Кумари - непальские богини из плоти и крови, которые не ходят по земле. Девочки из Непала – последние живые божества на планете

Кумари - маленькие девочки, которых непальские индуисты и буддисты считают настоящими богинями. Каждое утро их одевают в красную одежду и украшают бесценными украшениями, в их распоряжении множество игрушек и телевизор, им целует ноги сам король, а простые люди мечтают их увидеть!

Эти девочки - Кумари-деви, телесное воплощение богини Таледжу Бхавани на земле.

Таледжу Бхавани - ипостась грозной Кали-Дурги.


Стать богиней может любая девочка из низшей касты. Она должна быть красива, здорова, без единого шрама, бородавки или родинки. Гороскопы всех претенденток проверяют на совместимость с королем. Отобранных девочек подвергают последнему испытанию: запирают на ночь с отрубленными козлиными головами, и время от времени к ним врываются люди и пугают их. Самая смелая избирается богиней.

Теперь с нее снимаются все бытовые обязанности, но накладываются ритуальные: любые ее действия – это знаки удовольствия или неудовольствия богини. Если девочка плачет, кричит, значит нужно срочно что-то изменить в политике государства. Если же она спокойна и рада, значит все идет отлично! Конечно, в интересах государства любые капризы Кумари исполняются без промедления.


Вот в таком дворце она живет:


Кумари не имеет права ходить ногами по скверной земле, то есть любой земле за пределами дворца. Из дворца ее выносят несколько раз в год, во время больших праздников - на руках или в золотом паланкине.

Любой желающий может войти во внутренний двор дома богини и попросить ее выглянуть. Обычно во дворе всегда много народу.


Очень часто богиня выглядывает, потому что в дворцовых покоях ей скучно.

С родителями девочки видятся очень редко, и обычно это бывают официальные визиты.


Считается, что Кумари обладают огромной духовной силой, поэтому на прием к девочкам приходит много желающих, которые делают подношения: деньги, рисовую пудру, цветы. Взамен просят исцеления и благословения.

Считается, что Кумари обладают всезнанием, поэтому учиться им не нужно. Однако в последнее время к маленьким богиням все-таки приходит учитель, но ему запрещено требовать что-то с девочки, он может лишь увлекать и заинтересовывать предметом.


В знак ее божественного всезнания слуги Кумари наносят на ее лицо огненный глаз.


После любого ранения или наступления первой менструации считается, что дух богини вышел из девочки, и начинаются поиски новой Кумари. Происходит церемония передачи полномочий. Бывшим Кумари назначается большая пожизненная пенсия.


По возвращении в мир девочек ожидает тяжелая адаптация. Им приходится осваивать простейшие бытовые навыки, изучать улицы, пробовать общаться с людьми на равных, в конце концов - просто ходить ногами! Трудностям адаптации посвящена автобиографическая книга Рашмилы Шакья, бывшей богини.


До конца своих дней бывшие кумари любят красные платья и читают тайные мантры, защищающие страну и народ. Они гордятся своим статусом даже после того, как лишаются его.


Всё своё детство богиня из Непала проводит как принцесса. Но рано или поздно сказка заканчивается – Кумари Деви, повзрослев, теряет свои божественные права и возвращается к обычной мирской жизни.

Кумари Деви – живое индуистское божество Непала.

Понятие живых или смертных богов, наделённых божественной силой, распространено во многих культурах. Ещё на заре человеческой истории представители обществ Древней Месопотамии поклонялись живым воплощениям богов. В Риме и Мексике доколониального периода также существовала подобная традиция, однако по сей день она сохранилась лишь в Непале.

Считается, что ребёнок-божество является телесной инкарнацией индуистской воинственной богини Дурги. Будущую богиню, достойную обладать священной силой, тщательно выбирают из касты Шакью народа неваров. Чтобы быть избранной на роль богини день рождения девочки должен удовлетворять астрологическим условиям, а сама кандидатка должна соответствовать 32 физическим параметрам, от подходящей формы бёдер («как у молодой самки оленя») до тембра голоса («мягкий и внятный как у утки»).

