Древняя ассирийская империя. Ассирийское царство и его история

Воинственная держава взяла свое начало от небольшого города Ашшур, основанного в верховьях реки Тигр. Его название было связано с религиозным культом Ашшура, что в переводе означало «владыка стран», «отец всех прародителей». В честь него было названо государство в северной части древней Месопотамии – Ашшур или империя Ассирия. В течение нескольких веков она присоединялась к нескольким государствам. Основным промыслом ассирийцев было выращивание пшеницы, винограда, охота, разведение домашнего скота.

Ассирийское царство находилось на пересечении торговых морских путей и являлись целью завоевания многих древних цивилизаций. Со временем они стали искуснымимастерами в военном искусстве и покорили не одно государство. К VIII в. до н.э. им удалось завоевать большую часть государств Ближнего Востока, в том числе могущественный Древний Египет.

Завоевания Ассирии

Основными полками армии ассирийцев были пешие войска, атаковавшие ударами стрел из луков, защищенные железными мечами. Всадники на конях были вооружены луками и копьями и могли перемещаться на выкованных боевых запряженных колесницах. Искусство войны так проникло в жизни древней цивилизации Ассирия, что они изобрели машины, которые двигались, уничтожая все на своем пути. Они были оборудованы стропилами, по которым войска могли забираться на стены крепостей врагов либо таранили их. Нелегко пришлось в те времена соседям этого воинственного народа. Их проклинали и желали скоро часа расплаты за все их злодеяния. Раннехристианский пророк Наум предрекал гибель последнего центра Ассирийской империи Ниневии: «Империя и ее столица будут разграблены и уничтожены! Придет расплата за пролитую кровь!»

В результате многочисленных военных походов стала расти не только военная мощь и мастерство народа империи, но и пополняться сокровищница богатств за счет грабежа других государств. Цари устраивали для себя огромные роскошные дворцы. Расширялась инфраструктура городов.

Цари империи Ассирия

Цари древней Ассирии считали себя непревзойденными владыками цивилизаций, властвующими над всем миром не только людей, но и природы. Самым главным развлечением для них были кровавые бои с львами. Так они показывали свое превосходство над миром животных и подчинение его. Картины с изображением ассирийцев подчеркивали воинственный образ жителей империи, с тяжелыми формами и служили демонстрацией их физической силы.

В середине XIX века исследователи предприняли кампанию по организации археологических раскопок на месте, где когда-то процветала сказочная Ниневия. Были также обнаружены руины дворца царя Ассирии Саргона II. Состоятельные жители древней цивилизации предпочитали проводить шумные пиры, сопровождающиеся развлечениями.

Культура Ассирии (Ашшура)

Особое место в истории древнего мира заняли не только военные успехи, но и эпоха просвещения в Ассирии. В ходе раскопок учеными были обнаружены несколько библиотек, самая известная из которых – читальня царя Ашшурбанапала. Которая была обустроена в столице Ниневия. В ней находились сотни тысяч табличек с клинописью из глины. Они были строго упорядочены, имели нумерацию и содержали сведения о истории, религии и решении судебных дел не только в городах Ассирии, но и скопированные тексты соседствующих древних цивилизаций: Римской империи, Шумерии, Древнего Египта.

С приходом VII века до н.э. Ассирийское царство погибло от армии Вавилона. Столица полностью была выжжена, в том числе и библиотеки Ниневеи. Тысячелетиями наследие культуры древних цивилизаций мира были пролежали, занесенные слоем песка и глины, пока археологи не приступили к изучению истории населения Месопотамии.

Империя Ассирия и Урарту

Древний книги Ассирии

К I тысячелетию до н.э. на территории рядом с северной границей древней цивилизации местные племена образовали независимое государство Урарту. Они были искусными мастерами оружейного дела и имели огромные запасы меди. Ассирийской империей было совершено множество набегов на плодородную долину Закавказья Но им удалось сохранить независимость на всем протяжении существования строя.

Одним из главных городов древней цивилизации Урарту была столица современной Армени Ереван. Стены его имели хорошее укрепление. Но и они не смогли устоять против натиска ассирийцев, которые взяли Урарту в VIII в. до н.э.

Раскрыть тайны существования древнего государства Урарту удалось археологу Б.Б. Петровскому, который очистил от песка и перевел цивилизации Урарту.

Видео Ассирия

Содержание статьи

ВАВИЛОН И АССИРИЯ – историческая область в Месопотамии. Древняя Вавилония включала долину Тигра и Евфрата от современного Багдада на северо-западе до Персидского залива на юго-востоке. До возвышения Вавилона около 1900 до н.э. эта область была известна как Шумер (на юго-востоке) и Аккад (на северо-западе). Ассирия лежала к северу от Вавилонии по верхнему Тигру и бассейнам рек Большой Заб и Малый Заб; в наше время ее рубежами были бы границы Ирана на востоке, Турции на севере и Сирии на западе. В целом, современный Ирак к северу от Евфрата включает в себя большую часть древней территории Вавилонии и Ассирии.

Шумеро-аккадский период.

Шумеры, первые цивилизованные жители Вавилонской равнины, завладели районом вокруг Персидского залива около 4000 до н.э. Они осушали болота, сооружали каналы и занимались сельским хозяйством. Развивая торговлю с окружающими районами и создав экономику, которая опиралась не только на сельское хозяйство, но и на производство металлов, тканей и керамики, шумеры к 3000 до н.э. имели высокую культуру, для которой были характерны городская жизнь, тщательно разработанная религия и особая система письменности (клинопись). Их цивилизацию восприняли семиты (аккадцы), жившие на северо-западе равнины. История Шумера и Аккада 2700–1900 до н.э. наполнена постоянными столкновениями между различными шумерскими городами-государствами и войнами между шумерами и аккадцами.

Шумеро-аккадский период закончился ок. 1900 до н.э., когда власть в городах Месопотамии захватывает новый семитский народ – амореи, обосновавшиеся, в частности, в Вавилоне. Постепенно город Вавилон распространил свое влияние на долину Тигра и Евфрата, и к 1750 до н.э. Хаммурапи , шестой аморейский царь, завершил процесс вавилонской экспансии, создав империю, включавшую Шумер, Аккад, Ассирию, а возможно, и Сирию. Вавилон был столицей этого обширного царства, и с тех пор область, которая до этого называлась Шумер и Аккад, стала именоваться Вавилонией.

Вавилония.

Несмотря на то, что цивилизация вавилонян во времена Хаммурапи основывалась на шумерской, официальным языком стал аккадский. Существовали три главных сословия: высшее, состоявшее из феодальной землевладельческой знати, гражданских и военных чинов и священнослужителей; среднее – торговцы, ремесленники, писцы и представители свободных профессий; низшее – мелкие землевладельцы и арендаторы, городские и сельские зависимые работники, а также многочисленные рабы. При Хаммурапи вавилонское правительство было хорошо организованной бюрократией, во главе которой стоял царь с министрами. Правительство занималось ведением войн, отправлением правосудия, руководило сельскохозяйственным производством и собирало налоги. Деловые документы вавилонян, сохранившиеся на глиняных табличках, говорят о поразительной по развитию и сложности экономической жизни. Среди найденных деловых документов – квитанции, расписки, долговые записи, контракты, арендные договора, инвентарные списки, бухгалтерские книги. Большие участки земли находились во владении частных лиц, остальная земля принадлежала царю или храмам. Ее обрабатывали свободные вавилоняне, рабы и кабальные работники. Имелись также и земледельцы-арендаторы, которые могли быть нанимателями или издольщиками.

