Грамматическая система языка. Качество образцовой речи: правильность, точность, логичность, выразительность Текст для работы

Задание

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл вы­сказывания современного лингвиста И.Г. Милославского: «Грамматика русского языка прежде всего средство выра­жения мысли». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Вариант 1

«Грамматика русского языка, - считал лингвист И.Г. Милославский, - прежде всего средство выражения мысли».

Действительно, словарный запас человека помогает уви­деть его духовный мир, характер, отношение к окружаю­щим, однако не менее важным является и то, какие грам­матические формы человек использует, чтобы выразить свои мысли.

Так, обращение «пацан» не только помогает понять, что Касюков грубый, черствый человек, но и в самом вопроси­тельном предложении 33 звучит явная издевка сильного над слабым.

Этот же вывод подкрепляет использование практикантом в речи глаголов в повелительном наклонении («хватай», «тащи», «двигай») в побудительных предложениях 27, 30.

Как видим, именно грамматические явления в данном тексте помогают глубже понять авторский замысел, отно­шение писателя к героям.

Вариант 2

«Грамматика русского языка, - писал лингвист И.Г. Ми- лославский, - прежде всего средство выражения мысли».

Безусловно, в лексике отражается вся картина мира, ведь любая человеческая мысль находит свое отражение в слове. Однако без грамматических законов построения пред­ложения люди вряд ли смогли бы понять друг друга.

Например, контекстные синонимы «волшебная, великан­ская» (предл. 2) помогают представить лошадь, которая не­сет Альку в его добром мире детской фантазии. Но почему именно их выбирает автор?

Такая грамматическая конструкция, как сложноподчи­ненное предложение, позволяет это понять. В предложении 2 однородные придаточные причины содержат объяснения, почему мальчик видит Зеленую Гриву огромной и сказоч­ной.

Мысль о том, что березу могут срубить, не дает мальчи­ку покоя, поэтому он готов выполнить любое условие Ка­сюкова. Но Алька не знает, у кого поднимется рука унич­тожить такую красоту, поэтому в сложном предложении 52 одна из частей - неопределенно-личное предложение «бе­резу срубят».

В самом деле, грамматика позволяет человеку точно и емко передать свои мысли.

Вариант 3

Безусловно, всему, о чем бы мы ни подумали, соответст­вует понятие, которое отражается в слове. Однако, чтобы выразить связную мысль, отношение человека к тому, о чем он говорит, нужна грамматика с ее законами построения синтаксических конструкций.

Например, для Альки многозначное слово «срубят» (предл. 52) означает лишь одно: березу хотят свалить, унич­тожить. Но она для мальчика стала живой частью его вол­шебной жизни. Поэтому он бросается на. ее защиту, и при­даточное сравнительное в грамматической конструкции сложноподчиненного предложения 22 наглядно показывает, что мальчик будет защищать свою сказочную лошадь любой ценой.

Более того, в бессоюзном сложном предложении 29 от­ношение пояснения между его частями дает возможность убедиться, что Алька готов выполнить все, что скажет чело­век, «от которого зависит жизнь Зеленой Гривы».

Следовательно, именно грамматика помогает выразить законченную мысль.

Текст для работы

(I) Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола березы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он бога­тырь из сказки. (2)И лошадь у него волшебная, великан­ская, потому что высоко под облаками шумит ее зеленая грива и выходит конь на простор и несет Альку по сказоч­ным странам.

(3) Было все хорошо, но вдруг нависла над Зеленой Гри­вой беда.

(4) Подошел как-то высоченный парень в клетчатой руба­хе. (5)На плече он нес длинную тяжелую рейку с белыми и черными отметинами.

(6) Парень спросил:

(7) - Березу объезжаешь, значит?

(8) - Нет, - тихо сказал Алька. (9)- Это я играю.

(Ю)Парень закурил и лениво сообщил:

(II) - Ну, скоро твоей игре конец!

(12) - Почему? - спросил Алька, с беспокойством глядя на незваного гостя.

(13) Тот охотно объяснил:

(14) - Здесь мост через овраг построят. (15)А березу твою - под корешок.

(16) - Дяденька, не надо, она же красивая! - крикнул Алька и прыгнул на землю.

(17) - Ха! (18)Не надо! (19)А мост?

(20)- А если в другом месте сделать мост? - попросил Алька. (21)- Тут везде места много, чтобы его построить.

(22) Он двумя руками держал Зеленую Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор.

