Конспект НОД в старшей группе на тему:«Мои пернатые друзья. Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе Тема: «Наши друзья пернатые

Тема «Пернатые друзья»

Старшая группа

Цель: способствовать формированию представлений детей о зимующих и перелётных птицах,

Задачи учить отгадывать загадки,

Развивать интерес к миру пернатых,

Дать представления о значении птиц для окружающей природы,

Формировать желание заботиться о птицах.

Материал и оборудование: проектор, экран, картинки зимующих птиц.

1. Организационный момент.

Воспитатель читает детям стихотворение М.В.Титовой «Осенняя пора»

Наступили холода,

Скоро к нам придёт зима.

И птицы – наши верные друзья,

Улетают в тёплые края.

2. Беседа.

Воспитатель:

О каких птицах (зимующих или перелётных) говорится в стихотворении?

Ребята, скажите, а почему птиц называют перелётными? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)

Совершенно верно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие тёплые страны.

Почему перелётные птицы улетают в тёплые края? (Ответы детей).

Правильно, все эти птицы питаются насекомыми, но осенью насекомые исчезают, птицы лишаются основного корма и улетают в тёплые края.

А сейчас я хочу проверить, как вы знаете перелётных птиц, для этого отгадайте мои загадки.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (Грач)

Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. (Ласточка)

Я в скворечнике живу

Песни звонкие пою. (Скворец)

Клином печальным в небесной дали

С криком прощальным летят… (Журавли)

После каждой загадки воспитатель спрашивает:

Почему вы так думаете?

3. Физкультминутка «Улетают журавли»

Дети легко на носочках бегают, машут руками, имитируя полёт птиц, говорят слова вместе с воспитателем.

Летят журавли, курлычут: курлы-курлы-курлы, как будто говорят: летите вместе с нами. За тёмными лесами, за синими морями есть тёплые края.

Воспитатель:

Улетели перелётные птицы в тёплые края, давайте ещё раз их назовём.

(На экране появляются изображения перелётных птиц, дети их называют).

Молодцы, вы правильно назвали всех перелётных птиц.

Скажите, а какие птицы остались у нас на зиму? (Воробей, ворона, синица, снегирь, сорока, дятел) – выставляются картинки.

Какие это птицы? (Зимующие).

А почему же они не улетают?

Чем питаются эти птицы? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)

Эти птицы всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища семена растений. Зимой они питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

Кар-кар! (Ворона)

Чик-чирик, чив-чив-чив! (Воробей)

Ча-ча-ча! (Сорока)

Синь-синь-синь (Синица)

Воспитатель:

Молодцы, правильно угадали.

5. Игра «Кто лишний?»

А сейчас поиграем ещё в одну игру, где я проверю, как вы запомнили зимующих и перелётных птиц.

1 слайд – 3 зимующие, одна перелётная (если правильный ответ – перелётная птица улетает)

2 слайд – 3 перелётные, одна зимующая (если правильный ответ – зимующая птица улетает)

3 слайд – все птицы зимующие.

Молодцы, справились с заданием.

А сейчас послушайте стихотворение «Птицы зимой» (читает ребёнок)

Сначала падает снежок

На землю тихо, как пушок,

Потом мороз лютует.

А воробьи, синицы

И все другие птицы –

Как они зимуют?

Зимою птицам холодно,

Тоскливо очень, голодно.

Порой терпеть невмочь.

А люди всемогущие,

В тепле всегда живущие,

Должны ли им помочь? А.Григорьев.

Воспитатель:

Как вы считаете должны ли люди помогать птицам зимой? (Ответы детей)

Правильно, конечно, должны. Зима очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Птицы не могут найти корм под снегом. А когда птицы голодные они сильнее мёрзнут и могут погибнуть. Поэтому голод для птиц зимой страшнее холода.

Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей)

Правильно птиц нужно подкармливать.

