Крещение: история, традиции, приметы. Какого числа Крещение

В православии считается, что после обряда крещения у ребенка появляется свой ангел-хранитель. Поэтому, вполне понятно, что родителей волнует столь важный вопрос, когда можно крестить ребенка в 2015 году календарь. Священники говорят, что лучше всего крестить ребенка с младенчества, но как правильно выбрать дату?

Важные моменты

В народе было принято крестить ребенка практически сразу после рождения. Как только исполнялось малышу 8 недель, его сразу несли в церковь и свергали таинство. В наше время не все родители решаются на такое раннее крещение. Опасаться этого не стоит, потому что, согласно церковным законам, можно крестить ребенка в любом возрасте. На праздник можно приготовить .

Раньше крестили именно на восьмую неделю, потому что считалось, что мать уже полностью восстановилась после родов и сможет присутствовать на обряде крещения. В принципе, в некоторых семьях считалось, что присутствие матери не обязательно и крестины назначали на более ранний период. Современные священники говорят, что сегодня не стоит торопиться нести ребенка в церковь. У родителей есть время, так что, нужно подождать, чтобы малыш окреп и хоть немного привык к окружающему его миру. У родителей будет время, чтобы вдумчиво выбрать крестных, организовать праздник, купить одежду для крещения.

Интересно! Чем раньше крестят ребенка, тем легче он переносит обряд окунания в чан. У самых маленьких еще сохраняются внутриутробные рефлексы, и они могут задерживать дыхание. Именно по этой причине во время совершения таинства чаще всего кричат дети постарше, а не самые маленькие новорожденные.

Есть ли дни, когда крестить нельзя

Выбирая дату, когда можно крестить ребенка в 2015 году после Пасхи или в другой период времени, стоит учесть, что запрещенных дней нет. Мы привыкли, что периоды постов считаются неподходящими для венчания, например. Но на таинство крещения такие обряды не распространяются. Просто, нужно заранее будет обговорить желаемую дату со священником.

Крестить ребенка можно и на саму Пасху, и в Святочную неделю после наступления этого праздника. Другое дело, что трудно будет найти церковь, потому что, в этот период активно проводятся службы, в церкви постоянно находится много народа. Оптимальное время после Пасхи – это уже через неделю после праздника, когда церковная жизнь станет спокойнее и выйдет на свои повседневные рельсы.

Проведение таинства Крещения

Дат, когда нельзя крестить ребенка, не существует. Но нужно все заранее обговаривать со священником. Если в церкви в городе расписание уже забито на месяцы вперед, можно попробовать обратиться к деревенским церквям. На крещение можно звать гостей, но не стоит устраивать грандиозный праздник: только близкие родственники, крестные родители. Конечно, гости должны выглядеть скромно, а всем лицам женского пола нужно покрыть голову и надеть юбку ниже колена, чтобы войти в храм. На праздничный стол можно подать .

Важно! Крестных родителей необходимо выбирать ответственно. Это не должны быть просто ваши лучшие друзья, с которыми вы постоянно ездите на шашлыки. Необходимо, чтобы крестные родители были крещеными, знали законы церкви. Ведь, главная задача крестных родителей – приучать ребенка к церкви, рассказывать о религии. Многие считают, что крестными могут быть только родственники, но это тоже неправильно. Нужно выбрать набожных людей, которым вы доверяете, с которыми общаетесь.

Крещение Господня православные христиане отмечают 19 января по новому стилю. История праздника: традиции праздника Крещения Господнего пошли еще с древнейших времен, однако, он практически не связан с языческими суевериями, в отличие от многих других. Это один из первых праздников христианской Церкви, он был установлен еще при апостолах, упоминания о данном событии хранят все четыре Евангелия.


Прежнее название - «Епифания» означает «явление», или «Теофания» - «Богоявление». Само же слово «крещение» с греческого языка переводится как «погружение в воду».

Согласно писаниям, когда опасность для детей миновала, Иисус возвратился из Египта в Галилею. Сын Божий жил в небольшом городе Назарет вместе с матерью и подрабатывал там плотником, пока ему не исполнилось 30 лет.

С этого возраста, по иудейскому закону, разрешалось проповедовать в синагогах и принимать сан священника. Тогда Христос отправился к Иоанну, на берег священной реки Иордан. Как гласит легенда, каждый крестившийся там заходил в воду до шеи, и покидал купель, только совершив полную исповедь. Спаситель же, у которого не было грехов, не мог находиться в реке. Когда Господь вышел на берег, небеса разверзлись, и на него сошел Святой дух в виде голубя.

