Как проявляется аутизм у детей: расстройство ЖКТ, нарушение сна, склонность к судорогам, эпилепсии. Как вы узнали о том, что ваш сын аутист

Аутизм является расстройством мозга, которое влияет на развитие нормальных социальных и коммуникативных навыков. Это медицинский диагноз и поставить его может лишь детский психоневролог. Родители вместе с врачами и детским психологом разрабатывают индивидуальную программу лечения и корректирующего воспитания. С раннего возраста дети, страдающие аутизмом, имеют с другими людьми.
Признаки аутизма могут варьироваться. Общие признаки аутизма у детей приведены ниже. Дети могут быть как с низким, так и с высоким уровнем интеллектуального развития, в зависимости от тяжести симптомов и результатов IQ теста. При аутизме с высоким уровнем развития, симптомы аутизма менее тяжелые, а при низком – более серьёзные.

Общие признаки аутизма:

  • ребенок избегает зрительного или телесного контакта;
  • не реагирует на голос и другие звуки;
  • не откликается на обращенное имя;
  • плохо разговаривает или совсем не разговаривает;
  • не понимает жесты или язык тела;
  • избегает телесного контакта;
  • очень озабочен порядком и расстраивается, если что-то изменяется;
  • травмирует себя или не боится опасности.

Что является причиной аутизма? Этиология заболевания неизвестна. Некоторые медицинские исследования показали, что причиной развития аутизма является генетика. Проблемы со здоровьем или окружением ребенка также играют роль в развитии заболевания. Во многих случаях причины аутизма не установлены. Мальчики подвержены заболеванию чаще, чем девочки.

Как диагностируется аутизм? Аутизм часто диагностируется когда ребенок ведет себя не соответственно своему возрасту. Если педиатр заподозрит признаки аутизма, то он направит ребенка на консультацию к психиатру или другому специалисту, для наблюдения за поведением ребенка.

Диагноз аутизм не означает умственную отсталость.

Многие аутичные дети могут быть умственно отсталыми, а другие наоборот - высокоинтеллектуальными. Некоторые аутисты имеют выдающиеся способности в определенной области (математика, музыка, рисование, конструирование).

Примерно 20% детей, страдающих аутизмом, нормально развиваются в первые годы жизни. Позже они теряют способности которые имели, например, способность говорить (аутистическая регрессия).

Как лечится аутизм?

Аутизм у детей не лечится. До сих пор не существует лекарств, излечивающих аутизм, но медицина помогает купировать некоторые симптомы аутизма, такие как агрессивное поведение или бессонница.

С адекватной терапией состояние детей улучшается по мере взросления. Постепенный переход к обучению ребенка новым навыкам и формам поведения можно после создания ему эмоционального комфорта, чувства уверенности в себе и защищенности. Чтобы помочь ему расширить внутренний мир, подтолкнуть к необходимости выражать свои чувства и эмоции нужно научиться наблюдать за ребенком, интерпретируя вслух каждое его слово жест.

Аутичные дети охотно выполняют невербальные задания, в которых не нужно использовать речь. Налаживать с ними контакт, вовлекать в индивидуальную и совместную деятельность необходимо с помощью пазлов, лото, мозаики, головоломок. Желательно использовать не сюжетно-ролевые игры, где необходимо говорить, а игры с четко установленными правилами. Любую игру проигрывайте много раз, сопровождайте каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила, заинтересовался. Дайте ребенку подержаться за предмет, подключая все анализаторы – зрение, слух, осязание, если он подходит к нему. Многократно повторяйте название предмета, говорите для чего он предназначен, пока ребенок не привыкнет к нему, не включит в поле своего внимания.

Научиться реагировать на и самоагрессии, помочь избавиться от страхов, подключить ребенка к общим занятиям - это ближайшие цели, которые должны решать постепенно родители аутичного ребенка. Аутичный ребенок должен бывать в коллективе, несмотря на особенности общения. Проявляйте терпение, доброту, и всегда верьте в успех.


Об аутизме на сегодняшний день сказано и написано немало. Но, несмотря на обилие информации, у родителей, имеющих ребенка с диагнозом РДА, остается немало вопросов. Кроме того, долгое время специалисты не могли прийти к единому мнению в вопросах классификации, определения симптомов, причин возникновения и лечения РДА. И сейчас существует множество точек зрения на эти вопросы. Мы попросили
Ирину Баранову, детского патопсихолога-диагноста (Ростов-на-Дону), рассказать о своем взгляде на проблемы аутизма и ответить на распространенные вопросы родителей.