Одни вавилоняне-ремесленники владели собственными мастерскими, другие работали в дворцах и храмах за питание и заработную плату. Существовала система ученичества, ремесленники объединялись в гильдии по профессиям. Велась торговля с Египтом, Сирией, северными горными районами и Индией. Средствами обмена были золото, серебро и медь; применялась вавилонская система мер и весов, ставшая стандартом на всем Ближнем Востоке.

Вавилоняне первыми стали пользоваться семидневной неделей и 24-часовыми сутками (с двенадцатью двойными часами). Значительных успехов они добились в астрономии (применявшейся для составления календаря), большую роль в их жизни играла астрология. Вавилоняне владели знаниями в арифметике и геометрии, необходимыми для измерения земельных участков, а также в алгебре.

Касситское правление и возвышение Ассирии.

Ранний этап вавилонской истории (Старовавилонский период) завершился ок. 1600 до н.э., когда Вавилония подверглась нашествию захватчиков с севера. Прочно обосновавшиеся в Малой Азии хетты в 1595 разорили и разрушили Вавилон, после чего из Элама нахлынули касситы, уничтожившие аморейскую династию.

После захвата Вавилонии касситами началось возвышение Ассирии как независимого государства. В годы правления Хаммурапи Ассирия была вавилонской провинцией, но касситы были не в состоянии держать Ассирию в подчинении. Так сложилась ситуация, при которой по берегам Верхнего Тигра воинственные, по преимуществу семитские ассирийцы стали закладывать основания империи, которая со временем превзошла размерами всех своих предшественников.

Основные вехи истории Ассирии.

История Ассирии после первого возвышения до масштабов великой державы распадается на три главных периода.

1) Около 1300 – ок. 1100 до н.э. Первой задачей, которую предстояло решить ассирийцам, была защита границ. На западе находилась некогда могущественная Митанни, на севере Урарту, на востоке эламские племена, на юге касситы. На протяжении первой части этого периода шла непрерывная борьба с митаннийцами и Урарту, которую вели великий ассирийский царь Салманасар I (1274–1245 до н.э.) и его преемники. К концу периода, когда на востоке, севере и западе утвердились прочные границы с соседями, ассирийцы смогли, при Тиглатпаласаре I (1115–1077 до н.э.), заняться южными границами, где в Вавилоне незадолго до этого пала касситская династия (1169 до н.э.). В начале 11 в. до н.э. Тиглатпаласар захватил Вавилон, но удержать его ассирийцы не сумели, и нажим кочевников заставил сосредоточить внимание на западных границах.

2) 883–763 до н.э. После двух столетий смуты, последовавших за смертью Тиглатпаласара I, в начале 9 в. до н.э. ассирийцы создали полностью военизированное государство. При трех великих царях-завоевателях – Ашшурнасирпале II, Салманасаре II и Ададнирари III, правление которых охватывает период с 883 по 783 до н.э., ассирийцы вновь раздвинули свои владения до прежних северных и восточных границ, вышли к Средиземному морю на западе и захватили часть земель Вавилонии. Ашшурнасирпал II, хваставшийся, что у него «нет соперников среди князей Четырех стран света», воевал то с одним, то с другим из врагов Ассирии почти каждый год своего долгого правления; преемники следовали его примеру. Сто лет неослабных усилий не могли не привести к естественному результату, и Ассирийское государство рухнуло в одночасье, когда после солнечного затмения 763 до н.э. по всей стране вспыхнули беспорядки.

3) 745–612 до н.э. К 745 до н.э. Тиглатпаласар III восстановил порядок в своем царстве, завершил повторное завоевание Вавилонии и в 728 был коронован в древнем городе Хаммурапи. В годы правления Саргона II , основателя новой ассирийской династии (722 до н.э.), начался подлинно имперский век Ассирии. Именно Саргон II захватил Израильское царство и переселил его жителей, разрушил хеттские крепости, среди них Каркемиш, и раздвинул границы царства до Египта. Синаххериб (Синнахериб) (705–681 до н.э.) утвердил ассирийское владычество в Эламе, а после восстания в Вавилоне (689 до н.э.) сравнял этот город с землей. Асархаддон (681–669 до н.э.) осуществил завоевание Египта (671 до н.э.), однако в годы правления его сына Ашшурбанапала (Ашшурбанибала) (669–629 до н.э.) Ассирийская империя, достигнув максимальных размеров, начала распадаться. Вскоре после 660 до н.э. Египет восстановил свою независимость. Последние годы правления Ашшурбанапала были омрачены нашествиями киммерийцев и скифов на Ближний Восток и подъемом Мидии и Вавилонии, что истощило военные и финансовые резервы Ассирии. В 612 до н.э. ассирийская столица Ниневия была захвачена объединенными силами мидийцев, вавилонян и скифов, и на этом на ассирийской независимости была поставлена точка.

Ассирийская цивилизация.

Ассирийская цивилизация сложилась по образцу и подобию вавилонской, однако ассирийцы внесли в нее ряд важных новшеств. Образование их империи называли первым шагом в деле создания военно-политической организации в древнем мире. Завоеванные территории делились на провинции, которые платили дань в царскую казну. В отдаленных областях провинции сохраняли свою систему управления, а осуществлявшие ее чиновники считались вассалами ассирийского владыки; другие области управлялись местными чиновниками при ассирийском наместнике, имевшем в своем распоряжении гарнизон ассирийских войск; остальные области находились в полном подчинении у ассирийцев. Многие города обладали муниципальной автономией, дарованной им специальными царскими хартиями. Ассирийская армия отличалась лучшей организацией и в тактическом отношении превосходила любую другую армию предшествующих времен. В ней применялись боевые колесницы, имелись тяжеловооруженные и легковооруженные пехотинцы, а также лучники и пращники. Ассирийские инженеры изготавливали эффективные осадные орудия, которым не могли противостоять самые мощные и неприступные укрепления.

Научный прогресс.

В областях медицины и химии ассирийцы продвинулись значительно дальше вавилонян. Больших успехов они достигли в обработке кож и изготовлении красок. В медицине ассирийцы применяли более четырехсот растительных и минеральных снадобий. Сохранившиеся медицинские тексты сообщают о применении амулетов и заговоров при лечении болезней, хотя во многих случаях ассирийцы прибегали к помощи более эффективных средств. Например, врачи прописывали холодные ванны для снятия лихорадочных состояний и признавали, что зубная инфекция может быть причиной ряда заболеваний. Есть свидетельства, что ассирийские медики занимались также лечением психических заболеваний.