Обычно жюри, состоящее из буддийских монахов, выбирает сразу несколько Кумари Деви. Королевскую Кумари выбирают из числа детей, чьи семьи занимают высокое социальное положение, после чего её домом становится специальный дворец в Катманду. Другие Кумари живут в отдалённых от Непала городах вместе со своими семьями и группой священников.

Некоторые девочки занимают почётное место богини на протяжении всего детства. Однако в менее крупных городах Кумари Деви избираются лишь на время проведения особых торжеств.

Кумари выбирают из девочек от двух до четырёх лет. Если Кумари Деви полностью посвящает себя религиозным обязанностям, то её сразу прячут от людских глаз, так как даже её взгляд на человека считается благословением, которое не должно быть потрачено впустую. Всё своё детство Кумари проводит в помещении, а компанию ей составляют лишь местные священники, родные и тщательно подобранные друзья, принадлежащие к её касте.

Кумари принимает священников, высокопоставленных гостей и иногда религиозных паломников, выслушивает их просьбы, предлагает свою поддержку и дарует своё благословение, но при условии, что это будет одобрено духом богини, живущей в ней.

Во время праздничных церемоний и мероприятий, проводимых за пределами дворца, Кумари не имеет права касаться ногами земли. На публике лица из ближайшего окружения всюду носят Кумари на руках, на золотом паланкине или возят в специальной тележке. Это делается по двум причинам: во-первых, так богиня сохраняет свою чистоту (имя «Кумари» буквально переводится как «девственница»), а во-вторых, её ноги становятся священными, и просители, прикасаясь к ним лбом, надеются избавиться от своих трудностей и болезней.

После прикосновения к ногам Кумари у получивших благословение активизируется третий глаз. У каждой из Кумари тоже присутствует третий глаз, который рисуется на лбу девочки как символ особой духовной силы. Семья богини отвечает за её ежедневный макияж и помогает ей выполнять свою ритуальную роль на протяжении всего детства.

Иметь ребёнка, которого выбрали на роль Кумари, считается благословением для всей семьи, однако, по правде говоря, это скорее не привилегия, а довольно нудная обязанность.

Ранее считалось, что Кумари не нужно учиться как остальным детям, потому что изначально она почитается всезнающей. Однако в последние годы правительство Непала решило обеспечить девочек-богинь образованием.

В знак признания за поддержание публичных религиозных традиций государство выплачивает Кумари и их семьям небольшое вознаграждение, большая часть которого в последнее время уходит на оплату учителей и доступа в интернет, благодаря которому они познают мир за пределами Непала.

19-летняя Чанира Бахрачария является одной из последних бывших богинь, которые получили хорошее образование, владеют музыкальными инструментами и несколькими языками.

Фактически деятельность Кумари Деви освобождена от политиканства и сосредоточена на доброте и помощи людям. Жизнь богини радостна и безмятежна, но всему рано или поздно приходит конец.

Как только у Кумари начинается первая менструация, она автоматически теряет свой божественный статус и больше не может служить священным сосудом для духа богини. На двенадцать дней Кумари изолируют от людей, кроме женщин из её свиты, чтобы провести специальную медитацию. В последний день бывшей богине разрешают выйти на улицу, и теперь она может гулять среди людей как обычная девочка-подросток.

По словам бывшей Кумари, превращение из богини в обычную девочку проходит болезненно.

Свержение с почётного места происходит внезапно, а это означает, что всю оставшуюся жизнь девочка не будет получать того высокого уровня уважения и почитания, к которому она привыкла с детства.

Критики называют данную традицию завуалированной формой детского труда и считают её ограничением свободы ребёнка. Однако в 2008 году Верховный суд Непала отменил петицию против обычая, заявив, что Кумари имеют большое религиозное значение.

