Как "притча о моровой язве" повернула сознание раскольникова от истины к дискурсу

Раскольников

Первый сон главный герой «Преступления и наказания» видит на Петровском острове в Санкт-Петербурге. Сон этот настолько потрясает Родиона, что, проснувшись, он отрекается «от проклятой мечты своей». Таково значение сна непосредственно во внешнем действии романа . Однако смысл этого сна гораздо глубже и знаменательнее.

Во-первых, сон этот предваряет будущие события: красные рубахи пьяных мужиков; красное, «как морковь», лицо Миколки; баба «в кумачах»; топор, которым можно разом покончить с несчастной клячей ― всё это предопределяет будущие убийства, намекая на то, что кровь всё-таки прольётся.


Санкт-Петербург Раскольникова

Во-вторых, сон этот отражает мучительную раздвоенность сознания героя. Если мы вспомним о том, что сновидение ― это выражение подсознательных желаний и опасений человека, то получится, что Раскольников, боясь собственных желаний, всё же хотел, чтобы насмерть забили несчастную лошадёнку. Получается, что в этом сне герой ощущает себя и Миколкой, и ребёнком, чистая, добрая душа которого не приемлет жестокости и насилия. Эта раздвоенность, противоречивость натуры Раскольникова в романе тонко подмечена Разумихиным. В разговоре с Пульхерией Александровной Разумихин замечает, что Родион «угрюм, мрачен, надменен и горд», «холоден и бесчувствен до бесчеловечия», а вместе с тем ― «великодушен и добр». «Точно в нём два противоположных характера поочередно сменяются», ― восклицает Разумихин. О мучительной раздвоенности Раскольникова свидетельствуют и два противоположных образа из его сна ― кабак и церковь. Кабак ― это то, что людей губит, это средоточие разврата, безрассудства, зла, это то место, где человек зачастую теряет свой человеческий облик. Кабак всегда производил на Родиона «неприятнейшее впечатление», там всегда была толпа, «так орали, хохотали, ругались… безобразно и сипло пели и дрались; кругом кабака шлялись всегда такие пьяные и страшные рожи». Кабак ― это символ порочности и зла. Церковь же в этом сне олицетворяет то лучшее, что есть в человеческой природе. Характерно, что церковь маленький Родион любил, два раза в год ходил с отцом и матерью к обедне. Ему нравились старинные образа и старый священник, он знал, что здесь служились панихиды по его умершей бабушке. Кабак и церковь здесь, таким образом, метафорически представляют основные ориентиры человека в жизни. Характерно, что в этом сновидении Раскольников не доходит до церкви, не попадает в неё, что также очень знаменательно. Его задерживает сцена возле кабака.

Топор Раскольникова

Многозначителен здесь и образ тощей крестьянской савраски, которая не выдерживает непосильной ноши. Несчастная лошаденка эта ― символ невыносимых страданий всех «униженных и оскорблённых» в романе, символ безысходности и тупика Раскольникова, символ бедствий семьи Мармеладовых, символ положения Сони. С этим эпизодом из сна героя перекликается горькое восклицание Катерины Ивановны перед смертью: «Уездили клячу! Надорвалась!»

Значим в этом сне и образ давно умершего отца Раскольникова. Отец хочет увести Родиона от кабака, не велит ему смотреть на совершаемое насилие. Отец здесь как будто пытается предостеречь героя от его рокового поступка. Напоминая о горе, которое постигло их семью, когда умер братик Родиона, отец Раскольникова ведёт его на кладбище, на могилу умершего брата, по направлению к церкви. Именно такова функция отца Раскольникова в этом сне.

