Тебя в россию возрастила

Экзамен: Русская литература 18 века

Написана в год, когда Елизавета Петровна утвердила новый устав и штаты Академии наук, вдвое увеличив количество средств на ее нужды. Здесь же поэт прославляет мир, опасаясь новой войны, в которую Австрия, Англия и Голландия , воевавшие с Францией и Пруссией, втягивали Россию, требуя отправки русских войск к берегам Рейна.

Главной для оды явилась тема России, ее процветание. Мир - основное условие для процветания и просвещения государства. Петр 1 для Ломоносова национальный герой, прославившийся победами на суше и море, осознававший необходимость развития науки и просвещения. В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношество. В этом залог благополучия русского государства.

Гражданственному содержанию оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная Композиция.

1. Вступление. Мир - основа блага государства.

2. Величие России, ее процветание:

Хвала щедротам Елизаветы

Заслуги Петра перед народами России

Неисчерпаемые богатства России

Призыв к российской молодежи овладевать науками

3. Заключение Традиционная благодарность монархине за деяния на благо России.

Проблематика.

1). Необходимость мира в гос-ве, которая стремится стать пресвященной, для развития наук, искусств и т. п.

2). Процветающее гос-во должно управляться просвященным монархом, он имеет перед собой обраец для подражания - образ идеального монарха, созданного поэтом в оде.

Ода как произведение высокого стиля.

Высокий торжественный стиль оды создается использованием старославянизмов, слов с неполногласием (сей, оный, токмо), усеченных форм прилагательных, изменение порядка слов в предложении.

В тексте оды находим метафоры, архаические слова и выражения, олицетворения, гиперболы, риторические вопросы и восклицания, характерные для стиля классической оды.

Черты классицизма в поэзии М. В.Ломоносова.

Основной лозунг классицизма - подражание природе, где все ясно, четко, подчинено правилам. Герои четко делятся на положительных и отрицательных. Каждый герой - носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в говорящих фамилиях. Принцип трех единств: времени, места и действия. (в течение 1 суток в одном и том же месте, количество действующих лиц ограничено). Четкое деление жанров на высокие(трагедия, ода) и низкие (комедия, сатира, басня).

М. В.Ломоносов написал 20 торжественных од. Они положили начало поэзии государственного служения. Идеалом Ломоносова была просвещенная монархия, а идеальным героем - Петр 1.

Если домашнее задание на тему: » Ода Ломоносова «На день восшествия 77 года»: проблематика, композиция, особенности образной системы Ода как произведение высокого стиля оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Экзамен: Русская литература 18 века Тема поэта и поэзии, как одна из ключевых в литературе зарождается именно в эпоху классицизма. Это Іспит: Російська література 18 століття Написана в рік, коли Єлизавета Петрівна затвердила новий устав і штати Академії наук, удвічі збільшивши кількість Экзамен: Античная литература В развитии древнегреческой литературы замечена закономерность: некоторые исторические эпохи характеризуются преобладанием определённых жанров. VII-VIВв. до н. э. - Экзамен: Античная литература) к экзамену Античная литература", В развитии древнегреческой литературы замечена закономерность: некоторые исторические эпохи характеризуются преобладанием определённых жанров. Экзамен: Стилистика и литературное редактирование Аффиксальные способ словообразования - самый частоупотребляемый. Аффиксы распределяют образуемые ими слова по трем основным стилям употребления: нейтральному,
  • Рейтинг сочинений

      Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в

      Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Роль частей речи в художественном произведении

  • Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

На вопрос Поэзия Ломоносова. Черты классицизма в поэзии Ломоносова или Державина заданный автором Минька лучший ответ это Черты классицизма в поэзии М. В. Ломоносова.
Основной лозунг классицизма – подражание природе, где все ясно, четко, подчинено правилам. Герои четко делятся на положительных и отрицательных. Каждый герой – носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока) , что отражается в говорящих фамилиях. Принцип трех единств: времени, места и действия. (в течение 1 суток в одном и том же месте, количество действующих лиц ограничено) . Четкое деление жанров на высокие (трагедия, эпопея, ода) и низкие (комедия, сатира, басня) .
М. В. Ломоносов написал 20 торжественных од. Они положили начало поэзии государственного служения. Идеалом Ломоносова была просвещенная монархия, а идеальным героем – Петр 1.
"Ода на день восшествия… " – типичное произведение в духе классицизма. Написана она по поводу 5 годовщины воцарения Елизаветы, а также еще по одному конкретному поводу: РАН был дарован новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России.
Главной для оды явилась тема России, ее процветание. Мир – основное условие для процветания и просвещения государства. Петр 1 для Ломоносова национальный герой, прославившийся победами на суше и море, осознававший необходимость развития науки и просвещения. В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношество. В этом залог благополучия русского государства.
Гражданственному содержанию оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная композиция.
1. Вступление. Мир – основа блага государства.
2. Величие России, ее процветание:
– хвала щедротам Елизаветы
– заслуги Петра перед народами России
– неисчерпаемые богатства России
– призыв к российской молодежи овладевать науками
3. Заключение Традиционная благодарность монархине за деяния на благо России.
Высокий торжественный стиль оды создается использованием старославянизмов, слов с неполногласием (сей, оный, токмо) , усеченных форм прилагательных, изменение порядка слов в предложении.
В тексте оды находим метафоры, архаические слова и выражения, олицетворения, гиперболы, риторические вопросы и восклицания, характерные для стиля классической оды.
У Державина очень схожая прежде всего форма, метрика, ритмика. . .Державин разделял взгляды Ломоносова о значении России для судеб человечества. Уже в оде 1772 г. «На победы Екатерины II над турками» он говорил о падшей Греции, которую подни-мает «Минерва» , имея в виду Екатерину II, т. е. Россию; в оде «На переход Альпийских гор» он напоминал современникам о том, что русские воюют за общее дело: «за свой, за ваш, за всех покой» . Тема вожделенного мира, который приносит усталой Европе русское оружие, особенно сильное развитие получила у Державина в конце жизни, во время наполеоновских войн. В записной книжке поэта имеются следующие строки: «Победа есть прекрасный цвет, приносящий райские плоды: мир и спокойствие» .
Сделав предметом поэзии судьбы родины, высокие темы жиз-ни гражданина, Державин, естественно, не мог пройти мимо фигуры Петра I. Подобно Ломоносову, он писал о том, что Петр I создал русскую армию, служил «простым солдатом» , водил «на брань» полки, был неутомимый труженик; поэт изображает Петра близким к простым людям и в то же время царственно величественным самодержцем («Петру Великому») . В стихотворении «На поднесение депутатами ея величеству титла Екатерины Великой» , ставя императрице в пример Петра I, Державин подчеркивал, что победителю на Полтавском поле снискали всеобщую похвалу не только воинские дела, но и забота о благе подданных, смягчение и просвещение нравов. В произведениях Державина происходит как бы «очеловечение» образа Петра I; величие его определяется не меркой сверхчеловеческих сил, как у Ломоносова и других поэтов, а доступностью, добротой, заботами о людях.

Ода - лирическое произведение, зародившееся в римской и греческой поэзии, посвященное затрагиваются важные темы религиозно-философского содержания. В XVIII веке в России появились первые одические произведения, которые были адресованы правителям государства.

Михаил Васильевич Ломоносов является ярким представителем эпохи классицизма, для оды Ломоносова характерно строгое следование разработанной системе художественных норм, «торжественный» возвышенный язык, гиперболизация, употребление различных тропов и художественных приемов. Следуя требованиям общества, Ломоносов в своих произведениях затрагивал общественные гражданские темы - патриотизм, героизм, величие отечества.

