Почему нельзя желать удачи? Удача - это имя беса. можно ли людям желать удачи

Почему нельзя желать удачи?

    Многие суеверные люди верят в то, что если им пожелать удачи, то удача не захочет им помогать. Но я в это не верю, и очень люблю, когда мне е желают - как-то сразу поднимается настроение и оптимизма прибавляется, когда чувствую таким образом поддержку 🙂

    А ещ иногда пожелание удачи звучит не очень хорошо - особенно женщины зачастую любят сказать эту фразу с сарказмом.

    Да ну почему же нельзя желать удачи людям, можно конечно. Лично я желаю, причем искренне. И мне желают. А что нельзя - это просто суеверие, особо сомневающиеся люди это все придумали, потому что кто- то когда- то пожелал им удачи, а получилось наоборот. Это совпадение, а человек вывод сделал: сглазили. Ерунда это все.

    Желать удачи на самом деле можно. Другой вопрос в том, что бы человек, которому это пожелание предназначалось, не начал очень эмоционально эту удачу заранее праздновать. Энергия вся уходит на эмоции и в итоге ничего хорошего.

    Мне кажется, что удачи надо обязательно желать, я всегда желаю удачи в каких то либо начинаниях.

    Но считается, что нельзя желать удачи, есть такая примета, потому что можно отпугнуть удачи, то есть удача наоборот отвернется от человека,

    Все зависит от отношения человека к приметам вообще.

    Желать удачи человеку - это совсем не плохо. Вы вкладываете в свои слова позитивный настрой и он обязательно передастся человеку, если это сказано от души, с чувством. Все остальные приметы по этому поводу - просто от лукавого.

    Мнительным, суеверным людям нельзя желать удачи, чтобы не накликать сглаз. Фортуна якобы тут же отвернется от человека, который ждет удачу. Не уверенным в себе людям, наоборот, лучше пожелать удачи: они тогда будут настроены на позитивный лад.

    Желать удачи можно. Но не стоит это делать тем, кто верит в приметы и суеверия. Ведь они непременно поверят, что их ждет беда, если им пожелают удачи. Как говорят: мысли материальны. Поэтому удачи желайте людям, которые не обращают внимания на суеверия.

    нельзя желать удачи только тем, кто верит во всякие приметы. А вообще считается что если пожелать человеку удачи, то:

    • можно накликнуть беду или сглаз
    • считается что при пожелании удачи, она наоборот отвернется от человека.
    • тут вопрос в том, как человек к этому относится
  • Люди которые верят во всякие приметы утверждают что желать удачи нельзя потому что вы ее таким образом отпугивает и отталкиваете все шансы на успех. Есть еще много подобных примет, но это будет занимать кучу времени о том решать вам верить в них или нет.

    Так считают только очень суеверные люди. Думают что пожелание удачи сотворит обратный результат.

    Есть похожее суеверия. Во время важного события человек просит своих друзей и близких ругать его всевозможными плохими ругательствами.

    Лично я такое слышала от знакомого друга футболиста. И после этого решила что футболисты самые суеверные люди. У них больше всего забобонов абсолютно обо всем.

В повседневной жизни мы часто при расставании желаем друг другу удачи, и это кажется жестом вежливости, а также заботы. Однако многие уверены в том, что делать так не следует, ведь так наоборот можно вызвать лишь неприятности и беды.

Многие задаются вопросом, почему нельзя желать удачи православным людям ? Исконно удача – это нечто позитивное, связанное с везением, которым мы так часто хотим обладать, так почему бы не пожелать его и кому-то другому? Следуя святому предписанию, благое стечение обстоятельств напрямую связано с Богом, который и помогает верующему прийти к поставленной цели, и когда вы желаете ее кому-то другому, то словно предлагаете ему помощь Всевышнего. В этом сложно найти, что-то неправильное, если бы не само слово «удача».

