История китая в средние века кратко. Китай в эпоху средневековья. Интересные факты о Древнем Китае

Сын Неба и его подданные

Китай по своему размеру и населением в средние века можно было сопоставить со всей христианской Европой. На границе XII-XIII ст. в Китае проживало около 100 млн человек - больше чем в Европе того времени. Китайцы считали свое государство центром Земли, а все народы, живущие вокруг они называли варварами.

Сильная централизованная государство во главе с императором сложилась в Китае еще в III ст. до н.э. С тех пор и до начала ХХст. Китай неизменно оставался империей. Правитель Китайского государства назывался Сыном Неба. Его власть передавалась по наследству и официально ничем не ограничивалась. Личность императора была священной. Он считался не только повелителем всех людей, но и посредником между Небом и "поднебесным миром ". Империя считалась воплощением небесного порядка.

Каждый подданный империи рассматривался как инструмент для выполнения воли Неба, переданной через императора. В китайском обществе была строгая иерархия. Ниже императора находились высшие сановники, как правило его родственники. Еще ниже - чиновники, делились на большое количество рангов. Всего чиновников в Китае "мандаринами". С помощью чиновников император и управлял империей. Чтобы стать чиновником нужно было получить соответствующее образование и сдать экзамен. Для получения более высокого ранга снова приходилось сдавать экзамены. К экзаменам допускались все "добрые люди", которые выразили такое желание. Обычно дети чиновников могли лучше подготовиться к экзаменам. Но такая система обеспечивала доступ к властным структурам талантливых людей из всех слоев общества. Те, кто сдавал экзамены высшего уровня получал место при дворе и значительное жалование. Они пользовались уважением и впоследствии стали называться шенши (ші- Ученый, шень - Тот, что носит пояс власти).

В средневековом Китае государство и общество продолжали соблюдать многие правила жизни, которые разработал Конфуций еще в середине I тыс. до н.э. В средние века его объявили "первым святым". Его называли "учителем 10 тысяч поколений", "Императором без престол". В его честь строилось много храмов.

Согласно учению Конфуция и представлениями китайцев, каждый в обществе должен знать свое место: правитель - Честно служить и заботиться о подданных, чиновники - давать ему мудрые советы, крестьяне - честно работать. Верность, покорность, доброта и сострадание, чувство долга, уважение к старшим и к родителям провозглашались главными добродетелями благородной и достойной человека. Ей нужно было усвоить 300 главных и 300 дополнительных правил поведения.

При несоблюдении норм поведения и осуществлять побеге поступки, то это может навлечь гнев Неба: землетрясения, наводнения, войны. Навес Сын Неба может потерять трон.

Китайцы верили, что умершие родичи помогают живым. Но для этого умерших надо было обеспечить всем необходимым. Впоследствии подлинные вещи были заменены бумажными.

Так, еще при жизни родителей дети имели им подарить гроб и одежда для захоронения. Если родители были больными, дети не гуляли, не ходили в гости, не ели мясо. Они имели встать пораньше, приготовить еду и воду для умывания. А в ужине нагреть постель родителей.

С первых веков нашей эры в Китае распространяется буддизм, Который привлекал многих проповедями милосердия, общей равенства перед лицом страданий, обещаниями благ за добрые дела и наказания за дураки. Буддизм тесно взаимодействовал с конфуцианством. Так. буддисты даже включили Конфуция в число божеств. Кроме указанных религий в Китае были распространены и другие, частности даосизм, Который проповедовал путь к бессмертию.

Характерной чертой средневекового Китая была религиозная терпимость и взаимодействие религий.

Китай при династиях Суй и Тан

От IIIст. до н. н.э. и до конца VІст. китайская цивилизация пережила значительную кризис. Следствием этого кризиса стало окончательное утверждение империи как формы организации китайского общества. К тому же эту форму позаимствовали и соседние с Китаем народы: японцы, корейцы, вьетнамцы.

Пережив годы кризиса, распада и вообще исчезновение империи, в 589 г. полководец Ян Цзянь силой оружия восстановил единство Китая. Он был провозглашен императором и основал династию Суй (581-618 гг.)

Преемник Ян Цзяня Ян Ді перенес столицу в небольшое древний город Лоян и согнал на его строительство 2млн человек. Также он переселил в города 10 тыс. богатейших семей Китая, поставив их под свой контроль. Город украсили великолепные дворцы и парки. В императорском парке круглогодично зеленели деревья: зимой их листья и цветы делали из шелка. Ян Ді решил соединить две большие реки - Хуанхэ и Янцзы и начал строительство Великого канала. Этот водный путь связал хозяйство севера и юга и способствовал развитию торговли. Император также укрепил и достроил Большой Китайская стена, вел постоянные войны против соседей.

Однако этой династии не суждено долго удерживать власть. Безрассудная внутренняя и внешняя политика истощила ресурсы страны, которая еще не успела оправиться от предыдущих испытаний. Наконец, император Ян Ді был убит заговорщиками. Династия Суй прекратилась.

К власти пришла династия Тан (618-907 гг.) Ее первые правители Ли Юань и Ли Шиминь проводили достаточно здравомыслящего политику, которая обеспечила расцвет Китая. Новые правители провели перераспределение земли. Упорным трудом миллионов крестьян опустошенные земли превратились в плодородные нивы, которые приносили большие урожаи. А продуманная налоговая система обеспечила государству значительные прибыли.

Династия Тан проводила активную завоевательную политику. Китай долгое время воевал против тюрков-кочевников и разгромил их в начале VIIст. Это позволило империи окончательно утвердить свой контроль над Великим шелковым путем. Также империя установила свое превосходство над Кореей, Индокитаем, Тибетом.

Заметные сдвиги происходили в хозяйстве и повседневной жизни. Распространилось выращивание и потребление риса и чая, которые быстро стали традиционными продуктами питания китайцев. Началось изготовление сахара из сахарного тростника. Применялась усовершенствованная сельскохозяйственная техника: крестьяне пользовались одиннадцатью типами плугов, а также поливным колесом с кувшинами, что приводилось в движение рабочим скотом. Повсюду действовали водяные мельницы. Появились первые изделия из фарфора.

От середины VIIIст. власть династии Тан начала ослабевать. Со всех сторон на Китай надвигались воинственные соседи. Постоянные войны неустанно ухудшали положение народа. По всей стране вспыхивали крестьянские восстания, в 874 г. вылились в одну из крупнейших крестьянских войн. Восставшие выступали против бремени налогов, несправедливости и жажды чиновников. Крестьянское войско под предводительством Хуан Чаоовладело столицей. Императорский двор бежал.

Новая Танскаяистория о крестьянской войне

Хуан Чао? происходил из семьи, которая разбогатела на торговле солью. Он прекрасно владел мечом, стрелял на скаку из лука, немного умел читать и писать, был красноречивым.

Хуан Чао? незаконно провозгласил себя "великим полководцем всей страны "? Хуан Чао ехал в колеснице из желтого золота, охрана в роскошных халатах и красочных шапках. Его ближайшее окружения ехало следом в медных колесницах в сопровождении всадников. Всего в столицу вошло несколько сотен тысяч людей? За несколько дней начался большой грабеж. Людей связывали, избивали плетьми и захватывали их имущество. Это называлось "очисткой предметов". Богачей снимали и прогоняли босиком. Всех задержанных чиновников убивали, поджигали дома, если не могли там ничего найти, а всех благородных людей уничтожали.

Хуан Чао? провозгласил себя? императором.

  • 1. Какое отношение автора Новой Танской истории до Хуан Чао?
  • 2. Чем можно объяснить такое поведение восставших?

На все государственные должности Хуан Чаоназначил приближенных к себе повстанцев. Впоследствии они стали вести себя еще хуже, чем бывшие императорские чиновники. Их действия вызвали резкое недовольство. Это помогло подавить восстание. Династия Танвернулась к власти. Но удар, который она понесла от крестьянской войны, стал смертельным.

На обломках Танской государства возникли многочисленные мелкие владения. Время их существования - от 907 по 960 г. - называют "пятью династиями и десятью царствами". Между ними шла неустанная междоусобная борьба, в ходе которой Китай объединился под властью династии Сун (960-1279 гг.)

Чтобы наладить жизнь в разоренной стране, первый министр Сунской двора Вань Аньши предложил провести реформы. Они предусматривали упорядочение налоговой системы, налаживание оросительных работ, оказание займов крестьянам, установление твердых цен на все товары и т.д. Внедрение этих преобразований позволило бы стране преодолеть кризис. Однако противники министра добились его отставки и прекращения реформ.

