Таэквондо удары. Удары ногами (Кибон Паль Чаги). Основы ударов в тхэквондо руками

Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Чой Сунг Мо
Тхэквондо для начинающих

Тхэквондо чрезвычайно популярно в современном мире. Более чем в 170 странах развивается это древнее боевое искусство и очень зрелищный и динамичный вид спорта. Однако качественных учебных пособий по тхэквондо на русском языке издается пока немного. Вот почему я очень рад появлению этого учебного пособия на русском языке, подготовленного моим корейским другом – мастером Чой Сунг Мо. Тхэквондо развивает не только физические качества, но и ведет своих последователей по пути философского и психологического развития, способствует всестороннему развитию личности. Многие аспекты комплексной физической и психологической подготовки, характерные для практики этого боевого искусства, покоряют сердца молодых людей, приходящих в залы тхэквондо по всему миру. И Россия не является исключением. Конечно, никакая, даже самая исключительная книга не сможет заменить тренера. Поэтому я надеюсь, что прочитав это пособие, вы полюбите тхэквондо и продолжите изучение этого древнего искусства под руководством опытных наставников в одной из многочисленных школ тхэквондо, которые открыты практически во всех регионах России.

Е.Ю. Ключников

Президент Союза тхэквондо России,

член исполнительного комитета

Всемирной Федерации тхэквондо (WТF)

Господин Чой Сунг Мо родился в апреле 1952 года в корейском городе Пёнтэк, который расположен в ста километрах от Сеула. В возрасте 9-ти лет он начал изучать тхэквондо, уже в 15 лет получил черный пояс (1 дан). В двадцатилетнем возрасте он продолжил обучение корейским боевым искусствам и методам управления энергией Ки у грандмастера Ён Су Парка, который является одной из самых загадочных и феноменальных личностей в современном мире боевых искусств Кореи. Знакомство и обучение у грандмастера Ён Су Парка оказало огромное влияние на мировоззрение и систему жизненных ценностей господина Чой Сунг Мо. Он принял решение посветить свою жизнь изучению и преподаванию боевых искусств. С 1980 года мастер Чой Сунг Мо занимается преподаванием тхэквондо в качестве официального инструктора Куккивона – штаб-квартиры Всемирной Федерации Тхэквондо. Сегодня десятки его учеников преподают тхэквондо во многих странах мира. В настоящее время мастер Чой Сунг Мо является обладателем 8 дана в тхэквондо (ВТФ), 8 дана в про-тхэквондо, а также обладателем мастерских степеней в целом ряде корейских боевых искусств.

В 2002 году по приглашению Кубанской государственной академии физической культуры мастер Чой Сунг Мо посетил Россию, а по приглашению минского клуба тхэквондо «Олимпик» посетил Белоруссию, в качестве почетного гостя принял участие в чемпионате России по тхэквондо 2002 года в г. Сызране. Совместно с российскими специалистами он подготовил ряд публикаций на русском языке, посвященных теории и методике преподавания корейских боевых искусств и систем оздоровления.

Раздел I
Введение

Что такое тхэквондо

Тхэквондо – древнекорейское боевое искусство, которое очень популярно в современном мире. Количество поклонников тхэквондо превышает 50 миллионов человек. Причина столь высокой популярности этого единоборства заключается в том, что корейские мастера смогли совместить древние принципы и методы тренировок с тенденциями современного спорта, что сделало тхэквондо уникальной системой саморазвития и физического воспитания, а также очень зрелищным и динамичным видом спорта.

Цель изучения тхэквондо

Целью тренировок и изучения тхэквондо является достижение гармоничного единства физического, психического и духовно-нравственного начал в человеке. В древности эти положения были сформулированы в принципах мусуль, муе и до.

Мусуль – дословно этот термин переводится как «боевая техника» и воплощает в себе принципы тхэквондо как метода реального боевого взаимодействия и самообороны.

Муе – боевое искусство. Этот принцип воплощает в себе методы работы над собой, когда ученик учится побеждать не только противника, но и свои недостатки; через совершенствование техники тхэквондо совершенствует свою волю, стремится превратить тренировки в творческий процесс саморазвития и самопознания.

До – путь в контексте духовно-нравственного воспитания. Этот принцип воплощает в себе стремление человека понять свою истинную природу, осознать свое место в мире и способы взаимодействия с миром.

Таким образом, целью тхэквондо является комплексное физическое и духовное воспитание человека, способствующее гармоничному развитию личности.

История возникновения тхэквондо

История тхэквондо начинается около двух тысяч лет назад, что подтверждается древними рисунками и изображениями.

В конце I века до н. э. на территории современной Кореи существовало три государства: Когурё, Пэкче и Сила. Предполагается, что уже в этот период начали формироваться различные системы боя, послужившие прообразами современного тхэквондо. В частности, субак, тхэккен, чхарёк, оренквон, юсуль и др.

Основным историческим документом, отражающим знания древних корейцев о боевых искусствах, является трактат «Муетоботхончжи», созданный в 1790 году выдающимся корейским ученым и государственным деятелем Ли Донму. Трактат содержит описание различных систем боя с оружием, а также отдельные методы кулачного боя.

Современная история тхэквондо

Точкой отсчета в истории современного тхэквондо можно считать 26 мая 1973 года, когда в Сеуле состоялась учредительная конференция, на которой 35 представителей разных стран решили организовать Всемирную Федерацию тхэквондо. Эта конференция проходила во время проведения 1-го чемпионата мира, в котором участвовало 200 спортсменов из 19 стран. Организатором этих соревнований была Корейская ассоциация тхэквондо. Представители стран – участниц и гости чемпионата приняли Устав новой организации – World Taekwondo Federation (WTF). Штаб-квартирой новой организации стал Куккивон – всемирный центр тхэквондо. Президентом был избран доктор Ким Ун Ен.

С самого начала была определена политика – развивать тхэквондо как современный вид спорта с целью включения в программу Олимпийских игр. Олимпийская хартия – основной документ, регламентирующий, каким должен быть вид спорта и какой должна быть организация, развивающая этот вид, в том случае, если этот вид претендует на участие в Олимпиаде.

С момента создания вся деятельность ВТФ была подчинена тому, чтобы тхэквондо соответствовал всем критериям Олимпийской хартии. Вносились изменения в Устав, менялась структура организации, пересматривались правила проведения соревнований, вводилась защитная экипировка спортсменов, унифицировались судейские оценки техники и создавалась электронная система судейства соревнований, стандартизировались аттестационные требования к квалификационным экзаменам на даны.

Первое международное признание пришло 8 октября 1975 года. Международная организация спортивных федераций (GAISF) признала ВТФ как организацию, представляющую тхэквондо в мире. GAISF признает только одну организацию от каждого вида спорта.

В апреле 1976 года тхэквондо ВТФ утвержден как 23-й официальный вид спорта Международным советом армейского спорта (CISM).

17 июля 1980 года на 83-й Генеральной сессии МОК в Москве тхэквондо ВТФ признается как предолимпийский вид.

В январе 1981 года ВТФ признана Международным советом спортивной науки и физического образования (ICSSPE).

В июле 1981 года тхэквондо впервые участвовал в Мировых Играх (Word Games) как официальный вид.

В июне 1985 года утвержден Исполнительным советом МОК как демонстрационный вид на Олимпиаде в Сеуле (Корея) в 1988 году.

В мае 1986 года Исполнительный комитет международной федерации университетского спорта (FISU) включает тхэквондо в программу чемпионатов мира среди студентов.

В сентябре 1988 года на Олимпиаде в Сеуле тхэквондо представлен как демонстрационный вид.

В сентябре 1991 года тхэквондо включен в программу 3-х Игр доброй воли как официальный вид спорта.