Что скрывается за буквами «РДА» в истории болезни ребенка? Прежде всего РДА (ранний детский аутизм) проявляется отгороженностью малыша от окружающей среды (в первую очередь людей) и погруженностью в свой собственный мир, созданный им из отдельных предметов, звуков, явлений и т.п., посильных для его приспособления к действительности и «выживания» в ней.
Этот синдром отражает особую форму психической защиты от всего многообразия внешнего мира — защиты патологической, т.е. наносящей ущерб самому защищающемуся, в данном случае за счет приостановки или искажения всего психического развития.
В классификации болезней в психиатрии этот синдром относят к одной из форм задержек развития. А это значит, что в принципе это состояние преодолимое (в отличие, например, от недоразвития). Здесь и возникает главное противоречие. Дело в том, что до недавнего времени аутизм как симптом (синдром) рассматривался врачами как сочетание поведенческих реакций и мотивов, сопутствующих такому тяжелому и сложному психическому расстройству как шизофрения. Впоследствии же выяснилось, что это не совсем правильный подход. Неспособности к коммуникации», характерной для аутистов, сопутствует потребность этих людей в общении. То есть страх, который породил эту патологическую защиту, не уничтожил главное — потребность во взаимодействии с миром, с людьми, но заблокировал спонтанное ее проявление. Итак, в тех случаях, когда ядро психической активности (т.е. мотивационная сфера) осталось неповрежденным, мы имеем дело с РДА непроцессуального (т.е. не шизофренического) происхождения. И это принципиально определяет прогноз состояния.

К сожалению, за последние 10-15 лет этот синдром распространился в катастрофических масштабах. Мне как специалисту-диагносту приходится сталкиваться с РДА от двух до шести раз(!) в неделю, принимая решение о характере, степени выраженности и, главное, о происхождении симптома.
В последнее время синдром РДА стал проявляться у детей с органической недостаточностью ЦНС разной степени выраженности (иногда совсем минимальной, иногда значительно выраженной — например, с сопутствующими нарушениями речи, внимания, активности). То есть, если ЦНС оказывается недостаточно стабильной и сильной, включаются способы защиты, в том числе и аутизм. Эта защита обеспечивает ребенку ту степень функционирования, которая доступна, посильна, сохраняет относительное эмоциональное равновесие, так как окружающая среда воспринимается им преимущественно как опасная, агрессивная.
Родителей обычно волнует вопрос причин, вызывающих у ребенка органическую недостаточность ЦНС. В случае РДА причин множество, и многие из них глобальны (экология, урбанизация и т.п.). Мой личный опыт консультанта показывает, что не на последнем месте стоят и внутренние факторы — отношение к ребенку в семье, взаимоотношения между родителями и многое другое. От того, насколько родители (прежде всего мать) близки к ребенку, насколько они принимают свое дитя несмотря на его особенности, насколько включены в процесс воспитания, реабилитации, обучения, во многом зависит успешность прогноза.
Ребенка с диагнозом РДА недостаточно просто привести к врачу, который назначит список медикаментов, или к психологу, который будет с ним заниматься. В этом случае как никогда важно сотрудничество родителей и специалистов, причем от родителей зависит большая часть успеха.

1. Как понять, что у ребенка аутизм? В каком возрасте может быть впервые поставлен этот диагноз?
Основная сложность заключается в том, что трудно назвать средний возраст, в котором у ребенка можно впервые заметить проявления аутизма. Иногда заподозрить РДА (ранний детский аутизм) можно уже у трехмесячного малыша, но чаще ни родители, ни специалисты ничего странного и необычного не замечают, пока ребенку не исполнится год.
Возраст, в котором появляются первые симптомы РДА, у всех детей разный, равно как и сами эти симптомы. Это зависит как от степени выраженности аутизма, так и от причин, вызывающих и порождающих его, — а причин этих немало, и в каждом случае они разные. Тем не менее, внимательная и наблюдательная мама может заподозрить неладное уже к середине первого года жизни ребенка, хотя говорить более или менее определенно об аутизме можно только к концу второго года.
Очевидно, что чем раньше родители, заметив особенности в поведении малыша, начнут консультироваться со специалистами, тем лучше. Ребенок с РДА, с которым с раннего возраста проводилась работа, имеет высокие шансы на полную реабилитацию и благоприятный прогноз. Следовательно, несмотря на то, что диагноз «аутизм» не может быть поставлен до достижения ребенком двух-трех лет, коррекционно-педагогическую работу при наличии опасений нужно начинать как можно раньше. В тех ситуациях, когда риск возникновения и развития РДА повышен, тем более важно своевременно обратиться за помощью к специалистам (иногда есть смысл сделать это во время беременности или даже на стадии планирования). В таком случае шансы на успех максимально высоки.
Постановка диагноза. Предварительный диагноз «РДА» специалист может поставить уже к концу первого года (так называемое «подозрение на РДА»). Официальный уточненный диагноз может быть поставлен не ранее трех лет — после осмотра хотя бы двумя специалистами: невропатологом (или психиатром) и детским патопсихологом.

