Святая вода: церковные традиции и околоцерковные суеверия. Вода святится в рождество

Первым делом я хочу поздравить Вас всех мои дорогие с этим светлым, самым чистым и радостным праздником - Рождеством Христовым! Мою музыкальную открытку вы можете забрать кликнув по картинке и поздравить ею всех своих родных и близких с самыми лучшими пожеланиями и подарками!

7 января (по ст. стилю это 25 декабря) – великий праздник Рождество Христово и Спаса нашего Иисуса Христа. На Рождество есть много разных примет и обрядов, которые я думаю будет и вам интересно узнать!

Приметы и заговоры на Рождество.

Заговоры на Рождество

Заговор на богатство
В Рождество нужно постучать пятаком о стекло окна
и сказать: «Христос родился, Пятачок объявился.
Как он у меня объявился,Так бы он никогда не переводился.
Христос нарождается,Деньги мои размножаются.
Ключ, замок, язык.Аминь. Аминь. Аминь».

Заговор от 9 несчастий
Читают на Рождество, стоя на пороге лицом к дому:
«Отведи, Господи, девять стрел от меня, от воды, петли, огня, суда, ножа, вора, от наговора, от посягателя на тело и кров и порчи на кровь. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь».

В ночь с 6 на 7 Января наберите ковш воды и наговорите на него всё плохое и неприятное что происходило с вами в прошлом году. После этого выплесните его за порог (за двери, за ворота, либо через окно или с балкона)

Заговор на здоровье

Утром 7 Января перед тем как умыться трижды сказать: "Спаситель явился, свет миру объявился. Спасусь и я (имя) через Иисуса Христа. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь."

Обряд на желание. В Рождество возьмите из церкви святой воды и выпейте её в полночь маленькими глотками, мысленно думая при этом о своём заветном желании. Спать нужно ложиться молча и продолжать думать о желании - сбудется.

Если взять святой воды негде, то можно налить воду в стакан и положить в него серебряную ложку. Такая вода должна простоять ночь.

Приметы и традиции

В Рождество нужно испечь пирог и запеките в нём монетку - и кому достанется кусочек с этой монеткой, того ждет в Новом году большая денежная удача.

7 января лучше всего ходить в гости и принимать гостей. Немаловажно, что общаться надо на Рождество лучше только с теми людьми, которые могут принести счастье вам - счастливые семьи, или те семьи у которых ожидается прибавление, или уже родился новый член семьи.
На Рождество принято зажигать больше свечей, огней, камин - если есть. Свечи привлекают в ваш дом тепло и богатство. Если есть у вас домашние животные то, на Рождество надо их обильно накормить - тогда и весь год будет сытным и удачным в финансовом плане.

Одну, особую свечу нужно обязательно зажечь за усопших родственников - тогда они помогут вам привлечь в наступающем году удачу и достаток.

Чего нельзя делать в Рождество.

С Рождества и до самого Крещения, на протяжении всех дней Святок действуют определённые запреты, которые обусловлены уходящими вглубь веков представлениями о празднике как остановке времени, некой временной паузе, в течение которой нельзя заниматься производительным трудом и всем тем, что сопряжено с рождением, начинанием, развитием. Поэтому значительная часть запретов касается ремёсел связанных с прядением, шитьём, вязанием, ткачеством, плетением, то есть всего что связано с нитью (верёвкой). Нить является символом жизни и судьбы.

В Рождество лапти плести - родится кривой, шить - уродится слепой.

От Рождества до Крещения грех охотиться на зверей и птиц - с охотником несчастье случится.

В святой день нельзя ругаться. Кто ругается тот забирает у своих предков надежду на спасение.

Распространено поверье связанное с приходом первого гостя. Если на Рождество первой в дом войдёт баба чужая, то весь год в этой семье будут хворать женщины.

Рождественские правила касались и одежды: На Рождество нужно надевать новую рубаху, чистую (но уже ношенную) нельзя, а то жди неурожая.

На Святой (Пасхальной неделе) рубаха хоть плохонька, да беленька; к Рождеству хоть сурова, да нова [Даль. Послов., 900].

Для хозяина дома предусматривалось особое поведение направленное на сохранение скота:

Хозяину в день Рождества не годится идти со двора - овцы заблудятся.

Связывают ножки стола на Рождество, чтобы скот не бегал.

Гнутой работы делать нельзя (не чинят обручей, полозьев и пр.), а то приплода скота не будет.

Приметы и суеверия

В Рождество особенную силу приобретают народные приметы и суеверия, как будто бы сама природа и каждый предмет пытаются нам что то подсказать: как жить, чего опасаться. Вот лишь некоторые из них.

Примета о достатке. Если вы на Рождество потеряете какую -либо вещь, это означает что вас могут ждать убытки в следующем году. А вот если найдёте вещь да ещё какое нибудь ювелирное украшение, тогда к вам уже деньги мчатся на всех парусах!

Примета на удачу. Если вы случайно за рождественским столом разлили чай или кофе (к спиртным это не относится) то это к приятным новостям и большому успеху для всех ваших начинаний.

Суеверие с зеркалом. Если в канун Рождества или в рождественскую ночь вы уроните зеркало и оно треснет – это к беде. Держать в доме потрескавшиеся или разбившиеся зеркала ни в коем случае нельзя. Но в это время трещину на зеркале нужно аккуратно заклеить (можно даже и пластырем или скотчем), завернуть его в полотенце и потом выбросить.

Приметы на счастье и удачу. Увидеть человека с горбом на Рождество - это к большому счастью, а ещё лучше если вы сможете хоть одним пальцем к этому горбу прикоснуться. Так же, не меньшую удачу сулит и встреча с большой собакой, догом или немецкой овчаркой. Более того, как это не удивительно, но если вы в Рождество наступите в навоз (в роли навоза вполне могут выступить и экскременты любимой соседской собачки) – и это к удаче.

Примета на возможные финансовые потери. Если вам доведётся в Рождественскую ночь увидеть мышь, то это очень плохо. Нужно быть очень осторожным при подписывании договоров, заключении новых контрактов или беря кредиты. Вас могут поджидать финансовые потери.

Природные приметы

На Рождество погода, снег - к урожайному году (пенз.).

Снеги глубоки - так будут травы хороши и хлеб.

Суметы высоки набило - к хорошему году (пинеж.).

О том же и многочисленные пословицы и поговорки:

Зима без снегу - не быть хлебу.

Снег глубок - год хорош.

Много снегу - много хлеба; вода разольется, сена наберется.

Снегу надует - хлеба прибудет.

Снежный год хлеб принесет.

В Рождество день теплый - хлеб будет темный, густой.

На Рождество метель - пчелы хорошо роиться будут.

Если Рождество на новом месяце, то год будет неурожайный.

На Рождество иней - урожай на хлеб, небо звездисто - урожай на горох.

Частые куржаки на деревьях, узоры на окнах, похожие на ржаные колосья, вниз завитками, а не торчмя - к урожаю.

Темные Святки - молочные коровы, светлые - ноские куры.

Хороший санный путь - урожай на гречу.

И ещё раз с Рождеством Вас мои дорогие читатели! Я надеюсь что эта статья для вас была полезной! Счастья, Любви Вам и Мирного неба над головой! Пусть всегда в Ваших семьях царит Любовь и взаимопонимание!

В наши дни принято наименование «Рожество » (без буквы «д»). В старопечатных книгах начало праздничного тропаря читается так:

Р жcтво твоE хrтE б9е нaшъ

В то же время, в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви добавился звук д и стало общеупотребительным название «Рождество ». Приводим комментарии старообрядческих священников по этому вопросу:

Поясняет иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Ростове-на-Дону:

Рожество - церковно-славянская традиция написания этого слова. Среди старообрядцев есть определенная тенденция сохранять именно такую транскрипцию. Хотя она и необязательна. Соединенные, чередующиеся, сдвоенные согласные в корне слова - это влияние западно-славянской традиции.

