Замок Шамбор во Франции, Париж: история, описание и фото. История замка шамбор

Долина реки Луары - красивый живописный регион, где с XV века короли и знать возводили свои особняки, дворцы и самые красивые замки Франции. Шамбор (Шато де Шамбор) является крупнейшим и самым экстраординарным из 42 замков Луары, с которым может соперничать разве что , находящийся поблизости.

Мифы и факты

Король Франциск I построил имение в Шамбор в 1519 году как охотничий домик, и провел здесь все восемь недель своего царствования. На строительство замка Франциск не жалел денег. Даже когда казна иссякла и он нуждался в деньгах, чтобы оплатить выкуп Испании за двух своих сыновей, король увеличил налог церкви и плавил серебро подданных, но замок Шамбор продолжали строить. В своем рвении Франциск даже хотел повернуть реку, чтобы подвести Луару к подножию строения, но столкнувшись с масштабностью задачи, отказался.

Оригинальным дизайном здание обязано итальянскому архитектору Доменико да Кортона. Но, полагают, что Леонардо да Винчи, который посетил замок Шамбор во время его 50-летнего строительства, также вдохновил архитекторов на некоторые элементы дизайна. В отличие от многих средневековых замков (как в ), Шамбор никогда не имел оборонительных функций , проектирование сосредоточачивалось на красоте здания.

Конечный результат стал самым экстравагантным сооружением , шедевром архитектуры эпохи Возрождения, превосходившим все известные сооружения Франции до строительства веком спустя. Крыша разработана под вдохновением Константинополя с сотней колонн, башен, дымовых труб поднимающихся на высоту 134 метра. Одно из чудес замка - центральная лестница с двойной спиральной обмоткой - сделана по проекту Леонардо да Винчи.

Несмотря на дорогостоящее убранство и обширнейший парк (13000 га - самый крупный огороженный парк в Европе), замок Шамбор редко использовался французскими монархами, которые предпочитали оставаться в Париже или Версале. Людовик XIV был одним из немногих, кто регулярно покидал шумный Версаль, чтобы насладиться красотой Шамбор. По приглашению Короля-Солнца в замке ставил свои пьесы знаменитый французский драматург Мольер.

Известно, что в середине XVIII века в замке располагалась химическая лаборатория графа Сен-Жермена. В 1745 году Людовик XV отдал замок Морицу де Саксу, чтобы вознаградить его победы во время войны за Австрийское наследство, и замок превратился в казарму для полка Морица. Впоследствии Шамбор был заброшен, а в 1792 году революционное правительство распродало мебель и картины с аукциона.

Как и многие другие известные , Шамбор, выкупленный за 11 миллионов франков золотом в 1930 году, в настоящее время принадлежит правительству, которое начало восстановление замка после Второй мировой войны. С 1981 Шамбор включен в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Что посмотреть

77 лестниц замка Шамбор представляют собой настоящую сеть запутанных лабиринтов. Говорят, Франциск I построил их, чтобы его многочисленные фаворитки не могли встретиться. К центральной лестнице примыкают террасы, малые винтовые лестницы и открытые переходы над галереями. Интерес представляет также часовня в противоположном королевскому крыле - самое большое помещение Шамбор.

Более 400 комнат замка заполнены старой мебелью, на втором этаже располагается музей охоты и природы. На территории замка расположен огромный парк, который также занесен в список наследия природы Франции. По вечерам здесь устраиваются свето-звуковые представления.

Замок Шамбор – крупнейший в долине Луары и один из самых известных во Франции. Возникновением своим он обязан королевской страсти, к тому же считается, что к его архитектуре приложил руку сам Леонардо да Винчи.

Строительство замка началось в 1519 году по приказу красавца и жуира Франциска I, пожелавшего быть поближе к своей любовнице графине Клод де Тури из рода Роганов, жившей неподалёку. Место для замка выбрали у воды, на изгибе реки Коссон. История не сохранила имени архитектора, исполнявшего прихоть короля, но предание приписывает участие в проектировании Леонардо да Винчи.

Трудно сказать, в какой степени этот великий художник, учёный, инженер был вовлечён в проект: во Франции под королевским покровительством Леонардо оказался в 1516 году, а умер уже 2 мая 1519 года. Но лестница замка из двух переплетённых спиралей носит отпечаток гения: её ветви вложены друг в друга так, что поднимающиеся и спускающиеся по ней не могут встретиться.

Строительство замка стало одним из выдающихся инженерных предприятий французского Возрождения. Для него завезли 220 тысяч тонн камня, реку отвели в специальный ров, в болотистую почву забили двенадцатиметровые дубовые сваи, на которые лёг фундамент. Прямоугольный в плане замок возведён вокруг центрального укреплённого объекта, который по традиции Средневековья назвали донжоном. Внутри донжона – 5 жилых этажей. Длина фасада замка – 156 метров, в нём 426 комнат, 77 лестниц, 282 камина.

Франциск I успел поохотиться в окрестностях Шамбора всего несколько раз (преимущественно в компании придворных красавиц). В дальнейшем монархи не слишком интересовались замком, Людовик XIII подарил его брату Гастону Орлеанскому. Людовик XIV предпринял реконструкцию Шамбора, и именно здесь 14 октября 1670 года великий Мольер впервые с успехом представил королю своего «Мещанина во дворянстве». Позже в замке жил свергнутый польский король Станислав Лещинский. В революцию Шамбор был разграблен, Наполеон отдал его маршалу Бертье, во время франко-прусской войны тут стоял госпиталь.

В 1930 году замок выкупило французское государство, и в 1939 году, за пять дней до объявлений войны с Германией, музейщики Лувра развернули операцию по переправке художественных сокровищ в сельскую местность. В Шамбор в числе других произведений отправились бесценные «Мона Лиза» и Венера Милосская. Нацисты не обнаружили их, после войны они невредимыми вернулись в Лувр.

Замок не раз подвергался опасностям: 22 июня 1944 года прямо на его газоне разбился американский бомбардировщик В-24, в 1945 году пожар частично уничтожил кровлю донжона. В 1947 году началась работа по превращению замка в туристический объект.

Сейчас Шамбор ежегодно посещают более 700 тысяч туристов. Помимо великолепной архитектуры и вида с верхней террасы, посетитель имеет возможность оценить изумительные гобелены «Охота короля Франциска», относящиеся к первой четверти XVII века. Эти произведения созданы ещё до появления знаменитой парижской королевской мануфактуры Гобелен.

На заметку

  • Месторасположение: Château, Chambord
  • Официальный сайт: http://www.chambord.org/
  • Часы работы: работает ежедневно, кроме 1 и 31 января и 25 декабря. Со 2 января по 31 марта - с 10.00 до 17.00, с 1 апреля по 30 сентября - с 9.00 до 18.00, с 1 октября по 31 декабря - с 10.00 до 17.:00. Кассы прекращают работу за полчаса до закрытия.
  • Билеты: стоимость билета - 11 евро.