2. Что в поведении младенца должно насторожить родителей?
В первую очередь, показательны реакции малыша на стимулы окружающей среды. В младенчестве их немного, важны основные: еда, свет, звук, температура и влажность пеленок, одежда. Особенно важна реакция на близких людей, окружающих ребенка.
Еда. Стоит обратить внимание на то, как ребенок ест, на его поведение во время кормления, на то, насколько гармонично происходит процесс пищеварения. Получается ли у ребенка сосать, наедается ли он, усваивает ли его организм грудное молоко, смесь (а впоследствии прикорм)? Чаще мы встречаемся с тем, что грудное вскармливание у таких детей нарушено или отсутствует по разным причинам. У аутистов к еде вообще особенное, избирательное отношение, и первые проявления этой избирательности могут возникнуть еще в младенчестве.
Реакция на свет, звук, мокрые пеленки. В норме малыш реагирует на мокрые пеленки, резкие изменения света и звука: плачет, кряхтит, ворочается. Отсутствие какой бы то ни было реакции или ее крайняя выраженность должны насторожить. Обычно у детей, которым впоследствии был поставлен диагноз «аутизм», в младенчестве наблюдалась недостаточная реакция на внешние раздражители или даже полное ее отсутствие. У ребенка могут возникать короткие периоды резко обостренных реакций, но они, как правило, быстро сменяются торможением.
Близкие люди. У детей, которые развиваются нормально, в определенном возрасте появляется нормативная психическая реакция, называемая комплексом оживления*. Младенец при появлении матери или любого близкого человека, которого допускают к уходу за ним, демонстрирует радость и пытается посвоему вступить «в диалог» с взрослым: фиксирует взгляд, «жестикулирует», машет ручками и ножками, будто стараясь подпрыгнуть, улыбается. Это и есть первое проявление психического контакта в социальной форме. Возраст, в котором появляется комплекс оживления , а также способы его выражения может разниться (это зависит от темперамента ребенка), но если реакции нет вообще, то стоит насторожиться — это говорит о наличии проблем.

*Комплекс оживления — понятие, введенное в 20-х гг. прошлого века Н.М. Щеловановым, обозначающее различные двигательные реакции младенца первых месяцев жизни на различные воздействия (лицо взрослого, красивые игрушки, приятные звуки), по которым можно судить о переживании им положительных эмоций. К подобным реакциям относят: замирание и зрительное сосредоточение на объекте восприятия, улыбку, издаваемые звуки, двигательное оживление. Формирование комплекса оживления происходит начиная с третьей недели жизни: сначала появляется замирание и сосредоточение при зрительной фиксации предмета или при звуках, затем — улыбка, вокализация и двигательное оживление. В возрасте трех или четырех месяцев происходит видоизменение комплекса оживления в более сложные формы поведения. Помимо выражения эмоций, комплекс оживления выступает как функция общения младенца со взрослыми людьми, о чем свидетельствует то, что в зависимости от ситуации младенец может усиливать или затормаживать ту или иную его компоненту. Благодаря ему устанавливается прочная связь ребенка со взрослым и удовлетворяется его потребность в общении. Отсутствие комплекса оживления в младенчестве — диагностический признак задержки психического развития ребенка. Психология развития. Словарь

3. Каковы основные признаки аутизма?
Ограниченность как в возможности, так в и в потребности общения разной степени выраженности, своеобразие игр и интересов, странные с точки зрения привычного восприятия действия и поступки, страхи, неравномерность интеллектуального развития: опережение в развитии сложных навыков и отставание в простых (например, ребенок читает, а рисовать не может).

4. Как строить день ребенка с РДА?
Расписание дня ребенка с РДА может практически ничем не отличаться от расписания его сверстников. Однако, консультируя родителей, я обычно подчеркиваю, что дети-аутисты имеют большую, чем другие ребята, потребность в дисциплине и четком режиме дня, включающем помимо прогулок, еды, сна и развивающие занятия. Доказано, что режим, его оптимальный для данного ребенка (т.е.приспособленный к нему) гармоничный ритм успокаивает, дает ощущение стабильности и лечит страх.

5. Каким образом ребенок-аутист воспринимает окружающую действительность?
Дело в том, что значительную часть впечатлений и ощущений, которые несет окружающий мир, ребенок-аутист переживает как болезненные. Те внешние раздражители и стимулы, которые воспринимает малыш, не успевают передать свою специфическую информацию, а приносят только неспецифическую болевую стимуляцию. Именно этим обусловлена реакция ребенка — страх, уход в себя. Позже аутист начинает приспосабливаться к миру — медленно, по частям, воспринимая лишь отдельные свойства и качества объектов. Именно поэтому аутисты видят искаженную картину мира.
Несмотря на то что органы чувств чаще всего не нарушены и сигналы воспринимаются адекватно, на этапах переработки им не удается интегрироваться в целостные образы. Поэтому стандартное, привычное нам восприятие у аутистов не формируется (из-за чего у них даже нередко подозревают глухоту или слепоту). Этим обусловлен один из подходов в коррекционно-педагогической работе — ориентация нацелостное образное восприятие.

6. Нужно ли придерживаться особой диеты для ребенка с РДА? Если да, то какой должна быть диета и в каких случаях она нужна?
Этой «диеты» они придерживаются сами. В традиционном смысле слова это не диета, а привычный набор вкусов и ощущений. Ребенок-аутист ограждает себя от новых «пищевых переживаний», становясь избирательным в еде, и это также является одним из симптомов РДА. Преодоление пищевой избирательности — дело трудное и нескорое. Главное — понять, что с течением времени пищевой репертуар малыша все равно будет расширяться. Это значит, что время от времени надо предлагать продукты (блюда), которые для ребенка пока «исключены», есть рядом с ним разнообразную еду, чтобы он мог ее видеть, ощущать ее запах.
Отдельного рассмотрения заслуживает развитие синдрома РДА в связи с генетическим синдромом Мартина-Белла, когда нарушено усвоение витаминов группы В. В данном случае именно диета окажет лечебное воздействие. Врач-психиатр, к которому вы обратитесь за первичной консультацией, решит, нужна ли вам дополнительная консультация генетика. Впрочем, родители могут обратиться к генетику самостоятельно, не дожидаясь направления специалиста.