(23) Парень затоптал недокуренную папиросу и объяс­нил:

(24)- Новое место искать надо, а я, пацан, устал, и, ко­нечно, некогда мне. (25)Меня помощник ждет на той стороне.

(26) Он поднял рейку и вдруг ухмыльнулся.

(27) - Слушай, малек, давай заключать догрвор: ты хва­тай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое место. (28)По рукам?

(29) Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от которого зависит жизнь Зеленой Гривы!

(30) - Хватай и двигай вперед, - ухмыляясь, велел па­рень.

(31) Алька торопливо схватил тяжеленную рейку. (32)Он еле тащил ее и скоро совсем выбился из сил, а парень под­нимался впереди и иногда оглядывался:

Ползешь, пацан?

Алька молча кивал и полз вверх по косогору. (35)Он боялся сказать, что очень устал. (Зб)Вдруг тогда этот парень разозлится и срубит Зеленую Гриву, несмотря на то что Алька выполнил его условие?

(37) Наверху стоял мужчина в серой кепке и парусиновом пиджаке.

(38) - Ты откуда, малец? - услышал он густой голос. (39)- Руку давай. (40)Ух и увозился! (41)Мать-то тебе задаст. (42)А рейку где взял?

(43) Алька оглянулся и кивнул на парня, который, ух­мыляясь, подходил к ним.

(44) - А ну, Касюков, - негромко сказал мужчина, - отвечай, ты что это с ребенком делаешь?

(45) - А что, Матвей Сергеевич, - все еще улыбаясь, без зазрения совести начал парень, - трудовое воспитание.

(46) На щеках Матвея Сергеевича заходили тугие узлы.

(47) - Вот возьму я эту рейку, - тихо сказал он, - и сломаю о твой хребет. (48)Ах ты дуб-бина! (49)Я тебя с практики к чертовой бабушке отошлю и в техникум напи­шу! (50)Я тебе устрою баню! (51)А зачем ты, малец, этого балбеса слушал?

(52) - Он сказал... березу срубят... если не понесу, - прошептал Алька.

(53) - Березу?

(54) - Ага. (55)Вон ту. (56)Потому что будет мост... (57)Дяденька, правда срубят?

(58) Матвей Сергеевич чуть улыбнулся.

(59) - Твоя, что ли, береза-то? - поинтересовался он.

(60) - Моя... (61)То есть она ничья. (62)Я играю с ней. (бЗ)Правда срубят? - снова со страхом спросил он.

(64)- Нет, - сказал Матвей Сергеевич. (65)- Чего же дерево губить?

(66) Он обнял Альку и прижал к себе.

(67) - Расти, сынок. (68)Из тебя настоящий человек выйдет.

(По В. Крапивину)

Грамматика представляет собой систему. Системой называется такое единство, каждый элемент которого связан с другими и от них зависит. Именно так устроена н грамматика.

Каждая грамматическая форма существует в языке не сама по себе, а обязательно вместе с другими формами, которым она противопоставлена по значению. Например, не может быть формы единственного числа без формы множественного. Как это доказать? Представим себе язык, в котором нет формы множественного числа. В этом языке любое множество предметов должно обозначаться так же, как и один предмет (ведь формы множественного числа нет). А раз так, то нет в этом языке и формы единственного числа, потому что нет различий в обозначении одного и многих предметов. Без противопоставления форм единственного и множественного числа нет грамматического числа вообще.

Итак, чтобы выразить в языке какое-то грамматическое значение, необходимы как минимум две противопоставленные друг другу форимы. Но их может быть и больше; например, в русском языке шесть основных падежных форм (см. Падеж).

Значение грамматической формы зависит от значения других форм, которым она противопоставлена. Например, в русском языке форма множественного числа противопоставлена только форме единственного и обозначает более одного предмета. А в словенском (одном из южнославянских языков), где есть еще и форма двойственного числа, специально для обозначения двух предметов, форма множественного числа обозначает уже более двух предметов, а не более одного.

Противопоставлены друг другу как грамматические формы одного слова (например, формы падежей существительного, формы времени глагола), так и грамматические классы слов: одушевленные существительные противопоставлены неодушевленным, глаголы совершенного вида - глаголам несовершенного вида и т. д.

Каждое грамматическое противопоставление обязательно должно быть выражено.

Противопоставление грамматических форм слова выражается специальными аффиксами (суффиксами, окончаниями и т. п.) либо другими грамматическими средствами (см. Способы грамматические).

