Икона вонифатия. Житие святого мученика вонифатия. Молитва ко святому мученику Вонифатию

Великая беда современного человечества - алкоголизм, с этим недугом встречается практически каждая семья. Многие люди не знают методов борьбы с заболеванием, но верующие люди прибегают к молению, регулярно посещают церковь и обращаются к Богу. Тем людям, кто искренне верит в Божий промысел, почитает нравственные и духовные ценности, открыт путь в Вечность. Их молитвенный труд, а именно молитва святому мученику Вонифатию от пьянства, творит чудеса.

Монастырская лавка. ВЫБЕРИТЕ освященный подарок для души

СКИДКИ до конца недели

Молитва от недуга

Когда болеет тело, то одновременно с ним страдает душа. Одержимый алкоголизмом человек становится зависимым от темных сил, искушающих людей. Противостоять этому злу поможет вера в Бога.

Святой мученик Вонифатий Тарсийский

Тропарь, глас 4

Мученик Твой, Господи Вонифатие, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе Бога нашего имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости того молитвами спаси души наши.

Тропарь, глас 4

К сословию послан мучеников, мученик был еси истинен, пострадав за Христа крепчайше, всехвальне, мощми же возвратился еси верою пославшей тя, Вонифатие блаженне, моли Христа Бога прияти нам грехов прощение.

Кондак, глас 4

Священие непорочное самовольне тебе привел еси, Иже от Девы тебе ради родитися Хотящему, святе венченосче, премудре Вонифатие.

Кондак, глас 6

Звезда светлая явился еси непрелестная мирови, Солнца Христа возвещающи зарями твоими, страстотерпче Вонифатие, и прелесть погасил еси всю, нам же подавши свет, молися непрестанно о всех нас.

Величание мученику

Величаем тя, страстотерпче святый Вонифатие, и чтем честная страдания твоя, иже за Христа претерпел еси.

О святый страстотерпче Христов, воине Царя Небеснаго, земная сладострастия презревый и к горнему Иерусалиму страданием возшедый, мучениче Вонифатие! Услыши мя грешнаго, приносящаго от сердца молебная пения, и умоли Господа нашего Иисуса Христа простити вся моя согрешения, в ведении и в неведении мною содеянная. Ей, мучениче Христов, образ покаяния собою показавый грешным! Буди ми на злаго сопротивника диавола твоими молитвами к Богу помощник и заступник; много бо порывахся избегнути сетей его лукавых, но удицею греховною уловлен и крепко влачим от него, не мог избавитися, аще не ты предстанеши ми, во обстояниих горькая терпящему, и колико покушахся покаятися, но ложь пред Богом бых. Сего ради к тебе прибегаю и молюся: спаси мя, святче Божий, от всех зол твоим предстательством, благодатию же Всесильнаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имярек) словесами божественного Евангелия Твоего, читаемыми о спасении рабов Твоих сих (имярек). Попали, Господи, терние всех согрешений их, вольных и невольных, и да вселится в них благодать Твоя, просвещающая, опаляющая, очищающая сего человека. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Другие молитвы от пьянства:

  • Молитва перед образом Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша»

Из жизни мученика

Некий муж, по имени Вонифатий, вел разгульный образ жизни. Находясь в рабстве у одной из знатных римлянок Аглаиды, он сожительствовал с ней, предаваясь плотской любви и часто вкушая вино.

Однажды любовникам пришла мысль о необходимости очищения души от грехов. Аглаида решила, что наилучшим методом освобождения от них послужит наличие большого количества икон и мощей святых мучеников в ее жилище. Она поручила Вонифатию разыскать святые останки, на что он с радостью согласился. Но отправляясь в путь, мужчина спросил подругу о том, что если он сам пострадает за веру Христову и будет предан мучительной смерти, примет ли она с честью его мощи? Получив положительный ответ, путник отправился в дорогу.

Святой мученик Вонифатий Тарсийский (Римский)

Вонифатий был добросердечным человеком, с сочувствием относился к нищим и всячески помогал им. В пути он соблюдал строгий пост , а в церквях по пути своего следования просил у Всевышнего отпущения грехов, несмотря на то, что повсюду христиане терпели гонения за свою веру.

Прибыв в Таре, грешник поддержал верующих и тоже объявил себя христианином, за что понес многочисленные страдания и был обезглавлен. Сопровождающие его товарищи выкупили останки праведника за золото, что дала им в путь Аглаида, и привезли ей растерзанное тело.

Вонифатий Тарсийский

Вскоре ей случилось сонное видение, в котором ангел велел принять своего бывшего раба-любовника как небесного покровителя. Женщина с почетом приняла святые мощи, предала их земле и на месте захоронения возвела храм в честь святого мученика Вонифатия. А сама, раздав все имущество бедным людям, приняла монашеский постриг и провела остаток земной жизни в непрестанной молитве и покаянии.

С тех пор Вонифатий является заступником пьющих людей, распутников и чревоугодников. Его молят о предстательстве пред Отцом Небесным родственники как зависимых от греха людей, так и сами больные, страдающие этими тяжелыми недугами.

Вот уже множество столетий христиане знают, кому молиться, если они сами или их ближние страдают от такого греха, как пьянство. Эта молитва произносится святому мученику Вонифатию.

Святой мученик Вонифати Тарсийский

Грехи Аглаиды и Вонифатия

Кем же был этот св. Вонифатий? Всегда ли он считался святым? Конечно же, нет. Как и многие другие святые, изначально ему довелось изведать бездны греховного падения, перенести испытания и лишь затем обратиться к Богу.

Он служил, как раб, молодой и красивой римлянке, которую звали Аглаидой. Перед чарами этой красавицы трудно было устоять и потому он:

  • состоял с нею в незаконном сожительстве;
  • предавался разврату и удовлетворению греховной похоти;
  • питал особенную страсть к выпивке – страдал от пьянства.

Грехи продолжали накапливаться и этот груз давил на них обоих. Совесть терзала эту пару, но самостоятельно отказаться от своего образа жизни им было не по силам.

Вонифатий собирается в путь

Аглаиде рассказали, что победить эти низменные зависимости – освободиться от пьянства и разврата – реально с помощью святых мощей, благодаря которым усиливается молитва, и увеличиваются шансы на спасение. Воздействие мощей настолько благодатно, что можно замолить любой грех, а добродетель обязательно воцарится.

Но находились чудные Господни дары в соседнем городе, и поэтому хозяйка послала своего раба за ними. На дорогу она снарядила его большим количеством золота, используя которое он должен был выкупить мощи (а частично раздать это богатство нищим).

Чтобы достойно перенести мученические тела, были также приготовлены:

  • прочие помощники рабы;
  • много лошадей;
  • мягкие полотна;
  • специальные благовония.

И Вонифатий отправился в путь. А город с мощами находился на Востоке – в то время на христиан там были жестокие и опасные гонения.

Святой мученик Вонифатий сам предсказал свою судьбу

Предсказание Вонифатия

Уходя, раб и любовник Аглаиды пошутил: «А если мне не удастся отыскать мощи мучеников, зато самому придется пострадать за Христа, сможешь ли принять, хозяюшка, мое мученическое тело?».

В ответ на это невольное предсказание, воспринятое римлянкой в качестве неудачной шутки, она только рассмеялась, окрестив Вонифатия грешным пьяницей. Разве можно тогда было предположить, что настолько греховный и зависимый человек способен пострадать за Христа?! Наоборот, она предостерегала его сохраняться от возможных бесчинств в дороге, совершать задуманное святое дело со всей честностью и благоговейностью. И благословила его, поскольку всем сердцем своим желала избавиться от груза грехов.

Так и в современной жизни, рано или поздно наступает момент, когда самые «законченные» пьяницы понимают, что больше не могут, что валуны прегрешений, повешенные им на шею, затащат их на самое дно, в те бездны, откуда нет возврата. Именно в это время и следует молиться св. мученику, который сам прошел по этому тернистому пути и знает, каково это. Речь идет лишь о тяжелом, но преодолимом испытании, преодолев которое человек станет намного чище и светлее.

Раскаяние в дороге

Сильное раскаяние посетило Вонифатия уже по дороге за мощами. Вот почему будущий св. мученик решил поститься: избегать употребления в пищу вина, мяса, но насыщать себя ежедневно, ежечасно, ежеминутно усердными молитвами Господу.

Не зря же говорят, что огромное желание верить и каяться всегда приносит плоды: уверует даже самый большой скептик, а этот раб отнюдь не был скептиком. Наоборот, единственной его надеждой на спасение было обращение к Господу. Вот почему в пути он беспрестанно молился – молитва его была от всего сердца. Страх перед грехами и возрастающая любовь к Всевышнему заставляли Вонифатия делать это.

