Урок и презентация по окружающему миру на тему "Птицы. Чей клюв лучше?" (1 класс). Птицы и их удивительные клювы. Ассоциации. Материал с фото и кроссвордами Викторина «Покажи свой клюв и я скажу, кто ты!»

Развлечение «Птицы – наши друзья» для старшей группы

Котова Ирина Владимировна, воспитатель МКДОУ № 7 п.Полдневой, Богдановичского р-она, Свердловской обл.
Описание материала: сценарий развлечения о птицах, для детей старшей группы. Сценарий может быть полезен воспитателям.

Цель: Формирование начальных форм экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Закрепить знания детей о перелетных птицах.
- Воспитывать бережное отношение к пернатым.
- Развивать умение детей работать в команде.
- Создать радостное настроение.
Материал: разрезные картинки соловья и скворца; картинки: гнездо, дупло, гнездо ласточки, скворечник; картинки клювов:утки, аиста,воробья, клеста; записи птичьих голосов, картинки перелетных и оседлых птиц; сладкие призы, медали.
Ход:
Внимание, внимание!
Начинаем соревнование!
Сегодня тот побеждает,
Кто о птицах много знает!
1 задание
Ребята, Вы узнаете, как будут называться Ваши команды, когда на скорость соберете разрезные картинки (скворца и соловья). А так же, та команда, которая справится быстрее, заработает 2 балла, вторая – 1 балл.
Команды «скворцы» и «соловьи».
2 задание
Командам по очереди загадываются загадки. За каждую отгадку балл.
Что за весенняя птица
Любит за плугом ходить и кормиться (грач)
Прилетает к нам с теплом
Строит домик под окном (ласточка).
По лужку он важно ходит
Из воды сухим выходит
Носит красные ботинки
Дарит мягкие перинки (гусь)
На шесте - веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец-
Он и летчик, и певец (скворец)
Прилетел к нам, наконец,
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет (соловей)
У меня ходули –
Не страшит болото.
Лягушат найду ли –
Вот моя забота (цапля)

3 задание «Домики для птиц»
Назовите, как называется дом для птиц и какая птичка может в нем жить.
За каждую картинку балл.
Гнездо - соловей, дрозд

Скворечник - скворец


Дупло - сова, дятел, филин


Гнездо ласточки


Музыкальная пауза
Песня «Птичий дом»
Музыка: Кабалевский Д.
Слова: Высотская О.
4 задание «Кто быстрее соберет картинки»
Командам выдается равное количество карточек с перелетными и оседлыми птицами. Задание разложить карточки на 2 группы.
Первой команде 2 балла, второй -1 балл.
5 задание «Угадай птицу по голосу»
В записи звучат птичьи голоса: ворона, кукушка, сорока, соловей, ласточка, синица. Команды по очереди отгадывают, за каждую птицу балл.
Подвижная игра «День-ночь»
Выбирают сову. День – птички летают, ночь – сова вылетает на охоту, птички замирают. Кто пошевелится, того сова – «съест».
6 задание «Чей клюв?»
Дети угадывают птицу по клюву. За каждую птичку – 1 балл.
Клёст


Аист


Утка


Воробей (синица)


7 задание «Правила поведения»
Команды по очереди говорят правила: как нужно обращаться с птицами, а как нельзя.
(нельзя стрелять из рогатки, нельзя разорять гнезда, нужно птиц подкармливать, строить кормушки, скворечники...)
За каждое правило - балл.

Подсчет баллов. Награждение команд.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Синегорье»

Урок окружающего мира.

1 класс

Тема. Чей клюв лучше?

Юрина Зухра Томиевна,

учитель начальных классов

п. Синегорье – 2016 год.

Тема. Чей нос лучше?

Цель. Умение детей различать птиц по клювам, определять их принадлежность к экологической группе по типу питания.

Задачи:

Образовательные

Знакомство детей с биоразнообразием птиц, изучение разных типов клювов и лап.

