Сохранение и укрепление здоровья человека — первоочередная задача человечества. Сохранение и укрепление здоровья

Профилактика заболеваний и укрепление здоровья средствами физической культуры и закаливания.

Здоровый образ жизни - образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. В английском соответствует как Healthy lifestyle, так и Health promotion (укрепление здоровья).

Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

Основной функцией школы, в соответствии с Законом РФ "ОБ образовании", является сохранение здоровья детей. Принято считать, что выполнение данной функции осуществляется путем систематического вовлечения учащихся в двигательную деятельность: проведение физических тренировок с целью увеличения функциональных возможностей организма, заполнения свободного времени учащихся занятиями физическими упражнениями, что относится к одному из средств отвлечения их от вредных привычек и тем самым является профилактическо-оздоровительной мерой.

Здоровье-это состояние полного физического, психологического и социального благополучия. Крепкое здоровье способствует успешности занятий любым видом деятельности, в том числе и умственной. Причиной низкой успеваемости у детей на уроке является слабое здоровье. От общего состояния здоровья и физических возможностей человека зависит память, внимание, усидчивость. Движения, мышечные напряжения, физическая работа, является важным условием профилактики острых респираторных заболеваний. «Движение-залог здоровья» «движение-жизнь» Ещё Аристотель утверждал, что жизнь требует движения

Занятия физкультурой - одна из основных составляющих здорового образа жизни.

Физкультура и спорт - это мощное средство в укреплении и сохранении здоровья, профилактике и снижении заболеваемости.

Главной целью физического воспитания в школе является повышение заинтересованности учащихся, усиление их мотивации. Все это - наиболее эффективные пути рационализации двигательной активности, что позволит обеспечить высокую оздоровительную эффективность организационных форм физической активности детей.

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически

Систематическое занятие физическими упражнениями способствуют укреплению здоровья путем улучшения деятельности, в первую очередь, сердечно - сосудистой системы, органов дыхания и пищеварения, обмена веществ, способствуют повышению устойчивости организма к действию многих неблагоприятных факторов, в т.ч. простудных. Помимо этого включение дозированных занятий физкультурой в комплекс лечебных мероприятий совершенно необходимо для излечения многих заболеваний.

Регулярные физические нагрузки и физкультура также важны для здорового образа жизни, как и правильное питание. Они поддерживают здоровье, предохраняют от заболеваний и, чему все больше свидетельств, замедляют процесс старения. Физкультура полезна в любом возрасте, поскольку обычная дневная активность редко может обеспечить достаточную физическую нагрузку.

Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата.

С первых дней учебы в школе необходимо уделять внимание формированию правильной позы первоклассников, обучать детей самым простым приемам контроля рабочей позы во время занятий в школе и дома.

Для проведения физкультурных минуток может быть использован специальный комплекс из 3-4 упражнений.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения, ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук, ФМ для снятия напряжения с мышц туловища, корригирующие упражнения для нормализации осанки.

Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни.
Здоровый образ жизни - это рациональное питание, занятие спортом, отказ от алкоголя и курения и многое другое. Важную роль играет и закаливание.
Закаливание - это научно-обоснованная система использования физических факторов внешней среды для повышения сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям.
Закаливание – обязательный элемент физического воспитания, особенно важный для молодежи, так как имеет большое значение для укрепления здоровья, увеличения работоспособности, улучшения самочувствия, настроения и бодрости. Закаливание, как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям, использовалось с древних времен. Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

Закаливание, физкультура - неотъемлемые составляющие программы профилактики простудных заболеваний. В сочетании с рациональным питанием, обогащенным биологически активными добавками, делают организм неуязвимым для любой инфекции.

Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но, говоря о закаливании как средстве физического воспитания, имеется в виду не только приспособление организма, происходящее под влиянием неблагоприятных условий. Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды. Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста

Закаливание организма неразрывно связано с физическими упражнениями. Физические упражнения значительно расширяют функциональные возможности всех систем организма, повышают его работоспособность. Их оздоровительный и профилактический эффект связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.

Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

Главное же заключается в том, что закаливание приемлемо для любого человека, т.е. им могут заниматься люди любых возрастов независимо от степени физического развития. Закаливание повышает работоспособность и выносливость организма. Закаливающие процедуры нормализуют состояние эмоциональной сферы, делают человека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение. Как считают йоги, закаливание приводит к слиянию организма с природой.

Основные факторы закаливания - воздух, солнце и вода

В систему общих закаливающих процедур в работе с детьми входят следующие физкультурно-оздоровительные мероприятия:

1.Соблюдение правил режима дня.

2.Рациональное питание.

3.сквозное проветривание

4.утренняя гимнастика в проветренном помещении.

5.дыхательная гимнастика.

6.оздоровительная гимнастика после сна.

7.физкультурные занятия

Таким образом, закаливание - важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их. Это – повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды (низкой и высокой температур, пониженного атмосферного давления и др.) важная часть физической культуры, а также профилактических и реабилитационных мероприятий.

Но даже в нашем современном мире можно поддерживать здоровье на высшем уровне. Самое главное правило здорового образа жизни - это не поддаваться искушению и самому (именно самому) этого захотеть, так как в этом нам никто не сможет помочь, кроме нас самих. Здоровый образ жизни нужно прививать с младенчества, потому что именно в этом возрасте закладывается весь фундамент будущей жизни. В этом должны бать заинтересованы родители и проявлять такой интерес, чтобы детям было несомненно интересно в этом участвовать.

Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% — от состояния окружающей среды, 8-12% — от уровня здравоохранения и 50-70% — от образа жизни.

Здоровый образ жизни — это рациональное питание, занятие спортом, отказ от алкоголя и курения и многое другое. Важную роль играет и закаливание.

Закаливание — это научно-обоснованная система использования физических факторов внешней среды для повышения сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям.

Закаливание — обязательный элемент физического воспитания, особенно важный для молодежи, так как имеет большое значение для укрепления здоровья, увеличения работоспособности, улучшения самочувствия, настроения и бодрости. Закаливание, как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям, использовалось с древних времен.

Любое совершенствование — это длительная тренировка. Следовательно, закаливание — это своеобразная тренировка защитных сил организма, подготовка их к своевременной мобилизации.

Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

Главное же заключается в том, что закаливание приемлемо для любого человека, т.е. им могут заниматься люди любых возрастов независимо от степени физического развития. Закаливание повышает работоспособность и выносливость организма.

Закаливающие процедуры нормализуют состояние эмоциональной сферы, делают человека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение. Как считают йоги, закаливание приводит к слиянию организма с природой.

Медицинских отводов от закаливания нет, только острые лихорадочные заболевания. Глубоко ошибочно мнение, что закаливающие процедуры противопоказаны ослабленным людям. Задача медицинского работника состоит в правильном подборе и дозировании этих процедур индивидуально для каждого человека. Необходимо соблюдать ряд правил: Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года, без перерывов. Постепенное увеличение дозы раздражающего действия. Учет возрастных и индивидуальных особенностей организма человека. Все закаливающие процедуры должны проводиться на фоне положительных эмоций.

Нарушение этих правил приводит к отсутствию положительного эффекта от закаливающих процедур, а иногда и к гиперактивации нейроэндокринной системы и последующему ее истощению.

Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные. Общие включают правильный режим дня, рациональное питание, занятия физкультурой. К специальным закаливающим процедурам относятся закаливания воздухом (воздушные ванны), солнцем (солнечные ванны) и водой (водные процедуры) и др.

Принципы закаливания:

а) Систематичность использования закаливающих процедур.

б) Постепенность увеличения силы раздражающего воздействия.

в) Последовательность в проведении закаливающих процедур.