Террористические методы.

Ассирийцы были мастерами психологической войны. Они намеренно распространяли истории о собственной безжалостности в бою и жестоких расправах, которые ожидают тех, кто окажет им сопротивление. В результате их враги нередко пускались в бегство, не вступая в бой, а подданные не решались на мятежи. Официальные ассирийские надписи полны рассказов о кровопролитных сражениях и суровых наказаниях. Достаточно привести несколько строчек из Анналов Ашшурнасирпала II, чтобы представить себе, как это выглядело: «Я вырезал всех до одного, и кровью их я выкрасил горы... Головы их воинов я отсек и насыпал из них высокий холм... а юношей и их девственниц я сжег в огне... я истребил неисчислимое количество их жителей, а города предал огню... У некоторых я отрезал кисти рук и пальцы, у других отрезал носы и уши».

Возвышение Вавилонии. Навохудоносор II.

История последнего Вавилонского царства, получившего название Нововавилонского, началась с восстания 625 до н.э., когда халдейский вождь Набопаласар отложился от Ассирии. Позже он вступил в союз с Кияксаром, царем Мидии, и в 612 до н.э. их объединенные армии разрушили Ниневию. Сын Набопаласара, знаменитый Навуходоносор II, правил в Вавилоне с 605 по 562 до н.э. Навуходоносор известен как строитель висячих садов и царь, который увел евреев в вавилонское рабство (587–586 до н.э.).

Персидское нашествие.

Последним вавилонским царем был Набонид (556–539 до н.э.), правивший совместно со своим сыном Белшаруцуром (Валтасаром). Набонид был пожилым человеком, ученым и любителем древностей и, по-видимому, не обладал качествами и энергией, необходимыми для управления царством в момент крайней опасности, когда другие государства, Лидия и Мидия, рушились под натиском персидского царя Кира II Великого. В 539 до н.э., когда Кир наконец повел свои войска на Вавилонию, он не встретил сколько-нибудь серьезного сопротивления. Более того, есть основания подозревать, что вавилоняне, особенно жрецы, были непрочь сменить Набонида на Кира.

После 539 до н.э. Вавилония и Ассирия уже не могли обрести былую независимость, переходя последовательно от персов к Александру Великому, Селевкидам, парфянам и другим более поздним завоевателям Ближнего Востока. Сам город Вавилон еще многие столетия оставался важным административным центром, но древние города Ассирии пришли в запустение и были заброшены. Когда Ксенофонт проходил в конце 5 в. до н.э. в составе отряда греческих наемников по территории Персидской державы, местонахождение ассирийской столицы Ниневии, некогда цветущего шумного города, крупного торгового центра, можно было определить только по высокому холму.

Ассирия – древняя цивилизация, которая зародилась на территории «Плодородного Полумесяца» или проще говоря, Месопотамии. Ассирия просуществовала как независимое государство две тысячи лет.

История Древней Ассирии

Ассирия начинает свое существование с XXIV века до н. э. и существует до конца VII века до н. э.

Историю делят на три периода:

  • староассирийский период (XXIV – XVI в. до н. э.);
  • среднеассирийский (XV – XI в. до н. э.);
  • новоассирийский (X – VII в. до н. э.).

История Древней Ассирии: Староассирийский период

В это время ассирийцы основывают город Ашшур, который становиться их столицей, также называлось и их государство. Страна преимущественно занималась торговлей, так как Ашшур располагался на важных торговых путях.
Про этот период историкам известно очень мало, и самой Ассирии как таковой не существовало, а Ашшур был часть Аккада. В XVIII Вавилон завоевывает Ашшур.

Среднеассирийский период

В этом периоде Ассирия наконец получает независимость и проводит активную внешнюю политику, направление на захват территорий Северной Месопотамии.
В средине XV века Ассирия освобождается от посягательств Митанни. Уже в XIII веке Ассирия как империя полностью сформировалась. В XIV – XIII в. ведут войны с хеттами и Вавилоном. В XII веке начался упадок империи, однако, когда к власти приходит Тиглатпаласар I (1114 – 1076 до н. э.) снова начинается расцвет.
В X веке начинается вторжение кочевников арамеев, которое привело к упадку Ассирии.

Древний книги Ассирии

Новоассирийский период

Начинается только тогда, когда ей удается оправиться от вторжения арамеев. В VIII веке ассирийцы основывают первую в мире империю, которая существует до конца VII века. На этот период приходиться золотой век Ассирии. Новосозданная империя разбивает Урарту, завоевывает Израиль, Лидию, Мидию. Однако после смерти последнего великого царя Ашшурбанапала великая империя не смогла устоять под натиском Вавилона и мидян. Разделенная между Вавилоном и Мидей она прекращает свое существование.


Столица Древней Ассирии

Столицей Ассирии был . Она начинает свое существование еще с V тыс. до н. э., в VIII в. до н. э. – за времен Ашшурбанапала. Это время принято считать расцветом Ниневии. Столица представляла собой крепость площадью более чем 700 га. Интересно, что стены достигали в высоту 20 метров! О численности населения точно говорить невозможно. Во время раскопок был найден дворец Ашшурбанапала, на стенах которого были изображены сцены охоты. Город также украшали статуи крылатых быков и львов.

Возникновение Ассирийского царства

Города, впоследствии составившие ядро ассирийского государства (Ниневия, Ашшур, Арбела и др.), до XV в. до х.э., по-видимому, не представляли собой единого политического или даже этнического целого. Более того, в XV в. не существовало даже и самого понятия "Ассирия". Поэтому встречающееся иногда применительно к державе Шамши-Адада I (1813-1783 гг. до х.э., см. ниже) обозначение "староассирийская" ошибочно: Шамши-Адад I никогда и не считал себя царем Ашшура, хотя позднейшие ассирийские царские списки (I тысячелетие до х.э.) действительно включают его в число ассирийских царей.

Ниневия первоначально, по-видимому, была хурритским городом. Что же касается г. Ашшур, то его название, очевидно, семитское, и население этого города было в основном аккадским. В XVI - XV вв. до х.э. эти города-государства зависели (иногда лишь формально) от царей Митанни и касситской Вавилонии, но уже с конца XV в. правители Ашшура считали себя независимыми. Они, как и вообще верхушка горожан, были весьма богаты. Источником их богатств служила посредническая торговля между югом Месопотамии и странами Загроса, Армянского нагорья, Малой Азии и Сирии. Одним из важнейших предметов посреднической торговли во II тысячелетии до х.э. были ткани и руды, а ее центральными пунктами - Ашшур, Ниневия и Арбела. Здесь же, возможно, происходило очищение серебряно-свинцовых руд. Из Афганистана через те же центры шло и олово.