В августе 1992 года тхэквондо стартует на Олимпиаде в Барселоне как демонстрационный вид.

В сентябре 1994 года в Париже на юбилейной сессии Международного олимпийского комитета выносится единогласное решение о включении тхэквондо ВТФ в официальную программу Олимпиады в Сиднее.

В феврале 1995 года тхэквондо ВТФ, признан Ассоциацией международных федераций летних олимпийских видов спорта (ASOIF).

Сегодня ВТФ объединяет национальные ассоциации тхэквондо, которые сгруппированы в 4 региональных союза:

– Азиатский союз тхэквондо;

– Европейский союз тхэквондо;

– Панамериканский союз тхэквондо;

– Африканский союз тхэквондо.

Представители национальных ассоциаций составляют высший орган организации – Генеральную ассамблею. ВТФ проводит следующие турниры:

– Олимпийский турнир тхэквондо;

– Чемпионат мира по тхэквондо;

– Первенство мира по тхэквондо среди юниоров;

– Кубок мира по тхэквондо;

– Чемпионат мира по тхэквондо среди студентов;

– Чемпионат мира по тхэквондо среди военнослужащих;

– Чемпионат Азии по тхэквондо;

– Чемпионат Европы по тхэквондо;

– Панамериканский чемпионат по тхэквондо;

– Чемпионат Африки по тхэквондо.

В 2003 году впервые будет проводиться чемпионат мира по «пхумсэ» как демонстрационному виду тхэквондо.

Все вышеперечисленные турниры, которые организует и санкционирует ВТФ, проводятся только для представителей национальных ассоциаций, являющихся членами этой всемирной организации. Таким образом возможно наиболее эффективно стандартизировать соревновательную технику и соответственно увеличить зрелищность спортивного поединка.

Первый олимпийский турнир по тхэквондо проходил с 27 по 30 сентября 2000 года в г. Сиднее (Австралия). Сто спортсменов боролись за медали в 4 весовых категориях у мужчин (52 участника) и в 4 весовых категориях у женщин (48 участниц). По статистическим данным, опубликованным Национальным олимпийским комитетом Австралии, процент проданных билетов на этот вид соревнований составил 99,9 %. Более высокие показатели были только на соревнованиях по гимнастике, теннису (100 %), легкой атлетике и триатлону (99,92 %).

На сегодняшний день принято решение международного олимпийского комитета о проведении соревнований в 4 весовых категориях у мужчин и 4 у женщин на следующих Олимпийских играх в Афинах. Общее количество участников – 124 человека.

«Развивая тхэквондо как спорт, мы открываем его миру. Оставить тхэквондо только как боевое искусство было бы слишком просто». Эти слова из выступления Президента ВТФ доктора Ким Ун Ена перед участниками семинара по изменению правил соревнований к следующим Олимпийским играм в Афинах определяют тенденцию развития тхэквондо в современном спорте.

Структура тхэквондо

Современное тхэквондо состоит из 5 основных дисциплин, которые интегрированы в единый тренировочный комплекс:

1. Кибон доньчжак – основная техника. Это тот фундамент, на котором основано все дальнейшее мастерство, приобретаемое в результате упорных тренировок.

2. Пхумсэ – специальные комплексы формальных упражнений, имитирующие реальный поединок за жизнь с одним или несколькими противниками, из которых выполняющий пхумсэ выходит победителем. На практике пхумсэ основана реализация принципа муе – постижение тхэквондо как боевого искусства.

3. Кйоруги – поединок. Обучение технике и тактике ведения поединка.

4. Хосинсуль – боевое взаимодействие и самооборона. Обучение реальным методам практического применения техники тхэквондо в различных жизненных ситуациях.

5. Кйокпха – демонстрационная техника. Демонстрация возможностей человека, которые можно развить, занимаясь тхэквондо.

Форма для занятий

Форма для занятий тхэквондо называется добок. Она показывает, каким видом спорта занимается человек, какова его квалификация. Надевая форму для занятий тхэквондо, мы принимаем на себя определенные обязательства вести себя соответствующим образом.

Добок состоит из куртки, брюк и пояса. Куртка и брюки изготавливаются из традиционного для тхэквондо материала белого цвета, в состав которого входит хлопок. Рукав куртки должен достигать кисти руки, по длине куртка прикрывает верхнюю часть бедер. Брюки должны прикрывать лодыжку. На левой стороне груди обычно пришивается эмблема федерации или клуба. Другие знаки и всякого рода украшения на добке недопустимы.

Тренируются тхэквондисты босиком или в специальных мягких тапочках, (по корейски они называются «соги») не закрывающих голеностопный сустав и позволяющих свободно выполнять удары ногами.

Как правильно завязать пояс

Как складывать добок

Раздел II
Стойки

Основные стойки

Моа соги.

Стопы ног сведены вместе. Вес тела распределён на обе ноги. Корпус прямой.


Нарани соги.

Ноги на ширине плеч. Вес тела распределён на обе ноги. Корпус прямой.

Чхарйот соги.

Пятки вместе, носки врозь. Вес тела распределён на обе ноги. Корпус прямой.

Ап куби.

До 60 % массы тела приходится на переднестоящую ногу и до 40 % – на заднестоящую ногу. Стопа переднестоящей ноги направлена вперёд, стопа заднестоящей ноги развёрнута под углом 25°. Заднестоящая нога выпрямлена, переднестоящая нога согнута в колене. Расстояние между стопами составляет полтора шага.

Ап соги.

Представляет собой обыкновенный шаг. Вес тела распределён на обе ноги. Корпус прямой.

Твит куби.

До 70 % массы тела приходится на заднестоящую ногу и до 30 % – на переднестоящюю ногу.

Стопа переднестоящей ноги направлена вперёд, стопа заднестоящей ноги развёрнута под углом 90°.

Расстояние между стопами составляет один шаг.

Чучхум соги.

Ступни ног расположены параллельно друг другу и развернуты прямо вперёд.

Расстояние между стопами составляет полтора шага.

Колени согнуты, спина прямая.

Вес тела распределён на обе ноги.

Пом соги.

До 90 % массы тела приходится на заднестоящую ногу и до 10 % – на переднестоящюю ногу. Переднестоящая нога выдвинута вперёд и касается пола основанием стопы, её голень располагается перпендикулярно опоре. Расстояние между мизинцами обеих ног равно ширине плеч. Выдвинутая вперед стопа развёрнута внутрь на 25°.

Коа соги.

Ноги скрещены и немного согнуты в коленях.

Вес тела на опорной ноге.

Нога на носке стоит впереди.

Корпус располагается прямо относительно плоскости опоры.

Раздел III
Кибон Доньчжак

Изучение базовой техники тхэквондо предполагает овладение основными техническими элементами этого раздела тхэквондо и освоение выполнения этих элементов до необходимой степени совершенства. В данной главе представлены 13 основных движений тхэквондо, правильное освоение которых является определяющим для дальнейшего изучения техники тхэквондо.

1. Кибон чунби соги.

2. Чучхумсо момтон чирыги.

3. Арэ макки.

4. Момтон пандэ чирыги.

5. Ап чхаги.

6. Сонналь паккат чхиги.

7. Момтон макки.

8. Йоп чхаги.

9. Сонналь макки.

10. Ольгуль макки.

11. Сонналь мокчхиги.

12. Толлйо чхаги.

13. Момтон паро чирыги.

При изучении 13 основных движений тхэквондо рекомендуется разделять их на три группы: первая группа включает движения с 1 по 5, вторая группа – движения с 6 по 9, и третья группа – движения с 10 по 13. Изучив и отработав выполнение этих движений стоя на месте, продолжайте отработку техники движений в передвижениях: вперед, назад, влево, вправо.

13 основных движений тхэквондо

Кибон чунби соги.

