Хогарт уильямтворчество, картины и биография. Уильям Хогарт — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация Художник хогарт картины

Для своих современников Хогарт был прежде всего автором сатирических гравюр, представлявших собой своеобразную социальную анатомию эпохи и имевших широкое хождение не только на Британских островах, но и повсеместно в Европе. Мало кому тогда было известно, что популярные серии созданы мастером на основе собственных живописных циклов. Более того, его картины подвергались нападкам со стороны знатоков, так как яркостью и свежестью колорита, необычностью тем и композиций слишком отличались от темных полотен старых мастеров, столь ценимых ими. Теперь же, с высоты времени, Хогарт предстает первым крупным колористом в истории английской живописи, новатором и реформатором изобразительного искусства, открывателем новых жанров в живописи и графике.

Ранние живописные произведения мастера, которые он называл «разговорными картинами», представляют собой групповые портреты, в которых на смену чинному позированию пришел занимательный сюжет, объединяющий персонажей вокруг какого-либо действия: брачная церемония в "Бракосочетании Стивена Бекингема и Мери Кокс" (1729, Нью-Йорк, Музей Метрополитен); прелестное представление, разыгранное детьми перед взрослыми в "Сцене из «Индейского императора, или Завоевания Мексики»" (1732-1735, собрание Галуэй); многочисленное общество в салоне, разбившееся на две группы вокруг чайного и карточного столов в "Семействе Вулстон" (1730, Лестер, Художественная галерея); наконец, групповой портрет известных английских актеров в ролях из знаменитого в то время спектакля «Опера нищего» (1728-1729, Лондон, Галерея Тейт).

Продолжив поиски голландских и французских живописцев (в частности Ватто) в жанре «собеседований», Хогарт превратил групповой портрет в разновидность бытовой сценки, сопровождаемой массой подробностей и предметов повседневной жизни, точно характеризующих персонажей. В одних картинах больше уюта, в других - чопорности, некоторые окрашены мягким юмором, но в каждой царит особая индивидуальная атмосфера, точно характеризующая изображаемое общество. Уже здесь Хогарт проявил себя подлинным мастером мизансцены, свободно владеющим позой, мимикой и жестом.

По его собственному признанию, он стремился трактовать сюжеты как драматический писатель и зачастую выстраивал пространственную композицию картины подобно сценической коробке.

Словно многоактный спектакль разворачивает Хогарт историю отдельно взятой жизни в своих сатирических циклах. В них критический заряд сочетается с назидательностью, юмор и насмешка перерастают в трагедию. "Карьера распутника" (ок. 1735, восемь сцен, Лондон, Музей Соуна), промотавшего наследство, оканчивается в сумасшедшем доме, печально знаменитом «Бедламе»; легкомыслие и беспутство доводит до гибели сочетавшихся браком отпрыска аристократической фамилии и купеческую дочь в серии «Модный брак» (ок. 1743-1744, шесть сцен, Лондон, Национальная галерея). Изящество чувств и манер, изысканность любовной игры героев в картинах Ватто и французских мастеров рококо уступает место грубости нравов, вульгарности поведения, откровенной развращенности завсегдатаев аристократических салонов. Вместе с тем ясная выразительность и четкость мысли, яркость образов, заостренность формы в изображении основных персонажей сочетаются у Хогарта с изысканной красотой и свежестью палитры.

Сатиры Хогарта тесно связаны с идеями эпохи Просвещения, с ее стремлением к торжеству Разума, в том числе через исправление общественной и частной морали. Хогарт считал, что искусство, развлекая, должно развивать ум и душу. В этом его творчество тесно связано с литературой XVIII века, в частности, с наследием Дж. Свифта, Т.Дж. Смолетта, Г. Филдинга и С. Ричардсона.

Силой характера и цельностью натуры отличаются герои станковых портретов Хогарта. Мастер практически не писал заказных вещей в этом жанре. Большинство моделей - близкие ему люди, связанные с ним родственными или дружескими узами. Их изображения полны искреннего чувства, окрашены особой симпатией и уважением художника к модели. Даже женские и детские характеры у Хогарта - "Миссис Солтер" (1741 или 1744, Лондон, Галерея Тейт), "Дети семьи Грэм" (1742, там же), "Мери Эдвардс" (ок. 1740, Нью-Йорк, Коллекция Фрик) - лишены изнеженности рококо, отличаясь удивительной цельностью натуры, какой-то земной полнокровностью. Как и в других жанрах искусства, Хогарт и здесь выступил подлинным новатором. Он смело экспериментировал с композицией, с колористическим решением, пробовал разные манеры наложения мазка. Знаменитый «Автопортрет с собакой» (1745, Лондон, Галерея Тейт) построен им как натюрморт, центральную часть которого занимает овальное изображение художника, расположенное на стопке книг. На переднем плане, как бы в реальном пространстве композиции, помещены любимый пес Хогарта - Трамп и палитра с нанесенной на нее волнистой линией, названной мастером линией красоты. Позже в трактате "Анализ красоты" (1753) он отвел ей основополагающее место. Свое изображение в этом портрете Хогарт вылепил крупно, не смягчая некоторой тяжеловесности черт лица, подчеркивая открытость взгляда и волевое начало в характере по контрасту с простотой обыденного домашнего одеяния. Именно в портретах палитра Хогарта обладает особой чистотой и светоносной силой, его кисть достигает необычайной виртуозности, мазок варьируется от плотно наложенных слоев пигмента, как бы гранящих объемы, до легких ударов жидкой прозрачной краской, передающих живую нежность лиц, мягкость пушистых волос, легкие ткани и кружева. Особой непосредственности и свежести восприятия модели полны его наброски и незаконченные вещи, такие как «Бал» из цикла «Счастливый брак» (ок. 1745, Лондон, Галерея Тейт) и две знаменитые работы начала 1760-х годов - Портрет слуг и Девушка с креветками (обе - Лондон, Национальная галерея). Девушка, с легкостью, как роскошный головной убор, несущая корзину с креветками, написанная беглым мазком, полна неподдельной радости бытия. Ее улыбающееся лицо словно излучает внутренний свет. Колорит картины, сочетающий коричневатые, золотистые тона с рефлексами розового, что придает изображению живость и ощущение мимолетности впечатления, достигает необычайной красоты.