В оде «На день восшествия на престол Ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны» (1748 год), поэт так говорит о своей стране и о государыне:

«Заря багряною рукою
От утренних спокойных вод
Выводит с солнцем за собою
Твоей державы новый год.
Благословенное начало
Тебе, богиня, воссияло.
И наших искренность сердец
Пред троном вышнего пылает,
Да счастием твоим венчает
Его средину и конец…»,

«Когда в отеческой короне
Блеснула на российском троне
Яснее дня Елисавет;
Как ночь на полдень пременилась,
Как осень нам с весной сравнилась,
И тьма произвела нам свет…»,

«Единым гласом все взываем,
Что ты защитница и мать,
Твои доброты исчисляем,
Но всех не можем описать…».

Для Ломоносова образ Елизаветы сравним с образом Бога, в ней он видит величие, славное будущее для своего отечества. «Высокими» словами, употребляя множество метафор, поэт восславляет императрицу, благодаря которой в стране наступает день на смену ночи - известно, что Елизавета, как и Ломоносов, стремились к всеобщему просвещению - сравнение учения и невежества.

Ломоносов в своих произведениях часто затрагивал религиозно-философские темы. Так, перелагая псалмы, поэт нашел новый способ выражать свои философские размышления - через сюжеты песнопений. Человек для Ломоносова - тот, кто героически сражается с врагом, но в то же время, бессилен против стихии. В оде «Утреннее размышление о Божием величестве» поэт показывает человека:

«Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!»

Прием гиперболизации помогает читателю изумиться силам природы, однако, человек не просто безвольное существо, та сила просвещения, которая движет вперед страну, так же оказывается спасительной для того, кто наделен разумом и желанием учиться:

«Творец, покрытому мне тьмою
Прости премудрости лучи
И что угодно пред тобою
Всегда творити научи…»

Гавриил Романович Державин продолжил традиции классицизма - создавал свои произведения по известным строгим канонам. В его первых поэтических произведениях можно найти все черты, характерные одам - тематика восхваления известных людей, «высокий» слог, использование множества художественных приемов (метафоры, гиперболы, сравнения). В оде «На смерть князя Мещерского» Державин затронул тему смерти, которая является вселенским законом: «На то, чтоб умереть, родимся; Без жалости всё смерть разит: И звезды ею сокрушатся, И солнце ею порушатся, И всем мирам она грозит».

Однако последующие одические произведения Державина отличаются от классической оды. Тематика произведений осталась прежней - посвящение правителям, значимым событиям истории, но язык, которым теперь излагались мысли, был иным - более личным. В оде «к премудрой киргизкайсацкой царевне Фелице», посвященной Екатерине II, поэт использует доверительный шутливый тон, с которым автор обращается к своей героине:

«Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом»,

«Поэзия тебе любезна,
Приятна, сладостна, полезна,
Как летом вкусный лимонад»,

«Не слишком любишь маскарады,
А в клоб не ступишь и ногой;
Храня обычаи, обряды,
Не донкишотствуешь собой».

Державин продолжает затрагивать темы патриотизма, героизма, темы религиозно-философские, но создает свои произведения, смешивая поэзию с жизнью - так появляются новые литературные жанры - сатирические, шутливые произведения. В одах Державина впервые можно увидеть личность автора - лирический герой, в котором читатель может разгадать самого поэта.

Державин не мог более подражать своим поэтическим кумирам и учителям, так как находился в постоянном поиске новых форм выражения мыслей. Его произведения теперь несут более личный характер - человек у Державина обладает индивидуальностью, привычками, которые становятся важными для понимания самого мироздания.

Оды Ломоносова являются образцовыми произведениями жанра, тогда как Державин открыл новые лирические жанры, расширив границы классицизма. Темы, над которыми размышляли поэты, оставались прежними, но Державин искал новые формы для выражения, смешивая разговорную речь и «высокий» слог, обращаясь к повседневной жизни, как к источнику вдохновения.

Личность М.В. Ломоносова уникальна. Его по праву можно назвать человеком эпохи Возрождения, хотя жил он почти два века спустя. Верой в безграничные возможности человека, его волю и разум была проникнута вся многогранная и многообразная деятельность Ломоносова. Особое место в ней занимало литературное творчество.