По таких условиях север Китая захватили племена чжурчжэней. Они образовали государство Цзинь - Золотую (1115-1234 гг.) На юге, куда вынужденно переехал китайский император, утвердилась династия ЮжнаяСун(1117-1279 гг.) На подвластной ей территории находились главные центры выращивания риса, чая, производство шелка, изготовления фарфора. В государстве Сун была изобретена бумага, порох, книгопечатание, что сыграло огромную роль в истории человечества. Именно здесь впервые в истории выпустили бумажные деньги - ассигнации. Важные изобретения были осуществлены в военной деле. ИмперияСун имела на вооружении мощные метательные устройства, сосуды с зажигательной смесью, подвижные башни с таранами, первые орудия.

Однако военная техника не смогла спасти империю от гибели. Она продолжала распадаться, пока не стала добычей монголов.

В обиход вошли высокие столы и стулья, а также лежанки, что подогревались. Среди зажиточных слоев населения, преимущественно в городах, распространился обычай бинтовать женские ступни, чтобы сдержать их рост. Крошечные ножки считались вершиной женской изысканности. Тот факт, что несчастные женщины нередко не могли даже передвигаться в расчет не брался.

Борьба Китая против монгольского ига. Династия Мин

В 1279 г. завершилось покорение Китая монголами, которые установили здесь свою династию - Юань (основателем династии был внук Чингисхана Хубилай).

Владычества монголов мало для Китая как положительные, так и негативные последствия. С одной стороны, монгольское господство сопровождалось значительными человеческими жертвами, уничтожением достижений китайской цивилизации, а с другой - благодаря присоединению к системе монгольских государств Китай теснее влился в мировую торговлю, что способствовало его экономическому подъему. О Китае времен монгольского владычества интересные упоминания оставил венецианский путешественник Марко Поло.

Рассказ о китайские города с

"Книги о разнообразии мира" Марко Поло (XIIIв.)

Город Таяни-фу, Куда мы пришли, большое и красивое, торговля здесь живая, а также промышленность: производят здесь огромное количество доспехов для войск великого хана. Здесь много прекрасных виноградников и вина производят изобилии? Множество здесь шелка: у них тутовые деревья и много шелковичных червей.

Город Кинсай? лучше, крупнейший город в мире? и 12 тыс. каменных мостов в нем?

Было там 12 ремесел, и для каждого ремесла было 12 тыс. домов; в каждом доме было менее 10 человек, а в некоторых 15, а то 30 или 40, не все, конечно, мастера, но и рабочие, по указанию мастера работают? Множество здесь богатых купцов и сильно они торгуют? По приказу царя каждый приобщался к родительскому ремесла? Учиться другому ремеслу он не может.

Домов хороших в этом городе везде много. Есть там большая каменная башня; когда произойдет в городе пожар, жители сносят туда свое имущество, а пожары там часты, потому деревянных домов немало. Живут здесь? подданные великого хана; деньги у них бумажные. В этом городе? все улицы вымощены камнем и кирпичом, и верхом ездить, и пешком ходить по ним хорошо.

В этом городе? добрых 4 тыс. бань, где люди нежатся; несколько раз в месяц ходят туда, потому чистоты тела придерживаются; бани эти красивые, самые лучшие и самую просторную в мире.

  • 1. Что описаниям Марко Поло могло поражать воображение европейцев?
  • 2. Благодаря почему Китай достиг таких весомых достижений?

После завоевания Китая перед монголами возникла проблема: как управлять этой территорией. Не имея возможности предложить что-нибудь свое, монголы были вынуждены принять китайскую систему от императора до наименьшего чиновника. Высшие посты в государстве также заняли монголы. Такое положение привело к тому, что монголы переняли не только систему управления, но и язык, письменность, культуру и др. Несмотря на такое окитаеннямонголов, последние считали себя выше китайцев и вели себя как захватчики, усиливая налоговый гнет. Такая безрассудство имела губительные последствия для власти монголов.

Их политика вызвала всеобщее возмущение. С середины XIVст. в Китае вспыхивали народные восстания ("Красных повязок"), возникали неоднократные попытки дворцовых переворотов. Наконец, в 1368 г. один из руководителей крестьянского восстания Чернеца Чжу Юаньчжана провозгласили императором. Он основал новую династию Мин, правившей Китаем до 1644 Столицей новой династии сначала был город Нанкин, а впоследствии ее перенесли в город Даду, Получившее новое официальное название Пекин.

Доступившись к власти, новая династия восстановила традиционную китайскую систему управления. Было установлено нормальные ставки налогов. Государство взяло на себя работы по восстановление системы ирригации. Значительное внимание уделялось развитию ремесел, особенно производству фарфора, шелка, бумаги, стекла, то есть тем изделиям экспортировались. Начались восстановление и перестройка китайских городов.

Чтобы засвидетельствовать свое величие, императоры династии Мин проводили активную внешнюю политику. Они расширили границы государства в Тибет и Индокитая. Организовывались военные экспедиции в Океанию. Больше экспедиций (семь) до Индии, Индонезии, Индокитая, Малайзии и даже к берегам Африки возглавлял адмирал Чжэн Хев 1403-1433гг.

Во времена династии Мин китайцы активно переселялись в Индокитая и Индонезии, где создали целые китайские поселения.

Развитие культуры Китая в средние века.

Китайская цивилизация создала оригинальную и богатую культуру, которая стала настоящей сокровищницей для культур разных народов и цивилизаций.

Одной из основ китайской культуры было иероглифическое письмо. Оно стало образцом для письменности корейцев, вьетнамцев, японцев. Необходимость сдавать экзамены для получения чиновничьей должности привела к открытию начальных и высших школ и училищ, к увеличению количества образованных людей. Китайские чиновники были одновременно поэтами, художниками, прекрасно владели искусством письма - каллиграфией.

Китайцы первыми изобрели бумагу и наладили простейший способ книгопечатания. Текст вырезали на деревянных досках, заливали специальной краской, а затем печатали на бумаге. В начале VIIIст. в Китае начала выходить правительственная газета "Столичный вестник", которая просуществовала до ХХст. Действовали крупные библиотеки.

Китайцам принадлежит изобретение компаса и пороха. В VIIIст. в стране открылась Академия наук, в ХVст. были созданы многотомные энциклопедии по истории, географии, медицины, искусства и т.д.

VIII-ІХст. называют "золотым веком" китайской поэзии. Поэт Ли Бо написал около 30 томов лирических произведений, в которых воспевал родную природу. Другой поэт Ду Фумечтал о лучшем будущем, когда люди построят огромный дом и в нем найдут приют "миллионы обиженных судьбой бедняков".

Значительные достижения имели архитекторы Китая. Производимый ими стиль, признаком которого были крыши с загнутыми вверх краями, стал своеобразной визитной карточкой Китая. Этот стиль делал даже мрачные здания крепости, дворцы привлекательными. Одной из величайших памятников средневекового Китая стало Запретный город - комплекс сооружений личной резиденции императора, что было построен в 1406-1420гг.

Запретный город расположен в самом сердце китайской столице Пекине. В плане Город имеет прямоугольную форму. Войти в город можно было через пять символических мостов перекинутых через реку с Золотыми водами. Человек, перешла мост, считалась оказавшейся перед глазами императора. Все несколько десятков сооружений и дворцов Города построены в одном стиле и по единому планом. На юге сосредоточены административные и официальные сооружения, на севере - личные покои императора и его семьи. Запретный город служил резиденцией 24 императора из династий Мин и Цин на протяжении 491 года.

Оригинальным было изобразительное искусство Китая. Художники писали сочинения на шелковой ткани или бумаге, которые змотувались в свитке.5

Экономика Китая в эпоху Средневековья

В конце VI в Китай стал единым государством Состоялась земельная реформа императора Вэнь Ди, что значительно ослабило сильные дома Принцип его политики заключалось в обеспечении каждого земледельца земельным диля Янкой В среднем каждая семья получала 120 му земли (0,067 га): 80 - на мужчину и 40 - на женщину с такого участка удерживали налог - почти 3 ц зерна Вводили трудовую повинность - 20 дней в году для мужчин и промышленную подать для женщин, которые сдавали в казну шелк или пряж пряжу.