Среди английских художников первой половины XVIII в. наиболее самобытным творчеством отличался Уильям Хогарт. В эпоху, когда мастер стал создавать свои произведения, ведущая роль в художественной жизни Англии принадлежала иностранным живописцам. В среде богатых собирателей творений изобразительного искусства особо ценились картины старых итальянских и фламандских мастеров.

Творческое наследие Хогарта многогранно: он писал занимательные и остросатирические сентиментального характера жанровые сценки, создавал великолепные интимного плана портреты, получившие название «собеседований», занимался теоретическими проблемами изобразительного искусства. В 1753 г. мастер опубликовал свой знаменитый трактат «Анализ красоты», где указал, что прекрасные живописные произведения, как правило, в качестве композиционной основы содержат наглядную структуру, отвечающую в той или иной мере напряженной S-образной «волнистой» или «змеевидной» линии.

Надо сказать, что Уильям Хогарт, желая того или нет, стал основным выразителем идей британского этического Просвещения. Ведь именно

английские просветители усматривали действенное средство воспитания человеческих нравов в сатирической критике. Специфика же национального характера англичан усилила эту черту. Моральному перевоспитанию людей в духе буржуазных добродетелей здесь уделялось особое внимание. Недаром ведущим жанром английской литературы стал роман с нравоучительным сюжетом, посвященный повседневному быту и личной жизни людей разных социальных кругов.

Уильям Хогарт видел благородную цель своего творчества в создании произведений искусства, которые, будучи полезны стране, помогли бы искоренить пороки и преобразовать каждого человека и общество в целом. В 1731 г. художник создал свою первую серию бытовых картин, объединенную развитием единого сюжета подобно ряду действий в драме. Это было шесть небольшого размера живописных произведений под общим названием «Карьера продажной женщины», повествовательно шаг за шагом визуализирующих горькую и назидательную историю наивной провинциалки, совращенной жизнью большого города и после краткого «успеха» дошедшей до крайней степени падения и нищеты. Будучи превращенной из живописи в графику самим автором, серия в виде тиражированных гравюр быстро разошлась среди различных слоев английского общества, принеся мастеру первую славу.

В годы, когда в Англии быстро наращивались выпуски газет и журналов, Хогарт увеличил тираж своих картин, повторяя их в гравюрах, которые по подписке раскупались как в стране, так и за ее пределами. Относительно дешевые гравированные серии Хогарта призваны были работать прежде всего как средство широкого распространения нравоучительных идей. Доход от продажи гравюр был для художника основным средством существования.

Вслед за живописными картинами «Карьера продажной женщины» последовали серии произведений «Карьера мота» (1735), «Четыре времени суток» (1738), «Модный брак» (1743), «Выборы» (1754) и др. Все серийные сатирически-сентиментальные произведения Уильяма Хогарта отмечены ярко выраженной сюжетностью и умением четко выявить узловые моменты визуального повествования. Добиваясь ясности композиции своих работ, на которых иногда изображены десятки персонажей, Хогарт обычно делит художественное пространство каждого своего живописного произведения на «планы». Предоставляя главным героям изображения передний план, мастер заполняет остальное живописное пространство второстепенными персонажами, объединяя их в разнообразные композиционные группы.

Самой знаменитой из всех живописных картин Хогарта стала серия «Модный брак» («Брак a" la Mode»). Это отнюдь не банальная карикатура, а глубоко вдумчивое исследование трагедии брака по расчету, которую художник представляет в полной высокого драматизма, юмора и сарказма оригинальной живописной пьесе из шести произведений.

Первая картина серии визуализирует процесс договора обедневшего, но родовитого графа с богатым купцом о женитьбе своего сына и его дочери,

_________________________ Лекция 106. Английская живопись XVIII в.___________________________

которые, присутствуя при сделке, представлены в настроении весьма равнодушном и друг к другу, и к расчетам родителей. Вторая картина изображает утреннюю семейную сцену вскоре после свадьбы. Третья картина с черным юмором живописует набитый машинами для вправления вывихов кабинет врача-шарлатана, куда молодой супруг, заразившийся венерической болезнью, привел двух своих любовниц для выяснения у медика источника собственного недуга. Четвертая картина представляет развитие семейных отношений после смерти старого графа - отца героя изображения. Муж, наследовавший титул графа, развлекает себя домашним концертом и не обращает внимания на откровенные заигрывания молодой дамы. Жена- графиня, отвернувшись от своего супруга, развлекается соблазнительно очаровательным разговором об эротической живописи с молодым ухажером. Пятая картина демонстрирует кульминацию нравственных испытаний членов молодой семьи: графиня в разгар маскарада отправляется на любовное свидание в отдельный номер публичного дома; граф-рогоносец, вспомнив о собственной чести, морали предков и нравственном долге перед своей семьей, выслеживает жену, устраивает рыцарскую дуэль с соперником и получает смертельное ранение уколом шпаги в грудь. Шестая картина показывает самоубийство графини.