Как отмечают праздник Крещение Господне

Богоявлению предшествует Крещенский сочельник или, как его еще называют, Навечерие. На Руси весь этот день держали строжайший пост, а во время вечерней службы церкви не могли вместить всех желающих. Накануне праздника в храмах, вспоминая об омовении Иисуса Христа в реке Иордан, также освящают воду. Утром же верующие совершают Крестный ход к природному водоему. Во льду вырубают крестообразную купель, а батюшка освящают ее, погружая туда серебряный крест. Считается, что погружение в такую иордань очищает и тело, и душу.

В Ветхом завете вода – символ начала жизни, именно из нее происходят все существа. В то же время вода напоминает о великом потопе и очищении земли от грешников, а человечества — от зла и корысти.

Об освященной жидкости, набранной в день Крещения, ходят легенды. Ее наделяют чудодейственной и исцеляющей силой, каплями окропляли дом, урожай и даже скотину, чтобы защитить семью и имущество от дурного глаза. Такую воду можно хранить весь год, а то и несколько лет, она долгое время не портится.

Народные приметы связывают праздник Богоявления с приходом сильных морозов, которые также позволяют очистить землю от различных микробов и бактерий.

Поздравления с Крещением Господним

Крещенский, ой, мороз суровый.
Желаю прежде я всего,
Чтобы в купаниях моржовых
Не отморозил ничего.

Коль в воду лез, прочтя молитву
Для очищения души,
То тело грей, достав пол-литра,
Чтоб было дальше чем грешить…

Торжеств январских эстафета
Финал объявит этим днем,
Не ради пьянки - для эффекта
Оздоровительного пьем:

За жар любви тост непременно,
За сногсшибательный успех,
Чтоб бедам счастье шло на смену,
И жизнь чтоб радовала всех!

— — — — — — — —

В день славный Господа Крещение,
Желаю радости и просветления,
Свершения желаний и чудес
Божественного света от небес,
Святой воды холодной ощутить глоток,
И помолиться, чтобы Бог помог чуток.
И голубь белый вознесется над землей,
Дух снизойдет на каждого из нас святой.

— — — — — — — —

Вновь Крещение не балует погодой.
Мокрый снег, пурга и гололед.
Не порадуешь себя красивой одой,
Несмотря на это, он придет.

Он придет, красивый, светлый, чистый
В пеньи, гомоне, сиянии свечей.
Праздник, пред которым все лучится -
Счастье лиц, мерцание свечей.

Праздник должен быть в душе и это благо.
Поздравления свои я всем Вам шлю.
Примириться всем пред Богом надо.
Всех целую, радуюсь, люблю!

— — — — — — — —

На Крещение Господне пусть
Не будет бед, уходит грусть,
Сердце прекрасным наполняется,
Мечта одна и за другой сбывается!

Всевышний счастья посылает,
Грехи большие, малые прощает,
Пусть все, кто в речку Иордан войдет,
Спокойствие в душе найдет.

— — — — — — — —

В День Крещения Господня,
Укрепляем свою веру:
После проруби - не зябко,
А здоровье вновь отменно!

Мы не зря постились долго,
Очищая мысли, душу!
К таинству, прильнув волнуясь,
Несмотря на злую стужу!

В этот день не слышно песен,
Праздник тихий и семейный,
Ожидаем снова чуда,
Дружно молимся со всеми!

Так как Крещение и купание в проруби считается очищением, то в этот день можно пожелать окружающим начала новой, праведной и счастливой жизни, которая начнется с обретением Господа в душе и сердце; чтобы на каждого страждущего снизошла благодать Божья, а все горести отступили. Пусть вода, освященная в праздник, каждой каплей своей дарует людям здоровье физическое и духовное, возрождает семьи, восстанавливает мир и покой в обществе.

В этот день Церковь вспоминает Евангельское событие — как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Мы расскажем об истории, традициях и смысле праздника.

ЧТО ТАКОЕ КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа также называют Богоявлением. В этот день христиане всего мира вспоминают события, описанные всеми четырься евангелистами, - крещение Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк 3:21-22).

Крещение Господне - двунадесятый праздник. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление - Господский праздник.

КОГДА ПРАЗДНУЕТСЯ КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Крещение Господне Русская Православная Церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю).

Праздник Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство - такие же дни после праздника.

Отдание праздника совершается 27 января по новому стилю. Отдание праздника - последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.

СОБЫТИЯ КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ

После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.

Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. В ту пору Ему было тридцать лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк 3:21-22).

Крещения Господня было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики - апостолы Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил.

