Хатха-йога полезна для здоровья тела и ума

Йога - это древняя система упражнений и медитаций, уходящая корнями в далёкое прошлое. Она изменялась на протяжении нескольких тысячелетий, а современный вид приобрела только в последние столетия. Предлагаем вам подборку увлекательных фактов из истории йоги.

1. Родина йоги - Индия

Никто точно не знает, когда йогу впервые начали практиковать. По одной из версий, наши далёкие предки ещё в каменном веке могли таким путём попытаться привнести гармонию в свою жизнь. Правда, никаких убедительных доказательств этому нет. Самые ранние свидетельства существования йоги датированы третьим тысячелетием до н. э. - в долинах реки Инд в Индии найдено множество каменных фигурок, изображающих людей в медитативных позах. Возможно, это была ещё не та йога, что мы знаем, но её предтеча.

2. Основы йоги изложены в Ведах

Большое влияние на развитие йоги оказали Веды - ряд духовных текстов, написанных 2 500 лет назад, по мнению верующих, божествами. Учение сформировало основы индуизма и играло большую роль в становлении культуры и философии Южной Азии. Веды также содержат некоторые из самых ранних учений йоги. Сходства с современной практикой в них мало, но основные принципы йоги заложены именно там - к примеру, идеалы физической и духовной гармонии.

3. Первые упоминания термина «йога» датированы 4 веком до н. э.

Термин «йога» впервые упоминается в Катха-упанишаде - индуистском философском тексте, написанном примерно в четвертом веке до н. э. Там йога понимается как техника очищения разума и контроля над своими чувствами с целью духовного просвещения. Более поздние упанишады расширяют понятие йоги и включают в него такие методы, как медитация, психический контроль и правильное дыхание. Также в упанишадах упомянуты основополагающие понятия йоги, например, чакры и медитация с использованием священного слога санскрита «Ом», характерного для молитв и ритуалов.

4. Йога имела практическое применение в жизни

Бхагавад-гита, древний индуистский духовный текст, рассказывает о практических методах йоги и её значении для тех, кто хочет вести полноценную гармоничную жизнь. В Бхагавад-гите описаны три направления: карма-йога - философия бескорыстного действия, бхакти-йога - общая вера в божественное начало, противопоставленное механическому исполнению ритуалов, и джняна-йога - самоотверженное духовное развитие на трудном пути единения с реальностью.

Развиваясь на протяжении веков, йога разветвилась на множество различных практик и философий. Примерно во втором веке н. э. появился трактат Йога Сутра - собрание афоризмов, ёмко и лаконично излагающих предмет йоги. В отличие от ранней концепции о гармонии души и тела в Сутре сказано, что духовное и физическое начала необходимо разделять, чтобы очистить душу.

5. Йога - в первую очередь духовная практика

На протяжении всей своей истории йога была и остаётся в первую очередь духовной практикой. Конечно, она включает в себя некоторые методы физического воздействия - позы для медитации и методы правильного дыхания, но по большей части это всё же метафизические практики.

6. Йога приобрела современный вид только в период Средневековья

В средние века зародилась хатха-йога, и именно она наиболее близка к современной йоге. Практикующие хатха-йогу принимали во внимание философию прошлых веков, но обращали больше внимания на очищение организма, а не духа. Хатха увеличила разнообразие традиционных сидячих поз йоги, и кроме того, в ней впервые появилось несколько различных поз, или асан, направленных на всё тело.

7. В Европе йога появилась в 19-м веке

Следующей и последней важной вехой в истории йоги было её проникновение в культуру Запада в 19-м веке. Больше всего для этого сделал индуистский учитель по имени Свами Вивекананда во время путешествия по Европе и США. Постепенно йога на Западе трансформировалась прежде всего в систему упражнений, а не духовную практику. Современная йога - это точка соприкосновения Востока и Запада, а также древней и новейшей философий, использующая сильные стороны и того, и другого.