Зёрнами, салом и хлеба горбушкой

Птиц угощает зимою… (Кормушка)

Правильно, чтобы подкармливать птиц вы с родителями смастерили кормушки. Сегодня мы с вами развесим их на участке.

6. Игра «Улетают – не улетают»

Воспитатель:

А сейчас мы поиграем. Я буду называть птиц. Если назову перелётную – вы «летаете» по залу, если зимующую – подлетаете к кормушке и «клюёте крошки»

Молодцы, вы были внимательны.

Скажите, как вы думаете, для чего нужны птицы? (Ответы детей)

Что может случиться, если птицы вдруг исчезнут?

Давайте вместе подумаем.

Посмотрите, как красиво:

1 слайд – изображение леса (деревья, кустарники, трава, птицы на деревьях, в небе, на водоёме, другие обитатели).

Представим, что исчезли птицы. Насекомые, размножаясь, поедают листья на деревьях, траву, кору деревьев, грызуны портят корни растений.

2 слайд – птиц нет, появилось много насекомых, грызунов.

Растительность постепенно исчезает, корни деревьев, трава не укрепляют почву, она разрушается, появляются овраги.

3 слайд – растительности почти нет, появились овраги.

Конспект занятия

по ознакомлению с природой

старшая группа

Тема: «Пернатые друзья»

Воспитатель: Шаповалова Н.В.

2018г.

Программное содержание:

Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность. Формировать у детей желание заботиться о птицах.

Материал и оборудование:

Два комплекта картинок с изображением птиц (сова, синица, голубь, снегирь, дятел, ласточка, скворец); аудиозапись - голоса птиц; фишки; медали «Знатоки птиц!» (на каждого ребенка).

Ход занятия:

Организационный момент:

«Нам здороваться не лень,

«Здравствуй», говорим мы каждый день

Маме, папе, бабушке и другу.

Пожелай здоровья всем,

Улыбнись друг другу»

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами проведем викторину, которая называется «Пернатые друзья». Для начала вам нужно разделиться на две команды.

(Дети делятся на две команды по принципу девочки – мальчики. Название каждой команды соответствует теме викторины)

Воспитатель: У нас получились две команды.

Команда – Воробьи (мальчики) и команда – Синички (девочки).

Чтобы победить, вы должны внимательно слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания викторины. Выигрывает та команда, которая наберет больше фишек.

1 задание:

Отгадайте загадку, найдите и покажите соответствующее изображение на картинке.

Ночь, как смола, черным черна.

Серой птице не до сна.

Меж кустов как тень скользит,

Караулит, кто не спит.

Ловит каждый шорох чутко,

А как крикнет, станет жутко,

Вздрогнет спящая трава.

Это ухает … (Сова)

(Команда, которая первой отгадает загадку и покажет изображение совы, получает фишку.)

Воспитатель: Давайте посмотрим на картинку . (Показ картинки Сова)

Что вы можете рассказать об этой птице?

Ответы детей.

(Команды получают фишки за рассказ о птице. Воспитатель обобщает ответы детей.)

Воспитатель: Сова - крупная птица. Голова у совы круглая, как тарелка, по бокам головы перышки торчат (словно ушки), клюв крючком. Глаза у нее большие, круглые, но днем сова видит плохо и поэтому охотится ночью. Сова ночью издает звуки, как будто охает – «У-ху». Поэтому и говорят сова «ухает». Давайте послушаем как ухает сова. (Аудиозапись - голос совы)

2 задание:

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Воспитатель: Кто это? Что вы знаете о ней? Чем питается синица?

Воспитатель: Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека. Давайте послушаем голос синицы (Аудиозапись - голос синицы )

Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами синички и немного поиграем.

Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»

Скачет шустрая синица , (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится, (прыжки на левой ноге)

Прыг-скок, прыг- скок, (прыжки на правой ноге)

Завертелась как волчок (кружимся на месте)

Вот присела на минутку, (присели)

Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы вправо – влево)

И с дорожки на плетень, (прыжки на левой ноге на месте)

Тири-тири! (прыжки на правой ноге)

Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)

Воспитатель: Отдохнули? Давайте продолжим.