В православном мире она имеет негативный окрас, а объясняется это тем, что человеку, который верит, везение не надо. Он смирено придет к цели своими усилиями, полагаясь лишь на собственные способности и возможности, а не будет, сложа руки рассчитывать на счастливое стечение обстоятельств.


Почему нельзя желать удачи в православии? Ответ на этот вопрос связан с семитским народом, который существовал еще задолго до нашей эры. Поклонялись его приверженцы некоему Молоху, которого после неоднократно сравнивали и принимали за одну из личин Валтасара. Народ этот, будучи языческим, как все в те времена, занимался жертвоприношением и наилучшим даром своему божеству они считали младенцев. Новорожденных детей клали в руки идола, которого делали в форме огромного тельца, а под руками разжигали огромный костер. Семиты верили, что таким образом прокладывают себе путь через пламя жизни. Обряд жертвоприношения они проводили исключительно ночью, играя на флейтах и лирах, чтобы не только создать дух празднования, но и приглушить крики маленьких детей.


Когда наступали плохие времена, на подобных алтарях для жертв умирали тысячи новорожденных, ведь семиты свято верили в то, что отдав своего ребенка на сожжение, они обеспечивают себе целый год удачи. Удача – вот зачем они совершали столь ужасные деяния, и именно поэтому, когда возникло святое писание, и на жертвоприношение был наложен запрет, угрожающий смертной карой, слово «удача» имело темный, кровавый оттенок, что сохранился в православии до сих пор. Поэтому следует по-другому формировать свое пожелание, если вы действительно пытаетесь обеспечить кого-то на словах благополучием, а не накликать на него всякие неприятности.


Стоит учесть, что есть и те, кто не знают об этом факте, но все равно против того, чтобы им желали удачи. К таким людям относятся азартные игроки, которые верят во всякие суеверия. Они изначально уверены в себе и настроены на победу, на первое место, на лидерство в соревнованиях, зачем им удача? Ее пожелание, как они считают, только сбивает настрой.

Почему нельзя желать удачу человеку мнительному? Потому что многие из них ждут подарка судьбы с огромным трепетом и тут как с рыбой, если громко кричать вовремя ловли, это ее отпугнет. Так и с везением, если упомянуть о нем, то колесо фортуны обязательно перестанет приносить успех. Многие спортсмены, что верят во всякие приметы и суеверия, просят перед важной игрой наоборот обзывать их, чтобы стимулировать настрой, но никак не желать успеха. Каждый по-разному смотрит на этот жест вежливости, поэтому строгого правила о том можно или нельзя желать благополучия, нет.

Когда случается серьезная беда, многие говорят, что такого и врагу не пожелаешь. Люди привыкли при прощаниях и в любых делах желать друг другу удачи. Но оказывается, так лучше не делать. И прежде всего воздержаться от этого следует православным. Почему? Сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос.

Что или кто это - удача?

По определению научных энциклопедий, удача - особое позитивное событие, произошедшее в стечении неконтролируемых и непредсказуемых обстоятельств. Сюда можно также причислить счастливое окончание каких-либо действий, которое произошло без вмешательства со стороны заинтересованной личности. И быть может, где-то даже помимо его воли. Но это по-научному!

В православии удача имеет негативное значение. А архимандрит Клеопа (Илие) и вовсе в своих трудах писал, что это еще одно имя беса - Молоха. Он высказывал такую точку зрения, что "это был один из самых больших и сильных демонов, скосивших миллионы невинных детских душ. И вписывать его в помянник - это большое святотатство, а желать пришествия - тем более большой грех".

Кто такой Молох на самом деле?

Молох (Удача) - бог счастья у карфагенян, шумеров и римлян. Его статую, вылитую из значительного количества серебра или меди, возили по городам на большой двухколесной тележке. Спереди у статуи находилась медная сковородка, в ней кипело масло. Сзади была печка, выполненная из того же материала. Огонь в ней постоянно поддерживался жрецами, шедшими рядом. Эти люди держали большие и остро заточенные секиры в руках, громогласно хлопали в ладоши и зазывали желающих со стороны, крича: «Кто хочет удачи, неси жертву Удаче!» Вроде бы ничего страшного, верно? Но…

Почему Молох был ужасным?