В результате осуществления реформ увеличились площади обрабатываемых земель Во время переписи обнаружили 1,5 млн крестьян, которые ранее не входили в состав списков налогового населения Предоставив им землю, значительно по оповнилы поступления в казну Однако часть крестьян, которая получила от государства землю, по-прежнему обрабатывала землю чиновников и сильных домов Несмотря на это, власти централизованного государства окрепшейніла.

Последователи Вэнь Ди укрепляли власть силовыми методами Построили новую столицу - Лоян, в роскошные дворцы которой переселили из разных провинций 10 тыс. наиболее знатных и богатых семей с целью обеспечения ние их продуктами вокруг города построили зернохранилища, а для доставки продовольствия и зерна с юга проложили Большой канал, соединивший Янцзы и Хуанхэ Его возводили более 80 тыс человек Политика пе реселення самых влиятельных семей на новое место направлялась на укрепление центральной властей влади.

Объединение государства привело к унификации мер и весов, стандартизации монетного дела, составления налогов Кроме налогов с земельных наделов, их платили и промышленники (шелк, пряжа шли в казну)

В Китае вся земля принадлежала государству, и надели считали временно предоставленными земледельцу только на период трудоспособности, затем их перераспределяли, для чего вели четкие реестры Восстановили поручительство - отвечала льнисть каждого за выплату налогов и других повинностей Положение земледельца определяли конкретные условия проживания на территориях, где земли было мало, надели уменьшали, а где ее было достаточно, их получает валы в расчете на трехпольного севооборота Более того, в процессе распределения земли учитывали престарелых и нетрудоспособных Среди крестьян были беглецы, которых никогда не преследовали, и пришлые, которым предоставил али землю и дом беглецов, но если последние возвращались, им соответственно возвращали землю и имуществ.

За использованием земли и своевременной уплатой налогов наблюдали назначенные из центра чиновники Государственные земли или раздавали в наследственное пользование титулованной знати, или предоставляли чиновникам на период службы Однако, поскольку по китайским правовыми нормами степень знатности уменьшался с каждым поколением и через пять поколений сходил на нет, а земли возвращали в казну, они должны были контролировать этот процес Семьи получали не только пахотные земли, но и садово-огородные Чиновники, которые имели служебные наделы, налог платили владельцу угодья, а не в казну Различали государственную землю - находилась во владении ц Арского дома, и частную - принадлежала влиятельным семьям.

Прогресс земледелия, увеличение объема поступлений в казну способствовали развитию города, где процветали торговля, ремесло, строительство Развивались казенные ремесла, в которых в основном работали в порядке дол инности Однако по инфраструктуре государства город приравнивалось к селу и было лишь налоговой административной единицей Города, как и раньше, не имели прав и привилегий, продолжали играть роль нало них и административных единиц, хотя были центрами провинций, областей или уездов К главных государственных структур принадлежали ведомство налогов (осуществляло учет податных людей, распределяло наделы, сбор рало налоги и занималось земельным кадастром) и ведомство общественных работ (организация выполнения трудовых повинностей, ирригационное строительство и др. ін.).

Своеобразным, с четкой специализацией, был государственный аппарат чиновников, император, при котором действовала государственная совет; исполнительная власть - два канцлеры (левый и правый), которые заведовали тремя ведомствами ко ожний (вроде министерств); функционировали ведомства общественных работ, налогов, военных дел, судов и тюрем, охраны общественного порядка, кадров, деятельность исполнительной власти контролировала п АлАТ цензоров - прокуроров; местный институт чиновников В основе подготовки и отбора чиновников лежал принцип меритократии (буквально - власти наиболее одаренных), т.е. отбирали по критериям м дров, справедливости и добропорядочности Главный метод подготовки и отбора чиновников - конфуцианская система и концепция, переносили на административную систему принцип семейной марали.

Для отбора чиновников впервые ввели конкурс претендентов на должность, который проходил в виде экзамена Экзамен проходил в три этапа Претендент на ученую степень должен знать концепцию Конфуция, уметь преподавать исторические сюжеты, сочинять стихи и иметь литературный уклон, абстрактно рассуждать на философские темы. Те, кто получал третьей ученую степень (как правило, первый и второй получали 3-5% абитуриентов), независимо от социального происхождения занимали ответственные правительственные должности. Считали, что лицо, приобретала знания в определенной области, ценить свою должность и профессионально работать.

Статус чиновников в обществе был престижным и высоким их права и обязанности перед властью изложены в своде законов, в состав которого входило 500 статей Этот документ свидетельствовал о том, что за всей сложной ности экономической, социальной и политической структуры суть ее проста - государственная власть и собственность Они были бесспорными и вечными, а все остальное - временным Статус чиновника и земля земледельцев не перех выходившую к их детям, поэтому последние делали все сначалаатку.

Восстановление мощи Китая как великой азиатской государства воздействовало на развитие цивилизации В этот период государство получало значительные доходы от добычи олова, железа, меди, серебра Распространялись горная дело, ремесла и торговля Большое значение имело изобретение пороха (VIII в), который в Европе появился только через несколько веков Китайцам были известны компас и книгопечатание На полях культивировали хлопка к из Индии Богатели города, увеличивалась численность состоятельных мастеров и купцы купців.

После реформы 780 р земля крестьян стала предметом купли-продажи, хотя контроль за этим процессом государство еще осуществляла

время возросло количество имений, земли которых обрабатывали крестьяне и 50% урожая отдавали владельцу земли Все средства производства они получали от владельца земли Усадьбы были разные по величинам, иногда в они насчитывали более 200 дворов их владельцы в основном легко избегали уплаты налогов, вследствие чего страдала казна Для ее пополнения в 846 г конфисковали более 60 млн га земли буддистских монастырей.

Реформы происходили и в других сферах экономики: развивался торговый кредит, вводят векселя, активизируют ростовщические операции, вводят государственные монополии на чай, соль и водку Почти 50% поступаю жень в казну давала лишь монополия на сель.

В период X-ХПИ в распространились торговля, ремесла, изделия которых и сегодня составляют национальную гордость Китая Это знаменитый Сунской фарфор, изделия из лака и слоновой кости, изысканные тонкие шелка Осо облил развился горнодобывающий промысел, выросли объемы добытого серебра и железа серебром и изделиями из него откупались от завоевателей, а железо использовали для изготовления оружия.

Развитие торговли обусловил увеличение выпуска денег В связи с нехваткой меди начали выпускать железные деньги УХ в возникли бумажные деньги

У1280 г после 70-летней борьбы Китай полностью оказался под властью монголов Экономика страны находилась на этапе спада, завершившийся только после преодоления монгольского ira (1368 p) Начался пере иод расцвета страны, который продолжался до прихода колонистов в XVII ст.

Примером принципиального различия двух систем - западной (европейской) и восточной цивилизаций - есть результат внешних связей Китая, в том числе по Великому шелковому пути Они имели открыто неекв вивалентний характер Дело в том, что по давней традиции для торговли был присущ династический характер, предметы обмена считали дарами иностранных варваров императору Они должны быть по ценности большим и, чем принесенные ему извне Это помогало сохранять иллюзию всемирного поклонения императору Победоносной империйерії.

Признание и распространения конфуцианства наблюдалось и в период средневекового Китая Традиции, заложенные в философии и хозяйственных идеях того времени, были совершенными Трактат "План обогащения государств, план усиления армии, план успокоения народа (XVI в) известного мыслителя и государственного деятеля Ли Гоу - классический образец главных признаков "учение об управлении государством" на основе конфуцианских канонеуціанських канонів.

В произведении воплощены мысли, которые станут определяющими для меркантилистов и физиократов Автор призывал правителей беречь и экономить средства на содержание двора, устанавливать твердые суммы государственных расходов, адж же финансы страны - важнейшее звено в государственном обогащении и главное средство достижения идеального порядка Он несколько идеализировал земледелие, которое в феодальном Китае образно считали основным "сто вбуром "национального хозяйства, к которому приросли" ветви "- ремесло и торговля Поэтому это было вторым источником государственного обогащениюм державного збагачення.

При развитии форм частного землевладения государство продолжало полностью распоряжаться относительно большим фондом плодородных земель и собирать значительные поземельные налоги Поэтому вмешательство в деятельность прив ватного хозяйства государства было слишком широким Историки такое положение в восточных странах обоснованно называют государственного феодализмаом.

