Николай, митрополит (Ярушевич Борис Дорофеевич). Николай (Ярушевич), митрополит Крутицкий и Коломенский

Дата рождения: 13 января 1892 г. Страна: Россия Биография:

Митрополит Николай (в миру Борис Дорофеевич Ярушевич) родился 31 декабря 1891 года (по новому стилю 13 января 1892 года) в городе Ковне, в семье настоятеля Александро-Невского собора протоиерея Дорофея Ярушевича.

Окончил петербургскую гимназию с золотой медалью. Прошел первый курс физико-математического факультета в Санкт-Петербургском университете и поступил в , которую окончил в 1914 году со степенью кандидата богословия.

23 октября того же года пострижен в монашество; 24 октября рукоположен во иеродиакона, 25 октября — во иеромонаха. Вскоре после своего рукоположения в священный сан он выехал на фронт — сначала сопровождающим санитарный поезд, затем священником лейб-гвардии Финляндского полка.

С 1915 года преподавал Литургику, Гомилетику, Практическое руководство для пастырей, Церковную археологию и немецкий язык в Санкт-Петербургской духовной семинарии.

В 1917 году удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Церковный суд в России до издания Соборного уложения Алексея Михайловича 1649 года» (этот труд был его кандидатским сочинением).

В 1918 году — настоятель Петергофского собора.

Весной 1919 года был возведен в сан архимандрита. В том же году стал наместником .

В 1935 году возведен в сан архиепископа и поставлен архиепископом Петергофским с предоставлением прав епархиального архиерея.

С 1936 по 1940 год, оставаясь архиепископом Петергофским, по поручению управлял и епархиями.

В 1940 году — архиепископ Волынский и Луцкий, экзарх Украины и Белоруссии.

С февраля 1942 года по сентябрь 1943 года — заместитель Патриаршего местоблюстителя по управлению Московской епархией и управляющий делами Московской Патриархии на время эвакуации митрополита Сергия в Ульяновск. После его возвращения в Москву продолжал оставаться управляющим Московской епархией, одновременно занимаясь и церковными делами Украины. За патриотическую деятельность в столице награжден медалью «За оборону Москвы».

2 ноября 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР назначен членом Чрезвычайной Государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и его сообщников.

С 1943 года — член редакционной комиссии «Журнала Московской Патриархии». В 1946-1960 годах возглавлял Издательский отдел при Священном Синоде, являлся главным редактором «Журнала Московской Патриархии».

В апреле 1946 года был назначен председателем вновь созданного при Священном Синоде .

25 марта 1947 года в ознаменование 25-летнего служения в епископском сане митрополиту Николаю присвоен титул Крутицкого и Коломенского.

11 апреля 1949 года удостоен ученой степени доктора богословия за совокупность богословских трудов.

4 февраля 1950 года Богословским Евангелическим факультетом имени Яна Гуса в Праге ему присвоена степень доктора богословия honoris causa.

В 1952 году избран доктором богословских наук Софийской духовной академии.

12 мая 1952 года награжден панагией с украшениями за труды по организации и проведению конференции всех Церквей и религиозных объединений в СССР.

31 октября 1953 года стал почетным доктором богословских наук Венгерской Реформатской Церкви.

В 1954 году избран доктором богословия .

Святейшим Патриархом Алексием I на него были возлагаемы многие ответственные церковные поручения. Кроме того, как представитель Русской Православной Церкви, он состоял членом Советского комитета защиты мира, членом Палестинского общества при Академии наук СССР и членом Славянского комитета СССР. Автор многих богословских трудов и выдающийся проповедник.

19 сентября 1960 года освобожден от должности митрополита Крутицкого и Коломенского, согласно прошению.

Научные труды, публикации:

диссертация «Церковный суд в России до издания Соборного уложения Алексея Михайловича 1649 года» (1917 г.)

Награды:
  • медаль «За оборону Москвы»
  • орден Трудового Красного знамени (6 августа 1955 г.)

Митрополит Николай (Ярушевич), в миру - Борис Дорофеевич Ярушевич - родился 31 декабря 1891 (13 января 1892) в г. Ковно (Каунас) Ковенской губернии России - ныне Литва).

Отец - Дорофей Филофеевич Ярушевич (2 декабря 1860 - 22 сентября 1930 гг.), потомственный священник белорусского происхождения, протоиерей, настоятель ковенского Александро-Невского собора, энергичный и просвещённый человек, владелец большой библиотеки. Впоследствии законоучитель Введенской гимназии в Санкт-Петербурге, затем Ксенинского института; в 1920-е служил священником в Киевском подворье на Васильевском острове

Мать - Екатерина Николаевна Прилуцкая (родилась в 1862 г.), была дочерью причетника Тверской епархии Николая Ивановича Прилуцкого

