Обеты перед Богом: опасность и благословение. Обет данный богу

Инструкция

Определитесь, почему вы собираете принять обет - любой, например, безбрачия. Возможно, на это есть свои причины - религиозные убеждения или вы хотите что-то доказать себе, или собираетесь сосредоточить свою энергию в другом направлении. Возможно, давая, например, обет безбрачия, вы просто желаете избежать венерических заболеваний или появления внеплановых детей. Независимо от истинной причины, обозначьте для себя суть своих убеждений, прежде чем взять на себя добровольное отречение.

Будьте искренни в своей аргументации и не принимайте опрометчивых решений. Вы должны тщательно подойти к своему решению, поскольку это может повлиять на вашу жизнь в значительной степени.

Расскажите окружающим о вашем обете. Несмотря на то, что вы можете попытаться сохранять свое решение в тайне, в некоторых случаях соблюдать данный обет получится более эффективно, если близкие будут поддерживаться вас в вашей клятве. Если у вас есть семья, безусловно, важно поставить ее в известность о своем решении.

Избегайте соблазна. Если вы допускаете ситуации, когда сможете нарушить свой обет, то будете находиться в состоянии постоянной борьбы с собой, чтобы сохранить взятые на себя обязательства.

Пересмотрите свой обет спустя несколько месяцев, затем снова - через год. Если вы все еще чувствуете потребность соблюдать принятый обед, продолжайте такой образ жизни, который вам угоден. Если возникли мысли об отказе от обета, тщательно осмыслите свое решение: насколько целесообразно продолжать следовать своему обету.

Видео по теме

Обет безбрачия (целибат) дается, в основном, из религиозных соображений. Официально он возможен лишь в том случае, если человек принимает монашеский чин. Путь мирянина, который принес обет безбрачия, к целибату не относится. Это персональный выбор каждого человека, узкая тропинка между двумя большими дорогами.

Обет безбрачия – это отказ человека от семейно-брачных и сексуальных отношений в силу религиозных или субъективных побуждений. Истинный обет безбрачия предполагает отсутствие полового партнера и половой жизни на протяжении всей жизни или ее длительного отрезка. Хотя многие употребляют это слово в более мягком смысле, особенно когда речь идет о добровольной форме обета безбрачия.

Формы обета безбрачия

Обет безбрачия может быть добровольным, обязательным или принудительным. Добровольный обет безбрачия имеет место в том случае, если человек отказывается от вступления в брак по сугубо личным мотивам. К числу наиболее распространенных причин добровольного обета безбрачия относятся нежелание нести ответственность за семью, неустойчивое материальное положение или желание сохранить верность человеку.

В некоторых религиях обет безбрачия является обязательным для монахов, в – лишь для монахов и епископов, а в католицизме – для всего духовенства. Целибат католических священников стал обязательным в эпоху папы Григория Великого (590-604 гг.), но утвердился только в XI веке. Обязательный обет безбрачия предписывает соблюдение целомудрия, нарушение которого расценивается как святотатство.

Принудительное безбрачие может выступать в форме наказания супругов за прелюбодеяние. По праву Русской Православной Церкви, при расторжении брака из-за прелюбодеяния виновный супруг обязан принять обет безбрачия. Аналогичная норма была закреплена в римском и восточно-римском праве. В России долгое время существовал запрет на брак после 80 лет и на четвертый брак.

Обет безбрачия в различных религиях и немонашеских братствах

В Древнем Риме обет безбрачия приносили служительницы культа богини Весты. За нарушение обета женщин живьем закапывали в землю. В буддизме обет безбрачия приносят только монахи высших посвящений, гелонги и гецулы, во имя самопознания и духовного роста. В индуизме обет безбрачия может иметь форму пожизненного или временного отказа от сексуальных удовольствий ради получения трансцендентного знания и самопознания. В иудаизме к обету безбрачия относятся отрицательно, прежде всего, из-за прямого библейского предписания плодиться и размножаться.

Здесь безбрачие считается помехой для личного совершенствования и достижения святости. В христианстве обет безбрачия приносят лишь монахи, а лица белого духовенства, которым запрещено вступать в брак до тех пор, пока они состоят в иерейском или дьяконском сане, приносят обет безбрачия только в случае смерти их жен. В средние века обет безбрачия был обязательным условием при вступлении в рыцарский орден, а первоначально и к кандидатам в члены Ганзейского союза. Обет безбрачия также давался запорожскими казаками.

