Символика революции 1917 года. Символы революции. А почему красный цвет

Революция - это стремительный порыв, в котором важно простым и емким знаком указать путь огромным человеческим массам. Октябрьская социалистическая революция дала своим последователям целый ряд новых символов, на долгие десятилетия ставших бессменными указателями «верной дороги».

Колыбель советских знаков

Настоящая революция несет в себе смену социально-экономической формации и Октябрьская социалистическая революция стала не просто рубежом, на котором старые элиты сменились новыми. Мятежный октябрь 1917 года стал не только точкой отсчета новой вехи политической истории страны, он еще ознаменовался (как в прямом, так и в переносном смысле слова) и актуализацией знакового пространства бунта, попранием прежних и рождением новых символов. Мощь революционного переворота 17-го года была столь велика и тотальна, что ее символы стали не просто артефактами эпохи, они превратились сперва в знаки отличия новой элиты, а затем на долгие десятилетия закрепились в арсенале атрибутики советской власти.

Уверенно следуя своей жестокой программе боевого революционного и организационного строительства коммунистического общества, лидеры страны Советов беспощадно, «до основанья» свергали старую власть с ее сакральными символами, а затем твердо укореняли свою собственную символику. Борьба со старыми символами была логичным продолжением борьбы классовой, борьбы верований, идеологий и ценностей. Создание собственной системы символов, знаков и эмблем являлось для большевиков задачей далеко не второстепенной важности - вколачивание новых смыслов в сознание народных масс было для новой государственной власти одной из важнейших целей в идеологической сфере.

Таким образом, возникла потребность в создании, по меньшей мере, двух категорий символических знаков - пропагандистских и идентификационных.

Пропагандистская символика отвечала за распространение коммунистических идей. Их необходимо было облечь в простые и понятные образы, близкие и мятежной (зачастую состоящей из инородцев) интеллигенции, и понятные дезориентированной безграмотной массе народа - красное знамя, факел, серп и молот, звезда.

Кроме того, людей необходимо было «пометить», оделить «своих» от «чужих», предлагая каждому простую форму выражения сделанного политического выбора. Для этого была создана символика идентификационная - бант, лента, гвоздика.

Здесь сразу хочется отметить одну очень любопытную и существенную с точки зрения анализа символических инструментов деталь - на заре становления молодой советской республики большевики из-за нарушения многих социальных, профессиональных и личных связей, а также в силу неприятия новой власти многими журналистами и деятелями культуры, не получили широкой поддержки в средствах массовой информации. Кроме того, значительная часть населения, готового поддержать власть советов, была попросту неграмотной. В следствии этого особую роль в деле агитации приобрели именно визуальные средства массовой информации (и, в первую очередь, транспарант, плакат, эмблема).

Благодаря своей простоте, выразительности, ясности, легкости воспроизведения, а главное, благодаря возможности обращаться не только к сознанию, но и к иррациональному бессознательному началу зрителя, символы новой власти оказались востребованными. Их популярность стала стремительно расти как среди гражданского населения, так и среди военных.

Отдельно стоит отметить и третью категорию символов, неразрывно связанных с революцией большевиков, но входивших в советский пантеон по мере развития аппарата коммунистической мифологии. Это символы-легенды - крейсер «Аврора», броневик, собственно вождь мирового пролетариата Владимир Ульянов (Ленин), «колыбель» революции - Петроград, буревестник, неологизмы (в частности, имена), красные галстуки и т.п.

Но перед тем, как приступить к описанию и анализу революционных символов, нельзя не отметить, что перед тем, как насаживать их в сознания народных масс, большевики сперва взялись за искоренение символов старой власти. Уже после февральской революции имперские гербы, вензеля и атрибуты царской власти активно начали уничтожаться и вымарываться. Уже к октябрю 1917 года они практически повсеместно были поруганы. Олицетворяя в глазах революционеров власть сатрапов и прежнюю «неправильную» жизнь, сложные и вместе с тем изящные по своему изобразительному решению имперский герб, корона, скипетр, держава и двуглавый орел, становятся символическими антагонистами новой грубой и нарочито упрощенной до примитивизма символики большевиков. И это понятно - даже по своей стилистике новая символика должна была олицетворять собой начало новой традиции, нулевую точку отсчета, за которой начинается «новая история», новая формация человека - советский народ.