7. Может ли вакцинация спровоцировать появление РДА? Стоит ли вакцинировать ребенка, у которого диагноз «ранний детский аутизм» уже имеется?
Есть данные, что в некоторых случаях РДА может развиться именно после вакцинации. Ребенка, уже имеющего этот диагноз, вакцинировать не рекомендуют, хотя в каждом конкретном случае требуется индивидуальная консультация невропатолога.

8. Каким образом проводить социализацию таких детей?
Социализацию ребенка с РДА стоит начать с детских дошкольных учреждений, так как именно пребывание в детском коллективе позволит малышу идентифицировать себя как личность и часть социума. Именно с детского сада и начинается социализация маленького аутиста, его вхождение «в большой мир». Для того чтобы ребенку было легче адаптироваться к окружающей действительности впоследствии, ему уже в дошкольном возрасте необходимо общество ровесников.
Если говорить о нашем городе, то рекомендуется выбрать логопедический детский сад или тот сад, в котором имеется логопедическая группа (такие есть в каждом районе). С другой стороны, родители могут устроить малыша в любое ДДУ (детское дошкольное учреждение), в котором педагоги и специалисты будут осведомлены о проблеме ребенка и готовы идти на соответствующие компромиссы воспитаннику с РДА. В медицинской карте в детском саду вашему малышу напишут: «Задержка психического развития в эмоционально-волевой сфере».
Однако самое важное начинается уже после того, как вы выбрали детский сад, оговорили с заведующим и педагогами предпочтения, привычки, режим ребенка и заручились их поддержкой и содействием. Для вашего малыша начинается очень важный и непростой период — адаптация к детскому саду. Постарайтесь сделать все, чтобы она прошла гладко.
Начните приводить ребенка на время прогулки в детском саду (один или два раза в день): ваш малыш будет привыкать к другим детям, узнает их имена. В этот же период ребенка нужно познакомить с групповым помещением (в то время, когда там никого нет). Это тоже можно сделать в тот момент, когда все остальные дети на прогулке. Таким образом мы предоставляем малышу возможность освоиться с предметами обстановки в группе, а воспитателям — установить с ним контакт индивидуально. На этом этапе рекомендуется сделать фото детей, взрослых — всего того, что связано с детским садом. Ребенок, рассматривая фото в домашней обстановке, постепенно будет привыкать к своей новой среде.

Следующий шаг — посещение утренних групповых занятий. Воспитатели должны быть предупреждены заранее, что вашего ребенка не надо настойчиво усаживать в общий круг: ему должна быть предоставлена возможность находиться в любом месте группы при условии, что он ведет себя тихо. И только после того, как малыш достаточно освоится в новой обстановке, будет чувствовать себя комфортно, попробуйте оставить его на дневной сон. Если адаптация проходит благополучно, можно будет в конце концов оставлять ребенка в детском саду и во второй половине дня. Главное не торопиться. Здесь важна не скорость, с которой малыш адаптируется, а успешность этой адаптации. После того как ребенок привык к детскому саду, освоился в новых для него условиях, педагоги будут стремиться наладить взаимодействие в малой группе (то есть организовывать совместную деятельность маленького аутиста и другого ребенка).
Естественно, чтобы адаптация в детском саду прошла успешно и ребенок с РДА смог почувствовать себя комфортно, необходимо участие и активная работа всех сотрудников ДДУ: воспитателей, психологов, логопедов, даже нянь. Но не менее (а может, и более) важна помощь родителей, дети которых ходят в ту же группу.
Отлично, если мамы и папы других малышей понимают, что для их собственных детей взаимодействие с особым ребенком не менее важно, чем для маленького аутиста — это не просто проявление терпимости и сочувствия, а важный аспект, формирующий ценные черты характера и коммуникативные способности их ребят.

9. Как такие дети должны воспитываться и обучаться?
Вместе со всеми, но с учетом их особенностей. Как адаптировать ребенка к детскому коллективу, я разъясняла выше (на примере адаптации к детскому саду). Подчеркну еще раз, что ни в коем случае не надо спешить. Даже когда ребенок сможет оставаться в детском коллективе (в детском саду, школе, в группе развития), ему нужно дать возможность сохранять допустимую для него дистанцию (например, не сидеть вместе со всеми за столиками, а находиться в удалении, но слышать и видеть все происходящее — детки-аутисты это могут отлично). При этом малыша нужно постепенно приучить к соблюдению дисциплинарных требований (не кричать, не мешать другим). Не надо давить на ребенка, но стоит мягко добиваться того, чтобы он смог выполнять основные правила ДОУ. В противном случае вас, к сожалению, могут попросить покинуть группу.

10. Могут ли такие дети посещать обычные массовые ДОУ (детские сады и школы)?
Да, как уже описывалось выше

11. Как повлияет появление такого ребенка на других детей, каково будет их отношение к нему? Не будет ли для малыша с РДА поведение сверстников дополнительным стрессообразующим фактором?
Все зависит от того, что расскажут взрослые. Если никак не комментировать поведение ребенка с РДА, то другие дети воспринимают своего одногруппника как невоспитанного, непослушного и жалуются, что «ему можно, а им нельзя». Но если рассказать детям, что он такой из-за страха, объяснить, как нужно с ним общаться, то ребята с удовольствием оказывают помощь, радуются общим достижениям. Как подчеркивалось выше, в данном случае важна и просто необходима совместная работа взрослых (работников ДОУ, родителей). То, что правильная адаптация таких детей в обычные коллективы благотворна для всех, доказано мировой практикой.

