История науки логики. История возникновения науки «Логика

Цель логики: обеспечить достижение истины. Формальная логика-наука о законах и формах правильного мышления, направленного на получение истины. Формальная логика изучает формы мышления-понятия, суждения, умозаключения со стороны их логической структуры, отвлекающие от их содержания. Основоположником формальной логики является Аристотель. Учение Аристотеля (384-322), философа и ученного-энциклопедиста, - особая форма объективного идеализма. Он первым из античных мыслителей стал отличать философское знание от конкретных наук и разделил философию на науку о сущем (или о первых началах и причинах) и философию, предметом которой являлась природа. В центре первой философии стояли проблемы бытия. Аристотель разработал учение о четырех первоначалах всего существующего. Этими первоначалами были: 1) материя, или пассивная возможность становления; 2) форма, с помощью которой реализуется потенциальная возможность, активное начало; 3) источник движения или творящее начало, перводвигатель; 4) цель, целевая причина всякой деятельности.

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основа опыта - в ощущениях, памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи; разум же усматривает общее в единичном.

Однако с помощью одних только ощущений и восприятий приобрести научное знание нельзя, потому что все вещи имеют изменчивый и переходящий характер. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи.

Детально и глубоко разобрав теорию познания, Аристотель создал труд по логике, который сохраняет своё непреходящее значение и поныне. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения и умозаключения. Логику Аристотеля называют «традиционной» формальной логикой. Традиционная формальная логика включала и включает такие разделы, как понятие, суждение, законы (принципы) правильного мышления, умозаключения (дедуктивные, индуктивные, по аналогии), логические основы теории аргументации, гипотеза.

Задача понятия состоит в восхождении от простого чувственного восприятия к вершинам абстракции. Научное знание есть знание наиболее достоверное, логически доказуемое и необходимое.

Логика Аристотеля - это “мышление о мышлении”(

Если говорить кратко, то Аристотелевская логика изучает:

1) основные виды бытия, которые подпадают под отдельные понятия и определения;

2) соединения и разделения этих видов бытия, которые выражаются в суждении;

3) способы, которыми ум при посредстве рассуждений может перейти от истины известной к истине неизвестной.

В учении о познании и его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область первого - «мнение», получаемое из опыта, второго - достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю, последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно.

Отправным пунктом познания являются ощущения, получаемые в результате воздействия внешнего мира на органы чувств, без ощущений нет знаний. Отстаивая это теоретико-познавательное основное положение, «Аристотель вплотную подходит к материализму». Ощущения Аристотель правильно считал надежными, достоверными свидетельствами о вещах, но оговариваясь добавлял, что сами по себе ощущения обуславливают лишь первую и самую низшую ступень познания, а на высшую ступень человек поднимается благодаря обобщению в мышлении общественной практики.

Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путем соединения дедукции и индукции:

1) знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта;

2) убеждение в том, что это свойство - существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы -категорическим силлогизмом.

Основной принцип силлогизма выражает связь между родом, видом и единичной вещью. Эти три термина понимались Аристотелем как отражение связи между следствием, причиной и носителем причины.

Система научных знаний не может быть сведена к единой системе понятий, ибо не существует такого понятия, которое могло бы быть предикатом всех других понятий: поэтому для Аристотеля оказалось необходимым указать все высшие роды, а именно категории, к которым сводятся остальные роды сущего.

Размышляя над категориями и оперируя ими в анализе философских проблем, Аристотель рассматривал и операции ума и его логику, и, в том числе, логику высказываний. Разрабатывал Аристотель и проблемы диалога , углубившие идеи Сократа.

Он сформулировал логические законы:

· закон тождества - понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений; то есть неопределенностей не должно быть.

· закон противоречия - «не противоречь сам себе»; два суждения не должны противоречить друг другу.

· закон исключенного третьего - «А или не-А истинно, третьего не дано»; суждение либо является истинным, либо ложным, третьего не дано.

Для Аристотеля истина есть соответствие мысли действительности. Истинным он считал суждение, в котором понятия соединены между собой так, как связаны между собой вещи в природе. А ложным - суждение, которое соединяет то, что разъединено в природе, или разъединяет то, что связано в ней. Аристотель, опираясь на эту концепцию истины, создал свою логику. В «Аналитиках» Аристотель довольно основательно разрабатывает модальную логику и дает описание силлогизмов из гипотез.

Свою логику Аристотель изложил в книге «Органон». С помощью формальной логики можно правильно построить предложение, но содержание может быть неверным. Поэтому сущность бытия по Аристотелю помогает раскрыть учение о причинах бытия.

Аристотель разрабатывал учение о силлогизмах, в котором рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений.

8 .Философия религии. Религия как форма духовной деятельности.

Слово «религия» переводится с латинского как благочестие, святыня, предмет культа. Из этого следует, что здесь мы имеем дело с явлением, которое относится к чему-то высшему, святого, сверхчеловеческого в человеческой жизни. Это высшее, абсолютное, есть общее название Бога или Божества, хотя каждая отдельная религия имеет свои собственные имена этой высшей силы. Можно сказать, что не существует религии без Бога, то есть какого-либо представления о Боге, Бог есть начало и смысл любой религии.

Отметим, что религия, как и философия, является мировоззрением, правда, специфическим и одновременно включает в себя определенное поведение и действия, которые основываются на вере в существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого начала, которое является «священным», сверхъестественным, недоступным пониманию человеческим разумом. «...Всякая религия, - отмечал Ф. Энгельс, - является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных».

Религиозное мышление, по существу, стало первой формой осмысления человеком мира и, возможно, оно, согласно последним научным данным, возникло около 40 - 50 тысяч лет тому назад. Появление религии было обусловлено таким уровнем и качеством человеческого мышления, когда человеческий интеллект оказался способным отделить свою мысль (в виде образа, фетиша, слова) от окружавшей его реальной действительности. В дальнейшем, по мере своего развития, человек мог конструировать собственные представления об окружающей его среде,- опираясь не на предметы, вещи, явления, а оперируя продуктами умственной деятельности, то есть образами, фетишами, словами.

Помимо этого, религия является не только представлением о Боге, не только сознанием, это и реальная жизнь, действия людей - культ, богослужение, церковная организация, наконец, это формы и принципы организации общественной жизни, в той или иной степени основываются на религиозных основаниях. То есть религия - это соответствующее мировосприятие и определенная сфера жизни человека.

Бог является трансцендентным, т.е. потусторонним, таким, который не входит в пределы данного замкнутого круга сознания (имманентного). Поэтому человек не может открыть Бога, «увидеть его», познать так, как он может познать любое природное явление. Лишь сам Бог может открыться человеку, может перейти эту грань между трансцендентным и имманентным.

Теология и наука много веков ищут доказательства как за, так и против существования Бога. Но выводом этих поисков является то, что эти доказательства бесполезны. Они ничего не доказывают человеку, который не верит, и они не нужны человеку, который верует. Еще И. Кант считал, что существование Бога нельзя логически ни доказать, ни опровергнуть.

Кроме того, следует обозначить следующие функции религии :

Мировоззренческая - религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.

Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

Коммуникативная - общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.

Регулятивная - осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

Интегративная - позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

Политическая - лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

Культурная - религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)

Дезинтегрирующая - религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы. Дезинтегрирующее свойство религии зачастую распространяется последователями, своеобразно трактующими заповеди своей религии.

Философско-научное определение религии складывалось в процессе становления и развертывания рационалистической традиции в философии и формирования научного мировидения. Наука понимает религию, прежде всего, как сложное духовное образование, специфический способ духовной деятельности человека, форму общественного сознания. Понятие "религия" означает особый взгляд на мир, общество и человека, вытекающий из признания реального существования трансцендентного, сверхъестественного, определяющего существование мира и человека, основанного на вере и выраженного в вероучении, культе, принадлежности к религиозной группе или иной организационной структуре.

