Икона владимирская значение в чем помогает. Икона божией матери владимирская

Образ Владимирской Божией матери является одним из самых древних и почитаемых на Руси. Владимирская икона Богородицы считается покровительницей русского народа и самой России. Память Сретению Владимирской иконы Божией Матери отмечают 3 раза в году: 3 июня (21 мая ст. ст.), 6 июля (23 июня ст. ст.) и 8 сентября (26 августа ст. ст.).

В РДЦ в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы освящен храм в Нижегородской области.

В ДПЦ во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы освящена моленная в .

Единоверческий храм Владимирской иконы Пресвятой Богородицы находится в Московской области.

Образ Владимирской иконы Богородицы. Чудеса

В 1163–1164 годах по почину князя Андрея Боголюбского было составлено Сказание «О чюдесех Пресвятыя Богородицы Володимирьской иконы». Авторами-составителями его считаются священнослужители Успенского собора во Владимире: иереи Лазарь, Нестор и Микула, пришедшие с князем из Вышгорода, который он получил от отца своего Юрия Долгорукого после занятия им Киева. В Сказании приведено 10 чудес, которые совершились по молитвенному обращению к Богоматери перед Её Владимирской иконой.

  • Первое чудо : на пути князя Андрея из Вышгорода в Переславль на реке Вазузе проводник, искавший брод, вдруг оступился и стал тонуть, но он чудесно спасся по горячей молитве князя перед иконой, перевозимой им.
  • Второе : жена священника Микулы, ожидавшая ребенка, ради молитвы Владимирскому образу, спаслась от взбесившегося коня.
  • Третье : во Владимирском Успенском соборе человек с высохшей рукой обратился к Владимирской иконе Божией Матери и стал молиться со слезами и великой верой в чудесное исцеление. Князь Андрей Боголюбский и священник Нестор свидетельствовали, что они видели, как Сама Пречистая взяла больного за руку и держала ее до конца богослужения, после чего тот полностью исцелился.
  • Четвертое : супруга князя Андрея тяжело носила ребенка, роды были очень сложными. Тогда (в день праздника Успения Пресвятой Богородицы) Владимирскую икону Божией Матери омыли водой и дали эту воду выпить княгине, после чего она легко разрешилась сыном Юрием.
  • Пятое : спасение младенца от чародейства благодаря омовению водой от Владимирской иконы Божией Матери.
  • Шестое : исцеление сердечной больной из Мурома водой от Владимирской иконы.
  • Седьмое : исцеление от слепоты игуменьи Марии из Славятина монастыря около Переславля-Хмельницкого (Украина); ее брат, Борис Жидиславич, который был воеводой у князя Андрея, попросил у священника Лазаря дать ему воды от иконы, игуменья выпила ее с молитвой, помазала глаза и прозрела.
  • Восьмое : женщина Ефимия в течение семи лет страдала от болезни сердца. Узнав, по рассказам священника Лазаря, о целебных свойствах воды от Владимирской иконы Божией Матери, она послала с ним во Владимир к иконе многие золотые украшения. Получив святую воду, она выпила ее с молитвой и исцелилась.
  • Девятое : некая боярыня из Твери не могла трое суток разродиться и уже была при смерти; по совету того же Лазаря она дала обет святой Богородице Владимирской, и тогда роды быстро завершились благополучным рождением сына. В знак благодарности боярыня послала к Владимирскому образу многие драгоценные украшения.
  • Десятое : случилось, что Золотые ворота проездной башни Владимира, которая и сейчас находится в городе, упали, и под ними оказались 12 человек. Князь Андрей воззвал к Пречистой в молитве перед Владимирской иконой, и все 12 человек не только остались живы, но даже не получили каких-либо увечий.

Неразрывно и навечно слиты град Москва и чудотворный образ Божией Матери Владимирской. Сколько раз спасала Она белокаменную от врагов! Образ сей связал собою апостольские времена и Византию, Русь Киевскую и Владимирскую, а затем Московскую - Третий Рим, «а четвертому же не быти». Так промыслительно образовалось Московское государство, вобрав в себя мистическую связь с древними империями, исторический опыт, традиции иных православных земель и народов. Символом единения и преемственности стал чудотворный образ Владимирской.

Среди российских верующих наиболее любимой и почитаемой считается Владимирская икона Божией Матери. Ее значение для Руси огромно. Она не один раз спасала страну от вражеских нападений, благодаря ей русичи миновали порабощения.

История иконы

Церковное предание гласит, что святой Лик был написан апостолом и евангелистом Лукой после Вознесения Господа на Небо на обычной доске от стола, за которым трапезничали Мария, Иосиф и Иисус. До 450 года образ почивал на Иерусалимской земле, а затем был перенесен в Константинополь. В XII веке икона была принесена в дар патриархом Лукой Хризоверхом великому князю Юрию Долгорукому.

Владимирская икона Божией Матери

В иноческой обители града Вышгорода Лик прославился множеством чудотворных событий. Но в 1155 году Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, перевез икону во Владимир. По сему случаю святыня стала именоваться Владимирской. Образ был украшен золотом и серебром, жемчугом и драгоценными камнями.

В 1164 году во время военного похода князя Андрея против болгар, Богоматерь помогла русичам победить врага. Ее Лик сохранился даже в сильнейшем пожарище, бушевавшем в соборе. Она осталась цела и невредима при разорении города Батыем в 1237 году.

