Исследовательская работа Формирование характера Никиты (по повести А. Н. Толстого «Детство Никиты») Гришина Полина. Какой был никита в рассказе детство никиты

Год издания книги: 1922

Книга Алексея Толстого «Детство Никиты» впервые увидела свет в 1922 году и была посвящена сыну писателя. Произведение было достойно оценено как критиками, так и читателями. Это позволило произведению попасть в современную школьную программу, а также способствовало экранизации книги «Детство Никиты». Одноименный фильм был снят в 1992 году.

Повести «Детство Никиты» краткое содержание

Никита проснулся и вспомнил, что вчера один знакомый мужик по имени Пахом смастерил для него Специальную скамейку, на которой он может скатиться с горки. Мальчик очень обрадовался и уже было хотел побежать на улицу, как тут его перехватил учитель Аркадий Иванович. Поэтому Никите пришлось отправиться на завтрак, а после заняться уроками. Долго он сидел за математикой и чистописанием, как тут объявили, что Аркадию Ивановичу пришла почта. Мужчина вышел из комнаты, а Никита тут же прошмыгнул за ним и побежал к своим друзьям.

Главный герой произведения Толстого «Детство Никиты» мгновенно оказался во дворе, где его уже встретили товарищи с его конца деревни, а недалеко играли их враги – «кончанские» ребята, которые жили на краю села. Никита тут же принялся взбираться на горку, чтобы съехать с нее, как тут увидел, что за ним уже бежит учитель. Аркадий Иванович сказал ученику, что одно из писем, которые пришли утром, было от его отца. В нем говорилось о том, что тот готовит для Никиты огромный подарок. А также то, что на праздники к ним в гости приедет подруга мамы со своими детьми. Второе же письмо, полученное учителем, было от его невесты.

Когда Никита лег спать, ему приснился очень странный сон. Ему казалось, что кто-то хочет остановить настенные часы. Желая препятствовать этому, мальчик оттолкнулся и взлетел. На одной из верхних полок он увидел красивую вазу, заглянув в которую, хотел взять себе ее содержимое. Однако старая женщина с картины не дала ему это сделать. Тут сон мальчика оборвался. Открыв глаза, Никита увидел, что подле него стоит Аркадий Иванович.

Далее в повести Толстого «Детство Никиты» читать можем, что на следующий день после этого сна мальчика выпустили погулять, поскольку начались рождественские каникулы. На улице между товарищами Никиты и «кончанскими» ребятами начался бой. Вторые начали выигрывать, как тут главный герой накинулся на главаря противников по имени Степа. Тогда и другие мальчишки подключились. Они гнали «кончанских» еще несколько дворов. Степу поразила смелость Никиты, и ребята подружились.

Вечером приехали гости – Анна Аполлосовна со своими детьми – учащимся второго класса гимназии Виктором и девочкой девяти лет отроду по имени Лиля. Как в Никите очень понравилась девочка. Даже когда они гуляли во дворе, он замечал, что девочка наблюдает за ним из окна, и это придавало ему смелости. Так повесть «Детство Никиты» рассказывает, как однажды на глазах у Лили он даже сумел остановить свирепого быка. Чуть позже мальчик получил подарок от своего отца – большую лодку с двумя веслами. На протяжении нескольких дней вся семья усиленно готовилась к Рождеству – наряжали елку, готовили разные блюда. Праздник прошел очень душевно – дети водили хоровод под аккомпанемент мамы Никиты, Александры Леонтьевны. Все получили свои подарки и сели за большой стол. После ужина Никите удалось даже поцеловать Лилю.

На протяжении всего времени, пока Анна Аполлосовна гостила здесь со своими детьми, Никита проводил время с Лилей. Ему даже неинтересно было, чем там занимаются другие мальчишки. Виктору же наоборот, больше понравилось гулять с ребятами во дворе. Они строили баррикады и проводили разные бои. Но Никите почему-то было с ними неинтересно. Все свое внимание он сосредоточил на девочке. И вот однажды главный герой повести Толстого «Детство Никиты» рассказал Лиле о своем странном сне. Она поинтересовалась, есть ли у них дома такая ваза, которая приснилась мальчику. Подумав, Никита вспомнил, что что-то подобное находится в кабинете дедушки. Войдя в комнату, дети увидели, что в вазочке лежит кольцо с небольшим камушком. Никита тут же надел его Лиле на палец.

Когда гости уехали, Никита очень скучал по Лиле. Грусти ему добавляло еще и то, что каникулы закончились, а потому снова нужно садиться за уроки. Как в особенно не нравилась мальчику алгебра, но делать нечего – приходилось сидеть за учебниками. Отец Никиты Василий Никитьевич написал, что задержится и приедет домой только к Великому посту. Дело в том, что уже несколько месяцев он пытается получить наследство в Самаре, но дело продвигается ужасно медленно, и мужчине необходимо срочно отбыть в Москву. Александра Леонтьевна переживала по этому поводу. Ей казалось, что из-за того, что ее мужа так долго нет дома, Никита забудет отца. Но это не так – мальчик прекрасно помнил своего веселого и улыбчивого папу и ждал его.

Никита часто вспоминал Лилю. Он ходил грустный настолько, что Александра Леонтьевна подумала, что ее сын болен. Она отменила занятия и стала отпаивать его лекарствами. Как только на улице потеплело и прилетели грачи, Никите стало гораздо лучше.

Позже в повести «Детство Никиты» краткое содержание рассказывает, как однажды он услышал новость о том, что его отец тонет подо льдом. Мальчик очень испугался, однако все закончилось хорошо – уже к вечеру Василий Никитьевич был дома. Но происшествие не прошло бесследно – на протяжении нескольких дней мужчину мучал жар. Но болеть долго не было времени – дома кипела работа, все готовились к Пасхе. Родители главного героя так устали во время уборки и приготовления праздничных блюд, что не смогли поехать на службу. Аркадий Иванович также не горел желанием отправляться на заутреню, поскольку был расстроен отсутствием письма от невесты.

Поэтому на службу в соседнее село Никита отправился один. Там ему разрешили остановиться у товарища его отца Петра Девятова. Добравшись до места назначения, мальчик быстро подружился с шестью сыновьями Петра Петровича. Чуть позже он встретил его дочь Анну. Братья девочки жаловались на нее Никите и называли сестру ябедой. После службы Анна ни на шаг не отходила от Никиты. Он понял, что она испытывает к нему то же, что он чувствовал к Лиле. Но ответить взаимностью мальчик не мог.

И вот в произведении «Детство Никиты» наступил май. Месяц, когда Никита отмечал свой день рождения. По этому поводу Василий Никитьевич спустил на воду подаренную на Рождество лодку. Вместе они повесили на нее флаг, после чего отец объявил Никиту адмиралом. Настала теплая погода, и мальчику часто разрешали гулять целый день. В одну из таких прогулок он подобрал маленького скворца, которого позже назвал Желтухиным. Он забрал его к себе в дом и стал дрессировать. Занятия принесли свои плоды – спустя какое-то время птенчик узнавал Никиту, постоянно ночевал в своем домике и даже научился немного говорить. Так до осени Желтухин прожил в доме у мальчика. Но с наступлением холодов улетел в теплые края вместе с другими скворцами.