Философия определяет сложность религиозного феномена, рассматривая религию через категории, явления и сущности. Как явление религия представлена многоэлементным структурно-организованным феноменом. Основу религии, без которой она невозможна, составляет религиозный опыт . Научная характеристика религиозного опыта подразумевает, прежде всего, установление конститутивных его свойств, т. е. свойств, делающих религиозным и отличающих его от других видов человеческого опыта. Особенностью религиозного опыта является его рецептивный и пассивный характер. Религиозный опыт не воспринимается его субъектом как собственное порождение, его источник и содержание, по мнению верующего, находятся "вовне". Религиозный опыт это то, что "захватывает", "находит" человека, что нельзя отождествлять с сознательным волевым или познавательным усилием. Для субъектов опыта их опыт означает, что Бог суверенным образом являет свои бытие, присутствие и волю.

Этическое учение И.Канта.

Этика является одной из древнейших философских дисциплин, объектом изучения которой служат мораль, нравственность. С трехсотых годов до н. э., когда этику впервые обозначили как особую область исследования, до сегодняшних дней интерес к ее осмыслению не ослабевает. В разное время к проблемам этики обращались такие философы, как Аристотель, Спиноза, Кант, Маркс.

Среди философских трактатов по этике особенно выделяются труды И. Канта. Этика Канта во многих отношениях явилась вершиной философии морали нового времени. Среди классиков немецкой философии Кант уделил наибольшее внимание нравственности (причем именно ее специфике), и его этическая концепция, последовательно развитая в целом ряде специальных трудов, была наиболее разработанной, систематической и завершенной. Кант поставил целый ряд критических проблем, связанных с определением понятия нравственности. Одна из заслуг Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы - вопросы теоретического разума - от вопроса практического разума: что я должен делать? Практическая философия Канта оказала огромное воздействие на следующие за ним поколения философов (А. и В. Гумбольдты, А. Шопенгауэр, Ф. Шеллинг, Ф. Гельдерлин и др.).

Изучение этики Канта продолжает развиваться с 20-х годов. Существует много разнообразных оценок этики Канта. С точки зрения метафизики, наиболее ценными являются идеи Канта о свободе и об автономии этики.

Современные исследования кантовской этики являются попыткой дать новые способы ее переосмысления и новые подходы реконструкции критической этики. Критическая этика Канта своим исходным пунктом имеет осознание практики, в которой воплощается разумное поведение человека. Подобно тому как теоретическая философия выясняет вопрос о возможности истины и научного знания, вся практическая философия посвящена человеческой практике, причем рассмотрение соотношения действительной свободы и морального закона является одной из существенных проблем осмысления кантовской практической философии. По Канту, единство критической философии с кантовской философией морали следует искать в фундаментальном положении человека в мире и в понимании единства его и раздвигающего границы знания поведения. Действительно, моральное поведение требует не только осознания долженствования, но и практического выполнения долга.

Связь этики Канта с его теоретической философией, генезис его этических идей, становления его мысли в рамках учения о свободе и этике, долженствование (центральная категория его морали) - эти проблемы находятся в центре внимания при изучении его этической концепции.

Единственно, что изначально предопределено в человеке, - это его стремление к счастью; самые фундаментальные потребности и интересы людей в конечном счете сводятся к достижению блаженства. Но если даже эту фундаментальную природу человека можно отличить от наличной психологии людей и предписать человеку некий "истинный" интерес и стремление в отличие от его непосредственных, фактических склонностей и желаний, то все равно в этом случае мораль будет сведена к некоторому "разумному эгоизму". Если нравственность основывать на стремлении человека к счастью, то побуждение к действию, пусть даже правильному, будет обременено инородными, гетерономными, не свойственными самой морали мотивами - надеждой на достижение успеха, на обретение блаженства в этом или потустороннем мире, на вознаграждение добродетели, наконец, на получение внутреннего удовлетворения от сознания правильности своих поступков.

Мораль, как считает Кант, нельзя рассматривать лишь как способ достижения какого-то результата. При такой интерпретации нравственность превращается в чисто техническую, прагматическую задачу, в вопрос о благоразумии, умении и способности эффективно достигать поставленные цели. Такие принципы действия, конечно, имеют место в человеческой жизни; Кант называет их условными, гипотетическими императивами: если желаешь достичь такого-то результата, следует поступать так-то. Действительно, моральные требования к человеку нельзя свести к каким-то техническим предписаниям, которые указывают лишь то, как можно наиболее эффективно достигнуть преследуемую цель. Во-первых, далеко не каждая цель может быть признана нравственной; успешное действие может иметь и противоморальную направленность. Во-вторых, даже во имя благой цели могут быть применены средства, притом эффективные, кои могут быть аморальными. Таким образом, гипотетический императив, будучи руководством к действию технического порядка, еще ничего не говорит о нравственном характере действия. Целесообразность вовсе не всегда совпадает с требованием морали - вот какая проблема возникает в данном случае. Решение ее сводится к следующему: в жизни люди преследуют различные цели, но из этих - особенных, частных, "эмпирических" - целей еще невозможно вывести нравственность. Напротив, это нравственность признает правомерными одни и осуждает другие цели. Стало быть, не понятие цели обосновывает моральное долженствование, а наоборот, эмпирические цели могут быть обоснованы или отвергнуты с точки зрения морали.

Кант сторонник приоритета долженствования над ценностью в морали, в этом он видит специфику нравственности, кроме того, он первым в истории этики обратил внимание на всеобщий характер нравственных требований, на то, что они в своем обязующем значении распространяются на всех людей, в конечном счете на человечество в целом. Кант обращает особое внимание на то, что в морали человек должен сам осознавать необходимость определенных действий и сам понуждать себя к этому. Мораль не выводится Кантом из анализа человеческого бытия, истории, общества, а просто постулируется как нечто изначально данное разумом и как некое особое измерение мира. По Канту безусловно добрая воля, принципом которой должен быть категорический императив, неопределенная в отношении всех объектов, будет содержать в себе только форму воления вообще, и притом как автономию; это и есть единственный закон, не имеющий никакого другого содержания. Он считает, что из чисто формального закона в решении любой конкретной моральной проблемы всегда следует только один возможный вывод, предписание к действию, принцип.

Теснее всего нравственность у Канта сплетена с правом. Если какого-либо человека долг заставил сделать выбор не в пользу своего ближнего, то для Канта это служит свидетельством его нравственности. В действительности здесь проявляется лишь абстрактный гуманизм - ведь отнюдь не всегда это справедливо на самом деле, то есть отнюдь не всегда любовь к дальнему нравственнее любви к ближнему.