В 1395 году икона стала храниться в Москве, дабы она уцелела во время нашествия Тамерлана. Он вторгся в Рязанские земли, разорив их, и вскоре отправился на Москву, круша и разоряя всё, что встречалось на пути его следования. Великий князь Василий Дмитриевич собирал войска, в это же время был благословлен на пост и служение митрополит Киприан. Московский князь с митрополитом решили использовать духовные силы, поэтому образ Пречистой Девы был перенесен из Владимира в Москву. Хранилась икона в Успенском соборе Московского Кремля. Случилось чудо и Тамерлан вышел из Московских пределов. Как оказалось, во время Крестного хода с Владимирской Богородицей в Москву, паломники и люди, стоящие по обеим сторонам дороги по пути следования процессии, молили Богоматерь о даровании мира Русской Земле.

В свою очередь, Тамерлану случилось видение: он лицезрел огромную гору, с ее вершины спускались святители, держащие в руках златые жезлы. Над святителями возвышалась лучезарная Дева, повелевающая оставить ему российские пределы. Позже он понял, что Жена - это и есть Божия Матерь, христианская защитница и заступница. Он все понял и указал своему войску идти обратно. В память об этом событии было установлено церковное празднование иконы.

В 1480 году Богоматерь спасла Россию от нашествия войск хана Золотой Орды Ахмата. Русские войска встретились с татарами у реки Угры. Бойцы расположились по обе стороны реки и ждали начала атаки. Русские солдаты держали Владимирскую икону в руках и Царица Небесная обратила в бегство ордынское полчище. В честь чудесного события установлено второе празднование образа.

В 1521 году Казанский хан Махмет-Гирей двинулся на Москву. Местность, по которой прошли татары, представляла собой страшное зрелище: на месте городов и сел виднелись развалины, имущество жителей было разграблено, стариков и детей беспощадно били, а затем убивали или продавали в рабство. Нападение было неожиданным и люди очень боялись, что Москва будет также разорена. Тем временем хан достиг пределов Москвы и принялся сжигать город. Но вдруг случилось чудо и вражьи войска стали отступать от столицы. И снова помогла Богородица. По этому поводу Церковью установлено третье празднование.

Икона Владимирской Божьей Матери

Пред Владимирским ликом совершались важные события России:

  • избрание патриархов;
  • приношение присяги на верность Отчизне;
  • молебны перед военными походами.

А в начале Великой Отечественной войны люди денно и нощно умоляли Царицу Небесную о предстательстве Христовом. Даже сам Сталин ночью, украдкой от чужих глаз, приезжал в храм и молил Богоматерь о помощи, а затем дал распоряжение погрузить святой Лик в самолет и лично облетел с ним вокруг столицы.

Иконография образа

На иконе изображено нежное «общение» Матери Божией с Сыном - человеческая сторона семейственных отношений. Богородица и Младенец тесно соприкасаются, Иисус обнимает Марию за шею.

Особенностью Владимирской иконы считается изображение пяточки Младенца.

Икона имеет две стороны, на второй изображены престол и символы страстей. Эта идея неслучайна и означает предстоящую жертву Христа и оплакивание Сына Матерью.

Это интересно! Древних икон, подобных Владимирской, до наших дней не сохранилось. За много веков образ несколько раз реставрировался, на него наложено несколько слоев краски. Но что удивительно - лики Христа и Девы Марии до сих пор остаются в первообразном виде.

За все время существования образа никто из иконописцев не решился подкрасить или подправить их.

В чем помогает Владимирский Лик

Главное - искренняя вера в силу и милосердие Царицы Небесной, которое Она являет человечеству через иконописное изображение. Пречистая Дева помогает:

  • молитва пред иконой утверждает православный дух и придает ему стойкость;
  • избавляет молитвенника от еретических нападений;
  • оберегает Русь от врагов, вселяя храбрость и отвагу в сердца воинов;
  • защищает от военных конфликтов, внешних угроз и внутренних смут;
  • способствует примирению с противником;
  • напутствует перед принятием сложного решения;
  • избавляет от неуверенности и сомнений;
  • дарует покой и умиротворение;
  • оберегает брак и семью от раздоров;
  • дарует супругам любовь, единство, понимание и уважение;
  • исцеляет болезни;
  • дарует духовное и физическое прозрение;
  • помогает в трудных родах;
  • особым образом охраняет матерей и их чад;
  • исцеляет от бесплодия и недугов женских половых органов.

Образ Владимирской Богоматери - это величайший плод раздумий о житие Христа на земле, великом смирении Его Пречистой Матери, пройденном ими земном пути и жертвенной любви.

Важно! Чудотворный Лик хранится в московском храме святителя Николая Чудотворца. Память ему совершается ежегодно 3 июня, 6 июля и 8 сентября.

Видео о Владимирской иконе Божией Матери

Одной из самых древних и почитаемых в России священных образов всегда была икона Владимирской Богоматери. Считается, что она была написана евангелистом Лукой на доске, некогда служившей столом, за которым трапезничали Иисус, сын Божий, со своими родителями - Девой Марией и старцем Иосифом.

