Влияние отрицательных эмоций на организм человека. Как эмоции влияют на человека. Как избавиться от влияния отрицательных эмоций

Думаю, не только лишь ученые, но и мы все знаем, что эмоции и здоровье человека , неотделимы друг от друга. Эмоции наши оказывают влияние на состояние здоровья, самочувствие, в зависимости от эмоций мы смеемся, или плачем, радуемся, или скорбим – и все эти чувства отражаются на состоянии наших органов и систем.

эмоции и здоровье человека

В основном по-разному оказывают влияние на состояние здоровья каждого человека – разное, по силе воздействия, однако есть и такие, которые одинаково негативно влияют на всех – к примеру, чувство страха.

А вот на здоровье влияют только положительно – мы осознаем это интуитивно, хотя это уже давно является фактом, научно доказанным! Эмоциям позитивным свойственно тонизировать организм человека и отличному здоровью содействовать. Люди, испытывающие постоянное смятение чувств, тревожное состояние, склонные к депрессии, подвергаются опасности различных заболеваний.

влияние эмоций на организм человека

Возникал ли у кого либо вопрос, отчего такие эмоции, как страх, к примеру, способны увеличивать внутренние ресурсы человека?! От испуга человек способен бежать намного быстрее, чем он думает – и бежит! В состоянии волнения у нас учащается сердцебиение – ожидание вердикта врачебной комиссии, или оценки экзаменатора, во время выступления перед огромным скоплением публики – ощущения сильные, не так ли — эмоции и здоровье человека

И все они — так, или иначе, отображаются на работе систем и органов человека. Воздействие эмоций на работу нашего организма, подготавливает его к определенной реакции на событие предстоящее. Испуг мобилизует организм наш на то, что бы всеми силами избежать опасности – то есть готовит к быстрому . Чувство гнева подготавливает наше тело к тому, что нужно будет нападать, дабы защититься… Иными словами, в нашем организме происходят надлежащие перемены, готовящие нас к определенным поступкам при каких то обусловленных обстоятельствах. К примеру – чувство опасности способно , вырабатывая больше протромбина, дабы исключить кровотечение, в случае внезапного ранения.

И это не выдумки, это научно доказанные факты! Как и то, что чувство радости способно высвободить катехоламины, вещества, вырабатывающиеся в коре надпочечников, которым свойственно препятствовать процессам воспалительным. Одновременно с катехоламинами, в кровь поступают эндорфины. еще один гормон, только уже гипофиза, уменьшающие ощущения болезненные — и все это от ощущения радости — эмоции и здоровье человека … Сильнее всех систем на эмоции реагирует сердечно-сосудистая система человека. Постоянное и сильное чувство гнева, раздражительность продолжительная, попросту разрушающе действуют на и сосуды… Результат таких эмоций, чаще всего, гипертония. Эмоции влияют и на кровообращение – изменяется частота пульса, скачет АД, меняется и тонус сосудов.

Цыбулина Анастасия Сергеевна

Н. Амосов

Эмоции – один из важных аспектов учебной деятельности. Эмоции оказывают сильнейшее влияние на все составляющие учебного процесса: на эффективность, на познавательную активность учащихся. Эмоции – настоящее психологическое горючее для роста, развития и деятельности. При этом важно подчеркнуть, что положительное влияние оказывают положительные эмоции, а отрицательные - отрицательное. В связи с этим в мировой психологии серьезно возрос интерес к созданию у учащихся положительных эмоциональных состояний. Ряд исследователей считает, что эмоциональный коэффициент учащихся более важен, чем интеллектуальный коэффициент.

Проблема проекта : каким же образом эмоции влияют на наше здоровье? Повышают ли положительные эмоции работоспособность? И что поможет поднять или поддержать хорошее настроение? На эти вопросы я постараюсь ответить.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«ПОРТФОЛИО»

НА ТЕМУ:

Руководитель проекта:

Бутурлиновка

2014 г.

  1. Статистические данные.
  1. Выводы и рефлексия.
  1. Литература.

Введение.

Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в питании, закаливание,

время и умение отдыхать. И еще пятое - счастливая жизнь!

Н. Амосов

Эмоции

Проблема проекта

Цель проекта

Проектный продукт

Теории возникновения эмоций.

Влияние положительных и отрицательных эмоций на иммунитет человека.

лимфоцитов

Изучая влияние эмоций на здоровье человека, врачи установили, что когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу, клетки серого вещества получают больше кислорода. Происходит некое «биохимическое ободрение», которое ликвидирует усталость, очищает верхние дыхательные пути и улучшает циркуляцию крови в сосудистой системе, вырабатывается гормон счастья. А железы внутренней секреции начинают вырабатывать вещества, снимающие головную боль. Также

Ученые из Саарландского университета (Германия) проводили исследования влияния занятий спортом на продолжительность жизни человека, опубликованное в издании «Circulation». По мнению ученых, активная физическая нагрузка препятствует укорачиванию теломеров – последовательностей ДНК, которые контролируют кончики хромасом.

завидуют ревности вины Жалость Жадные

Статистические данные.

  • Когда учитель улыбается

разных возрастных групп.

Неудачников

  • Звуковое воздействие.
  • Факт:
  • Дефицит серотонина
  • Помогите другим.
  • Радуйтесь успехам других.
  • Наслаждайтесь едой.
  • Установите цели.
  • Заведите новое знакомство.
  • Простите себя.
  • Оденьтесь хорошо.
  • Делайте комплименты.
  • Улыбайтесь.
  • Действуйте.
  • Сон.
  • Выводы.

    1. Врачи открыли, что искренний смех, стимулируя выделение эндорфинов, дофамина, а также нейромедиаторов серотонина. Того самого, который, по мнению российских ученых продлевает жизнь.
    2. Таким образом, активные занятия спортом препятствуют старению клеток, а это, в свою очередь, продлевает жизнь человеческого организма.

    Рефлексия: в ходе работы над проектом, я открыла для себя много новой и полезной информации о влиянии эмоциональных состояний на здоровье и долголетие человека, которая поможет мне и моим сверстникам сделать правильные выводы о сохранении собственного здоровья, продлении долголетия. Я научилась собирать статистические данные по данной теме, на их основе – делать выводы. Я с удовольствием сделала презентацию к своему проекту. Надеюсь, что мой проектный продукт в виде полезных рекомендаций будет полезен и другим подросткам, а так же их преподавателям. Защита данного проекта была проведена на уроке – конференции по теме: «Исследование влияния различных факторов на онтогенез человека». С этой же темой проекта я буду выступать 8 февраля на научно – практической конференции, посвященной Дню Российской Науки.

    Литература.

    1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М.: «Глобус», 1978.

    2.Шувалова В.С. Здоровье учащихся и образовательная среда. - М.: «Просвещение», 2000

    3. Лю Хуэйин. Исследование теории эмоционального интеллекта / Лю Хуэйин // Материалы международной конференции молодых ученых гуманитарных факультетов МГУ имени М.В.Ломоносова «Актуальные проблемы гуманитарных наук в 21 веке ». М.: МАКС Пресс, 2005 г.

    4. Лю Хуэйин. О возникновении эмоций при исследовании некоторых

    классических подходов к проблеме эмоций /Лю Хуэйин // «Современные гуманитарные исследования». М.: « Спутник». № 4 (17), 2007 г. ISSN 1012-9103.