Ашшур был центром сравнительно небольшого номового государства. В XX-XIX вв. до х.э. он был исходным пунктом одного из путей международной торговли, тесно связанным с другим торговым центром - Канишем в Малой Азии, откуда Ашшур ввозил серебро. После завоевания Верхней Месопотамии Шамши-Ададом I, а восточной части Малой Азии - хеттскими царями торговые колонии в Малой Азии прекратили свое существование, но Ашшур продолжал сохранять большое хозяйственное и политическое значение. Правитель его носил титул ишшиакку (аккадизация шумерского слова энси); его власть практически была наследственной. Ишшиакку был жрецом, администратором и военным вождем. Обычно он же занимал и должность укуллу, т.е., видимо, верховного землеустроителя и председателя общинного совета. Из состава совета выдвигались ежегодно сменяемые лимму - эпонимы года и, возможно, казначеи. Постепенно места в совете все больше замещались людьми, близкими к правителю. Сведений о народном собрании в Ашшуре нет. С усилением власти правителя значение органов общинного самоуправления падало.

Территория ашшурского нома состояла из мелких поселений - сельских общин; во главе каждой стоял совет старейшин и администратор - хазанну. Земля была собственностью общины и подлежала периодически переделам между семейными общинами. Центром такой семейной общины являлась укрепленная усадьба - дунну. Член территориальной и семейной общины мог продать свой надел, который вследствие такой продажи выбывал из состава семейно-общинной земли и становился личной собственностью покупателя. Но сельская община контролировала подобные сделки и могла заменить продаваемый участок другим, из запасного фонда. Сделка также должна была утверждаться царем. Все это показывает, что товарно-денежные отношения в Ашшуре развивались быстрее и зашли дальше, чем, например, в соседней Вавилонии. Отчуждение земли здесь уже стало необратимым. Следует отметить, что покупаются иногда целые хозяйственные комплексы - усадьба с полем, домом, гумном, садом и колодцем, всего от 3 до 30 га. Скупщиками земли были обычно ростовщики, занимавшиеся также и торговлей. Это последнее обстоятельство подтверждается тем фактом, что "деньгами" служит, как правило, не серебро, а свинец, причем в очень больших количествах (сотни килограммов). Рабочую силу для своих новоприобретенных земель богачи добывали посредством долговой кабалы: заём выдавался под залог личности должника или члена его семьи, причем в случае просрочки платежа эти люди считались "купленными за полную цену", т.е. рабами, хотя бы до этого они являлись полноправными общинниками. Существовали и другие средства закабаления, такие, как "оживление в беде", т.е. помощь во время голода, за которую "оживленный" попадал под патриархальную власть "благодетеля", а также "усыновление" вместе с полем и домом и, наконец, "добровольная" отдача себя под покровительство богатого и знатного лица. Поэтому в руках немногих богатых семей концентрировалось все больше земли, а общинные земельные фонды таяли. Но общинные повинности по-прежнему лежали на сильно обедневших домашних общинах. Владельцы новообразованных имений жили в городах, а общинные повинности за них несли зависимые жители селений. Ашшур теперь именуется "город среди общин" или "община среди общин", а привилегированное положение его жителей позже официально закрепляется освобождением от поборов и повинностей (точная дата этого события неизвестна). Жители сельских общин продолжают платить многочисленные поборы и несут повинности, среди которых первое место занимает воинская.

Итак, Ашшур был небольшим, но весьма богатым государством. Богатство создавало ему возможности для усиления, но для этого необходимо было ослабление главных соперников, которые могли бы в зародыше подавить попытки Ашшура к экспансии. Правящие круги Ашшура уже начали исподволь готовиться к ней, укрепляя центральную власть. Между 1419 и 1411 гг. до х.э. была восстановлена разрушенная митаннийцами стена "Нового города" в Ашшуре. Воспрепятствовать этому Митанни не смогло. Хотя митаннийские и касситские цари продолжают считать ашшурских правителей своими данниками, эти последние завязывают прямые дипломатические отношения с Египтом. С начала XIV в. ашшурский правитель называл себя "царем", хотя пока лишь в частных документах, но уже Ашшутубаллит I (1365-1330 гг. до х.э.) впервые именовал себя "царем страны Ассирии" в официальной переписке и на печатях (хотя все еще не в надписях), а египетского фараона называл своим "братом", подобно царям Вавилонии, Митанни или Хеттской державы. Он принял участие в военно-политических событиях, приведших к разгрому Митанни, и в дележе большей части митаннийских владений. Ашшурубаллит I неоднократно вмешивался также и в дела Вавилонии, участвуя в династийных распрях. В дальнейшем в отношениях с Вавилонией периоды мира сменялись более или менее серьезными военными столкновениями, в которых Ассирия далеко не всегда имела успех. Зато ассирийская территория неуклонно расширялась на запад (верхний Тигр) и на восток (горы Загрос). Рост влияния царя сопровождался падением роли городского совета. Царь превращается фактически в самодержца. Адад-нерари I (1307-1275 гг. до х.э.) к своим прежним должностям, положенным ему как ашшурскому правителю, добавляет еще и должность лимму - казначея-эпонима первого года своего правления. Он же впервые присваивает себе титул "царь обитаемого мира" и, таким образом, является подлинным основателем Ассирийской (Среднеассирийской) державы. В его распоряжении имелось сильное войско, основу которого составляли царские люди, получавшие за службу либо специальные земельные наделы, либо только паек. В случае необходимости к этому войску присоединялось ополчение общин. Адад-нерари I успешно воевал с касситской Вавилонией и отодвинул границу Ассирии довольно далеко на юг. О его деяниях была даже сложена поэма, но в действительности успехи на "южном фронте" оказались непрочными. Адад-нерари I совершил также два успешных похода против Митанни. Второй из них завершился низложением митаннийского царя и присоединением всей территории Митанни (вплоть до большой излучины Евфрата и г. Каркемиш) к Ассирии. Однако сыну и преемнику Адад-нерари, Салманасару I (1274-1245 гг. до х.э.), пришлось вновь воевать здесь с митаннийцами и их союзниками - хеттами и арамеями. Ассирийская армия попала в окружение и была отрезана от водных источников, но сумела вырваться и разбить врага. Вся Верхняя Месопотамия была вновь присоединена к Ассирии, а Митанни прекратило существование. Салманасар сообщает в своей надписи, что он взял в плен 14 400 вражеских воинов и всех их ослепил. Здесь мы впервые встречаем описание тех свирепых расправ, которые с ужасающей монотонностью повторяются в последующие века в надписях ассирийских царей (начало им, впрочем, положили хетты). Салманасар воевал также против горных племен "уруатри" (первое упоминание о родственных хурритам урартах). Во всех случаях ассирийцы разрушали города, жестоко расправлялись с населением (убивали или калечили, грабили и налагали "знатную дань"). Угон пленных в Ассирию практиковался еще редко, и, как правило, угоняли лишь квалифицированных ремесленников. Иногда пленных ослепляли. Очевидно, потребность в рабочей силе для сельского хозяйства ассирийская знать удовлетворяла за счет "внутренних ресурсов". Главная же цель ассирийских завоеваний в этот период состояла в овладении международными торговыми путями и собственном обогащении за счет доходов от этой торговли путем взимания пошлин, но главным образом за счет прямого грабежа.