Замок Шамбор (Château de Chambord) – это самый крупный, самый узнаваемый и, по мнению многих, – самый прекрасный замок долины Луары. Он находится в центре огромного лесопарка. Всё величие эпохи Ренессанса и вся её роскошь воплотились в архитектуре этого огромного дворца из белого песчаника. Шамбор находится в департаменте Луара, в 10 км к востоку от […]

– это самый крупный, самый узнаваемый и, по мнению многих, – самый прекрасный замок долины Луары. Он находится в центре огромного лесопарка. Всё величие эпохи Ренессанса и вся её роскошь воплотились в архитектуре этого огромного дворца из белого песчаника.

Шамбор находится в департаменте Луара, в 10 км к востоку от города Блуа . Заказчиком возведения замка был Франциск I , который любил охотиться в этих краях. Некоторые свидетельства утверждают, что была и другая причина для строительства – недалеко от замка жила его возлюбленная – графиня Тури. Король не имел постоянной резиденции и кочевал вместе со своим двором. Каждый раз из замка вывозили ковры, мебель, посуду, другую бытовую утварь и предметы роскоши. Для таких грандиозных переездов требовалось около 18 тыс. лошадей. Франциск I в течение всей жизни регулярно объезжал все владения – такой образ жизни становился мучением для его свиты. Иногда подданным, для которых не всегда находилось место в замках, приходилось ночевать в холщовых палатках прямо на улице.

Одним из авторов проекта грандиозного дворца стал Леонардо да Винчи, но до воплощения своего замысла гениальный творец так и не дожил. Строительные работы начались в год его смерти – в 1519 году. В проекте участвовал и другой архитектор из Италии – Доменико да Кортона.

На возведение Шамбора ушло 220000 тонн камня. Грандиозное здание потребовало усиленной опоры – ведь строительство велось на болотистой местности. На 12 метров в глубину опускали дубовые сваи. Многие рабочие заболели на строительстве и умерли от болотной лихорадки. Всего на этих работах было задействовано 1800 человек. Для обустройства защитного рва вокруг замка и заполнения его водой вырыли канал от небольшой речки Коссон.

Замок построен вокруг центральной пятиэтажной прямоугольной башни – «донжона». Внутренняя планировка её выполнена в форме античного креста. В этой башне на каждом этаже расположены по 4 зала. Помещения на этажах соединяются четырьмя коридорами. На втором этаже внутренние комнаты перекрыты сводами – эти сводчатые потолки украшены монограммой короля и эмблемой матери монарха – Луизы Савойской. Некоторые из эмблем выполнены в перевёрнутом изображении, «вверх ногами» – для того, чтобы «королевская мощь» была видна самому Богу!

В центре сооружения – монументальная двойная лестница, украшенная резным орнаментом. Её называют «Escalier méridional» – Полуденная лестница. Она состоит из двух спиралевидных изогнутых маршей, которые не нигде пересекаются. «Escalier méridional» выходит на широкую террасу в верхней части донжона. Терраса эта в прежние времена служила для увеселений. В то время гости замка устраивали здесь прогулки и игры, любовались живописной панорамой вокруг замка. На самом верху донжона высится маленькая маяковая башенка. Она расположена на высоте 32 м, выше всех каминных труб, и украшена королевской лилией. Угловые башни сориентированы по четырём сторонам света. Стиль Возрождения явно заметен в отделке крыши замка, в причудливых формах фронтонов и капителей.

Длина фасада замка Шамбор – 156 метров, его ширина – 117 метров. Внутри здания 426 комнат, более 280 каминов, 77 лестниц, 800 украшенных рельефами капителей. Вокруг Шамбора разбит огромный парк площадью более 5 400 га. Длина стены, окружающей парк – около 30 км. Это самый большой парк-заповедник лесного типа во всей Европе. Его символы – кабан и олень. На территории паркового комплекса обитает более ста видов пернатых.

Строительство завершилось в 1547 г., Франциск I к тому времени умер. Его преемники не проявили интереса к огромному дорогостоящему замку. Людовик XIII в 1639 году подарил его Гастону Орлеанскому – своему брату.

Вновь судьбой Шамбора заинтересовался Людовик XIV . В 1684 г. он распорядился о внутренних изменениях и перестройках, приказал соорудить новую крышу часовни. В октябре 1670 г. в замок вместе с парижской труппой приехал Мольер . В стенах Шамбора актёры дали спектакль «Мещанин во дворянстве» – это была премьера знаменитой пьесы.

В XVIII веке в замке жил свергнутый король Польши – Станислав Лещинский . В период 1745 – 1750 гг. в стенах Шамбора базировался полк Морица . Здесь же в середине XVIII столетия с разрешения короля располагалась лаборатория знаменитого химика – графа Сен-Жермена .

Вожди Французской революции в 1789 г. не смогли снести Шамбор, поразившись его величию. Тем не менее, значительная часть мебели была вывезена и продана. Здесь располагались склад фуража и пороховой завод. Замок привели в полный упадок. В период франко-прусской войны Шамбор служил госпиталем. Начиная с 1883 г. он принадлежал герцогам Пармским .

В 1930 году государство выкупило замок Шамбор у владельца – Элии Бурбонского . Эта сделка обошлась властям в 11 млн. франков. В 1945 г. замок существенно пострадал от пожара, но в 1947 году уже начались масштабные восстановительные работы.

Сейчас Шамбор – это популярный туристический объект. Он внесён под №933 в список ЮНЕСКО. Здесь проходят экскурсии, вечерние свето-звуковые представления. Ни одно туристическое путешествие по долине Луары не проходит без посещения замка Шамбор.

Place Saint-Louis 41250 Chambord, France
chambord.org‎

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.


Где находится : Долина Луары, 16 км на восток от Блуа.
Сайт замка (есть вариант на русском языке)

Как работает : с октября по март 9.00-17.15, с апреля по 10 июля и с 17 августа до сентября 9.00-18.15; с 11 июля по 16 августа 9.00-19.30. Кассы прекращают работу за 45 минут до закрытия.
Цена вопроса : с октября по март 8,50 (7) евро; с апреля по сентябрь 9,50 (8) евро. (Парковка автомобилей – 2 евро за день).