Ли Гоу также считал, что государство должно участвовать в регулировании цен, особенно в "выравнивании" в течение года формирования рыночных цен на зерно, нейтрализуя их сезонные колебания стремились, чтобы "земл оби осенью продавали зерно не слишком дешево, весной его покупали не за дорогими ценами "Мыслитель предлагал для стабильности и эффективного развития земледелия осуществлять государственную поддержку крестьян предоставляя им государственные займы на условиях 10-20% погашенияовах 10-20 % погашення.

Как и его предшественники, ученый определял естественный характер наличии различных состояний населения Он отметил, что в зависимости от социального положения следует осуществлять потребления материальных благ (чем выше у лю Иудины ранг, тем больше она потреблять благ) одобрял меценатство Предлагал своеобразную программу "накопления" с целью удовлетворения потребностей бедняков, а "Богатых добродетель пожертвований в фонд жалеть ранги знатностии ранги знатності".5

Феодальное общество в Китае начало зарождаться в III-IV веках, гораздо раньше, чем в Европе. Все земли были собственностью императора. Крестьяне брали землю в аренду у государства и платили за это деньги в казну. “Сильные семейства” (крупные землевладельцы), обладавшие относительной независимостью, увеличивая число зависимых от них крестьян, тем самым уменьшали число податного населения. Поэтому правительство время от времени конфисковывало земли этих семей и раздавало крестьянам. В результате в Китае развивался государственный феодализм. Государство раздавало земли и при условии службы в армии. Владельцы этих земель платили лишь арендную плату в казну, а доходы шли в их карман.
Постепенно обретающие силу феодалы с VIII века стали захватывать государственные земли. Тем временем не прекращались набеги тюркских племен с севера. В конце VI века военачальник Янь Цзань основал династию
Суй (586-618 гг.) и создал единое государство со столицей Чаньань. В 589 году он присоединил и Южный Китай. Во время правления этой династии был вырыт Великий канал длиной в 1700 км, соединивший Янцзы и Хуанхэ. Объединение всего Китая способствовало развитию сельского хозяйства, ремесла и торговли. В 618 году династию Суй сменила династия Тан. Императора династии Тан называли “сыном Неба”. Эта династия захватила Корею и Вьетнам, контролировала Шелковый путь до Центральной Азии. С 751 года, после поражения от арабов, Китай лишился этого права. Существование централизованного государства в правление Суй и Тан положительно отразилось на экономике страны. Начиная с VIII века крестьяне платили оброк и в казну, и феодалу. Жизнь крестьянина была тяжела. Когда чаша терпения переполнилась, крестьяне поднялись на восстание в 874 году под руководством Хуан Чао. Восставшие захватили города Кантон и Чаньань. Провозгласив себя императором, Хуан Чао отменил налоги и раздал крестьянам зерно из государственных амбаров. Однако феодалы вызвали на помощь кочевые племена с севера, которые в 884 году разгромили восставших. Хуан Чао погиб. Но и после этого еще около 20 лет в различных частях империи продолжалась борьба крестьян. Во время восстания часть земель убитых феодалов перешла в руки крестьян. Жизнь народных масс временно облегчилась. После восстания Хуан Чао в стране развернулись междоусобные войны. На севере Китая сменилось пять династий. В 960 году в Китае утвердилась династия Сун. На северо-востоке Китая племена чжурчжэней также образовали свое государство и назвали его “Империя Цзинь” (золотая). Продолжительные войны с чжурчжэнями ослабили Китай. По договору между Сун и Цзинь захваченные китайские земли остались у чжурчжэней. Китайский император признал себя вассалом чжурчжэней и обязался платить им огромную дань серебром и шелком.
С начала XIII века началось завоевание Китая монголами. И только в результате “восстания красных повязок” в 1368 году монгольскому игу был положен конец. К власти пришла династия Мин (1368-1644 гг.). В первые годы своего правления эта династия осуществила прогрессивные реформы:

  • крестьяне на три года были освобождены от налогов и повинностей;
  • земли, отнятые у монгольских феодалов, были розданы крестьянам;
  • были снижены налоги с ремесленников и купцов.

Это способствовало хозяйственному подъему в XV-XVI веках. В те годы границы Китая включали внутренние районы современного
Китая и Маньчжурию. Корея, Вьетнам и Тибет были зависимы от Китая. При правлении династии Мин земля в основном находилась в государственной собственности. Существовала форма собственности под названием “специальная”, или “народная”. Владеющие такой землей феодалы и мелкие собственники платили налог государству. Пекин и Нанкин являлись двумя столицами. Были заложены и новые города – Шанхай и др.
В 1626-1643 годах, воспользовавшись ослаблением династии Мин, чжурчжэни трижды преодолевали Великую Китайскую стену и, перебив население, заполучили большую добычу. В 1626 году началось восстание в провинции Шанси. Расширившись, это восстание положило конец династии Мин в 1644 году. Чтобы подавить восстание, китайские феодалы позвали на помощь манчжуров, которые надолго укрепились в стране. Манчжурская династия правила в Китае с 1644 по 1911 годы. Страной управляли императоры из династии Цинь. Их называли богдыханами и опирались они на “восьмизнаменное войско”. В этой армии служили манчжуры и доказавшие им свою верность китайцы.

§ 26. Китай и Япония в средние века

Китай – Срединное государство

Китай – одна из крупнейших стран мира с древней историей и богатой культурой. Государство возникло здесь около четырёх тысяч лет назад. С тех пор периоды существования единого государства неоднократно сменялись временами раздробленности. Но в течение многих веков устройство государства и образ жизни обитателей Китая почти не менялись. Китайцы считали свою страну центром мира и называли её Срединным государством или Поднебесной империей. Китайцы считали своего императора повелителем и всех окрестных земель. Поэтому любое посольство иностранной державы они воспринимали как символ выражения покорности императору.

Верблюд. Статуэтка эпохи Тан

На протяжении всей своей истории китайцы вели войны с пограничными странами и племенами. Главная угроза исходила от кочевников, живших к северу от границ Китая. Для защиты от их вторжений ещё в древности была построена Великая Китайская стена.

Будда. Китайская скульптура. XII век

В периоды существования единого государства правителям Китая силой удавалось отражать вторжения врагов и даже заставлять северные племена платить дань. Ослабление Китая, его распад на враждующие государства нередко приводили к подчинению значительных частей страны иноземной власти. Однако со временем завоеватели смешивались с более культурным и многочисленным местным населением. Даже создавая свои государства, завоеватели стремились подражать китайским порядкам. Культура, образ жизни и мудрость китайцев становились образцом для окружающих народов.

Монгольское завоевание Китая

В VII веке Китай был объединён под властью династии Тан. Однако мятежи в армии и вторжения иноземцев привели к ослаблению государства, и в начале X века династия Тан была свергнута. За периодом смут и раздробленности в середине X века последовало объединение Китая династией Сун.

Кочевники – соседи Китая. Средневековый рисунок

В первой половине XIII века на страну обрушились монголы. После завоевания Северного Китая они приступили к покорению Южного Китая. В 1279 году государство Сун было уничтожено, а его последний император попал в плен. Весь Китай оказался под властью жестоких чужеземцев, став частью Монгольской державы. Монгольское правление продолжалось почти сто лет.

Китайская бронзовая монета

В середине XIV века жестокая власть монгольских правителей вызвала народное восстание. Его возглавили члены тайной организации «Белый лотос». В 1368 году восставшие заняли столицу Китая город Пекин, изгнав монголов из страны. Их предводитель был провозглашён императором и положил начало династии Мин.

Китай в VII–XII веках

Территории каких народов граничили с Китаем? Куда были направлены завоевательные походы китайских императоров? Как изменилась территория Китая в XII веке по сравнению с VII веком?

Учения китайских мудрецов

В Китае с древности было распространено несколько религий, которые мирно уживались друг с другом. Все религии находились под покровительством государственной власти, а император являлся верховным жрецом всех богов. Древние верования были языческими: все китайцы верили в духов, оборотней, почитали усопших предков, поклонялись нескольким сотням божеств, среди которых встречались и реальные люди, прославившиеся в прошлом, – мудрецы, герои, императоры, выдающиеся чиновники.

Китайская пагода – место поклонения буддистов

В I веке н. э. в Китай из Индии проник буддизм – учение об освобождении от страданий и достижении состояния полной отрешённости от внешнего мира (нирваны). Со временем эта религия стала одной из самых распространённых в Китае. Большое число почитателей было также у возникшего ещё в древности даосизма. Согласно этой религии, человек должен стремиться достичь согласия с природой и естественным течением жизни.