Но ничто не появляется ниоткуда и не бывает правил без исключений. И потому, начиная обзор революционной символики, хочется начать именно с исключения, с малоизвестных, но весьма знаковых символов революционной борьбы. Тем более, что они напрямую заимствованы из православной традиции.

В первую очередь, речь идет об образе святого Георгия Победоносца. Сюжет борьбы героя с Змием - один из самых тиражируемых в плакатах первых лет советской власти. Он появляется как в почти неизменном виде на фоне Кремля или красного флага, так и в стилизованном художественном решении, где на месте Георгия Победоносца изображен красноармеец, а в качестве Змия выступают Антанта и Врангель.

Кроме того, первые советские художники-пропагандисты совершенно не чурались заимствовать образ Рая (в качестве «воплощенного Парадиза» изображалась Москва). Также какое-то время агитаторы переносили на свои плакаты композицию житийной иконы с клеймами.

Продолжение следует...

Кто бы что не говорил - но 100 лет это дата, посему сегодня будет много Октябрьской революции, ну или переворота, кому как больше нравится. Те, кто жил в СССР помнят, что 7 ноября был одним из самых главных праздников в стране. Гораздо более значительным чем 1 мая, или даже День Победы. Ну по крайней мере для государства и его чиновников. Но, удивительное дело, знаков-символов, связанных с этим праздником было не так уж и много. Давайте первым делом вспомним о них.

Ниже кроме небольшого обзора самих символов вас ждет подборка праздничных советских открыток, Октябрьская Революция на картинах советских художников и еще более раритетные плакаты времен гражданской войны.

Итак, первым и главным был крейсер "Аврора". Не совсем понятно, почему именно так случилось, если честно. Вот решили, что символом будет именно "Аврора" и все тут ) Хотя осенью 1918 года крейсер даже планировали затопить в фарватере в районе Кронштадта, чтобы потенциальные корабли интервентов не пробились к Петрограду. Обошлось.

Активно его начали продвигать как символ Революции после 1927 года. Хотя корабль был еще на ходу и участвовал в походах, в том числе и заграничных. Хотя корабль устарел, и к 1941 году «Аврору» планировали исключить из списков флота, но осуществлению этого помешала война.
Корабль находился в Ораниенбауме и участвовал в обороне города. 130- миллимитровые орудия были сняты с корабля и установлены как отдельная батарея (артбатарея «А»), а судно выполняло роль пункта ПВО. И надо сказать, де-факто немцы корабль практически потопили.

В августе 1944 года было принято историческое решение. Исполнительный комитет Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся принял постановление, по которому «Аврору» надлежало установить у Петроградской набережной в качестве музея-памятника истории флота и учебного блокшива Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. Корабль подняли, почистили и отбуксировали на место. Там он и стоит по сей день, если не считать 2 ремонтов в 1984 году и в 2014 году. И если честно, от "Авроры" почти ничего не осталось.

Еще один интересный момент - 22 февраля 1968 года указом Президиума Верховного Совета СССР Краснознамённый крейсер «Аврора» был награждён орденом Октябрьской Революции, став единственным в стране дважды орденоносным кораблём. Причем на ордене изображён сам крейсер ))

Красная гвоздика .
Еще один символ, который везде и всюду присутствовал на этом празднике. На открытках, в кино, на манифестациях и парадах. Даже в петличках первых лиц государства в этот день можно было видеть именно этот цветок.