г) Учет индивидуальных особенностей человека и состояния его здоровья.

д) Комплексность воздействия природных факторов.

Основные методы закаливания.

  1. 1. Закаливание воздухом.

Воздух — это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей — непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей.

а) Прогулки на воздухе.

Проводятся в любое время года независимо от погоды. Длительность прогулок устанавливается индивидуально для каждого человека в зависимости от состояния его здоровья и возраста. Увеличение времени прогулок должно проводиться постепенно с учетом как перечисленных факторов, так и степени тренированности организма, а также температуры воздуха.

Пребывание на воздухе целесообразно сочетать с активными движениями: зимой — катанием на коньках, лыжах, а летом — игрой в мяч и другими подвижными играми.

б) Воздушные ванны.

Подготавливают организм к последующим закаливающим процедурам, например к закаливанию водой. Дозировка воздушных ванн осуществляется двумя путями: постепенным снижением температуры воздуха и увеличением продолжительности процедуры при той же температуре.

Важным условием эффективности закаливания на открытом воздухе является ношение одежды, соответствующей погодным условиям. Одежда должна допускать свободную циркуляцию воздуха.

  1. 2. Закаливание солнцем.

Солнечные ванны с целью закаливания следует принимать очень осторожно, иначе вместо пользы они принесут вред (ожоги, тепловой и солнечный удары). Принимать солнечные ванны лучше всего утром, когда воздух особенно чист и ещё не слишком жарко, а также ближе к вечеру, когда солнце клонится к закату. Лучшее время для загара: в средней полосе — 9-13 и 16-18 часов; на юге — 8-11 и 17-19 часов. Первые солнечные ванны надо принимать при температуре воздуха не ниже 18С. Продолжительность их не должна превышать 5 минут (далее прибавлять по 3-5 минут, постепенно доводя до часа). Воздушных ванн время приема солнечных ванн нельзя спать! Голова должна быть прикрыта чем-то вроде панамы, а глаза темными очками.

  1. 3. Закаливание водой.

а) Обтирание — начальный этап закаливания водой. Это самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого.

б) Обливание — следующий этап закаливания. Оно бывает местное и общее. Местное обливание — обливание ног.

в) Душ — еще более эффективная водная процедура.

4. Закаливание в парной.

Народный опыт, приобретенный веками, свидетельствует, что баня является прекрасным гигиеническим, лечебным и закаливающим средством. Под влиянием банной процедуры повышается работоспособность организма и его эмоциональный тонус, ускоряются восстановительные процессы после напряженной и длительной физической работы. В результате регулярного посещения бани возрастает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям.

Таким образом, закаливание — важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их.

Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур, несомненно. Закаленные люди меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и оценка позитивного воздействия на организм закаливания как повышения его устойчивости к неблагоприятному воздействию физических факторов окружающей среды. Основные правила и закономерности проведения процедур закаливания, их разновидности.

    презентация , добавлен 22.02.2017

    Немного из истории закаливания. Принципы закаливания. Основные методы закаливания. Закаливание воздухом. Закаливание солнцем. Закаливание водой. Местное закаливание холодом. Закаливание в парной.

    реферат , добавлен 13.09.2007

    Закаливание как научно-обоснованная система использования физических факторов внешней среды для повышения сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям. Понятие закаливания, его роль в укреплении здоровья и профилактике заболеваний.

    реферат , добавлен 19.04.2010

    История использования закаливания как средства повышения защитных сил организма. Гигиенические требования и характеристика принципов закаливания. Воздействие на организм принятия воздушных и солнечных ванн, закаливание водой и закаливание в парной.

    реферат , добавлен 18.05.2011

    Изучение понятия закаливания - научно-обоснованной системы использования физических факторов внешней среды для повышения сопротивляемости организма к простудным и инфекционным заболеваниям. Основные методы закаливания: воздухом, солнцем, водой, паром.