Китайские учёные. Средневековый рисунок

Всеобщим уважением в Китае пользовалось учение Конфуция – мудреца, жившего в VI–V веках до н. э. Благородные люди, по мнению Конфуция, должны обладать такими качествами, как любовь, благосклонность, человечность, верность, а также чувством долга. Важнейшим правилом жизни, ниспосланным людям самим Небом, Конфуций считал уважение к старшим. Сын должен повиноваться родителям, младший брат – старшему, жена – мужу, подчинённый – начальнику, друзья – долгу верности. Только если эти правила соблюдаются, в государстве царит порядок и оно процветает.

Китайская ваза. XIV век

Самой важной добродетелью человека является сыновья почтительность. По мнению Конфуция, лучше умереть, чем отказаться почитать родителей. Столь же важно, как и почитание родителей, подчинение власти государства. Однако и правитель должен вести праведную жизнь и добиваться уважения народа. После смерти мудреца китайцы стали обожествлять Конфуция и сооружать в его честь алтари и храмы.

Государство в Китае

Государственная власть играла важнейшую роль в жизни китайцев. На вершине государственной пирамиды стоял император, обладавший огромной властью. Он выступал посредником между небесными и земными силами. Китайцы считали, что его власть исходила от Божественного Неба. Поэтому императора в Китае именовали Сыном Неба. Он не только должен был правильно управлять своими подданными, но и «отвечал» за природные явления. Император в соответствии с календарём, созданным учёными, возвещал о начале сева или уборки урожая.

Император из династии Тан. Средневековая миниатюра

Император считался «подателем жизни» не только для своих подданных, но и для всех живых существ. Поэтому любое сопротивление ему рассматривалось как тягчайшее преступление. Конфуций сравнивал императора с ветром, а народ – с травой: «Куда дует ветер, туда и трава гнётся». Все жители Поднебесной были одинаково бесправны перед императором, который являлся ещё и верховным собственником всей земли в стране. Любое слово императора было законом.

Императорский дворец в Пекине

Согласно учению Конфуция, высшей целью власти было обеспечение общественного блага. Поэтому император должен был заботиться о народе и прислушиваться к его мнению, чтобы править справедливо. Народная поговорка гласила: «Когда государь нарушает закон, он становится подобным простолюдину». Утверждения о том, что император нарушил волю Божественного Неба, служили оправданием для многочисленных переворотов и мятежей. В результате императоров свергали и даже убивали.

Китайские чиновники

В Китае не было родовой знати, и власть императора опиралась на многочисленных чиновников. Они отвечали за все стороны жизни – от сбора налогов до постройки каналов, дорог, дамб, дворцов. Должности чиновников не передавались по наследству, считалось, что ими должны становиться самые мудрые, талантливые и добродетельные люди. Согласно учению Конфуция, достигнуть совершенства человек мог лишь путём упорного учения и праведного труда. Поэтому в Китае высоко ценились знания и образованные люди. Любой, кто претендовал на получение учёной степени, дававшей возможность стать чиновником, должен был выдержать трудный экзамен. Будущие чиновники писали поэму в стихах на заданную тему, а также сочинение, выявлявшее знание законов, трудов Конфуция и других древних мудрецов. Сдав экзамен, одарённые люди, даже если они происходили из простого народа, могли рассчитывать на получение важных должностей. Однако преимущество получали представители богатых семей, так как они могли обеспечить своим детям хорошее образование. Учёные и чиновники были освобождены от уплаты налогов и выполнения повинностей.

Китайский чиновник. Средневековая статуэтка

Обучение в школе было долгим и трудным. Занятия продолжались с семи утра до шести вечера. Чтобы овладеть чтением и письмом, нужны были хорошая память и твёрдая рука. В китайской письменности существует 80 тысяч иероглифов. Но лишь немногие знали все иероглифы, даже учёные помнили только 25–30 тысяч. Образованному человеку было достаточно знать 6–7 тысяч знаков.

Детей обучали грамоте по «Книге трёх иероглифов», в каждой строке которой было лишь три знака. Освоив её, ученики переходили к чтению «Книги тысячи иероглифов», в которой из тысячи знаков ни один не повторялся. Затем следовало заучивание изречений Конфуция и других древних авторов. Вслед за обучением чтению ученики приступали к постижению искусства письма. Они должны были научиться красиво и чётко писать иероглифы кисточкой и тушью.

Китайские иероглифы

Поэзия и живопись Китая

Зародившееся ещё в древности, китайское искусство в Средние века достигло совершенства. Художники и поэты любили описывать разнообразную природу Китая – его горы, речные долины, леса. Особенностью искусства было стремление показать, что человек является частью природы и должен жить в соответствии с её законами.

Традиционное японское жилище

Поэзия и живопись Китая были тесно связаны между собой. Поэт и художник пользовались кистью и тушью, чтобы создавать свои творения на бумаге или на шёлке.

Многие поэты были и живописцами. Об одном из них говорили: «В его стихах – картины, в его живописи – поэзия». Сами иероглифы, которыми записывали стихи, благодаря их живописности становились произведением искусства.

Какие мысли стремились отразить китайские художники и поэты?

Японское государство

Япония лежит к востоку от Китая и Кореи, расположена она на множестве мелких и четырёх крупных островах. Согласно легенде, изогнутая цепь гористых островов возникла от упавших в океан капель с копья древнего бога.

Предки современных японцев переселились на острова из Азии. Они умели выращивать рис, ставший основной пищей японцев, и разводили скот. Воюя с местными племенами, они постепенно заселили все четыре главных острова архипелага. Издревле большое влияние на культуру, религию и государство Японии оказывали её соседи – Китай и Корея.

Демон-фонарщик. Средневековая скульптура

Согласно легенде, первым правителем Японии был император Дзимму, живший в VII веке до н. э. Однако учёные считают, что первое государство здесь появилось на рубеже III–IV веков на землях племени Ямато. К VII веку вожди Ямато подчинили себе другие племена на островах Кюсю и Хонсю, нередко они совершали завоевательные походы против Кореи.

Многие японцы полагают, что существующая и поныне императорская династия имеет божественное происхождение. Предком императоров называют богиню солнца Аматэрасу, которая передала им знаки власти – бронзовое зеркало (символ божественности), яшмовые бусы (символ верности подданных) и меч (символ могущества). Император пользуется всеобщим почтением и уважением. Однако реальной власти у него почти никогда не было. Страной правили, сменяя друг друга, представители богатых и знатных семей.

Чиновник. Средневековая скульптура

Важное событие произошло в 645 году. Сторонникам императора удалось совершить переворот и устранить от власти могущественный род Сога. Начался период преобразований, которые японцы назвали «временем Великих перемен». Целью переворота было укрепление государственной власти. Примером для японского императора послужил Китай, где после нескольких столетий раздробленности и междоусобных войн возникло сильное единое государство. Теперь все должны были подчиняться единым законам, а местные власти – неукоснительно выполнять распоряжения императорского правительства. Знать лишилась прежней власти.

Постепенно власть императоров ослабевала. С VIII века реальными правителями государства стали представители знатного рода Фудзивара. Они правили, не считаясь с императорами, которые жили затворниками в своих дворцах.

Постепенно знатные семьи сосредоточили в своих руках большие земли и начали передавать их по наследству. Знать могла содержать военные отряды, которые использовались для войн с соседями и междоусобных столкновений. Воинов, служивших знатным хозяевам, называли самураями (от слова «служить»). Первоначально их набирали из богатых крестьян, охотников, домашних слуг, а затем воинское занятие стало наследственным. За службу самураи получали земельные наделы с крестьянскими дворами. Со временем самураями стали называть представителей всего воинского сословия – и простых воинов, и предводителей крупных отрядов.

Битва между отрядами самураев. Средневековый рисунок

Главным занятием и смыслом жизни самураев считалась война. Они мечтали о том, чтобы с доблестью погибнуть на поле боя за своего господина. Самураи не должны были сдаваться в плен или отступать. Самурай, совершивший проступок, недостойный его положения, или потерявший своего господина, должен был совершить обряд самоубийства – сэппуку (или харакири). Тем самым он доказывал своё мужество и самообладание. Правила поведения самурая, его «кодекс чести» были изложены в книге, получившей название «Бусидо» («путь воина»).

