Есть ли ассасины в наше время? Ассасины — кто они

Влияние ассасинов на историю огромно. Великолепные воины, они были "средневековым спецназом", довели до совершенства методы вербовки и разведки, по их примеру строились тайные ордена Европы.

Средневековая утопия

Аламутское государство, в котором зародился орден ассасинов, представляло собой своего рода утопию средневекового мира. Его основатель, полководец и проповедник ибн Саббах смог уже в XI веке свести на нет разницу между богатыми и бедными. Ведя сам аскетический образ жизни, он наложил строжайший запрет на все проявления роскоши: пиры, охоты, наряды. Любое непослушание каралось смертью, что не обошло даже его собственного сына, на которого пало подозрение на несоблюдение законов.

Все государство низаритов, которое простиралось на территории Персии, Сирии, Ирана и Ирака, беспрекословно подчинялось одному человеку, который по совместительству был еще и духовным вождем. Согласно его доктрине, познание бога разумом и мышлением невозможно. Познания можно достичь только личным поучением истинного имама, который был якобы известен лишь Саббаху. Те, кто его не признавали, согласно учению, попадали в ад. Никакие другие мусульмане за исключением исмаилитов не имели право на спасение, поскольку познавали религию разумом.

Несмотря на свою простоту, программа ибн Саббаха идеально прижилась в арабском обществе XI века. Она не подразумевала религиозных диспутов и требовала только одного – безграничного послушания имаму, за что глубоко верующим обещали райские кущи. Понять идеологию ибн Саббаха мог даже неграмотный крестьянин. Она освобождала от необходимости думать и принимать решения. Она утверждала, что вождь знает окончательную и абсолютную истину. Она оказалась настолько удачной, что небольшое государство, построенное на ее постулатах, продержалось до середины XIII века, пав лишь под копытами монгольской конницы.

Пионеры в вербовке

По сути, ассасины были «средневековым спецназом», которые занимались сбором информации, а также расправлялись с невыгодными правителю государства низаритов – ибн Саббаху политическими деятелями. На религиозных ценностях, где имам – вождь исмаилитов, обожествлялся, а его слова принимались за проявление божественного разума, Саббаху удалось создать орден своих фанатичных последователей, готовых по первому приказу исполнить любое поручение господина, вплоть до счетов с жизнью. Это была армия низаритов, которая, несмотря на свою малочисленность, держала соседние страны в постоянном страхе.
Именно ассасины одними из первых освоили и ввели понятие вербовки – им удавалось заполучить агентов в высших эшелонах власти соседних государств. Вступающему в разведывательные структуры внушалось, что на него возложена великая миссия, пред которой меркнут все мирские соблазны и страхи. Естественно, для того, кто становился ассасином, путь назад был заказан.

Одурманенные раем

Историки отмечают, что ибн Саббах был настоящим мастером мистификаций, с помощью которых он демонстрировал свою полубожественную сущность. С помощью некоторых трюков ему удавалось добиваться полной преданности подчиненных ему ассасинов. Согласно рассказам Марко Поло, претендента в орден одурманивали (очевидно, опиумным маком), и тайком переносили в смоделированный «райский сад», где его ожидали «девственницы-гурии», обилие вина и угощения (после долгого изнурительного голодания). Гурии убеждали будущего хашашшина смертника, в том, что он попал в рай, и сможет сюда вернуться, лишь если падет в бою с неверными.
После его вновь одурманивали и возвращали в реальный мир, который для побывавшего в раю терял всякую ценность. Все дальнейшие стремления и мечты ассасина были подчинены единственному желанию вновь оказаться в объятиях райских дев. Стоит обратить внимание, что речь идет об XI веке, когда за любое прелюбодеяние могли казнить, а для тех многих малоимущих людей, кто был не в состоянии заплатить калым за невесту, женщины были недосягаемой роскошью.
На случай если райские кущи не одурманивали претендента в орден, у ибн Саббаха были и другие козыри в рукаве. Так, источники упоминают о его фокусе с говорящей отрубленной головой – в одном из залов Аламутской крепости было установлено медное блюдо с вырезанной по центру окружностью. По приказу Саббаза, ассасин прятался в яме, просовывал голову через отверстие, и демонстрировал якобы отсеченную голову. Затем в зал приглашали молодых адептов, при виде которых «мертвая голова» резко «оживала» и начинала говорить. Будущим ассасинам дозволялось задавать вопросы относительно их спасения и рая, на что голова давала вполне оптимистические прогнозы. Для придания фокусу большей достоверности, после обряда, «актера» убивали, отсекали и голову и на следующий день демонстрировали ее у ворот крепости.

О мистической власти Хасана ибн Саббаха упоминали в своих воспоминаниях и европейцы. Так, один из европейских послов после посещения Аламута писал: «Желая продемонстрировать фанатичную преданность своих солдат, Хасан сделал едва заметный взмах рукой и несколько стражников, стоявших на крепостных стенах, по его приказу незамедлительно сбросились в глубокое ущелье…».

Узкоспециализированный спецназ

Несмотря на свою малочисленность, ассасины уменьшали свои потери за счет четкого разделения обязанностей и ареала действий. Каждого смертника готовили для работы в каком-то одном регионе. Он должен был в идеале владеть языком и знанием культуры того государства, в котором его могли задействовать. Помимо этого, солдат владел всеми доступными видами оружия, обладал необычайной выносливостью, а также пользовался правом вседозволенности во имя достижения священной цели. Истории известен уникальный пример, когда для убийства одного из европейских князей, слывшего ярым католиком, Хасан приказал нескольким ассасином обратиться в христианство. Они прошли обряд крещения и спустя некоторое время прослыли ярыми католиками, ревностно соблюдавшими все посты. Они проводили долгие часы в молитвах, отпускали пожертвования, принимали страждущих. В конце концов, даже стража храма стала относиться к ним, как к смиренным послушникам. Чем они и воспользовались – во время одного из богослужений, одному из них удалось приблизиться к своей жертве и убить ее ударом кинжала.

Отцы конспирологии

Орден ассасинов, который был знаком крестоносцам не понаслышке, со своей строго иерархией, намеренно окутанный тайной, стал моделью для многочисленных тайных орденов на Западе. После долгих испытаний, которые должен был пройти кандидат в адепты – терпеливое ожидание, голод, «промывку мозгов», он получал статус «фидаина» – рядового исполнителя смертных приговоров. Если судьба была к нему благосклонна, и он не погибал в течение нескольких лет, его повышали до старшего рядового – «рафика». Далее шли «да-и», через которых «Старец Горы» (сам ибн Саббах) передавал солдатам свою волю. Самой высшей ступенью карьерной лестницы ассасина был статус «дай аль-кирбаль», которые подчинялись самому таинственному владыке (или великому магистру у крестоносцев) - Старцу Горы, шейху Хасану ибн Саббаху.

Впоследствии, европейские ордены подражая ассасинам, переняли у них не только жесткую дисциплину и принципы повышения, но и некоторые эмблемы и символы.