  • В 1909 году окончил петербургскую гимназию (с золотой медалью). Учился на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета.
  • После первого курса перешёл в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, которую окончил в 1914 году со степенью кандидата богословия. Слушал лекции на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета.
  • Магистр богословия (1917 год; тема диссертации: «Церковный суд в России до издания Соборного Уложения Алексей Михайловича 1649 г.», удостоена Макарьевской премии). Подготовил докторскую диссертацию на тему «О бессмертии души», рукопись которой погибла во время блокады Ленинграда. Доктор богословия (1949 год; за книгу «Слова и речи». Т. 1). Почётный член Ленинградской духовной академии (1952).
  • Доктор богословия honoris causa:
  • богословского евангелического факультета имени Яна Гуса в Праге (1950 год).
  • Софийской духовной академии (1952 год).
  • Богословской академии Венгерской реформатской церкви (1953 год).
  • Православного богословского института в Бухаресте (1954 год).
  • протестантского Богословского института в Клуже (1955 год).
  • 10 (23) октября 1914 года был пострижен в монашество ректором академии епископом Анастасием (Александровым), высокообразованным иерархом, оказавшим большое влияние на духовное развитие будущего митрополита.
  • 11 (24) октября 1914 - иеродиакон;
  • 12 (25) октября - иеромонах.
  • Вскоре после своего рукоположения в священный сан он выехал на фронт Первой мировой войны, сначала для служения духовником-проповедником в санитарном поезде, а с ноября 1914 - священником лейб-гвардии Финляндского полка. В 1915 году в связи с тяжёлой болезнью (ревматизм с осложнением на сердце) покинул фронт.
  • С 1915 . - преподаватель литургики, гомилетики, практического руководства для пастырей, церковной археологии, немецкого языка в Петроградской духовной семинарии.
  • С декабря 1916 года, одновременно, священник церкви святителя Николая при Николаевской детской больнице.
  • После закрытия семинарии, с декабря 1918 года - и. о. настоятеля Петропавловского собора г. Петергофа.
  • 14 (27) декабря 1919 года стал и. д. наместника Александро-Невской лавры; на следующий день митрополитом Петроградским Вениамином (Казанским) возведён в сан архимандрита
  • Под его руководством в лавре издавались «Листки», проводились внебогослужебные беседы, религиозно-философские, богословские и церковно-общественные чтения. Действовало Богословско-пастырское училище, в котором архимандрит Николай читал лекции по литургике, гомилетике (церковному проповедничеству).
  • 23 января 1920 года был избран ректором новоучреждённого Петроградского богословского института, но через неделю отказался от должности.
  • 25 марта (7 апреля) 1922 в Троицком соборе Александро-Невской Лавры был хиротонисан во епископа Петергофского, викария Петроградской епархии. Хиротонию совершили митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), епископ Ямбургский Алексий (Симанский), епископ Лужский Артемий (Ильинский) и епископ Кронштадтский Венедикт (Плотников).
  • Вместе с другим викарием - епископом Алексием (Симанским) - стоял во главе «Петроградской автокефалии», которая занимала позицию неприсоединения: не подчинялась ни обновленческому Высшему церковному управлению митрополита Антонина (Грановского), признанному советской властью, ни находившемуся тогда под домашним арестом патриарху Тихону. После ареста епископа Алексия (Симанского), с октября 1922 года по февраль 1923 года, возглавлял «Петроградскую автокефалию».
  • В феврале 1923 года был выслан в посёлок Усть-Кулом Зырянского края. В это время был тяжело болен из-за обострения ревматизма. В ссылке написал акафист Богоматери, который совершал позднее перед Её иконой, именуемой «Млекопитательница». После окончания ссылки, в начале 1926 года вернулся в Ленинград, поселился в Петергофе, служил в местном Петропавловском соборе.
  • 2 мая 1923 года, находясь под следствием в Бутырской тюрьме, подписал письмо на имя Введенского, в котором "безоговорочно" признавал обновленцев, постановления только что открывшегося обновленческого собора, в том числе постановление о «лишении сана» патриарха Тихона: «я вместе со всеми честными сынами Церкви требую тягчайшего суда и лишения сана б[ывшего] патриарха Тихона за все его преступления». А. Н. Сухоруков, обнаруживший это письмо в Центральном государственном архиве общественных организаций Украины и опубликовавший его в «Вестнике ПСТГУ» отметил, что письмо не дошло до адресата и, возможно, использовалось для давления на авторитетного среди верующих митрополита Киевского Михаила (Ермакова), одновременно с Ярушевичем заключённого в Бутырке, с целью склонения его к признанию обновленцев.
  • В сентябре 1927 года - феврале 1928 года временно управлял Ленинградской епархией, получив назначение от митрополита Сергия (Страгородского) и Временного Патриаршего Священного Синода при нём, после устранения с кафедры митрополита Иосифа (Петровых). Активно поддерживал линию заместителя Патриаршего местоблюстителя (митрополита Сергия (Страгородского)), добившегося «легализации» со стороны существовавшего в СССР режима за счёт значительных уступок со стороны Патриархии. В данный период противостоял не только обновленцам, но также и сильному с конца 1927 года иосифлянскому движению сторонников смещённого с Ленинградской кафедры митрополита Иосифа (Петровых).
  • В 1935 году возведён в сан архиепископа и поставлен архиепископом Петергофским с предоставлением прав епархиального архиерея.
  • К концу 1937 года в Петергофе были закрыты все храмы, кроме кладбищенского.
  • В 1936-1940 годах, оставаясь по титулу Петергофским, по поручению митрополита Алексия (Симанского), управлял Новгородской и Псковской епархиями. В то время ему было запрещено жить в Ленинграде, он был вынужден переехать в посёлок Татьянино под Гатчиной. Служил обычно иерейским чином в ленинградском Никольском Морском соборе.
  • Осенью 1940 года был, вследствие введения в заблуждение Патриаршего местоблюстителя митрополитом Алексием (Симанским), и вопреки своему отказу от назначения, определён архиепископом (с 9 марта 1941 года - митрополит) Волынским и Луцким, Экзархом западных областей Украины и Белоруссии. Назначение вопреки своему желанию (у него в тот момент умирала мать) в значительной мере определило лично неприязненные отношения с будущим Патриархом Алексием I. Управлял присоединёнными к Русской православной церкви западноукраинскими и западнобелорусскими епархиями, которые ранее находились в юрисдикции Польской православной церкви. Совершал поездки по Экзархату, в частности, служил во львовском Георгиевском храме.
  • 9 марта 1941 года возведён в сан митрополита.
  • С 15 июля 1941 года - митрополит Киевский и Галицкий, экзарх Украины. С наступлением немецких войск эвакуировался в Москву, не успев взять с собой ничего, кроме архиерейского посоха. 12 октября 1941 года в своем завещании, написанном перед эвакуацией из Москвы, митрополит Сергий (Страгородский), назвал его третьим кандидатом в Местоблюстители после своей кончины, после митрополита Алексия (Симанского) и архиепископа Сергия (Гришина). Сопровождал митрополита Сергия в эвакуацию, но уже через 4 месяца вернулся в Москву.
  • В феврале 1942 года - августе 1943 года управлял Московской епархией во время пребывания Патриаршего местоблюстителя в Симбирске. В 1942 году под его редакцией издана книга «Правда о религии в России», в которой отрицались факты гонений на церковь со стороны большевистской власти.
  • 2 ноября 1942 году указом Президиума Верховного Совета СССР назначен членом Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников. В этом качестве скрепил своей подписью официальную советскую версию расстрела польских офицеров в Катыни, обвиняющую в этом преступлении солдат Вермахта.
  • Участвовал в известной встрече трёх митрополитов (кроме него: Сергия (Страгородского) и Алексия (Симанского)) с Иосифом Сталиным 4 сентября 1943 года, после которой правительство разрешило избрание Патриарха, восстановление церковных учебных заведений, освободило из лагерей ряд оставшихся в живых пастырей.
  • 8 сентября 1943 года был участником Архиерейского Собора, на котором избран постоянным членом возрождённого Священного Синода.
  • С сентября 1943 года - член редакционной коллегии «Журнала Московской Патриархии»; затем возглавлял Издательский отдел Московской Патриархии (до 19 сентября 1960).
  • С 28 января 1944 года - митрополит Крутицкий, управляющий Московской епархии. Его кафедральным храмом и местом постоянного служения стал храм Преображения Господня в Преображенском.
  • Публично высоко оценивал личность Иосифа Сталина (в духе официальной пропаганды того времени), в 1944 году выступил в церковной печати с апологией этого государственного деятеля.
  • В марте 1944 года выехал на фронт для передачи Красной Армии танковой колонны имени Дмитрия Донского, сооружённой на пожертвования верующих РПЦ.
  • С 25 марта 1947 года - митрополит Крутицкий и Коломенский.
  • Был первым Председателем Отдела внешних церковных сношений: с апреля 1946 до июня 1960 года.
  • В августе - начале сентября 1945 года совершил поездку во Францию, где выполнил миссию по присоединению епископов (митрополита Евлогия (Георгиевского) и его викариев Западноевропейского Экзархата (в юрисдикции Константинопольского патриархата) и митрополита Серафима (Лукьянова)) к Московскому Патриархату; впрочем, по смерти митрополита Евлогия (8 августа 1946 года), его викарии и большинство клира и мирян возвратились в юрисдикцию Константинопольского Патриархата.
  • Возглавлял делегации Русской православной церкви во время визитов в Англию, Румынию, Чехословакию и др. Являлся одним из инициаторов проведения Совещания глав и представителей Поместных Православных Церквей в июле 1948, приуроченного к празднованию 500-летия автокефалии Русской Церкви.
  • С 1949 года - член Советского комитета защиты мира, многие его выступления были посвящены миротворческой тематике. Входил в состав Всемирного совета мира, многократно выступал от лица Русской Церкви на его конгрессах и сессиях. Высказывал возмущение «наглыми провокациями американских реакционных кругов», полностью солидаризировался с советской внешней политикой. Также входил в состав Палестинского Общества при Академии Наук СССР и Славянского Комитета СССР. За миротворческую деятельность был награждён орденом Трудового Красного Знамени (1955).
  • 7 мая 1957 года, в соответствии с решением Синода РПЦ, подписал постановление о восстановлении молитвенно-канонических отношений между РПЦ и Финляндской Православной Церковью, которую Московской Патриархии пришлось признать в сущем статусе (как автономия в юрисдикции Константинопольского патриархата)
  • В конце 1950-х годов ранее весьма комфортные отношения (по крайней мере, внешне) митрополита Николая с советской властью обострились: он не смог (или не хотел) адаптироваться к новым внутриполитическим реалиям периода руководства страной Никиты Хрущёва, которое характеризовалось, наряду с явлениями «оттепели», также и активизацией атеистической и антицерковной политики директивных органов. Митрополит позволял себе публичные выступления (слова́) с критикой материализма и атеизма; один из его ближайших сотрудников Анатолий Ведерников (тогда ответственный секретарь «Журнала Московской Патриархии»), вспоминал:
  • Проповеди Митрополита Николая в Преображенском соборе, где он обыкновенно служил в Москве, становились всё более и более резкими. Иногда он просто начинал кричать, что, конечно, действовало на народ. В это время в печати велась кампания против крещения детей, доктора в газетах «научно» доказывали «вред крещения для здоровья». Митрополит Николай кричал против них в своих проповедях: «Какие-то жалкие докторишки!» Известно было, что он рассказывал народу об академике Павлове, которого он лично знал. Он говорил прилюдно, что академик не был атеистом, как изображала его советская пропаганда, а был верующим православным христианином.