Комментирует иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Калуге:

Слово «Рожество » пишется под титлой, как и другие сакральные слова (Бог, Господь, Богородица и др.). На богослужении мы произносим его так, как написано в книгах и как принято в древнерусской традиции, без «д». В то же время «д» мы произносим во многих других случаях: «Девая днесь Пресущественнаго ражд ает…», «Исусу рожд ьшуся в Вифлееме Июдейстем…», «От Девы ражд ается…» и т.п.

Интересно, что «д» в церковно-славянском языке произносится иногда там, где в современном русском языке его нет. В каноне Благовещению читаем слова, вложенные в уста Богородицы: «Како рожд у Сына?». Помимо «Рожества» можно привести примеры иных слов с сочетанием букв «жд» (утверждение, надежда, прежде, осуждение). В богослужебных книгах можно встретить их написание по-разному: и с буквой «д» и без нее. Мы читаем так, как написано в книге. Итак, мы смело можем поздравлять людей с Рожд еством Христовым, а на молитве произносить «Рожество» согласно древнерусской традиции. Новообрядцы же совсем отказались от этой архаичной фонетической формы, равно как и изменили произнесение многих других слов (Предтеча вместо Предотеча, Николай вместо Никола и т.д.)».

В этой и других статьях нашего сайта мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке наименования «Рождество », потому что в ином случае, к большому сожалению, наша статья просто выпадет из поисковых систем и не сможет быть найдена читателями по соответствующему запросу.

Рождество Христово. Событие праздника

Христос рождается - славите! Подробный рассказ о рождении Исуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея. Все праведники Ветхого завета жили верой и надеждой, что придет Мессия, который исправит последствия грехопадения Адама, примирит человечество с Богом и спасет погибающего от греха человека. Все книги Ветхого завета содержат пророчества о Христе. И вот наступило время, когда все они исполнились. В то время Иудея была под властью Рима. Император Август (Октавий) объявил всенародную, вернее, всемирную перепись. По обычаю иудеев, с которым считались римские власти, каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица были потомками царя Давыда , и потому пошли в Вифлеем, город Давыдов. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица, ожидавшая скорого рождения Ребенка, были вынуждены остановиться на ночлег за городом, в пещере (вертепе), куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот.

Наступило время рождения Христа. Спаситель Мира, Царь Царей, которого мир ждал на протяжении тысячелетий, родился в убогой пещере, лишенной даже скромных удобств. Он родился глубокой ночью. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли - кормушку для скота. Исполнилось многовековое пророчество о пришествии Спасителя, но мир спал. Только пастухи, стерегущие стада, узнали дивную весть - им явился Ангел с радостными словами о рождении Христа. Затем пастухи услышали ангельское пение:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!

Первыми поклонились Господу простые пастухи. А за ними пришли вавилонские мудрецы - волхвы. Со времен вавилонского плена, когда Навуходоносор увел евреев в рабство, персидские язычники узнали пророчества о Христе: «Восходит звезда от Иякова и восстает жезл от Израиля » (Числа 24:17). Увидев на небе необычно яркую звезду, волхвы поняли, что пророчество совершилось, и пошли поклониться Рожденному. Придя в Иерусалим, они спрашивали:

Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2:1).

Об этом сразу стало известно царю Ироду. По происхождению он был из Идумеи, т.е. был чужеземцем. Ирод получил корону из рук римлян. Крайне мнительный и подозрительный, нелюбимый народом, он очень боялся лишиться власти. Он даже убил собственных детей и жену, подозревая их в заговоре. Узнав, что восточные мудрецы ищут новорожденного Царя Иудейского, Ирод немедленно призвал их к себе и стал расспрашивать, о каком Царе они говорят? Где он находится Но волхвы и сами не знали, куда им идти, чтобы поклониться Младенцу. Тогда Ирод собрал книжников - людей, хорошо знавших Священное Писание, и спросил, где должен родиться Христос? Они ответили, что в книге пророка Михея говорится о Вифлееме Иудейском:

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение изначала, от дней вечных (Михей 5:2).

Ирод послал волхвов в Вифлеем, расспросив у них о времени появления звезды. Он просил волхвов на обратном пути вернуться к нему и рассказать о Младенце, чтобы и самому пойти и поклониться Ему. На самом же деле Ирод желал избавиться от претендента на свой трон. Волхвы пришли в Вифлеем, нашли дом, где к тому времени находилось святое семейство. Они поклонились Господу и вручили свои дары: золото, ладан и смирну. Это были не просто драгоценные подарки, но символы: золото означало царское достоинство Младенца, употреблявшийся для богослужений ладан - Божество, а смирна символизировала Его будущее погребение - умерших в те времена помазывали маслом, смешанным с благовонной смирной.

Волхвы не стали возвращаться в Иерусалим - им явился Ангел и сказал о злом замысле Ирода. Мудрецы вернулись в свою страну другим путем. Предание говорит о том, что волхвов звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар . Считается, что они стали христианами, приняв крещение от апостола Фомы. Ирод, так и не дождавшись волхвов, повелел убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях. Так исполнилось еще одно древнее пророчество:

Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер. 31:15).

Иосиф Обручник был заранее предупрежден явившимся Ангелом о готовящемся убийстве младенцев и увел Богородицу и Младенца в Египет. Вскоре Ирод умер, и святое семейство вернулось в Назарет, где и прошло детство Спасителя.

История празднования Рождества Христова

Точный день, когда родился Христос, неизвестен. Начало празднования относится к I веку, но до IV века Рождество Христово и Его Крещение праздновали одновременно, 6 января. Этот праздник назывался Богоявлением. Отдельный праздник Рождества Христова впервые был установлен в Римской церкви в начале IV века. Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога Солнца, в честь зимнего солнцеворота. Языческому празднику было противопоставлено Рождество Христа - Солнца Правды.

В восточной Церкви обычай отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря установился несколько позднее, к концу IV века. По мнению церковных историков, раздельное празднование Рождества и Крещения Господня в Константинополе относится к 377 году и связано с императором Аркадием. Но еще в V–VI веках в некоторых Церквях Востока Рождество Христово продолжали праздновать вместе с Богоявлением. Постепенно отдельный праздник Рождества распространился повсеместно, но до сих пор богослужение Рождества Христова и Крещения Господня совершается по одному образцу. Тому и другому празднику предшествует сочельник - день строгого поста, когда Уставом положено совершать Царские часы, а вечерняя служба празднику начинается с Великой павечерницы, называемой «Нефимон », во время которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог !». Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе. Его слова ясно свидетельствуют о Божестве Того, кто придет спасти мир от греха и смерти.

С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! Яко Отроча родися нам Сын, и дастся нам, яко с нами Бог!

В России с 1991 года праздник Рождества Христова является государственным выходным, нерабочим днем.

Рождество Христово. Устав и Богослужение

Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом . Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По церковному уставу в этот день полагается вкушать сочиво, обварную пшеницу с медом, отсюда этот день называется сочевником или сочельником . В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от литургии «Царские часы ». Царские часы отличаются от обыкновенных часов тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику паремии, Апостол и Евангелие, поются особые стихеры. После полудня совершается литургия св. Василия Великого с вечерней. На этой вечерне поются стихеры на «Господи воззвах », в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божия, с другой стороны - изображается самое событие Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властию римских императоров, закончившееся торжеством христианства и уничтожением многобожия.