Со времен крестовых походов термин “ассасин” укоренился во многих европейских языках, став обозначением наемного убийцы. В средневековой, да и современной литературе ассасины представляются демонами ночи, бесстрашными, неуязвимыми воинами, проникающими в самые потаенные места и несущими неминуемую смерть. Опьяненные гашишем, они не ведают страха и сомнений, потому спастись от них невозможно. Откуда появился этот образ? Существовали ли ассасины в реальности или все, что рассказывают о них — выдумки? Тайный орден смертников, райские сады и прекрасные гурии, молодые воины, одурманенные гашишем и готовые идти на смерть по первому приказу таинственного Старца Горы… Где правда, а где ложь в этих легендах?

Прежде всего, откуда появилось название “ассасины”? По самой популярной версии, слово “ассасин” произошло от арабского “хашиши”, то есть “потребитель гашиша”.

Естественно, сразу же возник миф об употреблении ассасинами наркотических средств, которые якобы лишали их страха и позволяли более успешно справиться с полученным заданием. Этот миф так укоренился в сознании большинства людей, что и по сей день некоторые считают, что ассасины употребляли гашиш перед или во время боевой операции. Однако это абсолютно не так. Во-первых, по свидетельствам арабских хроник, ассасинов называли “мулхидун” — еретики или “фидаи” — жертвы, в данном контексте: “жертвующие собой во имя идеи”. Всего в нескольких документах употребляется термин “хашиши” — вместе с другими обидными прозвищами и ругательствами, которыми награждали ассасинов враги. В те времена гашиш на самом деле был популярным наркотиком и поначалу употреблялся почти всеми. Однако спустя некоторое время религиозные лидеры ислама запретили его, поскольку справедливо рассудили, что человек в состоянии наркотического опьянения не может как должно служить Аллаху. Таким образом, гашиш остался популярным лишь в среде бродяг и прочих темных личностей. Слово “хашиши” означало не буквально употребляющего гашиш, а нечто среднее между “чернь” и “голодранец”. Употребляли ли ассасины гашиш на самом деле? Скорее всего — нет. Во-первых, нигде в документах этот факт не указан. Во-вторых, община ассасинов жила в условиях строгой дисциплины и ее глава не допустил бы употребления наркотиков. В-третьих, под действием гашиша человек становится вялым и медлительным, что никак не вяжется с той ловкостью, изобретательностью и мгновенной реакцией, с которыми ассасины выполняли возложенную на них миссию.

Существует и другая версия происхождения слова “ассасин”. Очень близкое по произношению арабское слово обозначает “травоед”. Так вполне могли называть ассасинов, намекая на их бедность. Стоит упомянуть также, что слово assas по-арабски означает “попечитель”, “защитник”.

Кем же были ассасины, откуда появилась эта тайная и могущественная организация? На самом деле такое название крестоносцы дали исмаилитам-низаритам. После смерти пророка Мухаммеда, когда возник вопрос, кто после него возглавит мусульман, в общине возник раскол на два враждующих лагеря: суннитов, приверженцев ортодоксального направления ислама, и шиитов, которые были убеждены, что власть может принадлежать только прямым потомкам пророка Мухаммеда, то есть прямым потомкам Али ибн Абу Талиба, двоюродного брата пророка. Так появилось и название шиитов - “шиат Али” (“партия Али”). От них несколько позже откололась исмаилитская ветвь.

Исмаилиты оказались в меньшинстве и вынуждены были тщательно скрывать свои убеждения. Часто бывало так, что люди, живущие по соседству, даже не подозревали, что они единоверцы. Именно в те дни, когда при дворе халифа начались гонения на шиитов, на исторической сцене появился перс Хасан ибн Саббах, уроженец иранского Хорасана и исмаилит по вероисповеданию. Вмешавшись в религиозную распрю, он оказался в лагере проигравших и вынужден был бежать из Египта на родину. Там он скрывался от властей, но продолжал проповедовать, и вскоре вокруг опытного интригана образовалась община мусульман-исмаилитов, в среде которой Хасан создал закрытую военно-религиозную организацию, главной целью которой считалось обращение всего исламского мира в “истинную” веру. Таков был лозунг ибн Саббаха для врагов и единоверцев. На самом же деле внутри организации проповедовались верования, далекие от классического ислама. Взамен Корана посвященным внушалась совершенно иная религиозно-философская доктрина, объединяющая идеи Аристотеля, зороастризма, буддизма, гностицизма и других “тайных знаний”.

С увеличением количества членов исмаилитской общины перед ибн Саббахом встал вопрос о необходимости надежного, хорошо защищенного места, где можно будет открыто исповедовать свою веру. Выбор пал на неприступную крепость, возведенную на высокой скале Аламут на берегу Каспийского моря. Скала Аламут, что на местном наречии значило “гнездо орла”, была прекрасной естественной крепостью, подходы к которой были перерезаны глубокими ущельями и бурными горными реками. Оставалось только захватить твердыню. Об этом есть две легенды. Первая гласит, что Хасан сумел обратить все население крепости в свою веру и жители добровольно признали его главенство. По другой — Хасан договорился с губернатором за три тысячи золотых монет купить “участок земли, который накроет шкура быка”. Он нарезал шкуру на очень тонкие полосы и “опоясал” Аламут по периметру… И никакой суд не смог защитить обманутого правителя — сделка была признана законной. С этого момента и началась история таинственного ордена убийц, породившая невероятное количество версий, легенд и выдумок.

Обосновавшись в крепости и объявив о создании государства, ибн Саббах отменил все государственные налоги, объявив тем самым войну правившей тогда в Персии династии Сельджуков. Вместо обычных повинностей жители Аламута теперь были обязаны строить дороги, рыть каналы и возводить укрепления. Надо отдать Хасану ибн Саббаху должное — он в равной степени интересовался научными достижениями как Востока, так и Запада. Его агенты скупали редкие книги и манускрипты, содержавшие знания из разных областей: архитектуры, медицины, инженерного дела и т. д. Ибн Саббах приглашал (а если его приглашение не принимали, то и похищал) лучших ученых, инженеров-строителей, медиков и даже алхимиков. Ассасины создали такую совершенную систему фортификаций, которая не имела себе равных в те времена.

В то же время сам ибн Саббах жил очень скромно, вел аскетический образ жизни, подавая пример своим приближенным. Даже его враги отмечали, что ибн Сабах был последователен, справедлив и, если нужно, жесток. Он установил свои законы и требовал их беспрекословного исполнения. За малейшее отступление виновному грозила смертная казнь. Старец Горы наложил строжайший запрет на любое проявление роскоши. Ограничение касалось пиров, потешной охоты, внутреннего убранства домов и дворов, дорогой одежды и т. п. Это фактически привело к полному уничтожению разницы между низшими и высшими слоями общества. Красочным свидетельством верности ибн Саббаха собственным принципам может служить тот факт, что он приказал казнить одного из своих сыновей, лишь только заподозрив, что он нарушает установленный им закон. Зато его сторонники, видя это, были преданы ему всем сердцем.