  • В конце 1950-х годов руководство Совета по делам Русской православной церкви опасалось, что, ввиду преклонного возраста Патриарха Алексия, митрополит Николай мог стать во главе Московской Патриархии; так, в январе 1960 года председатель Совета Георгий Карпов докладывал Никите Хрущёву: «Для нас, безусловно, лучше, если во главе церкви будет находиться патриарх Алексий, чем митрополит Николай (являющийся его заместителем), так как тогда будут очень большие для нас трудности. Митрополит Николай очень честолюбив и даже тщеславен. Большой стяжатель и, формально заявляя, что будет нашим союзником, на деле ведёт работу по разжиганию религиозной деятельности.»
  • На Конференции советской общественности по разоружению в феврале 1960 года Патриарх Алексий I выступил с речью, направленной на защиту исторической роли Русской церкви. В выступлении Патриарха, в частности, говорилось:
  • Церковь Христова, полагающая своей целью благо людей, от людей же испытывает нападки и порицания, и тем не менее она выполняет свой долг, призывая людей к миру и любви. Кроме того, в таком положении Церкви есть и много утешительного для верных её членов, ибо что могут значить все усилия человеческого разума против христианства, если двухтысячелетняя история его говорит сама за себя, если все враждебные против него выпады предвидел Сам Христос и дал обетование непоколебимости Церкви, сказав, что и врата ада не одолеют её (Мф. 16:18).
  • Контролирующие органы сочли «виновным» в таком демонстративном выступлении не престарелого Патриарха, а митрополита Крутицкого, который взял на себя авторство речи; высшее партийное руководство, кроме того, полагало, что председатель Совета Карпов должен быть заменён на лицо, не отягощённое личными отношениями с руководством РПЦ. Новый председатель Совета Владимир Куроедов и руководство КГБ СССР разработали и представили в ЦК КПСС план устранения митрополита Николая от руководящих постов Патриархии. 16 апреля 1960 года Куроедов и председатель КГБ Александр Шелепин направили в ЦК записку, в которой, со ссылкой на информацию от агентурных источников КГБ, предлагали «отвести митрополита Николая от участия в работе Всемирного совета мира, Советского комитета защиты мира и отстранить его от руководящей деятельности в Московской патриархии», добиться на это согласия Патриарха Алексия; кроме того, в записке говорилось: «КГБ считал бы целесообразным на должность председателя отдела внешних церковных связей назначить архимандрита Никодима Ротова и выдвинуть его как представителя Русской православной церкви для участия в деятельности Всемирного совета мира и Советского комитета защиты мира»; на место Николая как митрополита Крутицкого предлагалось перевести митрополита Ленинградского Питирима (Свиридова), что, среди прочего, обосновывалось «тем обстоятельством, что в случае смерти Алексия он будет являться одним из вероятных кандидатов на пост патриарха»
  • 15 июня 1960 года Куроедов имел беседу с Патриархом Алексием, в ходе которой он отметил, что «патриархия не использует больших возможностей по расширению своей внешней деятельности», «за последнее время не провела ни одного крупного мероприятия по объединению православных и инославных церквей против реакционной политики Ватикана, по усилению борьбы за мир». Куроедов возложил основную ответственность за то, что Русская православная церковь «до сих пор не заняла в международной церковной жизни ведущей и организующей роли в борьбе за мир» на митрополита Николая, который «формально относится к внешней работе патриархии», неоднократно говорил, что «в зарубежной деятельности церкви заинтересованы только коммунисты»; Куроедов также отметил, что многие статьи в ЖМП «незаслуженно восхваляют роль митрополита Николая в борьбе за мир», что последний «не искренен, говорит одно, а делает другое». Согласно записи беседы, «патриарх подтвердил, что митрополит Николай не искренен и проявляет двойственность», о чём «патриарху говорили многие из духовенства»; «патриарх заявил, что он принципиально не возражает против освобождения митрополита Николая от внешней работы патриархии, но он не видит такой фигуру, которая могла бы осуществить перестройку всей системы внешней работы», назвав, однако, кандидатуру архимандрита Никодима, тогда заместителя председателя ОВЦС.
  • 17 июня 1960 года Куроедов имел беседу с митрополитом Николаем, которому также высказал неудовольствие «недостатками» в работе ОВЦС, на что митрополит высказал мнение, что «упрёк, сделанный ему, как руководителю внешней работой, должен разделить и Совет по делам Русской православной церкви, так как прежнее руководство Совета не ориентировало патриархию на систематическое проведение крупных внешнеполитических мероприятий». Митрополит согласился с тем, что, в виду его загруженности и ухудшения состояния здоровья, правильно будет поставить во главе ОВЦС человека «совершенно свободного от всяких других обязанностей».
  • 21 июня 1960 года, по прямому требованию нового председателя Совета по делам РПЦ В. А. Куроедова, Синод постановил «удовлетворить просьбу Преосвященного Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая об освобождении его от должности Председателя Отдела Внешних Церковных Сношений Московской Патриархии».
  • 9 сентября 1960 года митрополит Николай обратился с письмом к Хрущёву. Напоминая о своих заслугах перед «Родиной» и ссылаясь на то, что Петербург ему противопоказан врачами, митрополит просил адресата оставить его на Крутицкой кафедре.
  • В заседании 12 сентября 1960 года, на котором, среди прочего, рассматривался вопрос «о серьёзных недостатках „Журнала Московской патриархии“», Совет по делам Русской православной церкви постановил: «Считать необходимым рекомендовать патриарху Алексию освободить митрополита Николая от руководства „Журналом Московской Патриархии“». В беседе с Куроедовым 15 сентября Патриарх, ссылаясь на мнения и обеспокоенность в заграничных церковных и русских эмигрантских кругах, предложил «не принимать в данный момент решения об освобождении Николая, а предоставить ему полугодовой отпуск, а потом вернуться к этому вопросу», на что Куроедов ответил, что вопрос надо решить сейчас. Патриарх предложил ему перейти на другую кафедру - в Ленинград, но он отказался и отправился в отпуск в Сухум, написав прошение о почислении на покой.
  • 19 сентября 1960 года Синод постановил: «Освободить Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая, согласно его прошению от 15 сентября сего года, от должности Митрополита Крутицкого и Коломенского.» Решением Патриарха от того же 19 сентября была образована Редколлегия «Журнала Московской Патриархии» с А. Ф. Шишкиным в качестве ответственного редактора; общее руководство Издательским отделом возлагалось на епископа Никодима.
  • В письме от 19 сентября 1960 года Куроедов докладывал в ЦК КПСС: Выполняя решение ЦК КПСС от 25 июля 1960 года, Совет по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР провёл работу по укреплению отдела внешних церковных сношений Московской патриархии. Митрополит Николай в августе текущего года был освобождён (по его просьбе) от руководства внешними делами патриархии, вместо него был назначен епископ Никодим. Отдел внешних сношений пополнен новым составом церковных деятелей, правильно понимающих международную обстановку и проводящих нужную линию во внешних делах патриархии. Отставка митрополита Николая с поста руководителя отдела внешних сношений не вызвала большого политического резонанса в церковных кругах ни внутри страны, ни за рубежом. Высшее духовенство в Советском Союзе в общем положительно встретило это мероприятие и, главным образом, потому, что митрополита Николая епископат не любит за его тщеславие, эгоизм и карьеристические наклонности. <…> Вместе с тем следует подчеркнуть, что сам митрополит после освобождения его от обязанностей руководителя отдела внешних сношений Московской патриархии повёл себя неправильно, стал распространять среди духовенства провокационные слухи о том, что он является жертвой нового гонения на Русскую православную церковь, апеллировал к церковной общественности внутри страны и за рубежом. <…> Вопрос о неправильном, провокационном поведении митрополита Николая был предметом нашего неоднократного обсуждения с патриархом. В беседе, состоявшейся 28 августа с.г. в Троице-Сергиевой лавре, патриарх заявил, что до него доходят слухи о том, что митрополит очень болезненно переживает своё освобождение от должности председателя отдела внешних сношений патриархии, ищет себе сочувствия в церковных кругах, старается создать атмосферу недоверия вокруг новых руководителей отдела внешних сношений, занимается интриганством. <…> 13 сентября митрополит Николай посетил Совет и в беседе со мной высказал мысль о том, что предложение поехать на работу в Ленинград он рассматривает как ущемление его положения, так как он уже не будет тогда первым лицом после патриарха и патриаршим местоблюстителем <…>. Митрополит много говорил о своих заслугах, при этом принижал роль патриарха, клеветал на него, рисовал его как реакционного церковного деятеля, лицемерно заявляя, что только он, митрополит, сдерживает патриарха от многих неправильных шагов, направляет его на прогрессивные дела. В частности, Николай бесцеремонно, попирая правду, заявлял, что он долго отговаривал патриарха не добиваться встречи с Н. С. Хрущёвым с жалобами на якобы новое притеснение церкви <…>. В этой беседе во всём своём обнажённом виде проявилась грязная, подленькая, тщеславная, фарисейская натура митрополита. 15 сентября с.г. в очередной беседе с патриархом Алексием последний сообщил мне, что митрополит Николай был у патриарха и категорически отказался выехать на работу в Ленинградскую епархию. «Лучше я уйду на покой, - заявил Николай патриарху, - чем поеду в Ленинград или на какую-либо другую епархию.» «Митрополит видимо решил, - сказал Алексий, - идти ва банк.» В этой обстановке я вынужден был рассказать патриарху о содержании своей последней беседы с митрополитом Николаем и о тех махинациях, которые он предпринял для того, чтобы остаться вторым лицом в церковной иерархии. Алексий был крайне возмущён двурушническим поведением Николая, он неоднократно восклицал: «Какой лгун, какой нахал!» «Никогда не было, - заявил патриарх, - чтобы митрополит уговаривал меня не ставить определённые церковные вопросы перед правительством. Наоборот, он сам всегда обострял эти вопросы и торопил меня с их решением.» Далее патриарх сказал: «Я 40 лет работал с Николаем, но у меня никогда не было с ним внутренней близости. Все знают, что он карьерист - он спит и видит, когда он будет патриархом. У меня с ним были хорошими только внешние отношения, он как был западником, так западником и остаётся» (патриарх имеет здесь в виду симпатии митрополита к капиталистическому Западу и к существующим там церковным порядкам). <…> В тот же день патриарх вызвал к себе митрополита Николая, предложил ему согласиться на переход его на работу в Ленинград, но митрополит Николай отказался от этого предложения. В результате далее последовавших разговоров Николай вручил патриарху заявление с просьбой об увольнении его на покой. Вечером этого же числа патриарх подписал указ об освобождении митрополита Николая от должности управляющего Московской епархией. <…>
  • В последний год жизни ему было фактически запрещено служить: он участвовал в публичных богослужениях только дважды и в первый день Пасхи 1961 года он был вынужден служить дома, не получив дозволение служить где-либо.
  • Умер 13 декабря 1961 года в Боткинской больнице, куда был госпитализирован в начале ноября того же года с приступом стенокардии. Похоронен в крипте Смоленской церкви Троице-Сергиевой Лавры.

