Общие вопросы о посте в месяц рамадан. Мусульманский пост. Рамадан Рамадан что нужно говорить

Каждую ночь перед постом нужно произносить намерение (нийят). По достоверному слову, намерение, произнесённое в начале ночи, тоже является достаточным. Есть алимы, которые говорят, что недостаточным является намерение, произнесённое в первой половине ночи, и необходимо произнести его во второй половине, объясняя это тем, что вторая часть ночи ближе непосредственно к посту. Если после произнесения намерения ночью ещё до рассвета совершить действия, нарушающие пост (приём пищи, близость с женой), это не повредит посту.

Если кто-то после произнесения намерения уснул, то намерение обновлять не нужно, но желательно. Впадение в неверие (куфр), (муртадство) портит намерение. Если человек, впавший в куфр, покается до рассвета, ему необходимо намерение обновить. Намерение , произнесённое ночью, во время близости с женой, тоже достаточно для поста.

1. Если намерение произнесено после рассвета, пост не засчитывается . В хадисе сказано: «Пост не совершившего намерение ночью, до рассвета, не будет приниматься ».

2. Пост человека, совершившего намерение, сомневаясь, наступил рассвет или нет, не засчитывается, так как в его намерении было сомнение . А если он уже после намерения засомневается, был рассвет или нет, то его пост будет считаться, так как в основе его сомнения – наступление рассвета.

3. Если после наступления рассвета человек засомневается в том, что он произнёс намерение до рассвета, то пост этого человека не засчитывается, так как в основе сомнения – не произнесение намерения вовремя . Но если он вспомнит о том, что произнёс намерение ночью или до наступления рассвета, пост его будет считаться соблюдённым.

4. Если после разговения (т. е. вечером) человек засомневается в прочтении намерения к посту на прошедший день, то посту это не повредит, даже если он и не вспомнит, произнёс ли он намерение.

5. Если в тридцатую ночь шабана человек произнёс намерение соблюдать пост завтра в случае, если этот день окажется первым днём Рамадана, то этот пост не будет считаться . Если же ему скажут те, кому он доверяет, будь то женщина, нечестивец или ребёнок, что завтра начинается месяц Рамадан, и он будет соблюдать пост, то его пост засчитывается, если это действительно окажется первый день месяца Рамадан, а если окажется, что это последний день месяца шабан, то не считается.

6. Пост человека, который прочитал намерение, если завтра наступит месяц Рамадан, соблюдать обязательный пост, а если это окажется последний день шабана, то соблюдать желательный пост, принимается только как желательный (суннат) в последний день шабана (если он имел привычку поститься в последний день каждого месяца), потому что в основе намерения – остаток шабана . Если этот день окажется первым днём месяца Рамадан, пост его не будет считаться.

7. Если человек в тридцатую ночь Рамадана прочитал намерение поститься завтра и это действительно оказался последний день Рамадана, пост его будет считаться, так как в основе намерения – остаток Рамадана.

Порядок, условия и место совершения намерения

Место намерения – сердце . Произнесение намерения словами не является условием, это желательное действие (сунна). Совместное произнесение помогает укрепить намерение в сердце. Необходимо самому себе напомнить суть намерения – желание на целый день отказаться от действий, нарушающих пост. Произнесение слов намерения без понимания смысла намерением не считается.

При намерении соблюдать обязательный пост необходимо указать, какой именно пост соблюдаешь – пост месяца Рамадан, каффарат или обещанный.

Существуют разногласия по поводу того, следует ли говорить слово «обязательный» (фарз). По достоверным источникам, его можно не произносить. Достаточно будет, если скажем , не подчёркивая, что это обязательный пост. Но недостаточно сказать «…соблюдать пост завтра», не уточняя, что это пост месяца Рамадан.

Произнесение намерения

Желательно​ произнести намерение словесно и подтвердить сердцем : «Я намереваюсь соблюдать завтра пост месяца Рамадан ради Аллаха ». С таким вариантом текста намерения согласились все алимы.

Если кто-то намеревается возместить пропущенный пост двух месяцев Рамадана и в намерении он скажет «…возмещающий пост Рамадана », этого будет достаточно. Нет необходимости указывать, какого именно Рамадана пост возмещаешь.