Сражение войск самурайских родов Тайра и Минамото. Средневековый рисунок

Захват власти сёгунами

В XII веке развернулись войны между различными самурайскими группировками. Победу в междоусобице одержал самурайский род Минамото. В 1192 году его глава объявил себя сёгуном. С этого времени и до XV века, когда начался период раздробленности, страной управляли сёгуны. Они лишили императоров всякой власти, но правили от их имени. Для японцев личность императора была священной, а сёгуны заявляли, что выполняют его волю. Поэтому любое непослушание военному правителю считалось выступлением против императора и жестоко каралось. В XIV веке император попытался вернуть себе власть, но удержать её не смог, и к власти пришёл новый род сёгунов-самураев.

Чтобы управлять Японией, сегуны создали военное правительство. Оно распоряжалось войском, чиновниками и сбором налогов. В разные части страны были отправлены доверенные люди сёгуна, а его главной опорой стали верные самураи. Сёгунам удалось укрепить государство и отразить первое за несколько столетий иноземное вторжение: Япония избежала монгольского завоевания. Монгольский хан – сын Чингисхана, правивший в Китае, дважды пытался захватить Японские острова. После первой неудачи в 1281 году он приказал поставить бок о бок несколько тысяч лодок, перегораживавших Корейский пролив. По проложенному по ним настилу в Японию должна была вторгнуться монгольская конница. Однако внезапно налетевший тайфун разметал суда. Япония была спасена.

Религия средневековой Японии

Так же как и в Китае, в средневековой Японии происходило переплетение различных религий. Распространённой религией был синтоизм («синто» – путь богов). Согласно мифам, в которые верили все японцы, японский народ имел божественное происхождение. Предками императора были духи Неба, а простых людей – духи более низкого порядка. Синтоисты почитают многочисленных духов предков и верят, что после смерти сами станут духами.

В VI веке в Японию из Китая пришло учение буддизма. Первыми его приверженцами стали представители придворной знати. Они рассчитывали с помощью новой религии укрепить центральную власть и объединить страну. Сосредоточенность, самоконтроль, характерные для буддизма, легли в основу воспитания и тренировки воинов-самураев. Во многих частях страны стали возникать буддийские монастыри.

Будда. Японская скульптура

Появление буддизма способствовало распространению в Японии грамотности. Японцы заимствовали из Китая иероглифическую письменность, которая использовалась при написании священных буддийских текстов.

В Японии не было религиозных конфликтов между синтоизмом и буддизмом, которые подчас в представлениях японцев сливались воедино. В синтоизме берёт начало важная черта японской культуры – почитание природы, её красоты и гармонии.

Подведём итоги

Китай в Средние века был высокоразвитым государством с богатым культурным наследием. Несмотря на вражеские вторжения и смуты внутри страны, он сохранил свою культуру и самобытность.

Власть императора в Японии была слабой, что позволило представителям самурайских родов – сёгунам – захватить власть. Многое в общественной жизни и культуре Япония заимствовала у других народов. На этой основе возникло своеобразное общество с высокой культурой.

Сёгун – титул военного правителя в Японии.

Синтоизм – языческая религия японцев.

645 год . Переворот, осуществлённый сторонниками императора. Начало «Великих перемен».

1192 год . Захват власти сёгунами.

1279 год . Подчинение монголами Южного Китая.

1281 год . Неудачное вторжение монголов в Японию.

1368 год . Изгнание монголов из Китая. Начало правления династии Мин.

«Когда ведёшь себя ты правильно, то за тобой пойдут и без приказа. Когда же ты ведёшь себя неправильно, не послушают, хоть и прикажешь».

Поучение Конфуция правителю

1. Как было устроено Китайское государство? Какова была власть императора?

2. Какие религии существовали в Китае? В чём заключались основные положения этих вероучений?

3. Почему учение Конфуция способствовало укреплению государственной власти в Китае? Обоснуйте своё мнение.

4. Расскажите о школе в Китае. Почему там высоко ценилось образование?

5. Чем отличалось положение японского императора от китайского?

6. Как сёгуны сумели захватить власть? Как они управляли Японией?

7. Каково было влияние Китая на государство и культуру Японии?

В чём заключались сходство и различия японских самураев и западноевропейских рыцарей?

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Всемирная история без комплексов и стереотипов. Том 1 автора Гитин Валерий Григорьевич

Средние века Люди живут идолопоклонством перед идеалами, и, когда недостает идеалов, они идеализируют идолов. Василий Ключевский Пожалуй, идеализация идолов - одна из самых характерных черт второй серии исторического трагифарса. Идолы существовали и раньше, в первой

Из книги История войн и военного искусства автора Меринг Франц

6. Средние века Показав лучшие свои стороны, историк Дельбрюк немедленно раскрывает себя и с наихудшей стороны. Он не хочет признавать внутреннего разложения Римской мировой империи - ни хозяйственного, ни духовно-морального ее упадка; по его мнению, она оставалась

Из книги Антигерои истории [Злодеи. Тираны. Предатели] автора Басовская Наталия Ивановна

Средние века

Из книги 100 великих интриг автора Еремин Виктор Николаевич

Средние века Интриги святой Феодоры Одним из самых известных в истории властителей Византийской империи был Юстиниан I (483-565 гг., император с 527 г.). Придворное общество времен Юстиниана представляло собой эталон мира аристократических интриг, коварства и преступлений.

Из книги История папства автора Гергей Енё

Возвышение папства: христианство в Средние века (XII–XIII века) После окончательного разрыва с восточной православной церковью в католической церкви было достигнуто догматическое единство; длительное время народные ереси, направленные против церковной иерархии,

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

Из книги История магии и оккультизма автора Зелигманн Курт

Из книги Из истории зубоврачевания, или Кто лечил зубы российским монархам автора Зимин Игорь Викторович

Древняя Индия, Китай и Япония В древнеиндийской цивилизации уровень хирургических вмешательств был довольно высок. Что касается зубоврачевания, то там издавна практиковалось прижигание нерва раскаленной иглой или кипящими составами (мед, нефть или воск), заливаемыми в

Из книги Международное тайное правительство автора Шмаков Алексей Семенович

Б. Средние века

Из книги Том 6. Революции и национальные войны. 1848-1870. Часть аторая автора Лависс Эрнест

Из книги Подъем Китая автора Медведев Рой Александрович

Китай и Япония Китай и Япония относятся друг к другу без какой-либо симпатии, и это отчуждение в последние десять лет скорее росло, а не уменьшалось. В начале сентября 2010 года в Китае впервые за все послевоенные годы широко отметили 65-ю годовщину «победы китайского народа

Из книги Тайны цивилизаций [История Древнего мира] автора Матюшин Геральд Николаевич

Китай и Япония Китай. Китай был изолирован от соседних стран Среднего Востока высокими горами. Однако его заселили не позднее Европы. В Юаньмоу найдены зубы человека прямоходящего, датируемые 5 миллионами лет, а в Лантьяне - челюсть, орудия и следы огня, горевшего

Из книги Прощай, нищета! Краткая экономическая история мира автора Кларк Грегори

13. Почему Англия, а не Китай, Индия или Япония? Люди этого острова Япония добродушны, учтивы превыше всякой меры и доблестны на войне; правосудие у них сурово исполняется без какой-либо пристрастности к нарушителям закона. Управляют японцами на самый просвещенный манер.

Из книги Всеобщая история. История средних веков. 6 класс автора Абрамов Андрей Вячеславович

§ 33. Япония в средние века Природа и население ЯпонииЯпония лежит к востоку от Китая и Кореи, расположена она на тысячах мелких и четырех крупных островах. Согласно легенде, изогнутая цепь гористых островов возникла от упавших в океан капель с копья древнего

Из книги Христианские древности: Введение в сравнительное изучение автора Беляев Леонид Андреевич

Из книги Машины зашумевшего времени [Как советский монтаж стал методом неофициальной культуры] автора Кукулин Илья Владимирович

Стойкая многоукладность, незавершенность процессов образования классов, сохранение пережитков патриархально-родовых и рабовладельческих отношений, неравномерность хозяйственного и социального развития различных районов обширной территории затрудняют точное выделение того временного рубежа, с которого можно датировать начало средневековой истории традиционного Китая. Eще в Древнем Китае складывается крупное частное землевладение, основанное на различных формах эксплуатации не потерявших свободы малоземельных и безземельных крестьян. Широкое развитие приобретает и эксплуатация податного крестьянства государством путем взимания ренты-налога.