  • II. Формулы:
  • Исчисление высказываний
  • § 11. Язык, логика и исчисление предикатов язык логики предикатов
  • I. Исходные символы языка.
  • Глава IV
  • § 12. Возможные объекты познания (предметы мысли)
  • § 13. Понятие признака. Виды признаков
  • § 14. Деление признаков по месту и роли в системе признаков. Сущность предметов
  • Глава V
  • §15. Понятие как форма мышления. Общая характеристика
  • § 16. Логическая структура и основные характеристики понятия
  • § 17. Слово и понятие. Понятие и представление
  • § 18. Основные приемы образования понятий. Значение понятий в познании
  • § 19. Закон обратного отношения между объемами и содержаниями понятий. Логические и фактические объемы и содержания понятий
  • § 20. Виды понятий
  • § 21. Виды отношений между понятиями
  • Виды несовместимости
  • Глава VI
  • § 22. Обобщение и ограничение понятий
  • § 23. Деление понятий. Классификация
  • Глава VII
  • § 24. Общая характеристика определения
  • § 25. Виды определений
  • Виды неявных определений
  • § 26. Правила и возможные ошибки в определении
  • § 27. Приемы, сходные с определением
  • Глава VIII
  • § 28. Общая характеристика и роль суждения в познании
  • § 29. Простые и сложные суждения. Виды простых суждений
  • § 30. Виды сложных суждений
  • § 31. Понятие необходимого и достаточного условия
  • § 32. Связь между простыми суждениями
  • § 33. Суждения ассерторические и модальные
  • § 34. Отрицание суждений. Виды отношений между суждениями
  • Глава IX Выводы (умозаключения)
  • Часть I
  • § 35. Выводы из сложных высказываний (выводы на основе свойств логических связок)
  • § 36. Выводы из категорических суждений. Непосредственные умозаключения
  • Выводы на основе свойств отношений между категорическими суждениями (выводы по «логическому квадрату»)
  • § 37. Выводы из категорических суждении. Простой категорический силлогизм
  • Общие правила простого категорического силлогизма и специальные правила фигур категорического силлогизма
  • § 38. Энтимема (сокращенный силлогизм)
  • Часть II
  • Индуктивное следование
  • § 39. Основные виды правдоподобных выводов (умозаключений)
  • Полная и неполная индукция
  • Все гуси - двуноги Все курицы тоже двуноги
  • Глава X
  • Часть I
  • Эмпирические методы
  • Обоснования индуктивных
  • Обобщений
  • § 40. Понятие причины и основные свойства причинных связей
  • § 41. Метода установления причинной зависимости явлений
  • В., в2, ..., -1 в-, ..., Вп - -I а,
  • Метод остатков
  • Часть II
  • § 42. Теория как форма и система знания
  • § 43. Научное объяснение
  • § 44. Вопрос и гипотеза как формы познания. Их методологическое значение вопрос
  • Глава XI
  • Логико-эпистемические
  • И социально-психологические
  • Аспекты аргументации
  • Часть I
  • § 45. Аргументация как прием познавательной деятельности. Виды аргументаций
  • § 46. Доказательство и опровержение
  • § 47. Виды доказательств
  • § 48. Подтверждение и критика (тезиса)
  • Вопрос об основании теории
  • § 49. Правила и возможные ошибки в процедурах обоснования
  • Часть II
  • § 50. Спор и дискуссия как разновидности аргументации. Виды споров
  • § 51. Научный спор как форма познавательной деятельности. Эпистемически-эвристическое и социально-педагогическое значение научных споров
  • § 52. Уловки споров и способы их нейтрализации
  • § 53. Рационализация споров: понятие о стратегии и тактике спора
  • Содержание
  • § 2. Логика как наука

    Логика как наука возникла в IV веке до н. э. Ее создате­лем был древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н. э.), который систематизировал и развил логические изыскания своих предшественников в трудах, объединенных общим названием «Органон» («Категории», «Об истолкова­нии», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «О софистических опровержениях» 1). Нелишне заметить, что логика была первой из оформившихся в самостоятельную науку отраслей знания.

    Логику определяют обычно, как науку о формах правиль­ных рассуждений, имея в виду выявление прежде всего за­конов и форм правильных выводов и доказательств. В силу чего ее часто называют формальной логикой 2 . При этом вы­деляется наиболее существенное в содержании этой науки, поскольку выводы (умозаключения) играют наиболее важ­ную роль в процессах теоретического познания. Однако уже у самого Аристотеля круг исследования проблем логического характера был значительно шире. У него анализируются не только основные формы мысли: понятия, суждения, но и многие приемы познавательной деятельности. Учитывая это, точнее было бы дать следующее определение:

    Логика есть наука о формах, приемах и методах теоретическо­го познания на ступени абстрактного мышления, имеющих об­щенаучный характер, о законах, составляющих основу этих методов, а также о языке как средстве познания.

    При таком подходе к логике как науке наряду с -мальной логикой в ней выделяются, по крайней мере, такие разделы как логическая семиотика

    1 Аристотель. Соч.: В 4 т. - М: Мысль, 1978. - Т. 2.

    2 Термин «формальное» трактуют иногда как бессодержательное, фор­ малистическое и т. п. Но к формальной логике это не имеет никакого отно­ шения! Дело просто в том, что задачей этого раздела логики как науки яв­ ляется выявление определенных форм (структур) рассуждений, но при этом учитывается как раз, что сами формы, например, высказываний, по­ нятий, имеют содержание, а именно логическое содержание. Оно играет очень важную роль для понимания многих познавательных процессов.

    (исследование языка как средства познания), а также - тодология (изучение общенаучных методов и приемов познания).

    Когда говорят, что логика изучает приемы и методы по­знавательной деятельности, имеют в виду действия именно логического характера, т. е. такие приемы и методы позна­ния, которые не связаны со специфическим содержанием тех или иных наук. Каждая из конкретных наук имеет в ка­честве предмета исследования ту или иную область природы или общественной жизни, логика же изучает то, каким обра­зом осуществляется мыслительно-познавательная деятель­ность в различных науках.

    Наряду с исследованием законов и форм выводов и дока­зательств, представляющих собой процесс получения нового знания из уже имеющегося, в логике анализируются формы выражения знания: возможные виды и логические структу­ры понятий, высказываний, теорий, а также многообразные операции с понятиями и высказываниями, отношения между ними.

    В исследовании же языка как средства познания выясня­ ется, каким образом выражения языка могут представлять в нашем мышлении те или иные предметы, связи, отношения. В связи с этим рассматриваются такие понятия, как знак, виды знаков, принципы их употребления, смысловое и предметное значение зна-

    ков и др. Выделяются естественные и специально создава­емый логикой - так называемые формализованные - язы­ки, которые используются для выяснения ряда существен­ных логических понятий (законов логики, выводов, доказа­тельств и др.), а также для решения многих задач логико-поз­навательного характера, играющих важную роль в процессе обучения: совместимы ли те или иные высказывания, являет­ся ли какое-либо выражение следствием других и т. д.

    Таким образом, видно, что будучи наукой о мыслительной деятельности, логика тесно связана с психологией.

    Однако есть существенные различия в их подходе к ана­лизу мышления. Психология рассматривает процесс мышле­ния как естественный процесс. Она исследует типы мышле­ния у людей различных категорий, ее интересуют случаи па-

    тологии и их причины, зависимость мышления от интересов и памяти, от психологического состояния личности и многое другое подобного рода. Предметом логики являются истори­ чески сложившиеся формы и приемы познания, от которых зависит истинность результатов познания. Сами же фор­мы, приемы и методы познания определяются не психиче­скими особенностями личности, ее привычками и наклон­ностями, а некоторыми наиболее общими свойствами и от­ношениями вещей объективной деятельности. Дело в том, что, в конечном счете, формы и методы познания являются опосредованными отражениями свойств и отношений объек­тивной реальности.

    Логику, в первую очередь, интересует не то, как мыслит человек, а то, как он должен мыслить для реше­ния тех или иных задач логико-познавательного характера, о которых мы говорили выше. Причем, имеется в виду такое решение этих задач, которое бы обеспечивало достижение истинных результатов в процессе познания. В естественных же процессах мышления у нас нередко проявляется склон­ность к поспешным обобщениям, излишняя доверчивость к интуиции, неопределенность значений употребляемых слов. Предписания логики способствуют сокращению этих и дру­гих недостатков естественных рассуждений.

    Таким образом, логика имеет не только описательный, но и нормативный (предписывающий) характер. И в этом смысле описание и объяснение мыслительных процедур с точки зре­ния логики направлено, в первую очередь, на выработку опре­деленных требований и норм, предъявляемых к мыслитель­ным процедурам.

    ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА И ЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ МЫСЛИ. ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ

    Для уяснения специфики предмета логики и особенно специфики изучаемых ею законов необходимо установить понятия логической формы и логического содержания мыс­ли. Это понятия высокого теоретического уровня и сложно­сти. Для точного их определения используются специальные

    формализованные языки. Здесь возможно лишь предвари­тельное знакомство с ними.