3 Задание:

Собирает он проворно

Горстью брошенные зерна,

И гнездится под карнизом

Наш любимый… (Голубь сизый)

Дети отвечают на вопросы

Воспитатель: Какой окрас у голубя? Голубь по размеру меньше или больше воробья? Чем питаются голуби? Могут ли голуби передавать письма?

(Команды получают фишки за отгадку и рассказ о птице. Воспитатель обобщает ответы детей).

Воспитатель: Голуби – это птицы, которых можно научить передавать письма. Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место – в свою голубятню. Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам. Голубь – одна из самых добрых и мирных птиц. За это люди избрали ее символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе. (Аудиозапись-голос голубя)

4 задание:

Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел)

Дети отвечают на вопросы:

Воспитатель: Какой окрас у дятла? (У самца на голове красивая ярко-красная «шапочка», а у самочки дятла ее нет.)

Почему дятел в лесу часто стучит по дереву? (Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков). Чем питаются дятлы?

(Команды получают фишки за отгадку и рассказ о птице. Воспитатель обобщает ответы детей) (Аудиозапись-голос дятла)

5 задание:

Воспитатель задает вопросы:

Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края?

Дети: Перелетные.

Воспитатель: Назовите перелетных птиц.

Дети: Ласточка, скворец, журавль, гусь и др.

Воспитатель: Как называются птицы, которые остаются зимовать?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: Назовите зимующих птиц.

Дети: Ворона, синица, воробей, голубь и др.

Воспитатель: Почему одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются зимовать?

Дети: Для перелетных птиц в зимнее время не будет корма – они кормятся насекомыми.

Рассказ воспитателя.

Перелетные птицы должны быть хорошо подготовлены к перелету. За лето птенцы подрастут и окрепнут. Взрослые птицы научат их летать и добывать пищу. Летят птицы в дальние края, где тепло и есть пища. Во время полета птицы преодолевают большие расстояния. У птиц есть крылья, поэтому они могут летать. Хвост помогает им рулить в нужном направлении. Некоторые птицы, которые остаются зимовать, делают запасы семян растений и орехов. Другие перебираются поближе к жилью человека в надежде на помощь. Перья птиц и пух помогают им пережить холод. А вот отыскать под снегом пищу птицам бывает очень трудно. Как мы можем помочь птицам пережить холодную зиму?

Дети: Зимой нужно подкармливать птиц.

Воспитатель:

Нам занятие заканчивать пора,

Утомилась наша детвора.

Всем «спасибо» - скажем дружно,

Отдохнуть ребятам нужно.

Поиграть, покувыркаться,

Чтоб здоровыми остаться.

Давайте подведем итоги, узнаем, какая команда выиграла.

(Подведение итогов и вручение медалей «Знатоки птиц» всем участникам викторины).

Ребята, вам понравилось занятие - викторина? Что нового вы узнали? (Ответы детей).

Молодцы, вы хорошо потрудились, но дома вам придется еще потрудиться. Вместе с родителями вы можете сделать кормушки и принести в детский сад. Мы повесим кормушки на деревьях нашей площадки и наши друзья – птицы будут всю зиму сыты.

Трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать!

Распилить я попросил

Досточку еловую,

Вместе с папой смастерил

Птичкину столовую.

Сценарий образовательной деятельности «Пернатые друзья» .


Место работы: МБОУ ДОД ДДТ «Планета».
Описание : Конспект занятия по развитию речи для детей дошкольного возраста, предназначен для воспитателей и педагогов дополнительного образования.
Цель: развитие монологической и диалогической речи детей.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о птицах, полученные на занятиях ранее.
2.Расширить представления детей о различных видах птиц: перелетные, зимующие, домашние.
3.Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Форма организации деятельности: групповая.
Оборудование: магнитофон, ТВ-панель.
Словарная работа: оперение, перелетные, зимующие, пичужки.
Материал к занятию: изображение разных птиц, аудиозапись, цветная бумага.