    реферат , добавлен 13.05.2011

    Закаливание как средство повышения защитных сил организма: факты из истории. Методы закаливания воздухом и солнцем. Роль прогулок на свежем воздухе, дозирование воздушных ванн. Режим закаливания воздушными потоками. Схема применения контрастного душа.

    реферат , добавлен 14.12.2011

    Закаливание организма, в основе которого лежит постепенное повышение устойчивости организма к неблагоприятным метеорологическим условиям: холоду или жаре, высокому или низкому атмосферному давлению. Сочетание закаливания с физическими упражнениями.

    доклад , добавлен 24.12.2010

    Закаливание организма, как система процедур, способствующих повышению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды, выработке условно рефлекторных реакций терморегуляции, с целью ее совершенствования. Методы и виды закаливания.

    Роль закаливания в укреплении здоровья детей.

    Подготовила:

    Салимова Ольга Николаевна

    Воспитатель МКДОУ «Нивушка».

    Введение.

    Закаливание- прекрасное и доступное средство для укрепления здоровья детей.

    Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний .

    Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний и тем самым значительно продлевает срок активной творческой жизни человека.

    Закаливать свой организм необходимо каждому.

    Основными природными факторами закаливания являются воздух, солнце и вода.

    Закаливание-комплекс методов целенаправленного повышения функциональных резервов организма и его устойчивости к неблагоприятному действию факторов окружающей среды, путем систематического тренирующего дозированного воздействия ими.

    Важнейшая роль закаливания- предупреждение болезни.

    Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

    Все закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные.

    К общим относятся- соблюдение правил режима дня, рациональное питание, занятия физкультурой…

    К специальным закаливающим процедурам относятся- закаливание воздухом(воздушные ванны), закаливание солнцем(солнечные ванны) и закаливание водой(водные процедуры).

    Немного из истории.

    Закаливание как средство повышения защитных сил организма возникло в глубокой древности.

    Большое внимание физическим упражнениям, закаливанию и гигиене тела уделялось в Древней Греции и Древнем Риме. Здесь существовал культ здоровья и красоты тела.

    Например: Закаливание мальчиков в Спарте начиналось с грудного возраста.

    С семи лет мальчики воспитывались в суровых условиях: их стригли наголо, ходили босиком в любую погоду, купались в холодной воде…

    Особое значение закаливанию придавалось на Руси и носило массовый характер. Славяне для укрепления здоровья использовали баню с последующим растиранием снегом или купанием в реке.

    Для того чтобы с наибольшей эффективностью, использовать природные факторы для оздоровления, необходимо придерживаться определенных принципов.

    Принципы закаливания.

    1. Основной принцип закаливания- постепенность увеличения интенсивности закаливающих воздействий.
    2. Регулярность(непрерывность)-нужно систематически повторять закаливающие процедуры на протяжении всей жизни. Краткие, но частые, раздражения более эффективны, чем длительные, но редкие.
    3. Учет индивидуальных особенностей организма, состояния здоровья индивидуума, восприимчивости и непереносимости им закаливающих процедур.
    4. Адекватность(соответствие) дозировки закаливающих факторов.
    5. Многофакторность- использование нескольких факторов: холод, тепло, лучистая энергия и вода.
    6. Прерывистость- если применять несколько закаливающих воздействий в течении дня, тогда необходимо делать между ними перерывы.
    7. Комбинирование общего и местного закаливания(закаливанию подвергают как части организма, так и все тело.

    Несоблюдение названных принципов закаливания может привести к напрасной трате времени и не дать должной закаленности, вызвать излишне резкие или даже патологические реакции организма.

    Технологическое описание опыта.

    Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы закладывается фундамент здоровья, формируются личные качества, интерес к занятиям любимым делом, раскрываются способности ребенка.

    Здоровье детей – это будущее нашей страны.

    Проанализировав состояние здоровья детей, приходящих в наш детский сад, мы отметили, что становится все больше детей с частыми простудными заболеваниями.