При следующем ассирийском царе, Тукульти-Нинурте I (1244-1208 гг. до х.э.), Ассирия уже была великой державой, охватывавшей всю Верхнюю Месопотамию. Новый царь дерзнул даже вторгнуться на территорию Хеттского царства, откуда увел "8 саросов" (т.е. 28 800) пленных хеттских воинов. Тукульти-Нинурта I воевал также против степных кочевников и горцев севера и востока, в частности с "43 царями (т.е. племенными вождями) Наири" - Армянского нагорья. Походы теперь происходят регулярно, каждый год, но не столько с целью расширения территории, сколько просто ради грабежа. Зато на юге Тукульти-Нинурта осуществил грандиозное деяние - завоевал касситское Вавилонское царство (ок. 1223 г. до х.э.) и владел им более семи лет. Об этом его подвиге была сложена эпическая поэма, а новый титул Тукульти-Нинурты теперь гласил: "могучий царь, царь Ассирии, царь Кар-Дуниаша (т.е. Вавилонии), царь Шумера и Аккада, царь Сиппара и Вавилона, царь Дильмуна и Мелахи (т.е. Бахрейна и Индии), царь Верхнего и Нижнего моря, царь гор и широких степей, царь шубарейцев (т.е. хурритов), кутиев (т.е. восточных горцев) и всех стран Наири, царь, слушающий своих богов и принимающий знатную дань четырех стран света в городе Ашшуре". Титул, как видно, не совсем точно отражает реальное положение вещей, но содержит целую политическую программу. Во-первых, Тукульти-Нинурта отказывается от традиционного титула "ишшиакку Ашшура", но зато именует себя древним титулом "царь Шумера и Аккада" и ссылается на "знатную дань четырех стран света", подобно Нарам-Суэну или Шульги. Он претендует также на территории, не входившие еще в состав его державы, а также особо упоминает главные торговые центры - Сиппар и Вавилон и торговые пути в Бахрейн и Индию. Дабы полностью освободиться от всякого влияния со стороны общинного совета Ашшура, Тукульти-Нинурта I переносит свою резиденцию в специально построенный неподалеку от Ашшура город Кар-Тукульти-Нинурта, т.е. "Торговая пристань Тукульти-Нинурты", явно намереваясь перенести сюда центр торговли. Здесь же был сооружен грандиозный дворец - парадная резиденция царя, где он даже принимал в качестве гостей самих богов, т.е., разумеется, их статуи. Специальные указы во всех тонкостях определяли сложнейший дворцовый церемониал. Личный доступ к царю имели теперь лишь немногие особо высокопоставленные придворные (обычно евнухи). Чрезвычайно суровый регламент определял распорядок в дворцовых покоях, правила совершения специальных магических ритуалов для предотвращения зла и т.п.

Однако время осуществления "имперских" притязаний еще не настало. Традиционная ашшурская знать оказалась достаточно могущественной, чтобы объявить Тукульти-Нинурту I безумным, низложить его, а затем убить. Новая царская резиденция была заброшена.

Вавилония умело воспользовалась внутренними смутами в Ассирии, и все последующие ассирийские цари (кроме одного) были, видимо, просто-напросто вавилонскими ставленниками. Один из них вынужден был вернуть в Вавилон увезенную Тукульти-Нинуртой статую Мардука.

Впрочем, Ассирия сохранила под своей властью всю Верхнюю Месопотамию, а к моменту вступления на престол Тиглатпаласара I (1115-1077 гг. до х.э.) в Передней Азии сложилась исключительно благоприятная для Ассирии политическая обстановка. Хеттское царство пало, Египет переживал упадок. Вавилония подверглась нашествию южноарамейских кочевников - халдеев. В этой политической обстановке Ассирия фактически оставалась единственной великой державой. Нужно было лишь выстоять среди общего хаоса, а затем вновь приступить к завоеваниям. И то и другое, однако, оказалось куда более трудным, чем можно было предполагать. Племена, появившиеся в Передней Азии в результате этнических передвижений конца II тысячелетия до х.э., - протоармянские племена, абешлайцы (возможно, абхазы), арамеи, халдеи и др. - были многочисленны и воинственны. Они вторгались даже в пределы Ассирии, так что для начала пришлось думать об обороне. Но Тиглатпаласар I был, по-видимому, хорошим полководцем. Он очень быстро сумел перейти к наступательным действиям, двигаясь все дальше на север. Ряд племен ему удалось склонить на свою сторону без боя, и они были "причислены к людям Ассирии". В 1112 г. Тиглатпаласар отправился в поход из Месопотамии вверх по левому берегу Евфрата. Точный маршрут этого похода неизвестен, но, по-видимому, он проходил по древнему торговому пути. В анналах сообщается о победе над десятками "царей", т.е. в действительности вождей. В частности, можно предполагать, что, преследуя "60 царей Наири", ассирийское войско вышло к Черному морю - примерно в районе нынешнего Батуми. Побежденные подвергались ограблению, сверх того, на них налагали дань, а для обеспечения ее регулярной уплаты брали заложников. Походы на север продолжались и в дальнейшем. Об одном из них напоминает надпись на скале к северу от оз. Ван.

Дважды Тиглатпаласар совершал походы на Вавилонию. Во втором походе ассирийцы захватили и разорили ряд важных городов, в том числе Дур-Куригальзу и Вавилон. Но около 1089 г. ассирийцы были вновь отброшены вавилонянами на свою коренную территорию. Однако главное внимание еще с 1111 г. пришлось уделять арамеям, ставшим чрезвычайно серьезной угрозой. Медленно, но неуклонно они просачивались в Северную Месопотамию. Тиглатпаласар не раз предпринимал походы против них даже к западу от Евфрата. Он громил кочевников в оазисе Тадмор (Пальмира), перевалил через горы Ливана и прошел Финикию до самого Сидона. Он даже совершил здесь прогулку на корабле и охотился на дельфинов. Все эти деяния принесли ему громкую славу, но их практические результаты были ничтожны. Ассирийцам не только не удалось закрепиться к западу от Евфрата, но они не смогли и отстоять территории к востоку от него.

Хотя ассирийские гарнизоны все еще сидели в городах и крепостях Верхней Месопотамии, степь была наводнена кочевниками, перерезавшими все коммуникации с коренной Ассирией. Попытки последующих ассирийских царей заключить против вездесущих арамеев союз с царями Вавилонии тоже не принесли пользы. Ассирия оказалась отброшенной на свои коренные земли, а ее экономическая и политическая жизнь пришла в полный упадок. С конца XI по конец Х в. до х.э. до нас не дошло из Ассирии почти никаких документов или надписей. Новый период в истории Ассирии начался лишь после того, как она сумела оправиться от арамейского вторжения.

В области литературы, науки и искусства ассирийцы во II тысячелетии до х.э. не создали почти ничего оригинального, полностью переняв вавилонские и частично хуррито-хеттские достижения. В ассирийском пантеоне в отличие от вавилонского место верховного бога занимал Ашшур ("отец богов" и "Эллиль богов"). Но Мардук и другие боги общемесопотамского пантеона тоже весьма почитались в Ассирии. Особо важное место среди них занимала грозная богиня войны, плотской любви и плодородия Иштар в двух своих ипостасях - Иштар Ниневийской и Иштар Арбельской. В Ассирии Иштар играла еще и специфическую роль покровительницы царя. У хеттов и, вероятно, митаннийцев был позаимствован литературный жанр царских анналов, но наибольшее развитие он получил в I тысячелетии до х.э.