Негативные последствия обета безбрачия

Обет безбрачия имеет тяжелые необратимые последствия для психического и физического здоровья человека. Он провоцирует ощущение неудовлетворенности своей жизнью, является мощным стрессовым фактором, делает людей озлобленными и замкнутыми, приводит к одиночеству и депрессивным состояниям. Опрос 823 католических священников, которым предписан обязательный целибат, показал, что 60 % респондентов страдают от серьезных нарушений в мочеполовой сфере, 30 % регулярно нарушают данный обет и лишь 10 % безупречно придерживаются его. Согласно опросу центрального общественно-правового немецкого телеканала, 87 % католических священников считают целибат явлением, не соответствующим духу времени, и лишь 9 % видят смысл в его существовании.

Отсутствие естественной для мужчин сексуальной разрядки влечет за собой систематические занятия мастурбацией, а порой – привлечения на сексуальной почве. К примеру, шокирующими и неприятными последствиями целибата стали многочисленные факты сексуального насилия над детьми со стороны служителей-католиков, о которых заговорили еще в середине ХХ века. В наши дни эта проблема стала настолько актуальной, что была создана служба собственной безопасности, которая пытается очистить католическую церковь от растлевателей малолетних.

Источники:

  • Безбрачие
  • Долой обет безбрачия?
  • Обет безбрачия: все так непросто

10 ноября (28 октября по старому стилю) отмечается день Святой Великомученицы Параскевы Пятницы. Образ Параскевы в сознании славян слился с образом женщины и имел черты Богородицы.

Святая Параскева (в переводе с греческого языка «пятница») жила в III в. и решила посвятить свою жизнь служению Богу, дав обет безбрачия. Язычники схватили ее и привели к властителю Аэтию. Параскева претерпела великие мучения: ее истязали железными гвоздями, а затем всю в ранах бросили в темницу. Бог помог Параскеве исцелиться, но палачи отрубили ей голову.


В этот день молились о всяком женском счастье. Параскева считалась покровительницей женщин. Также Параскева считалась покровительницей скота, ей молились от коровьей смерти и приносили в церковь плоды.


Имя Параскевы было связано с землей. Считалось, что грешно в этот день тревожить землю. В родники с чистой ключевой водой, которые называли пятницкими, женщины бросали деньги, предметы рукоделия (нитки, шерсть).


С XIV в. у славян появились скульптурные изображения Параскевы. Ее представляли в виде крестьянки в поневе и лаптях либо в восточном одеянии.


Иконы Параскевы Пятницы ставили на распутье, поэтому очень часто часовни при дорогах называли пятницкими.


Параскева почиталась как устроительница браков. В этот день молодожены обязательно проводили обряд угощения тестя и тещи киселем с маслом.


Также Параскева считалась покровительницей торговли. Известны пятницкие базары, которые проводили в среду или пятницу.

Видео по теме

20.01.2014

Очень часто люди разных религий дают обеты. Что же это такое: Это обещание перед Богом не делать чего-то никогда больше или наоборот обещание сделать полезное дело, пожертвование и так далее. Но не все обеты даются на оставшуюся жизнь. Они бывают и временные.

Существует много видов обетов. Например:

  1. обет безбрачия
  2. обет молчания
  3. монашеский обет.

Нарушения обещания, которое Вы дали Богу — это серьезный и страшный грех. Потому необходимо всё тщательно взвесить, убедиться в своих силах и в выполнении обета.

Причины таких кардинальных действий

Решите для себя, для чего Вам принятие обета. Конечно же, любые поступки имеют свой смысл и причины. Причины могут быть разнообразными. Возможно Вы идете на это решение из-за своих религиозных взглядов, просто хотите доказать себе что-то, планируете увести свою энергию и жизнь в другое русло.

Например, если Вы даете обет безбрачия, Вы хотите не попасть в ловушку венерических заболеваний и родить детей, которые Вам не нужны. Причина может быть совершенно любая. Главное, самому в себе разобраться и обозначить смысл действий, прежде чем отречься от чего-либо. Ведь это очень серьезный шаг, сделав который, вернуться назад будет очень трудно.

Как же дается обет или право на новую жизнь

В первую очередь, будьте искренни сами с собой. Ваше решение может в корне изменить Вашу жизнь как в лучшую, так и в худшую сторону. Вы должны это осознавать.