Древние римляне, особенно женщины, не задумываясь, могли бы ответить, почему нельзя желать удачи человеку. Все дело в том, что Молох очень сильно любил принимать кровавые жертвы. А в качестве нее чаще всего выступали грудные младенцы - первенцы знатных и не очень семей. Деток брали и кидали в жуткий огонь. Считалось, что муки сгорающих ребятишек приносили наслаждение богу Удачи, а слезы мам - утоляли его сильную жажду.

В благодарность «жестокий властитель страны слез» должен был одарить семью, пошедшую на подобную жертву, удачей, благополучием и богатым урожаем. Как бы там ни было, когда-то считалось, что именно подобное жертвоприношение спасло Карфаген от разрушения. Подобное безумство продолжалось вплоть до 586 года до н. э., т. е. вплоть до Вавилонского пленения. И это даже несмотря на то, что по закону Моисея к тому времени они уже были запрещены.

Как относятся христиане к Удаче?

Понятно, что подобная жестокость не могла вызвать одобрения у православных людей. Они считали Молоха настоящим исчадием ада. Говорили о том, что желать близким или даже врагам нужно благополучия и помощи Бога, а не «диавольского отродья». И запрещали своим деткам даже поминать имя кровожадного беса. Впрочем, это была не единственная причина, почему нельзя желать удачи православным.

Есть и еще одна, не такая ужасная. Просто христиане верят, что все события посылаются или допускаются Всевышним. Господь, согласно верованиям, дает каждому человеку возможность спастись после Страшного Суда и вернуться на "землю обетованную". И именно упование на Бога, а не на непреднамеренный случай поможет им. Промысел божий - вот во что верят все православные. По этому случаю есть даже целая притча. Ее вы можете прочесть далее.

Что говорится в притче о Божьем промысле?

Один отшельник, зная, почему нельзя желать удачи в православии, просил у Бога явить пути Своего промысла и стал поститься. Однажды он отправился в дальний путь, по дороге ему встретился инок (то был Ангел) и предложил быть спутником. Тот согласился. К вечеру они встали на постой к одному благочестивому мужу, предложившему им еду на серебряном блюдце. Но, к удивлению отшельника и хозяина дома, инок после вкушения пищи взял посуду и выбросил в море. Ну ладно, никто ничего не сказал, путники отправились дальше.

На следующий день отшельник и инок остановились у другого мужа. Но и тут беда! Перед дорогой хозяин решил привести к своим гостям маленького сына, чтобы те благословили его. Но инок дотронулся до отрока и забрал его душу. Онемевшие от ужаса старец и отец ребенка не смогли произнести ни слова. Спутники вновь ушли. На третий день они остались в полуразрушенном доме. Отшельник сел кушать, а его «друг» разобрал и собрал заново стену. Вот тут старец уже не вытерпел и поинтересовался, зачем тот все это делает, с какой-такой целью.

Тогда инок признался, что он на самом деле Ангел Божий. И пояснил свои поступки. Как оказалось, первый хозяин дома - человек богоугодный, но вот блюдо то было приобретено им неправдою. Поэтому пришлось посуду выбросить, чтобы не потерял мужчина награды своей. Второй хозяин тоже богоугодный, но его сын, если бы вырос, стал настоящим злодеем, способным на самые злостные поступки. А третий муж - человек ленивый и безнравственный. Дед его, строивший дом, скрыл в стене драгоценное золото. Но хозяин через него мог бы в дальнейшем погибнуть. Поэтому пришлось поправить стену, чтобы подобного не произошло.

