Последний из рода рюриковичей. В чем разница между титулами: Царь, король и император? От царей к императорам. Петр Великий


Введение

2. Основные формы правления

2.1 Монархическая форма правления

3. Политические режимы

3.2 Виды политических режимов

Заключение

Список литературы



Введение

Для характеристики сущности государства особое значение имеют философские категории содержание и форма. Содержание выражается в основных направлениях деятельности государства по решению стоящих перед ним на том или ином этапе общественного развития задач, т.е. в его функциях. А форма представляет собой внешнее выражение содержания.

В настоящее время форму государства рассматривают как единство трех основных элементов - формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

Политический (государственно правовой) режим - это совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Цель контрольной работы рассмотреть формы правления и политические режимы их соотношение и специфику.

1. Рассмотреть общие положения о формах правления;

2. Рассмотреть формы правления;

3. Рассмотреть значение и виды политических режимов.



1. Общие положения о формах правления

Древнегреческие мыслители Геродот, Платон и Аристотель, рассуждая о природе и функциях правительства, пришли к выводу и что оно может быть трех типов:

Правление одного;

Правление немногих;

Правление многих или большинства.

Каждый из этих нормальных типов правления может искажаться. Правление доброго царя называется монархией, а правление злого - тиранией (которая сегодня именуется диктатурой). Правление большого числа благородных граждан называется аристократией, (правление лучших), а правление группой нечестных граждан лиц - олигархией. Если у власти стоит большинство населения и оно благородное, то власть называется демократией. Но если это большинство представлено худшими людьми, то их правление называется охлократией (власть толпы). Греки были невысокого мнения о демократии в принципе, называя ее властью толпы.

Так, античные философы выделяли три правильные формы государства -монархию, аристократию и демократию и три неправильные, означающие упадок или искажение первых: неограниченная монархия -превращается в автократию (тиранию), неограниченная аристократия - в олигархию, неограниченная демократия - в охлократию анархию.

Демократия происходит от двух греческих слов: «демос» - «народ» «кратос» - «власть, правление». Демократия обозначает такое устройство, при котором все граждане управляют своей собственной жизнью определяют общественную жизнь и оказывают на нее влияние. При демократии народ суверенен, т. е. независим от властей в выборе способа жизни. Суверенитет означает, что законным источником власти выступает именно народ.

Демократия основана на признании народа в качестве источника Главные принципы демократии - власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона разделение властей, выборность главы государства, представительных органов.

При демократии люди совершенно свободны в принятии решений о том, что для них хорошо, а что плохо. Поэтому, если в обществе подобное право узурпирует политическая партия или правительство, решая, какой экономический уклад, какое политическое устройство, какой распорядок жизни лучше всего подходит народу, такое устройство нельзя считать демократическим. К сожалению, и при царском режиме, и при советской власти, и при новом демократическом правлении возможность российских граждан распоряжаться своей судьбой была в той или иной степени ограничена. Следовательно, говорить о демократическом устройстве нашего общества еще рано. При демократии правительство - это совокупность выбранных народом высших руководителей, которые для лучшего исполнения государственных дел нанимают штат чиновников. Таким образом, народ только выбирает, но и оплачивает свое руководство. Стало быть, демократия означает свободу не только в выборе политического режима, но и в определении размеров налога, который берется с граждан. Через налоги граждане оплачивают услуги аппарата управления, потому только они вправе определять, справляется со своей задачей аппарат или нет. Если в какой-то стране простые люди никак не влияют на то, куда идут их налоги, не могут сократить госаппарат, то говорить здесь о демократии нельзя.



2. Основные формы правления

2.1Монархическая форма правления

Монархия (от греч. monarchia-единовластие, единодержавие) - форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (царя, короля, императора, фараона, шаха), и в большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству.

Монархии в свою очередь подразделяются на абсолютные (неограниченные) и дуалистические, или конституционные (ограниченные).

Абсолютная монархия характеризуется рядом отличительных особенностей.

Во-первых, верховная власть полностью принадлежит единоличному главе государства (монарху). Она ничем не ограничена и не распределена между другими субъектами. Монарх лично осуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть.

Во-вторых, верховная власть передается по наследству. Это общее правило. Исключения возможны в двух случаях: убийство монарха и отсутствие наследников. Причем первый случай будет исключением тогда, когда монархом станет не наследник. Любопытно, что в истории были периоды, когда исключения становились почти правилом. Так, в Византии из ста девяти царствовавших императоров семьдесят четыре были убиты и во всех семидесяти четырех случаях престол переходил к цареубийце не по наследству, а по праву захвата. И при коронации императора Цхи-мисхия патриарх Полуевкт провозгласил даже новый догмат: таинство помазания на царство смывает все грехи, в том числе и грех цареубийства 1 . В случае отсутствия наследников монарх избирается той или иной частью населения, а затем снова вступает в действие наследственный порядок передачи власти.

В-третьих, власть монарха является пожизненной. Нарушается это правило в тех случаях, когда монарх добровольно отрекается от престола, либо его свергают.