Противопоставление грамматических классов слов может выражаться не какими-то отдельными морфемами (или другими показателями), а системой форм. Например, у одушевленных существительных винительный падеж совпадает с родительным, а у неодушевленных - с именительным. Следовательно, значение одушевленности выражается не какими-то конкретными окончаниями, а определенным соотношением падежных окончаний. Грамматическое противопоставление глаголов совершенного и несовершенного вида выражается в системе форм времени: так, в изъявительном наклонении у глаголов несовершенного вида три формы времени (пишу - писал - буду писать), а у глаголов совершенного вида - только две (напишу - написал).

Таким образом, и отношения грамматических классов сводятся в конечном счете к противопоставлению форм. Это относится и к основным грамматическим классам (частям речи), которые противопоставлены друг другу по самым общим, отвлеченным грамматическим значениям (см. Части речи).

Грамматические формы есть не только в морфологии, но и в синтаксисе. И там они также взаимообусловлены и противопоставлены друг другу. Только это уже не формы самих слов, а формы их связи (см. Подчинение и сочинение) и формы предложения (например, личные и безличные предложения).

Грамматика каждого языка представляет собой систему, но эти системы устроены по-разному. Различны грамматические категории разных языков, т. е. те общие значения, по которым противопоставлены друг другу грамматические формы. Так, категория одушевленности - неодушевленности и категория вида, которые есть в русском языке, неизвестны многим языкам, например английскому, немецкому и французскому. А в этих языках есть категория определенности - неопределенности (она выражается двумя типами артиклей), которой нет в русском языке. Неодинаков и состав форм в пределах одной категории Так, в языках, где есть категория падежа, число падежных форм варьируется от 2 (язык маратхи в Индии) до 40 с лишним (некоторые языки Дагестана). Но и при одинаковом числе форм в разных языках их значения могут.соотноситься по-разному. Кроме того, однородные грамматические категории могут распределяться по-разному меЛду частями речи. Так, во французском языке глагол имеет формы числа, а прилагательное - нет. А в русском языке число есть и у глаголов, и у прилагательных.

Грамматические системы различартся не только самими грамматическими значениями, но и тем, как эти значения выражаются. Если учесть все эти различия, то грамматическая система каждого языка окажется глубоко своеобразной.

Но, как бы ни различались между собой грамматические системы, это не мешает выражать на разных языках одни и те же мысли. Если в языке нет форм падежа (например, во французском), отношения между предметами выражаются при помощи предлогов или порядка слов. Если у глагола нет форм времени (например, в африканском языке ваи), время действия может быть указано при помощи других слов. И так во всем: одни языковые средства компенсируют отсутствие других.

grammatikáos - относящийся к буквам от gr2amma - буква), грамматический строй (грамматическая система) - совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов, высказываний, текстов).
  • Центральные части грамматики - морфология (правила построения слов из меньших значащих единиц - морфем и правила образования и понимания грамматических форм слов) и синтаксис (правила построения высказываний из слов), а также промежуточная сфера морфосинтаксиса [правил комбинации и расположения клитик , служебных слов, вспомогательных слов (см. Слово , Аналитизм в языкознании), построения аналитических форм).
    • Обычно в грамматику включают также словообразование и грамматическую семантику, иногда - морфонологию ; лексику и фонетический строй языка (см. Фонетика) чаще выносят за пределы грамматики.
    • Границы между морфологией и синтаксисом являются чёткими лишь для синтетических (в особенности для флективных) языков; в агглютинативных языках эти границы несколько размыты. В аналитических и изолирующих языках, а также в инкорпорирующих языках такие границы почти неощутимы.
  • Важнейшие единицы грамматики (грамматические единицы) - морфема , слово , синтагма , предложение и текст . Все эти единицы характеризуются определённым грамматическим значением и определённой грамматической формой.
  • Внутри грамматики (как и внутри других подсистем языка) выделяются парадигматика и синтагматика.
    • Грамматическая парадигматика охватывает сходства и различия грамматических единиц, их объединения, с одной стороны, в грамматические парадигмы на основе грамматических противопоставлений при лексическом тождестве (напр., стол , стола , столу , столом …) (см. Грамматические категории) и, с другой стороны, - в грамматические классы на основе грамматических сходств при лексических различиях (напр., столом , домом , городом , человеком …) (см. Части речи).
    • Грамматическая синтагматика охватывает общие закономерности сочетаемости грамматических единиц друг с другом в составе более крупных единиц высшего уровня - морфем в составе слова, слов в составе синтагмы, синтагм в составе предложения, предложений в составе текста, то есть правила комбинации грамматических единиц в грамматические структуры и, соответственно, правила грамматического членения этих структур на части (составляющие).
  • Грамматика и лексика тесно взаимосвязаны. В историческом плане эта связь проявляется в лексикализации («застывании») грамматических форм (в переходе форм в слова или свободных сочетаний во фразеологизмы) и в грамматикализации (в переходе слов в грамматические показатели - сначала во вспомогательные и служебные слова, а затем в аффиксы). Эта связь проявляется и во взаимодействии лексических значений с грамматическими, во взаимной функциональной компенсации лексических и грамматических средств: лексика может компенсировать лакуны в грамматике (в частности, при супплетивизме , при замене слов с дефектной парадигмой их синонимами, при употреблениии слов в полуслужебной функции), а грамматика может компенсировать лакуны в лексике (при конверсии , транспозиции , использовании грамматических средств в различительной функции).