ЙОГА

Специальный санскритский термин для обозначения психотехники, ориентированной сугубо на глубинные трансперсональные состояния сознания. Буквальный перевод обозначает «связь, соединение», понимаемое шире как «связывание воедино, сопряжение чувств, мыслей и психических факторов вообще и их сосредоточение на единственном объекте созерцания» (Торчинов Е. А., 1997). Ошибочная аналогия этимологических пар «йога- связь» и «религия-связь» приводит к ложной интерпретации термина, сводящейся к соединению человеческой природы с Космосом, Богом или Абсолютом.
Исторически развитие Й. связано с индуизмом и буддизмом, в целом с индийской культурой. В письменных источниках термин Й. употребляется в двух основных и одном второстепенном значениях. Согласно исследователю йогической психотехники Е. А. Торчинову, прежде всего она «тщательно разработанный и выверенный традицией набор средств и приемов для достижения определенных трансперсональных состояний сознания, оценивающихся традицией как состояния реализации религиозной прагматики учения - "освобождение"». В этом смысле Й. характерна для всех религий традиционной Индии, почему можно говорить об индуистской Й., буддийской Й., джайнской Й. и др. В более узком значении Й. обозначает одну из даршан (религиозно-философских систем) брахманской философии, созданной мудрецом Патанджали (II в. до н. э.). Третье, второстепенное значение слова Й. означает колдовство, волшебство, магию и магические силы.
Й. как психотехника является определяющей в архитектонике индийского структурного полиморфизма, хотя неоднозначно оценивается в различных школах и направлениях. Так, буддийский подход основан на психотехническом опыте основателя этого религиозно-философского направления и поощряет практику Й. ради освобождения - нирваны. В то же время в индуизме не всякий психотехнический (йогический) опыт считается ценным и положительным.
В европейский лексикон Й. вошла как способ достижения особых состояний психики с помощью приемов, управляющих эмоционально-вегетативной сферой. Синкретизм восьмеричной Й. Патанджали (часто называемой раджа-Й., царственной Й.) и буддизма является базовой основой осмысления и практики в европейской науке и культуре. Классическая Й. и ее модификации классифицируются по методам на три группы:
1. Ориентированные на созерцание, познание (джняна-Й., отчасти Й. буддизма Махаяны).
2. Использующие эмоциональное возбуждение (индийское бхакти).
3. Применяющие психофизическую регуляцию с включением в психотехнический процесс соматический фактор (тантрическая Й. в буддизме и индуизме, «внутренняя алхимия» в даосизме). В психотерапию Й. вошла в форме, адаптированной к задачам регуляции психосоматических связей, не учитывая глубинных религиозно-культурных корней комплексности и последовательности ее этапов. В частности, медицинский подход недостаточно внимательно относится к нравственно-этической подготовке личности перед психофизиологическими упражнениями. Опытные учителя (гуру) предупреждают, что без этической подготовки заниматься Й. опасно (Sivanada Swami, 1960).
Классическая Й. включает в себя восемь ступеней:
Этические
1) яма;
2) нияма;
Физиологические
3) асана;
4) пранаяма;
Психологические
5) пратьяхара;
6) дхарана;
7) дхьяна;
8) самадхи.
Яма - это этические правила поведения, выполнение которых способствует «психическому очищению». Принципы ямы включают воздержание от проявления зла по отношению ко всему живому, милосердие, правдивость, доверительность, неподкупность, нестяжательство, контроль над чувствами и желаниями, половое воздержание, ограничение питания и др. Следование этим принципам является необходимым условием медитации. Считается, что по мере ужесточения воздержания увеличивается способность к психической саморегуляции.
Нияма - свод приемов, предназначенных для «внешнего очищения», нормализации деятельности внутренних органов. Это достигается с помощью очистительных процедур, умеренного питания. Развивая принцип воздержания, нияма рекомендует избегать излишних разговоров, производить только целесообразные движения, говорить мало, медленно и мягко, посредством чего устанавливается контроль над мыслями, ибо речь есть «рассеивание ума».
Следующие две ступени - асана и пранаяма - составляют так называемую хатха-Й., целью которой является совершенствование тела, освобождение его от склонности к усталости и замедление процесса разрушения и старения. Согласно учению йогов, в организме человека постоянно циркулирует по меридианам-каналам энергия - Прана, формой проявления которой является взаимодействие двух противоположностей - ха (Индия) или ян (Китай) (положительная сила, энергия Солнца) и тха (Индия) или инь (Китай) (отрицательная сила, энергия Луны). Задача хатха-Й. состоит в гармонизации этих двух начал.
Асаны - это специальные позы, пребывание в которых, согласно Патанджали, приводит к прекращению борьбы между ян и инь. С. А. Гуревич (1985) отмечает тройное воздействие асан на человека: физическое, психическое и, наконец, терапевтическое влияние на деятельность внутренних органов и желез внутренней секреции. Одна из целей асан - противостоять дискинетической активности гладкой мускулатуры, возникающей при стрессах. Приобретая способность неподвижно пребывать в одной из этих поз, человек улучшает свои возможности концентрации сознания.
