Шпаргалка: Педагогические технологии. Понятие педагогической технологии 14 под педагогической технологией понимают

Страница 16 из 90

16. Педагогические технологии

Технология – совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов.

Совокупность знаний о способах и средствах проведения учебно-воспитательного процесса можно назвать технологией учебного процесса.

В отечественной литературе понятие «технология обучения» расширили до термина «педагогические технологии», понимая под этим содержательную технику учебно-воспитательного процесса.

Наиболее емко смысл термина «педагогические технологии» передает следующее определение.

Педагогические технологии – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.

В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами.

Процесс разработки конкретной педагогической технологии можно назвать процессом педагогического проектирования. Последовательность его шагов будет следующей:

– выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован преподаватель;

– выбор технологии, ориентированной на совокупность целей или на одну приоритетную цель;

– разработка технологии обучения.

Проектирование технологии обучения предполагает проектирование содержания дисциплины, форм организации этого процесса, выбор методов и средств обучения.

Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются: цели обучения; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия (средства преподавания и мотивация), организация учебного процесса; учащийся, преподаватель; результат деятельности.

Таким образом, технология обучения предполагает организацию, управление и контроль процесса обучения. Все стороны этого процесса взаимосвязаны и влияют друг на друга.

На сегодняшний день нет четко зафиксированной классификации технологий обучения, однако выделено две градации – традиционные и инновационные.

Традиционное обучение опирается на объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы, и основная его сущность сводится к процессу передачи готовых известных знаний учащимся.

Новые образовательные технологии зарождаются как результат научных исследований, обусловленных научными открытиями. Развитие кибернетики и вычислительной техники обусловило развитие программированного обучения; результаты исследований закономерностей развития человеческого мышления привели к развитию проблемного обучения; деятельностный подход возник на основе исследований психологов и философов в области человеческой деятельности.

Формирование новых технологий осуществляется в следующей последовательности:

– определение возможностей с помощью фундаментальных исследований;

– определение эффективности с помощью прикладных исследований;

– разработка документации, программных и методических средств; обучение преподавателей;

– тиражирование и распространение программных средств.