Как известно, М.В. Ломоносов является автором «теории трёх штилей», которая на многие годы вперёд определила деление русской литературы на жанры. Сам Ломоносов пробовал себя во многих поэтических жанрах. Ему с одинаковым успехом удавались как высокая лирика, так и сатира. Следуя обычаю своего времени, М.В. Ломоносов обращался к российским монархам с одами, которые отличались глубоким общественным содержанием, поскольку главный их смысл заключался не в похвалах. Ломоносов писал о том, что волновало его как патриота и гражданина. Характерна в этом отношении «Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Приуроченная к очередному придворному празднику, эта ода явилась непосредственным откликом на изменения, касающиеся Академии наук, членом которой был Ломоносов. В 1747 году был утверждён её новый устав, улучшено положение отечественных учёных. В своей оде Ломоносов отстаивает программу дальнейшего развития русской науки и одновременно восхваляет мир, «тишину», откликнувшись таким образом на попытки некоторых западных держав втянуть Россию в войну против Франции и Пруссии. С обращения к «тишине», покою ода и начинается:

Возлюбленная тишина!

Коль ты полезна и красна!

Поэт восхваляет прелести мирной жизни, плавно переходя к непосредственной теме — вступлению Елизаветы на трон. Именно с воцарением новой императрицы связывает Ломоносов свои надежды на утверждение мира. Поэт выражает надежду на то, что дочь Петра I станет его достойной преемницей. Он сравнивает добродетели дочери и доблести отца. Так в произведении появляется образ «Человека» — Петра Великого, и ода превращается в рассказ о судьбе России.

Пётр в изображении Ломоносова — просвещённый государь, заботящийся о благе подданных. Этот идеализированный образ должен был служить примером для русских царей. Поэт вспоминает о делах Петра, который сумел свою страну «возвысить до небес», о военных кампаниях. Отдельные строки оды посвящены созданию российского флота:

И с трепетом Нептун чудился,

Взирая на российский флаг...

В стенах внезапно укреплённа

И зданиями окружённа,

Сомненная Нева рекла:

«Или я ныне позабылась

И с оного пути склонилась,

Которым прежде я текла?».

Тогда божественны науки

В Россию простирали руки...

Невосполнимой потерей для России стала, с точки зрения поэта, смерть Петра I. Отныне насаждать науки предстоит Елизавете, его дочери. За мудрое правление императрицы и внимание к наукам российская земля, по мнению поэта, воздаст сторицей.

Мы дар твой до небес прославим

И знак щедрот твоих поставим...

Но богатство русской земли скрыто не только в её недрах. Земля богата талантами, самородками. Они-то и прославят императрицу, Россию своими делами и открытиями.

Таким образом, посвящая оду Елизавете Петровне, Ломоносов развёртывает перед ней целую программу полезной деятельности. Он говорит о необходимости освоения пространств России и развития отечественной науки. В оде содержится не столько прославление просвещённой монархини (именно этого требовали каноны классицизма), сколько прославление наук, призыв к Елизавете внедрять образование по всей России.

Классицизм начал зарождаться еще тогда, когда в Европе господствовал стиль барокко. Во Франции стала создаваться своя школа садово-паркового ландшафта, которая использовала совершенно иные культурно-исторические традиции. Особенно явно классический стиль был выражен уже во второй половине XVII века.

Сады классицизма (в отличие от террасированных барочных) разбивались, как правило, на открытом пространстве, с умелым использованием бесконечной перспективы и замечательных панорамных видов.

Ярким примером французского классического сада является Версаль с его знаменитой трехлучевой системой построения, созданный Андре Ленотром - самым известным из всех французских ландшафтных архитекторов.

Андре Ленотр был главным садовником Людовика XIV и всегда знал, как заслужить благосклонность короля-Солнца, который слыл пылким любителем садоводства. Садово-парковое искусство продолжало оставаться одной из любимейших забав королевских особ, являясь своеобразной сиеной для разнообразных форм деятельности королевского двора: дипломатических приемов, всевозможных праздников и маскарадов, феерических представлений. Синтез искусств во французском классицизме подчеркивался именно такими грандиозными празднествами, устраивавшимися в садах, садовыми балетами и музыкой, писавшейся специально для них.