У данного сновидения есть и сюжетообразующая роль . Оно предстаёт как «своеобразная сердцевина всего романа, его центральное событие. Сосредоточив в себе энергию и силу всех будущих событий, сон имеет формообразующее значение для прочих сюжетных линий , «предсказывает» их (сон снится в настоящем времени, говорит о прошлом и предсказывает будущее убийство старухи). Наиболее полная представленность основных ролей и функций («жертва», «мучитель» и «сострадатель» в терминологии самого Достоевского ) задаёт сон об убийстве лошади как сюжетное ядро , подлежащее текстовому развёртыванию. Действительно, нити от этого сна тянутся по всему роману. Литературоведы выделяют в романе персонажные «тройки», соответствующие ролям «мучителя», «жертвы» и «сострадателя». Во сне героя это «Миколка ― лошадь ― Раскольников-ребёнок», в реальной жизни это «Раскольников ― старуха ― Соня». Однако в третьей «тройке» сам герой выступает в роли жертвы. Эта «тройка» ― «Раскольников ― Порфирий Петрович ― Миколка Дементьев». В развитии всех сюжетных ситуаций здесь звучат одни и те же мотивы. Во всех трёх сюжетах начинает развёртываться одна и та же текстовая формула ― «огорошить» и «обухом по темени». Так, во сне Раскольникова Миколка ломом «огорошивает с размаху свою бедную лошадёнку». Примерно так же герой убивает Алёну Ивановну. «Удар пришёлся в самое темя…», «Тут он изо всей силы ударил раз и другой, всё обухом и всё по темени». Те же самые выражения употребляет и Порфирий в разговоре с Родионом. «Ну кто же, скажите, из всех подсудимых, даже из самого посконного мужичья, не знает, что его, например, сначала начнут посторонними вопросами усыплять (по счастливому выражению вашему), а потом вдруг и огорошат в самое темя, обухом-то-с…», ― замечает следователь. В другом месте читаем: «Мне, напротив, следовало <…> отвлечь, этак, вас в противоположную сторону, да вдруг, как обухом по темени (по вашему же выражению), и огорошить: ʺА что, дескать, сударь, изволили вы в квартире убитой делать в десять часов вечера, да чуть ли ещё и не в одиннадцать?ʺ»

Кроме снов, в романе описаны три видения Раскольникова, три его «грёзы». Перед совершением преступления он видит себя «в каком-то оазисе». Караван отдыхает, мирно лежат верблюды, кругом ― великолепные пальмы. Неподалеку журчит ручей, и «чудесная-чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блестками песку…» И в этих грёзах снова обозначается мучительная раздвоенность сознания героя. Верблюд здесь ― символ смирения (Раскольников смирился, отрёкся от «проклятой мечты своей» после первого сна), но пальма – «главный символ триумфа и победы», Египет ― то место, где Наполеон забывает армию. Отрешившись от своих замыслов наяву, герой возвращается к ним во сне, ощущая себя победителем-Наполеоном.

Второе видение посещает Раскольникова уже после его преступления. Он как будто наяву слышит, как квартальный надзиратель Илья Петрович страшно избивает его (Раскольникова) квартирную хозяйку. Видение это обнажает скрытое желание Раскольникова навредить квартирной хозяйке, чувство ненависти, агрессии героя по отношению к ней. Именно благодаря квартирной хозяйке он оказался в участке, вынужден был объясняться с помощником квартального надзирателя, испытывая смертельное чувство страха и почти не владея собой. Но видение Раскольникова имеет и более глубокий, философский аспект. Это отражение мучительного состояния героя после убийства старухи и Лизаветы, отражение его чувства отчуждения от своего прошлого, от «прежних мыслей», «прежних задач», «прежних впечатлений». Квартирная хозяйка здесь, очевидно, является символом прошлой жизни Раскольникова, символом того, что он так любил (история взаимоотношений героя с дочкой квартирной хозяйки). Квартальный надзиратель же ― фигура из его «новой» жизни, отсчёт которой положило его преступление. В этой «новой» жизни он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех», а заодно и от своего прошлого. Раскольникову невыносимо тягостно в своём новом положении, что в подсознании его запечатлевается как ущерб, вред, нанесённый прошлому героя его настоящим.

Третий сон Раскольникова

Третье видение Раскольникова происходит после его встречи с мещанином, обвиняющим его в убийстве. Герою чудятся лица людей из его детства, колокольня В-й церкви; «биллиард в одном трактире и какой-то офицер у биллиарда, запах сигар в какой-то подвальной табачной лавочке, распивочная, чёрная лестница… откуда-то доносится воскресный звон колоколов…» Офицер в этом видении ― отражение реальных жизненных впечатлений героя. Перед своим преступлением Раскольников слышит в трактире разговор студента с офицером. Сами же образы данного видения перекликаются с образами из первого сна Родиона. Там он видел кабак и церковь, здесь ― колокольня В-й церкви, звон колоколов и трактир, запах сигар, распивочная. Символический смысл этих образов здесь сохраняется.