  1. Поделитесь со своими близкими о таком плане. Некоторые решения в нашей жизни, нам хочется хранить в секрете, но если Ваши родственники будут Вас поддерживать, хранить обет будет легче.
  2. Любыми методами избегайте соблазна. Ситуация, которая поможет нарушить обет, всегда придет в Вашу жизнь не вовремя. Вы должны быть сильны духом и понимать свои силы. Не стоит самим искать объект соблазна, иначе придется постоянно воевать со своей прошлой жизнь. Возьмите на себя обязательство избегать всевозможных не нужных ситуаций.
  3. Пересмотрите свою жизнь через пару месяцев, потом еще через какой-то промежуток времени. Если Вы чувствуете себя свободным, счастливым и успешным, значит Ваше решение было обдуманным и правильным. Продолжайте жить в том же духе. Если же всё сложилось иначе, и вас часто посещают мысли об отказе от обета, попробуйте успокоиться и проанализировать всё еще раз. Решите, нужен ли вам такой отказ или стоило давать временный обет, если вы совершили ошибку.


После описания структуры служб стоит задаться одним исключительно важным вопросом — пожалуй, центральным для этой книги. Вопрос был сформулирован одной из читательниц первой версии этой книги до ее выхода...





Основой многих споров является личная жизнь всех священнослужителей. Эта каста людей живет и воспитывается по своим правилам, которые диктуются их верой. Повседневная жизнь нынешнего священника Сначала, каждый...

Самым надежным и быстрым способом получения от господа помощи является обет, данный Богу, который ни в коем случае нарушать нельзя. К сожалению, когда был абсолютно неверующим не знал об этом духовном законе и чуть не поплатился своей жизнью в расцвете сил.

А было это так. В 90-х годах прошлого столетия спиртные напитки в розничной торговле были в основном неизвестного происхождения. От суррогатного пойла можно быстро стать алкоголиком или даже умереть, если во время не опохмелиться. Однажды после недельного запоя, когда надоела очередная пьянка, от отчаяния обратился к Богу с такими словами: "Господи! Помоги мне остановиться, а за это я схожу в церковь и поставлю свечку». На завтра я как обычно утром опохмелился, чтобы поправить здоровье и на этом завязал.

Проходит первая неделя трезвости, вторая, а я забыл про свое обещание и не помышлял заглянуть в храм, присвоив себе чужую заслугу. Работал в то время грузчиком на хлебоприемном предприятии, был физически здоровым и выносливым. Казалось нет силы, которая могла поставить меня на колени. В субботу по традиции пошел в свою баньку попариться и смыть телесную грязь. Поддал парку, залез на полок. Вздохнул поглубже и о ужас! - выдохнуть не могу. Как-будто кто-то из всей силы врезал мне в под дых. Выполз на коленях на улицу в чем мать родила и кажется прошла целая вечность, прежде чем начал поступать в мой организм спасительный воздух.

Назавтра с утра побежал в церковь выполнять свое обещание Богу. Господу для нас ничего не жалко, но надо хорошо подумать прежде чем заключить с Всевышним устное соглашение.

Был у меня еще один обет данный Богу, который в последствии снял епископ. Лишь архипастырь имеет право освободить нас от неправильных обещаний. Когда 80-летняя мама моей супруги тяжело заболела и была при смерти, дал обет Богу в случае выздоровления тещи стать монахом в миру. Ради такого обещания Господь даровал маме еще несколько лет жизни, а автор этих слов целый год отбивал яростные атаки своей жены, которая требовала выполнение супружеских обязанностей. По сути дела по моему легкомыслию обрек свою половинку на физические страдания, хотя давал ей добро «сходить на сторону». После снятия неправильного обета (нужно обоюдное согласие), опять стал обычным мирянином, малоинтересным Богу. Когда тебе седьмой десяток, то каждый день может стать последним. Хотелось бы перед судом Божьим предстать в ангельском образе, т.е. стать монахом, как это делали в старину даже бояре и князья. И вот совсем недавно мою супругу так прихватило, что увезли на «скорой» в реанимацию. Шансов выжить почти не было. Казалось бы, смерть жены откроет мне путь в монастырь. Перспектива вдовца меня не устраивала и я пришел в часовню великомученика Георгия Победоносца, встал перед иконами на колени и с горьким рыданием попросил у Бога исцелить жену в обмен на отказ до конца моей жизни от спиртного и близости с женщинами, в том числе и с супругой. Врачи так и не смогли найти причину страшного недуга моей второй половинки. Слава Богу! Сейчас она в полном здравии, ходит на молитву в часовню и благодарит Господа за ее чудесное исцеление. Лишь когда жена почувствовала себя абсолютно здоровой, признался в своих обетах, данных Богу. Поплакала, поплакала моя женушка о потерянном земном наслаждении и смирилась.

