Как Российская империя хотела сделать Финляндию русской . Великое княжество финляндское

Впервые граница между Россией и Швецией была определена в 1323 г. по Ореховскому миру, по которому вся современная Финляндия отходила к Швеции. В 1581 г. Финляндия получила титул Великого княжества. По Ништадтскому миру Швеция возвратила России Юго-Восточную Финляндию и Выборг. После Северной войны в Финляндии усилились антишведские настроения, и по Абосскому миру 1743 г. России отошла Юго-Восточная Финляндия. И лишь в 1809 г. после русско-шведской войны 1808-1809 г. России отошла вся Финляндия. Во время нахождения в составе Швеции Финляндия а) несла бремя шведских войн, б) являлась сырьевым придатком Швеции, в) полностью зависела от Швеции и в) несла экономическое бремя.
После войны 1808-09 гг. положение Финляндии сильно изменилось. Причиной войны стал Тильзитский мир между Фр. и Россией, после к-ого Англия нашла союзника в лице шведов и направила его против России. Шведский король объявил о невозможности примирения с Россией, пока та удерживает Восточную Финляндию. Россия начала военные действия первой. Ее целью было завоевание всей Финляндии и обеспечение безопасности северных границ путем устранения общей границы с Швецией.
После успешных боевых действий в 1808 г. была издана декларация о присоединении к России «шведской Финляндии».В 1809 г. был подписан Фридрихсгамский мир, по которому к России отходила вся Финляндия. Боровский сейм 1809 г. одобрил вхождение Финляндии в состав России. Присоединенные земли получили статус Великого княжества Финляндского.
Основы автономии Великого княжества Финляндского были заложены решениями Боргоского сейма с участием депутатов от всех сословий финляндского общества, когда император (великий князь) обязался "нерушимо хранить и оберегать" финляндские законы. Затем сейм принес присягу Александру I как императору всероссийскому и Великому князю Финляндскому и присягнул на верность служения стране. Такие же манифесты ("удостоверения") издавались и последующими русскими государями при вступлении на престол. В основе финляндских законов лежали такие государственно-правовые документы, как "Форма правления" 1722 г. и "Акт соединения и безопасности" 1789 г., которыми регулировалось положение Великого княжества Финляндского в составе Швеции. Эти документы наделяли монарха (ранее шведского короля, а теперь императора всероссийского) большой властью, которая в то же время была ограничена сословиями. Так, великий князь, обладая единоличным правом созыва сейма, не мог без его согласия утверждать новые и изменять старые законы, вводить налоги и пересматривать привилегии сословий, то есть законодательная власть принадлежала великому князю совместно с сеймом. За великим князем закреплялись широкие полномочия в области экономического (хозяйственного) законодательства: он мог издавать без участия представителей сословий (т.е. без сейма) правительственные постановления, имеющие силу закона, они касались общественного хозяйства и государственного управления, доходов и налогов, поступивших от использования коронной собственности и таможни. При этом в случае, если было уже издано постановление сейма по конкретному вопросу, оно могло быть изменено или отменено не иначе, как с согласия сейма. Великий князь мог выступать с законодательной инициативой перед сеймом, утверждал или отклонял законы и бюджет Финляндии, обладал правом помилования и возведения в графское и рыцарское достоинство. Представление интересов страны во внешней политике и вопросы обороны являлись исключительной его компетенцией.
Александр I дал заверение Боргоскому сейму, что "кроме учреждения милиции и образования регулярных войск на собственные Его Величества средства... никакой другой способ рекрутской или же военной конскрипции не будет иметь места в Финляндии". В соответствии с этим заверением до 1867 г. Великое княжество Финляндское имело наемные войска, численность которых в иные годы достигала 4500 человек. С введением всеобщей воинской повинности Финляндия получила не только фактически, но и юридически свою особую национальную армию, которая, однако, не могла быть выведена за пределы княжества и предназначалась лишь для обороны.
В Великом княжестве Финляндском царь обладал правами конституционного монарха. Основными органами власти в стране были сейм, сенат, а также генерал-губернатор и министр статс-секретарь. Сейм состоял из четырех сословных камер, заседавших раздельно, в нем были представлены: рыцарство, дворянство, духовенство, бюргерство (горожане) и крестьяне. В июле 1809 г. Финляндия впервые за время своего пребывания в составе России получила право на создание правительства. В качестве такого органа был учрежден Правительственный Совет. Представитель верховной императорской власти - генерал-губернатор назначался царем и состоял по должности председателем Финляндского Сената.
В административно-территориальном отношении Финляндия в 1811 г. состояла из восьми губерний, и такое устройство сохранилось вплоть до декабря 1917 г.
Государственными языками Финляндии был шведский и финский. Если в конце 18 века в Финляндии издавалась одна газета на шведском языке, то в конце 19 – 300 газет, причем 2\3 издавались на финском. За годы пребывания в составе империи экономика Финляндии, развивавшаяся под сенью охранительных пошлин и различных привилегий, стала прогрессировать даже по сравнению с промышленно развитыми частями Российской империи (Центрально-промышленным районом, Петербургом, Донбассом, горнозаводским Уралом). Уровень промышленного производства Финляндии в 1905 г. увеличился в 300 раз по сравнению с 1840 г. При Николае I была учреждена должность министра-статс-секретаря для большего контроля над Финляндией, в остальном Николай I гарантировал закрепленные за Финляндией права.
Важной исторической вехой в новейшей истории Финляндии стал 1863 год, когда в Гельсингфорсс после более чем полувекового перерыва собрался финляндский сейм, по решениям которого окончательно оформилась четырехсоставная система сейма, демократические привилегии, и т.д., после которых сейм стал созываться чаще, начали формироваться политические партии. При Александре III соблюдается тенденция к унификации финского законодательства с русским. Манифестом от 1890 г. из юрисдикции финляндского сейма были изъяты и переданы в верховные инстанции империи вопросы, "имеющие общегосударственное значение". Отныне все такого рода вопросы, касавшиеся Финляндии, должны были после их обсуждения на сейме проходить через Государственный совет империи с участием финляндских представителей. После этого они могли поступать на окончательное утверждение царя. Курс на ограничение автономии Великого княжества Финляндского ярко выразился в курсе генерал-губернатора Финляндии Н.И. Бобрикова: он ликвидировал финские вооруженные силы, усилил русификацию администрации и школьного образования; полностью или частично закрыл 72 периодических издания и ряд общественных организаций, высылал за пределы княжества оппозиционных политических деятелей. Ему были предоставлены "особые полномочия", в том числе право закрывать торговые и промышленные заведения, частные общества, высылать неугодных лиц за границу в административном порядке. В 1904 г. Бобриков был убит Е. Шауманом. После «красной стачки» в Финляндии 1905 г. Николай II подписал "высочайший" манифест, которым отменялись все постановления генерал-губернатора Бобрикова, принятые ранее без согласия финляндского сейма. Был созван новый парламент на основе всеобщего голосования. Но уже в 1909 г. был принят закон по которому Дума и Госсовет наделялись правом принимать законы и для Финляндии.