    Следовательно, мы пришли к выводу:

    Укрепление здоровья детей – первостепенная задача педагогического и медицинского персонала.

    Закаливающие мероприятия – основа воспитательно –оздоровительного процесса, цель которых – снизить заболеваемость детей.

    В своей работе мы широко используем как общие, так и специальные закаливающие мероприятия.

    В систему общих закаливающих процедур в работе с детьми входят следующие физкультурно-оздоровительные мероприятия:

    1.Соблюдение правил режима дня.

    2.Рациональное питание.

    3.сквозное проветривание

    4.утренняя гимнастика в проветренном помещении.

    5.дыхательная гимнастика.

    6.оздоровительная гимнастика после сна.

    7.физкультурные занятия.

    Каждый комплекс гимнастики рассчитан на 2 недели, за это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных процедур.

    Утренняя гимнастика.

    Основная задача гимнастики- укрепление и оздоровление организма ребенка. Именно она усиливает: дыхание, кровообращение, обмен веществ. Во время проведения гимнастики целесообразно использовать музыкальное и речевое сопровождение. Ежедневная гимнастика организует детей на дальнейшую деятельность.

    Дыхательная гимнастика.

    Особенно эффективным для улучшения и укрепления здоровья являются дыхательные упражнения. Такая гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Занятия проводятся 2 раза в неделю, в облегченной одежде, в хорошо проветренном помещении. Основа дыхательных упражнений- упражнение с усиленным или удлиненным выдохом – игровые упражнения с носом. Все упражнения проводятся в игровой форме:

    Вот идет сердитый еж: П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!

    (низко наклониться, обхватив руками грудь.)

    Где же носик? Не поймешь. Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

    Гимнастика после сна.

    Гимнастика помогает улучшить настроение, поднять мышечный тонус, способствует профилактике простудных заболеваний, нарушений осанки и стопы. Главное правило – исключение резких движений. Проводится в течении 7-10 минут.Организация ребенка после сна требует постепенного пробуждения и подготовке к активной деятельности, «поднимать» детей нужно осторожно, постепенно. Целесообразно использовать музыкальное и речевое сопровождение. Например:

    Я по спаленке хожу, деток я не нахожу.

    Я к кроватке подойду, в каждый домик постучу.

    И тихонечко спрошу: «Тук-тук, Тимочка проснулся?».

    Также в работе с детьми мы используем специальные закаливающие процедуры, такие как: закаливание воздухом, закаливание водой и солнечные ванны.

    Закаливание воздухом(воздушные ванны, хождение босиком, физкультурные занятия на улице, прогулка…)

    Воздушные ванны.

    Они применяются с целью приучить детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом. При этом, кроме температуры, имеют значение влажность и движение воздуха.
    Воздействие воздуха пониженной температуры оказывает полезный закаливающий эффект, тренируя вегетативно- сосудистые реакции, то есть улучшает физическую терморегуляцию.

    Поэтому хождение раздетыми по солевым дорожкам и дорожкам «здоровья», переодевание детей перед сном, сон в холодное время года в майках, а в теплое – в трусиках- являются ценнейшим закаливающим мероприятием.

    Хождение босиком.

    Хождение босиком - один из древнейших приемов закаливания, широко практикуемый и сегодня во многих странах. При хождении босиком происходит тренировка мышц стопы(рефлексотерапия) – лучшая профилактика плоскостопия. Поэтому рекомендуется ходить босиком по скошенной траве, мелким камням и т.д…

    Начинать хождение босиком надо в комнате, сначала по 1 минуте и прибавлять через каждые 5-7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8-10 минут ежедневно.

    Дорожки здоровья.

    Эффективным средством закаливания является хождение босиком по дорожкам «здоровья» и солевым дорожкам.