Смысл этого повествования заключается в том, чтобы подсказать новоявленным читателям проверенный и надежный способ получения быстрой помощи в безнадежных жизненных ситуациях и уберечь от серьезных ошибок. Для Господа нет значения ваше исповедание, лишь бы вы после тяжелого испытания исправили свою греховную жизнь и пришли к правильной вере. Прежде чем дать обет Богу, надо хорошо подумать о возможности исполнения своего обещания.

Самое подробное описание: как дать обет молитва - для наших читателей и подписчиков.

Отвечает священник Родион Иванов:

Первый и главный обет мы даем Богу в Таинстве Крещения - стараться и прикладывать труд и усилия воли своей больше не грешить в жизни. Но это не получается на практике. Тогда - далее мы идем на Таинство Исповеди, там каемся в грехах своих, просим Бога простить и дать силы Его благодатные на борьбы с грехом! При этом и сами обещаем трудиться от себя в борьбе с грехом - это опять обет. Также почти внутренне мы настраиваемся - когда готовимся (постом, молитвой) к Таинству Причастия! Других каких-то обетов давать не надо - это будет по гордости и своими силами слабыми, без помощи Божией - все равно не выполним. Исключение тут (очень редко и это не запланируешь) - какие-то смертельные случаи в жизни, когда человек в минуту страшной опасности просит от всего сердца помочь Господа Иисуса Христа и обещает что-то потом важное изменить в своей жизни!

Обет и как его давать

Здравствуйте Батюшка. Хотела спросить Вас про то как дают обет: обет считается данным, если он произнесен вслух? Если мысленно про чтото такое подумал, это тоже считается обетом?

Здравствуйте! О бет – это не только желание или намерение, но и с твердой решимостью высказанное обещание исполнить какое-либо доброе дело во славу Божию и для благоугождения Ему, не имеет значения в слух ли он произнесен или же сердцем прочувствован. При этом, так как каждый христианин, по долгу послушания своего закону Божию, добрые дела обязан исполнять и без особого обета, то исполнение обещаний Богу должно быть особенное, усиленное и выходящее из ряда наших нравственных обязанностей. Нельзя назвать обетом, если мы обещаем молиться, поститься, быть целомудренными, нестяжательными и так далее. Это наш общий долг, а не обет. Если же мы даем Богу обещание, например, в какие-то сроки прочитать всю Псалтирь или совершить богомольное путешествие по святым местам, то это будет особый обет Богу. Или же, если мы решаемся в некоторые дни недели не есть мяса, не вступать в брак, жертвовать часть своего достояния на храмы и богоугодные заведения, то во всех этих действиях выражается наше самопожертвование, необязательное для тех, кто не дает Богу подобных обещаний. Но, давая обет Богу за себя ли, за другого ли человека, за грехи или из благодарности, человек должен быть очень осторожен, чтобы не переоценить свои силы и не обещать то, что сверх его сил и неразумно. Из Библии мы знаем о неразумном обете Иеффая: дал он Богу обет, что в случае победы над аммонитянами принесет Ему в жертву первое, что увидит, вернувшись с войны. И победил Иеффай, и, когда возвращался он домой, дочь его первая вышла навстречу ему. Увы, дочь моя, зарыдал отец, как раненый лев, дал я обет Господу и не могу нарушить его. Храни Вас Господь!

Цитата из библии

18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.

(Первое Соборное послание св. Ап. Иоанна Богослова)

Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви

Обет, данный Богу

Обет, данный Богу, – это обещание, данное Богу, что-то сделать для Него в ответ на Его милость, благосклонность и благословения.

