Технология «ситуация» как средство реализации современных целей дошкольного образования. Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода Л. Г. Петерсон в старшей группе детского сада Образовательная технология ситуация краткое описа

  • 25.01.2018 15:20
  • Категория: Дополнительное образование
  • Автор: Ольга Николаевна ВАРГАНОВА,Юлия Анатольевна КОРМАНОВСКАЯ, воспитатель МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 100 “Вербушка”» г. Вологды старший воспитатель МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 100 “Вербушка”» г. Вологды
  • Просмотров: 1503
  • Печать
  • E-mail

ТЕХНОЛОГИЯ «СИТУАЦИЯ» КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация:В статье представлен опыт работы дошкольного образовательного учреждения в рамках Федерального эксперимента по теме: «Механизмы реализации ФГОС на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОО - начальная школа - средняя школа» под научным руководством Л.Г. Петерсон. Показана результативность освоения педагогами системно-деятельностного подхода и, в частности, технологии «Ситуация».

Ключевые слова: системно-деятельностный подход; технология деятельностного метода обучения; технология «Ситуация»; курс математического развития дошкольников «Игралочка»; построение развивающего образовательного пространства.

«Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…А.Дистервег.

Перемены, происходящие в современном обществе, касающиеся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, требуют ускоренного совершенствования образовательного процесса, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Любой человек может оказаться беспомощным перед обрушивающейся на него лавиной информации, задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя, если не будет обладать универсальными способностями к самовоспитанию и саморазвитию на протяжении всей своей жизни . Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное развитие, сформировать познавательный интерес, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал на любой ступени образования .
Не случайно в новых законодательных и нормативных документах - Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования - приоритет в целях образования сместился в сторону формирования деятельностных способностей детей. В этих условиях все большее внимание привлекает к себе системно-деятельностный подход, который, кроме всего прочего, обеспечивает формирование у детей готовности к саморазвитию. Деятельностный подход в дошкольном образовании реализуется в русле ключевой идеи современной педагогики о необходимости преобразования ребенка из преимущественно объекта образовательного процесса в его субъект.
Таким образом, актуальность и практическая значимость проблемы ставит педагогов в ситуацию поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих деятельность ребенка, способствующих самостоятельному открытию новых знаний, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности на основе деятельностного подхода.
Одной из таких технологий является технология деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон («Школа 2000…»). Это педагогический инструмент, позволяющий педагогам организовать познавательную деятельность воспитанников в системе непрерывного образования. Главная ее идея заключается в том, чтобы на каждой образовательной ступени, учитывая возрастные особенности и возможности детей, управлять их самостоятельной познавательной деятельностью на основе общих методологических законов деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.) .
Адаптированным вариантом технологии деятельностного метода с учетом специфики дошкольного образования является технология «Ситуация» (Л.Г. Петерсон, А.И. Буренина, Е.Ю. Протасова). В основу данной технологии положен метод рефлексивной самоорганизации, благодаря которому дети приобретают первичный опыт выполнения действий по преодолению затруднений. Целостная структура данной технологии включает в себя шесть последовательных шагов (этапов): введение в ситуацию, актуализация, затруднение в ситуации, открытие детьми нового знания (способа действия), включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка, осмысление (итог). В процессе образовательной деятельности, организованной по технологии «Ситуация», дети под руководством взрослого системно и целостно приобретают опыт выполнения таких универсальных действий, как действия по правилу, соотнесение своих действий с образцом, обобщение, фиксирование затруднения в деятельности, выявление причин затруднения, перебор вариантов выхода из затруднения, формулировка вопросов на понимание, постановка цели, планирование деятельности, соотнесение полученного результата с требуемым и др. Вместо традиционных занятий детям предлагается система развивающих проблемных игровых образовательных ситуаций.
С 2011 по 2016 годы наше дошкольное учреждение сотрудничало с Центром системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Министерства образования и науки РФ в рамках федерального эксперимента по теме: «Механизмы реализации ФГОС на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОО - начальная школа - средняя школа» под научным руководством Л.Г. Петерсон, доктора педагогических наук, директора Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» ФГАОУ ДПО АПКиППРО, автора дидактической системы дея-тель-ностного метода обучения, лауреата премии Президента РФ в области образования.
Цель эксперимента: апробация механизмов формирования и диагностики личностных, метапредметных и предметных результатов федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и интегративных качеств дошкольников в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования на ступенях «ДОО - начальная школа - средняя школа» на примере образовательной системы деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»).
Первоначально педагоги дошкольного учреждения работали над апробацией курса математического развития дошкольников «Игралочка» Е.Е. Кочемасовой, Л.Г. Петерсон, а с 2012 года - над апробацией Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. В рамках эксперимента были изучены механизмы реа-лизации ФГОС ДО на основе непрерывной образовательной системы деятельностного метода Л.Г. Петерсон. В ходе активной работы участники эксперимента:
‒ уточнили и осмыслили концептуальные положения федерального государственного образовательного стандарта и примерной основной образовательной программы дошкольного образования;
‒ познакомились с непрерывной образовательной системой деятель-ностного метода Л.Г. Петерсон; а также с принципами реализации данного метода как необходимыми психолого-педагогическими условиями организации образовательного процесса деятельностного типа;
‒ усвоили особенности и концептуальные идеи примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий»;
‒ овладели содержанием и методикой работы по курсу математического развития дошкольников, в том числе в процессе обучения на семинаре у автора программы «Игралочка» Е.Е. Кочемасовой;
‒ освоили технологию деятельностного метода обучения, получив опыт анализа и моделирования образовательных ситуаций с детьми в технологии «Ситуация»;
‒ являлись активными участниками деловых встреч и методических объединений, мастер-классов по теме эксперимента, где педагоги-экспериментаторы делились опытом работы по программе;
‒ транслировали педагогический опыт в реализации технологии «Ситуация» для коллег в дошкольной организации, а также на городском и региональном уровне.
В процессе эксперимента мы получили возможность участия во всероссийских вебинарах, научно-практических конференциях Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…», где смогли познакомиться с научным руководителем Л.Г. Петерсон, с авторами программы «Мир открытий». Участвовали в региональном семинаре-практикуме, организованном кафедрой педагогики и психологии детства АОУ ВО ДПО «ВИРО» для представителей экспериментальных площадок (МДОУ № 88, г. Череповец); а также в межрегиональном научно-практическом семинаре «Механизмы реализации ФГОС: формирование и развитие целевых ориентиров и УУД посредством технологии деятельностного метода обучения «Школа 2000…» (Ресурсный центр деятельностного метода обучения «Школа 2000...» - «Начальная школа - детский сад № 115», г. Ярославль).
Кроме того, была проведена практическая работа в данном направлении: разработаны сценарии занятий с использованием технологии «Ситуация», перспективные планы образовательной деятельности и планы работы с родителями, активизирована работа по обогащению и развитию предметно-пространственной среды с опорой на дидактическую систему деятельностного метода Л.Г. Петерсон. В ходе эксперимента использовались разнообразные активные формы работы с педагогами. Применение презентаций и анализ видеофрагментов способствовали более глубокому пониманию педагогами изучаемых вопросов.
В настоящее время опытно-экспериментальная работа завершена. Принципы деятельностного метода Л.Г. Петерсон соответствуют нашим взглядам на образовательный процесс ДОУ, на развитие и воспитание детей дошкольного возраста, отвечают современным требованиям к дошкольному образованию.
Результатом профессиональной деятельности педагогов является грамотный подход к созданию условий для реализации системно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса в ДОО. Особенно нам близка ориентация на саморазвитие ребенка в процессе собственной деятельности, самореализацию педагогов. Технология позволяет определять пути и способы добывания знаний (а не навязывания их детям), пути решения проблем, способы справляться с трудностями. Знакомство с «рефлексивной самоорганизацией» формирует у педагогов умение организовать свою деятельность, планировать и анализировать ее.
По итогам педагогической диагностики, более чем у 90% детей подготовительной группы на этапе завершения дошкольного детства сформированы целевые ориентиры, указанные в программе, в том числе умение ставить цели, преодолевать трудности, планировать собственную деятельность, осуществлять самоконтроль, умение договариваться, внимательно относиться к разным мнениям.
На родительских собраниях и итоговых мероприятиях по данному курсу родители положительно отзываются о проводимой работе с детьми. Родители и педагоги отмечают, что дети становятся более активными: возникает познавательный интерес, постоянно действуют, заняты, учатся думать, рассуждать, доказывать, анализировать свои действия.
Реализация технологии «Ситуация» обеспечивает построение развивающего образовательного пространства в соответствии с целевыми ориентирами, обозначенными ФГОС ДО:
‒ способствует формированию положительной мотивации к деятельности с акцентом на познавательную;
‒ создает благоприятные условия для развития познавательной сферы личности через формирование умения обсуждать, действовать, исследовать, переделывать, вычленять причины, осмысливать полученную информацию и практически применять в жизни; готовности к саморазвитию и успешной самореализации;
‒ содействует социализации воспитанников, посредством организации коммуникативной деятельности;
‒ позволяет целенаправленно, в системе формировать у дошкольников предпосылки учебной деятель-ности;
‒ содействует развитию возможных достижений воспитанника исходя из полного раскрытия и реализации его неповторимого специфического возрастного потенциала.
В заключение отметим, что апробация механизмов реализации ФГОС на основе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон позволила нам не только достигнуть качественно нового уровня подготовки дошкольников к школьному обучению, но и обеспечить профессиональное саморазвитие педагогов, облегчить переход учреждения на деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Литература
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155.
3. «Мир открытий»: примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Л.Г. Петерсон, И.А. Лыкова. - М.: Ин-т системно-деятельностной педагогики, 2014.
4. Методические рекомендации к примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» / под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. - М.: Цветной мир, 2015.
5. Петерсон, Л.Г. Системно-деятельностный подход в дошкольном образовании / Л.Г. Петерсон, Л.Э. Абдуллина // Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. - Вып. 5. - М.: Педагогическое общество России, 2013.
6. Зеленцова, Н.Н. Технология деятельностного метода обучения как средство формирования предпосылок учебной деятельности, обозначенные целевыми ориентирами ФГОС / Н.Н. Зеленцова, Т.В. Текнеджян. - Ярославль: Начальная школа - детский сад № 115 г. Ярославля, 2014.
7. Электронные ресурсы:
http://www.sch2000.ru