В-четвертых, полностью отсутствует юридическая ответственность монарха как главы государства. Безответственность монарха распространяется не только на политическую его деятельность, но и на его действия, имеющие уголовный характер, например, убийство в запальчивости, нанесение личного оскорбления. Известный русский юрист Н.М. Коркунов рассматривал этот признак в качестве основного при делении формы правления на монархии и республики. «Именно в этом различии ответственности и безответственности заключается различие президента республики и монарха, а не в объеме или характере их функций. Президент Северо-Американских Соединенных Штатов пользуется большей властью, нежели английская королева; но президент ответственен перед конгрессом и потому не монарх; английская королева, напротив, безответственна и потому, несмотря на всю ограниченность своей власти, остается все же монархиней» .

Из всех вышеназванных особенностей абсолютной монархии в дуалистической монархии в чистом виде сохраняется наследственный порядок передачи власти и пожизненное обладание ею. Все остальные признаки претерпевают более или менее существенные изменения. Однако главное отличие состоит в том, что власть монарха ограничена каким-либо представительным органом. Именно поэтому она и называется дуалистической. Так, в сословно-представительной монархии власть монарха ограничивалась Земским Собором в России (середина XVI в. - конец XVII в.), Генеральными штатами во Франции (1302-1789). При этом степень ограничения была невысокой. Они созывались монархом главным образом для получения согласия на решение тех или иных вопросов, например, сбор налогов. В дуалистической монархии - монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное только перед ним, а законодательная власть юридически принадлежит парламенту, подчиненному монарху (Германия, 1871-1918). Здесь, как видим, степень ограничения значительно больше. П.А. Сорокин к этой форме монархии относил Российскую империю после 1906 г. Вместе с тем, дуалистическая монархия все же оставляет за монархом огромную власть. Ограничение полномочий монарха касается почти исключительно законодательной работы. В дележе управления он, как и в абсолютной монархии, неограничен. Власть короля по-прежнему считается «данной от Бога» и независимой от народа. У нас по «Основным законам» 1906 г. царь по-прежнему назывался «самодержавным». Особа его считалась священной и неприкосновенной .

Парламентская (конституционная) монархия предполагает максимальное ограничение власти монарха. Известная поговорка: «Король царствует, но не управляет» вполне применима к парламентской монархии. Специфика данной разновидности монархической формы правления во многом совпадает с отличительными особенностями парламентской республики, которые будут рассмотрены ниже.

Сегодня в мире насчитывается 28 монархий, а формально более 40, так как в ряде стран Содружества, возглавляемого Великобританией, - Канаде, Новой Зеландии, Барбадосе и других - главой государства формально-юридически считается королева Великобритании .

Большая часть стран с такой формой правления - парламентские (конституционные) монархии, где власть правителя ограничена как писаным законом, так и активно действующими законодательными и исполнительными органами. К ним относятся Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Япония и др. До недавнего времени абсолютной монархией являлась Саудовская Аравия. В 1992 г. там принята Конституция и с этого момента более правильно ее рассматривать в качестве дуалистической монархии. С определенными оговорками к абсолютной монархии сегодня можно отнести Оман, хотя и там, в 1996 г. была принята Конституция.

2.2 Республиканская форма правления

Три правильные формы правления: монархию, аристократию и демократию - можно объединить в одну и назвать ее республикой.

Республика (лат. respublica, от res - дело и publicus - общественное дело) - форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются населением, либо специальными коллегиями выборщиков.

В отличие от монархии республике свойственны следующие особенности.

Во-первых, источником власти является народ (избирательный корпус), который в процессе прямых или косвенных выборов делегирует свои властные полномочия представительному органу. Первые республики возникли в Древней Греции и Древнем Риме. Так, в Афинской демократической республике в выборах высшего органа государственной власти (Народного собрания) принимали участие все полноправные граждане Афин. В аристократических республиках правом принимать участие в избрании (формировании) высших органов государства пользовались не все граждане, а лишь представители военно-земельной знати. Истории известен целый ряд цензов, т.е. условий для получения и осуществления избирательного права (возрастной, гражданства, грамотности, имущественный, образовательный, половой, расовый, языковый и др.). Наличие их в законодательстве того или иного государства приводило к ограничению права принимать участие в избрании высших органов государственной власти. В настоящее время в подавляющем большинстве государств существуют лишь возрастной ценз и ценз гражданства.

Во-вторых, высшие органы государственной власти осуществляют власть от имени и в интересах народа либо соответствующей социальной группы.

В-третьих, в республике законодательно ограничивается срок полномочий высших органов государственной власти, как правило, он равен 4-5 годам.

В-четвертых, обязательное наличие законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти.

В настоящее время из 190 государств в мире 150 являются республиками.

Республики можно классифицировать по различным основаниям. В частности, Н.М. Коркунов и Г.Ф. Шершеневич в зависимости от степени непосредственного участия народа в осуществлении функций государственного властвования выделяли чистые, или непосредственные, республики и республики представительные. Непосредственной республикой называется такая форма правления, где народу принадлежит право непосредственного участия в осуществлении законодательной функции. В представительных же республиках непосредственное осуществление всех функций властвования предоставлено уполномоченным от народа учреждениям, а самому народу непосредственно принадлежит лишь право избрания своих представителей.

Сегодня все республики принято подразделять на три разновидности: президентские, парламентские (парламентарные) и смешанные. При этом первые два вида называют классическими или традиционными.