Финны в Российской империи жили неплохо. Великое Княжество Финляндское пользовалось невиданной автономией. Русские ходили туда на заработки и стремились на ПМЖ. Финский язык и культура расцветали.

Присоединение

В 1807 году Наполеон нанес поражение коалиции Пруссии и России, точнее, разгромил русскую армию под предводительством немца Беннигсена. Начались мирные переговоры, в ходе которых Бонапарт в Тильзите (ныне Советске Калининградской области) встретился с Александром I.

Наполеон стремился сделать Россию союзником, и недвусмысленно обещал ей и Финляндию, и Балканы. О тесном союзе договориться не удалось, но одним из главных требований к России было содействие морской блокаде Англии. Для этого в случае необходимости подразумевалась война со Швецией, которая предоставляла англичанам свои порты.

В феврале 1808 года русская армия во главе с остзейцем Бусгевденом вошла в Финляндию. Продолжались военные действия целый год под неловким руководством российских генералов немецкого происхождения. Утомленные войной, стороны заключили мир на условиях, которые с самого начала казались очевидными (не зря в шведской историографии война называется финской) – Россия приобрела Финляндию.

Великое Княжество Финляндское: создание

Финляндия вошла в состав Российской империи с сохранением всех возможных прав и свобод, существовавших до этого. Это декларировал лично Александр I и в самом начале войны, и затем на сейме в Борго (шведское название города Порвоо, где снимался фильм «За спичками») еще до формального окончания войны со Швецией.

Таким образом, в Финляндии сохранился основной шведский свод законов - Общее Уложение Шведского Королевства. Законодательным органом власти и верховным судебным органом Финляндии стал независимый от петербургской бюрократии Правительственный Совет, позже - Императорский финляндский Сенат, который проводил заседания на шведском языке.

Главным законодательным органом был формально Сейм, но он стал активно действовать только с середины XIX века. Генералы-губернаторы были предельно номинальными до конца XIX века. Александр I управлял княжеством лично через специальный комитет, позже преобразованный в статс-секретариат, во главе которого стояли финны. Столица была перенесена в 1812 году из Турку (ранее шведского Або) в Гельсингфорс (Хельсинки).

Простой финский крестьянин

Крестьяне в Финляндии еще до присоединения к России жили, по выражению князя Вяземского, "весьма изрядно", лучше, чем российские и даже продавали хлеб в Швецию. Благодаря тому, что Великое Княжество Финляндское ничего не платило в казну Российской Империи, благосостояние народа там, конечно, существенно улучшилось. Туда большим потоком пошли крестьяне-ходоки из близлежащих губерний - и русские, и финны. Многие стремились уйти в Финляндию на ПМЖ. Коробейников в Финляндии недоолюбливали, деревенский полицейский мог их задержать без повода. Есть свидетельства очевидцев о том, что когда коробейники решили убежать, полцейский кричал: "Убивайте проклятых русских, вам ничего не будет". Мужики также шли в Финляндию работать на фабриках, рубниках, вырубке леса, часто нанимались на сельхозработы. Как писал исследователь русского Севера Бубновский, "Настоящая житница Карелии и ее золотое дно - это Финляндия".

Старая Финляндия и новая Финляндия

Этот эпизод в истории Великого Княжества Финляндского показывает, насколько разным было устройство присоединенной территории и граничащих с ней российских земель. В 1811 году Александр I присоединил так называемую Старую Финляндию - Финляндскую губернию – земли, завоеванные у Швеции в предыдущих войнах – к новому княжеству. Но возникли правовые казусы. В шведском законодательстве не было крепостного права, крестьяне были арендаторами с широкими правами на землю, а в Финляндской губернии уже воцарились имперские порядки – земли принадлежали российским помещикам.

Включение старой Финляндии в княжество из-за этого сопровождалось конфликтами, причем такими острыми, что Сейм даже предложил в 1822 году отказаться от затеи. Но в итоге на территории губернии ввели законы княжества. Крестьяне не хотели становиться свободными арендаторами в Финляндии, в ряде волостей даже вспыхнули бунты. Только к 1837-му году те крестьяне, которые не стали подписывать арендный договор, были выселены с бывших земель.

Фенномания

Благодаря большим автономным правам в Финляндии расцвело движение финской культуры – фенномания. Его адепты выступали за финский язык вместо шведского, за глубокое изучение финских традиций. В начале XIX века финский язык был языком простого народа, государственным оставался шведский. Фенноманы издавали газеты, вели просветительскую работу в университетах и т.п.

В 1826 году в Гельсингфорсском университете начали преподавать финский. В эти же годы расцветает финская литература. Несколько реакционных лет после европейских революций 1848 года финский язык был де-юре запрещен, но запрет почти не действовал, а в 1860-ом году был снят. По мере культурного возрождения финнов растет и национально-освободительное движение – за создание собственного государства.

Беспредельная автономия

Примеров, которые подтверждают данное определение, масса: автономная правовая система и свое законодательное собрание – Сейм (который собирался раз в пять лет, а с 1885 года – раз в три года, при этом получил право законодательной инициативы); отдельное армейское законодательство - там не брали рекрутов, зато у финнов была своя армия.

Историки и правоведы выделяют еще целый ряд признаков суверенитета Финляндии: отдельное гражданство, которое остальные жители империи не могли получить; ограничение русских в имущественных правах – недвижимое имущество в княжестве было купить крайне сложно; отдельная религия (православные не могли преподавать историю); собственная почта, таможня, банк и финансовая система. На тот период такие права автономии присоединенной территории были невиданными.