Я всегда думал почему так? И скорее всего, это аллюзии на другой символ, который присутствовал в 1917 - красный бант. Ибо революционно настроенные личности носили или красные ленточки, или красный бант. Причем второй был предпочтительнее. Так было и в Февральскую Революцию, причем доходило до маразма. Когда с красным бантом во главе Гвардейского флотского экипажа по улицам дефилировал....двоюродный брат императора великий князь Кирилл Владимирович.Тот самый, кто в 1924 году, в эмиграции, провозгласил себя Императором Всероссийским Кириллом I,и чьих дочь и внука мы постоянно видим у нас в стране как якобы претендентов на гипотетический престол.

В позднесоветские времена бант был не совсем в моде, зато гвоздики стали серьезной символикой. Хотя и банты вешали. Некоторые даже много. Как, например, Черненко:

Революционные матросы . Куча фильмов, показывающих и рассказывающих нам о том, что революцию делали матросы. Каноничный образ был примерно такой:

Но дело в том, что 80% матросов были приверженцами анархизма, и никак не могли быть причислены к сторонникам большевиков. Просто была буча, и они в ней поучаствовали. И уж точно нельзя сказать,что они были единственный революционной силой в городе. Ибо большое число сухопутных войск Петербургского гарнизона, в том числе лейб-гвардии Литовский полк, поучаствовали в мятеже. Но вот сложилось именно так - революционные матросы впоследствии стали одним из главных символов Революции.

Броневик.
Почему это убероружие так ценилось в те времена, я до конца понять не могу

Хотя колеса, какая-никакая броня и пулеметы-это ценилось. Особенно в локальных конфликтах. Опять-таки, Ильича весной при возвращении из эмиграции занесло именно на броневечок, с которого он какую-ту фигню нес. "Апрельские тезисы" он изложил вечером с балкона особняка Кшесинской, а не на Финляндской вокзале, как принято считать. Хотя памятник стоит, и даже башню броневика можно заметить.

Вот у народе все и перемешалось в голове

Ну и Смольный . До 1917 года в этом красивом здании, построенном знаменитым Кваренги, располагался Смольный институт благородных девиц - первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию.

Однако в октябре 1917 года институт был переведён в Новочеркасск, после чего в опустевшем здании расположился штаб по подготовке к восстанию большевиков, которым руководил Петроградский военно-революционный комитет. В принципе этот был мозг и сердце всей революции (мятежа). Именно туда с конспиративной квартиры пробирался и Ленин.
В состав военно-революционного комитета вошли представители ЦК, и петроградских и военных партийных организаций партий левых эсеров и большевиков, делегаты президиума и солдатской секции Петросовета, представители штаба Красной гвардии, Центробалта и Центрофлота, фабзавкомов. В составе ВРК было организовано Бюро ВРК, осуществлявшее оперативную работу. В состав Бюро ВРК входили левые эсеры Лазимир и Г. Н. Сухарьков, большевики Подвойский и Антонов-Овсеенко. Во главе Бюро ВРК и самого ВРК формально стоял левый эсер П. Е. Лазимир, но зачастую решения принимались большевиками: Л. Д. Троцким, Н. И. Подвойским, В. А. Антоновым-Овсеенко. Поэтому, можно говорить, руководил восстанием прежде всего "пария революции" Лев Троцкий.

Начиная с 1918 года здание занимают органы городского управления - Ленинградский городской Совет депутатов трудящихся и городской комитет ВКП(б)/КПСС (вплоть до 1991 года). С 1996 года Смольный служит официальной резиденцией губернатора Петербурга.

Некоторые виды искусства,наглядной агитации,пропаганды.
Ну или просто С праздником всех тех,кто считает это праздником.
Ленинград, крейсер "Аврора",открытка издательства "Планета" 1987 год.

Карманные календари,думаю у меня не весь цикл в коллекции есть,но вот что есть,к 70-й годовщине Октября.

Самый популярный и узнаваемый корабль в мире.

Октябрьская Революция в живописи

К столетней годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции подборка картин посвященных судьбоносному Октябрю 1917 года изменившего историю России и всего человечества. Именно в этот день начался тот путь, который привел советского солдата в Берлин, а советского человека в космос.