    5. Лю Хуэйин. Исследование функций эмоций в воспитании студендов /

    Финансовая поддержка Чжэнчжоуского университета, проект № 2005-ZX-454. http:\\ www2. zzu.edu.cn \ kyc\ index.asp. 2005г.


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа № 1

    Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся

    «ПОРТФОЛИО»

    Информационно – исследовательский проект

    НА ТЕМУ:

    «Как влияют эмоции на здоровье и долголетие человека?»

    Цыбулина Анастасия Сергеевна– ученица 11 класса МОУ БСОШ №1, дважды обладатель Гран-при в номинации «Успех моей будущей профессии» Московского Международного Форума «Одаренные дети» (2009,2010 г.г.).

    Руководитель проекта:

    Искра Ольга Юрьевна - заместитель директора МОУ БСОШ №1 по НМР, Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации, победитель конкурса лучших учителей РФ.

    Бутурлиновка

    2014 г.

    1. Введение. Цели и задачи проекта.
    1. Обзор литературных источников о влиянии эмоций на здоровье и долголетие человека.
    1. Теории возникновения эмоций.
    2. Влияние настроения на работоспособность персонала и учеников.
    3. Влияние положительных и отрицательных эмоций на иммунитет человека.
    1. Статистические данные.
    1. Проектный продукт – полезные рекомендации.
    1. Выводы и рефлексия.
    1. Литература.

    Введение.

    Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в питании, закаливание,

    время и умение отдыхать. И еще пятое - счастливая жизнь!

    Н. Амосов

    Эмоции – один из важных аспектов учебной деятельности. Эмоции оказывают сильнейшее влияние на все составляющие учебного процесса: на эффективность, на познавательную активность учащихся. Эмоции – настоящее психологическое горючее для роста, развития и деятельности. При этом важно подчеркнуть, что положительное влияние оказывают положительные эмоции, а отрицательные - отрицательное. В связи с этим в мировой психологии серьезно возрос интерес к созданию у учащихся положительных эмоциональных состояний. Ряд исследователей считает, что эмоциональный коэффициент учащихся более важен, чем интеллектуальный коэффициент.

    Проблема проекта : каким же образом эмоции влияют на наше здоровье? Повышают ли положительные эмоции работоспособность? И что поможет поднять или поддержать хорошее настроение? На эти вопросы я постараюсь ответить.

    Цель проекта : исследовать влияние положительных и отрицательных эмоций на здоровье и долголетие человека, собрать статистические данные по теме, создать проектный продукт в виде полезных здоровье сберегающих рекомендаций.

    Проектный продукт : полезные рекомендации, продлевающие долголетие и сохраняющие здоровье человека.

    Теории возникновения эмоций.

    Научные взгляды на природу и сущность эмоциональных проявлений представлены двумя основными направлениями.

    • Современная история эмоций начинается с появления в 1884 г. статьи У. Джемса "Что такое эмоция?". У. Джемс и независимо от него Г. Ланге сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено изменениями, как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов под влиянием внешних воздействий. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания. По Джемсу "мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся". Таким образом, периферические органические изменения, которые обычно рассматривались как следствие эмоций, стали их причиной. Отсюда становится понятной упрощенная трактовка произвольной регуляции эмоций - считалось, что нежелательные эмоции, например горе, можно подавить, если намеренно совершать действия, характерные для достижения положительных эмоций. Концепция Джемса - Ланге вызвала ряд возражений. Основные положения критики были высказаны У. Кенноном, который обратил внимание на то обстоятельство, что телесные реакции, возникающие при различных эмоциях, очень походи друг на друга и как таковые недостаточны для того, чтобы удовлетворительно объяснить качественное многообразие человеческих эмоций. Кроме того, искусственно вызываемые у человека органические изменения далеко не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями.
    • Опубликовав в 1872 году книгу "Выражение эмоций у человека и животных", Ч. Дарвин показал эволюционный путь развития эмоций и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Суть его эволюционной теории возникновения и развития эмоций состоит в том, что эмоции либо полезны, либо представляют собой лишь остатки (рудименты) различных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции в борьбе за существование. Разгневанный человек краснеет, тяжело дышит и сжимает кулаки потому, что в первобытной своей истории всякий гнев приводил людей к драке, а она требовала энергичных мышечных сокращений и, следовательно, усиленного дыхания и кровообращения, обеспечивающих мышечную работу. Потение рук при страхе он объяснял тем, что у обезьяноподобных предков человека эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветки деревьев. Тем самым Дарвин доказывал, что в развитии и проявлении эмоций не существует непроходимой пропасти между человеком и животными. В частности, он показал, что во внешнем выражении эмоций у антропоидов и слепорожденных детей имеется много общего.
    • "Ассоциативная" теория В. Вундта (1880) предусматривала до некоторой степени влияние представлений на чувства, и, с другой стороны, характеризовала эмоции как внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений. "Телесные" реакции Вундт рассматривает лишь как следствие чувств. По Вундту, мимика возникла первоначально в связи с элементарными ощущениями, как отражение эмоционального тона ощущений; высшие же, более сложные чувства (эмоции) развились позже. При возникновении в сознании человека эмоции она всякий раз вызывает по ассоциации соответствующее ей, близкое по содержанию низшее чувство или ощущение, которое и вызывает те мимические движения, которые соответствуют эмоциональному тону ощущений. Так, например, мимика презрения (выдвигание нижней губы вперед) сходна с движением, сопровождающим выплевывание чего-либо неприятного, попавшего в рот человеку.

    Влияние настроения на работоспособность учеников.

    Вы когда-нибудь задумывались о том, как настроение влияет на вашу работу, работу ваших одноклассников или персонала в учебном заведении?

    Представим, утром вы встали на 5 минут позже обычного, ночью вам приснился дурной сон, за завтраком вы посадили пятно на белоснежной блузке, но переодеваться уже некогда, вы бежите в школу / на работу, опаздываете, входите в класс злым и подавленным… И всё? Неужели как прилежный ученик или опытный педагог вы сегодня не реализуетесь?!

    Действительно ли плохое настроение окрашивает наш день в мрачные краски и снижает производительность? В конце концов, некоторые люди достигают потрясающих результатов, работая именно в состоянии нервного напряжения. А у других получается успокоиться и избавиться от плохого настроения, обустраиваясь на рабочем месте, просматривая почту и совершая прочие рутинные процедуры. Но таких - единицы, большинство же не может выбраться из омута утреннего раздражения и злости, и, конечно, такое состояние напрямую сказывается на работе. Но как?

    И этот факт нельзя игнорировать. Наоборот, учебным заведениям следует задуматься, как изменить в лучшую сторону настроение учеников и персонала с утра. Многие скажут, что это - «мелочь». Но на эту проблему все же стоит обратить внимание, потому что эта «незаметная мелочь» серьезно влияет на результаты работы всего коллектива. Например, в учебном заведении, где обучаюсь я, стало традицией проведение лёгкой утренней зарядки в классах. Благодаря утренней зарядке кровообращение нормализуется, и организм учащегося просыпается, вместе с кровью мозг обогащается кислородом и энергией необходимой ему для умственной деятельности. Наблюдения показали, что учащиеся выполняют свои обязанности тщательнее и внимательнее, когда они в хорошем настроении. Но хорошее настроение отнюдь не побуждает работать производительнее – количество упражнений и выученных параграфов, обрабатываемых «счастливыми» людьми, не возросло. Эффект отрицательного настроения немного иной. Ученики в плохом настроении выполняют меньше упражнений и меньше внимания уделяли своей работе в целом.