Каждый герой серийно-живописного повествования Хогарта «Модный брак», визуализируя определенную роль, является наглядным носителем сущности тех или иных нравственных достоинств или пороков. При этом наглядно привлекательным «волнистым» линиям мастер, следуя собственной теории, подчинил изображения фигуры умирающего мужа, проявившего напоследок свои высокие моральные качества (пятая картина), и умирающей жены, осознавшей в конце концов причину своей нравственно неудавшейся жизни (шестая картина). Хогарт писал: «Я стараюсь разрабатывать свои сюжеты, как драматический писатель. Картина для меня сцена, изображенные мужчины и женщины - мои актеры, с помощью определенных движений и жестов разыгрывающие пантомиму» 9.

Если во французской живописи сентиментализм произведений Грёза, Шардена, Фрагонара стал элементом художественного фундамента революционного классицизма творений Давида, то в изобразительном искусстве английских живописцев «морализаторский сентиментализм» творений Хогарта породил художественно стилевое явление, которое можно назвать «предромантизм».

В рамках Года культуры Великобритании в России ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «Уильям Хогарт: анализ красоты», посвященную графическому наследию британского живописца и гравера. В экспозицию вошли 68 гравюр из фондов музея, созданных Уильямом Хогартом (1697—1764) в разные годы жизни; листы, выполненные по знаменитым картинам художника французскими граверами; и иллюстрации к теоретическому трактату Хогарта «Анализ красоты», давшему название экспозиции.

Основная часть произведений, представленных на выставке, происходит из коллекции московского знатока и собирателя графики Николая Васильевича Баснина.

Гравюра «Борец» - ответ Хогарта на критику сатирика Чарльза Черчилля и эсквайра Джона Уилкса, написавшего художнику язвительное поэтическое послание. Не рассчитывая на понимание, хогарт высмеял своих оппонентов. Он награвировал автопортрет с мопсом Трампом, изобразив, как его любимая собака поднимает ногу на сочинения Черчилля. Тему «наказания обидчиков» художник продолжил в миниатюрной сценке в правом углу гравюры. На фоне надгробного монумента Уильяму Питту мастер изобразил себя, а также Черчилля в виде танцующего медведя и Уилкса в виде обезьянки.


Борец. 1763 Гравюра резцом, офорт

Сатирическая поэма Сэмуэля Батлера «Гудибрас» высмеивает ханжество пуритан. Хогарт создал 12 гравюр к этой поэме, на выставке представлены три. На фронтисписе к поэме, в центре изображен портрет Батлера (1612-80), на барельефе - два главных героя, запряженных в дьявольскую колесницу.


Фронтиспис к поэме С. Батлера «Гудибрас»

Первое приключение Гудибраса. Сцена 1. Рыцарь-пуританин Гудибрас и Ральфо встречают крестьян, которые для забавы собираются травить медведя. Рыцарь и оруженосец, защищая животное, принимают бой.


Первое приключение Гудибраса 1725/26 Иллюстрация к поэме С. Батлера «Гудибрас» Офорт, резец; поля обрезаны

Путешествуя, герои попадают на крестьянский праздник, который показался им чрезмерно веселым. Гудибрас пытается остановить пирушку, но крестьяне заковывают его вместе со слугой в колодки. Забыв о благочестии, они поносят друг друга. Освободить пленников пытается мнимая возлюбленная главного героя. Но несчастная подвергается всеобщему осмеянию из-за своего нелепого наряда, в который она облачилась перед встречей с Гудибрасом. Усугубляет ситуацию местная ведьма, решившая испытать свое приворотное зелье.


Гудибрас в печали 1725/26 Иллюстрация к поэме С. Батлера «Гудибрас» Офорт, резец

Гудибрас влюбляется в мнимую возлюбленную. Он готов жениться, но вдовушка непреклонна. В качестве доказательства любви она требует от героя согласия на публичную порку. Гудибрас в замешательстве. Он отправляется за советом к местному магу Сидрофелу, но, поняв, что тот обманщик, жестоко избивает шарлатана и его слугу Вэкума. Сцену ссоры Хогарт превращает в театрализованное действо, а предметы, окружающие его участников - в аллегории и символы. Крокодил - аллегория Лицемерия, черепаха - аллегория Времени. Образ меч-рыбы приобретает эротический подтекст и символизирует мужскую сексуальность. К теме бренности человеческой жизни и неизбежности смерти отсылает скелет в шкафу.


Гудибрас избивает Сидрофела и его слугу Уэкума.1725/26 Иллюстрация к поэме С. Батлера «Гудибрас» Офорт, резец

«Карье́ра проститу́тки»— серия из 6 картин (1731, утрачены) и гравюр (1732) Уильяма Хогарта. Серия показывает историю молодой девушки Молл (Мэри) Хэкэбаут, прибывшей в Лондон из провинции и ставшей проституткой. Серия была начата с третьей картины: во время рисования проститутки в её каморке на Друри-лейн, Хогарту пришла идея изображения сцен из ее прошлого и будущего. Главная героиня названа в честь героини романа Даниэля Дефо «Молл Флендерс» и печально известной проститутки Кейт Хэкэбаут, которая была сестрой разбойника Фрэнсиса Хэкэбаута, повешенного 17 апреля 1730 года. Сама Кейт была обвинена в содержании борделя и в августе, в тот же самый год, была арестована вестминстерским судьёй сэром Джоном Гонсоном. Серия картин стала очень популярна, и Хогарт использовал свои навыки серебряных дел мастера для создания гравюр, продавая «ограниченное издание» — 1240 наборов из шести гравюр подписчикам стоимостью в 1 гинею.