В заключение Ангел повелел старцу возвращаться в келью и особо ни о чем не думать, ведь, как глаголет Дух Святой, «пути Господни - неисповедимы». Поэтому и не стоит их испытывать, пользы от этого никакой не будет. Все Бог дает - и скорбь, и радость, и грех. Но одно - по благоволению, иное - по домостроительству, а третье - по попущению (Лк. 2:14). И все зависит от воли Его. Впрочем, как и от вашей. Ведь Господь не отнимает у человека свободу выбора. А удаче, как вы видите, здесь нет места.

Почему нельзя желать удачи по народным приметам?

У людей, не склонных верить в Бога или Молоха, есть свои приметы, касающиеся фортуны. Например, у докторов. Если спросить любого у них, почему нельзя желать удачи врачам, сначала будет недолгое молчание. Ну, а после вы услышите, что любое пожелание, например «Спокойной ночи!», «Приятного дня!» или «Удачи в делах», приведет к тому, что все дежурство будет весьма беспокойным, суетливым и несчастливым. По этой же причине докторам в больнице не стоит говорить после операции, что все хорошо и ничего не болит. От таких фраз хирурги (да и не только они) бегут как от огня.

Если вам захотелось поблагодарить доктора или попрощаться с ним, скажите простые фразы «Спасибо!» и «До свидания!». И не забывайте, что по народным приметам, если пожелать любому человеку, не только врачу, удачи, можно накликать сглаз или беду, «отвернуть» фортуну от человека либо навести порчу. А также призвать в жизнь собеседника несчастье. Конечно, вы можете в это не верить, но все же лучше быть поосторожней. Как говорится, а вдруг?!

Почему нельзя желать удачи перед экзаменом?

Говорят, что студент для успешной сдачи экзаменов должен, по приметам, оставаться нестриженым вплоть до момента их наступления, отказаться от покупки новой одежды в пользу «счастливой», заручиться поддержкой домового и встать в соответствующий день только с левой ноги. Суеверия, конечно. Но к одному почти все учащиеся относятся с полной серьезностью. Многие из них отказываются желать сокурсникам успеха, говорят «ни пуха, ни пера» и получают шутливое пожелание «к черту». А вот на вопрос о том, почему нельзя желать удачи на экзамене, отвечают, что если это сделать, в зачетке по итогу будет красоваться 2 или 3, несмотря на длительную подготовку и знания.

Но как тогда можно желать успеха?

Если вы столкнулись с человеком, который искренне верит в то, что удачи желать нельзя, не отказывайтесь от общения с ним. Просто постарайтесь выбрать более душевную фразу, в зависимости от сложившейся ситуации. Например, отлично подойдут для пожелания успеха слова: «Всего наилучшего!», «Всех благ!» или «Надейся на лучшее!». Вы можете даже произнести фразу из «Звездных войн»: «Да пребудет с вами сила!» Или еще показать Считается, что это тоже особое пожелание успеха. Если человек уж совсем близкий, также можно произнести: «Сотри их в порошок!», «Порви их» или «Я знаю, ты справишься». И это будет только на благо! Ну или просто его обнять и сказать напутственные слова.

Архимандрит Клеопа (Илие). «Будьте бдительны, желайте друг другу благополучия и Божьей Помощи, а не беса!«Я вижу, в некоторых помянниках вы упомянули беса Удачу, написав:«Об удаче дочери», «Об удаче сына», «Об удаче семьи». Что это вы вписали мне диавола в помянник?» Опубликовано на веб-портале

Вы знаете, кто такой был Удача?

Это был самый большой демон, который скосил миллионы душ.Молох, или «Удача», был богом счастья у римлян, шумеров и карфагенян.

Каким же был этот бог Молох, или «Удача», как мы его называем сегодня? Его статую, отлитую из меди или серебра, возили на двухколесной тележке. Со спины у него была медная печь, а перед ним – медная сковородка; сзади в Удачу подбрасывали дрова,пока не раскалится изваяние. А жрецы его несли в руках секиры, большие и отточенные.