Проследить взаимосвязь строения клюва и лап от способа добывания пищи.

Сформировать умение определять экологические группы птиц, применяя полученные знания.

Продолжить закрепление базовых экологических понятий: пищевая цепочка, условия обитания, среда обитания на примере разных экологических групп птиц.

Развивающие

Развитие общеучебных навыков: умение анализировать; выделять главное, общее, частное; применять полученные теоретические знания при проведении практической работы;

Развитие способности делать выводы; задавать вопросы; группировать предметы по общему признаку.

Формирование способности рефлексировать свою деятельность.

Воспитательные

Воспитание интереса к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.

Продолжить формирование основ экологической культуры.

Отработать умение работать самостоятельно, в малых группах, достигать поставленной цели.

Оборудование, наглядные пособия.

Таблицы с надписями: ЧЕЙ НОС ЛУЧШЕ, КЛЮВ, ПИТАНИЕ, РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ, НАСЕКОМОЯДНЫЕ, ХИЩНЫЕ.

Карточки с изображением птиц (на три группы детей)

Приборы: пинцеты, прищепки, заколки.

Продукты питания: семечки, орешки, ягоды.

Наглядное пособие: насекомые, мушки, гусеницы, мышь.

Карточки, поделённые на две части: справа виды пищи для птиц, слева - модель головы птицы без клюва.

Мультимедийный проектор, экран.

Видео рассказ В. Бианки «Чей нос лучше?», видеозапись "Голоса птиц".

Методы: проблемно-поисковый, словарно-наглядный.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Создание эмоциональной ситуации

Прошу садиться.

Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня, вы мои ученики! Разрешите представиться, зовут меня Гульнара Томиевна.

Самое удивительное в мире – это человеческая доброта.

Подарите улыбку друг другу.

Потрите ладошки, передайте свое тепло и хорошее настроение.

Подарите улыбки гостям.

Спасибо.

Садятся

Приветствуют.

Мотивация познавательной деятельности.

Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц»

Я попрошу вас сейчас закрыть глаза и представить то, что вы услышите.

Откройте глаза.

Ребята, что вы услышали?

А по точнее, что делали птицы?

Дети, каких птиц вы знаете?

Спасибо.

Птиц вы знаете очень много.

Ребята, кто такие птицы? Назовите признаки, по которым можно определить птиц.

Можно ли по каждому из этих признаков определить птицу?

Хорошо!

Давайте выберем особенности птиц в отличии от другого класса животных.

Кто такие птицы?

Спасибо!

Дети, что отличает птиц от других животных?

Что есть только у птиц чего нет у других животных?

Правильно, у птиц есть перья - это главная отличительная особенность птиц как группы животных.

П. Высказывают предположения.

П.Л. Актуализируют личный опыт.

П.М. Выделяют признаки птиц (летают, поют, несут яйца, вьют гнезда)

П. Высказывают предположения, обосновывают их. Приводят примеры (н-р, насекомые тоже летают)

П. Выдвигают предположения.

П. Выделяют основной признак, по которому можно определить птиц от других животных (перья, клюв)

Актуализация необходимых знаний

Просмотр видеоролика «Чей нос лучше?».

Дети, однажды детский писатель Виталий Бианки подслушал разговор птиц.

Давайте и мы послушаем и подумаем о чем же они?

Итак, дети. О чем же спорили птицы?

Верно.

Дети, а как вы думаете, почему у птиц разные клювы?

А как по вашему мнению, чей клюв лучше? Как вы считаете, чей нос мог бы стать лучшим?

Ребята, на какой главный вопрос мы постараемся ответить на уроке?

Верно. Тема нашего урока так и будет звучать (на доске: Чей клюв лучше?)

Чтобы ответить на главный вопрос что мы сегодня должны узнать? Как вы думаете?