Финны на службе императора

Что касается возможностей для финнов в России, то уже к моменту присоединения в российской армии действовал финляндский полк, который в 1811 году стал Императорским лейб-гвардии гвардейским полком, очень заслуженным. Он состоял, конечно, из представителей т.н. "Старой Финляндии", но и новые финны могли строить карьеру в Империи. Достаточно вспомнить Маннергейма, который ради военного образования выучил русский язык и сделал блестящую карьеру. Таких финских военных было немало. В личном составе финляндского полка было столько офицеров и унтер-офицеров, что последних ставили в строй как солдат.

Ограничение автономии и русификация: неудачная попытка

Этот период связан с работой на посту финляндского генерал-губернатора Николая Бобрикова. Он подал Николаю II записку о том, как поменять порядки в слишком уж «суверенной» автономии. Царь издал манифест, в котором напомнил финнам, что они вообще-то они входят в Российскую Империю, и то, что им сохранили внутренние законы, «соответствующие бытовым условиям страны», не значит, что они не должны жить по общим законам. Бобриков начал реформы с введения общей воинской повинности в Финляндии – так, чтобы финны служили за пределами страны, как все подданные, Сейм выступил против. Тогда император решил вопрос единолично, еще раз напомнив о том, что Финляндия подчиняется генерал-губернатору, который проводит там политику империи. Сейм назвал такое положение дел неконституционным. Тогда были изданы «Основные положения о составлении законов» для Великого Княжества Финляндского, по которым Сейм и прочие структуры княжества имели в законотворчестве лишь совещательную роль. В 1900 году русский язык был введен в делопроизводство, а общественные собрания были поставлены под контроль генерал-губернатора. В итоге в 1904 году Бобрикова убил сын финляндского сенатора Эйген Шауман. Так закончилась попытка «прибрать к рукам» территорию.

Великое Княжество Финляндское в начале XX века

Пользуясь случаем Сейм кардинально модернизировал правовую систему Финляндии – четырехсословная система была заменена на однопалатный парламент. Принятый в 1906 году закон о выборах устанавливал всеобщее избирательное право и впервые в Европе давал избирательные права женщинам. Несмотря на такую демократизацию, подданные империи и православные были поражены в Финляндии в правах.

Это самоуправство попытался исправить Столыпин, издав закон, еще раз провозглашавший, что Сейм по всем вопросам, в том числе и внутренним, имеет только совещательный голос. Впрочем, закон этот остался на бумаге. В 1913 году были приняты законы, которые позволяли брать деньги из казны Великого Княжества Финляндского на нужды обороны, а также о равноправии русских граждан в Финляндии.

Спустя сто лет после завоевания Финляндии все подданные империи наконец-то приравнивались в правах на территории княжества, но этим политика «центра» практически и закончилась – далее война и революция. 6 декабря 1917 года Финляндия провозгласила независимость.

Вновь завоеванная область перешла по Фридрихсгамскому мирному договору "в собственность и державное обладание Империи Российской".

Ещё до заключения мира, в июне 1808 г., последовало распоряжение о вызове депутатов от дворянства, духовенства, горожан и крестьян для подачи мнений о нуждах страны. Прибыв в Петербург, депутаты подали государю мемориал, в котором изложили несколько пожеланий экономического характера, указав предварительно на то, что, не будучи представителями всего народа, они не могут войти в суждения, принадлежащие земским чинам, созванным в обыкновенном и законном порядке.

В феврале 1809 г. последовало распоряжение о созыве сейма в городе Борго. 16 марта царь лично открыл его, подписав накануне манифест о государственном устройстве Финляндии. При открытии сейма Александр I произнес на французском языке речь, в которой, между прочим, сказал: "Я обещал сохранить вашу конституцию (votre constitution), ваши коренные законы; ваше собрание здесь удостоверяет исполнение моих обещаний".

На другой день члены сейма принесли присягу в том, что "признают своим государем Александра I Императора и Самодержца Всероссийского, Великого Князя Финляндского, и будут сохранять коренные законы и конституции (lois fondementales et constitutions) края в том виде, как они в настоящее время существуют".

Сейму предложили четыре вопроса - о войске, налогах, монете и об учреждении правительствующего совета; по обсуждении их депутаты были распущены. Заключения сейма легли в основание организации управления краем, хотя и не все ходатайства земских чинов были удовлетворены. Относительно войска было постановлено сохранить поселенную систему.

Относительно налоговой и финансовой системы великого княжества вообще император объявил, что они будут использоваться только на нужды самой страны. Денежной единицей принят русский рубль. В 1811 г. учрежден финляндский банк; современное устройство, основанное на контроле и гарантии земских чинов, о чём ходатайствовал боргоский сейм, он получил лишь в 1867 г.

Во главе местных административных учреждений был поставлен правительствующий совет, в 1816 г. преобразованный в Императорский финляндский сенат. В 1811 г. (манифестом от 11 (23) декабря) последовало распоряжение о присоединении к великому княжеству так называемой "Старой Финляндии", то есть той части Финляндии, которая перешла к России по Ништадтскому миру.

Общая перемена в политике Александра I отразилась на финляндских делах тем, что сеймы больше не созывались. В царствование Николая I страна управлялась местными властями на основании местных законов, но сейм не созывался ни разу. Это не составляло нарушения финляндских законов, так как периодичность сейма была установлена только сеймовым уставом 1869 г. Избегая крупных реформ, правительство могло управлять без сейма, пользуясь предоставленными короне весьма широкими правами в области так назыв. экономического законодательства. В некоторых неотложных случаях обходились без сейма даже и тогда, когда участие последнего было необходимо. Так, в 1827 г. разрешено было принимать на государственную службу лиц православного вероисповедания, приобретших права финляндского гражданства. В высочайшем постановлении об этом имеется, однако, оговорка о том, что мера эта проводится административным путем ввиду её неотложности и невозможности "ныне" созвать земские чины.

Во время Крымской войны союзный флот бомбардировал Свеаборг, взял крепость Бомарзунд на Аландских островах и опустошил берега Эстерботнии. Население и руководящие круги интеллигентного общества оставались преданными России.

Бедное реформами время царствования Николая I было богато явлениями культурной жизни. В финском образованном обществе проснулось национальное самосознание. Кое-какие признаки такого пробуждения обнаружились ещё в конце XVIII в. (историк Портан); но только после того, как Финляндия была отделена от Швеции и заняла, по выражению Александра I, "место среди наций", в ней могло начаться национальное движение. Оно получило название фенномании.