1959 год станет годом, который совпадет с подготовкой ухода Г.Г. Карпова с поста председателя Совета по делам Русской Православной Церкви и с отстранением митрополита Николая (Ярушевича) от должности Председателя Отдела внешних церковных сношений. Г. Карпов будет отправлен на пенсию в феврале 1960 г., а новый председатель Совета по делам Русской Православной Церкви уже в июне подвергнет резкой критике внешнюю деятельность Церкви, назвав митрополита Николая виновником ее неиспользованных возможностей: «Патриархия за последние годы не провела ни одного крупного мероприятия по объединению Православных Церквей вокруг Русской Православной Церкви …и усилению борьбы за мир». Всё это было предвестником нового государственного курса в отношении Церкви, известного как «хрущевские гонения».

1959 год

25 января папа Иоанн XXIII объявил о созыве в Ватикане собора Католической церкви. В условиях глубочайшей законспирированности была достигнута договоренность о начале негласных переговоров между представителями СССР и Ватикана о нормализации двусторонних отношений. «Без представления о том, как развивались эти контакты, какими были истинные побудительные причины, заставившие Н.С. Хрущева пытаться вовлечь Ватикан в орбиту советской внешней политики, вряд ли в полной степени можно понять характер отношений официальной Москвы к собору и к тем решениям, которые на нем были приняты», - эти слова советский дипломат Ю. Карлов, чья служба в те годы проходила в советском посольстве в Италии, скажет 34 года спустя означенных событий.

22 февраля - первая реакция Русской Православной Церкви на объявление о соборе Католической церкви: на приеме по случаю 110-летия создания Антиохийского подворья в Москве, устроенном настоятелем подворья епископом Василием (Самаха), патриарх Алексий подчеркнул, что «Русская Православная Церковь не может участвовать в соборе католиков и не считает такой собор Вселенским». Его поддержал приглашенный на прием греческий посол (обо всем увиденном и услышанном Г. Карпов в секретной записке доложил ЦК КПСС тремя дням позже).

5 марта секретарь ЦК КП Молдавии Д. Ткач и уполномоченный по республике Совета по делам Русской Православной Церкви П. Роменский направили в ЦК КПСС письмо с требованием отменить постановления СНК от 22 августа 1945 года № 2137-546 и от 28 января 1946 года № 232-101, которые предоставляли церковным организациям ограниченное право юридического лица. По мнению Д. Ткача, Г. Карпов был всецело на стороне Русской Православной Церкви. Так, в письме от 10 июля 1953 года № 644 уполномоченному по Молдавской ССР было в категорической форме предложено не чинить препятствий духовенству в приобретении автомобилей. В письме от 2 октября 1958 года № 2034 Г. Карповым были даны указания, которые закрывали доступ финансовым органам к документам, учитывающим доходы церковных организаций. Письмо заканчивалось просьбой отменить постановления СНК 1945-1946 годов и распоряжения председателя Совета по делам Русской Православной Церкви, так как они противоречили советскому законодательству о культах . Письмо Д. Ткача окончательно определило судьбу Г.Г. Карпова. Он не вписывался в новую политическую реальность, которая, «борясь со сталинизмом», уничтожала и позитивны явления, в том числе меняла принципы, на которых строились государственно-церковные отношения в послевоенный период. В течение года будет подготавливаться его отставка.

2 апреля Г.Г. Карпов встретился со Святейшим Патриархом Алексием, председателем Отдела внешних церковных сношений митрополитом Николаем (Ярушевичем) и управляющим делами Московской Патриархии протоиереем Николаем Колчицким. Основной темой беседы стало отношение Русской Церкви к созываемому папой Иоанном XXIII собору. И вновь патриарх Алексий подчеркнул, что, по существующим каноническим законам, Православная Церковь не может участвовать в этом соборе, а также направлять своих представителей в качестве наблюдателей или гостей.

Патриарх также сообщил председателю Совета о намечающихся консультациях по данному вопросу с патриархами - Антиохийским Феодосием, Александрийским Христофором и Сербским Германом, которые должны были приехать в Москву по приглашению Русской Церкви.

Верный идеям «нового» курса, искренне считавший, что это можно и нужно делать, Г.Г. Карпов вновь поднял вопрос о возможности созыва Всеправославного Собора. Он услышал в ответ, что право на созыв принадлежит Вселенскому патриарху, «первому среди равных». Это председатель Совета знал хорошо. И все же в конце беседы Г. Карпов попросил патриарха и митрополита Николая рассмотреть вопрос о возможности созыва конференции или совещания Православных Церквей в 1960-1961 годах, при этом он подчеркнул, что место проведения может быть и вне СССР.

19 мая в журнале «Темпо» за подписью неизвестного в СССР журналиста Ламберто Фурно была опубликована статья «Примут ли русские участие во Вселенском соборе?». Клеветническая статья сообщала миру о том, что русские примут участие в работе собора, что договоренности по этому вопросу уже есть. Автору трудно было смириться с ростом авторитета Русской Церкви, с ее противостоянием давлению Ватикана в послевоенные годы. Жажда взять верх была видна в каждой строке: «Восточные раскольники переживают в настоящее время самый серьезный кризис в своей истории, и, таким образом, призыв папы к единству пришел в тот весьма благоприятный психологический момент, когда доктрина “Москва - Третий Рим” зашла в тупик». По мнению автора, “сближаться” отказывается только православная иерархия, верующие же этого желают. Подтверждением такого тезиса стала очередная ложь: «В последние дни пришло сообщение о враждебной настроенности Сербского патриарха Германа, который угрожает суровыми репрессиями верующим и духовенству, благоприятно относящимся к процессу сближения».

Реакция Московского Патриархата на статью была быстрой и жесткой. Опровержение подготовил митрополит Николай (Ярушевич). Председатель Отдела внешних церковных сношений назвал статью бредом и подчеркнул, что Русская Церковь рассматривает собор как католический, и ни в одном из подобных, созываемых папами с 1054 года, Русская Православная Церковь не принимала и не предполагает принимать участие.

Власть поддержала решение Церкви дать опровержение через советскую центральную прессу.

Особо важно подчеркнуть, что весной 1959 года власть разделяла позицию Русской Православной Церкви, которая исключала любую форму ее участия в католическом соборе .

Что касается внутренней политики властей по отношению к Церкви, то она становилась все более жесткой. Развернувшаяся кампания против духовенства и верующих, ее методы и формы напоминали то, что происходило в годы воинствующего атеизма. 31 мая Святейший Патриарх Алексий и председатель ОВЦС митрополит Николай (Ярушевич) направили в адрес Н.С. Хрущева письмо, в котором привели примеры клеветы и оскорблений духовенства и верующих советской печатью. Вспомним только некоторые из них.

В Ивановской газете «Рабочий край» 12 апреля 1959 года опорочены имена священников - Андрея Сергеенко, Лозинского и других. Редакция отказалась печатать опровержение, хотя ей были предоставлены данные, подтверждающие ее неправоту. В газете «Северная правда» от 29 апреля 1959 года проповеди митрополита Николая были названы «ярким примером современного религиозного мракобесия». Цитаты были вырваны из контекста, сам тон статьи был издевательским, искажающим мысли митрополита, высказанные в проповедях.

Газета «Правда» 10 апреля опубликовала чудовищную статью «Житие отца Терентия», в которой был оклеветан архиепископ Ставропольский Антоний, «давший якобы распоряжение разрыть могилу умершего священника и снять с него крест. Следствие этого не подтвердило…»

Письмо осталось без ответа.

В декабре в Совете по делам Русской Православной Церкви патриарх Алексий и митрополит Николай вновь подняли вопрос об оскорблении верующих и духовенства на страницах советских газет. Чудовищная клевета дискредитировала духовенство в глазах народа. Трагичным был и тот факт, что ни одна редакция не принимала священнослужителей и не печатала опровержения о не подтвердившихся фактах.

В декабре 1959 года состоялся визит в СССР руководства Всемирного Совета Церквей во главе с генеральным секретарем Виссерт-Хуфтом. Цель приезда - желание договориться о вступлении Русской Православной Церкви в экуменическое движение .

Визит Виссерт-Хуфта не принес ожидаемых результатов. Патриархия не стала обсуждать вопрос о вступлении Русской Церкви во Всемирный Совет Церквей, а гости, в свою очередь, отказались подписывать какое-либо коммюнике. В ЦК КПСС не ожидали такого итога переговоров, и Г. Карпов 3 января 1960 года в записке ЦК сообщал, что коммюнике не было подписано из-за разногласия обеих сторон в оценке международной обстановки и «недостаточной настойчивости» митрополита Николая. В этой же записке Г. Карпов вновь подчеркивал, что считает нецелесообразным для Русской Православной Церкви вступать в члены ВСЦ как можно быстрее. Святейший Патриарх Алексий и председатель ОВЦС думали так же.