Смотреть что такое "Грамматика (система)" в других словарях:

    Грамматика (от греч. γράμμα «запись»), как наука, есть раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке (словоформ, синтагм, предложений, текстов). Эти … Википедия

    Есть раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке (словоформ, синтагм, предложений, текстов). Эти закономерности грамматика формулирует в виде общих… … Википедия

    Грамматика (от греч. grammatikáos относящийся к буквам от gr2amma буква), грамматический строй (грамматическая система) совокупность закономерностей какого либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков (слов,… … Википедия

    - (греч. grammatike, от grammata письмена, происш. от graphein писать). 1) собрание законов и правил употребления устного и письменного языка. 2) учебная книга, содержащая в себе грамматику известного языка. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

    Грамматика непосредственно составляющих, НС грамматика, грамматика контекстная, частный случай грамматики порождающей, когда каждое ее правило имеет вид, где цепочки в алфавите и 0 непуста. Каждый шаг вывода в Г. с. состоит в замене одного… … Математическая энциклопедия

    Грамматика Хомского, один из видов формальной грамматики;представляет собой, по существу, частный случай исчисления Поста (см. Поста каноническая система). Систематич. изучение Г. п. было начато в 50 х гг. 20 в. Н. Хомскнм (N. Chomsky), к рый… … Математическая энциклопедия

    - (непали) Письменность В непальском языке (как и в языках хинди, маратхи и др.) используется деванагари слоговое письмо санскрита, состоящее из 56 знаков. Для его транскрипции латинскими буквами приняты следующие отличительные (диакритические)… … Википедия

    ГРАММАТИКА - (от греч. gramma – письменный знак, черта, линия). 1. Система объективно действующих в языке правил изменения слов, образования словоформ и соединения слов в словосочетания и предложения. 2. Раздел лингвистики, содержащий учение о формах… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    - (греческое grammatike, от gramma буква, написание), 1) строй языка, т.е. система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словопроизводства. Без грамматики (строевой основы языка) не могут быть созданы ни … Современная энциклопедия

    - (греч. grammatike от gramma буква, написание), 1) строй языка, т. е. система языковых форм, способов словопроизводства, синтаксических конструкций, образующих основу для языкового общения.2) Раздел языкознания, изучающий строй языка, его законы.… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Грамматика немецкого языка с упражнениями / Lehr- und Ubungsbuch der deutschen Grammatik , Dreyer, Schmitt. Уверенное владение языком невозможно без знания правил. Это действительно как для родного, так и для иностранного языка. Настоящая книга является переработанным идополненным изданием вышедшей…

Продолжаю знакомить вас, уважаемые учащиеся 9-х классов, с образцами сочинений на лингвистическую тему. В первом выпуске вы познакомились с образцами сочинений по цитатам, раскрывающим понятие "культура речи". Сегодня обратимся к цитатам (подчеркну, возможным, приблизительным ), касающимся связи лексики и грамматики. ВСЕ образцы сочинений позаимствованы мной у учителя МОУ средней школы №21 (с. Архиповское, Будённовский район, Ставропольский край) Н.Г. Харлановой или с сайта "Капканы ЕГЭ и ГИА" . Выражаю огромную благодарность Наталье Георгиевне и Любови Михайловне Бенделеевой за бескорыстный труд, отличную работу, великолепные материалы!



