выявлено. Из этого, по его мнению, следовало, что доказать существование причинно-следственных связей невозможно: они не выводимы из опыта и не устанавливаемы также и логическим выведением следствий из причин. Есть, однако, субъективная причинность – наша привычка, наше ожидание связи одного явления с другим. За пределы этих психических связей мы проникнуть не можем. Разновидность агностицизма – конвенционализм – концепция, согласно которой научные теории и понятия являются не отражением объективного мира, а продуктом соглашения между учеными. Виднейший представитель – французский математик А. Пуанкаре отделял отношения между вещами от сущности самих вещей, считал, что познаваемы только отношения, но природа вещей непознаваема.

Специфика агностицизма – в отрицании возможности достоверного познания сущности материальных систем. Это – главный признак агностицизма. Таким образом, агностицизм – это учение (или убеждение, установка), отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

Проблема истины является ведущей в гносеологии. Все проблемы теории познания касаются либо средств и путей достижения истины и т.п.

Концепции истины:

1. Классическая (истина – это правильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании).

2. Когерентная (истина, как соответствие одних знаний другим).

3. Прагматическая (истина – то, что полезно).

4. Конвенциальная (истина – то, что считает большинство).

5. Экзистенциалистская концепция (человек сам волен выбирать, каким способом и чем можно познать этот мир).

6. Неатомистическая концепция (истина – божье откровение). Общая черта различных концепций истины в современной западной философии – отрицание объективности содержания знания.

Абсолютная истина – такое знание, которое полностью исчерпывает предмет познания и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Всякая относительная истина содержит элемент абсолютного знания. Абсолютная истина складывается из суммы относительных истин. Истина всегда конкретна.

СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

Познание – это процесс получения, хранения, переработки и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов действительности.

Познание делит мир на две части:

– на объект (в переводе с латинского – противопоставлять себе);

– на субъект (в переводе с латинского – лежащий в основе).

Субъект познания – глубоко понятый осмысленный познавательно-преобразовательный активизм и соответствующие его наклонности.

Субъект является сложной иерархией, фундамент для которой – все социальное целое.

Настоящий субъект познания никогда не бывает только гносеологическим, потому что это живая личность с ее интересами, страстями, чертами характера, темперамента, ума или глупости, таланта или бездарности, сильной воли или безволия.

Когда субъектом познания является научное сообщество, то тут свои особенности: межличностные отношения, зависимости, противоречия, а также общие цели, единство воли и действий и т. п.

Но чаще всего под субъектом познания понимают некий безличностный логический сгусток интеллектуальной активности.

Научное познание исследует не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности.

Объект познания – это любая существующая независимо от сознания данность, на которую нацелена познавательно-преобразовательная деятельность субъекта.

Фрагмент бытия, который оказался в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания, становится в определенном смысле «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение.

Объект в его отношении к субъекту – это в какой-то мере познанная реальность, ставшая фактом сознания, в своих познавательных устремлениях социально детерминированного, и в этом смысле объект познания становится уже фактом социума.

Со стороны познавательной деятельности субъект не существует без объекта, а объект – без субъекта.

В современной гносеологии различается объект и предмет познания:

– объект познания – это реальные фрагменты бытия, которые подвергаются исследованию;

– предмет познания – это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Человек – это субъект истории, он сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Объект социально-исторического познания создается, а не только познается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован.

Словосочетание «онтология» образовано из греческих слов «ontos» (бытие) и «logos» (слово) и по-русски переводится как учение о бытии.

Ранее всего этот термин встречается в «Философском лексиконе» (1613) немецкого философз Рудольфа Гоклениуса, одном из первых философских словарей, где он применялся для обозначения аспекта метафизики, связанного с трактовкой бытия, который нужно было отделить от другого гносеологического аспекта ее. Смысл терминов «метафизика» и «онтология», таким образом, весьма близок, и вплоть до сер XIX в. их нередко употребляли как синонимы. Во 2-й пол. XIX в. возобладало узкокритическое понимание метафизики, и постепенно этот термин выходит из употребления. Онтотология же утверждается в своем основном значении - обозначения раздела философского знания, посвященного вопросам бытия.

Этот раздел, или область философии, однако, возник гораздо раньше, чем утвердился и даже возник сам термин, его называющий. Онтологическая проблематика в чистом виде впервые вычленяется в философии элеатов (рубеж VI-V вв. до н. э.) и занимает центральное место в философских системах Платона и Аристотеля.

Последний, разграничивая предмет философии и предмет специальных наук , указывал, что «все такие науки имеют дело с тем или другим специальные бытием, ... а не сущим просто и как таким...»". Особенноесть философии (Аристотель ее называл в силу этого «первой философией») в том, что «именно ей надлежит произвести рассмотрение относительно сущего как такого, и в чем его суть, и какие у него свойства, поскольку оно - сушее» Аристотель, таким образом, ставит перед фи юсофией задачи прежде всего онтологического свойства

Итак, онтология - это учение о бытии, о сушем. Эта раздел (область) философии, рассматривающий бытие, существование вообще - отвлекаясь ся свойств и особенностей существующего и от его частных разновидностей.

Основные вопросы онтологии

Философия ставит вопросы:

  • Что такое бытие?
  • Что значит - существовать?
  • Что такое небытие и что значит - не существовать?
  • Как можно существовать?
  • Все ли сущее существует одинаково?
  • Существовало ли сущее всегда, или же оно возникло?
  • Возможно ли вечное существование?
  • Всегда ли сущее существовало одинаково, или оно подвержено изменению?
  • Если оно подвержено изменению, то каков его характер и чем оно вызвано?

Список этих вопросов очень велик, он не может быть даже конечным, ибо каждый из вопросов влечет за собой другие, те - следующие, и т. д. Надо также иметь в виду, что вопросы онтолоши лот-чески и содержательно взаимосвязаны, поэтому каждый философ вынужден развертывать свою собственную систему вопро сов-ответов. Так возникли онтологические построения Платона и Аристотеля, Декарта и Спинозы, Лейбница и Гегеля.

Вопросы онтологии (вышеприведенные и другие) выглядят абсурдными с точки зрения так называемого здравого смысла. Постановка таких вопросов несвойственна обыденному созна нию, которое склонно рассматривать лишь индивидуальное бытие человека и оценивать при этом лишь степень удовлетворенности-неудовлетворенности этим бытием. «Жить - хорошо!» - так, светясь радостью, оценил свое бытие Трус, герой знаменитой кинокомедии -«А хорошо жить еще лучше!» - тут же уточнил эту нехитрую «формулу бытия» другой ее герой - Балбес. Формулируя онтолст ические вопросы и размышляя над ними, человек выходит за пределы обыденного созна ний, поднимается над ним. Ему требуются иные мыслительные, средства, которыми обыденное сознание не располагает,

Понятия онтологии

Философия для осмысления онтологических вопросов применяет особые формы мышления - категории. Это предельно широкие понятия, многие из которых раскрываются лишь друг через друга и используются попарно. Таковы, например, бытие и небытие, качество и количество, сущность и явление, возможность и действительность, необходимость и случайность, единое и многое, целое и часть, движение и покой и др. Трактовка, содержательное наполнение, да и сам выбор категорий всегда оригинальны у разных мыслителей. Поэтому философия дает нам такое разнообразие онтологических схем.