Молл Хэкэбаут прибывает в Лондон в гостиницу Белл Инн на Чипсайд. Художник делит картину на 2 части, изображая доброе и злое в левой и правой частях соответственно. С правой стороны видна разрушающаяся штукатурка гостиницы, из которой выходят печально известный гуляка полковник Френсис Чартерис и его сутенёр Джон Гурлей, конкурирующий со сводницей и содержательницей борделя Элизабет Нидэм (Матушка Нидэм) в покровительстве над Молл-проституткой. Чартерис с довольной ухмылкой предвкушает удовольствия, которые ему даст молодая проститутка. В левой части гравюры, где стены зданий крепки, лондонцы игнорируют разыгравшуюся сцену совращения провинциалки: беспечному священнику безразлично положение девушки, как и его лошадь, свалившая груду кастрюль. Тем временем, Матушка Нидэм осматривает Молл как лошадь при покупке. Намек содержится в гусе, к которому прикреплена записка: «Любимой кузине на Тэмс-стрит в Лондоне»; этот «кузен», возможно, был вербовщиком. Картина наполнена играми слов и двойными значениями. Вывеска гостиницы (Bell Inn) со звонком может быть отнесена к Belle (фр. Красавица). Ножницы и игольник, висящий на руке Молл, говорят, что она — швея; мертвый гусь — доверчивость Молл. Падающая груда кастрюль символизирует «падение» Молл.


Молл встречает хозяйка борделя. Лист1 из серии «Карьера проститутки» 1732 Гравюра резцом, офорт

Молл — содержанка, любовница богатого еврея-торговца. Ее комната богато обставлена в стиле рококо. Она имеет богатый гардероб и прислугу, держит мальчика-слугу из Вест-Индии и обезьяну. Мальчик, молодая служанка, а также обезьянка, вероятно, предоставлены богатым покровителем. Банки косметики, маска с маскарада, ее квартира украшена картинами, иллюстрирующими ее противоречивое сомнительное положение. Молл опрокидывает чайный столик, чтобы отвлечь внимание торговца, в то время как служанка помогает скрыться второму молодому любовнику.


Молл на содержании торговца-еврея. Лист2 из серии «Карьера проститутки» 1732 Гравюра резцом, офорт

Молл из содержанки стала обычной проституткой. Ее горничная теперь старая, больная сифилисом тетка. Её кровать —единственный главный предмет мебели, а поза кошки иллюстрирует настоящее положение Молл. Шляпа ведьмы и пруты березы (розги) на стене предполагают или черную магию, или, вероятно, то, что её профессия подразумевает, помимо прочего, ролевые игры (сексуальные) и садомазохизм. Портреты её героев находятся на стене: преступник Мачете (Macheath) из «Оперы нищих» и государственный деятель Уильям Сачеверелл; над их портретами стоят 2 склянки с лекарствами от сифилиса. Коробка из-под парика, что над кроватью, принадлежит бандиту Джеймсу Далтону (повешен 11 мая 1730), намекает на сексуальную связь Молл с преступником. Судья сэр Джон Гонсон с тремя вооружёнными помощниками шерифа входит, чтобы арестовать Молл за её действия. Молл хвастается новыми часами (возможно, подарок от Далтона, возможно, украденными у клиента) и выставляет свою левую грудь. Взгляд Гонсона, однако, уставлен на шляпу ведьмы или парик, висящий на стене.


Арест Лист3 из серии «Карьера проститутки» 1732 Гравюра резцом, офорт

Молл в тюрьме Брайдвелл. Заключенные отбивают пеньку для петель палача. На входной двери в барак изображена виселица, наглядный пример использования веревки. Надсмотрщик с хлыстом пытается заставить Молл работать, но героиня не собирается это делать, так как отдала двум проституткам свои чулки, туфли и брошь, чтобы они выполнили за нее грязную работу. Жена надсмотрщика присматривается к платью и кружевам на чепце Молл, надеясь, что она заключит с ней более выгодную сделку. Заключенные идут слева направо в порядке уменьшения благосостояния: человек, который привёл с собой собаку — шулер, дополнительная карта которого выпала; женщина; ребёнок, возможно, страдающий синдромом Дауна, и беременная африканская женщина, которая, возможно, забеременела, когда уже была подвержена судебному преследованию, поскольку беременные женщины не могли быть казнены или сосланы. Слева на позорном столбе написано: «Лучше работать, чем так стоять» Человек, страдающий на столбе, очевидно, отказался работать.


Молл в тюрьме Брайдвелл Лист4 из серии «Карьера проститутки» 1732 Гравюра резцом, офорт

Молл теперь умирает от сифилиса. Доктор Ричард Рок слева и доктор Джин Мизобин справа спорят о своих медицинских методах. Женщина, возможно сводница Молл и возможно домовладелица, осматривает имущество Молл, чтобы выбрать себе пригодное, в то время как горничная Молл пытается остановить грабеж. Сын Молл сидит у огня, возможно заражённый болезнью матери. Он выбирает вшей из своих волос. Баночки с болеутоляющими лежат разбитые на полу. Одежда притягивает Молл к полу, как если бы привидения тащили её в загробную жизнь.


Молл умирает от сифилиса Лист5 из серии «Карьера проститутки» 1732 Гравюра резцом, офорт

В заключительной сцене Молл мертва. Запись на крышке гроба свидетельствует, что она умерла в возрасте 23 лет 2 сентября 1731. Пастор проливает свой бренди, поскольку он держит руку под юбкой девки рядом с ним — она выглядит довольной. Сын Молл беспечно играет в волчок. На мальчике черный плащ и колпак ведьмы. Наряд, который принадлежал Молл, одели на ребенка из-за отсутствия одежды, подходящей к случаю. Пьяная сводница Молл (справа) искренне убивается, глядя на то, как гроб её "воспитанницы" используют в качестве барной стойки. Носящая траур проститутка крадёт носовой платок её утешителя. Другая проститутка показывает свой больной палец товарке-шлюхе, в то время как ещё одна женщина прихорашивается у зеркала, даже при том, что на её лбу видна сифилитическая язва. Сын Молл беспечен: он сидит, играя под телом своей матери, неспособный понять происшедшего, фигурально обреченный на смерть. Дом, в котором стоит гроб с телом Молл, имеет иронический герб на стене, изображающий шеврон с тремя затычками, символизируя «пролитие» пастора, пролившийся бренди и последний выдох Молл.