Пранаяма - управление жизненной энергией (биоэнергетикой) посредством контроля дыхания. Связь между дыханием и психическим состоянием человека была замечена йогами в глубокой древности: при психическом напряжении отмечается задержка дыхания, облегчение сопровождается более или менее глубоким выдохом («вздох облегчения»). Правильное дыхание способствует ясности ума. Рамачарака (1915) считает ошибочным сведение пранаямы к контролю дыхания. Он пишет, что управление дыханием в различных дыхательных упражнениях служит для замедления метаболизма и высвобождения некоторого количества жизненной энергии, обычно расходуемой на нужды тела. Однако это лишь опосредованный способ управления жизненной энергией. Цель же состоит в полном овладении ею, и эта цель достигается посредством различных йогических практик. Зрелые йоги демонстрируют свое умение останавливать сердце, не дышать по желанию, в прошлом некоторые йоги давали закапывать себя в землю на несколько дней.
Пратьяхара - это самоуглубление, отвлечение от чувств. Жизненная энергия отводится от органов чувств, и медитирующий йог, судя по записи биотоков его мозга, больше не реагирует на бесконечный поток стимулов из внешнего мира. Патанджали определяет самоуглубление как возвращение чувств к первоначальной чистоте путем отвлечения от объектов. Вивекананда (1911) выделяет два этапа в освоении пратьяхары. Первый связан с «выключением чувств», для чего рекомендуется позволить мыслям блуждать, пассивно наблюдая за тем, о чем думается, не стараясь остановить мысль. По существу, на этом этапе пратьяхара аналогична методу свободных ассоциаций. На втором этапе задачей является освобождение мыслей о теле, ощущение полного «растворения» тела: практикующийся представляет, как каждая часть тела от ног к голове «уходит в бесконечность».
Дхарана - концентрация (фиксирование внимания) на определенном объекте. Это упражнения в планомерной сосредоточенности, которые существенно не отличаются от приемов пратьяхары. Дхарана - это пратьяхара на объект (например, кончик носа), вчувствование в объект.
Дхьяна - медитация. Это концентрация на отвлеченных идеях (любовь, чистота, уверенность и т. п.). Всякие предметные (образные) формы созерцания исключаются. Сосредоточение направляется на идею, смысл, не связанный с какой-либо конкретной формой. Такое состояние, как правило, сопровождается экстазом и называется самадхи.
Самадхи - озарение, состояние сознавания, или постижения, Истины. Это состояние не поддается описанию, поскольку в поле сознания нет ничего, к чему могли бы относиться слова. В данном случае можно говорить о высвобождении реликтовых форм дологического мышления, которое непосредственно связано с континуальным (глубинным) потоком сознания. Этот вид сознания присутствует в нас, но остается скрытым логико-структурированным мышлением. Таким образом, просветление наступает тогда, когда человек освобождается от привязанности к слову и знаку. Надо реализовать то состояние сознания, которое максимально благоприятствует непосредственному переживанию психологического опыта (вне словесной передачи). Необходимо «опустошить сознание» до полного отсутствия мыслей или образов для управления континуальным потоком сознания - такого сознания, которое открывается после снятия вербализации. Этим методом и является медитация (Абаев Н. В., 1989). В самадхи человек полностью владеет своими физическими и психическими способностями. Достигший самадхи может произвольно регулировать жизненные процессы, обмен веществ, понижать и повышать температуру, давление.
Й. является источником многих психотерапевтических приемов психической саморегуляции. Аутогенная тренировка Шульца (Schultz J. Н., 1987) в значительной степени основывается на практике йогов. Черты сходства и различия аутогенной тренировки и системы йогических упражнений Шульц подробно разбирает в своей работе «Высшая ступень аутогенной тренировки и раджа-йога» (1932). Поза лежа в аутогенной тренировке соответствует шавасане, поза кучера - садхасане (поза созерцания). В последней позе подбородок приближается к груди, открывается рот, расслабляется мимическая мускулатура, язык слегка прижимается к нёбу, взгляд направлен немного выше переносицы с одновременной конвергенцией глазных яблок. Это внутренне-верхнее положение глазных яблок является составным элементом гипноза. Деление аутогенной тренировки на первую и вторую ступени соответствует преемственности между хатха-Й. (Й. тела) и раджа-Й. (психологической Й., включающей последние четыре ступени классической Й.). В Индии физические упражнения хатха-Й. входят в комплексы гигиенической гимнастики и используются миллионами людей. Раджа-Й. распространена главным образом в специальных учебных заведениях. Сложность и громоздкость системы Й. делают ее практически неприемлемой для массового применения. Трансцендентальная медитация, предложенная Махариши Махешем Йогой, получившая широкое распространение в современном мире, устраняет отмеченный недостаток. Медитация применяется в дзэн-психотерапии, а также в психотерапевтических техниках морита-терапии и найкан-терапии. Из других методов психической саморегуляции, основанных на системе Й., широко используется пранаяма, или контроль дыхания, а также шавасана - поза полного расслабления (поза трупа).