    Влияние положительных и отрицательных эмоций на иммунитет человека.

    В западной медицинской науке исторически сложилась традиция выделять конкретную часть организма и рассматривать ее отдельно. Английские слова «science» (наука) и «scissors» (ножницы) произошли от одного корня. Оба слова связаны с понятием разрезания чего-либо на части. Сегодня же передовым направлением считается изучение механизмов взаимодействия между этими частями. Например, настроение и иммунная система до недавнего времени рассматривались как совершенно независимые компоненты. Теперь их считают взаимосвязанными частями большой системы. Благодаря этому открытию появилась новая отрасль медицины, которая называется психоневроиммунология. На сегодняшний день также просматриваются связи между настроением и интеллектуальными способностями.

    • Каким образом настроение влияет на иммунитет?

    Работникам медицинской сферы давно известно, что оптимизм помогает пациентам преодолеть болезнь. Например, наблюдая за людьми с ВИЧ-инфекцией, ученые выявили взаимосвязь между оптимистическим настроем, более поздним развитием симптомов и большей продолжительностью жизни.

    Чем же объясняется связь между оптимизмом и сопротивляемостью болезни? С практической точки зрения, оптимистически настроенные пациенты могут лучше справляться с болезнью благодаря более точному выполнению предписаний врачей. Впрочем, настроение оказывает и непосредственное влияние на иммунную систему. Эксперименты показали, что оптимистический настрой повышает уровень лимфоцитов в крови, а именно природных клеток-киллеров и вспомогательных Т-лимфоцитов. Депрессивное состояние, напротив, уменьшает количество этих клеток и таким образом снижает устойчивость организма к инфекциям и болезням.

    Еще одно психологическое состояние, оказывающее влияние на иммунную систему, - это стресс. В нашем подверженном хроническому стрессу обществе связь постоянных стрессов и вирусных инфекций, таких как простуда, не вызывает сомнений. Например, основной процент простудных заболеваний среди студентов приходится на период экзаменационной сессии. Почему? Ответ на этот вопрос можно найти в крови. Выяснилось, что у студентов-медиков уровень лимфоцитов в крови во время сессии значительно понижается по сравнению с обычным состоянием. Впрочем, здесь есть нюансы. Первокурсники, еще не растерявшие оптимизм, отличались повышенным уровнем лимфоцитов по сравнению с другими студентами.

    Позитивное отношение к жизни может помочь пожилым людям справиться с возрастным снижением эффективности иммунной системы. Другие взрослые люди с ярко выраженным чувством субъективной компетентности (когерентности), которое представляет собой способность индивида к спланированной и согласованной деятельности, направленной на управление ходом событий, отличались хорошим здоровьем и повышенной активностью клеток - киллеров. Их показатели превышали средние для людей этой возрастной группы. Во время проведения недавних исследований ученые измерили уровень субъективной компетентности у тридцати здоровых пожилых людей, которые переезжали на новое место жительства. Переезд - это источник стресса для любого человека, но у людей с повышенным уровнем СК иммунная система понесла минимальные потери.

    • Смех + физические нагрузки = долголетие.
    • Эмоции, как фактор ухудшения здоровья.

    Интересное исследование было проведено одним австрийским психологом, который в течение пяти лет наблюдал за двумя тысячами добровольцев. В ходе исследования ему удалось выделить наиболее вредные для здоровья эмоции. И так, результаты исследования показали, что у людей, которые завидуют чужим успехам, в два с половиной раза выше риск инфаркта. Наличие чувства ревности приводит к гормональным расстройствам. Причем, прежде всего, уменьшается выработка половых гормонов – тестостерона, что является причиной мужской импотенции. Чувство вины делает более частыми простудные заболевания, повышает предрасположенность к инфекциям, увеличивает риск развития онкологических заболеваний. Жалость к себе становится причиной заболеваний печени. Кроме того, у тех, кому себя жалко, увеличивается выработка гормона слабости, снижается содержание сахара в крови, могут возникнуть проблемы с приемом пищи. Жадные люди чаще других страдают расстройствами пищеварения.

    Статистические данные.

    Зависимость эмоциональных состояний учащихся от особенностей поведения учителя на уроках.

    • Когда учитель улыбается , радость испытывают 80% учеников. Безразличное отношение к положительно настроенному учителю испытывают 5% учеников.
    • Когда учитель ходит по классу, спокойствие испытываю 30% учеников.
    • Когда у учителя приятный голос, чувство радости испытываю 80% учеников.
    • Когда учитель поощряет «меня», р адость испытывают 20% учащихся, а спокойствие – 60%.

    Обработка результатов показала: эмоциональные состояния учеников зависят, в первую очередь, от характера учителя (улыбчивый, злой),

    Во-вторых, от той атмосферы, которую создает учитель на уроке,

    В-третьих, каким языком пользуются учителя (с юмором, с приятным голосом или строго и т.д.),

    В-четвертых, от методов обучения (поощрение, наказание).

    Вывод: Эмоциональные состояния учителей и учеников взаимосвязаны друг с другом и влияют на учебный процесс.

    Эмоционально-психологическое самочувствие учащихся

    разных возрастных групп.

    Недостаточная сформированность психической сферы детей, особенности их индивидуального темперамента, типа нервной системы приводят к тому, что часто реакции на события проявляются в виде отрицательных эмоций и невротических состояний.

    Как характеризуют свое психическое самочувствие школьники или их родители? Примерно у каждого второго школьника оно обычно близкое к норме. Другая половина делится на две части: одна - подвержена резкой смене настроения; другая – постоянно пребывает либо в крайнем возбуждении, либо в подавленном состоянии.

    С возрастом изменяется распределение школьников по уровням психического самочувствия. Чаще других попадают в группу "относительной нормы" дети 7-8 лет, стоящие в самом начале школьного пути (70% от общего числа). Однако уже к концу 1-го года обучения доля учащихся, имеющих нормальное психическое самочувствие, снижается до 50%; в 1,5 раза увеличивается удельный вес учеников, для которых характерно возбужденное состояние; в 2 раза чаще у детей встречается подверженность резкой смене настроения. Некоторая стабилизация психического самочувствия наблюдается у учеников 10-11 лет. Другим периодом количественных и качественных изменений в параметрах психического здоровья школьников является возраст 15-17 лет: отклонения от нормы испытывает каждый второй старшеклассник (резкая смена настроения, возбужденное или подавленное состояние). Каждый третий школьник и его родители считают, что за время учебы существенно ухудшается психическое самочувствие ученика - ребенка, подростка, юноши. В среднем положительные и отрицательные эмоции учащихся в школе практически уравновешены. Однако вызываются они часто разными событиями и действуют на каждого ребенка индивидуально. Если случается пережить неприятную ситуацию, которую не ожидали: 5% школьников, по их собственному мнению, никак не реагируют, что свидетельствует о высокой устойчивости психики; у 55% портится настроение, но протекает реакция при низком (малозаметном) выходе эмоций. 22% школьников испытывают ухудшение настроения, раздражительность, заметные окружающим (реакция умеренная длительная); 13% учащихся в данной ситуации переживают состояние аффекта (сильное, но кратковременное реагирование); 5% школьников подвержены сильным продолжительным психическим переживаниям, переходящим в состояние подавленности и даже отчаяния. Катализатором психических процессов у детей являются удачи и неудачи в школе. Реакция на неожиданную ситуацию позволяет обнаружить то, что скрыто в повседневной жизни: устойчивость психики, активность переживаний, продолжительность реакции.