    Рассмотрим понятия логической формы и содержания мысли на примере такого наиболее знакомого читателю вида знания, как высказывания (суждения 1), в которых утвержда­ется наличие иди отсутствие какой-либо ситуации в познава­емой области действительности. Мы имеем, например, такие простые высказывания как «2 - простое число», «Волга впа­дает в Каспийское море», «Все жидкости упруги», «Некото­рые кислоты не содержат кислорода», и сложные: «Луна вращается вокруг Земли, а Земля - вокруг Солнца» «Все кислоты содержат кислород или некоторые не содержат его».

    Про высказывания (суждения), как и про понятия, тео­рии говорят (и мы будем говорить), что они являются -бы ми формами знания. «Формы» здесь означают виды знания, то есть речь идет об особых видах знания. Но каждое конкретное суждение (как и понятие), будучи вы­раженным в некотором языке и при этом достаточно точ­ным образом, наряду с определенной знаковой (языковой) формой, имеет также логическую форму, а наряду с опреде­ленным конкретным содержанием, - логическое содержа­ние (здесь, поскольку речь идет о суждении с определенной знаковой формой, естественнее говорить о логической фор­ме и о логическом содержании высказывания). Рассмотрим эти понятия на примере следующих высказываний: «Все ме­таллы суть химически простые вещества» и «Если вода (при нормальном давлении) нагрета до 100°С, то она закипает».

    Вопрос о том, каковы здесь знаковые формы, не требует, очевидно, разъяснений. Конкретное содержание мысли в первом случае состоит, как видно, в утверждении, что каж­дый предмет, который мы характеризуем свойством метал-личности, обладает свойством химической простоты, то есть состоит из однородных атомов. Чтобы выявить логическую

    1 Одно и то же суждение может быть выражено в разных языках и даже в разных знаковых формах в пределах одного языка. Когда суждение рассматривается в связи с какой-то конкретной формой его языкового вы­ражения, оно называется «высказыванием». Термин же «суждение» для него мы употребляем, когда отвлекаемся от того, какова именно его знако­вая форма.

    форму и логическое содержание этого суждения надо от­влечься от того, каковы именно те конкретные предметы, о которых в нем что-то утверждается, и каковы именно те конкретные свойства или отношения, наличие которых у этих предметов утверждается. Отвлекаясь от того, что речь идет здесь о металлах, мы можем обозначить их просто пе­ременной S , а вместо свойства «химически простое веще­ство» ввести переменную Р. Тогда вместо данного конкрет­ного суждения получаем его логическую форму:

    Все 5 суть Р.

    Это выражение обладает еще определенным содержани­ем, оно в определенной степени осмысленно, а именно, в нем утверждается, что всякий предмет, обладающий каким-то свойством 5, имеет свойство Р. Это содержание, которое представляет логическая форма высказывания, и называется логическим содержанием высказывания.

    Читатель теперь сам, очевидно, установит, что для того чтобы выявить логическую форму второго из взятых нами высказываний, надо отвлечься от конкретного предмета, а в данном случае воды. Результатом отвлечения будет введение некоторой переменной для его обозначения, например, а. Вместе с тем отвлекаемся от того, о каких именно свойствах этого предмета идет речь, заменяя опять их знаковые формы переменными: «нагретость до 100°С» обозначим P v а «заки­пает» - Р 2 . В итоге получим:

    Если а есть Р,то а есть Р 2 .

    Логическое содержание состоит здесь в указании на связь между наличием у предмета одного свойства Р { и нали­чием другого - Р 2 .

    Тут же логическую форму имеет высказывание: «Если сумма цифр числа 353 делится на 3, то само это число делит­ся на 3».

    Читатель, наверное, усмотрел уже, что при выявлении ло­гических форм высказываний в приведенных случаях мы до­пускали определенные огрубления: игнорировали, например, различие между структурами таких свойств, как «нагреть до 100°С» и «закипает». В первом случае налицо некоторое от­ношение между водой и температурой 100°С. Есть суще­ственная разница между свойствами «делимость суммы

    цифр числа на 3» и «делимость самого числа на 3», которую мы также не принимали во внимание. Все дело в том, что ло­гические формы мысли можно выявлять с той или иной сте­пенью точности, с учетом или без учета тех или иных струк­турных особенностей свойств, отношений, как и самих пред­метов. Все зависит от того, с какой целью, в каких ситуаци­ях, для решения каких задач нам необходимо выявить логи­ческую форму той или иной мысли. Иногда мы можем вооб­ще отвлекаться от структур высказываний, составляющих другие - сложные - высказывания, и, например, в каче­стве логической формы вышеприведенных высказываний о делимости числа, о кипении воды получить выражение:

    Если р, то q,

    где р и q - переменные для высказываний (пропозицио­нальные переменные).

    Возьмем высказывание: «Если наш мир лучший из миров, то все люди в нем должны быть счастливы». Рассматривая свойства «лучший из миров» и «всякий человек - в нем -должен быть счастлив» как простые, получим форму данного высказывания, аналогичную предыдущей:

    Если а есть Р,то а есть Р 2

    Если же учтем структуру второго свойства «Всякий чело­век, если он живет в нашем мире, то он счастлив», будем иметь: «если а есть Р,то все 5 суть Р 2 (если SRa , то 5 есть О)», где R - отношение «живет». Читателю предлагается теперь самому выявить логическую структуру также первого из ука­занных свойств и соответственно форму всего высказывания с учетом структуры этого свойства.

    Не имея возможности вдаваться здесь во многие подробности (см. гл. И, 6), заметим, однако, что в каждом высказывании мы различаем дескриптивные термины и логические. Дескриптив­ ные - это термины, обозначающие предметы, свойства, отноше­ния. К числу логических терминов относятся в наших примерах та­кие знаковые выражения, как «все», «некоторые», «и», «если..., то...» и др. Именно логические термины и определяют логические содержания высказываний и именно наличие логических операций и отношений, которые обозначаются логическими терминами, ха-

    рактеризуют специфику воспроизведения действительности в мышлении. Правда, в мышлении не все логические связи фиксиру­ются явным образом посредством специальных логических терми­нов 1 . Логические термины и являются, в частности, тем инстру­ментарием, с помощью которого осуществляется упоминавшаяся выше синтетическая деятельность мышления. Посредством их про­исходит соотнесение свойств и отношений, зафиксированных в языке первоначально в отрыве от предметов, с теми или иными оп­ределенными предметами. Речь идет о той именно синтезирующей деятельности мышления, которая осуществляется в формах выска­зываний (суждений).

    Несколько упрощенно логическую форму иногда определяют как «способ связи в мысли частей мыслимого содержания». «Мыс­лимое содержание» здесь, очевидно, конкретное содержание мыс­ли в отличие от логического - связанное со значениями дескрип­тивных терминов, а сам «способ связи» характеризуется логиче­скими терминами.

    Вообще, для того, чтобы точно выявить логическую форму не­которой мысли, необходима точная и полная ее формулировка 2 , содержащая все ее аспекты. Иначе - при выявлении логической формы - может быть не учтена какая-то часть некоторого кон­кретного содержания, а тем самым и потеряно нечто в логическом содержании.

    Неполнота формулировки может иметь место, когда, например, не учитывается сложная структура тех или иных признаков, как это было в одном из приведенных примеров. В высказывании «Всякий человек имеет мать» «имеет» - не отношение; здесь под­разумевается утверждение о существовании для каждого человека некоторого другого человека такого, который находится в опреде­ленном отношении к первому, а именно в том отношении, которое обозначает слово «мать».

    Здесь видны трудности выявления точного смысла и логиче­ской формы высказываний в естественном языке. Когда утвержда­ются какие-то отношения между предметами одного и того же класса, возникает необходимость к общему обозначению предме­тов этого класса (как в данном случае - «человек») добавлять либо нумерацию (человек^ человек 2 ...), либо вводить специальные сим-

    1 Логическую форму имеют, конечно, и такие суждения, как «Луна - холодное небесное тело», «Солнце - раскаленное тело», «Медь - металл», в формулировках которых нет специальных логических терминов, однако, здесь подразумевается наличие логического отношения принадлежности свойства предмету.