Тип ситуации: открытие нового знания.
Тема: «Мир удивительных цветов».

Цель: формирование у дошкольников умения составления и чтения схем «последовательных действий» на примере рисуночной схемы посадки цветов.

Задачи.
Образовательные:
Расширить:
- начальные знания о природном мире (на примере мира цветов);
- знания об условиях необходимых для роста и развития растений;
Закрепить представления об экологических связях в природе: зависимость живой природы от неживой.Развивающие:
содействовать развитию качеств личности: наблюдательность, отзывчивость, самостоятельность, трудолюбие.Воспитательные:
содействовать формированию
- экологической культуры детей старшего дошкольного возраста; - установки положительного отношения к миру природы, к труду в природе;
создавать условия для:
- развития бережного отношения к природе;
- проявления самостоятельности в трудовой деятельности (труд в природе).

Предварительная работа.
Беседа «Зачем растениям нужны вода, солнце, земля».
Наблюдение за ростом лука в земле, воде.
Рассматривание цветущих растений.
Чтение и пересказ русской народной сказки «Вершки и корешки».
Просмотр мультипликационного фильма по мотивам рассказа В. Катаева «Цветик-семицветик».
Заучивание посевных стихов, приговорок.

Материалы к занятию.
Демонстрационный материал:
карточки с изображением солнца, воды, почвы, воздуха: размер: 13×13;
карточки с изображением пустого горшочка, горшочка с землёй, луковицы цветка с пророщенными росточками, совка для создания углубления в земле, горшочек с землёй и посаженной луковицей, лейка с водой: размер: 13×13;
стрелки - 5 шт.

Раздаточный материал:
горшочки, совочки, лейки с водой по количеству детей;
луковицы цветов по количеству детей;
ёмкость с большим количеством земли;
фартуки на каждого ребёнка.

Оборудование:
магнитная доска: размер: 120×100 см;
столы 2 шт. (поставленные квадратом) или один круглый стол;
клеёнка для покрытия стола;
стулья по количеству детей;
костюм для Феи Цветов;
сказочный цветок «Цветик-семицветик»;
зелёный настил (искусственный) для оборудования клумб - 2 шт.;
искусственные полевые цветы - 12 шт.:
ромашка - 4 шт.;
мак - 4 шт;
василёк - 2 шт.;
колокольчик - 2 шт.
искусственные садовые цветы - 12 шт.:
роза - 2 шт.;
нарцисс - 2 шт.;
тюльпан - 4 шт.;
ирис - 2 шт.;
лилия - 2 шт.
Корзина для цветов - 2 шт.

Необходимые материалы:
письмо Феи Цветов;
аудиозаписи:
· В.Дашкевич, сл. Ю. Ким «Приходите с гости к нам» из к/ф «Там на неведомых дорожках» (без слов);
· П.И. Чайковский «Подснежник» из цикла «Времена года»;
· П.И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»;
· П.И. Чайковский «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик».
Заставка-картинка «Цветочный город» для проецирования на экране.

Ход занятия.
1. Введение в игровую ситуацию.
Дети входят в групповую комнату.
-Ребята, к нам пришли гости! Поздороваемся с ними. Они рады Вас видеть, и улыбаются Вам! Покажите, что Вы тоже им рады. Познакомьтесь с ними.
Подойдите ко мне!
- Сегодня в наш детский сад пришло загадочное письмо!