Какую жертву принимал Удача?

Только грудных младенцев из рук матерей. Приходили в село, где ты живешь. Тащили колесницу Удачи со сковородкой, раскаленной докрасна, и звали, хлопая в ладоши: «Кто хочет удачи, неси жертву Удаче!». И послушай безумных женщин, они говорили друг дружке: «Кума, ты отдашь своего ребенка?», - а та отвечала: «Отдам, чтобы была удача!». Брала баба ребенка из отцовских рук, перекладывала на руки идольскому служителю, он разрезал его на куски и клал на сковородку Удачи, чтобы пожарить. Так до 40–50 детей за раз клал он на ту сковородку»…

Наверное, у многих возникает вопрос. Ведь «молох» в переводе «царь», «царственный». При чем тут вообще удача?

Во многих источниках указано, что это был сильный, мощный демон, который унес много жизней. Много людей поклонялись Молоху в то время. Поэтому не удивительно, что переводится «молох» именно как «царственный».

Взглянем теперь на определения, почитаем о том, что же это был за идол такой вообще.

«Молох (лат. Moloch соб. «царь») - упоминаемое в Библии имя семитского божества, которому поклонялись евреи во время исхода (Амос.5:26) и во времена царя Соломона (3Цар.11:7). Поклонение Молоху отличалось принесением детей в жертву через всесожжение. Бог, давая закон Моисею, уже тогда категорически запретил под страхом смерти подобную форму поклонения иным богам (Лев.18:21; Лев.20:2). Помимо евреев Молоху поклонялись аммонитяне (3Цар.11:7) и финикийцы (им он был известен под именем Мелькарта). Похожий культ практиковали и моавитяне.»

Понятно: страшный, царственный демон, принимавший жертвы младенцев.

А теперь почитаем тексты о словах старца Клеопы на румынском языке и разберемся, как этот Молох связан с удачей. Старец Клеопа из Румынии. И вполне вероятно, что в тексте есть помарки, связанные с переводом, или просто ошибки трактовки. Но если его точно цитируют, то старец говорит о демоне Noroc. На наш язык «noroc» переводится как «удача».

Клеопа Илие говорит: «Кто этот бог Молох или удачи, как сегодня его называют?»

И в некоторых местах слово «удача» употребляет как имя собственное, в текстах оно написано с заглавной буквы.

Какую жертву принимал Удача?

Получается, что речь старец ведет об одном и том же демоне.

Так вот. Если коротко. Говорится в этом тексте о том, что до прихода Христа у людей на каждый грех был свой демон, идол, которого они почитали как божество. Марс, божество войны. Афородита, божество похоти. А вот Молох - божество, идол, которому приносили страшные жертвы детей для получения удачи.

Дальше старец описывает, кем был этот идол Молох. И как женщины носили ему в жертву младенцев, объясняя это тем, что хотят получить удачу. А потом приводит слова пророка Исайи. Если взять современный перевод стихов, о которых он говорит, звучат они так:

«Но тех, кто оставил Господа, Я накажу. Они забыли о Моей святой горе и начали поклоняться удаче и полагаться на неверного бога судьбы.»

Именно поэтому старец Клеопа просит никому не желать удачи, не призывать ее! Потому что фактически, призывая удачу, мы обращаемся не к Господу нашему Иисусу Христу, а к демоническим силам, как когда-то в те идолопоклоннические времена…

Азартные игры и игорные дома размножились в устрашающем объеме. Что следует из этого? Ответ прост, ибо статистика показывает, как из года в год растет число пристрастившихся к азартным играм и повышению ставок.

Мы не сможем достичь великого, если не начнем с малого. Как не сможем добраться до вершины лестницы, если не будем подниматься со ступеньки на ступеньку. С помощью ставок ты хочешь оказаться на вершине, не предпринимая шагов в этом направлении. Я бы счел ставки делом хорошим, если бы мне посоветовал делать их батюшка. Однако батюшки рекомендуют не ставки, а труд и помощь себе подобным.

