Ночь Хиджры: из Мекки в Медину. Бегство мухаммеда из мекки в медину

Современный мир считает, что пророк Мухаммед является основоположником ислама. Его полное имя читается как Muhammad, а жизнеописание пророка начинается с 570 года, с которого по очередности приведены факты его существования.

Рожден он был в известной семье Саудовской Аравии, в 570 году, если считать по христианскому календарю.

Отец Мухаммеда был кровным родственником основателя Мекки, что давало ему принадлежность к такому знатному роду как Курайш.

Жизнь пророка Мухаммеда

Отец умер еще до рождения сына, а мать он потерял в возрасте 6 лет. Воспитывал Мухаммеда его дедушка, которого зовут Абдалмутталиб, а затем, после его смерти, права на мальчика получил его кровный дядя – Абу Талиб.

Рождение и детство основателя ислама

Детство его проходило в простом и постоянном труде: он пас овец, ухаживал и кормил животных, помогал по хозяйству, снаряжал караваны. При достижении 25-летнего возраста юноша поступил на службу к обеспеченной Хадидже.

В его обязанности входило сопровождение торговых караванов в Сирию, а также содержание животных в надлежащем порядке.

Женитьба

Прошло много времени, когда Мухаммед вырос и превратился в статного мужчину.

Он предложил Хадидже свое сердце, а она ответила согласием, после чего была проведена пышная свадебная церемония.

Его жена была для него единственной любовью – одной и на всю жизнь. Всего же у него было 13 жен и множество детей, но он всегда любил только первую — Хадиджу.

Начало проповеди и религиозная деятельность

Пророк какое-то время занимался торговлей, но после практик медитаций у него случилось видение, в котором к нему пришел Ангел и сообщил весть от самого Бога.

Таким образом, спустя время, Мухаммед начал новую жизнь и сразу приобщил к вере свою жену и племянника. Затем ему поверили его друг Абу-Бекр и бывший раб Зайд.

В первое время Мухаммед не рассказывал открыто о Боге – он боялся преследований и угроз со стороны правительства. Но после того, как Ангел посетил его и приказал говорить всем людям о Боге, он пошел в Мекку и там начался период его проповедования. К 610 году жители Мекки, до этого не слышавшие учения о Боге, встретили Мухаммеда с издевками.

Но он продолжал свои проповеди несмотря ни на что. Конечно, сказывалось отсутствие образования, и он не мог читать Священные книги, поэтому он запоминал все, что слышал, и переводил это в краткую стихотворную форму.

Мухаммед призывал жителей любить друг друга и уважать ближнего своего. Все, что он говорил, слушали даже дети. Свои слова он подкреплял чудесами, такими как исцеление от недугов.

Переселение Мухаммеда из Мекки в Медину

Так как за мусульманами постоянно были слежки и гонения, Мухаммед принял решение переехать в Медину вместе со своими паломниками. Там его встретили тепло и радушно.

Местная еврейская община примкнула к Мухаммеду и приняла новую веру. С этой исторической точки и наступила эпоха мусульманства — Хиджра.

Учение Мухаммеда

Учения пророка основывались на двух религиях: христианстве и иудаизме. Со временем его влияние распространилось настолько, что исламские общины в Мекке признали свое поражение и разрешили Мухаммеду в 630 году вернуться в Мекку. Теперь столицей ислама стал город Мекка.

После долгих молитв и медитаций, Мухаммеду на закате своей жизни был ниспослан Коран, который он записал как книгу, олицетворяющую ислам.

За несколько лет до своей кончины он сказал своим проповедникам, чтобы они собрали деньги и построили мечеть, которая сейчас находится в Мекке. Там он и провел последнюю службу, где строго наказал женщинам носить платок, дабы спрятать волосы.

Как умер пророк Мухаммед

Получив всеобщую любовь и признание, пророк вернулся в Медину, где и скончался в 632 году, после своего паломничества на Священную родину ислама.

Как написано в Священной книге, пророк долго болел и несмотря на то, что он плохо выглядел, все равно посещал мечеть. Похоронен он недалеко от дома, и на сегодняшний день его могила является местом сподвижничества для прихожан.

Пророчества Мухаммеда

Самые известные пророчества касаются ислама и востока. Например, он предсказывал покорение Иерусалима после его смерти и завоевание Персии, а также падение Рима, Йемена.

Множество пророчеств говорят об Апокалипсисе: в них повествуется о том, что в последние дни верующие будут изгнаны из своих домов, а городами будут править лживые люди.

Потомки пророка Мухаммеда

У него родилось 6 детей: 4 дочки и 2 сына. К сожалению, история умалчивает, по какой причине мальчики умерли в младенчестве, а девочки в раннем возрасте, однако, пережить отца удалось лишь одной из дочерей – Фатиме.

Заключение

Сейчас в интернете много биографических фильмов, содержащих исторические факты о жизни пророка Мухаммеда и его смерти, а также много фото тех мест, где он проповедовал.

Начало мусульманской эры

За время прошедшее с 610 года до переселения (хиджры ) в Медину в 622 году, Мухаммед стал признанным главой мекканской общины мусульман. Вновь обращенные, если они происходили из других родов, "усыновлялись" родом Хашима, но при этом становились побратимами не только по названному родству, но и по духу. Таков исток мусульманской уммы , поначалу весьма немногочисленной, находящейся во враждебном окружении мекканских родов, которые, едва терпя мусульман, тем не менее не могли их уничтожить, поскольку получили бы кровных врагов из рода Хашимидов.

Богатые купцы, ростовщики и землевладельцы Мекки не могли примириться с проповедью Мухаммеда, подрывающей основы их благосостояния. Мухаммед осудил ростовщичество, жадность, обман, суеверия мекканцев, предостерегая о вечных муках, на которые обречены души "немилостивых", "обвешивающих", "лицемеров", "неверных":

...Тот, кто жертвовал и страшился и считал истиной прекраснейшее, - тому Мы облегчим путь к легчайшему. А кто скупился и обогащался, и считал ложъю прекраснейшее, - тому Мы облегчим путь к тягчайшему. И не спасет его достояние, когда он низвергнется... (Коран, 92: 5-11) (1) .

Мекканцы опасались физически устранить Мухаммеда и его последователей, но они могли создавать им невыносимые условия жизни. Абу Бекр, фанатически преданный Мухаммеду и делу ислама, истратил почти все свое немалое состояние на помощь нуждающимся мусульманам, на выкуп рабов, принимавших ислам. Трудности существования вынудили часть мусульман эмигрировать в Эфиопию, и в 615 году в Мекке их осталось всего пятьдесят два человека.