    Суть процедуры:

    Сначала разогревается стопа ребенка- ходьба по дорожкам «здоровья»(фломастеры, пробки, пуговицы, следы).Далее ребенок встает ногами на салфетку смоченную солевым раствором, потом на влажную салфетку- стирает соль с подошвы ног, далее переходит на сухую салфетку.

    Жарким летом, когда дети весь день ходят только в трусиках, особой необходимости в приеме специальных воздушных ванн нет.

    Весной же, когда еще нет привычки к воздуху, и в прохладные дни, которые случаются и в летнюю пору, они очень полезны.
    Для воздушных ванн выбирают площадку, защищенную от ветра, проводить их можно на террасе, на открытом балконе.

    Детей раздевают догола или оставляют только короткие трусики.
    Вначале воздушные ванны продолжаются всего 3-4 минуты, постепенно увеличивая их продолжительность, можно довести до часа. Начинать процедуру лучше в тихую погоду при температуре воздуха не ниже 23-24°.

    Во время воздушных ванн дети должны быть в движении, в прохладные дни надо подбирать более подвижные игры, в теплые - спокойные. Можно предложить ребенку какое-нибудь интересное задание: бросать и ловить мяч определенное количество раз так, чтобы он ни разу не упал, прокатить деревянный обруч до конца дорожки, обежать 2-3 раза вокруг дерева, беседки…

    Прогулка.

    Прогулка является наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

    Гулять с ребенком необходимо в любую погоду. Отменить прогулку можно лишь при сильном, пронизывающем ветре и проливном дожде. Если есть место, где ребенок будет защищен от таких воздействий (закрытая веранда), прогулка возможна даже и в плохую погоду. При этом следует помнить: для закаливания необходимо правильно одеть детей.

    Воспитатель, проявляя об этом заботу, беседует с родителями, дает рекомендации, как одевать детей в соответствии с погодными условиями и занятиями в помещении.

    Для получения охлаждающего эффекта специалисты рекомендуют проводить занятия физкультурой в помещении при температуре 18–20 о , а на улице, на открытом воздухе – в местах, защищенных от ветра; в тени – при температуре выше 18 о (в пределах 19–22°)

    Закаливание водой.

    Водные процедуры имеют более интенсивный закаливающий эффект, чем воздушные ванны. В работе с детьми мы используем следующие водные процедуры: умывание прохладной водой, обтирание, обливание ног.

    Умывание.

    Умывание - самый доступный в быту вид закаливания водой. Детям в возрасте полтора года рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди до пояса. Начинать надо тепловатой водой (30-32 °С), постепенно снижая ее температуру до комнатной, а затем использовать воду из-под крана. После умывания тело ребенка растирают махровым полотенцем до легкого покраснения. Вода для умывания на ночь более теплая (на 2° выше утренней).

    Обливание ног.

    Обливание ног производится так. Ребенок садится на низкий табурет или детский стул, ноги ставит на деревянный брусок, положенный на дно таза. Воду льют из ковша или кувшина на нижнюю треть голеней и стопы. Длительность обливания 20-30 секунд. Температура воды вначале 27-28°, через каждые 10 дней ее снижают на 1-2 градуса. Конечная температура воды не должна быть ниже 18°.

    После ножной ванны, обливания или обмывания ноги вытирают досуха, затем растирают руками до легкого покраснения.

    Обтирание.

    Обтирание - наиболее мягко действующая водная процедура, которую можно применять не только здоровым, но и слабым детям.

    Выполняется процедура следующим образом: смоченным концом полотенца или рукавичкой обтирают руки, шею, грудь, живот, ноги, спину, сразу же вытирая насухо до легкого покраснения. Температура воды вначале 30°, постепенно ее снижают, доводя до комнатной.

    Закаливание носоглотки.

    Закаливание носоглотки можно проводить в любое время года. Детям 2-4 лет следует полоскать рот, а после 4 лет - горло кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки или шалфея 2 раза в день - утром и вечером. На каждое полоскание используется 1/3 стакана воды. Для школьников температуру воды надо снижать через каждые 10 дней на 1-2 градуса и перейти, наконец, на температуру зимней водопроводной воды. Постепенно увеличивается и длительность процедуры.