Шавасана представляет значительный интерес для психотерапии, поскольку считается, что расслабление в этой позе (асане) приблизительно в 5 раз глубже, чем в аутогенной тренировке. Упражнение имеет много модификаций. Ниже приводятся два варианта шавасаны - простой и энергетический (Гуревич С. А., 1985). При шавасане человек лежит в свободной одежде на спине с ногами, раздвинутыми приблизительно на 30°, и руками, отведенными от туловища на 15°, с повернутыми предплечьями и полусогнутыми пальцами. Глаза закрыты. В этом положении осваивается медленное ритмическое диафрагмальное дыхание с короткой паузой после каждого вдоха и более продолжительной - в конце выдоха. Внимание концентрируется на ощущениях в ноздрях (прохладе вдыхаемого и теплоте выдыхаемого воздуха), что способствует концентрации и, следовательно, большей мышечной релаксации, которая достигается путем последовательного расслабления мышц до ощущения тяжести. Длительность выполнения - приблизительно 30 минут. В процессе упражнения врач проверяет степень релаксации, поднимая и опуская конечности. Ежедневные занятия шавасаной в течение трех недель приводят к субъективному и объективному улучшению самочувствия пациентов, к снижению артериального давления, уменьшению частоты сердцебиений, нормализации сна, успокоению.
В практике психотерапии целесообразнее использовать иной, более сложный, но одновременно более эффективный вариант упражнения - «энергетический». Его усвоение происходит в три этапа: расслабление с помощью самовнушения, мыслительная работа с активными областями организма, расслабление с использованием «образа энергии». Первая часть упражнения близка к аутогенной тренировке: медленно, монотонно проговариваются формулы самовнушения, позволяющие добиться мышечного расслабления. Формулы рекомендуется формировать в триаде - законченные блоки из трех предложений, первое из которых предназначено для переключения внимания, второе представляет собой динамическое самовнушение, третье вызывает статическое состояние. Концентрации помогает представление потока внимания - «луча фонарика-прожектора», который «освещает» ту область тела, с которой ведется работа. Проговаривая, например, «Мое внимание на лице», человек представляет, будто луч фонарика освещает его лицо. В отличие от классической аутогенной тренировки, расслабление проводится снизу вверх, от ног к голове. Упражнение начинается и завершается формулой успокоения: «Я (мысленно представляется все тело) успокаиваюсь. Я спокоен». Затем следуют формулы релаксации, охватывающие по мере усвоения все большие группы мышц. Каждая формула произносится лежа в шавасане мысленно, с полным сосредоточением на нужном участке тела, повторяется 3-4 раза с 3-4-секундным промежутком. По мере усвоения упражнения из триады самовнушения удаляется динамическая часть («такая-то часть тела расслабляется»), и формула звучит так: «Мое внимание на... Такая-то часть расслаблена». Полное выполнение первого этапа шавасаны занимает 30-40 минут.
Согласно концепциям восточной медицины, в человеческом теле существуют области, которые являются «выключателями»: если на них сконцентрировать внимание, то расслабляются определенные группы поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры. Работа с активными областями - более высокая ступень шавасаны. Здесь не нужно произносить фразы самовнушения, достаточно лишь направить на данную активную область внимание и потом представить, что эта зона становится мягче, «тает», «растворяется». Выделяют 16 основных зон и одну дополнительную: пальцы ног, лодыжки, колени, область половых органов, область ануса, кисти рук, область пупка, локти (дополнительная), область желудка, область сердца, плечи, горло, губы, кончик носа, точка между бровей, середина большого родничка головы, макушка черепа. На расслабление каждой активной зоны по мере усвоения упражнения должно уходить все меньше времени: в среднем оно составляет 15-20 секунд. После усвоения этого этапа можно перейти к третьей ступени шавасаны - энергетическому расслаблению. Методика выполнения третьей части: находясь в шавасане, мысленно представляем, что энергия медленно поднимается от ног к голове и через точку между бровей («третий глаз») «выливается» наружу. Образ энергии рисуется по-разному: в виде тепла или холода, «мурашек» и т. п. Иногда в процессе упражнения возникает мелкое подергивание мышц, что считается явлением положительным: «энергия промывает тело». Длительность этого этапа расслабления в шавасане - около 3-4 минут. В процессе выполнения расслабления возникает гипноидное состояние. Поэтому выход из шавасаны должен быть плавным: подтягивается носок правой ноги, далее подтягиваются оба носка, пятки при этом выдвигаются вперед. В дальнейшем руки сжимаются в замок и, медленно поднимаясь вверх, выворачиваются. Все тело тянется вслед за руками, и человек садится.
Шавасана дает значительный эффект при многих психосоматических заболеваниях и неврозах, особенно осложненных гипертоническим синдромом и диссомнией, быстро снимает психическое напряжение, тревожность, усталость, компенсирует недостаток сна. Абсолютных противопоказаний шавасана не имеет, но ею не следует заниматься более 45 минут из-за возникающей гипотонии.
Последовательное рассмотрение всех ступеней Й. выявляет тесную связь этого учения с психотерапией. Положительная оценка психотерапевтических аспектов Й. обусловлена в настоящее время четким разграничением религиозно-мистического обрамления концепций народной медицины Востока и их практических приемов. В последние годы появилось много психотерапевтических исследований, посвященных этой проблеме, с тем чтобы, критически осмыслив Й., поставить ее наследие на службу практическим потребностям психотерапии.


Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ЙОГА" в других словарях:

    - (санскр., букв. соединение, участие, порядок, а также глубокое размышление, созерцание), одно из шести осн. ортодоксальных, (брахманских) направлений в инд. мысли, выработавшее целый комплекс приёмов для достижения особого духовного… … Философская энциклопедия

    Падмасадана, хатха йога, хатха, кундалини Словарь русских синонимов. йога сущ., кол во синонимов: 13 бхакти йога (1) … Словарь синонимов

Йога – древнее учение, целью которого является достижение человеком особого состояния, именуемого самадхи, а проще, нирваны. Для простого человека это может показаться чем-то нереальным, тем не менее, состояние самадхи – особое состояние человеческой психики, которое можно сравнить с трансом или летаргическим сном.

Если говорить простым языком, то йога – это комплекс определенных действий и упражнений, сложившихся на протяжении нескольких тысячелетий, и способных привести психику человека к определенному состоянию (самадхи). Собственно, комплекс упражнений и действий называется практикой йоги.

На сегодняшний день занятия йогой настолько популярны, что многие люди начинают их посещать, не очень-то представляя себе, что же такое йога. А ведь это очень важно знать хотя бы для того, чтобы выбрать для себя правильное направление.

Немного истории

Долгое время считалось, что «Йога-сутра», написанная древнеиндийским философом и ученым Патанджали и датируемая 2 веком до нашей эры, является самым древним йогическим текстом. Однако недавно это мнение было опровергнуто. На территории Индостана были произведены раскопки древних городов, возраст которых более 4 тысяч лет до нашей эры, во время которых были обнаружены рисунки людей в традиционных позах йоги – асанах. Таким образом, достоверно можно сказать, что в те время йога уже существовала.

Тем не менее, активное развитие йогического учения ученые связывают именно со знаменитой «Йогой-сутрой», а четкие и лаконические высказывания Патанджали считаются фундаментом йоги.

Как происходит практика йоги?

Несмотря на обилие информации о йоге, большинство людей интересует, что, собственно, дадут им занятия йогой и с чего их начать?

Практика классической йоги состоит из восьми этапов:

  • Йама - самоограничения и правила поведения.
  • Нийяма - этические нормы, заключающиеся в соблюдении чистоты ума и тела. Йама и нийама призваны воспитать в человеке нравственность, определенные моральные качества и нормы гигиены тела.
  • Асаны - собственно, упражнения йоги.
  • Пранаяма - практика правильного дыхания. Асаны в совокупности с пранаямой представляют собой определенный вид гимнастики. Безусловно, посещая занятия йоги для начинающих, любой человек может освоить комплекс этих упражнений, однако это не дает ему право называться йогом. В выполнении асан заложено нечто большее. Только последовательное выполнение всех этапов будет оказывать на человека глубокое лечебное воздействие, которое усилится при правильном выполнении упражнений йоги.
  • Пратьяхара - практика отключения сознания от органов чувств. Стоит отметить, что именно на основе данной практики основываются современные аутотренинги и медитации.
  • Дхарана - сосредоточение.
  • Дхьяна - концентрация.
  • Самадхи - цель йоги, достижение особого состояния просветления.

Прохождение всех восьми этапов доступно далеко не каждому человеку. Но не стоит рассматривать последний этап йоги, как конечную цель. Прохождение каждого этапа – это поднятие на одну ступень выше вашего умственного и физического самоощущения.