Ученые педагоги и учителя-практики разных стран постоянно ищут пути повышения эффективности преподавательского труда. Рассмотрим типичные картины традиционной методики обучения.
Учитель объясняет учебный материал всему классу. Все 30 учеников как бы одинаково его воспринимают. А каков «конечный результат», т.е. качество его усвоения учениками? Заранее можно сказать: самое разное. Одни учащиеся правильно, осмысленно, без ошибок и полно усвоили урок, другие - с ошибками и неполно. Учитель работал одинаково, а результат разный. А нельзя ли добиться того, чтобы все учащиеся усвоили изучаемый материал хотя бы на «хорошо»? Что для этого надо сделать? И здесь учитель может обратиться к педагогической технологии.
К поиску новых подходов приводит исследователей ряд причин и обстоятельств.
- Учебный материал огромен, в то время, как сроки школьного обучения ограничены. Следовательно, дефицит времени побуждает искать пути активизации и интенсификации учебного процесса.
- учитель одновременно работает с большой группой учащихся. У него нет возможности уделить внимание каждому настолько, чтобы именно ему, индивидуально, помочь в учении. Стало быть, нужны какие-то другие, особые формы организации учебного процесса; надо изобретать и привлекать новые средства обучения, высвобождающие преподавателя от рутинных, хотя и необходимых элементов работы.
- в век научно-технического прогресса учитель уже перестал быть главным, основным носителем и транслятором новой информации в области образования. Эту роль в не меньшей (а, может быть, даже в большей!) мере теперь выполняют средства массовой информации (СМИ): пресса, радиоэлектронные средства, кино, многочисленная литература разнообразной тематики. Было бы неразумно, если бы учитель не использовал широкие возможности СМИ для учебных целей. А каковы пути и приемы привлечения СМИ в учебно-воспитательный процесс? Их надо найти, изучить и использовать.
- В последние 2-3 десятилетия наука получила новые данные о резервах и неиспользованных возможностях физического, интеллектуального и социального развития человека, начиная с младенчества. В качестве примера можно указать на возрождение в нашей стране генетики, подсказывающей пути выявления, обучения и воспитания талантливых и одаренных детей, особой организации воспитательной работы с детьми, имеющими дефекты в физическом и интеллектуальном развитии. Явление акселерации в развитии детей и подростков за последние 30 лет изучалось физиологами, психологами, педагогами, социологами и генетиками. Полученные исследователями данные позволили сперва сократить срок начального обучения на целый год (60 - 80-е годы), а затем на целый год раньше прежнего приступать к систематическому обучению - с 6 лет вместо 7 (с 1984 г.).
Идея поэтапного формирования умственных действий, изученная исследователями-психологами П.Я. Гальпериным. Н.Ф. Талызиной, повлияла на поиск новых методик учебной работы. Резервы интенсификации обучения уже в начальных классах подсказывают и данные по исследованию проблем развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.).
Названные и другие причины побуждают педагогов искать новые пути совершенствования учебно-воспитательного процесса. Начиная с 60-х годов, в школах бывшего Советского Союза увлеченно внедряли липецкий опыт, затем - технические средства, программированное обучение, алгоритмизацию обучения, проблемное обучение, оптимизацию обучения. Широко проявили себя педагоги-новаторы со своими идеями и практическим опытом, повышающим эффективность учебного и воспитательного процесса.
В зарубежной педагогике в 70-80-е годы, а в нашей стране - на десятилетие позже, стали широко и интенсивно заниматься разработкой инженерного, технологического подхода к обучению; он со временем перерос в педагогическую технологию.
Технология (от греч. techne- искусство, мастерство, умение, и logos - слово, учение) - учение об умении, мастерстве что-то делать. Это понятие давно уже широко используется в производственных процессах. Привычны понятия технологии изготовления конкретных деталей машин и агрегатов, технологии выпечки хлеба, технологии изготовления обуви и т.п. В каждом производственном процессе сырье, материалы и полуфабрикаты имеют сходные или почти одинаковые характеристики. Поэтому процессу их обработки присущи единообразные, монотонные процедуры. Однако сложный процесс производства можно расчленить, разделить на несколько или даже множество простых операций. Тогда каждая отдельно взятая операция будет доведена до совершенства: меньше времени будет на нее затрачено, повысится качество выполненной операции. Итак, процесс производства конкретного продукта усовершенствован. В то же время, поскольку расчлененные процессы монотонны, и дело становится рутинным, нетворческим, можно какие-то операции (или даже все) передать машинам, технике. А рабочий будет только управлять этой обрабатывающей машиной. Инженерная мысль приводит к рационализации производства: к экономному расходованию средств, совмещению операций, ритмичности; все это обеспечивает точный, предсказуемый, заранее заданный результат. Получается изделие с нужными параметрами.
Мы привели схематическое описание производственной технологии, потому что понятие и термин «технология» присущи именно производственному процессу. Естественно, возникает вопрос: а нельзя ли такой же инженерный подход применить к педагогическому процессу, хотя бы в обучении?
Первые попытки такого подхода в нашей стране были в конце 50-х - начале 60-х годов. Тому способствовало стремление внедрять в учебный процесс технические средства, в частности визуальную, аудио- и аудиовизуальную аппаратуру. К тому времени за* рубежом получили распространение бихевиоризм (Дж. Уотсон, Г. Эббингауз, Э. Торндайк), необихевиоризм (Э. Толмен), уточняющая его концепция Б.Ф. Скиннера (американский психолог) об оперантном подкрепляемом научении. Получили развитие математическая теория информации (К.Э. Шеннон, американский инженер и математик) и кибернетика- наука об управлении, связи и переработке информации (Н. Винер, 1948). Советские психологи и педагоги провели исследования по алгоритмизации обучения (Л.Н. Ланда). Философы и социологи разработали концепцию системного подхода в исследовании социальных и природных явлений и процессов. Эта идея также была подхвачена психологами и педагогами.
Электронная техника развивается с большими возможностями ее использования в различных областях подачи и переработки информации, в том числе и в учебно-воспитательном процессе.
Сначала 60-х и по 1966 год на основе нового закона об образовании в СССР старшие классы общеобразовательной средней школы стали одновременно и профессиональными. В связи с этим обучение было продлено на один год. Наряду с учителями общеобразовательных дисциплин по профессиональному обучению в школах, а также в учебно-производственных мастерских стали работать инженеры различных профилей: механики, энергетики, технологи и др. В первую очередь специалисты этого профиля увидели отсталые, косные способы и приемы учебной работы профессиональных учителей. Эти приемы десятилетиями, а некоторые- веками традиционно сосуществовали в школе. И теоретики, и практики стали искать пути рационализации учебного процесса. Так появляется и распространяется вширь программированное обучение в учебных заведениях всех уровней и разных типов. В программированном обучении возможно стало широко использовать технические средства для подачи информации, тренировки и контроля знаний учащегося. Развивается и безмашинное программирование, появляются учебные пособия, составленные по принципу программирования, в том числе - по педагогике (И.Е. Шварц).
Для программированного обучения характерен контроль. Его развитию способствовало и то, что в 70-е годы в советскую школу «вернулись» тесты, в свое время осужденные, а по сути, запрещенные. Все названные обстоятельства оказались благоприятными для реализации технологического подхода к учебно-воспитательному процессу, для разработки теоретических вопросов педагогической технологии и проведения ее в жизнь. К настоящему времени опубликованы монографии, брошюры и статьи по проблемам педагогической технологии (см. литературу в конце лекции).