    Закаливание солнцем.

    Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D (противорахитическим), что улучшает усвоение солей кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма.

    Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду.
    Но после продолжительного пребывания на солнце у некоторых детей может появиться слабость, раздражительность, иногда плохой сон. Поэтому необходимо внимательно следить за самочувствием детей как во время приема солнечной ванны, так и после нее.
    Место, выбранное для приема солнечных ванн, должно быть сухое. Ребенок ложится на подстилку так, чтобы тело было освещено солнцем, а голова находилась в тени (ее можно покрыть панамой). Продолжительность процедуры вначале 4 минуты, при этом ребенок меняет положение, подставляя солнцу спину, правый и левый бок, живот. через каждые 2-3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по минуте для каждой стороны тела. Постепенно длительность солнечной ванны можно довести до 25-30 минут.

    Через 2-3 минуты по окончании солнечной ванны ребенка надо облить водой с температурой 26-28° и устроить на полчаса отдыхать в тени.

    Перед специальными закаливающими процедурами необходима консультация медицинского работника. Все процедуры проводятся под его контролем.

    В нашем детском саду мы создали общий план оздоровления детей.

    п/п

    группа

    Периодичность

    выполнения

    ответственный

    время

    1 . организация двигательного режима.

    Физк.занятия.

    Все группы.

    2 раза в неделю в зале.

    1 раз на прогулке.

    Воспитатели.

    В течение года.

    Гимнастика после сна.

    Все группы.

    ежедневно

    Воспитатели. Контроль мед. работника.

    В течение года.

    Гимнастика для глаз.

    Все группы.

    Во время занятий на физминутках.

    Воспитатели.

    В течение года.

    Пальчиковая гимнастика.

    Все группы.

    2-3 раза в день.

    Воспитатели.

    В течение года.

    Прогулки с включением подв. игр.

    Все группы.

    Ежедневно.

    Воспитатели.

    В течение года.

    Спортивный досуг.

    Все группы

    1 раз в месяц.

    Воспитатели.

    В течение года

    Оздоров. Бег.

    Средняя, старшая.

    Ежедневно во время прогулок.

    Воспитатели.

    С апреля по ноябрь на улице. С декабря по март в помещении.

    2. охрана психического здоровья.

    Психогимн.

    Сказкотерапия.

    Все группы

    Ежедневно.

    Воспитатели. Психолог.

    В течение года.

    релаксация

    Все группы

    2-3 раза в день

    Воспитатели. Психолог.

    В течение года

    3. закаливание с учетом состояния здоровья ребенка.

    Воздушные ванны

    Все группы

    Ежедневно.

    Воспитатели.

    В течение года

    Прогулки на воздухе.

    Все группы

    Ежедневно.

    Воспитатели.

    В течение года

    Хождение босиком.

    Все группы

    Ежедневно.

    Воспитатели.

    В течение года

    Обширное умывание.

    Все группы

    Ежедневно.

    Воспитатели.

    В течение года

    .

    Обливание ног.

    Все группы

    После 1 прогулки.

    В течение года

    Полоскание зева водой комн. темп.

    Все группы

    После каждого приема пищи.

    Воспитатели. Помощники воспит.

    В течение года

    Игры с водой.

    Все группы

    На прогулке.

    Воспитатели.

    Июнь- август.

    4. профилактика заболеваемости.

    Дыхат. Гимнастика.

    Все группы

    3 раза в день.

    Воспитатели.

    В течение года

    Оксалиновая мазь, аскорбиновая кислота

    Все группы

    2 раза в день.

    Воспитатели, мед. работник.

    Ноябрь- декабрь,

    Март- апрель.

    5. оздоровление фитонцидами.

    Ароматизация помещений

    (чесночные букетики).