Педагог читает письмо.
«Дорогие ребята! Я очень прошу Вас помочь мне в одном очень трудном, но полезном деле. Весна уж давно вступила в свои права, а я не успеваю справиться с посадками цветов. Надеюсь, Вы мне поможете!
Я живу в Цветочном городе. Я жду Вас! Фея Цветов».

Ребята, а вы любите цветы?! (Да.), (Конечно мы любим цветы!), (Очень!).
- Расскажите стихотворения о цветах, которые вы знаете!
Дети читают стихи о цветах, которые выучили заранее.

Вы хотите помочь Фее Цветов? (Хотим.), (Конечно.), (Мы любим помогать.).
- Кто же такая Фея цветов? (Волшебница.), (Сказочница.), (Красивая девушка.).
- Как Вы думаете, мы сможем ей помочь?! (Да.).
- Почему? (Мы уже многим помогали.), (Мы будем стараться и у нас получится помочь.) .
- Что надо для этого сделать? (Надо всем вместе посадить цветы.), (Надо, чтобы каждый из нас посадил по цветку.).
- Как же нам попасть к Фее Цветов? (С помощью волшебных слов.), (С помощью волшебных предметов: ковёр-самолёт, волшебная палочка, волшебный цветок, дудочка.).
- У нас в группе, в уголке природы, есть волшебное растение Цветик-семицветик. Он нам сможет помочь попасть к Фее Цветов? (Конечно поможет.).
- Думаю нам пора спешить на помощь к Фее Цветов! Как мы можем использовать возможности Цветика-семицветика? (Давайте возьмём один лепесток, произнесём волшебные слова и перенесёмся в Цветочный город.)

Под музыку В. Дашкевич, Ю. Ким «Приходите в гости к нам» дети произносят слова: «Лети. Лети, лепесток. Через запад на восток. Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-нашему вели. Хотим, чтобы мы оказались в цветочном городе».

2. Актуализация в игровой ситуации.
На экране появляется картинка - заставка цветочного города. Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
- Что мы видим в цветочном городе? (Цветы.)
- Какие бывают цветы (Садовые.), (Полевые.).
- Давайте познакомимся с жителями цветочного города! Выберите из корзины садовые цветы, назовите и расположите на зелёной полянке.

Ребята берут из первой корзинки, в которой находятся и садовые, и полевые цветы, только садовые цветы, называют и располагают на предложенном зелёном настиле.

В вазе на зелёном настиле оказываются собранными только садовые цветы.
- Вы знаете много садовых цветов. Мне очень хочется убедиться, что и полевые цветы вы знаете хорошо. Выберите из второй корзины полевые цветы и расположите на другой зелёной полянке!

Ребята берут из второй корзинки, в которой находятся и садовые, и полевые цветы, только полевые цветы, называют и располагают на предложенном зелёном настиле.

В вазе на зелёном настиле оказываются собранными только полевые цветы.
- Вы знаете большое количество цветов! Я думаю, что вы можете сказать много красивых слов о цветах! (Разноцветные.), (Изящные.), (Прекрасные.), (Красивые.), (Ароматные.), (Необыкновенные.), (Яркие.), (Благоухающие.), (Разноцветные.).
- Молодцы! Какие прекрасные слова о цветах вы сказали!
(Цветам нужна почва.), (Почва, в которой находятся корни, обеспечивает цветы питательными веществами.)

Ребёнок берёт карточку с изображением горшочка с почвой и прикрепляет на доску.
-Без чего цветы не могут расти? (Без воды.), (Вода поит растения, умывает их.)
- Выбери, ….. (имя ребёнка), нужную карточку и прикрепи на доску.

Ребёнок берёт карточку с изображением воды и прикрепляет на доску.
- Без чего цветы не могут расти? (Без солнца.) , (Солнце согревает растения, даёт им тепло.)

Ребёнок берёт карточку с изображением солнца и прикрепляет на доску.
- Без чего цветы ещё не могут расти? (Цветам нужен воздух.), (Воздух нужен всем живым для дыхания!)
- Возьми, …. (имя ребёнка), нужную карточку и прикрепи на доску.

Ребёнок берёт карточку с изображением воздуха и прикрепляет на доску.
- Без чего цветы не могут расти? (Цветам нужен уход.), (Моя бабушка говорит, что без любви к ним, они плохо растут и сохнут.).
- Конечно, растениям необходимы: уход, забота и любовь, которые способствуют росту, цветению и красоте растений!
- Давайте представим себя растениями!

Психогимнастика «Я - растение».
На фоне музыки П. И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года» звучит текст. Дети выполняют указанные движения.

Текст Движения детей
- Представь, что ты растение-малыш. Тебя посадили в землю. Ты ещё очень маленький росточек. Совсем слабый, хрупкий, беззащитный. Дети присаживаются на корточки, пригибая голову к коленям, изображая себя маленьким растением.
- Но вот чьи-то добрые руки поливают тебя, вытирают пыль, рыхлят землю, чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти. Воспитатель подходит к детям и гладит каждого по голове.Дети начинают медленно подниматься, изображая рост цветка.
- Твои лепесточки подросли. Стебель стал крепким, ты тянешься к свету. Дети встают в полный рост, вытягивая вверх руки.
- Тебе так хорошо жить с другими красивыми цветами. Дети покачиваются, изображая себя цветами и улыбаются.

- Вам понравилось быть растениями? (Да.), (Понравилось.).
- Почему? (За нами ухаживали!), (О нас заботились!).

3. Затруднение в игровой ситуации
Звучит музыка П.И. Чайковского «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик».
- Слышите, кто-то идёт. Пойду, посмотрю! Только тихо!
Воспитатель выходит и надевает наряд Феи Цветов. Возвращается.
- Здравствуйте, ребята! Я Фея Цветов. Для чего вы пришли в мой город? (Мы пришли Вам помочь посадить цветы.).
- Вы знаете, как сажать цветы? (Нет.).
- С чем мы столкнулись? (Возникло затруднение!).
- Почему вы не знаете? (Мы не умеем), (Я видел только, как родители на даче сажали петрушку.), (Мы не пробовали.), (Все цветы разные: одни сажают с помощью семян, другие - луковицами).

4. Открытие нового знания
- Вы сможете научиться сажать цветы? (…… (Да!).
- Что необходимо для посадки? (Почва).
- Куда мы должны насыпать почву?! (В цветочный горшочек).
- ….. (имя ребёнка), выбери карточку и прикрепи на доску.
Ребёнок прикрепляет карточку с пустым горшочком на доску.