«Стойка готовности»

Ноги на ширине плеч, вес тела равномерно распределён на обе ноги.

Корпус прямой, кулаки слегка выдвинуты вперёд, расстояние между ними около 5–7 см.

Локти слегка согнуты, плечи расслабленны.


Чучхум со момтон чирыги.

«Прямые удары руками в позиции чучхум соги»

Удар наносится кулаком от бедра к цели, по кратчайшей траектории. Находясь у бедра, тыльная сторона кисти должна смотреть вниз.




Арэ макки.

«Нижний блок»

Блок выполняется нижней частью предплечья, которое при движении вниз слегка поворачивается.

Движение начинается от противоположного плеча, тыльной стороной кулака.

В последней фазе защитного действия плечо блокирующей руки слегка опущено.


Момтон пандэ чирыги.

«Прямой удар рукой, одноимённой с выдвинутой вперёд ногой в позиции ап куби»

Свободная рука должна возвращаться в исходное положение синхронно с атакующей рукой.

В последней фазе удара кулак должен совершить оборот на 180° вокруг своей оси. Спина прямая. В момент контакта кулак предельно сжат.

Кулак достигает цели в момент, когда стопа, при шаге вперёд, касается пола.


Ап чхаги.

«Прямой удар правой ногой»

1. Примите позицию ап куби.

2. Вес тела перенесите на левую ногу. Одновременно поднимите вверх бедро правой ноги. Стопа правой ноги обращена подушечками вниз.

3. Выполните удар активным разгибанием голени правой ноги. Стопа правой ноги обращена подушечками в сторону нанесения удара.

4. Верните ногу в исходное положение по траектории удара и примите позицию ап куби.








Сонналь паккат чхиги.

«Удар ребром ладони изнутри наружу в позиции твит куби»

Удар наносится размашистым движением руки по круговой траектории. При замахе открытая ударная часть подносится ладонью к лицу над противоположным плечом, другая рука вытягивается вперёд с кулаком.

Движение проводится изнутри наружу.


Момтон макки.

«Средний блок»

Блок выполняется внутренней частью предплечья. Замах выполняется согнутой примерно на 90° рукой и слегка развёрнутым корпусом. Вытянутый наружу кулак находится на уровне глаз. Другая рука вытянута вперёд.

В процессе движения, при выполнении защиты, блокирующая рука поворачивается вовнутрь до тех пор, пока тыльная сторона предплечья не будет направлена вперёд.




Йоп чхаги.

«Удар левой ногой в сторону»

1. Примите позицию чучхум соги.

2. Вес тела перенесите на правую ногу. Одновременно поднимите вверх бедро левой ноги. Разверните корпус и стопу правой ноги на 90°.

3. Выполните удар активным разгибанием бедра левой ноги.






Сонналь макки.

«Блок ребром ладони на среднем уровне»

Блок выполняется одновременным движением обеих рук в одном направлении. В начале защитного движения блокирующая рука с повёрнутой во внутрь ладонью на уровне лица находится у противоположного плеча.

Другая рука находится на уровне солнечного сплетения.

При блокировке обе руки одновременно движутся вперёд, переворачиваясь при этом на 180° вокруг своей оси.





Ольгуль макки.

«Верхний блок»

Блок выполняется внешней стороной предплечья.

Кулак блокирующей руки описывает в направлении противоположного плеча небольшую дугу вверх. При этом свободная рука опускается к бедру.

На уровне плеч начинается разворот предплечья внешней стороной кверху.

В конечной позиции кулак находится на линии противоположного плеча.





Сонналь мокчхиги.

«Удар ребром ладони снаружи вовнутрь»

Удар выполняется внутренней частью ребра ладони.

Замах выполняется согнутой на 90° рукой и слегка развёрнутым корпусом.

Другая рука вытянута вперёд.

Рука описывает четверть круга вовнутрь.

В конечной позиции повёрнутое вовнутрь ребро ладони должно находиться на уровне шеи.





Толлйо чхаги.

«Боковой удар правой ногой»

1. Примите позицию твит куби.

2. Вес тела перенесите на левую ногу.

Одновременно поднимите вверх-вперед бедро правой ноги. Разверните корпус и стопу левой ноги на 90°.

3. Выполните удар активным движением таза вперед и разгибанием голени правой ноги.

4. Вернитесь в исходное положение по траектории удара.






Момтон паро чирыги.

«Прямой удар рукой, разноимённой относительно выдвинутой вперёд ноги»

Удар наносится кулаком от бедра к цели, по кратчайшей траектории. Находясь у бедра, тыльная сторона кисти направлена вниз.

Свободная рука должна возвращаться в исходное положение синхронно с атакующей рукой.

В последней фазе удара кулак должен совершить оборот на 180° вокруг своей оси.

Спина прямая. В момент контакта кулак предельно сжат.

Кулак достигает цели в момент, когда стопа при шаге вперёд касается пола.





Раздел IV
Пхумсэ

Общая характеристика пхумсэ

На всем протяжении исторического развития тхэквондо многократное повторение технических действий было основным методом обучения, позволяющим закрепить технику в памяти, объединяя тело и психику ученика.

Пхумсэ тхэквондо – это строго регламентированные упражнения, представляющие собой комбинации приемов защиты и нападения (пхумсэ доньчжак), выполняемые по определенным траекториям (пхумсэ сон) и в точно установленной последовательности и имитирующие реальный бой за жизнь с несколькими соперниками, из которого выполняющий пхумсэ выходит победителем.

Пхумсэ является универсальным методом специализированной подготовки и может рассматриваться как средство обучения и дальнейшего совершенствования техники тхэквондо, средство физической и психологической подготовки, средство экспертной оценки подготовленности ученика, а также как вид соревновательной деятельности.

Пхумсе по праву можно отнести к средствам интегрального саморазвития личности, так как добиться максимального проявления физических и технических качеств можно только при вхождении в определенное психоэмоциональное состояние.

При изучении пхумсэ необходимо соблюдать основные требования:


1. Техника взгляда (сисон).

Во время выполнения пхумсэ необходимо наблюдать за воображаемым противником, при этом взгляд должен выражать решимость, показывать, что боец находится в состоянии максимальной психической мобилизованности – чжунсим.

2. Контроль за центром равновесия.

Потеря равновесия при выполнении пхумсэ отождествляется с потерей боеспособности и невозможностью эффективно применить технику тхэквондо адекватно возникшей боевой ситуации.


3. Контроль за распределением мощности усилий.

В каждом пхумсэ распределение мощности усилий при выполнении атакующих и защитных движений определяется «сценарием» пхумсэ, преследующим определенные учебные цели и основанном на принципах «мусуль» – искусства боя, формировавшегося на протяжении столетий в условиях реальных боевых действий. Каждое пхумсэ имеет свой сценарий, который характеризуется:

– Определенным количеством типов запрограммированных конфликтных ситуаций.

– Определенным количеством воображаемых противников, предполагаемым уровнем их подготовленности и сложностью применяемого ими арсенала боевых действий. Условно предполагается, что воображаемые противники, нападающие на исполнителя пхумсэ, одинакового с ним роста и располагаются точно спереди, сбоку или сзади от него. Поэтому исполнитель, выполняя удары в определенный сектор, как бы наносит его в свое зеркальное отражение.

– Сложностью и последовательностью выполнения реальных и зашифрованных технических приемов, применяемых против действий каждого из воображаемых противников.

– Сложностью тактических и психологических принципов, лежащих в основе применения технических приемов данного пхумсэ.

– Рисунком траектории перемещений в данном пхумсэ (пхумсэсон).