Верно, ключевые моменты сегодняшнего урока заключаются то, что мы изучим с вами какие бывают клювы, как и чем питаются птицы. (На доске: клюв, питание)

Смотрят видеоролик «Чей нос лучше?»

П. Выдвигает предположения (о носах, о клювах, у кого лучше клюв))

П.Л. Ответы детей (разного вида, разная пища у птиц)

Высказывают предположения (все клювы хороши)

М. С помощью учителя называют главный вопрос урока (чей клюв лучше)

Читают запись на доске.

М. Формулируют учебную задачу урока про птиц, разнообразие клювов, форма клювов, для чего они нужны, чем питаются)

Организация познавательной деятельности

Сравнение, рассуждение

Рассматривание приспособлений, сравнение, рассуждение.

Организация работы в группах с использованием оборудования

Практическая работа

Фронтальная работа Соотношение иллюстрации со схемой

Классификация птиц по группам

Я предлагаю вам рассмотреть три формы клюва (на доске вывешиваются три схемы клюва).

Клюв под номером один, два и три. Какой он? Какие особенности?

Давай рассмотрим особенности клюва под № 1. Что про него можно сказать? Он какой?

Вы дали верные характеристики клюва под № 1 - он тонкий, острый.

Рассмотрим клюв № 2. Что о нем можно сказать в отличие от первого?

Хорошо! Он - толстый, короткий.

Клюв № 3?

Верно, в отличии от предыдущих двух, характерная особенность этого клюва - загнут вниз.

Дети, мы с вами определили формы клюва.

А сейчас я покажу вам приспособление, а вы должны догадаться на какой клюв они похожи.

Что у меня в руке? (Пинцет) На какой клюв похож пинцет? Почему?

Верно, но клюв под № 1 –тонкий, острый, но он может быть разной длины: как длинный, так и короткий.

Я показываю второе приспособление, что это такое? (Прищепка).

На какой клюв она похожа? Почему?

Верно, характерные особенности клюва под № 2 – толстый, короткий.

Третье приспособление – заколка. На форму какого клюва она похожа? Почему?

Верно, клюв под № 3 – загнут вниз.

Дети, мы вами рассмотрели формы клюва. А теперь постараемся подобрать пищу.

В качестве пищи будут (демонстрирую):

1 – семена тыквы (в стаканчике)

2 – насекомые (искусственные)

3 – и мышь (крыса) игрушка).

Итак, чтобы определить к какому клюву подходит какая пища вы должны работать в группе.

Прежде чем мы начнем эту работу в группе, давайте вспомним правила работы в группе.

Как работаем в группе?

Да!

Хорошо!

Молодцы!

И сейчас мы разделимся на три группы. Прошу 1гр. подойти к 1 столу, 2гр – ко 2-му, а 3 группу - к 3 столу.

Сигналом к началу работы будут голоса птиц.

Занимаем свои места. Раздаю оборудование.

Итак, дети, вы готовы? (Звучит сигнал «Голоса птиц»)

Определяем, что каждым клювом удобно брать.

Руками брать нельзя, только приспособлениями.

Договоритесь кто будет отвечать.

Сигнал к окончанию работы прозвучал, прошу сесть на свои места.

На экране появляются схемы клювов и картинки с изображением пищи (мышь, семена тыквы, муха).

Итак, вопрос первой группе. Чем вы накормите птицы с клювом под № 2? Почему? (на экране ответ)

Вторая группа. Чем накормите птицу с клювом № 3?

Почему?

Третья группа. Чем накормите птицу с клювом № 1?

Почему?

Молодцы, ребята! Мы с вами рассмотрели формы клювов, Мы с вами подобрали пищу для птиц.

А теперь мы с вами постараемся распределить конкретных птиц по форме клюва.

В какую группу мы отнесем дятла? Почему?

Птицу с таким клювом? Почему?(Дубоносец)

Кречет? Почему?

Трясогузка? Почему?