Пока осень еще не настала, Никита наслаждался свободным временем. Тем более, что родители приняли решение научить его кататься верхом. Сначала, Александра Леонтьевна, конечно, переживала за сына. Но Василий Никитьевич уговорил жену. Чуть позже отец подарил Никите собственную лошадь, которую назвали Клопик. Лето выдалось знойным настолько, что урожай хлеба был под угрозой. Это очень беспокоило родителей мальчика. Да еще и учитель ходил грустным из-за того, что его невеста не сможет приехать, и увидеться они смогут аж в Самаре. Как-то раз в дом залетел Желтухин и закричал: «Буря!». И правда, через несколько часов деревню накрыло густыми тучами и пошел дождь.

Но в произведении «Детство Никиты» автор рассказывает, что с появлением Клопика на Никиту легла и новая работа – он должен был ездить в соседнюю деревню, чтобы забрать свежую почту. Однажды он увидел, что ему пришло письмо от Лили. В нем девочка писала, что до сих пор помнит Никиту и хранит его подарок – колечко с синим камнем. Мальчику стало так тепло на душе. Он вспомнил рождественские каникулы и не смог сдержать улыбку.

Приехав домой, Никита увидел, что родители ссорятся. Дело в том, что Василий Никитьевич хотел поехать на ярмарку и продать там одну из кобыл. Но его жена была против такой задумки – она боялась, что мужчина потратит там слишком много денег и купит что-нибудь ненужное. Отец Никиты часто вел себя именно так. Они пришли к компромиссу, и Василий Никитьевич отправился в путь. После ярмарки он сообщил сыну, что все-таки совершил необдуманную покупку – приобрел несколько верблюдов.

С наступлением осени Василий Никитьевич снова отправился в Самару. Оттуда он написал своей жене, что дело с наследством так и не решилось. Поэтому ему снова придется провести зиму в городе. Но сейчас он уже не хотел жить отдельно от своей семьи. Мужчина предложил Александре Леонтьевне переехать в город и пообещал купить ей две вазы. Женщина нехотя согласилась. Аркадий Иванович тоже обрадовался такой новости – ведь в Самаре ему предстояла встреча с невестой.

В городе семью встретила подруга Александры Леонтьевны со своими детьми. Никита заметил, что Лиля по непонятным причинам сердится на него. Девочка сказала, что обиделась, поскольку не получила ответ на свое письмо. Никите было ужасно стыдно за то, что он забыл написать. Он попросил прощения, и Лиля простила его. С тех пор, как рассказывается в повести «Детство Никиты», герои начали новую жизнь. Мальчик не привык к жизни в городе и поначалу ему казалось, что он находиться в клетке. Но уже через неделю он смог хорошо сдать экзамены, и его приняли в гимназию.

Повесть «Детство Никиты» на сайте Топ книг

Повесть Толстого «Детство Никиты» читать популярно во многом благодаря наличию произведения в школьной программе. Это позволило книге занять высокое место среди . И хотя интерес к повести носит сезонный характер мы наверняка еще не раз увидим ее среди на страницах нашего сайта .

Детство Никиты


Повесть А.Н. Толстого «Детство Никиты» (первоначально название «Повесть о многих превосходных вещах») впервые была опубликована в отдельном издании в 1922 году. Повесть написана в 1919–1920 годах. Осенью 1918 года он эмигрировал за границу. В 1920 году писатель еще находился в эмиграции и очень тосковал по России. Живя в Париже и Берлине, Толстой чуждался эмигрантской среды и начинал более глубоко вникать в смысл исторических событий. Воспоминаниями о родине, о невозвратных днях детства, о русской природе и было вызвано появление повести. «Детство Никиты» - произведение, полное подкупающего лиризма, неотразимого обаяния и правды, высокой поэзии народной жизни, живого восприятия природы, красоты родного языка. Все свое внимание автор отдает воплощению поэтических начал очарования невозвратной поры детства. Писатель говорил: «За эту книгу я отдам все свои предыдущие романы и пьесы! Русская книга и написана русским языком!» Повесть была написана для парижского журнала «Зеленая палочка» - для детей-эмигрантов, которые, как и сын А.Н. Толстого Никита, которому посвящено произведение и именем которого назван главный герой, остро нуждались в русских впечатлениях. Его интересовала реальная жизнь, он хотел опереться на опыт своих личных наблюдений: "Начал – и будто раскрылось окно в далекое прошлое со всем очарованием, нежной грустью и острыми восприятиями природы, какие бывают в детстве" (Полн. собр. соч., т. 13, стр. 563). В отличие от большинства произведений А. Толстого здесь почти не играет роли сюжет, последовательная цепочка событий, потому что все в мире превосходно. Детский писатель К. Чуковский по этому поводу писал в 1924 г.: «Это Книга Счастия, - кажется, единственная русская книга, в которой автор не проповедует счастье, не сулит его в будущем, а тут же источает из себя».

"Детство Никиты" – это автобиографическая повесть. Место действия довольно точно воспроизводит обстановку небольшой усадьбы отчима писателя А. А. Бострома, где Толстой вырос. Сохранено в повести даже название усадьбы – Сосновка. Впечатления детства, воспоминания А. Толстого о ранней поре жизни в Самарской губернии вошли в содержание его произведения. В одной из своих автобиографических заметок А. Толстой писал о себе так: "Я рос один, в созерцании, в растворении, среди великих явлений земли и неба. Июльские молнии над темным садом; осенние туманы, как молоко; сухая веточка, скользящая под ветром на первом ледку пруда; зимние вьюги, засыпающие сугробами избы до самых труб; весенний шум вод; крик грачей, прилетавших на прошлогодние гнезда; люди в круговороте времен года; рождение и смерть, как восход и закат солнца, как судьба зерна; животные, птицы; козявки с красными рожицами, живущие в щелях земли; запах спелого яблока, запах костра в сумеречной лощине; мой друг Мишка Коряшонок и его рассказы; зимние вечера под лампой, книги, мечтательность…" (Полн. собр. соч., т. 13, стр. 557–558). Картины русской зимы, необозримых снежных равнин, весенних звонких дней, летней страды, золотой осени сменяют одна другую естественно, как движение самого времени, переданного в живых образах. Смена времен года изображается не как пассивно-созерцательное движение, а как активное, затрагивающее все стороны существования и деятельности людей. Как раз в такой атмосфере растет и формируется и маленький герой повести А. Толстого Никита. Родители Никиты во многом повторяют реальные черты отчима и матери писателя. Мать Никиты зовут так же, как и мать писателя, – Александрой Леонтьевной. Для образа учителя прототипом послужил семинарист-репетитор, Аркадий Иванович Словоохотов, готовивший будущего писателя к поступлению в среднее учебное заведение. Взаимоотношения Никиты с деревенскими ребятишками – с Мишкой Коряшонком и Степкой Карнаушкиным, их дружба и товарищеские игры тоже автобиографичные, также как еще ряд подробностей и деталей. Следует отметить, что повествование ведется не от первого лица, что дает возможность автору реально, по прошествии многих лет оценить счастливую пору своего детства.
Глава 2. Формирование характера Никиты в повести «Детство Никиты»
§ 2.1. Родительская любовь – основа воспитания ребенка
«Детство Никиты» рассказывает о детстве русского мальчика из дворянской помещичьей семьи, когда-то богатой и знатной, но уже находящейся на грани разорения, доживающей последние дни в деревне. В изображении становления характера главного героя А.Н. Толстой на первое место ставит саму действительность, окружающую ребенка.