Похороны. Лист6 из серии «Карьера проститутки» 1732 Гравюра резцом, офорт

«Усердие и леность» - одна из самых значительных графических серий Хогарта, созданная в зрелые годы. В 12 гравюрах показана история двух юношей, оказавшихся в Лондоне и пытающих устроить свою судьбу. Оба начинают в качестве подмастерий, но один становится лордом и мэром города, а другой, связавшись с криминалом, оканчивает свою жизнь на виселице. Сюжеты гравюр объясняют три цитаты из библии: »Кто хранит язык свой и уста свои, тот хранит от бед свою душу», «Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает», «Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем».


Ученики за станками. Лист1 из серии «Усердие и леность» 1747 Гравюра резцом, офорт


Прилежный ученик в церкви. Лист2 из серии «Усердие и леность» 1747 Гравюра резцом, офорт

В качестве комментария к третьему листу Хогарт выбрал строку из притчей Соломоновых: «Готовы для кощунствующих суды, и побои на тело глупых».


Ленивый ученик играет в кости на кладбище. Лист3 из серии «Усердие и леность» 1747 Гравюра резцом, офорт

В 4м листе художник изобразил реального человека. Мистерв Уэста - известного лондонского предпринимателя, который организовал пошив одежды и дал работу многим сиротам. Цитата на гравюре гласит: »Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость Господина своего».


Прилежный ученик и его мастер. Лист4 из серии «Усердие и леность» 1747 Гравюра резцом, офорт

Ленивый ученик делит с друзьями награбленное, а в это время его подружка выдает его служителю закона. Цитата: »…потому что из-за жены блудной обнищивают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу».


Ленивый ученик предан проституткой. Лист9 из серии «Усердие и леность» 1747 Гравюра резцом, офорт

В 10м листе изображен суд, на котором усердный ученик, ставший олдэрмэном, выносит приговор своему знакомому. Цитата: »Не делайте неправды на суде; не будь лицеприятным к нищему и не угождай лицу великого; по правде суди ближнего твоего».


Ленивый ученик перед бывшим товарищем, ныне лондонский олдэрмэном. Лист10 из серии «Усердие и леность» 1747 Гравюра резцом, офорт

Ленивый ученик перед казнью. Цитата: »Когда придет на вас ужас, как буря и беда, как вихрь, принесется на вас, когда настигнет вас скорбь и теснота, тогда будут звать Меня, и Я не услышу, с утра будут искать Меня и не найдут Меня.


Казнь ленивого ученика в Тайбернене. Лист11 из серии «Усердие и леность» 1747 Гравюра резцом, офорт

Действие заключительного листа серии происходит на улице Чипсайд, близ собора Святого Павла. Жители Лондона, среди которых принц и принцесса Уэльские, приветствуют лорд-мэра города. Цитата: »Долгоденствие в правой руке ее, а в левой у нее богатство и слава».


Избрание усердного ученика лорд-мэром Лондона. Лист12 из серии «Усердие и леность» 1747 Гравюра резцом, офорт

Серия «4 времени суток» положила начало ряду произведений, в которых отразилась жизнь Лондона, города, ставшего для Хогарта источником вдохновения. На 1м листе - утренний жилой лондонский район Ковент-Гарден: горожане пируют в кафейне Тома Кинга; прихожанка спешит на мессу в церковь Святого Павла, портик которой украшен часами и табличкой с латинской надписью:»Sic transit Gloria mundi».


Утро в Лондоне. Лист 1 из серии «Четыре времени суток» 1730 Гравюра резцом, офорт

На втором листе изображены французские протестанты, выходящие из церкви Святого Эгидия и коренные жители квартала Сохо. Здесь Хогарт противопоставляет французов и англичан, показывая, насколько нелепо и вычурно одеты молодые состоятельные прихожане церкви Святого Эгидия и насколько небрежно и вульгарно - англичане.


День в Лондоне. Лист 2 из серии «Четыре времени суток» 1730 Гравюра резцом, офорт

На 3 м листе изображен несчастный красильщик-рогоносец, который направляется со своей беременной женой и детьми в лондонский театр Садлер-Уэллс. Над головой главного героя - вывеска паба с портретом Хью Миддлтона, знаменитого лондонского филантропа, построившего в Лондоне первый водопровод. Появление в городе достаточного количества чистой воды позволило его жителям привести свой внешний вид в порядок и задуматься об отдыхе. Хогарт представил один из возможных вариантов семейного времяпрепровождения в Лондоне.


Вечер в Лондоне. Лист 3 из серии «Четыре времени суток» 1730 Гравюра резцом, офорт

Сюжет 4й гравюры разворачивается в районе Чаринг-Кросс-Роуд, неподалеку от конной статуи Карла I. Жители Лондона, отпраздновав день Реставрации монархии, пытаются добраться до дома невредимыми.


Ночь в Лондоне. Лист 4 из серии «Четыре времени суток» 1730 Гравюра резцом, офорт

Наибольшей известностью из числа созданных художником серий пользуется «Карьера мота». Первый из восьми эстампов сатирической серии «Карьера мота» представляет главного героя Тома Рэйквелла в день смерти отца-скряги. Не успев вступить в наследство, юноша распоряжается вызвать портного, разжечь огонь в камине, который прежде не топили в целях экономии, и открыть все сундуки и тайники старого якобита. Нотариус упорядочивает сертификаты, облигации и прочие ценные бумаги. Том же пытается откупиться от беременной служанки Сары Янг, которая надеялась связать с ним свою судьбу.