«Огромность, совершенная гармония частей, действие целого: вот чего и живописцу нельзя изобразить кистью! Пойдем в сады, творение Ленотра, которого смелый гений везде сажал на трон гордое Искусство, а смиренную Натуру, как бедную невольницу, повергал к ногам его… Итак, не ищите Природы в садах Версальских; но здесь на всяком шагу Искусство пленяет взоры…»

Н. М. Карамзин, «Письма русского путешественника».

Совершенно новым для садов классицизма стали бродери - роскошный кружевной партер из ярких цветов, имитирующих искусную вышивку, декорированные низкими, стрижеными бордюрами и цветной минеральной крошкой, песком или толченым кирпичом. В России первые бродери появились перед Екатерининским дворцом в Царском селе и в садах Петергофа.

Если кратко сформулировать основные принципы ландшафтной архитектуры в стиле французского классицизма , то ключевыми словами будут не «изобилие и роскошь», наиболее характерные для барокко, а «грандиозность и величие». В классицизме изменилось представление об использовании ландшафтных элементов и обо всей пространственно-планировочной композиции ансамблей.

Академик Лихачев определяет следующие характерные черты сада французского классицизма: стремление к парадности, к раскрытию видов на дворец и от дворца, использование ровного рельефа, осевое деление сада. Осевое деление подразумевает весьма широкую центральную аллею, симметричное построение обеих частей сала по обе стороны оси и отсутствие видимых границ между отдельными участками сада, а также сохранение обязательной наружной ограды.

Все чаще в садах стали появляться водные партеры, прямоугольные площадки, гигантские зеркала, увеличивающие пространство.

Зрительное восприятие стало играть главную роль, поэтому требовались огромные участки земли. Более того, впечатление огромного пространства садовники старались усилить, используя некоторые специфические эффекты. Например, в качестве ограды садов стали использоваться ограды-рвы с заграждениями внутри или наполненные водой. Такого рода приемы позволяли зрительно объединить обширное пространство парка с его еще более обширным природным окружением.

Если посмотреть на сады Версаля с высоты птичьего полета, то откроется удивительная картина: очень милая, улыбающаяся рожица.

Эффекту зрительного расширения пространства были подчинены и такие интересные нововведения, как проектирование системы широких и длинных аллей. Центральная аллея выделялась размерами и оформлением, создавая ось симметрии всей композиции парка и открывая виды на далекие перспективы природных ландшафтов, уводя взгляд в бесконечность. Центральная аллея была расположена не под прямыми углами, как раньше, а расходящимися, как лучи солнца. Лучи аллей расходились из спальни короля-Солнца, Людовика XIV, в центре дворца, непосредственно от его пышного ложа, ничем не перегороженные до горизонта, и символизировали солнечный свет, который король распространяет по всей Франции.

Существенной и важной инновацией, повлиявшей на дальнейшее развитие ландшафтного проектирования, стал принцип функционального зонирования территории культурного ландшафта. Этот принцип раньше уже использовался в садах загородных вилл Древнего Рима, но именно в парках французского классицизма он стал популярным.

Смысл такого рода функционального зонирования парка состоял в следующем: по мере удаления от дворца постепенно уменьшается количество рукотворных элементов и доминирующими становятся природные. Самым главным архитектором становится сама природа. Поэтому все чаше создавались широкие водные каналы, уходящие далеко за пределы парка и большие зеленые массивы - кенконсы и боскеты, за которыми начиналась лесопарковая часть, соединенная визуально с внешним природным окружением.

Боскет - элемент ландшафтного дизайна , участок регулярного парка или посаженная в декоративных целях густая группа деревьев или кустов, которые благодаря декоративной стрижке образуют сплошные зелёные стены (от итал. boschetto - лесок, рощица). В классических и барочных садах замкнутые пространства внутри боскетов назывались кабинетами или зелеными залами.

Кенконс - способ посадки деревьев сдвинутыми рядами с подстриженными по одной линии кронами, с открытыми внизу стволами, образующими один объем, и обеспечивающий видимость по диагональным направлениям между стволами.