При периодизации истории Китая в средние века необходимо учитывать периодические смены царствующих династий и становления крупных империй. Государство непосредственно испытывало на себе влияние частых в это время народных восстаний, которые приводили к тем или иным изменениям в социально-классовой структуре, а также в политических и правовых институтах.

Распад Ханьской империи в III в. в результате концентрации земли в руках частных собственников и мощных народных движений II-III вв. привел к столетней внутренней смуте. Последовавшее затем воссоздание государственного единства было связано с процессами централизации в Северном Китае, где была основана династия Цзинь (265-420 гг.). Большая часть земли была объявлена императорской, т.е. государственной собственностью, а самостоятельные крестьяне - податными держателями государственных наделов:

  • податные первого разряда - мужчины и женщины от 16 до 60 лет, получившие "наделы в пользование" и "податные наделы", урожай с которых целиком передавался государству в качестве налога и платы за землю;
  • податные второго разряда - все другие члены крестьянских семей от 13 до 15 и от 61 до 65 лет, получивших наделы в половинном размере.

Недостигшие податного возраста и превысившие его никаких наделов не получали. Податные крестьяне, получавшие государственный надел, несли также трудовые повинности.

Реформа не означала уравнительного передела земли. Чиновники, например, в зависимости от ранга получали земельные участки от 1 до 5 тыс. му, которые не облагались налогами и повинностями и должны были обрабатываться крестьянами-арендаторами (от 1 до 15 дворов на каждого чиновника, в зависимости от ранга последнего).

Новый вариант надельной системы (система "равных полей") был введен в 485 году в Северном Китае при династии Северная Вэй , а затем в VI и VII вв., при династии Суй и сменившей ее династии Тан . Эта система была распространена впоследствии на весь Китай. Крестьяне от 15 до 70 лет получали от государства земельные участки с целевым назначением - под посевы зерновых, конопли, посадку тутовых деревьев. Большая часть земельного участка, предназначавшаяся для посева зерновых, предоставлялась лишь во временное пользование и отбиралась государством у крестьянина после превышения им податного возраста или в случае смерти. Другая незначительная часть земельного участка передавалась по наследству.

Надельная система означала не только укрепление традиционной системы эксплуатации податного крестьянства. Она способствовала распространению фактического прикрепления крестьян к земле через сельскую общину с ее круговой порукой, коллективной налоговой ответственностью перед государственной казной.

Эта система не только не затрагивала существующего крупного частного землевладения, но и способствовала его увеличению.
Танское законодательство формально запрещало продажу надела, но многочисленные оговорки (надел можно было продать в случае переезда семьи, с целью совершения похоронных обрядов и т.д.) способствовали росту концентрации земли у частных лиц, усилившейся впоследствии, когда эти формальные запреты были фактически сняты. Это увеличивало имущественное неравенство крестьян, их зависимость от частных земельных собственников.

Неизбежным проявлением роста крупного землевладения стала в Танской империи тенденция кланового сепаратизма. Эта тенденция усилилась и в связи с введением должностей военных губернаторов (цзедуши), облеченных огромными военными полномочиями для борьбы с непрекращающимися набегами кочевников и пр. Губернаторы превратились со временем во всесильных наместников, крупных землевладельцев, мало считающихся с центральной властью.

Система надельного землепользования потерпела полный крах в VIII в. в связи с массовым обезземеливанием крестьян и уменьшением резервов казенных земель, предназначенных для раздачи сельскому населению. Чтобы как-то восстановить нарушенное равновесие и предотвратить социальный взрыв, в 780 году в Китае была введена новая система "двухразового налога", при которой все дворы в строгой зависимости от своего имущественного положения были поделены на категории и должны были платить налог соответственно размерам своего землевладения. Одновременно были сняты запреты с продажи, отменены переделы земли, что создавало новые возможности для роста основанного на эксплуатации малоземельных и безземельных крестьян-арендаторов и различных категорий зависимых работников крупнопоместного землевладения.

Начиная со второй половины VIII в. около половины общего числа земледельцев в Китае существовало за счет обработки чужой земли, подвергалось частнособственнической эксплуатации. Другую половину составлял широкий слой самостоятельных мелких производителей, отдававших свой прибавочный продукт в виде налога государству.
Массовое обезземеливание мелких землевладельцев вело к социальным взрывам, восстаниям, войнам, в ходе которых гибли правящие династии. В результате циклически восстанавливался удельный вес самостоятельных крестьянских хозяйств, традиционная система их эксплуатации.

В конце XIII в. Китай был покорен монголами. В 1279 году установилось правление монгольской династии Юань . Монгольское завоевание привело к тяжелым последствиям для экономики и культуры Китая, но не подорвало основ традиционной системы хозяйства. Монголы поставили себе на службу китайскую организацию, приспособленную для выкачивания налогов с податного крестьянства. Интересно отметить, что именно в это время резко возросла в Китае численность рабов, оброчных невольников.

Под напором национально-освободительной борьбы и мощного крестьянского движения XIV в. монгольское господство пало. В стране установилась новая всекитайская династия Мин (1368-1644 гг.), которая всемерно стремилась поддерживать равновесие государственного и частного землевладения.

В XVII в. в Китай вторглись манчжуры, которые установили там манчжурскую династию, правившую вплоть до революции1911-1913 гг. До революции просуществовало в Китае и рабство, ликвидированное в это время законодательным путем.

Сословно-классовая структура Китая в средние века

На всем протяжении средневековой истории Китая в низовых территориальных единицах сохранялись органы самоуправления. Общинные старосты следили за порядком, за обработкой земли. Все жители деревенской общины были связаны круговой порукой благодаря системе десятидворок, созданной для сбора налогов, несения трудовых повинностей и пр.

В состав минской империи включались удельные княжества, закрепляемые за сыновьями, внуками императора. Они не обладали ни административной, ни судебной властью, а при некоторых минских императорах имели лишь военные полномочия. Им шла определенная часть местных налогов.
На особом положении в империи были некоторые самоуправляющиеся провинции, населенные представителями других народов. Местные вожди этих территорий, расположенных вдоль юго-западных границ Китая, оставались правителями после утверждения их китайским императором. Они включались тем самым в особую группу местных чиновников, которым по образцу китайских чиновников присваивались ранги, но не выплачивалось жалованье от императора.

Суд в средневековом Китае

В средневековом Китае судебные дела рассматривались как в собственно судебных органах, так и в органах административных, выполняющих судебные функции. В минском Китае сложилась относительно стройная иерархическая судебная лестница, на высшей ступени которой стоял сам император, на низшей - выборный старейшина деревни.

Большинство дел решалось в уездных управах-ямынях, где вершил суд уездный начальник .

В случае недостаточности доказательств дело или откладывалось, или передавалось специальному следственному судье по уголовным делам, который по своему чиновничьему рангу приравнивался к уездному начальнику. Дела, связанные с тяжкими преступлениями - убийством, крупным хищением, лихоимством, поступали в область или провинцию , где действовали особые судебно-правительственные органы :

  • "управа административных дел", осуществлявшая контроль за правильным исполнением административных дел;
  • "управа по военным делам", где расследовались дела военных;
  • "управа по рассмотрению судебных дел", т.е. по делам другого населения.

Эта стадия в принципе была завершающей для рассмотрения большинства судебных дел. Только в том случае, если дело не было окончательно решено в области или провинции, оно направлялось в тот или другой столичный судебно-следственный орган. Здесь выносились решения от имени императора, которому докладывали о всех смертных приговорах. Император имел право объявлять , а также смягчать наказание.

Армия средневекового государства в Китае

Принципы организации армии менялись на разных этапах развития средневекового государства в Китае под влиянием как внутриполитических, так и внешнеполитических факторов.

В Тан мужчины до достижения 60 лет считались военнообязанными и привлекались на службу в армию, как и для выполнения других обязанностей. Дезертирство, уклонение от военного похода к месту сражения каралось смертной казнью.

С VIII в. императоры все чаще стали прибегать к услугам наемной армии , содержать конницу, комплектовавшуюся из тюрков, уйгуров и пр. Реформами Ван Аньши в XI в., главный смысл которых заключался в создании крепкого централизованного государства, вместо найма вводился рекрутский набор войска, с помощью которого создавалась регулярная армия, находящаяся на содержании государства. Рекрутский набор существовал и в более поздние времена.