Юный наследник лист 1 из серии «Карьера мота» 1735 Гравюра резцом, офорт

Неожиданно разбогатев, юноша приобщается к модному образу жизни. В артистах, окружающих героя, Хогарт изображает реальные исторические личности со скандальной репутацией. За клавесином, спиной к зрителю изображен Джозеф Махуна или композитор и педагог по вокалу Никола Порпору. Главный герой общается с боксером и фехтовальщиком Джейсом Фиггом, ландшафным архитектором Чарльзом Бритжмном, учителем танцев Джоном Эссексом, французом Дюбуа, певцами Франческо Бернарди и Карло Фаринелли, а также с мастером охоты на лисиц и жокеем. Взор Тома обращен в сторону охранника. Как следует из рекомендательного письма в руках юноши, этот «человек чести» сможет защитить его в любой ситуации. Именно это и нужно Рэйквеллу, решившему нанести визиты в ночные заведения Лондона.


В богемном окружении лист 2 из серии «Карьера мота» 1735 Гравюра резцом, офорт

Молодой богатый наследник пирует в скандально известной таверне «Роза» на Друри -Лейн. Время - 3 часа ночи. Две проститутки прильнули к нему, чтобы обворовать. У ног Тома изображены жезл и фонарь ночного сторожа, с которым молодой человек повздорил по пути в таверну. Одна из девиц снимает обувь, готовясь под звуки арфы и трубы станцевать обнаженной на столе с оловянным блюдом в руках, которое ей приносит хозяин.


Оргия в таверне «Роза» лист 3 из серии «Карьера мота» 1735 Гравюра резцом, офорт
Сцена перед Сент-Джеймским дворцом в Лондоне. Нарядно одетый Том едет в портшезе во дворец, где должен состояться прием по случаю дня рождения королевы Каролины. На то, что это 1 марта, или день святого Давида, указывают головные уборы солдат Королевского полка, украшенные луком-пореем. Солдаты пытаются арестовать молодого гуляку вместе с примкнувшим к ним одним из кредиторов Тома. Но Сара Янг, бывшая служанка Тома, спасает возлюбленного от долговой тюрьмы, выплатив долг.


Арест за долги. Лист 4 из серии «Карьера мота» 1735 Гравюра резцом, офорт

Сцена брака повесы с богатой одноглазой старухой проходит в старой церкви Девы Марии в квартале Мэрилебон в Лондоне близ Гайд-парка. В глубине церковного нефа Хогарт изобразил бывшую служанку Сару с ребенком на руках, которая пытается воспрепятствовать странному союзу, но слуги не пускают женщину к алтарю. Свидетелями жениха и невесты Хогарт делает двух комнатных собачек, которые, по мнению автора, являются пародией на влюбленную пару.


Женитьба на богатой старухе. Лист 5 из серии «Карьера мота» 1735 Гравюра резцом, офорт

Сцена в одном из игорных домов лондонского Ковент-Гардена. Том проиграл состояние и разгневанно грозит кулаком небесам. Как и другие игроки, он не замечает, что помещение охвачено огнем и плотные клубы дыма заволокли потолок. Карточная игра не прерывается даже после появления в комнате городского сторожа, предупреждающего о пожаре.


В игорном доме. Лист 6 из серии «Карьера мота» 1735 Гравюра резцом, офорт

Том и его бывшая служанка, а теперь супруга, Сара в отчаянии. Они не реагируют на крики своей голодной дочери, тюремщика и мальчика, разносящего пиво, которые требуют от них деньги за оказанные услуги. Семья почти доведена до безумия людьми, круглосуточного наблюдающими за заключенными в подзорную трубу, прикрепленную к решетке тюремного окна. Соседи по камере - алхимик и служащий банка, написавший брошюру о том, как уменьшить национальный долг, доставляют не меньше беспокойства «благородной» чете. На безысходность ситуации, в которой оказался персонаж Хогарта, указывает летательный аппарат в виде механических крыльев, лежащий на пологе кровати.


Во Флитской тюрьме. Лист 5 из серии «Карьера мота» 1735 Гравюра резцом, офорт

Мот в Бедламе - картина является одной из самых сильных работ Хогарта. Сцена в Королевской психиатрической больнице Святой Марии Вифлеемской в Лондоне. Обезумевший от отчаяния Том лежит на полу почти голый, скованный цепями. Над ним склонились Сара, священник и смотритель. На заднем плане зритель видит религиозного фанатика, человека, потерявшего разум на почве мании величия. Еще один сумасшедший чертит какую-то карту на стене, а слепой смотрит в трубочку-телескоп. Символичны и три фигуры у лестницы - осклабившийся скрипач, певец в идиотской шапке и человек, робко смотрящий куда-то в сторону. Все действие разворачивается в сопровождении едких комментариев карлицы и насмешливых взглядов светских красавиц, знавших мота в его прежней жизни.


Бедлам лист 8 из серии «Карьера мота» 1735 Гравюра резцом, офорт

Хогарт запечатлел ежегодную ярмарку из лондонского пригорода, которая проводилась ежегодно с 7 по 9 сентября. Слева - падающий балаган труппы Сиббера и Буллока, актеры которой пострадали, разыгрывая спектакль «Низвержение султана Баязида». В центре площади, перед колокольней церкви Святого Георгия, балаган труппы «Ли и Харпера». Справа выступает фокусник Исаак Фокс и находится выставка восковых фигур. На первом плане - волшебный фонарь для просмотра забавных цветных картинок, а так же прославленный боксер и фехтовальщик Джеймс Фигг.