Раскольников, изображённый девушкой-художницей. Далековато от образа, изображённого Достоевский…

Третий сон Раскольников видит уже после своего преступления. Сон этот отражает подсознательные желания героя. Раскольников тяготится своим положением, желая кому-нибудь открыть свою «тайну», ему тяжело носить её в себе. Он буквально задыхается в своем индивидуализме, стремясь преодолеть состояние мучительного отчуждения от окружающих и самого себя. Именно поэтому в сновидении Раскольникова рядом с ним множество людей. Душа его рвется к людям, ему хочется общности, единения с ними. В этом сне вновь появляется мотив смеха, сопровождающий героя на протяжении всего романа. После совершения преступления Раскольников чувствует, что «себя убил, а не старушонку». Смех во сне Раскольникова ― это «атрибут незримого присутствия сатаны», смеются и дразнят героя бесы.

Свой четвёртый сон Раскольников видит уже на каторге. В этом сне он как бы заново переосмысливает произошедшие события, свою теорию. Раскольникову представляется, будто весь мир осуждён в жертву «страшной… моровой язве». Появились какие-то новые микроскопические существа, трихины, заражающие людей и делающие их бесноватыми. Заражённые не слышат и не понимают других, считая лишь своё мнение абсолютно верным и единственно правильным. Оставив свои занятия, ремесла и земледелие, люди убивают друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Начинаются пожары, голод, гибнет всё вокруг. Во всём мире спастись могут лишь несколько человек, «чистых и избранных», но их никто и никогда не видел. Сон этот являет собой крайнее воплощение индивидуалистической теории Раскольникова, показывая угрожающие результаты пагубного влияния её на мир и человечество.

Раскольников на каторге

Характерно, что индивидуализм теперь отождествляется в сознании Родиона с бесноватостью и сумасшествием. Фактически идея героя о сильных личностях, Наполеонах, которым «все дозволено», представляется теперь ему болезнью, сумасшествием, помутнением разума. Более того, распространение этой теории во всём мире ― это то, что вызывает наибольшие опасения Раскольникова. Теперь герой сознает, что идея его противна самой человеческой природе, разуму, Божественному мироустройству. Поняв и приняв всё это своей душой, Раскольников испытывает нравственное просветление. Недаром именно после этого сна он начинает осознавать свою любовь к Соне, открывающую ему веру в жизнь.

Последний (четвёртый) сон Раскольникова. Каторга

Таким образом, сны и видения Раскольникова в романе передают его внутренние состояния, чувства, сокровенные желания и тайные опасения. Композиционно сны нередко предваряют будущие события, становятся причинами событий, движут сюжет. Сновидения способствуют смешению реального и мистического планов повествования : из снов героя словно вырастают новые персонажи. Кроме того, сюжеты в этих видениях перекликаются с идейным замыслом произведения , с авторской оценкой идей Раскольникова.


К сравнению Раскольникова в век Достоевского и в наш век

Вспомните об этом в нужный момент!

Если вы нашли моё сообщение полезным для себя, пожалуйста, расскажите о нём другим людям или просто дайте на него ссылку.

Узнать больше вы всегда можете в нашей Школе писательского мастерства :

В творчестве Достоевского роман «Преступление и наказание» по праву занимает особое место. Именно в этом произведении автор наиболее широко показал нищету и страдания бедных слоев населения, а также жестокость и бесчеловечность современной жизни.

Роман возник на основе глубоких и неутешительных размышлений писателя по поводу важнейших проблем того времени. Прежде всего, Достоевского волновали нравственные последствия массового обнищания, повсеместного пьянства, роста преступности, которые были вызваны реформой 1861 года.

Писатель остро осознавал, что будничная, повседневная жизнь буржуазного города рождает бесправие и материальную нищету, а кроме того, она еще и отравляет мозг людей различного рода фантастическими идеями.

В уме главного героя романа, Родиона Раскольникова, возникла одна из таких идей, которая развилась в целую теорию. Суть ее заключалась в разделении людей на два класса: первый - «твари дрожащие», которые способны лишь к размножению, они привыкли подчиняться и выполнять приказы; второй – необыкновенные люди, которые собственными усилиями управляют прогрессом. Такая теория дала Раскольникову право на убийство человека, старухи-процентщицы. Он верил, что совершает это преступление ради спасения человечества.