Распределение мощности усилий при выполнении движений в различных пхумсэ базируется на следующих принципах:

1) Самые мощные усилия должны развиваться при выполнении ударов с кихап, т. е. с объединением максимальных физических и психических усилий при выполнении действия. Считается, что при выполнении ударов с кихап должно развиваться сверхмаксимальное усилие, превосходящее максимальное стопроцентное физическое усилие. По сценарию, исполнитель пхумсэ, нанося воображаемому противнику удар с кихап, убивает его.

2) Следующими по мощности развиваемых усилий, после ударов, выполняемых с кихап, являются завершающие удары, выполняемые в конце траекторий пхумсэсон. Эти удары выполняются с максимальным, стопроцентным физическим усилием и концентрацией максимальной физической силы в заключительной фазе ударного действия. По сценарию, выполняющий пхумсэ таким ударом должен поразить своего противника, т. е. привести его в состояние устойчивой длительной потери способности к движению и ориентации на время, пока не закончится бой. Это необходимо, потому что после нанесения удара исполнитель пхумсэ должен для продолжения боя повернуться спиной или боком к данному воображаемому противнику, который поэтому должен быть нейтрализован.

3) При выполнении одиночных ударов или завершающего удара в серии ударов (за исключением ударов, выполнение которых описано в пунктах 1 и 2) необходимо развивать усилие не менее 75–80 % от максимального. Назначением этих ударов является потрясение противника – кратковременная потеря им способности к движению и ориентации, а блоков – его иммобилизация, т. е. потеря способности к активному движению в результате получения сильной травмы ударной конечности. Другими словами, целью этих действий является кратковременное лишение противника боеспособности для последующего тщательного прицеливания и нанесения поражающего удара.

4) При выполнении ударов, предшествующих завершающему удару, в серии ударов, а также защитных блоков обычно развивается усилие не более 50–60 % от максимального. Назначением указанных ударов является ошеломление противника – кратковременная потеря им способности к ориентации, что требует не большой физической силы, а точности и значительной быстроты ударного действия, которая позволит лишить противника способности своевременно среагировать на атаку и создаст возможность для перехода к выполнению завершающего атакующего действия.


4. Контроль за темпо-ритмом.

Темпо-ритмический рисунок выполнения каждого пхумсэ уникален. Он зависит от уровня технической и физической подготовленности исполнителя пхумсэ, его психоэмоционального состояния в данный момент, от глубины понимания им общих принципов тхэквондо и знания различных вариантов боевого применения каждого движения данного пхумсэ. Техника выполнения пхумсэ должна базироваться на осмысленном сочетании быстрых и медленных движений, ритмических пауз между ними.

В большинстве пхумсэ подразумевается выполнение определенного количества зашифрованных элементов, которые при выполнении пхумсэ обозначаются паузами. Время регламентированных пауз определяется также мощностью предшествующих усилий, развиваемых при выполнении тех или иных видов ударов и защитных блоков и видом психической мобилизации.

Как правило, самая большая пауза следует после выполнения последнего движения пхумсэ перед возвращением в Чунби часе (позиция готовности к началу боевых действий).

После атакующего действия, выполняемого с кихап следует пауза. Затраты физической и психической энергии при выполнении ударов с кихап максимальные, поэтому времени на срочную физическую реабилитацию и психическую мобилизацию после выполнения такого удара потребуется больше, а, значит, и пауза между ударом с кихап и последующим действием длится дольше, чем после удара без кихап.

После выполнения завершающего атакующего действия без кихап в конце какой-либо из траекторий пхумсэсон или после выполнения защитного блока без последующего удара, который, однако, обязательно подразумевается, следует пауза.

Между мощными ударами, выполняемыми по одному воображаемому противнику, или между выполнением мощного защитного блока и последующего удара следует пауза. Это объясняется тем, что мощные блоки лишают противника устойчивости и даже могут отбросить его на некоторое расстояние, поэтому небольшая пауза служит как бы для оценки изменившейся дистанции до воображаемого противника и выбора цели удара.

Между выполнением «легкого» защитного блока и последующего удара или между ударами, выполняемыми по одному воображаемому противнику в виде заранее спланированной серии, пауза отсутствует, так как удары, целью которых является ошеломление противника, не требуют проявления больших физических усилий.


5. Контроль дыхания.

В тхэквондо, как и в других видах боевых искусств, огромное значение придается соблюдению принципов правильного дыхания, считающегося для бойца важнейшим источником жизненной энергии ки. Несомненно, правильное дыхание является главным механизмом сопротивляемости организма утомлению и, как следствие, основой эффективности в бою, то есть от него зависит быстрота реагирования, скорость и сила ударов и блоков, способность вести результативный бой в течение значительных промежутков времени. В тхэквондо используется так называемое «нижнее» диафрагмальное дыхание, то есть в дыхательном акте в основном задействована нижняя половина легких, имеющая больший объем, чем верхняя. В зависимости от боевого взаимодействия используются два метода дыхания: метод «трехчетвертного» дыхания и метод «двухчетвертного» дыхания. Принцип этих методов заключается в том, что боец не выполняет вдох до конца, оставляя в легких резервный запас воздуха, необходимый для бесперебойного обеспечения кислородом напряженной мышечной деятельности. Если интенсивность боевого взаимодействия средняя, то используется метод «трехчетвертного» дыхания, то есть выдыхается только 3/4 объема воздуха, и затем следует вдох. При высокой интенсивности боевого взаимодействия используется метод «двухчетвертного» дыхания – выдыхается только половина объема воздуха.

Каждое пхумсэ имеет свою оригинальную спирограмму, непосредственно связанную с темпо-ритмом и распределением усилий, и основывается на следующих принципах:

1. Любой удар или блок в пхумсэ выполняется на выдох. Как правило, вдох осуществляется через рот и может проводиться резко и непрерывно, например, при ударах с кихап, или постепенно и «порционно», например, при выполнении серии блоков и ударов. При совершении ударов и блоков после выдоха следует кратковременная задержка дыхания, связанная с напряжением мышц в конечной фазе движения, а затем опять продолжается выдох. При выдохе кончик языка прижимается к альвеолам нижних зубов.

2. Вдох всегда осуществляется через нос. Обычно, вдох производится резко и быстро перед выполнением блока или удара, но иногда, при совершении медленных движений в некоторых пхумсэ, вдох выполняется медленно, одновременно с движением. При вдохе кончик языка прижимается к альвеолам верхних зубов.

3. Как правило, все атакующие и защитные действия, выполняемые против одного воображаемого противника, совершаются на один выдох, независимо от их количества, а вдох – перед началом выполнения действий против следующего воображаемого противника. Это связано с тем, что при вдохе мышцы туловища несколько расслабляются, и, если в процессе боевого взаимодействия противник нанесет ответный удар в момент вашего вдоха, то, в случае попадания, эффективность этого удара резко возрастет.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Что дают уже на самых первых порах уроки тхэквондо для начинающих детей? Владение собой – внутреннее спокойствие, уравновешенность и понимание возможностей собственного тела. Только получив такой первоначальный вектор развития, ученик способен к дальнейшему совершенствованию под руководством опытного тренера.

Тхэквондо для начинающих детей и взрослых – два заметно отличающихся пути к достижению вершин мастерства.

  • В раннем возрасте иной уровень внимания, по-другому работает память, как умственная, так и телесная, отвечающая за выработку чётких двигательных навыков.
  • Ребёнок имеет свой, отличный от зрелого человека, уровень мотивации.
  • Больше возможностей развития, реализации природного потенциала, но и сложнее взаимопонимания между наставником и учеником, в силу разных «весовых категорий» не только в прямом смысле этого слова, но и в плане житейского опыта.
  • Занятия с детьми требуют особого таланта и специальной педагогической подготовки.

В клубе Тхэквондо ВТФ «Звёзды Невы» работают именно такие опытные наставники.