Со временем враги Мухаммеда добились даже того, что собрание родовых старейшин рекомендовало Абу Талибу, главе Хашимидов, отлучение смутьяна от рода. Абу Талиб не последовал этому совету, руководствуясь правом каждого араба находиться под защитой своего рода. В ответ на это мекканцы в 617 году отстранили всех Хашимидов, кроме Абу Лахаба, от участия в караванной торговле, что довело их до еще большей бедности. Однако через два года тот же совет старейшин отменил бойкот, несмотря на происки Амра ибн Хишама. И только после смерти Абу Талиба в 619 году (в том же году умерла и Хадиджа), когда его место занял Абу Лахаб, положение Мухаммеда стало по-настоящему опасным. Абу Лахаб вполне мог бы со временем добиться изгнания мусульман.

Мухаммед вынужден был искать племя, которое "усыновило" бы его общину и взяло мусульман под свою защиту. Сначала он пытался обосноваться в Таифе, но был встречен в оазисе враждебно, поскольку землями в Таифе владели в основном те же мекканцы. На помощь Мухаммеду пришел его дядя - Аббас ибн Абд Мутталиб, богатый купец, владелец виноградника в Таифе. Ему также принадлежало право продавать паломникам воду из колодца Земзем (он сохранил эту привилегию и после утверждения ислама в Мекке). В те времена этот дядя Пророка, родоначальник династии халифов Аббасидов (750-1517), еще не был мусульманином и даже сражался на стороне мекканцев в битве у Бадра. Аббас ибн Абд Мутталиб выступил посредником в переговорах Мухаммеда с племенами из Ясриба. Греки называли этот оазис Ятриппа, а со времени ислама он известен под именем Медина (город). Позднее мусульмане придали названию города новое значение - Мадинат ан-Наби ("Город посланника Аллаха обоих миров").

В начале VII века Медина представляла собой земледельческий оазис с пашнями, садами и виноградниками. В оазисе было пять племенных поселений: два арабских, аус и хазрадж, и три иудейских. Языческие племена Ясриба находились в состоянии жестокой междоусобной войны, которая грозила им взаимным уничтожением. Дважды, в 620 и 622 годах, в пустынной местности Акаба происходили встречи Мухаммеда и его ближайших соратников с представителями этих племен. Между ними и Мухаммедом был заключен договор, скрепленный клятвой побратимства мусульман, ауситов и хазраджитов. Так был сделан следующий важный шаг на пути арабов к умме: община мусульман расширилась до межплеменного союза, а единение по духу стало преобладающим над единением по крови.

В результате всех этих приготовлений летом 622 года около семидесяти мусульман из Мекки отправились в Медину. В числе первых переселенцев был Умар. Мухаммед, Абу Бекр и Али должны были уехать последними. К этому времени враги мусульман решили избрать по одному представителю от каждого мекканского рода, чтобы они сообща убили Мухаммеда. Тогда Хашимиды были бы не в силах отомстить за него и поневоле удовлетворились бы денежным выкупом за убитого. Али, которому стало известно о заговоре, предупредил Мухаммеда. Мухаммед и Абу Бекр сумели незамеченными покинуть Мекку. Некоторое время они скрывались в окрестных горах:

Если вы не поможете ему, то ведь помог ему Аллах. Вот изгнали его те, которые не веровали, когда он был вторым из двух. Вот оба они были в пещере, вот говорит он своему спутнику: "Не печалься, ведь Аллах - с нами!" И низвел Аллах Свой покой на него и подкрепил его войсками, которых вы не видели, и сделал слово тех, которые не веровали, низшим, в то время как слово Аллаха - высшее: поистине, Аллах - могучий, мудрый! (Коран, 9:40) (2) .

Мухаммед и Абу Бекр прибыли в Медину 4 сентября 622 года. Сохранилось описание внешности Мухаммеда, данное очевидцем его появления в Ясрибе: "Это был человек среднего роста, стройный, широкоплечий; густые вьющиеся волосы, длинная черная борода, большая голова, открытый лоб, черные дуги сросшихся на переносице бровей, длинные ресницы, больше блестящие глаза, нос с горбинкой; смелая, тяжелая поступь".

Мухаммед выбрал место, где остановилась его верблюдица. Здесь была построена первая мечеть (масджид ) - простое строение рядом с таким же простым жилищем Пророка. Были определены часы для ежедневных молитв. Обязанности имама , предстоятеля на Молитве, выполняли Мухаммед, Абу Бекр или Умар. Был назначен первый муэдзин (букв.: "возглашать с минарета") - абиссинец Билаль. Он произносил азан - призыв верующих к молитве. Так, в строгом соответствии с наказами и запретами Аллаха, начала складываться обрядовая сторона ислама.

Сохранился подлинный документ того времени - устав Мединской мусульманской общины, из которого видно, что Мухаммед, являясь религиозным главой общины, в то же время, говоря современным языком, был и ее политическим главой. В этом заключалось то новшество, которого не было в дин ал-араб . Все жители Медины, мусульмане, иудеи и язычники, рассматривались как единое целое, и каждый из них пользовался равными правами, независимо от племенной и религиозной принадлежности. Новое законодательство формировалось на основании откровений, содержание которых не всегда совпадало с тем или иным обычаем: совершившего убийство не должно было защищать ни одно из племен союза; вражда и кровная месть между членами Мединской общины не допускались; все споры разрешал Мухаммед, руководимый высшим волеизъявлением Аллаха. В то же время племена сохраняли независимость, могли сообщаться между собой, заключать соглашения с любыми другими племенами вне Медины, кроме курейшитов Мекки, считавшихся врагами. В целом же мусульманская община добивалась признания за ней статуса, равного статусу любого другого племени Аравии.

Переселение первых мусульман в Медину получило название хиджры . Те мусульмане, которые переселились вместе с Мухаммедом, стали называться мухаджирами - переселенцами. Звание мухаджира с тех пор стало весьма почетным. Позднее мусульмане, переселявшиеся из мусульманских стран, завоеванных немусульманами, например христианами, тоже будут именоваться мухаджирами. С того же времени жители Медины, принявшие ислам, получили название ансары - помощники.