12.Стоит ли посещать развивающие и коррекционные занятия? Если да, то чему отдать предпочтение — групповой работе или индивидуальной?
Конечно, стоит. Начинать рекомендуется с индивидуальной работы с педагогом, затем перейти к занятиям в микрогруппе (2-3 человека) и в конце концов — в обычной группе.

13. Обязательно ли при аутизме наблюдается снижение интеллекта?
Нет, не обязательно. Но все равно мышление формируется нестандартно. Для дошкольников с диагнозом РДА характерно неравномерное, искаженное развитие. Вопрос об интеллектуальной состоятельности стоит на протяжении всего периода роста ребенка. Несмотря на то что интеллектуальное развитие у аутистов может запаздывать и интеллект такого ребенка может снизиться в любой момент, бояться этого не стоит. Это поправимо.

14. Можно ли вылечить аутизм?
Я уверена, что аутизм можно преодолеть. Ведь, как уже говорилось выше, это не болезнь как таковая, а форма патологической психической защиты. Если человеку удалось адаптироваться, приспособиться к миру, то он «вылечился». Даже врачи-психиатры считают, что именно психолого-педагогическая коррекция играет наиважнейшую роль в компенсации этого состояния. Медикаментозное лечение оправдано лишь на начальных этапах терапии (и то не в каждом случае), играя роль своеобразных «костылей».

15. Какие формы аутизма существуют?
В психиатрии принято различать аутизм процессуального происхождения и непроцессуального. Первый сопровождает шизофрению, второй — все остальные виды нарушений (чаще всего органическую недостаточность ЦНС). В отечественной дефектологии классификация касается степени выраженности синдрома и указывает на четыре уровня (самый тяжелый — первый).

16. Аутизм — генетическое заболевание?
Я не разделяю эту точку зрения. О генетической природе можно говорить только в случаях аутистических симптомов в некоторых синдромах, в частности синдрома Мартина-Белла.

17. Могут ли токсины в окружающем пространстве или химикаты типа ртути быть причиной аутизма?
Могут — как неспецифические агенты, поражающие ЦНС.

18. Каков прогноз для людей с аутизмом? Сможет ли ребенок, страдающий аутизмом, впоследствии жениться и жить самостоятельно?
Преодолеть этот синдром можно полностью. Все зависит от целостности подхода к реабилитации, причин, вызвавших аутизм, а также степени выраженности синдрома. В любом случае родителям следует знать, что если их ребенку поставили диагноз РДА, то это не повод отчаиваться и опускать руки. В настоящее время диагноз "аутизм" — это не приговор, а лишь повод вовремя начать специальную работу с ребенком.

Ирина Баранова, детский патопсихолог-диагност

Подготовила Оксана Берковская

Как справиться с истерикой у , как успокоить его, читайте в нашем материале рекомендации, которые пригодятся не только родителям, но и воспитателям в детских садах, учителям в школах.

Зачастую перевозбуждаются от света, звука и прикосновений. Их выбивает из колеи смена образа жизни. Чаще всего, они выбирают одни и те же блюда, а когда привычная еда отсутствует, становятся обеспокоенными. Любой родитель подтвердит, что многие ситуации могут спровоцировать истерику, беспокойство или расстройство, поэтому процесс успокаивания ребенка становится неотъемлемой частью их повседневной жизни.

Следующие советы помогут вам успокоить во время истерики.

Старайтесь изменить окружение, а не ребенка. Многие факторы окружающей среды могут стать раздражителями для вашего ребенка из-за его перевозбужденности или сверхчувствительности. Если ребенок остро реагирует на флуоресцентный свет, например, поменяйте освещение в доме вместо того, чтобы пытаться приспособить ребенка к существующему. Если изменить какой-либо раздражающий фактор не в ваших силах, подыщите альтернативу — затычки для ушей в шумных местах или солнечные очки в торговом центре.

Давайте лаконичные и четкие указания . Попытки поговорить во время вспышки злости, разочарования или беспокойства у ребенка могут только усилить эти эмоции. Для того, чтобы помочь ребенку с аутизмом расслабиться, давайте ему короткие указания или выразите мысль жестами, создав спокойную и тихую, неразговорчивую атмосферу.

Говорите с ребенком так, чтобы он вас понимал. Ребенок должен понимать, что нужно делать. Короткие указания или выражение жестами, как уже упоминалось, помогает правильно воспринимать просьбу. Убедитесь, что вы четко выражаете мысль и ребенок понимает, как нужно себя вести и что делать.

Отвлекающий фактор. Любимые песни, игры с любимой игрушкой или просмотр любимого фильма могут отлично отвлечь ребенка-аутиста и помочь справиться с истерикой. Смена фокуса с неприятной ситуации на каком-то другом роде деятельности поможет успокоить ребенка, обеспечив почву для обсуждения причин расстройства на потом.