Однако, столкнувшись с реальностью жизни, теория Раскольникова начала рушиться. Главный герой, совершенно измотанный боязнью разоблачения, вынужден был пересмотреть свое собственное место в теории. Он осознал, что не способен, как его кумир Наполеон, спокойно жертвовать жизнями других людей, пускай даже ради благого дела. Раскольников не в состоянии справиться с угрызениями совести даже после убийства одной противной и «гаденькой старушонки». Он пытается определить, когда же им была допущена ошибка. Раскольников понимает, что убить он хотел не конкретного человека, а просто желал проверить, сможет ли он переступить через принцип, т. е. через собственную совесть. Именно совесть, а также доброта его души мешают Раскольникову стать «властелином». Мысли о раскаянии все чаще начинают посещать главного героя. Он заставляет Соню читать притчу из евангелия о воскресении Лазаря. Именно любовь к этой прекрасной и чуткой девушке, Соне Мармеладовой, заставляет Раскольникова признаться в своем ужасном преступлении. Однако, даже будучи на каторге, главный герой по-прежнему уверен, что его теория справедлива, просто он по ошибке отнес себя не к тому классу и за это расплачивается.

Однажды на каторге Раскольникову приснился сон, который помог ему осознать неправильность своей теории и окончательно от нее отказаться. Ему приснилось, будто весь мир охватила страшная и невиданная напасть, ужасная болезнь, от которой люди сразу же становились сумасшедшими и бесноватыми. Однако сами зараженные считали себя невероятно умными и были абсолютно уверены в своей правоте. В какой-то бессмысленной злобе люди начали убивать друг друга, жестоко и хладнокровно. Этот сон отражает читателю внутреннюю сторону того, что произошло с Раскольниковым. Главный герой видит сон, в котором наконец-то осуществилась его «проклятая мечта». Этот фрагмент романа наполнен глубоким символическим содержанием. Автор предупреждает о страшной опасности для людей, о том, что утрата нравственных норм и правильных критериев добра и зла неизбежно приведет к гибели всего человечества.

Сон Раскольникова является противопоставлением его теории. Раньше он был уверен, что «необыкновенных людей» рождается на земле очень мало, а в его сне дело обстоит совсем по-другому - миру не хватает обычных, чистых людей. Именно такие люди становятся избранными, их предназначение – начать новую жизнь, возобновить род людской на земле.

Осознание самоуничтожающей и разрушающей сущности эгоизма, ненависти и зла, а также сострадание ко всем людям помогают главному герою избавиться от «трихинов» своей больной души, излечиться и воскреснуть для жизни новой.

«Преступление и наказание» - это роман, посвященный истории трагедии души человека, которая через ошибки и страдания приходит к постижению истины. В произведении Достоевского остро стоят проблемы добра и зла, падения и возрождения человеческой души. Писатель активно пропагандирует гуманизм, идею любви к человеку, каким бы он не был. Поэтому и своему грешному герою автор дает возможность прозреть, осознать свои ошибки и начать новую жизнь.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Все мы помним, может быть не в подробностях, и даже те, кто не читал, что Раскольников - это молодой человек, который убил старушку, чтобы ответить самому себе на вопрос: "Тварь я дрожащая, или право имею". Более осведомленные знают, что в итоге Раскольников старушку-то убил, но совесть его мучила, и хоть он и признал, что тварь дрожащая, внутренне согласиться с этим так и не смог. Поскольку "Преступление и наказание" - одно из любимых моих произведений, читала я его неоднократно, но финал истории осознала отнюдь не сразу, потому что он содержится всего в нескольких строчках. Иногда мне кажется, что вся книга была написана Достоевским именно ради этой, последней страницы, что именно она и составляет сюжет - а все остальное - лишь затянутый пролог.
А приводится на ней сон покаявшегося, но не раскаявшегося Раскольникова, который иногда называют:

Притча о моровой язве


Вот она с сокращениями:
"Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то... невиданной моровой язве.... Появились какие-то новые... существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. ... Никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса".