На городской площади

Когда он оказался в городе Таре, то остановился в местной гостинице, где и оставил на время собственных спутников. Сам же раб отправился по направлению к городской площади, поскольку узнал, что именно здесь прилюдно мучают христиан.

Святой мученик Вонифатий сумел искупить прегрешения всех пьяниц и блудников

Ему пришлось увидеть страшные пытки, которым подвергались св. мученики, но даже под пытками лица их были просветлены Божьей благодатью. Это потрясло Вонифатия, сокрушило его сострадательное сердце, и поэтому он не выдержал:

  • бросился к замученным христианам, целовал их ноги;
  • просил молиться за него так же;
  • умолял о возможности пострадать вместе с ними.

Молитва раба уже в скором времени сбылась.

Мученическая смерть

Видя его поведение, городской судья спросил, не христианин ли этот приезжий? Св. Вонифатий ответил, что искренне верует в Христа. За это он был предан мучениям – настолько серьезным, что даже описывать это тяжело.

Под ногти св. мученику Вонифатию вонзали иглы, в горло его вливали расплавленное олово. Мясо раба практически отпадало от его костей. Наконец, Господь увидел, что это Его раб, что он достаточно пострадал за все те грехи, которые успел накопить в своей жизни, сумел искупить не только их, но и прегрешения всех пьяниц и блудников, желающих стать на истинный путь и отвернуться от прошлой жизни.

Святой мученик умер страшной мученической смертью, был вознесен Богом на небо, а церковью причислен к рангу святых.

Молитва Святому Вонифатию

О, всесвятый Вонифатие, милостивый раб Милосердаго Владыки! Услыши прибегающих к тебе, одержимых пагубным пристрастием к винопитию, и, как в своей земной жизни ты никогда не отказывал в помощи просящим тя, так и теперь избави этих несчастных (имена). Некогда, богомудрый отец, град побил твой виноградник, ты же, воздав благодарение Богу, велел немногие сохранившиеся грозды положйти в точиле и позвати нищих. Затем, взяв новое вино, ты разлил его по каплям во все сосуды, бывшие в епископии, и Бог, исполняющий молитву милостивых, совершил преславное чудо: вино в точиле умножилось, и нищие наполнили свои сосуды. О, святителю Божий! Как по твоей молитве умножилось вино для нужд церкви и для пользы убогих, так ты, блаженный, уменьши его теперь там, где оно приносит вред, избави от пристрастия к нему предающихся постыдной страсти винопития (имена), исцели их от тяжкого недуга, освободи от бесовского искушения, утверди их, слабых, дай им, немощным, крепость и силу благоу спешно перенести это искушение, возврати их к здоровой и трезвой жизни, направи их на путь труда, вложи в них стремление к трезвости и духовной бодрости. Помоги им, угодник Божий Вонифатие, когда жажда вина станет жечь их гортань, уничтожи их пагубное желание, освежи их уста небесною прохладою, просвети их очи, постави их ноги на скале веры и надежды, чтобы, оставив свое душевредное пристрастие, влекущее за собой отлучение от Небеснаго Царствия, они, утвердившися в благочестии, удостоились непостыдной мирной кончины и в вечном свете бесконечного Царства Славы достойно прославляли Господа нашего Иисуса Христа со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.

Лучший способ борьбы с алкоголизмом

Теперь молитва святому мученику – это лучший и самый правильный способ избавления от пьянства. К чему только не прибегают сегодня для борьбы с алкогольной зависимостью – гипнозы, всевозможные препараты, разнообразные научно обоснованные методики. Нельзя забывать о том, что лечить следует душу алкоголика.

Более подходящего средства, чем молитва, для этого не существует. Между прочим, смерть св. Вонифатия не прошла даром даже для людей греховного города Таре. Люди, наблюдавшие за тем, что случилось на площади, были поражены верой и смелостью приезжего человека, возмутились так называемым правосудием, свершенным над ним сатанинским судьей.

У них, как будто глаза открылись на то, чего раньше они не желали видеть, и не признавали. В городе поднялись волнения.

Молитва этому мученику помогает избавить от пьянства даже тех, кто уже перепробовал разные способы, но безуспешно. Только Бог может даровать спасение там, где все давно уже кажется безнадежным.

Житие

Страх Божий - отец внимания, а внимание -

матерь внутреннего покоя, от которого рождается

начало и корень покаяния.

Святой мученик Вонифатий Тарсийский.

9 декабря по ст.ст. / 1 января по н.ст.

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Некогда в Риме проживала одна женщина по имени Аглаида, отец ее Акакий был некогда начальником города. Будучи молодой и красивой, обладая богатыми имениями, доставшимися по наследству от родителей, и пользуясь свободной жизнью без законного мужа, она, побеждаемая страстью немощной плоти, проводила дни свои в любодеянии и грехах. Она имела у себя верного раба, который был управителем над домом и имениями ее, он был молод и красив. Звали его Вонифатием, - и Аглаида жила с ним в преступной связи, удовлетворяя свое плотское вожделение. И нет стыда говорить о сем, так как далее речь будет о блаженном и чудном изменении их жизни, ибо когда святым воздается похвала, то не умалчивается и об их прежних грехах, дабы показать, что не все с юных лет были блаженны и праведны, а имели, подобно другим, растленное тело, но истинным покаянием, доброй в себе переменой и великими добродетелями прославились своею святостью. О сем повествуется в Житиях Святых для того, чтобы и мы, грешные, не отчаивались, но поспешили бы к скорому исправлению, зная, что при помощи Божией и после грехов возможно быть святыми, если только сами того пожелаем и для того потрудимся. И действительно, прекрасно то, услаждающее сердце, повествование, в котором мы слышим, что грешник, по-видимому, не имеющий надежды на спасение, становится сверх ожидания святым и притом мучеником Христовым, подобно святому Вонифатию, который во время любострастной жизни служил греху, а потом сделался исповедником, доблестным подвижником и славным страдальцем за Христа. Вонифатий во время своей распутной жизни был рабом греха, однако имел некоторые, достойные похвалы, добродетели: он был милостив к нищим, любвеобилен к странникам и отзывчив ко всем находящимся в несчастии; одним оказывал щедрые милостыни, другим с любовью доставлял успокоение, иным с сочувствием оказывал помощь. Имея твердое желание исправиться, Вонифатий часто молился Богу, чтобы Он избавил его от диавольских козней и помог ему сделаться господином над своими вожделениями и страстями. И Господь не презрел раба Своего и не попустил ему еще более погрязнуть в нечистоте греховной, но благоизволил устроить так, что нечистые дела его были омыты пролитием крови его, и через это самое душа его сделалась как бы царскою багряницей и увенчалась венцом мученическим. Это совершилось следующим образом.

В то время было сильное гонение на христиан, глубокая идольская тьма покрывала весь Восток, и много верующих было мучимо и убиваемо за Христа. Госпоже Вонифатия Аглаиде явилась спасительная мысль и сильное непреодолимое желание иметь в своем доме мученические мощи. Не имея из своих слуг никого вернее и исполнительнее Вонифатия, она позвала его, открыла ему свое желание и наедине сказала:

Ты сам знаешь, брат о Христе, сколь многими грехами осквернены мы, совсем не заботясь о будущей жизни и спасении; как же мы предстанем на страшный суд Божий, на котором должны по своим делам быть осуждены на тяжкие мучения? Но от одного благочестивого мужа я слышала, что если кто имеет у себя мощи мучеников Христовых и чтит их, тот получает помощь ко спасению и в доме того грех не умножается, так что таковый может даже достигнуть того вечного блаженства, какого сподобились святые мученики. Теперь многие, говорят, совершают подвиги за Христа, и, отдавая тела свои на мучения, получают мученические венцы. Послужи мне: ныне наступило время показать тебе, действительно ли ты имеешь любовь ко мне. Скорее ступай в те страны, где воздвигнуто гонение на христиан, и постарайся принести мне мощи одного из святых мучеников, дабы с честью положить их у себя и построить храм тому мученику и всегда иметь его своим хранителем, защитником и постоянным ходатаем пред Богом.

Выслушав Аглаиду, Вонифатий с радостью согласился на ее предложение и выразил полную готовность идти в путь. Госпожа дала ему много золота, потому что нельзя было взять мученических тел без подарков и золота: нечестивые мучители, видя сильную любовь и усердие христиан к мощам, не отдавали их даром, но продавали по дорогой цене и, таким образом, приобретали себе большие доходы. Вонифатий взял у своей госпожи много золота, частью на выкуп мученических мощей, а частью на раздачу милостыни нищим, приготовил также много различных благовоний, полотна и всего, что потребно было для обвития честных мученических тел. Взяв с собою еще много рабов, помощников и коней, он собрался в путь. Выходя из дому, он, смеясь, сказал своей госпоже:

А что будет, госпожа, если я не найду никакого тела мученика, и мое тело, замученное за Христа, принесут к тебе, - примешь ли ты его тогда с честью?