    На вопрос: "Часто ли тебя преследуют неудачи в школе?" - 27% учащихся ответили положительно; 22% родителей подтвердили данную реакцию. Неудачников больше среди учеников в возрасте 11 и 15 лет (до 50%). Кроме "плохой оценки", оцениваемой большинством опрошенных как горе, сходным образом воспринимается "несправедливость учителя" (17%), "трудности в изучении предмета" (12%). "Домашние задания", "нелюбимые предметы", "оценка, которую не заслужил" вызывают отвращение, соответственно, у 39, 31, 16%. Дети испытывают как страх перед "оценками" и контактами с учителем, так и стыд за "неправильный ответ" (28%) и положение "когда у всех хорошо, а у меня плохо" (17%). В среднем отрицательные эмоции имеют место у 92% учащихся.

    Любое психическое состояние детей нуждается в управлении, поддержке и коррекции со стороны взрослых. Ученики в возрасте 7-11 лет совершенно не могут управлять своими эмоциями: они чаще других переживают состояние аффекта (до 20%). испытывают страх и волнение. Необходимо учить их справляться со своими эмоциями, не выплескивать их на окружающих. Подростки 14-15 лет чаще пребывают в плохом настроении, которое не могут скрыть (в среднем каждый третий). Они нуждаются в регулярной поддержке и обучении тому, как справиться с раздражительностью, какими способами защитить себя от сильного возбуждения (около 40%), как не допустить перехода самокритики в самоуничижение (примерно треть). Ученики более старшего возраста, кроме волнений и плохого настроения ощущают необъяснимое чувство страха и чувство общей подавленности. Им необходима конкретная помощь в выборе практических путей преодоления душевного кризиса.

    Если нагрузки сделать ежедневной привычкой, то можно застраховать себя от подавленного состояния. Хорошее настроение после фитнеса сохраняется до 12 часов. для поддержания хорошего настроения нам требуется 30 минут умеренной физической активности в день, и так не менее пяти дней в неделю.
  • Звуковое воздействие. Опытным путём доказано, что звуковой ряд классической музыки оказывает мощное гармонизирующее действие на организм. Но можно использовать и ритмичные композиции современных композиторов, а также звуки природы (шум воды, пение птиц и т. д.). Чаще слушайте то, что вам нравится, что не оставляет вас равнодушным.
  • Факт: воздействие живой природы, будь то прогулка по городу, игра с домашними животными или вы просто понюхаете цветок, несомненно поднимет настроение.
  • Мощным защитным действием от депрессии обладает какое-либо хобби или творчество. Когда человек что-то создаёт и получает ожидаемый результат, то у него происходит выброс гормонов радости (эндорфинов), которые очень надёжно защищают от всех видов депрессии.
  • Дефицит серотонина , например, вызванный снижением уровня серотонина в мозге является одним из факторов формирования депрессивных состояний и тяжелых форм мигрени. Поэтому не исключайте из рациона питания бананы, сливы, инжир, чёрный шоколад, которые способствуют биосинтезу серотонина и часто улучшают настроение.
  • Сосредоточьтесь на своих успехах. Качество вашей жизни, зависит от качества ваших мыслей. Сосредотачиваясь на своем успехе, вы испытываете удовлетворение и радость.
  • Помогите другим. Помощь другим - отличный способ поднять настроение и ваше мнение о себе улучшается.
  • Радуйтесь успехам других. Празднование чужого успеха иногда бывает приятней, чем празднование своих собственных достижений.
  • Наслаждайтесь едой. Пища замечательна, потому что она затрагивает все пять из ваших чувств. Иногда ваше настроение может спасти вкусная еда и необычная сервировка стола.
  • Установите цели. Когда у вас есть четко поставленные цели, ваша жизнь приобретает большую значимость. А значит тратить время на грусть вам просто некогда.
  • Заведите новое знакомство. Люди - коммуникабельные существа. Нет ничего приятней, чем новое знакомство.
  • Восстановите общение со старым другом. Найдите время, чтобы связаться со старым другом, которого вы давно хотели увидеть, но не могли найти подходящий момент. Совместные воспоминания непременно поднимут ваш дух.
  • Проведите время с друзьями и семьей. Наиболее остро чувство любви и счастья человек испытывает, находясь в кругу близких людей.
  • Простите себя. Каждый человек склонен испытывать за что-либо чувство вины. Постарайтесь простить себя. А лучше посетите храм. Только тогда вы ощутите душевную свободу и несомненно прекрасное настроение.
  • Оденьтесь хорошо. Ваша одежда отражает то, что у вас внутри. Она может как хорошо, так и плохо влиять на ваше эмоциональное состояние.
  • Делайте комплименты. Сделав человеку приятно, вы сами почувствуете прилив радости.
  • Улыбайтесь. Между вашей физиологией и психологией существует обратная связь. Когда у вас хорошее настроение, вы улыбаетесь, и наоборот, если вы улыбнетесь, у вас появится хорошее настроение.
  • Действуйте. Продвижение к поставленной цели дает вам возможность почувствовать удовлетворение.
  • Сон. Частой причиной подавленности является недосыпание. Постарайтесь лечь спать раньше или поспите днём. Ведь сон – это лучшее лекарство, в том числе и от плохого настроения.
  • Выводы.

    1. В процессе исследований выяснилось, что и хорошее, и плохое настроения оказывают влияние на эффективность работы человека, но хорошее - более сильное. Настроение, которое вы «приносите» с собой на работу / в школу, гораздо сильнее влияет на общее настроение вашего дня, чем события, которые происходят на рабочем месте.
    2. Эксперименты показали, что оптимистический настрой повышает уровень лимфоцитов в крови, а именно природных клеток-киллеров и вспомогательных Т-лимфоцитов. Депрессивное состояние, напротив, уменьшает количество этих клеток и таким образом снижает устойчивость организма к инфекциям и болезням.
    3. Позитивное отношение к жизни может помочь пожилым людям справиться с возрастным снижением эффективности иммунной системы.
    4. Обработка результатов показала: эмоциональные состояния учеников зависят, в первую очередь, от характера учителя (улыбчивый, злой), во-вторых, от той атмосферы, которую создает учитель на уроке, в-третьих, каким языком пользуются учителя (с юмором, с приятным голосом или строго и т.д.), в-четвертых, от методов обучения (поощрение, наказание).
    5. Эмоциональные состояния учителей и учеников взаимосвязаны друг с другом и влияют на учебный процесс.
    6. В среднем положительные и отрицательные эмоции учащихся в школе практически уравновешены. Однако вызываются они часто разными событиями и действуют на каждого ребенка индивидуально. Катализатором психических процессов у детей являются удачи и неудачи в школе. Реакция на неожиданную ситуацию позволяет обнаружить то, что скрыто в повседневной жизни: устойчивость психики, активность переживаний, продолжительность реакции.
    7. Любое психическое состояние детей нуждается в управлении, поддержке и коррекции со стороны взрослых.
    8. Учеников в возрасте 7-11 лет необходимо учить справляться со своими эмоциями, не выплескивать их на окружающих.
    9. Подростки 14-15 лет чаще нуждаются в регулярной поддержке и обучении тому, как справиться с раздражительностью, какими способами защитить себя от сильного возбуждения (около 40%), как не допустить перехода самокритики в самоуничижение (примерно треть).
    10. Ученикам старшего возраста необходима конкретная помощь в выборе практических путей преодоления душевного кризиса.
    11. Эмоции – настоящее психологическое горючее для роста, развития и деятельности.
    12. Врачи открыли, что искренний смех, стимулируя выделение эндорфинов, дофамина, а также нейромедиаторов серотонина. Того самого, который, по мнению российских ученых продлевает жизнь.
    13. Таким образом, активные занятия спортом препятствуют старению клеток, а это, в свою очередь, продлевает жизнь человеческого организма.
    14. Зависть, ревность, вина, жадность, жалость – увеличивают риск онкологических заболеваний, инфаркта, а так же приводят к гормональным расстройствам.