Также, соблюдающий пост различных каффаратов может сказать «…соблюдать пост каффарата », не указывая конкретно, какого именно каффарата.

Если забыл прочитать намерение ночью

Если кто-либо до наступления рассвета забыл произнести намерение, то пост в этот день не будет считаться. Но из уважения к Рамадану в этот день он не должен делать что-либо, нарушающее пост. Для желательного поста достаточно произнести намерение до обеда дня поста, так как для него не является условием произнесение намерения ночью.

Также при намерении можно не называть месяц и день для суннат-поста ( , белые дни и т.д.). Достаточно сказать «поститься завтра», но лучше называть эти дни. Вместе с тем, если в эти дни произнести намерение соблюдать пост (возмещающий или другиесуннат- посты), то можно получить воздаяние как за оба поста.

сайт

Вопрос:

Я проспал сухур и поэтому не сделал вовремя намерение на пост в этот день. Однако, я ничего не ел сегодня, поскольку у меня было намерение на пост. Мне продолжать держать пост в этот день или он не примется?

Ответ:

Если вы ничего не ели после рассвета, то вы можете сделать намерение и начать пост, при условии, что вы успеете сделать намерение за час до наступления времени заваль (время, когда солнце будет в зените). При выражении намерения нужно сказать, что вы намереваетесь держать пост от времени субху с-садык (рассвета). Время заваль можно узнать в местной мечети или рассчитать самому*. Если вы успеете сделать намерение за час до наступления времени заваль, то ваш пост в этот день будет действительным.

А Аллах знает лучше.

Муфтий Сирадж Десаи

______________________

*Как рассчитать время заваль: Для того чтобы вычислить время зенита солнца (заваль) необходимо от времени захода солнца (магриб) отнять время восхода солнца (субх)и получиться световая долгота дня. Полученный результат нужно поделить на два и прибавить ко времени восхода солнца и получиться время зенита солнца.

Например, время захода солнца (магриб) — 17часов 55 минут, а время восхода солнца (субх)8 часов 00 минут. От 17 часов 55 минут отнимаем 8 часов — получается 9 часов 55 минут (световая долгота дня), которые в свою очередь делим на два, что получается 4 часа 58 минут. Итак, к 8 часам 00 минутам прибавляем 4 часа 58 минут и получаем время зенита солнца (заваль) — 12 часов 58 минут.

Внимание: при вычислении следует помнить, что в одном часе 60 минут!

Месяц Рамадан – время духовного очищения и совершенствования мусульман. Всевышний Аллах в Священном Коране говорит: «О верующие, обязательным является для вас пост, так как был обязательным тем, которые были до вас, чтобы вы были богобоязненными».

Исламский календарь привязан к лунному циклу, поэтому начало и конец поста в месяц Рамадан каждый год выпадают на разные числа. В 2020 году Рамадан начнется с рассветом 24 апреля, сразу после утренней молитвы, и закончится вечером 23 мая, после вечерней молитвы. Таким образом продолжительность поста в 2020 году составит ровно 30 дней.

Согласно традиции, мусульмане произносят слова намерения на пост в месяц Рамадан. Об обязательности намерения свидетельствует следующий хадис Пророка Мухаммада (мир ему и благословение): «Деяния принимаются и оцениваются по их намерению…» («Сахих аль-Бухари», № 1; «Сахих Муслим», № 1907).

Как соблюдается пост в месяц Рамадан?

В этот священный месяц мусульманам следует соблюдать множество предписаний. От рассвета до заката солнца верующие не должны есть и пить, также им следует воздерживаться от супружеской близости.

Эти запреты снимаются только в темное время суток. В этот период можно включать в рацион халяльные продукты, не содержащие частей свиных туш, причем забой животных должен осуществляться в соответствии с предписаниями ислама.

Как считается, введение лекарственных средств с помощью инъекций (уколов), сдача крови и кровопускание (хиджама), совершение полного омовения, принятие душа, недолгое пребывание в бане, вдыхание благовоний, а также некоторые другие действия поста не нарушают.

Пост (Уразу) могут не соблюдать только больные и пожилые люди, путешественники, дети, кормящие и беременные женщины.

Пожилым и неизлечимо больным людям за каждый пропущенный день поста нужно подавать милостыню, достаточную, чтобы прокормить одного человека. Остальным верующим нужно впоследствии восполнить все пропущенные дни поста.