Видеоуроки тхэквондо втф для начинающих детей

Как бы ни хотелось нетерпеливому новичку насколько можно быстрее приступить к практике полноценных тренировок и спаррингам, самый первый шаг – подробное изучение спортивной терминологии. Быстрота реакции должна развиваться параллельно с умением слышать учителя, понимать и воспринимать нужное направление действий. Такое внимательное отношение не только приводит к победе в поединках, но и позволяет избегнуть травм, выдерживать щадящий доступный режим тренировки.

В любой профессиональной сфере присутствуют специальные термины, заменить которые столь же короткими словами обыденного языка не представляется возможным. Нужно быть готовым к терпеливому кропотливому изучению спортивного языка. Это является одной из гарантий будущего успеха.

Путь к вершине – приемы тхэквондо втф для начинающих

Занятия ведутся по индивидуальной программе с учётом исходной физической подготовки и психосоматических особенностей

  • дошкольника,
  • младшего школьника,
  • подростка,
  • взрослого,
  • людей с особенными возможностями (сурдо- и пара-спортсменов).

Программа тренировок, последовательность изучаемых приёмов, темп занятий учитывает возможности каждого. Позвоните, чтобы договориться о встрече с тренером и записаться на занятия в интересующую вас группу в удобное для вас время.

Теоретические вопросы на 10 гып

(Белый пояс- чистый лист бумаги, скрывающий землю снег);

  1. Как называется вид спорта которым Вы занимаетесь? (ТХЭКВОНДО).
    2. Что такое ТХЭКВОНДО? (Корейское боевое искусство и Олимпийский вид спорта.)
    3. Что означает ТХЭКВОНДО? («ТХЭ» - нога, или удар ногой; «КВОН» - кулак, или удар кулаком;
    «ДО» - Путь познания или Путь РУКИ И НОГИ)

4.Как называется форма в которой вы занимаетесь? (ДОБОК)

5.Как называется пояс по-корейски? (ТИ)

  1. Как называется зал по-корейски? (ДОДЖАН)
  2. Как называется Флаг по-корейски? (КУГ КИ)
    8. Как вы называете своего тренера (инструктора)? (САБОНИМ)
  3. Что такое КИХАП? (Боевой энергетический выкрик «ХЕЧЁ» либо «ХЕЧ»)
    10. Для чего выполняется боевой выкрик КИХАП? (Чтобы придать движениям силу и уверенность. Боевой выкрик также является формой психологической атаки.)
    11. Что означает поклон в ТХЭКВОНДО? (Поклон – это корейская форма приветствия.)
    12. Как звучит команда поклон по-корейски? (КЁНЕ)
    13. Почему вы занимаетесь ТХЭКВОНДО? (Для физического и духовного совершенствования, приобретения знаний и навыков «искусства владения ногами и руками». Мы хотим стать незаурядным примером для других. (Возможны свои варианты).
    14. Почему вы сдаете экзамен по ТХЭКВОНДО? (Мы сдаем экзамены, чтобы прибавить себе уверенность, демонстрируя знания в напряженной обстановке, а также позволить экзаменатору определить нашу квалификацию и получить допуск для выступлений на соревнованиях по ТХЭКВОНДО.)

1 – хана

2 – туль

3 – сэт

4 – нэт

5 – дасот

6 – йосот

7 – ильхоп

8 – йодоль

9 – ахоп

10 – йоль

Как называются махи прямой ногой по-корейски: По-прямой, по-дуге, внутырь? (БАЛ ОЛ ЛИГИ, БАЛ-ДОЛ-ЛИГИ, АН БАЛ ДОЛ ЛИГИ)

Теоретические вопросы на 9 ГЫП

(Белый пояс с жёлтой полосой)

Примечание: Теоретические вопросы с 10 гыпа.
1. Какие уровни человеческого тела используются для атаки? (Ольгуль-Верхний (выше ключицы) – МОМТОМ-средний(от пояса до ключицы), АРЭ-нижний (ниже пояса)
2. Что показывает цвет пояса занимающегося? (Это показатель его мастерства.)
3. Какие три основных базовых принципа ТХЭКВОНДО необходимо помнить? (Правильный взгляд, хороший баланс, громкий боевой выкрик КИХАП.)

4.Как называется ученическое ПХУМСЕ на белый пояс? (КИБОН ИЛЬ ДЖАН)
5.Какие заповеди ТХЭКВОНДО вы знаете?
Ответы:
-Быть верным своей стране.
-Быть хорошим сыном/дочерью своим родителям.
-Быть хорошим примером для своих братьев и сестер.
-Быть верным своим друзьям.
-Уважать старших.
-Верить своим учителям и уважать их.
-Никогда не отказываться от поединка.
-Всегда заканчивать начатое.

6.Как называется удар ногой вперёд по –корейски; (АП-ЧАГИ)

7.Как называется удар ногой по окружности внутрь по-корейски; (ДОЛИО-ЧАГИ)

8.Как называется Кулак по-корейски? (ДЖУМОК)

9.Как называется ученическая степень по-корейски (с 10 по 1-ый) в ТХЭКВОНДО; (ГЫП)

  1. Что обозначает команда «ХЭЧЁ»? (РАЗОЙТИСЬ)
  2. Как называется двойной удар руками? (ДУБОН ДЖУМОК ДЖЕРУГИ)
  3. Как называется тройной удар руками и какой «кихап» кричать вовремя выполнения? (СЕБОН ДЖУМОК ДЖЕРУГИ, ТХЭ КВОН ДО).
  4. Как называется стойка всадника в ТХЭКВОНДО и какое растояние от стопы до стопы спортсмена? (ДЖУЧУМ СОГИ, 3-и стопы спортсмена)

Теоретические вопросы 8 гып

(Жёлтый пояс- рождение, проклюнувщийся росток)

Примечание: Теоретические вопросы с 10 гыпа + 9гып.

1.Что означает символика Тэгук Иль Джан? (Символика Тэгук Иль Джан означает ясность и активность, начало созидания. В этом пумсе формируется понимание тхэквондо и создается база для раскрытия личных способностей занимающегося.)

2.Как звучит команда по-корейски смирно? (ЧАРЬЙОТ)

  1. Как звучат команды по-корейски «ВСТАТЬ» и «САДИТСЯ»? (ИРСОТ, АНДЯ)
  2. Как звучит команда по-корейски «ПРИГОТОВИТСЯ»? (ЧУМБИ)
  3. Как звучит команда по-корейски «ПОВЕРНУТСЯ» (ТИРО ДОРА)

6.Назовите числительные и порядковые по-корейски?

7.Что такое «Додянг»? (ПЛОЩАДКА ДЛЯ СПАРИНГА)

  1. Как называется боевая стойка в тхэквондо? (КУРАГИ СОГИ)

Терминология 1-го пхумсэ

Тэгук иль джан - Пхумсэ №1
Стойки



Блоки


Удары рукой

Удары ногой
Ап чаги - Удар ногой вперёд

Теоретические вопросы 7 ГЫП

(ЖЁЛТЫЙ ПОЯС С ЗЕЛЁНОЙ ПОЛОСОЙ)

Примечание: Теоретические вопросы с 10 гыпа + 9гып.+8гып.
1.Какие пять духовных принципов существуют в ТХЭКВОНДО?
1)Учтивость.
2) Честность.
3) Настойчивость.
4) Самоконтроль.
5) Упорство.
2. Почему необходимо практиковать базовую технику и ПХУМСЭ?
(ПУМСЭ и базовую технику необходимо практиковать для достижения координации, ловкости, искусности в ТХЭКВОНДО. Отработка этих разделов ТХЭКВОНДО формирует уверенность и концентрацию.)
3. Почему необходима растяжка в ТХЭКВОНДО? (Растяжка создает гибкость, способствует появлению ловкости и хорошему самочувствию. В ТХЭКВОНДО гибкость позволяет развить большую силу и скорость выполняемых техник, а также расширить диапазон поражаемых участков тела противника.)
5.Что означает символика Тэгук И Джан? (Она означает радость и веселье. Тэгук И Джан отражает наряду с хладнокровием и непоколебимостью также и энергичное проявление уверенности и силы. Пхумсе выполняют спокойно, не торопясь, уравновешенно, но энергично.)