Шестнадцать лет спустя эпохальное событие хиджры было признано обозначающим первый год мусульманской эры. По арабскому летоисчислению она начинается в первый день первого месяца мухаррама лунного года, что соответствует 16 июля 622 года. Новое летоисчисление было введено при халифе Умаре, по предложению Али. Нужно сказать, что до исламской эры арабы использовали солнечный календарь. Мухаммед в десятом году хиджры ввел в употребление лунный год без вставных дней, состоящий из 354 суток, с числом дней в месяце от 29 до 30-ти. О лунном годе сказано в Коране:

Поистине, число месяцев у Аллаха - двенадцать месяцев в Писании Аллаха в тот день, как Он сотворил небеса и землю. Из них - четыре запретных, это - стойкая религия: не причиняйте же в них зла самим себе и сражайтесь все с многобожниками, как они все сражаются с вами. И знайте, что Аллах - с богобоязненными! Вставка дней - только увеличение неверия; заблуждаются в этом те, которые не веруют; они разрешают это в один год и запрещают в другой, чтобы согласовать с тем счетом, который запретил Аллах. И они разрешают то, что запретил Аллах. Разукрашено пред ними зло их деяний, но Аллах ведет народа неверного! (Коран, 9:36-37) (3) .

Таким образом, у мусульман один и тот же месяц в каждом следующем году начинается немного раньше, чем в предыдущем. Например, месяц рамадан 1387 года хиджры начался 3 декабря 1967 года, а поскольку мусульманский год на 11 дней короче григорианского, то следующий месяц рамадан начался 22 ноября 1968 года. Мусульманские месяцы не соответствуют временам года, но через 33 года они проходят полный круг. Месяцы делятся на недели по семь дней, которые обозначаются цифрами и не имеют особых названий. Пятница - день общей молитвы, с нее начинается неделя, Сутки начинаются с заходом солнца. Для перевода даты из одного летоисчисления в другое существуют специальные таблицы. Но лунный календарь не вполне удобен в мире, где государства с разными системами летоисчисления активно взаимодействуют. Поэтому мусульмане именно для житейских нужд начинают использовать европейский григорианский календарь. При этом в Иране и Афганистане отсчет солнечных лет ведется от хиджры Мухаммеда в 622 году. И все главные события из истории ислама вплоть до XIX века мусульманские историки датируют по эре хиджры.


| |

20 сентября 622 года произошло переселение (хиджра) Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину. Один из величайших праздников ислама — Ночь Хиджры. Это память о переселении пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. В эту ночь Мухаммед и Абу Бакр, выйдя из родной пророку Мекки, достигли Медины, где к тому времени сложилась мусульманская община. После этого исламская религия стала известна по всему свету, распространившись во все края земли.

Сегодня мусульмане всего мира вспоминают событие, которое праведный халиф Омар ибн аль-Хаттаб положил в начало исламского летоисчисления. Тем самым было ознаменовано начало эры ислама.

С самого первого дня исламской проповеди Мухаммеда и примкнувших к нему сторонников со злобой преследовали необращенные соплеменники. А уж после того, как курайшиты (правящее племя древней Мекки; из купцов этого племени происходит пророк Мухаммад) узнали, что пророк заключил договор с жителями города Ясриб, и число мусульман среди них выросло, обстановка вокруг Мухаммеда, жившего в ту пору в Мекке, стала и вовсе нетерпима.

Дело в том, что старейшины Ясриба предложили мусульманскому пророку переселиться к ним и возглавить их. В Ясрибе в ту пору жили постоянно враждовавшие друг с другом евреи и арабы, но и те и другие надеялись, что правление Мухаммеда покончит с бесконечными распрями и принесет долгожданный мир. Произошло это на тринадцатый год проповеди пророка.

С тех пор Мухаммеда и единоверцев притесняли в Мекке до такой степени, что запрещали им проповедовать, призывать людей к исламу, открыто молиться возле Каабы. Над мусульманами издевались и унижали их так, что в конце концов сторонники ислама попросили Мухаммеда позволить им покинуть родной город и переселиться в края, где они будут избавлены от гонений, забрасываний камнями, попыток сжить со свету. Пророк Мухаммед согласился с их доводами и указал им на Ясриб — город, который вскоре получил название Мадинат ан-Наби, то есть город Пророка или просто Медина.

Асхабы (сторонники пророка Мухаммеда) начали готовиться к переселению. Опасаясь язычников, переезжать в Медину они были вынуждены тайно. Асхабы покидали родной, но такой неласковый город под покровом ночи и маленькими группами, не заботясь об имуществе. С собой сторонники Мухаммеда брали лишь самое насущное: не за легкой жизнью гнались они, переселяясь в Ясриб, а лишь желая беспрепятственно молиться и проповедовать ислам.

Но не все уходили тихо. Например, ближайший сподвижник Мухаммеда, второй праведный халиф Омар ибн аль-Хаттаб, известный храбростью и силой, в разгар дня, на глазах множества язычников, семь раз обошел Каабу, вознес молитву Единому Богу и обратился к взирающей на него толпе многобожников со следующей речью: "Кто хочет оставить свою мать без сына, кто хочет оставить своего ребенка сиротой, кто хочет сделать свою жену вдовой, пусть попробует воспрепятствовать мне сделать Хиджру" (то есть, "переселение").

Мало-помалу Мекку покинули все мусульмане, кроме самого Мухаммеда, первого халифа и тестя пророка Абу Бакра, на чьей дочери Аише тот был женат, кузена и зятя Мухаммеда Али и немногих мусульман, которые не могли уйти из города из-за плохого здоровья. Сам пророк попросил Абу Бакра остаться с ним, ожидая повеления Аллаха на собственное переселение.

Минуло четыре месяца. Пока пророк с ближайшими соратниками оставался в Мекке, в Медине росла мусульманская община. Создалось братство мухаджиров, как называли переселенцев из Мекки, и ансаров — мусульман Медины.

Но язычникам в окружении пророка Мухаммеда рост и усиление ислама в Медине был что нож острый по сердцу. Понимая, что сердцем исламской проповеди является Мухаммед, онисобрались на совет и вынесли пророку смертный приговор. Задумано было хитро: убить Мухаммеда должен был не один человек, а по одному представителю каждого рода города Мекки. А чтобы род пророка не смог отомстить по закону кровной мести, нанести удар Мухаммеду все убийцы должны были одновременно.

Согласно мусульманскому преданию, Аллах открыл Мухаммеду злодейский умысел язычников, послав к нему ангела Джибриля. Одновременно с этим Всевышний повелел своему пророку в ту же ночь совершить хиджру. Мухаммед и Абу Бакр немедленно покинули родную Мекку. В городе остался только Али, который должен был вернуть доверенное ему на хранение имущество — он-то и встретил убийц, пришедших по душу пророка Мухаммеда.