Известная как Кумари, живущая богиня, или Дия Меджу, девочка в возрасте от трех до 12 лет, выбранная жрецами, почитается как живое воплощение самой грозной и могущественной богини Непала.

Непал — маленькое горное государство в Гималаях. Страна известна прежде всего благодаря тому, что на ее территории располагается Эверест, или Джомолунгма, самая высокая вершина в мире. Далеко от цивилизации здесь живет народ, верования и традиции которого сохранились с древних времен. Сочетание индуизма и буддизма, накладывающееся на более кровожадные и древние языческие верования, господствующие в этом краю, отражается в необычных и странных для нас ритуалах и традициях.


Здесь, среди скал, облаков и света закатного солнца живет настоящая богиня, спустившаяся с небес в тело ребенка. Никто точно не знает, сколько лет этой традиции. По разным оценкам, от 300 до 2600 лет исполняется ритуал почитания живого человека как настоящего божества.

Маленькая девочка с подведенными черным каджалом большими глазами, огромным красным третьим глазом на лбу, со стянутыми в тугой пучок волосами, всегда одетая только в красное выглядывает из своего маленького окошка во внутренний дворик Кумари Че, дворца-храма Кумари. Она всегда серьезна, никогда не улыбается и не плачет на публике, ведь она — настоящая богиня. С детства ее почитали все, кто ее окружает. Ее ноги целовал сам король, а семья жреца, с которой она живет, никогда не говорила ей, что делать. Наоборот, любое ее слово — закон, любой ее приказ обязателен к выполнению, а неповиновение наказуемо вплоть до смерти.

Из особой касты людей, приближенных к королевскому двору, бывших монахов Шакья или Баджрачарья в установленный срок выбирается ребенок — девочка. Ей должно быть от трех до четырех лет, на ее теле не должно быть никаких шрамов, все зубы должны быть на месте. Кумари может стать девочка, не прошедшая еще ни один из ритуальных символических браков (один — их», женитьба на особом фрукте бель, после которого считается, что девочка уже никогда не будет вдовой, так как это фрукт сухой и бессмертный, и другой — бахра, который проводится перед первой менструацией, завершающийся символической свадьбой с солнцем. Эти ритуалы считаются настолько могущественными, что после них девочка не считается девственницей в полном смысле этого слова, поэтому она не может стать Кумари).

Ее ноги целовал сам король, а семья жреца, с которой она живет, никогда не говорила ей, что делать. Наоборот, любое ее слово — закон, любой ее приказ обязателен к выполнению, а неповиновение наказуемо вплоть до смерти

После соотнесения гороскопа потенциальной Кумари с гороскопом короля и физического осмотра из нескольких кандидатов выбирают наиболее подходящую, и она становится Кумари. Совершаются особенные ритуалы, девочку несут к королю, который дает ей монетку, далее совершают посещение в храме богини Таледжу, и завершается процесс помещением ребенка в Кумари Че.

На протяжении всего срока, когда в теле ребенка присутствует богиня, девочка может выходить из своего дворца только 13 раз в году во время особых праздников, когда ее выносят на золотом паланкине. Даже тогда ее нога никогда не ступает на землю, до паланкина ее либо несут, либо она идет по дорожке из белой ткани.

Как только ребенка признают божеством, она покидает свой дом и живет с семьей жреца. Ее семье разрешено навещать ее, конечно, но, как правило, девочка вырастает с осознанием того, что ее настоящая семья — та, с которой она живет во дворце.

День Кумари начинается с того, что она, проснувшись в своей комнате, идет в собственную уборную, которой не имеет права пользоваться никто, кроме нее. После утренних процедур кто-то из семьи жреца одевает ее, наносит макияж на глаза, завязывает волосы и готовит к приему ежедневных посетителей. Кушает Кумари тоже в отдельной комнате на своем маленьком троне в одиночестве — считается, что она слишком священна, чтобы разделить трапезу с остальными людьми.