Классическая президентская республика характеризуется следующими отличительными признаками: президент избирается населением всей страны или выборщиками; является одновременно главой государства и правительства; обладает достаточно широкими полномочиями в экономической, политической и военной сферах; самостоятельно формирует правительство; правительство несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом; президент не может распустить парламент; отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов. В частности, парламент утверждает представляемый президентом бюджет.

Сегодня к числу классических президентских республик, и то не без оговорок, можно отнести США, Сирию.

Классическая парламентская республика характеризуется следующими признаками: верховная власть принадлежит парламенту, который избирается всем населением государства; правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте; возглавляет правительство премьер-министр, являющийся, как правило, лидером партии, победившей на парламентских выборах; правительство несет ответственность перед парламентом, который может отправить его в отставку; допускается существование должности президента, который избирается парламентом, либо специальной коллегией выборщиков, состоящей из членов парламента. При этом реальными полномочиями президент в парламентской республике не обладает.

В настоящее время классическими парламентскими (парламентарными) республиками являются Италия, Австрия.

Рассмотренные выше формы правления и ныне сохраняют свое значение, все они существуют в различных государствах мира. Но на их базе и наряду с ними, путем совмещения и появления новых признаков возникают неизвестные ранее формы, причем эта тенденция набирает силу. Особый интерес в этом плане представляет анализ нетипичных форм правления современных государств, проведенный профессором В.Е. Чиркиным.

«Чистых», традиционных форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, соединяют разные черты. Появляются смешанные и «гибридные» формы правления, характеризующиеся утратой жесткости существующих классификаций по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (например, в Малайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентской республики (Колумбия по Конституции 1991 г.) «Чистые» формы правления наряду с достоинствами имеют недостатки, присущие форме как таковой. Например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму. Об этом отчетливо свидетельствует появление суперпрезидентских республик в ряде государств Латинской Америки, в России, а также президентско-монистических республик в отдельных государствах Африки. Парламентарной же республике имманентно присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Так, за полсотни послевоенных лет в парламентской республике Италии сменились более полусотни кабинетов министров, причем средняя продолжительность их существования была менее года. Включение элементов президентской республики в парламентскую, а парламентской - в президентскую, применение других методов помогает преодолеть недостатки «чистых» форм. В результате остается все меньше «чистых» президентских или парламентских республик, возникают полупрезидентские, полупарламенентские республики .

Наиболее характерной чертой полупарламентской республики является ограничение вотума недоверия. В Германии, например, предусмотрен «конструктивный вотум недоверия» (за недоверие канцлеру (премьер-министру) должно проголосовать значительное количество членов парламента).

Наиболее характерной чертой полупрезидентской республики является установление ответственности перед парламентом отдельных министров, но не главы правительства, которым фактически, а часто и юридически остается президент. Эта тенденция нашла свое выражение в конституционном праве ряда стран Латинской Америки - Венесуэле, Колумбии, Перу, Уругвае и др.


3. Политические режимы

3.1 Значение политического режима

Истории известны самые различные политические режимы: деспотический, теократически-монархический, аристократический (олигархический), демократический, абсолютистский, клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский, «просвещенного абсолютизма», бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, фашизмоподобный, марионеточный, авторитарный, тоталитарный и ряд других.

В первом значении политический режим полностью отождествляется с формой государства, является ее синонимом и с этой точки зрения включает в себя форму правления и форму государственного устройства.

Во втором значении политический режим рассматривается не только и не столько как государствоведческое понятие, сколько как явление во многом предопределяющее особенности функционирования политической системы общества в целом.

В третьем значении политический режим используется для характеристики различных способов, приемов и методов осуществления государственной власти в обществе. Это узкое значение данной категории, в котором она используется, прежде всего, в юриспруденции в качестве особого третьего элемента, характеризующего форму государства, наряду с формой правления и формой государственного устройства.

Особенность данной формы государства состоит в том, что она имеет определенную самостоятельность и напрямую не зависит от иных форм. Так, в государствах с монархической (кроме абсолютной монархии) и республиканской формой правления может существовать один и тот же политический режим. Более того, в целом ряде современных ограниченных монархий существует значительно более демократический режим, чем в отдельных современных республиках. Еще в меньшей степени политический режим детерминирован той или иной формой государственного устройства.

Можно с уверенностью утверждать, что ни в одном государстве мира не существует и не существовало абсолютно идентичных политических режимов. Каждый из них имеет свои особенности, свою специфику, которые обусловливаются влиянием огромного количества социально-экономических, общественно-политических, классовых, религиозных, нравственных и иных факторов. Следует обратить внимание и на то, что относительная стабильность указанных факторов приводит к относительной стабильности политического режима конкретного государства в конкретный исторический период времени. И наоборот, их изменения приводят к тем или иным модификациям рассматриваемой формы государства.

3.2 Виды политических режимов

В учебной литературе по теории государства и права политические режимы обычно подразделяют на две основные разновидности: демократические и антидемократические.