Аглаида, рассмеявшись, назвала его пьяницей и грешником и, укоряя его, сказала:

Ныне время, брат мой, не для глумления, а для благоговения. Тебе следует во время пути тщательно охранять себя от всякого бесчинства и глумления: святое дело должно совершать честно и благочинно, и в пути сем тебе следует пребывать в смирении и воздержании, помни, что ты собираешься служить святым мощам, до которых мы не только коснуться, но даже и взглянуть на них недостойны. Иди с миром, Бог же, зрак раба принявший и за нас кровь Свою проливший, да простит грехи наши и пошлет тебе Ангела Своего и направит тебя на добрый и благополучный путь.

Вонифатий принял к сердцу приказание своей госпожи и отправился в путь, размышляя в уме о том, к чему он должен будет прикасаться своими оскверненными, грешными руками. Вонифатий стал сокрушаться о своих прежних грехах и решил поститься: не есть мяса, не пить вина, а усердно и часто молиться, чтобы придти в страх Божий. Страх же - отец внимания, а внимание - матерь внутреннего покоя, от которого рождается начало и корень покаяния. Так Вонифатий насадил в себе корень покаяния, начав со страха Божия, внимания к себе и непрестанных молитв, он стяжал себе желание к совершенному житию.

Когда Вонифатий достиг Малой Азии и вошел в знаменитый Киликийский город Тарс1, в нем тогда при царе Диоклетиане и соправителе его Максимиане было воздвигнуто жестокое гонение на христиан, и верующие подвергались тяжким мучениям. Оставив рабов в гостинице, он повелел им отдохнуть, а сам, не отдыхая, тотчас же пошел смотреть на страдания мучеников, о которых раньше слышал. Придя на место мучения, Вонифатий увидал множество народа, собравшегося смотреть на производимые христианам мучения. Всем им была объявлена лишь одна вина: христианская вера и благочестивая жизнь, но муки на них были налагаемы неравные и неодинаковые: один висел вниз головою, а на земле под ним был разведен огонь, другой был крестообразно привязан к четырем столбам, иной - лежал перепиленный пилой, иного мучители строгали острыми орудиями, иному - выкалывали глаза, другому - отсекали члены тела, иного надевали на кол и, подняв от земли, утверждали кол в земле, так что он проходил ему до шеи, у иного кости были сломаны, у иного - руки и ноги были отсечены, и он, подобно клубку, катался по земле, но на всех лицах была видна духовная радость, потому что, перенося нестерпимые для человека мучения, они укрепляемы были благодатью Божиею. Блаженный Вонифатий с вниманием смотрел на все это, то удивляясь мужественному терпению мучеников, то желая себе такого же венца, потом, исполнившись Божественной ревности и став посреди того места, начал обнимать всех явивших себя мучениками, которых было уже человек двадцать, и, в слух всех, громко воскликнул:

Велик Бог христианский! Велик Он, ибо помогает рабам Своим и укрепляет их в столь великих муках!

Произнеся это, он снова стал лобызать мучеников и с любовию целовать их ноги, а у тех, которые не имели ног, остальные части тела, обнимая мучеников, прижимал он их к груди, называя их блаженными, потому что, претерпев мужественно кратковременные муки, они тотчас получат вечный покой, отраду и бесконечную радость, при этом Вонифатий молился о себе, чтобы и ему быть содругом мучеников в таком подвиге и причастником венца, который они получают от Подвигоположника - Христа. Весь народ устремил свои взоры на него, особенно судья, который мучил святых страдальцев. Видя перед собою в лице Вонифатия пришлеца и незнакомого человека, он спросил: кто он и откуда? И тотчас приказав схватить его и привести к себе, спросил:

Христианин! - отвечал святой.

Но судья хотел знать его имя и происхождение. Отвечая на это, святой сказал:

Первое и самое любимое мое имя - Христианин, пришел же сюда я из Рима, а если хочешь узнать и то имя, которое мне дано от родителей, то меня зовут Вонифатием.

Итак, Вонифатий, - сказал судья, - приступи к нашим богам, пока я не растерзал твоей плоти и костей, и принеси им жертву. Тогда ты удостоишься многих благ, умилостивишь богов, избавишься от грозящих тебе мук и от нас получишь много даров.

В ответ на это Вонифатий сказал:

Не следовало бы мне даже и отвечать на твои слова, но я снова скажу то, что уже много раз повторял: я - Христианин, и только это ты услышишь от меня, а если не желаешь слышать этого, то делай со мной, что тебе угодно!

Когда Вонифатий произнес сии слова, тотчас судья повелел раздеть его, повесить вверх ногами и сильно бить. И святой был биен так сильно, что от тела его отпадали целые куски мяса и обнажались кости. Он же, как бы не чувствуя страданий и не заботясь о получаемых ранах, устремлял лишь глаза свои на святых мучеников, видя в их страданиях пример для себя и утешаясь тем, что удостоился вместе с ними страдать за Христа. Потом мучитель повелел немного ослабить ему муки и, пытаясь снова убедить его словами, сказал:

Вонифатий, это начало мучения пусть послужит тебе к указанию, что тебе лучше избрать: вот ты испытал нестерпимые страдания, образумься же, окаянный, и принеси жертву, а то немедленно подвергнешься еще большим и лютейшим страданиям.

Святой возразил:

Зачем повелеваешь мне непристойное, о безумный! Я не могу и слышать о твоих богах, а ты повелеваешь мне принести жертву им!

Тогда судья, в сильном гневе, повелел вонзить ему острые иглы под ногти на руках и ногах, но святой, возведя очи и ум к небу, молча, терпел. Затем судья придумал новое мучение: он повелел растопить олово и влить в рот святому. Когда олово растоплялось, святой, воздев к небу руки свои, молился:

Господи Боже мой, Иисусе Христе, укрепивший меня в перенесенных мною муках, пребуди и ныне со мною, облегчая мои страдания. Ты - единственное мое утешение: даруй же мне явное знамение того, что Ты помогаешь победить мне сатану и этого неправедного судью: ради Тебя, как Сам Ты знаешь, я страдаю.

Окончив эту молитву, Вонифатий обратился и к святым мученикам с просьбою, чтобы они своими молитвами помогли ему претерпеть страшную муку. Мучители, приступив к нему, открыли ему рот железными орудиями и влили олово ему в горло, но не причинили вреда святому. Присутствовавшие при мучениях, увидев такую жестокость, содрогнулись и стали восклицать:

Велик Бог христианский! Велик есть Царь - Христос! Все веруем в Тебя, Господи!

Так восклицая, все обратились к близнаходящемуся идольскому капищу, желая уничтожить его, на судью же громко негодовали и бросали в него камнями, чтобы убить его. Судья, встав с судейского места, со стыдом убежал в свой дом, а Вонифатия повелел держать под стражей.

Утром, когда волнение утихло и народное восстание приостановилось, судья снова явился на судейское место и, призвав Вонифатия, хулил имя Христово и глумился над тем, как распят был Христос. Святой, не терпя хулений на Господа своего, сам произнес много досадительных для судьи слов, в свою очередь ругая бездушных богов и обличая ослепление и безумие поклоняющихся им, и тем самым еще более разгневал судью, который немедленно повелел растопить котел смолы и бросить в него святого мученика. Но Господь не оставил Своего раба: внезапно сошел с неба ангел и оросил мученика в котле, когда же смола вылилась, то вокруг образовалось сильное пламя, которое попалило многих стоявших около нечестивых язычников. Святой же вышел здоровым, не получив от смолы и огня никакого вреда. Тогда мучитель, видя силу Христову, испугался, как бы ему самому не пострадать, и повелел тотчас усечь Вонифатия мечом. Воины, взяв мученика, повели его на усечение. Святой же, выпросив для себя некоторое время для молитвы, обратился к востоку и молился:

Господи, Господи Боже! Сподоби меня милостей Твоих и будь мне помощником, чтобы враг за мои грехи, безумно содеянные, не преградил путь к небу, но приими с миром мою душу и вчини меня вместе с святыми мучениками, пролившими за Тебя кровь и сохранившими веру до конца; стадо же, приобретенное Твоею честною Кровию, людей Твоих, Христе, близких мне, избавь от всякого нечестия и языческого заблуждения, ибо Ты благословен и пребываешь во веки!