Кумари тесно связана с культом крови, она всегда одета только в красное — священный цвет, подчеркивавший ее божественность. После того как с тела Кумари прольется первая капля крови, будь это начало менструального цикла или выпадение зуба, божество покидает ее тело и жрецы принимаются за поиски новой Кумари.

Основное занятие Кумари — прием посетителей. К ней толпами идут верующие непальцы, целуя ее священные ноги и принося подношения. Просить прямо у богини что-то запрещено, поэтому они просто приходят и молятся. Считается, что Кумари особенно помогает детям. Два раза в день Кумари выглядывает из своего окошка на несколько секунд, чем радует всех верующих.

Кумари запрещено есть яйца, мясо, носить обувь и прикасаться к тем, на ком есть любое изделие из кожи. 13 раз в год Кумари выносят из ее дворца и проносят по улицам города, занося в самые главные храмы для совершения ритуальной пуджи. Ближайший праздник, на который ее будут выносить, — Дашайн, праздник семьи, во время которого верующие несут ритуальных животных, таких как козы, овцы, куры, в храм, где совершается жертвоприношение и окропление храма и посетителей кровью. Дашайн начнется 7 октября.

Долина, в которой располагается Катманду, раньше делилась на три части — три королевства, которые позднее объединились в одно. Поэтому и Кумари три, однако главная — королевская Кумари — одна.

Из богини в смертные

Когда Кумари исполняется 12 лет, ей начинают искать замену. Старая Кумари передает символ своей власти — девятицветное ожерелье в форме змеи своей преемнице, а сама отправляется на паланкине домой. Еще четыре дня из нее уходят божественные силы, а члены семьи продолжают обращаться к ней как к Кумари или Дия Меджу.

После возвращения к обычной жизни Кумари получает пенсию от правительства. Переход из магического мира, где ты — центр внимания, где все тебя почитают как богиню, в мир, где нужно мыть за собой посуду, необычайно тяжел. И хотя Кумари традиционно не обязана ничего делать, но сталкиваться с реальным миром все же приходится — например, выходить из дома, покупать что-то в магазине.

Ребенок не просто растет в другой семье, он искренне верит в то, что он — бог. Бога ничему не учат, так как считают, что он по определению всеведущ.

Есть поверье, согласно которому всякий женившийся на бывшей Кумари умрет скорой смертью.

И тем не менее, несмотря на все поверья, современные бывшие Кумари идут в школу, выходят замуж и даже заканчивают университет. Но все же, несмотря на весь прогресс, интернет и телевидение, девочка, к которой с рождения относились как к богине, глубоко внутри не перестает верить в то, что когда-то ее тело было пристанищем для могущественной Таледжу, грозной богини Непала.

«Была поздняя ночь, и древний кирпичный дворец в центре Катманду с его многочисленными деревянными резными ставнями, пагодами и внутренними двориками был погружен во мрак. Дворцовая прислуга и королевские жены уже давно отправились по своим комнатам, и только сонные стражники лениво патрулировали периметр королевского жилища. Однако в одной комнате горел приглушенный свет, и если бы вы туда заглянули, то увидели бы две фигуры, склонившиеся над игральной доской и кидающие кости.

Одна из них — молодая девушка необычайной красоты; даже неискушенный обыватель заметит, что она не только слишком прекрасна для того, чтобы быть обычной смертной, но и к тому же из центра ее лба исходит необычайно мощный, всепроникающий взор третьего глаза. Восемь из ее десяти рук скрыты под золотистым одеянием, голова украшена золотой тиарой, в ушах массивные золотые сережки, а вокруг нее — мерцающая аура.

Вторая фигура — король, который, как можно было бы подумать, не только не одет в домашнее одеяние, подобающее столь позднему часу, но все еще в короне при всех королевских регалиях, включая павлинье перо и драгоценности.