Демократическому политическому режиму присущи: наличие в государстве демократии, т.е. такой формы власти, которая основана на признании народа в качестве источника власти; выборность и сменяемость высших органов государственной власти, их подотчетность избирателям; разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; конституционное признание, закрепление и реальное гарантирование основных личных, экономических, политических и иных прав и свобод человека и гражданина, (ограничение прав и свобод допускается только на основании и в соответствии с законом); защищенность личности от произвола и беззакония, возможность реально защищать свои права, свободы и законные интересы от любых посягательств, в том числе государственных органов и должностных лиц; существование ряда политических, в том числе оппозиционных, партий; невмешательство государства в частную жизнь граждан; гласность в деятельности государства .

Антидемократический режим является противоположностью демократического и характеризуется обратным набором признаков. Особое значение имеет подразделение данной разновидности политического режима на собственно антидемократические и псевдодемократические. Для последних характерно формальное признание и конституционное закрепление наиболее значимых демократических институтов и ценностей, с одной стороны, и их полное или частичное игнорирование - с другой. Типичными примерами псевдодемократических режимов являются режимы, существовавшие в бывшем СССР и ряде других стран социалистического содружества. В настоящее время подобные режимы существуют в Корейской Народно-Демократической Республике и на Кубе.

В зависимости от степени ограничения демократии антидемократические режимы подразделяются на авторитарные, тоталитарные и фашистские.

Авторитарный режим характеризуется нарушением принципа разделения властей, ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительных органов, концентрацией огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов и как следствие - незаконным ограничением прав и свобод граждан, возможностью запрещения политических партий и других организаций.

Тоталитарный режим отличается полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, огосударствлением общественных организаций, вмешательством государства в частную жизнь граждан, господством одной политической партии или движения, запрещением или существенным ограничением деятельности оппозиционных партий, наличием одной «официальной» идеологии, преследованием за инакомыслие, значительным ограничением прав, свобод и законных интересов личности.

Фашистский режим - это тоталитаризм в его наиболее откровенной форме. Аппарат государственной власти достигает огромных размеров и создается по типу пирамиды, на вершине которой стоит единоличный правитель, обладающий неограниченными полномочиями. Фашистский режим полностью ликвидирует демократические права и свободы, уничтожает все оппозиционные организации и учреждения, опирается в своей деятельности на массовый идеологический и физический террор. Фашизм - это явление XX в. Впервые он возник в 1919 г. в Италии, где после захвата власти в 1922 г. фашистами установилась соответствующая диктатура, которая просуществовала до 40-х годов. В 1920 г. в Германии была организована национально-социалистическая рабочая партия во главе с А.Гитлером, которая в 1933 г. победила на всеобщих выборах, т.е. получила власть демократическим путем и после этого установила режим кровавой фашисткой диктатуры. В настоящее время откровенно фашистских режимов но существует, но это отнюдь не означает, что они не могут возникнуть.



Заключение

Формы правления - организация власти, характеризуемая формальным источником. В монархии формальным источником им является одно лицо: король, царь, фараон и т. д. В республике им кону источником власти является большинство.

До сих пор в науке не утихают споры о том, как надо правильно классифицировать формы правления. Предлагают самые разные и варианты, но все сходятся в том, что самой лучшей является типология Аристотеля. Он выделял три основные формы (монархию, аристократию, демократию) и три извращенные формы (тиранию, олигархии охлократию).

С того времени ничего принципиально нового научная мысль придумала, она лишь перекраивала то, что было создано прежде, почему прогресс науки вдруг остановился? Возможно, что причиной служит закономерность истории: она повторяется в своих главных чертах, воспроизводя на каждом новом витке старое, но в измененной под новые условия форме. Человечество подолгу примеряет себе ту или иную форму правления, что-то меняя в ней, и совершенствую либо, отвергая сразу неудачный проект. Политическое творчество продолжается всегда долго и мучительно.

с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Хоть историю России каждый из нас изучал в школе, далеко не все знают о том, кто был первым царём на Руси. Этим громким титулом в 1547 г. стали именовать Ивана IV Васильевича, прозванного за свой нелёгкий характер, жестокость и крутой нрав Грозным. До него все правители на русских землях были великими князьями. После того как Иван Грозный стал царём, наше государство вместо Московского княжества начали называть Русским царством.

Великий князь и царь: в чём разница?

Разобравшись с тем, кого первым нарекли царём всей Руси, следует выяснить, для чего стал необходим новый титул. К середине XVI столетия земли Московского княжества занимали 2,8 тысячи квадратных километров. Это было огромное государство, раскинувшееся от Смоленской области на западе до Рязанского и Нижегородского уездов на востоке, от калужских земель на юге до Северного Ледовитого океана и Финского залива на севере. На столь огромной территории проживало около 9 млн человек. Московская Русь (так иначе называли княжество) являлась централизованным государством, в котором все регионы подчинялись великому князю, то есть Ивану IV.

К XVI веку перестала существовать Византийская империя. Грозный вынашивал идею стать покровителем всего православного мира, а для этого ему необходимо было укрепить авторитет своего государства на международном уровне. Изменение титула в данном вопросе играло не последнюю роль. В странах Западной Европы слово «царь» переводили как «император» либо оставляли в нетронутом виде, в то время как «князь» у них ассоциировался с герцогом или принцем, что было на разряд ниже.