Так помолившись, Вонифатий преклонил голову под меч и был усечен, от раны его истекла кровь вместе с молоком. Неверные, видя чудо это, обратились тотчас ко Христу - числом около 550 человек, и, оставив мерзких идолов, присоединились к верным. Такова была кончина святого Вонифатия, который, отправляясь из дому в путь, предсказал, смеясь, своей госпоже то, что действительно доказал и совершил на деле2.

Между тем друзья Вонифатия и рабы Аглаиды, пришедшие с ним для отыскания мощей, не зная ничего о случившемся сидели в гостинице и ожидали Вонифатия. Видя, что он к вечеру не возвращается, они удивлялись, не видя его и всю ночь, а также и утром на другой день, начали судить и дурно отзываться о нем (как после сами рассказывали), предполагая, что он где-нибудь напился и проводит время с блудницами:

Вот, - говорили они, смеясь, - как наш Вонифатий пришел отыскивать святые мощи!

Но так как он не возвращался и в другую ночь и на третий день, то они начали недоумевать, и искали его, ходя по всему городу и расспрашивая о нем. Случайно, или, лучше сказать, по Божию усмотрению, они встретили человека, который был братом комментарисия3, и спросили его, не видел ли он одного человека, странника, пришедшего сюда. Тот ответил, что вчера некоторый чужестранный муж, пострадав за Христа на месте мучений, осужден был на смерть и усечен мечом.

Не знаю, - говорил он, - тот ли это, кого вы ищете? Скажите, каков он видом?

Они описали внешний вид Вонифатия, что он невелик ростом, имеет рыжие волосы; передали также и о других приметах его лица. Тогда человек тот сказал им:

Наверное это и есть тот, кого вы ищете!

Но они не поверили, говоря:

Не знаешь ты того человека, которого мы ищем.

И, беседуя между собой, вспоминали прежний характер Вонифатия, ругались над ним и говорили:

Разве пьяница и распутник будет страдать за Христа?!

Но брат комментарисия настаивал на своем.

По наружности такой, как вы говорите, человек вчера и третьего дня, действительно, был мучим на суде, - сказал он, - впрочем, что же препятствует вам? Идите - и сами увидите тело его, лежащее на месте, где он был усечен.

Они отправились следом за тем человеком, пришли на место мучения, где стояла военная стража, чтобы тела мучеников не были похищаемы христианами. Шедший впереди человек показал им на лежащего усеченного мученика и сказал:

Не тот ли это, кого вы ищете?

Когда они увидали тело мученика, тотчас же начали узнавать друга своего, а когда голову его, лежавшую отдельно, приложили к туловищу, совершенно удостоверились, что это - Вонифатий, и весьма удивились, а вместе с тем стали чувствовать и стыд, потому что думали и говорили о нем дурно, боялись и того, чтобы не постигло их наказание за то, что осуждали святого и смеялись над его жизнью, не зная его сердечных помышлений и доброго намерения.

Когда они смотрели на лицо святого и были в сильном изумлении, вдруг увидели, что Вонифатий понемногу стал открывать глаза, и милостиво смотрит на них, как на своих друзей, уста улыбаются, лицо светится, как будто показывая вид, что он прощает им все их прегрешения против него.

Они ужаснулись и вместе обрадовались и, проливая теплые слезы, плакали над ним, говоря:

Раб Христов, забудь грехи наши, что мы неправедно осуждали твою жизнь и безрассудно ругались над тобой!

Затем они отдали нечестивым 500 золотых монет и взяли тело и голову святого Вонифатия, помазав благовонными мастями, повили их чистыми плащаницами и, положив в ковчеге, отправились к себе домой, везя тело мученика госпоже своей. Когда они приближались к Риму, Ангел Божий явился во сне Аглаиде и сказал:

Готовься принять того, кто был раньше у тебя слугой, ныне же стал нашим братом и сослужителем, прими того, кто был рабом у тебя, а теперь будет твоим господином, и благоговейно почитай его, потому что он хранитель души твоей и защитник твоей жизни.

Она, проснувшись, ужаснулась, взяв тотчас же несколько почтенных церковных клириков, вышла навстречу святому мученику Вонифатию, которого раньше посылала в путь как раба, а по возвращении приняла его в дом свой благоговейно со слезами как господина. И вспомнила она то пророчество, которое изрек святой, отходя в путь, и благодарила Бога, устроившего так, что святой Вонифатий за свои и ее грехи стал жертвою, благоприятною Богу. В имении своем, отстоявшем от Рима в 50 стадиях4, Аглаида построила чудный храм во имя святого мученика Вонифатия, и в нем поставила святые мощи, уже после того как многие чудеса стали совершаться по молитвам мученика, истекали многоразличные исцеления больным, изгонялись из людей бесы, и многие молящиеся у гроба святого получали исполнение своих прошений.

После и сама блаженная Аглаида, разделив все свое имение нищим и убогим, отреклась от мира, и, прожив еще 18 лет в великом покаянии, с миром умерла и присоединилась к святому мученику Вонифатию, будучи положена рядом с его гробом5.

Так сия двоица святых, чудесно изменив прежнюю свою жизнь, получила добрый конец, один, кровью омыв свои грехи, удостоился мученического венца, другая же слезами и суровою жизнью очистила себя от плотской скверны; и оба явились оправданными и непорочными перед Господом Иисусом Христом, Которому слава во веки. Аминь.

________________________________________________________________________

1 Киликия - юго-восточная римская провинция Малой Азии. - Тарс - большой и населенный город этой провинции, в южной част ее, в плодоносной равнине, при реке Кидне, недалеко от него впадающей в Средиземное море, - доселе довольно значительный торговый город.

3 Коментарисий - начальник над тюрьмами в Римской империи и делопроизводитель при судебных процессах, производивший предварительные расследования над обвиняемыми, особенно над христианскими мученикками.

4 Стадия - мера длины в 88 саженей; след. 50 стадий равняются без малого 9 верстам. Голову св. Вонифатия видел впоследствии в Константинополе в 1200 г. русский паломник Антоний. Над храмом святого Вонифатия в Риме, построенного ему еще Аглаидою, после сооружен более обширный храм во имя св. Алексия, человека Божия, и мощи обоих святых в 1216 г. перенесены из нижней церкви в новую верхнюю, в ризнице которой в настоящее время честные головы их хранятся отдельно.

5 По римским актам свв. мучеников и греческому синаксарю святогорца Никодима, Аглаида после подвигов удостоилась даже дара чудес и изгнания демонов, она причислена к лику святых, и память ее празднуется вместе с св. мучеником Вонифатием.


Иконография Акафист

АКАФИСТ СВЯТОМУ МУЧЕНИКУ ВОНИФАТИЮ

ТРОПАРЬ, ГЛАС 4

К сословию послан мучеников, мученик был еси истинен пострадав за Христа крепчайше, всехвальне, мощми же возвратился еси верою пославшей тя, Вонифатие блаженне, моли Христа Бога прияти нам грехов прощение.

КОНДАК, ГЛАС 4

Священие непорочное самовольно Тебе привел еси, Иже от Девы тебе ради родитися Хотящему, святе венченосче, премудре Вонифатие.

ИН КОНДАК, ГЛАС 4

Изыде к приятию страстотерпческих мощей и страждущих законне веры ради зря, показал еси мужески крепость свою устремився на страсти исповеданием во Христа, Иже прием почесть победы твоего страдания, Вонифатие, присно моли за ны.

Кондак 1

Избранный воине Христов, венцем славы украшенный, мученической смертию вечныя смерти избавившийся, от мрака греховнаго отвративыйся и к вечному свету пришедый, приими моление наше, ны в похвалу тебе приносимое, и нас избави от сетей лукаваго врага нашего, да тебе с радостию зовем:

Икос 1

Ангелом светлым, огнь мучений твоих росою благодати угасившим, огражден был еси, страдальче Христов Вонифатие, да некогда яко грешник нераскаянный погибнеши и пред Господом в одежде мрачней предстанеши. Научи и нас облещися в светлыя ризы святости, тебе зовущих:

Радуйся, жизнь за Христа отдавый;

радуйся, страданиям Его подражавый.

Радуйся, очи своя к Богу обративый;

радуйся, волю свою в добродетелях укрепивши.

Радуйся, рабе Христов верный;

радуйся, святый конец жития своего приемый.

Радуйся, к покаянию сердца обращаяй;

радуйся, ко Христу, Пути истинному, приводяй.

Радуйся, Духом Святьм просвещенный;

радуйся, соблазнами мира сего не прельщенный.