В двух Евангелиях - от Матфея и Луки - мы читаем, что после Крещенияя Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей. Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал (Лк. 4:2). Диавол три раза подуступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого (так называют диавола).

ЧТО МОЖНО ЕСТЬ НА КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Поста в праздник Крещения нет. А вот в Крещенский Сочельник, то есть накануне праздника, православные соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня - сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ - ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы - упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление.

Начиная с конца IV века (в разных местностях по-разному) Крещение Господне стало отдельным праздником. Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения - в богослужении. Например, у обоих праздников есть Навечерие - Сочельник, со строгим постом и особыми традициями.

В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных (их называли оглашенными), поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» - в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах.

ИКОНОГРАФИЯ КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ

На раннехристианских изображениях событий Крещения Господня Спаситель предстает перед нами юным и без бороды; позднее Его стали изображать взрослым мужчиной.

С VI-VII веков на иконах Крещения появляются изображения ангелов - чаще всего их три и они стоит на противоположном от пророка Иоанна Предтечи берегу Иордана. В память о чуде Богоявления над стоящим в воде Христом изображают островок неба, из которого к Крещаемому нисходят голубь в лучах света - символ Святого Духа.

Центральные фигуры на всех иконах праздника - Христос и Иоанн Креститель, который возлагает десницу (правую руку) на голову Спасителя. Десница же Христа поднята в благословляющем жесте.

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Духовенство в праздник Крещения Господня облачено в белые ризы. Главная особенность богоявленского богослужения - это освящение воды. Воду освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии.

Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после Утренней службы Богоявления. А вторая - связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

МОЛИТВЫ КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Тропарь Крещения Господня, глас 1.

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Перевод:

КОГДА ТЫ, ГОСПОДИ, КРЕСТИЛСЯ ВО ИОРДАНЕ, ЯВИЛОСЬ ПОКЛОНЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ, ИБО ГЛАС ОТЦА СВИДЕТЕЛЬСТВОВАЛ О ТЕБЕ, НАЗЫВАЯ ТЕБЯ ВОЗЛЮБЛЕННЫМ СЫНОМ, И ДУХ, ЯВИВШИЙСЯ В ВИДЕ ГОЛУБЯ, ПОДТВЕРДИЛ ИСТИННОСТЬ ЭТОГО СЛОВА. ХРИСТЕ БОЖЕ, ЯВИВШИЙСЯ И ПРОСВЕТИВШИЙ МИР, СЛАВА ТЕБЕ!

Кондак Крещения Господня, глас 4.

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный.

Перевод:

ЯВИЛСЯ ТЫ НЫНЕ ВСЕМУ МИРУ; И ТВОЙ СВЕТ, ГОСПОДИ, ЗАПЕЧАТЛЕЛСЯ НА НАС, СОЗНАТЕЛЬНО ВОСПЕВАЮЩИХ ТЕБЯ: «ТЫ ПРИШЕЛ И ЯВИЛСЯ, СВЕТ НЕПРИСТУПНЫЙ!»

Величание Крещения Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Перевод:

ПРОСЛАВЛЯЕМ ТЕБЯ, ХРИСТЕ, ПОДАТЕЛЬ ЖИЗНИ, ЗА ТО, ЧТО ТЫ НЫНЕ ДЛЯ НАС КРЕСТИЛСЯ ПЛОТИЮ ОТ ИОАННА В ВОДАХ ИОРДАНА.
НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ


Каждый церковный праздник находит свое отражение в народных традициях. И чем богаче и древнее история народа, тем более сложные и интересные переплетения народного и церковного получаются. Многие обычаи далеки от истинного христианства и близки к язычеству, но они тем не менее интересны с исторической точки зрения - чтобы узнать народ лучше, чтобы суметь отделить суть того или иного Христова праздника от красочного потока народной фантазии.

На Руси Крещение было концом святок, девушки прекращали гадания - сугубо языческое занятие. Простой люд готовился к празднику, который, как считалось, очистит их от грехов, в том числе грехов святочных гаданий.

На Крещение совершали великое водосвятие. Причем два раза. Первый - в Крещенский сочельник. Воду освящалив купели, которая стояла в центре храма. Второй раз воду освящали уже в сам праздник Крещения - в любом местном водоеме: реке, озере, колодце. Во льду прорубали «иордань» - прорубь в виде креста или круга. Рядом ставили аналой и деревянный крест с ледяным голубком - символом Святого Духа.

В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом. Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга. Некоторые удальцы даже купались в ледяной воде, чтобы очиститься от грехов.