Ленин и Сталин в конце лета 1917 года в Разливе.


Принятие решения о вооруженном восстании.

Александр Керенский.


Керенский накануне революции.


Как пройти в Смольный.


Смольный в дни Октября.


Ленин в Смольном.


Великая ночь.


Левый марш.


На Зимний.


Сталин как организатор Октябрьской революции.


Канун Октября.


Перед штурмом.


Аврора.


Залп Авроры.


Залп Авроры. В Зимнем дворце.


Залп Авроры. Смольный.


Последний выход Керенского.


Арест Временного Правительства.


Революция победила.

Провозглашение Советской власти. Это оригинальная картина, на редактуре времен Хрущева Сталина замазали.

Да здравствует Октябрьская революция.


Революционный Петроград.


Красногвардейцы Петрограда.


Революционный матрос.


Первый декрет Советской власти.


Ленин и революционные матросы.

Выступление Ленина на одном из петроградских заводов.


Ленин в редакции Правды.


Мир народам!


Декрет о мире.


Декрет о мире.


Солдат Революции.


Патруль.


Погромы винных магазинов.

На улицах Петрограда.


В штабе обороны Петрограда.


Вручение Дзержинскому решения об образовании ВЧК. Есть еще один вариант этой картины, где Сталина нет.


Яков Свердлов.


Декрет о земле.


Дзержинский.


Мы наш, мы новый мир построим!

С праздником товарищи! С днем Великого Октября!

Плакаты времен Гражданской войны

Особенно интересно, на тему Украины и Донбасса.

Александр Александрович, на фотографиях революционных лет, картинах пролетарских художников - сплошь красные банты, гвоздики в петлицах, красные повязки на шапках...

И все-таки символом революции в полном смысле можно назвать только красное знамя, красный цвет как таковой. Бант, повязка - производное от знамени, лоскуток материи, красиво оформленный.

- А почему красный цвет?

Истоки идут от французов. Все три их революции, начиная с первой, именуемой Великой, начавшейся в 1789 году, так или иначе связаны с красными знаменами. Красный цвет ассоциировался с опасностью. Он одновременно был и охранительным знаком (цвет национальной гвардии), и революционным - олицетворял протест. В конце ХIХ века революционные веяния перекинулись в Россию, а с ними и мода на красное. Причем под этим цветом выступали и профессиональные революционеры, и крестьяне пензенской Кандиевки, недовольные условиями царского Манифеста об отмене крепостного права, которые в 1861 году вряд ли знали историю красного знамени.

- Получается, красный бант - дань моде того времени?

Да. И его носил кто угодно. Даже великие князья после отречения Николая II нацепили красные банты, не говоря уже о профессорах, генералах... Это было довольно комично, поскольку современники прекрасно знали взгляды этих людей. Помутнение было всеобщим. У знаменитого философа-богослова Сергея Николаевича Булгакова есть воспоминания, когда он еще в 1905 году вместе со студентами, поддавшись ажиотажу, вышел на демонстрацию с красным бантом. А вернувшись домой, профессор очнулся и выкинул бант.

Даже женский журнал мод посвятил серию статей об использовании красного цвета в нарядах для дам!

- Иными словами, красный бант не означал принадлежности к той или иной социальной группе.

Нет, это не союз георгиевских кавалеров. Хотя... Красный цвет был в то время своеобразным защитным цветом, говорили: цепляй красный бант и тебя на улицах не побьют. Это знак причастности к общему движению, некая охранная грамота, опознавательный символ - "свой-чужой".

- Есть много плакатов, где В.И. Ленин изображен с красным бантом. Он на самом деле носил бант?

Более чем вероятно. Например, во время знаменитого субботника 1 мая 1920 года, когда Ленин помогал рабочим в Кремле. Да и ряд картин и плакатов ношение красного банта вождем революции подтверждает.