Расширение созданного ибн Саббахом поселения привело к необходимости покорять новые территории. Силой или убеждением, но ему удалось захватить и обратить в свою веру горные районы Персии, Сирии, Ливана и Ирака с их неприступными замками и крепостями. Так он фактически создал государство низаритов. А поскольку соседние мусульманские державы были отнюдь не дружелюбно настроены по отношению к государству еретиков, то возникла необходимость создать силу, которая удерживала бы врагов от нападения. Регулярная армия обошлась бы очень дорого. Понимая это, Саббах нашел простое, но гениальное решение — он создал самую совершенную в то время спецслужбу. Идея была воплощена в жизнь блестяще и вскоре халифам, князьям и султанам соседних государств даже в голову не могло прийти выступить в открытую против государства Аламут. Так Старец Горы получил возможность, не выходя из крепости, фактически вершить дела во владениях Седьджукидов. Существует легенда, которая рассказывает, как ибн Саббах пришел к тактике использования террористов-убийц.

Во всех концах исламского мира по поручению ибн Саббаха проповедовали его последователи. В 1092 г. в городе Сава проповедники ассасинов убили муэдзина, который узнал их и мог выдать их властям. За это преступление, по приказу Низама аль-Мулька, главного визиря султана, предводителя проповедников схватили и предали мучительной смерти, после которой его тело проволокли по улицам города и вывесили на главной базарной площади. Эта казнь вызвала взрыв негодования среди единоверцев-исмаили-тов. Жители Аламута потребовали у своего духовного наставника наказать виновных. Предание гласит, что ибн Саббах поднялся на крышу своего дома и провозгласил: “Убийство этого шайтана предвосхитит райское блаженство!” На эти слова откликнулся молодой человек по имени Бу Тахир Аррани и, опустившись на колени перед Старцем Горы, заявил, что готов исполнить вынесенный врагу смертный приговор, даже если это будет стоить ему жизни. Вскоре небольшой отряд фанатиков ассасинов отправился в столицу государства Сельджукидов. Ранним утром Бу Тахир Аррани умудрился пробраться в зимний сад во дворце визиря. Там он затаился, прижимая к груди нож, лезвие которого было смазано ядом. Прошло несколько часов, и вскоре в сад вошел человек в богатой одежде, которого окружали телохранители и рабы. Аррани догадался, что это и есть визирь. Улучив удобный момент, юноша подскочил к визирю и нанес несколько ударов отравленным ножом. Стража, в первые мгновения растерявшаяся, бросилась на Аррани и практически растерзала его. Но смерть Низама аль-Мулька послужила сигналом к штурму — ассасины окружили и подожгли дворец.

Гибель главного визиря вызвала сильный резонанс во всем исламском мире, что навело ибн Саббаха на мысль создать собственную спецслужбу, которая будет держать в страхе врагов. Но сначала необходимо было наладить разведку. К этому времени у ибн Саббаха уже было множество проповедников, которые странствовали из государства в государство и регулярно сообщали обо всех происходящих событиях. Однако новые задачи требовали создания разведывательной организации более высокого уровня, агенты которой имели бы доступ к высшим эшелонам власти. Ассасины одни из первых ввели понятие “вербовка”. Благодаря фанатичной преданности своих агентов Старец Горы был информирован обо всех планах врагов исмаилитов. Однако организация террористических акций была невозможна без специально подготовленных профессиональных убийц. К середине 90-х годов XI в. Аламутская крепость стала лучшей в мире школой по подготовке тайных агентов.

Процесс вступления в школу ассасинов был очень сложным. Некоторые исследователи считают, что за основу Хасан ибн Саббах взял методику подготовки воинов в китайских монастырях. Предпочтение отдавалось юношам-сиротам, которые не имели родных. Желающие вступить в орден воинов Старца Горы сначала проводили несколько дней во дворе без пищи и питья. Старшие ученики могли насмехаться над ними и даже избивать. Претенденты имели право в любой момент встать и уйти. Прошедших это испытание приглашали в замок и еще несколько дней испытывали их желание стать учениками-ассасинами. Прошедших и вторую ступень испытаний одевали, хорошо кормили, но отныне путь назад для них был закрыт.

Примерно из двухсот кандидатов к завершительной стадии отбора допускали максимум пять-десять человек. Каждого воина-смертника готовили для деятельности в определенном регионе. В программу обучения входило также изучение языка того государства, в котором предполагалось “работать”. Будущий ассасин-смертник был обязан прекрасно владеть всеми видами оружия: метко стрелять из лука, фехтовать, метать ножи и сражаться врукопашную, а также разбираться в ядах. Учеников школы убийц заставляли по много часов и в зной, и в лютый мороз сидеть на корточках или неподвижно стоять, чтобы выработать у будущего мстителя терпение и силу воли.

Особое внимание уделялось актерскому мастерству — талант перевоплощения у ассасинов ценился не меньше, чем боевые навыки. От них требовалось умение изменять свою внешность и поведение до неузнаваемости. Выдавая себя за бродячую цирковую группу, монахов-христиан, дервишей, торговцев или дружинников, ассасины пробирались в дом врага, чтобы убить жертву. В этом очень помогала практика поведения во враждебном окружении и так называемая “такыйя”, принцип которой заключался во внешнем подражании взглядам и нравам окружающего общества и одновременно полном подчинении только своему лидеру. Именно поэтому противники ассасинов часто обвиняли их в попрании правил Корана — питье вина и употреблении в пищу свинины. Действительно, среди христиан ассасины вели себя, как христиане, и принимали пищу наравне со всеми, будь то даже свинина.

Как правило, после выполнения задания ассасины не спешили скрыться с места преступления, принимая смерть или убивая себя. Более того, судей и палачей поражала улыбка на лицах ассасинов, которую они сохраняли даже под самыми изуверскими пытками.

И на то были причины. Старец Горы придумал хитрый трюк, благодаря которому ассасины верили, что побывали в райских кущах, где ели изысканные яства и развлекались в обществе прекрасных, вечно юных дев. И потом, «вернувшись на землю», юноши были готовы на все, чтобы вновь оказаться в том благословенном крае, где им однажды удалось побывать. Об этом мы расскажем далее более подробно.

Организованный ибн Саббахом военный орден имел строгое иерархическое построение. Рядовых его членов называли “фидаи” (жертвы). Они были исполнителями смертных приговоров и слепо повиновались своим командирам. Если в течение нескольких лет фидай успешно выполнял задания и умудрялся выжить, он удостаивался звания старшего рядового, или “рафика”. Следующим в иерархической пирамиде было звание «дай» — в их обязанности входило передавать воинам волю Старца Горы. Следующей и высшей ступенью, которой мог достигнуть ассасин, было звание “дай аль-кирбаль”. Они подчинялись непосредственно ибн Саббаху.