  1. Как называется удар толкающий всей стопой? (МИРО ЧАГИ)
  2. Какие 3-и федерации есть в ТХЭКВОНДО? (ВТФ –ВСЕМИРНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ТХЭКВОНДО, ИТФ- ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ТХЭКВОНДО, ГТФ-ГЛОБАЛЬНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ТХЭКВОНДО)

Терминология 1-го и 2-го пумсе:

Тэгук иль джан - Пумсэ №1
Тэгук и джан - Пумсэ №2

Стойки:
Чарьот соги - Стойка «смирно»
Джумби соги - Стойка «приготовиться»
Ап соги - Узкая передняя стойка
Ап куби - Широкая передняя стойка

Блоки:
Арэ пальмок макки - Блок нижнего уровня
Момтом ан пальмок макки - Блок среднего уровня вовнутрь
Ольгуль пальмок макки - Блок верхнего уровня

Удары рукой:
Пандэ джируги - Одноименный удар кулаком
Баро джируги - Разноимённый удар кулаком

Удары ногой:
Ап чаги - Удар ногой вперёд

Теоретические вопросы 6 ГЫП

(ЗЕЛЁННЫЙ ПОЯС- юность, начало роста )

Примечание: Теоретические вопросы с 10 гыпа + 9гып.+8гып.+7гып.
1.Что означает символика Тэгук Сам Джан? (Знак Тэгук Сам Джан – пламя. Он символизирует стремление направить на плодотворную стезю глубоко сокрытый в каждом из нас огонь. Пумсе очень подвижно и разнообразно.)

  1. Что такое «ХОСИН-СУЛ»? (техника самообороны)

3.Что такое «КЬЁК ПА»? (разбивание предметов)

4.В каком году ТХЭКВОНДО было включено в программу олимпийских игр и в каком городе? (2000, Сидней)

  1. Какая защита нужна для спаринга в ТХЭКВОНДО? (ЖЕЛЕТ(ХОГУ); ШЛЕМ(МОРИ БОХОДЭ) ;
    ЩИТКИ НА ГОЛЕНЬ (ДАРИ БОХОДЭ); ЩИТКИ НА ПРЕДПЛЕЧЬЕ (ПХАЛЬ БОХОДЭ);
    БАНДАЖ ЗАЩИЩАЮЩИЙ ПАХ (НАМ СОН БОХОДЭ);ПЕРЧАТКИ НА РУКИ; КАПА В РОТ
  2. Как называется по-корейски ребро ладони? (Сонналь)
  3. Как называется широкая стойка в которой вес распределяется 70% на заднюю ногу и 30% на переднюю? (ДВИТ КУБИ)
  4. Как называется рубящий удар ногой сверху? (НЕРИО ЧАГИ)
  5. Как называются кончики пальцев по-корейски? (СОН КЫТ)

Терминология 1-го, 2-го и 3-го пумсе:

Тэгук иль джан - Пумсэ №1
Тэгук и джан - Пумсэ №2
Тэгук сам джан - Пумсэ №3

Стойки:
Чарьот соги - Стойка «смирно»
Джумби соги - Стойка «приготовиться»
Ап соги - Узкая передняя стойка
Ап куби - Широкая передняя стойка
Двит куби - Широкая стойка с переносом центра тяжести на сзади стоящую ногу

Блоки:
Арэ пальмок макки - Блок нижнего уровня
Момтом ан пальмок макки - Блок среднего уровня (внутрь)
Ольгуль пальмок макки - Блок верхнего уровня
Хан сонналь момтом йоп макки - Боковой блок среднего уровня

Удары рукой:
Пандэ джируги - Одноименный удар кулаком
Баро джируги - Разноименный удар кулаком
Дубон джируги - Двойной удар кулаком

Удары ногой:
Ап чаги - Удар ногой вперёд

Для повышения эффективности учебно-тренировочных занятий в тхэквондо настоятельно рекомендуем организовать своему ребенку условия для самостоятельных домашних тренировок. Это будет способствовать решению сразу нескольких важнейших спортивных и воспитательных задач:

  • дополнительная тренировка будет содействовать интенсивному прогрессу в развитии физических качеств и технической подготовленности юного тхэквондиста;
  • домашние тренировки развивают такое важное качество как самостоятельность и сознательное отношение к своему совершенствованию в тхэквондо;
  • занятие с ребенком его любимым видом спорта в домашних условиях, способствует созданию более доверительных и близких отношений в семье.

Исходя из анализа многочисленных упражнений тхэквондо, которые можно рекомендовать для домашнего освоения, мы выбрали 7 групп наиболее эффективных и простых упражнений для освоения на начальном этапе.

1. Отжимания и подтягивания. Сначала нужно, чтобы ребенок подтягивался и отжимался в облегченных условиях. Например, подтягивания с поддержкой, отжимания от стула или скамейки. Особо стоит отметить подтягивания и отжимания с молочной резиной. Если ребенок находится на начальном уровне, то резина будет отличным помощником для него. Резина снимает часть нагрузки, подтягивая его вверх. Эффект динамики сохраняется, чем ниже тело, тем больше резина помогает с подъемом тела вверх, сила помощи резины уменьшается и мышцам приходиться включаться в работу. С помощью резины очень быстро можно повысить количество повторений, которые ребенок может сделать.

2. Прыжки на скакалке, приседания и выпрыгивания из полного приседа. Превосходно развивают прыгучесть, силу и выносливость юного спортсмена. Заключайте с ребенком маленькие договоренности и поощряйте его всякий раз, когда он делает чуть больше повторений в упражнениях сегодня, чем он делал вчера. Используйте наглядность — повесьте большой лист ватмана и отмечайте на нем прогресс своего ребенка в упражнениях. Отметьте на графике уровень, при достижении которого ребенка будет ожидать пусть маленький, но подарок (создавайте позитивное подкрепление успехам своего ребенка).


3. Шпагат поперечный сидя у стены и шпагат продольный стоя у стены . Два основных вида растяжки для тхэквондо, которые необходимо постоянно совершенствовать юному спортсмену. Растягивая ребенка сидя у стенки на поперечном шпагате следите за тем, чтобы ребенок делал динамические наклоны к ногам. Растягивая ребенка на продольный шпагат стоя у стены чередуем статическое давление прямой ногой вниз в течение 10 секунд с последующим подниманием ноги чуть выше. Таких подходов нужно сделать от 3 до 5 раз на каждую растягиваемую ногу.

4. Отработка техники стоек, блоков и ударов ногами и руками. Техническая подготовленность юного тхэквондиста является важнейшей стороной спортивной подготовки будущего мастера боевых искусств. Чтобы в полной мере овладеть техникой всего одного технического элемента тхэквондо нужно повторить его в отработках около 10 000 раз, только тогда техника ударов спортсмена становится достаточно совершенной. Не всегда на тренировках хватает времени для полноценного доведения техники ударов и защит спортсмена до нужного уровня мастерства. Поэтому важно именно в домашнем индивидуальном тренинге посвящать большую часть времени отработке техники тхэквондо перед зеркалом, по лапам-мишеням и по боксерскому мешку.

5. Упражнения на реакцию: перекидывание теннисными мячиками, кидание теннисного мячика в стенку и ловля его (+то же самое, но нужно научиться кидать и ловить одновременно два мячика), отработка техники защиты и уклонов от ударов мягкой палкой или лапами, отработка ударов по самодельной пневматической груше.