Работа и деньги

Деньги — это нечто, без чего мы жить не можем. Даже египетские отцы-пустынники продавали свое рукоделие (то, что каждый из них изготавливал в своей келье), чтобы можно было купить себе самое необходимое или материал для новой работы. При всем этом, мы видим, как они относились к деньгам: они никогда не работали ради обогащения и накопления, а только для поддержания своего существования!

Труд — это Божия заповедь и фундаментальный закон человеческой жизни, существующий с момента сотворения человека. С самого начала на человека была возложена обязанность трудиться: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2, 15). Благодаря труду человек выполняет все свои жизненные обязательства, реализует всякий смысл своего существования в мире: «Шесть дней работай и делай всякие дела твои» (Исх. 20, 9).

Честный труд — единственный праведный путь получения денег. Азартные же игры и ставки сокращают этот путь до нуля, будучи нацелены на получение легкой прибыли.

К сожалению, имеется и немало христиан, одержимых мечтой обогатиться за одну ночь, или просто получающих удовольствие от игры и ставок. Христиане не говорят об удаче: удача предполагает своего рода судьбу, а это несовместимо с верой в Бога Вседержителя.

Азартные игры и Священное Писание

Многие приводят в оправдание этой «слабости» или «страсти» то, что в Священном Писании якобы не указано ясно, что азартные игры и ставки являются грехом. При всем том, мы хорошо знаем, что многие страсти описаны в Священном Писании, однако не названы своими современными именами.

Святой апостол Петр емко говорит: «Обещают им свободу, будучи сами рабами тления, ибо кто чем побежден, тот тому и раб» (2 Пет. 2, 19). Разве не эту же свободу и благосостояние сулят миру азартные игры?

Итак, чем ты побежден, тому ты и раб. Если ты не можешь удержаться от того, чтобы играть и делать ставки, это значит, что деньги и жажда денег властвуют над тобой, а последствия этого понять нетрудно.

«Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто охотится за наваждениями, будет терпеть лишения» (Притч. 12, 11). Как хорошо выразился пророк, назвав «охотником за наваждениями» того, кто не работает, а ищет «хлеба», то есть денег и материального благосостояния, на иных стезях, чем те, что завещаны нам Богом.

Приговор, объявленный тем, кто стремится к материальному благополучию, не прикладывая особых усилий, краток и жесток, как они того и заслуживают: «Кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3, 10). Кто не работает и хочет все заполучить легким путем, тот сидит «на чужом горбу» и живет за счет труда других людей. Поэтому только труд позволяет христианину по-настоящему исполнить заповедь любви к ближнему.

Чтобы обрести смысл, чтобы не беспокоить других, чтобы успокоиться, апостол Павел заповедует христианам работать и питаться плодами трудов своих: «Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб» (2 Фес. 3,12). Азартные игры, когда они приносят деньги, подают играющему «хлеб» других, а не плод его рук.

Рано или поздно последствия доходов, получаемых с помощью азартных игр, станут ощутимыми, ибо «воздаяние человеку — по делам рук его» (Притч. 12, 14). Депрессия очень часто встречается среди тех, кто увлечен азартными играми, она впоследствии приводит к распаду семей и разрыву связей с некогда дорогими людьми.

Церковные каноны об азартных играх

Азартные игры — это способ развлечения, но также и способ неправедного стяжания, это прикрытое воровство (25-е апостольское правило), и церковные правила осуждают их по тому греховному результату, что проистекает из воровства, пьянства, потраченного впустую времени, бесчинств и др., особенно применительно к духовенству (42 и 43-е апостольские правила, 9 и 51-е правила VI Вселенского Собора).