На что посмотреть : замок Шамбор построен на берегу речушки Коссон по инициативе Франциска I. Перед началом строительства в 1519 году король выкупил участок леса площадью примерно равно ½ современного Парижа (54 км2). Позже (в 1542-1645 гг.) территорию окружили каменной стеной длиной в 32 км. Ныне в пределах стен находится один из самых больших в Европе лесопарков – Национальный парк Шамбор (Domain National de Chambord) с охотничьими угодьями президента Франции. Шамбор представляет в истории архитектуры яркий пример перехода от средневекового строительства к искусству Возрождения, от феодального замка к увеселительной резиденции. Сохранив в своей концепции внешний вид средневековой крепость (центральный донжон с четырьмя большими башнями по бокам и два крыла, окруженные внушительной крепостной стеной), Шамбор представляет собой удивительный синтез форм, унаследованных от прошедших веков, и новаторской архитектуры итальянского Ренессанса (лоджии, террасы, пилястры и горизонтальный лепной орнамент, который подчеркивает величественность фасадов). Величием своих форм замок становится в ряд с Фонтенбло и Версалем. Размеры его впечатляют: 156 м в длину, 56 м в высоту, 77 лестниц, 282 камина и 426 комнат.

Ночное костюмированное представление "Le metamorphoses de Chambord" и экскурсия по замку: в июне и июле ежедневно 22.40-00.00, в августе 22.00-23.30, в сентябре 21.30-23.00.

Пункт проката велосипедов находится рядом с замком у моста Сен-Мишель. Можно взять напрокат и лодку.

Интересны также представления школы конной выездки (Ecuries du Marechal de Saxe)
Сайт .
В мае, июне и сентябре в будни в 11.45, в сб. и вс. 11.45 и 16.00; в июле и августе ежедневно в 11.45 и 17.00. Продолжительность 45 минут. Цена билета 8,50 (7) евро.

Как добраться :
- на авто: по дороге D33;
- на автобусе: из Блуа с июня по сентябрь автобус №2 – трижды в день. Время в пути – 45 минут, цена билета 4 евро. Также с июня по август два раза в день ходит туристический автобус TLC по маршруту Блуа – Шамбор – Шеверни – Блуа.

История

Шамбор – один из самых прекрасных ренессансных замков Долины Луары. Местность, на которой он возвышается, принадлежала в Х веке графам Блуа, Шампани и Шатийона. В 1392 году она была приобретена Людовиком Орлеанским. Когда он взошел на трон под именем Людовика XII, домен стал собственностью французской Короны. Этот элегантный замок был построен кузеном и преемником Людовика XII - Франциском I, который в 1515 году в возрасте 20 лет стал королем Франции. Сразу же после своего вступления на престол Франциск отправился на покорение Миланской провинции в Италии, которую не сумел сохранить его предшественник.

После возвращения во Францию молодой и честолюбивый король, одержавший победу в сражении у города Мариньян, страстно увлеченный итальянской архитектурой эпохи Возрождения и охотой, начинает строительство замка Шамбор.

Франциска очень привлекала личность Лоренцо Великолепного, крупного политика и щедрого флорентийского мецената. После взятия Милана Франциску I посчастливилось увидеть архитектурные шедевры Северной Италии. Тогда же он пригласил во Францию Леонардо да Винчи. Страстное желание короля увидеть здание, которое могло бы соединить в себе стиль итальянского Возрождения с традиционным французским стилем, было удовлетворено лишь частично реконструкцией замка Блуа. Леонардо да Винчи в 1517 году работал над проектом замка, который так никогда и не был осуществлен, так как в 1519 году художник умер в Кло-Люсе вблизи Амбуаза. В этот же год были начаты строительные работы по возведению здания, предназначавшегося для того, чтобы стать украшением охотничьего поместья Шамбор.

Начиная стройку, архитекторы Франциска приняли за основу типичный для замков позднего средневековья план: центральная укрепленная башня (донжон), расположенная внутри крепостных стен. Старинное крепостное сооружение было снесено, чтобы уступить место новому замку. В строительных работах по возведению и дальнейшему расширению здания, начатых с 1526 года, было занято более 1800 человек. Имя архитектора, создавшего этот проект, до нас не дошло, но анализ каркасных сооружений обнаруживает огромное влияние Леонардо да Винчи и явное сходство с некоторыми разработками Доменико да Кортона.

Во время своего пребывания во Франции в правление Карла VIII Доменико да Кортона выполнил в дереве макет замка с квадратным донжоном и с большими крестообразно расположенными залами, разделявшими каждый этаж на четыре сектора с идентичными апартаментами. По проекту на одной из линий креста была расположена лестница с прямыми маршами, соединявшая все этажи. Жилой корпус замка Шамбор кажется очень похожим на этот макет замка и таким образом имеет все основания относиться к итальянской архитектуре классического направления. План в форме креста не использовался со времен античности, и только Браманте сумел возродить его к жизни в 1507 году в базилике Св. Петра в Риме. В кессонированном потолке также чувствуется влияние этого выдающегося памятника церковного зодчества. Разделение этажей на самостоятельные, но идентичные апартаменты свидетельствует о сильном влиянии тосканских вилл той эпохи, тогда как большие террасы и великолепная винтовая лестница, помещенная в центре крестообразно расположенных залов, обнаруживают влияние стиля Леонардо да Винчи. Этот тип лестницы, хотя и имеет отношение к средневековой традиционной схеме, отличается от нее своим оригинальным разделением на два, не соединяющихся друг с другом витка с многочисленными открытыми проемами по рукавам коридоров. Другая связь с французской средневековой традицией выражена в угловых башнях жилого корпуса, органично включенных в здание.

Работы продолжались в течение многих лет. При Франциске I построили донжон, но король за все 32 года своего правления провел в замке в общей сложности 42 дня. В 1537 году был закончен жилой корпус, а в 1540 году построено два этажа в крыле с королевскими апартаментами, нижний этаж крыла с капеллой и стены прилегающих служебных построек; и только в 1547 году после смерти короля было закончено строительство крыла с королевскими апартаментами. В это же время капелла была возведена на уровень второго этажа, 12 лет спустя к ней был добавлен третий этаж, но здание оставалось без кровли вплоть до 1684 года.

Жизнь в замке протекала в основном на лестницах и в крестообразно расположенных залах. Чтобы подняться на тот или иной этаж, обитатели замка, кроме центральной лестницы, могли воспользоваться и другими винтовыми лестницами, построенными в угловых башнях. На нижнем этаже располагались туалетные и ванные комнаты.

Франциск I бывал в Шамборе только наездами, приезжая туда вместе со своей второй супругой Элеонорой Габсбургской и своей фавориткой Анной д"Эйи. За исключением официальных встреч, он наведывался в замок только раз в два года на несколько недель охотничьего сезона. В распоряжении французской Короны было множество других замков, и перемещения короля и его двора были довольно частыми. В ту эпоху перевозили мебель и гобелены из одного замка в другой; гобелены служили в основном для обогрева апартаментов, остававшихся запертыми во время "мертвых сезонов".