Уже с первых страниц повести мы видим, какая доброжелательная, нормальная обстановка окружала Никиту, как складывались его первые представление о жизни. "В теплом кабинете было так тихо, что в ушах начинался едва слышный звон. Какие необыкновенные истории можно было выдумывать в одиночестве, на диване, под этот звон. Сквозь замерзшие стекла лился белый свет. Никита читал Купера..." Так мы погружаемся в мир детства Никиты, в мир, окруженный книгами, занятиями с учителем, в атмосферу добра и заботы о девятилетнем мальчике. Взаимоотношения Никиты с матерью, отцом, учителем носят такой характер, что они воспитывают в мальчике здравый ум, прямоту и честность.

Семья Никиты и домашняя обстановка в доме была всегда очень доброй и родной, было видно, как все члены семьи заботятся о Никите и каждый пытается дать частичку своей любви мальчику, воспитать его хорошим человеком. Все члены семьи очень разные по характеру, темпераменту, у многих разные взгляды на жизнь, но, несмотря на это, это дружная любящая семья. На примере искренне любящих друг друга родителей Никиты можно видеть, как много значит семейное воспитание для формирования характера ребенка. Отец Никиты веселый, с тонким чувством юмора, в сочетании с необычайным умом, добротой и душевным благородством счастлив со своей женой, которая очень отличается от него. Она воспитанная, умная, статная, с нежной красотой женщина, которая в духе народных традиций воплощает в себе образ хранительницы семейного очага. Прототипом этого образа послужила мать А. Толстого. Мать Никиты очень скучает по своему мужу, когда он уезжаешь, переживает за него всем сердцем и обеспокоена тем, что Никита может забыть его. Однажды жизнь отца висела на волоске от смерти, когда он чуть не погиб в овраге во время весеннего наводнения. Это несчастье показало сплоченность семьи, заботу друг о друге, то общее, что объединяет настоящую семью – любовь. Иногда между родителями мальчика возникали конфликты по поводу расточительности мужа, иногда были разногласия в воспитании Никиты, мать очень трепетно относилась к сыну и слишком переживала за него и видела в нем только маленького мальчика, а отец же настаивал на воспитании в ребенке мужчины - смелого, сильного, закаленного. Но вместе с тем они шли навстречу друг другу и находили общее решение, которое не вредило Никите, а наоборот, развивало его. Например, эпизод с Клопиком. Мать очень боялась, что Никите рано еще самостоятельно ездить на лошади: может разбиться, может не справиться с необъезженным конем. Отец же, напротив, был убежден, что только так, при приобщении Никиты к самостоятельности, близости к жизни народа, к участию в общем деле можно воспитать крепкого, сильного мужчину.

Семья Никиты была всегда очень гостеприимна и рада гостям. Один из таких приездов гостей стал настоящим событием в жизни Никиты, тогда он встретил свою первую любовь. В доме всегда очень любили праздники. Один из самых ярких был чудесный новый год. В описании приготовлений к празднику, самодельных поделок, украшений, стойкого хвои, ожидания долгожданных подарков, пышного стола с угощениями, хороводов вокруг елки с приглашенными деревенскими детьми чувствуется любовь автора к традициям старинного дворянского уклада жизни. Так ярко, зримо подмечены А.Н. Толстым детали приготовлений детей к новому году.

В этом доме даже с простыми рабочими обходись очень хорошо, не смотря на то, что есть барин и крестьяне. Отец Никиты - очень простой в общении и поведении человек, дружески относился к дворовым, и они уважали хозяев, старались угодить им, платили верностью и заботой. Вызывают симпатии плотник Пахом, который мастерит Никите скамеечку, рассудительный мальчик, подпасок Мишка Коряшонок, учитель Аркадий Иванович. Самым авторитетным лицом Никита считает работающего на скотном дворе Мишку Коряшонка - подпаска. Это серьезный и рассудительный паренек, который, в подражание взрослым говорит с напускным равнодушием. "Никита с большим уважением глядел на Коряшонка". Хотя Мишка и маленький, но в его замечаниях, советах и поступках уже ясно виден русский склад ума и русский характер. Другой знакомец Никиты - вихрастый, курносый и большеротый Степа Карнаушкин с "заговоренным кулаком". Компанию деревенских друзей Никиты дополняют Семка, Ленька, Артамошка-меньшой, Нил, Ванька Черные Уши и бобылев племянник Петрушка. Целыми днями крутится Никита во дворе, у колодца, в каретном сарае, в людской, на гумне... Для него понятнее всего суждения Мишки Коряшонка. Но менее важно и то, что сказал или сделал плотник Пахом, рабочий Василий, сутулый Артем. Никита с любопытством относится к жизни деревни, крестьянских ребят, к мужицким занятиям, не понимая сложностей и тягот деревенской жизни, но в то же время стихийно, инстинктивно не отделяя себя от нее, чувствуя себя чем-то неразрывно связанным с деревней.

§ 2.2. Дружба с деревенскими ребятами

Никита общался с деревенскими ребятами, и в традициях деревенского детства всегда было противостояние одних дворов и других, драки, снежные побоища, игры в войну - все это тоже составляло его детство, счастливое детство, закаляло характер, подвергало испытаниям.

У Никиты никогда не было проблем в общении из-за разного социального положения, даже напротив, он считал, что его деревенские друзья никогда не заменят ему ни одного дворянского мальчика, в чем он убедился после общения с гимназистом второго класса Виктором, гостившим у Никиты на Рождество. Виктор тоже подружился с деревенскими, старался быть своим, но так и не стал. А вот Никита был своим среди ребят, не боялся ходить

А.Н.Толстой в эмиграции написал свое лучшее, по отзывам многих критиков, произведение - повесть «Детство Никиты» (1920). Главному герою он дал имя сына, а детство изобразил соб­ственное. Писатель рассказывал: «Блуждал по Западной Европе, по Франции и Германии и, поскольку сильно тосковал по Рос­сии и русскому языку, написал "Детство Никиты". Никита - это я сам, мальчишка из небольшой усадьбы вблизи Самары. За эту книгу я отдам все свои предыдущие романы и пьесы! Русская книга и написана русским языком!» Повесть написана для журнала «Зе­леная палочка» - для детей-эмигрантов, которые, как и Никита, остро нуждались в русских впечатлениях.

Память о родине и детстве - ведущая тема повести; в подтек­сте ощутима грусть автора по тому, что ушло, утрачено. Повесть была для Толстого способом мысленно вернуться на родину и дать сыну то, что было когда-то счастьем для него самого. Пер­воначально произведение называлось: «Повесть о многих пре­восходных вещах». К «превосходным вешам», на взгляд автора, относятся пушистые снега, лед на речке, особым образом сде­ланная скамеечка для катания с горы, лодка, привезенная под Рождество на санях, загадочная вазочка с забытым в ней колеч­ком - и еще многие мелочи, навсегда оставляющие в душе ощу­щение счастья.

Повесть реалистична, но в ней есть место фантазии, ожида­нию чего-то сказочного, небывалого. Постоянное предчувствие радости, чуда - это и есть реальная сказка детства.

По мнению литературоведа М.И.Свердлова, «...предсташтение о детстве как совершенном и завершенном мире связано с "уса­дебным" мифом в русской литературе и нашло выражение в од­ной из последних "усадебных повестей" - "Детстве Никиты". Ог­раниченное пространство без ограничения свободы, циклическое время в соответствии со сменой времен года - такова формула "детского рая"»".