Как вы думаете, что мы будем делать дальше?
(Насыплем почвы.)
- Почему? (Для растений нужна почва.), (Чтобы цветок питался.), (В почве питательные вещества.)
- …… (имя ребёнка), выбери нужную карточку и прикрепи на доске.
Ребёнок прикрепляет карточку с изображением горшочка с землёй на доске.

Я прорастила луковицы тюльпанов и нарциссов. Давайте их рассмотрим! Где корешки, где вершки? (Вершки - зелёные листочки, а корешки - внизу, тоненькие, как ниточки.)
- Вы видите, что появились первые росточки. Как мы будем сажать луковицу тюльпана (нарцисса) корешками или вершками? (Корешками.)
- Почему? (Корни у всех цветов в земле.)
Педагог прикрепляет к доске «стрелку», как обозначение следующего действия, осуществляемого при посадке цветов.

- …… (имя ребёнка), выбери нужную карточку.
Ребёнок выбирает карточку с изображением луковицы и прикрепляет к доске.

Что нужно сделать, чтобы луковице было удобно находиться в земле.
(Надо сделать углубление.), (Совком разрыть ямку.)
- Молодцы. Такая ямка, называется лунка.

Педагог прикрепляет к доске «стрелку», как обозначение следующего действия, осуществляемого при посадке цветов.
- … (имя ребёнка), выбери, пожалуйста, нужную карточку и прикрепи на доске.
Ребёнок выбирает карточку с изображением совочка, находящегося в земле и прикрепляет к доске.
- Что же будем делать дальше?

Педагог прикрепляет к доске «стрелку», как обозначение следующего действия, осуществляемого при посадке цветов.
(Засыплем землёй.), (Прикроем землёй корешки луковицы).
- Молодцы! Выбери нужную карточку… (имя ребёнка), пожалуйста!
Ребёнок выбирает карточку с изображением луковицы в горшочке и прикрепляет к доске.
- Вы всё сделали, чтобы наши тюльпаны росли? (Не всё.)
- Что еще нужно сделать!

Педагог прикрепляет к доске «стрелку», как обозначение следующего действия, осуществляемого при посадке цветов. (Полить.)
- Что произойдёт, если не полить цветы? (Погибнет.)
- Почему? (Цветам нужна вода!), (Это их питание.), (От воды они растут.)
- Кто хочет найти нужную карточку? Хорошо, …. (имя ребёнка), иди, выбирай карточку.
Ребёнок выбирает карточку с изображением лейки с водой и прикрепляет к доске.
- Давайте повторим все наши действия при посадке цветов.

Фея ведёт указкой по выстроенной на доске рисуночной схеме, а дети проговаривают алгоритм посадки цветов.
- ….. (имя ребёнка), назови первое действие при посадке цветов. (Приготовить горшочки.) .
- Далее, …. (имя ребёнка), что мы будем делать? (Насыпать почву.).
- Следующее наше действие какое, …. (имя ребёнка)? (Прорастить луковицы или семена до появления первых росточков.).
- Поясни, …. (имя ребёнка), глядя на схему, как мы действуем дальше. (Надо сделать углубление.), (Совком разрыть ямку, которая называется лунка.).
- Хорошо. Затем, …. (имя ребёнка), объясни своё действие. (Засыплем землёй, прикроем корешки луковицы.).
- И последнее действие, …. (имя ребёнка)? (Надо обязательно полить.

).
- С какой трудностью, мы встретились на занятии? (Мы не умели сажать цветы.).
- Что вы мне скажите сейчас? (Мы поняли, как сажать цветы!).
-Только поняли?!
Педагог ведёт указкой по выстроенной на доске рисуночной схеме.
(Мы составили рисуночную схему «Как сажать цветы?»).
- Зачем рисуночная схема нам нужна? (Объяснить другим.), (Если забыл, на нее посмотришь и быстро всё вспомнишь.).
- Что обозначено в схеме? (Порядок действий при посадке цветов.), (Мы знаем, как надо действовать при посадке цветов).
- Значит, у нас получится посадить цветы!

5. Включение нового знания в систему знаний
- Сейчас мы подойдём к столу и приступим к работе! Наденем фартуки. У каждого из Вас есть всё необходимое для посадки цветов.
- Приступайте к работе.
Дети приступают к посадке цветов. Звучит музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов». Воспитатель корректирует деятельность детей, обращая их внимание на рисуночную схему посадки цветов на доске.
- Молодцы! Вы всё сделали согласно схеме. Чтобы наши цветы росли быстрее, расскажем посевную приговорку.

Посевная приговорка.
Уж, ты, луковка, моя,
Ты, не бойся, что земля!
Ляжешь в лунку ты на дно!
Ничего, что там темно.
К свету, к солнцу из земли
Ты, росток, скорей пошли!
Как весною в ранний час
Пусть ростки взойдут у нас.
Выйдут к солнышку из тьмы:
«Здравствуй, солнце, это мы!»

- Что ещё нужно цветам? (Тепло.), (Солнышко.).
- Давайте все вместе поставим горшочки с посаженными цветами на подоконник.
Дети вместе с Феей Цветов ставят горшочки на подоконник.
- Вы мне очень помогли! Я Вам благодарна и дарю волшебную шкатулочку с сюрпризом! Её можно открыть только в группе детского сада. Нам пора прощаться. Всего доброго!
Звучит музыка П.И. Чайковского «Танец Феи Драже». Фея уходит (снимает наряд). Возвращается, как воспитатель.
- Ребята, нам надо возвращаться в детский сад!
Под музыку В. Дашкевич, Ю. Ким «Приходите в гости к нам» дети произносят волшебные слова: «Лети. Лети, лепесток. Через запад на восток. Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-нашему вели. Хотим, чтобы мы оказались в детском саду, в нашей группе», отрывают лепесток и возвращаются в группу.

6. Итог.
- Ребята, где мы сегодня были? (В Цветочном городе.).
- Для чего мы туда отправились? (Для того, чтобы помочь Фее с посадкой цветов).
- Что нам помогло справиться с посадкой цветов? (Мы составили схему, на которую можно было смотреть и видеть, как правильно сажать цветы.), (Мы в горшки насыпали почву, делали лунку, посадили пророщенную луковицу тюльпана корешками вниз, присыпали почвой, полили и поставили на подоконник к солнышку.).
- Это очень важные и полезные знания. Где они могут вам пригодиться? (Мы можем посадить цветы на даче, у бабушки в деревне.), (Научить других детей или взрослых по схеме сажать цветы.).
- Почему у вас всё получилось? (Потому что мы научились составлять и читать схему.), (Мы были умными, внимательными, старательными, сообразительными.).
- Вы действительно сегодня были дружные и вместе составили, и прочитали схему посадки цветов.
- Давайте посмотрим, что Фея Цветов положила в шкатулочку!
- Ой, да здесь луковицы нарциссов, которые мы сможем посадить на участке нашего детского сада! Ай, да Фея Цветов! Здорово, здесь ещё и медальки для всех детей! Это, значит, что вы все трудились очень хорошо! Воспитатель награждает воспитанников медальками и хвалит.
- Попрощайтесь с нашими гостями, и спросите у них: понравилась ли им наша схема посадки цветов?
Дети общаются с взрослыми-слушателями и прощаются.