    2 Точная и полная формулировка мысли нужным образом достигается в специальных, формализованных, определенным образом стандартизиро­ ванных языках (см. гл. III), в чем и состоит их важное значение для логики.

    волы переменных X, Y , ..., употребляя выражения «человек X», «че­ловек У», как это и делается в формализованных языках.

    В тех или иных случаях, в зависимости от решаемых задач, мы можем, как уже было сказано, опускать какие-то стороны содер­жания. Но «опускать» - не значит «вообще не замечать и не учи­тывать».

    Следует добавить также, что, выявляя логическую форму, при замене терминов с конкретным содержанием - знаков предме­тов, свойств, отношений - мы заменяем их переменными соот­ветствующих типов, то есть знаками, под которыми подразумева­ются объекты тех же типов; причем один и тот же термин, если он встречается в выражении не один раз, заменяется одной и той же переменной, а различные - различными. При этом употребля­ются переменные особого вида, так называемые «переменные - параметры», или, иначе говоря, «фиксированные переменные», в отличие от так называемых «квантифицированных переменных» (см. гл. III, § 10).

    Вообще, логические формы высказываний, как и их логи­ческие содержания, необходимы для выявления законов ло­гики, лежащих в основе правильных форм рассуждений (умозаключений).

    Логические законы представляют собой связи, в частно­сти, между высказываниями того или иного языка, завися­щие только от их логических содержаний, а тем самым, от их логических форм. Сами они выражаются обычно также в формах некоторых высказываний того же языка, но с ис­пользованием нужных переменных. Законами являются, на­пример:

    Если все S суть Р, то ни одно не-Рне есть S ;

    Если все S суть Р, то некоторые Р суть S ;

    Если неверно, что некоторые S есть Р, то ни одно S не есть Р.

    Каждый из указанных законов определяет форму пра­вильного умозаключения. Например, от истинности высказы­вания вида «Все 5 суть Р» можно с гарантией заключить об истинности высказываний вида «Ни одно не-Р не суть 5» и вида «Некоторые Р суть 5». Так, если вместо 5 и Р использо­вать, соответственно, «металл» и «электропроводящее веще­ство», то ясно, что при истинности высказывания «Все метал­лы суть электропроводящие вещества», обязательно истинны­ми будут и высказывания «Ни одно неэлектропроводящее ве-

    щество не есть металл» и «Некоторые электропроводящие ве­щества есть металлы».

    Высказывания, выражающие законы логики, истинны при лю­бых значениях содержащихся в них переменных (именно тех переменных, которые мы вводим, выявляя логические формы высказываний).

    ЗАКОНЫ ЛОГИКИ И ПРИНЦИПЫ ПРАВИЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

    Современное понятие закона логики возникло в рамках символической логики; при этом было выяснено, что сущес­твует бесконечное множество законов этого типа. Мы под­черкиваем это в противовес распространенному - идущему от традиционной логики - представлению о том, что в фор­мальной логике есть три, а по другому мнению, четыре зако­на, которые называют при этом «основными» законами (ос­новными и единственными!). Имеются в виду три закона - закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, - сформулированные еще Аристотелем, и закон достаточного основания, введенный в логику Г. Лейбницем.

    Аристотель сформулировал упомянутые законы, крити­куя современные ему философские течения. Еще в V веке до н. э. Гераклит - основоположник диалектики - сформу­лировал принцип, что в мире нет ничего вечного, постоянно­го, «все течет, все изменяется». При качественных измене­ниях обычны не просто переходы явлений из одних качес­твенных состояний в другие, но часто и в свою противопо­ложность. Противоположности добра и зла, полезного и вредного, справедливого и несправедливого, горячего и хо­лодного, отталкивания и притяжения и тому подобные вза­имодействия составляют часто лишь различные аспекты од­них и тех же явлений, представляют различные тенденции их развития. Из этих взглядов Гераклита и других античных диалектиков были сделаны крайние выводы.

    Согласно взглядам философов, которые были названы р е л я т и в и с т а м и (Кратил и др.), в мире все абсолютно относительно и вообще нет ничего определенного, а поэтому

    невозможно никакое истинное знание. Аристотель возражал релятивистам так: «Если мы имеем два противоречащих вы­сказывания, то есть таких, в одном из которых (А) что-либо утверждается, а в другом то же самое 1 отрицается (не-А), то по крайней мере одно из них истинно». Иначе говоря, про­тиворечащие высказывания не могут быть оба ложными. Это действительно один из законов логики - з а к о н ис­к л ю ч е н н о г о третьего.

    Другая крайность, которую представляли ф и л о с о ф ы -софисты (Протагор, Горгий и др.), состояла в утвержде­нии, что, наоборот, все, что бы мы ни утверждали или отрица­ли, является истинным: «И как кому кажется, так оно и есть!» На это Аристотель отвечал, что из двух указанных типов вы­сказываний А и не-А, по крайней мере, одно является лож­ным или, иначе говоря, противоречащие друг другу высказы­вания не могут быть оба истинными. Это - тоже закон логи­ки. Он получил название з а к о н п р о т и в о р е ч и я.

    Против абсолютизации относительности качественных различий предметов и явлений и изменчивости вещей и яв­лений Аристотель возражал, что в относительном, изменчи­вом всегда есть качественно определенное (что именно и яв­ляется объектом изменения).

    Существование определенности в рамках изменчивости хорошо демонстрирует нам современная наука, особенно те­ория микрочастиц. Известно, что многие частицы «живут» лишь миллионные или даже миллиардные доли секунды. Ка­залось бы, о них вообще ничего нельзя высказать, поскольку стоит лишь даже произнести первую букву названия части­цы, как ее давно уже нет в действительности... Тем не менее физики определяют массы, заряды, моменты вращения, в ряде случаев даже и строение таких частиц, хорошо отличая одни частицы от других. К нашему счастью, наше мышление при рассуждении о вещах «не гоняется» за ними, не идет па­раллельно их развитию.

    1 При определении противоречащих высказываний обычно находят нужным подчеркивать, что в одном из них что-то утверждается, а в другом «то же самое, в том же смысле, о том же предмете, взятом в то же время, в том же отношении» отрицается «то же самое», что в первом, то само со­бой имеется в виду, что «в том же смысле, о том же предмете» и т. д.

    Софистика и релятивизм в процессах познания связаны с неправильным употреблением языка, с неопределенностью значений употребляемых слов и языковых выражений вооб­ще. В действительном процессе мышления всякий человек, указывал Аристотель, вкладывает в свои слова какое-нибудь значение и для себя и для другого. Это необходимо для того, чтобы вообще возможно было рассуждение: «Если же у слов нет определенных значений, тогда утрачена всякая возмож­ность рассуждать друт с другом, а в действительности - и с самим собой, ибо невозможно ничего мыслить, если не мыс­лишь каждый раз что-нибудь одно...» 1 .

    Итак, Аристотель формулирует здесь важное требование к мышлению, необходимое условие его логической правильно­сти: рассуждая о тех или иных предметах и явлениях, необхо­димо выделять в них нечто качественно определенное, устой­чивое, относительно тождественное, придавая таким образом словам, в которых выражаются мысли, определенное пред­метное значение (см. § 5). Это требование относится, в част­ности, и к нашим понятиям, которые должны иметь опреде­ленное содержание и сохранять свою определенность в про­цессах рассуждения (не допускать подмены одних понятий другими и смешения слов с различными значениями). Это требование получило в логике название закона тожде­ства 2 .