Мир Никиты малонаселен, но до предела насыщен впечатле­ниями. События реальной жизни переплетаются со снами. Жизнь мальчика кажется тихой, замкнутой, но он не одинок: рядом с ним мать и отец, учитель, девочка Лиля и ее брат-гимназист, деревенские мальчишки, еж Ахилка, кот Васька, скворец Желту-хин. Каждый из них оставляет свой благодатный след в детской душе. Повесть начинается с описания обычного зимнего утра маль­чика. Только что проснувшийся ребенок чист душою и счастлив, ведь ему предстоят новые радости и неожиданности, каждое утро - как начало новой эпохи.

Писатель подчеркивает конкретно-образное мышление Ники­ты, что является точной приметой возраста героя. Действитель­ность, его окружающая, воспринимается им как сплошной об­разный мир. Даже арифметическая задача с ее традиционным ус­ловием: «Купец продал несколько аршин синего сукна...» - в сознании Никиты оживает. Вот уже купец наряжен в «длинный пыльный сюртук», появляется и лавочка - «темная, как щель», и рождается страшноватый сюжет, не имеющий никакого отноше­ния к арифметике: «На пыльной плоской полке лежали два куска сукна; купец протягивал к ним тощие руки, снимал куски с пол­ки и глядел тусклыми неживыми глазами на Никиту».

Самое сильное переживание Никиты - влюбленность в ма­ленькую гостью, Лилю. Девочка кажется Никите непонятной, за­гадочной, как его сны. Детская влюбленность, первый поцелуй, подаренное девочке колечко, найденное во сне, - все это проч­но связывает Никиту с домом.

Толстой мастерски рисует словесные пейзажи, интерьеры, порт­реты и натюрморты, передает малейшие оттенки интонаций в диалогах и внутренних монологах героев. Точность этих зарисовок важна для реализации замысла - рассказать о том, как родина входит в сознание человека. Это происходит незаметно, через ты­сячи подробностей, замираний сердца"перед красотой, через дет­скую дружбу и первую детскую любовь. Толстой показал, что фор­мируется не понятие, а чувство родины, как чувство самого себя.

Лучшими иллюстрациями к повести признаны рисунки К. И.Ру­дакова и А. Ф. Пахомова.

1 Свердлов М. По ту сторону добра и зла. Алексей Толстой: От Буратино до Петра. - М.. 2004. - С. 54-55.

Писатель серьезно интересовался литературой для детей, хотел видеть в ней большую литературу. Он утверждал: «Книга должна развивать у ребенка мечту... здоровую творческую фантазию, да­вать ребенку знания, воспитывать у него эмоции добра... Детская книга должна быть доброй, учить благородству и чувству чести».

Эти принципы и лежат в основе его знаменитой сказки «Зо­лотой ключик, или Приключения деревянной куклы» (1935). Исто­рия «Золотого ключика...» началась в 1923 году, когда Толстой отредактировал перевод сказки итальянского писателя Карло Кол-лоди «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы». В 1935 году, вернувшись из эмиграции, он вынужден был из-за тяжелой бо­лезни прервать работу над романом «Хождение по мукам» и для душевного отдыха обратился к сюжету о Пиноккио. По словам Маршака, «он как бы играл с читателями в какую-то веселую игру, достагш!ющую удовольствие прежде всего ему самому». В итоге «роман для детей и взрослых» (по определению Толстого) и се­годня остается одной из любимых книг читателей. В 1939 году Московский театр для детей поставил пьесу «Золотой ключик»; в том же году был снят одноименный кинофильм с использовани­ем мультипликации.

Писатель снабдил книгу предисловием, где сообщал о своем первом знакомстве с «Пиноккио...» в детстве. Впрочем, это не более чем выдумка. Он не мог читать сказку Коллоди в детстве, потому что итальянским языком не владел, а первый русский перевод был сделан в 1906 году, когда Алексей Николаевич уже был взрослым.

Сказка Толстого отличается от назидательной сказки Коллоди прежде всего своим стилем, в частности ироничным отношением ко всякому нравоучению. Пиноккио в награду за то, что стал на­конец «хорошим», превращается из деревянной куклы в живого мальчика; Буратино же хорош и так, и поучения Сверчка или Мальвины - совсем не то, что ему нужно. Он, конечно, деревян­ный и потому не очень разумный; зато он живой и способен бы­стро расти умом. В конце концов оказывается, что он вовсе не глуп, напротив, сообразителен и быстр в решениях и поступках. Писатель переименовал героя: Пиноккио превратился в Буратино. Это, по мнению папы Карло, счастливое имя; те, кто носит его, умеют жить весело и беспечно. Талант так жить при отсутствии всего, что обычно составляет фундамент благополучия - образо­ванного ума, приличного воспитания, богатства и положения в обществе, - выделяет деревянного человечка из всех остальных героев сказки.

В сказке действует большое количество героев, совершается множество событий. В сущности, изображается целая эпоха в ис­тории кукольно-бутафорского Тарабарского королевства 1 .

1 Взрослый читатель может уловить в изображении Страны Дураков намеки на Страну Советов времен нэпа.

Театральные мотивы навеяны воспоминаниями Толстого о про­тивоборстве театра Мейерхольда и Московского художественного театра Станиславского и Немировича-Данченко, а также модны­ми в начале века типажами: поэт - трагический шут (Пьеро), изнеженная женщина-кукла (Мальвина), эстетствующий аристо­крат (Артемон). Стоит почитать стихи Блока, Вертинского, Севе­рянина, чтобы убедиться в этом. В образах трех этих кукол нарисо­ваны пародии, и хотя, разумеется, маленький читатель не знаком с историей русского символизма, он чувствует, что эти герои смешны иначе, чем Буратино. Кроме того, Мальвина похожа на Лилю, героиню «Детства Никиты», что придает ей теплоту и оба­яние.

И положительные, и отрицательные герои сказки обрисованы как яркие личности, их характеры четко выписаны. Заметим, что автор выводит своих «негодяев» парами: рядом с Карабасом Бара-басом появляется Дуремар, неразлучны лиса Алиса и кот Базилио.

Герои изначально условны, как куклы; вместе с тем их дей­ствия сопровождаются изменчивой мимикой, жестами, передаю­щими их психологическую жизнь. Иными словами, оставаясь кук­лами, они чувствуют, размышляют и действуют, как настоящие люди. Буратино может почувствовать, как от волнения похолодел кончик носа или как бегут мурашки по его (деревянному!) телу. Мальвина бросается в слезах на кукольную кружевную постель, как экзальтированная барышня.

Герои-куклы изображены в развитии, как если бы они были живые дети. В последних главах Пьеро становится смелее и начи­нает говорить «грубым голосом», Мальвина строит реальные пла­ны - работать в театре продавщицей билетов и мороженого, а может быть, и актрисой («Если вы найдете у меня талант...»). У Буратино в первый день от роду мысли были «маленькие-ма­ленькие, коротенькие-коротенькие, пустяковые-пустяковые», но в конце концов приключения и опасности закалили его: «Сам принес воды, сам набрал веток и сосновых шишек, сам развел у входа в пещеру костер, такой шумный, что закачались ветви на высокой сосне... Сам сварил какао на воде». Явно повзрослев в финале сказки, он тем не менее остается прежним озорным маль­чишкой на театре, в котором будет играть самого себя.

Сюжет развивается стремительно, как в кинокартине: каждый абзац - готовая картина-кадр. Пейзажи и интерьеры изображены как декорации. На их неподвижном фоне все движется, идет, бе­жит. Однако в этой кутерьме всегда ясно, кому из героев читатель должен сочувствовать, а кого считать противником. Добро и зло четко разведены, при этом и отрицательные герои вызывают сим­патию; поэтому непримиримый конфликт между героями разви­вается легко и весело.