Весьма интересным культурно-историческим и бытовым памятником эпохи являются так называемые "Среднеассирийские законы" (сокращенно САЗ), которые представляют собой, скорее всего, не законы государства, а своего рода "научную" компиляцию - свод различных законодательных актов и норм обычного права Ашшурской общины, составленный для обучения и для практических нужд. Всего сохранилось 14 табличек и фрагментов, которые принято обозначать прописными латинскими буквами от А до О. Сохранность их различна - от почти полной до очень плохой. Некоторые фрагменты были первоначально частями одной таблички. Они датируются XIV-XIII вв. до х.э., хотя сам текст, видимо, несколько старше.

Своеобразие САЗ проявляется в том, что они соединяют в себе как черты весьма архаичные, так и серьезные нововведения.

К последним относится, например, метод систематизации норм. Они группируются в соответствии с предметом регулирования в очень крупные "блоки", каждому из которых посвящена особая табличка, ибо "предмет" понимается в САЗ чрезвычайно широко. Так, Табл. А (пятьдесят девять параграфов) посвящена различным аспектам правового положения свободной женщины - "дочери человека", "жены человека", вдовы и т.п., а также блудницы и рабыни. Сюда же входят различные правонарушения, совершенные женщиной или против нее, брак, имущественные отношения супругов, права на детей и т.п. Иными словами, женщина выступает здесь и как субъект права, и как его объект, и как преступница, и как потерпевшая. "Заодно" сюда же отнесены действия, совершаемые "женщиной или мужчиной" (убийство в чужом доме; чародейство), а также дела о мужеложстве. Такая группировка, разумеется, значительно удобнее, но и ее недостатки очевидны: воровство, например, оказывается в двух разных табличках, ложные обвинения и ложные доносы тоже попадают в разные таблички; такая же участь постигает и нормы, касающиеся наследования. Впрочем, эти недостатки очевидны лишь с нашей, современной точки зрения. Новым, по сравнению с Законами Хаммурапи, является также чрезвычайно широкое применение публичных наказаний - порки и "царской работы", т.е. своего рода каторжных работ (помимо денежной компенсации потерпевшему). Такое явление для столь ранней древности уникально и может объясняться как необычайно высоким развитием правовой мысли, так- и сохранением общинной солидарности, рассматривавшей многие правонарушения, особенно в области земельных отношений или против чести и достоинства свободных граждан, как затрагивающие интересы всей общины. С другой стороны, САЗ, как уже отмечалось, содержат и черты архаические. К ним можно отнести законы, согласно которым убийца выдается "хозяину дома", т.е. главе семьи убитого. "Хозяин дома" может поступить с ним по своему усмотрению: убить или отпустить, взяв с него выкуп (в более развитых правовых системах выкуп за убийство не допускается). Такое смешение архаичных черт с чертами сравнительно высокого развития характерно и для самого среднеассирийского общества, как оно отражено в САЗ.

Ашшур был богатым торговым городом. Значительное развитие товарно-денежных отношений позволило законодателям широко применять денежные компенсации в виде десятков килограммов металла (неясно, свинца или олова). Однако при этом существовала долговая кабала на весьма жестких условиях: по истечении определенного срока заложники считались "купленными за полную цену". С ними можно было обращаться как с рабами, подвергать телесным наказаниям и даже продавать "в другую страну". Земля служит объектом купли-продажи, хотя и под контролем властей. Из деловых документов видно, что община может заменить продаваемый участок земли другим, т.е. частная собственность на землю сочетается с сохранением определенных прав общины.

Патриархальность семейных отношений, очевидная уже из приведенного выше порядка наказания убийц, становится еще яснее при взгляде на те законоположения, которые регулируют семейное право. Существует еще "большая семья", и власть домовладыки чрезвычайно широка. Он может отдавать своих детей и жену в залог, подвергать жену телесным наказаниям и даже наносить ей увечья. "Как ему угодно" он может поступить и со своей "согрешившей" незамужней дочерью. Прелюбодеяние карается смертью для обоих его участников: застав их на месте преступления, оскорбленный муж может убить их обоих. По суду же на прелюбодея накладывалось такое же наказание, какому муж пожелает подвергнуть свою жену. Женщина могла стать юридически самостоятельной лишь в том случае, если она овдовела и не имеет ни сыновей (хотя бы малолетних), ни свекра, ни других родичей мужа - мужчин. В противном случае она остается под их патриархальной властью. САЗ устанавливают весьма несложную процедуру превращения наложницы-рабыни в законную жену и узаконения рожденных ею детей, но во всех остальных случаях отношение к рабам и рабыням чрезвычайно сурово. Рабыням и блудницам под страхом тяжелого наказания запрещалось носить покрывало - обязательную принадлежность костюма свободной женщины. Однако тяжелые наказания накладываются на рабыню по закону, а не по произволу господ.

САЗ упоминают также некие категории зависимых людей, однако точный смысл соответствующих терминов пока не вполне ясен (из деловых документов видно, что практиковалось и "добровольное" поступление свободных людей под покровительство знатных лиц, т.е. превращение свободных в клиентов). В ассирийском судопроизводстве широко применялись ордалия (испытание водой) и клятва. Отказ от ордалии и клятвы был равносилен признанию вины. Наказания, налагаемые по САЗ, как правило, чрезвычайно суровы и исходят, хотя и не столь последовательно, как Законы Хаммурапи , из принципа талиона (воздаяние равным за равное), что выражается в широком применении членовредительных наказаний.

Могущественная Ассирия — одна из первых империй построенных людьми.

Появление Ассирии на карте мира

В староассирийский период государство Ассирия занимало сравнительно небольшую территорию, центром которой был город Ашшур . Население страны занималось земледелием: выращивало ячмень и полбу, разводило виноград, используя естественное орошение (дождевые и снеговые осадки), колодцы и в небольшом объеме — с помощью ирригационных сооружений — воды реки Тигр. В восточных районах страны большое влияние имело скотоводство с использованием горных лугов для летнего выпаса скота. Но главную роль в жизни раннего ассирийского общества играла торговля.

Дело в том, что через Ассирию в то время проходили важнейшие торговые пути: с Средиземноморья и из Малой Азии по Тигру в районы Средней и Южной Месопотамии и далее в . Ашшур стремился создать свои торговые колонии, чтобы закрепиться на этих главных рубежах. Уже на рубеже 3-2 тыс. до н.э. он подчиняет себе бывшую шумеро-аккадскую колонию Гасур (к востоку от Тигра). Особенно активно колонизации подверглась восточная часть Малой Азии, откуда вывозилось важное для Ассирии сырье: металлы (медь, свинец, серебро), скот, шерсть, кожа, дерево — и куда ввозили зерно, ткани, готовую одежду и ремесленные изделия.