Детство государя

Зная, кто на Руси стал первым царём, интересно будет познакомиться с биографией этого человека. Иван Грозный появился на свет в 1530 году. Его родителями были Великий московский князь Василий III и княжна Елена Глинская. Будущий правитель русских земель рано осиротел. Когда ему исполнилось 3 года, умер его отец. Так как Иван был единственным наследником престола (его младший брат Юрий родился умственно отсталым и не мог возглавить Московское княжество), правление русскими землями перешло к нему. Произошло это в 1533 году. Фактической правительницей при малолетнем сыне некоторое время была его мать, однако в 1538 году не стало и её (по слухам, она была отравлена). Полностью осиротев к восьмилетнему возрасту, будущий первый царь на Руси рос среди опекунов-бояр Бельских и Шуйских, которых ничего, кроме власти, не интересовало. Взрослея в атмосфере лицемерия и подлости, он с детства не доверял окружающим и от каждого ожидал подвоха.

Принятие нового титула и женитьба

В начале 1547 г. Грозный объявил о своём намерении венчаться на царство. 16 января этого же года ему был присвоен титул царя всей Руси. Корону на голову правителя возложил митрополит Московский Макарий — человек, пользующийся авторитетом в обществе и имеющий на юного Ивана особое влияние. Торжественное венчание состоялось в Успенском соборе Кремля.

Будучи 17-летним отроком, новоиспечённый царь задумал жениться. В поисках невесты сановники объездили все русские земли. Жену Иван Грозный отбирал из полутора тысяч претенденток. Больше всего пришлась по душе ему юная Анастасия Захарьина-Юрьева. Она покорила Ивана не только своей красотой, но и умом, целомудрием, набожностью, спокойным характером. Венчавший Грозного на царство митрополит Макарий одобрил выбор и обвенчал молодожёнов. Впоследствии у царя были и другие супруги, но Анастасия была из них всех для него самой любимой.

Московское восстание

Летом 1547 г. в столице случился сильный пожар, который не могли потушить 2 дня. Его жертвами стало около 4 тысяч человек. По городу распространились слухи, что столицу подпалили родственники царя Глинские. Разгневанная толпа людей отправилась к Кремлю. Дома князей Глинских подверглись разграблению. Результатом народных волнений стало убийство одного из членов сего знатного рода — Юрия. После этого восставшие явились в село Воробьёво, где от них прятался юный царь, и потребовали выдать им всех Глинских. Бунтовщиков с трудом удалось утихомирить и отправить обратно в Москву. После того как восстание пошло на убыль, Грозный приказал казнить его организаторов.

Начало реформирования государства

Московское восстание перебросилось на другие русские города. Перед Иваном IV возникла необходимость проведения реформ, направленных на наведение порядка в стране и укрепление его самодержавия. Для этих целей в 1549 году царём была создана Избранная Рада — новая правительственная группировка, в состав которой входили верные ему люди (митрополит Макарий, священник Сильвестр, А. Адашев, А. Курбский и другие).

К этому периоду относится начало активной реформаторской деятельности Ивана Грозного, направленной на централизацию его власти. Для управления различными отраслями государственной жизни первый царь на Руси создал многочисленные приказы и избы. Так, внешней политикой Российского государства руководил Посольский приказ, во главе которого на протяжении двух десятилетий стоял И. Висковитый. Принимать заявления, прошения и жалобы от простых людей, а также проводить по ним расследования обязана была Челобитная изба, находящаяся под контролем А. Адашева. Борьбу с преступностью возложили на Разбойный приказ. Он выполнял функции современной полиции. Столичную жизнь регулировал Земский приказ.

В 1550 г. Иван IV издал новый «Судебник», в котором были систематизированы и отредактированы все существующие в Российском царстве законодательные акты. При его составлении были учтены изменения, произошедшие в жизни государства за последние полвека. В документе впервые вводилось наказание за взяточничество. До этого Московская Русь жила по «Судебнику» 1497 года, законы которого к середине XVI века заметно устарели.

Церковная и военная политика

При Иване Грозном значительно усилилось влияние православной церкви, улучшилась жизнь духовенства. Этому способствовал созванный в 1551 г. Стоглавый Собор. Положения, принятые на нём, способствовали централизации церковной власти.

В 1555-1556 годах первый царь на Руси Иван Грозный вместе с Избранной Радой разработал «Уложение о службе», способствующее увеличению численности Российской армии. В соответствии с данным документом каждый феодал обязан был выставлять со своих земель определённое количество солдат с конями и вооружением. Если помещик поставлял царю воинов сверх нормы, его поощряли денежным вознаграждением. В том случае, когда феодал не мог предоставить необходимое количество солдат, он платил штраф. «Уложение о службе» способствовало улучшению боеспособности армии, что было немаловажно в условиях проведения Иваном Грозным активной внешней политики.

Увеличение территории

В царствование Ивана Грозного активно проводилось завоевание соседних земель. В 1552 г. к составу Русского государства было присоединено Казанское ханство, а в 1556 г. — Астраханское. Помимо этого владения царя расширились за счёт завоевания Поволжья и западной части Приуралья. Зависимость от русских земель признали кабардинские и ногайские правители. При первом русском царе началось активное присоединение Западной Сибири.