Новое пробивает себе дорогу не без труда. Педагогическая технология не исключение. Это видно хотя бы из краткого обзора научной и учебной педагогической литературы. Так, И.М. Кантор в монографии, посвященной понятийно-терминологической системе педагогики, вслед за В.И. Загвязинским дал достаточно резкую негативную оценку педагогической технологии как термину. Подобное увлечение, по его мнению, ясно обнаруживает «свою нецелесообразность на деле, в лучшем случае не ведя вперед, не способствуя развитию педагогической теории, в худшем - засоряя ее систему понятий и выхолащивая часть педагогического содержания в ней»1. В учебных пособиях по педагогике под ред. Ю.К. Бабанского (1988), И.Ф.Харламова (1990, 1996, 1997), по воспитательной работе под общ. ред. Л.И. Рувинского (1989), И.А. Зязюна (1989) о педагогической технологии нет ни слова, хотя о педагогической технике материал есть. В учебном пособии «Педагогика в понятиях и определениях» (сост. Г.И. Железовская, Саратов. 1991), лексической базой которого послужил частотный словарь (411 терминов), педагогической технологии также не повезло: о ней даже не упоминается.
Следует отметить большой вклад В.П. Беспалько в разработку теории и практики педагогической технологии, его труды по теории педагогических систем и собственно - педагогической технологии. И, наконец, последнее десятилетие знаменательно публикацией литературы разных авторов по педагогической технологии (В.В. Гузеев, В.В. Гринкевич, М.В. Кларин, В.Ю. Питюков, А.И. Уман, П.М. Эрдниев и др.). Педагогическую технологию как учебную дисциплину изучают теперь студенты педагогических специальностей многих вузов. Все сказанное делает актуальным осмысление «педагогической технологии» как понятия и соответствующего термина науки педагогики.
Если под педагогической технологией понимать только совокупность (ансамбль, систему) методов и приемов учебно-воспитательной работы, то в этом значении педагогический процесс без технологии не обходился ни в исторически отдаленном прошлом, не обходится и сейчас, хотя этот термин и не используется, а первоначально официальной наукой воспринимался негативно. Но дело в том, что педагогическая технология как понятие включает в себя и другие признаки, не вошедшие в систему методов.
Обратимся к содержанию, т.е. признакам этого понятия, которые свойственны ему и только ему: необходимо, чтобы по ним педагогическую технологию можно было отличить от других, родственных и близких понятий. По нашему мнению, к специфическим признакам педагогической технологии, отличающим ее от традиционных и других учебно-воспитательных методов, относятся диагностичность цели и результатов учебно-воспитательного процесса. Подчеркнем, что это - существенный признак, который позволяет отличить это понятие от других. Кроме этого, есть еще такие признаки: предсказуемость итогов работы, точная последовательность операций и действий. Эта последовательность может быть циклической, т.е. повторяющейся по кругу. Еще признак - гарантия достижения результатов заданного уровня (или качества), воспроизводимость этих результатов. Названные особенности обеспечивают важнейший интегрирующий признак - управляемость учебно-воспитательным процессом.
Коль скоро учебный и воспитательный процесс становятся диагностичными, можно заранее заложить в его цель предсказуемый уровень, достижение которого можно контролировать по этапам работы (текущий контроль) и по ее завершении (итоговый контроль). Слабость традиционных методик в том, что, как правило, не определены, в частности, уровень усвоения, ступень абстракции, степень сформированности умений и навыков. Имея диагностичную цель в соответствии с педагогической технологией, учитель ведет учебное и воспитательное занятие в точной последовательности операций и действий. Он контролирует продвижение к цели, вносит соответствующие коррективы и добивается гарантированного результата. Таким образом, учебно-воспитательный процесс, технологично построенный, становится управляемым.
Итак, педагогическая технология к настоящему времени уже вполне сложилась как понятие науки педагогики.
Генезис сущности (история становления) педагогической технологии - интересный и самостоятельный вопрос. Изобразим его схему. Нам она представляется такой: замысел внедрить инженерный подход (назовем условно такое начало «инженерной педагогикой») -> технические средства в учебном процессе -> алгоритмизация обучения -> программированное обучение -> технологический подход -> педагогическая технология (дидактический аспект) -> поведенческая технология (аспект воспитания). Не все составляющие педагогической технологии к настоящему времени одинаково развиты. Особенно сложна разработка технологии воспитания, хотя и здесь положено начало (И.П. Иванов, Н.Е. Щуркова, Л.Ф. Спирин, Ж.Е. Завадская, З.В. Артеменко и др.).
Так мы подошли к определению понятия «педагогическая технология». Естественно, дефиниции у разных авторов не совпадают. Одна из них принадлежит ЮНЕСКО, другая- Комиссии по технологии обучения США. По нашем мнению, педагогическая технология - это система знаний, совокупность методов, приемов и необходимо последовательных операций субъекта по воздействию на объект, из которого складывается учебно-воспитательный процесс, гарантирующий достижение диагностичной цели. В данном рабочем определении, мы считаем, отражены важнейшие черты педагогической технологии:
1 - диагностичная цель (или система целей);
2 - строгая последовательность педагогических операций (учебно-воспитательные приемы, методы, действия);
3 - гарантия ее достижения;
4 - управляемость учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время можно считать перспективным ряд педагогических технологий: алгоритмическое, проблемное, модельное, контекстное, модульное, компьютерное обучение. У педагогов-практиков нашли широкую поддержку индивидуальные педагогические технологии современных педагогов-новаторов (вспомним, например, «эффект соленого огурца» В.Ф. Шаталова).
Что же составляет психологическую и философскую основу педагогической технологии? Сначала назовем бихевиористскую (от англ. behaviour - поведение) концепцию «стимул-реакция»- S- R, которая признает научение методом «проб и ошибок» (Дж. Уотсон, Э.Л. Торндайк, 1874-1949). Бихевиористы сводят психику к различным формам поведения. Поведение, по их мнению, представляет совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. За единицу поведения принимается связь стимула и реакции. Та или иная реакция на стимул вырабатывается путем многократных повторений методом проб и ошибок. Основные выводы бихевиористы сделали на основе наблюдений над животными: кошками, собаками, крысами и т.д. и перенесли их (выводы) на поведение человека, не видя принципиальной разницы в поведении людей и животных. Важным являлось только то, что есть стимул и соответствующая реакция животного или человека на него. Бихевиористскую теорию в модернизированном виде развивает также американский психолог Б.Ф. Скиннер (род. в 1904 г.). В отличие от своих предшественников Б. Скиннер не отрицает роли человеческой активности, которая достигается системой подкрепления и проходит по формуле «стимул - реак-ция - подкрепление», или S - R - Р. Между стимулом S и реакцией R необихевиористы (Э. Толмен, К. Халл) вводят промежуточные переменные- так на зываемые факторы, которые объясняют качественную сторону психических процессов, обеспечивающих взаимосвязь S и R.
Если опустить детали, то педагогическая технология в дидактическом аспекте, хотя ее разработчики об этом явно и не говорят, исходит именно из того, что и у Скиннера: обобщенное действие разбивается на ряд операций, которые поддаются диагностике, внешнему контролю. Правильно выполненные операции подкрепля-ются, поощряются. Система поощрений ведет к достижению целей. А так как сами операции составляют часть действия, то в сумме достигается и обобщенная цель действия.
Необходимо сказать, что отработанная система педагогической тех-нологии обеспечивает безусловно хорошие результаты при формирова-нии умений и навыков. В последнее время в печати и в устных выступлениях некоторых критиков встречается негативное отношение (и оценка) к выработке умений и навыков в учебном процессе; даже приклеили пренебрежительный ярлык «пресловутые ЗУН-ы, т.е. знания-умения-навыки», которым противопоставляются «творческая мыслительная деятельность» и развитие познавательных способностей ученика. Полностью принимая утверждение о необходимости развивать познавательные и творческие способности школьника, нельзя согласиться с игнорированием формирования умений и навыков: без последних невозможно никакое творчество, никакое развитие умственных способностей. Достаточно сказать, что навыки свободного чтения, грамотного письма, культуры речи, элементарных вычислений (например, таблицы умножения), техника владения музыкальным инструментом, однозначное владение научной терминологией и номенклатурой и т.п., с которыми повседневно имеет дело школьник, совершенно необходимое условие его творческой работы. Это все - действия и операции, сознательно доведенные до автоматизма. И безукоризненное владение ими- слагаемое успеха в творческом деле в любой области.