В Минской империи сохранялась старая система "войск округов" и пограничных гарнизонов, основной состав которых формировался из военнопоселенцев, имевших надел, несущих службу до глубокой старости, а иногда и до самой смерти.
Во все времена регулярные войска опирались на поддержку местных военных отрядов, общинных формирований, призванных охранять порядок. Состоящие в основном из зажиточных крестьян, эти отряды особенно активно действовали во время крестьянских волнений. Минские императоры широко прибегали к вспомогательным военным формированиям союзных государств, которые они или нанимали, или принуждали к несению службы во фронтовых районах.
Во времена Мин армия непрерывно росла, в XVII в. она насчитывала 4 млн. человек. Региональные военные соединения располагались по провинциям и в жизненно важных военных областях. Из базовых военных соединений периодически отбирались и специально готовились особые войска, несущие службу в столице, среди которых выделялись отряды личной императорской гвардии, призванной охранять императорский дворец. Другую специальную категорию военных объединений составляли войска эскорта, приписываемые к каждому принцу.

В целях управления все воинские соединения были распределены между пятью военными округами, руководимыми находившимися в столице главными военными комиссариатами. Начальники главных военных комиссариатов, осуществлявшие контроль над военно-территориальными округами, входили в правительство.

Постоянного главнокомандующего в армии не было. В случае начала военных действий один из высших военных чинов или сановников назначался генералом или даже генералиссимусом. Постепенно, однако, развивалась система постоянного тактического командования, при этом личный состав концентрировался вдоль границ, портов и других стратегических пунктов.

Большинство историков полагают, что с падением империи Хань на рубеже II-III вв. в Китае происходит смена эпох: заканчивается древний период истории страны и начинается Средневековье. Первый этап раннего феодализма вошел в историю как время Троецарствия (220-280 гг.). На территории страны сложилось три государства, власть в которых приближалась к военной диктатуре. Но уже в конце III в. политическая стабильность в Китае вновь утрачивается, и он становится легкой добычей хлынувших сюда кочевых племен, преимущественно оседавших в северо-западных районах страны. С этого момента в течение двух с половиной веков Китай был разделен на северную и южную части, что сказалось на последующем его развитии.

Политические изменения в Китае III-VI вв. тесно связаны со сдвигами в этническом развитии. Хотя иноплеменники проникали и прежде, но именно IV в. становится временем массовых вторжений, сопоставляемых с Великим переселением народов в Европе. Пришедшие из центральных районов Азии племена оседали не только на северных и западных окраинах, но и на Центральной равнине, смешиваясь с коренным китайским населением. На юге процессы ассимиляции некитайского населения шли быстрее и менее драматично, оставляя значительные пространства не колонизированными. Это нашло отражение во взаимной обособленности сторон, а также в языке сложились два основных диалекта китайского языка.

Процесс этнической консолидации китайцев, начавшийся в VII в., в начале XIII в. приводит к формированию китайского народа. Этническое самосознание проявляет себя в выделении китайского государства, противостоящего иноземным странам, в распространении универсального самоназвания «хань жэнь» (люди хань). Вырос бюрократический аппарат. Высшим правительственным учреждением было Управление ведомств, возглавлявшее шесть ведущих органов исполнительной власти страны: Чинов, Налогов, Ритуалов, Военное, Судебное и Общественных работ. Наряду с ними учреждались Имперский секретариат, Имперская канцелярия. Власть главы государства, официально именовавшегося Сыном Неба и императором, была наследственной и юридически неограниченной.

Экономика Китая VII-XII вв. основывалась на аграрном производстве. Система землепользования включала в себя государственный земельный фонд с императорскими поместьями, крупное и среднее частное землевладение, мелкокрестьянскую земельную собственность и поместья держателей государственных земель. Развитию торговли способствовало введение в конце VI в. эталонов мер и весов и выпуск медной монеты установленного веса. Налоговые поступления с торговли стали ощутимой статьей государственных доходов.

В китайском средневековом обществе размежевание шло по линии аристократов и не аристократов, служилого сословия и простолюдинов, свободных и зависимых. Пик влияния аристократических кланов приходится на VII-VIII вв. Но уже к началу XI в. власть аристократии слабеет и начинается процесс сращивания ее с чиновной бюрократией.

В средневековом Китае существовали три религиозные доктрины: буддизм, даосизм и конфуцианство. Со временем усиливались гонения на буддизм и утверждалось неоконфуцианство, которое претендовало на роль единственной идеологии, обосновавшей общественную иерархию и соотносившей ее с понятием индивидуального долга.

В 1280 г. Китай полностью оказался во власти монголов. С вступлением на престол хана Хубилая (1215-1294) ставка была перенесена в Пекин. В 1271 г. все владения великого хана были объявлены империей Юань по китайскому образцу. Монгольское господство в основной части Китая продолжалось более века и отмечено китайскими источниками как наиболее тяжелое для страны время. Несмотря на военную мощь, империя Юань не отличалась внутренней прочностью, ее сотрясали междоусобицы, а также сопротивление местного китайского населения, восстание тайного буддийского общества «Белый лотос».

Характерной особенностью было разделение населения страны на четыре неравные категории. Китайцы севера и жители юга страны считались соответственно людьми третьего и четвертого сорта после самих монголов и выходцев из исламских стран западной и центральной части Азии. Таким образом, этническая ситуация эпохи характеризовалась не только национальным угнетением со стороны монголов, но и узаконенным противопоставлением северных и южных китайцев. Господство империи Юань держалось на мощи армии. Каждый город содержал гарнизон, а в Пекине стояла ханская гвардия из 12 тыс. человек. В вассальной зависимости находились Тибет и Корея.

Минский Китай (1368-1644). Вспыхнувшие в середине XIV в. антимонгольские восстания очень быстро обнаружили внутреннюю слабость юаньского режима. Среди повстанцев наибольшую угрозу для юаньского двора представляли отряды так называемых «красных войск». Их предводителю удалось, разгромив монгольские войска, провозгласить себя императором новой династии - Мин (1368-1644).

В эту эпоху было окончательно ликвидировано монгольское господство и заложены основы хозяйственной и политической систем, отвечающих традиционным китайским представлениям об идеальной государственности. В эпоху Мин господствующее положение в религии занимает неоконфуцианство. С конца XIV в.

прослеживается стремление властей поставить ограничения буддизму и даосизму, что вело к расширению религиозного сектантства. Другими чертами религиозной жизни страны были китаиза-ция местных мусульман и распространение локальных культов в народной среде.

Пик могущества империи Мин приходился на первую треть XV в., но к концу столетия начинают нарастать негативные явления. Нарастание кризисных явлений начинается с постепенного ослабления императорской власти, концентрации земель в руках крупных частных владельцев, обострения финансового положения в стране. Императоры были слабыми правителями, а всеми делами при дворах заправляли временщики. Центром политической оппозиции стала палата цензоров-прокуроров, члены которой требовали реформ и обвиняли произвол временщиков. Деятельность такого рода встречала суровый отпор со стороны императоров. Типичной была картина, когда очередной влиятельный чиновник, подавая обличительный документ, одновременно готовился к смерти, ожидая от императора шелкового шнурка с приказом удавиться.

Период XVI - первая половина XVII вв. характеризовался затяжным кризисом, приобретшим к концу эпохи всесторонний характер. Начавшийся с изменений в экономике и социальной структуре, кризис наиболее зримо проявлял себя в области внутренней политики.

Переломный момент в истории Минского Китая связан с мощным крестьянским восстанием 1628-1644 гг. во главе с Ли Цзы-чэнем. В 1644 г. его войска заняли Пекин, а сам он объявил себя императором.

Таким образом, история средневекового Китая представляет собой настоящий калейдоскоп событий: частую смену правящих династий, длительные периоды господства завоевателей, как правило, приходивших с севера и скоро растворявшихся среди местного населения, восприняв не только язык и образ жизни, но и классический китайский образец управления страной. Ни одно государство средневекового Востока не смогло достичь такого уровня управляемости страной и обществом, какой был в Китае. Не последнюю роль в этом сыграла политическая замкнутость страны, а также господствовавшее в среде управленческой элиты идейное убеждение об избранности Срединной империи, естественными вассалами которой являются все другие державы мира.

С XVI в. начинается проникновение в страну европейцев. Как и в Индии, первенство принадлежало португальцам. Их первым владением на одном из южнокитайских островов стало Макао (Аомэнь). Со второй половины XVII в. страну наводняют голландцы и англичане, которые оказывали маньчжурам помощь в покорении Китая. В конце XVII в. в пригороде Гуанчжоу англичане основали одну из первых континентальных факторий, ставшую центром распространения английских товаров.