1960 год

1960 год вошел в историю как начало осуществления хрущевской «церковной реформы». Все творимое ранее было только подготовкой к этому главному наступлению.

13 января ЦК КПСС принял постановление «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах».

Как известно, ленинский декрет об отделении Церкви от государства (23 января 1918 г.) и постановление «О религиозных объединениях» (8 апреля 1929 г.) предусматривали положение, по которому церковным имуществом могли распоряжаться религиозные общества.

«Положение об управлении Русской Православной Церковью», принятое Поместным Собором 31 января 1945 года, отстраняло прихожан от финансово-хозяйственной деятельности, сделав ее, как и прежде, прерогативой настоятеля. Это и было, по мнению хрущевского руководства, главным нарушением законодательства о культах. К нарушениям власть отнесла также единоличное формирование настоятелями храмов «двадцаток» и их исполнительных органов, развитие благотворительной деятельности, воспитание церковного актива в духе «непослушания властям». (Этот документ и постановление Совета Министров 1961 года лягут в основу хрущевской «церковной реформы».)

16 февраля Святейший Патриарх Алексий в речи, произнесенной с высокой трибуны конференции советской общественности «За разоружение», проходившей в Москве, в Кремле, заговорил о гонениях. Его слова услышал весь мир: «Церковь Христова, полагающая своей целью благо людей, от людей же испытывает нападки и порицания, и, тем не менее, она выполняет свой долг, призывая людей к миру и любви. Кроме того, в таком положении Церкви есть и много утешительного для верных ее членов, ибо что могут значить все усилия человеческого разума против христианства, если двухтысячелетняя история его говорит сама за себя, если все враждебные против него выпады предвидел Сам Христос и дал обетование непоколебимости Церкви, сказав, что и врата адовы не одолеют Церкви Его?!»

Выступление Патриарха вынесло на суд общественности трагическое положение Церкви. Реакция зала была такова: два-три хлопка и множество гневных выкриков в адрес патриарха. Звучали протесты: «Вы хотите нас уверить, что вся русская культура создана Церковью, что мы ей всем обязаны, но это неправда…» Дело в том, что одна часть общества вообще индифферентно относилась к развернувшейся антирелигиозной кампании, а другая - демократически настроенные «шестидесятники» - считала, что в СССР может быть построено справедливое социально ориентированное государство, где христианству не будет места.

О том, какое выступление готовит патриарх, Г.Г. Карпов, безусловно, знал и был согласен с его положениями. Это ускорило его отстранение от руководства Советом по делам Русской Православной Церкви.

21 февраля его отправили на пенсию, а во главе Совета был поставлен партийный функционер В.А. Куроедов. И обновленному Совету, и его новому руководителю отводилась лишь роль исполнителей установок партии и правительства без права малейшей инициативы.

Куроедов начал свою деятельность с резкой критики внешней работы Русской Православной Церкви. Об этом он заявил на встрече с патриархом Алексием 15 июня : «Патриархия за последние годы не провела ни одного крупного мероприятия по объединению Православных Церквей вокруг Русской Православной Церкви». По мнению Куроедова, не было и действенного противостояния Ватикану. Виновником того, что возможности должным образом не использовались, председатель Совета назвал митрополита Николая, сказав при этом, что тот вдобавок распространяет слухи об изменившемся государственно-церковном курсе. Куроедов отмечал также, что, хотя Совет и рекомендовал митрополиту Николаю разработать предложения по усилению внешней работы, это, однако не было сделано. Председатель Совета указывал и на то, что владыка якобы не согласен с оценкой агрессивных действий США, которая была дана Хрущевым в Париже. В завершении разговора Куроедов предложил отстранить митрополита Николая от руководства Отделом внешних церковных сношений. Надо отметить, что в этот момент между патриархом и митрополитом были определенные разногласия, которые всячески использовал Совет, не гнушаясь очернительства и клеветы.

17 июня 1960 года состоялась встреча В.А. Куроедова с самим митрополитом Николаем. Беседа была долгой и трудной (ее краткая запись, хранящаяся в архиве, составила пять страниц). На встрече владыка Николай говорил о текущей деятельности ОВЦС. О «намерении направить в Берлин представителем Московской Патриархии епископа Вендланда вместо епископа Разумова. Совет не имел возражений по этому вопросу».

Митрополит поставил вопрос о присвоении сана епископа Арсению Шиловскому - благочинному Московской Патриархии в Вене. «Тов. Куроедов ответил, что это делать нецелесообразно, так как Арсений не отвечает необходимым требованиям» (О каких требованиях шла речь, не указано. - О.В .).

Отдельно обсуждалась деятельность митрополита Бориса в США. Предложения Совета сводились к следующему:

«…потребовать от митрополита Бориса, чтобы он максимально использовал свое пребывание в США для укрепления положения приходов, находящихся в юрисдикции Московской Патриархии, и на расширение контактов с другими церквами».

Обсуждалась и проблема Афона. Митрополит подчеркнул, что «Патриархия сделала представление о направлении монахов на Афон, но до сих пор не знает результатов по этому вопросу. Кроме того, Патриархия намерена послать на Афон паломников». Ответ Куроедова: «Совет сообщит дополнительно свое мнение о посылке монахов на Афон. Что касается посылки паломников на Афон, то Совет изучает это предложение», - наглядно демонстрирует, насколько глубоким было вмешательство власти в церковную жизнь.

С предложением председателя Отдела внешних церковных сношений послать несколько священников в Аргентину и Канаду Куроедов согласился безоговорочно.

Далее беседа продолжалась в очень оскорбительном для митрополита Николая тоне. Куроедов заявил, что план мероприятий Патриархии по внешней работе на 1960 год не соответствует «возросшим требованиям борьбы за мир, за разрядку международной напряженности, за разоблачение клеветнических измышлений о положении религии и Церкви в нашей стране» (цинизм власти не имел предела. - О.В .). Председатель Совета констатировал: «Патриархия за последние годы не провела ни одного крупного мероприятия, которое могло бы способствовать укреплению Русской Православной Церкви за рубежом».

По мнению Совета, во внешней деятельности Патриархии отсутствовала систематическая работа, действенных результатов тоже нет. Обращаясь к митрополиту Николаю, Куроедов подчеркнул: «Вам известна больше, чем кому бы то ни было, активизация Католической церкви, которая, к сожалению, находит отражение даже в наших Прибалтийских республиках. Вам также известно, что Афинагор в США стремится объединить Православные Церкви под эгидой Константинопольского патриарха».

Владыка молчал. Он хорошо понимал, к чему клонит Куроедов, объявляя деятельность ОВЦС пассивной и требующей коренной перестройки: «Вам, как руководителю внешней работой Патриархии , в силу перегруженности другой работой, неудовлетворительного состояния здоровья трудно осуществлять надлежащее руководство этим важным и острым участком работы. Поэтому целесообразно было бы поставить во главе внешней работы Патриархии лицо, которое занималось бы только этим участком работы » (подчеркнуто мной. - О.В .).

Выслушав все, митрополит Николай (Ярушевич) возразил: упрек, сделанный ему как руководителю внешней работой, не совсем справедлив. Он напомнил Куроедову, что «прежнее руководство Совета не ориентировало Патриархию на систематическое проведение крупных мероприятий». В ближайшее время одним из таких шагов, подчеркнул митрополит Николай, могло бы стать выступление с обращением от глав Русской Православной, Грузинской и Армянской Церквей ко всем Церквям христианского мира «с призывом о борьбе за мир против агрессивных действий США».

Последняя часть беседы очень важна для истории Русской Православной Церкви в целом и истории ОВЦС в частности. Долгое время бытовало мнение, не подтвержденное никакими архивными данными, о том, что митрополита Никодима (Ротова), тогда еще архимандрита, на пост председателя ОВЦС «ангажировала» власть. Это не соответствует реальности. Приведем слова митрополита Николая (Ярушевича), сказанные им в конце беседы с В. Куроедовым 17 июня 1960 года: «Я согласен с тем, чтобы поставить руководителем внешней работой Патриархии лицо, освобожденное от других обязанностей. Наиболее подходящим кандидатом на этот пост я считаю архимандрита Никодима (подчеркнуто мной. - О.В .). Приемлемым считаю также предложение об образовании при Патриархии комиссии по вопросам внешней работы». С предложением о создании комиссии председатель Совета по делам Русской Православной Церкви согласился. На этом беседа завершилась.

Эта трудная встреча предшествовала отставке митрополита Николая; ему на смену руководить внешней церковной деятельностью был поставлен молодой архимандрит Никодим (Ротов), служение которого будет проходить в иных политических реалиях, когда власть будет считать себя вправе без стеснения вмешиваться во внутреннюю жизнь Церкви.

21 июня митрополит Николай был вынужден подать в отставку с поста председателя Отдела внешних церковных сношений. Но он решил продолжить борьбу с новыми страшными гонениями.