На протяжении 1558-1583 годов Иван IV вёл Ливонскую войну за выход России к берегам Балтийского моря. Начало боевых действий было для царя удачным. В 1560 г. русским войскам удалось полностью разгромить Ливонский орден. Однако успешно начатая война затянулась на долгие годы, привела к ухудшению положения внутри страны и закончилась для России полным разгромом. Царь начал искать виновных в своих неудачах, что привело к массовым опалам и казням.

Разрыв с Избранной Радой, опричнина

Адашев, Сильвестр и прочие деятели Избранной Рады не поддерживали завоевательную политику Ивана Грозного. В 1560 г. они выступили против ведения Россией Ливонской войны, за что вызвали гнев правителя. Первый царь на Руси разогнал Раду. Её члены подверглись преследованиям. Не терпящий инакомыслия Иван Грозный задумался об установлении на подвластных ему землях диктатуры. Для этого с 1565 г. он начал проводить политику опричнины. Её суть заключалась в конфискации и перераспределении боярских и княжеских земель в пользу государства. Такая политика сопровождалась массовыми арестами и казнями. Её результатом стало ослабление местной знати и усиление на этом фоне власти царя. Опричнина длилась до 1572 года и была прекращена после опустошительного нашествия на Москву крымских войск под предводительством хана Девлет-Гирея.

Политика, которую проводил первый царь на Руси, привела к сильному ослаблению экономики страны, опустошению земель, разорению имений. К концу своего правления Иван Грозный отказался от казни как способа наказания виновных. В своём завещании от 1579 года он раскаивался в своей жестокости по отношению к подданным.

Жёны и дети царя

Иван Грозный вступал в брак 7 раз. Всего у него родилось 8 детей, 6 из которых умерли в детстве. Первая супруга Анастасия Захарьина-Юрьева подарила царю 6 наследников, из них до взрослого возраста дожили только двое — Иван и Фёдор. Сына Василия государю родила вторая жена Мария Темрюковна. Он умер в 2 месяца. Последнего ребёнка (Дмитрия) Ивану Грозному родила его седьмая жена Мария Нагая. Мальчику суждено было прожить всего 8 лет.

Взрослого сына Ивана Ивановича первый русский царь на Руси убил в 1582 году в порыве гнева, поэтому единственным наследником трона оказался Фёдор. Именно он возглавил престол после кончины своего отца.

Смерть

Иван Грозный правил Русским государством до 1584 года. В последние годы своей жизни из-за остеофитов ему было сложно ходить самостоятельно. Отсутствие движения, нервозность, нездоровый образ жизни привели к тому, что в 50 лет правитель выглядел стариком. В начале 1584 года его тело начало распухать и издавать неприятный запах. Доктора называли болезнь государя «разложением крови» и предрекали ему быструю кончину. Грозный умер 18 марта 1584 г., во время игры в шахматы с Борисом Годуновым. Так закончилась жизнь того, кто был первым царём на Руси. По Москве упорно ходили слухи, что Иван IV был отравлен Годуновым и его подельниками. После смерти царя престол достался его сыну Фёдору. Фактически же правителем страны стал Борис Годунов.


Герой для одного часто является тираном для другого. Этот афоризм часто вспоминают и сегодня, не говоря о прошлом - оно в политике многих стран было очень и очень неоднозначным. Всем известно, что историю пишут победители и даже самые жестокие из них могли пройти реабилитацию временем и правильной идеологией.

Эти правители и политические деятели прошлого - давнего и не очень, строили свои государства за счет жизней множества людей. И неважно, как они это делали - отправляли на безумные войны или использовали как рабочую силу. И в том и в другом случае можно говорить о беспощадной тактике достижения целей. Именно такие правители вошли в наш список 12 самых жестоких правителей в истории человечества.

Калигула — Гай Юлий Цезарь Август Германик

Годы правления: 37-41 н.э.

Калигула был очень популярен, потому что сначала он освободил граждан, которые были несправедливо заключены в тюрьму и избавил их от жестокого налога с продаж. Но потом он сошел с ума и больше никогда не был прежним. Калигула устранял политических соперников с изощренной жестокостью, устраивал дикие разгулы с людьми и животными и вообще вел себя несдержанно.

Чингисхан

Годы правления: 1206-1227

Отец Чингисхана был отравлен, когда мальчику было девять. Свое детство он провел в качестве раба, но смог объединить племена монголов и завоевать огромный кусок Центральной Азии и Китая. Чингисхана называют самым жестоким правителем из-за его массовых убийств, когда вырезались не просто группы, а целые народы или классы.

Томас Торквемада

Годы правления: 1483-1498 (как Великий Инквизитор)

Торквемада был назначен Великим инквизитором во время испанской инквизиции. Он установил трибуналы в нескольких городах, составил систему для других инквизиторов и сделал пытки главным инструментом для получения признательных показаний. Историки считают, что Торквемада был ответственен за две тысячи человек сгоревших на костре.

Иван IV (Иван Грозный)

Годы правления: 1547-1584

Иван IV начал свое жестокое правление путем реорганизации центрального правительства и ограничения власти наследственных аристократов (князей и бояр). После смерти своей первой жены, Иван начал террор, устраняя главные боярские роды. Он также избил свою беременную дочь и убил своего сына в припадке гнева.