Кидая кости в мерцающем полумраке свечи, пара мирно переговаривалась, и, хотя королевская манера говорить показывала полное уважение и почтение к собеседнице, в разговоре слышались дружеские интонации, будто бы собеседники знали друг друга очень давно.

Обсуждались политические вопросы — король спрашивал совета, а девушка ровным голосом, полным уверенности в своих словах и полномочиях, постановляла, как стоит поступать в той или иной ситуации.

Но разговору было не суждено завершиться, так как дверь распахнула королева, окруженная стражниками: "Так вот ты где! И что это за молодая особа рядом с тобой? Я не могу доверять тебе даже в этом!"

Этот приступ ревности разозлил и оскорбил собеседницу короля, она распростерла свои десять рук, в каждой из которых находилось по символу ее могущества. С ее шеи теперь свисало ожерелье из человеческих голов, три пугающих, но не менее прекрасных лица появились по соседству с первым, а аура превратилась в языки пламени: "Достаточно! — властно заявила она королю. — Ты больше не видишь меня и не сможешь править своим королевством, — проговорила Таледжу, яростная ипостась Дурги. — Я приду к тебе только в форме ребенка. Выбери девственницу из касты Шакья, прекрасную и неповрежденную, с 32 знаками совершенства, и поклоняйся ей так же, как ты поклоняешься мне. И тогда ты увидишь меня вновь!»

Страница Марии Вдовкиной во «Вконтакте» —

О Кумари в западном мире ходит много легенд, связанных со всеми этапами жизни богини. Начиная от ее выбора и до жизни после того, когда девочка теряет свой божественный статус. Одна из них – если бывшая Кумари выходит замуж, ее супруг умирает в течение года. Так кто же она, эта загадочная девочка, увидеть которую едут люди со всех уголков планеты?

Непальцы (да и не только они), верят, что божественный дух может вселяться в живого ребенка. В каждом из трех городов, когда-то суверенных государств, долины Катманду - Бхактапуре, Патане и - есть своя Кумари, но в Катманду живет главная, Королевская Кумари. У богини много имен - Дурга, Таледжу или Дайя, все они означают девственность и великое женское начало. Культ Кумари обнаруживает не-разрывную связь буддизма и индуизма. Она - индуистское божество, но выбирают ее из детей буддийского рода Шакья, и поклоняются ей и буддисты, и индуисты.

Когда приходит время выбирать новую Кумари, приглашают всех девочек 3–4 лет из рода Шакья. К нему же принадлежал принц Сиддхартха - тот самый, что жил 2,5 тысячи лет назад, обрел просветление и открыл людям четыре благородные истины - основу буддизма. Королевские жрецы и астрологи определяют будущую богиню по 32 признакам безупречности: здоровье, кожа, зубы, волосы - все должно быть идеальным. Она должна быть спокойной, бесстрашной, не слишком веселой, не слишком грустной — так уже столетия выбирают из многих девочек единственную, достойную поклонения.


После того, как выбор сделан, девочка, которая становится Кумари, покидает свой дом и живет во дворце, где родные могут посещать ее, но не могут остаться на ночь. Ее передают на воспитание семье Махендра с женой и детьми, которые уже несколько поколений воспитывают Кумари. Говорят, дух Кумари вселяется в девочку постепенно, по мере того как над ней проводят обряды посвящения (в том числе принося в жертву домашних животных), особым образом укладывают ей волосы, одевают в ярко-красное платье, покрывают красной пудрой ступни, сажают на трон и надевают на шею ожерелье в виде змей.
Как живет богиня? Кумари просыпается сама, никто не имеет права ее будить. Она спускается в собственную ванную, куда никто не должен заходить, потом старшие сестры расчесывают ее волосы и туго их затягивают, рисуют жирные стрелки под глазами. Потом приходит монах, чтобы сотворить утреннюю пуджу - тот самый ритуал, во время которого он покрывает ступни девочки красной пудрой, делает подношения риса и цветов, читает мантры и совершает мудры - тайные знаки руками.
После завтрака к Кумари приходит учитель, и они занимаются. Весь оставшийся день Кумари посвящает играм и приему посетителей - туристов и паломников. Ей не разрешено выходить из дворца, но у нее есть друзья - в основном дети из временной приемной семьи. К ней приходят ее настоящие братья, сестры и родители. В году есть только тринадцать праздников, когда ее на руках или в паланкине выносят на улицу - богиня не должна ступать по земле.