Название: Сценарий образовательной ситуации в технологии деятельностного подхода Л. Г. Петерсон в старшей группе детского сада
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, старшая группа
Авторы:
Додонова Светлана Валентиновна , воспитатель МДОУ № 61 , г. Ярославль,
1 квалификационная категория
Борисова Наталья Юрьевна , старший воспитатель МДОУ № 61 , г. Ярославль, 1 квалификационная категория
Куратор:
Текнеджан Татьяна Валентиновна , зам. директора по научно-методической работе нач.школы-д/с № 115, г. Ярославль, высшая квалификационная категория

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК

УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА

(образовательная технология «Ситуация»)

Л.Г. Петерсон, д.п.н., профессор АПК и ППРО Л.Э. Абдуллина, аспирант Центра СДП «Школа 2000…» АПК и ППРО

Новые нормативные документы, отражающие государственные требования к образованию (ФГТ, ФГОС) переносят акцент с формирования у детей знаний, умений и навыков на формирование интегративных качеств и нравственных характеристик личности, умения учиться, готовности к самоизменению, саморазвитию и самовоспитанию в течение всей жизни как основной результат образования.

В Федеральных государственных требованиях (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования представлен Пла нируемый итоговый результат дошкольного образования - социальный портрет ребенка 7 лет .

Выделены девять основных интегративных качеств, которые относятся к личностной, физической и интеллектуальной сферам развития ребёнка.

давайте их вспомним:

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

Любознательный, активный;

Эмоционально отзывчивый;

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия;

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе

Овладевший УПУД

Овладевший необходимыми умениями и навыками;

Очень важно, что данная классификация не противоречит классификации УУД начальной школы которые, как известно, подразделяются на: познавательные , личностные, регулятивные и коммуникативные .

Процесс формирования лю бого умения происходит в следующей последовательности:

1) приобретение опыта выполнения действия и мотивация ;

2) приобретение знаний общего способа выполнения действия;

3) тренинг в выполнении действия на основе изученного общего способа;

4) контроль .

Сегодня я познакомлю вас с технологией «Ситуация» , которая направлена на формирование у дошкольников предпосылок УУД, в программе «Мир открытий» специально разработан новый педагогический инструмент - (Л.Г. Петерсон, А.И. Буренина, Е.Ю. Протасова), которая является модификацией технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон (ТДМ) для дошкольной ступени, дающей конкретный ответ на вопрос: как организовать образовательный процесс с дошкольниками, обеспечивающий преемственность в достижении планируемых результатов, определенных ФГТ ДО и ФГОС НОО.

Целостная структура технологии «Ситуация» включает в себя шесть по следовательных шагов (этапов).

1) Введение в ситуацию.

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую, «детскую цель»).

Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы. Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?».

Отметим, что «детская» цель не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью, это то, что ребенок «сам хочет» сделать. Проектируя образовательный процесс, следует учитывать, что младшие дошкольники руководствуются своими сиюминутными желаниями (например, поиграть), а старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих (например, помочь кому-либо).

Задавая вопросы в такой последовательности, воспитатель не только полноценно включает методологически обоснованный механизм мотивации («надо» - «хочу» - «могу»), но и целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы. Голосом, взглядом, позой взрослый дает понять, что и он верит в них. Таким образом, ребенок получает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы», «Я все сумею, все преодолею, все смогу!». Одновременно у детей формируется такое важное интегративное качество как «любознательность, активность».

2) Актуализация.

На данном этапе в ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания. Вместе с тем, у детей формируется опыт понимания инструкции взрослого, взаимодействия со сверстниками, согласования действий, выявления и коррекции своих ошибок. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог как грамотный организатор ведет их к новым открытиям.

3) Затруднение в ситуации.

Данный этап является непродолжительным по времени, но принципиально новым и очень важным, так как содержит в своем истоке основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации, лежащей в основе умения учиться.

В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в индивидуальной деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?» - «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

Так как затруднение является личностно значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению своей «детской» цели), у ребёнка возникает внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже познавательная мотивация. Таким образом, создаются условия для развития у детей познавательного интереса.

В младшем дошкольном возрасте в завершение данного этапа цель дальнейшей познавательной деятельности воспитатель озвучивает сам в форме «Молодцы, верно догадались! Значит, вам надо узнать …». На базе данного опыта («нам надо узнать») в старших группах появляется очень важный с точки зрения формирования предпосылок универсальных учебных действий вопрос: «Что сейчас вам надо узнать?». Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной («взрослой») цели, при этом цель проговаривается ими во внешней речи.

Таким образом, четко следуя этапам технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто» является абсолютно конкретным и понятным детям, так как они сами (под ненавязчивым руководством взрослого) назвали причину затруднения.

4) Открытие детьми нового знания (способа действий).

На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, которые решают возникший ранее вопрос проблемного характера.

С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.

В младшем дошкольном возрасте основными способами преодоления затруднения являются способы «придумать самому», а если не получается самому догадаться, «спросить у того, кто знает». Взрослый побуждает детей придумывать, догадываться, не бояться задавать вопросы, грамотно формулировать их.

В старшем дошкольном возрасте добавляется еще один способ - «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу». Используя проблемные методы (подводящий диалог, побуждающий диалог), педагог организует построение нового знания (способа действий), которое фиксируется детьми в речи и знаках.

Таким образом, дети получают начальный опыт выбора метода разрешения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под руководством взрослого) открытия нового знания.

5) Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребен ка.

На данном этапе воспитатель предлагает дидактические игры, в которых новое знание (новый способ) используется в измененных условиях совместно с освоенным ранее.

При этом педагог обращает внимание на умения детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность (например, в старшем дошкольном возрасте используются вопросы типа: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?»). В старшей и подготовительной группах используется игровой сюжет «школа», когда дети играют роль учеников и выполняют задания в рабочих тетрадях. Такие игры также способствуют формированию положительной мотивации детей к учебной деятельности.

Дети учатся самоконтролю способа выполнения своих действий и контролю действий сверстников.

Использование на данном этапе дидактических игр, когда дети работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать навыки культурного общения и коммуникативные умения дошкольников.

6) Осмысление (итог).