Митрополит Николай разрешил передачу своей проповеди, в которой говорилось о гонениях, на ВВС (она была произнесена в Голландии).

В июле приехавшему в Москву епископу Брюссельскому и Бельгийскому Василию (Кривошеину) он без обиняков сказал, что был отстранен от руководства внешней церковной деятельностью за борьбу с безбожием, и привел многочисленные факты оскорбления чувств верующих по всей стране. Епископ Василий спросил, можно ли эти факты сделать достоянием мировой общественности. Владыка ответил, что это стоит сделать обязательно. В августе митрополит Николай (Ярушевич) обратился к председателю Христианской мирной конференции чешскому профессору-богослову И. Громадке, главе Американского Экзархата митрополиту Борису (Вику) с просьбой довести до сведения мирового сообщества о начале новых гонений на Церковь.

В конце августа В.А. Куроедов поставил перед патриархом Алексием вопрос об отстранении митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) от управления Московской епархией. События разворачивались, как в конце 1920-х годов… Святейший предложил владыке Ленинградскую кафедру, но тот ответил отказом.

15 сентября патриарх в разговоре с Куроедовым настаивал на полугодовалом отпуске для митрополита. Власть, зная его как твердого и несокрушимого иерарха, боялась и настаивала на увольнении митрополита Николая на покой. И как когда-то в 1920-х, два человека не услышали друг друга. Много личного было в этом конфликте… 19 сентября Священный Синод уволил митрополита Николая (Ярушевича) на покой. Иного решения в той политической ситуации быть не могло. Важен и еще один факт: новые люди в Совете, включая Куроедова, не гнушались ничем, чтобы усилить разногласия между патриархом и митрополитом Николаем.

13 декабря 1961 года владыка умер в больнице. Его кончина по сей день окутана тайной, вокруг нее множество домыслов. Его близкие получили врачебное заключение, в котором болезнь усопшего объяснялась «переменой климата». В Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) сохранились анонимные письма верующих в Верховный Совет с требованием расследовать это «несомненное убийство». Власть так боялась его духовного влияния на паству, что вскоре был снесен дом, где жил митрополит Николай, и закрыт храм, в котором он служил. Закончился земной путь одного из выдающихся архиереев Русской Православной Церкви, с чьим именем были связаны важнейшие события церковной истории ХХ века.

К официальной биографии митрополита Николая (Ярушевича), растиражированной во многих изданиях, следует дать биографию, написанную им самим и анкету, составленную Советом по делам Русской Православной Церкви. Оба документа хранятся в фондах ГАРФ.

Автобиография
митрополита Николая (Ярушевича)

Родился в г. Ковно (Литовская ССР) 13 января 1892 г. (31 декабря 1891 г.) в семье священника Дорофея Ярушевича. В г. Ковно провел детство. В 1908 г. с родителями переехал в С.-Петербург, где окончил среднее образование (начатое в г. Ковно) и получил высшее (окончил в 1914 г. Петроградскую духовную академию). По окончании академии был оставлен в ней для подготовления к профессорскому званию. 23 октября 1914 г. пострижен в монашество и 25 октября того же года рукоположен в сан иеромонаха.

С 1915 по 1918 гг. был преподавателем Петроградской духовной семинарии.

В 1917 г. после защиты диссертации получил ученую степень магистра богословия.

В 1918-1919 гг. - настоятель Петропавловского собора в г. Петергофе.

В 1919-1922 гг. - наместник Александро-Невской лавры в Петрограде.

В 1935 г. возведен в сан архиепископа Петергофского.

В 1940 г. назначен архиепископом Волынским и Луцким, экзархом западных областей Украины и Белоруссии.

В марте 1941 г. награжден саном митрополита.

С середины октября 1941 г. до середины февраля 1942 г. был в эвакуации в г. Ульяновске (вместе с митрополитом Сергием).

С февраля 1942 г. - управляющий Московской епархией (в отсутствие митрополита Сергия).

2 ноября 1942 г. назначен членом Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков.

20.IV.1944 г.
Митрополит Николай Ярушевич

Анкета, составленная в Совете, днем позже дополнилась информацией о ссылке. (Такие анкеты были составлены на всех архиереев Русской Православной Церкви.)

Анкета
на служителя культа - митрополита Крутицкого, управляющего
Московской епархией

1. Фамилия - Ярушевич

Имя - Николай

Отчество - Дорофеевич

3. Социальное происхождение - сын священника

4. Звание (сан) служителя культа - митрополит

5. Место службы и род занятий с 1914 г. и по настоящее время:

1914 г . - иеромонах в Ленинграде (так в документе. - О.В.)

1915-1918 гг. - преподаватель дух. семинарии в Ленинграде

1918-1922 гг. - наместник Александро-Невской лавры в Ленинграде

С 1922 г. - епископ Петергофский, викарий Ленинградской епархии

С 1935 г. - архиепископ Петергофский

С 1940 г. - архиепископ Волынский и Луцкий, экзарх Зап. Украины и Белоруссии

С 1941 г. - митрополит Киевский и Галицкий, экзарх Украины

С 1944 г. - митрополит Крутицкий, управляющий Московской епархией

6. Был ли осужден или нет, если был, то когда и за что: Был в ссылке 3 года (1923-1926 гг.)

7. Район деятельности - Москва и Московская область

8. Подробный личный адрес: Москва, Баумановский пер., 6

Подпись служит. культа: митрополит Николай Ярушевич.

Митрополит Николай (Ярушевич) был в числе организаторов и возглавлял ОВЦС и Издательский отдел Московского Патриархата РПЦ в труднейший период нашей истории. Он всю свою жизнь свидетельствовал наше Православие перед всем миром. Будучи высокообразованным и талантливым проповедником, блистательным оратором, твердо стоял в вере и стал исповедником Христовой веры во дни хрущевских гонений на Русскую Православную Церковь. 13 декабря 2011 г. исполняется 50 лет со дня кончины владыки Николая, похороненного в крипте храма в честь Смоленской иконы Божией Матери Троице-Сергиевой Лавры.

Митрополит Николай (Ярушевич) родился 13 января 1892 г. в семье священника г. Ковно и был одним из шестерых его детей. В святом крещении он получил имя Борис. Отец, по национальности белорус, был настоятелем Ковенского кафедрального собора. Это храм и сейчас стоит в Ковно (Каунас), но в начале 1920 г. он был превращен в костел. Однако до сих пор там осталась прежняя роспись, и над органом находятся изображения преподобного Сергия Радонежского и святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси. Для тех времен это был гигантский по своим размерам собор. С юных лет Борис Дорофеевич обучался в гимназии и проявлял незаурядные способности к математике, поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Блестяще окончив первый курс университета, он поступает в Петербургскую духовную академию, экстерном сдав экзамены за семинарию. В 1914 г., по окончании академии, он был оставлен в качестве профессорского стипендиата. Будучи студентом Духовной академии, Борис проводил летние каникулы в Валаамском монастыре и проходил послушание по уходу за старцами-схимниками. Тогда он понял, что только отречением от мира можно приобрести силы для служения людям. Желая всецело посвятить все свои дарования и саму жизнь Богу, в октябре 1914 г. он принял монашеские обеты с именем в честь святителя и чудотворца Николая, и с этого момента иеромонах Николай перестал принадлежать себе и пошел трудным путем послушания Церкви Божией. Сразу же он был направлен на фронт боевых действий в качестве священника. Через три месяца по болезни он вернулся в академию, где завершил научно-богословскую подготовку и получил в 1915 г. назначение на должность преподавателя Духовной семинарии.

Еще учась в академии, иеромонах Николай взял на себя нелегкое послушание полкового священника. Ему было назначено исповедовать умирающих солдат. Уже тогда проявлялось его особого рода духовное дарование, необыкновенно чуткое отношение к людям. Перед самой революцией 1917 г. иеромонах Николай защитил магистерскую диссертацию на тему «Церковный суд в России до издания Соборного Уложения Алексея Михайловича», которая была удостоена Макарьевской премии. Это была настолько серьезная работа, что, когда в 1936 г. было выпущено библиографическое пособие по истории СССР феодального периода, на одном из самых почетных мест в ней помещалось имя Николая Ярушевича, которого при изучении истории русского права нельзя было обойти.

В 1918 г. иеромонах Николай получает настоятельство в Петергофском соборе, а в 1919 г. он назначен наместником Александро-Невской Лавры в сане архимандрита. В день Благовещения Пресвятой Богородицы 1922 г. в возрасте тридцати лет он возводится на кафедру епископа Петергофского, викария Петроградской епархии. На Петергофской кафедре преосвященный Николай совершал свое служение до 1940 г.

В Петрограде находился центр обновленчества, и владыке Николаю пришлось вести длительную и трудную борьбу за ограждение единства Русской Православной Церкви. Особенно много потрудился владыка Николай в борьбе с иосифлянским расколом, возникшим в 1927 г., но скоро остановленным его обличительными выступлениями.