6. Прокачка мышц пресса и спины. Сильные мышцы спины и пресса играют огромное значение в умении выдерживать большие нагрузки современного спорта без травм опорно-двигательного аппарата, особенно нагрузки связанные с прыжковой техникой и техникой ударов ногами в тхэквондо. Упражнения для мышц пресса и спины необходимо выполнять каждый день регулярно и настойчиво. Существует множество упражнений для мышц пресса и спины.



7. Отработка техники «Пхумсэ». Пхумсе (формальные комплексы) — определенные последовательности движений защиты и нападения в тхэквондо. Пхумсе включает в себя основные стойки, блоки, удары руками и ногами. Пхумсе также используется для аттестации на пояса тхэквондо WTF. Для учеников, еще не получивших черный пояс существуют комплексы Тхэгук (8 форм), которые составляют основу базовой техники тхэквондо:

1. Teguk IL Jang (Тхэгук Иль Джан)
2. Teguk Yi Jang (Тхэгук И Джан)
3. Teguk Sam Jang (Тхэгук Сам Джан)
4. Teguk Sah Jang (Тхэгук Са Джан)
5. Teguk Oh Jang (Тхэгук О Джан)
6. Teguk Yuk Jang (Тхэгук Юк Джан)
7. Teguk Chil Jang (Тхэгук Чиль Джан)
8. Teguk Pal Jang (Тхэгук Паль Джан)

Для учеников, получивших черный пояс, существует высшие пхумсе:

1. Koryo (Корё)
2. Kumgan (Кумган)
3. Taebaek (Таебэк)
4. Pyong won (Пьонг Вон)
5. Sipjin (Сипчин)
6. Jitae
7. Chonkwon (Чонквон)
8. Hansu (Хансу)
9. Ilyeo (Илио)

Видео всех пхумсэ можно посмотреть в

Существует множество боевых искусств: дзю-дзюцу, хапкидо, кунг-фу, муай тай, тхэквондо… Всех их объединяют два принципа: они ориентированы на поединок и зависят от физического состояния. Выносливость, сила, гибкость — тесно связаны в боевых искусствах. Тем не менее, скорость, подвижность и координация — так же важные составляющие в единоборствах, которые вы можете тренировать вне своего зала.

«Тренировка скорости на 90% является психологической. А может и на 99%», говорит Ля Турретт. Такой психологический подход к тренировке, кажется, принсс результаты 50-летнему инструктору каратэ из Медфорда, штат Орегон. Официально было зарегестрировано, что он сумел сделать 16,5 ударов за одну секунду, и он утверждает, что его ученики могут сделать это еще быстрее. Следуя 12 ступеням программы по увеличению скорости удара.

1. УЧИТЕСЬ, НАБЛЮДАЯ ЗА СПЕЦИАЛИСТАМИ. «Если человек хочет стать быстрым бегуном, то все,что ему нужно сделать, это выйти из дома, найти быстрого бегуна его возраста, силы и физиологии тела, и изучать его движения, в точности делая то,что тот делает», говорит Ля Турретт.

2. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПЛАВНЫЕ, ТЕКУЧИЕ УДАРЫ. Плавная техника ударов китайского стиля обладает намного большей взрывной силой, чем традиционные реверсивные удары в каратэ и в боксе, утверждает Ля Турретт, т.к. скорость удара генерируется импульсом. Вы можете натренировать мозг и нервную систему для нанесения быстрых ударов. Чтобы достичь этого, выполняйте «плавное» упражнение, состоящие из последовательности движений, начиная с трех- четырех ударов за раз. Как только вы начинаете выполнять эту комбинацию автоматически, добавьте немного больше движений, затем еще немного, до тех пор, пока ваше подсознание не научится связывать каждое отдельное движение в один поток, подобный водопаду. Спустя некоторое время, вы сможете делать 15-20 полных движений за одну или даже менее секунд.

3. ИСПОЛЬЗУЙТЕ СФОКУСИРОВАННУЮ АГРЕССИЮ. Вы должны научиться мгновенно переходить из пассивного состояния в состояние боевой готовности для того, чтобы атаковать до того, как он сумеет предугадать ваши действия. Любые сомнения о вашей способности защитить себя должны быть искоренены путем психологической подготовки, прежде чем вы попадете в стрессовое состояние.

Время реакции на какое-либо действие делится на три фазы — восприятие, решение и действие — что вместе занимает, приблизительно шестую часть секунды. Воспринимать информацию и принимать соответствующие решения следует в расслабленном состоянии, чтобы не дать намёк противнику о ваших последующих действиях. Как только вы сфокусировались, вы можете произвести атаку настолько быстро, что ваш соперник не успеет и глазом моргнуть.

Чтобы правильно выполнить этот тип атаки, вы должны быть абсолютно уверены в своей правоте и способности правильно действовать, иначе вы проиграете. Как выражается сам Ля Турретт «Болтая, не готовьте рис». Вы должны быть агрессивны и уверены в свосм мастерстве. Уверенность в себе должна рождаться в бою с реальным противником в большей степени, чем при выполнении ката, где вы атакуете воображаемого противника.

Вы также должны сохранять постоянное состояние готовности, внимательности, наблюдать за происходящими вокруг вас событиями, быть в любой момент готовым, в случае опасности, реализовать потенциальную силу. Это особенное физическое, психологическое и эмоциональное состояние может освоить любой человек, но только в условиях непосредственной конфортации с противником.

Как только вы достигли этого уровня подготовки, проанализируйте и постарайтесь разложить по категориям появившиеся у вас ощущения. Позже, в условиях поединка, вы можете извлечь из памяти полученный опыт, что даст вам несомненное преимущество перед противником. Задайте себе следующие вопросы: Что собственно отвлекает меня? Может быть расстояние между мной и противником? Или его нескрываемая злоба ко мне? Его манера выражаться? Какое внимание оказывает на меня это психологическое состояние? Какие ощущения я переживаю? Как я выглядел? Какое у меня было выражение лица? Какие мышцы были напряжены? Какие расслаблены? Что я сам себе говорил, находясь в этом состоянии? (Лучше всего было бы, если бы вы не «бормотали» что-то там про себя). Какие мысленные образы возникали у меня? На чем я был зрительно сосредоточен?

После того, как вы найдете себе ответы на заданные вопросы, воспроизведите ситуацию вновь, постарайтесь, чтобы в вашем мозгу снова ярко возникли ощущения, окружающая обстановка и звуки. Повторяйте это снова и снова до тех пор, пока вы не будете в состоянии ввести себя в это психическое состояние в любой момент.

4. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ГОТОВЫЕ СТОЙКИ, КОТОРЫЕ МОГУТ ДАТЬ ВАМ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА. Одним из секретов успеха Уоллеса заключался в том, что он из одной единственной позиции ног мог мгновенно произвести боковой удар ногой, круговой удар и обратный круговой с одинаковой точностью. Одним словом, ваша стойка должна дать вам возможность делать рубящие удары, удары в стиле «коготь», локтями, толчками или удары «молот», в зависимости от действий противника.

Используйте боевую технику, которая, как вы считаете, в наибольшей степени подходит вам. Научитесь занимать такую позицию, из которой вам достаточно сделать лишь незначительное движение, чтобы передвинуться от одной мишени к другой. Подбор натуральной (природной) боевой позиции исключает необходимость в выборе стойки и позволяет вам поймать противника врасплох. А озадаченный противник — уже наполовину побежденный.

5. ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ПСИХОЛОГИИ ОДНОГО СМЕРТЕЛЬНОГО УДАРА. Это заключение правило номер один. Ваша начальная атака должна быть последовательностью, состоящей из трех ударов даже в том случае, если первый удар был способен остановить противника. Первый удар является «закуской», второй — главным «блюдом», ну а третий — «десертом. «В то время, как ничего не подозревающий противник готовится к прямому удару или удару задней ногой», — говорит Ля Турретт, «вы можете ослепить его шлепком по глазам, кулаком левой руки ударить в висок, правым локтем в другой висок. Затем вы можете ударить его правым локтем в челюсть, а левой рукой по глазам. Опуститесь в стойку на коленях и ударьте правым кулаком в пах, а двумя пальцами левой руки — по глазам противника. Вот и конец этой истории.»

6. ИСПОЛЬЗУЙТЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ВИЗУАЛИЗАЦИИ. Во время занятий упражнениями на развитие скорости удара, вы должны думать, что выполняете удары с желанной для вас скоростью. «Если вы не видите, вы не сможите это сделать», — говорит Ля Турретт. Такая психологическая подготовка во многом дополняет физическую.

Визуализация не так уж сложна, как думают многие люди. Попробуйте сделать следующий эксперимент: остановитесь прямо сейчас и опишите цвет вашей машины. Потом апельсин. Затем вашего лучшего друга. Каким образом вы сумели всё описать? Вы ВООБРАЗИЛИ их себе. Многие люди не знают, что они часто создают «образы» в своей голове на подсознательном уровне. Ту часть мозга, которая ответственна за создание и воспроизведение образов, вполне можно точно настроить даже в том случае, если они не привыкли обращаться к ней.

Как только вы научились представлять себя в условиях реального боя, попробуйте увидеть и почувствовать, что ваши действия достигают выбранных вами мишеней. Почувствуйте, что ваши согнутые колени добавляют мощи вашим ударам. Почувствуйте толчок вашей ноги по мячу во время удара, и т.д….

7. ИДЕНТИФИЦИРУЙТЕ ОТКРЫТЫЕ МИШЕНИ. Чтобы научиться идентифицировать открытые мишени и предугадывать действия противника, необходимо тренироваться с реальным противником. Чувства синхронности можно добиться путём многократного воспроизведения атак до тех пор, пока у вас не появится твёрдая уверенность в том, что вы сможете применять его в условиях реального боя.

Одной из причин того, что у боксеров настолько хорошая скорость удара является то, что они тысячи раз отрабатывают свою технику в спарринге. И когда перед ними возникает цель, они не думают, они ДЕЙСТВУЮТ. Этот подсознательный навык можно легко приобрести, но короткого пути достижения этого нет. Вы должны тренироваться вновь и вновь до тех пор, пока ваши действия не станут инстинктивными.

8. НЕ «ТЕЛЕГРАФИРУЙТЕ» ВАШИ ДЕЙСТВИЯ. Не имеет значения, насколько вы быстры, т.к. если ваш противник предугадал ваши действия, вы уже не достаточно быстры. Можете верить или нет, вашему противнику сложнее увидеть удар, идущий на уровне его глаз, чем круговой удар сбоку.

Удар «хук» (не круговой, а хук) требует намного больше движений, и его намного легче блокировать. Одним словом правильно произведенный удар в область переносицы может поразить противника раньше, чем он поймет, что вы его ударили. Прежде всего, не выдавайте своих намерений сжимая кулаки, двигая плечом или глубоким вздохом перед нанесением удара.

Как только вы усвоите физическую структуру техники упражнений, попрактикуйтесь в извлечении преимуществ из ограничений восприятия человека, пытаясь занимать положение, ограничивающие возможность противника предугадать и увидеть ваши действия. Этот навык требует много практики, но как только вы усвоите его, вы сможите атаковать противника, практически безнаказанно.

9. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПРАВИЛЬНУЮ ДЫХАТЕЛЬНУЮ ТЕХНИКУ. Во время боя многие спортсмены задерживают дыхание, чем наносят себе большой вред. Тело становиться напряженным, в следствии чего уменьшается скорость и сила ваших ударов, также, выкрикивание громкого Киай во время выполнения техники даже вредит вам, т.к. гасит ваш импульс. Ключом к увеличению скорости ударов является то, что вы должны выдыхать воздух в соответствии с ударами.

10. ПОДДЕРЖИВАЙТЕ ХОРОШУЮ ФИЗИЧЕСКУЮ ФОРМУ. Гибкость, сила и выносливость играют важнейшую роль при самозащите даже учитывая то, что большинство уличных боев длятся секунды. Если ваше тело одновременно гибкое и расслабленное, вы сможете наносить удары практически под любым углом, поражая высокие и низкие цели без неудобной перемены стоек. Также чрезвычайна важна и сила ваших ног. Чем сильнее будут ваши ноги, тем сильнее будет ваш удар и тем быстрее вы сможете сокращать расстояние между вами и противником. Важно увеличить силу рук и предплечий путем тренировок с отягощениями и специализированными упражнениями на удары. Упражнения помогут вам укрепить ладони и запястья, улучшать точность и проникновение ударов.

11. БУДЬТЕ УПОРНЫМИ. Вы должны дать себе обязательство три раза в неделю в течение 20-30 минут стараться увеличить скорость удара. Будьте готовы к тому, что неизбежно наступят периоды, когда вам будет казаться, что вы не делаете значительного прогресса.

Большинство людей испытывают пять уровней чувства прогресса или отсутствия зримых результатов во время тренировок.

Существует «бессознательная некомпетентность» (буквально, когда Вы не осознасте проблемы и пути их решения). Это такая точка, когда Вы понимаете, что Ваши знания и мастерство недостаточны, и Вы начинаете искать пути решения проблемы. «Бессознательная некомпетентность» означает то, что Вы можете выполнить новые упражнения только тогда, когда Ваше внимание предельно фокусировано.

Это наиболее трудная ступень ориентировок, и Вам кажется, что она будет длиться целую вечность. Процесс трансформации сознания в рефлексивные действия занимает приблизительно от 3000 до 5000 повторений.»Бессознательная некомпетентность» является единственным уровнем мастерства, когда настоящая скорость становится достижимой. В то время, как Вы учитесь реагировать инстинктивно. Достичь этого уровня можно лишь путем тысяч повторений техники. Большинство людей находятся в этом рефлекторном или автоматическом психическом состоянии, когда ведут свою машину, что позволяет им реагировать на дорожные неприятности с бессознательной хладнокровностью, они не задумываются над тем, как переключить передачи или нажимать на тормоз. Вы не сможите увеличить скорость ударов до тех пор, пока Ваши базовые движения не будут основываться на рефлексах. Финальной ступенью мастерства является «сознание Вашей бессознательной некомпетентности», точки, которой сумели достичь за всё время лишь несколько людей.

12. СОХРАНЯЙТЕ ЕСТЕСТВЕННУЮ, РАССЛАБЛЕННУЮ, СБАЛАНСИРОВАННУЮ СТОЙКУ. Лучшей боевой стойкой является та, что не выглядит как боевая стойка. Как точно отметил легендарный мастер меча из Японии Мусаси Миямото «Ваша боевая стойка становится Вашей повседневной стойкой, а ваша повседневная стойка становится боевой». Вы должны точно знать, какие техники Вы можете применить из каждой позиции, и должны уметь выполнить их естественным путсм, без колебаний или перемены стоек.

Практикуйте эти 12 принципов каждый день в течение 20-ти минут. После месяца тренировок Вы будете совершенствовать новую, сокрушительную скорость. Ля Турретт говорит «Не существует от природы быстрых бойцов. Каждому приходилось как и вам, тренироваться. Чем с большим усердием Вы тренируетесь, тем менее Вы уязвимы в бою».

Видео: Упражнения на развитие скорости, точности и высоты ударов ногами