ВЗГЛЯД ПОЭТА


Красный бант в волосах

Красный бант в волосах!
Красный бант в волосах!
А мой друг дорогой -
Часовой на часах.

Он под ветром холодным,
Под холодной луной,
У палатки походной -
Что столб соляной.

Подкрадусь к нему тихо -
Зычно крикнет: - "Пароль!"
- Это я! - Проходи-ка,
Здесь спит мой Король!

Это я, мое сердце,
Это - сердце твое!
- Здесь для шуток не место,
Я возьму под ружье.

Не проспать бы обедни
Твоему Королю!
- В третий раз - и в последний:
Проходи, говорю!

Грянет выстрел. На вереск
Упаду - хоть бы звук.
Поглядит он на Север,
Поглядит он на Юг,

На Восток и на Запад.
- Не зевай на часах! -
Красный бант в волосах!
Красный бант в волосах!

Марина Цветаева
1918 год

15-12-2015, 17:39

Символ в виде пятиконечной звезды появился, безусловно, задолго до революции 1917 года. И в каждое время, для каждой культуры она имела свой, вполне определенный смысл. Символ звезды, впервые наделенный смысловой нагрузкой в древнем Шумере, получил невиданное распространение.

Использовать звезду в качестве знака военного отличия стали сначала во Франции, - вскоре после Великой французской революции. Потом символ переняли и другие страны. Не стала исключением и Российская Империя.

В 1827 году по указу Николая I золотые звездочки украсили эполеты, а после их отмены перекочевали и на погоны. В различных видах звездочки, как знаки различия, просуществовали вплоть до Февральской революции, после которой Временное правительство отменило погоны. Правда, исчезнув с погон, пятиконечная звезда ненадолго переместилась на морские фуражки, где ей отвели место прямо над якорем.

Но вскоре случилась другая революция, Октябрьская, и вот после нее звезда получила поистине широкое распространение.

На роль отличительного признака Красной Армии как нельзя лучше подошла уже известная всем пятиконечная звезда. Принято считать, что впервые красная звезда в качестве отличительного знака красноармейцев появилась 15 декабря 1917 года. Символ был достаточно удобным по многим параметрам: во-первых ее впервые использовали французские революционеры, к которым новая власть питала симпатию; а во-вторых, несмотря на то, что звезды были еще на погонах офицеров царской армии, они не были таким же символом монархии, как двуглавый орел.

Широкую известность старый новый символ получил после упоминания в газете «Известия» от 19 апреля 1918 года. Заметка гласила о том, что Комиссариатом по военным делам был утвержден чертеж нового знака в виде красной звезды с золотистыми молотом и плугом. Официально красную звезду утвердил своим приказом Л.Д. Троцкий. Случилось это 7 мая 1918 года. Приказ четко обозначил, что «красноармейский значок есть принадлежность лиц, состоящих на службе в Красной Армии». Все те, кто не состоял в рядах Красной Армии, должны были снять знаки различия в виде красной звезды: за неисполнение приказа виновные могли быть переданы суду военного трибунала.

С новым символом сразу же случился казус: ненавистники нового строя, увидев новый знак сразу припомнили и сатанистов, и масонов. Повод, кстати, дали сами большевики: на первых нагрудных знаках (до того, как звезда перекочевала на головные уборы, она носилась именно на груди) звезда была расположена двумя лучами вверх. Вскоре после этого звезде придадут правильное положение, а сами комиссары поторопятся объяснить значение нового знака всем желающим: « Красная звезда Красной армии – это звезда Правды. На красной звезде изображены плуг пахаря-мужика и молот молотобойца-рабочего (…) это значит, что Красна армия борется за то, чтобы звезда Правды светила пахарю-мужику и молотобойцу-рабочему (…) Она есть звезда счастья всех бедняков, крестьян и рабочих».

Но на этом история Красной звезды не заканчивается.