Жертвами ассасинов чаще всего становились государственные и военные вожди, которые вели антиисмаилистскую политику и препятствовали распространению учения, или враги друзей государства Аламут, за смерть которых глава ассасинов получал неплохие деньги. Спастись от удаpa ассасинов было невозможно. С помощью хитрости и ловкости они проникали в города и даже тщательно охраняемые крепости и дворцы, лгали, лжесвидетельствовали, неделями и месяцами выжидали подходящего случая, чтобы неожиданно напасть на жертву. В средневековых хрониках есть записи: “Презирая усталость, опасности и пытки, ассасины с радостью отдавали свою жизнь, когда их великий хозяин требовал от них выполнения смертельно опасного задания. Как только жертва была выбрана, правоверный, одетый в белую тунику, подпоясанную красным поясом, цвета невинности и крови, отправлялся выполнять возложенную на него миссию… Его кинжал всегда попадал в цель”. Даже если жертву не удавалось убить, ассасины не отступали от своего намерения — исполнение приговора всего лишь откладывалось. Многочисленные предания рассказывают об одном примечательном случае такого “отсроченного приговора”.

Долго и безуспешно ассасины охотились за одним из могущественных европейских князей. Охрана вельможи была прекрасно организована, и все попытки приблизиться к жертве не увенчались успехом. Даже за огромную сумму ассасинам не удалось подкупить охрану. Тогда ибн Саббах пошел на хитрость — он, зная, что князь был ревностным католиком, приказал двум молодым воинам отправиться в Европу, принять христианство и тщательно соблюдать все католические обряды. В течение двух лет они каждый день посещали собор, в который имел обыкновение ходить князь. Убедив окружающих в своей “истинной христианской добродетели”, ассасины стали неотъемлемой частью церкви, чем-то привычным. Охрана князя перестала обращать на них внимание, чем немедленно воспользовались убийцы. Во время воскресного богослужения один ассасин приблизился к князю и нанес ему несколько ударов, которые, однако, не были смертельными. Тогда второй ассасин воспользовался суматохой, подбежал к жертве и довершил дело.

Достоверно известно, что от рук ассасинов погибли шесть визирей, три халифа, десятки городских правителей и духовных лиц, несколько европейских государей и вельмож, среди которых Раймонд Первый, Конрад Монферратский, герцог Баварский, а также видный персидский ученый Абд уль-Махасин, который резко критиковал Хасана ибн Саббаха и его политику.

Армия крестоносцев, отправившись освобождать Гроб Господень, столкнулась с ассасинами. Именно благодаря крестоносцам слово “ассасин” стало обозначать в Европе наемного убийцу. Многие предводители крестоносцев нашли смерть от их кинжалов. Однако когда против европейских завоевателей выступила могучая армия Салах-ад-Дина, который провозгласил себя единственным защитником истинной веры, крестоносцы заключили с ассасинами союз. По большому счету, ассасинам было все равно, с кем воевать, — для них врагами были все: и христиане, и мусульмане. Салах-ад-Дин пережил несколько неудачных покушений и лишь чудом остался жив. Однако союз крестоносцев и ассасинов существовал недолго. Ограбив исмаилитских купцов, король Иерусалимского королевства Конрад Монферратский подписал себе смертный приговор, который вскоре и был приведен в исполнение.

Хассан ибн Саббах умер в 1124 г. в возрасте, по одним данным, 73-х, а по мнению некоторых историков — 90 лет. Его государству было суждено просуществовать еще 132 года…

На самом деле тактика террора была на средневековом Востоке очень популярна, и пользовались ею и до ассасинов, и после уничтожения государства Аламут. Убийства входили в арсенал многих мусульманских сект — карматов, батенитов, равендитов, буркаитов, джаннибитов, саидитов, талимов и др. Диктовалась такая политика, как ни странно, соображениями исключительно гуманистическими. По сравнению с войной индивидуальный террор считался относительно милосердным способом решать религиозно-политические задачи, поскольку был направлен против вождей и не касался “маленьких людей”, т. е. рядовых граждан. Вообще для Раннего Средневековья практика тайных заговоров, в результате которых сильные мира сего погибали от яда или предательства на поле брани, была обычным делом.

Легенды об ассасинах долгие века поражали воображение европейцев, и даже сейчас мифы о беспощадных убийцах очень популярны в литературе. Однако, как показали тщательные исследования историков, большинство мифов об ассасинах… придумали сами европейцы. Зачинщиками их создания были все те же крестоносцы. В эпоху крестовых походов европейцы увлеклись романтикой и магией восточных сказаний, причем особенно старались поразить соотечественников те из них, которые не были хорошо знакомы с исламом и Ближним Востоком, а использовали в своих трудах слухи и легенды мусульман. А поскольку большинство их информаторов были суннитами, то, естественно, они описывали исмаилитов в самых мрачных красках и тем самым способствовали созданию “черной легенды”. Таким образом, очевидно, что истории об удивительной академии убийц-ассасинов, райских садах, прыжках в пропасть как способе показать преданность вождю не подтверждены ни одним достойным доверия документом. Нет ни одного свидетельства очевидцев, подтверждающего эти факты. Вероятнее всего, легенда о смертельном прыжке, популярная среди европейцев, была придумана ими же. Она гласит, что Анри Шампанскому, новому правителю христианского королевства, приехавшему в Аламут, ибн Саббах продемонстрировал преданность своих воинов, приказав двум из них прыгнуть со стены в пропасть. И воины, не задумываясь, бросились со стен. Во-первых, в мусульманских хрониках нет упоминания о подобных происшествиях. Да и вообще очень сомнительно, чтобы ради иностранца и иноверца опытный вождь пожертвовал двумя воинами. По-видимому, эта легенда тесно связана с историей о гашише, поскольку предполагается, что под действием наркотика фидаи должны совершать смертельные прыжки с еще большей готовностью. А мы уже удостоверились, что ассасины не употребляли наркотики.

Историк Л. Хельмут выдвинул интересную гипотезу происхождения легенды, утверждая, что в ее основе лежит древнегреческий, но хорошо известный на Востоке в ту эпоху “Роман об Александре”. Его суть в том, что Александр Македонский, желая в ходе покорения страны иудеев запугать их послов, приказал нескольким своим солдатам броситься в ров. Вполне возможно, что европейские хронисты приукрасили эту шокирующую историю, чтобы заинтриговать свою аудиторию.

Но так или иначе, со временем выдумки об ассасинах, ставшие неотъемлемой частью исторического наследия Средневековья, были приняты даже наиболее солидными европейскими историками и стали считаться достоверным описанием обычаев загадочной восточной общины. Так легенды об ассасинах обрели собственную жизнь. Более поздние и достоверные исследования не смогли разрушить мифы, ведь люди так охотно верят в сказки, даже страшные.

http://www.volshebnaya-planeta.ru/%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BD%D1%8B-%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%BD%D0%B0%D0%B7-%D1%87%D0%B0%D1%81/ http://www.volshebnaya-planeta.ru/%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BD%D1%8B-%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%BD%D0%B0%D0%B7/

Узнайте существовали ли ассасины и тамплиеры на самом деле в истории. Здесь вы найдете мнения и комментарии других пользователей и специалистов, есть ли ассасины в наше время.

Ответ:

Ассасины – очень популярная тема в сегодняшнем мире. Есть ли ассасины в современных реалиях? Достоверной информации на сей счет не существует. Однако можно предположить, что есть место существованию так называемых последователей этого направления. Речь идет о низаритах современности.