Староассирийское общество было рабовладельческим, но сохраняло сильные пережитки родового строя. Существовали царские (или дворцовые) и храмовые хозяйства, земля которого обрабатывали общинники и рабы. Основная часть земли являлась собственностью общины. Земельные участки находились во владении большесемейных общин «битум «, включавших в себя несколько поколений ближайших родственников. Земля подвергалась регулярным переделам, но могла находиться и в частой собственности. В этот период выделилась торговая знать, разбогатевшая в результате международной торговли. Уже было широко распространено рабство. Рабы приобретались путем долгового рабства, покупки у других племен, а также в результате удачных военных походов.

Ассирийское государство в это время называлось Алум Ашшур , что означало просто «город» или «община» Ашшур. Еще сохранились народные собрания и советы старейшин, которые выбирали укуллума — должностное лицо, ведавшее судебными и административными делами города государства. Существовала также наследственная должность правителя — ишшаккума , который обладал религиозными функциями, руководил храмовым строительством и другими общественными работами, а во время войны становился военачальником. Иногда эти две должности совмещались в руках одного человека.

Ассирия становится одной из ведущих держав региона

В начале 20 века до н.э. международная ситуация для Ассирии складывается неудачно: возвышение государства Мари в районе Евфрата стало серьезным препятствием для западной торговли Ашшура, а образование вскоре свело на нет деятельность ассирийских купцов в Малой Азии. Затрудняло торговлю также и продвижение племен амореев в Месопотамии. Видимо, с целью ее восстановления Ашшур в правление Илушумы предпринимает первые походы на запад, к Евфрату, и на юг, по течению Тигра.

Особенно активную внешнюю политику, в которой преобладает западное направление, Ассирия ведет при (1813-1781 гг. до н.э.). Ее войска захватывают северомесопотамские города, подчиняет себе Мари, захватывают сирийский город Катной . К Ашшуру переходит посредническая торговля с западом. С южными соседями — Вавилонией и Эшнунной Ассирия поддерживает мирные отношения, но на востоке ей приходится вести постоянные войны с хурритами. Таким образом в конце 19 — начале 18 века до н.э. Ассирия превратилась в крупное государство и Шамши-Адад I присвоил себе титул «царь множеств «.

Ассирийское государство было реорганизовано. Царь возглавил обширный административный аппарат, стал верховным военачальником и судьей, руководил царским хозяйством. Вся территория ассирийского государства была поделена на округа, или провинции (хальсум ), во главе которых стояли наместники назначаемые царем. Основной единицей ассирийского государства была община — алум . Все население государства платило в казну налоги и выполняло различные трудовые повинности. Армия состояла из профессиональных воинов и всеобщего ополчения.

Ассирия утрачивает самостоятельность

При приемниках Шамши-Адада I Ассирия начала терпеть поражения от Вавилонского государства, где тогда правил Хаммурапи . Он, в союзе с Мари разгромил Ассирию и она, в конце 16 века до н.э. стала добычей молодого государства — . Торговля Ассирии пришла в упадок, поскольку Хеттское царство вытеснило ассирийских купцов из Малой Азии, Египет из Сирии, а Митанни закрыло пути на запад.

Ассирия в среднеассирийский период (2-я пол. II тыс. до н.э.).

Ассирия вновь отвоевывает независимость с помощью Египта

В 15 веке до н.э. ассирийцы пытаются восстановить прежнее положение своего государства. Своим врагам — Вавилонскому, Митаннийскому и Хеттскому царствам — они противопоставили союз с Египтом, который стал играть в середине 2-го тыс. до н.э. ведущую роль на Ближнем Востоке.

Образец ассирийской архитектуры — царский дворец

Ассирийская империя

Ассирия — государство-солдат или… государство-разбойник

Выстояв и в этот раз, Ассирия, и в прошлые периоды не отличавшаяся миролюбием, превратилась в настоящего «террориста», использующего страх как свое самое главное оружие.

Нападающие быстро и безжалостно, ассирийцы добились того, что одного имени их народа было достаточно, чтобы сердца соседей трепетали (а у немногих оставшихся — сжимались кулаки). Пленных чаще всего не брали совсем: если население захваченного города сопротивлялось, его уничтожали полностью в назидание всем непокорным.
Добиваясь от побежденных послушания, их лишали родины, тысячами перегоняя новых подданных царя в другие места, нередко очень далеко. Все делалось для того, чтобы устрашить завоеванные народы, сломить их дух, волю к свободе. Ассирийцы грабили покоренные страны десятилетиями.

Однако грозные ассирийские цари так и не смогли надолго объединить завоеванные страны, создать крепкое государство. Их империя держалась исключительно на страхе. Без конца грабить завоеванные страны оказалось невозможно: некому было засевать собственные поля и заниматься ремеслами. У ассирийцев было слишком много военачальников и слишком мало чиновников, чтобы собирать налоги. Писец мог заменить солдата только там, где население добровольно согласилось бы жить под властью ассирийцев. Таких народов на Древнем Востоке не было — захватчиков (а особенно таких как ассирийцы) ненавидели все.

Сложность возникла у ассирийцев и с торговыми городами, которые на протяжении всей своей истории пользовались особыми правами: они не платили больших налогов, их жители освобождались от армейской службы. Сохранить эти привилегии ассирийцы не хотели, но и отменить тоже не могли, опасаясь постоянных мятежей.

Одним из таких вольных городов был Вавилон . Культуру, религию и письменность ассирийцы в основном переняли от Вавилона. Уважение к этому городу было настолько велико, что на некоторое время он стал как бы второй столицей Ассирии. Правившие в Ниневии цари делали богатые подарки вавилонским храмам, украшали город дворцами и статуями, а Вавилон, тем не менее, оставался центром опасных заговоров и мятежей против ассирийской власти. Дело кончилось тем, что царь Синаххериб в 689 г. до н.э. приказал уничтожить весь город и затопить место, на котором он стоял.

Ужасный поступок царя вызвал недовольство даже в самой Ниневии, и, хотя город был быстро отстроен заново при сыне Синаххериба Ассарходдоне, отношения между Ассирией и Вавилоном испортились окончательно. Ассирия так и не смогла опереться на авторитет важнейшего религиозного и культурного центра Передней Азии.

Уроки войны с Урарту и реформа ассирийской армии

В конце 9 — начале 8 века до н.э. Ассирийское государство снова вступает в период упадка. В постоянные походы вовлекалась большая часть ассирийского населения, в результате чего экономика страны оказалась в упадке. В 763 г. до н.э. в Ашшуре вспыхнул мятеж, вскоре взбунтовались и другие области и города страны: Аррапху, Гузану. Только через пять лет все эти мятежи были подавлены. Внутри самого государства велась ожесточенная борьба. Торговая верхушка хотела мира для ведения торговли. Военная же верхушка хотела продолжения походов для захвата новой добычи.