    Рефлексия: в ходе работы над проектом, я открыла для себя много новой и полезной информации о влиянии эмоциональных состояний на здоровье и долголетие человека, которая поможет мне и моим сверстникам сделать правильные выводы о сохранении собственного здоровья, продлении долголетия. Я научилась собирать статистические данные по данной теме, на их основе – делать выводы. Я с удовольствием сделала презентацию к своему проекту. Надеюсь, что мой проектный продукт в виде полезных рекомендаций будет полезен и другим подросткам, а так же их преподавателям. Защита данного проекта была проведена на уроке – конференции

    Доброго времени суток, дорогие подписчики «здорового» блога сайт ! ?

    Многие из наших единомышленников уже успели добиться определенных результатов, избавившись от лишних килограммов или набрав мышечной массы.

    Некоторым посетителям сайта помогли диетические методики, а другие сочли полезной информацию об особенностях тренировочного процесса. В результате мы все меняемся, ежедневно покоряя новые высоты на пути к заветной цели.

    Однако многие подписчики задаются актуальными вопросами, возникающими в процессе смены привычного образа жизни: Как совершенствовать свое тело без вреда для здоровья? Какие сопутствующие факторы оказывают влияние на организм? Из-за чего может ухудшиться самочувствие?

    Откуда возникают заболевания, если мы придерживаемся правильного питания и регулярно тренируемся?

    Определяемся с терминологией

    Эмоции – это индивидуальное видение человеком ситуации, субъективное отношение к происходящему событию. Получается, что спектр таких состояний напрямую зависит от особенностей нервной системы и мировоззрения. Каким образом тогда оказывается воздействие на организм? Как влияют эмоции на здоровье человека?

    Друзья, все просто – вне зависимости от происходящей ситуации, воздействие эмоций на общее состояние организма одинаковое. Если разбираться с классификацией наших реакций, то можно выделить основные характеристики эмоциональных всплесков в сознании. Они могут:

    • Передаваться между людьми и представителями животного мира.
    • Сопровождать все процессы жизнедеятельности.
    • «Провоцироваться» ситуациями, существующими только в воображении человека.
    • Сопровождаться характерными физическими реакциями тела на испытанный спектр эмоций.
    • Разделяться по масштабам воздействия на подсознание.
    • Быть краткосрочными или продолжительными.

    Эмоции классифицируют на 3 вида: негативные, положительные и нейтральные . В зависимости от происходящей ситуации возникает соответствующая реакция организма, которая отображается сразу на поведении человека.

    Друзья, обратите внимание: «Не путайте эмоции с чувствами, ведь они возникают не в отношении конкретного объекта, а отображают ситуацию в целом. Если вам страшно, то это эмоция. Если вы боитесь злой собаки, то это ваше субъективное чувство к животному. Другими словами эмоции являются обобщенным состоянием чувств».

    Прямая связь эмоционального состояния и здоровья

    На организм человека оказывают влияние как положительные, так и негативные эмоции. Чтобы осознать масштабы воздействия эмоциональных реакций на здоровье, предлагаю ознакомиться с научными наблюдениями специалистов из области психологии:

    • Страх, неуверенность в собственных силах, отсутствие воли – причины заболевания почек (неудивительно, что испуганный человек не может полноценно контролировать процесс мочеиспускания).
    • Грусть, тоска, печаль – эмоциональный спектр, который сказывается на функционировании органов дыхания (легких).
    • Отчаяние, затяжная депрессия – возможная причина появления заболеваний сердца и сосудов.
    • Агрессия, гнев, злоба и раздражение – верные «спутники» проблем с печенью.
    • Самобичевание, вина – «симптоматика» головных болей и бессонницы.
    • Чрезмерная радость, продолжительный смех – мощная нагрузка на сердце, негативно влияющая на работу сосудов.
    • Обида, подавленность – причины возникновения проблем с горлом и пищеварительным трактом.

    Ребята, следует отметить, что только продолжительное пребывание в определенном эмоциональном состоянии, может негативно сказаться на здоровье. Если вы периодически злитесь или расстраиваетесь – это нормально. Не нужно отправляться в медицинский центр и проверять состояние почек. ? Просто старайтесь дозировать свои эмоциональные порывы.

    Научное подтверждение: «Нейрофизиолог Чарльз Шеррингтонс берегов туманного Альбиона выявил, что первоначально в сознании человека возникает реакция переживания, затем появляются соматические и вегетативные изменения в жизнедеятельности. Таким образом, эмоции напрямую воздействуют на ход мыслей людей, оказывая влияние на физическое состояние и здоровье».

    Рекомендации психологов: контролируем собственные эмоции

    В Национальном институте психологии США выявили основные способы контроля над эмоциональным фоном. Следуя незамысловатым рекомендациям специалистов, можно самостоятельно предотвратить появление в организме многих хронических заболеваний:

    • Позитивное мышление. Старайтесь спокойней воспринимать ситуации, происходящие с вами в течение дня. Друзья, естественно, бывают моменты, в которых эмоции «берут верх» над рассудком, но стараться держать свое сознание под контролем необходимо.
    • Рациональная физическая активность. Как избавиться от стресса? Все просто, ребята – нужно периодически заниматься спортом, выплескивая весь негатив на беговую дорожку. Актуальный метод, которым пользуются многие известные люди.
    • Доверие. Зачастую, чтобы изменить свое эмоциональное состояние, достаточно просто пообщаться с близким вам человеком, рассказав «о наболевшем». Не зря ведь у алтаря влюбленные люди произносят многозначительную фразу: «И в горести, и в радости».
    • Правильный настрой. Не бывает безвыходных ситуаций, существуют моменты, когда мы не хотим искать решение проблемы. Избавиться от депрессивного настроя трудно, но просто необходимо, чтобы эмоциональное состояние не отразилось со временем на здоровье.
    • Создание гармоничной атмосферы. Друзья, окружите себя приятными вам людьми и положительными эмоциями. В доброжелательной обстановке зачастую просто некогда расстраиваться.

    Актуальный совет: «Периодически занимайтесь эмоциональной гимнастикой, прокручивая в памяти моменты, положительно влияющие на ваше сознание. Таким образом, можно стабилизировать свое состояние, вспомнив в нужное время событие, вызывающее у вас улыбку».

    Большинство рекомендаций подходит для людей, испытывающих угнетение и занимающихся самобичеванием. Именно такие эмоции наиболее опасны для организма. Думаю, что с состоянием чрезмерной радости каждый из нас способен справиться самостоятельно. Правда? ?