В 1939 г., когда к Советскому Союзу присоединились Западная Украина и Западная Белоруссия, владыка Николай стал епископом Луцким и Волынским, а затем экзархом Украины, митрополитом Киевским и Галицким, хотя в самом Киеве перед войной не оставалось ни одного действующего храма. Затем на владыку Николая была возложена обязанность возглавить сразу две епархии - Новгородскую и Псковскую, которые были разгромлены, и в них оставалось всего несколько действующих храмов. Он входил в состав Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию злодеяний фашистов на оккупированной территории и лично посетил ряд областей, городов и селений, подвергшихся фашистской оккупации.

В период пребывания Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия в Ульяновске владыка Николай выполнял обязанности его заместителя и был Управляющим делами Московской Патриархии в Москве. Митрополит Николай все время оставался в осажденной Москве, категорически отказавшись от эвакуации. В годы войны митрополит Николай передал Красной Армии танковую колонну им. Димитрия Донского, созданную на средства, собранные духовенством и верующими Русской Православной Церкви. Для этого было собрано более 8 млн. рублей. А всего за годы войны верующими было собрано более 200 млн. рублей.

Митрополит Николай вместе с митрополитом Сергием (Страгородским) и митрополитом Алексием (Симанским) участвовал во встрече со И. В. Сталиным в сентябре 1943 г., а затем в работе Архиерейского Собора, состоявшегося 8 сентября 1943 г., на котором был избран Патриархом всея Руси Сергий (Страгородский). В январе 1944 г. митрополит Николай был назначен на кафедру митрополита Крутицкого, управляющего Московской епархией. Каждое воскресенье владыка служил в храме Преображения Господня в Преображенской слободе и вдохновенно проповедовал. Этот храм был уничтожен в 1963 г. Сейчас, слава Богу, полным ходом идет его восстановление. Проповеди митрополита Николая всегда были богословски содержательными, эмоциональными, в них не было ни одного равнодушного или пустого слова. Свои проповеди владыка всегда начинал словами «дорогие мои». Митрополита Николая называли московским Златоустом. Его знала и любила вся православная Москва.

С кончиной патриарха Сергия (в мае 1944 г.) митрополит Николай становится ближайшим помощником Святейшего патриарха Алексия, который возлагает на него ряд новых ответственных послушаний. Церкви было разрешено вести издательскую деятельность, и митрополит Николай состоял членом редколлегии и возглавлял редакцию «Журнала Московской Патриархии», а затем был председателем Издательского отдела вплоть до своего увольнения на покой. С 1947 по 1957 гг. вышло четыре тома «Слов и речей» владыки. Тираж всех церковных изданий тех лет был невелик, а во времена хрущевских гонений эти книги были надолго убраны в спецхран.

4 апреля 1946 г. был создан Отдел внешних церковных сношений Московской Патриархии (ОВЦС), и на владыку Николая возложили послушание председателя этого отдела. В этот период митрополит Николай неоднократно предпринимал заграничные поездки. В результате его посещения Парижа в августе-сентябре 1945 г. многие русские приходы вернулись в лоно Русской Православной Церкви. Митрополит Николай устанавливал связи и контакты с автокефальными православными церквами, а также с инославными религиозными объединениями.

Начиная с 1949 г. митрополит Николай представлял Русскую Православную Церковь во всемирном движении сторонников мира. В течение двенадцати лет он многократно выступал на заседаниях Советского комитета защиты мира и на сессиях Всемирного совета мира, членом которого он состоял. В этих речах он, исходя из христианского учения о любви и мире, призывал всех христиан к единству в борьбе за мир. Каждое живое слово владыки Николая захватывало и покоряло слушателей своей убежденностью и силой проникновения в тайники человеческого сердца. «В словах и поучениях митрополита Николая прозрачным ключом бьет чистая вера и простое, как искренняя преданность Богу, благочестие. И вот это завладевает душой, потому что действует непосредственно на нее с убежденностью, превосходящей земной разум», - писал в предисловии к болгарскому изданию проповедей владыки Николая Патриарх Болгарский Кирилл.

В 1949 г. Совет Московской духовной академии за книгу «Слова и речи» присудил владыке Николаю ученую степень доктора богословия. Вслед за этим многочисленный ряд духовных учебных заведений Европы присвоили владыке Николаю высшую ученую степень. За многолетнюю патриотическую деятельность и активное участие в борьбе за мир митрополит Николай в 1955 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени и рядом орденов и медалей различных стран и церквей.

Краткий период потепления в отношении Русской Православной Церкви в конце 40-х годов закончился, а в конце 50-х началось новое закрытие церквей. Митрополит Николай, как мог, противился закрытию подмосковных приходов, которые были в его ведении. Совету по делам религии при Совмине СССР, который возглавлял Куроедов В.А., было поручено убрать наиболее энергичного из постоянных членов Священного Синода. Мировая известность митрополита Николая затрудняла открытую расправу над ним и давала возможность хоть как-то сопротивляться гонителям церкви. 15 июня 1960 г. Куроедов встретился с Патриархом Алексием I и заявил, что после детального изучения деятельности Патриархии нашел ее неудовлетворительной в сфере борьбы за мир. Он предложил уволить митрополита Николая с поста председателя ОВЦС и настаивал на удалении его из Москвы. Святейший Патриарх предлагал митрополиту Николаю перевод на Ленинградскую или Новосибирскую кафедру, владыка не согласился и был уволен на покой 16 сентября 1960 г.

Владыка Николай был всегда настолько деятельным внутренне, что отставка сразу надломила его здоровье. Выглядел он так, будто только что перенес тяжелую болезнь. Духовно он не был сломлен, но физически держался только силой воли.

13 декабря 1961 г. митрополит Николай скончался. Обстоятельства его смерти до конца не выяснены и поныне. Во время пребывания в Боткинской больнице он находился в полной изоляции. Перед смертью митрополит Николай просил, чтобы к нему допустили священника, чтобы исповедоваться и причаститься. Куроедов связался с Хрущевым, и тот категорически отказал. Святые дары митрополиту Николаю передала санитарка, которая была прихожанкой храма Всех Святых на Соколе. За два дня до смерти митрополит Николай благоговейно причастился Святых Христовых Таин, исповедовавшись перед иконой, которая была у него в палате. Все оставшееся после владыки имущество составляли книги, в основном по математике и медицине.

Весть о смерти владыки быстро распространилась по Москве. В день погребения митрополита Николая в Троице-Сергиевой Лавре собралось множество верующих. Отпевание владыки состоялось в Трапезном храме Патриархом Алексием в сослужении многочисленного духовенства. Погребен владыка Николай в крипте храма в честь Смоленской иконы Божией Матери.

Ежегодно в день смерти митрополита Николая 13 декабря в Смоленском храме Троице-Сергиевой Лавры на могиле митрополита Николая в течение всего дня совершаются панихиды, и не иссякает поток желающих почтить его память. В этом году исполниться 50 лет со дня кончины владыки Николая, когда снова прозвучат непреложные для праведника слова: «Вечная твоя память, достоблаженне и приснопамятне митрополите Николае».

Использованные источники и литература:

1. «Свидетель православия. Слова, речи, выступления митрополита Николая (Ярушевича)», Издательство «Правило веры», Москва, 2000 г., 638с.

2. Издательство «Правило Веры», Москва,

3. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет. Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века.

(Печатается по книге «Сила любви. Митрополит Николай (Ярушевич).

Избранные проповеди». М., Правило веры, 2007)

В одной из проповедей митрополит Николай говорил: «Сегодня вы читали в газете «Правда», а как известно, эта газета никогда правды не писала, хулу на Святую Церковь... Я говорю с этого амвона со всей ответственностью, что эта газета пишет ложь. Хулу на Святую Церковь возносили всегда...» Говорилось это в переполненном храме, почти в центре Москвы...

После войны митрополит Николай возглавлял два ключевых отдела Московской Патриархии — издательский и внешних сношений. Патриарх Алексий I под совершенно категорическим давлением властей вынужден был сместить его с этих должностей в 1960 году, а в начале следующего года уволить на покой. Все обращения Святейшего с просьбой о приеме у Хрущева остались без внимания...

Владыка всегда оставался настолько внутренне деятельным, что такая отставка сразу надломила его здоровье. Выглядел он так, будто только что перенес тяжкую болезнь. Духовно он не был сломлен, но физически очень сдал и чувствовалось, что держится он только силой своей воли. Незначительная простуда свела его в могилу... Это произошло 13 декабря 1961 года. Похоронен Владыка в подклете Смоленского храма в Троице-Сергиевой Лавре. Все оставшееся после него имущество составили книги, большей частью по математике и медицине.

Перед смертью митрополит Николай лежал в Боткинской больнице. Просил он через председателя Совета по делам религий Куроедова только об одном: чтобы к нему допустили священника, чтобы позволили исповедаться и причаститься Святых Таин. Куроедов связался с Хрущевым, тот категорически отказал. Владыка чувствовал приближение смерти... Последние дни его жизни напоминают жития святых древнего, да и не столь древнего времени. Оказалось, что санитарка, которая убирала его палату, была прихожанкой церкви Всех Святых на Соколе и, конечно, знала Владыку, которого обожала вся православная Москва. Она пошла к настоятелю своего храма, сказала, что Владыка Николай мучается оттого, что не может приобщиться Святых Таин, что священника к нему, безусловно, не пустят...