Хотя замок не был тогда полностью готов, в нем в 1539 году с пышностью и размахом прошли торжества по случаю визита императора Священной Римской империи германской нации Карла V. С особым размахом и пышностью прошло это парадное торжество, организованное церемониймейстером – бароном Монморанси. Императорская свита, предваряемая юными девушками, разбрасывающими лепестки цветов, была в таком восхищении от замка и его интерьеров, что определила его как "синтез всего самого прекрасного, на что способен человеческий гений". Франциск I, чрезвычайно ценивший женскую красоту, приблизил к своему двору 27 девушек благородного происхождения, множество девушек украшало также и свиту королевы. Король утверждал, что "двор без женщин, как год без весны, а весна без роз". Однако осенью 1545 года он с грустью написал алмазом своего перстня на стекле окна: "Как часто женщины непостоянны, безумен тот, кто верит им...".

После смерти короля двор переехал в Париж. Генрих II, сын Франциска I, продолжил работы в замке. Так, он занялся постройкой третьего этажа капеллы, а также других частей замка, которые приказал украсить своей монограммой. Именно в замке Шамбор в 1552 году был подписан договор, подтверждавший присоединение к французской Короне трех епископств - Меца, Туля и Вердена, которые ранее ей принадлежали.

В 1559 году, после смерти Генриха II, в работах снова наступила остановка, хотя его вдова Екатерина Медичи иногда приезжала в замок вместе со своими детьми. Карл IX очень любил охоту; по этому поводу сохранилось множество историй, свидетельствующих о силе и ловкости короля как всадника и охотника. Рассказывали, например, что он преследовал оленя до его полного изнеможения, не спуская свору собак. Другой раз, проскакав без устали 10 часов и загнав пять лошадей, он так громко дунул в свой рог, что из того потекла кровь.

Генрих III и Генрих IV охоту не любили, а потому посещали замок крайне редко – замок оставался незанятым в течение 50 лет.

В 1626 году Людовик XIII уступил графство Блуа, куда входил и Шамбор, своему брату Гастону Орлеанскому. Этот дар проистекал не столько из родственных чувств, сколько из стремления привязать к себе брата, верность которого не всегда выдерживала испытания. Гастон Орлеанский, став хозяином замка, возобновил работы по его обновлению; рассказывают, что он любил играть со своей дочерью, будущей "Великой Мадемуазель", на центральной лестнице замка, поднимаясь и спускаясь по ее ступеням, тогда как малышка, бегая по другому витку лестницы, никак не могла его поймать.

Позднее Шамбор был вновь присоединен к владениям французской Короны. Людовик XIV, посетивший замок всего девять раз, произвел там, однако, большие преобразования. Так, он не пожелал жить в старом крыле Франциска I, а разместился в новых апартаментах, возведенных перед замком. Начиная с 1680 года, резиденцию обогатили новые залы второго этажа и роскошное внутреннее убранство, в это же время был оформлен новый монументальный вход, украшенный фронтоном. Окружавшая замок территория, покрытая дикорастущими травами и кустарником, была частично преобразована в парк.

В 1669 году Мольер и Люлли создали здесь своего "Господина де Пурсоньяка". Они разыграли эту пьесу в замке перед королем еще до премьеры. В связи с недомоганием одного из актеров Люлли в последний момент дал согласие сыграть роль одного из врачей, чтобы не лишить суверена его любимого удовольствия. Однако, невзирая на бесспорный талант комика и обилие буффонадных сцен, Люлли заметил, что Людовик XIV не смеется; даже сцена с врачами не смогла развеселить короля. Тогда Люлли отважился на импровизацию: подойдя к краю сцены, он прыгнул на клавесин в оркестре, который разбился с огромным грохотом на тысячу мелких частей. Только после этого король разразился смехом и принялся аплодировать: отныне успех спектаклю был обеспечен. На следующий год в замке давали другую пьесу Мольера "Мещанин во дворянстве".

Шамбор был также свидетелем зарождающейся страсти "Великой Мадемуазель" к Лозену; Анна Мария Луиза Орлеанская сделала свой выбор, написав имя своего избранника кончиком пальца на зеркале.

Людовик XIV, увлеченный военными проектами, не довел строительные работы до конца. Охотничьи угодья постепенно преобразовывались в парк. В 1725 году Людовик XV передал Шамбор своему тестю – потерявшему свой польский трон королю Станиславу Лещинскому, продолжившему совершенствовать резиденцию вплоть до того момента, как он занял трон герцогства Лотарингского.

Двадцать лет спустя, в 1745 году, замок перешел к маршалу Морису Саксонскому, покорителю Праги, Фонтенуа, Рокура и Лоуфельда. Он ввел в замок волонтеров своего полка, состоявшего из поляков, венгров, турок и татар, одетых в блестящие униформы, и Шефскую роту мартиникцев на белых украинских лошадях. В 1750 году маршал, питавший слабость к прекрасному полу, умер при загадочных обстоятельствах; по официальной версии, это случилось от, якобы, запущенной простуды, однако ходили слухи, что любовная страсть, вспыхнувшая между маршалом и принцессой Конти, стала причиной того, что герой Рокура был сражен ударом шпаги принца. После его смерти в знак траура пушки замка стреляли каждые четверть часа в течение шести дней.

Сменив многочисленных владельцев, замок попал под карающий меч Революции, когда он чуть не был разрушен; в 1793 году все его великолепное убранство было вывезено. Жители близлежащего городка постановили разобрать эту "ненормальную громаду на камень и построить дома для патриотов", что и попытались сделать. Положение замка, уже бывшее критическим, не улучшилось во времена Наполеона, когда он перешел в руки маршала Бертье.

В 1821 году легитимисты выкупили замок и преподнесли его в подарок внуку Карла Х герцог Бордо, принявший титул графа Шамбор. Последний представитель династии Бурбонов был своеобразным живым символом партии роялистов, стремившейся к реставрации монархии. Он мог бы стать королем под именем Георга V, но ответил на все предложения отказом, хотя и сохранил до самой смерти, наступившей в изгнании в 1883 году, верность белому флагу с золотыми лилиями.

С 1932 года Шамбор принадлежит государству. В 1948 году леса вокруг замка получили статус национального парка. Около пяти тысяч деревьев, тенистые аллеи составляют роскошное зеленое обрамление белокаменного дворца. В пейзаже дворец встает как видение, "сказочные чертоги Багдада и Кашмира" (А. де Виньи). Он не мыслим без своего окружения. Если средневековые замки, суровые и угрюмые, казались чуждыми пейзажной среде, то тут мы видим иное. И цвет земли, и зелень леса, наползающие с Луары, создают свое настроение, свою особую атмосферу.

Говорят, будто бы в ненастную погоду, когда молнии разрезают ночное небо, а в лесу протяжно завывает ветер, на тихих аллеях парка можно встретить загадочного всадника, несущегося на черном коне. Это призрак графа Тибальда, обитающий в замке и выезжающий поохотиться в Шамборском лесу в ненастные ночи. История призрака загадочна и противоречива. Кто-то рассказывает, что граф погиб в лесу во время страшной, внезапно разразившейся грозы. Кто-то утверждает, что он пал жертвой дворцовых интриг и был предательски убит во время охоты… Сам призрак не опасен, однако его внезапно появляющийся из темноты и несущийся напролом силуэт может здорово напугать.