Освящали не только сельские водоемы, но и реки в больших городах. Например, вот рассказ, как освящали воду в Москве на реке Неглинной 6 января 1699 года. В обряде принял участие сам император Петр I. А описал событие шведский посланник в Москве Густав Корб:

«Праздник Трех царей (волхвов), или, вернее, Богоявление Господне, ознаменован был благословением реки Неглинной. Процессия двигалась к реке в следующем порядке. Открывал шествие полк генерала де Гордона… Гордонов полк сменил другой, называемый Преображенским и обращавший на себя внимание новой зеленой одеждой. Место капитана занимал царь, внушавший высоким ростом почтение к своему Величеству. …На твердом льду реки была построена ограда (theatrum, иордань). Пятьсот духовных особ, иподьяконы, дьяконы, священники, архимандриты (abbates), епископы и архиепископы, облаченные в одеяния, подобающие их сану и должности и богато украшенные золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, придавали религиозной церемонии более величественный вид. Перед замечательным золотым крестом двенадцать клириков несли фонарь, в котором горели три свечи. Невероятное количество людей толпилось со всех сторон, улицы были полны, крыши были заняты людьми; зрители стояли и на городских стенах, тесно прижавшись друг к другу. Как только духовенство наполнило обширное пространство ограды, началась священная церемония, зажжено было множество свеч, и прежде всего воспоследовало призывание благодати Божией. После достодолжного призыва милости Божией, митрополит стал ходить с каждением кругом всей ограды, посередине которой лед проломан был пешнем в виде колодца, так что обнаружилась вода. После троекратного каждения ее митрополит освящал ее троекратным погружением горящей свечи и обычным благословением. …Затем патриарх, или в отсутствие его митрополит, выходя из ограды, кропит обычно его Царское Величество и всех солдат. Для конечного завершения праздничного торжества производили залп из орудий всех полков. …Перед началом этой церемонии на шести белых царских лошадях привозили покрытый красным сукном сосуд. В этом сосуде надлежало затем отвезти благословенную воду во дворец его Царского Величества. Точно также клирики отнесли некий сосуд для патриарха и очень много других для бояр и московских вельмож».

СВЯТАЯ КРЕЩЕНСКАЯ ВОДА

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после Утренней службы Богоявления. А вторая - связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

По традиции, Крещенскую воду хранят год - до следующего праздника Крещения. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой.

КОГДА НАБИРАТЬ КРЕЩЕНСКУЮ ВОДУ?

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Когда освящать воду, совершенно не важно.

ВСЯ ЛИ ВОДА НА КРЕЩЕНИЕ СВЯТАЯ?

В ночь на Крещение Господне, действительно, как говорит Предание, все водное естество освящается. И становится подобным водам Иордана, в которых был крещен Господь. Магия как раз была бы, если бы вода святой становилась только там, где ее батюшка освятил. Дух же Святой дышит, где хочет. И есть такое мнение, что в любой момент Крещения вода святая везде. А освящение воды - это видимый, торжественный церковный чин, который говорит нам о присутствии Бога здесь, на земле.

КРЕЩЕНСКИЕ МОРОЗЫ

Время праздника Богоявления на Руси обычно совпадало с крепкими морозами, поэтому их стали называть «крещенскими». Люди приговаривали: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи».

КУПАНИЕ В ПРОРУБИ (ИОРДАНИ) НА КРЕЩЕНИЕ

На Руси простые люди называли Богоявление «Водокрещи» или «Иордань». Иордань - прорубь в форме креста или круга, прорубленная в любом водоеме и освященная в день Крещения Господня. После освящения удалые парни и мужики окунались и даже плавали в ледяной воде; считалось, что так можно смыть с себя грехи.

КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК

Празднику Богоявления предшествует Крещенский Сочельник, или Навечение Богоявления. Накануне праздника православные христиарне соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня - сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

СОЧИВО

Для приготовления сочива вам понадобится:

Пшеница (зерно) – 200 г
- очищенные орехи – 30 г
- мак – 150 г
- изюм – 50 г
- фрукты или ягоды (яблоко, ежевика, малина и т.п.) или варенье – по вкусу
- ванильный сахар – по вкусу
- мед и сахар – по вкусу
- сливки – 1/2 стакана.

Пшеницу хорошо промыть, залить горячей водой, покрыв зерно, и варить в кастрюле на медленном огне до мягкости (или в глиняном горшочке, в духовке), периодически доливая горячую воду. Мак промыть, запарить горячей водой на 2-3 часа, слить воду, мак растереть, добавить по вкусу сахар, мед, ванильный сахар или любого варенья, покрошенных орехов, изюма, фрукты или ягоды по вкусу, добавить 1/2 стакана сливок или молока или кипячёной воды, и всё это соединить с вареной пшеницей, выложить в керамическую миску и подать на стол в охлажденном состоянии.