Виды йоги

Существует множество видов йоги, но вот самые популярные ее направления:

  • Йога Айенгара, которая позволяет оздоровить тело благодаря точному выполнению асан и пранаям. Помогает данный вид йоги для похудения и совершенно не имеет противопоказаний. Заниматься ею можно в любом возрасте.
  • Аштанга-Виньяса – основной упор делается на плавность движений. Этот вид йоги не слишком эффективен для оздоровления, но зато прекрасно тренирует выносливость и силу. Отлично подходит этот вид йоги для похудения. Особенно полезен в детском возрасте. Противопоказания: серьезные проблемы со здоровьем.
  • Кундалини – объединяет в себе медитацию, дыхательные упражнения, хатха-йогу и песнопения. Основная цель этого вида йоги – правильное дыхание, мышечное расслабление, концентрация внимания. Все движения неторопливы, каждая асана направлена на нормализацию нервной системы и внутренних органов.
  • Все, желающие начать занятия йогой, должны предпочесть видеоматериалам и книгам живое общение с инструктором. С этой целью лучше обратиться в специализированную школу, где предусмотрены кружки йоги для начинающих.
  • Прежде всего, необходимо не просто начать упражнения йоги, а проникнуться ее философией. Опять же, самым правильным решением будет отправиться в специализированную школу.
  • После прохождения базового курса можно взять у инструктора несколько индивидуальных занятий йогой. Целью этих занятий является получение ответов на интересующие вас вопросы, коррекция режима дня и режима питания.
  • Следует помнить, что в упражнениях йоги самое главное – постоянство. Делать упражнения необходимо регулярно 2-3 раза в неделю. Если же вас больше интересует йога для похудения и вам необходим быстрый результат, можно заниматься 2-3 раза в день по 15-30 минут.
  • Если у вас есть серьезные заболевания, в частности болезни опорно-двигательного аппарата, рекомендуется предварительно проконсультироваться с инструктором школы йоги или лечащим врачом.
  • Помните, что курение – еще не повод отказываться от занятий. Вполне возможно, спустя определенное время, выполняя специальные упражнения йоги, вы сможете полностью отказаться от этой вредной привычки.

Что происходит во время занятий йогой?

Существует около восьми миллионов асан. Из них йоги активно используют только две-три сотни и всего несколько десятков асан являются самыми полезными и необходимыми для полноценного здоровья на всю жизнь.

Во время выполнения упражнений йоги раздражение мышечных нервов и напряжение мышц положительно воздействует на центральную нервную систему, улучшая работу сердца, органов дыхания и кровообращения. Пранаяма позволяет освоить все виды дыхания: ритмическое, полное, замедленное, контролируемое. Упражнения воздействуют на двигательный аппарат и все важнейшие системы организма. Таким образом, человек становится бодрее, выносливее, сильнее. При интенсивных занятиях йогой уменьшаются жировые отложения, укрепляются суставы и кости, подтягиваются мышцы, кожа становится эластичной, упругой и гладкой.

Достоинства йоги:

  • При помощи упражнений йоги вы научитесь управлять своим телом.
  • Йога помогает исправить осанку, достичь гибкости. Полезна йога для похудения.
  • Занятия йогой помогают уменьшить в крови гормон стресса, который не дает кальцию удерживаться в костях. Следовательно, занятия способны избавить человека от остеопороза или отсрочить его возникновение.
  • Йога помогает избавиться от стресса и вредных привычек.
  • При помощи йоги вы сможете научиться расслабляться и забывать о проблемах.

Но следует помнить, что достичь всех этих результатов возможно только при регулярных тренировках.

Еще одним существенным преимуществом йоги является то, что для выполнения упражнений не нужно никакое дополнительное оборудование. Достаточно только удобной спортивной одежды.

Практически каждый слышал о йоге и йогах, но что это такое и кто они такие? Сегодня можно услышать много противоречивых и необычайных историй и случаев, всегда интересных!

Наука это или религия? Если принять к рассмотрению все религии мира, их ответвления, можно увидеть, что их объединяет нечто единое – истины, которым они учат и к которым призывают. Есть результаты опытов отдельных лиц, и только. В христианстве верят во Христа, как в воплощение Бога, и доказательством этой веры множества христиан — есть слова: «Это моё верование». Если обратиться к источнику христианства, то можно найти, что в основе его лежит опыт: «Христос говорил, что видел Бога, ученики говорили, что чувствовали Бога». В Буддизме дело обстоит также, это — опыт Будды, который познавал и проповедовал. Точно также и у индусов, и в других религиях.

В большинстве религий утверждается, что подобный опыт доступен лишь для основателей религий, для тех, кто стоял у истоков. И проверить его нельзя – в настоящее время такой опыт, якобы, считается недоступным, отсюда догматизм религии, когда все принимается на веру.

Но в этом мире, если имел место какой-то опыт, то его можно воспроизвести. И если он был в прошлом, то должна быть возможность — повторить его в будущем.

Человеку нужна истина, ему нужно убедиться лично, овладеть ей, удостовериться и чувствовать её.

Йога ближе к науке, ибо она предлагает практический и научно отработанный метод исследования и познания. Мудрецы говорят: «Вот приёмы, примените их добросовестно, и тогда, если вам не откроется высшая истина, вы будете вправе сказать, что наше учение ложно, отрицать же его, не проверив, не разумно».