Поворот


Этот сон и стал тем поворотом для Раскольникова, который открыл для него возможность жить. Вместо истины перед ним появилась Соня, как живой человек, с ее заблуждениями и ошибками, с верными и неверными убеждениями, праведница и грешница. И важным стало то, что она была рядом, что отодвинув свои "хочу", "могу", "должна" и собственные убеждения, она пошла за Раскольниковым на каторгу, потому что нужна была ему, чувствовала свою ответственность за него, за его покаяние, за расплату, понимая, что (может быть и не на прямую) подтолкнула его ко всему этому.
Вместо сложной собственной истины перед Раскольниковым предстал простой человеческий поступок, совершенный для него. Не эгоистичный, не корыстный, поступок для другого в ущерб собственным интересам. Поступок для чужого человека, не для отца, брата или ребенка, а для практически постороннего, без обязательств взаимности, только ради того, чтобы он не остался в одиночестве, чтобы ему было легче.

Истина или гармония


В этот поворотный момент Раскольникову стало понятно, что истин и научных выводов, оправдывающих вражду, разногласия и эгоизм можно придумать миллионы, у каждого они будут свои, и все они будут только разделять. Но можно сделать что-то нужное, без теорий, объяснений и оправданий, просто потому, что так кому-то станет легче. Подвинуться в чем-то своем, для того, что нужно ближнему. И завести, таким образом, верного друга. Именно поэтому, обновленный Раскольников, держа в руках нераскрытую Библию, принесенную Соней, думает: "Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере...". И то, что книга осталась не раскрытой - очень важно. Раскольников принимает веру Сони, не потому, что она кажется ему правильной или полезной, или истинной. Без рассуждений, не раскрывая и не оценивая детали, а только потому, что так Соне будет легче и приятнее.
Истины, правила, должное, нормы, оценки и т.п. - они в наше время только разделяют людей - заставляют отворачиваться и шагать друг ОТ друга. А шагом навстречу является поступок для другого.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» имеет шестичастную структуру и заканчивается эпилогом. Известно, что эпилог - это «заключительная глава художественного произведения, знакомящая с дальнейшей участью героев».
В романе Достоевского эпилог, состоящий из двух небольших главок, выполняет эту функцию. И если первая глава эпилога - более формальная, освещает по большей части «внешнюю жизнь» героев, то вторая сосредотачивается на внутренней жизни Родиона и Сони.
Эта часть эпилога освещает очень значимый этап духовного развития главного героя. Вначале мы узнаем, что, признавшись на суде, пробыв большое количество времени на каторге, Раскольников не раскаялся в своем преступлении, не пересмотрел своего отношения к нему. Единственное, за что ругал себя Родион, что приводило его в уныние, было разочарование в себе: «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною».
Мы видим, что герой оценивает свой поступок исключительно с «мирской» точки зрения – что скажут или подумают о нем люди. Рассуждая с таких позиций, Раскольников недоумевает – чем страшно его преступление, если другие позволяют себе то же, если закон - это всего лишь результат прихоти или желания отдельных людей и не более того. Следовательно, делает вывод герой, его вина лишь в том, что он оказался слабым, не смог преодолеть своих нравственных мук.
Родион не задумывается о сути вопроса, о том, что убийство - страшный поступок, противный самой природе человека. Именно поэтому у него и начались нравственные терзания, именно поэтому он «не вынес». Но пока до этого «открытия» герою очень далеко.
Однако на каторге у Раскольникова происходит значительнейший духовный перелом, ознаменовавший собой начало новой жизни. Предвестником этого перелома становится болезнь Родиона. В бреду ему приходят странные видения – в очередной раз душа героя «делает ему подсказку», направляет на правильный путь.
В этом сне, через фантастический сюжет, сам автор высказывает свою точку зрения на повсеместное распространение нигилистических, безбожных идей, вроде идеи Родиона. Эти теории заражают людей, делают их безумными, «бесноватыми». Однако сами зараженные этого не замечают – они мнят себя избранными, миссиями. Однако повальное заражениями такими идеями ведет к вырождению рода человеческого. И лишь несколько непорочных душ, сохранивших свою нравственную чистоту, смогут спасти людей от полного уничтожения.
Я думаю, что именно сон что-то изменил в сознании Раскольникова, помог ему осознать то, что герой давно чувствовал. Родион понял, что он любит Сонечку, что эта хрупкая девушка – его спасение, его опора и поддержка: «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени».
Открывшись любви к отдельному человеку, герой встал на путь любви ко всем людям (недаром другие каторжники изменили свое отношение к нему) и к Богу. В конце эпилога Раскольников впервые открыл Евангелие, и мы понимаем, что с этого момента наступил новый момент в его жизни – момент перерождения. И хотя писатель не рассказывает о дальней судьбе героя, нам становится ясно, что это будет уже совсем другая жизнь – «постепенного перерождения…, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».
Думается, во многом роман «Преступление и наказание» во многом был написан именно ради этого эпилога. В нем автор утверждает, что возможно прощение и возрождение любого человека, даже самого страшного преступника. Для этого нужно лишь его раскаяние и «поворот» навстречу людям, миру, любви – «поворот» навстречу Богу. Понять это Раскольникову помогает именно его сон.