I. БИБЛЕЙСКИЕ ПРИМЕРЫ ОБЕТОВ, ДАННЫХ БОГУ

  • Обет Иеффая : Судей 11:30-31 «И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение ».
  • Обет Анны : 1 Царств 1:9-11 «И встала Анна после того, как они ели и пили в Силоме. Илий же священник сидел тогда на седалище у входа в храм Господень. И была она в скорби души, и молилась Господу, и горько плакала, и дала обет , говоря: Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснется головы его ».
  • Обет Давида : Псалтирь 131:1-5 «Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его: как он клялся Господу, давал обет Сильному Иакова : "не войду в шатер дома моего, не взойду на ложе мое; не дам сна очам моим и веждам моим – дремания, доколе не найду места Господу, жилища – Сильному Иакова" ».
  • Обет Авессалома : 2 Царств 15:7-8 «По прошествии сорока лет царствования Давида, Авессалом сказал царю: пойду я и исполню обет мой, который я дал Господу, в Хевроне; ибо я, раб твой, живя в Гессуре в Сирии, дал обет : если Господь возвратит меня в Иерусалим, то я принесу жертву Господу. И сказал ему царь: иди с миром. И встал он и пошел в Хеврон ».
  • Обет язычников : Иона 1:16 «И устрашились эти люди Господа великим страхом, и принесли Господу жертву, и дали обеты ».
  • Обет апостола Павла : Деяния 18:18 «Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, – и с ним Акила и Прискилла, – остригши голову в Кенхреях, по обету ».

Включает в себя обещания что-то сделать или пожертвовать Богу в благодарность за Его ответ или благословения от Него: обеты Иакова, Иеффая, Анны и Авессалома.

2. Обет воздержания («"esar» – зарок, отказ или воздержание от чего-либо) Такой обет включал в себя обещание воздержаться от чего-либо. Яркими библейскими примерами такого обета служат зарок от супружества и обет назорейства:

Зарок от женитьбы или замужества: Числа 30:4 «…Если женщина даст обет Господу и положит на себя зарок в доме отца своего, в юности своей… »

Обет назорейства. Этот обет включал в себя воздержание от алкогольных напитков, воздержание от стрижки волос и от прикосновения к останкам умершего. Закон о назорействе подробно описан в Числах 6:1-21 .

* Самсон был назореем от утробы матери своей: Судей 13:3-7 «И явился Ангел Господень жене и сказал ей: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь, и родишь сына; итак берегись, не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого; ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян. Жена пришла и сказала мужу своему: человек Божий приходил ко мне, которого вид, как вид Ангела Божия, весьма почтенный; я не спросила его, откуда он, и он не сказал мне имени своего; он сказал мне: "вот, ты зачнешь и родишь сына; итак не пей вина и сикера и не ешь ничего нечистого, ибо младенец от самого чрева до смерти своей будет назорей Божий " »; Судей 16:17 «И он открыл ей все сердце свое, и сказал ей: бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей ; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди ».

* Самуил был назореем (1 Царств 1:11 ).

* Также и Иоанн Креститель был назореем: Лука 1:13-15 «Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера , и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей ».

Это понятие описывает вещь или живое существо, находящееся под проклятием или заклятием, к которому никто и не может прикасаться, кроме Господа.

Ездра 10:7-8 «И объявили в Иудее и в Иерусалиме всем бывшим в плену, чтоб они собрались в Иерусалим; а кто не придет чрез три дня, на все имение того, по определению начальствующих и старейшин, будет положено заклятие , и сам он будет отлучен от общества переселенцев ».

III. РАСПОРЯЖЕНИЯ ВЕТХОЗАВЕТНОГО ЗАКОНА ОБ ОБЕТАХ

Давать обеты Богу в Ветхозаветные времена не было обязанностью человека по отношению к Господу: Второзаконие 23:22 «… если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха ».

Однако исполнение данных Богу обетов считалось святыней и непреложной обязанностью: Второзаконие 23:21-23 «Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха. Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими ».

Судей 11:35 «Когда он увидел ее, разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! я отверз о тебе уста мои пред Господом и не могу отречься »; Екклесиаста 5:3-4 «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить »;

Псалтирь 21:26 «О Тебе хвала моя в собрании великом; воздам обеты мои пред боящимися Его ». Обратите внимание на то, что выражение «воздать обеты» означает исполнить обет , то есть отдать Богу то, что по обету принадлежит Ему как благодарность на отвеченную молитву.

Обет обладал силой клятвы и посему должен был быть обязательно исполнен. Господь запрещает давать необдуманные клятвы или обеты: Притчи 20:25 «Сеть для человека – поспешно давать обет, и после обета обдумывать».