Обратите внимание на то, что предшествует истерикам ребенка-аутиста. Никто лучше вас не знает вашего ребенка. Вы знаете, что может вызвать вспышки различных эмоций. Сначала, подумайте о том, что могло вызвать такую реакцию у ребенка, и попытайтесь устранить провокацию. Всегда ищите причины в окружающей среде и записывайте подробности, чтобы лучше понять и проанализировать ситуацию, не допустив ее дальнейшего повторения или развития.

Пересмотрите собственные ожидания. Если у ребенка каждый вечер за ужином истерика, возможно, вы слишком много требуете от него. Вы настаиваете, чтобы все оставались за столом и ждали окончания ужина? Вы требуете, чтобы тарелки у всех были чистыми, и все было съедено? Попробуйте подстроиться под ребенка вместо того, чтобы пытаться распространить на него свои привычные требования и ожидания, которые идут вразрез с его индивидуальными особенностями.

Сбалансируйте сенсорную нагрузку. В то время, как многие могут быть сверхчувствительными, ваш, наоборот, может быть зависим от сенсорной интеграции. Определите, что лучше для вашего ребенка. Если ему это необходимо, укутайте его в одеяло, обнимите или окружите игрушками разной текстуры.

Отыщите и укрепите эмоциональную связь с ребенком. Возможно, вам трудно почувствовать эту связь, поэтому постарайтесь следить за невербальными знаками: звуки или мимика, если ребенок голоден, устал или нуждается в чем-то. Играйте с ребенком, обращайте внимание на то, что заставляет его смеяться или улыбаться. Интересуйтесь его миром, играйте вместе сидя на полу, даже если просто нужно катать машинку туда-сюда. Уделяйте особое внимание времени проведенному вместе за играми и веселитесь. Это поможет вам понять и установить связь с ребенком в моменты, когда его захлестывают эмоции.

Не ждите, что ребенок объяснит причину беспокойства раньше, чем успокоится. Не нужно задавать миллионов вопросов о причине расстройства или злости. Потому что ребенок на них ответить не может. Ему сложно выразить то, что он хочет и думает в спокойные моменты, а в моменты истерики — это практически невозможно. Успокойте ребенка, а затем выясняйте, что не так.

Не теряйте голову. Очень сложно оставаться спокойным и сдержанным, когда у ребенка истерика или приступ эмоций, да еще и на людях. Но если у ребенка повышенная возбудимость или чувствительность, то ваша неспособность сдержать эмоции может лишь усугубить ситуацию. Спокойно уведите ребенка от раздражителя, выразите свои мысли и просьбы и дайте ему время на то, чтобы успокоиться и выполнить их.

Многие мамы двухлетних детей жалуются на «эти ужасные два года». В том смысле, что именно в этом возрасте большинство детей начинает активно взаимодействовать с миром и окружающими, определять собственное «я». Как следствие, из этого «я» появляется «я хочу!», «мне надо!» и прочее… Мне, наверное, повезло: в свои два года мой особенный ребенок был прекрасен и спокоен. Замечу между делом, я терпеть не могу детские крики, визги и прочие ужасы. Я реально готова уступать и уговаривать до последнего , лишь бы ребенок не кричал. Да, как родитель, я абсолютная тряпка в этом смысле…

Все это время я находила подход к своему ребенку благодаря интуиции. Например, когда надо было уходить домой с игровой площадки, я несколько раз повторяла сыну, что «нам пора уходить», и при этом похлопывала рукой по капюшону коляски. Так мы учили и закрепляли действия в этой ситуации. Да, мне всегда надо повторять одну и ту же знакомую фразу много раз : будь то приучение к горшку или к ложке. В общем, всем необходимым навыкам понимания своего ребенка я обучилась, как и положено вменяемому родителю. И тут случилось то, что выбило меня и ребенка из колеи и сбило с привычного ритма: приехала моя мама. Ко всему прочему, моя мама не просто мама, а воспитатель детей дошкольного возраста советской закалки! Представляете? Бабушка и воспитатель в одном лице, с огромным запасом альфа-заботы по отношению к ребенку и таким же запасом обвинений в сторону нашего неэффективного «родительства». Ведь результаты развития нашего мальчика не соответствуют «положенным» нормам! Кем положенным, зачем?! Добавим к этому полное нежелание нашей бабушки слушать, слышать, а уж тем более – поступать так, как считала нужным я . И мои робкие попытки объяснить бабушке, что с моим ребенком общие принципы и нормы развития детей просто не работают, оканчивались крахом и обвинениями в моей материнской несостоятельности.

В общем, встреча бабушки и моего двухлетнего сына привела к тому, что ребенок превратился в чудовище: постоянно орущего и кричащего товарища, которого невозможно было ни отвлечь, ни уговорить, ни успокоить!