Сегодня низариты живут в нескольких странах мира. Наибольшей плотности они достигают в северных регионах Афганистана, Горном Бадахшане и землях Таджикистана. В отличие от большинства мусульманских народов, низариты не стали противиться достижениям западной цивилизации и победили нищету, необразованность и веронеприятие.

С 1957 года и до настоящего времени главой низаритов является Ага-хан IV. Династия Ага-ханов построила много учебных, медицинских, спортивных учреждений, жилых домов, банков и мечетей. Также были достигнуты успехи и во внешней политике. Ага-хан IV учредил фонд, помогающий развитию стран третьего мира, а в Лондоне был основан институт исследования исмаилизма.

Хоть низариты и сумели сохранить государственность, не добились мирового господства, их мировоззрение прошло сквозь века, поборов различные сложности и препятствия, а община не перестала существовать в тени более крупных группировок.

Сущестовали ли ассасины и тамплиеры?

На протяжении многих периодов мировой истории в разных уголках планеты существовали тайные общества, имевшие влияние на развитие цивилизации. Некоторые из них были реальными, а какие-то происходили из мифологии. Поговорим о том, существовали ли ассасины и тамплиеры и об истории их возникновения.

Загадочная секта, известная нам как ассасины, была организована в Персии в начале 11 века. Их название произошло от гашишим. Благодаря гашишу лидеры секты имели возможность управлять сознанием своих последователей. Ассасины были созданы под покровительсвом христианства, что способствовало их сильному влиянию и могуществу. Они состояли в связях с христианским орденом рыцарей-тамплиеров, организованным на Ближнем Востоке на заре эпохи крестовых походов.

Второй Величайший наставник ассасинов Кийа Бузург-Умид поддерживал тесные связи с христианским королем Иерусалима — Балдуином II, который плотно контактировал с тамплиерами. В начале 12 века тамплиеры объединились с ассасинами с целью захватить Дамаск, однако попытка взять город потерпела поражение.

Тамплиеры и ассасины - в реальной жизни в такой связи они встречались очень редко, если встречались вообще.

Тамплиеры имеют такую реальную замечательную историю, интерес к которой не ослабевает вот уже 700 лет после разгрома ордена, что, казалось бы, зачем «улучшать» ее? Зачем забивать головы геймеров, поклонников игры Assassin’s Creed, несуществующими фактами, искажающими настоящие события?

Нищие и благородные

Орден тамплиеров - одна из замечательных и трагических страниц истории человечества. Возник он приблизительно в 1118 году, в то время, когда первый крестовый поход закончился и рыцари были не у дел, стараниями дворянина из Франции Гуго де Пейна. Самые благородные намерения - защищать паломников ко Гробу Господню путем создания военно-монашеского или духовно-рыцарского ордена - побудили этого господина и восьмерых его родственников-рыцарей объединиться в организацию, назвав ее «Орден нищих», что соответствовало реалиям. Они были бедны настолько, что имели одну лошадь на двоих. И потом на долгие годы, даже когда орден стал несметно богат, символика, где изображена лошадь, оседланная двумя всадниками, осталась.

Суть крестовых походов

Орден тамплиеров не выжил бы, если бы не покровительство коронованных особ и папы римского. Болдуин II, правитель Иерусалимского королевства, приютив их, выделил им часть юго-восточного крыла храма города Иерусалима. Как нетрудно догадаться, второе название тамплиеров - «храмовники» - произошло отсюда, потому что именно в храме находилась их штаб-квартира. Тамплиеры носили на одеянии, на щите и на флажках пик красные равносторонние кресты на белом фоне, символизирующие готовность пролить свою кровь за освобождение Святой земли. По этим знакам отличия рыцарь-тамплиер был узнаваем всеми. Подчинялись они непосредственно папе римскому. Иерусалим, или Святая земля, периодически захватывался мусульманами, собственно, цель всех крестовых походов декларировалась как освобождение Гроба Господня, находящегося в этом городе, который переходил из рук в руки. Храмовники оказывали существенную поддержку армии крестоносцев в сражениях с неверными.

Довольно малочисленная секта

Крестоносцы, а в их числе и «нищие рыцари», сражались с мусульманами, но никак не с ассасинами, которых называют средневековыми террористами. Организация была устроена так, что не все члены ее знали друг друга в лицо. Они никогда не шли в атаку, они действовали из-за угла. Тамплиеры и ассасины не противостояли конкретно друг другу никогда. Но западная система развлечений активно использует образ благородного рыцаря-тамплиера, не всегда оговаривая, что это вымысел. Ассасины, конечно же, существовали в истории, и тоже были окружены тайнами и легендами.

Одна из ветвей ислама

Вообще-то, под этим широко распространенным названием подразумевались исмаилиты-низариты, которые официальным исламом жестоко преследовались как еретики. Это ветвь шиитского ислама. Тонкости знакомы только специалистам. Однако существуют сведения о шиитской секте, члены которой отличались крайней жестокостью и неуловимостью. Тайная организация со строжайшей иерархией, фанатики, слепо поклоняющиеся только своему вождю. В Средневековье они нагоняли страх абсолютно на всех на обширной территории от двора короля франков Карла Великого до границ Поднебесной, хотя размеры организации были слишком преувеличены. Постепенно слово "ассасин" стало синонимом термина «убийца».

Почему бы не поэксплуатировать такой образ? Да еще в связке «тамплиеры и ассасины». С одной стороны благородный рыцарь, с другой - тайный наемник. А вообще-то, может быть, интересная компьютерная игра или захватывающая книга типа «Кода да Винчи» подвигнет пытливого юношу узнать, было ли все это на самом деле, а если было, то как? Недаром многих интересуют вопросы о том, кто такие тамплиеры и ассасины.

Уничтожение Бедных рыцарей

Что же случилось с «храмовниками»? Чужое золото всегда слепит. Тамплиеры давно раздражали своим богатством - они успешно занимались торговлей и ростовщичеством, умели вкладывать деньги в выгодные проекты. В должниках у них ходили все короли Европы, которым нужны были деньги для ведения бесконечных войн. И вот в 1268 году престол Франции занимает Филипп IV Красивый из династии Капетингов, правивший страной до 1314 года. Справедливости ради надо отметить, что он сделал все, чтобы Франция стала сильной процветающей державой. В том числе, будучи фанатично преданным католической вере человеком, он хотел очистить страну от сектантов. Тамплиерам же он был должен очень много, отдавать было нечем, а деньги были нужны и дальше. Так или иначе, но он пошел на разгром ордена, арестовал верхушку тамплиеров, жестокими пытками добился от многих признания в том, что они еретики и, когда папа Климент V, под прямой защитой которого находился орден тамплиеров, опомнился, на руках у короля уже были показания арестованных, говорящие не в их пользу.