Но голова Али не была им нужна. Узнав, что Мухаммед вслед за своими единоверцами совершил хиджру, разъяренные язычники бросились в погоню. Мухаммед не успел уйти далеко, и, чтобы спрятаться от преследователей, ему пришлось три дня провести в пещере Савр недалеко от покинутой Мекки. Страшные минуты пережили беглецы, когда убийцы добрались до пещеры и были буквально на пороге… но Всевышний затмил им глаза и разум: ни одному даже в голову не пришло заглянуть внутрь.

Главная > Урок

Хиджра Вы узнаете Как Пророк Мухаммад переселился из Мекки в Ясриб (Медину) Как Мекка стала религиозным центром мусульман Какой была судьба ислама после кончины Пророка Основные понятия Хиджра Халифы Хиджра Пророка в Медину. Хиджра – так называется переселение Пророка Мухаммада и других мусульман из Мекки в город Ясриб. Это событие произошло в 622 году. К этому времени значительная часть жителей Ясриба уже приняла ислам. Мусульмане-мекканцы стали тайно покидать свой родной город и перебираться в богатый оазис Ясриб, расположенный в 400 км от Мекки. В Мекке из мусульман остались только Абу Бакр, Али, Зайд и еще несколько семей мусульман. Сам Пророк Мухаммад вместе с верными ему людьми остался в ожидании разрешения Аллаха покинуть город. В это время вожди и старейшины курайшитов собрались, чтобы решить, как им быть дальше. Одни предложили изгнать его из Мекки, другие - заковать его в цепи. В конце концов они приняли решение: убить Пророка. Отобрали одиннадцать юношей из знатных горожан и дали им по мечу. Договорились убить Посланника Аллаха ночью одновременным ударом всех мечей. Когда стемнело, заговорщики собрались у дверей дома Пророка и стали ждать, пока он заснёт. Но Посланник Аллаха вышел из дома, прошёл мимо заговорщиков, посыпав на их головы песок и ослепил их. Затем они вдвоём с Абу Бакром покинули город. Курайшиты бросили все силы на поиски Пророка и его спутника, 3 дня и 3 ночи Мухаммад и Абу Бакр укрывались в пещере. Вход ее по преданию заткал паук своей паутиной,поэтому враги не заметили их. С тех пор мусульмане не трогали пауков, а курайшиты обещали выплатить вознаграждение сто верблюдов тому, кто доставит им любого из беглецов живым или мертвым. Но все это оказалось напрасным, а Пророк и Абу Бакр покинули пещеру и направились в Медину. Путники добрались до местечка Куба в окрестностях Ясриба. В Кубе Пророк Мухаммад провёл четыре дня и построил свою первую мечеть. В пятницу он продолжил путь и верхом на своей верблюдице въехал в Ясриб. С тех пор этот город называется Мединой - Городом Пророка. Мусульмане были охвачены радостью по случаю прибытия Пророка, и каждый из них горел желанием принять его в собственном доме. Однако верблюдица продолжала идти, пока не дошла до квартала его родственников по материнской линии. Она остановилась на том самом месте, где ныне возвышается зеленый купол Мечети Пророка. Пророк приучал мусульман к взаимной помощи и поддержке. В результате мусульмане Медины с течением времени стали для человечества примером братства и единства. Кроме мусульман в Медине проживали язычники и иудеи. Большинство язычников приняли ислам, а с иудеями было заключено соглашение. Мусульмане и иудеи решили, что будут поддерживать добрые отношения и в случае нападения врагов на Медину, они будут вместе защищать город. Так в Медине стали мирно уживаться сторонники разных религий. Медина с ее окрестностями стала городом-государством, которым руководил Посланник Аллаха. Мухаммад стал судьей и духовным руководителем мусульманской уммы – общины верующих. Хиджра принесла великое благо исламу. В Медине они впервые почувствовали себя свободными и сильными. Они теперь могли не таясь поклоняться Аллаху. Возвращениев Мекку. В течение еще нескольких лет отношения между мусульманами-мединцами и язычниками-мекканцами были различные этапы: они воевали между собою и заключали перемирия. В 630 г. Мухаммад с войском выступил походом на Мекку. «Не убивайте детей, женщин, стариков, не разрушайте постройки» - так напутствовал Мухаммад мусульман перед походом. Город, где родился, вырос Пророк и откуда был вынужден переселиться, сдался без кровопролития. Мухаммад не стал мстить своим врагам и проявил к ним снисходительность, приказав простить всех, воевавших против мусульман и против него самого. Он проявил великодушие даже по отношению к самым лютым врагам. Теперь Мекка вновь стала религиозным центром ислама, священным городом, местом паломничества мусульман. Мухаммад лично показал, как нужно правильно проводить хадж. Этот обряд строго соблюдается на протяжении всех веков вплоть до сегодняшнего дня. Кончина Пророка. Пророк Мухаммад скончался после долгой болезни в июне 632 г. ему было 62 года. За день до кончины он раздал неимущим все, чем владел. Это были 7 динаров. Он подарил мусульманам свое оружие, а небольшой принадлежавший ему участок земли завещал отдать как пожертвование. Весть о смерти Пророка стала потрясением для мусульман, многие из них отказывались верить в нее. Пророк был похоронен в своем доме в Медине. После кончины Мухаммада руководили мусульманской общиной праведные халифы – его преемники. Праведные халифы отличались от царей. Они вели скромную жизнь, не имели охраны, и общались с простыми людьми. Двери их домов всегда были открыты для всех мусульман. Именно в их правление ислам распространился во многих странах на территории Ирака, Ирана и Средней Азии, Северного Кавказа именно тогда???, Ближнего Востока, Северной Африки. Мусульманское летосчисление и календарь. С переселения Мухаммада в Медину для мусульман начался отсчет времени по-новому. Первый год Хиджры, начавшийся 16 июля 622 г., стал первым годом мусульманского летосчисления. Начало каждого месяца мусульманского календаря определяется появлением нового месяца. Год мусульманского календаря состоит из 354 или 355 дней, а сами месяца составляются из 29 и 30 дней. По сравнению с солнечным календарем, в мусульманском календаре ежегодно происходит сдвиг назад на 10 дней. Лунный календарь не связан со сменой времен года. Так, например, если в одном году начало года месяц мухаррам приходится на середину лета, то через пятнадцать лет оно придется на зиму. Благодаря этому такие религиозные обряды, как пост в рамадане или паломничество в Мекку, попадают на разные времена года. Из-за различной продолжительности года в мусульманском и григорианском?? календарях перевод дат из одного летоисчисления в другое труден. Чтобы установить, какому году нашей эры соответствует тот или иной год хиджры, пользуются либо различными формулами, либо справочными таблицами. Вопросы и задания Как относились мусульмане к Пророку Мухаммаду? Какие трудности выпали на долю Мухаммада? Чему Пророк Мухаммад учил людей? Благодаря каким своим поступкам он стал образцом для поведения? Каковы годы жизни Пророка Мухаммада? Урок 7 Священный Коран. Сунна Пророка Мухаммада Вы узнаете О чем говорится в Коране Как мусульмане относятся к Корану О чем рассказывает Сунна Основные понятия Суры Аяты Сунна Хадисы Коран. Коран – главная священная книга мусульман. Он состоит из 114 сур, или глав, а каждая сура состоит аз аятов, или стихов. Самая короткая сура состоит их трех аятов, а самая длинная сура включает 286 аятов. Все суры Корана имеют свой номер и название. Например, первая сура называется «Фатиха», а ее название можно перевести как «Открывающая Книгу». Каждая сура открывается словами: «Бисмиллях иррахман иррахим» , что переводится, как «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!» Когда цитируют Коран, то указывают номер суры и аята: «О те, которые уверовали! Обращайтесь за помощью к терпению и молитве. Поистине, Аллах – с терпеливыми!» (2:148) Ангел Джибрил передавал Священный Коран Пророку Мухаммаду в течение 23 лет. Коран был ниспослан с небес на арабском языке. Сначала аяты Корана мусульмане запоминали устно со слов самого Пророка, а потом стали записывать со слов посланника на листьях финиковых пальм, верблюжьих лопатках, камнях. Позже весь текст Корана записали в виде отдельной книги и стали читать его вслух. О чем говорится в Коране? Прежде всего о том, что всякий человек должен верить в Аллаха. В Коране говорится, что Бог один и един, и кроме Него нет никаких других божеств. В Коране говорится обо всем, во что должен верить мусульманин: и в ангелов, и в Священные Писания, и в Посланников Бога, и в наступление Судного дня и вечной жизни после смерти, и в то, что все происходит по воле Бога. Коран учит отличать добро от зла, мир от вражды. В Коране также говорится, как должен себя вести человек среди людей, устраивать свою жизнь в семье. Как он должен молиться, поститься. В Коране можно найти множество исторических рассказов, а также описания Рая и Ада. Но это не значит, что в Коране есть все. Коран это главная книга, которая определяет религиозную жизнь человека. Но ему нужно знать все остальные науки и предметы, поэтому каждый из нас должен читать много других книг. Когда мусульманин должен читать Коран? Коран читают во время молитв, поэтому каждый мусульманин обязан знать по-арабски хотя бы одну суру из Корана, например, «Фатиху». Коран читают еще и когда мусульмане собираются вместе за столом по случаю праздника, свадьбы или поминок. Коран читают, когда посещают могилы предков или отправляются в дальний путь. Если человек не знает арабского языка, но хочет узнать, что написано в Коране, то он может почитать эту книгу в переводе на русский или другой родной для него язык. Если человек не может понять смысл написанного в Коране, он должен обратиться к знающему человеку, к старшему или к имаму в мечети. Вот русский перевод первой суры «Аль-Фатиха»:

  1. Во имя Аллаха, милостливого, милосердного! Хвала – Аллаху, Господу миров. Милостливому, милосердному, Царю в день суда! Тебе мы поклоняемся и просим помочь! Веди нас по дороге прямой, По дороге тех, которых Ты облагодетельствовал,-
Мусульмане очень бережно относятся и к самой книге Корана, и к любым записям Корана на бумаге. Коран всегда хранится в доме на самом почетном месте и выше всех остальных книг. Если на листочке есть записи Корана, то его нельзя выбрасывать. Ведь это слово Аллаха, и к нему нужно относиться с большим уважением. Мусульмане с давних пор носили с собою кусочки ткани с начертанными на них божественными словами из Корана. Люди верили, что они оберегают из от невзгод, лоскутки прикладывали с молитвой к ранам для быстрого их заживления. Мухаммад не препятствовал этим действиям, так как верил в исключительную силу Корана. Сунна. Сунна – это священное предание, в ней сохранены высказывания самого Пророка Мухаммада, а также все, что помнят мусульмане о его жизни, поступках и внешнем виде. Сунна занимает в исламе второе место после Корана. Она объясняет содержание Корана, дополняет его и учит, как нужно поступать мусульманину в тех или иных случаях. Слова Пророка и высказывания его сподвижников, записанные в Сунне, называют арабским словом «хадисы», то есть рассказы. Из хадисов мусульмане узнают очень много важных вещей, которые касаются религиозных обрядов, истории ислама. Но самое главное заключается в том, что Сунна дает представление о самом Пророке Мухаммаде. Ведь жизнь его – образец поведения. Многие высказывания Посланника Аллаха приобрели огромную популярность и превратились в притчи и пословицы. Примером может стать высказывание: «Нельзя сравнить видение воочию с рассказом», что соответствует русской пословице: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Мусульмане внимательно читают и изучают хадисы. Собиратели хадисов пользовались огромным уважением среди мусульман во все времена. Вот как записывался хадис. Мухаммад бин Башшар рассказал нам, что Яхья бин Саид рассказал ему, что Шуба рассказал ему, что Абу ай-Тайях рассказал ему со слов Анаса, что Пророк, мир ему и благословление Аллаха, сказал: «Облегчайте, а не создавайте затруднения, возвещайте благое…» Все те рассказчики, о которых говорится в этом хадисе, были известны как люди правдивые, уважаемые, ученые. В этих хадисах мы не упоминаем имен тех, кто передал слова Мухаммада.
  1. Навещайте больных. Желайте выздоровления им, а они будут молиться за вас. Больным прощаются грехи, а молитвы их обладают большой силой. Тот кто желает избавится от горя, пусть облегчает трудности тем, кто нуждается. Благотворительное пожертвование должно стать обязательным деянием каждого мусульманина. Избегайте подозрительности, ибо именно она является величайшей ложью. Не будьте любопытны по отношению друг к другу и не подглядывайте друг за другом. Знай, что нет победы без терпения, находки- без потери, облегчения- без трудностей. Вера есть отказ от всякого насилия. Дела соответствуют намерению, и каждый приходит лишь к тому, к чему он стремился.
Вопросы и задания Как появился Священный Коран? О чем мусульманин узнает из Корана? Что такое «сунна» и «хадис»? Урок 8 Вера в Аллаха Вы узнаете Во что верит каждый мусульманин Какими качествами наделяют Бога мусульмане Кто такие ангелы Основные понятия Имена Аллаха Джинны «Нет божества, кроме Аллаха и Мухаммад пророк его». Каждый мусульманин верит: в Аллаха, в ангелов, в Писания, в посланников, в Судный день, в предопределение. На этой вере держится ислам. «Нет божества, кроме Аллаха и Мухаммад пророк его». Эти слова произносит человек, когда принимает ислам. Мусульманин верит, что Бог – Творец вселенной и человека. Бог один и един. Мусульмане поклоняются Богу и называют словом Аллах. В переводе с арабского слово Аллах означает «тот, кого преданно любят и почитают, перед кем смиряются»???. Бога нельзя увидеть, но Он вездесущ и всемогущ. Ни время, ни годы не властны над Аллахом, ибо Он вечен без начала и без конца. Ему не нужны ни родители, ни дети, ни помощники. Он будет всегда, никогда не исчезнет. Аллах имеет наивысшую власть над всем. Он правит всем, что происходит в мире, все делается по Его воле. Все его дела отличаются милосердием и справедливостью. Ему принадлежит все, что есть на земле и небесах. Он – Возвышенный и Великий, Он творит все самое лучшее. В Коране говорится, что Бог создал мир за 6 дней – небеса и землю, горы, моря, нивы и животных, день и ночь, свет и мрак, и все остальное. Аллах сотворил и первого мужчину Адама и первую женщину Хавву. Аллах сделал Адама первым посланником на землю. Аллах создал и произвел от Адама и Хаввы всех остальных людей. Кроме людей Аллах сотворил ангелов и джиннов, но человек стал лучшим и высшим творением. В мечетях и мусульманских книгах вы не найдете изображений Аллаха. Ислам запрещает изображать в рисунке или скульптуре Бога, чтобы люди не уподобились язычникам, которые поклоняются своим рукотворным идолам. А то, что можно рисовать по исламу, вы можете увидеть на рисунках. У