Истерика - способ общения

Мой муж в то время был в постоянных командировках, я – готовилась к поступлению в аспирантуру, плюс отлучалась от грудного вскармливания, что, само собой, не очень хорошо повлияло на поведение сына. Когда стало очевидным, что с моим ребенком происходит какое-то ужасное «не то и не так» и болезнь прогрессировала, я бросила все. Аспирантура подождет, решила я, и вернулась в семью и материнство. А вот ребенок мой так и не прекращал истеричных приступов. Другими словами, частые долгие истерики стали неотъемлемой частью нашей жизни. Нет, это не был безобидный плач или нытье, причины которого понятны. О, это был визг! Это был ор! Причем, никакого различия в звучании истерик не было. Появились попытки укусить меня, самого себя и все, до чего он мог дотянуться. Истерики принимали просто катастрофические масштабы, порой мне казалось, что это не кончится. Никогда не забуду тот период нашей жизни, когда семейные завтраки или обеды стабильно сопровождались «музыкальным» исполнением от нашего ребенка. Веселые были будни…

Я помню тот ужас и пустоту в душе, когда мой ребенок орал, катался по полу, визжал и никого к себе не подпускал ровно два часа. Он кричал, не останавливаясь, пока сам не уставал и не засыпал прямо на полу. Во время одного получасового приступа истерики, сын порвал мое любимое платье, больно искусал мне и себе руки.

Я помню, как плакала тогда у окна от бессилия и жалости к нам обоим и вспоминала о первых, беззаботных, месяцах нашей жизни. Меня пугало огромное желание все бросить и сбежать подальше. Это сейчас я умная, и знаю, что посредством истерик аутисты всего лишь пытаются общаться. Для них истерика – это единственный способ общения, который у них не отнять . Более того, могу сказать, что через истерики развивается абсолютно любой ребенок! Совсем другой вопрос их амплитуда и частота. А тогда это важное знание не было для меня открыто…

И главной проблемой во всем этом кошмаре была именно моя личная некомпетентность. Как родитель, я была совершенно растерянной, без единого понимания, как же вести себя в таких ситуациях, как помочь своему ребенку, и как правильно гасить это безумие, а не разжигать его еще больше.

Методом моих проб и ошибок, а также с помощью специалистов, я вывела несколько основных правил: что и как делать во время детских истеричных приступов.

Правило номер один: не разговаривайте!

Прекратите какое-либо общение, не пытайтесь успокоить словами. Просто замолчите и не издавайте ни единого звука, пока ребенок плачет.

Правило номер два: не оставляйте ребенка плакать одного!

Ваше физическое присутствие обязательно. Помните, ребенок истерит не потому что он избалованный шалопай, а потому что по-другому общаться и выражать свои эмоции он просто не умеет. Если вы уйдете или отправите его в свою комнату, ребенок будет думать, что вы расстроены и злы на него. Помните – аутисты не бесчувственные чурбаны. Это всеобщее глубокое заблуждение! Многие исследования показывают, что аутисты, наоборот – гиперчувствительны! Причем настолько, что отключение или уход в себя – это обычная реакция на раздражающие факторы, ведь проигнорировать их таким детям очень сложно. Довольно часто дети воспринимают все происходящее на свой счет, им сложно понять разницу, злитесь ли вы на него лично или на ситуацию в целом.

Правило номер три: ни в коем случае не злоупотребляйте воспитанием!

И не выражайте безнадежность в физическом или словесном рукоприкладстве! Ваша злость и раздражение непонятны ребенку. Более того, наоборот – он начнет переживать еще больше из-за непонимания того, что он делает не так. Ведь с его точки зрения он ведет себя так, как знает и понимает.

Правило номер четыре: не поддерживайте визуального контакта, не выражайте эмоции мимически, не давайте ребенку себя обижать, но и не распускайте руки!

Задача регулирования истерик и заключается в том, чтобы донести до ребенка то, что истериками он не добьется ничего. Этот метод позволяет аутисту искать новые способы поведения для получения результата.

Лучше всего чем-то заняться – мытьем посуды, чтением книги и так далее. Но мне это давалось сложно, поэтому в нашем случае лучшего всего работала вот такая схема: мама сидит с каменным лицом и просто ждет, когда ребенок проорется, проплачется или продерется.

Скажу честно, иногда я распускала руки и шлепала его, а сейчас я иногда срываюсь словесно, но ничего хорошего в этом нет, поверьте! Однако, если и с вами это случается, не корите себя! Помните, вы тоже человек, и у вас есть предел терпения. Не хочу сказать, что после своих эмоциональных всплесков я не чувствовала себя виноватой – еще как чувствовала! Но самоедство в этом случае бесполезно… Лучше всего работает холодный анализ своей реакции и попытка найти самую подходящую, которая обезопасит от нервных срывов из-за ребенка.

Правило номер пять: этот период не вечен!

И чем более насыщен он сейчас, тем более эффективным будет прогресс и развитие ребенка. Ожидание и терпение – самые лучшие помощники в управлении гневом.

Самым сложным для меня в этот период стало открытие того, что эти истерики неизбежны, чтобы я ни делала. Самое первое правило, которое выдала нам наш терапевт, и о котором я уже написала – это игнорирование визга, крика и истерик. Не бежать чинить паровозик или сломанное что-то, а ждать. Ждать, когда ребенок сам подойдет к тебе. Таким образом, мы управляем, и, главное – направляем истерику в нужное русло – обучения и развития. Однако, если ребенок подошел со своим игрушечным паровозиком к вам или подошел позвать вас починить этот ужасный паровозик, не забывайте поощрять его визуальный контакт с вами улыбкой, интонацией, вопросом – починить? И ответом – сейчас починим! И, конечно, действием…

На самом деле, многие родители, жалующиеся на «эти ужасные два года», и понятия не имеют, что такое на самом деле УЖАСНЫЕ два или три года, четыре и семь лет! Ни малейшего…

Только терпение, внимание и безоговорочная любовь – вот все, что вам нужно для того чтобы пережить этот первый сложный период взросления вашего ребенка.