Знаменитое проклятие

Арест тамплиеров был совершен в пятницу, 13 октября 1307 года. Уничтожение храмовников произвело неизгладимое впечатление на общество, число и день считаются несчастливыми и сейчас. Великий магистр Жак де Моле и три руководителя ордена полностью признали свою вину, надеясь, как и постановил суд, на пожизненное заключение. В тот же вечер 18 марта 1314 года Жак де Моле и Жоффруа де Шарне были сожжены на Еврейском острове прямо перед окнами дворца. Перед смертью Жак де Моле проклял папу, короля, палача-канцлера и весь их род.

Великий магистр оставил им всего лишь год жизни. Климент V умер через месяц, Гийом де Ногаре - спустя некоторое время, не прошло и года, как внезапно скончался Филипп IV. Как-то не заладилась жизнь и у ближайших родственников проклятых магистром людей.

Множество неразгаданных тайн

После ареста главным потрясением было то, что несметных богатств тамплиеров так и не нашли. Вопросов возникало множество, предположений еще больше - деньги тратились на финансирование масонских лож по всему свету, предполагалось, что храмовниками субсидировались английские банки. Но самым странным предположением является возможное ассигнование Нового Света. И самая главная тайна тамплиеров заключается в том что, по неподтвержденным предположениям, еще в XII веке при помощи их денег разрабатывались серебряные копи Америки и налаживались крепкие связи с аборигенами. И якобы их корабли совершали регулярные рейсы через Атлантику. Тайн, связанных с этим орденом, предостаточно, например: кому действительно поклонялся рыцарь-тамплиер и его братья, чем обладали храмовники - была ли это действительно Чаша Грааля, какие обряды сопровождали культовые действия. И эти неразгаданные тайны порождают массу спекуляций, которые не дают ответов на вопросы, а только разжигают фантазию.

Эта секта прославилась коварными убийствами, но ее основателем был человек, бравший крепости, не проливая ни капли крови. Это был тихий, учтивый юноша, внимательный ко всему и охочий до знаний. Он был мил и приветлив, и он сплел цепь зла.

Звали этого юношу Хасан аль-Саббах. Именно он основал тайную секту, чье название и теперь считается синонимом коварного убийства. Речь идет об ассасинах - организации, готовившей убийц. Они расправлялись с любым, кто был противен их вере или ополчался на них. Они объявляли войну любому, мыслившему иначе, запугивали его, угрожали, а то без долгой канители убивали.

Хасан родился около 1050 г. в небольшом персидском городке Кум. Вскоре после его появления на свет родители перебрались в городок Райи, лежавший близ современного Тегерана. Здесь юный Хасан получил образование и уже «с младых лет», писал он в своей автобиографии, дошедшей до нас лишь в отрывках, «воспылал страстью ко всем сферам знаний». Больше всего ему хотелось проповедовать слово Аллаха, во всем «храня верность заветам отцов. Я никогда в жизни не усомнился в учение ислама; я неизменно был убежден в том, что есть всемогущий и вечносущий Бог, Пророк и имам, есть дозволенные вещи и запретные, небо и ад, заповеди и запреты».

Ничто не могло поколебать эту веру вплоть до того дня, когда семнадцатилетний студент познакомился с профессором по имени Амира Зарраб. Тот смутил чуткий ум юноши следующей неприметной, казалось бы, оговоркой, которую раз за разом повторял: «По сему поводу исмаилиты полагают…» Поначалу Хасан не уделял внимание этим словам: «Я считал учение исмаилитов философией». Мало того: «Что они изрекают, противно религии!» Он давал это понять своему учителю, но никак не умел возразить его аргументам. Всячески юноша противился семенам странной веры, высеваемым Заррабом. Однако тот «опровергал мои верования и подтачивал их. Я не признавался ему в этом открыто, но в моем сердце его слова нашли сильный отклик».

Наконец, произошел переворот. Хасан тяжело заболел. Мы не знаем подробно, что же произошло; известно лишь, что по выздоровлении Хасан отправился в обитель исмаилитов в Райи и поведал, что решил перейти в их веру. Так, Хасан сделал первый шаг по стезе, приведшей его и его учеников к преступлениям. Путь к террору был открыт.

Чтобы понять, что произошло, перенесемся на несколько веков назад. Мухаммед умер в 632 г. После этого разгорелся спор о его преемнике. В конце концов, его ученики объединились вокруг «верного из верных», одного из первых мусульман - Абу Бакра. Его провозгласили первым халифом - «заместителем»

Пророка. Именно тогда соратники Мухаммеда начали записывать стихи Корана.

Однако не все были довольны таким выбором. Тайные враги Абу Бакра (632-634) и его преемников Омара (634-644) и Османа (644-656) группировались вокруг Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда. Им казалось, что у него больше прав носить титул халифа. Этих людей стали называть «шиитами» (от арабского слова «шиа» - группа). С самого начала они были в оппозиции к большинству мусульман - те звались суннитами. У сторонников Али была своя правда. Люди, продолжавшие дело Мухаммеда, больше интересовались захватом новых земель и накоплением богатств, чем укреплением веры. Вместо государства мусульман их заботил лишь собственный прок. Святость и справедливость они подменили стяжательством.

В конце концов, мечтания шиитов сбылись. В 656 г. восставший люд убил халифа Османа из мекканского рода Омейядов. Новым правителем мусульман стал Али. Однако пять лет спустя был убит и он. Власть перешла к Муавии (661 -680) из того же рода Омейядов.

Омейяды, как и правители всех времен и народов, укрепляли свою власть. В годы их правления богатые становились богаче, а бедные - все беднее. Вокруг шиитов сплотились все недовольные властью. Халифат стали сотрясать восстания. Еще в 680 г., после смерти Муавии, подняли восстание Хусейн, сын Али, и Фатима - дочь Пророка и вдова Али.

Первоначально «шиа» была чисто политической группировкой. Теперь раскол произошел и в религиозной области. Главной причиной неурядиц и беспорядков, считали шииты, была незаконная власть халифов. Лишь прямые потомки Пророка могли быть стражами истины и закона. Только из их числа мог появиться на свет долгожданный Спаситель, который устроит государство, угодное Богу.

Вожди шиитов - имамы - были Алидами, потомками Али по прямой линии. Значит, все они своими корнями восходили к Пророку. Они не сомневались в том, что долгожданный Спаситель будет шиитским имамом. Отзвуки этой тоски по «праведному миру» мы наблюдали совсем недавно, когда в 1979 г. в шиитском Иране народ встретил ликованием весть о том, что аятолла Хомейни провозгласил страну Исламской республикой. Сколько надежд простые шииты связывали с этим счастливым событием!

Но вернемся в далекое прошлое. В 765 г. шиитское движение ждал раскол.

Когда умер шестой имам, сменивший Али, его преемником был выбран не старший сын Исмаил, а младший сын. Большинство шиитов спокойно приняло этот выбор, но некоторые взбунтовались. Они считали, что традиция прямого наследования была нарушена - и остались верны Исмаилу. Их назвали исмаилитами.