Для чего введены подобные ограничения? Ограничение в пище, половое воздержание способствуют освобождению верующих от господства животных потребностей, позволяют предаться размышлениям о духовных ценностях.

Соблюдение всех предписаний помогает людям лучше контролировать свои мысли, эмоции и поступки, изменить свои привычки, а также укрепить веру и стать богаче духовно.

Учтите, что если человек соблюдает только ограничения в рационе, но его дела и мысли нечисты и не богоугодны, то пост считается недействительным, ибо «Аллах не нуждается в воздержании от еды и питья того, кто не оставил ложь».

Во все время поста верующим запрещается курить; нельзя лгать, клеветать на кого-либо, конфликтовать с людьми и сквернословить. Но главным в это время является духовное совершенствование: мусульманам нужно не только воздерживаться от грехов, но совершать как можно больше добрых дел.

Перед началом поста следует соблюдать определенные правила. Согласно традиции, накануне Рамадана верующим нужно встать до захода солнца, провести омовение и поесть; при этом в меню включают, как правило, высококалорийную, то есть сытную пищу.

Как произносится ният на пост Рамадан?

Месяц Рамадан должен начаться со слов намерения на пост, которые мусульманам не обязательно, но желательно произносить вслух. Если верующий не огласил намерение, то воздержание в пище, которого он будет придерживаться, не будет считаться соблюдением поста во имя Аллаха.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Пост того, кто не определит его [сердечным намерением] до утренней зари, является недействительным».

Итак, именно с ниията, совершаемого прежде всего в сердце, должно начаться утро первого дня поста. Также слова намерения следует произносить отдельно для каждого последующего дня поста – вечером или утром перед рассветом, до наступления времени утренней молитвы, иначе пост будет считаться недействительным, ведь одного намерения на весь месяц за все посты недостаточно.

Как правильно читать намерение в Рамадан?

Вы должны сказать, является ли это намерение обычным соблюдением предписаний поста или восполнением поста, пропущенного ранее.

Слова намерения могут звучать так:
«Навяйту ан асуума савма шахри Рамадаана мин аль-фаджри иляль-магриби хаалисан лильляяхи та‘ааля».

Ният на пост Рамадан на русском:
«Я вознамерился держать пост месяца Рамадан от рассвета до захода искренне ради Всевышнего Аллаха».

Скажем несколько слов о режиме и рационе питания в эти дни. Завтрак должен заканчиваться за полчаса до рассвета. В этот прием пищи, который называется сухур, можно включать в меню фрукты или молочные продукты.

После принятия пищи следует обязательная утренняя молитва – фаджра. Следующий прием пищи происходит после вечерней молитвы магриб. Считается, что в это время лучше всего включать в рацион финики.

Если кто-либо из верующих до наступления рассвета забыл произнести намерение на пост Рамадан, то его пост в этот день не будет считаться соблюденным. И все же мусульманам следует соблюдать в этот день все необходимые ограничения из уважения к Рамадану.

Для желательного поста достаточно произнести намерение до обеда, так как для него не является условием произнесение намерения ночью.

Если кто-то намеревается возместить пропущенный ранее пост двух месяцев Рамадан, то ниият должен включать слова «…возмещающий пост Рамадана» – и этого будет достаточно. При этом нет необходимости указывать, какого именно Рамадана пост вы возмещаете.

Также тот, кто соблюдает пост различных каффаратов (искупления за совершение греха, в том числе нарушение поста), может сказать «…соблюдать пост каффарата», не указывая конкретно, какого именно каффарата.

Также кроме обычных пяти молитв каждую ночь нужно совершать предусмотренный только в этот месяц дополнительный намаз, который называется таравих. Считается, что после завершения Рамадана люди обновляются и получают благословение свыше, если совершают все предписанные исламом намазы.

Рамадан является одним из пяти столпов ислама, на которых зиждется вера в Аллаха. Учтите, что в этот период многократно возрастают как награды за добрые поступки, так и наказание за дурные.