Саутуарская ярмарка 1733 Гравюра резцом, офорт

Гравюра «О, ростбиф старой Англии, или ворота Кале» выполнена по картине, которую Хогарт написал в 1742 г после поездки во Францию. Во время путешествия художника арестовали французские власти за то, что он рисовал так называемые Английские ворота порта Кале. Хогарт, потрясенный «оскорбительным высокомерием» французов, создал живописное полотно, в котором высмеял возобновившиеся после длительного военного конфликта взаимоотношения Великобритании и Франции. В центре улыбающийся, довольный жизнью францисканский монах, который проверяет качество английской говядины. Чтобы усилить комичность данной сцены, Хогарт на первом плане изобразил трех торговок рыбой, разглядывающих огромного ската. Изображение ската, повернутого брюхом к зрителю, автор уподобил образу монаха. Слева на втором плане Хогарт изобразил самого себя.


О, ростбиф старой Англии, или ворота Кале. 1749 Гравюра резцом, офорт

Хогарт родился в Лондоне в семье учителя; профессиональному мастерству учился у гравера; самостоятельно работать начал в области гравюры и иллюстрации. В это время складывается его метод, основанный на наблюдениях жизни. Его первые живописные произведения в известной мере связаны с графическими. Это серии картин, объединенных сюжетной линией, в живописной форме повествующих о судьбах персонажей различных социальных слоев, иногда навеянных литературой. Таковы «Карьера мота» (1732–1735, Лондон, Музей Соуна), «Модный брак» (1743–1745, Лондон, Национальная галерея) , раскрывающие типичные неблаговидные и подчас трагические явления действительности того времени. Каждая серия завершается ярко выраженной морализирующей концовкой. Распространенные в гравюрах художника, эти серии имели большой общественный резонанс.

Цикл полотен «Карьера мота» (восемь картин) рассказывает о внезапно разбогатевшем юноше, который получил наследство и растратил его в кутежах, а затем попал в дом умалишенных. «Модный брак», наиболее значительная по глубине замысла серия Хогарта, состоит из шести полотен; это правдивая и поучительная история брака по расчету, своего рода живописный «роман нравов». Отдельные персонажи олицетворяют здесь, по существу, целые социальные группы и их взаимоотношения. Открывает серию картина заключения брака, фактически уподобленного торговой сделке разорившегося графского сынка и дочери богатого торговца. Со скучающим видом отвернулись друг от друга молодые, в то время как их родственники оформляют брачный контракт. Картина «Вскоре после свадьбы» продолжает повествование; в ней каждая деталь свидетельствует о бессмысленности существования супружеской четы, о безразличии молодых супругов друг к другу, о кутежах и развале дома, из которого управляющий выносит пачку неоплаченных счетов.

Серию завершает трагическая развязка – гибель ее героев. С удивительным мастерством передает Хогарт последовательность хода событий, раскрывает характеры действующих лиц, их взаимоотношения, нравы, привычки. По его картинам можно писать целые рассказы. Каждая из картин – законченное самостоятельное произведение, все вместе они объединены одной идеей и дополняют друг друга. Художник заостряет внимание на узловых моментах повествования, усиливая достоверность изображаемого воссозданием конкретного места действия. Он прибегает к неожиданно резким сопоставлениям и тяготеет к анализу. Остро и насмешливо наблюденные детали позволяют угадывать события, предшествующие и последующие.

Утро в доме новобрачных, 1744
Национальная галерея, Лондон

Такова, например, картина Уильяма Хогарта «Утро в доме новобрачных» (из серии «Модный брак»). Время около полудня, на полу валяется перевернутый стул, карты разбросаны по ковру, а сборщик долгов в раздражении закатывает глаза. Бессонные ночи, отданные пьянству и игре в карты, чрезмерные траты денег на роскошный дом и причуды ленивой супруги служат предметом сатиры в этой картине. Хогарт подвергает критике не только нравы, но и вкусы, он высмеивает нелепые безделушки на камине, витиевато украшенные часы и мраморный бюст, более похожий на поросенка, чем на римского патриция. Поступив в обучение к Фавору, будущий художник усвоил уроки его ремесла и сбежал с его дочерью. Устав от условных штампов в искусстве, Хогарт создает средствами живописи едкие, порой беспощадные комментарии к социальным проблемам дня, выполняя серии картин, каждая из которых заключает в себе историю. Картины маслом переводились в гравюру, и их широкое распространение принесло художнику известность. Гармония мягких розоватых, серебристых, оливковых тонов способствует передаче внешнего благосостояния внутренне опустошенного мира, обреченность которого находит выражение в суматошном ритме линий, пронизывающем композиции. Хотя картины Хогарта по времени и отчасти по манере живописи близки работам художников рококо во Франции, стиль и остроумие Хогарта являются чисто английскими.

Внимание Хогарта привлекали и другие стороны жизни: с необычайным пафосом он изобличает «дно» Лондона, ужасы пьянства, приводящего бедноту в состояние полного отупления, к утрате всего человеческого (гравюры «Улица Пива», «Переулок Джина», 1751). В ряде работ он высмеивает ограниченность духовенства, показную сторону религии (гравюра «Спящий приход», 1736). Серия картин «Выборы в парламент» (около 1754 года, Лондон, Музей Соун) смело обнажает одну из самых темных сторон в общественной жизни Англии: борьбу партий в «гнилых» местечках и сбор голосов, приобретенных у больных и идиотов; по существу, художник обличает всю продажность буржуазной выборной системы. Высмеивая пороки современного ему английского общества, Хогарт чаще всего не искажает действительности, что отличает его работы от карикатуры, но иногда прибегает к приемам гротескного преувеличения.

Бытовая живопись Хогарта с ее злободневной тематикой, безжалостной обличительной силой намного опережает свое время, прокладывая пути критическому реализму в искусстве 19 века, а также развитию бытовой и политической карикатуры, и в этом отношении Хогарт был новатором.