По условиям времени фенноманство приняло литературно-научное направление. Во главе движения стояли профессор Снельман, поэт Рунеберг, собиратель "Калевалы" Лённрот и др. Позднее противниками фенноманов на политической арене сделались свекоманы, отстаивавшие права шведского языка как орудия шведского культурного влияния. После 1848 г. финское национальное движение было заподозрено, без основания, в демагогических тенденциях и подверглось преследованиям. Запрещено было, между прочим, печатать книги на финском языке; исключение было сделано только для книг религиозного и сельскохозяйственного содержания (1850). Вскоре, однако, это распоряжение было отменено.

Император Александр II в 1856 г. лично председательствовал на одном из заседаний сената и наметил ряд реформ. Проведение большинства последних требовало участия земских чинов. Об этом заговорили в обществе и печати, а затем и сенат по одному частному случаю высказался за созвание сейма. Сначала решено было созвать вместо сейма комиссию из 12 представителей от каждого сословия. Распоряжение это произвело в крае очень неблагоприятное впечатление.

Общественное возбуждение улеглось после официального разъяснения о том, что компетенция комиссии ограничивается подготовлением правительственных предложений будущему сейму. Комиссия собралась в 1862 г.; она известна под названием "январской комиссии". В сентябре 1863 г. царь лично открыл сейм речью на французском языке, в которой, между прочим, сказал: "Вам, представители великого княжества, достоинством, спокойствием и умеренностью ваших прений предстоит доказать, что в руках народа мудрого… либеральные учреждения, далеко не быв опасными, делаются гарантией порядка и безопасности". Проведены были затем многие важные реформы.

В 1866 г. состоялось преобразование народных школ, главным деятелем которого был Уно Сигнеус. В 1869 г. издан сеймовый устав, финляндский банк преобразован и поставлен под контроль и гарантии земских чинов. В 1863 г. последовало распоряжение по инициативе Снельмана о введении финского языка в официальное делопроизводство, для чего установлен 20-летний срок. Сейм 1877 г. принял устав о воинской повинности для Финляндии.

Сеймы созывались каждые пять лет. Реформационная эпоха ознаменовалась чрезвычайным оживлением политической и общественной жизни, а также быстрым подъемом общего благосостояния и культуры. В начале царствования императора Александра III проведены были некоторые мероприятия, решенные в принципе или задуманные ещё в предыдущее царствование: сформированы финские части войск, сейм получил право возбуждения законодательных вопросов (1886). Земские чины созывались каждые три года.

В конце 80-х годов политика правительства по отношению к Финляндии изменилась. В 1890 г. финляндское почтово-телеграфное ведомство подчинено министерству внутренних дел. В конце того же года последовала приостановка уголовного уложения, принятого сеймом и утвержденного императором. В последние годы объединительная политика нашла энергичного исполнителя на месте в лице ген.-адъютанта Н. И. Бобрикова, назначенного в 1898 г. генералом-губернатором Финляндии. Манифестом 20 июня 1900 г. введён русский язык в делопроизводство сената и местных главных управлений. Временные правила 2 июля 1900 г. поставили общественные собрания под непосредственный контроль генерал-губернатора.

Во время правления Николая II была принята новая политика, направленная на русификацию Финляндии. Сначала была сделана попытка заставить финнов проходить воинскую службу в российской армии. Когда сейм, который раньше шёл на уступки, отклонил это требование, генерал Бобриков ввел военно-полевые суды. В результате этого в 1904 году произошло покушение на Бобрикова, и после его смерти в стране начались волнения. Русская революция 1905 года совпала с подъемом национально-освободительного движения финнов, и вся Финляндия присоединилась к Всероссийской забастовке. Политические партии, особенно социал-демократы, приняли участие в этом движении и выдвинули свою программу реформ.

Николай II был вынужден отменить указы, ограничивающую финляндскую автономию. В 1906 году был принят новый демократичный выборный закон, которые давал право голоса женщинам. После подавления революции в 1907 году император ещё раз попытался закрепить прежнюю политику путём введения военного правления, и оно просуществовало до 1917 года.

В начале XX века в Финляндии преимущественно развивалась деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, которая ориентировалась на западноевропейский рынок. Ведущей отраслью сельского хозяйства стало животноводство, продукция которого также в основном вывозилась в Западную Европу. Торговля Финляндии с Россией сокращалась. Во время Первой мировой войны из-за блокады и практически полного прекращения внешних морских связей были свернуты как основные экспортные отрасли, так и отрасли внутреннего рынка, которые работали на привозном сырье.

После Февральской революции в России в марте 1917 года были возобновлены привилегии Финляндии, утраченные после революции 1905 года. Был назначен новый генерал-губернатор и созван сейм. Однако закон о восстановлении автономных прав Финляндии, одобренный сеймом 18 июля 1917 года, был отклонен Временным правительством, сейм распущен, а его здание заняли российские войска. После свержения Временного правительства Финляндия провозгласила свою независимость 6 декабря 1917.

Административная единица в составе Российской империи в 1809-1917 гг.

Русско-шведская война 1808-1809 гг. и присоединение Финляндии к России.

В 1808 г. Россия начала против Швеции военные действия. Поводом к ним послужила дружественная по отношению к Великобритании и враждебная к наполеоновской Франции политика шведского короля Густава IV Адольфа. Россия, заключившая в 1807 г. мирный договор с Наполеоном и присоединившаяся к континентальной блокаде Великобритании, предлагала Швеции свое посредничество в нормализации отношений с Францией, но получила отказ. Наполеон официально заявил, что не будет препятствовать захвату Швеции Россией. В начале 1808 г. русские войска под руководством Ф. Буксгевдена вступили на территорию Финляндии, принадлежавшей Королевству Швеция, и вскоре заняли Гельсингфорс (Хельсинки). К марту 1808 г. русскими войска было занято несколько крепостей на территории Финляндии, Аландские острова и остров Готланд. Но к середине года Россия стала терпеть неудачи в сражениях со шведскими войсками. Ситуация усугублялась и начавшейся партизанской войной, которое вело против русских войск финское население.