Их проповедь снискала неожиданный успех. К ним влекло самых разных людей - и по разным причинам. Правоведы и богословы были убеждены в правоте притязаний Исмаила и его прямых наследников, оспаривавших звание имама. Простых людей привлекали таинственные, полные мистики речения исмаилитов. Люди ученые не могли пройти мимо изощренных философских толкований веры, предложенных ими. Беднякам же более всего нравилась деятельная любовь к ближним, которую проявляли исмаилиты, Они основали свой халифат, названный в честь Фатимы. Со временем их власть настолько окрепла, что в 969 г. армия Фатимидского халифата - он располагался в Тунисе - вторглась в Египет и, захватив страну, основала город Каир, новую ее столицу. В период расцвета этот халифат охватывал Северную Африку, Египет, Сирию, Сицилию, Йемен и священные города мусульман - Мекку и Медину.

Впрочем, когда Хасан аль-Саббах родился, власть фатимидских халифов уже заметно пошатнулась - она, можно сказать, была в прошлом. Однако исмаилиты верили, что только они - подлинные хранители идей Пророка.

Итак, международная панорама была такова. В Каире правил исмаилитский халиф; в Багдаде - суннитский халиф. Оба они ненавидели друг друга и вели ожесточенную борьбу. В Персии же - то бишь в современном Иране - жили шииты, которые знать ничего не хотели о властителях Каира и Багдада. Кроме того, с востока пришли сельджуки, захватив значительную часть Западной Азии. Сельджуки были суннитами. Их появление нарушило хрупкое равновесие между тремя важнейшими политическими силами ислама. Теперь верх стали брать сунниты.

На средневековом Востоке ассасином мог оказаться самый безобидный по виду человек Хасан не мог не знать, что, становясь сторонников исмаилитов, он выбирает долгую, нещадную борьбу. Враги будут грозить ему отовсюду, со всех сторон.

Хасану было 22 года, когда в Райи приехал глава исмаилитов Персии. Юный ревнитель веры понравился ему и был направлен в Каир, в цитадель власти исмаилитов. Быть может, этот новый сторонник окажется очень полезен братьям по вере.

Однако прошло целых шесть лет, пока Хасан наконец не отбыл в Египет. В эти годы он не терял времени зря; он стал известным проповедником в кругах исмаилитов. Когда в 1078 г. он все же приехал в Каир, его встречали с почтением. Однако увиденное ужаснуло его. Халиф, коего он почитал, оказался марионеткой. Все вопросы - не только политические, но и религиозные - решал везир.

Возможно, Хасан поссорился со всемогущим везиром. Во всяком случае нам известно, что три года спустя Хасан был арестован и выслан в Тунис. Однако судно, на котором его везли, потерпело крушение. Хасан спасся и вернулся на родину. Злоключения расстроили его, но он твердо держался клятвы, данной халифу.

Хасан замыслил сделать Персию оплотом исмаилитской веры. Отсюда ее сторонники поведут сражение с мыслящими иначе - шиитами, суннитами и сельджуками. Надо было лишь выбрать плацдарм для будущих военных успехов - место, откуда можно начать наступление в войне за веру. Хасан выбрал крепость Аламут в горах Эльбурса на южном побережье Каспийского моря.

Правда, крепость была занята совсем другими людьми, и этот факт Хасан расценил как вызов. Вот тут в первый раз проявилась типичная для него стратегия.

Хасан ничего не доверил воле случая. Он направил миссионеров в крепость и окрестные селения. Тамошний люд привык ожидать от власти лишь худшее.

Поэтому проповедь свободы, принесенная сгранными посланниками, нашла скорый отклик. Даже комендант крепости радушно приветил их, но то была видимость - обман. Под каким-то предлогом он отослал из крепости всех людей, верных Хасану, а затем закрыл за ними ворота.

Фанатичный вождь исмаилитов не думал сдаваться. «После долгих переговоров он снова велел их (посланников) впустить, - вспоминал Хасан свою борьбу с комендантом. - Когда он вновь приказал им уйти, они отказались».

Тогда, 4 сентября 1090 г., сам Хасан тайком проник в крепость Через несколько дней комендант понял, что справиться с «непрошеными гостями» он не в силах. Он добровольно оставил свой пост, и Хасан подсластил расставание долговым обязательством на сумму - в пересчете на привычный нам валютный курс - более 3000 долларов.

С этого дня Хасан не сделал ни шагу из крепости. Он провел там 34 года - до самой смерти. Он даже не покидал свой дом. Он был женат, обзавелся детьми, но и теперь по-прежнему вел жизнь отшельника. Даже его злейшие враги среди арабских биографов, непрестанно черня и пороча его, неизменно упоминали, что он «жил, как аскет, и строго соблюдал законы»; тех же, кто нарушал их, карал. Он не делал исключений из этого правила. Так, он велел казнить одного из своих сыновей, застав его за распитием вина. Другого сына Хасан приговорил к смерти, заподозрив в том, что тот был причастен к убийству одного проповедника.

Хасан был строг и справедлив до полного бессердечия. Его сторонники, видя такую неуклонность в поступках, были преданы Хасану всем сердцем. Многие мечтали стать его агентами или проповедниками, и были эти люди ему «глазами и ушами», доносившими все, что творилось за стенами крепости. Он внимательно выслушивал их, молчал, а, простившись с ними, долго сидел в своей комнате, строя страшные планы. Их диктовал холодный ум и оживляло пылкое сердце.

Был он, по отзывам людей, его знавших, «проницательным, искусным, сведущим в геометрии, арифметике, астрономии, магии и других науках».

Одаренный мудростью, он жаждал силы и власти. Власть нужна была ему, чтобы претворять в жизнь слово Аллаха. Сила и власть могли повергнуть к его ногам целую державу Он начал с малого - с покорения крепостей и селений.

Из сих лоскутков он кроил себе покорную страну. Он не торопился. Сперва он убеждал и увещевал тех, кого хотел взять приступом. Однако если они не открывали ему ворот, прибегал к оружию.

Его держава росла. Под его властью находилось уже около 60 000 человек.

Но этого было мало; он все рассылал своих эмиссаров по стране. В одном из городов, в Саве, к югу от современного Тегерана, впервые свершилось убийство. Его никто не замышлял; скорее оно было вызвано отчаянием. Власти Персии не любили исмаилитов; за ними зорко следили; за малейшую провинность жестоко карали. В Саве сторонники Хасана попытались переманить на свою сторону муэдзина. Тот отказался и пригрозил пожаловаться властям Тогда его убили. В ответ был казнен вожак сих скорых на расправу исмаилитов; его тело проволокли по базарной площади в Саве. Так приказал сам Низам аль-Мульк, везир сельджукского султана. Это событие всколыхнуло сторонников Хасана и развязало террор. Убийства врагов планировались и были прекрасно организованы. Первой жертвой стал жестокий везир.

«Убийство сего шайтана возвестит блаженство», - объявил Хасан своим правоверным, поднявшись на крышу дома. Обратившись к внимавшим, он спросил, кто готов освободить мир от «сего шайтана» Тогда «человек по имени Бу Тахир Аррани положил руку на сердце, изъявив готовность», говорится в одной из исмаилитских хроник. Убийство случилось 10 октября 1092 г. Едва Низам аль-Мульк покинул комнату, где принимал гостей, и поднялся в паланкин, чтобы проследовать в гарем, как вдруг ворвался Аррани и, обнажив кинжал, в бешенстве бросился на сановника. Сперва опешив, стражи метнулись к нему и убили на месте, но поздно - везир был мертв.