По замку

От турникетов касс к королевскому крылу замка ведет посыпанная гравием дорога. При входе есть информационный офис, где можно взять напрокат аудиогид или бесплатную брошюру на русском языке.

Архитекторы планировали строить крепость, поэтому стены здесь толстые, потолки высокие, залы сырые и холодные. Их должны были обогревать 365 каминов, расположенные в опочивальнях (их количество совпадает с числом дней в году). В замке три этажа, более 440 помещений. И хотя в ходе работ Шамбор попытались превратить в комфортное жилье, внутреннее устройство все-таки больше подходит для обороны от врагов, чем для отдыха.

Сердце замка – донжон – квадратное в плане помещение с круглыми башнями по углам. Конечно, это сооружение уже не было рассчитано на оборону. Своими монументальными формами он должен символизироваться величие власти владельца. Впрочем, согласно традиции, перед замком был вырыт глубокий ров с водой (засыпан в XVIII веке) и установлен подъемный мост.

Ограждение замка имеет прямоугольную форму. Две круглые башни ограждения, фланкирующие центральный въезд, позже названы "Королевским", были невысокими, с плоской крышей, так что там могла находиться стража с приданными ей легкими пушками. Две другие башни, завершенные высокими коническими кровлями, уже связывались с композицией противоположного, северо-западного фасада, который стал основным. Во внутренних углах их разместились винтовые лестницы, напоминавшие лестницу в замке Блуа.

Этот фасад, включающий и фасад донжона с двумя угловыми башнями, выходил на сторону зеленого партера, ограниченного речкой Коссон, что имело и некоторое фортификационное значение.

Северо-западный фасад предстает и самым величественным во всей композиции дворца. Три этажа донжона, сложенного из крупных блоков луарского известняка, декорированы плоскими пилястрами, украшенными в свою очередь арабесковыми орнаментами в итальянском вкусе. Многоярусная ордерная декорация, как бы наложенная на массив стен, дает новый эффект – структурную упорядоченность форм. Большие окна разрушают массив стен, придавая всему облику здания праздничный вид, существенно меняя представление о донжоне как крепости. При этом строители все же еще не чувствовали органической связи декора и конструкции: расстановка пилястр и оконных проемов осуществлялась без взаимного соответствия, довольно произвольно, случайно. Антаблементы, поэтажные тяги, большие окна создавали свой ритм, ориентированный уже не столько в высоту, сколько в ширину.

Донжон соединялся с угловыми башнями ограждения двора двумя галереями на мощных аркадах. Такие аркады – опять-таки новый мотив для французской архитектуры, но он лучше согласовывается с основными формами, корреспондируя им своей масштабностью и пластикой. Надстройка двух этажей над аркадами относится к последнему периоду строительства. Благодаря этому появился единый монументальный фронт фасада, который и стал восприниматься как основной. Длина такого фасада составила 156 метро. Несомненно, зодчим удалось добиться впечатления торжественного величия, и такой архитектурный образ символически утверждал триумф короля, его власти.

Знаменитая двойная спиральная лестница в центре замка поднимается с первого этажа до светового фонаря, возвышающегося над крышей. Двойные спирали ее маршей заключены в восьмигранник, образующий мощный ствол. Это словно самостоятельный павильон, стоящий в центре греческого равноконечного креста пересекающихся сводчатых залов – "Залов Стражи".

Такая необычная архитектурная фантазия создавала своеобразный игровой лабиринт в духе новых светских затей, что существенно отличало эту лестницу от ее прототипа – лестницы с двумя самостоятельными маршами в парижской церкви св. Бернардена. В отличие от примеров готического зодчества, придававших лестнице служебное назначение и заключавших ее в каменный футляр, здесь лестница занимает центральное положение в композиции интерьерного пространства, являясь его лучшим украшением. Белый камень с берегов Шера и Эндра, который заставлял фасады дворца светиться на солнце, подобно кристаллу, в интерьере с приглушенным освещением, открывается иными своими качествами – почти скульптурной пластичностью всех элементов, мягко прорисовывая каждую деталь.

Поднимаясь по одному ряду ступеней и спускаясь по другому, каждый раз можно по-новому воспринимать одно и то же пространство интерьера. Крестообразные переходы, наподобие мостиков, ведут от ступеней лестницы на второй этаж. Сама же она поднимается в башнеобразный фонарь, возвышающийся на террасе донжона. Кессонированные своды лестницы содержат, чередуясь в шахматном порядке инициал F и изображение саламандры (символы Франциска I).

Раньше своды были, видимо, полихромными, даже с использованием позолоты, что еще больше усиливало чувство нарядной декоративности, присущей всему облику здания. Стоит вспомнить в этой связи и о восьмистах капителях замка, расположенных как в интерьере, так и на фасадах. Изображения сирень, львов, сатиров, драконов, всевозможные зоологические и флоральные гротески составляют необычный мифологических словарь, отдельные понятия которого, если верно их расшифровать, помогут объяснить весь характер Шамбора, с его фантазией, зрелищностью, светскими забавами, охотами и турнирами.

На каждый спиральный марш есть свой вход. Человек, поднимающийся по "своей" спирали, может увидеть идущего по другой только сквозь небольшие окна, но встретиться друг с другом они не смогут. Эта лестница, несомненно, имеет отношение к проекту замка Леонардо да Винчи с его лестницей из четырех маршей, накладывающихся друг на друга, но нигде не пересекающихся. Очень возможно, что лестница Леонардо да Винчи и задумывалась для замка Шамбор, но впоследствии в процессе строительства была упрощена.

На каждом этаже вокруг лестницы в форме креста расположены четыре вестибюля. Эти залы ведут к четырем совершенно одинаковым апартаментам, что стало чрезвычайно необычной планировкой для Франции.

План замка, строго симметричный, имеет символическое значение: жилой корпус с его идентичными апартаментами, предназначавшимися для дворцовой знати, был расположен между королевским крылом и крылом с молельней, то есть между властью земной – преходящей, и властью небесной – вечной. Другие аналогии возникают при внимательном изучении парка: деревья высоких строевых лесов символизируют собой французский народ, защищенный границами страны, представленными круглой крепостной стеной, длиной в 33 километра...

Все апартаменты, расположенные на разных этажах донжона, выходят окнами во внутренние помещения, образующие крест с лестницей в центре. Для удобства посетителей в замке развешаны информационные указатели.