Фотография

Люди дождя. Такие дети могут показаться чересчур капризными, инфантильными. Часто в них тычут пальцем, говорят, что они « с приветом», называют « больными», « ненормальными». Они могут иметь выдающиеся способности, как герой известного американского фильма « Человек дождя», но навсегда остаются детьми.

Ребятишки с ранним аутизмом требуют к себе постоянного пристального внимания. А ведь родителям бывает сложно принять недостатки даже вполне здорового ребенка, что ж говорить об этих случаях. Помощь специалиста в такой ситуации очень важна, однако специализированных учреждений, занимающихся проблемами аутизма немного.

Одно из них – психологический центр диагностики и консультирования в Михайловске. Поговорить о проблемах и особенностях аутичных детей я отправилась туда. Пока ждала педагога-психолога Марину Лагошину, мой взгляд привлекла маленькая девочка, которую привела мама, видимо, на занятия. Ребенок активно жестикулировал, не мог усидеть на месте, на что-то все время указывал пальчиком и говорил. Это была невнятная речь, нечленораздельные звуки, но можно было догадаться, чего хочет девочка. Вот она ткнула пальчиком в телевизор, вот на меня показала. Стоит отметить, что я ее заинтересовала ничуть не меньше, чем она меня.

В тот момент я никак не могла предположить, что этот симпатичный и шустрый ребенок страдает аутизмом. Однако психолог центра пояснила:

– Бытует представление о том, что дети с аутизмом пассивные. Не всегда это верно. Они могут быть подвижны, активны, создают много суеты вокруг себя. Очень часто им ставят диагноз « гиперактивность». Но их отличительная черта – это то, что они вне контакта с окружающими. Поиграть с таким ребенком очень сложно.

Аутизм, по словам специалиста, может проявиться у малыша еще до года. Однако ученые до сих пор не пришли к единой точке зрения, считать ли его психологическим нарушением либо же органическим поражением клеток головного мозга.

– Я сталкивалась с такими случаями, когда поставлен диагноз « ранний детский аутизм» и есть подобные мозговые нарушения, и с такими, где их нет, но диагностируется это заболевание либо отдельные его проявления, – комментирует Марина Лагошина.

Однако диагноз – это не приговор. Несмотря на весьма специфические особенности таких детей, работать с ними не только можно, но и нужно.

– Первое, на что обращают внимание родители, – это отсутствие речи. Ребенок не реагирует на обращения, не отзывается, не контактирует с окружающим миром. Создается впечатление, что он глухой. А главное, он избегает проявлять эмоции по отношению к другим. Когда родители обращаются к нам, они, как правило, не знают, что такое аутизм. Но каждому из них хочется, чтобы его малыш был здоров и развивался, как все. Но такой ребенок « не как все», он особенный. У него свой путь. Кто-то сможет научиться и писать, и читать, кто-то уже учится в школе, а кто-то не сможет даже выучить буквы. Все зависит от степени болезни, от поддержки родителей и работы специалистов. Задача семьи, психологов, врачей – помочь ребенку развиться настолько, насколько возможно, помочь сделать этот мир для него безопасным.

Необходимо подчеркнуть, что аутизм не лечится, его можно только корректировать. В зависимости от степени заболевания ребенка можно в той или иной степени социально адаптировать, но процесс этот длительный и трудоемкий.

– В этом году, например, мы работаем с группой для деток с проблемами развития. Там не только малыши с диагнозом « ранний детский аутизм», но и с умственной отсталостью. Они контактируют настолько, насколько могут, рады видеть друг друга, проявляют эмоции. Эта группа коммуникативная. Был день, когда пришел только один ребенок, а остальных детей не привели. Этот ребенок аутичный. Он был очень расстроен, плакал, показывал на пустые стульчики. И когда он пришел на следующее занятие и присутствовали другие дети, то очень радовался, хлопал в ладоши. Такое проявление эмоций – уже достижение…

Как показывает практика, главная проблема при работе с аутичными детьми – отсутствие подготовленных кадров. Специализированных центров либо нет, либо о них мало информации. Детские сады, как правило, от таких детей отказываются.

– Работать с ними интересно. Иногда мы, конечно, очень устаем, иногда опускаются руки, но иногда вырастают крылья. Родители очень благодарны, когда видят изменения. И это наша общая с семьей победа. Например, ребенок, когда просыпался, шел на кухню и в ванную и открывал краны с водой. Это был его « защитный ритуал». А однажды утром просто не сделал этого. Победа! То есть этот ритуал ему уже не нужен. Течет вода из-под крана или нет – это уже не разрушает его внутренний мир, – говорит М. Лагошина.

Сложно сказать, что ждет такого ребенка. Кому-то требуется несколько лет, чтобы научиться доверять другому человеку, кому-то полугода достаточно, чтобы попытаться начать выстраивать отношения. Но без надлежащего ухода, безопасного для него образа жизни и комплексного обучения ребенок-аутист абсолютно социально не устроен…