Радуйся, змия лукаваго посрамивый;

радуйся, святых лик возвеселивый.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный

Кондак 2

Видя многомятежие мира сего и печали земныя, и сия вся яко прах вменив, к премирным возвел еси ум твой, страдальче Христов, на высоту богоразумия возшед, Христа Бога пред всеми исповедал еси, и ныне души всех, во гресех погибающих, к милосердному Господу зовеши, да во смирении покаются и во слезах умиленных Ему вопиют: Аллилуиа

Икос 2

Разум трезвлением укрепил еси и страстей пламень покаянием угасил еси, Вонифатие предивный. От запада на восток из Рима пришел еси сопострадати Господу Иисусу Христу, намерение святое нося, да благодать в тебе преизобиилует, и нас ныне в храм Божий привлекл еси, тебе глаголющих:

Радуйся, страсти побороти научаяй;

радуйся, отчаянным надежду спасения подаваяй.

Радуйся, суету жизни земныя познавый;

радуйся, страдания своя предсказавый.

Радуйся, трезвящихся отрадо и одобрение;

радуйся, немощных волею укрепление.

Радуйся, яко тобою от пианства отвращаемся;

радуйся, яко тобою к Богу обращаемся.

Радуйся, исцелений источниче неисчерпаемый;

радуйся, чудес сокровище неоскудеваемое.

Радуйся, научаяй нас присно возносити ум наш к Богу;

радуйся, обретый истинную от грехов свободу.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный

Кондак 3

Сила милосердия Божия неизреченная на тебе открыся, ибо жития твоего, мучениче, дивное повествование явно нам сказует, како велии грешницы милостиво Отцем нашим Богом приемлются, егда Ему покаяние принесут. Тако и ты Богу угодил еси и вместо горькия смерти вечную жизнь приял еси, научи и нас Богу пети выну: Аллилуиа

Икос 3

Имея ныне радость вечную в Небесных Селениях, и нас грешных на земли не забываеши, мучениче Христов Вонифатие. Мы же труждающиеся и обремененные к тебе прибегаем: не остави сирых и недужных, помощи у тебе просящих, но мольбы наша на Алтарь Небесный принеси, да радостно тебе зовем:

Радуйся, ближняго, яко себе самого, возлюбивый;

радуйся, во гресех сердце свое не ожесточивый.

Радуйся, странником и путником со всяким тщанием служивый;

радуйся, сего ради нощию сточны грады оставивый.

Радуйся, богатые милосердию научивый;

радуйся, сирыя и вдовицы защищаяй.

Радуйся, бедствующим добрый предстателю;

радуйся, за обидимых и унижаемых присный ходатаю.

Радуйся, нестерпимою жаждою пианства палимыя трезвлением прохлаждаяй;

радуйся, вина ради обнищавшия к трезвлению призываяй.

Радуйся, жены рыдающия утешаяй;

радуйся, слезы их ко Господу приносяй.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный

Кондак 4

Бури греховный тебе не потопиша, ниже волны страстей покрыша, мучениче Христов, не погибл еси, но ко Христу пришел еси и жизнь свою, яко жертву благовонную, Ему, Сладчайшему Спасителю нашему, принесл еси. Молися убо, да и мы, в житейском мори сущии, к тихому пристанищу, Господу Спасителю, притецем, во умилении зовущи: Аллилуиа

Икос 4

Слышим и мы Евангельскую притчу, како блудный сын на стране далече имение свое иждивши, от глада душевнаго в себе пришед, во объятия отча притеце, в покаянии зовый: "Отче! Согреших на Небо и пред тобою", тако и ты, мучениче Вонифатие, не погубив себе, но от рожец греха отвратився, ко Христу обратился еси, мы же исправлению твоему радующеся, поем ти сице:

Радуйся, глад крепок в работе страстям испытавый;

радуйся, Христа Бога, яко хлеба живаго, взалкавый.

Радуйся, пречистыя Крове Его, яко истиннаго питания, приобщивыйся;

радуйся, яко преславным мученикам приложивыйся.

Радуйся, на крылех трезвения к Богу возлетевый;

радуйся, сердце свое горе имевый.

Радуйся, ко Господу силой Животворящаго Креста пришедый;

радуйся, яко приял еси венец победы.

Радуйся, душе нашея сокровище нетленное;

радуйся, Церкве нашея украшение многоценное.

Радуйся, красоты мира сего отвергий;

радуйся, греховную одежду с себе совлекйй.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный

Кондак 5

Боготочную Кровь Христову, за всех нас недостойных, и кровь мученическую, за Христа пролиянную, памятующе, сице тебе вещаше Аглаида: "Сам веси, сколь многими грехами оскверненнии есмы и о будущем жития нашаго небрежем. Аз же от божественнаго мужа слышах, яко мучеников мощи спасение даруют, иже мученика, яко хранителя и ходатая пред Богом имать". И мы тебе глаголем: ты еси наш хранитель и ходатай пред Господом нашим, ибо со Ангелы предстоиши Пресвятей Троицы, поя: Аллилуиа

Икос 5

Видим ныне и разумеем, како сии глаголы Аглаиды душу твою пробудиша, и ты к воздержанию призвал еси себе, мучениче Вонифатие, и нам помози подражати тебе, да не погибнем в пучине беззакония потопляемии, но радостно тебе зовем:

Радуйся, от страстей, яко от погибельнаго сна, пробудивыйся;

радуйся, от уз греховных свободивыйся.

Радуйся, сомневающихся в милосердии Божием обличение;

радуйся, безконечныя радости утверждение.

Радуйся, зовый нас к подвигу воздержания;

радуйся, ты бо знамением креста посекл еси страстей взыграние.

Радуйся, стяжавый себе вечное имение;

радуйся, и нас побуждаяй к труду спасения.

Радуйся, яко винное веселие презрел еси;

радуйся, плотския раны, яко бесплотен, претерпел еси.

Радуйся, за исповедание Христа от врагов избиенный;

радуйся, нестерпимым огнем за Него опаленный.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный

Кондак 6

Проповедница поклонения святым мощам явися Аглаида, госпожа твоя, страдальче Христов, егда послала тя на восток святыя мощи мучеников, за веру Христову пострадавших, принести, ими же благодеяния источаются обильно и вечное спасение подается всем, к мученическому лику усердно притекающим. Даждь и нам утешение от Господа прияти. Ему же ангельскую песнь приносим: Аллилуиа

Икос 6

Возсия еси нам, яко звезда незаходимая, дивным житием твоим, мучениче преблаженне, иго Христово легкое и вседрагое на себе приемый и спасение получйвый, пути бо благочестия без Христа Господа обрести никакоже возможно есть, темже и нас молитвами твоими в горняя обители приведи, тя восхваляющих сице:

Радуйся, закона Христова скрижаль, Богом начертанная;

радуйся, молитв к Господу миро благоуханное.

Радуйся, правил веры Христовой столпе огненный;

радуйся, честный венче заповедей Божиих, яко камен драгих устроенный.

Радуйся, трезвения лествице, в небо восходная;

радуйся, болезни и раны врачуяй греховныя.

Радуйся, от Господа Иисуса благодать и силу приял еси;

радуйся, воздержанием от грехов освящати праздники нас научаяй.

Радуйся, от смертнаго вина нас охраняяй;

радуйся, умерщвленныя страстьми светом Христовым оживляяй.

Радуйся, к новому житию призываяй;

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный

Кондак 7

Хотя отъити от дому своего в путь на восток, кончину жития твоего предрекл еси, достохвальне, Аглаиде глаголя: "Госпоже моя, приими мое тело, за Христа мучимое, его принесут ти". В душе твоей мысль за Христа пострадати тая, Ему откровенно молился еси; и нашу веру укрепи, да будем готовы и мы ея ради страдати, Господу поюще: Аллилуиа

Икос 7

Дивному и преславному исправлению твоему не веруя, помысли лукавое в сердце своем Аглаида, грехом бо хуления оболгати тя хотяще, тако отвещати: "Ныне не глумления время, брате, но благоговения, ведый буди, яко мощи святыя ймати носйти. Господь же да пошлет Ангела Своего пред тобою и направит стопы твоя милосердием Своим". Мы же чистоту сердца твоего, дивный Вонифатие, зряще, вопием ти:

Радуйся, святых мощей почитателю;

радуйся, благоговения образа нам подавателю.

Радуйся, безчинств хранитися нам повелеваяй;

радуйся, вся, о них же сынове века сего радуются, презревый.

Радуйся, известный нам помощниче;

радуйся, святых мыслей таинниче.

Радуйся, всем борющимся с грехами покровителю;

радуйся, покаяния нашего пред Богом поручителю.

Радуйся, яко твоими молитвами Господь оставляет прегрешения;

радуйся, помогаяй нам терпети скорби и поношения.