Аллаха имеется 99 дополнительных имен. Вот некоторые из них: Творец Великий Всевышний Добрый Всемилостивый Сострадательный Мудрый Дарящий Святой Любящий Мусульманин может обратиться к Аллаху с любым Его именем: «Милостивый», «Милосердный», «Господь». «Бисми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим» говорит мусульманин, начиная любое дело. Это означает: «Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного». Этими словами мусульманин посвящает свои дела Богу. Бог любит тех, кто верит и творит добро, кто проявляет терпение, кто помогает слабым и нуждающимся, кто обучает людей добру и удерживает людей от вражды и ненависти, от дурных поступков. Все, кто так поступает, являются добрыми людьми. А каких людей Бог осуждает? Бог осуждает тех, кто не верит в Него, кто проявляет неблагодарность Аллаху и людям, кто обижает слабых и бедных, кто жаден и скуп, сто не уважает родителей. Аллах милосерден, но в мире существуют и зло, и вражда, и нищета, и страдания. Все беды и несчастья людей – это плата за грехи и преступления. Но и в этом Аллах проявляет свою милость, потому что через страдания, боль и трудности позволяет человеку стать крепким и мужественным, помогает ему понять боль другого, проявить сострадание и найти поддержку. Трудности, которые выпадают на долю людей, укрепляют волю, помогают понять радость жизни. Те люди, которые неправедно нажили свое богатство и ищут в жизни только удовольствия и развлечения, быстро забывают о трудностях других людей, не стремятся им помочь. Не заботятся они о себе, потому что подвергнут себя суровому наказанию в жизни будущей, если не раскаются в своих грехах в жизни земной. Его и его близких, его потомков по воле Всевышнего со временем могут постичь несчастья. Ведь Бог справедливо наказывает тех, кто это заслужил. Добродетельных людей Аллах никогда не оставит без своей милости. Ведь именно добрые люди являются любимыми творениями Аллаха. Стать добрым любому человеку помогает его искренняя вера. Вера в ангелов. Вера в ангелов является второй по значимости в исламе. Ангелы, как сказано в Коране, сотворены Аллахом из света и полностью подчиняются Ему. Но они не могут распоряжаться судьбами людей. Они живут на небесах, и спускаются на землю, чтобы выполнять все поручения Аллаха. Ангелы отличаются от людей тем, что их нельзя увидеть, не едят, не пьют, не спят. Количество ангелов неизвестно никому, кроме Аллаха. Мы не можем увидеть ангелов в их настоящем виде, но иногда они принимают человеческий облик и являются к людям. Из Корана и хадисов мы узнаем, что у них имеются крылья. Одни из ангелов – с двумя крыльями, а у ангела Джибрила их шестьсот. Когда он спускается с неба, то затмевает все пространство между небом и землей. Среди ангелов есть особо приближенные к Аллаху. Они несут Его Трон и отличаются своими огромными размерами. У каждого ангела есть обязанность. Джибрил отвечает за то, чтобы до людей были донесены слова Аллаха. Микаил – за то, чтобы шел дождь и давал пропитание растениям и животным. Исрафилу поручено подуть в рог, чтобы объявить о наступлении Судного дня. У каждого человека, как записано в Коране, есть свои два ангела, которые записывают его хорошие и дурные поступки. Они сменяют друг друга утром и вечером, сопровождая человека с момента его рождения до самой смерти. Считается, что ангелы помогают человеку в самые трудные минуты его жизни и поддерживают в самых трудных начинаниях. Они помогают человеку творить добро и удерживают от злого и дурного. Ангелы – послушные слуги Бога. Но среди Его необычных творений есть и другие - это джинны и шайтаны. Джинны отличаются от ангелов тем, что могут быть и добрыми, и злыми, покорными Аллаху и непокорными. Они живут своим особым миром, но могут поселиться и среди людей, помогать им или приносить вред. Мусульманам следует остерегаться джиннов и искать помощи только у Аллаха. Самым главным врагом человека является шайтан. Кто же он такой? Среди ангелов в самом начале был один, которого звали Иблис. Когда Аллах сотворил человека и потребовал, чтобы все ангелы поклонились лучшему созданию. Из всех ангелов только Иблис проявил непокорность Аллаху. За это Аллах проклял его и лишил его надежды на милость. Но Иблис получил возможность совращать людей с пути истины, и в этом ему помогают бесчисленные шайтаны. Шайтаны сбивают людей с правильного пути, стремятся подтолкнуть их к обману, равнодушию, к бедам, к нечестной наживе денег, лени и другим порокам. Несмотря на то, что Иблису, шайтанам и джиннам дана возможность вводить людей в грех, Аллах пообещал каждому человеку свое заступничество. Если человек раскаялся в своем плохом поведении, решил никогда не повторять проступков и просит за них прощения, - Аллах простит его. Так говорится в Коране и хадисах. Но тем, кто не исправится, не попросит у Бога прощения – тому будет место в Аду. Вопросы и задания Какие имена есть у Аллаха? Почему нельзя изображать Бога в рисунках? Как человеку нужно жить, чтобы Аллах был милостивым к нему? Чего не нужно делать? Кто такие ангелы? Кто такие джинны? Урок 9