Весь арабский мир ужаснулся. Особенно негодовали сунниты. В Аламуте же радость обуяла всех горожан. Хасан велел вывесить памятную таблицу и на ней выгравировать имя убитого; рядом же - имя святого творца мести. За годы жизни Хасана на этой «доске почета» появилось еще 49 имен: султаны, князья, цари, губернаторы, священники, градоначальники, ученые, писатели… В глазах Хасана все они заслуживали смерти. Они покинули путь, начертанный Пророком, и перестали следовать Божественному закону. «А кто не судит по тому, что низвел Аллах, то это - неверные», - сказано в Коране (5,48). Они - поклонники идолов, презревшие правду; они - отступники и кознодеи. И должно их убивать, как то повелел Коран: «Избивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытном месте!» (9, 5) Хасан чувствовал свою правоту. Он укреплялся в этой мысли тем сильнее, чем ближе подходили войска, посланные, чтобы истребить его и его сторонников. Однако Хасан успел собрать ополчение, и оно отразило все атаки врагов.

Вот уже четыре года Хасан аль-Саббах правил в Аламуте, когда пришло известие о том, что в Каире умер халиф Фатимидов. Наследовать ему готовился старший сын, как вдруг власть захватил младший. Итак, прямое наследование прервалось На взгляд Хасана, это был непростительный грех. Он порывает с Каиром; теперь он остался один, окруженный врагами. Хасан более не видит причин считаться с чьим-либо авторитетом. Лишь один есть ему указ: «Аллах - нет божества, кроме Него, - живой, сущий!» (3, 1). Людей же он привык побеждать.

Он подсылает к своим врагам агентов. Те запугивают жертву, угрожая или мучая ее. Так, поутру человек мог проснуться и заметить кинжал, воткнутый в пол рядом с кроватью. К кинжалу прилагалась записка, гласившая, что в следующий раз его острие врежется в обреченную грудь. После такой недвусмысленной угрозы предполагаемая жертва обычно вела себя «тише воды, ниже травы».

Если противилась, ее ждала смерть.

Покушения были подготовлены до мелочей. Убийцы не любили спешить, готовя все исподволь и постепенно. Они проникали в свиту, что окружала будущую жертву, старались завоевать ее доверие и выжидали месяцами. Самое удивительное, что они нисколько не заботились о том, как выжить после покушения Это тоже превращало их в идеальных убийц.

Ходили слухи, что будущих «рыцарей кинжала» вводили в транс и пичкали наркотиками. Так, Марко Поло, побывавший в Персии в 1273 г., рассказывал позднее, что молодого человека, выбранного в убийцы, одурманивали опиумом и относили в чудесный сад. «Там произрастали лучшие плоды… В родниках текли вода, мед и вино. Прекрасные девы и благородные юноши пели, танцевали и играли на музыкальных инструментах». Все, что могли пожелать будущие убийцы, мигом сбывалось. Через несколько дней им снова давали опиум и уносили из дивного вертограда. Когда же они пробуждались, им говорили, что они побывали в Раю - и могут тотчас вернуться туда, если убьют того или иного врага веры.

Никто не знает, правдива ли эта история. Верно лишь то, что сторонников Хасана называли также «Haschischi» - «вкушающие гашиш». Быть может, наркотик гашиш и впрямь играл определенную роль в ритуалах этих людей, однако имя могло иметь и более прозаическое объяснение: в Сирии всех безумцев и сумасбродов именовали «гашишами». Это прозвище перешло в европейские языки, превратившись здесь в пресловутое «ассасины», коим награждали идеальных убийц. История же, рассказанная Марко Поло, пусть отчасти, но несомненно верна. Еще и сегодня мусульмане-фундаменталисты убивают своих жертв ради того, чтобы побыстрее оказаться в Раю, обещанном тем, кто пал смертью мученика.

Власти реагировали на убийства очень жестко. Их соглядатаи и ищейки бродили по улицам и сторожили у городских ворот, высматривая подозрительных прохожих; их агенты врывались в дома, обыскивали комнаты и допрашивали людей - все было напрасно. Убийства продолжались.

В начале 1124 г. Хасан аль-Саббах тяжело заболел «и в ночь на 23 мая 1124 г., саркастично пишет арабский историк Джувейни, он рухнул в пламя Господне и скрылся в Его аду». На самом деле кончине Хасана более подобает благостное слово «усоп»: он умер спокойно и в твердом убеждении, что вершил правое дело на грешной Земле.

Преемники Хасана продолжили его дело. Им удалось расширить свое влияние на Сирию и Палестину. Тем временем там произошли драматичные перемены. На Ближний Восток вторглись крестоносцы из Европы; они захватили Иерусалим и основали свое королевство. Век спустя курд Саладин сверг власть халифа в Каире и, собрав все силы, ринулся на крестоносцев. В этой борьбе еще раз отличились ассасины.

Их сирийский вождь, Синан ибн Салман, или «Старец горы», слал убийц в оба сражавшихся друг с другом лагеря. Жертвами убийц стали и арабские князья, и Конрад Монферратский, король Иерусалима. По словам историка Б.Куглера, Конрад «вызвал против себя месть фанатической секты, ограбив один ассасинский корабль». От клинка мстителей был обречен пасть даже Саладин: лишь по счастливой случайности он пережил оба покушения. Люди Синана посеяли такой страх в душах противников, что те и другие - арабы и европейцы - покорно платили ему дань.

Впрочем, некоторые враги осмелели до того, что стали смеяться над приказами Синана или по-своему толковать их. Некоторые даже предлагали Синану спокойно слать убийц, ибо это ему не поможет. Среди смельчаков были рыцари - тамплиеры (храмовники) и иоанниты. Для них кинжалы убийц были не так с і рашны еще и потому, что главу их ордена мог немедленно заменить любой из их помощников. На них было «не напастись убийц».

Напряженная борьба кончилась поражением ассасинов. Их силы постепенно таяли. Убийства прекратились. Когда в XIII в. в Персию вторглись монголы, вожди ассасинов покорились им без боя. В 1256 г. последний правитель Аламута, Рукн аль-Дин, сам привел монгольскую армию к своей крепости и покорно наблюдал, как твердыню сравнивают с землей. После этого монголы расправились с самим правителем и его свитой. «Его и его спутников растоптали ногами, а затем их тела рассекли мечом. Так, от него и его племени не осталось более и следа», - сообщает историк Джувейни.

Его слова неточны. После гибели Рукна аль-Дина остался его ребенок. Он и стал наследником - имамом. Современный имам исмаилитов -Ага-хан - прямой потомок этого малыша. Покорные ему ассасины давно уже не напоминают коварных фанатиков и убийц, рыскавших по всему мусульманскому миру тысячу лет назад. Теперь это - мирные люди, и кинжал их - более не судья.