В восьми паремиях говорится: в 1-й (Быт. I, 1–13) о сотворении Богом человека; во 2-й паремии (Числ. XXIV, 2–9, 17–18) содержится пророчество о звезде от Иакова и рождении Человека, Которому покорятся все люди; в 3-й паремии (пророчество Михея IV, 6–7, 2–4) - о рождении Исуса Христа в городе Вифлееме; в 4-й (прор. Исаии IX, 1–10) - о жезле, т.е. владыке из корене Иессеева (т.е. об Исусе Христе); в 5-й паремии (прор. Варуха III, 36–38; IV, 1–4) - о явлении на земле Отрока Божия, о жизни Его на земле; в 6-й паремии (прор. Даниила II, 31–36, 44–45) - о восстановлении Богом небесного царствия; в 7-й (Ис. IX, 6–7) - о рождении Младенца, Которому нарекут имя Бога крепкого и князя мира; в 8-й - о рождении от Девы Эммануила.

В сам праздник Рождества Христова торжественная всенощная начинается великой павечерницей (вместо вечерни) с пением ветхозаветных стихов «С нами Бог », содержащих пророчество об Исусе Христе, и включением литии. После чего всенощная совершается обыкновенным порядком. В стихерах на литии и стиховных высказываются мысли о торжестве неба и земли, ангелов и человеков, радующихся сошествию Бога на землю, и о нравственном перевороте в грешном человечестве через родившегося Христа. В Апостоле (Гал. IV, 4–7) излагается учение, что через воплощение Исуса Христа мы сделались детьми Отца Небесного. В Евангелии (Mф.II, 1–12) повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу.

Песнопения, исполняемые во время праздничной службы, были составлены в разное время. Так, тропарь и кондак составлены Романом Сладкопевцем в VI веке. Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век) написал канон и стихеры, второй канон написан преподобным Козмой Маиумским (VIII век). Праздничные стихеры написали Анатолий , Константинопольский патриарх (V век), Софроний и Андрей Иерусалимские (VII век), Герман , патриарх Константинопольский (VIII век).

————————
Библиотека Русской веры

Интересно, что одна из праздничных стихер написана единственной женщиной-гимнографом! Это монахиня Кассия , жившая в Константинополе в IX веке. Она родилась в знатной семье. Воспитанная в благочестии, девушка была известна своей красотой и умом, получила хорошее образование. В 821 году Феофил, сын императора Михаила II, выбирал невесту. Самые знатные и красивые девушки Византии были приглашены во дворец, в их числе была и Кассия. Подойдя к ней, будущий император подал ей золотое яблоко со словами: «Не через жену ли произошло зло ?», - намекая на грех Евы. Кассия ответила: «Но через жену пришло и спасение », - имея в виду Богородицу. Слишком умная девушка не понравилась царевичу, и он выбрал другую невесту, а Кассия на собственные средства построила монастырь и приняла там постриг. Она составила множество богослужебных песнопений, в том числе и стихеру празднику Рождества Христова :

Ѓ вгусту є3диноначaльствующу на земли2, многоначaліе человёкwмъ престA. и3 тебЁ въчеловёчшусz t чи1стыz, многоб0жіе и4доломъ ўпраздни1сz. под8 є3ди1нэмъ цrтвомъ ми1рским, грaди бhша. и3 въ є3ди1но вLчество бжcтвA, kзhцы вёроваша. њписaшасz лю1діе, повелёніемъ кесарeвымъ, написaхомсz вёрніи и4менемъ бжcтвA, тебE въчеловёчшасz бGа нaшегw. вeліz твоS млcть, гDи слaва тебЁ.

Русский перевод:

Когда единственным владыкой всей земли стал Август, прекратилось человеческое многоначалие. И когда Ты, Господи, принял человеческую плоть от Чистой Богородицы, прекратилось языческое, идольское многобожие. Как все люди были под властью одного царства, так и все народы уверовали в Единого Бога. Все люди были описаны по повелению Кесаря (перепись населения), и мы, верные, написались именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст

Р жcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.

Русский текст

Рожество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разумения: потому что тогда люди, служившие звездам, через звезду научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя, Восток, с высоты; Господи, слава Тебе.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст

Д в7аz днeсь, пресyщественагw раждaетъ, и3 землS вертeпъ неприкосновeнному прин0ситъ. ѓнGли съ пaстыри славосл0вzтъ. волсви1 же со ѕвэзд0ю путьшeствуютъ. нaсъ бо рaди роди1сz, nтрочA млaдо превёчныи бGъ.

Русский текст

Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Превечный Бог.

Еще полезного чтения :
————————
Библиотека Русской веры
Поучение на Рождество Христово. Великие Минеи Четьи →

Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи

Рождественский сочельник повсеместно проводился крестьянами в самом строгом посте. Ели только после первой звезды, причем самая еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготовлялись заранее. Обычно перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигали восковую свечу, прилепляли ее к одному из хлебов, лежащих на столе. Затем со двора приносили вязанку соломы или сена, застилали им передний угол и прилавок, покрывали чистой скатертью или полотенцем, и на приготовленном месте, под самыми образами, ставили необмолоченный сноп ржи и кутью. Когда все было приготовлено, семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза.

Солома и необмолоченный сноп составляли непременную принадлежность праздника. Они знаменуют собой пробуждение и оживленнее творческих сил природы, которые просыпаются с поворотом солнца с зимы на лето. Кутья, или каша, разведенная медом, также имеет символическое значение. Она знаменует собой плодородие и употребляется не только в сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах (в последних двух случаях она подается с маслом).

Самая трапеза в рождественский сочельник совершалась среди благоговейной тишины и почти молитвенного настроения, что, однако, не мешало крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдергивая из снопа соломинки, и заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать «богатую кутью», и затем в деревнях начинались колядки . Коляда состоит в том, что парни, девушки и мальчики собираются группами и, переходя от одного двора к другому, поют под окошками, а иногда и в избах, песни, то в честь праздника, то как поздравление хозяев, то просто ради потехи и развлечения. За это им дают копейки, хлеб, а иногда потчуют водкой. Обычаи колядок очень разнились по разным губерниям Руси.

День Рождества Христова , как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом - отстоят литургию, разговеются, и только потом уже начинаются бесшабашные празднества. А деревенская детвора, парни и девушки в это время ходят по дворам и славят Христа. Славильщики обыкновенно поют тропари и кондаки празднику и лишь в конце вставляют так называемые присказки. Вот для образца одна из таких присказок:

Пречистая Дева Мария
Исуса Христа породила,
В яслях положила.
Звезда ясно сияла,
Трем царям путь показала -
Три царя приходили,
Богу дары приносили,
На колени припадали,
Христа величали.

Христославов крестьяне принимали очень ласково и радушно. Младшего из них обыкновенно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (делалось это для того, чтобы наседки сидели спокойно на гнездах и выводили больше цыплят), а всех остальных оделяя мелкими деньгами, пирогами, мукой и баранками. На вырученные деньги ребята нанимали обыкновенно избу для бесед, куда, кроме девушек и парней, ходили молодухи, вдовушки, солдатки и пожилые люди из числа непьющих. Среди девушек также были распространены Рождественские гадания .

Иконы Рождеству Христову

Ранние изображения Рождества Христова были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова, которая затем пришла на Русь. Центральным изображением на иконе Рождества Христова являются фигуры Богородицы и Богомладенца: Исус Христос лежит в яслях - кормушке для скота, в пещере, где согласно Евангелию Он родился.

Перед Господом склоняются волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары. В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа. В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов.

Храмы Рождества Христова на Руси

В честь Рождества Христова была освящена церковь на Красном поле в Великом Новгороде. Согласно летописным сведениям, церковь была построена в 1381 году при архиепископе Алексие. Ранее она являлась главным храмом одноименного монастыря. В качестве ее основателя в синодике церкви упоминается имя великого князя Дмитрия Донского. Особенностью Рождественского монастыря было существование при нем скудельницы для погребения умерших от эпидемий. Церковь Рождества Христова в основных чертах сохранила свой первоначальный облик и в настоящее время является памятником-музеем Новгородского музея-заповедника.

Первое документальное упоминание о церкви Рождества Христова в г. Галиче Костромской области относится к 1550 г. При этом некоторые исследователи датируют сооружение концом XIV - началом XV вв.