Пророк после второго байата при Акабе позволил асхабам переезд в Медину (Йасриб). Первыми сюда переехали Амир б. Рабиа с женой Лейла бинт Хасма, следом за ними последовали другие группы асхабов из Мекки. Здесь не нужно забывать что еще раньше, до этого переезда, несколько асхабов покинув Мекку обосновались в Медине. Среди них были переехавшие в Медину до бейатов в Акабе Абу Салама аль-Махзуми и его супруга Умму Салама и Мус"аб б. Умайр с Абдаллах б. Умму Мактум, которых после первого бейата в Акаба. Пророк отправил его в Медину с целью оповещения Ислама.

В основном переезд совершался скрытно. Потому что многобожники Курайшиты не желали отдаления мусульман из Мекки, прилагали все усилия чтоб предотвратить переезд, впредь до того, что даже заключали мусульман в тюрьму. Например при возвращении Абу Салама с супругой Умму Саламе из Абиссинии в Мекку, они взяв с собой своего сына Саламе отправились в путь, для переезда в Медину. Но близкие Умму Саламы не разрешили ей покинуть Мекку и Абу Салама был вынужден оставив жену и ребенка в Мекке, один переехать в Медину. С другой стороны семья Абу Саламы против проделок семьи Умму Саламы, забрали Салама у матери. Оставшись вдалеке от мужа и сына Умму Салама впала в глубокую печаль и целый год, не переставая плакала. Наконец родственники, сжалившись над ней разрешили переехать в Медину. Тогда и семья Абу Саламы вернула ребенка матери. Умму Салама вместе с сыном, одна вышла в путь по направлению в Медину. Встретив в пути Осман б. Талху, под его покровительством достигла Кубы и встретилась с Абу Саламой. Хишам б. Ас завершил все приготовления в путь но, многобожники во главе с его родным отцом насильно заковали его в цепи. Аййаш б. Абу Раби" был на полпути переезда, в Кубе, где его настигнули родные по матери братья Абу Джахл и Харис б. Хишам, которые ложью о болезни матери содействовали его возвращению в Мекку; и конечно же после возврата сразу заключили его в тюрьму. Хишам б. Ас и Аййаш б. Абу Раби" на 7-ом году по хиджре (629 г.) спаслись от плена многобожников и переехали в Медину. Жители Мекки узнав о намерении хиджры Сухайб б. Синан ар-Руми не заплатили ему долги и наложили арест на имущество. Сухайб смог осуществить хиджру лишь при условии оставить все нажитое добро жителям Мекки. Здесь, различную сущность представляет из себя хиджра Омара. Он после тавафа Каабы совершил два раката намаза и бросив вызов многобожникам, прямо у них на на глазах, вышел в дорогу.

После разрешения хиджры многие из асхабов, в короткое время переселились в Йасриб. В Мекке остались Пророк Мухаммад и Абу Бакр с семьями, Али с матерью, те кто был не в силах совершить хиджру и некоторые из асхабов, переезду которых учинили препятствия. Между тем Абу Бакр обращаясь к Пророку просил разрешения на хиджру, на что каждый раз получал один и тот же ответ: "Не спеши! Надеюсь Всемогущий Аллах наградит тебя другом для пути."

Многобожники курайшиты увидев, что мусульмане в рамках невиданного до этого понятия самоотверженности, ради веры добровольно оставив свои дома и нажитое до этого добро переезжали в Йасриб. Они стали серьезно опасаться, что со временем и Пророк Мухаммад переселиться в Медину и вместе с асхабами будут составлять серьезную для них опасность и угрозу. Для определения стратегии борьбы они собрались в Дару-н-надва (дом собрания). Не допустив на это собрание никого из рода Пророка Мухаммада, хашимитов, многобожники приняли решение о ссылке или аресте Пророка. В конце данного собрания, по предложению Абу Джахла вынесли решение о смертном приговоре Пророку и чтоб предотвратить кровную месть хашимитов за это убийство решили, что оно будет совершено не одним человеком, а группой состоящей из одного представителя каждого племени. Узнав из вахйа (откровение) об этом заговоре, Пророк с Абу Бакром сразу принялись за подготовительные работы для хиджры. Для оказания услуг путеводителя они договорились с Абдаллах б. Урайкыт. Несмотря на то что Абдаллах б. Урайкыт был многобожником, он являлся очень надежным и отважным человеком. Абу Бакр вручил два верблюда путеводителю и договорился с ним о встрече через три дня у подножья горы Севр. Пророк, чтоб не привлекать внимания многобожников своем отсутствием поручил Али вернуть хозяевам отданные ему на сохранение вещи. Пророк и Абу Бакр в полночь тронулись в путь и достигнув горы Севр, на юго-западе Мекки, скрылись в одной пещере. Они провели там три дня и на протяжении этого срока, сын Абу Бакра ночами навещал их и сообщал о городских новостях. Пастух стада овец Абу Бакра Амир б. Фухайра, пригнал животных к пещере и доставлял им молоко и съестное, впоследствии Амир б. Фухайра вместе с ними совершил хиджру.