Жилой корпус являлся резиденцией двора; на каждом из трех его этажей находились крестообразно расположенные залы, в которых протекала повседневная жизнь обитателей замка. На третьем этаже в залах с кессонированными и сводчатыми потолками устраивались балы. В секторах, разделенных перекладинами креста, размещалось по четыре апартамента на каждом этаже, а четыре других находились в угловых башнях. Апартаменты включали в себя одну большую залу той же высоты, что и этаж, и две другие комнаты - спальню и гардеробную, над которыми располагались комнаты прислуги. Большая часть комнат, а точнее 365 из 440, были снабжены каминами, дающими возможность автономного отопления.

Первый этаж

Здесь находится вход в часовню (западное крыло), вход в королевское (восточное) крыло, выставка карет и выставка скульптуры.

В помещении для карет собраны конные экипажи. Они никогда не использовались, так как были заказаны графом Шамбор у каретного мастера Биндера в 1871 году специально для торжественного въезда нового короля в Париж, который так и не состоялся. Седла и прочие шорные изделия были выполнены знаменитой парижской фирмой Гермес.

Для желающих ознакомиться с историей замка на первом этаже расположен кинозал , где демонстрируется 15-минутный фильм. На французском, английском или итальянском языках он поведает об основных этапах истории с строительства замка. Этот документальный фильм станет нелишним вступлением в экскурсию по Шамбору.

Скульптурное убранство интерьеров замка, выполненное в 1525-1550 гг., явно тяготеет к итальянскому классическому искусству. Резьба капителей классического ордера обнаруживает, однако, типично французский вкус.

Второй этаж

На втором этаже посетители могут ознакомиться с различными вариантами обстановки жилых помещений замка с XVI по XIX века, благодаря воссозданию элементов интерьера тех времен.

Покои Франциска I расположены в восточном крыле. Это легко заметить по многочисленным изображениям лилий и саламандры (королевского геральдического символа), используемых во внешней и внутренней отделке, например, на двери:

Поначалу Франциск размещался в донжоне, но вскоре решил перебраться в восточное крыло здания, в которое ведут галерея и наружная винтовая лестница. В это крыло входят одна комната, два кабинета, небольшая молельня и зал заседаний.

Королевская кровать.

Это добавление, хотя и не предусмотренное в первоначальном проекте, прекрасно вписалось в общий ансамбль по стилю, замыслу и пропорциям уже существовавшего здания. Для разработки проекта был использован модуль, соответствующий каждой стороне жилого корпуса, модуль, увеличенный в три и в два раза, чтобы таким образом достигнуть необходимой ширины и глубины построек. Королевский зал, во времена Франциска занимавший всё крыло площадью в 270 кв.м, но в XVII веке Гастон Орлеанский (брат Людовика XIII) разделил его на несколько помещений.

Апартаменты короля, расположенные в северо-восточном углу, включали две дополнительные комнаты: огромный вытянутый зал, предназначавшийся для официальных приемов, освещенный чередой окон, похожих на окна некоторых залов дворца Фонтенбло, и другой, меньших размеров зал, в который можно было подняться по лестнице. Этот зал, служивший рабочим кабинетом , был выполнен в стиле итальянского Возрождения. Кессонированный потолок зала, с двух сторон освещаемого окнами, прорезанными в стенах, украшен скульптурными рельефами, воспроизводящими саламандру и букву F – эмблему короля Франциска I. Саламандры символизируют девиз короля "Nutrsco et extinguo", что можно перевести как "я питаюсь (хорошим огнем) и гашу (плохой огонь)".

Парадные апартаменты были созданы в 1680 году, когда две отдельные квартиры, расположенные вдоль северного фасада здания, были объединены в одну для приведения замка в соответствие правилам этикета, которые были введены при царствовании Людовика XIV. Поэтому северный вестибюль был устранен. Зал охраны, первая и вторая прихожая, парадный зал и частные апартаменты переходят одна в другую, как в Версале. Оформление парадных апартаментов, которое вы видите сегодня, было выполнено по заказу маршала Саксонского в XVIII веке. Меблировка была восстановлена по этому последнему известному состоянию помещений.

Есть гобелены и портреты известных исторических личностей и мраморный бюст самого Людовика.

Королевскую часовню (вход с первого этажа), занимающую западную башню Шамбор, начали строить при Франциске I, а заканчивал при Людовике XIV архитектор Версаля Ж.А Мансар. Ее архитектурное решение также навеяно итальянским искусством, восходящим к античности: две парные колонны дорического ордера и фронтоны соединяются на верху большого свода, который в первоначальном проекте имел также кессонированную декорировку. Зал часовни необыкновенных размеров представляет собой самое большое помещение замка.

Апартаменты королевы , в которых по очереди жили две супруги Людовика XIV, Мария-Тереза Австрийская и маркиза де Ментенон, расположены в башне по соседству с апартаментами короля. Оки так же состояли из зала охраны, двух прихожих, зала и частных апартаментов. В XIX веке одна из прихожих была переделана в столовую по заказу герцогини де Берри.

Апартаменты XVIII века видели самое оживленное время в жизни замка – в течение целых 12 лет их занимали приближенные персоны Станислава Лещинского и маршала Саксонского. Критерии комфорта значительно изменились со времен Франциска I: чтобы обеспечить достаточное отопление замка, объем залов был уменьшен путем их разделения на несколько помещений, создания ниш и опускания потолков. В больших каминах XVI века были устроены камины более скромных размеров. Здесь воссоздана обстановка эпохи Просвещения.

Польская кровать из "комнаты олеандров".

Печь маршала Саксонского.

Жилые помещения были переоборудованы и под Музей графа Шамбор – последнего владельца замка и последнего из прямых потомков Людовика XVI – в память об одном из важных периодов истории Франции. Граф Шамбор оставался владельцем замка с 1821 года до самой смерти в 1883 году, но он провел в нем всего лишь три дня. Он должен был вступить на престол Франции в 1871 году после поражения Франции в войне с Пруссией. Отказавшись от трона, граф отправился в изгнание, и во Франции была провозглашена Третья Республика. Среди экспонатов музея – коллекция военных игрушек графа, его посуда и столовое серебро, его парадная кровать, а также серия гравюр и портретов, которые принадлежали его матери, герцогине де Берри.

Галерея миниатюрных пушек.

Кровать графа де Шамбор, выполненная в Нанте в 1873 году Эмилем Пуансоном.

Третий этаж

Весь третий этаж донжона занимает Музей охоты и природы с коллекцией оружия и работами художников-анималистов. Ведь Шамбор существует только благодаря увлечению Франциска I охотой. Основная идея экспозиции показать, как охота из занятия необходимого превратилась в жестокое развлечение. Северное крыло воскрешает в памяти различные виды охоты, которые существовали в XVI веке. В остальных помещениях представлены коллекции ковров со сценами из древних мифов об охоте, которые свидетельствуют о неисчерпаемом источнике вдохновения, которым является для художников охота.