Роман Достоевского «Преступление и наказание» имеет шестичастную структуру и заканчивается эпилогом. Известно, что эпилог - это «заключительная глава художественного произведения, знакомящая с дальнейшей участью героев».

В романе Достоевского эпилог, состоящий из двух небольших главок, выполняет эту функцию. И если первая глава эпилога - более формальная, освещает по большей части «внешнюю жизнь» героев, то вторая сосредотачивается на внутренней жизни Родиона и Сони.

Эта часть эпилога освещает очень значимый этап духовного развития главного героя. Вначале мы узнаем, что, признавшись на суде, пробыв большое количество времени на каторге, Раскольников не раскаялся в своем преступлении, не пересмотрел своего отношения к нему. Единственное, за что ругал себя Родион, что приводило его в уныние, было разочарование в себе: «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною».

Мы видим, что герой оценивает свой поступок исключительно с «мирской» точки зрения – что скажут или подумают о нем люди. Рассуждая с таких позиций, Раскольников недоумевает – чем страшно его преступление, если другие позволяют себе то же, если закон - это всего лишь результат прихоти или желания отдельных людей и не более того. Следовательно, делает вывод герой, его вина лишь в том, что он оказался слабым, не смог преодолеть своих нравственных мук.

Родион не задумывается о сути вопроса, о том, что убийство - страшный поступок, противный самой природе человека. Именно поэтому у него и начались нравственные терзания, именно поэтому он «не вынес». Но пока до этого «открытия» герою очень далеко.

Однако на каторге у Раскольникова происходит значительнейший духовный перелом, ознаменовавший собой начало новой жизни. Предвестником этого перелома становится болезнь Родиона. В бреду ему приходят странные видения – в очередной раз душа героя «делает ему подсказку», направляет на правильный путь.

В этом сне, через фантастический сюжет, сам автор высказывает свою точку зрения на повсеместное распространение нигилистических, безбожных идей, вроде идеи Родиона. Эти теории заражают людей, делают их безумными, «бесноватыми». Однако сами зараженные этого не замечают – они мнят себя избранными, миссиями. Однако повальное заражениями такими идеями ведет к вырождению рода человеческого. И лишь несколько непорочных душ, сохранивших свою нравственную чистоту, смогут спасти людей от полного уничтожения.

Я думаю, что именно сон что-то изменил в сознании Раскольникова, помог ему осознать то, что герой давно чувствовал. Родион понял, что он любит Сонечку, что эта хрупкая девушка – его спасение, его опора и поддержка: «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени».

Открывшись любви к отдельному человеку, герой встал на путь любви ко всем людям (недаром другие каторжники изменили свое отношение к нему) и к Богу. В конце эпилога Раскольников впервые открыл Евангелие, и мы понимаем, что с этого момента наступил новый момент в его жизни – момент перерождения. И хотя писатель не рассказывает о дальней судьбе героя, нам становится ясно, что это будет уже совсем другая жизнь – «постепенного перерождения…, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Думается, во многом роман «Преступление и наказание» во многом был написан именно ради этого эпилога. В нем автор утверждает, что возможно прощение и возрождение любого человека, даже самого страшного преступника. Для этого нужно лишь его раскаяние и «поворот» навстречу людям, миру, любви – «поворот» навстречу Богу. Понять это Раскольникову помогает именно его сон.