    Эксперимент подтверждает благотворное влияние положительных эмоций на организм

    Ученые из института Северной Каролины с кафедры психологии провели исследование, в котором задействовали 65 человек. В течение 1,5 месяцев добровольцы пребывали в благоприятной для себя атмосфере, испытывая положительные эмоции минимум 1 час в день.

    Результаты научного эксперимента в очередной раз доказывают важность позитивного восприятия мира. Через 6 недель у людей произошли следующие изменения в жизнедеятельности организма – повысился иммунитет, нормализовалось давление в кровеносных сосудах, пропали головные боли и появился крепкий сон, стабилизировались процессы функционирования нервной системы, улучшилось общее психическое состояние.

    Причиной всему стали гормоны радости (эндорфины), которые вырабатываются в организме человека, получающего от жизни удовольствие. Однако во всем должна быть мера, поэтому стремиться к долголетию, увлекаясь юмористическими передачами сутками напролет тоже не нужно – такая методика скорее приведет к инсульту, не став эликсиром вечной молодости».

    Ребята, самое главное, что я сегодня хотел до вас донести – эмоции влияют на здоровье, но их можно контролировать. Помните, что мысли – материальны, а значит, мы сами являемся творцами своих судеб.

    Невозможно представить жизнь без расстройств и огорчений, но разбавлять их положительными впечатлениями просто необходимо, ведь всего должно быть в меру.

    Если регулярно заниматься в тренажерном зале, правильно питаться и следить за ходом своих мыслей, то состояние гармонии между душой и телом вам обеспечено. ?

    Друзья, если у вас есть ценная информация, которая сможет дополнить мою статью, то обязательно поделитесь ей – мы всегда прислушиваемся к мнению единомышленников. Общими усилиями мы создаем веб-ресурс для людей, которые ценят свое время, заботятся о здоровье и хотят жить долго, счастливо.

    Совсем скоро мы вновь увидимся с вами на виртуальном пространстве Start-health! До новых встреч, дорогие друзья! ?

    Болезнь - это отклонение от нормальной жизнедеятельности. Но болеют, даже те люди, которые ведут здоровый образ жизни и следят за своим организмом.

    Откуда к нам приходят болезни? Человек связывает свои болезни с влиянием внешней среды. Отчасти это верно. Но внутреннее состояние так же оказывает негативное влияние на самочувствие. Внутренне состояние - это эмоции человека, его психика.

    Негативные эмоции могут выражаться физически - это «холодок» в животе, боли в сердечке, шумы в ушах, напряжение в мышцах и многое другое. Эти ощущения беспокоят, вызывают напряжение.

    Основные варианты возникновения негативных эмоций можно распределить следующим образом:

    Некоторые эмоции неизбежны и, к сожалению, неотвратимы (гибель близких и родных людей). Некоторые эмоции предотвратить трудно. Это стихийные бедствия и события, связанные с ними. А наибольшая доля приходится на источники, которые не только предотвращаются, но еще и находятся в зависимости от самого человека и его поведения. Такие эмоции мы можем получить абсолютно везде. Нагрубили в магазине, поссорились с родными. Отрицательные эмоции - это накопленные обиды, глупые ссоры. А избежать этих негативный эмоций так просто, но одновременно, сложно. Не дайте слететь с ваших уст грубому слову, промолчите. Улыбнитесь и будьте вежливы в ответ на грубость. И одной ненужной отрицательной эмоцией меньше. Такому поведению надо учиться.

    «Плохие» эмоции

    Ученые, занимающиеся проблемами болезней человека, выяснили, что 90 процентов заболеваний начинаются с эмоциональных нарушений.

    «Плохие» эмоции оказывают негативное воздействие на здоровье.

    Негативные эмоции могут проявляться не сразу в виде неврозов. Они постепенно накапливаются в коре головного мозга и только затем проявляются в виде нервных срывов. Отрицательные эмоции, накапливаемые длительный период ведут к изменениям функционирования всех систем человеческого организма.

    Первое, что подвергается заболеванию - это сердечно-сосудистая система. Человек не может влиять на функционирование своей физиологической системы, она работает помимо его желания. Поэтому сбои в нормальной жизнедеятельности человеческого организма под влиянием негативных эмоциональных всплесков происходят помимо нашей воли. Часто бывает вполне достаточно всего лишь упоминания о событиях, вызывающих негативные эмоции, и процесс болезни запускается.

    Большинство людей недооценивают роль эмоций. Но именно эмоции усиливают сердцебиение. Следом за сердцебиением меняется кровяное давление, развивается аритмия и прочие сердечно-сосудистые заболевания.

    Эмоциональные стрессы вызывают заболевания и других органов. Так, к функциональным нарушениям, а затем и к необратимым изменениям, негативные эмоции приводят систему мочевыделения, органы дыхания, весь желудочно-кишечный тракт и железы внутренней секреции.

    Депрессивные состояния, онкология, аутоиммунные заболевания - все эти болезни берут начало в «плохих» эмоциях. Человечески организм ослабляет сопротивление болезням.

    Положительные эмоции

    Восстановить разрушенные взаимоотношения, устранить тревоги, найти положительное, позаботиться о других людях - вот источники позитива и положительных эмоций.

    Позитив и здоровье стимулируют образование в мозге эндорфинов, которые благотворно влияют на иммунную систему. Этот гормон помогает в борьбе с болезнями. Положительно влияет на эмоциональный настрой рациональное питание, достаточное употребление жидкости и регулярные физические упражнения.

    Избавление от отрицательных эмоций

    Отрицательные эмоции можно контролировать. Если научиться это делать, то можно справиться с негативной жизненной ситуацией и найти оптимальное решение проблемы.
    Отрицательные эмоции появляются от негативных мыслей. Если вы чувствуете, что негативные эмоции вас одолевают, то постарайтесь выяснить их причину. Причина не всегда лежит на поверхности. Но в ваших интересах выяснить ее.

    Выяснили? Меняем на позитив.

    Трудно? Но это же в Ваших интересах. Меняйте отношение к ситуации, к человеку.

    Мозг человека - не выключатель, включить и выключить эмоцию трудно. Значит, переключаем внимание на другой предмет. Предмет, который вызывает признательность, благодарность, чувство радости и счастья.

    Самой созидательной эмоцией является благодарность, она - носитель положительной энергии. И не только. Считается, что чувство благодарности, которое человек испытывает к миру, к окружающим людям, способно притягивать положительные эмоции и соответствующую энергию.

    Итак, научившись «переключать» эмоции, мы научимся получать положительную энергию, которая благоприятно будет сказываться на нашем физическом состоянии.

    Эмоции и духовное взаимодействие между людьми
    Вы замечали, что мы по-разному себя ощущаем и ведем рядом с другими людьми? «Изменилось настроение», — говорим мы. На самом же деле, меняется не только душевный настрой, но и физиология нашего организма, которая мгновенно реагирует на происходящее вокруг.
    Мы воспринимаем «язык» тела и мимики, настроение других всеми чувствами. Сопереживание, подражание, копирование заложено в нас на генетическом уровне, и контролировать мы эти процессы не можем Мы, как сообщающиеся сосуды, передаем свои настроение, переживания, нервные взаимосвязи друг другу, «заражаясь» ими и «заражая» других. Согласитесь, что такие чувства, как гнев, страх, возмущение очень заразительны? Точно так же, как смех и улыбка!