Тем не менее, к ноябрю 1808 г. вся территория Финляндии была занята российской армией, а еще летом этого года император Александр I издал манифест «О присоединении Финляндии». Император назначил нового главнокомандующего русской армией Б. Кнорринга и приказал ему перенести военные действия непосредственно на территорию Швеции. Корпус П.И. Багратиона вновь занял Аландские острова, потерянные в середине 1808 г., а отряд под руководством Я.П. Кульнева перешел Ботнический залив по льду и остановился в 100 километрах от Стокгольма. В самой Швеции между тем росло недовольство войной, и в результате король Густав IV Адольф в марте 1809 г. был низложен в ходе государственного переворота. Между сторонами было заключено перемирие, оказавшееся недолгим. Однако попытки нового короля Швеции Карла XIII переломить ход войны в свою пользу оказались неудачными. В сентябре 1809 г. между Россией и Швецией был заключен Фридрихсгамский мирный договор, согласно которому Финляндия переходила под власть России.

Еще в феврале 1809 г. в финском городе Борго состоялся сейм - сословное собрание, на котором Александр I торжественно пообещал населению Финляндии сохранить в их стране конституционные порядки, установленные еще при господстве шведов, и «коренные» законы. Члены сейма принесли присягу Александру I, которому с тех пор стал принадлежать и титул Великого князя Финляндского.

Великое княжество Финляндское в период правления Александра I . Особый статус Финляндии в составе России.

На Боргоском сейме 1809 г. были заложены основы автономии Великого княжества Финляндского в составе Российской империи. Законодательной основой новой автономной области в составе государственно-правовые документы еще шведского периода: «Форма правления» 1722 г. и «Акт соединения и безопасности» 1789 г. Согласно этим документам власть монарха была ограничена сословиями. Хотя монарх и обладал единоличным правом созыва сейма, но в то же время он не мог без его согласия утверждать новые и изменять старые законы, вводить налоги и пересматривать привилегии самих сословий. Иными словами, монарх разделял право законодательной власти с сословиями. Однако для монарха не было сословных ограничений в законотворческой деятельности, связанной с экономикой. Без согласования с представителями сословий монарх мог издавать законы, касавшиеся хозяйства, налогов и доходов, поступавших от использования коронной собственности и таможни. Великий князь Финляндский мог выступать с законодательной инициативой перед сеймом, утверждал или отклонял законы и бюджет Финляндии, обладал правом помилования и возведения в графское и рыцарское достоинство. Только великий князь мог представлять интересы страны во внешней политике. Единолично решал он и вопросы, связанные с обороной. Согласно обещанию Александра I на Боргоском сейме, в Финляндии имелись только наемные войска, рекрутская повинность на финнов не распространялась. Иными словами, в Великом княжестве Финляндском царь обладал правами конституционного монарха.

Основными органами власти в княжестве были сейм, сенат, а также генерал-губернатор и министр статс-секретарь. Сейм состоял из четырех сословных палат, в которых были представлены следующие сословия: рыцарство, дворянство, духовенство, бюргерство (горожане) и крестьяне. Право представительства в палате дворянства принадлежало старшему в дворянском роде. Палата духовенства состояла из архиепископов, епископов и депутатов, избранных духовенством, университетом и преподавателями. Что касается палаты крестьян, то выборы депутатов производились электорами (выборщиками), лицами, избранными для этих целей. Хотя финляндский сейм должен был созываться каждые пять лет, со временем он стал собираться все реже и реже и в конце правления Александра I уже не созывался. Государственным языком Финляндии остался шведский, и именно на нем была первоначально узаконена переписка в пределах Финляндии, а также между государственными учреждениями Великого княжества Финляндского и Российской империи.

В июле 1809 г. было учреждено финляндское правительство - Правительственный Совет, преобразованный в 1816 г. в Императорский Финляндский Сенат. Его членами могли стать только местные уроженцы, назначавшиеся великим князем на три года. Сенат был полностью автономен во внутренних делах княжества. Он состоял из двух департаментов: экономического, в компетенции которого было общегражданское управление, и юридического, составлявшего высшую судебную инстанцию, и наблюдавшего за осуществлением правосудия в княжестве. При сенате состоял прокурор, обязанный следить за точным соблюдением должностными лицами законов. Правительственные решения, как правило, принимались на заседаниях экономического департамента, реже — на пленуме обоих департаментов. Представитель верховной императорской власти (генерал-губернатор) назначался царем и состоял по должности председателем Финляндского Сената. Он не обладал правом непосредственных докладов великому князю, но при этом он оказывал влияние на управление страной, представляя свое особое мнение о постановлениях Сената. Генерал-губернатор не мог приостанавливать уже принятые решения Сената, но именно он председательствовал на общих заседаниях (пленумах) обоих департаментов, когда рассматривались законопроекты, вносимые императором (великим князем) на сейм, а также законопроекты, представленные сеймом на утверждение императора. В вопросах поддержания общественного порядка генерал-губернатор руководил деятельностью губернаторов на местах независимо от Сената.

Сенат руководил деятельностью созданных в 1811-1816 гг. центральных правительственных учреждений Великого княжества: Коллегиума Медикума, Главной таможенной дирекции, Главного управления лоцманского и маячного ведомств, Почтовой дирекции, Управления по расчистке порогов и строительству каналов. Юридический департамент выполнял роль Верховного суда Финляндии и состоял из девяти членов и вице-председателя Сената. При экономическом департаменте существовало девять экспедиций, соответствовавших по статусу министерствам, важнейшими из которых были финансовая, камерная, юстиции, полиции и гражданская. Начальники экспедиций (министры) назначались императором на трехлетний срок и с 1857 г. стали носить звание сенатора. Экономический департамент возглавлялся вице-председателем Сената, который фактически исполнял роль премьер-министра. С 1809 г. в Петербурге стала действовать особая Комиссия (позже - Комитет) по делам Финляндии для представления финляндских дел на имя императора. В 1824 г. генерал-губернатору Финляндии было предоставлено право докладывать императору непосредственно, что поставило его выше Финляндского Сената.

Финляндия в период правления Николая I .