Ко времени правления Ивана IV относится возведение древнейшего архитектурного памятника - Христорождественского собора (1552-1562 гг.) в г. Каргополе. Изначально собор был двухэтажным, но за четыре века он значительно «врос» в землю, так что окна нижнего этажа приходятся почти в уровень земли - это нарушило пропорции здания, усилило впечатление грузности, массивности. Собор отреставрирован внутри. Шесть мощных столпов поддерживают своды.

В честь Рождества Христова была освящена церковь в Москве, в Палашах. Храм был основан в начале XVI в., вновь выстроен в 1573 г. Каменная церковь освящена в феврале 1692 г. В 1935 г. храм начали разрушать, на его месте было выстроено школьное здание. В 1980-1990 гг. в нем помещалась средняя школа № 122 Фрунзенского района и московская капелла мальчиков всероссийского хорового общества, затем Музей революции.

Во имя Рождества Христова освящена трапезная церковь Пафнутиева Боровского монастыря. Церковь была выстроена в 1511 г. Одностолпная трапезная палата, церковь и келарская были заключены в общий прямоугольник наружных стен.

В деревне Юркино Истринского района Московской области, в усадьбе боярина Я. Голохвастова, в самом начале XVI века была возведена и освящена церковь во имя Рождества Христова. Необычен декор фасадов Христорождественской церкви и особенно керамический фриз, который опоясывает стены здания под трехлопастными их завершениями. Его детали напоминают декор итальянских храмов эпохи Возрождения. В советское время храм был закрыт и разорен.

После победы в Куликовской битве князь Димитрий Донской повелел на месте «беседы» (ныне село в Ленинском районе Московской области) поставить деревянную церковь в честь Рождества Христова. Каменная церковь в честь Рождества Христова была построена в Беседах в 1598-1599 гг. Годуновыми. Храм схож с церковью Вознесения в Коломенском. Его кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочками, увенчан маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Белый камень для постройки был доставлен из ближней Мячковской каменоломни. Первоначально основание здания храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. В 1930-е гг. храм был закрыт и нижнее его помещение, где находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, было превращено в овощехранилище. В 1943 г. храм Рождества Христова был передан в пользование верующим и восстановлен.

В г. Верее Московской области в 1552 г. была заложена соборная церковь Рождества Христова. Церковь построена по личному указу царя Ивана IV в честь взятия Казани, а также в знак отличия верейских ратников под руководством кн. Старицкого при штурме города. В 1730 г. и 1802-1812 гг. храм значительно реконструировался, что полностью изменило его внешний облик: пристроена трапезная и колокольня, возобновлены соборные иконостасы, стены украшены живописью венецианского стиля. В 1924 г. храм закрыли. В 1999 г. храм возвращен верующим и возобновлен.

Во имя Рождества Христова освящен храм Спасо-Преображенского монастыря в г. Старой Руссе Новгородской области. Храм отличается широким притвором. Простота и рациональность его устройства дают основание предполагать, что в каменном храме повторена композиция деревянной церкви, вероятно, его предшественницы 1620 года.

В деревне Малы Печорского района Псковской области в 1490 г. был построен Христорождественский храм. По преданию, на этом месте когда-то был древний одноименный мужской монастырь, при котором жило множество иноков, но который был разрушен во время литовских набегов на псковские земли.

Христорождественская церковь в г. Ярославле была построена на средства купеческой династии Гурьевых-Назарьевых. Время основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 году она существовала. Каменная церковь была построена, как и большинство ярославских посадских храмов XVII века, на месте деревянной. Имена жертвователей сохранились в храмовой летописи на изразцовом фризе под арками закомар: «Лета 7152 (1644) поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Анкиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и родителях на воспоминание вечных благ и совершена сия церковь и освящена осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина ».

В 1546 г. во имя Рождества Христова был освящен придел церкви Жен-Мироносиц на Завеличье в Пскове. Храм стоит на невысоком холме посреди равнинного Завеличья и окружен кладбищем. Церковь была возведена на средства известного Московского (прежде - Новгородского) митрополита Макария. В 1-й Псковской летописи можно встретить сведения и о заказчиках храма: «…церковь поставиша на скудельницах святых Жен-Мироносиц приказщик Богдан Ковырин да Григореи Иванов Титова Кирилла мыльника да и придел в него имя святого Кирила поставиша, да и о слоужбу вседневноую учиниша и попов и дьякона, да общее житие составиша… » С основанием каменного храма здесь был учрежден общежительный монастырь, церковь сделана соборной. Мироносицкий монастырь был упразднен в 1764 г., а церковь была обращена в приходскую и кладбищенскую, действовавшую до 1930-х годов, затем здесь поместился склад «Росбакалеи». Ныне храм передан Псковской епархии РПЦ.

Также церкви, освященные в честь Рождества Христова, есть в Украине (г. Тернополь, храм 1602 г. постройки), Болгарии (с. Арбанаси, церковь 1550 г. основания), Грузии (г. Тбилиси, 1500 г. постройки; с. Мацхвариши, 1000 г. постройки; г. Мартвили, 900 г. постройки) и Израиле (между 327 и 535 гг. постройки).

Старообрядческие храмы Рождества Христова

В древности на все великие праздники службы совершали особенно торжественно, в течение всей ночи, т.е. всенощным бдением. В настоящее время в большинстве старообрядческих приходов всю ночь молятся только на Пасху, а в остальные праздники совершают положенную по Уставу службу с перерывом - накануне вечером и утром. Но в некоторых общинах начинают возрождать традицию молиться ночью и службу Рождеству Христову, например, в Екатеринбурге Cобор РПСЦ Рождества Христова Рогожской общины. Москва

Храмы Русской Древлеправославной Церкви, освященные во имя Рождества Христова, находятся в г. Улан-Удэ (Бурятия) и (Украина, Полтавская область).

Во имя Рождества Христова была освящена . Храм был двухэтажным. На первом этаже находилась раздевалка и помещение для заседаний Совета общины. Весь второй этаж занимало храмовое помещение в виде большой длинной залы без колонн и перегородок высотой в семь аршин. Иконостас был трехярусным. Снаружи храм был украшен одной главой с крестом. Здание было снесено в 1970-х годах.

Полезное по теме :

  • ? Проповедь иерея Константина Литвякова на Рождество Христово;
  • : православные традиции праздника («Христос раждается славите », текст);
  • . Традиции праздника

Зачем освящают воду? Каким образом это делают? Какие свойства приобретает святая вода? На все эти вопросы Вы найдёте ответы в нашей познавательной статье!

Зачем освящают воду?

Вода занимает важное место в нашей повседневной жизни. Однако она имеет и высшее значение: ей свойственна целебная сила, о чем неоднократно говорится в Священном Писании.

В Новозаветное время вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, очищению от грехов. В разговоре с Никодимом Христос Спаситель говорит: “Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Ин. 3, 5). Сам Христос в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. В песнопениях службы этому празднику говорится, что Господь “очищение водою роду человеческому дарует”; “Струи освятил еси Иорданския, державу сокрушил еси греховную, Христе Боже наш…”.

Как освящают крещенскую воду?

Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается в течение года неоднократно (во время молебнов, совершения Таинства Крещения), а великое - только в праздник Крещения Господня (Богоявления). Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.

Великое водоосвящение совершается по Уставу в конце литургии, после заамвонной молитвы, в самый день Богоявления (6/19 января), а также и в навечерие Богоявления (5/18 января). В самый день Богоявления водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом к источникам воды, известным под названием “хода на Иордан”.

Повлияют ли необычные погодные условия в России на ход праздника Крещения и освящение вод?

К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будет освящены все воды независимо от их температуры.

Протоиерей Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии.

Как пользоваться святой водой?

Применение святой воды в повседневной жизни православного христианина достаточно многоразлично. К примеру, ее употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры (особенно это относится к великой агиасме (воде, освященной накануне и в самый день праздника Крещения Господня), кропят свое жилище.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения.