Образ написан в лирическом иконографическом типе «Умиление». Подобный стиль изображения Матери Божьей с Младенцем олицетворяет нежность, любовь и ласку, которую Непорочная Дева проявляет к своему Сыну. Младенец Иисус восседает на правой руке Матери Божьей, прильнув к лику Царицы Небесной. Сын Пресвятой Марии тянется к ней правой рукой, другой нежно обнимая за шею. Владимирская - это единственный образ, на котором пяточка Младенца Иисуса повернута наружу так, что ее отчетливо видно.

На образе можно также разглядеть две надписи - монограммы, которые означают изображенных на иконе - Иисуса Христа и Матерь Божию.

Путешествие в веках

Икона Владимирской Богоматери насчитывает уже более 2000 лет. За все время своего существования этот образ не раз спасал русский народ. Вплоть до 5-го века н. э. икона находилась в Иерусалиме, затем перевезена в Византию. И лишь в 12-м веке она попала на землю Русскую, будучи подаренной Константинопольским патриархом В свою очередь, князь поместил икону в один из монастырей, находящийся недалеко от Киева. Считается, что уже с тех времен образ совершал настоящие чудеса - по ночам икона меняла свое местоположение, и даже летала по воздуху. Об этом вскоре узнал Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого. Именно тогда юный князь решил, что для этой необходимо свое, отдельное место.

Андрей забирает образ Матери Божьей и направляется в Суздальскую землю. В пути князь служит перед иконой молебны. В ответ образ Пресвятой Девы проявляет множество чудес: слуга Андрея Боголюбского, попав в пучину, остается невредимым, а священник, отправившийся с ним в дорогу, выживает после того, как его затоптала лошадь.

Путь князя лежал через Владимирскую землю, пройдя которую, он не смог проехать дальше. Лошади, будто вкопанные, встали и не двигались с места. Когда князь и его путники попробовали запрячь других вороных, произошло то же самое. Андрей Боголюбский принял это как знак свыше. Князь стал усердно молиться Матери Божьей, которая снизошла к нему со свитком в руке, повелев оставить икону во Владимире, а на месте Ее явления основать храм.

Таким образом, Царица Небесная сама выбрала место пребывания своего образа - недалеко от города Владимира, у С тех пор икона и стала называться Владимирской в честь чудесного явления Матери Божией.

Успенский собор

Строительство храма в честь Пресвятой Богородицы было закончено буквально за 2 года. Возведенный собор поражал всех своим великолепием и превосходил по своей красоте даже Софийский.

При возведении Золотых ворот во Владимире случилось несчастье: при укладке каменная стена упала на рабочих. Князь, узнав об этом, стал усердно молиться перед Владимирской иконой, которая спасала его не раз. И тогда Матерь Божия не оставила Андрея Боголюбского: когда разобрали все завалы, люди под ними оказались целыми и невредимыми.

Этот несчастный случай оказался предвестником будущих событий, ожидавших Успенский собор, - храм через 25 лет сгорел дотла.

Поход Андрея Боголюбского

Дальнейшая история иконы Владимирской Богоматери очень интересна и наполнена чудесами. Она оберегала князя до самой его кончины. Так, однажды Андрей Боголюбский отправился в поход на волжских булгар, взяв с собой святой образ. Перед битвой князь и воины совершил молебен. Одухотворенные, они отправились в бой, где смогли одержать победу. После битвы князь и воины прочитали - и случилось чудо: от иконы и Креста Господня сошел свет, озаривший всех. В этот же день в Константинополе это же божественное явление лицезрел император Мануил. После чудесного видения он смог разбить войско сарацин. В честь данного проявления небесных сил был установлен праздник в честь Животворящего Креста Господня, празднуемого 14 августа.

Когда в 1175 году Андрея Боголюбского убили, в Москве вспыхнул мятеж. Остановить его удалось только по милости Всевышних сил: настоятель одного из храмов взял образ Владимирской Божьей Матери и понес по городу, после чего волнения стихли.

Престольный праздник - 8 сентября

Память данного образа празднуется 3 раза в году. Первая дата - 8 сентября по новому стилю. В этот день был заложен Обитель начали возводить в честь встречи Владимирской иконы русскими войсками. В то время Русь подвергалась татарским набегам. Возглавлявший их Тамерлан был сильным противником. Русским войскам оставалось только надеяться на чудо. Великий князь Василий попросил митрополита Руси перенести священный образ из Владимира в Москву. Пока икона Владимирской Богоматери была в дороге, уверенному в своей победе Тамерлану приснился сон: будто идет на него сияющая дева с 12 ангелами, протыкающими его мечом. В страхе проснувшись от увиденного, воин рассказал о своем сне мудрецам, находившимся с ним в походе. Те объяснили Тамерлану, что приснившаяся Дева есть Матерь Христианского Бога и Заступница земли Русской. В тот момент татарский военачальник с ужасом понял, что его поход обречен на провал. Он распорядился покинуть Русь и ушел вместе со своими войсками.

«Тихая» победа

Следующий праздник, посвященный Владимирской иконе, отмечается РПЦ 6 июля. В этот день произошло событие, которого долго ждали, - полчища татар бежали после 9 месяцев стояния на р. Угре. Как известно, перед битвой русские войска пришли на берег с Владимирской иконой. На противоположной стороне находились татары, не смевшие сдвинуться с места. Так долгое время обе стороны находились в бездействии. В итоге татары бежали. Русский народ приписывал эту «тихую» победу не себе, а Царице Небесной, благодаря которой последний бой с татарскими полчищами обошелся без жертв.

Удивительный сон инокини

Но враги успокоились ненадолго. Уже через 40 лет, в 1521 году, татары вновь устремились на Москву. Царь Василий пошел со своим войском к реке Оке. В неравном бою русские начали отступать. Татары осадили Москву. В эту же ночь одна из монахинь Воскресенской обители увидела удивительный сон - будто святители Петр и Алексей устремились через закрытую дверь Успенского собора, взяв с собой икону. Преодолев Кремлевские ворота, митрополиты встретили на своем пути Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского. Святые спросили, куда Алексей и Петр держат путь. Те отвечали, что им нужно покинуть город вместе с Владимирской иконой, так как жители Москвы забыли заповеди Господни. Услышав это, преподобные упали к ногам святителей, слезно моля не оставлять город. В итоге Алексей и Петр вернулись в Успенский храм через закрытую дверь.

Утром инокиня поспешила всем рассказать об увиденном сне. Люди, узнав о пророческом видении, собрались в храме и стали непрестанно молиться, после чего татарские войска отступили. Великий день спасения Москвы теперь запечатлен в веках - Православная Церковь празднует этот день 3 июня по новому стилю.

О чем молиться перед Владимирской иконой?

Считается, что в каждом доме должен находиться этот образ. Молясь перед Владимирской иконой, мы просим о примирении врагов, укреплении веры, защиты от раскола страны и нашествия иноплеменных.

Акафист перед образом

В молитве перед Владимирской иконой мы испрашиваем о даровании спокойствия в нашей стране и во всех городах, об укреплении православия и избавлении от войн, голода и болезней. «Будь нашей Заступницей и ходатайствуй о нас перед Господом», говорим мы, читая акафист. В молитве мы признаем, что Пресвятая Дева - наша единственная Надежда и Спасение, просьбы которой всегда слышит Ее сын. Перед образом Пресвятой Богородицы мы просим умягчить наши злые сердца и избавить нас от греха. В конце молитвы мы славословим Господа нашего Иисуса Христа, Предвечного Бога.

Списки с образа

Владимирская икона Божьей Матери проделал долгий путь во времени. В настоящий момент она находится в Третьяковской галерее и лишь на праздники она выносится для совершения крестного хода. Тем не менее, за время своего существования икона Владимирской Богоматери, фото которой вы можете увидеть в данной статье, была использована для создания чудотворных списков, каждый из которых получил дополнительное название. Например, Владимирская-Волоколамская икона была подарена монастырю этого города Малютой Скуратовым. Сейчас образ находится в музее имени Андрея Рублева. Также среди чудотворных списков можно отметить Владимирскую-Селигерскую, перенесенную на Селигер Нилом Столбенским.

Храм в честь Владимирской иконы

Данный собор расположен в Москве, в селе Виноградово. Это строение является уникальным, так как храм имеет треугольную форму. Многие приписывают создание собора известному русскому зодчему Баженову.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери был возведен в 1777 году. Интересен тот факт, что даже в годы гонений собор никогда не закрывался.

Во время Великой Отечественной войны храм Владимирской иконы Божьей Матери берег в своих стенах подлинную святыню - главу Сергия Радонежского. После победы ее вернули в обитель святого где она и находится до сих пор. За сохранение реликвии Храму Владимирской Божьей Матери была подарена частица мощей преподобного.

Собор Владимирской Иконы в Петербурге

Данный храм был построен в 18-м веке на месте бывшей деревянной церкви. Главными святынями ее убранства на сегодняшний день являются образ Владимирской Богоматери, икона Серафима Саровского с частицей его мощей и образ Господа нашего "Нерукотворный Спас". Церковь Владимирской иконы Божией Матери функционирует по сей день. Несколькими веками раньше его постоянным прихожанином был Ф. М. Достоевский.

Владимирская икона Божией Матери, история которой уходит корнями в далекие века, всегда защищала Русь, а теперь и Россию, от врагов и бед. Ведь именно поэтому наша страна - священная и богоизбранная.

То, Кем стала Божия Матерь для нас, было осознано не сразу. Пречистая Заступница наша, к Сыну Божию Молитвенница, «взявшая в усыновление весь род человеческий», «Спаса рождшая» обрела достойное Ее почитание лишь на IV Вселенском соборе в 431 году, и затем нигде в христианском мире не почиталась так Божия Матерь, как на Руси, когда сюда пришло христианство. Через Нее Сын Божий связан с человеком. Через Нее человек связан с Богом, отчего мы так радостно празднуем Рождество и в этот светлый праздник поем чудесные тропари не только Младенцу, но и Божией Матери. Ее подвиг несравненен. Ведь недаром через Ветхий Завет, через все его колена, звено за звеном создается предпосылка для Рождества Той, кто впоследствии станет Сущею Богородицей, превзойдя и сонм святых, и сил бесплотных – «чистейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим».

По церковному преданию, икона Елеуса, с которой делались многочисленные почитаемые списки, была написана еще при жизни Богоматери евангелистом Лукой на двух досках неравной ширины от столешницы, за которой совершало трапезу Святое семейство – Мария, Йосиф, дети. Однако Л.А. Успенский в книге «Богословие иконы Православной Церкви» пишет, что личное авторство евангелиста Луки лучше понимать как авторство прототипа этих, более поздних списков. Впрочем, предание об этом первоначальном авторстве подтверждается примером из текста литии, в стихире 6-го гласа вечерни в дни празднования некоторых икон этого типа, в том числе и Владимирской, где произносятся слова богослужения: «Первее написавшейся Твоей иконе евангельских таин благовестником, и к Тебе, Царице, принесенней, да усвоиши ту, и сильну соделаеши спасати чествующия Тя, и порадовалася еси, яко сущи милостива, спасения нашего Содетельница, яко уста и глас иконе бывше, якоже и Бога внегда зачинаеши во чреве, песнь воспела еси: се отныне ублажат Мя вси роди. И на ту зрящи глаголала еси со властию: с сим образом благодать Моя и сила. И мы истинно веруем, яко сие рекла еси, Госпоже, сим образом с нами еси...»

И на утрене, в первой песне канона: «Написав Твой всечестный образ, божественный Лука, богодухновенный списатель Христова Евангелия, изобразил Творца всех на руках Твоих». Далее Л.А. Успенский пишет: «Если второй из этих текстов лишь указывает на самый факт написания иконы Богоматери святым Лукой, то первый текст, кроме того, утверждает, что Сама Богоматерь не только одобрила Свою икону, но и сообщила ей благодать Свою и силу». Так подчеркивается преемственность благодати, которую сообщила этой иконе сама Божия Матерь.

Если следовать версии истории этого образа, изложенной Л.А. Успенским, – а у нас, конечно, есть основания полностью доверять этому замечательному историку, писателю, богослову, то древнейшее историческое свидетельство приписывается византийскому историку Федору Чтецу, который жил в первой половине VI века, чтецу Константинопольского храма Святой Софии. Он говорит об отправке иконы императрицей Евдокией жене императора Феодосия II Младшего, своей сестре святой Пульхерии. При Феодосии Младшем ее перенесли в Константинополь. В начале XII века Патриарх Лука Хрисоверг послал специальный список (копию) с нее в дар великому князю Киевскому Юрию Долгорукому около 1132(?) года.

Далее икону, которая впоследствии получила название Владимирской, тайно от отца, как значится в летописи, вывез из Киева, где она располагалась в Богородичном монастыре в Вышгороде, сын Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский, который решил создать на севере владения, независимые от Киевского княжества. Случилось это, согласно летописи, в 1155 году. Весь путь вез князь икону, вознося ей усердные молитвы. После дороги на Ростов, кони, которые везли икону, встали как вкопанные перед Владимиром-на-Клязьме. Пробовали поменять упряжку, но – бесполезно. Только после очередной долгой и сердечной молитвы князю явилась Богородица и приказала оставить икону во Владимире и выстроить для нее собор. Это стало знамением для князя, знаком, что икона должна остаться во Владимире. Так вышгородский список получил название Владимирской иконы Божией Матери.

Град Владимирский стал Первопрестольным, а для иконы Андрей Боголюбский воздвиг собор Успения Божией Матери, куда была перенесена икона. Для иконы была создана богатая риза из золота и серебра, украшенная драгоценными камнями и жемчугом, но впоследствии она была утрачена. После гибели Андрея Боголюбского князь Ярополк Ростиславович снял оклад с образа, а в результате княжеской междоусобицы он оказался у его союзника Глеба Рязанского вместе с окладом. Когда же князь Михаил Юрьевич, младший брат Андрея Боголюбского, разгромил Ярополка, то Глеб вернул во Владимир и чудотворную икону, и драгоценный оклад. В 1237 году войска хана Батыя взяли Владимир. Город был разграблен, Успенский собор не миновала та же участь, оклад с иконы ордынские мародеры содрали, но сама святыня уцелела, и после восстановления собора Ярославом Всеволодовичем поклонение святыне продолжилось.

Коротко об иконографии образа

Как мы уже говорили выше, иконографически относится к типу Елеуса – «Умиление», иначе ее еще называют «Гликофилуса» – «Сладколобзающая». Младенец умильно припал щекой к щеке Матери, она склонила голову к Сыну, прозревая всю Его жизнь, все будущие крестные страдания, и в тонко прописанном иконописцем лице Ее сосредоточена вся материнская боль, которая только может быть в нашем мире.

Самые известные чтимые списки – а их было великое множество с прототипа, присланного Юрию Долгорукому византийским патриархом: Владимирская Волоколамская икона, которая была вкладом Малюты Скуратова в Иосифо-Волоколамский монастырь, ныне находится в фондах Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева; Владимирская Селигерская, в XVI веке принесенная на Селигер Нилом Столбенским; Владимирская Заоникиевская из Заоникиевского монастыря, список 1588 года; Владимирская Красногорская (Черногорская), список 1603 года; Владимирская Оранская, список 1634 года.

Со временем внешний вид византийского прототипа был сильно изменен более поздними прописями – Владимирская икона прописывалась, по меньшей мере, четыре раза: в первой половине XIII века, затем – в начале XV столетия, когда на тыльной стороне иконы было прописано или создано заново – искусствоведы затруднились дать точное определение – древнее изображение эстимасии, престола с орудиями страстей Христа.