Йога – это учение, дошедшее до нас из глубины веков и упоминаемое в самых древних источниках, учение, отголоски которого можно встретить практически во всех религиях, ритуальных практиках и эзотерических школах. Археологические раскопки позволяют с определенностью утверждать, что учение йоги было известно уже за 2,5 тыс. лет до н.э. Именно к этому периоду относят изображения йогов в характерных позах, найденные в раскопках древней культуры Мохенджо-Даро.

Однако, произведения древнего эпоса говорят о еще более раннем происхождении йоги. Йога, это очень древняя наука, уходящая в глубь веков — к древней цивилизации Арктиде, располагавшейся на территории Северного Ледовитого океана. Но к нам, в цивилизацию, Йога пришла уже не с Севера, а с Юга – из Индии, сохранившей это учение.

В эзотерических школах Востока эти знания передавались из поколения в поколение и сохранились в неприкосновенности. Из прошлых тысячелетий до нас дошло много текстов, описывающих Йогу: это Веды, философские тексты Махабхараты, Упанишады, афоризмы Патанджали, Тантра и другие. Однако мистические знания не всегда будут оставаться тайной за семью печатями. Наступающая эпоха даст человечеству доступ к самым сокровенным тайнам Природы.

А кто же тогда йоги? В житейском мире бытуют интересные о них представления:

Йог – это гимнаст, акробат: он умеет принимать разнообразные, самые невероятные позы, стоит на голове, может связаться в узел.

Йог – это факир: он спит на гвоздях, с удовольствием пьет серную кислоту, может надолго задерживать дыхание и пульс.

Йог – это экстрасенс, он может лечить руками и взглядом, обладает ясновидением, яснослышанием и другими невероятными способностями.

Йог – это аскет, человек не от мира сего, он прячется от людей в джунгли, в пещеры, почти ничего не ест и проводит время, созерцая собственный пуп.

Йог – это религиозный фанатик, все помыслы его связаны с культом сверхъестественных сил, он то и дело входит в транс, в экстаз, хочет достичь слияния с божеством и чуть ли не сам становится богом.

Отчасти это мнения верны, но только отчасти, да и то- с оговоркой.

Йог – не гимнаст, хотя он постоянно работает с собственным телом, заботится о его чистоте и поддерживает его в бодром и здоровом состоянии.

Йог – не факир, хотя он действительно, используя свои психические резервы, умеет управлять такими функциями внутренних органов, которые считаются непроизвольными, автоматическими, например, ритмической деятельностью сердца и мозга.

Йог – не экстрасенс в обычном понимании этого слова; хотя действительно может обладать удивительными способностями, никогда не стремится к ним, ради них самих.

Йог – не аскет. Сегодняшний йог живет и совершенствуется среди людей, хотя особенности его тренировки требуют частого уединения (хотя бы на 1-1,5 часа у себя в комнате) и довольно строгих ограничений в жизни (на первых порах).

И, наконец, йог – не фанатик. Хотя он и имеет дело с могучими силами, проявляющимися через его тело и психику, йог не привязан к какой-либо религии, ничто не ущемляет его свободы совести и не посягает на его право выбирать себе ту или иную религию или же оставаться атеистом.

Йога- это всеобъемлющий способ жизни на Земле, позволяющий человеку жить в гармонии с окружающим его миром и самореализовываться в этом мире, независимо от того, где он живет, и в какое время. Йога дает возможность духовного развития, ей нельзя заниматься как, к примеру, футболом. Йог тот, кто живет йогой, не занимается ею, а живет, согласуясь с природными законами, с самой Природой, заботясь не только о себе, но и о Земле и ее ресурсах. Если раньше, человек, желавший духовного развития, стремился к одиночеству: уходил в лес, в горы, жил в пещерах, — то теперь это самый обыкновенный человек, живущий нормальной жизнью, имеющий детей и семью, не отгораживающийся от общества, а, наоборот, помогающий ему в эволюции. Йога это осознанный путь духовного гармоничного развития, доступный каждому, вне зависимости от расовой принадлежности, национальности, пола, религиозных убеждений, возраста.

Пути духовного развития различны для разных людей, и каждый, практикуя Йогу, , только ему необходимый и нужный.

Все мы хотим выглядеть шикарно, быть здоровыми и грациозными, как лебеди в пруду, чтобы завораживать окружающих и делится с ними своей позитивной энергией.

Для этого существует масса способов: диеты, косметологические процедуры, отказ от вредных привычек и занятия танцами. Но весьма популярным и действенным способом, помогающим привести не только тело, но и духовное наполнение в идеальное состояние, является йога.

Как выбрать вид йоги?