Сокол? Почему?

Ласточка? Почему?

Воробья? Почему?

Снегирь? Почему?

Филин? Почему?

Дети, когда мы с вами говорили о формах клюва, подбирали пищу. Давайте посмотрим, чем питаются птицы первой группы?

Как вы думаете, как можно назвать эту группу птиц? А еще мнения есть?

Да, ребята, в науке такая группа птиц имеет название: НАСЕКОМОЯДНЫЕ (на доске вывешивается карточка).

Давайте вспомним, чем накормили птиц с клювом под № 2?

Дети, как вы думаете, как будет называться эта группа птиц?

В науке такие птицы называются РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ (на доске карточка), они питаются растениями и плодами.

Чем питается третья группа птиц?

Есть предположения: как мы ее назовем? Такая группа птиц в науке называется ХИЩНЫМИ (на доске карточка). Они питаются не только грызунами, но и другими птицами и мелкими зверьками.

Но, а теперь я попрошу вас отдохнуть вместе со мной.

П. Рассматривают иллюстрации, определяют особенности клюва.

П.М. Дети высказывают свое мнение (маленький, тонкий, острый)

П.М. Дети сравнивают и высказывают свое мнение (толстый, маленький, короткий)

П.М. Дети сравнивают и высказывают свое мнение (загнутый вниз, острый, маленький, но размеры бывают разные)

П.М. Дети рассматривают, называют приспособление, сравнивают и высказывают свое мнение (пинцет похож на форму клюва под № 1, п.ч. он тонкий, острый, маленький)

П.М. Дети рассматривают, называют приспособление, сравнивают и высказывают свое мнение (прищепка похожа на форму клюва под № 2, п.ч. она маленькая, короткая, толстая)

П.М. Дети рассматривают, называют приспособление, сравнивают и высказывают свое мнение (прищепка похожа на форму клюва под № 3, п.ч. она загнута вниз)

П. Рассматривают пищу (семена, насекомые, мышь(крыса)

П. Дети вспоминаю и называют правила работы в группе (обсуждаем вместе, выслушиваем мнение другого, уважительно, смело высказывать свое суждение)

Класс делится на три группы, каждая группа занимает свои места.

М. Работают в группах:

Определяют, каким клювом и что удобно взять (пинцетом, прищепкой, заколкой)

Делают вывод.

П.Л. высказывают и обосновывают свое мнение (семечки, п.ч. удобно было таким клювом их захватывать)

(мышь, п.ч. удобно было таким клювом их захватывать)

(мухой, п.ч. удобно было таким клювом их захватывать)

П. Сравнивают, распеделяют. Обосновывают свой ответ:

В первую, п.ч. у нее клюв тонкий, узкий.

В третью, п.ч. клюв загнут вниз.

В первую, п.ч. у него клюв тонкий, узкий.

Во вторую, п.ч. клюв короткий, толстый.

Во вторую, п.ч. клюв короткий, толстый.

В третью, п.ч. клюв загнут вниз.

П.Л. Ответы детей:

Насекомыми.

Насекомоядные.

Семечками.

Растительноядные.

Мышами.

Хищные.

Физминутка

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо.

Приседанье сделал справно.

Клювиком почистил перья.

И тихонько за парту сели.

Спасибо, садитесь!

Продолжение работы по теме урока

Работа с карточкой

Организация самостоятельной работы

Проверка работы с эталоном, самооценка

А теперь, ребята, мы проверим насколько вы были на уроке внимательны.

У вас на партах лежит конверт. Достаньте из него карточку и карандаш. Отложите конверт на край стола.

Дети, рассмотрите внимательно карточку (птицы без клюва и пища).

Что вы увидели?

Да, у птиц не хватает клюва.

Ваша задача рассмотреть пищу, которой питается каждая птица и дорисовать клюв, который характерен для этой группы птиц.

Ребята, карандашики положили.