Термин "педагогические технологии" появился в США первоначально как термин "технологии образования".

В отечественной научно-педагогической литературе этот термин появился в начале 1970-х годов в связи с активным внедрением в учебный процесс технических средств обучения. Первые работы, посвященные анализу сущности данного поня-тия, принадлежали Т.А. Ильиной.

В 1990-е г. интерес ученых к проблеме педагогических технологий резко возрос. Однако анализ подходов различных авторов к пониманию сущности и со-держания педагогической технологии показывает, что среди них нет единства.

Такое разнообразие трактовок педагогической технологии не случайно, по-скольку каждый автор исходит из определенного концептуального подхода к пони-манию сущности технологии вообще.

Педагогическая технология разрабатывается для достижения определенной учебно-воспитательной цели. Она индивидуальна для каждого педагога и предпола-гает отбор методик, направленных на изучение личности, последовательную дея-тельность педагога и анализ достижения цели на каждом этапе воспитательного процесса.

Слово «технология» образовано о греч.: techne - искусство, мастерство, умение; logos - слово, понятие, учение, наука. Технология - знание об искуссном, мастерском выполнении какой-либо деятельности; наука об искусстве, мастерстве. В массовом сознании технология ассоциируется не с мастерством, а с рутиной.

Понятие педагогической технологии связано с понятиями методы, средства, методика, педагогическая техника.

«Нужно желать, чтобы метод человеческого образования стал механическим, то есть предписывающим все столь определенно, чтобы все, чему будут обучать не могло не иметь успеха, как это бывает в хорошо сделанных часах, в телеге, корабле, мельнице и во всякой другой сделанной для движения машине» Я.А. Коменский , «Великая дидактика»

Не все ученые-педагоги однозначно отнеслись к введению данного термина, считая, что по отношению к личности его применить невозможно. Затем, наоборот, данный термин стал использоваться очень широко, иногда неправомерно - все, что делает педагог стали называть технологией. Слово «технология» вытеснило привычные «методики преподавания предметов». Используется в различных сочетаниях и значениях: технологии обучения, педагогические технологии, технологии воздействия, взаимодействия. Их определения нередко расплывчаты.

Технологический подход прошел три стадии развития:

1) эмпирическая -- обобщение опыта успешных учителей;

2) алгоритмическая - проектирование алгоритмов деятельности учителя и учеников;


3) стохастическая - проектирование вероятностных алгоритмов управлению деятельностью учеников.

Технологический подход может быть применен к любой составляющей системы образования.

Наиболее привычным является отнесение понятия «технология» к производству. Здесь технология предполагает гарантированное получение продукта с заранее заданными качествами, с учетом свойств исходного сырья и определения четких этапов обработки. Здесь под технологией понимается совокупность знаний о способах и средствах осуществления производственного процесса, гарантирующих получение определенного результата.

В результате процесс производства можно многократно воспроизвести в любом другом месте. В силу определенных причин возможно появление брака, т.е. получение продукта, не обладающего требуемыми свойствами.

Составляющие технологического процесса:

Конечный продукт (цель производства);

Исходный объект, с определенными начальными характеристиками (сырьё);

Технологическая карта, содержащая описание последовательности операций и их содержание;

Средства диагностики начального, промежуточного и конечного состояния объекта производства;

Средства осуществления основных корректирующих действий;

Механизмы обратной связи.