Королева Мария I (Кровавая Мэри)

Годы правления: 1553-1558

Единственный ребенок короля Генриха VIII и Екатерины Арагонской Мэри, стала королевой Англии в 1553 году и вскоре установила католицизм (после предыдущих правителей-протестантов) в качестве основного вероисповедания и вышла замуж за Филиппа II короля Испании. Во времена ее жестокого правления протестанты горели на костре как сухие ветки, а сама Мэри стала Кровавой.

Графиня Элизабет Батори

Годы правления: 1590-1610

Эта жестокая правительница заманивала молодых крестьянок в свой замок, обещая им работу в качестве служанок, после чего жестоко пытала их до смерти. Согласно популярной версии, она пытала и убила около 600 молодых женщин.

Мехмед Талаат Паша

Годы правления: 1913-1918

Историки считают, что Талаат-паша был самым жестоким правителем и ведущей фигурой в геноциде армян. Как министр внутренних дел, он нес ответственность за депортации, которые в конечном итоге привели к гибели 600000 армян. Он был убит в Берлине в 1921 году. Будучи любителем истории, Адольф Гитлер отправил его тело обратно в Стамбул в 1943 году, надеясь склонить Турцию к сотрудничеству.

Иосиф Сталин

Годы правления: 1922-1953

Сталин стал самым жестоким правителем в 1930-е годы, что совпало с массовым голодом, тюремным заключением миллионов людей в трудовых лагерях ГУЛАГа, и «Великой Чистки» интеллигенции, в правительстве и вооруженных силах.

Адольф Гитлер

Годы правления: 1933-1945

К концу 1941 года, Гитлер стоял во главе Третьего Рейха - империи, в которую были включены почти все страны в Европе плюс большая часть Северной Африки. Он стал одним из самых жестоких правителей в истории человечества, разработал план по созданию идеальной расы, устраняя евреев, славян, цыган и политических оппонентов, силой посылая их в концентрационные лагеря, где они подвергались пыткам и работали до смерти.

Мао Цзедун

Годы правления: 1949-1976

Коммунистический лидер Мао основал Народную Республику. Под его руководством промышленность была поставлена под контроль государства, и фермеры были организованы в коллективы – по примеру советских колхозов. Любая оппозиция стремительно подавлялась. Сторонники Мао отмечают, что он модернизировал и объединил Китай, и превратил его в мировую сверхдержаву. Тем не менее, другие указывают на то, что его политика привела к гибели целых 40 миллионов людей от голода, принудительного труда и казней.

Иди Амин

Годы правления: 1971-1979

Амин сверг избранное правительство в Уганде с помощью военного переворота и объявил себя президентом. Затем он жестоко, в течение восьми лет, истреблял всю оппозицию. Амин полностью изгнал из Уганды азиатов: индусов, китайцев и пакистанцев.

Аугусто Пиночет

Годы правления: 1973-1990

Пиночет сверг правительство Чили в 1973 году с помощью поддерживаемого США военного переворота. Исследователи говорят, что многие люди просто «исчезли», в то же время как другие 35 000 томились в лагерях. Пиночет умер прежде, чем он мог предстать перед судом по обвинению в нарушении прав человека.

Он ввел свободный рынок экономической политики, которая привела к снижению инфляции и даже экономическому буму в конце 70-х годов. Примечательно, что Чили имела одну из наиболее эффективных экономик в Латинской Америке с середины 80-х до конца 90-х годов.


Не пропустите интересные новости в фотографиях:



  • Рисунки по клеточкам для начинающих

  • Креативные идеи для дома из подручных средств

Так сложилось, что русский народ испытывает особую любовь к тиранам. Хотя бы тот факт, что в финал народного голосования «Имя Россия» попал не один тиран. И прежде всего внимание среди всего списка привлекает Иван Грозный. Самые жестокие правители нашего государства издревле завоевывали любовь граждан. Я склонен относить этот факт к, привитой православием, привычке подчиняться, не брать на себя инициативу. Порой складывается такое ощущение, что наш человек спит и видит сильную властную руку, направляющую безвольные массы. Таких противоречивых правителей за всю историю России и СССР наберется с дюжину, но я решил выбрать 4-ку самых жестоких, самых противоречивых и для многих россиян самых любимых правителей. Почему именно 4-е? Потому что кандидатуру пятого, я предлагаю внести Вам лично. Современников, давайте не трогать.

5-ое место

Пётр I Великий (Пётр Алексеевич; 30 мая (9 июня) 1672 — 28 января (8 февраля) 1725) — царь Московский (с 1682 из династии Романовых) и первый император всероссийский (с 1721). В российской историографии считается одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке.

Сгнобил толпылюдей на постройке своего любимого детища Санкт-Петербурга, без пощады казнил, правда, чаще за дело. Был крайне суров с боярами, многих из которых напрочь лишил бороды. Реформы Петра I проводились жестокими средствами, путем крайнего напряжения материальных и людских сил. Самолично рвал зубы (думал, что великий стоматолог), пытал и убил собственного сына (да и он тоже).

4-ое место

Владимир Ильич Ленин (настоящая фамилия Ульянов; 10 (22) апреля 1870 , Симбирск — 21 января 1924, усадьба Горки, Московская губерния) — революционер, создатель партии большевиков, один из организаторов и руководителей Октябрьской социалистической революции 1917г., председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР и СССР. Учёный-марксист, философ и публицист, основоположник ленинизма, идеолог и создатель Третьего Коммунистического интернационала, основатель Советского государства. Один из самых известных политических деятелей XX века.