Давайте проверим выполнение самостоятельной работы с эталоном. (на экране: голова дятла и мухи, снегиря и семечек, орла и мыши)

Посмотрите на образец правильного выполнения этого задания, сравните своей карточкой.

Если выполнено верно, простым карандашом в нижем правом углу поставьте себе плюс (учитель проверяет).

Я прошла и увидела, что у каждого задание выполнено верно. Молодцы!

Отложите, пожалуйста, карточки в сторону.

П.М. Дети рассматривают карточку.

Ответы детей (у птиц не хватает клюва)

М. Л. Рассматривают, анализируют, дорисовывают клюв, (если ребенок затрудняется правильно нарисовать, то учитель оказывает помощь)

Л. Смотрят, сравнивают, оценивают себя.

Подведение итогов.

Работа с пословицей

А теперь, ребята, давайте объясним значение пословицы.

Каждая птица своим клювом сыта.

Как вы думаете, в чем смысл этой пословицы?

Правильно! Дети, можем ли мы теперь ответить с вами на главный вопрос урока чей же нос лучше?

Да, для каждой птицы важен свой клюв.

А теперь я прошу подумать вот над таким вопросом:

Где в жизни вы можете применить знания, полученные и открытые сегодня на уроке?

А еще, ребята, садоводы размещают кормушки с определенной пищей для насекомоядных птиц, чтобы они истребляли вредных насекомых.

М. Слушают пословицу, объясняют ее значение (у каждой птицы свой клюв для того, чтоб добывать нужную пищу)

М. Отвечают на вопрос (у каждой птицы свой нос чем-то хорош)

Л. Определяют личностный смысл изучения темы. Возможности практического применения нового знания (знаем, чем кормить птиц; на уроках биологии)

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Поощрение

Я прошу вас сейчас оценить успешность своей работы на уроке.

Достаньте из конверта смайлики, выберите нужный вам и поднимите.

Давайте покажем смайлики - результат своей работы членам жюри.

Уберите, пожалуйста, смайлики и принадлежности в свой конверт. Карточка остается вам на память.

Урок окончен. Спасибо за урок.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ягодинская средняя общеобразовательная школа

Школьная научно-практическая конференция

Сообщение «Чей нос лучше?»

Введение …………………………………………………………………….3

1. Значение клюва для птиц…………………………………………….4

2. Многообразие мира птиц ………………………………………...…5

3. Формы клювов у птиц………………………………………………..7

4. Эксперимент «Как форма клюва зависит от пищи»………………10

Заключение 12

Приложение

Сниться ночью пауку

Чудо – юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это...

Однажды я посмотрела мультфильм по рассказу В. Бианки «Чей нос лучше?». В этом мультфильме разные птицы убеждали друг друга в том, чей клюв лучше и важнее. Меня мультфильм заинтересовал и я захотела узнать, чей нос действительно лучше.

Так возникла тема моей работы: Чей нос лучше?

Цель моей работы: выяснить, связаны ли между собой форма клюва и питание птиц.

Задачи:

1. Узнать что такое клюв и зачем он нужен птице?

2. Узнать какие бывают клювы?

3. Провести эксперимент и выяснить, как форма клюва зависит от пищи.

План исследования

1. Изучить информацию о птицах в энциклопедиях.

1.1. О значении клюва.

1.2. Многообразие мира птиц.

1.3. Формы клюва.

2. Провести эксперимент «Как форма клюва зависит от пищи?».

1. Значение клюва для птиц


В энциклопедии я нашла информацию о том, что первые птицы на земле имели клюв с зубами, но прошло много времени и клюв птицы изменился. Ученые объясняют это так. На островах жили птицы, клювы у них были короткие и толстые. Вначале зёрен хватало всем птицам, врагов не было, но потом зёрен стало не хватать и голодные птицы стали клевать насекомых и добывать нектар из цветов.

Вывод: стали появляться птицы с удлинёнными клювами, которым было удобнее ловить насекомых.