Само понятие технологии возникло, когда технические средства производства стали вытеснять действия человека.

Термин «педагогическая технология» в 20-е годы XX века. Это было вызвано внедрением в учебный процесс новых технических средств.

Макаренко А.С . в «Педагогической поэме» писал: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные стороны производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, нормирование, контроль, допуски и браковка».

Понятие « педагогическая технология» стало активно использоваться в начале 1960-х гг. в Англии и США. В 70-е годы к нему относили все то, что касается совершенствования учебного процесса и средств обучения.

Монахов В.М. считает, что главное отличие технологии от фундаментальной науки в смещение акцента с вопроса «почему?» на вопрос «как?». При этом необходимо различать технологию как определенную область знания, от технологии как процесса.

Наиболее общее понимание технологии - это обоснованная система деятельности, применяемая человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей.

Педагогическая технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе и приводящая к намеченным результатам. Это система, в которой последовательно реализуется заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс, гарантирующий достижение педагогических целей.

В узком смысле слова педагогическая технология - это совокупность способов организации учебно-воспитательного процесса или последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей.

Педагогическая технология представляет собой совокупность способов педагогического взаимодействия последовательная реализация которых создает условия для развития участников педагогического процесса и гарантирует решение педагогических задач.

Существуют разные определения педагогической технологии. Приведем примеры трактовки данного понятия разными авторами.

Ю.П. Азаров определяет педагогическую технологию как способность учителя создавать условия для саморазвития ребенка.

Н.Е. Щуркова понимает под педагогической технологией «операционное обеспечение» функций педагога по отношению к воспитаннику.

Ф.А. Фрадкин дает следующее определение: это системное, концептуальное, нормативное, объективированное, инвариантное описание деятельностей учителя и ученика, направленных на достижение образовательных целей.

И.П. Волков считает, что педагогическая технология - это описание процесса как достижения планируемых результатов обучения.

В.П. Беспалько определяет педагогическую технологию как проект, модель педагогической системы, реализуемой на практике.

В.В. Сериков определяет педагогическую технологию как процессуально-методическую характеристику педагогической деятельности.

В.М. Монахов определяет педагогическую технологию как упорядоченную систему процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного планируемого результата.

Педагогическая технология - это направление в педагогике, которое ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения. Педагогическая технология направлена на выявление принципов и разработку приемов оптимизации образовательного процесса, анализ факторов, повышающих образовательную эффективность. Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен гарантировать достижение поставленных целей.

Педагогическая технология - это:

2) совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для организации целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами;

3) рационально организованная деятельность по обеспечению достижения целей педагогического процесса.

Функции педагогической технологии:

1) организационно-деятельностная;

2) проектировочно-прогностическая;

3) коммуникативная;

4) рефлексивная;

5) развивающая.

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:

а) научным (часть педагогической науки);

б) процессуально-описательным (описание, алгоритм процесса достижения целей обучения и воспитания);

в) процессуально-действенным (осуществление педагогического процесса).

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено на трех уровнях: общепедагогический, частнометодический, локальный.

Педагогические технологии - это человековедческие, гуманитарные технологии, поэтому имеют свои особенности:

1) не всякое явление в области воспитания и образования технологично; успех воспитания и обучения может определяться талантом и мастерством педагога;

2) разработка каждой технологии требует анализа большого объема научной информации из всех областей человекознания;

3) педагогические технологии не всегда гарантируют высокий уровень достижения замысла, так как на ребенка действуют другие факторы; результат воспитания не всегда виден в ближайшее время.

В одних случаях технологии вырастают из теории, в других из практики. Любая деятельность через какое-то время должна быть понята и научно описана в операциях, которые помогают с большой вероятностью достигать научно выверенных целей.

Беспалько В.П. считает: «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала». Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Затем - коллективное мастерство, выражением которого является технология.

Идеи, лежащие в основе современных технологий:

Демократизация (передача части функций учащимся);

Гуманизация (отношения сотрудничества);

Развитие социальной компетентности учащихся (взаимодействие с другими людьми и др.);

Развивающий и личностно-ориентированный характер;

Деятельностный подход;

Системный подход;

Компетентностный подход и др.

Гузеев В.В. выделяет идеи, вокруг которых концентрируются образовательные технологии:

1) укрупнение дидактических единиц;

2) планирование результатов обучения и дифференциация образования;

3) психологизация;

4) компьютеризация.

Признаки педагогических технологий:

Эффективность (гарантированность достижения результата);

Экономичность (оптимизация труда учителя и учащихся);

Воспроизводимость (в широких масштабах любым учителем, без потери результата);

Корректируемость (возможность использования обратной связи);

Предусматривают взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся);

Наличие диагностических процедур, показателей, критериев, инструментария измерения результатов деятельности.

Структура (иерархия) педагогических технологий включает четыре соподчиненных класса:

1. Метатехнологии - общепедагогические, охватывающие образовательный процесс в стране, регионе, учебном заведении (развивающего обучения, воспитательной работы);

2. Макротехнологии или отраслевые, охватывающие деятельность в рамках какой-либо образовательной отрасли, направления обучения или воспитания, учебной дисциплины (технология преподавания какого-либо предмета, компенсирующего обучения);

3. Мезотехнологии или модульно-локальные, охватывающие технологии осуществления отдельных частей (модулей) учебно-воспитательного процесса, направленные на решение частных, локальных дидактических, методических или воспитательных задач (технология урока, усвоения темы, контроля и др.);

4. Микротехнологии - направлены на решение узких оперативных задач, относящихся к индивидуальному взаимодействию или самовоздействию субъектов педагогического процесса (формирования навыков письма, тренинги коррекции качеств и др.).