Пару лет назад наша старшая, Аня, благополучно перешла на берег классики и сейчас с удовольствием, по собственному выбору, а не ради школьных занятий, читает повести Пушкина и многое другое из «золотого фонда». Следом за ней, почти наступая на пятки, бежит своей читательской дорожкой восьмилетний Макар. Он читает много и самое разное, но я пока не знаю, как сложатся его отношения с классиками. Будет ли наш деятельный, подвижный мальчик, любящий путешествия и военные игры, читать описания природы у Пришвина, у Паустовского, у Толстого? Или перевернет страницы в поисках захватывающего действия? Но ведь настоящая литература - не только погони и приключения, это всегда взгляд внутрь себя и внимательный взгляд на внешний мир. Впрочем, время от времени и мой мальчик останавливается в своем беге и надолго задумывается, как будто прислушивается к тем мыслям и чувствам, которые живут в нем. Значит, действительно, пора. Только вот какую бы книгу ему предложить, чтобы она стала надежным мостиком между его сегодняшним миром обычных мальчишеских радостей и миром русской классики, с ее «вечными вопросами», многослойностью текста, тонкими психологическими наблюдениями?

Мне показалось, что классические повести о детстве - удачный вариант для первого знакомства с серьезной литературой. С Аней мы так и делали: в ее восемь-девять лет читали множество классических повестей из девчачьей жизни, написанных в XIX-м - начале XX века в России и в Англии. И это очень помогло дочке перейти от сказок и волшебства к реальной жизни, помогло осознать, проговорить, описать собственные девчачьи переживания.

О детстве мальчишек русскими классиками тоже написано предостаточно. Лев Толстой, Аксаков, Гарин-Михайловский, Горький - далеко не полный список, хорошо известный из школьной программы. Но их герои как-то уж слишком далеко отстоят от моего мальчика - и по времени, и по социальному статусу. А мне хотелось найти книгу, с которой сын сроднился бы сразу, с первого чтения. Это должно быть что-то совершенно особенное, невероятно привлекательное. Может быть, «Детство Никиты» Алексея Толстого? Какая это лучезарная, счастливая книга, я помнила по собственным детским переживаниям. Это была одна из книг, буквально рассыпавшаяся по листочкам от бесконечного перечитывания. Конечно, довольно рискованно предполагать, что и мой мальчик точно так же ею очаруется. Но почему бы не попробовать? Тем более что Макар и Никита почти ровесники. И мы попробовали.

«Никита вздохнул, просыпаясь, и открыл глаза. Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь чудесно расписанные серебром звезды и лапчатые листья, светило солнце...» Мне всегда нравилось это место, оно как-то сразу наполняло солнцем все следующие страницы. Алексей Толстой описывает мир девятилетнего мальчика так свежо и ярко, что невольно начинаешь подражать ему - вглядываться, вслушиваться. Первоначальное название - «Повесть о многих превосходных вещах», с которым эта автобиографическая книга увидела свет в Берлине в 1922 году, где Толстой жил, эмигрировав из революционной России, предельно полно отражает суть авторского метода письма - неустанно обращать внимание на красоту и подробности повседневности. Мы в своих ежедневных заботах ее почти не замечаем, и наши дети, вынужденные жить в нашем ритме, тоже заражаются таким поверхностным видением. А «Детство Никиты», по счастью, дает уникальную возможность научиться наблюдать жизнь не спеша, стать если не таким же зрячим, как талантливый писатель, то хотя бы чуточку более внимательным.

И хотя я знаю текст во многих местах почти наизусть и мне хочется побыстрее показать сыну, какой замечательный этот Никита, специально стараюсь читать как можно медленнее, некоторые места буквально выпеваю, растягиваю. Когда-то давно я подсмотрела этот прием у своей подруги, которая так читала «Одиссею» Гомера с пятиклассниками. Это называлось «медленное чтение». Вместо традиционной тренировки в скорости чтения они учились вникать, понимать, вчувствоваться в текст. И для этого старались читать за одну минуту не как можно больше, а как можно меньше. И у них действительно получался настоящий, торжественный древнегреческий гекзаметр, они обращали внимание на множество интересных деталей в тексте, которые наверняка проскочили бы, если бы читали, как обычно. Мы тоже стали читать с Макаром похожим образом, всего одну главу каждый вечер, как бы нам ни хотелось устремиться следом за разворачивающимся сюжетом. И удивительно - с первых же страниц «скучные» описания природы засияли красками, и нам было что обсудить с сыном.

«Никита вылез из кровати и на цыпочках прошелся по горячим солнечным квадратам на полу...» Раньше Макар никогда не обращал на них внимания, а теперь всякий раз, когда в солнечный день видит их в своей комнате, радуется как хорошим знакомым. Теперь в нашей общей с ним читательской копилке есть и «гниловатый сладкий запах яблок» (точно, как у нас в деревенском подполе!), и «глубокие человечьи и частые собачьи следы» на снегу (как бывает зимой в нашей деревне!), и «черная вода по ступицу» в апрельском овраге, и запах кожи и конского пота (как в нашей конюшне!). Раньше все это было просто воздухом нашей загородной жизни, детских занятий верховой ездой. Как и положено воздуху - незаметным. А теперь сын, научившись обращать внимание на художественные детали, в изобилии рассыпанные в тексте, замечает многое вокруг себя. И сам пытается описывать более внимательно и рассказывать более образно.

Когда мы добрались до главы «Будни», пятилетний Митя, который тоже время от времени подсаживался послушать, спросил: а что это такое «будни»? Новое, неизвестное для него слово. «Обычные дни, не праздники», ‒ сказала я поскорее, чтобы продолжить чтение. Но Макару это объяснение показалось, видимо, недостаточным. «Нет, Мить, будни - это дни, когда тебя будят в школу, рано-рано. А выходные ‒ когда ты выдыхаешь, расслабляешься». А ведь действительно!

«Детство Никиты» дало сыну замечательную возможность прожить вместе с главным героем почти целый год жизни, наблюдая за его мальчишескими проделками и обнаруживая во многом сходство характеров, сродство душ. Оказывается, и Никите тоже было скучно писать бесконечные диктанты и решать задачки, он сбегал без спроса на речку. Совершенно живой мальчик, а не придуманный, книжный, ‒ жаль, что нельзя встретиться с ним. Сын очень быстро включился в свой собственный внутренний диалог с Никитой, оценивал его лихость в стычках с деревенскими мальчишками и скачках на лошади (сейчас Макару и самому это становится очень важно).

Особая тема - отношения Никиты и Лили, приехавшей в гости на рождественские каникулы. Я благодарна Алексею Толстому за то, что он сумел так чисто, светло и глубоко описать переживания влюбленного мальчика. Потому что я не знаю, какими словами говорить с детьми о любви, когда она вдруг настигает их в восемь лет. Отмахнуться нельзя, а как говорить - непонятно. И здесь происходившее с Никитой помогло самым неожиданным образом. Потому что мы вроде бы обсуждали то, что случилось с книжным героем, а сын получал важные ответы о собственных переживаниях.