Однако интереснее всего здесь выглядят кессонные потолки вестибюлей. Они украшены изображениями саламандры и буквы F - первой буквы в имени Франциска.

Терраса

Особую нарядность и необычность замку придавала терраса – игрушечный городок на крыше со своими улицами площадями, образованными шпилями, каминными трубами и башнями.

Центр городка – световой фонарь высотой 32 м, венчающий винтовую лестницу. На его вершине – геральдическая лилия.

Изначально этот фонарь был сквозным, витражи являются более поздним добавлением. Купол фонаря поддерживают выступающие сводчатые арки средневекового происхождения.

Башенки крыты черным сланцем, отливающим на солнце цветом вороненой стали, что усиливало – по сравнению с белизной камня – выразительность декора. Общая пирамидальность композиции отдельных форм, сгруппированных на крыше, подчеркивалась и шпилями угловых башен. Архитекторы смело отказались от традиционных элементов завершения донжона (таких, как дозорная галерея, машикули, навесные бойницы), создав прообраз последующих бельведеров.

Небольшой городок на крыше замка имел свои улицы, маленькие площади. Общество, собиравшееся на террасе, могло следить за охотой, за проводимыми внизу военными парадами, праздникам, турнирами. Это было место светского общения хозяина и гостей. Весь донжон мог, таким образом, восприниматься лишь как монументальный цоколь для всей этой террасы. Контраст мощных форм самого донжона и затейливых архитектурных гротесков, завершающих композиции, – важный момент художественной выразительности дворца в Шамборе.

Необычное, сложное по силуэту завершение замка Шатобриан сравнивал с женскими волосами, развевающимися по ветру. Поэт Альфред де Виньи писал о "покорном" камне, который воплотил "капризы воображения". Есть и версия сходства силуэта замка с императорской короной, о которой так мечтал Франциск I, но которую так и не получил.

Поместье, окруженное оградой протяженностью в 32 км и шестью воротами, простирается на 5440 гектаров – это площадь Парижа в черте города. На сегодняшний день оно представляет собой самый большой огороженный лесопарк в Европе. В государственном охотничьем заповеднике Шамбор на полной свободе живут многочисленные дикие животные. В информационном бюро замка можно взять карту поместья и совершить прогулку по обозначенным тропам в доступной для общественности части парка площадью 800 га. Если повезет, во время прогулки вы можете встретить кабанов и оленей.

Когда герцог Орлеанский взошел на трон под именем Людовика XII, домен стал собственностью французской Короны. Этот элегантный замок был построен кузеном и преемником Людовика XII - Франциском I, который в 1515 году в возрасте 20 лет стал королем Франции.

Франциск I. Портрет работы Жана Клуэ, 1525, Лувр


После взятия Милана Франциску I посчастливилось увидеть архитектурные шедевры Северной Италии и тогда же он пригласил во Францию Леонардо да Винчи.

Страстное желание короля увидеть здание, которое могло бы соединить в себе стиль итальянского Возрождения с традиционным французским стилем было удовлетворено лишь частично с реконструкцией замка.

Леонардо да Винчи в 1517 году работал над проектом замка, который так никогда и не был осуществлен; в 1519 году он умер в Кло-Люсе вблизи Амбуаза.

Francois I with Leonardo da Vinciin 1519

В этот же год были начаты строительные работы по возведению здания, предназначавшегося для того, чтобы стать украшением охотничьего поместья Шамбор. Старинное крепостное сооружение было снесено, чтобы уступить место новому замку.

План замка

В строительных работах по возведению и дальнейшему расширению здания, начатых с 1526 года, было занято более 1800 человек.

Имя архитектора, создавшего этот проект, до нас не дошло, но анализ каркасных сооружений обнаруживает огромное влияние Леонардо да Винчи и явное сходство с некоторыми разработками Доменико да Кортона.

Архитекторы планировали строить крепость, поэтому стены здесь толстые, потолки высокие, залы сырые и холодные.

Пьер-Дени Мартен - Вид на замок Шамбор со стороны парка 1722

Их должны были обогревать 365 каминов, расположенные в опочивальнях (их количество совпадает с числом дней в году). В замке три этажа, более 440 помещений.

И хотя в ходе работ Шамбор попытались превратить в комфортное жилье, внутреннее устройство все-таки больше подходит для обороны от врагов, чем для отдыха.

Старый чертеж замка Шамбор, юго-восточная сторона Дата 1749

Сердце замка - донжон - квадратное в плане помещение с круглыми башнями по углам. Конечно, это сооружение уже не было рассчитано на оборону. Своими монументальными формами он должен символизироваться величие власти владельца. Впрочем, согласно традиции, перед замком был вырыт глубокий ров с водой (засыпан в XVIII веке) и установлен подъемный мост.

Ограждение замка имеет прямоугольную форму. Две круглые башни ограждения, фланкирующие центральный въезд, позже названы "Королевским", были невысокими, с плоской крышей, так что там могла находиться стража с приданными ей легкими пушками. Две другие башни, завершенные высокими коническими кровлями, уже связывались с композицией противоположного, северо-западного фасада, который стал основным. Во внутренних углах их разместились винтовые лестницы, напоминавшие лестницу в замке Блуа.

Знаменитая двойная спиральная лестница в центре замка поднимается с первого этажа до светового фонаря, возвышающегося над крышей. Двойные спирали ее маршей заключены в восьмигранник, образующий мощный ствол. Это словно самостоятельный павильон, стоящий в центре греческого равноконечного креста пересекающихся сводчатых залов - "Залов Стражи".

Такая необычная архитектурная фантазия создавала своеобразный игровой лабиринт в духе новых светских затей, что существенно отличало эту лестницу от ее прототипа - лестницы с двумя самостоятельными маршами в парижской церкви св. Бернардена. В отличие от примеров готического зодчества, придававших лестнице служебное назначение и заключавших ее в каменный футляр, здесь лестница занимает центральное положение в композиции интерьерного пространства, являясь его лучшим украшением. Белый камень с берегов Шера и Эндра, который заставлял фасады дворца светиться на солнце, подобно кристаллу, в интерьере с приглушенным освещением, открывается иными своими качествами - почти скульптурной пластичностью всех элементов, мягко прорисовывая каждую деталь.

Поднимаясь по одному ряду ступеней и спускаясь по другому, каждый раз можно по-новому воспринимать одно и то же пространство интерьера. Крестообразные переходы, наподобие мостиков, ведут от ступеней лестницы на второй этаж. Сама же она поднимается в башнеобразный фонарь, возвышающийся на террасе донжона. Кессонированные своды лестницы содержат, чередуясь в шахматном порядке инициал F и изображение саламандры (символы Франциска I).

На каждый спиральный марш есть свой вход.

Панорамный вид двойной спирали лестницы.