Возможные цитаты , которые могут быть в этом разделе:

1. Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира... (Из трудов Н.Ф. Бунакова)

2. Изучение грамматического строя языка без учёта лексической его стороны... невозможно. (В.В. Виноградов)

3. Лексика языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают. (Г.Степанов)

4. Один словарный состав без грамматики еще не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение. (Л.В. Успенский)

5. … лексика, словарный состав языка сам по себе не составляет языка, а является строительным материалом для языка. (А.А. Реформатский)

6. Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете. (Л.В. Успенский)

7. Все науки в грамматике нужду имеют. Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики. (М.В. Ломоносов)

8. ...для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать грамматику… (Д.Н. Ушаков)

9. Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни. (Н.Г. Чернышевский)

10. Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика. (М.В. Исаковский)

11. В языке есть…слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения. (Л.В. Успенский)

Образец №1




Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Льва Васильевича Успенского: «В языке есть... слова. В языке есть... грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».


ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ СОЧИНЕНИЯ

Л.В. Успенский говорит о взаимосвязи слов и грамматики, утверждая, что «это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Попробуем доказать правильность данного суждения.

Слово называет предметы, явления действительности, обозначает признаки, действия. Грамматика изучает строй языка, его законы. Предложение является минимальной единицей языка, это грамматически организованное соединение слов, обладающее смысловой и интонационной законченностью. Мы видим, что нет слов без грамматики и грамматики без слова, наша мысль оформляется в предложение при помощи слов и по законам грамматики.

Всё это в полной мере относится и к тому, как построен отрывок из романа М. Шолохова. Второе предложение текста выражает законченную сложную мысль: это сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Из него мы узнаём о времени происходящего, видим со знанием дела вырытый окоп, знакомимся с поваром Лисиченко. Среди лексических явлений привлекают внимание эпитеты-прилагательные «усталые, бесстрастные, холодные голубые», они помогают нам увидеть глаза героя, представить его.

Особую роль в тексте играют обращения: в 20-ом предложении Лисиченко иронично называет Лопахина «герой», в 23-ем – просто по фамилии. В 31 предложении Лопахин обращается к повару со сдержанной яростью, именуя его «милый». А в предложении № 44 он называет повара «драгоценный ты мой человек», показывая, что в нём проснулось уважение к человеку, готовому не только варить пищу, но и по мере своих сил воевать. Таким образом, обращение называет того, к кому мы обращаемся с речью, и помогает понять чувства героев, их отношение друг к другу.

Итак, мы убедились в следующем: чтобы строить предложение, используют и лексику, и грамматику. Лексические и грамматические явления помогают понять авторский замысел, точнее определить отношение автора к героям, героев друг к другу.


ВТОРОЙ ВАРИАНТ СОЧИНЕНИЯ

Л.В. Успенский утверждает: «В языке есть... слова. В языке есть... грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Давайте вместе порассуждаем над данным высказыванием.

Любая наша мысль об окружающем мире воплощается в слове, слова строятся в предложения по законам грамматики. Рассмотрим, как это реализуется в отрывке из романа М. А. Шолохова «Они сражались за Родину».

Первое предложение текста сложноподчиненное с последовательным подчинением придаточных, оно выражает законченную сложную мысль, из него мы узнаем и о душевном состоянии Лопахина, и о том, что идёт отступление. А лексика предложения, особенно эпитеты «тяжело и горько» на сердце, «ожесточённые бои», войска, «измученные… обстрелами и бомбёжками», усиливает эмоциональное восприятие от прочитанного.

В синтаксисе отрывка обращает на себя внимание использование диалога (предложения с №5 по №9, с № 10 по 28 и другие). Диалог оживляет повествование, помогает увидеть, как меняется отношение Лопахина к повару по мере того, как он узнаёт, почему повар находится не на полевой кухне, там, где должен быть, а на передовой. Озлобленность сменяется уважением, ироничное, озлобленное, ироничное обращение «милый» меняется на «драгоценный ты мой человек».

Таким образом, мы убедились в правоте слов Л.В. Успенского о том, что слова и грамматика - «способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Грамотное использование лексики и грамматики языка помогает представить то, что хотел донести до читателя автор, понять его творческий замысел.



ТРЕТИЙ ВАРИАНТ СОЧИНЕНИЯ

Л.В. Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак или действие, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.

Так предложение 16 состоит из десяти отдельных слов, называющих или указывающих на субъект ("я", "приезжий") и его действия. Каждое пятое слово в предложении относится к высокой лексике («отважился», «вторгаться»), позволяя представить нам незнакомца как человека интеллигентного, обладающего правильной литературной речью. Если мы все эти слова напишем через запятую и в начальной форме, то получится бессмыслица. Но стоит употребить все глаголы в необходимой форме, а местоимение «вы» поставить в дательный падеж - слова получат единый смысл, превратившись в предложение.