Император Николай I (1825—1855), вступая на престол, в особом манифесте к финскому народу гарантировал неприкосновенность основных законов Великого княжества Финляндского. Сейм в правление Николая не созывался, но решение о его созыве еще по шведским законам зависел всецело от великого князя Финляндского. В период царствования Николая I в 1826 г. был ликвидирован Комитет по делам Финляндии, функции которого перешли к вновь учрежденному Статс-секретариату по делам Великого княжества Финляндского. В декабре 1834 г. Статс-секретариат был преобразован в ведомство министра статс-секретаря Великого княжества Финляндского, т.е. это учреждение достигло ранга имперского министерства. В практике отношений между Великим княжеством Финляндским и Российской империей Статс-секретариат играл роль своеобразной внешнеполитической инстанции. Министр статс-секретарь мог докладывать о делах Финляндии непосредственно императору, минуя министра иностранных дел страны. В отличие от всех других царских министров его принимал сам император. Он имел доступ к председателю Совета министров России на доклад о делах своего ведомства. Все это, несомненно, ставило министра статс-секретаря в особое привилегированное положение. В 1831 г. в княжестве была проведена административная реформа, по которой Финляндия делилась на 8 губерний: Або-Бьернеборгскую, Вазаскую, Выборгскую, Куописскую, Нюландскую, Санкт-Михельскую, Тавастгусскую и Улеаборгскую.

В период Крымской войны 1853-1856 гг. англо-французский флот вошел в Балтику, высадил десант на Аландских островах и бомбардировал крепость Свеаборг (Суоменлинна).

Реформы в Великом княжестве Финляндском при Александре II .

Еще с 1840-х гг. в Великом княжестве Финляндском стали проводиться реформы в области просвещения: так, в программу местных школ был включен финский язык, было разрешено издание на финском языке религиозной, исторической, экономической литературы и памятников народного творчества. Эта политика продолжилась при императоре Александре II. В 1858 г. стали открываться лицеи с преподаванием на финском языке. Позже было признано равноправие шведского и финского языков в суде и администрации и принят рескрипт об официальном установлении финского языка как государственного языка Финляндии. Все это способствовало развитию национальной культуры и языка: если в начале XIX в. в Финляндии издавалась всего одна газета на шведском языке, то в начале XX в. уже 328 газет, в том числе 232 на финском, 92 на шведском, 3 на немецком и 2 на русском языке.

В 1863 г. в Гельсингфорсе после долгого перерыва собрался финляндский сейм. Он положил начало демократическим реформам, укрепившим автономный статус Великого княжества Финляндского. На сессиях сейма 1863 г. и 1867 г. окончательно складывается его четырехпалатная структура (дворянская, духовная, бюргерская и крестьянская курии). Реформа 1869 г. сохранила сословный принцип представительства в сейме и его структуру. Поначалу периодичность созыва сейма была один раз в пять лет, но уже с 1882 г. он стал созываться через каждые три года, а в дальнейшем еще чаще. Теперь сейм представлял императору свои заключения о военной организации Великого княжества, государственных налогах, финансах, учреждениях местного управления.

Были расширены и полномочия Сената. Его Общему собранию в 1869 г. было разрешено самостоятельно решать ряд дел, связанных с управлением княжеством. Сельская (1865 г.) и городская (1873 г.) реформы установили выборность органов местного самоуправления. В 1864- 1905 гг. на территории княжества существовал Финляндский военный округ. По военной реформе 1878 г. Финляндия получила право на формирование своих национальных вооруженных сил с собственными уставами.

Великое княжество Финляндское в последней трети XIX - начале XX вв.

После вступления на престол в 1881 г. императора Александр III в истории России начался период, известный как эпоха контрреформ. В императорском манифесте от 3 февраля 1890 г. и изданным на его основании законом из юрисдикции финляндского сейма были изъяты и переданы в верховные инстанции империи вопросы, «имеющие общегосударственное значение». Отныне все такого рода вопросы, касавшиеся Финляндии, должны были после их обсуждения на сейме проходить через Государственный совет империи с участием финляндских представителей. После этого они могли поступать на окончательное утверждение царя. Таким образом, с конца XIX в. дарованные Финляндии автономные привилегии стали подвергаться ограничениям. Курс на ограничение автономии Великого княжества Финляндского ярко проявился в программе генерал-губернатора Финляндии Н.И. Бобрикова, который ликвидировал финские вооруженные силы, усилил русификацию администрации и школьного образования, способствовал закрытию многих периодических изданий и высылке из страны оппозиционных политических деятелей. Уже при Николае II, в марте 1903 г. было издано положение, предоставлявшее Бобрикову «особые полномочия», в том числе право закрывать торговые и промышленные заведения, а также частные общества. Действия Бобрикова вызвали широкий протест финляндской общественности. Ответом на такую политику стала кампания массового неповиновения указам и распоряжениям центральной власти. В июне 1904 г. Бобриков был убит.

Начавшаяся в 1905 г. первая русская революция не обошла и Финляндию: в октябре этого года рабочие организовали стачку и обнародовали «Красный манифест», содержавший требования об отставке членов Сената и отмене всех ограничений финляндской автономии. Николай II был вынужден подписать манифест, которым отменялись все постановления генерал-губернатора Бобрикова, принятые ранее без согласия финляндского сейма. Кроме того, созывался чрезвычайный сейм для составления проекта нового устава на основе прямого, всеобщего, равного и тайного голосования. Новый однопалатный сейм был созван в мае 1907 г.

С июня 1908 г. все финляндские дела начали представлять на рассмотрение императора после их обсуждения в Совете министров. Это противоречило решениям Боргоского сейма 1809 г. и вызывало недовольство финляндских парламентариев. В 1907—1911 гг. финляндский сейм распускался четыре раза, а с 1909 г. в Сенат и другие структуры высшего управления вместо ушедших в отставку сенаторов стали назначаться русские чиновники. В 1910 г. был принят закон «О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения», который предусматривал унификацию законодательства, государственной и экономической жизни Финляндии с общероссийскими нормами. Государственная Дума и Государственный совет наделялись правом издавать законы и для Финляндии.

В годы Первой мировой на территории Финляндии действовало военное положение: гражданское управление было подчинено военному командованию, свобода собраний, печати, объединений была ограничена. Автономия Финляндии была восстановлена после Февральской революции 1917 г., но после того, как финляндский сейм принял 5 июля «Закон о власти» Временное правительство распустило его. Тем не менее, 2 ноября 1917 г. сейм провозгласил себя носителем верховной власти в стране, а 23 ноября объявил Финляндию суверенным государством. Независимость Финляндии была признана Советом народным комиссаров Советской России и утверждена 22 декабря 1917 г. Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом.