    Влияние эмоций на здоровье
    Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это субъективные реакции человека и высших животных на любые внешние и внутренние раздражители. Эмоции — это личное отношение, реакция человека на происходящие с ним события; они сопровождают все процессы жизнедеятельности человека и вызываются, в том числе, ситуациями, которые существуют лишь в воображении.
    В последнее время учёные стали внимательно изучать воздействие различного рода эмоций на здоровье людей. В небольших количествах стресс даже полезен, так как помогает организму держаться в тонусе, не раскисать и подталкивает к действию. Однако продолжительное воздействие сильных эмоций чревато возникновением проблем со здоровьем.

    Человечество давно знает, что эмоции имеют прямое воздействие на здоровье. Свидетельство тому — распространенные поговорки: «Все болезни от нервов», «Здоровье не купишь: его разум дарит», «Радость молодит, горе старит», «Ржа ест железо, а печаль - сердце», т.д… Еще в древности медики определили связь души (эмоциональной составляющей) с физической составляющей - телом человека. Древние знали, что все, что влияет на мозг, в равной степени воздействует так же на тело.

    Но во времена Декарта, в XVII веке, этот постулат был забыт, и человека «разделили» на две составляющие: разум и тело, разделив и болезни как либо чисто телесные, либо душевные, которые и лечить показывалось абсолютно различными способами.

    Только недавно мы снова стали смотреть на человеческую природу, как когда-то Гиппократ, в её целостности, — понимая, что в изучении болезней нельзя разделять душу и тело. Современные медики признают, что природа почти всех болезней — психосоматическая, то естьчто здоровье тела и духа взаимосвязаны и взаимозависимы. Изучая влияние эмоций на здоровье человека, ученые разных стран пришли к любопытнейшим выводам. Так, лауреат Нобелевской премии нейрофизиолог Чарльз Шеррингтон установил следующую закономерность в появлении различных болезней: сначала возникает эмоциональное переживание, и вслед за ним происходят вегетативные и соматические изменения в организме.

    Немецкие ученые пошли дальше, установив связь каждого органа с определенным участком мозга через нервные пути. Сегодня ученые развивают теорию диагностирования заболеваний по настроению человека и высказывают возможность предупреждения болезни до начала ее развития. Этому способствует профилактическая терапия улучшения настроения и накапливание положительных эмоций.
    Здесь очень важно понять, что повторяющиеся огорчения провоцируют соматические заболевания, а длительные негативные переживания влекут за собой стресс. Именно эти переживания ослабляют иммунитет и делают нас беззащитными. Ставшее хроническим чувство беспричинной тревоги, депрессивные состояния и подавленное настроение являются почвой развития множества болезней. К нежелательным, негативным эмоциям относятся: злость, зависть, страх, уныние, паника, гнев, раздражительность. Православие относит гнев, зависть, уныние к смертным грехам не случайно, поскольку каждая из этих эмоций ведёт к очень серьезным болезням с печальным исходом.

    Значение эмоций в восточной медицине
    Восточная медицина тоже подчёркивает, что настроение и определенные эмоции могут служить причиной заболеваний определенных органов. Так, например, проблемы с почками могут быть вызваны чувством страха, слабой волей и неуверенностью в себе. Поскольку почки отвечают за рост и развитие , их правильная работа особенно важна в детском возрасте. Именно поэтому дети должны расти в атмосфере любви, защищённости. Китайская медицина призывает воспитывать в детях мужество и уверенность в своих силах. Такой ребенок по физическому развитию всегда будет соответствовать своему возрасту.

    Главным органом дыхания являются легкие. Нарушения в работе легких могут быть вызваны грустью и печалью. Нарушение функций дыхания, в свою очередь, может вызывать множество сопутствующих заболеваний. Лечение атопического дерматита у взрослых, с точки зрения восточной медицины, должно начинаться с обследования всех органов, в том числе и легких.

    Отсутствие жизненной силы и энтузиазма может негативно сказаться на работе сердца. Его здоровой работе мешают: плохой сон, депрессии и отчаяние. Сердце регулирует функцию кровеносных сосудов, поэтому его состояние можно легко определить по цвету лица и языка. Аритмия и учащенное сердцебиение являются главными симптомами нарушения работы сердца. А это, в свою очередь, может привести к психическим расстройствам и расстройствам долговременной памяти.

    Раздражение, гнев и обида влияют на работу печени. Именно в этой связи обиженные на кого-либо люди говорят: «он у меня в печёнках сидит!». Последствия дисбаланса печени могут быть очень тяжелыми. Это — рак молочной железы у женщин, головные боли и головокружения.

    В связи с вышеизложенным медицина призывает испытывать только положительные эмоции: только так можно сохранить хорошее здоровье на долгие годы! Конечно, избавиться сразу от негативных эмоций, как по мановению волшебной палочки, навряд ли получится. Но в этом поможет нам ряд полезных советов:

    • Прежде всего, необходимо понять, что эмоции нам нужны, так как внутренняя среда организма должна обмениваться энергией с внешней средой. И такой энергетический обмен не принесет вреда, если в нем будут задействованы естественные, заложенные природой эмоциональные программы: печаль или радость, удивление или отвращение, чувство стыда или гнева, интерес, смех, плач, злость и т.д. Главное, чтобы эмоции были реакцией на происходящее, а не результатом «накручивания» себя, чтобы они проявлялись естественно, без чьего бы то ни было принуждения, и не утрировались.
    • Естественные эмоциональные реакции не следует сдерживать, важно только научиться корректно их проявлять. Более того: следует научиться уважать проявление эмоций другими людьми и адекватно их воспринимать. И уж ни в коем случае не следует подавлять эмоции, какую бы окраску они ни носили.

    О вреде подавления эмоций:
    Подавленные эмоции не растворяются в теле бесследно, но образуют в нем токсины, которые накапливаются в тканях, отравляя организм. Какие это эмоции, и каково их влияние на тело человека? Рассмотрим подробнее.

    Подавленный гнев - полностью меняет флору в желчном пузыре, желчном протоке, тонком кишечнике, ухудшает питта-дошу, вызывает воспаление поверхности слизистой оболочки желудка и тонкой кишки.

    Подавляемые страх и беспокойство - меняют флору в толстой кишке. В результате живот вспучивает от газа, который скапливается в складках толстой кишки, причиняя боль. Часто эту боль ошибочно относят к проблемам сердца или печени.

    Подавленные эмоции являются причиной дисбаланса тридоши, что в свою очередь влияет на стихию огня — агни, который ответствен за иммунитет в организме. Реакцией на такое нарушение может быть возникновение аллергии на такие вполне безобидные явления, как: пыльца, пыль и цветочный запах.

    Подавленный страх будет причиной нарушений энергетических воздушных потоков — вата-доши.

    Подавление эмоций огня — гнева и ненависти может вызвать повышенную чувствительность к пище, которая ухудшает питту у людей с питта-конституцией от рождения. Такой человек будет чувствителен к горячей и пряной пище.

    Люди с капха-конституцией (склонные к полноте), подавляющиеэмоции капха-доши (привязанность, алчность), будут иметь аллергическую реакцию на капха-пищу, т.е. окажутся чувствительны к пище, ухудшающей капха (молочные продукты). Следствием этого могут быть запоры и хрипы в легких.