Данный этап формирует у детей на доступном для них уровне начальный опыт выполнения самооценки - важнейшего структурного элемента учебной деятельности. Дети приобретают опыт выполнения таких важных УУД, как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» воспитатель помогает детям осмыслить свои действия и зафиксировать достижение «детской» цели и. А далее, с помощью вопроса: «Почему вам это удалось?» подводит детей к тому, что «детскую» цель они достигли благодаря тому, что они что-то узнали, чему-то научились, то есть объединяет «детскую» и учебную цели: «Вам удалось …, потому что вы узнали … (научились…)». В младшем дошкольном возрасте воспитатель проговаривает условия достижения «детской» цели сам, а в старших группах определить и озвучить их дети уже способны самостоятельно. Таким образом, познавательная деятельность приобретает для ребенка личностно значимый характер.

На данном этапе очень важно создать условия для получения ребенком радости, удовлетворения от хорошо сделанного дела. Этим реализуется его потребность в самоутверждении, признании и уважении взрослыми и сверстниками, а это, в свою очередь, повышает уровень самооценки и способствует формированию начал чувства собственного достоинства, образа «Я» («Я могу!», «Я умею!», « Я хороший!», « Я нужен!»).

Следует отметить, что технология «Ситуация» может реализовываться как целостно, когда дети «проживают» все шесть этапов, то есть весь путь преодоления затруднения на основе метода рефлексивной самоорганизации А может ограничиваться его отдельными компонентами (например, только лишь фиксация затруднения, преодоление которого планируется в течение сравнительно длительного времени, наблюдение и анализ некоторой ситуации, обобщение, выбор способа действий и др.). При этом часть ситуаций может заранее планироваться взрослыми, другая же часть - возникать спонтанно, по инициативе детей, а взрослые - подхватывают ее и продумывают, как насытить данную ситуацию важным развивающим содержанием.

Итак, технология «Ситуация» и предложенные в программе «Мир открытий» методические средства обеспечивают условия, при которых дети имеют возможность «прожить» как отдельные шаги рефлексивной самоорганизации, так и весь путь преодоления затруднения - самостоятельного выполнения пробного действия, фиксации того, что пока не получается, исследования ситуации, понимания причин затруднения, проектирования, построения и применения правил, переработки информации, осмысления полученных сведений и их практического применения в жизни. Этим решаются многие вопросы не только качественного формирования у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий, но и личностного становления дошкольников с позиций непрерывности образовательного процесса между различными ступенями обучения.

Авторы: Кабина Ирина Васильевна, Волкова Лариса Анатольевна
Должность: методист, воспитатель
Учебное заведение: СП "Детский сад №1" ГБОУ СОШ №5
Населённый пункт: город Сызрань Самарской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект НОД детей в старшей группы компенсирующей направленности в технологии ситуация деятельностного подхода Л. Г. Петерсон на тему: "Транспорт"
Дата публикации: 06.04.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект образовательной деятельности

детей в старшей группы компенсирующей направленности в технологии

ситуация деятельностного подхода Л. Г. Петерсон

на тему: «Транспорт».

методист СП «Детский сад №1»

ГБОУ СОШ №5 г. Сызрани

Кабина Ирина Васильевна

воспитатель СП «Детский сад №1»

ГБОУ СОШ №5 г. Сызрани

Волкова Лариса Александровна

Цель:

Познакомить детей с машинами специального назначения («пожарная

машина», «полиция», «скорая помощь»):

специальные машины спешат на

помощь, это нужные, полезные машины.

Материал:

Технические средства: мультимедийный проектор, экран, ЭМП «Транспорт»,

видео «Автомобили специального назначения»;

разрезные

картинки

«Транспорт»,

предложений,

атрибуты

«Шоферы», «Компьютер».

Дидактические пособия: карточка – схема с разным количеством кружков,игра

«Сложи картинку», игра «Компьютер», игра «Шофёры».

Игрушки: микрофон, мяч.

Ход образовательной ситуации:

Ӏ. Введение в ситуацию

1.«Сюрпризный момент»

Дидактические задачи:

мотивировать

включение

деятельность.

Воспитатель и методист собирают детей около экрана.

Воспитатель :

Ребята, сегодня

нам пришло видеообращение от

Незнайки,

посмотрите на экран. (Незнайка появляется на слайде).

Аудиозапись: Здравствуйте ребята, меня зовут Незнайка, я живу в цветочном

отправился

путешествовать

воздушном

случилась беда, началась гроза и произошла катастрофа, так я оказался на

необитаемом острове. Помогите мне вернуться домой, у меня есть карта, но я

не могу по ней ориентироваться.

Методист: Ребята, поможем Незнайке? (да). Дорога длинная. По пути мы

будем делать остановки, и выполнять различные задания. Ну, что, ребята, в

добрый путь!

ӀӀ. Актуализация знаний

1. Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот»

Дидактическая задача: закреплять умение детей подбирать слова антонимы.

Воспитатель: аперед путешествием поиграем в игру с мячом «Скажи

наоборот»

Приехал – уехал;

Приплыл – уплыл;

Прикатился – укатился;

Взлетел – приземлился;

Большой – маленький;

Тяжелый – легкий;

Быстрый – медленный;

Новый – старый;

Далеко – близко;

Высоко – низко (дети садятся на стулья)

- Посмотрите на карту. Первый участок пути проходит по воде. На каком

транспорте можно плыть по воде? (катер, пароход, корабль, лодка). Как

можно назвать этот транспорт одним словом? (водный). Отгадайте, на каком

водном транспорте Незнайка отправится в путь:

На море, в реках и озёрах

Я плаваю, проворный, скорый.

Среди военных кораблей

Известен лёгкостью своей (катер).

Дети садятся на стулья.

2.Игра «Посчитай»

Дидактическая задача: упражнять в согласование числительных с

существительными.

- Первая станция называется «Посчитай». Посмотрите на карточку и

посчитайте транспорт, следите за окончаниями.

- наследующем участке пути горы, болота, по земле никак не проехать. На

каком транспорте будет двигаться Незнайка? (самолет, вертолет, воздушный

шар). Как можно назвать этот транспорт одним словом? (воздушный).

Правильно, воздушный. Отгадайте, на каком именно:

Очень, длинный и могучий

Он летит, пронзая тучи.

Громко в облаках ревёт

Пассажиров он везёт (самолет)

Ребята, какие части можно выделить у самолета? (крылья, корпус,

иллюминаторы, хвост, шасси, салон).

4. Игра «Из чего – какой?»

Дидактическая задача: образование относительных прилагательных.

Ребята, крылья у самолёта из металла, значит они какие? – металлические

Все приборы в салоне из пластмассы, значит какие?– …

Иллюминаторы из стекла – …

Шасси из резины – …

Сиденье, обшитое кожей – …

Корпус из металла – …

Молодцы. Все справились с заданием!