Конечно, «медленное чтение» помогло нам и в освоении словаря русской усадебной жизни конца XIX века. Вообще-то для многих юных читателей это очень серьезная трудность, которая часто останавливает их в желании читать классику. К счастью, у Макара есть опыт путешествий по подмосковным усадьбам, так что ему легко было вообразить, «овеществить» весь этот предметный усадебный мир. Как хорошо, что мы никуда не торопились, а именно проживали книгу день за днем, читая ее почти месяц. И все равно книжка как-то слишком быстро закончилась. И тогда мы начали ее снова.

Елена Литвяк

Всероссийская научно-практическая видеоконференция

«Тема детства в мировой литературе»

Секция: литературоведческая

Исследовательская работа

Формирование характера Никиты

(по повести А.Н. Толстого «Детство Никиты»)

Выполнила: Гришина Полина,

обучающаяся 9 класса

Орловской области; г. Ливны

Научный руководитель: Свечникова О.Н.,

Орловской области; г. Ливны

МБОУ «Лицей им. С. Н. Булгакова»


2012

Содержание



Название

стр

Глава 1.

Автобиографическая повесть о детстве А.Н. Толстого

3-5

Глава 2.

Формирование характера Никиты в повести «Детство Никиты».

5-13

§ 2.1.

Родительская любовь-основа воспитания ребенка.-

5-7

§ 2.2.

Дружба с деревенскими ребятами -

8-9

§ 2.3.

Гармония с природой-

9-11

§ 2.4.

Первая любовь в жизни Никиты.

11-12

Заключение

12-14

Список использованной литературы.

15

Глава 1. Автобиографическая повесть о детстве А.Н. Толстого

Повесть А.Н. Толстого «Детство Никиты» (первоначально название «Повесть о многих превосходных вещах») впервые была опубликована в отдельном издании в 1922 году. Повесть написана в 1919–1920 годах. Осенью 1918 года он эмигрировал за границу. В 1920 году писатель еще находился в эмиграции и очень тосковал по России. Живя в Париже и Берлине, Толстой чуждался эмигрантской среды и начинал более глубоко вникать в смысл исторических событий. Воспоминаниями о родине, о невозвратных днях детства, о русской природе и было вызвано появление повести. «Детство Никиты» - произведение, полное подкупающего лиризма, неотразимого обаяния и правды, высокой поэзии народной жизни, живого восприятия природы, красоты родного языка. Все свое внимание автор отдает воплощению поэтических начал очарования невозвратной поры детства. Писатель говорил: «За эту книгу я отдам все свои предыдущие романы и пьесы! Русская книга и написана русским языком!» Повесть была написана для парижского журнала «Зеленая палочка» - для детей-эмигрантов, которые, как и сын А.Н. Толстого Никита, которому посвящено произведение и именем которого назван главный герой, остро нуждались в русских впечатлениях. Его интересовала реальная жизнь, он хотел опереться на опыт своих личных наблюдений: "Начал – и будто раскрылось окно в далекое прошлое со всем очарованием, нежной грустью и острыми восприятиями природы, какие бывают в детстве" (Полн. собр. соч., т. 13, стр. 563). В отличие от большинства произведений А. Толстого здесь почти не играет роли сюжет, последовательная цепочка событий, потому что все в мире превосходно. Детский писатель К. Чуковский по этому поводу писал в 1924 г.: «Это Книга Счастия, - кажется, единственная русская книга, в которой автор не проповедует счастье, не сулит его в будущем, а тут же источает из себя».

"Детство Никиты" – это автобиографическая повесть. Место действия довольно точно воспроизводит обстановку небольшой усадьбы отчима писателя А. А. Бострома, где Толстой вырос. Сохранено в повести даже название усадьбы – Сосновка. Впечатления детства, воспоминания А. Толстого о ранней поре жизни в Самарской губернии вошли в содержание его произведения. В одной из своих автобиографических заметок А. Толстой писал о себе так: "Я рос один, в созерцании, в растворении, среди великих явлений земли и неба. Июльские молнии над темным садом; осенние туманы, как молоко; сухая веточка, скользящая под ветром на первом ледку пруда; зимние вьюги, засыпающие сугробами избы до самых труб; весенний шум вод; крик грачей, прилетавших на прошлогодние гнезда; люди в круговороте времен года; рождение и смерть, как восход и закат солнца, как судьба зерна; животные, птицы; козявки с красными рожицами, живущие в щелях земли; запах спелого яблока, запах костра в сумеречной лощине; мой друг Мишка Коряшонок и его рассказы; зимние вечера под лампой, книги, мечтательность…" (Полн. собр. соч., т. 13, стр. 557–558). Картины русской зимы, необозримых снежных равнин, весенних звонких дней, летней страды, золотой осени сменяют одна другую естественно, как движение самого времени, переданного в живых образах. Смена времен года изображается не как пассивно-созерцательное движение, а как активное, затрагивающее все стороны существования и деятельности людей. Как раз в такой атмосфере растет и формируется и маленький герой повести А. Толстого Никита. Родители Никиты во многом повторяют реальные черты отчима и матери писателя. Мать Никиты зовут так же, как и мать писателя, – Александрой Леонтьевной. Для образа учителя прототипом послужил семинарист-репетитор, Аркадий Иванович Словоохотов, готовивший будущего писателя к поступлению в среднее учебное заведение. Взаимоотношения Никиты с деревенскими ребятишками – с Мишкой Коряшонком и Степкой Карнаушкиным, их дружба и товарищеские игры тоже автобиографичные, также как еще ряд подробностей и деталей. Следует отметить, что повествование ведется не от первого лица, что дает возможность автору реально, по прошествии многих лет оценить счастливую пору своего детства.
Глава 2. Формирование характера Никиты в повести «Детство Никиты»
§ 2.1. Родительская любовь – основа воспитания ребенка
«Детство Никиты» рассказывает о детстве русского мальчика из дворянской помещичьей семьи, когда-то богатой и знатной, но уже находящейся на грани разорения, доживающей последние дни в деревне. В изображении становления характера главного героя А.Н. Толстой на первое место ставит саму действительность, окружающую ребенка.

Уже с первых страниц повести мы видим, какая доброжелательная, нормальная обстановка окружала Никиту, как складывались его первые представление о жизни. "В теплом кабинете было так тихо, что в ушах начинался едва слышный звон. Какие необыкновенные истории можно было выдумывать в одиночестве, на диване, под этот звон. Сквозь замерзшие стекла лился белый свет. Никита читал Купера..." Так мы погружаемся в мир детства Никиты, в мир, окруженный книгами, занятиями с учителем, в атмосферу добра и заботы о девятилетнем мальчике. Взаимоотношения Никиты с матерью, отцом, учителем носят такой характер, что они воспитывают в мальчике здравый ум, прямоту и честность.