Играют свою роль в превращении набора слов в синтаксическую конструкцию и знаки препинания. Так три тире, имеющиеся в этом предложении, указывают на наличие реплики в диалоге, представляющем собой законченную мысль.

Таким образом, можем сделать вывод, что прав был русский филолог Л.В. Успенский, утверждавший, что язык, чтобы строить предложение, использует лексику и грамматику.


ОБРАЗЕЦ №2


Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л.В. Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».


Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак, действие предмета. И только! Лишь при помощи грамматики можно из набора слов создать связное высказывание. Обратимся к тексту Ю.Бондарева.

Так предложение 25 состоит из восьми отдельных слов, называющих предмет, его действие и признак этого действия. Интересно использует автор в этой синтаксической конструкции антонимы «много и мало», которые придают художественной речи особую остроту и эмоциональность. Придают при условии, если мы указанные слова передадим «в распоряжение грамматики». Например, поставим слово «человек» в дательный, а слово «счастье» - в родительный падежи, создадим словосочетание с подчинительной связью управление: «нужно для счастья» (предложение 25). Для выражения эмоций автор в конце предложения поставил восклицательный знак. И тогда предложение получило «величайшее значение».

Таким образом, могу сделать вывод: прав был русский филолог Л.В. Успенский, утверждавший, что «один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».

ОБРАЗЕЦ №3


Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л.В. Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».

Смысл высказывания Л.В. Успенского понимаю так: грамматика позволяет словам, собранным в предложении, обрести единый смысл, чтобы выразить любую мысль. Приведу примеры на основе предложения 2 текста В.Астафьева.

Оно состоит из тринадцати отдельных слов. Если все эти слова мы напишем через запятую и в начальной форме, то получится бессмыслица. Но стоит употребить их в нужной форме, как они получают единый смысл и становятся предложением, повествующим о белогрудой кунице.

Играют свою роль в превращении набора слов в синтаксическую конструкцию и знаки препинания. Две запятые, стоящие в этом предложении, выделяют вводное слово «пожалуй», при помощи которого говорящий выражает свое отношение к тому, о чем он говорит. В данном предложении вводное слово помогает рассказчику выразить свою неуверенность, предположение о том, что говорит.

Таким образом, прав был русский филолог Л.В. Успенский, утверждающий, что «грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».


Что такое грамматика? Это раздел науки о языке, изучающий словообразование, морфологию и синтаксис. Если не создавать новые слова при помощи различных морфем, не склонять существительные и прилагательные, не спрягать глаголы, не использовать предлоги для связи слов, получится бессмысленный словесный набор. И только при помощи грамматики этот «словесный набор» в нашей речи обретает смысловое значение. Приведу примеры из текста В.П.Астафьева.

Так в предложениях 1 и 2 встречаю грамматическую форму одного и того же слова: «косогор» и «косогора». В слове «косогор» нулевое окончание указывает на то, что перед нами существительное, употребленное в именительном или винительном падеже, а в слове «косогора» принадлежность к родительному падежу выражается при помощи окончания -а. Именно окончание в этих словах является языковым средством, служащим для выражения грамматического значения и способствующим связи слов в словосочетании и предложении.

Играют свою роль в превращении набора слов в синтаксическую конструкцию, выражающую любую мысль, и знаки препинания. В предложении 4 автор использует несколько запятых. Так первая из них указывает на наличие однородных сказуемых: "грела", "облизывала". Они помогают автору ярче выразить мысль о том, какой заботливой матерью была Белогрудка.

Таким образом, могу сделать вывод, что прав был русский филолог Л.В. Успенский, утверждавший: «…грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».


Л.В. Успенский утверждал: "Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете". Я с этим полностью согласна, так как, не зная правил грамматики, мы не сможем выразить мысли и связать слова.

Доказать это нам поможет текст русского писателя В.П. Астафьева. Так в предложении 5 автор заменяет стилистически нейтральный синоним "вдоволь" просторечным словом "вдосталь", подчеркивая мысль, что Белогрудка была очень заботливой матерью и «вдосталь снабжала едой» своих малышей.

В предложении 2 писатель использует вводное слово "пожалуй", которое выражает сомнение в том, что белогрудая куница - скрытное, боязливое животное. Ведь не случайно в финале рассказа куница, мстя за своих детенышей, уже не боится появляться у домов людей даже днем (предложение 35).

Следовательно, прав был Л.В. Успенский, утверждавший, что наши мысли мы передаем словами, которые связаны при помощи грамматики.