Святые отцы рекомендуют развлечения невинные и полезные — прогулки по парку, саду, горам, но не игру в карты или похожие азартные игры, когда тело остается в неподвижности, а значит, не отдыхает, ум напряжен, а душа взбудоражена из-за неудачи в неправедном приобретении или, в случае удачи, из-за волнения и споров, приводящих к греху. Курение, азартные игры, пьянство и бесстыдные увеселения выводят на поверхность низменные качества человеческой души и развитие в ней грешных похотений (Гал. 5: 19-21; Еф. 5: 3-5; Апостольские постановления. Кн. 8: 32, 16).

«Никто из мирян и клириков впредь да не предается предосудительной игре. Аще же кто усмотрен будет творящим сие, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковного» (50-е правило VI Вселенского Собора).

Отец Клеопа и «удача»

Намного тяжелее ситуация, когда в молитвах просят «удачи» в подобных играх. Старец Клеопа Илие в одной из своих бесед упоминает о подобных случаях:

«Я вижу, в некоторых помянниках вы упомянули беса Удачу, написав: «Об удаче дочери», «Об удаче сына», «Об удаче семьи». Что это вы вписали мне диавола в помянник? Вы знаете, кто такой был Удача? Это был самый большой демон, который скосил миллионы душ. Молох, или «Удача», был богом счастья у римлян, шумеров и карфагенян.

Каким же был этот бог Молох, или «Удача», как мы его называем сегодня? Его статую, отлитую из меди или серебра, возили на двухколесной тележке. Со спины у него была медная печь, а перед ним - медная сковородка; сзади в Удачу подбрасывали дрова, пока не раскалится изваяние. А жрецы его несли в руках секиры, большие и отточенные.

Какую жертву принимал Удача? Только грудных младенцев из рук матерей. Приходили в село, где ты живешь. Тащили колесницу Удачи со сковородкой, раскаленной докрасна, и звали, хлопая в ладоши: «Кто хочет удачи, неси жертву Удаче!». И послушай безумных женщин, они говорили друг дружке: «Кума, ты отдашь своего ребенка?», — а та отвечала: «Отдам, чтобы была удача!». Брала баба ребенка из отцовских рук, перекладывала на руки идольскому служителю, он разрезал его на куски и клал на сковородку Удачи, чтобы пожарить. Так до 40-50 детей за раз клал он на ту сковородку».

Азартные игры и ставки

По самому характеру своей деятельности букмекерские и игорные дома могут стать искушением: мы находим там безбожный мир, поклоняющийся металлическим и бумажным идолам (деньгам). В таких местах сквернословие всякого рода (особенно в адрес Святыни) и гнев чувствуют себя как дома.

Отцы Церкви увещевали нас постоянно избегать соблазнов и не полагаться на свои силы, что, мол, мы сможем справиться с ними. Мне хотелось бы сказать, что я не вижу чего-то заведомо грешного в том, чтобы «время от времени» делать ставки, но я не могу этого сказать. Это «время от времени» так лукаво, что нельзя даже и пытаться испытать его. Великий грех и великая болезнь кроется за этими «играми», поскольку они очень легко превращаются в страсть (зависимость). От «игры» доходят в конце концов к разладу в семье и к ее распаду.

Деньги, добытые в азартных играх, — это нечистые деньги, это те деньги, которые кто-то украл, а кто-то не накормил на них свою семью.

Риск привыкнуть к ритму быстрой прибыли, когда, так-то постояв и подумав, ты попадаешь на деньги, слишком соблазнителен, чтобы его называть «игрой». Риск, следующий за «пробой» легкой добычи, столь велик, что большинство впадают в тяжелую зависимость.

Существует вероятность того, что в определенный момент выигрыша больше не будет. Одновременно с проблемой потерянных сумм возникают и тяжелые депрессии. Тогда человек, не наученный ничему другому, считает себя неспособным к серьезной работе и доходит до особенно тяжелых фрустраций.