    Как мы уже сказали, появлению в логике «четвертого за­кона» она обязана Г. Лейбницу. То, что называют - ном достаточного основания, есть также опре­деленное требование, необходимое условие правильности нашего мышления. Оно состоит в том, что в процессе позна­ния можно принимать то или иное суждение, высказывание за истину лишь на достаточном основании. Правда, сам Г. Лейбниц и традиционная логика после него не выяснили, что именно есть достаточное основание для признания ис­тинности некоторого высказывания.

    1 Аристотель. Метафизика. - С. 64.

    2 Однако имеются различные толкования этого закона, иногда, напри­ мер, как требование тождества наших понятий в процессе рассуждения, хотя требование определенности понятий в ходе рассуждения отнюдь не означает, что они должны оставаться тождественными при рассуждении, что будет показано в гл. V. К тому же, как увидим, это положение не явля­ ется законом логики в современном понимании этого термина.

    В некоторой мере указание на это содержится в приве­денном выше определении истины, в котором мы использо­вали результаты исследования понятия истины польским ло­гиком А. Тарским (применившем для этого точные методы современной логики): достаточным основанием истинности высказывания является наличие в действительности той си­туации, которую оно описывает и наличие которой утвер­ждает. Другое дело, что сами ситуации бывают весьма слож­ными и не всегда ясными; к тому же не всегда просто уста­новить наличие или отсутствие какой-либо ситуации. Поэто­му требование Г. Лейбница чаще всего приходится понимать как стремление к максимальному обоснованию (подтвержде­нию) выдвигаемых и принимаемых нами утверждений.

    Из последнего изложения нетрудно обнаружить, что в традиционной логике смешаны принципиально различные понятия: такие, с одной стороны, как з а к о н ы л о г и к и и, с другой - л о г и ч е с к и е п р и н ц и п ы, логические требования, как необходимые, наиболее общие условия ло­гической правильности нашего мышления.

    Законы логики представляют собой объективные, не за­висящие от человека связи между мыслями, например, меж­ду высказываниями, обусловленные их логическими содер­жаниями. Сами эти логические содержания являются отра­жением в мышлении некоторых наиболее общих сторон и аспектов, связей и отношений, реально существующих.

    Логические же принципы (требования) - это определен­ные установки, положения, к осуществлению которых чело­век должен стремиться, но которые, в конце концов, могут умышленно или неумышленно не выполняться или, как гово­рят, «нарушаться».

    Из перечисленных нами так называемых основных зако­нов логики два первых - исключенного третьего и противо­речия - действительно являются законами логики. Что каса­ется законов тождества и достаточного основания - это лишь более или менее определенные требования. Впрочем, в современной логике действительно есть закон тождества. Он - насколько возможно выявить его смысл на данном этапе изложения материала - представляет собой так же, как и другие законы, определенную, хотя в данном случае и тривиальную связь между высказываниями: «Если какое-то высказывание А истинно, то оно истинно».

    Ясно, что каждый закон представляет и определенное требование к нашему мышлению, по крайней мере, требова­ние рассуждать в соответствии с этим законом. Законы про­тиворечия и исключенного третьего часто трактовались в ло­гике именно как некоторые требования. Можно сказать, что из закона исключенного третьего вытекает одно из условий 1 (и конечно, требование) определенности нашего мышления. Оно состоит в следующем: «На всякий правильно поставлен­ный вопрос о наличии или отсутствии у предмета тех или иных свойств, о наличии или отсутствии той или иной ситу­ации в действительности, необходим, в конечном счете, по­ложительный или отрицательный ответ, то есть принятие высказывания А или его отрицания (неверно, что А)».

    Из закона противоречия вытекает, очевидно, принцип не­противоречия:

    «Утверждая (принимая) некоторое утверждение А, не от­вергай (не отрицай) того же самого (если, конечно, не хо­чешь говорить ложного)».

    Это требование к человеку быть последовательным в сво­их рассуждениях. Нужно сказать, что требование непроти­воречивости нашего знания является центральным в науч­ном мышлении и обычно строго выполняется. При возни­кновении противоречия в том или ином процессе познания или в составе некоторого знания ученые всегда стремятся устранить его. Вместе с тем появление противоречий в про­цессе познания отнюдь не редкое явление. Почти в каждой более или менее сложной науке возникают так называемые парадоксы, антиномии - противоречия опреде­ленных видов. Не свободна от них даже такая точная наука как математика (см., например, парадоксы теории мно­жеств) .

    Возникновение противоречий обусловлено зачастую сложностью, многосторонностью предметов, процессов, со­бытий, их связей и отношений в действительности. К проти­воречиям приводят, в частности, отмеченные выше «проти­воречия» в самих предметах, их способность проявлять себя противоположным образом в разных ситуациях и даже на-

    1 Другим условием определенности мышления естественно считать так­же и принцип тождества.

    личие в них в одно и то же время взаимоисключающих сто­рон, тенденций. Нельзя не сказать также и о нашем неуме­нии различить в некоторых случаях качественно различные явления, характеристики объектов, учесть все обстоятель­ства того или иного явления и т. п.

    Хороший пример того, как легко впасть в противоречие даже весьма умному человеку, показывает И. С. Тургенев в романе «Рудин». Герой романа Пегасов, как вы помните, бу­дучи человеком оригинального склада ума и особого склада характера, возмущается, что люди претендуют на наличие у них каких-то убеждений, носятся с ними, уважения к ним требуют. К нему обращается Рудин:

      Что же, по-вашему, убеждений не существует?

      Нет и быть не может!

      Это ваше убеждение? -Да!

      Вот вам одно на первый случай!

    Именно в силу того, что упомянутые нами законы логики в истории логики были истолкованы прежде всего как неко­торые требования и в силу важности этих требований, по­явилась их характеристика как основных законов логики, мы назовем эти требования основными принципами логиче­ ски правильного мышления. К ним относятся: принцип исклю­ ченного третьего, принцип непротиворечия, принцип тож­ дества, как он изложен выше в соответствии с Аристотелем, и принцип достаточного основания.

    Значение логической правильности мышления, подчерк­нем еще раз, состоит в том, что она является необходимым условием гарантированного получения истинных результа­тов в решении задач, возникающих в процессе познания. Понятие логической правильности мышления является мно­госторонним, имеет много аспектов и они найдут отражение в данной книге. Сейчас же важно уяснить наиболее о б -щие черты правильного мышления. К их чис­лу относят определенность мышления, последовательность и доказательность.

    Требование определенности мышления включает в себя определенность значений, употребляемых в рассужде­ниях терминов и связанных с ними понятий, уяснение смысла тех или иных утверждений, точность выдвигаемых положе-

    ний, точность формулировок в соответствии с принципом ис­ключенного третьего.

    Последовательность мышления означает, что, утверждая что-либо, человек не должен принимать одновре­менно нечто несовместимое с этими утверждениями, с другой стороны, он должен принимать следствия своих утверждений. Последовательность мышления проявляется также, как уме­ние построить цепочку рассуждения, где каждое последующее звено зависит от предыдущего, то есть выделить его исходные пункты и следствия, вытекающие из них. Непоследователь­ность же мышления характеризуется нарушением этапности рассуждений, наличием прерывности и несвязуемости в этом процессе.

    Доказательность как черта правильного мышления со­стоит в стремлении доказывать или хотя бы в какой-то мере обосновывать выдвигаемые утверждения, не принимать ниче­го на веру и в то же время не делать голословных утвержде­ний. Для человека, следующего этому требованию логики, ха­рактерно если и не приводить все аргументы в пользу чего-либо, то хотя бы иметь их в виду.

    История формирования логики

    В своем развитии логика прошла два этапа; первый этап продолжался с IV века до н. э. до XIX в. н. э. В этот период произошло возникновение формальной логики, автором которой традиционно считается Аристотель, и ее медленное совершенствование. На втором этапе , с конца XIX в. до наших дней, произошла научная революция, и на смену аристотелевской логике пришла современная. Таким образом, логика имеет долгую и богатую историю, неразрывно связанную с развитием самого общества. Возникновению логики как теории предшествовала уходящая в глубь тысячелетий практика мышления.