Курайшиты многобожники в доме Пророка вместо него самого застав только Али подвергли его допросу, но не добившись желаемого ответа они избили Али и заключили в тюрьму. Продержав там определенное время отпустили на свободу. Затем они пошли к Абу Бакру и пытались получить сведения от его дочери Асмы. Не получив желаемого ответа и от Асмы, Абу Джахл не видя в этом ничего зазорного избил беззащитную женщину. Не найдя Пророка в Мекке многобожники поняли, что он покинул город и обыскав всю ближайщую местность послали во все концы вестников. Совершая поиск, они пришли к входу в пещеру на Севре. Но, поволе Всевышнего Аллаха вход в пещеру был оплетен паутиной, увидев это они решили что внутри никого нет и повернули назад. Увидев многобожников у входа в пещеру Абу Бакр испытал большой испуг, на что Пророк произнеся: "Ты не бойся! Конечно же Аллах с нами" (ат-Тавба, 9/40), успокоил своего спутника. После трех дней в пещере, как было и договорено, путеводитель Абдаллах б. Урайкыт привел верблюдов на Севр. Они вышли в путь из Севра в Йасриб, в прибрежном направлении. В целях избежания какой-либо опасности вместо обычных дорог они предпочли другие пути, временами это были каменистые горы, временами дорога посреди пустыни. Курайшиты прибегали к различным уловкам чтоб найти Пророка Мухаммада и объявили награду размером в сто верблюдов тому, кто найдет его, но не достигли никаких результатов. Польстившись на награду Курайшитов, известный следопыт Сурака б. Малик вышел на поиски Пророка. Достигнув путников копыта лошади Сураки чудесным образом погрузились в песок. Пытаясь выкарабкаться Сурака отказался от преследования. Подобную опасность путники пережили и на землях племени Аслам. Вождь племени Бурайда б. аль-Хусайб перерезал дорогу путникам, но после короткой беседы с Пророком он сам и все его племя приняли Ислам. Бурайда сопровождал путников до границы своих земель. Достигнув местечка Джухфа, где пересекались дороги хиджры и путь караванов, Пророк вспомнил дорогу Мекки и испытав скуку по родному городу погрузился в печаль. По этому поводу был ниспослан айат (аль-Касас, 28/85), в котором сообщалось о возврате в Мекку. Во время хиджры произошли и приятные события. Например, путники с целью запастись съестным в Кубайде посетили шатер в котором находилась Умму Ма"бад Атика бинт Халид. Здесь Пророк произнеся "Бисмиллах-ир-Рахман-ир-Рахим" принялся доить истощенную, неимевшую молоко козу. Коза дала большое количество молока, которое хватило всем присутсутвующим и даже остался излишек. Когда муж вернулся в шатер Умму Ма"бад рассказала ему о случившемся и по просьбе мужа описала Пророка литературным языком. Ее выражения стали предметами тем для литературы хильйа и дошли до наших дней.

Мусульмане в Йасрибе узнали что Посланник Аллаха покинул Мекку и стали испытывать беспокойство из-за его опоздания. Каждое утро они выставляли наблюдателя в местечки Харра на дороги Мекки, который находился на посту с раннего утра до наступления нестерпимой жары. Опять после безрезультатного ожидания 8 раби" аль-аввал (20 сентября 622 года) в понедельник мусульмане вернулись домой. Но именно в тот момент находившаяся на крыше трехэтажного дома девушка-еврейка заметила приближавшуюся к городу группу всадников, она поняла что это ожидаемые гости и громко закричав известила горожан о группе, что невдалеке. Услышав это мусульмане выбежали в Харру чтоб встретить бесценного Посланника Всевышнего. Пророк был гостем в доме Кульсум б. Хидм в Кубе, что на расстоянии одночасовой дороги от Медины. Он остался в этом городке несколько дней и построил там мечеть. Между тем, вернув хозяевам оставленные Пророком вещи, Али следуя его указу покинул Мекку. Али выходил на дорогу только по ночам, днем скрывался от нежеланной втречи с врагами и таким образом настиг Пророка в Кубе. В предании говорится, что по прибытии в Кубу возле Али находились его мать Фатима бинт Асад, супруга Пророка Мухаммада Савда бинт Зам"а, дочери Фатима и Умму Кульсум, семья Абу Бакра. Помимо этого существуют сведения, что семьи Пророка и Абу Бакра под покровительством Зейд б. Хариса и Абу Рафи" прибыли в Медину в более поздний срок. Пророк вместе с окружающими, в пятницу 12 дня месяца раби" аль-аввал 1 (24 сентября 622 года) вышил в путь из Кубы в Йасриб. При наступлении времени пятничного намаза заехал к племени Салим б. Авф, земли которых находились на равнине Рануна, прочитал там первую пятничную хутбу и исполнил обязанности имама при совершении пятничного намаза. Пророк в данной хутбе после благодарения Аллаху сказал что, все люди в загробном мире непременно будет отчитываться за все содеянное; каждый будет ответствен за своих подопечных; после смерти, человеку кроме добрых поступков и намерений совершенных при жизни, ничто не поможет; посоветовал не делая различий между большими и маленькими стараться совершать как можно больше добрых дел и благих намерений и таким образом готовиться к загробному миру. После молитвы Пророк продолжил путь. Жители Йасриба восхищенно встретили прибытие Посланника Аллаха, в городе царила невиданная до этого праздничное и радостное настроение. Выстроившись по обе стороны дороги, все жители от мала до велика, с большой радостью встречали Посланника Аллаха. Под звуки тамбуринов они в стихах высказывали свои чувства: "из-зи гор Вада лунное сияние озарило нас, при продолжении призыва к Аллаху нам ваджип выражать благодарение, О, Посланник/ нам остается только почитать тебя, добро пожаловать в наши ряды, это большая гордость для нас." Каждый из них, от всего сердца желал чтоб Пророк посетил его дом, чтоб был его гостем, со всех сторон слышались настойчивые приглашения. Пророк Мухаммад верхом на своем верблюде Касва приветствовал народ и выразил свое благодарность. Войдя в город он объявил что посетит самый близкий к месту дом, где остановится его верблюд. Честь оказать гостепреимство Пророку выпала на долю Абу Аййуб аль-Ансари (Халид б. Зейд). Таким образом пришел конец периоду Мекки, полному мучений и страданий и в истории Ислама начался новый период. После этого Йасриб стал упоминаться под именем Мединат-ур-Расуль или аль-Медина аль-мунаввара, которое означает город Пророка.

В источниках имеются различные сведения о дате отбытия Пророка из Мекки, заезда в Кубу и прибытия в Медину. В результате исследования преданий по этому поводу стало известно следующее: 26 сафар (9 сентября 622) в четверг жители Мекки приняли решение об убийстве Пророка, узнав об этом Пророк в ту же ночь покинул город и скрылся в пещере Севр; с 27 по 29 сафар (10-12 сентября 622) провел в пещере; в понедельник 1 раби" аль-аввал (13 сентября 622) покинув пещеру тронулся в путь по направлению в Йасриб; в понедельник 8 раби" аль-аввал (20 сентября 622) прибыл в городок Куба; и в пятницу 12-го дня месяца раби" аль-аввал (24 сентября 622) вошел в Медину.