В январе 1919 шитые звезды окончательно закрепятся на головных уборах красноармейцев. Поменяется не только расположение, но и сам внешний вид звезды: сначала плуг заменит серп, а чуть позже изменится и начертание лучей, - они станут прямыми, а не закругленными, как на первых вариантах. Именно в таком виде звезда окончательно укрепится сначала в Красной Армии, а потом и вовсе станет одной из составляющих герба СССР (правда уже без изображения орудий труда, - чтобы не повторять военную эмблему).

Символы, святыни и награды Российской державы. часть 2 Кузнецов Александр

Цвет революции

Цвет революции

Специального постановления о ликвидации царской государственной символики и наградной системы советская власть не принимала, однако эти атрибуты рухнувшей империи прекратили свое существование после того, как 12 ноября 1917 года был опубликован Декрет ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов».

Взятие Зимнего дворца. Худ. П. Соколов-Скаля

Декрет гласил:

«Статья 1-я. Все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно и все гражданские чины упраздняются.

Статья 2-я. Всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина и пр.), титулы (княжеские, графские и пр.) и наименования гражданских чинов (тайные, статские и проч. советники) уничтожаются, и устанавливается одно, общее для всего населения России наименование – граждане Российской Республики».

Таким образом, вместе со старыми чинами и званиями этим декретом подразумевалось упразднение и отживших свой век орденов. Но любое развитое государство непременно имеет свои награды, и новое государство Советов не было исключением. Однако прежде утверждения новых наград должна была утвердиться государственная символика, выражающая идеи революции. Эта символика была известна и раньше: ее породили мятежи и восстания крестьян и рабочих, а также социальные революции минувших веков.

Из всей гаммы цветов революция выбрала один цвет – красный. Из множества символов, которые могли бы выразить сущность нового общества, были взяты только красное знамя и красная звезда, серп крестьянина и молот рабочего. Этими символами новая власть отмежевалась от старого строя, вместе с которым рухнули его имперские цвета и его символика.

Приказом народного комиссара по военным и морским делам Льва Давы-довича Троцкого от 3 августа 1918 года учреждались Почетные Революционные Красные знамена, которые вручались наиболее отличившимся полкам и ротам. Уже 20 августа 1918 года ВЦИК наградил первым Почетным Революционным Красным знаменем бойцов 5-го Земгальского стрелкового полка за отважную защиту Казани и революционную доблесть в борьбе с врагами Советской России. В сентябре такой же награды был удостоен Николаевский полк под командованием В. И. Чапаева и 24-я Самаро-Симбирская пехотная Железная дивизия Г. Д. Гая. Это была одна из лучших дивизий Красной армии – за подвиги в Гражданской войне более тысячи ее бойцов, командиров и комиссаров были награждены орденом Красного Знамени. Кроме того, в ту войну Почетными Революционными Красными знаменами были награждены 263 части и военно-учебных заведений, Балтийский флот, 5-я, 12-я, Отдельная Кавказская и Таманская армии, а также пролетариат Петрограда, Оренбурга и Царицына.

Вторым символом Советской России стала красная звезда, служившая отличительным знаком для военнослужащих Красной армии. Сначала красную звезду воины носили на груди. Этот знак, введенный приказом Наркомвоен-мора от 19 апреля 1918 года, представлял собою пятиконечную звезду с золотыми лучами, покрытую красной эмалью. В центре звезды находилось золотое изображение плуга и молота. Сама звезда располагалась поверх венка из лавровых и дубовых веток. Пять лучей звезды означали интернациональную солидарность трудящихся пяти частей света, а плуг (позднее – серп) и молот – союз рабочего класса и трудового крестьянства.

Знак командира РККА. Красноармейская звезда

29 июля 1918 года приказом Наркомвоенмора эта же эмблема, но без лавровых и дубовых ветвей, была определена как значок-кокарда для ношения на фуражках и буденовках красноармейцев, командиров и комиссаров.

Решение о том, чтобы красная звезда стала эмблемой Рабоче-Крестьянской Красной армии (РККА), было принято V Всероссийским съездом Советов. Таким образом, менее чем за год, прошедший после большевистской революции, в Советской России оформилась система знаков, эмблем и символов, отразившая прежде всего непримиримое стремление большевиков к беспощадной борьбе со всеми врагами за торжество своих идеалов.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТЕ) автора БСЭ

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

ШОССЕ РЕВОЛЮЦИИ С XVIII века в Пороховые ездили по кривой и узкой дороге. Сохранившийся ее участок сейчас именуется Объездным шоссе. В 1824 году было принято решение проложить новую дорогу, названную Безбородкинским шоссе, поскольку оно начиналось от усадьбы графов

Из книги 100 великих театров мира автора Смолина Капитолина Антоновна

Театр революции Театр революции был одним из первых драматических театров, созданных в советское время. Он открылся в октябре 1922 года на основе расформированного Театра революционной сатиры. Часть труппы „Теревсата“, пополненная артистами других московских театров, и

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Алгебра революции Из мемуаров «Былое и думы» (1855) русского мыслителя, издателя и писателя Александра Ивановича Герцена (1812-1870), который говорит так о философии Гегеля (ч. 4, гл. 25): «Философия Гегеля - алгебра революции, она необыкновенно освобождает человека и не оставляет

Из книги Преступники и преступления. С древности до наших дней. Заговорщики. Террористы автора Мамичев Дмитрий Анатольевич

Буревестник революции Впервые это выражение встречается в издаваемом народовольцами нелегальном листке «Земля и воля» № 2 (1878).Но широко известным оно стало благодаря Максиму Горькому и его «Песне о Буревестнике» (1901). После ее публикации образ Буревестника стал

Из книги Из истории московских улиц автора Сытин Петр Васильевич

Есть у революции начало - / Нет у революции конца Из песни «Есть у революции начало...» (1967), написанной композитором Вано Мурадели на стихи поэта Юрия Семеновича Каменецкого (р. 1924). Шутливо-иронически о долгом, затянувшемся процессе,

Из книги Словарь славянской мифологии автора Мудрова Ирина Анатольевна

От революции до революции

Из книги Цифровая фотография от А до Я автора Газаров Артур Юрьевич

Площадь Революции Современное название площадь получила в 1917 году - по происходившим на ней в том году революционным боям. До этого она называлась Воскресенской. Площадь Революции находится между вестибюлем метро с таким же названием и Александровским садом у Кремля,

Из книги Славянские боги, духи, герои былин автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Жар-цвет (свети-цвет, царь-цвет, Перунов цвет) Этот фантастический цветок - метафора молнии. Когда он цветет, ночь бывает яснее дня и море колышется. Рассказывают, что бутон его разрывается с треском и распускается золотым или красным, кровавым пламенем, и притом столь

Из книги Славянские боги, духи, герои былин. Иллюстрированная энциклопедия автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Из книги Великие тайны золота, денег и драгоценностей. 100 историй о секретах мира богатства автора Коровина Елена Анатольевна

Из книги Универсальный энциклопедический справочник автора Исаева Е. Л.

Жар-цвет (свети-цвет, царь-свет, Перунов цвет) Жар-цвет (свети-цвет, царь-свет, Перунов цвет) – в мифах и преданьях фантастический цветок, метафора молнии. Он расцветал с треском, с чудесным блеском и всё ярко освещал

Из книги автора

Страсти по революции Наполеон Бонапарт завороженно смотрел на рукоятку своей церемониальной императорской шпаги. Сколь блестящей была мысль украсить ее «драгоценностями революции» во главе с «Регентом». Этот камень был достоин величия гениального полководца. И всякий

Из книги автора

Революции Австрийская (1848–1849)Английская (XVII в.)Бельгийская (1830)Венгерская (1848–1849)Германская (1848–1849)Греческая (1821–1829)Итальянская (1848–1849)Испанская (1808–1814)Испанская (1820–1823)Испанская (1834–1843)Испанская (1854–1856)Испанская (1868–1874)Испанская (1931–1939)Июльская (Франция;