Святую воду принято употреблять с молитвой: “Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь”.

Хотя и желательно - из благоговения к святыне - принимать Богоявленскую воду натощак, но по особой нужде в помощи Божией - при недугах или нападениях злых сил - пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время. При благоговейном отношении святая вода остается свежей и приятной на вкус долгое время. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

Различна ли по своим свойствам вода, освященная в день Крещения и в крещенский сочельник?

– Абсолютно никакого отличия нет! Вернемся во времена патриарха Никона: он специально уточнял у Антиохийского патриарха, нужно ли освящать воду в сам день Крещения Господня: ведь накануне, в сочельник, уже воду освятили. И получил ответ, что греха в том не будет, это можно сделать еще раз, чтобы все могли взять воды. А у нас сегодня приходят за одной водой, а назавтра за другой – дескать, тут вода сильнее. А чем же она более сильная? Так и видим, что люди даже не слушают молитвы, которые читаются на освящении. И не знают, что вода освящается одним чином, читаются одни и те же молитвы.

Святая вода абсолютно одинакова в оба дня – и в день Крещения, и в сочельник Крещенский.

Священник Михаил Михайлов.

Правда ли, что купание в проруби на Крещение очищает все грехи?

Это не так! Купание в проруби (иордани) - это старинный добрый народный обычай, который не является все же церковным таинством. Оставление грехов, примирение с Богом и Его Церковью возможно только в таинстве покаяния, во время исповеди в храме.

Бывает ли, что святая вода “не помогает”?

Святитель Феофан Затворник пишет: “Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых,- имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)”.

Чудеса исцелений происходят и в наши дни, и они бесчисленны. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божия и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. “Род лукавый и прелюбодейный,- говорил Спаситель о своих неверующих современниках,- ищет знамения; и знамение не дастся ему”.Чтобы святая вода принесла нам пользу, будем заботиться о чистоте души, о высоком достоинстве наших помыслов и поступков.

Действительно ли вода всю неделю является крещенской?

Крещенская вода является таковой с момента своего освящения и год, и два и более, пока не иссякнут ее запасы дома. Взятая в храме в любой день, она никогда не теряет своей святости.

архимандрит Амвросий (Ермаков)

Бабушка привезла мне крещенскую воду, которую ей дала знакомая, но она отдает затхлостью и я боюсь ее пить. Что делать в таком случае?

Уважаемая София, в силу разных обстоятельств, хотя и весьма редко, бывает так, что вода приходит в состояние, не допускающее внутреннее употребление. В таком случае ее следует вылить в какое-то непопираемое место, - скажем, в проточную реку, или в лесу под дерево, и сосуд, в котором она хранилась, больше не пускать в бытовое употребление.

протоиерей Максим Козлов

Почему святая вода может испортиться?

Такое случается. Воду надо набирать в чистые емкости, в которых вода не должна портиться. Поэтому, если мы раньше в этих бутылках хранили что-то, если они не очень чистые, не нужно в них набирать святую воду. Помню, летом одна женщина стала наливать святую воду в бутылку из-под пива…

Часто прихожане любят делать замечания: например, одному нашему священнику стали объяснять, что освящал он воду неправильно – до дна бака не достал… Из-за этого, мол, вода не освятится… Что же, батюшка водолазом должен быть? Или что крест не серебряный… Не надо до дна доставать и крест может быть деревянный. Не нужно делать из святой воды культ, но и относиться нужно благочестиво! У одного моего знакомого священника, году в 1988, была бутылочка с водой, которая хранилась у него с 1953 или 1954 года…

Нужно относиться к воде благочестиво и аккуратно и самому вести благочестивую жизнь.

Священник Михаил Михайлов.

Можно ли употреблять некрещеным святую воду, освященное на мощах святых масло и просфоры?

С одной стороны, можно, потому что ну какой же может быть вред человеку от того, что он попьет святой воды, или помажется маслицем, или употребит просфору? Но только нужно задумываться, с какой стороны это может быть ему полезно.

Если это некоторое приближение человека к ограде церковной, если он, еще не решаясь креститься, скажем, быв в прошлом воинствующим атеистом, теперь, по молитвам своей жены, матери, дочери или кого-нибудь еще из близких, уже не отвергает хотя бы этих внешних как бы знаков церковности, то это добро и педагогически это будет подводить его к более существенному в нашей вере - к поклонению Богу в духе и истине.

А если же таковые действия воспринимаются как своеобразного рода магия, как некое «церковное лекарство», но при этом человек вовсе не стремится к тому, чтобы воцерковиться, чтобы стать православным христианином, только успокаивает себя, что вот я нечто такое совершаю и это послужит каким-то оберегом, то такого рода сознание провоцировать не нужно. Вот исходя из этих двух возможностей вы решайте применительно к вашей конкретной ситуации, нужно или не нужно предлагать кому-либо из ваших близких святынечки церковные.

Протоиерей Максим Козлов.

Вопросы и ответы о святой воде

Если Бог освящает все водное естество на земле 19 января, зачем тогда священник освящает воду в этот день? Спросила у батюшки, он ответил, что не знает. Алла

Мы знаем, что освящается и становится святой та вода, над которой совершается специальный молитвенный чин – мнение о том, что в этот день освящаются ВСЕ воды основано на расширительном толковании некоторых выражений из службы праздника Богоявления и не является частью православного вероучения. Кроме того, подумайте логически – если освящаются все воды, то они освящаются везде, в том числе и в местах скверных и нечистых. Спросите себя – как может Господь попустить Святому Духу действовать в нечистотах?

С уважением

Свящ.Алексий Колосов

Здравствуйте, Николай!

Освящение воды совершается по одному чину (одинаково) и 18, и 19 января. Поэтому нет разницы, когда Вы возьмете воду - 18 или 19 января, и та и другая вода является крещенской.

Иоанн Креститель совершал обряд, называемый «крещением». Но само понятие креста, как символа христианства, от которого, как мне кажется, происходит слово «крещение», пришло с распятием Христа, то есть позднее самой смерти Иоанна Крестителя. Тогда почему у Иоанна было «крещение», а не, к примеру, «омовение»? Благодарю. Игорь.

Здравствуйте, Игорь! В греческом тексте Евангелий Крещение обозначено глаголом «баптизо» - погружать, а в первом значении – хоронить. Это вполне соответствует контексту и смыслу действий Иоанна Крестителя. Термин «Крещение» возник при собственно славянском переводе Евангелий, когда такое специфическое действие было свойственно, прежде всего, христианству. Однако точных сведений об истории данного термина мне найти не удалось. Весьма вероятно, что Таинство Крещения пришло в славянский мир раньше, чем термин для него. Возможно, именно поэтому был избран именно такой термин, как более наглядно объясняющий то, что происходило на Иордане, и теперь уже неразрывно связанный в представлении людей с принятием Христа. С уважением, священник Михаил Самохин.

В день Крещения Господне окунувшись в ледяную купель или облившись водой можно ли считать себя крещенным и носить крестик? С уважением Александр.

Здравствуйте, Александр!

Нет, окунания в прорубь и обливания недостаточно для того, чтобы считать себя крещенным. Необходимо прийти в храм, чтобы священник совершил над Вами Таинство Крещения.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Добрый день! Скажите пожалуйста, а правда ли то, что если некрещеный человек придет в церковь 19 января и отстоит всю службу, то после этого он может считать себя крещенным и может носить крестик и ходить в церковь? И вообще может ли некрещеный человек ходить в церковь? Большое спасибо, Елена

Здравствуйте, Елена!