    Все группы

    Ежедневно.

    Воспитатели, мед. работник.

    С октября по апрель.

    Заключение.

    Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

    Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний.

    Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний и тем самым значительно продлевает срок активной творческой жизни человека. Закаливать свой организм необходимо каждому .

    Начинать закаливание лучше с раннего возраста.

    Основными природными факторами закаливания являются воздух, солнце и вода .

    Достаточное пребывание ребенка на воздухе; регулярное проветривание помещения; одежда, позволяющая свободно двигаться без перегревания – все эти факторы постоянно и естественно оказывают закаливающее влияние на организм ребенка.

    Результатом нашей работы являются следующие показатели:

    1.повысилась посещаемость детей.

    2.уменьшилось число частоболеющих детей.

    3.уменьшение количества детей по болезням.

    Литература.

    1. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ./ под ред. Берсеневой З. И. 2003.
    2. Система оздоровления детей в учреждениях образования. Гаврючина Л. В. 2008.
    3. Психическое и физическое развитие ребенка 1 до 3 лет. Галанов А.С. 2003.
    4. Игры и развлечения детей на воздухе. Осокина Е. А. 1983.

    Екатерина Налегако
    Детский проект «Закаливание как фактор укрепления и сохранения здоровья»

    Она актуальна тем, что нынче многие дети не здоровы . Они часто болеют. У нас в школе тоже есть ученики, которые часто болеют. Они пропускают много занятий. Это отражается на их учебе. А закаливание поможет им бороться с этими болезнями.

    Целью моей работы является нахождение причины частых болезней детей, показать пользу закаливания организма для здоровья каждого человека .

    Почему я взял эту тему?

    Почему некоторые ученики нашей школы часто болеют, пропускают много занятий?

    Потому что у них организм слабый и поэтому не могут противостоять против разных вирусов. Я ведь тоже раньше болел часто, пропускал уроки.

    Потому что многие в свободное время сидят дома за телевизором или компьютером. Я тоже люблю смотреть телевизор и сидеть за компьютером. Я решил исследовать : почему теперь я стала меньше болеть?

    Плохо быть не закаленным . Постоял на ветру - и простудился. Помочил ноги в дождливую погоду - опять слег в постель. Чтобы этого не случилось, нужно заниматься закаливанием . Закаленный человек без вреда для здоровья переносит и ветер , и дождь, и холод, почти не болеет простудными заболеваниями.

    Закаливание эффективное средство укрепления здоровья . При закаливании нужно соблюдать ряд принципов : постепенность, систематичность, комплексность, учет индивидуальных особенностей.

    Закаливание проводится с помощью воздуха, воды, солнца. При исследовании я выяснил много полезного и интересного для себя.

    Публикации по теме:

    Волшебные «Дорожки здоровья» Здоровьесберегающие технологии - неотъемлемая часть современного дошкольного образования и сегодня широко.

    Педсовет по проблемам сохранения и укрепления здоровья воспитанников в форме викторины «Игра нас научит без труда» Игра нас научит без труда». Игра на педсовете Задачи: Формировать ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

    Хореография как средство укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы) Как известно, основной фундамент будущей личности человека закладывается в детстве, следовательно, одним из важнейших факторов становления.

    Игры-импровизации под музыку как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная активность, помимо положительного.

    Использование ИКТ в решении задач сохранения и укрепления здоровья воспитанников Конспект непосредственной образовательной деятельности по становлению ценностей ЗОЖ в средней группе «Петушок». «Продукты полезные и не.

    Осанка - важный фактор сохранения здоровья с раннего детства На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации. Число.

    Пропаганда здорового образа жизни и укрепления здоровья детей (обобщение опыта работы) Главными факторами здоровья является здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни - это разнообразная деятельность, направленная на сохранение.

    Тропа здоровья как средство сохранения и укрепления психического и физического здоровья дошкольников На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому.