Уроки французского описание учительницы. Характеристика учительницы из рассказа уроки французского

Каждый день мы ходим в школу, каждый день мы встречаем одних и тех же учителей. Одних из них мы любим, других - не очень, одних уважаем, других - побаиваемся. Но вряд ли кто-нибудь из нас, до рассказа В. Г. Распутина "Уроки французского", задумывался о влиянии личности определенного учителя на всю нашу дальнейшую жизнь.

Главному герою рассказа очень повезло: в классные руководители ему досталась умная, тонкая, отзывчивая и чуткая женщина. Видя бедственное положение мальчика и вместе с тем - его способности, тягу к знаниям, она постоянно предпринимает попытки помочь ему. То Лидия Михайловна пытается усадить своего ученика за стол и досыта накормить, то посылает ему посылки с едой. Но все ее хитрости и старания пропадают даром, потому что скромность и чувство собственного достоинства главного героя не позволяют ему не только признаться в своих проблемах, но и принять подарки. Лидия Михайловна не настаивает - она уважает гордость, однако постоянно ищет новые и новые способы, чтобы помочь мальчику. В конце концов, имея престижную работу, которая не только хорошо ее кормит, но и дает ей жилье, учительница французского языка решается на "грех" - она сама втягивает ученика в игру на деньги, чтобы он имел возможность самостоятельно заработать на хлеб и молоко. К сожалению, "преступление" раскрывается, и Лидии Михайловне приходится уехать из города. И все же внимание, доброжелательное отношение, жертву, принесенную учительницей ради помощи своему воспитаннику, мальчик не сможет забыть никогда и через всю свою жизнь пронесет благодарность за самые лучшие уроки - уроки человечности и добра.

В. Г. Распутина всегда волновали судьбы простых людей. Большие чувства и большие проблемы затронуты в его произведениях. И настоящим героем в каждом из них является сама жизнь, такая, какая она есть, какой она видится самому писателю. Образ Лидии Михайловны не случайно занимает важное место в его рассказе "Уроки французского". С женскими образами автор на протяжении всего творчества связывал свои представления обо всем прекрасном и человечном. В рассказе учительница спасает своего ученика, помогая ему выжить и сохранить духовную чистоту.
Перед нами предстают обычный сельский мальчик и учительница районной школы. Нелегкая судьба и голод заставляют героя связаться с местными мальчишками и начать играть на деньги в "чику". Однако по чистоте своей души, уму, честности он совсем не похож на других ребят. Поэтому он не согласен мириться с несправедливостью и обманом, которым пользуются подростки. Старшие мальчишки начинают безжалостно бить и унижать мальчика, пресекая его попытки отстоять справедливость. Именно в этот момент на помощь герою приходит школьная учительница Лидия Михайловна.
Узнав, что ученики играют на деньги, она решает поговорить с мальчиком и выяснить, для чего он этим занимается. После разговора она понимает, что парнишка играет не ради самих денег и не из азарта. Ему нужен рубль на молоко. Он недоедает, и у него нет другого способа достать так необходимые ему деньги. Герой проникается доверием к своей учительнице, мальчик не в силах обманывать эту женщину. Он открывает ей душу, рассказывает о трудностях своей жизни. Лидия Михайловна приглашает своего ученика заниматься дополнительно по французскому, но это, по большому счету, лишь предлог. На самом деле ее глубоко волнует его судьба, она стремится как-нибудь помочь ему. Но гордый мальчик не соглашается принимать просто так эту помощь. Он отказывается ужинать у своей учительницы, возмущенно возвращает ей посылку с продуктами. И тогда женщина находит выход. Она предлагает ему играть с ней - сначала просто так, затем на деньги. Мальчик соглашается. Но он строго следит за тем, чтобы игра была честной, чтобы учительница не поддавалась ему. Справедливо выигранные деньги он согласен принять.
Лидия Михайловна нашла удачный выход, и теперь у героя снова появились деньги, он снова может покупать себе молоко. И при этом он не связался с сомнительной компанией бездельников. Так учительница, рискуя потерять работу, спасла своего ученика, помогла ему выжить и не потерять себя, своей индивидуальности, своего достоинства.

Лидии Михайловне - двадцать пять. Волей обстоятельств её занесло из большого Ростова в один из маленьких послевоенных районных центров преподавать для школьников французский язык.

Она была коротко острижена, ходила в лакированных туфлях на каблуке. Выглядела и говорила не как учитель какой-то обыкновенной математики. Её непростой предмет обязывал иметь оригинальный имидж. Была «аккуратна, вся умная и красивая: красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре».

Её глаза "немного косили и смотрели как бы мимо". Тихая речь была лёгкой и мелкой на манер французской. От учительницы хорошо пахло неимоверно приятными духами. Каждый, кто осмеливался подойти к ней, соприкасался с чем-то неземным или, по крайней мере, экзотическим.

Едва входя в класс, классный руководитель внимательно осматривала каждого ученика. От пристального взгляда не ускользала ни одна деталь. Делала шутливые замечания, обязывающие к точному исполнению. Говорила это будто занимаясь более важным делом.

Опрашивая некоторых учеников, не имеющих желания или возможности постичь азы иностранного, Лидия Михайловна «жмурилась и бессильно закрывала глаза».

Увидев в главном герое способного ученика, которому фонетика пока не давалась, и одинокого ребёнка, пытающегося своими силами справиться с постоянным голодом, учительница пригласила его в свой дом.

Дополнительные занятия и обед - таким было нестандартное решение двух проблем одномоментно. Очень быстро уяснилось, что перед ней - маленький рыцарь в некрасивой одежде, с огромным чувством собственного достоинства: он «не хотел» есть, хотя в желудке играли голодные марши.

Лидия Михайловна принимает ещё одно нетрадиционное решение - послать посылку с удивительно богатыми в то время яствами: макаронами, гематогеном и сахаром. Она даже не представляла себе, что долго и с упоительным наслаждением мальчик будет разглядывать упаковку, вслушиваться в чудесное хрустение, что эти прекрасные изделия даже попробуют есть сырыми!

Когда же её «преступление» становится раскрытым, потому что из дома присылали мешки, а не посылочные ящики и «горох или редьку» вместо макарон, сочувствующему взрослому и «богатому» человеку ничего не остаётся, как уничижить себя до состояния изголодавшегося ребёнка - начать играть с ним на деньги. Так и поступила Лидия Михайловна.

Зная, что после случая с посылкой парнишка будет ко всему относиться осмотрительней, для себя и для него она придумала историю, что тоже иногда хочет «забыть, что … учительница, - не то такой сделаешься бякой и букой, что живым людям скучно станет».

Она, конечно же, взрослая и рассудительная, представляла себе, что эта история может закончиться для неё - «сеятеля доброго и вечного» - увольнением с работы. Зато она чувствовала себя нужной, в ответе на чью-то боль и нужду.

О Лидии Михайловне будут помнить с благодарностью до глубокой старости. Она станет чем-то родным, незнакомым и особенным, как душистые ростовские яблоки…