Радуйся, ликом ангельским сотворивый удивление;

радуйся, духов злобы приведый в посрамление.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный

Кондак 8

Странно тебе бысть языческое идолом служение, и ты, святый мучениче, в Тарс пришед, не преклонил еси колен пред богами чуждыми, но апостолом показался еси ревнитель. Темже молися за ны, да возгоримся и мы огнем любве, ко Владыце Христу поюще всегда: Аллилуиа

Икос 8

Весь распалился еси ревностию святою, хуления на Господа не терпя, и исполнился еси духа Божия, ослепление и безумие поклоняющихся ложным богам обличая. Сего ради царь нечестивый казнь наведе на тя, мучениче, горькую, бичми нестерпимо бия и раны нанося неисцельныя. Мы же похвалу поем:

Радуйся, зловерия обличителю дерзновенный;

радуйся, в правду Божию, яко броню, облеченный.

Радуйся, яко кости твоя за Христа обнажахуся;

радуйся, чистота души твоея тогда открывашася.

Радуйся, яко наследовал еси Небесная Селения;

радуйся, яко и ныне обличавши злых человек на Христа хуления.

Радуйся, за Христа острыми тростями прободаемый;

радуйся, сада райскаго цвете неувядаемый.

Радуйся, яко злато, горнилом язв очищенный;

радуйся, за Христа ударенный.

Радуйся, кончиною своею Богу угодивый;

радуйся, даже до смерти мученической Его возлюбивый.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный

Кондак 9

Всего себе Господу Богу предав, страстотерпче Христов, егда нечестивый царь повеле раскрыти уста твоя и олово кипящее влити. Руце своя воздвигл еси к небу, тако моляся: "Господи, Боже мой, Иисусе Христе, укрепивый мене в муках, пребуди и ньше со мною, мои страдания облегчи и не остави мене одолену быти лукавым князем". Тем и нас любви ко Христу научаеши, поющих Богу: Аллилуиа

Икос 9

Витии суемудреннии да рекут нам: олово разженое гортани твоея не опали, ниже иного вреда тебе сотвори, мучениче Вонифатие; от Господа во знамение победы над мучителем просил еси, и сие знамение тебе дано бысть. Сего ради вси чудящиеся восклицаху: "Велий есть Иисус Христос, веруем в Тя, Господи". Мы же славим тя, мучениче, сице:

Радуйся, яко тобою вернии просвещаются;

радуйся, яко тобою от постыдныя смерти избавляются.

Радуйся, во единем Христе утешение полагаяй;

радуйся, во страданиях призывати Бога научаяй.

Радуйся, мучителие тебе не превозмогоша;

радуйся, яко страсти тебе не побороша.

Радуйся, ты бо терния грехов в себе попалил еси;

радуйся, ты бо огнем неопален пребыл еси.

Радуйся, присно живый страстотерпче радостный;

радуйся, яко помощию твоею печали на радость прелагаются.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный

Кондак 10

Спасен быти восхотев, пламенно возжелал еси до конца за Господа пострадати, мучениче Вонифатие, Емуже и возопил еси: "Господи, Господи, Боже мой, сподоби мя милостей Твоих и буди ми помощник, да за беззакония моя, безумно содеянные, враг не преградит ми пути к небеси, приими с миром душу мою, приими мя с мучениками, кровь за Тя пролившими и веру до конца соблюдшими", и с ны вопиющими: Аллилуиа

Икос 10

Стена крепкая, козньми врага неодоленная, пребыл еси до конца, мучениче Христов. Егда же глава твоя от телесе отсечена бысть, о чудесе! Абие кровь и млеко из раны твоея истекоша, яко и неверным, чудо сие зрящим, Христа прославити и с ними звати тебе:

Радуйся, яко мучения твоя зряше, множество людей ко Христу обратишася;

радуйся, яко тебе ради на князя злобы они устремишася.

Радуйся, твоя бо кончина просвети умы помраченныя;

радуйся, твоя бо славная смерть воскреси совести во гресех погребенныя.

Радуйся, нераскаянных грешников обличение;

радуйся, воли расслабленных от вина исцеление.

Радуйся, в нощи неведения блуждающим вразумление;

радуйся, златая удице, из глубины грехов влекущая ко спасению.

Радуйся, от Бога в молитвах услышан был еси;

радуйся, яко в Небеснем Царстве воцарился еси.

Радуйся, в порфиру от кровей твоих облеченный;

радуйся, яко зриши ныне свет неизреченный.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный

Кондак 11

Пение немолчное приносиши Господеви, мучениче Вонифатие, с мученическими лики Пресвятей Троице предстоя, за Нюже себе предал еси, да и мы души своя, аки невесты украсивше, нетленному жениху Христу представим со освященною песнию: Аллилуиа

Икос 11

Свет любве и по смерти возсиял еси, Вонифатие дивный, егда бо друзи, твою усеченную главу обретши, плакахуся горько, глаголюще: "Раб Христов, забуди нам грех неправеднаго осуждения и безрассудных руганий наших". Тогда лик твой, яко лучами живыми, просветися, прощения им являя. Сего ради с любовию тебе зовем:

Радуйся, имеяй уста кротости сладковещанныя;

радуйся, любве вместилище пространное.

Радуйся, о тебе бо веселится Церковь со своими чады;

радуйся, ты бо пришел еси к Вышнему Небесному граду.

Радуйся, в смерти своей апостолам равный;

радуйся, ревностию по Бозе преславный.

Радуйся, житейския молвы обличаяй и злые сплетения;

радуйся, всех нас от вражия избавляяй явления.

Радуйся, ты бо защищаеши неправедно гонимыя;

радуйся, пред престолом Господним лампадо неугасимая.

Радуйся, по заповеди Христовой и врагов любивый;

радуйся, злословие и клеветы позабывый.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный

Кондак 12

Благодать исцелений точащия мощи твоя егда к Риму приближахуся, Ангел Господень явися Аглаиде, глаголя: Бывшаго ти древле раба, ныне же нашего брата и сослужебника приими, якоже владыку, и упокой добре, да греси твои оставятся, той бо с нами ныне в небесах поет Всевышнему: Аллилуиа

Икос 12

Поюще чудеса твоя, храм дивный созда тебе, воине Христов, Аглаида, в нем же и мощи твоя положи и сама богатство нищим раздавши, и пятьдесят лет в подвизех поста и покаяния поживши, лика святых достиже. Темже, величающе чудеса твоя, прославим тя сице:

Радуйся, душу твою сотворивый храм Богу прекрасный;

радуйся, чудных Божиих дел книга ясная.

Радуйся, внезапныя смерти избавляяй;

радуйся, скорбныя жены злых пианиц ограждали.

Радуйся, падшия к возстанию от грехов призываяй;

радуйся, свет чистоты им подаваяй.

Радуйся, ты бо укрощавши страстей огневицу;

радуйся, тобою бо оставляем греховную темницу.

Радуйся, малая чада от соблазнов мира соблюдаяй;

радуйся, яко ты Христову учению наставляяй.

Радуйся, вестнице трезвости, во веки прославленный;

радуйся, угодниче Христов, присно почитаемый.

Радуйся, Вонифатие, мучениче многострадальный

Кондак 13

О преславный мучениче Христов Вонифатие, приими от нас сие малое похвальное приношение, еже пред иконою твоею колена преклоньше и руце свои к тебе простерши, тебе ныне приносим: даруй нам твое пред Господом заступление, наипаче же погибающим от пианства братиям нашим. Изцеление низпосли, жития благаго начало положити всех нас сподоби, да спасение улучивши молитвами, во веки восхвалим Бога, поюще Ему: Аллилуиа

(Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос и 1-й кондак.)

Молитва ко святому мученику Вонифатию

О многострадальный и всехвальный мучениче Вонифатие! Ко твоему заступлению ныне прибегаем, молений нас, поющих тебе, не отвержи, но милостивно усльши нас. Виждь братию и сестры наша, тяжким недугом пианства одержимыя, виждь того ради от матере своея, Церкви Христовой, и вечнаго спасения отпадающия. О святый мучениче Вонифатие, коснися сердцу их данною ти от Бога благодатию, скоро возстави от падений греховных и ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Господа Бога, Его же ради страдал еси, да простив нам согрешения наша, не отвратит милости Своея от сынов Своих, но да укрепит в нас трезвение и целомудрие, да поможет Своею десницею трезвящимся спасительный обет свой до конца сохранити во дни и нощи, в нем бодрствующе и о нем добрый ответ на Страшное Судилище дати. Приими, угодниче Божий, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих; жен честных, о мужех своих рыдающих, чад сирых и убогих, от пианиц оставленных, всех нас, к иконе твоей припадающих, и да приидет сей вопль наш молитвами твоими к Престолу Всевышняго даровати всем по молитвам их здравие и спасение душ и телес, наипаче же Царство Небесное. Соблюди нас от лукаваго уловления и всех козней вражиих, в страшный час исхода нашего помози прейти непреткновенно воздушные мытарства и молитвами твоими избави вечнаго осуждения. Умоли же Господа даровати нам к Отечеству нашему любовь нелицемерную и непоколебимую пред врагами Церкви Святыя, видимыми и невидимыми, да покроет нас милость Божия в нескончаемые веки веков. Аминь.