Гуманизм и демократизм Хогарта остро проявляются в реалистических портретах, которые он писал на протяжении всей жизни. Непримиримый противник шаблона светских портретов, он обращается обычно к портретированию родственников, близких ему людей. Исполненные с проникновенностью и теплотой «Автопортрет» (1745), «Портрет миссис Солтер» (1744), портреты слуг (все – в Лондоне, в галерее Тейт) утверждают образы положительных героев, поднимают значение личности вне зависимости от ее социальных рангов. Самый живой и значительный среди них образ – «Продавщица креветок» (1760-е годы, Лондон, Национальная галерея), как бы выхваченный из потока уличной толпы. В этом свободно и смело написанном этюде проявилось глубокое уважение художника к людям труда, и вместе с тем этюд, фиксирующий неповторимо своеобразные черты, дает глубокий обобщающий образ. Обаяние молоденькой, бойкой продавщицы, ее искрящаяся улыбка, стремительность движения подчеркнуты свободной динамикой трепетного мазка. Здесь же с наибольшей яркостью сказались новаторские искания Хогарта-колориста: эффекты разложения цвета, широкая фактура живописи. Все это сближает картину «Девушка с креветками» с замечательными произведениями мировой живописи в этом жанре.

Хогарт – один из первых английских теоретиков искусства. В трактате «Анализ красоты» (1753) он выступал поборником реализма, ищущим красоту в многообразных формах действительности, в самой жизни, отстаивая ведущее место бытового жанра в живописи. Его теоретическая и художественная деятельность тесно переплеталась с общественной, с организацией художественных выставок, с преобразованием преподавания в художественной школе на демократических началах. Хогарт стремился использовать искусство как большую общественную силу. Его сатирические циклы получили широкий отклик в европейском искусстве 19 века. Но в Англии у него не было достойных преемников; не получил дальнейшего развития в английской живописи 18 столетия и бытовой жанр.

Высшие достижения английского искусства второй половины 18 века относятся к жанру портрета, имевшему прочные установившиеся традиции, идущие от Гольбейна и национальной портретной миниатюры. В борьбе с отживающими, устаревшими схемами рождались принципы реалистического портрета. И именно в портретной живописи со всей очевидностью проявилась двойственность мировоззрения ее создателей, косвенным образом отразивших компромисс между идеалами практичной развивающейся буржуазии и стареющей консервативной аристократии. Английские портреты в своем большинстве отмечены стремлением художников к созданию полнокровных живых характеров и в то же время использованием старых традиционных схем парадного портрета.

В современном искусстве есть много художников, которые прибегают в своих работах к юмору. Но сколько шутливых картин удастся вспомнить из периода рассвета классической живописи? Одним из ярчайших сатириков-живописцев является английский художник и мастер гравюр Уильям Хогарт (William Hogarth) .

Он на личном примере подтверждает высказывание: юмор приходит из бедности. Уильяму «повезло» родиться в нищей семье в Лондоне в 1697 году. Его отец с грехом пополам пытался заработать на кусок хлеба: то выпускал серии учебников, не пользующиеся популярностью, то открывал литературные кафе, которые никто не посещал. Смелые идеи не спасли его от долговой тюрьмы.

Шестеро детей Хогартов умерли, не дожив и до десяти лет. Уильям оказался крепким ребенком. Всю жизнь он сохранял сильный и упрямый характер. В школе Хогарт открыл в себе способности к изобразительному искусству. Благодаря им ему удалось стать подмастерьем у гравёра по серебру Эллиса Гэмбла. Рисовать цветы и гербы в классической манере Хогарту казалось дурацким занятием. Но занятия в мастерской определили направление его творчества.

Хогарт начал создавать собственные гравюры. Многие из них носили комический характер и высмеивали пороки английского общества. Его гравюры становились настоящими театрализованными постановками. В двух работах - «Пивная улица» и «Переулок джина» - художник обличает англичан в пьянстве. Здесь виден характерный почерк автора: неправильные, изогнутые линии, даже в мелких деталях, гротескные лица, комичные и порой пугающие ситуации.

Злободневной стала и серия миниатюр «Выборы в парламент», выполненная уже как картины. Происходящее на четырех полотнах можно назвать одним словом – балаган. Множество народа, наличие деталей, вроде музыкальных инструментов, которые передают гомон людского сборища. Конечно, чтобы отыскать все смыслы, заложенные в эти картины, нужно было родиться в то время, или хотя бы очень хорошо его понимать. Но посмеяться над увиденным может и современный зритель.

Чаще всего Уильям Хогарт выстраивает сатиру на противопоставлении названия картины с происходящим на ней. Это, например, очень удачно сработало в серии картин «Модный брак», и они стали весьма популярными у современников художника. В шести картинах Хогарт рисует семейную жизнь пары из высшего общества. Все начинается с заключения брачного контракта, где герои выглядят вполне адекватно, хотя жених и невеста сидят спиной друг к другу. Дальше в трех картинах нам намекают на неверность обоих супругов, а лица героев становятся комичными. На последних двух полотнах в результате постоянных измен погибает сначала муж, а затем и жена. На последней картине с матерью прощается маленькая дочь, оставшаяся совсем одна. На ее лице и ноге можно разглядеть черные пятна, что является признаком сифилиса.

Интересно также и то, что некоторые исследователи относят Хогарта к основоположникам такого привычного сейчас жанра как комикс. В работе под названием (A Harlot"s Progress), Хогарт воспроизвёл последовательное визуальное повествование, напоминающее действия, как на сцене, придав ему драматический оттенок.

Уильям Хогарт был сподвижником английского Просвещения, но его нравоучения публика воспринимала неоднозначно. За гравюры художнику платили больше, чем за картины, что свидетельствует о предпочтениях его зрителей. Но художник не терял внутреннего запала энергии. Он пишет трактат «Анализ красоты», где утверждает новый взгляд на прекрасное, как на то, «что радует и забавляет глаз» .

А забавлять своего зрителя Уильям Хогарт умел, как никто другой.