Ход образовательной деятельности

1.Организационный этап:
Приветствие, стихи на организацию внимания:
«Нам здороваться не лень,
«Здравствуй», говорим мы каждый день
Маме,папе,бабушке и другу.
Пожелай здоровья всем,
Улыбнись друг другу».

2. Подготовительный этап:
Упражнение «Веселое настроение»:
«Мы друг другу улыбнёмся,
Скажем добрые слова.
Над печалью посмеёмся,
Громко прокричим «Ура!»
Дети слушают музыку «пение птиц».
Загадки о птицах:
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица.
(Воробей).
Он в своей лесной палате
Носит пёстренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит - и легче.
(Дятел).
Носит серенький жилет.
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар.
И кричат: Кар! Кар! Кар!
(Ворона).
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли,
Им с ходулей не сойти.
(Журавли).

Спит или купается
Всё не разувается.
День и ночь на ножках
Красные сапожки.
(Гусь).

3.Основной этап:
Беседа. Вопросы:
-Как вы думаете, почему люди любят птиц?
-Каких птиц называют «перелетными»?
- Почему?
- А каких величают «зимующими»?
-Вы согласны с пословицей «Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того на зелёной ветке».
- Почему? И т.д.
Чтение «Птичка» А. Пчельникова .
- Вопрос: Что можно пообещать птичке, чтобы она осталась?
Дидактическая игра «Летает – не летает». (Воробей – летает, кошка – не летает и т.д.). Вместо ответа дети могут показать движения руками.
Цель игры: закрепить обобщающие понятия: «птицы», «животные».
- Вопрос: Какие птицы не летают? (Курица, страус, пингвин).
Скороговорки:
Три сороки-тараторки
Тараторили на ёлке.

Летят три пичужки
Через три пустых избушки.

4.Итоговый этап:
Изготовление кормушки и птиц способом оригами.
Заключительное слово педагога:
«А урок заканчивать пора,
Утомилась наша детвора.
Всем «спасибо» - скажем дружно,
Отдохнуть ребятам нужно.
Поиграть, покувыркаться,
Чтоб здоровыми остаться».

Методическая разработка. Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Пернатые друзья»

Программное содержание.

Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность. Формировать у детей желание заботиться о птицах.

Предварительная работа.

Чтение художественной литературы о птицах, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением птиц; беседа о повадках птиц. Рисование птиц. Наблюдение за птицами на участке.

Материал и оборудование:

Два комплекта картинок с изображением птиц (сова, синица, голубь, снегирь, дятел, ласточка, скворец); аудиозапись-голоса птиц; презентация-птицы в природе; фишки; нагрудные знаки «Знатоки птиц!» (на каждого ребенка); письмо от Деда Природоведа.

Ход занятия.

«Нам здороваться не лень,

«Здравствуй», говорим мы каждый день

Маме, папе, бабушке и другу.

Пожелай здоровья всем,

Улыбнись друг другу».

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами проведем викторину, которая называется «Пернатые друзья». Для начала вам нужно разделиться на две группы.

(Дети делятся на две команды по принципу «разрезная открытка». Название каждой команды соответствует составленной картинке.)

Воспитатель .

У нас получились две команды. Команда – ВОРОБЬИ и команда – ВОРОНЫ! Чтобы победить, вы должны внимательно слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания. Выигрывает та команда, которая наберет больше фишек.

Внимание, 1 задание! Отгадайте загадку, найдите и покажите соответствующее изображение на картинке.

Ночь, как смола, черным черна.

Серой птице не до сна.

Меж кустов как тень скользит,

Караулит, кто не спит.

Ловит каждый шорох чутко,

А как крикнет, станет жутко,

Вздрогнет спящая трава.

Это ухает … (сова)

(Команда, которая первой отгадает загадку и покажет изображение совы, получает фишку.)