МОЛИТВА 2-Я

О, святый страстотерпче Христов, воине Царя Небеснаго, земная сладострастия презревый и к Горнему Иерусалиму страданием возшедый, мучениче Вонифатие! Услыши мя грешнаго, приносящаго от сердца молебная пения, и умоли Господа нашего Иисуса Христа простити вся моя согрешения, в ведении и в неведении мною содеянная. Ей, мучениче Христов, образ покаяния собою показавый грешным! Буди ми на злаго сопротивника диавола твоими молитвами к Богу помощник и заступник; много бо поревахся избегнути сетей его лукавых, но удицею греховною уловлен и крепко влачимь от него, не могу избавитися, аще не ты предстанеши ми, во обстояниих горькая терпящему, и колико покушахся покаятися, но ложь пред Богом бых. Сего ради к тебе прибегаю и молюся: спаси мя, святче Божий, от всех зол твоим предстательством, благодатию же Всесильнаго Бога, в Троице Святей славимаго и покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Одним из возможных вариантов разрешения такой проблемы, как пьянство, на Руси издавна была молитва. Хотя современному человеку может показаться, что этот способ не является эффективным или же попросту устарел, истиной такое восприятие не является. Молитвы действительно помогают справляться с алкоголизмом, поразившим близкого человека, как столетия назад, так и в наши дни.

Почему молитвы помогают?

Для того чтобы понять, каким образом искренняя молитва сможет спасти от склонности к пьянству, нужно определиться с тем, чем является алкоголизм. Вариантов определения этого состояния достаточно много - от болезни до отсутствия силы воли и зависимости. Каждое из них в какой-то степени соответствует действительности, но ни одно не отвечает на вопрос, почему же человек начинает употреблять спиртное.

Если спрашивать об этом пьющих, то ответы бывают разнообразны. Но в этом разнообразии прослеживается и общий момент, заключающийся в том, что пьяницы винят в своей пагубной склонности жизненные обстоятельства или других людей, но не самих себя. Ответить же на вопрос, почему один человек, оказавшись в сложной ситуации хватается за бутылку, а другой - нет, как правило, никто не в состоянии.

Никто, кроме церкви. Христианство, независимо от конфессии, рассматривает алкоголизм как дьявольские происки. То есть чрезмерное употребление спиртного - ловушка от лукавого для человеческой души. Если понимать алкоголизм таким образом, то и противодействием пьянству оказываются не всевозможные кодирования или иные медицинские процедуры, а молитва в храме. Ведь дьяволу может противостоять только Господь.

Кому молиться?

Конечно, доведенные до отчаяния люди, вспоминают первым делом о самом Господе, а не о ком-либо из святых. Конечно же, Господу молиться нужно, он помогает всем и в любых обстоятельствах, при наличии веры в это, разумеется.

Но помимо самого Господа, есть и святые, ограждающие людей от пьянства. Разумеется, помогает Бог, святые только способствуют этой помощи. Но тем не менее многие люди молятся именно святым, нередко объясняя это тем, что Господа молят все и о разном, то есть моление даст результат не так скоро, как хотелось бы. Подход, разумеется, слишком прагматичен, однако, если в сознании присутствуют подобные мысли, то не нужно тратить время на попытки их побороть, стоит просто молиться святым.

Одним из тех, кто традиционно помогает людям, пытающимся справиться с пьянством, является мученик Вонифатий. Молитвы ему люди начали возносить еще во времена становления христианства, просят его о помощи и сейчас.

Кто такой Вонифатий?

Вонифатий Тарсийский жил в III столетии в столице Римской империи. Жизнеописания святого разнятся. По одной из версий, он был прислужником в доме богатой римлянки из патрицианской семьи, звали которую Аглаей. По другой версии, будущий святой служил у Аглаи управляющим и принимал участие в даваемых римлянкой пирах на правах ее возлюбленного.

Как бы там ни было, Вонифатий предавался разврату и пьянству. Пьянству в большей степени. Однако будущий святой был сердоболен и добр, вследствие чего оказывал милость нищим и, в принципе, всем нуждающимся. Эта склонность и столкнула Вонифатия с христианами. Он принял веру всем сердцем, отступился от пьянства и стал с еще большим усердием творить различные благодеяния. Вскоре веру приняла и Аглая. Либо же наоборот, сначала христианкой стала Аглая, а вслед за ней Вонифатий. Но это не особо важно.

Мученическую кончину Вонифатий принял в азиатском городе Тарс. Туда он был послан Аглаей для выкупа мощей христианских мучеников. Поездка оказалась роковой для святого. Дело в том, что в момент его прибытия в киликалийский город там истязали христиан. Вонифатий не выдержал и вступился за братьев и сестер по вере, вследствие чего стала известна и его собственная принадлежность к неугодной тарсовцам религии. Разумеется, он был зверски замучен.

Первый храм святого появился на его родной земле, в Риме, в VII столетии, а помогать в борьбе с пьянством мученик Вонифатий начал раньше - молить его об этом стали чуть ли не сразу после кончины. С тех пор святой и помогает людям справляться с этой бедой.

Как молиться?

Молитва святому Вонифатию не отличается от просьб, с которыми люди обращаются к другим мученикам. Это означает, что просьба к святому должна быть исполнена веры в его помощь, а помыслы человека - абсолютно искренни. При злости в сердце, ненависти к пьющему и желании этому человеку всех бед на свете молиться нельзя. Святой Вонифатий помогает тем, кто исполнен горя и сострадания к пьющим, а не злобы.

Это главное, о чем нужно помнить, собираясь молить о помощи. И это условие - самое сложное. Не так трудно найти нужные для моления слова, как отыскать в своем сердце, переполненном отчаянием, хотя бы каплю сочувствия к человеку, отравляющему жизнь себе и близким беспробудным пьянством. Но именно на сочувствии держится молитва Вонифатию против алкоголизма.

Можно ли молиться своими словами?

Слова, нужные для молитвы, можно отыскать как в готовых сборниках, так и в собственном сердце. Второй вариант в современном мире намного предпочтительнее, поскольку содержащиеся в старых сборниках тексты наполнены словами, суть которых не близка и не совсем понятна людям.

Это означает, что заполненная витиеватыми и давно вышедшими из обихода словами молитва Вонифатию не будет наполнена искренней убежденностью, человек просто повторит заученный текст, не понимая его значения.

Исключением являются народные молитвы, не записанные в сборниках и передающиеся как фольклор, устно, поколениями. Такие тексты всегда идут в ногу со временем, и слова их близки и понятны всем.

Как отличить тексты

Особенность молитв, составляемых не церковнослужителями или богословами, а сложившихся в народе, в том, что в них нередко присутствует двойное обращение. Пример этого - известнейшая молитва Николаю Чудотворцу. Начинается она так: «Николай Угодник, батюшка. Николай Чудотворец, батюшка». В той или иной мере этот нюанс свойственен каждому фольклорному тексту. Часто в народных молениях присутствует и обращение одновременно как к святому, так и к самому Господу.

Пример такого моления: «Господи Боже всемилостивый, мученик святой, всетерпивец и страдалец за веру Христову, Вонифатий! Спаси Господи, убереги да отвороти, раба своего неразумного (имя) от пьянства окаянного. Великомученик-всетерпивец, помоги и сохрани душу заблудшую раба божьего (имя). Спаси Господи, не погрязнуть душе раба (имя) во грехе. Ибо творит пьяный блуд не со злобы, а по неразумности своей, по лукавому происку да по людской глупости. Святой Вонифатий, великий страдалец да мученик, не отринь раба (имя) от своей милости, не лиши неразумного помощи, аминь».

Что сказать в молении

Лучшая просьба к высшим силам - та, которая сказана собственными словами, потому что только она отражает всю глубину желания помочь близкому человеку. Молитва Вонифатию - не исключение. Просить святого о помощи лучше своими словами.

Однако не каждый человек в состоянии выразить свои мысли, не имея перед глазами примера. Некоторым людям требуются тексты, от которых можно оттолкнуться. Молитва Вонифатию может быть такой: «Пресвятой великомученик, страдалец всемилостивый, Вонифатий! Не оставь в трудный час, помоги, вразуми и защити, отвороти от пьянства раба божьего (имя). Навсегда дорогу к водке чтобы забыл, помоги святой покровитель, не оставь в беде. Аминь».