Динамическая пауза «Самолет»

Полетели, полетели (стойка ноги врозь)

Вперед руками завертели (вращение руками перед грудью)

Руки в стороны - в полет

Отправляем самолет (развести горизонтально руки в стороны)

Правое крыло вперед (поворот туловища вправо с заведением правой руки

Левое крыло вперед (поворот туловища влево с заведением левой руки

Раз, два, три, четыре -

Полетел наш самолет

Замечательный пилот

В путь отправил самолет (произвольный бег с расставленными в стороны

руками) (дети сами садятся на стулья)

III. Затруднение в игровой ситуации

Методист: Следующий участок проходит по равнине. Подумайте, на чем

можно ездить по земле, по дороге? (машина, автобус, мотоцикл, поезд…)

Как называется транспорт, на котором можно ездить по земле? (наземный)

Отгадайте, на чём отправится Незнайка:

Чудесный длинный дом,

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином... (автобус)

2. «Шофёры»

Дидактическая задача: Закреплять знания о ПДД

Методист: Поиграем

Выходите

выбирайте

транспорт по душе и в путь. Будьте внимательны. На красный свет тормозите.

Не создавайте на дороге аварийную ситуацию. Ой, что случилось? Автобус

не пропустил пожарную машину. А там гудит скорая. Как нам быть? Как им

помочь? Вы хотите узнать?

ӀѴ. Открытие нового знания

1. Рассказ о специальных машинах.

Дидактическая задача: Дать знания о специальном транспорте: пожарная

машина, «скорая помощь», полицейская, аварийная. Специальные машины

спешат на помощь, это нужные, полезные машины. Специальные машины

на дорогах необходимо пропускать всем машинам и пешеходам.

Дети подходят к мольбертам с картинами со специальными машинами.

Методист: Посмотрите видео, которое прислали Смешарики (показ видео

«Автомобили специального назначения»)

Какие машины могут ехать на красный свет светофора.

Почему эти машины мчатся, гудя на всю улицу и не останавливаясь на

Перекрестках?

Почему пешеходы и другие машины должны пропускать их?

Все эти машины спешат на помощь. Это нужные, полезные машины. Так как

они называются..(специальные машины)

2. Игра «Сложи картинку»

Дидактическая

упражнять

собирать

транспорт

отдельных частей, соотносить образ представления с целостным образом

реального предмета.

Предложить сложить картинку специальной машины из частей. Для работы

разделится на пары.

IV. Включение нового знания в систему знаний.

Игра «Компьютер».

Дидактическая задача: закреплять представление детей о видах

транспорта, умение обозначать вид транспорта символом.

Методист:

Поиграем

«Компьютер»?

Условимся,

наземный,

воздушный

транспорт

обозначим

символами (показываю

таблички с символами). Работать будете в парах. Договоритесь, кто с кем

выполнять

Откройте

компьютер.

Посмотрите

Обозначьте на белом листе символом, какой у вас вид транспорта (Дети

выполняют задание).

Поднимите экран и проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Если

кто-то выполнил неверно, исправьте ошибку, помогите своему товарищу.

Опустите экраны на место. Договоритесь, кто из вас расскажет, у кого

какой транспорт, к какому виду он относится. Молодцы!

2. Продолжи предложение «Кто, чем управляет?»

Дидактическая

закреплять

употреблять

существительное в форме творительного падежа.

Методист:

следующее

необходимо

продолжить

предложение. Будьте внимательны! Автобусом управляет …(водитель)

Вертолётом управляет …(вертолётчик)

Поездом управляет …(машинист)

Самолётом управляет … (лётчик)

Грузовиком управляет …(шофёр)

Мотоциклом управляет … (мотоциклист)

Кораблём управляет …(капитан)

Велосипедом управляет …(велосипедист)

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, и

создать ситуацию успеха.

Воспитатель и учитель –логопед берут в руки микрофоны. Дети подходят к

Воспитатель: Ребята, я и Ирина Васильевна корреспонденты и мы хотим у

вас взять интервью для нашего дошкольного канала.

Методист: Вы, ребята молодцы помогли Незнайке. А что же произошло?

(Незнайка попал в беду, он не мог найти дорогу домой. Вы ему помогли

Шмидт Татьяна Николаевна

Воспитатель

МБДОУ детский сад №27 «Березка», МО г. Щелково

Технология деятельного метода «Ситуация»

Введение

«Воспитатель – луч солнца для молодой души,

который ничем другим заменить невозможно»

Сухомлинский В.А.

Воспитатель, работающий в технологии деятельностного метода «Ситуация», не просто объясняет новое знание, а создает ситуацию, когда дети сами «откроют» его для себя или приобретут опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов открытия. А педагог при этом перестаёт выполнять просто информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в самостоятельной познавательной деятельности детей.

И именно технология «Ситуация» позволяет создавать условия для саморазвития личности дошкольника, развить коммуникативные навыки, активизировать речевую деятельность детей. В соответствии с этим, основным результатом образования становится освоение универсальных учебных действий (УУД), которые определяются как «умение учиться, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».

В нашем учреждении мы применяем данную технологию с сентября 2016 года. На начало года, проведя диагностику, мы увидели, что у детей плохо получается ставить «детскую» цель. А при встрече с затруднением не все дети могут его зафиксировать и найти причины. Это очень важно, потому что затруднение ребенка в собственной деятельности дает ему возможность: понять, чего он пока не знает, не умеет; научиться конструктивно относиться к затруднениям; переводить проблемы в задачи; приобрести опыт успешного преодоления затруднения в повседневной жизни; развить положительную самооценку; научиться правильно формулировать причины различных затруднений; сформировать чувство ответственности за свои поступки.

Всю научную основу программно-методического комплекса «Мир открытий» составляет система дидактических принципов деятельностного метода Людмилы Георгиевны Петерсон:

  • психологической комфортности
  • деятельности
  • минимакса
  • целостности
  • вариативности
  • творчества
  • непрерывности

Каждый из этих принципов уникален, но все они действуют как целостная система, позволяющая создать единое развивающее образовательное пространство.

Принцип психологической комфортности

Принцип психологической комфортности является основополагающим, поскольку эмоциональная атмосфера, царящая в детском саду, напрямую влияет на психофизическое здоровье детей. Данный принцип предполагает создание доверительной атмосферы, минимизацию стрессовых факторов образовательного процесса.

Педагог выступает в роли старшего друга, наставника, партнера, организатора, помощника. Его задача – развивать и поддерживать в детях любознательность, живой интерес, инициативу, самостоятельность, ощущение значимости каждого в больших и малых делах группы.

Принцип деятельности

Принцип деятельности заключается в следующем: основной акцент делается на организации детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса.

Принцип минимакса

Моделируя различные образовательные ситуации, педагог предлагает детям задания на достаточно высоком (но посильном для них) уровне сложности. Кто-то из детей сможет решить задачу (выполнить задание) самостоятельно; кому-то потребуются наводящие вопросы; а кто-то из детей пока сможет выполнить задание «по показу».

Каждый ребенок, пытаясь сам дотянуться до своего максимума, безусловно, освоит обязательную для дальнейшего движения вперед базовую часть образовательной программы в оптимальном для себя варианте.