Некрещеный человек ходить в Церковь может, но участвовать в церковных Таинствах (исповеди, Причастия, венчания и др.) ему нельзя. Для того, чтобы стать крещеным необходимо, чтобы над человеком было совершено Таинство Крещения, а не присутствие на богослужении в праздник Крещения Господня. Подойдите после богослужения к священнику и скажите ему, что хотите принять Крещение. Для этого необходима Ваша вера в Господа нашего Иисуса Христа, желание жить по Его заповедям, а также некоторые знания о Православном вероучении и Православной Церкви. Священник сможет ответить на Ваши вопросы и помочь подготовиться к Таинству Крещения. Помоги Вам Господи!

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Батюшка, у меня ребенок дочка 6 месяцев и когда я ее купаю, то в воду добавляю святую воду. А можно эту воду потом сливать или нет?

Здравствуйте, Лена!

При купании дочки святую воду в ванну добавлять не надо: ведь святая вода может выливаться только в особое, не попираемое ногами, место. Лучше давайте дочке святую воду пить, а также регулярно причащайте ее Святых Христовых Таин.

С уважением, священник Александр Ильяшенко

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, можно ли выбросить стеклянную бутылку, в которой хранилась святая вода, в мусорный бак? Если нет, то, что с ней делать? Марина

Здравствуйте, Марина!

В этой бутылке лучше и в дальнейшем хранить Святую воду, но если это не получается, тогда ее нужно высушить, а потом можно выбросить.

С уважением, священник Александр Ильяшенко.

Можно ли давать святую воду животным? если нет, то почему? Ведь они тоже твари Божьи. Благодарю за ответ. Елена

Здравствуйте, Елена! В чем необходимость подачи святыни животному? Все зависит от конкретной ситуации. На основании буквального толкования слов Господа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас».(Мф.7,6) без особой необходимости давать святыню животным не следует. В то же время в церковной практике известны случаи, когда во время мора животных они окроплялись и поились святой водой. Основания для подобного дерзновения, как видите, должны быть действительно крайне серьезными. С уважением, священник Михаил Самохин.

Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?

В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.

Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.

К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будут освящены все воды независимо от их температуры. Протоиерей Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии

Можно ли окатиться святой водой, если меня сглазила цыганка? Мария.

Здравствуйте, Мария!

Святая вода – это не вода для купания, а вера в сглаз – это суеверие. Святую воду можно пить, ей можно окропиться, окропить дом, вещи. Если будете жить по заповедям Божиим, часто посещать храм для исповеди и причастия, молиться и соблюдать установленные Церковью посты, то Сам Господь будет хранить Вас от всего дурного.

С уважением, свящ. Дионисий Свечников.

Подскажите: может ли Благодать Божья уходить из святой воды и освященных предметов из-за наших грехов или это невозможно? И еще: как избавляться от злого и негативного? С уважением, Александр.

Здравствуйте, Александр!

Все зависит от того, как человек относится к святой воде и освященным предметам, с благоговением ли он хранит полученную святыню. Если да, то нет повода для волнения, благодать, полученная при освящении, пойдет человеку на пользу духовную и телесную. А чтобы Господь хранил от всякого зла, надо жить по заповедям Божиим.

С уважением, свящ. Дионисий Свечников.

С использование материалов сайтов

СОЧЕЛЬНИК (сочевник),навечерие Рождества Христова. По заведенному обычаю, русский народ в Рождественский сочельник — 24 декабря/6 января — постился до позднего вечера, именно до появления звезды. В Западной и Южной России, как только является на небе вечерняя звезда, все семейство приступало к св. рождественской вечери. Пред самым началом этой трапезы хозяева дома затепляли лампаду у образов, ставили пред иконами восковые свечи, читали вслух молитвы, и затем все семейство, заключив молитву благожеланиями, принималось угощаться, и от обильного угощения Рождественский сочельник обыкновенно назывался Щедрым вечером или Богатою кутьею.

Важнейшей принадлежностью стола на Рождественский сочельник служили кутья и взвар. Первая обыкновенно приготовлялась из зерновой вареной пшеницы, ячменя, риса с сытою; взвар состоял из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде. Самый стол, на котором располагалась трапеза, устилался сеном или соломой. Кутья и взвар как главные принадлежности на Рождественский сочельник имели символическое значение: кутья есть неотъемлемая пища при похоронах и поминовении покойников, а взвар обыкновенно варится при рождении дитяти. Легко отсюда заключить, что наши предки в вечери Рождества Христова этими двумя блюдами соединяли воспоминание о рождении и смерти Спасителя. Вспомним, что и смирна, которую волхвы принесли в дар новорожденному Христу, также знаменовала смерть Христову. Сено или солома, которыми устилался стол и прилавок, напоминали собою те ясли, в которых положен был Спаситель.

Наши предки старались Рождественский сочельник ознаменовать делами христианской благотворительности. Так, царь Алексей Михайлович накануне Рождества Христова рано утром ходил тайно в тюрьмы и богадельни, раздавал там щедрую милостыню; он делал такие же подаяния на улицах нищим и разного рода бедным. Вместе с указанными благочестивыми обычаями у наших предков совершались и такие обряды, которые были остатком дохристианской древности. Так, например, в Стоглаве говорится, что “в навечерии Рождества Христова... мужи и жены и дети в домах по улицам отходя и по водам глумы творят всякими играми и песньми сатанинскими и многими видами скаредными”. Нет сомнения, что эти беснования и игры были остатками празднества языческой Коляды, празднества, которое с разными пиршествами и весельем совершалось 24 и 25 декабря. В к. XVII ст. патр. Иоаким сильно восставал против этого празднества и даже указом своим запрещал скверные и бесовские действия и игрища, которые совершались в Москве и других городах в навечерие Рождества Христова.

И.П. Калинский

Традиции Сочельника

По заведенному обычаю, русский народ в Рождественский сочельник - 24 декабря/6 января - постился до позднего вечера, именно до появления звезды. В Западной и Южной России, как только являлась на небе вечерняя звезда, все семейство приступало к рождественской вечери.

Перед самым началом этой трапезы хозяева дома затепляли лампаду у образов, ставили пред иконами восковые свечи, читали вслух молитвы, и затем все семейство, заключив молитву благожеланиями, принималось угощаться, и от обильного угощения Рождественский сочельник обыкновенно назывался Щедрым вечером или Богатою кутьею.

Важнейшей принадлежностью стола на Рождественский сочельник служили кутья и взвар. Первая обыкновенно приготовлялась из зерновой вареной пшеницы, ячменя, риса с сытою; взвар состоял из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде.

Самый стол, на котором располагалась трапеза, устилался сеном или соломой. Кутья и взвар как главные принадлежности на Рождественский сочельник имели символическое значение: кутья есть неотъемлемая пища при похоронах и поминовении покойников, а взвар обыкновенно варится при рождении дитяти.

Отсюда легко заключить, что наши предки в вечери Рождества Христова этими двумя блюдами соединяли воспоминание о рождении и смерти Спасителя. Вспомним, что и смирна, которую волхвы принесли в дар новорожденному Христу, также знаменовала смерть Христову. А сено или солома, которыми устилался стол и прилавок, напоминали собою те ясли, где лежал Спаситель.

Сочиво (коливо, кутья)

200 г очищенной пшеницы,

150 г мака,

50 г очищенных орехов,

50 г изюма,

ванильный сахар,

мед по вкусу,

сахар по вкусу.

Пшеницу перебрать, промыть, залить водой и варить до готовности, отцедить, остудить. Мак заварить кипятком и держать на огне до тех пор, пока он не будет легко растираться пальцами. Отцедить на сите, пропустить через мясорубку. Перемешать с пшеницей, добавить измельченные орехи, ошпаренный кипятком и отцеженный изюм, мед и сахар по вкусу, ванильный сахар. Переложить в блюдо. Подавать охлажденной.

Пшеничная с медом

Целые зерна лущеной пшеницы (можно пшеничной крупы) залить холодной водой, варить до размягчения и откинуть на дуршлаг. Мед (200 г) развести 4 стаканами воды, залить пшеницу, поставить на слабый огонь, довести до кипения и охладить.