Воспитатель.

Давайте посмотрим на картинку. (показ слайда) Что вы можете рассказать об этой птице? (Команды получают фишки за рассказ о птице. Воспитатель обобщает ответы детей.)

Воспитатель.

Сова - крупная птица. Голова у совы круглая, как тарелка, по бокам головы перышки торчат (словно ушки), клюв крючком. Глаза у нее большие, круглые, но днем сова видит плохо и поэтому охотится ночью. Сова ночью издает звуки, как будто охает – «У-ХУ». Поэтому говорят сова «ухает».

Давайте послушаем как ухает сова (аудиозапись-голос совы)

Задание 2. Слушаем загадку.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Кто это?

Что вы знаете о ней? Чем питается синица?

Команды получают фишки за отгадку и рассказ о птице. Воспитатель обобщает ответы детей (показ слайда)

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека (аудиозапись-голос синицы)

Давайте представим, что мы с вами синички и немного поиграем.

Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

(прыжки на левой ноге)

Прыг-скок, прыг- скок,

(прыжки на правой ноге)

Завертелась как волчок

(кружимся на месте)

Вот присела на минутку,

(присели)

Почесала клювом грудку,

(встали, наклоны головы вправо – влево)

И с дорожки на плетень,

(прыжки на левой ноге на месте)

Тири-тири

(прыжки на правой ноге)

Тень-тень-тень!

(прыжки на месте на двух ногах)

Воспитатель: Отдохнули? Давайте продолжим.

Задание 3.

Собирает он проворно

Горстью брошенные зерна,

И гнездится под карнизом

Наш любимый… (Голубь сизый)

Дети отвечают на вопросы:

Какой окрас у голубя? Голубь по размеру меньше или больше воробья? Чем питаются голуби? Могут ли голуби передавать письма?

Команды получают фишки за отгадку и рассказ о птице. Воспитатель обобщает ответы детей. (показ слайда)

Голуби – это птицы, которых можно научить передавать письма. Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место – в свою голубятню. Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам. Голубь – одна из самых добрых и мирных птиц. За это люди избрали ее символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе». (аудиозапись-голос голубя)

Задание 4.

Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел)

Показ слайда. Детям предлагается ответить на вопросы:

Какой окрас у дятла? (У самца на голове красивая ярко-красная «шапочка», а у самочки дятла ее нет.)

Почему дятел в лесу часто стучит по дереву? (Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков).

Чем питаются дятлы?

Команды получают фишки за отгадку и рассказ о птице. Воспитатель обобщает ответы детей. (аудиозапись-голос дятла)

Задание 5.

Воспитатель задает вопросы:

Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края? (Перелетные.)

- Назовите перелетных птиц. (Ласточка, скворец, журавль, гусь и др.)

Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

Назовите зимующих птиц. (Ворона, синица, воробей, голубь и др.)

Почему одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются зимовать? (Для перелетных птиц в зимнее время не будет корма – они кормятся насекомыми.)

Рассказ воспитателя.

Перелетные птицы должны быть хорошо подготовлены к перелету. За лето птенцы подрастут и окрепнут. Взрослые птицы научат их летать и добывать пищу. Летят птицы в дальние края, где тепло и есть пища. Во время полета птицы преодолевают большие расстояния. У птиц есть крылья, поэтому они могут летать. Хвост помогает им рулить в нужном направлении. Некоторые птицы, которые остаются зимовать, делают запасы семян растений и орехов. Другие перебираются поближе к жилью человека в надежде на помощь. Перья птиц и пух помогают им пережить холод. А вот отыскать под снегом пищу птицам бывает очень трудно. Как мы можем помочь птицам пережить холодную зиму? (Зимой нужно подкармливать птиц )

Раздается стук в дверь. Почтальон приносит письмо. Воспитатель сообщает, что письмо от Деда Природоведа, зачитывает его.