Исходя из Священного Писания, обет вступал в силу только в том случае, если он был произнесён вслух: Второзаконие 23:23 «Что вышло из уст твоих , соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу Богу твоему добровольное приношение, о котором сказал ты устами своими ».

2. В каком случае обет мог быть аннулирован?

Обет мог быть аннулирован только в двух случаях: Отец мог наложить вето на обет своей дочери, а муж мог наложить вето на обет жены. Если муж не отменил обета жены, но позже способствовал тому, чтобы она нарушила свой обет, то грех за нарушение обета ложился на него, а не на неё (Числа 30:4-16 ).

Человек мог сделать частью своего обета людей (включая самого себя), животных, землю и другое имущество. Ничто святое (что по Закону считалось святым или священным) не имело право объявляться частью обета: ничто первородное, десятина и так далее: Левит 27:26,30 «Только первенцев из скота, которые по первенству принадлежат Господу, не должен никто посвящать: вол ли то, или мелкий скот, – Господни они. И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня ».

Господь объявил, к какому жертвоприношению, вознесённому по обету, Он будет благоволить, а к какой – нет: Левит 22:21-25 «И если кто приносит мирную жертву Господу, исполняя обет, или по усердию, из крупного скота или из мелкого, то жертва должна быть без порока, чтоб быть угодною Богу: никакого порока не должно быть на ней; животного слепого, или поврежденного, или уродливого, или больного, или коростового, или паршивого, таких не приносите Господу и в жертву не давайте их на жертвенник Господень; тельца и агнца с членами, несоразмерно длинными или короткими, в жертву усердия принести можешь; а если по обету, то это не угодно будет Богу; животного, у которого ятра раздавлены, разбиты, оторваны или вырезаны, не приносите Господу и в земле вашей не делайте сего; и из рук иноземцев не приносите всех таковых животных в дар Богу вашему, потому что на них повреждение, порок на них: не приобретут они вам благоволения ».

Ничто нечистое, осквернённое или являющееся мерзостью в глазах Бога (например, плата блудницы или цена пса) не могло объявляться частью или объектом обета: Второзаконие 23:17-18 «Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых. Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету , ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим ».

Малахия 1:14 провозглашает проклятым человека, который дал обет Богу, но чьё жертвоприношение не соответствует полной цене обещанного Богу: «Проклят лживый, у которого в стаде есть неиспорченный самец, и он дал обет, а приносит в жертву Господу повреждённое : ибо Я Царь великий, и имя Моё страшно у народов ».

В Ветхом Завете описан закон о выкупе того, что было посвящено Господу по обету: Левит 27:1-25 . Многое из посвящаемого могло быть выкуплено за определённую плату, установленную священником (за исключением чистого животного).

– В случае, когда речь шла о земле или домах, сумма выкупа составляла полную цену жертвы плюс 1/5 от цены жертвы. Цена недвижимости также определялась исходя из того, сколько лет оставалось до Юбилейного года (Левит 27:15-18 ).

– Животное, которое не отвечало стандартам жертвоприношения, могло быть выкуплено за свою цену плюс 1/5 цены: Левит 27:11-13 «Если же то будет какая-нибудь скотина нечистая, которую не приносят в жертву Господу, то должно представить скотину священнику, и священник оценит ее, хороша ли она, или худа, и как оценит священник, так и должно быть; если же кто хочет выкупить ее, то пусть прибавит пятую долю к оценке твоей ».

Животное, которое отвечало стандартам жертвоприношения, не могло быть выкуплено ни коим образом. Попытка выкупить такое животное заканчивалась тем, что оба животных посвящались Богу: Левит 27:9-10 «Если же то будет скот, который приносят в жертву Господу, то все, что дано Господу, должно быть свято: не должно выменивать его и заменять хорошее худым, или худое хорошим; если же станет кто заменять скотину скотиною, то и она и замен её будет святынею ».

По закону, после исполнения обета воздержания, человек должен был обрить свою голову. Об этом сказано в Числах 6:19-20 . В Новом Завете примеры бритья головы после исполнения обета даны в Деяния 18:18 «Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию, – и с ним Акила и Прискилла, – остригши голову в Кенхреях, по обету » и в Деяниях 21:23-24 «Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет . Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на жертву за них, чтобы остригли себе голову , и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон ».

IV. ОБЕТЫ БОГУ И СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ

Вопрос: Почему же Господь призывает нас в Своём Слове давать Ему обеты?