В начале XIX века произошло событие, повлиявшее на судьбы целого народа, населявшего территорию, прилегавшую к побережью Балтийского моря, и в течение долгих столетий находившегося под юрисдикцией шведских монархов. Этим историческим актом стало присоединение Финляндии к России, история которого легла в основу этой статьи.

Документ, ставший итогом русско-шведской войны

17 сентября 1809 года на берегу Финского залива в городе Фридрихсгаме император Александр I и Густав IV подписали договор, результатом которого стало присоединение Финляндии к России. Этот документ стал результатом победы русских войск, поддержанных Францией и Данией в последней из длительной череды русско-шведских войн.

Присоединение Финляндии к России при Александре 1 стало ответом на обращение Боргорского сейма - первого сословного собрания народов, населявших Финляндию, к правительству России с просьбой о принятии их страны в состав России на правах Великого княжества Финляндского, и заключении личной унии.

Большинство историков полагает, что именно положительная реакция государя Александра I на это всенародное волеизъявление дала толчок к формированию финского национального государства, население которого до этого полностью находилось под контролем шведской элиты. Таким образом, не будет преувеличением заявить, что именно России Финляндия обязана созданием её государственности.

Финляндия в составе Шведского королевства

Известно, что до начала XIX столетия территория Финляндии, на которой обитали племена сумь и емь, никогда не представляла собой самостоятельного государства. В период с X и до начала XIV века она принадлежала Новгороду, но в 1323 году была завоёвана Швецией и на долгие века перешла под её контроль.

Согласно заключённому в том же году Ореховскому договору, Финляндия вошла в состав Шведского королевства на правах автономии, а с 1581 года получила формальный статус Великого княжества Финляндского. Однако в действительности её население в правовом и административном отношении подвергалось жесточайшей дискриминации. Несмотря на то что финны имели право делегировать своих представителей в состав шведского парламента, их количество было столь ничтожно, что не позволяло сколько-нибудь существенно влиять на решение текущих вопросов. Такое положение вещей сохранялось до тех пор, пока в 1700 году не грянула очередная Русско-шведская война.

Присоединение Финляндии к России: начало процесса

Во время Северной войны наиболее значительные события разворачивались именно на финской территории. В 1710 году войска Петра I после успешной осады овладели хорошо укреплённым городом Выборгом и обеспечили себе таким образом выход к Балтийскому морю. Следующая же победа русских войск, одержанная через четыре года в битве при Напузе, позволила освободить от шведов практически всё Великое княжество Финляндское.

Это ещё нельзя было рассматривать, как полное присоединение Финляндии к России, поскольку значительная её часть по-прежнему оставалась в составе Швеции, но начало процессу было положено. Его не смогли остановить даже последующие попытки взять реванш за понесённое поражение, предпринятые шведами в 1741 и 1788 году, но оба раза не имевшие успеха.

Тем не менее по условию Ништадтского договора, завершившего собой Северную войну и заключённого в 1721 году, к России отошли территории Эстляндии, Лифляндии, Ингрии, а также ряд островов Балтийского моря. Кроме того, в состав империи вошла Юго-Западная Карелия и второй по величине город Финляндии - Выборг.

Он стал административным центром созданной вскоре Выборгской провинции, включённой в состав Санкт-Петербургской губернии. Согласно этому документу, Россия брала на себя обязательства на всех отошедших к ней финских территориях сохранить, существовавшие прежде права граждан и привилегии отдельных социальных групп. Предусматривалось также сохранение всех прежних религиозных устоев, включая свободу исповедования населением евангелической веры, совершение богослужений и обучение в духовных учебных заведениях.

Очередной этап расширения северных границ

В период царствования императрицы Елизаветы Петровны в 1741 году разразилась новая Русско-шведская война. Она также стала одним из этапов процесса, результатом которого почти семь десятилетий спустя, стало присоединение Финляндии к России.

Кратко её итоги можно свести к двум основным моментам - это захват значительной территории Великого княжества Финляндского, находившейся под шведским контролем, позволивший русским войскам продвинуться вплоть до Улеаборга, а также последовавший затем высочайший манифест. В нём 18 марта 1742 года государыня Елизавета Петровна объявляла о введении на всей отвоёванной у Швеции территории независимого правления.

Кроме того, год спустя в крупном административном центре Финляндии - городе Або - правительство России заключило с представителями шведской стороны договор, согласно которому, в состав России вошла вся Юго-Восточная Финляндия. Это была весьма значительная по площади территория, включавшая в себя города Вильманстранд, Фридрихсгам, Нейшлот с его мощной крепостью, а также Кюменегорскую и Саволакскую провинцию. В результате этого граница России ещё дальше отодвинулась от Санкт-Петербурга, уменьшив тем самым опасность нападения шведов на российскую столицу.

В 1744 году все территории, вошедшие в на основании договора, подписанного в городе Або, были присоединены к созданной ранее Выборгской провинции, и вместе с ней составили вновь образованную Выборгскую губернию. На её территории были учреждены уезды: Сердобольский, Вильманстрандский, Фридрихсгамский, Нейшлотский, Кексгольмский и Выборгский. В таком виде губерния просуществовала до конца XVIII века, после чего была преобразована в наместничество с особой формой правления.

Присоединение Финляндии к России: союз, выгодный обоим государствам

В начале XIX века территория Финляндии, входившая в состав Швеции, представляла собой слаборазвитую аграрную область. Её население в тот период не превышало 800 тыс. человек, из которых лишь 5,5% проживало в городах. На крестьянах, являвшихся арендаторами земельных угодий, лежал двойной гнёт как со стороны шведских феодалов, так и собственных. Это во многом замедляло развитие национальной культуры, и самосознания.

Присоединение территории Финляндии к России было, несомненно, выгодно обоим государствам. Александр I сумел, таким образом, ещё дальше отодвинуть границу от своей столицы - Санкт-Петербурга, что в немалой степени способствовало укреплению её безопасности.

Финны же, находясь под контролем России, получили достаточно большую свободу как в области законодательной, так и исполнительной власти. Однако этому событию предшествовала очередная, 11-я по счёту, и последняя в истории Русско-шведская война, вспыхнувшая в 1808 году между двумя государствами.

Последняя война России со Швецией

Как известно из архивных документов, война со Шведским королевством не входила в планы Александра I и являлась с его стороны лишь вынужденным актом, следствием которого стало присоединение Финляндии к России. Дело в том, что, согласно Тильзитскому мирному договору, подписанному в 1807 году между Россией и наполеоновской Францией, государь брал на себя обязанность склонить Швецию и Данию к континентальной блокаде, создаваемой против общего на тот момент врага - Англии.