Основные качества современных педагогических технологий:

Системность, структурированность, комплексность;

Целостность;

Научность;

Концептуальность;

Развивающий характер;

Логичность (проект, программа, технологическая карта);

Алгоритмичность;

Преемственность;

Вариативность и гибкость;

Процессуальность;

Управляемость;

Диагностичность;

Прогнозируемость;

Эффективность;

Оптимальность;

Воспроизводимость.

Технологический подход открывает новые возможности для совершенствования педагогического процесса. Он позволяет с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическим процессом; обеспечивать благоприятные условия для развития личности; оптимально использовать имеющиеся ресурсы; выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии.

Методика в образовании - описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах.

Методика обучения (частная дидактика) - совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах, формах учебно-воспитательного процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающих решение поставленных задач.

Методика воспитательной работы - раздел теории воспитания, исследующий особенности организации воспитательного процесса в различных образовательно-воспитательных учреждениях, детских объединениях, организациях, разрабатывающий рекомендации по созданию системы воспитательной работы, использованию тех или иных методик или технологий в воспитательном процессе.

Под методикой обычно понимают учение о методах решения определенной задачи, а также совокупность методов, обеспечивающих решение задачи.

Понятие методика встречается в различных аспектах:

1) технические приемы реализации определенного метода, конкретное воплощение метода; методика в этом случае рассматривается как синоним метода;

2) выработанный способ деятельности, на основе которого реализуется достижение конкретной педагогической цели - методика реализации определенной педагогической технологии; в этом случае под методикой понимается методическая разработка, включающая последовательность и особенности реализации совокупности методов, средств, направленных на достижение определенной цели;

3) особенности педагогической деятельности в процессе преподавания учебной дисциплины.

Методика может общей и частной .

Технология в отличие от методики всегда предполагает логику, последовательность педагогических методов и приемов, т.е. отличается алгоритмичностью. Технология отличается от методики: четкостью формулировок целей, их диагностичностью; опорой на теорию; концептуальностью, системностью, проработанностью методологического, инструментального и личностного аспектов; воспроизводимостью; более высокой степенью гарантированности и стабильности результатов.

В воспитании используют и другое понимание педагогической технологии. Это прикладная педагогическая дисциплина, обеспечивающая реальное взаимодействие педагога с детьми, посредством тонкого психологически оправданного «прикосновения к личности». В этом случае к ведущим понятиям относят: субъект, педагогическая стратегия, воздействие, взаимодействие.

Работа педагога с педагогическими технологиями . Педагогическая технология является компонентом профессиональной компетентности педагога. Она опирается на педагогическое сознание и педагогическую технику, осознание того «какой я педагог?». Прежде, чем использовать тот или иной технологический прием педагог соотносит его со своей педагогической типологией, индивидуальной профессиональной «Я-концепцией», окрашивает своей индивидуальностью, продумывая, для чего он использует этот прием, что дает его использование. Педагогическая технология является результатом рефлексии педагогом педагогического взаимодействия.

Таблица классификаций педагогических технологий

По ведущему фактору психического развития Биогенные
Социогенные
Психогенные
Идеалистические
По ориентации на личностные структуры Информационные (формирование знаний, умений, навыков)
Операционные (формирование способов умственных действий)
Эмоционально-художественные (воспитание эстетических отношений)
Эмоционально-нравственные (воспитание нравственных отношений)
Саморазвитие (формирование самоуправляющих механизмов)
Эвристические (развитие творческих способностей)
По характеру содержания образования Обучающие - воспитательные
Светские - религиозные
Общеобразовательные - профессиональные
Гуманитарные - технократические
Частнопредметные
По организационным формам Классно-урочные - альтернативные
Академические - клубные
Индивидуальные - групповые
Коллективный способ обучения
Способы дифферинцированного обучения
По отношению к ребенку Авторитарные
Дидактоцентрические
Личностно-ориентационные
Гуманно-личностные
Технологии сотрудничества
Технологии свободного воспитания
По преобладающему (доминирующему) методу Догматические, репродуктивные
Объяснительно-иллюстративные
Развивающее обучение
Проблемные, поисковые
Творческие
Программированное обучение
Диалогические
Игровые
Саморазвивающее обучение
Информационные (компьютерные)
По категории обучающихся Массовая технология
Продвинутого образования
Компенсирующие
Виктимологические
Технологии работы с трудными детьми
Технологии работы с одаренными детьми
По концепции усвоения Ассоциативно-рефлекторные
Бихевио-ристические
Гештальт-технологии
Интериоризаторские
Суггестивные
Нейролингвистические
По типу управления познавательной деятельностью Классическое лекционное Современное традиционное обучение Традиционное классическое Программированное обучение
Обучение с помощью ТСО
Система "консультант"
Обучение по книге
Система малых групп ГСО, дифференцирование
Компьютерное обучение
Система "репетитор"
Программное обучение

(Выдержки из учебно-методического пособия Ксензовой Г.Ю. Перспективные школьные технологии - М.: Педагогическое общество России, 2000.)

Принято считать, что у истоков технологизации педагогики стоял А.С.Макаренко, смело использовавший понятие педагогической техники. И все же массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 60-х годов и связывают с реформированием вначале американской, а затем европейской школ.

Технологизация учебного и воспитательного процессов в современной отечественной и зарубежной педагогике связана с поиском таких дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода «производственно-технологический процесс с гарантированным результатом» {Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. -М., 1989, с.7)

Под педагогической технологией следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер.

Педагогическую технологию нельзя отождествлять с применением алгоритмов, ибо в ней действия не могут быть жестко детерминированы. Технология есть отражение закономерного в деятельности. Чем лучше учитель знает педагогические закономерности, тем эффективнее построение его деятельности, поскольку точнее используются технологические требования.

В.П.Беспалько справедливо замечает: «Обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогической технологии, предполагающей строго научное проектирование и точное воспроизведение в классной комнате гарантирующих успех педагогических процессов, а не надежды на мифическое, неизвестно откуда возникшее педагогическое мастерство учителя.» (Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М, 1989, с.3)

Проектирование педагогической технологии заключается в разработке программы воздействия на замыслы и деятельность участников педагогического процесса путем выделения в процессе обучения этапов, представленных в виде особой последовательности процедур и операций, выполнение которых соответствует поставленным целям и обеспечивает достижение предполагаемых результатов.

Существует множество определений понятия «педагогическая технология».

Существенными чертами современных трактовок понятия «педагогическая технология» являются следующие:

Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежат ценностные ориентации, целевые установки автора или коллектива, имеющие формулу конкретного ожидаемого результата;
- Технологическая цепочка педагогических действий выстраивается строго в соответствии с поставленной целью и должна гарантировать всем школьникам достижение и прочное усвоение уровня государственного стандарта образования;
- Функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся с учетом принципа индивидуализации;
- Поэтапное и последовательное воплощение элементов педтехнологии должно быть воспроизводство любым учителем с учетом авторского почерка педагога;
- Органической частью педтехнологии являются соответствующие данной стратегии обучения диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Среди основных побудительных причин возникновения и практического использования новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:

Необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических особенностей обучаемых;
- Осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний системно-деятельностным подходом;
- Возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения;
- Потребность снизить негативные последствия работы малоквалифицированного учителя.

Представление о педагогической технологии как о воплощении на практике заранее спроектированного учебного процесса предполагает, во-первых, ее использование специалистами, обладающими высокой теоретической подготовкой и богатым практическим опытом, а во-вторых, свободный выбор технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности учителя и ученика.

Консерватизм педагогической системы, во многом объясняемый тем, что педагогическим работникам недостает действенной информационной службы, обеспечивающей адаптацию научных достижений к условиям массовой школы;

Развивающие системы начального образования не всегда обеспечивают ее состыковку с последующими этапами школьной жизни ребенка.

Реализация творческой свободы учителя в быстроменяющихся воспитательных актах наряду с ответственностью за конечный педагогический результат возможна только при условии осмысления учебного процесса (вне зависимости от технологии обучения) на четырех уровнях: методологическом, теоретическом, методическом и технологическом.

Как показывают многолетние наблюдения, в массовой педагогической практике новая педагогическая идея обычно успешно прорабатывается на теоретическом и методологическом уровнях, но этап ее непосредственного внедрения (процесс освоения технологии) по различным причинам оказывается замедленным. В настоящее время, в связи с достаточно широким распространением технологий развивающего обучения, возникла и другая крайность, когда учитель пытается освоить новые подходы в обучении только на уровне методики или отдельных дидактических приемов.

Необходимо глубокое профессиональное осмысление вывода о том, что нельзя учить детей по методикам и технологиям, взаимоисключающим друг друга, нельзя детей погружать в смысловое поле, наполненное противоречивыми установками и требованиями.

Именно в этом корень неизбежных и неустранимых конфликтов, возникающих в школах при неточном, часто искаженном использовании в условиях массовой практики методик развивающего обучения. Многим педагогам все еще кажется, что они могут «творчески» (то есть так, как посчитают нужным) использовать новую методику, чей-то передовой опыт, причем характер такого использования зависит только от намерений и желаний учителя. Степень совместимости того, что делалось раньше, с тем, что предстоит сделать, не принимается во внимание.

Приступая к изучению новых технологий обучения, следует уберечься от этой серьезной педагогической погрешности и понять, что совершать ее недопустимо. Активно используемая метафора о необходимости использовать «крупицы» новаторского опыта должна быть окультурена пониманием того, что должна быть совместимость между этими «крупицами». Всем педагогам, приступающим к освоению новых технологий важно глубоко осознать этот вывод, который должен стать фундаментом возводимого всеми нами здания новой педагогической культуры.

Предлагаемая схема взята из книги Левитас Д.Г.Школа для профессионалов или семь уроков для тех, кто учит. - Москва-Воронеж, 2001.

Термин «технология» берет свое начало от греческих слов techne (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). Технология (в технике) – описание регламента определенных действий, которые гарантируют результат (что обеспечивается опорой на законы, лежащие в основе понимания процесса).

Сегодня в педагогике под технологией понимается целостный процесс достижения заранее поставленной цели, а также отдельная процедура целостного процесса. То есть можно говорить о «широком» и «узком» определении педагогической технологии.

Под педагогической технологией мы понимаем алгоритм (последовательность) действий ученика и учителя, обеспечивающий достижение намеченного образовательного результата.

При множестве определений понятия «педагогическая технология» (см. «Материалы к практическим заданиям») большинство специалистов объединяют их четырьмя принципиально важными положениями:

√ планирование обучения и воспитания на основе точно определенного желаемого эталона;

√ программирование учебно-воспитательного процесса в виде строгой последовательности действий учителя и ученика;

√ сопоставление результатов обучения и воспитания с первоначально намеченным эталоном как в ходе учебно-воспитательного процесса (мониторинг), так и при подведении итогов;

√ коррекция результатов на любом этапе учебно-воспитательного процесса.

Другими отличительными чертами педагогических технологий являются:

§ диагностичность поставленных целей, т.е. наличие инструментария, позволяющего определить, достигнута ли цель;

§ четкость в определении набора методов, приемов, операций, ведущих к достижению цели;

§ воспроизводимость – то есть возможность получить запланированный результат вне зависимости от особенностей учителей и учеников.

В чём же состоит сущность педагогической технологии?

1. Педагогическая технология отрицает педагогический экспромт в практической деятельности и переводит её на путь предварительного проектирования учебно-воспитательного процесса с последующей реализацией проекта в классе.

2. Педагогическая технология предлагает проект учебно-воспитательного процесса, определяющий структуру и содержание взаимодействия учителя, учащегося и содержания образования, который с высокой долей вероятности приведет к достижению запланированных результатов.

3. Педагогическая технология предполагает объективный контроль качества полученных результатов (усвоения учебного материала, развитие личности в целом) с помощью средств мониторинга и диагностики на основе заранее заданных критериев.

4. Педагогическая технология разрабатывается на основе принципа системности и целостности, то есть изменение хотя бы в одного из элементов учебно-воспитательного процесса обязательно приведет к изменению всех других. Так, изменяя цели, мы должны ориентироваться на новые результаты, планироватьпоследовательные действия по их достижению и соответствующие им средства контроля и коррекции и т.д.

1.2. Связь понятия «педагогическая технология» с другими категориями

Прежде всего, технология связана с таким понятием, как «система» . Каждая технология – это определенная система, в которой все компоненты тесно взаимосвязаны, подчинены конкретной цели (целям) и придают ей целостность, благодаря которой технология приобретает особые характеристики, свойства.

Более сложно соотносятся понятия т ехнология и методика.

Понимание термина «методика» двояко: с одной стороны, – это методика преподавания какого-либо предмета, например, методика преподавания математики, т.е. способы изложения материала конкретного учебного предмета; с другой стороны, это методика формирования чего-либо, например, понятий, навыков и т.д. Во втором случае методику некоторые авторы рассматривают как синоним технологии. Это та же упорядоченная совокупность действий, ведущая к намеченному результату.

Если отнестись к перечисленным выше отличительным чертам образовательных технологий, то можно сделать вывод, что, по сравнению с методикой, в них более жесткая связь с целями процесса обучения и сами цели формулируются более диагностично.

Еще одно отличие технологии и методики состоит в том, что педагогические технологии зачастую не связаны с содержанием образования. Педагогическая технология может привести к запланированному результату на любом учебном материале.

Методика определяет: 1. Чему учить? 2. Зачем учить? 3. Как учить? Технология обучения определяет: Как учить результативно?

В педагогической литературе существуют разные подходы к рассмотрению соотношения понятий «технология» и «методика» . В зависимости от того, как рассматривать сущность понятия «технология» (в более широком или узком смысле) можно выделить три основных подхода к определению взаимосвязи этих понятий. На наш взгляд, наиболее четко сформулировала их Е.В. Титова. Она предлагает следующие варианты соотношения понятий:

1. «Технология» и «методика» – понятия идентичные. По нашему мнению, данный вариант сочетания возможен в том случае, если рассматривать технологию как систему способов, позволяющую решать определенные учебные и воспитательные задачи и реализовывать содержание обучения и воспитания. Приверженцы данной точки зрения также считают, термин «технология» появился в связи с внедрением в педагогическую практику технологического подхода к обучению и воспитанию и заменил ставший привычным для педагогов термин «методика».

2. «Технология» – более широкое понятие, чем «методика». Такой взгляд возможен, если иметь в виду, что технология тиражируема, одна и та же технология может быть использована при изучении различных дисциплин, где всегда идет речь о конкретной методике преподавания предмета. Получается, что разные методики в своей основе будут иметь одну и ту же технологию, реализуя ее в рамках специфического для конкретного учебного предмета содержания обучения.

3. «Технология» – более узкое понятие, чем «методика». Данная точка зрения имеет право на существование, если рассматривать технологию в первую очередь как алгоритм взаимодействия учителя и ученика, реализация которого в образовательном процессе приводит к гарантированно высоким результатам обучения и воспитания. Е.В. Титова в книге «Если знать, как действовать» приводит наглядный пример, иллюстрирующий данную точку зрения. По ее мнению, методика представляет собой систему и включает в себя четыре взаимосвязанных компонента: стратегию, тактику, технику и логику. Именно третий и четвертый компоненты составляют технологию как алгоритм действий, осуществление которых позволяет обеспечить реализацию второго и первого компонентов, т.е. намеченной стратегии и тактики. Таким образом, технология выступает как «составная часть методики, ее воспроизводимое ядро».