    История свидетельствует, что отдельные логические проблемы возникают перед человечеством уже свыше 2,5 тыс. лет назад, прежде всего в Древней Индии. В индийской логике много внимания уделяется теории умозаключения, которое в ней отождествляется с доказательством. Давайте рассмотрим особенности индийской логики.

    Оригинальное учение о пятичленном силлогизме, в котором объединены понятия индукции и дедукции. Членами силлогизма являются: тезис, основание, пример, применение, вывод.

    Суждение не признается самостоятельным актом мышления, а является только членом умозаключения.

    Восприятие не является непосредственно данным нам, а заключает в себе акт «суждение – умозаключение». Иными словами, в основе нашего восприятия мира лежит приобретенный нами опыт.

    Различение речи «в себе» (т. е. внутренней речи, являющейся формой процесса мышления, когда человек как бы ведет разговор с самим собой) и речи «для других» (т. е. внешней речи, когда происходит передача мыслей и общение людей в устной или письменной форме). Первая характеризуется более сокращенным способом мышления, чем вторая.

    В тоже время, логика в Древней Индии не рассматривалась как система, а трактовалась в виде кратких афоризмов. При этом логика была полностью зависима от других наук. Также необходимо отметить, что логика Древней Индии была практически неизвестна в Западной Европе. Поэтому считается, что логические проблемы получают свое освещение только в Древней Греции и Риме.

    Каковы же причины возникновения логики как науки? Основными являются две. Первая – зарождение и развитие наук. Исходя из того, что наука основывается на теоретическом мышлении, предполагающем умозаключение и доказательство, можно сделать вывод о необходимости исследования природы самого мышления как формы познания. Логика и пыталась выявить и объяснить те требования, которым должно удовлетворять научное мышление, чтобы его результаты соответствовали действительности.

    Вторая причина – это развитие ораторского искусства и искусства спора.

    Основателем логики как науки принято считать Аристотеля. Однако необходимо отметить, что первое систематическое изложение логических проблем было раньше дано другим древнегреческим философом – Демокритом. Среди его многочисленных трудов был и обширный трактат в трех книгах «О логическом или о канонах» (от греческого canon – правило, предписание). В данной работе была раскрыта сущность основных форм познания и критерии истины, показана роль логических рассуждений в познании, дана классификация суждений и предпринята попытка разработать индуктивную логику. К сожалению, данный трактат не сохранился. Мы знаем о его существовании только по ссылкам Аристотеля, который широко использовал данную работу при разработке своей системы логики.

    Аристотелю принадлежит ряд трактатов по логике, позднее объединенных в единой работе «Органон» (от греческого organon – орудие, инструмент). Эта работа содержала полностью всю систему аристотелевской логики, и от нее непосредственно ведет начало современная логика.

    В центре логических размышлений Аристотеля – теория дедуктивных умозаключений и доказательства. Он также дал классификацию категорий и близкую к демокритовской классификацию суждений, сформулировал три фундаментальных закона мышления – закон тождества, закон противоречия и закон исключенного третьего.

    Будучи гигантским обобщением предшествующей практики мышления, логика Аристотеля оказала огромное влияние и на другие сферы знания. Так, под сильным впечатлением от этой науки были написаны знаменитые «Начала» Евклида (начало III в. до н. э.). В них подведен итог развитию древнегреческой математики и впервые проявился на практике дедуктивный метод построения теории.

    Логика Аристотеля оказала значительное влияние и на развитие ораторского искусства, особенно судебных речей. Так, один из теоретиков риторики, Гермагор, около середины II в. до н. э. разработал знаменитую «систему нахождения», которая явилась высшим достижением эллинской риторики. Суть данной системы сводилась к тому, что все многообразие судебных «казусов» (случаев) сведено к единой схеме видов и разновидностей («статутов»), которой пользовались ораторы в своих речах.

    В средние вв. в развитии логики как науки сыграла проблема общих понятий – «универсалий». Спор о них растянулся на столетия. Суть проблемы заключается в том, что появляется раньше – общие понятия, вытекающие из нашего разума (рационализм), или единичные фактические предметы (номинализм).

    В эпоху Возрождения логика переживала настоящий кризис. Она расценивалась как «искусственное мышление» и противопоставлялась естественному мышлению, основывающемуся на интуиции и воображении.

    Следующий этап в развитии логики начинается с XVII в. Он связан с созданием в ее рамках индуктивной логики, в которой нашли отражение многообразные процессы получения общих знаний на основе накопившегося эмпирического материала. Потребность в таких знаниях наиболее полно осознал и выразил в своих трудах Ф. Бэкон (1561–1626). Он и стал родоначальником интуитивной логики. В противовес старому «Органону» Аристотеля Бэкон написал «Новый органон», где и изложил основные положения индуктивной логики.

    Индуктивная логика значительно позже была систематизирована и развита английским философом Джоном Стюартом Миллем (1806–1873) в его двухтомном труде «Система логики силлогистической и индуктивной».

    Огромный вклад в развитие формальной логики внесли русские ученые. Оригинальные логические концепции в России разрабатывались в XVIII в., и связаны прежде всего с именами М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева. Расцвет же логических исследований в нашей стране относится к концу XIX в. Это прежде всего такие логики как М. Каринский, Л. Рутковский, С. Поварнин.

    Подлинную революцию в логических исследованиях вызвало создание во второй половине XIX в. математической логики, которая получила название символической. Первой попыткой создания данного вида логики стала разработка символической формализованной системы, предпринятая Г. Лейбницем (1646–1716). Лейбниц по существу стал основателем символической логики. Он стремился изобрести универсальный символический язык, посредством которого можно было бы рационализировать любую эмпирическую науку. Лейбниц мечтал о том времени, когда ученые будут заниматься не эмпирическими исследованиями, а исчислением с карандашом в руках. Новое знание, по его мнению, будет результатом логического исчисления. Он различал два вида логических исчислений: исчисление высказываний и исчисление предикатов. При первом допускается отвлечение от понятийной структуры суждения, а при втором эта структура учитывается, и соответственно символический язык дополняется новыми знаками. Однако его труды не получили признания – символическая логика не получила широкого распространения.

    Более благоприятные условия для развития символической логики сложились во второй половине XIX в. К этому времени математизация наук достигла значительного прогресса, а в самой математике возникли проблемы ее обоснования. Наиболее важная отличительная особенность данного этапа в развитии логики состоит в разработке новых методов решения традиционных логических проблем. Это разработка и применение так называемого формализованного языка – языка символов, т. е. буквенных или каких-нибудь других знаков.

    Символическая логика находит все большее применение в различных науках – математике, кибернетике, биологии, экономике и т. п. Открывая возможность как бы автоматизировать процесс рассуждения, она позволяет передать некоторые функции мышления техническим устройствам.

    Растущие потребности научно-технического прогресса обуславливают дальнейшее развитие современной логики.