Птичий нос не только нос, а еще и рот. Он у птиц выполняет ту же функцию, какую выполняют губы и зубы.

С помощью клюва птицы добывают пищу, чистят перья, собирают материал для постройки гнезда и защищаются от врагов.

Вывод: Клюв – инструмент для добывания пищи.

Клюв – инструмент для постройки гнезда.

Клюв – защита от врага

2. Многообразие мира птиц

На нашей земле обитает много разных птиц. Птицы различаются голосами, лапами, оперением, формой и величиной клюва. Птицы разнообразны по внешнему виду.

Ученые разделили птиц на 6 групп

1. Птицы парков и садов обитают возле жилья человека, уничтожая вредных насекомых. Это: синицы, воробьи, ласточки, мухоловки, скворц ы и др. Обычно это птицы мелких и средних размеров.

2. Птицы лугов и полей гнездятся и кормятся на земле. Это чибисы, трясогузки, журавли, куропатки.

3. Птицы болот и побережий добывают корм с поверхности земли, со дна водоема , из-за этого у некоторых из них имеются перепонки на ногах. Это лебеди, гуси, казарки, утки.


4. Водоплавающие птицы , способны плавать, а многие из них еще и ныряют. В связи с приспособлением к плаванию и нырянию у водоплавающих птиц есть перепонки между пальцами ног, а сами ноги отставлены далеко назад. По земле большинство водоплавающих, передвигаются медленно и неуклюже. Оперение водоплавающих птиц предохраняется от намокания.

5. Птицы пустынь и степей - обитатели открытых пространств с разреженной растительностью. Здесь трудно найти укрытие, и потому многие птицы, живущие в степях и пустынях, имеют длинные ноги и шею. Это позволяет им далеко осматривать местность и видеть приближение хищников. Свой корм птицы степей и пустынь находят на земле, среди растительности. Им приходится много ходить в поисках пищи, и потому ноги этих птиц обычно хорошо развиты. Некоторые виды спасаются не улетая, а убегая от опасности.

6. Птицы леса - самая многочисленная группа. У ее представителей существуют различные формы связи с лесной средой.

https://pandia.ru/text/80/402/images/image002_78.gif" alt="http://www.birdsbb.ru/ash/img/7.jpg" align="left" width="643" height="586">

Вид клюва

Описание

Название птицы

ДЛИННЫЙ ПРЯМОЙ КЛЮВ

Длинные клювы характерны для птиц, которые находят корм в воде. Таким клювом очень удобно хватать рыбок, лягушек и других мелких водных животных. Поймав рыбку, они поворачивают её в клюве поперек и прижимают языком к нёбу.

цапля

аист

КЛЮВ С МЕШКОМ

Клюв сверху плоский и оканчивается крючком. Нижняя часть состоит из тонких гибких косточек, на которые, натянут кожаный мешок. Откроет птица клюв - мешок растягивается, получается настоящий «сачок», которым птица черпает рыбу.

пеликан

КЛЮВ-ЛОПАТА

На конце клюва расширение, которое называют «лопатой». Колпица кормится на мелководье, и разыскивает пищу на ощупь. Для этого она опускает клюв в воду и, поводя головой вправо и влево, процеживает через клюв грунт, отбирая подходящую пищу, которой могут быть, рыбка, лягушка и даже ящерица.

колпица

ПЛОСКИЙ КЛЮВ

У ныряющих птиц, догоняющих рыбу под водой клюв плоский, с зубчиками, чтобы лучше удерживать скользкое тело рыбы. Клюв помогает утке охотиться.

Утка

КРЮЧКОВАТЫЙ КЛЮВ

У настоящих хищников клюв сильный, но не длинный, с мощным крючковатым надклювьем, помогающим разрывать добычу.