Медики считают, что эта «страсть» связана с социально-демографическими факторами. Мужчины реагируют на ставку иначе, чем женщины. Затрудненная адаптация к социальным изменениям, уходы из дома и одиночество могут стать теми причинами, которые способствуют «зависимости от азартных игр».

Как и в случае с наркотиками, алкоголем и курением, игровая зависимость (лудомания) развивается постепенно. Однажды став страстью, лудомания влечет за собой целую вереницу неудач, а значит и тяжелых депрессий, а иногда доводит даже до самоубийств и преступлений.

В психотерапии существует понятие зависимого поведения, встречающегося тогда, когда страсть становится сильнее собственной воли и зрелого взгляда на вещи. В цивилизованных странах зависимость от азартных игр признана психическим заболеванием.

Зависимость от азартных игр — это зависимость, основанная на том факте, что игрок не может контролировать собственное влечение к тому, чтобы играть, рисковать. Риск помогает ему отвлечься от повседневных проблем, потому что высокий уровень адреналина создает у него ощущение, будто все хорошо. В том случае, когда он выигрывает, он чувствует себя кем-то значительным, стоящим «выше всего мира» и потом хочет снова прочувствовать это, а когда проигрывает, надеется, что возьмет реванш, что удача вернется к нему. Это заставляет его рисковать снова и снова бо льшими или меньшими суммами денег.

В православной нравственности быть зависимым от какой-либо страсти означает, однако, быть больным душевно, не быть свободным, это означает рабство, означает темницу, в которую ты сам заключаешь себя и из которой сбежать не можешь, потому что твою волю уже невозможно покорить.

Православная психотерапия в корнях этой страсти видит любовь к деньгам и материальному богатству и плеонексию (корыстолюбие и алчность). Здесь речь идет не о том, будто добывать деньги — грех, а о способе их получения и об извращенном отношении к деньгам, то есть о страстном, патологическом желании невротически копить деньги.

В некоторых случаях такие больные доходят до госпитализации, где психотерапия сочетается с медикаментозным лечением. У нас в клиниках уже есть врачи, специализирующиеся на лечении зависимостей подобного рода.

Высвобождение из сетей азартных игр

Первым шагом в лечении любой зависимости является ее осознание. Признав однажды, что он зависим от определенной вещи, заинтересованный человек должен начать бороться против нее. Надо избегать оставаться наедине с самим собой, ибо это неизбежно будет подталкивать на возвращение е соответствующей зависимости.

Разговоры с близкими людьми и исповедь у священника приносят реальную пользу.

Однако что-то должно мотивировать зависимого.

Для христианина Евангелие может оказаться достаточно сильным, чтобы оградить его от любой страсти и любой зависимости. Чистая жизнь святых и поучения святых отцов бывают достаточны для того, чтобы укрепить душу и мотивировать ее к тому, чтобы обрести свободу от страстей.

Для человека же, не внимающего Священному Писанию, помощь может прийти через любимых им людей. Любовь к другому человеку, к ребенку или желание создать здоровую семью часто являются самыми сильными мотивами. Когда же и это не помогает, остается единственный выход из положения, который может дать Бог.

Иногда любовь к человеку оказывается недостаточной для того, чтобы избавить одержимого страстью от этой прелести лукавого. Посему, поскольку всякая пагубная зависимость происходит по лукавству диавола, в большинстве случаев необходима помощь Божия.

Главнейшее значение имеет исповедание своей страсти. Священник обладает благодатью, которой у обычных христиан нет, и ею он может укрепить волю приходящего на исповедь. Искренняя исповедь привлекает милость и помощь Божию. «Боже, я не хочу больше делать этого, помоги мне! Я люблю свою семью и окружающих меня людей, укрепи мою волю и помоги мне избавиться от этой цепи!»

Пост и молитва — самые сильные оружия против козней лукавого. Если не может поститься одержимый страстью, то пусть постятся его близкие, а Бог, глядя на их любовь, смилостивится над «больным» и подаст ему силу освободиться от зависимости.