Когда купаться на Крещение – 18 или 19 января – этот вопрос задают очень часто в дни Крещения и Богоявления Господня.

Самое главное, что нужно знать о Крещении Господнем – это не то, когда купаться (совершенно не обязательно окунаться в этот день в проруби), а то, что в этот день был крещен сам Господь Иисус Христос. Поэтому 18 января вечером и 19 января утром важно быть в храме на службе, исповедоваться, причаститься и взять святой воды, великой агиасмы.

Купаются же, по традиции, после вечерней службы 18 января и в ночь с 18 на 19 января. Доступ к купелям открыт, как правило, 19 января в течение всего дня.

Распространенные вопросы о купании на Крещение

Нужно ли купаться на Крещение в проруби?

Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?

В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.

Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.

К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будет освящены все воды независимо от их температуры.

протоиерей Игорь Пчелинцев

Наверное, следует начать не с купания в крещенские морозы, а с самого благодатного праздника Богоявления. Крещением Господа нашего Иисуса Христа освящается вся вода, во всех ее видах, ведь за две тысячи лет вода реки Иордан, коснувшаяся благословенного тела Христа, миллионы раз поднималась к небесам, плыла в облаках и вновь возвращалась каплями дождя на землю. В чем она - в деревьях, в озерах, реках, травах? Ее частички повсюду. И вот приближается праздник Богоявления, когда дарит нам Господь изобилие освященной воды. В каждом человеке пробуждается беспокойство: а как же я? Ведь это мой шанс очиститься! Не упустить бы его! И вот люди без раздумий, даже с каким-то отчаянием бросаются к проруби и, окунувшись, потом целый год рассказывают о своем «подвиге». Приобщились они благодати Господа нашего или потешили свою гордыню?

Православный человек идет спокойно от одного церковного праздника к другому, соблюдая посты, исповедуясь и причащаясь. И к Богоявлению он готовится неспешно, решая в кругу семьи, кто сподобится после исповеди и причастия по старинной русской традиции окунуться в Иордань, а кто по малолетству или недомоганию омоет святой водой лицо, или обольется на святом источнике, или просто примет с молитвой святую воду как духовное лекарство. Нам, слава Богу, есть из чего выбирать, и не нужно рисковать бездумно, если человек ослаблен болезнью. Иордань - это не Овчая купель (см. Ин. 5: 1-4), и приступать к ней нужно с осторожностью. Опытный батюшка благословит на купание далеко не всех. Он позаботится о выборе места, укреплении льда, сходнях, теплом месте для раздевания и одевания и присутствии кого-то из православных медицинских работников. Здесь и массовое крещение будет уместным и благодатным.

Другое дело - масса людей отчаянных, которые решили без благословения и просто элементарного раздумья искупаться «за компанию» в ледяной воде. Здесь речь идет не о силе духа, а о силе тела. Сильнейший спазм кожных сосудов в ответ на действие холодной воды приводит к тому, что масса крови устремляется во внутренние органы - сердце, легкие, головной мозг, желудок, печень, и для людей со слабым здоровьем это может плохо кончиться.

Особенно возрастает опасность для тех, кто готовился к «очищению» в проруби курением и алкоголем. Приток крови к легким только усилит хроническое воспаление бронхов, которое всегда сопровождает курение, может вызвать отек стенки бронхов и пневмонию. Длительный прием алкоголя или острое опьянение и в теплой воде постоянно приводят к несчастьям, что уж говорить о купании в проруби. Артериальные сосуды алкоголика или бытового пьяницы, даже если он сравнительно молод, не способны правильно реагировать на массивное холодовое воздействие, в этих случаях можно ожидать парадоксальных реакций вплоть до остановки сердца и дыхания. С такими дурными привычками и в таком состоянии лучше к проруби не подходить.

Протоиерей Сергий Вогулкин, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всецарица» города Екатеринбурга, доктор медицинских наук, профессор:

– Объясните все-таки, для чего православному человеку купаться в Крещение в ледяной воде, когда на улице мороз за тридцать градусов?