Сова

КОНУСОВИДНЫЙ КЛЮВ

Клюв короткий, широкий и высокий. Сверху клюв одет в чехол с острыми режущими краями. Нижняя часть клюва чуть меньше верхней, и когда клюв закрывается, режущие края скользят один по другому.

воробей

ТОНКИЙ ОСТРЫЙ КЛЮВ

· Острый, тонкий, различной формы и длины, удобен для ловли насекомых

Ласточка трясогузка

Вывод: у каждой птицы такой клюв, который лучше подходит для её образа жизни. Форма его зависит от способа добычи пищи.

4. Эксперимент «Как форма клюва зависит от пищи».

Чтобы определить, как форма клюва зависит от пищи я провела эксперимент с предметами.

Для эксперимента я выбрала 3 формы клюва:

тонкий, острый клюв

короткий, толстый

https://pandia.ru/text/80/402/images/image019_15.gif" width="705" height="947 src=">

Заключение

В результате моей работы я пришла к выводу:

1. Клюв у птиц изменился, нет у него зубов.

2. С помощью клюва птицы питаются, защищают себя от врагов, охотятся.

3. Существуют разные формы клюва.

4. Клюв связан с условиями обитания и способами питания птицы.

Список литературы

1.Гаврилова краеведения. Екатеринбург: -96», 2001.-392 с.

2. Шорыгина. Какие они? .-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.-96 с

3. «Чей клюв лучше?»/ В. Смолянников// Журнал «В мире животных».-2003 г. № 3 с.34-39

4.Интернет ресурсы: http: //images. yandex. ru

"ЧЕЙ КЛЮВ?"
дидактическая игра

для закрепления знаний по теме занятия о животных

для детей младшего и среднего школьного возраста

в условиях дополнительного образования

ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА "РАДУГА" ГОРОДА КИРОВА
Пасынкова Наталья Сергеевна, педагог дополнительного образования, экологический отдел

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "ЧЕЙ КЛЮВ?" /7-10 лет/

ЦЕЛЬ. Развивать способность детей сравнивать, обобщать,
фантазировать;
закрепить знания детей о птицах.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ. Двойные карточки /12 пар/ с изображением птиц без клюва и разных клювов.
Х
ОД. Дети /24 или 12 человек/ садятся по кругу. Ведущий идет за
спинами детей и каждому, пряча картинку от других участников игры, раздает по одной каждому.
По команде участники игры рассматривают свою карточку.

Задание: найти пару : к птице - клюв. Вce встают и ищут вторую половинку.
Созданные пары садятся рядом на те же стулья, по очереди показывают всем карточки / другие дети оценивают - правильно ли подобран клюв/, называют птицу, дают краткую характеристику : по Форме клюва - водоплавающая, хищная, насекомоядная..., для чего птице такой клюв, его функции...
Если клюв от другой птицы, пояснить - по какому признаку ребята "присоединили" его и какие свойства получает птица именно с этим, новым, клювом.

Пары карточек:
1- К Фламинго розовый
2- Е хохлатая пеганка
3- Ж розовый пеликан
4- Б белоспинный альбатрос
5- И колпица
6 - А топорики
7 - В попугаи
8- Г снегирь
9- Д стерх, журавль
10- З белоплечий орлан
11- Л дятел
12- М жаворонок

Тема : Птицы. Чей клюв лучше?

Цель : продолжить работу над темой птицы, изучить разнообразии и форму клёвов, обеспечить выявление учащимися способов питания птиц и подбора корма, развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, воспитывать любовь к окружающему миру.

Оборудование : В. Бианки видеофильм “ Чей клюв лучше” , запись аудио голос птиц, предметные рисунки птиц, пинцет, прищепка, семена тыквы, насекомые, макет голубя, книги для выставки.

Ход урока.

I. Организация класса.

1. Приветствие учащихся.

Придумано кем - то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
- Доброе утро! Солнце и птицы!
- Доброе утро! - Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!

2. Создание эмоционального настроения.