Из риса

500 г риса перебрать, промыть, залить холодной водой, довести до кипения, откинуть на сито или дуршлаг и промыть холодной водой. Затем рис снова залить большим количеством холодной воды и варить до готовности, не мешая. Воду слить, рис охладить. Ошпаренный кипятком сладкий миндаль растереть, добавить сахарный песок, размешав, развести небольшим количеством воды и соединить с рисом. Все перемешать, добавить вымытый и ошпаренный кипятком изюм (200 г), корицу и снова тщательно перемешать. Выложить на большую тарелку и посыпать по вкусу сахарной пудрой. Отдельно подать фруктовый кисель.

Добрый день, друзья, отшумел Новый год ночными гуляньями, выстрелами петард, телефонными звонками друзей и знакомых. И настал праздник иной — тихий, семейный, благостный — Рождество Христово. Рождественским традициям и обычаям, которые формировались многие века и стали неотъемлемой частью этого праздника, — посвящена статья . Вы узнаете, как принято было встречать Рождество на Руси — в кругу семьи и самых близких людей, как к нему готовился весь православный народ. Эти традиции и приметы, дошедшие до наших дней, помогут вам окунуться в светлый праздник Рождества Христова. А соблюдя все божественные каноны, связанные с приходом этого замечательного праздника, в вашем доме появится достаток, удача и счастье! Прежде чем узнать, как встречать Рождество Христово, маленькая памятка — календарь праздников от Рождества 7 января до Крещения — 19 января.

Рождественский календарик

Сочельник — 6 января. Накануне в Сочельник — 6 января был самый последний и строгий день поста! Если вы соблюдаете пост, то угощайтесь в сочельник только без масла — орехами, овощами, фруктами и зеленью. Вечером сходите на рождественскую службу в храм или посмотрите ее трансляцию по телевизору.

Рождество — 7 января. Рождество — великий день для православных! По традиции, его принято проводить в кругу близких людей, а также посещать церковь. Встретьте праздник за семейным столом и сходите в храм на рождественскую службу (расписание уточняйте в своем приходе).

Святки — 7-18 января. В Святки принято гадать (об этом — вы узнаете в следующей статье Твоей Изюминки, следите за анонсами). Ведь считается: именно в это время можно приоткрыть завесу будущего. Кроме того, в святочные дни, по традиции, нужно помогать бедным и немощным. Поэтому не обходите таких людей стороной, подсобите им.

Крещение — 19 января. В праздник обязательно сходите в церковь за святой водой. Кроме того, в Крещение принято окунаться в прорубь. Но священники уверяют: чтобы очиститься от грехов, необязательно нырять в ледяную воду. Достаточно искренне раскаяться и прийти на исповедь в храм.

Как подготовиться к Рождеству — православные традиции и обычаи

Как встречать Рождество? К Рождеству, которое наступало 7 января, также как и к , всегда тщательно готовился весь православный народ на Руси. Поскольку это два самых главных события в жизни любого христианина. Даже ход новой истории и наше летоисчисление мы ведем от Рождества Христова. Этому празднику предшествовал пост, который длился более месяца (40 дней). Кроме ограничений в питании, которое вело к духовному очищению и самого организма, в доме тоже проводили очищение — наводили полный порядок.

Православные традиции Рождества Христова в России соблюдались из года в год и заключались в подготовке к празднику жилища и наведения в нем полного порядка, приготовления праздничного обеда, посещением церкви всей семьей для богослужения, посвященного Светлому празднику Рождеству Христову.

Как подготовить дом перед священным днем?

Рождество Христово принято встречать в чистом и уютном доме. В преддверии великого праздника наведите в квартире идеальный порядок. Избавьтесь не только от пыли и грязи, которые видны невооруженным глазом! Вычистите мусор из-под шкафов, диванов и т. п. А также освободите жилище от всего лишнего. Идеальным вариантом будет раздать ненужные вещи бедным людям (пункты сбора находятся при многих церквях).

Украшение дома — является частью традиции перед Рождеством, поэтому закончив убирать свое жилище, украсьте комнаты фигурками ангелочков или звезд, которые символизируют светлый праздник. Поставьте подсвечники со свечами или красивые композиции из них, — пусть их огонь несет свет и радость в ваш дом!

Как подготовиться духовно к празднику

В традициях светлого праздника было встречать его с чистыми помыслами и сердцем, свободным от обид. Поэтому, если вы с кем-то сейчас в ссоре — и сделайте шаг навстречу, даже если вина в случившемся не лежит на вас. Оставьте все обиды в прошлом и успейте попросить прощения у тех, перед кем вы виноваты!

Как приготовить праздничный стол

Сорокадневный пост заканчивался Сочельником, название которому дало ритуальное кушанье, принятое есть в этот день — сочиво.

Первым блюдом на праздничном столе, которым разговляются после окончания Рождественского поста, является сочиво или кутья. Это каша, которая варится из крупы и щедро сдабривается пряностями и сладкими приправами. Если вы хотите следовать исконным традициям, тогда отведайте хотя бы ложку этого угощения! Твоя Изюминка публиковала рецепт этого рождественского кушанья, можете его забрать .

К слову говоря, по народному поверью, если начать рождественскую трапезу с кутьи, в доме воцарятся мир и покой!

Совет: хорошо если вы на службу в храм с собой возьмете кутью и кагор — тогда батюшка их освятит во время службы.

Церковная служба в ночь перед Рождеством

В суровые январские морозы души и сердца всех православных верующих согревает пронзительный колокольный звон, который раздается из церквей в Святое Рождество — 7 января! Он оповещает нас о том, что родился Христос! В канун великого торжества во всех храмах страны проходят праздничные службы — начало 6 января, не позднее 22:00. Длятся богослужения обычно до самого утра.

В рождественскую ночь традиционно всей семьей отправлялись в церковь на службу и все вместе встречали один из самых главных христианских праздников. Храмы загодя украшали еловыми и сосновыми ветками и устанавливали ясли — прообраз пещеры, в которой, по преданию, родился Иисус Христос.

Если вам позволяет здоровье, обязательно сходите в церковь, поставьте свечи, помолитесь, и почувствуйте, как на вас снизойдет Божья благодать… Для одних она станет умиротворением, для других — надеждой на лучшее!

Совет: если вы по каким-либо причинам не можете попасть на вечернюю литургию, сходите на службу утром — 7 января, которая начинается в 10:00. В вашем храме, по месту жительства она может начинаться в другое время, уточните заранее.

Нет сил стоять праздничное богослужение? Тогда сходите в храм хотя бы ненадолго. И искренне помолитесь!

Праздничная трапеза после службы

После службы приступали к праздничной трапезе, а хозяин дома обязательно открывал нараспашку дверь или окно, приглашая мороз и ветер отведать угощения, дабы задобрить их на будущее.

Стол на Рождество украшали красивой скатертью, под которую обязательно клали немного соломы (как воспоминание о яслях маленького Иисуса). Как уже было сказано выше, рождественскую трапезу начинали с кутьи — каши, сдобренной сладостными приправами: медом, сухофруктами, орешками, маком… Помимо главного блюда, на столе имело быть место — холодцу с хреном, запеченными целиком птице, рыбе или поросенку. Чаще всего хозяйки готовили рождественского .

Все эти блюда символизировали собой единство семьи в наступившем новом году!

Стол ломился от разного вида блюд и закусок:

  • поросята, нафаршированные гречневой кашей;
  • заяц, запеченный в горшочке;
  • каша, томленная в тыкве,
  • всевозможные салаты и холодные закуски;
  • домашние пироги и медовые пряники;
  • борщ из красной свеклы.