Никто не может заставить богиню делать то, чего она не хочет, но есть негласное правило. Посетители и туристы часами стоят у дворцы Кумари, чтобы ее увидеть – считается, что это к большой удаче. Посетители оставляют деньги в специальном ящике, поэтому их не стоит разочаровывать. После того как в 2008-м была упразднена монархия и местные коммунисты получили большинство в парламенте, новое правительство урезало содержание Кумари. Маоисты считают Кумари пережитком феодального прошлого, а новому Непалу не нужны символы старого самодержавия. Так что Кумари и ее воспитатели все больше зависят от туристских пожертвований.
Когда двор наполняется туристами, в резном окне третьего этажа появляется, без преувеличения, фантастической красоты ребенок с густо подведенными глазами и абсолютно недетским выражением лица, точно соответствующим описанию: не грустная, не веселая, не испуганная, не надменная. Ей запрещено улыбаться: Кумари не должна растрачивать божественную силу на слова и улыбки, объясняет Махендра. Единственная эмоция, которую можно прочесть на прекрасном спокойном лице, - детское любопытство. Иностранцы могут только стоять внизу, но непальцев Кумари в особых случаях принимает в своих покоях.


Так богиня живет до того времени, пока не становится девушкой – считается, что с появлением первой крови божественный дух покидает ее. Процесс выбора очередной Кумари запускается занова.
Как и когда появилась традиция выбирать девочку-богиню, неизвестно, но историки считают, что, скорее всего, этот культ основал Джайя Пракаш, последний император династии Малла, который пришел к власти в 1736 году и воздвиг дворец Кумари Че на дворцовой площади Дурбар в центре Катманду (тогда Кантипура).

Кумари, или Кумари Деви (неп. «девочка») - живое индуистское божество в Непале. У индуистов она считается воплощением богини Таледжу Бхавани или юная ипостась Дурги. Кумари становится девочка, не достигшая половой зрелости, выбираемая из касты Шакья народа неваров. Хотя Кумари и индуистское божество, она почитается по всей стране и индуистами, и буддистами. В Непале имеется несколько Кумари, но наиболее известна Королевская Кумари, живущая в Катманду. Избрание Королевской Кумари предполагает прохождение особенно строгих ритуалов, после которых она поселяется во дворце Кумари Гхар в центре города. Увидеть ее считается огромной удачей, знаком благоволения богов.

Трудно поверить, но на Земле есть место, где обитает живая богиня. Причем не какая-нибудь провозгласившая себя живым божеством основательница новой религиозной секты, а вполне официальная, признанная государством Богиня. Правда, лет ей немного - совсем девочка. Но от этого Богиня не перестает быть богиней. Не верите? Тогда поезжайте в столицу Непала Катманду. Там на углу площадей Башанта-пур и Дурбар находится трехэтажный дворец-храм Кумари Гхар - обитель живой богини Кумари.

Если ты не буддист, в храм тебя не пустят, но, пожертвовав пару рупий, вы можете попасть во дворик и громко воскликнуть на чистом непальском: «О, моя богиня!» Услышав этот призыв, Кумари явит свое личико из окна галереи, но сфотографировать ее тебе не дадут. Это разрешается лишь раз в году - в сентябре во время праздника Индра Джатра, когда на разукрашенной колеснице Кумари возят по улицам.