    Из книги Философия науки и техники автора Стёпин Вячеслав Семенович

    Пути формирования науки Противопоставление исследовательских и коллекторских программ позволяет выделить два разных пути в развитии отдельных научных дисциплин в зависимости от того, какие именно программы доминируют на самых первых этапах их формирования. Ниже мы

    Из книги Пороги сновидения автора Ксендзюк Алексей Петрович

    Из книги История философии в кратком изложении автора Коллектив авторов

    НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ Если в XVII в. страной наиболее динамичного развития и острых социальных конфликтов была Англия, то в XVIII в. конфликты и противоречия начинают проявляться во французской общественной жизни и в 1789 г. приводят к буржуазной революции.Предвестниками этой

    Из книги Основы философии автора Бабаев Юрий

    История человечества как история становления

    Из книги Основы Науки думать. Кн.1. Рассуждение автора Шевцов Александр Александрович

    Часть вторая История философии как история познания и

    Из книги Философские начала цельного знания автора Соловьев Владимир Сергеевич

    История философии как духовная история человечества Приступая к рассмотрению истории философии, следует помнить положение Гегеля, что история философии – это эпоха, выраженная в мысли. Это поможет увидеть за калейдоскопом имен, теорий, концепций саму реальную жизнь

    Из книги Франсуа Мари Вольтер автора Кузнецов Виталий Николаевич

    История логики В этом разделе я, конечно, не собираюсь действительно написать историю логической науки. Я просто хочу пробежаться по основным событиям, менявшим ее лицо. События эти, по преимуществу, происходили не в России, но оказывали на наших логиков прямое

    Из книги Логика: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов автора Иванов Евгений Акимович

    Из книги Логика: учебник для юридических вузов автора Кириллов Вячеслав Иванович

    «Мнение правит миром». История народов как история культуры и цивилизации Перед всей просветительской мыслью, отвергавшей теологическое понимание истории, стояла задача найти на земле, в материальном мире, то, что определяет действия людей в качестве исторических

    Из книги История марксизма-ленинизма. Книга вторая (70 – 90-е годы XIX века) автора Коллектив авторов

    Глава II. История логики (краткий очерк)

    Из книги Философия права автора Алексеев Сергей Сергеевич

    Глава II. Соотношение законов формальной логики и логики диалектической Диалектика «не отменяет формальной логики, а только лишает ее законы приписываемого им метафизиками абсолютного значения». Г. Плеханов 1. Определите, какие из следующих высказываний представляют

    Из книги Самая большая тайна разума. Что такое сознание, и как это работает автора Терехов Василий

    § 5. ИСТОРИЯ ЛОГИКИ (КРАТКИЙ ОЧЕРК) Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука. Она сформировалась более двух тысяч лет назад, в IV в. до н. э. Ее основателем является древнегреческий философ

    Из книги Обнаженность и отчуждение. Философское эссе о природе человека автора Ивин Александр Архипович

    ИСТОРИЯ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА. КНИГА ВТОРАЯ. Марксизм в период формирования массовых социалистических партий II Интернационала (70 – 90-е годы XIX

    Из книги автора

    Механизм формирования и развития философии пра­ва. Формирование и развитие философии права как особой самодостаточной научной дисциплины не есть продукт не­ких умозрительных логических операций за письменным столом по соединению фрагментов философии и

    Из книги автора

    Комплекс формирования сознания Обучение последовательному счёту, развитие интроспекции, способность сопереживать и страх смерти появляются у ребёнка в младшем возрасте. Эти феномены составляют комплекс, и их появление у человека означает формирование сознания.Что

    Из книги автора

    Две модели формирования единого человечества Возможны, как кажется, две основные модели создания единого человечества: закрытая (коллективистическая) и открытая (индивидуалистическая). Первая предполагает постановку перед всем человечеством или перед достаточно

    Различают логику формальную и диалектическую. Основателем традиционной формальной логики является, как известно, Аристотель. Термин «диалектическая логика» был введен в науку немецким философом, объективным идеалистом Г. Гегелем (1770 - 1831), впервые на идеалистической основе изложил основные законы и принципы диалектической логики как учения об общем развитии абсолютного духа.
    Диалектическая логика - высшая степень в развитии логической науки, но она не отменяет и не поглощает формальную логику, последнюю не следует рассматривать как пройденный этап.
    Диалектическая логика, как и формальная, изучает мышление, но с другой стороны и другими методами. Формальная логика - это логика, изучающая структуру мышления, исследует законы строения нашего мнения. Она призвана дать ответ, какой должна быть структура мысли, чтобы она была истинной и правильно воспроизводила действительность. Диалектическая логика исследует то, как в абстрактном мышлении, познает истину, действуют общие законы диалектики. Диалектическая логика изучает природу логических форм, их познавательную суть, раскрывает связь форм и законов мышления с законами объективного мира. Формальная логика исследует структуру готовых, сложившихся логических форм, не интересуясь их генетическими связями и взаимопереход, диалектическая же логика изучает формы мышления в их связях, переходах, в развитии, движении.
    Ограниченность формальной логики состоит в том, что соблюдение одних только его законов для познания недостаточно, а не в том, будто она применяется только для познания каких-то элементарных связей и отношений, а при исследовании сложных явлений и связей Ее законы будто не действуют. В процессе познания на ступени абстрактного мышления имеет место постоянное сочетание двух моментов - формального соблюдения в каждом акте мысли и диалектического направления мысли в целом. И формальная, и диалектическая логика действуют повсюду, при познании любых объектов, как простых, так и сложных, при познании как относительно неподвижных предметов, так и предметов, движущихся меняются.
    Не существует какой-то особой области элементарных отношений, которые бы узнавались с помощью только формальной логики, а диалектическая логика в них была бы неприменима, как не существует и такой области познания, где мышление подлежит только законам диалектической логики и где необязательно соблюдения требований формальной логики. Там, где соблюдаются законы формальной логики, действительно диалектическое мышление становится невозможным, там диалектика подменяется софистикой и эклектикой. Формальная логика обеспечивает определенность, ясность, последовательность мышления, то, без чего мышление как логический процесс по существу невозможно.
    Сложным является вопрос о соотносительность формальной и математической логики. Существуют различные точки зрения. Одни считают, что современной формальной логикой является математическая логика и одной из других (общая, традиционная, классическая), кроме математической, в наши дни не существует. Математическая логика, возникла из потребностей математики, как ветвь традиционной логики, вобрала все ценное, достигнутое последней, и является новым, высшим этапом развития формальной логики.
    Другие исходят из того, что существует общая формальная логика и логика математическая, что это хоть и близкие, но разные науки и их нельзя отождествлять. Каждая из этих наук имеет свой предмет, свои задачи и методы. Сторонники этого взгляда считают, что математическая логика не охватывает всех проблем формальной логики, поэтому она не может быть сведенной к математической логики, подменена ней.
    Некоторые ученые относят математическую логику к математике и считают ее логике в собственном смысле.
    Большинство современных логиков признают первую точку зрения, считают, что формальной логикой на современном этапе развития логической науки является математическая (символическая) логика. Приведем высказывания по этому вопросу отдельных авторов. Б. Рассел, например, отмечает: "Основное положение... состоит в том, что математика и логика тождественны, и я никогда не видел ни одного повода к изменению этой точки зрения" 3.
    Этой же точки зрения придерживается и Г. Клаус. Он отмечает, что "существует только одна логика, изъятие математической логики из состава формальной логики невозможно и любая такая попытка связана с полным отрицанием современной логики - все устойчивое, все ценное, имеющееся в традиционной логике, находит себе место в современной логике и именно с ее помощью может быть понят лучше и глубже "4.
    Дж. Шенфильд, наоборот, считает, что "логика изучает те типы умозаключений, которыми пользуется математика" 6. Такой же точки зрения придерживается и Б. Мендельсон: "Глубокие и опустошительные результаты Гегеля, Тарского, Рассела, Клини и многих других были богатой наградой за вложенную труд и завоевали для математической логики положения независимой ветви математики". Подобного взгляда на математическую логику придерживается и Р. Л. Гудстеин: "Математическая логика имеет своей целью выражение и систематизацию логических процессов, которые употребляются в математическом рассуждении, а также разъяснения математических понятий. Сама она является ветвью математики, которая использует математическую символику и технику... "7. "Предметом логики как философской науки, - отмечает Б. Фогараши, - является не только математическое, а все человеческое мышление. Но логика имеет математические основы, а математика - логические" 8.
    Мышление человека не сводится и не может быть сведено к математическому мышлению, а значит, и логика как наука о мышлении, не может быть сведена к математической логике.

    Интересно знать:

    А вот если вам нужна