Еще раз поновили икону в 1514 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля, и перед коронацией Николая II в 1895 – 1896 годах, все это – не считая малых починок.

Таким образом, от древнего изображения сохранились только лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы пурпурного мафория (омофора) с золотой ассисткой, часть хитона Христа, прописанного охрой, с рукавом до локтя, и остатки золотого фона. Пурпур в Византии был цветом одежд, которые носили особы императорского звания, потому сейчас искусствоведы уверены, что уже в V веке Богоматерь почитали как Царицу Небесную.

Как мы уже сказали, более поздние поновления изменили общую палитру образа и его композицию – поновление XV века внесло в икону запрокинутую голову Младенца, выворотную пяточку Его, удлиненный подол хитона. В 1514 году при починке древнего изображения там, где уже не держался старый левкас, был положен новый, написали заново торс, голову и левую руку Богоматери в более темной палитре. Более того, И.Э. Грабарь полагал, что изначально Младенец был изображен не сидящим, а стоящим на руке матери.

В конце концов оказалась иконографическим сплавом типично византийской основы с более поздними наслоениями классической русской иконописи. В 1918 году была проведена научная реставрация Владимирской иконы Божией Матери, тогда и были обнаружены первоначальные фрагменты исходного списка.

Какое чудо произошло

История русского Средневековья собрала множество свидетельств о чудотворных свойствах . В 1395 году, когда хан Тамерлан продвигался со своими полчищами к русским рубежам, святыню перенесли с молебном из Владимира в Москву. Ее несли десять дней на руках, встретили в Москве на том месте, где в память об этом событии впоследствии митрополитом Киприаном был воздвигнут Сретенский монастырь, названный так от славянского слова «сретение» – встреча. Монастырь существует и действует доныне, а улица в Москве именуется Сретенкой. Так вот, чудо состояло в том, что после перенесения иконы в Москву Тамерлан, дошедший до Ельца, внезапно повернул войска и бежал, устрашившись силы Царицы Небесной.

В 1451 году, когда войска ногайцев, ведомые царевичем Мазовшей, подошли к московским стенам, митрополит Иона свершил с иконой крестный ход по городским стенам. Наутро врагов у стен Первопрестольной уже не было. Они услышали великий шум, решили, что подступает князь Василий Дмитриевич, и предпочли ретироваться.

Наконец, во время «великого стояния на Угре» в 1480 году, которое положило конец татаро-монгольскому игу, находилась в стане русского войска. Историки полагают, что после этого образ был окончательно перенесен в иконостас Успенского собора в Москве. Царь Иван Грозный – автор стихир на празднование Владимирского образа 23 июля 1480 года, он сочинил их позднее, но интересен факт вдохновения святыней на богословское творчество одного из самых великих деспотов русской истории.

Уход из-под Москвы войск хана Махмет-Гирея в 1521 году также относят к действию чудотворной иконы, после чего был установлен третий праздник в ее честь. Когда ханские войска подошли к Москве, то все были в ужасе, но мало было молившихся о спасении Владимирскому образу Богородицы, хотя и знали о великой чудотворной спасительной силе этой Ее иконы.

По преданию, Василий Блаженный видел, как сошла со своего места в Успенском соборе, послышался глас, говорящий, что люди прогневали незлобивого Бога, и Она желает по повелению Сына Ее, вместе со святителями, выйти из сего города. При этом собор наполнился ярчайшим светом – огнем, сияющим через окна и двери храма, затем свет исчез, а слепая инокиня из кремлевского Вознесенского монастыря и чувствами, и воочию видела, как удалялись через Спасские, тогда они назывались Флоровские, ворота светящиеся фигуры Богоматери и святителей. Еще одно свидетельство в предании: девочка-отроковица в отроческом возрасте видела, как Сергий Радонежский и Василий Хутынский слезно молили святителей не покидать столицу. Святители и преподобные также совершили молитву перед Владимирским образом и возвратились по повелению Божию в столицу, а татары тут же ушли из-под Москвы.

С этой иконой народ шел в Новодевичий монастырь звать на трон Бориса Годунова, с нею же митрополит Арсений встречал полки Минина и Пожарского, освободившие Московский Кремль от польских оккупантов в 1613 году.

Были и иные чудеса. прославилась еще и чудесными исцелениями водой от омовения иконы, описанными в летописях разных периодов истории.

В 1163–1164 годах было составлено Сказание «О чюдесех Пресвятыя Богородица Володимирьскои иконы». Историки утверждают, что его инициатором стал князь Андрей Боголюбский, а составителями – священники Успенского собора во Владимире Лазарь, Нестор и Микула, пришедшие с князем из Вышгорода, который он получил от отца своего Юрия Долгорукого после занятия им Киева.

В Сказании приведено 10 чудес, которые совершились по молитвенному обращению к Богоматери перед Её Владимирской иконой.

Первое чудо: на пути князя Андрея из Вышгорода в Переславль на реке Вазузе проводник искал брод, но оступился, стал тонуть, однако чудесно спасся по горячей молитве князя перед иконой, перевозимой им.

Второе: жена священника Микулы, ожидавшая ребенка, спаслась от взбесившегося коня, вознеся молитву Владимирскому образу.