Йога должна нравиться вам. Если вы предпочитаете динамику, то стоит попробовать Аштанга Виньяса-йогу, где происходит быстрая смена асан (поз). Любителям среднего темпа занятий рекомендована классическая Хатха, асаны которой выполняются вдумчиво и спокойно. Желающим похудеть без вреда для здоровья в самый раз придётся «горячая йога», которая поможет вашему организму изрядно пропотеть, а вот людям, ищущим самого себя и преследующим цель «набраться сил» подойдёт Кундалини или Раджа-йога.


Что такое Хатха-йога?

Хатха-йога – это не банальные физические упражнения, но и целый кладезь знаний, направленных на восстановление энергетического баланса. Учение основывается на двух составляющих:

1. «Ха» - «вдох». Это активная энергия Солнца.

2. «Тха» - «выдох». Является пассивной энергией, с которой ассоциируют Луну.

То есть Хатха-йога направлена на формирование правильного дыхания, которое должно быть ровным, спокойным и глубоким. Оно обязано дотрагиваться до каждой клеточки вашего тела, и тогда вы сможете почувствовать прилив жизненной силы и энергии. Добиться привлекательности и гибкости тела можно благодаря целому комплексу упражнений.

Базовый комплекс хатха-йоги

Особенности проведения Хатха-йоги:

Статичность поз;

Значительное внимание уделяется осанке и позвоночнику;

Воздействие на внутренние органы за счёт направления энергии и выработке правильного дыхания (доказано позитивное влияние занятий на гормональный фон и внутреннюю секрецию);

Хатха-йога развивает не только выносливость, но и улучшает память и внимательность.

Что такое Аштанга Виньяса-йога?

Аштанга Виньяса-йога выступает в качестве разновидности Хатха-йоги. В процессе проведения упражнений особое внимание уделяется концентрации на некоторых точках, энергетическим замкам, системе дыхания и медитации. Благодаря этим составляющим в организме человека возникает внутренний жар, который провоцирует обильное выделение пота. Практикующий чувствует прилив энергии, циркуляцию крови и спокойствие, окутывающее сознание.

Виньяса-йога для начинающих

Что такое Йогалатес?

Йогалатес – это комплекс упражнений, который сочетает в себе пилатес и йогу. Йогалатес предусматривает:

Множество занятий на баланс и растяжку;

Выработка системы правильного дыхания;

Медленное выполнение упражнений;

Выдох делается на силовой части движения;

Отсутствие рывков.

Йогалатес. Теряем вес

Занятия подходят для людей любого возраста, главное, чтобы у них не было противопоказаний к пилатесу. В современных клубах йогалатес больше направлен на динамическое выполнение упражнений в целях корректировки фигуры.

Что такое Раджа-йога?

Раджа-йога являет собой практику, которая в полной мере основана на медитации – отторжении сознания от собственного «Я». Освободившись от своего сознания, достигнув самадхи, человек начинает познавать себя, но перед практикой медитации нужно усовершенствовать своё тело путём Хатха-йоги.

Раджа-йога. Медитация

Раджа-йога основана на:

1. Концентрации (на конкретном объекте или мысли).

2. Сосредоточении (в голове должна функционировать лишь одна точка).

3. Сверхсознании (достигается, когда полностью изучен основной объект).

Например, вам предлагается сосредоточиться на огне или изображении чакры. Затем объект концентрации становится тоньше. Как только это свершится, необходимо задействовать мантры и правильное дыхание.

Что такое Янтра-йога?

Это целый кладезь знаний, который объединяет в себе созерцание, движение и контроль за дыханием. Практика подойдет многим современным людям, так как позволяет эффективно снимать напряжение, не теряя концентрации. В этом варианте йоги существует 108 поз. Большинство из них могут выполнять даже дети или беременные. Как правило, занятия длятся 1,5-2,5 часа. Утром практикуют дыхание, а в вечернее время – движение (обязательно на голодный желудок).


Что такое «Горячая йога»?

«Горячая йога» - уникальная гимнастика, позволяющая сбросить лишний вес. Занятия проходят в специальном помещении при температуре +38-42 градуса. Считается, что во время выполнения упражнений, вы согреваете тело, улучшаете кровообращение и выводите шлаки из организма. Эти занятия не только приводят в тонус мышцы практикующего, но и позволяют избавиться от повседневных стрессов. Что такое йога для беременных? Во время вынашивания плода у будущих мам наблюдается значительная нагрузка на позвоночник. Чтобы хоть как-то её снизить, существует целый комплекс облегчённых упражнений, позволяющих укрепить здоровье как маме, так и будущему малышу. Правильное дыхание во время занятий йогой способствует насыщению крови кислородом и улучшает её движение по сосудам. Кроме того, йога помогает избежать стрессов и снять напряжённость.