  • Потому что Господь хочет, чтобы мы испытали свою веру и силу молитвы и через это возросли духовно: Иов 22:27 «Помолишься Ему, и Он услышит тебя, и ты исполнишь обеты твои »;
  • Чтобы мы испытали верность Господа и прославили Его за отвеченные молитвы и оказанные нам благодеяния: Псалтирь 49:14-15 «Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои , и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня »;
  • Чтобы мы засвидетельствовали окружающим о Боге, отвечающем на наши молитвы: Псалтирь 65:13-16 «Войду в дом Твой со всесожжениями, воздам Тебе обеты мои , которые произнесли уста мои и изрек язык мой в скорби моей. Всесожжения тучные вознесу Тебе с воскурением тука овнов, принесу в жертву волов и козлов. Придите, послушайте, все боящиеся Бога, и я возвещу вам, что сотворил Он для души моей »;

Обет может быть неотъемлемой частью нашего ежедневного поклонения Богу, как это было у царя Давида: Псалтирь 60:9 «И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день ».

Обет также может быть ежегодным актом, как это было у Елканы: 1 Царств 1:21 «И пошел муж ее Елкана и все семейство его совершить годичную жертву Господу и обеты свои ».

Море житейское: Ответы на вопросы читателей. Часть 29

Архимандрит Рафаил (Карелин)

ЖИЗНЬ ЦЕРКВИ

Несколько лет тому назад дала обет перед иконой Богородицы, просила от всего моего сердца о милости одной, обещала держать обет! Не могу, не хватает силы воли, дело, о котором просила, вроде продвигается, но вот не до конца, вот чуть-чуть не хватает. Вижу взаимосвязь! Скажите, батюшка, может, это изначально было неправильно или мне Господь еще верит и ждет исполнения обета?

Прежде чем давать обет, нужно посоветоваться об этом со священником, у которого Вы исповедуетесь. В Библий написано, что обеты надо не скоро давать, но, давши, – держать. В случае неисполнимости обета можно обратиться к священнику, чтобы он снял обет и заменил его другим, по своему усмотрению. Но если обет исполним, то нарушен или отказ могут повлечь за собой непредвиденные скорби.

Вы посоветовали обратиться к священнику. Еще Вы посоветовали изменить обет на другой, посильный мне. Батюшка, простите за назойливость, но растолкуйте еще раз – обязательно ли брать другой обет? Нельзя ли обойтись без этого? Просто я теперь понимаю, насколько это ответственный шаг. Если это обязательно, то посоветуйте, подойдет ли такой обет – в вечернем правиле ежедневно читать молитву об усопшем отце, так как неисполненный обет был связан с ним?

Прочитать молитву о снятии обета надо попросить священника Вашего храма, у которого Вы исповедуетесь. Вопрос о том, какой новый обет может заменить неисполненный обет, должен решить сам священнослужитель, учитывая обстоятельства Вашей жизни. В принципе, священник может не наложить другого обета, но я боюсь, что в этом случае вместо замены обета будет послана Вам неожиданная скорбь. Об отце надо молиться без всякого обета и епитимий.

Молившись о разрешении своих проблем, я давал обеты, более всего святому Николаю Чудотворцу, и получал помощь свыше, но большинство обетов остались неисполненными, а сейчас желаю исполнить, но не могу все их вспомнить. Посоветуйте, как мне быть.

Постарайтесь исполнить обеты, которые Вы помните и которые по Вашим силам; а что касается остальных, то попросите священника, у которого Вы исповедуетесь, чтобы он заменил их по своему усмотрению другими обетами, которые найдет целесообразными и полезными для Вас.

Можно ли не исполнять благословения (не испрашиваемого), принятого от священника с его крестным знамением благословляемому? Или его надо обязательно исполнить, относясь к нему как к обету?

Благословение должно быть исполнено, если священник ваш духовный отец, у которого Вы находитесь в послушании, или же если это благословение является епитимией при Таинстве Исповеди. В других случаях следует учесть благословение, но принять его как совет и благопожелание.

Что означает дать обет Богу, для чего это делается и как дать обет Богу?