Самое удивительное явление в мире – это человеческая доброта. Подарите улыбки друг другу, передайте своё хорошие настроение. Подарите улыбки гостям.

II. Актуализация опорных знаний.

Ребята как называется наш урок?

Что мы изучаем на этих уроках?

2. Минутка синоптика.

Дети что вы услышали?

4. Работа над загадками.

Учащиеся загадывают загадки о птицах.

Молодцы все отгадали загадки, хорошо знаете птиц. А вот кто был внимателен, на какие группы мы можем поделить птиц?

Какие птицы отнесем к диким, а какие к домашним?

Скажите кто такие птицы?

Давайте выделим особенности птиц.

5. Строение птицы с помощью макета голубя.

6. Игра “ Что лишнее” (учитель называет слова из них дети должны выделить строение птиц. Когти, перья, клев, лапы, крылья, шерсть, хвости.)

III. Мотивация учебной деятельности.

1.Рассказ учителя.

Дети однажды детский писатель Виталий Бианки подслушал разговор птиц, давайте и мы послушаем о чём они говорили. (учитель вывешивает на доску портрет писателя.)

2. Просмотр видеофильма.

3. Беседа по содержанию.

О чём спорили птицы? - Дети, а как вы думаете,почему у птиц разные клювы? - А как вы думаете, чёй клюв лучше?

Ребята скажите, какой вопрос мы сегодня постараемся разрешить на уроке.

IV. Сообщение темы урока.

Сегодня наш урок не простой, на этом уроке мы с вами будем исследователями, будем исследовать “Чей клюв лучше”. Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы должны с вами исследовать разнообразие и формы клёвов птиц.

V . Первичное восприятие о и осознание нового материала.

1. Изучение формы клювов.

Я предлагаю рассмотреть три формы клювов.

(на доску вывешивают картинки с формами клювов)

Давайте исследуем клюв под номером 1 ? Какие его особенности, что про него можно сказать? - Клюв под номерм 2 и 3?

Сделаем вывод: клюв под номером один тонкий острый, под номером 2 толстый маленький, третий клюв загнут вниз острый.

Дети мы с вами определили формы клюва.

Физкультминутка.

2. Игра “ На что похоже. “

Учитель показывает предметы дети определяют, на какой клюв они похожи.

Пинцет – на клюв под номером 1 . он тонкий и острый.

Прищепка – на клюв под номером 2 , она толстая и маленькая.

Заколка - загнута вниз, как клюв под номером 3.

А теперь постараемся подобрать пищу. В качестве пищи будут семена тыквы, насекомые, мышка игрушка.

3. Работа в группах.

Чтобы определить к какому клёву подходит какая пища, вы должны работать в группах.

Каждой группе раздают коробки с предметами в которых пища и один предмет который заменяет клюв, дети пробуют каким предметом легче захватить пищу.

4. Заслушивание ответов детей каждой группы.

5. Игра “ Распредели птиц по форме клювов.”

VI . Закрепление и осмысление знаний.

1. Беседа.

А теперь мы проверим на сколько вы были внимательны на уроке.

2. Работа с карточками. Самостоятельная работа.

Возьмите, свои карточки посмотрите внимательно чего не хватает, на рисунке?

Ваша задача, рассмотреть пищу которой питается птица, и дорисовать клев который характерен этой группе.

3. Взаимопроверка.

4. Работа с учебником.

Рассмотрите рисунки и в парах обсудите к какой группе какие птицы относятся.

5. Работа над пословицей.

Каждая птица своим носом сыта.

Как вы понимаете эту пословицу?

6. Игра “ В какой сказке”

В какой сказке мы встречаем птиц, дети должны назвать где встречаются птицы.

VII . Итог урока.

Ребята можем ли мы теперь ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока? - Где в жизни мы можем применить получение сегодня знания на уроке? - Как мы должны помогать птицам? - Так чей же клюв лучше?