Должна ли быть молитва короткой

Молитва святому Вонифатию может быть как продолжительной, так и краткой. Кому-то жизненно необходимо перечислить все свои беды и невзгоды в молении, посетовать на происходящее в жизни и даже поплакать.

Другой человек чувствует себя не совсем комфортно, сталкиваясь с необходимостью долго молиться. При этом он начинает задумываться, что же еще сказать и, соответственно, теряет нужный эмоциональный настрой.

Молитва Вонифатию может быть любой, но она должна произноситься со смирением, состраданием и искренним желанием помочь.

Какая молитва поможет

Нужно искать подходящий молитвенный текст, опираясь на собственную интуицию, и только в том случае, если не получается составить его самостоятельно.

Так, молитва святому Вонифатию-милостивому от пьянства может прозвучать таким образом: «Всемилостивый Вонифатий, молю тебя я, раба божия (имя собственное), о помощи. Помоги с бедой справиться, уведи несчастье из дому. Пьет раб божий (имя) с утра до ночи, без просыху, не побороть самому напасти злой. Спаси, святой мученик, дай сил, научи как быть, подскажи, делать что, пошли знак, куда пойти за помощью. Где спасение найти, вразуми страдалец Вонифатий, не оставь своей милостью, аминь».

Молитва этому святому не подразумевает спасение от пьянства исключительно мужчин, разумеется, просить можно и о даровании здоровья и избавлении от пагубной привычки за всех, не зависимо от пола или возраста.

Промыслительно Православная Церковь 19 декабря по старому стилю (1 января по н. ст.) празднует день памяти святого мученика Вонифатия – покровителя всех тех, кто борется с недугом пьянства. Конечно же, в начале гражданского Нового года можно и нужно усмотреть некое духовное предостережение от бурных празднеств и излишеств, тем более в разгар Рождественского поста.

Александр Кабанель. Вонифатий и Аглаида. Сер. XIX века

Кем же был святой мученик Вонифатий и почему ему молятся об избавлении от пьянства? Постараемся с Божьей помощью ответить на этот вопрос.

Стоит помнить, что жития святых – это не какие-нибудь сказки. Это реальная жизнь реальных людей. Итак, попытаемся провести рукой по шероховатой пыльной каменной плите времени и рассмотреть сквозь нее искру жизни…

…Рим конца III – начала IV веков по Рождестве Христовом был лишь номинальной столицей империи. Огромное государство разделили на две части, которыми управляли четыре человека – две пары – западный август и цезарь и восточные август и цезарь (собственно, царствующий император и его соправитель-наследник). На Востоке августом являлся Диоклетиан. Своей резиденцией он выбрал Никомедию в Малой Азии (современный турецкий Измит). Резиденцией западного августа Максимиана стал Медиолан (современный Милан).

Рим оказался фактически провинциальным городом. В нем уже не чувствовалось былой мощи. Наоборот, царило падение нравов, и слова поэта Гораций, призывающего соотечественников «пировать среди чумы и жить одним днем» ещё за пару столетий до описываемых событий:

«Надежды долгие отрежь. Пока мы говорим, уходит завистливое время: лови момент, как можно меньше верь будущему».

Так, в принципе, и делали молодая аристократка-патрицианка Аглаида и ее юный раб Вонифатий. Они состояли в незаконном сожительстве и проводили время в увеселительных пирах. Но в сердцах их царила печаль.

Дело в том, что Аглаида и Вонифатий по римским законам не могли пожениться. Девушка находилась в сословии патрициев – высшего привилегированного класса римской аристократии. Вонифатий был рабом – «говорящей вещью» или «говорящим орудием». В Риме раб являлся совершенно бесправным. Его можно было без зазрения совести наказать, убить, продать. Рабам даже не давали имена, только клички. «Бонифаций» (в греческой транскрипции «Вонифатий») – одна из них. Она обозначала в дословном переводе с латыни «благая судьба», т.е. «счастливец.

Потому молодым людям, любящим друг друга, нельзя было узаконить в браке свое сожительство. Они также не могли стать христианами, потому что по христианским законам нужно либо жениться, либо расстаться. Жениться они не могли, расстаться, очевидно, тоже…

Возможно, пара оттого и вела разгульный образ жизни, чтобы как-то «залить» образовавшуюся в сердцах нравственную пропасть и преодолеть общественное порицание. Для римской общины поступок Аглаиды и Вонифатия был неприемлемым. В принципе, развращенный Рим трудно было бы чем-либо удивить, но столь нескрываемое сожительство патрицианки с рабом, для лицемерного римского общества, представители которого вдали от чужих глаз могли творить действительно жуткий разврат, вызывало недоумение и отторжение. При том, что и Вонифатий, и Аглая не были развратными людьми по своему внутреннему устроению. Нет, они искали Бога и выход из этой ситуации. И Аглаиде удалось это.

Дело в том, что язычество уже отживало свое. Людям были очень интересны христиане и особенно мученики: ореол героизма и подвига, посмертные чудеса и исцеления от мощей. Христианское мученичество, быть может, являлось самой интересной темой для народов Римской империи. Аглаида узнала, что очень благодатным делом есть хранение в доме мощей христианских мучеников. Считалось, что это призывало на дом и живущих в нем благодать Божию, дарило здоровье, семейное счастье. Конечно же, девушка искала помощи святых в разрешении их с Вонифатием сложной ситуации.

В то же время (в начале IV века) в восточной части Римской империи бушевало одно из самых жестоких за всю историю этого государства гонение на христиан – преследование императора Диоклетиана. Смерть за Христа приняли тысячи православных. Среди них – великомученики Георгий Победоносец, Димитрий Солунский и множество других прославленных святых.

В надежде на обретение мощей кого-либо из мучеников Аглая снаряжает своего возлюбленного Вонифатия на Восток в Малую Азию (территория современной Турции) – в киликийский город Тарс, который был родиной апостола Павла. Перед отъездом Вонифатий шутливо обращается к своей любимой: «А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?» Аглаида упрекнула его за шутку, но слова будущего святого оказались пророческими.

Когда Вонифатий приехал в Тарс, то услышал, что на городской площади в это время казнят христиан. Он оставляет своих спутников и идет смотреть на это кровавое зрелище. Во время казни что-то с ним случается. Благодать Божия осеняет его сердце, и грешная, терзаемая укорами совести душа откликается на Господний призыв. Вонифатий бросается прямо на место казни к мученикам, целует им ноги, просит святых молитв. А когда судья его спрашивает: «Кто он такой?» – Вонифатий отвечает: «Я – христианин».

Тогда, как рассказывает житие, будущего мученика избивают до отделения мяса от костей, вонзают иглы под его ногти, вливают в горло раскаленное олово, бросают в котел с кипящей смолой, но святой Ангел помогал ему, и Вонифатий оставался невредимым. Наконец, устав мучить страдальца за веру Христову, палачи усекли ему главу мечом. Из раны истекли кровь и молоко. Пораженные таким чудом и стоянием в вере мученика, во Христа уверовали 550 человек.

Спутники святого два дня его разыскивали, думая, что он предался греховным увеселениям. Наконец они нашли свидетеля подвига Вонифатия, и тот рассказал им о случившемся. Плача и прося прощения у мученика, друзья выкупили честные останки Вонифатия за большие деньги и отправились обратно в Рим к Аглаиде.

Накануне их прибытия девушке во сне явился Ангел и повелел, чтобы она с честью в сопровождении священников встретила честные мощи святого мученика Вонифатия.
Аглаида исполнила все в точности. На месте погребения мученика она построила православный храм. Мощи Вонифатия прославились множеством чудес. Сама же Аглаида ушла в монастырь и восемнадцать лет провела в покаянных подвигах. Еще при жизни обрела дар изгнания нечистых духов. После смерти ее похоронили возле могилы мученика Вонифатия. Церковь также прославила Аглаиду в чине святых праведников.

На примере святых мученика Вонифатия и праведной Аглаиды мы видим, что человек часто предается пьянству и разврату не потому, что плохой, а из-за духовной пустоты, которую не знает, чем заполнить.

Но она заполняется лишь верой в Бога. Тогда человек обретает гармонию, мир и душевное равновесие. В его сердце воцаряется благодатный небесный покой, за который не страшно и жизнь отдать. И подтверждение тому житие святых мученика Вонифатия и праведной Аглаиды.
Святии мучениче Вонифатие и праведная Аглаидо, молите Бога о нас!

Иерей Андрей Чиженко