«Здравствуйте, дорогие дети! Наступает зима, скоро будет холодно и выпадет много снега. Я заранее позаботился о наших друзьях – птицах. Начал делать им кормушки, но птиц очень много, а я один. Помогите мне доделать несколько кормушек для птиц! Ваш друг – Дед Природовед».

Давайте подведем итоги, узнает, какая команда выиграла.

Подведение итогов. Вручение всем игрокам нагрудных знаков «Знатоки птиц».

Вам понравилось занятие? Что нового вы узнали? (Ответы детей).

Молодцы, вы хорошо потрудились, но дома вам придется еще потрудиться. Надо сделать кормушки и принести в детский сад. Мы повесим кормушки и наши друзья – птицы будут всю зиму сыты.

А занятие заканчивать пора,

Утомилась наша детвора.

Всем «спасибо» - скажем дружно,

Отдохнуть ребятам нужно.

Поиграть, покувыркаться,

Чтоб здоровыми остаться.

Цель праздника: создание у детей радостного настроения; воспитание интереса и заботливого отношения к птицам - нашим друзьям, закрепление знаний о птицах.

Ход праздника

Дети выходят под музыку в зал и садятся.

В. У меня в руках волшебная снежинка, я предлагаю с ней попутешествовать. Давайте встретимся с нашими друзьями. Вы догадались, о ком я говорю?

Слушанье в записи «Голоса птиц».

В. Морозы жестокие в этом году.

Тревожно за яблоньку в нашем саду.

Тревожно за Жучку: в ее конуре

Такой же морозище, как во дворе.

Но больше всего беспокойно за птиц,

За наших воробышек, галок, синиц.

Ведь очень уж холодно в воздухе им,

Поможем ли мы беззащитным таким?

(Ответы детей.)

В. Поможем! Их надо кормить, и тогда им будет легко пережить холода.

Появляется Буратино.

В. Что случилось? Кто тебя обидел?

Буратино. Мне поставили двойку за то, что я не назвал птиц, которые у нас зимуют.

В. Буратино, не расстраивайся, мы тебе поможем. Хочешь отправиться с нами в путешествие?

Волшебная музыка превращает ребят в снежинок, они попадают в город.

Ведущая показывает письмо, в котором находятся загадки. Если отгадать загадки, то можно узнать, кто прислал письмо.

Птица серая парила,

Крылья серые раскрыла,

Громко каркала она.

Только курочка умна:

Под крылом хохлатка

Спрятала цыпляток!

От кого, ребятки,

Прячутся цыплятки?

(От вороны.)

Розовые яблоки на березе зимней,

Что это за чудо? - непонятно Зине.

Розовые яблоки с ветки покатились,

Птичек красногрудых сможете назвать,

Ведь мою загадку просто отгадать.

(Снегирь.)

Это что за мужичок

Сел за дубом на сучок?

Невелик да деловит,

Зря нисколько не сидит:

Он без молотка, без рук

По стволу стучит: тук-тук.

На асфальте, гру-гру-гру,

Много крошек соберу.

Для того, чтоб их хватило

И подружке сизокрылой,

С ней воркую и летаю,

От врагов нас защищаю.

Птицей мира я зовусь,

И легко я приручусь.

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Игра «Рассели птиц».

В. Ребята, а как можно отличить птиц от других животных?

А у кого еще есть крылья и хвост? (Самолеты, стрекоза, машина, летучая мышь, мельница.)

В. Ребята, послушайте, как грач приглашал синичек отправиться на юг.

Грач на березовой ветке

Признался синичке-соседке:

Ты славная птичка-синичка,

Словно родная сестричка,

Мне жалко тебя покидать,

Но время уже улетать.

Тут холодно будет зимой.

Давай-ка, синичка, с тобой

Отправимся вместе на юг,

Поверь мне, что я тебе друг.

Синичка. - На юг я совсем не хочу! -

Синичка сказала грачу.

В дружбу я верю, но все же

Не полечу никуда.

Нам Петя зимой поможет

Перенести холода,

Он заботлив и весел.