Упадку Ассирии в это время способствовала изменившаяся к началу 8 века до н.э. международная ситуация. На первое место среди государств Передней Азии выдвинулось Урарту — молодое государство с сильной армией, которое совершало успешные походы в Закавказье, на юго-восток Малой Азии и даже на территорию самой Ассирии.

В 746-745 гг. до н.э. после поражения, понесенного Ассирией от Урарту в Кальху вспыхивает восстание, в результате которого в Ассирии к власти приходит Тиглатпаласар 3. Он проводит важные реформы. Во-первых, он провел разукрупнение бывших наместничеств, таким образом, что бы в руках любого государственного служащего не сосредоточилось слишком много власти. Вся территория была разбита на небольшие области.

Вторая реформа Тиглатпаласара была проведена в сфере военного дела и армии. Ранее Ассирия вела войны силами ополчения, а также воинов-колонистов, которые получали за свою службу земельные участки.

В походе и в мирное время каждый воин снабжал себя сам. Теперь же была создана постоянная армия, которая комплектовалась из рекрутов и находилась на полном царском снабжении. Было закреплено разделение по родам войск. Была увеличена численность легкой пехоты. Стала широко применяться конница. Ударную силу ассирийской армии составляли боевые колесницы.

Армия была хорошо вооружена и обучена. Применялись панцири, щиты, шлемы для защиты воинов. Лошадей иногда закрывали защитным снаряжением из войлока и кожи. При осаде городов применялись тараны, возводились насыпи к крепостным стенам, делались подкопы. Для защиты войска ассирийцы строили укрепленный лагерь, окруженный валом и рвом. Все крупные ассирийские города имели мощные стены, способные выдержать длительную осаду.

Ассирийцы уже имели некое подобие саперных войск, которые возводили мосты, прокладывали проходы в горах. На важных направлениях ассирийцы прокладывали мощенные дороги. Славились своей работой ассирийские оружейники. Войско сопровождали писцы, которые вели запись добычи и пленных. В состав войска входили жрецы, прорицатели, музыканты. Ассирия имела флот, но он не играл значительной роли, так как основные войны Ассирия вела на суше.

Флот для Ассирии обычно строили . Важной частью ассирийской армии была разведка. Ассирия располагала огромной агентурой в покоренных ею странах, что позволяла ей предупреждать выступления. Во время войны навстречу противнику высылалось множество шпионов, которые собирали сведения о численности вражеского войска, его местонахождении. Разведку обычно возглавлял наследный принц. Ассирия почти не использовала наемные войска. Были такие военные должности — генерал (раб-реши), начальник полка царевича, великий глашатай (раб-шаку ). Армия делилась на отряды по 10, 50, 100, 1000 человек. Имелись знамена и штандарты, обычно с изображением верховного бога Ашшура.

Наибольшая численность ассирийской армии достигала 120 000 человек.

Конец Ассирийского владычества

С обновленной армией Тиглатпаласар III (745-727 гг. до н.э.) возобновил захватническую деятельность. В 743-740 гг. до н.э. он разгромил коалицию северосирийских и малоазийских правителей и получил дань от 18 царей. Затем, в 738 и 735 гг. до н.э. он совершил два удачных похода на территорию Урарту.

В 734-732 гг. до н.э. организовалась новая коалиция, направленная против Ассирии, в которую вошли Дамасское и Израильское царство, многие города побережья, арабские княжества и Элам. На востоке к 737 году до н.э. Тиглатпаласару удалось закрепится в ряде районов Мидии. На юге был побежден Вавилон, и сам Тиглатпаласар короновался в нем короной вавилонского царя. Завоеванные территории отдавались под власть администрации, назначаемой ассирийским царем. Именно при Тиглатпаласаре III началось систематическое переселение завоеванных народов, с целью перемешать и ассимилировать их. Из одной лишь Сирии было переселено 73 000 человек.

При приемнике Тиглатпаласара III — Салманасаре V (727-722 гг. до н.э.) была продолжена широкая завоевательная политика. Салманасар V попытался ограничить права богатых жрецов и торговцев, но был в результате свергнут Саргоном II (722-705 гг. до н.э.). При нем Ассирия разгромила восставшее Израильское царство. После трехлетней осады, в 722 г. до н.э. ассирийцы штурмом взяли столицу царства — Самарию, а затем ее полностью разрушили. Жители были переселены на новые места. Израильское царство исчезло. В 714 г. до н.э. было нанесено тяжелое поражение государству Урарту. Тяжелая борьба шла за Вавилон, который пришлось несколько раз захватывать заново. В последние годы царствования Саргон II вел тяжелую борьбу с племенами киммерийцев.

Сын Саргона II — Синаххериб (705-681 гг. до н.э.) также вел ожесточенную борьбу за Вавилон. На западе ассирийцы в 701 году до н.э. осадили столицу Иудейского царства — Иерусалим. Иудейский царь Хизкия принес Синаххерибу дань. Ассирийцы подошли к границе Египта. Однако в это время Синаххериб был убит в результате дворцового переворота и на трон взошел его младший сын — Асархаддон (681-669 гг. до н.э.).

Асархаддон совершает походы на север, подавляет восстания финикийских городов, утверждает свою власть на Кипре, завоевывает северную часть Аравийского полуострова. В 671 году он завоевывает Египет и принимает титул египетского фараона. Умер он во время похода на вновь восставший Вавилон.

В Ассирии к власти пришел Ашшурбанапал (669 — около 635/627 гг. до н.э.). Это был очень умный, образованный человек. Он владел несколькими языками, умел писать, обладал литературным талантом, приобрел математические и астрономические познания. Он создал крупнейшую библиотеку, состоявшую из 20 000 глиняных табличек. При нем строились и реставрировались многочисленные храмы и дворцы.

Однако во внешней политике дела у Ассирии шли не так гладко. Восстает Египет (667-663 гг. до н.э.), Кипр, западносирийские владения (Иудея, Моав, Эдом, Аммон). На Ассирию нападают Урарту и Манна, против Ассирии выступает Элам, восстают мидийские правители. Только к 655 году Ассирии удается подавить все эти выступления и отбить нападения, однако вернуть Египет уже невозможно.

В 652-648 гг. до н.э. опять восстает мятежный Вавилон, к которому присоединяются Элам, арабские племена, финикийские города и другие покоренные народы. К 639 г. до н.э. большая часть выступлений была подавлена, но это были уже последние военные успехи Ассирии.

События развивались стремительно. В 627 г. до н.э. отпала Вавилония. В 625 г. до н.э. — Мидия. Эти два государства заключают между собой союз против Ассирии. В 614 г. до н.э. пал Ашшур, в 612 — Ниневия. Последние ассирийские войска были разгромлены в битвах при Харране (609 г. до н.э.) и Каркемише (605 г. до н.э.). Ассирийская знать была уничтожена, ассирийские города были разрушены, рядовое ассирийское население смешалось с другими народами.

Ассирия исчезла с лица земли. Оказалось, что создать крепкое государство с помощью страха, насилия и грабежей невозможно. Этому учит и история небольшого городка, купцы которого сначала хотели лишь одного — свободно торговать на мирных восточных рынках.