    Иногда дисбаланс, порождающий болезненный процесс, может вначале возникнуть в теле, а затем проявиться в уме и сознании - и, как следствие, привести к определенному эмоциональному фону. Таким образом круг замыкается. Дисбаланс, проявившийся вначале на физическом уровне, позже действует на ум через беспорядки в три доша. Как мы показали выше, беспорядок вата провоцирует страх, депрессию и нервозность. Излишек питта в теле станет причиной гнева, ненависти и ревности. Ухудшение капха создаст гипертрофированное чувство собственничества, гордости и привязанности. Таким образом, существует прямая зависимость между диетой, привычками, окружением и эмоциональными нарушениями. Об этих нарушениях можно судить и по косвенным признакам, которые проявляются в теле в виде мышечных блоков, зажимов.

    Как обнаружить проблему
    Физическим выражением эмоционального напряжения и накопившихся в теле эмоциональных токсинов являются мышечные зажимы, причинами которых могут стать как сильные переживания, так и излишняя строгость воспитания, недоброжелательность сотрудников, неуверенность в себе, наличие комплексов и т.д. Если человек не научился избавляться от негативных эмоций и постоянно мучается какими-либо тяжелыми переживаниями, то они рано или поздно проявляются в мышечных зажимах в лицевой зоне (лоб, глаза, рот, затылок), шее, грудной области (плечи и руки), в поясничной, а также в области таза и нижних конечностей.

    Если эти все состояния - временные, и Вам удается избавляться от негативных эмоций, провоцирующих их, то нет причин для беспокойства. Однако хроническая мышечная зажатость в свою очередь может привести к развитию различных соматических заболеваний.

    Рассмотрим некоторые эмоциональные состояния, которые, находясь в хронической форме, могут вызвать те или иные заболевания.

    Подавленность - вялое настроение, не зависящее от обстоятельств, в течение длительного времени. Эта эмоция может вызывать достаточно серьезные проблемы с горлом, а именно частые ангины и даже потерю голоса.

    Самоедство - чувство вины за все, что вы делаете. Результатом может стать хроническая головная боль.

    Раздражение - чувство, когда вас раздражает буквально все. В этом случае не удивляйтесь частым приступам тошноты, от которых лекарства не спасают.

    Обида - ощущение себя униженным и оскорбленным. Будьте готовы к расстройству желудочно-кишечного тракта, хроническим гастритам, язвам, запорам и диареям.

    Гнев - вызывает прилив энергии, которая стремительно нарастает и внезапно выплескивается. Гневливый человек легко расстраивается от неудач и не способен сдерживать свои чувства. Его поведение неправильно и импульсивно. В результате страдает печень.

    Радость - рассеивает энергию, она распыляется и теряется. Когда в жизни человека главное — получение удовольствия, он не способен удерживать энергию, всегда ищет удовлетворения и всё более сильной стимуляции. А в результате такой человек склонен к неконтролируемой тревоге, бессоннице и отчаянию. В этом случае часто поражается сердце.

    Печаль - прекращает действие энергии. Человек, ушедший в переживание печали, отрывается от мира, его чувства сохнут, а мотивация вянет. Защищая себя от радостей привязанности и боли потерь, он устраивает свою жизнь так, чтобы избегать риска и капризов страсти, становится недосягаем для подлинной близости. У таких людей бывает астма, запоры и фригидность.

    Страх - обнаруживает себя, когда выживание оказывается под вопросом. От страха энергия падает, человек каменеет и теряет контроль над собой. В жизни человека, объятого страхом, преобладает ожидание опасности, он становится подозрительным, замыкается от мира и предпочитает одиночество. Он критически настроен, циничен, уверен во враждебности мира.
    Изоляция может отрезать его от жизни, сделав холодным, твёрдым и бездуховным. В теле это проявляется артритом, глухотой и старческим слабоумием.

    Таким образом, наряду с коррекцией питания и образа жизни, подобранных аюрведическим врачом в соответствии с вашим конституциональным типом, очень важно научиться управлять своими эмоциями, взять их под контроль.

    Как работать с эмоциями?
    На этот вопрос Аюрведа дает совет: эмоции нужно наблюдать отстраненно, с полным осознанием наблюдая за тем, как они разворачиваются, постигая их природу, а затем дать им возможность рассеяться. Когда эмоции подавляются, это может быть причиной нарушений в уме и, в конечном итоге, в функциях организма.

    Вот несколько советов, неуклонно следуя которым, вы сможете улучшить свою эмоциональную ситуацию.

    Проверенный, но требующий от вас постоянных усилий способ заключается в доброжелательном отношении к окружающим. Старайтесь мыслить позитивно, доброжелательно относиться к окружающим, чтобы положительный эмоциональный настрой способствовал укреплению здоровья.

    Практиковать так называемую духовную гимнастику. В обычной жизни мы выполняем ее каждый день, прокручивая в голове привычные мысли, сопереживая всему окружающему — звукам из телевизора, магнитофона, радио, красивым видам природы и т.д. Однако нужно делать это целенаправленно, понимая, какие впечатления вредят вашему эмоциональному здоровью, а какие способствуют поддержанию нужного эмоционального фона. Правильная духовная гимнастика вызывает соответствующие физиологические изменения в теле. Вспоминая то или иное событие своей жизни, мы вызываем и закрепляем в организме соответствующие тому событию физиологию и нервные взаимосвязи. Если вспоминаемое событие было радостным и сопровождалось приятными ощущениями, это приносит пользу. А если мы обращаемся к неприятным воспоминаниям и вновь переживаем отрицательные эмоции, то в организме происходит закрепление стрессовой реакции на физическом и духовном планах. Поэтому очень важно научиться различать и практиковать положительные реакции.

    Эффективным способом «выведения» стресса из организма является правильная (не чрезмерная) физическая активность, требующая достаточно высоких энергетических затрат, например, плавание, занятия в тренажерном зале, бег и т.п. Очень хорошо помогают прийти в норму йога, медитация и дыхательная гимнастика.

    Средством избавления от душевного беспокойства как следствия стресса является доверительная беседа с близким человеком (хорошим другом, родственником).

    Создавайте правильные мыслеформы. Прежде всего, подойдите к зеркалу и посмотрите на себя. Обратите внимание на уголки своих губ. Куда они направлены: вниз или вверх? Если рисунок губ имеет наклон вниз, значит, вас что-то постоянно тревожит, печалит. У вас очень развито чувство нагнетания ситуации. Едва только неприятное событие произошло, как вы уже нарисовали себе страшную картину. Это неправильно и даже опасно для здоровья. Вы просто обязаны взять себя в руки прямо здесь и сейчас, глядя в зеркало. Скажите себе, что с этим покончено! Отныне - только позитивные эмоции. Любая ситуация - это испытание Судьбы на выносливость, на здоровье, на продление жизни. Безвыходных ситуаций не бывает - об этом нужно помнить всегда. Недаром в народе говорится, что время наш лучший лекарь, что утро вечера мудренее. Не принимайте скоропалительных решений, отпустите ситуацию на некоторое время, и решение придет, а с ним и хорошее настроение, и положительные эмоции.

    Каждый день просыпайтесь с улыбкой, чаще слушайте хорошую приятную музыку, общайтесь только с жизнерадостными людьми, которые добавляют хорошее настроение, а не отнимают вашу энергию.

    Таким образом, каждый человек сам несет ответственность и за болезни, от которых он страдает, и за выздоровление от них. Помните, что наше здоровье, как и эмоции и мысли — в наших руках!