Священник Святослав Шевченко: – Нужно различать народные обычаи и церковную богослужебную практику. Церковь не призывает верующих лезть в ледяную воду - это каждый решает для себя индивидуально. Но сегодня обычай окунуться в морозную прорубь стал для нецерковных людей чем-то новомодным. Понятно, что в большие православные праздники в русском народе происходит религиозный всплеск - и в этом нет ничего плохого. Но не очень хорошо то, что люди этим поверхностным омовением и ограничиваются. Более того, некоторые всерьез считают, что, искупавшись в крещенской иордани, они смоют с себя все грехи, накопившиеся за год. Это языческие суеверия, и ничего общего с церковным учением они не имеют. Грехи отпускаются священником в таинстве Покаяния. Кроме этого, в поиске острых ощущений мы упускаем главную суть праздника Крещения Господня.

Откуда пошла традиция на Крещение нырять в прорубь? Обязательно ли это делать каждому православному? Купаются ли в ледяной воде священники? Каково место этой традиции в христианской иерархии ценностей?

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ:

Не купанием проверяется вера

- на Крещение - традиция сравнительно новая. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались. Но в самой этой традиции нет ничего плохого, только надо понимать, что Церковь никого к купанию в холодной воде не принуждает.

Освящение воды - напоминание, что Господь везде и всюду, освящает все естество земли, а земля создана для человека, для жизни. Без понимания, что Бог с нами везде, без духовного осмысления праздника Богоявления крещенское купание превращается в спорт, любовь к экстриму. Важно почувствовать присутствие Троицы, которое пронизывает все природное естество, и приобщиться именно к этому присутствию. А остальное, включая купание в освященном источнике - лишь сравнительно новая традиция.

Я служу в центре Москвы, далеко от воды, поэтому у нас в приходе купание не практикуется. Но, например, я знаю, что в храме Троицы в Останкино, который находится возле Останкинских прудов, освящают воду и ею омываются. Кто купается не первый год, пусть продолжает купаться. А если человек впервые хочет приобщиться к этой традиции, я бы советовал ему подумать, позволяет ли ему здоровье, хорошо ли он переносит холод. Не купанием проверяется вера.

Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа:

Духовный смысл - в освящении воды, а не в купании

- Сегодня Церковь не запрещает купание в водоемах, а до революции относилась к нему отрицательно. Отец Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя» пишет следующее:

«…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

(С. В. Булгаков, «Настольная книга для священно-церковно-служителей», Издательский отд. Московского Патриархата, 1993, репринт издания 1913, стр. 24, сноска 2)

По моему мнению, если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. Не от этого зависит получение благодати.

Неподалеку от одного из храмов нашего благочиния, в Опалихе, есть чистый пруд, я знаю, что духовенство храма освящает там воду. Почему нет? Типикон это допускает. Разумеется, в конце литургии или, когда сочельник приходится на субботу или воскресенье, в конце великой вечерни. Освящение воды Великим чином в другое время допустимо в исключительных случаях.

Например, бывает, что один священник является настоятелем сразу трех сельских храмов. Служить две литургии в день ему нельзя. И вот батюшка служит и освящает воду в одном храме, а в два других, иногда за десятки километров, едет, чтобы специально для местных жителей освятить воду. Тогда, конечно, допустим Великий чин. Или в Доме престарелых, если там невозможно совершить литургию на Крещение, тоже можно совершить Великое освящение воды.

Если же, допустим, благочестивый богатый человек хочет освятить воду в своем пруду, в этом нет ничего плохого, но в таком случае нужно освятить ее Малым чином.

Ну, а когда, как в Опалихе, после заамвонной молитвы проходит крестный ход, освящается вода в пруду, а потом все возвращаются в храм и заканчивают литургию, церковный чин не нарушается. А уж будут ли потом священники и прихожане окунаться в прорубь, личное дело каждого. Надо только подходить к этому разумно.

Одна наша прихожанка - морж со стажем, даже ездит на соревнования моржей. Естественно, она с удовольствием и на Крещение купается. Но ведь моржами люди становятся, закаляясь постепенно. Если же человек неморозоустойчив, часто простужается, неразумно с его стороны будет без подготовки лезть в прорубь. Если же он таким образом хочет убедиться в могуществе Бога, то пусть поразмыслит, не искушает ли он этим Господа.

Был случай, когда пожилой иеромонах - я его знал - решил вылить на себя десять ведер крещенской воды. Во время такого обливания он умер - не выдержало сердце. Как любое купание в холодной воде, крещенское купание требует предварительной подготовки. Тогда оно может быть на пользу здоровью, без подготовки же может навредить.

Я говорю о телесном здоровье, возможно, душевном - взбадривает холодная вода, - но не о духовном. Духовный смысл есть в самом таинстве освящения воды, а не в купании. Не так важно, купается ли человек в крещенской проруби, гораздо важнее, придет ли он на праздничную литургию, ли Святых Христовых Таин.