Третье: во Владимирском Успенском соборе человек с высохшей рукой обратился к Владимирской иконе Божией Матери со слезной молитвой. Свидетели – князь Андрей Боголюбский, священник Нестор видели, как Сама Пречистая взяла больного за руку и держала до конца богослужения, после чего тот полностью исцелился.

Четвертое: супруга князя Андрея тяжело носила ребенка, роды были сложными. Это было в день праздника Успения Пресвятой Богородицы. Владимирскую икону Божией Матери омыли водой и дали эту воду выпить княгине, после чего она легко разрешилась сыном Юрием.

Пятое: спасение младенца от чародейства над ним омовением водой от Владимирской иконы Божией Матери .

Шестое: исцеление сердечной больной из Мурома водой от этой иконы.

Седьмое: исцеление от слепоты игуменьи Марии из Славятина монастыря около Переславля-Хмельницкого (Украина); ее брат, Борис Жидиславич, бывший воеводой у князя Андрея, попросил у священника Лазаря воды от иконы, игуменья выпила ее с молитвой, помазала глаза и прозрела.

Восьмое: женщина Ефимия в течение семи лет страдала от болезни сердца. Узнав о целебных свойствах воды от Владимирской иконы Божией Матери , а ей рассказал священник Лазарь, она послала с ним во Владимир к иконе многие золотые украшения; получив святую воду, она выпила ее с молитвой и исцелилась.

Девятое: некая боярыня из Твери не могла трое суток разродиться и уже была при смерти; по совету того же Лазаря она дала обет святой Богородице Владимирской (так сказано в описании чудес), и роды завершились благополучным рождением сына. Выполняя обет, боярыня послала к Владимирскому образу многие драгоценные украшения.

Десятое: случилось так, что Золотые ворота проездной башни Владимира – она и сейчас находится в городе, в центре его, упали, под ними оказались 12 человек. Князь Андрей воззвал к Пречистой в молитве перед Владимирской иконой, и все 12 человек чудом спаслись даже без увечий.

Это древнейшее из сказаний, зафиксированных летописно. До начала XX века были записаны многие повести, а также княжеские Книги степенные, где неоднократно засвидетельствованы чудотворные действия Владимирской иконы Божией Матери , ее созидательная сила для укрепления православной веры и государства Российского и другие многие чудеса, совершенные по молитвам перед чудесными списками с изначального образа, запечатленного стараниями евангелиста Луки с разрешения Самой Пречистой.

Значение иконы

Иконописцем Юрием Кузнецовым написано несколько списков этой чудесной иконы, и, хотя не для всех из них он выбрал классическую гамму цветов, в них сохранено главное – вся материнская любовь, все страдание Матери, вся бесконечная нежность человеческого сердца, возводящая человеческое чувство до Божественных вершин, кровно соединяя Бога с человеком. Благодаря сиянию кузнецовского письма, сквозь великую печаль Богоматери мы все равно ощущаем немеркнущую пасхальную радость, которая сулит Матери Вечную Радость пребывания с Сыном, а нам – грядущее Воскресение.

Сегодня, когда государство Российское перерождается на глазах, и это перерождение сопровождается огромным количеством разногласий, разноречивых суждений о будущем России – от золотого века до самых драматичных вариантов развития, мы не можем повлиять на исход, лишь участвуя в общественной жизни, или предугадать его. Но нам доступно другое: мы знаем к Кому обратиться за помощью, Кто не оставит Россию, убережет Отчизну в единстве, в общественном взаимопонимании, Кто не допустит проникновения и внедрения в исконно православных землях ересей или иной, уважаемой, как любая другая, но иноплеменной веры.

Образ Богородицы, который имеет особое значение для нашего государства и его столицы: Царица Небесная, Ее покров – наша защита, такая же верная и надежная, как и в старину. Если, чувствуя себя россиянином, молиться, уповать и просить Её не только о себе, о помощи в своих частных проблемах, но и возносить молитвы обо всей Родине, Она будет слышать, что все Её заботы о России, все Её молитвы к Сыну о процветании нашей страны разделены и нами. Эта общая с Ней молитва поможет России выстоять во всех коллизиях и неурядицах, которые пока неизбежны в истории нашего государства, но нам есть на Кого молитвенно уповать, и слава Богу!


Какие отзывы оставляют об иконах кузнецовского письма

Эта необычная история началась совсем обыкновенно. По телефону позвонил мужчина, желающий заказать для себя икону с образом Владимирской Божией Матери. Я предложила ему приехать в галерею, посмотреть иконы вживую и познакомиться. Он приехал, разговорились. Гость сказал, что он хотел бы образ именно в бирюзовых тонах. Я рассказала о том, что каждая икона пишется нашими иконописцами индивидуально, что определяет ее орнаментальное и цветовое решение. Гость поинтересовался, какая же икона подойдет именно ему? Иконописец Юрий Кузнецов определил, что в бирюзе будет как раз то, что нужно. Так и решили. Когда заказчик получил икону, то восторгу его не было предела, и он сказал, что обязательно покажет икону своей знакомой женщине-иконописцу, которая как раз сейчас планирует написать какой-то особый образ Богородицы, к которому она давно готовится, но пока не решается его явить. Через несколько часов от него звонок: «Вы представляете, показываю икону своей знакомой, а она в слезы. Это, говорит, именно тот образ, который я хотела написать!» Вот такая история.