Непальская легенда гласит, что давным-давно, когда еще боги жили среди людей, одна богиня приходила к королю побеседовать и поиграть с ним в кости. Король влюбился в богиню и однажды, не выдержав, попытался обнять ее. Оскорбленная богиня покинула людей. Однако, оказавшись натурой отходчивой, в конце концов простила короля, но с тех пор разговаривала с ним только в образе маленькой непорочной девочки, не потерявшей ни единой капли крови.

Вот эта девочка - и есть Кумари. И остается ею до тех пор, пока на ее теле не появится кровь. Причем совершенно неважно, по какой причине - от банальной ли царапины или вследствие естественного физиологического процесса. Как только это случается, Кумари теряет статус Богини и превращается в обычную смертную девушку. А так как свято место пусто не бывает, назначаются выборы новой живой Богини.

Отбор ведется по строгим правилам: во-первых, возраст претендентки должен быть от трех до пяти лет; во-вторых, она непременно должна происходить из неварского клана шакья; в-третьих, специальная комиссия, состоящая из астрологов и священнослужителей, должна убедиться, что у претендентки ни разу в жизни не выступала на теле кровь.

Кроме того, она должна быть абсолютно здоровой, иметь темные глаза, черные волосы и ровные, без признаков кариеса зубы. Любой дефект кожи - будь то маленькое пятнышко или бородавка - и претендентка безоговорочно бракуется.

Но это всего лишь предварительный отбор. Далее будущая Богиня должна пройти весьма непростое испытание, выдержать которое затруднительно даже взрослому мужику, не состоящему на учете в психоневрологическом диспансере. На ночь девочку оставляют одну в темной комнате, уставленной страшными изваяниями животных и драконов, которые при дрожащем пламени свечей кажутся ожившими. «Промариновав» претенденток некоторое время в этой гнетущей атмосфере, открывают двери, и в комнату с истошными воплями врываются люди в кошмарных масках и начинают дикую свистопляску.

Согласитесь, что даже видавший виды может обмочиться от таких сюрпризов, не то, что маленький ребенок. Тем не менее, среди претенденток всегда находится одна, не впавшая в истерику. Для непальцев это до сих пор остается загадкой. Прошедшую испытание объявляют Кумари. Но, несмотря на такое почетное звание живой богини (ведь перед ней преклоняет голову король, сам считающийся в Непале живым божеством), жизнь Кумари отнюдь не веселая. Она поселяется во дворце, который не имеет права покидать за исключением нескольких праздников. В школу Кумари не ходит, а основы грамоты ей помогают постичь частные учителя.

Ежедневно священнослужитель-индуист молится вместе с Кумари, и почти каждый день ей приходится принимать массу паломников. Детство обходит ее стороной. Девочка почти всегда грустна и задумчива. Правда, иногда подружкам позволяют навестить Кумари, но из-за боязни, что Богиня может пораниться, воспитатели внимательно следят за тем, чтобы они играли только в спокойные и тихие игры, в основном в куклы. Родители Кумари никаких привилегий не имеют.
Однако рано или поздно Кумари возвращается домой, и тогда перед ней встает весьма прозаическая задача - выйти замуж. Но сделать это не так просто из-за бытующего в народе поверья, будто женившийся на Кумари вскоре должен умереть. Поэтому для большинства бывших Богинь счастливая семейная жизнь остается лишь несбыточной мечтой. За свое утраченное детство Кумари до недавнего времени не получали ничего. Лишь 1000 рупий (около 15 долларов) на свадьбу. И только пару лет назад, видимо, осознав всю нелепость словосочетания «нищая богиня», правительство Непала исправило Эту несправедливость и, приравняв Кумари к госчиновникам, определило им оклад в 6000 рупий, а для закончивших свое божественное существование - пенсию в 300 рупий. Как видим, социальный прогресс налицо.