На стол ставилось ровно 13 блюд — это ритуальное число строго соблюдалось. При этом количество едоков за праздничным столом должно быть четным, если одного не хватало — на стол ставили лишний прибор. Во время трапезы все едоки должны были отведать каждое блюдо, главным из которых было сочиво или кутья. Эту кашу готовили из ржи и пшеницы, ячменя и гречихи, гороха и чечевицы и непременно заправляли медом. Так же «богатой» считалась кутья заправленная изюмом, сливками, миндалем и пряностями. Кутью обычно запивали «взваром» или сладким густым компотом, который варили из ягод и сухофруктов.

Особая примета — гость на удачу

Существовал давний обычай — по тому, кто в дом войдет первым на Рождество (мужчина или женщина), определяли будущее. Если входил мужчина, особенно темноволосый — год будет успешный, а если — женщина, то в году не будет удачи.

Рождественские приметы: что под запретом

Наши предки строго придерживались рождественских примет и запретов. Что же нельзя делать в Рождество 7 января — в этот святой день:

  • Нельзя заниматься рукоделием. Считается, что тот, кто шьет в этот большой праздник, может накликать слепоту на себя или кого-то из близких.
  • Нельзя прибираться в доме и хлопотать по хозяйству. Так, по народному поверью, есть опасность привлечь в дом нечистую силу. Поэтому порядок наводили в канун Рождества. А в святой день только праздновали!
  • Нельзя кого-либо обижать, напиваться или обжираться без меры! Это большой грех в праздник!
  • Нельзя давать в займы — иначе весь год будешь ходить в долгах.

Святки — гульба на две недели!

После встречи Рождества 7 января на этом праздник не заканчивался, и начиналась настоящая гульба. Святки! Двенадцать дней в году, когда можно делать что угодно и как угодно, не страшась наказания. Как говорится, «зима за морозы, а мужик за праздники».

Повсюду жгли костры. Не просто чтобы согреться — таким образом люди помогали солнцу победить тьму. Этот обычай сохранился еще с языческих времен, когда огонь символизировал возрождение, начало новой жизни. Колокольный звон — тоже древняя традиция. Люди пытались прогнать злых духов шумом, криком, звоном колокольчиков. Обычай сохранился, но смысл его несколько другой — колокольным звоном приветствуют и славят рождение Христа.

На Рождество старались принарядиться. Если обновок было много, перемеряли все — чтобы весь год ходить в богатом нарядном платье. Ели, что называется, от пуза. И каждого входящего в дом обязаны были сытно накормить и денежкой одарить. А вот взаймы в эти дни не брали, иначе весь следующий год просидишь в долгах. И работать в эти дни не полагалось — отдыхать так отдыхать!

Колядовать — счастье привлекать

Без колядок на Руси не обходился ни один сочельник. Развлекались на год вперед!

Молодежь, наряжалась в забавные костюмы, прикрыв лица «рожами да харями» (так официально назывались разнообразные маски), надев тулупы наизнанку, ходила по домам колядовать с песнями и плясками. Возглавляла компанию «девица-меховница». Именно она носила мешок, куда щедрые хозяева отправляли всякую снедь — и хлеб, и пироги, и колбасы, и сласти. Она же потом и делила добычу на всю веселую компанию. Тем же, кто не отличался щедростью, могли в песнях-колядках пожелать всякой хвори, а то и поленницу раскидать, и ворота снаружи подпереть: в эти дни такие хулиганства прощались.

Считалось, что так можно «наколядовать» удачу, счастье, шикарный урожай и т. п. Согласитесь, отличная забава! Так почему бы не воскресить старый-добрый обычай. И не прийти в дома друзей и знакомых с задорными песнями. Весело станет всем однозначно! А с таким добрым настроем до удачи и счастья станет и впрямь рукой подать!

Святочные гадания

Нагулявшись, к вечеру собирались на посиделки, где пили-ели, рассказывали волшебные истории, а ближе к ночи начиналось самое интересное — . Заглядывать в будущее — дело опасное, бесовское, потому и гадать разрешалось только в эти дни, когда нечистая сила, осмелев, подходит близко к человеческому жилью. Пытались узнать, каким будет следующий год, урожайным или не очень, спокойным или суетным. Девушки гадали на суженого — ходили слушать под окнами, спрашивали имя у первого встречного, тащили полено, раскидывали карты, лили олово или воск — способов было столько, что хватало на все Святки. Но на самое верное решались немногие. Одной, без креста, в пустой бане, при свечах можно было увидеть в зеркале жениха, а можно — и дьявола рогатого…

День святого Василия

Так и шли дни — в сытости, веселой гульбе и разных проказах. Один из них выделялся особо. Первого января по старому стилю (14-го по новому) отмечали день святого Василия. Варили по-особому кашу и обязательно выставляли на стол жареного поросенка.

Верили, что Василий ночью прячет месяц, чтобы помешать ведьмам развлекаться на шабаше. У нас этот день превратился в уникальный праздник — Старый Новый год. Ни один иностранец не понимает, как что-то новое может быть старым, но русским это не мешает продолжать веселиться, а телеканалам — повторять праздничные «Огоньки» для тех, кто проспал их в новогоднюю ночь.

И длится весь этот бесшабашный разгул до 19 января, когда наступает еще один великий день — Крещение. Тогда благодать сходит на землю, прячется нечистая сила, а каждый человек может смыть — иордани — все грехи, вольные и невольные, допущенные в эти две развеселые недели.

Как окропить квартиру святой водой

Прежде чем окропить дом, сделайте уборку! Затем наполните чистую емкость водой. Имейте в виду — это должна быть посудина, которая не контактировала с животными!

Окрапливают святой водой все жилище включая комнатные цветы и растения (их просто нужно немного побрызгать, без полива земли).

Действовать нужно в такой последовательности:

  1. Окуните правую руку в святую воду и пройдитесь по всем углам комнаты, двигаясь по часовой стрелке.
  2. Затем окропите стены и пол.
  3. Во время ритуала произнесите вслух слова: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь.»
  4. Затем точно также побрызгайте остальные комнаты, ванную, прихожую, кухню. Но только не туалет! Его святой водой не окропляют!

Как правильно пить святую воду

Все верующие люди знают, что святая вода в крещенские дни имеет особую силу и поэтому в такие дни бывают очереди в храм. Люди стоят с пустыми бутылками и канистрами, чтобы запастись освященной водой надолго.

По своей благодати и целебным свойствам святую воду приравнивают к святой воде реки Иордан, в которой крестили Иисуса Христа. Вот почему люди хранят принесенную из церкви воду в течении всего года и используют ее по особым случаям.

Кроме окрапления своего жилища в праздник, освященную воду можно пить несколько раз в течение дня. А в остальные дни лучше употреблять натощак. При этом святую воду пьют во время тяжелой болезни, употребляют глоток когда предстоит какое-нибудь важное событие.

Кроме этого ей можно окраплять все появляющиеся в доме новые вещи.

Если из-за неправильного хранения святая вода стала для питья непригодной, ее ни в коем случае нельзя выливать в канализацию. Необходимо вынести ее из дома и вылить в место, где не может пройтись нога человека, например, в ручеек, реку, озеро, пруд или другой водоем. Можно полить ее куст, который растет в безлюдном месте.

Народный календарь

Сегодня вы узнали как встречать светлый праздник Рождество Христово, какие традиции, обычаи, приметы были с ним связаны на Руси. И в самом конце — народный календарь с приметами на весь год и именинами рожденных в этот день.

Ясная и звездная ночь обещает без-опасность и здоровье людям в текущем году, и наоборот. Падает мягкий снег — к урожаю, а если тепло — лето будет дождливым.

Сильный мороз и малый снег в этот день — к урожаю хлеба, здоровью животных и людей; если тепло и нет снега — к холодному лету. «Васильева ночь звездиста — лето ягодисто».

Небо чистое на Феоктистов день, с полной луной — к сильному половодью.

Если в этот день разгуляется метель — то же самое будет и на Масленице; если сильные ветры дуют с юга — то лето будет грозное.

Видео — как встречать Рождество