Кристина Кондратьева

Я не собирался специально отвлекать детей от их каких-то занятий. Но когда я извлек икону, чтобы показать взрослым, дети сами подошли к нам не то что настороженными или попросту присмиревшими, как это случается с ними при появлении нового человека, к которому надо присмотреться, определить свое отношение к нему. Нет, сейчас было другое! Они, пусть не осознали, но, безусловно, ощутили присутствие Богоматери, они пережили и восприняли проникновение света Ее облика в их души.

Вскоре они отвлеклись и вернулись к своим оставленным занятиям, иначе и не могло быть с детьми. Но незримый импульс преображения, случившегося с ними, уже направил их на верный жизненный путь, с которого, я верю, они не свернут, какие бы испытания не пришлось им перенести.


Низкий поклон Марине Юрьевне за ее щедрое сердце и благодатный талант. Спасибо Вам, Кристина Леонидовна, за Вашу отзывчивость и доброе участие».
Владимирская икона
Божией Матери,
иконописец Марина Филиппова

К.К.:
«Ваши слова - бальзам на сердце и мне, и иконописцу!
Именно в этом я вижу задачу: давать человеку импульс к гармоничным делам и поступкам.

И я думала: что я могу дать этим детям?

Знание английского языка – конечно, нет, но я могу дать им немного добра, которое, возможно, сыграет свою роль и в критический момент перевесит чашу весов в положительную сторону и, может быть, даже спасет кому-то жизнь. Так же я верю сейчас в иконы, которые очень помогли и мне самой, так как в них на небольшом пространственном участке сосредоточена благодать Божья, которая воздействует на нас, направляя в нужном для нас самих направлении.

Недавно я смотрела фильм о мечте человека изобрести такой препарат, который бы помогал ему концентрироваться на главном в своей жизни, всегда находить правильное решение во всех делах и поэтому быть успешным и счастливым. Так вот я вижу, что иконы кузнецовского письма и выполняют эту функцию.

Так что желаю Вашим детям (внукам, как я поняла) найти свою дорогу в жизни, а значит, и свое счастье».

С уважением,
Кристина Кондратьева

Образ Богоматери особенно почитается всеми православными христианами. Владимирская икона примечательна особой силой: молитвы перед ней не один раз спасли целые города от неминуемой гибели.

История иконы

По преданию, Владимирская икона была написана при жизни Богородицы апостолом и евангелистом Лукой. За трапезой апостола посетило чудесное видение будущего христианского народа, и он, взяв доску из стола, начал писать образ Богоматери с Младенцем Иисусом на руках. Дева Мария не мешала апостолу, ибо увидела, что он движим Волей Господа.

Где находится святой образ

Долгое время Владимирская икона находилась в святом городе Иерусалиме. В середине 12 века образ был подарен Киевской Руси и хранился в Богородичном монастыре города Вышгорода. Чуть позже Андрей Боголюбский перевез икону во Владимир, где она находилась долгое время. На данный момент чудотворный образ Владимирской Божьей Матери находится в Москве, в храме Святителя Николая.

Описание иконы

На Владимирской иконе изображена Богородица с младенцем Иисусом на руках. Взгляд Богоматери направлен прямо на стоящего перед иконой молящегося, лик серьезен и полон скорби о грехах этого мира.

Богоматерь крепко прижимает Младенца Иисуса к себе, а Его взгляд направлен вверх, на Богородицу. Тем самым образ показывает великую любовь Господа к своей Матери, на которую нужно равняться всем верующим людям.

В чем помогает Владимирская икона Богородицы

Владимирский образ Богородицы не раз спасал Россию от захватчиков. Именно поэтому образу молятся о благополучии страны, о спасении в сложных и опасных жизненных ситуациях, а так же о сохранении мира.

Известны случаи чудесных исцелений, происходивших во время общей молитвы перед иконой. Поэтому Владимирскому образу Девы Марии молятся об исцелении от телесных и душевных болезней.

Молитвы перед Владимирской иконой

«Всемилостивая Заступница, Покровительница и Защитница! Смиренно молим Тебя, в слезах пред Тобой преклоняясь: изгони, Владычица, смерть, попирающую души верных рабов Господа, повороти врагов и избави землю нашу от всякого зла! О, Владычице, на Тебя надеемся, и к Тебе летит молитва наша, ибо лишь на Тебя уповаем и молим спасти живот и души наши. Аминь».


«Царица Небесная, милостивая Заступница, смиренно молю Тебя: не оставь крик мой без ответа, услышь меня, грешного и недостойного раба Божьего, отведи от меня беду, хвори и немощи. Да не отвратится душа моя от Господа, и молитва Всевышнему благодать ниспошлет на чело мое. Будь милостива, Богородица, и ниспошли чудесное исцеление души и тела моего. Аминь».

Дни почитания Владимирской иконы Богородицы — 3 июня, 6 июля и 8 сентября по новому стилю. В это время любые молитвы Богородице могут полностью изменить вашу жизнь и судьбу. Мы желаем вам мира в душе и крепкой веры в Бога. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

06.07.2017 05:36

Икона «Покров Богородицы» - одна из самых значимых святынь среди всех православных образов. Эта икона...