Человек, поднимающийся по "своей" спирали, может увидеть идущего по другой только сквозь небольшие окна, но встретиться друг с другом они не смогут. Эта лестница, несомненно, имеет отношение к проекту замка Леонардо да Винчи с его лестницей из четырех маршей, накладывающихся друг на друга, но нигде не пересекающихся. Очень возможно, что лестница Леонардо да Винчи и задумывалась для замка Шамбор, но впоследствии в процессе строительства была упрощена.

План замка, строго симметричный, имеет символическое значение: жилой корпус с его идентичными апартаментами, предназначавшимися для дворцовой знати, был расположен между королевским крылом и крылом с молельней, то есть между властью земной - преходящей, и властью небесной - вечной. Другие аналогии возникают при внимательном изучении парка: деревья высоких строевых лесов символизируют собой французский народ, защищенный границами страны, представленными круглой крепостной стеной, длиной в 33 километра...

Все апартаменты, расположенные на разных этажах донжона, выходят окнами во внутренние помещения, образующие крест с лестницей в центре.

Жилой корпус являлся резиденцией двора; на каждом из трех его этажей находились крестообразно расположенные залы, в которых протекала повседневная жизнь обитателей замка. На третьем этаже в залах с кессонированными и сводчатыми потолками устраивались балы. В секторах, разделенных перекладинами креста, размещалось по четыре апартамента на каждом этаже, а четыре других находились в угловых башнях. Апартаменты включали в себя одну большую залу той же высоты, что и этаж, и две другие комнаты - спальню и гардеробную, над которыми располагались комнаты прислуги. Большая часть комнат, а точнее 365 из 440, были снабжены каминами, дающими возможность автономного отопления.

Первый этаж

Здесь находится вход в часовню (западное крыло), вход в королевское (восточное) крыло, выставка карет и выставка скульптуры.
В помещении для карет собраны конные экипажи. Они никогда не использовались, так как были заказаны графом Шамбор у каретного мастера Биндера в 1871 году специально для торжественного въезда нового короля в Париж, который так и не состоялся. Седла и прочие шорные изделия были выполнены знаменитой парижской фирмой Гермес.

Скульптурное убранство интерьеров замка, выполненное в 1525-1550 гг., явно тяготеет к итальянскому классическому искусству. Резьба капителей классического ордера обнаруживает, однако, типично французский вкус.

Statue of Madame Élisabeth 1792Sister of Louis XVI

Второй этаж

На втором этаже посетители могут ознакомиться с различными вариантами обстановки жилых помещений замка с XVI по XIX века, благодаря воссозданию элементов интерьера тех времен.

Камин на втором этаже замка Шамбор

Покои Франциска I расположены в восточном крыле. Это легко заметить по многочисленным изображениям лилий и саламандры (королевского геральдического символа), используемых во внешней и внутренней отделке, например, на двери:

Поначалу Франциск размещался в донжоне, но вскоре решил перебраться в восточное крыло здания, в которое ведут галерея и наружная винтовая лестница. В это крыло входят одна комната, два кабинета, небольшая молельня и зал заседаний.

Королевская кровать

The royal statue of King Francis I (1494-1547)

Апартаменты короля , расположенные в северо-восточном углу, включали две дополнительные комнаты: огромный вытянутый зал, предназначавшийся для официальных приемов, освещенный чередой окон, похожих на окна некоторых залов дворца Фонтенбло, и другой, меньших размеров зал, в который можно было подняться по лестнице. Этот зал, служивший рабочим кабинетом, был выполнен в стиле итальянского Возрождения. Кессонированный потолок зала, с двух сторон освещаемого окнами, прорезанными в стенах, украшен скульптурными рельефами, воспроизводящими саламандру и букву F - эмблему короля Франциска I. Саламандры символизируют девиз короля "Nutrsco et extinguo", что можно перевести как "я питаюсь (хорошим огнем) и гашу (плохой огонь)".

Рабочий кабинет Франциска I

Парадные апартаменты были созданы в 1680 году, когда две отдельные квартиры, расположенные вдоль северного фасада здания, были объединены в одну для приведения замка в соответствие правилам этикета, которые были введены при царствовании Людовика XIV.

Парадные апартаменты 1861 г.

Поэтому северный вестибюль был устранен. Зал охраны, первая и вторая прихожая, парадный зал и частные апартаменты переходят одна в другую, как в Версале. Оформление парадных апартаментов, которое вы видите сегодня, было выполнено по заказу маршала Саксонского в XVIII веке. Меблировка была восстановлена по этому последнему известному состоянию помещений.

Есть гобелены и портреты известных исторических личностей и мраморный бюст самого Людовика.

Королевскую часовню (вход с первого этажа), занимающую западную башню Шамбор, начали строить при Франциске I, а заканчивал при Людовике XIV архитектор Версаля Ж.А Мансар. Ее архитектурное решение также навеяно итальянским искусством, восходящим к античности: две парные колонны дорического ордера и фронтоны соединяются на верху большого свода, который в первоначальном проекте имел также кессонированную декорировку. Зал часовни необыкновенных размеров представляет собой самое большое помещение замка.

Апартаменты королевы , в которых по очереди жили две супруги Людовика XIV, Мария-Тереза Австрийская и маркиза де Ментенон, расположены в башне по соседству с апартаментами короля. Они так же состояли из зала охраны, двух прихожих, зала и частных апартаментов. В XIX веке одна из прихожих была переделана в столовую по заказу герцогини де Берри.

Апартаменты XVIII века видели самое оживленное время в жизни замка - в течение целых 12 лет их занимали приближенные персоны Станислава Лещинского и маршала Саксонского. Критерии комфорта значительно изменились со времен Франциска I: чтобы обеспечить достаточное отопление замка, объем залов был уменьшен путем их разделения на несколько помещений, создания ниш и опускания потолков. В больших каминах XVI века были устроены камины более скромных размеров. Здесь воссоздана обстановка эпохи Просвещения.

Польская кровать из "комнаты олеандров"

Печь с гербом маршала Саксонского

Жилые помещения были переоборудованы и под Музей графа Шамбор - последнего владельца замка и последнего из прямых потомков Людовика XVI - в память об одном из важных периодов истории Франции. Граф Шамбор оставался владельцем замка с 1821 года до самой смерти в 1883 году, но он провел в нем всего лишь три дня. Он должен был вступить на престол Франции в 1871 году после поражения Франции в войне с Пруссией. Отказавшись от трона, граф отправился в изгнание, и во Франции была провозглашена Третья Республика. Среди экспонатов музея - коллекция военных игрушек графа, его посуда и столовое серебро, его парадная кровать, а также серия гравюр и портретов, которые принадлежали его матери, герцогине де Берри.

Галерея миниатюрных пушек

Кровать графа де Шамбор, выполненная в Нанте в 1873 году Эмилем Пуансоном


Цитата сообщения