Я верю, что снова зимой

Для нас он кормушки повесит

Под елкой и под сосной.

Дети. Мы ячменем и овсом

Кормим птичек за окном.

К нам обедать по привычке

Прилетают две синички,

Пара сизых голубей

И знакомый воробей.

А за ним его семья,

И соседи, и друзья.

Вылетают зимующие птицы: воробей, снегирь, свиристель, синица, сорока.

Все. Не страшны нам холода,

Ведь в кормушке есть еда!

Игра «Займи домик».

Я - веселый воробьишка,

Серый маленький воришка.

Я беспечен и болтлив,

И пуглив: чив-чив!

Дни мои зимою тяжки -

Нет ни крошки, ни букашки,

Вот тогда я молчалив,

Еле жив! Чив-чив!

Стынут лапы на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо? - на березе

Яблоки поспели.

Подойду поближе к ней -

И глазам не верится:

Стайка алых снегирей

Облепила деревце!

Свиристели

Прилетели свиристели,

Заиграли на свирелях,

Засвистели: «Свири-свир!

Мы в лесу устроим пир!

Все тропинки замело,

Снег блестит, искрится.

Клювиком в мое стекло

Стукнула синица.

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

Всюду я летаю,

Все на свете знаю.

Знаю каждый куст в лесу,

Новость на хвосте несу.

Может быть, меня за это

И зовут «Лесной газетой»?

Игра «Птичка, пискни»

Одному из играющих завязываются глаза. Остальные садятся на стулья. Водящий подходит к любому участнику, садится ему на колени и просит: «Птичка, пискни!». Тот пытается изобразить писк. Водящий должен угадать, к кому на колени он сел.

(Снежинка под музыку метели отправляет ребят в зимний лес.)

В. Какие птицы живут в лесу? (Ответы детей.)

Дятел пестрый, пестрый.

Нос у дятла острый,

Шапка красная на нем,

Сразу дятла узнаем.

Постучит он - тук-тук-тук!

И погибнет вредный жук.

Совушка-сова,

Большая голова,

На дубу сидит.

Головой вертит.

Кружат снежные метели,

По ночам трещит мороз,

На вершине пышной ели

Лущит шишку яркий клест.

Он мороза не боится,

Не страшна ему зима!

Сосны, ели дарят птице

Золотые семена.

Ведущая рассказывает детям про клеста.

Игра «Совушка и мыши».

Снежинка отправляет всех ребят в Антарктиду.

В. Какая птица не летает? Отгадайте загадку:

Ну и модники, однако!

Снег и лед кругом,

А они идут во фраках

К проруби гуськом.

Танец «Пингвины».

Листовка для детей и их родителей

Береги природу!

Земля, вода, лес - наше богатство, наше здоровье!

Вспомним слова Михаила Пришвина: «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи - горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

Но люди наносят природе большие и маленькие раны: загрязняют воздух и воду, из-за них исчезают навсегда животные и растения.

Маленькие раны природы.

Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, срывать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, уничтожать лягушек и жаб.

Будет ли природе хуже, если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток или сорвешь три-четыре цветка, или поймаешь одну-единственную бабочку?

Да, природе будет хуже!

Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну такую рану нанесешь ты, другую - твой товарищ, третью, четвертую, пятую - кто-то еще, что же станет с природой? А ведь природе сейчас очень трудно залечить даже самые маленькие раны.

Что нужно знать об охране природы?

Сейчас люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому во многих странах ведется большая работа по ее охране. Ведется такая работа и в нашей стране.

Многие заводы и фабрики переоборудованы и уже не загрязняют воздух и воду.

На месте вырубленных лесов люди сажают новые.

Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных.

Создаются заповедники - участки, где вся природа неприкосновенна.

Конечно, люди и сейчас продолжают использовать природу. Но делать это нужно так, чтобы не причинить ей вреда.

К сожалению, еще не все люди хотят и умеют беречь природу.