Естественно, как православный священник, я желаю всем не просто прийти в этот день за крещенской водой, а помолиться за богослужением и по возможности причаститься. Но все мы, православные христиане, должны относиться к приходящим людям с любовью и пониманием, со снисхождением к человеческой немощи. Если кто-то приходит только за водой, неправильно говорить ему, что он такой-сякой и не получит благодати. Не нам об этом судить.

В жизнеописании я читал, как он одной духовной дочери, у которой муж был неверующий, посоветовал, чтобы она давала ему просфорку. «Батюшка, он ее с супом ест», - пожаловалась вскоре она. «Ну и что? Пусть с супом», - ответил отец Алексий. И в итоге тот человек обратился к Богу.

Из этого, конечно, не следует, что надо всем неверующим родственникам просфорки раздавать, но приведенный пример показывает, что Божья благодать часто действует непонятным для нас образом. Так и с водой. Пришел человек только за водой, но, может быть, он через эти внешние действия, сам того не осознавая, тянется к Богу и со временем придет к Нему. Пока же порадуемся, что он помнит о празднике Крещения и вообще пришел в храм.

Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке:

Купание - только начало

Традиция купаться на Крещение - поздняя. А относиться к ней надо в зависимости от того, ради чего человек купается. Проведу аналогию с Пасхой. Всем известно, что в Великую Субботу десятки или даже сотни тысяч людей идут в храм, чтобы освятить куличи.

Если они действительно не знают, что это лишь крошечная часть той радости, которой является для верующего человека Пасха, приходят в храм с благоговением и искренне молятся, для них это все равно встреча с Господом.

Если же они из года в год слышат, что это не самое главное, и священник, освящая куличи, каждый раз приглашает их прийти на ночную службу, разделить со всеми радость о Воскресшем Господе, объясняет, в чем смысл богослужения, а их общение с Церковью по-прежнему сводится к освящению куличей, это, конечно, печально.

Так же и с купанием. Если человек, совершенно незнакомый с церковной жизнью, окунается в воду с благоговением, обращаясь к Господу так, как он умеет, искренне желая получить благодать, Господь, конечно, подаст благодать, и у этого человека состоится встреча с Богом.

Думаю, когда человек искренне ищет Бога, рано или поздно он поймет, что купание - только начало, а гораздо важнее быть на всенощной и литургии. Если крещенское купание служит ступенькой к тому, чтобы хотя бы через несколько лет начать встречать этот праздник по-настоящему, по-христиански, такое купание можно только приветствовать.

Увы, многие относятся к нему просто как к одному из видов экстремального спорта. Часто купания нецерковных людей проходят с непотребными шутками и неумеренной выпивкой. Как и популярные некогда драки стенка на стенку, такие забавы ни на шаг не приближают человека к Господу.

Но и многие из тех, кто не позволяет себе никакого непотребства, на службу не приходят - купаются-то обычно ночью и считают, что уже приобщились к празднику, отсыпаются, довольные собой - доказали, что и телом сильны, и вера их крепка. Сами себе доказали, но это самообман.

Конечно, необязательно купаться ночью, можно после службы. Наш храм в центре находится, поблизости купаться негде, но некоторые прихожане ездят в другие районы или в Подмосковье. Иногда советуются со мной, я никогда не возражаю, если вижу, что человек это действительно ради Господа делает. А вот один мой знакомый священник, очень хороший, несколько лет подряд окунался в прорубь и каждый раз после этого заболевал. Значит, его купание неугодно было Господу, и Господь вразумлял его через болезнь - теперь он не купается.

Я тоже никогда не купался. До ближайших освященных водоемов ехать мне достаточно далеко, если я полночи потрачу на дорогу и купание, не смогу исповедовать прихожан и служить литургию так, как должен. Но иногда мы с матушкой и детьми обливались крещенской водой на улице, на снегу. Живу я за городом, вот после возвращения со всенощной и обливались всей семьей. Но это за городом можно, в Москве так не обольешься.

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной гимназии:

А причем здесь Крещение?

Я как-то особо не озадачиваюсь вопросом ночных крещенских ныряний. Хочет человек, пусть ныряет, не хочет – пусть не ныряет. Только какое отношение ныряние в проруби имеет к празднику Богоявление Господне?

Для меня эти окунания – просто развлечение, экстрим. Наши люди же любят что-нибудь такое необыкновенное. Последнее время стало модным, популярным нырнуть на Крещение в прорубь, затем выпить водки, а потом всем рассказывать о своем таком русском благочестии.

Такая русская традиция, вроде кулачных боев на Масленицу. К празднованию Крещения имеет ровно такое же отношение, как и кулачные бои к празднованию Прощенного воскресения.