Если с датчанами проблем не возникло, то шведский король Густав IV категорически отверг выдвинутое ему предложение. Исчерпав все возможности достигнуть желаемого результата дипломатическим путём, Александр I был вынужден прибегнуть к военному давлению.

Уже в начале военных действий стало очевидным, что при всей своей спеси шведский монарх не в состоянии выставить против русских войск достаточно мощную армию, способную удержать территорию Финляндии, на которой развернулись главные военные действия. В результате наступления, развёрнутого в трёх направлениях, русские менее чем через месяц вышли к реке Каликсйоки и вынудили Густава IV начать переговоры о заключении мира на условиях, продиктованных Россией.

Новый титул российского императора

В результате Фридрихгамского мирного договора - под таким названием вошло в историю соглашение, подписанное в сентябре 1809 года, Александр I стал именоваться Великим князем Финляндским. Согласно этому документу, российский монарх брал на себя обязательства всемерно содействовать исполнению законов, принятых финским сеймом и получивших его одобрение.

Этот пункт договора был весьма важен, поскольку он предоставлял императору контроль над деятельностью сейма, и делал его по существу главой законодательной власти. После того как было осуществлено присоединение к России Финляндии (год 1808), только с согласия Санкт-Петербурга разрешалось созывать сейм и вводить изменения в существовавшее на тот период законодательство.

Из конституционной монархии в абсолютизм

Присоединение Финляндии к России, дата которого совпадает с днём оглашения царского манифеста от 20 марта 1808 года, сопровождалось рядом весьма специфических обстоятельств. Учитывая, что Россия, согласно договору, была обязана предоставить финнам многое из того, что они безрезультатно добивались от правительства Швеции (право на самоопределение, а также политические и социальные свободы) на этом пути возникли существенные трудности.

Следует учесть, что ранее Великое княжество Финляндское входило в состав Швеции, то есть государства, имевшего конституционное устройство, элементы разделения властей, сословные представительства в парламенте и, что самое важное отсутствие крепостной зависимости сельского населения. Теперь же присоединение Финляндии к России сделало её частью страны, в которой господствовала абсолютная монархия, где само слово «конституция» вызывало ярость у консервативной верхушки общества, а любые прогрессивные реформы встречали неминуемое сопротивление.

Создание комиссии по делам Финляндии

Следует отдать должное Александру I, сумевшему достаточно трезво взглянуть на данный вопрос, и во главе комиссии, учреждённой им для решения сложившихся проблем поставившему своего либерального протеже - графа М. М. Сперанского, прославившегося своей реформаторской деятельностью.

Детально изучив все особенности жизни Финляндии, граф рекомендовал государю положить в основу её государственного устройства принцип автономии с сохранением всех местных традиций. Им же была разработана инструкция, предназначенная для работы этой комиссии, основные положения которой легли в основу будущей конституции Финляндии.

Присоединение к России Финляндии (год 1808) и дальнейшее устройство её внутриполитической жизни во многом явились следствием решений, принятых Боргорским сеймом, при участи представителей всех социальных слоёв общества. После составления и подписания соответствующего документа члены сейма принесли присягу на верность русскому императору и государству, под юрисдикцию которого они добровольно вступали.

Любопытно отметить, что, восходя на престол, все последующие представители Дома Романовых также издавали манифесты, удостоверявшие присоединение Финляндии к России. Фото первого из них, принадлежавшего Александру I, помещено в нашей статье.

После присоединения к России в 1808 году территория Финляндии несколько расширилась за счёт передачи под её юрисдикцию Выборгской (бывшей Финляндской) губернии. Государственными языками в тот период были шведский, получивший распространение в силу исторических особенностей развития страны, и финский, на котором говорило всё её коренное население.

Последствия присоединения Финляндии к России оказались весьма благоприятными для её развития и становления государственности. Благодаря этому в течение более ста лет между двумя государствами не возникало сколько-нибудь существенных противоречий. Следует отметить, что за весь период российского владычества финны, в отличие от поляков, ни разу не поднимали восстаний и не пытались выйти из-под контроля своего более сильного соседа.

Картина в корне изменилась в 1917 году, после того как большевики, возглавляемые В. И. Лениным, предоставили Финляндии независимость. Ответив на этот акт доброй воли чёрной неблагодарностью и воспользовавшись тяжёлым положением внутри России, финны в 1918 году начали войну и, оккупировав западную часть Карелии вплоть до реки Сестры, продвинулись в Печенгскую область, частично захватив полуострова Рыбачий и Средний.

Столь успешное начало подтолкнуло финское правительство к новой военной кампании, и в 1921 году они вторглись в российские пределы, вынашивая планы создания «Великой Финляндии». Однако, на этот раз их успехи были куда менее скромными. Последним вооружённым противостоянием двух северных соседей - Советского Союза и Финляндии - стала война, разразившаяся в зимний период 1939-1940 гг.

Она также не принесла финнам победы. В результате военных действий, продолжавшихся с конца ноября до середины марта, и мирного договора, ставшего итоговой чертой этого конфликта, Финляндия потеряла почти 12% своей территории, включая второй по величине город Выборг. Кроме того, своего жилья и имущества лишились более 450 тыс. финнов, вынужденных спешно эвакуироваться из прифронтовой полосы вглубь страны.

Заключение

Несмотря на то что советская сторона всю ответственность за начало конфликта возлагала на финнов, ссылаясь на якобы предпринятый ими артиллерийский обстрел, международная общественность обвинила именно сталинское правительство в развязывании войны. В результате в декабре 1939 года Советский Союз как государство-агрессор был исключён из Лиги Наций. Эта война заставила многих забыть всё то хорошее, что когда-то принесло с собой присоединение Финляндии к России.

День России, к сожалению, не отмечается в Финляндии. Вместо него финны ежегодно 6 декабря празднуют День независимости, вспоминая, как в 1917 году правительство большевиков предоставило им возможность отделиться от России и продолжать самостоятельно свой исторический путь.

Тем не менее едва ли будет преувеличением сказать, что своим нынешним положением среди прочих европейских стран Финляндия во много обязана тому влиянию, которое в прежние времена оказала Россия на её становление и обретение собственной государственности.