В арабском языке «пост» звучит следующим образом: «ас-сыям» или «ас-савм». Выражения «ас-савм» и «ас-сыям» означают воздержание от чего-либо, будь то высказывание чего-либо или приём внутрь. Подтверждением тому служат слова Марьям, приводимые в Коране (смысл): «Поистине я дала Милостивому обет поста» (сура «Марьям», аят 26), т. е. дала обет не говорить ничего.

إِنِّي نَذَرْتُ لِلرَّحْمَنِ صَوْمًا

В Шариате же выражения «ас-савм» и «ас-сыям» обозначают воздержание от всего, что нарушает пост , в промежутке времени от наступления утренней молитвы до захода солнца, намерившись держать пост .

История поста

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Всё о Рамадане
Намаз-таравих
Всё, что нужно знать постящемуся в месяце Рамадан
Женщина в Рамадан
Как сделать мужа довольным в Рамадан?
Я соблюдаю пост, а муж хочет любви
О поцелуях во время поста
Лучшая еда для ифтара в месяц Рамадан
Рамадан - месяц поста и молитвы, а не "праздник желудка"
Брось курить в Рамадан!
Кому можно не поститься в Рамадан?
Рамадан: поститься ли детям?
О посте в Рамадан в вопросах и ответах
Пост в Рамадан по ханафитскому мазхабу
Выплата закят-уль-фитр по завершению поста в Рамадан
месяц Корана
Как вести себя в месяце Рамадан?
Рамадан шагает по планете

Вменение в обязанность мусульманского поста

Основными доводами обязательности соблюдения поста являются аят священного Корана и два хадиса Посланника Аллаха (мир ему и благословение) . Всевышний в Коране сказал (смысл): «Месяц Рамадан, в который ниспослан был Коран , будучи руководством для людей и как разъяснение прямого пути и различения между истиной и ложью… Тот же, кто застанет из вас Рамадан, пусть соблюдает пост ... » (сура «Аль-Бакара», аят 185).

شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنْزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ فَمَنْ شَهِدَ مِنْكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُوا الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُوا اللَّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ

Если встретил Рамадан в одном месте, а прощаешься в другом

Именно поэтому мусульманские богословы и вынесли решение о том, что, если мусульманин начал поститься, увидев луну в своём населённом пункте, а затем отправился в путешествие в далёкий (где другой часовой пояс) населённый пункт, ему вменяется в обязанность завершить месяц Рамадан тогда, когда его завершат в местности, в которую он прибыл. Это положение распространяется даже на того, кто уже завершил 30 постов , потому что по Шариату с того момента, как он прибыл в новый населённый пункт, он как бы становится одним из жителей этой местности, следовательно должен соблюдать пост так же, как и все остальные жители. Если в местности, в которую прибыл мусульманин, увидели луну (указывающую на завершение месяца Рамадан и наступление Шавваля), то он обязан отпустить пост . И не имеет значения, соблюдал он всего 28 постов (потому как в этой местности Рамадан мог быть 29-дневным) или 29 постов (потому как Рамадан мог быть 30-дневным). Однако в первом случае, когда приезжему пришлось разговляться вместе с жителями, тогда как он соблюдал всего 28 постов , ему вменяется в обязанность восполнить один пост в любое удобное для него время после праздничного дня Ид аль-Фитр (праздник разговенья), потому что минимальное количество дней месяца Рамадан бывает 29.

Тот же, кто в праздничный день (Ид аль-Фитр) отправился в местность, в которой всё ещё постятся, обязан воздерживаться от всего, что нарушает пост , до наступления времени вечерней молитвы.

Согласно остальным трём мазхабам при видении новолуния поститься обязательно не только жителям близлежащих населённых пунктов, но и всем остальным, даже тем, кто живёт на другом полушарии Земли.

Условия обязательности поста

Таклиф. Таклифом называется наличие в мусульманине следующих качеств: совершеннолетие и рассудок. Сам мусульманин, который подпадает под эту категорию, называется мукалляфом. Т. е. поститься обязательно только совершеннолетнему мусульманину, достигшему половой зрелости. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Троим не записываются грехи: 1) спящему, пока не проснётся, 2) ребёнку, пока не станет совершеннолетним, 3) сумасшедшему, пока не поправится» («Сунану Аби Давуда», № 4403).