Семья Никиты и домашняя обстановка в доме была всегда очень доброй и родной, было видно, как все члены семьи заботятся о Никите и каждый пытается дать частичку своей любви мальчику, воспитать его хорошим человеком. Все члены семьи очень разные по характеру, темпераменту, у многих разные взгляды на жизнь, но, несмотря на это, это дружная любящая семья. На примере искренне любящих друг друга родителей Никиты можно видеть, как много значит семейное воспитание для формирования характера ребенка. Отец Никиты веселый, с тонким чувством юмора, в сочетании с необычайным умом, добротой и душевным благородством счастлив со своей женой, которая очень отличается от него. Она воспитанная, умная, статная, с нежной красотой женщина, которая в духе народных традиций воплощает в себе образ хранительницы семейного очага. Прототипом этого образа послужила мать А. Толстого. Мать Никиты очень скучает по своему мужу, когда он уезжаешь, переживает за него всем сердцем и обеспокоена тем, что Никита может забыть его. Однажды жизнь отца висела на волоске от смерти, когда он чуть не погиб в овраге во время весеннего наводнения. Это несчастье показало сплоченность семьи, заботу друг о друге, то общее, что объединяет настоящую семью – любовь. Иногда между родителями мальчика возникали конфликты по поводу расточительности мужа, иногда были разногласия в воспитании Никиты, мать очень трепетно относилась к сыну и слишком переживала за него и видела в нем только маленького мальчика, а отец же настаивал на воспитании в ребенке мужчины - смелого, сильного, закаленного. Но вместе с тем они шли навстречу друг другу и находили общее решение, которое не вредило Никите, а наоборот, развивало его. Например, эпизод с Клопиком. Мать очень боялась, что Никите рано еще самостоятельно ездить на лошади: может разбиться, может не справиться с необъезженным конем. Отец же, напротив, был убежден, что только так, при приобщении Никиты к самостоятельности, близости к жизни народа, к участию в общем деле можно воспитать крепкого, сильного мужчину.

Семья Никиты была всегда очень гостеприимна и рада гостям. Один из таких приездов гостей стал настоящим событием в жизни Никиты, тогда он встретил свою первую любовь. В доме всегда очень любили праздники. Один из самых ярких был чудесный новый год. В описании приготовлений к празднику, самодельных поделок, украшений, стойкого хвои, ожидания долгожданных подарков, пышного стола с угощениями, хороводов вокруг елки с приглашенными деревенскими детьми чувствуется любовь автора к традициям старинного дворянского уклада жизни. Так ярко, зримо подмечены А.Н. Толстым детали приготовлений детей к новому году.

В этом доме даже с простыми рабочими обходись очень хорошо, не смотря на то, что есть барин и крестьяне. Отец Никиты - очень простой в общении и поведении человек, дружески относился к дворовым, и они уважали хозяев, старались угодить им, платили верностью и заботой. Вызывают симпатии плотник Пахом, который мастерит Никите скамеечку, рассудительный мальчик, подпасок Мишка Коряшонок, учитель Аркадий Иванович. Самым авторитетным лицом Никита считает работающего на скотном дворе Мишку Коряшонка - подпаска. Это серьезный и рассудительный паренек, который, в подражание взрослым говорит с напускным равнодушием. "Никита с большим уважением глядел на Коряшонка". Хотя Мишка и маленький, но в его замечаниях, советах и поступках уже ясно виден русский склад ума и русский характер. Другой знакомец Никиты - вихрастый, курносый и большеротый Степа Карнаушкин с "заговоренным кулаком". Компанию деревенских друзей Никиты дополняют Семка, Ленька, Артамошка-меньшой, Нил, Ванька Черные Уши и бобылев племянник Петрушка. Целыми днями крутится Никита во дворе, у колодца, в каретном сарае, в людской, на гумне... Для него понятнее всего суждения Мишки Коряшонка. Но менее важно и то, что сказал или сделал плотник Пахом, рабочий Василий, сутулый Артем. Никита с любопытством относится к жизни деревни, крестьянских ребят, к мужицким занятиям, не понимая сложностей и тягот деревенской жизни, но в то же время стихийно, инстинктивно не отделяя себя от нее, чувствуя себя чем-то неразрывно связанным с деревней.

§ 2.2. Дружба с деревенскими ребятами

Никита общался с деревенскими ребятами, и в традициях деревенского детства всегда было противостояние одних дворов и других, драки, снежные побоища, игры в войну - все это тоже составляло его детство, счастливое детство, закаляло характер, подвергало испытаниям.

У Никиты никогда не было проблем в общении из-за разного социального положения, даже напротив, он считал, что его деревенские друзья никогда не заменят ему ни одного дворянского мальчика, в чем он убедился после общения с гимназистом второго класса Виктором, гостившим у Никиты на Рождество. Виктор тоже подружился с деревенскими, старался быть своим, но так и не стал. А вот Никита был своим среди ребят, не боялся ходить стенкой на драки, дразнить деревенских с другой стороны. Большое значение имела для него дружба с пастушонком Мишкой Коряшонком, находчивость, смелость которого имели особый смысл, поскольку он должен был содержать себя сам. Поэтому Никита даже подражает Мишке и старается превосходить его в удали. Никита сумел победить даже «заговоренного» первого силача Степку Карнаушкина, от которого другие пятились, после чего оба мальчика дружески обменялись подарками - ножичком и свинчаткой. Характер Никиты особенно выявляется в сцене с бычком, который из стада вдруг рысью кинулся на него и на гостившего у них гимназиста второго класса Виктора. Хлопавший кнутом, как из ружья, Мишка Коряшонок успел крикнуть: «Берегись, Никита!» Никита, в свою очередь, крикнул: «Виктор, беги!» Но гимназист Виктор закричал, упал и закрыл голову руками. Никита бросился на помощь и шапкой стал бить быка по морде. Подбежавший Мишка кнутом отогнал быка. В этой сцене наглядно в обрисовано соотношение трех характеров. Гимназист Виктор, чванившийся своей храбростью, подтрунивавший над Никитой, который слишком заглядывался на его маленькую сестренку Лилю, с голубенькими глазками, вздернутым носиком, локонами и пышным бантом на макушке: «…тебе с девчонками только играть»,- теперь потерял много в глазах Никиты. Никакого сравнения с деревенскими друзьями Виктор не выдержал. А Никита в этой сцене показал себя взрослым мальчиком, не растерялся, а спас товарища. Помогло ему в этом наблюдение над жизнью дворовых, связь с народом.

§ 2.3. Гармония с природой – формирование духовного мира ребенка

Хорошо, Никита? – спрашивает у мальчика его веселый отец.

Чудесно! – отвечает Никита.

Все образы и события в этой радостной книге отмечены словом чудесно…

Любой день Никиты – это постоянные открытия и наполнение счастьем. Все хорошо, все радует: весенний дождь, разлив воды, наступление лета, «запахи влаги, прели, дождя и травы», солнце, вода, небо получают значение одухотворенных сущностей бытия. Мальчик связан душевными нитями с таинствами всего живого. Уже начало повести: «Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь чудесно расписанные серебром звезды и лапчатые листья светило солнце. Свет в комнате был снежно-белый. С умывальной чашки скользнул зайчик и дрожал на стене» подготавливает нас к восприятию чего-то доброго, сказочного, к восприятию беззаботного детства.

Повесть о «Детство Никиты» отразила главный итог детских лет – гармоничную слитность всех граней бытия: растений, животных, людей, жизни и смерти, взаимосвязь жизни десятилетнего ребенка с жизнью природы создает своеобразный лирический колорит повествования: «Никита плыл под звездами, покойно глядел на далекие миры». «Все это - мое, -думал он, -когда-нибудь сяду на воздушный корабль и умчу…» Так воспринимает природу мальчик, когда летом после молотьбы едет на возу; Никита близок ей, растворяется в окружающем его мире. Автор часто одушевляет явления природы, он создает поэтические образы скворца, кота, коня, ежа, иволги. «Желтухин сидел на кустике травы, на припеке, в углу между крыльцом и стеной дома и с ужасом глядел на подходящего Никиту»- это описание скворца дается и мягко улыбающимся взглядом автора, и каким-то интуитивным опоэтизированным видением Никиты, и очеловеченным восприятием Желтухина.