Дабы усмирить белые настроения применил политику «Красного террора» Репрессии против ряда деятелей аристократии, офицерства, буржуазии, интеллигенции, священников, деятелей оппозиционных партий, лиц сочувствовавших и причастных белому делу, проводившиеся большевиками в ходе Гражданской войны в России. Согласно Постановлению СНК РСФСР от 5 сентября 1918 «О красном терроре», красный террор ставил перед собой задачу освобождения республики от «классовых врагов» и, согласно документу, физического уничтожения, «расстрела всех лиц, прикосновенных к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам». Среди жертв: Николай II вместе со всей своей семьей, Николай Гумилев и еще тысячи невинных граждан.

Иосиф Виссарионович Сталин (настоящая фамилия — Джугашвили, 6 (18) декабря 1878, по официальной дате 9 (21) декабря 1879 — 5 марта 1953) — советский государственный, политический и военный деятель. Генеральный секретарь Центрального Комитета Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) с 1922 г., глава Советского Правительства (Председатель Совета Народных Комиссаров c 1941 г., Председатель Совета Министров СССР с 1946 г.), Генералиссимус Советского Союза (1945).

Большой террор - наименование периода в истории СССР (1937—1938 годы), когда сталинские репрессии были резко усилены и доведены до максимума своей интенсивности. Чистки, судебные процессы, лагеря и расстрелы. Тысячи убитых всего за пару лет. А сколько человек погибло в результате Второй Мировой Войны и после нее не от рук фашистов, а усилиями сталинских спец. служб историки не могут подсчитать до сих пор.

Иоанн Васильевич (прозвание Иван Грозный, в поздней историографии Иван (Иоанн) IV; 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой — 18 марта 1584, Москва) — Великий Князь Московский и всея Руси (с 1533), царь всея Руси (с 1547)(кроме 1575—1576, когда царем номинально был Симеон Бекбулатович).

Иван Васильевич с детства не отличался спокойным нравом, но его достижением на поприще жестокости все таки считается период опричнины. Началом образования опричного войска можно считать 1565 год, когда был сформирован отряд в 1000 человек, отобранных из «опричных» уездов. Каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими. В дальнейшем число «опричников» достигло 6000 человек. Что фактически сформировало первую в стране спец. службу. Введение опричнины ознаменовалось массовыми репрессиями: казнями, конфискациями, опалами. О жестоком нраве Царе говорит хотя бы тот факт, что он убил родного сына, не говоря уже о десятках тысяч простых граждан.

Очень многие на вопрос «Кто был последним российским царем?» ответят «Николай II» и ошибутся! Николай был царем, но царем польским, а полный его титул звучал как «Император Всероссийский, Царь Польский и Великий Князь Финляндский» . А последним российским царем был Петр I , который провозгласил себя Императором, и, начиная с него, все правители России вплоть до Николая II были именно императорами.

В чем же разница между императором, царем или королем? Откуда вообще произошли эти слова?

Царь

Первый русский царь Иван Грозный.

По иронии судьбы, русское слово « царь» произошло от латинского «цезарь» , «кесарь» . А по иронии потому, что первый кесарь, давший своим именем титул всем последующим римским императорам, был , который царем (в латинском значении rex ) как раз быть не хотел! Дело в том, что цари в Риме за 500 лет до правления Цезаря были свергнуты, и само это имя их было ненавистно римлянам. Следующие за Гаем Юлием правители как Рима так и, впоследствии, Византии добавляли к своему имени «Цезарь» , чтобы подчеркнуть свое родство с великим Цезарем и величали себя императорами.

В русский язык же это слово попало скорей всего из немецкого – от слова «кайзер» (kaisar). И первым русским царем стал , а последним, как уже было сказано, Петр I .

Король

Несмотря на то, что титулом король в русском языке принято величать западных, как правило, европейских, монархов слово это сугубо славянское, и в западной традиции королей именуют по-другому – king в англоязычной и K?nig немецкой традиции и roi во французской. Германский вариант произошел от скандинавского «конунг» – так величали предводителей викингов. Французский (романский) же от упомянутого ранее латинского rex .

Откуда же взялось слово «король» ? А оказывается от видоизмененного имени первого европейского императора, который буквально сформировал облик современной Европы ­– правителя франков . Имя Карл , (в латинской традиции звучащий как Carolus ) и стало основой для названия западных правителей в русском языке.

Император

Но плох тот царь или король, который не мечтает стать императором. Как правило, все те правители, которых сейчас принято величать Великие были императорами, или же стали ими. Это и первый в истории император Октавиан Август , который получил Римскую Империю в наследство от Гая Юлия Цезаря . И Карл Великий , спустя 9 веков создавший империю по образу и подобию Римской. И, наконец, русский Петр Великий , сделавший из отсталого аграрного государства грозную Российскую Империю.

В переводе же с латинского слово «император» означает «властитель» , «полководец» .

В настоящее время такой титул носит только правитель Японии – император Акихито , который, впрочем, является всего лишь титульным правителем, в то время как реальной властью обладает премьер-министр.