Слово: «обет» – значит «обещание». Обеты Богу могут иметь различный характер, например: паломничество к святым местам, милостыня нуждающимся, уход за больным украшение храма, молитвенное правило, которое надо обязательно исправлять, и так далее. Обеты следует давать с благословения или совета духовного отца. Нарушение обетов по собственному нерадению подобно проклятию самого себя. Обет может быть снят священнослужителем по следующим причинам: 1) если он физически неисполним; 2) если он вреден для человека, например обет строгого поста при определенных заболеваниях. И даже в таких случаях обеты должны быть заменены другими, более соответствующими состоянию человека. Обычно обет дается в затруднительных обстоятельствах, когда нужна особая помощь Божия. Обеты могут быть даны также без видимой причины: по любви к Богу и чувству благодарности к Нему. Особое место занимает монашеский обет, который определяет всю дальнейшую жизнь человека.

© 2009 Приход Скорбященского храма г.Мичуринска. Все права защищены.

Бог милостив ко всем людям, даже к дуракам. Мне было уже двадцать лет, когда я начал курить. Выкуривал по две пачки в день. И всего лишь за три года умудрился до такой степени посадить свое здоровье, что начал задыхаться при ходьбе. Чтобы продолжить путь, приходилось останавливаться и делать несколько глубоких вдохов.

Я понимал, что убиваю себя. Но также понимал, что силы воли бросить эту пагубную привычку у меня не хватит. И тогда я решил прибегнуть к военной хитрости. Примерно в тот же период я только-только пришел в Церковь. И прочитал в письмах у преподобного Амвросия, как он корит свою духовную дочь за то, что та дала обет Богу. Писал он ей примерно так: обеты давать не нужно, есть заповеди - их и соблюдай, сверх заповедей Бог ни с кого не требует. Но уж если дерзнула дать обет - смотри, исполняй. Иначе, быть беде.

Прочитал я это, и придумал такой, немножко лукавый способ борьбы с собственным курением. Утром я просыпался, с наслаждением выкуривал свою первую сигарету. Потом становился перед иконой и говорил: «Господи, обещаю, что сегодня я больше курить не буду».

Логика у меня была примерно следующая: совсем бросить курить я не способен. Да и на неделю завязать с этим делом не могу. И на три дня тоже. И даже на два. Но хотя бы один-то день я ведь могу потерпеть без этой отравы? Не совсем же я безвольное существо в конце-то концов! Однако даже для такого небольшого усилия мне был нужен дополнительный стимул, пошатнувшегося здоровья оказалось недостаточно. И я решил каждое утро давать обет Богу в том, что не буду курить до окончания дня, ну то есть - до 24.00.

Сейчас это выглядит смешно, и даже глупо. Но тогда мне было вовсе не до смеха.

Учебный день пролетел незаметно. А вечером начался мой маленький персональный кошмар. Я вдруг тихо возненавидел всех курящих. Чувствовал запах сигаретного дыма чуть ли не с соседнего этажа. Рычал на всех, кто пытался закурить рядом, и дырявил взглядом циферблат наручных часов. Но вот наступила полночь. В радиоприемнике заиграли куранты. Под их перезвон, ломая спички дрожащими пальцами, я прикурил, сделал долгожданную затяжку, и… Вместо ожидаемого наслаждения получил очень странный эффект. Нет, с точки зрения физиологии все происходило как обычно - по телу бежала обычная волна никотинового прихода. Но в этот раз я почему-то не воспринимал ее как удовольствие. Что-то чувствовалось, какие-то ощущения были, да. Но я как бы наблюдал за ними со стороны, не участвуя в процессе. И в голове вертелась лишь одна мысль: «И что? Ради вот этого ты весь вечер метался, теряя человеческий облик?»

На следующий день все повторилось в точности: я выкурил утреннюю сигарету, пообещал Богу, что больше сегодня курить не буду, и до двенадцати часов ночи терпел, наматывая нервы на кулак. Потом, под бой курантов, ломая спички, закуривал. И опять чувствовал, что вожделенный никотиновый кайф идет как бы «мимо» меня. И та же мысль звучала в бестолковой голове: «Что? Ради этих вот мурашек по коже ты так страдал?»

На третий день, промаявшись до полуночи, я схватил спички, достал сигарету,и … И - не стал ее прикуривать. Покрутил в руках, удивленно разглядывая, отложил в сторону. И ни разу не закурил больше за все прошедшие с той поры двадцать три года. Если бы мне кто-то сказал в ту пору, что я вот так - смогу навсегда бросить курить за три дня, я бы даже смеяться не стал над такой дичью.

Глупый способ, конечно, что говорить… Но благодаря ему я убедился тогда, что Бог ко всем людям милостив. Даже к таким бестолковым, как я.