Понятно такое пристальное внимание Никиты ко всему, что его окружает, Никита учится понимать окружающий мир и себя в нем. Именно природа обогащает духовную работу Никиты, развивает в нем потребность духовного родства со всеми живущими. Автор часто одушевляет явления природы, он создает поэтические образы скворца, кота, коня, ежа, иволги. Особенно обострила чувства Никиты к природе любовь к девочке с голубым бантом. Вот после новогодней елки возвращается Никита один домой, проводив ребят, которые были приглашены в гости: «Никите казалось, что он идет во сне, в заколдованном царстве. Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на душе». Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой частью ее создает в душе мальчика почти постоянное ожидание счастья, чудесного, фантастического.

Видение Никитой реального перекликается с его фантастическими представлениями, идущими от мечты мальчика, от стремления опоэтизировать окружающий мир. Он заражает этим стремлением других. Так, Лиля ищет с ним вместе вазочку, приснившуюся однажды Никите. И в самом деле эта вазочка была найдена детьми на часах в темной комнате, а в ней оказалось колечко, Никита с уверенностью говорит: «Это волшебное». А история о двух людях, что изображены на фамильных портретах, виднеющихся через отворенную дверь в полутемной анфиладе соседних комнат. Один - "суровый старик с острым носом и ястребиными, пронзительными глазами". На другом портрете изображена "молодая женщина лет 25… в руке она держит розу, но эта роза совсем не идет к гордой ее позе вполуоборот к зрителю, к надменной ее улыбке и к большим, веселым, вызывающим глазам. Пламя скользит по ее белому платью, голым плечам, играет на ее лице». Старик и гордая красавица, "оживающие на портретах", загубили друг друга…". Эта история будила воображение Никиты, притягивала своей таинственностью, ему казалось, что красавица смотрит загадочно и видит Никиту. Так фантастическое смешивается с реальным, показывает развитие духовного мира Никиты, его фантазии, выдумки, мечтательность развивают воображение, мягкость и чувствительность натуры Никиты.


§ 2.4. Первая любовь в жизни Никиты

Самые счастливые, трогательные страницы детства Никиты связаны с Рождеством, с первой любовью в жизни Никиты. Лиля, возлюбленная Никиты, девочка девяти лет, сестра Виктора. У Лили, были длинные вьющиеся локоны и большой голубой бант. Никита сразу влюбился в сияющие голубые глаза, и звонко-игривый смех. Она была очень сдержанна и не показывала своего интереса к Никите. Первая любовь Никиты, даже можно сказать, любовь с первого взгляда, чистая, детская, невинная. Первый поцелуй, которого очень боялся Никита, ответная реакция Лили. Очень трогательно, немножко наивно, но так сказано просто и замечательно:

Ты хороший мальчик, я тебе этого не говорила, чтобы никто не узнал, но это секрет.

Никитка был очень стеснительным и постоянно краснел при разговоре с ней, боясь сказать что-то не то. Когда Лиля гостила, каждый день Никиты был наполнен счастьем, радостью, Никита рассказывал ей истории, а Лиля слушала его внимательно, не пропуская ни одного его слова. После отъезда Лили Никита каждый день думал о ней, дни тянулись мрачные, скучные его сердце и душу согревали воспоминания о девочке, он видел ее образ перед глазами: ее большой голубой бант, голубые глаза. С первой любовью начинается взросление Никиты, его беспричинная временами грусть, смена погоды вызывала ощущение перемен, желание поторопить время. А письмо, которое получил Никита от Лили! Долгожданное письмо, которое прислала Лиля с приглашением погостить у них летом, было еще одним счастливым моментом жизни. Подаренное Никитой кольцо с голубым камнем Лилии, напоминало ей о нем. Это было таким счастьем, что Никита на своем коне будто летел по ветру домой.

Лиля преобразила детство Никиты, сделала его еще более счастливым, подарила ему бесценные воспоминания о первой поцелуе, о кольце, о его первом стихотворении, о лесе, о незабываемом сочельнике. Она обогатила его внутренний мир и стала для него идеалом, подарив ему свою нежность, случайные взгляды, звонкий смех. Никита даже сочинил стихотворение - так переполняли его чувства чего-то необыкновенного и счастливого.

Счастливая пора детства в степной усадьбе заканчивается очень прозаически. Семья переезжает в город, где все не так просто, мило и легко, а все куда-то спешат, заняты своими делами. Никита чувствует себя здесь чужим, «пойманным пленником», -точь-в точь Желтухин.

После слов "Через неделю Никита выдержал вступительный экзамен и поступил во второй класс" стояла еще такая заключительная фраза, завершавшая всю повесть: "Этим событием кончается его детство".

Заключение

Замечательная повесть "Детство Никиты", завершающая цикл автобиографических произведений А.Н.Толстого о дворянском быте, по праву считается одной из лучших русских книг для детей. На первый взгляд «Детство Никиты» напоминает старые дворянские семейные хроники, однако повесть отличается от них. Волнующий образ родины, горячее дыхание живой поэзии, пластичность изобразительных средств, глубокая лиричность и реалистическая красочность ставят «Детство Никиты» в ряд лучших произведений А.Н. Толстого.

Неувядаемая жизненность повести Толстого до сих пор определяется умением писателя «обратиться к человеку, понять которого без понимания земли и солнца», без понимания природы невозможно. Повесть А. Толстого «Детство Никиты» (в первых изданиях «Повесть о многих превосходных вещах») вводит читателя в круг не омраченных ничем, радостных впечатлений девятилетнего ребенка. В произведении А.Н. Толстого «Детство Никиты» чувствуется атмосфера любви ко всему окружающему, а сам герой представляет собой некий обобщенный образ счастливого ребенка, символ счастливого детства. Жизнь мальчика Никиты, растущего в привольном степном дворянском имении, протекает на фоне размеренного, прочного помещичье-деревенского быта, в непосредственном общении с буйной степной природой. Катание на салазках с гор, учеба с репетитором, ласки любящей матери, игры и драки с деревенскими ребятишками, приготовления к елке и встреча гостей, первая любовь – вот что формирует характер главного героя повести. Независимого, смелого, очень чуткого и впечатлительного мальчика, живущего в гармонии с природой и близкими людьми. Светлые воспоминания писателя о детстве пронизаны лирическим образом любимой Родины, который возникает во всем: в описаниях природы и быта хутора Сосновки, в рассказах о деревенских ребятах, в чистом, прекрасном русском языке повести. В этом ее основное воспитательное значение.

«Детство Никиты» - повествование о первых годах формирования человека. Перед читателем развертывается хроника основных событий жизни мальчика в течение последнего года перед началом учебы. В "Детстве Никиты" сказалось чудесное искусство перевоплощения писателя в ребёнка, сказалось свободным дыханием, необыкновенной рельефностью каждой показанной вещи, сказалось страстной и сдержанной любовью к природе, ко всему живому, точным взрослым знанием их и точным их детским восприятием, постижением детского характера.

Список используемой литературы


  1. Иванов Н.Н. Диалектика души ребенка в сочинениях А.Н. Толстого // Материалы IХ Всероссийской научно-методической конференции «Мировая словесность для детей и о детях». – Выпуск 9, 2004. – С.27-31.

  2. Алпатов А. Детство Никиты // Детская литература. – №5, 1936. – С.23-25.

  3. Смирнова В.Третий Толстой в детской литературе // Детская литература. - №2, 1966. – С.17-20.