Настоятель храма положил Святые Дары в больничный судок для пищи и велел передать Владыке, что грехи отпускает без исповеди. Старушка санитарка отнесла Дары в больницу, и митрополит Николай за два дня до смерти благоговейно причастился Святых Христовых Таин, исповедовавшись перед иконой, которая была у него в палате...

Думается, что судьба митрополита Николая — один из ответов тем, кто продолжает хулить трагический и славный путь Русской Православной Церкви, устоявшей в XX веке перед небывалым натиском «князя мира сего».

Александр Рогов, 1994 г.

Венок

Слово, сказанное в церкви святого Илии Пророка в Обыденском пер. г. Москвы в праздник чудотворной иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»

Мы окружаем сегодня свою святыню со своими радостями и еще больше с различными своими скорбями, как дети, которые ласкаются к своей любимой матери, желая и подержать ее за руку, и насмотреться в ее глаза, и прижаться к ней в ожидании ответной материнской ласки. Собираясь к своим чудотворным иконам Божией Матери, мы приносим к их подножию самые лучшие, возвышенные, святые чувства, какие только могут быть в верующем сердце. Какие?

Мы стоим у своей «Нечаянной Радости» с чувством нашего благоговения, умиления, духовного восхищения перед Той, перед Которой, по словам святого Иоанна Златоуста, склоняются в немом изумлении и сами ангелы, как перед Матерью Спасителя мира.

Как нам не благоговеть перед Ней, Которая Промыслом Божиим из тысячи тысяч женщин была избрана стать Матерью Сына Божия; Которая в святую Вифлеемскую ночь родила Его, вскормила, воспитала, прожила с Ним до тридцатилетнего Его возраста, поучаясь от Него Божественной мудрости, сопутствовала Ему в дни Его земного служения людям, у Голгофского креста из умирающих уст Своего Сына восприняла Его завещание быть Матерью всего верующего человечества; Которая в минуту Своего блаженного Успения отдала душу в руки явившегося за Ней Сладчайшего Сына; Которая стоит у Престола Своего Сына и ближе Которой к Господу нет из всех рожденных на земле и небесных воинств?

Воистину, умиленные, мы и поем Ей гимны словами церковных песнопений: «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу...»

Мы слагаем у подножия Богоматерней святыни свои сыновние благодарные чувства, святую благодарность своих сердец. Разве можно не приносить Ей этого чувства?

Мы знаем из Священного Предания, как Божия Матерь, явившись апостолам в третий день после Своего Успения, сказала им: «Радуйтесь, Я с вами буду во все дни». И как Она исполняет это Свое обещание!

Каждый из нас знает, как проторены дорожки к Ее чудотворным иконам, какими слезами политы эти святыни, сколькими вздохами верующих сердец они овеяны. Уже за одно то мы должны благодарить Господа, что имеем такую Мать, что мы не сироты, что у каждого из нас есть где выплакать свое горе и рассказать о своих скорбях и нуждах.

А сколько раз Божия Матерь Своим Покровом спасала нашу родную страну? Когда казалось, что страна, наводненная врагом, гибнет, Она через Свои чудотворные иконы, перед которыми молились наши предки в годины испытаний, проявляла особую Свою заботу о нас и помогала нам освободить нашу страну от татар, шведов, поляков, французов, вторгавшихся в наши пределы и разорявших нашу родину. А в последнюю страшную войну? Мы знаем, что в каждом храме около икон Божией Матери стояли толпы матерей, жен, детей наших воинов, теплили свечи, вздыхали и молили Ее о своих близких воинах, о нашей победе, о скором конце кровавого испытания, о наступлении мирной жизни. О, мы верим, что и в эту войну Она, не отвратив Своей любви от нас, Своим ходатайством перед Сыном содействовала нашему воинству и оберегла нас от порабощения врагом.

Наполненные благодарностью Ей за все, что дает Она нам, мы славим Ее в наших молитвах: «Сущую Богородицу Тя величаем...»

У нас нет ни одного православного храма, в котором не было бы любимой иконы Божией Матери; нет ни у одного из нас домашнего молитвенного уголка без дорогой сердцу Ее иконы. Мы не представляем себе жизни без Ее святых икон, без Нее, как нашей Руководительницы и Матери! Матери благословляют Ее иконой своих дочерей на брак, своих детей — в путешествие, перед смертью вручают своих будущих сирот Ее Покрову. И сами наименования Ее икон — это знаки нашей любви к Ней и знаки Ее любви к верующим Ее детям: «Нечаянная Радость», «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «В скорбех и печалех Утешение»...

Да, нас соединяет с Ней навеки горячая взаимная любовь. И, полные этой любви, мы говорим Ей: «Ты еси спасение рода христианского»; мы бессчетно повторяем Ей архангельские слова: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».

Усовершая Свою душу в земной Своей жизни, Она достигла той высоты и чистоты духа, за которые Церковь называет Ее Честнейшей херувимов и Славнейшей без сравнения серафимов. А мы? Подходим к Ее святыне грязными ногами, целуем Ее грязными устами, раскрываем перед Ней сердце, наполненное страстями и пороками. Она при самых тяжелых испытаниях в жизни умела сохранять покорность воле Божией и терпение, а мы? Разве не ропщем? Разве не унываем? При Своем величии, как Мать Спасителя, Она была смиренной Божией рабой, а мы? Пусть обличит каждого его совесть в гордости, осуждении, зависти, ссорах, злобе. О, пусть каждый из нас к Ее ногам принесет сознание своей греховности, порочности, пусть поплачет о себе, о своей погибающей в грехах душе. О, эти слезы о грехах! Это драгоценные жемчужины, которые собирает Она и, как Споручница грешных и Взыскание погибших, относит к Своему Сыну, и как дала Она нечаянную радость грешнику, плакавшему перед Ее иконой, просит Она у Господа и нам прощение! Смиренными, сознающими свое недостоинство рабами Божиими должны мы предстоять перед Ее святыми иконами, обращаясь к Ней: «Призри благосердием, всепетая Богородице...»

Воспоминания о бесчисленных чудесах от Ее икон согревают наши сердца новыми горячими волнами преданности Господу и веры в Его милость и Его всемогущество.

Перед лицом чудотворных святынь Божией Матери мы исповедуем и наши надежды: «Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия»; «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды...». Нельзя жить человеку без надежды! Что стало бы с грешником, сознающим бездну своих падений, если бы он не имел надежды на милосердие Божие? Он впал бы в отчаяние! И каждый верующий страдалец находит в себе силы переносить свои страдания только потому, что живет надеждой на облегчение своих скорбей, надеждой на то, что Великий, Всемогущий, Всесвятой и Милосердный, по молитвам Своей и нашей Матери, даст силы донести жизненный крест до конца.

Вот из таких лучших, чистых чувств верующего сердца, какие оно слагает, какие оно должно слагать к подножию святынь Божией Матери, сплетается венок, и этот венок каждый из нас приносит к любимой святой иконе. Этот венок бесценнее, дороже всех украшений: ведь для Господа нет ничего дороже сердца человека; «Сыне, дай Мне твое сердце», — говорил Господь еще в дни Ветхого Завета (см.: Притч. 23. 26). Ведь бессмертная душа человека драгоценнее всех богатств мира: «...какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16. 26).

И пусть не только сегодня, но всегда, во все дни нашего земного пути, эти святые чувства будут спутниками каждого из нас. Они ведут нас к радостям вечной жизни.

Если жизнь — это море, волнующееся ветрами бурь и непогоды, то вера — это тот надежный крепкий челн, который, не боясь этих бурь и подводных камней, ведет каждого из нас к тихим берегам вечной жизни; надежда — это огни маяка вечной жизни, это сияние прекрасного Горнего Иерусалима, к которому направляет свой путь челн нашей жизни; любовь — это тот путь, которым вера и надежда ведут нас к ограде вечного Небесного Царства. Мы знаем, что вера там сменится видением лицом к лицу, надежда — осуществлением ожидаемого, а любовь — эта первая и основная добродетель истинного последователя Христова — будет царить в бесконечные веки в царстве любви, где связанные взаимной любовью с Небесным Отцом Его дети найдут для себя в этом общении источник вечного блаженства (см.: 1 Кор. гл. 13). А смирение, сознание своей греховности, покаяние оберегут нас на пути к вечной жизни от временной власти греха и диавола над нашей душой.

И вот как бы от лица Божией Матери, прославить Которую мы собрались, я молю вас: живите верой, укрепляйтесь надеждой, горите любовью, смиряйте себя покаянием!

Будем достойны любви к нам нашей Небесной Матери. И Она будет нашей Одигитрией — Путеводительницей к небу, спасая от бедствий, утешая в скорбях, молясь о наших грехах перед Своим Сыном.

ЖМП No 1 за 1946 г .