Крещение в христианстве - один из главных двунадесятых праздников ("двунадесять" — двенадцать), связанных с Пресвятой Богородицей (богородичные) и с жизнью на земле Иисуса Христа (господские). Что принято делать в этот день? Какого числа Крещение? На эти и другие вопросы можно найти ответы в этой статье.

История праздника

Название праздника говорит само за себя. Слово "крещаю" или "крещу" с греческого в переводе означает "погружаю в воду". С этим, кстати, связано и таинство приобщения к христианству.

Чтобы узнать, какого числа Крещение отмечать, вспомним, что происходило в этот день, согласно Священному Писанию.

Иисус Христос, которому было тридцать лет, пришел к реке Иордан по старому стилю 6 января, чтобы принять крещение. Иоанн Предтеча, пророк, посланный самим Богом, пытался доказать Спасителю, что не достоин проводить таинство. Христос настоял, и Крещение свершилось по воле Господа.

Во время этого действа Святой Дух сошел на Иисуса в виде голубя, а сверху раздался голос Отца Небесного, подтверждая, что Спаситель есть Его Сын. Таким образом, Бог явился в трех ипостасях или лицах. Вот они: Отец — голос, Сын — плоть, Дух Святой — голубь. Потому Крещение называют еще и Богоявлением. Также в старину праздник называли Просвещением (Святыми Светами), так как Господь — это Свет, являющийся в этот день всему миру.

Только после Крещения Иисус стал проповедовать, просвещая народ.

Какого числа Крещение

В давние времена Рождество и Богоявление праздновали в один день. Позже события были разделены, и в январе появилось два христианских торжества. Таким образом, Крещение стали отмечать 19 января по новому стилю. Еще неделю после этого дня вспоминают события многовековой давности.

С какого числа начинается Крещение? Само торжество проходит 19 января. Но в преддверии праздника, 18 января, в Крещенский сочельник, принято блюсти строгий пост, когда разрешается есть лишь сочень (постная лепешка) и кутью. Накануне праздника в доме проводят тщательную уборку, выбрасывают весь мусор.

Традиции праздника

Освящение воды — главное событие Крещения. Вода приобретает чудодейственное свойство не только в стенах храмов, но и в открытых водоемах, в ночь с 18 на 19 января. Всегда хоть на несколько мгновений на Крещение открываются небеса. Сохраняют реки и озера способность исцелять и очищать еще неделю после праздника. А набранная на торжество в емкость вода не пропадает в течение года, обладая все теми же лечебными свойствами. Желающие иметь целебную влагу знают, какого числа Крещение — 19 января. Эта дата остается неизменной из года в год.

Раньше после освящения проруби в водоеме выпускали двух голубей, а после стреляли в небо холостыми патронами, в память о событиях во время Крещения Иисуса. Сейчас этих традиций не придерживаются. Крещенской водой орошали все имущество и жилище, чтобы отогнать беды и несчастья. А в колодцы лили святую крещенскую воду для изгнания нечистой силы.

Интересно, что даже в крещенские морозы верующие окунаются в проруби рек и озер. Принимая очищение души и тела, они знают — духовному человеку и истинному христианину ледяная вода в эту ночь не во вред, а на пользу. Но все же окунаться нужно с осторожностью. Ведь есть заболевания, при которых это смертельно опасно.

Приметы на Крещение

Многие знают, какого числа праздник Крещение, когда купаться. Приметыв этот день известны не всем, но они есть. Взаимосвязи Крещения и сильных морозов, о которой практически повсюду говорят, на самом деле не существует. Достаточно понаблюдать за погодой в этот день. В январе сильные морозы — закономерность. Кстати, по приметам, если на праздник холодно, год будет богатым на урожай. Светит солнце - к жаркому лету. Так что тем, кто привык ждать холода на Крещение, не стоит переживать.

Гадание на Крещение

До принятия на Руси христианства в день нынешнего праздника Крещения заканчивались Святки — народные гуляния, время гаданий на будущее. Отсюда и поверье, будто вечер 18 января - самое подходящее время узнать, что ждет в грядущем году. Но верующие знают, гадание — занятие не для них. Церковь этого не одобряет, да и Библия, конечно.

Какого числа Крещение, конечно, нужно знать, но самое главное - не относиться к празднику, как к чему-то обыденному. Не окунаться в прорубь только потому, что так принято. Не ходить в храм просто для того, чтобы набрать воды. Это великий праздник — Крещение Господне, благодаря которому люди получили возможность очищаться от грехов и избавляться от болезней.