Принцип целостности

Говоря о дошкольнике, важно иметь в виду, что он учится не только и не столько на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности. Поэтому при организации образовательного процесса нельзя ограничивать его только занятиями, игнорируя общение с семьей, досуг, праздники, самостоятельную деятельность дошкольников.

Принцип целостности обеспечивает систематизацию представлений ребенка об окружающем мире и о себе самом.

Принцип вариативности

Принцип вариативности предусматривает систематическое предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия, поступка, оценки и пр.

Педагог выслушивает все ответы детей и при этом не лишает ребенка права на ошибку. При создании проблемных ситуаций, взрослый поощряет детей к выдвижению все новых и новых гипотез, предлагая высказаться каждому. При этом важно, чтобы дети не просто предлагали разные варианты решения, но старались обосновать свой выбор.

Принцип творчества

Принцип творчества ориентирует весь образовательный процесс на поддержку различных форм детского творчества, сотворчества детей и взрослых. Игра, пение, танцы, рисование, аппликация, конструирование, театрализация, общение – все это не просто повседневная реальность жизни детского сада - это необходимые условия развития творческих способностей, воображения каждого ребенка. Дети участвуют в индивидуальной или коллективной деятельности, где придумывают и создают что-то новое.

Принцип непрерывности.

Реализация принципа непрерывности необходима для обеспечения преемственности в содержании, технологиях, методах не только между детским садом и начальной школой, но и формирования общих подходов к воспитанию и развитию ребенка на уровне общественных и семейного институтов воспитания.

Технология деятельностного метода «Ситуация»

"Нельзя чему-то научить человека, можно

только помочь ему сделать для себя открытие"

Галилео Галилей


Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе использования общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников. Отсюда и название технологии – «Ситуация», так как в ее основе лежат различные ситуации, с которыми сталкиваются дети в течение дня.

Этапы занятий «открытия» нового знания

в технологии «Ситуация»

1. Введение в ситуацию

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать, так называемую «детскую» цель .

Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно связанную с их жизненным опытом и личностно значимую для них.

Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?».

Важно понимать, что «детская» цель не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью.

Задавая вопросы в последовательности («Хотите?» – «Сможете?») воспитатель целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы. В результате ребенок усваивает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы», «Я все сумею, все преодолею, все смогу!».

Таким образом, на этапе «Введение в ситуацию» полноценно включается методологически обоснованный механизм мотивации («надо» – «хочу» – «могу»).

2. Актуализация знаний и умений

На данном этапе в ходе совместной деятельности с детьми, построенной в рамках реализации «детской» цели, воспитатель направляет деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для нового «открытия».

У детей формируется опыт понимания цели деятельности, взаимодействия со сверстниками, согласования действий, выявления и коррекции своих ошибок. При этом дети находятся в своем смысловом пространстве (игровом сюжете, например), движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог как грамотный организатор ведет их к новым «открытиям».

3. Затруднение в ситуации

Данный этап является ключевым. Здесь моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением и для достижения своей «детской» цели ребенку требуется выполнить некое действие, которое опирается на то новое знание (понятие или способ действий), которое ребенку только предстоит «открыть» и которое на данный момент у него пока еще отсутствует. В связи с этим возникает затруднение. Воспитатель с помощью системы вопросов («Смогли?» – «Почему не смогли?») помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

Так как затруднение является личностно-значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению его «детской» цели), у детей возникает внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже новая цель, связанная с познанием (учебная задача, соотносимая с «взрослой» целью).

В младшем дошкольном возрасте в завершение данного этапа цель дальнейшей познавательной деятельности воспитатель озвучивает сам в форме «Молодцы, верно догадались! Значит, нам надо узнать …». На базе данного опыта («нам надо узнать») в старших группах появляется формирования умения учиться – вопрос: «Что сейчас нам надо узнать?». Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной цели.

4. «Открытие» нового знания (способа действий)

На данном этапе воспитатель, вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и «открытий» новых знаний, решение вопросов проблемного характера.

Вначале воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения. В младшем дошкольном возрасте основными способами преодоления затруднения являются способы «попробовать догадаться самому» и/или «спросить у того, кто знает». В старшем дошкольном возрасте добавляется новый способ – «посмотреть в книге», «придумать самому, а потом проверить себя по образцу». Педагог организует построение нового знания (способа действий), которое фиксируется детьми в речи и, возможно, в знаках. Таким образом, дети получают опыт выбора способа преодоления затруднения, выдвижения и обоснования гипотез, «открытия» нового знания – пока путем догадки.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка

На данном этапе воспитатель предлагает различные виды деятельности, в которых новое знание или способ действий используется совместно с освоенными ранее, либо в измененных условиях.

При этом педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность (например, в старшем дошкольном возрасте могут использоваться вопросы типа: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?»).

Использование на данном этапе таких форм организации детской деятельности, когда дети работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать у дошкольников навыки культурного общения и коммуникативные умения.

6. Осмысление

На данном этапе происходит фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» – воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. А далее, с помощью вопросов: «Как это удалось?», «Что делали, чтобы достичь цели?», «Какие знания (умения, личностные качества) пригодились?» – подводит детей к выводу, что свою («детскую») цель они достигли благодаря тому, что что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя, то есть сводит воедино «детскую» и «взрослую» цели («Удалось …, потому что узнали (научились)…»).

Подводя итоги, можем сказать, что технология «Ситуация» является инструментом для системного и целостного формирования у дошкольников первичный опыт выполнения всего комплекса универсальных учебных действий.

В результате использования технологию деятельностного метода «Ситуация» у детей стало получаться фиксировать то, что они хотят сделать (ставят «детскую цель»). Следует отметить, что «детская» цель - это то, что ребенок «сам хочет» сделать и не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью. А с помощью воспитателя и системы вопросов «Смогли?» – «Почему не смогли?» помогаем детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

Дети с удовольствием вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, которые решают возникшее ранее затруднение. Они предлагают различные варианты, где можно добыть новые знания. Выбирают тот, который наилучшим образом подходит в данный момент. Получают эти новые знания или способ действия. И продолжают свое движение к цели, с того момента, где у них возникло затруднение.

В заключении хочу сказать, что использование технологии деятельностного метода «Ситуация» благотворно сказывается на образовательный процесс в нашей группе. Мы видим сияющие глаза наших детей полные желаний узнать, что то новое, интересное. А раз детям нравится – значить мы делаем всё правильно!

Используемая литература:

  1. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» // Научныу руководитель Петерсон Л.Г. / Под общей редакцией Петерсон Л.Г., Лыковой И.А. – М.: Цветной мир, 2012. – 240 с.
  2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015. - 336 с. 3 изд-е, перераб. и доп