رُفِعَ الْقَلَمُ عَنْ ثَلَاثَةٍ عَنْ النَّائِمِ حَتَّى يَسْتَيْقِظَ وَعَنْ الصَّبِيِّ حَتَّى يَحْتَلِمَ وَعَنْ الْمَجْنُونِ حَتَّى يَعْقِل

Отсутствие обоснованной по Шариату причины, препятствующей поститься или разрешающей разговляться.

Причин, препятствующих соблюдению поста, две

Наступление месячных или послеродовых выделений у женщин.

Потеря сознания или потеря рассудка в течение всего дневного времени (т. е. со времени утренней молитвы до времени вечерней молитвы). Если потерявший сознание или сумасшедший придёт в себя даже на миг в течение светового промежутка дня, он обязан с этого момента поститься до конца дня.

Причин, разрешающих не соблюдать пост, три

Болезнь, при которой соблюдение поста наносит вред организму или доставляет сильную боль и недомогание. А если болезнь или боль будут настолько тяжкими, что будет вероятность угрозы жизни, – такому человеку вменяется в обязанность отпустить пост !

Дальнее путешествие. Дальним путешествием считается, когда расстояние пути не менее 83 километров. Кроме того, чтобы путнику дозволялось не соблюдать пост , необходимо, чтобы путешествие было дозволенным и продолжалось до конца дня. Тому, кто ещё будучи дома начал соблюдать пост, а затем в течение дня отправился в путь, не разрешается разговляться, т. е. прервать пост .

Основанием для вышеизложенных двух причин, разрешающих не поститься, служит аят Корана , в котором говорится (смысл): «<...> тот же, кто болен или в пути, пусть восполнит пост в другое время...» (сура «Аль-Бакара», аят 185).

وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ

Бессилие поститься. Тому, кто не в состоянии поститься из-за преклонного возраста или хронической болезни, например язвы желудка, разрешено разговляться. Поститься обязательно тем, кто физически в состоянии делать это. Поскольку в Коране сказано (смысл): «Тем же, кто в состоянии поститься лишь с неимоверной тягостью, следует накормить бедняка » (сура «Аль-Бакара», аят 184).

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), давая комментарий к этому аяту, сказал, что речь идёт о людях преклонного возраста, которые не в состоянии поститься и которые вместо каждого пропущенного поста должны накормить одного бедняка (одним муддом (600 граммов) основного продукта питания данной местности) («Сахих аль-Бухари», № 4235).

В эту же категорию входят беременные и кормящие матери. Если соблюдение поста может нанести вред беременной женщине и/или зародышу или соблюдение поста может отразиться на грудном ребёнке, так что у роженицы может не хватать молока для ребёнка, разрешено разговляться, т. е. не поститься. Однако, если беременная или кормящая мать не соблюдает пост только из опасения нанести вред зародышу или грудному ребёнку, помимо возмещения пропущенных постов ей ещё вменяется в обязанность выплатить штраф в размере 600 граммов (мудд) в пользу бедняков за каждый пропущенный пост .

Условия, необходимые для действительности поста

- Месячные и послеродовые выделения . Их наступление тоже нарушает пост, даже если их продолжительность будет недолгой. И, конечно же, пропущенные посты по причине их наступления надо возмещать.

- Потеря рассудка или, да убережёт нас от этого Всевышний , вероотступничество тоже нарушают пост.

Каждому постящемуся необходимо остерегаться всех вышеперечисленных семи причин, в противном случае пост нарушится и будет недействительным. Пост того, кто совершит что-либо из вышеперечисленного, предполагая, что время утренней молитвы ещё не наступило, а в действительности оно уже наступило и это каким-то образом выяснится, – нарушается, но вместе с этим этот человек обязан воздерживаться от всего, что нарушает пост, до конца дня, проявляя уважение к месяцу Рамадан. Аналогично и в том случае, когда постящийся отпустил пост, предполагая, что время вечерней молитвы уже наступило, а как оказалось – нет, его пост нарушается, и ему необходимо возместить этот пост.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Фото: freepik.com

5 шагов к Рамадану

Дуа перед началом Рамадана

Дуа в ночь Ляйлят-уль-Кадр

О глотании слюны во время поста в Рамадан

Можно ли совершить таравихи, если есть пропущенные намазы-фарз?

5 наград за пост

Топ 5 – фрукты против жажды в Рамадан

Закят уль фитр – закят в Рамадан