Как бороться с завистью православному. Что такое зависть и как с ней бороться

Самое негативное чувство в человеке - зависть. Мы живем в обществе, среди людей, и волей неволей сравниваем себя с другими. Даже если у человека все хорошо, обязательно найдется кто-то, у кого еще лучше.

Откуда берется зависть?

Кто-то завидует более богатому. Кто-то более стройному. Кто-то нуждается в популярности, но видя ее у своей подруги, готова сделать ей любую пакость.

Завидует каждый, что бы ни говорили, но в разной степени.
Нет в мире человека, который хоть раз в жизни не посмотрел бы в чью-то сторону, мечтая заполучить то, что у того есть.

Зависть губит человека. Завидующий испытывает стресс, изнашивается нервная система. День за днем разрушая человека изнутри, это ощущение заставляет чувствовать все большее недовольство собой и раздражение по отношению к окружающим. Завидующий наносит вред в первую очередь себе, затем своим близким.

Порочное чувство не делает людей богаче, выше, сильнее, красивее. Завидующий не умеет радоваться чужим успехам. С ним не хочется делиться приятными новостями. Завистливый - это в первую очередь неискренний человек, который не может и не хочет получать удовольствие от предоставляющегося шанса от жизни. Он не способен сам испытывать удовольствие от жизни, но и мешает другим это делать.

Это чувство приносит боль, угнетает, понижает самооценку, озлобляет человека, приводит к искривлению лица, так как оно постоянно находится в состоянии выражения негативных эмоций.

Зависть разъедает душу, уничтожая его так же, как жаркий огонь уничтожает высохшие сучья. Из-за постоянного негатива, в организме могут начать развиваться всевозможные заболевания, неврозы.

Завистливый человек обижается на других людей, на себя за то, что не имеет того, что хотел бы, завидует чужим успехам, но все эти негативные эмоции и мысли приводят лишь к собственным потерям и неудачам.

Можно ли избавиться от этого порока?

Освободиться от порочного чувства сразу невозможно. По утверждению психологов - зависть так же естественна и несокрушима, как любовь, ненависть, доброта и т.д. Но зная некоторые приемы можно победить это губительное чувство.

Для начала попробуйте, увидев у кого-то дорогую вещь, красивый дом или машину, поинтересоваться, как они это приобрели? Наверняка хозяева расскажут, что им пришлось пережить, каких трудов им стоило это. Спросите себя - готовы ли вы на такие жертвы? Возможно нечему завидовать? Если вы хотите так же работать, хотите обладать тем же, что они, тогда вперед! Поверьте, у вас получится!

Если у вашей подруги все так хорошо, то почему бы вам у нее не поучиться?
Почему вы не можете перенять такой же позитивный опыт изменения собственной жизни? Нет ничего зазорного в том, чтобы спросить у нее о вещах, которые вам интересны. Подумайте о том, что у вас есть, чего нет у других? Вы не можете знать, что скрывается за фасадом успешных, удачливых людей – быть может их гложут те же проблемы, что и вас.

Вы завидуете подруге с успешной карьерой? Возможно, она легко променяла бы ее на вашу счастливую супружескую жизнь.
Вы страдаете от кривизны своих ног? А ваша соперница возможно завидует вашему здоровью и отсутствию варикозного расширения вен.
Ищите минусы у благополучных с виду людей: «У коллеги богатый муж, но зато он бабник!» После такого анализа, настроение возможно улучшиться!

Завидуя чужим успехам, люди часто совсем забывают про свои собственные удачи и достижения. То, что кажется вам само собой разумеющимся, например, благополучная семья, машина, образование, быть хорошим родителем, иметь работу, хороших друзей - это уже очень много значит.
Представьте, что есть люди, у которых всего этого нет, и вы поймете, что имеете гораздо больше, чем думали!

Если вас мучают приступы зависти, постарайтесь меньше общаться и находиться в присутствии тех, кому завидуете. Бывает так: вас все в жизни устраивает, но стоит побывать в доме у подруги да еще мило поболтать с ней, как начинаются приступы зависти – ах, у нее новая мебель! ах, у ее детей теперь есть гувернантка и т.д. Избегайте общения с людьми, в чьем присутствии вы испытываете комплекс неполноценности.

Если мучаетесь от чувства зависти к какому-то человеку, сделайте ему что-нибудь приятное. Увидя улыбку на его лице, будете знать, что вы также причастны к его счастью и будете испытывать радость.

Очень важно понимать, что мучающее вас чувство разрушительно. Перестать завидовать раз и навсегда нереально - такова природа человека, что время от времени у каждого из нас случаются вспышки зависти по разным поводам. Но не превращайте это чувство в катастрофу, портящую жизнь себе и окружающим.

Полюбите себя, начните радоваться жизни. Каждому дню, каждому часу существования. Как только вы обретете внутреннюю гармонию, времени, сил на зависть просто не останется.

Как самому защититься от зависти?

Зависть людей, подруг, коллег, родственников, знакомых - это тоже неприятное и опасное чувство. Если в вашем окружении завелись завистники, и вы знаете это, будьте осторожны. Подумайте, почему люди могут завидовать вам? Возможно вы своим поведением демонстрируете превосходство, успешность, достижения?

Не акцентируйте внимание на собственных достижениях лишний раз. К чему? Ведь они и так явно жгут глаза окружающим завистникам. Не стоит подогревать или провоцировать это нехорошее чувство. Не нужно «прибедняться», но не стоит и кичиться своими достижением.

Проявляйте искренний интерес к другим людям. Не поддавайтесь влиянию негативных эмоций, осознав, что вы стали объектом зависти. Ведь завистник гораздо несчастнее вас: он не только не смог добиться определенного успеха, но и терзаем разрушительным чувством.

Вместо того, чтобы скорее осуждать человека, пожалейте его, попробуйте проникнуться к нему пониманием. Преодолев свой гнев и обиду на завистника, вы вновь сможете наслаждаться жизнью.

Зависть - это признак отсутствия самоуважения и признания собственной уникальности. У каждого из нас есть что-то, чего нет у других. Элизабет О’Коннор.

Как и во многих священных текстах, в Бхагавадгите (древнеиндийский памятник литературы и источник ведической мудрости) говорится о том, что зависть — один из худших человеческих пороков. Зависть мешает человеку духовно развиваться, она “отключает” разум. Отказ от зависти — одно из условий обретения гармонии, и сейчас мы поговорим о том, как бороться с завистью.

Часто ли в вашу голову приходят мысли наподобие: “Ну почему я так мало зарабатываю? Где справедливость?!”. Это в корне неправильная установка. Нельзя думать, что это несправедливо, когда ваш знакомый покупает очередную новую машину, а вы погрязли в долгах и экономите на всем подряд.

Мир живет по своим законам, и он вам ничего не должен — помните об этом. Задайте себе вопрос: “Почему у меня есть крыша над головой, а у кого-то нет — где справедливость?”. Сосредоточьтесь на том, что есть у вас и избавьтесь от мысли, что вам кто-то якобы что-то должен.

Во многих статьях на тему того, как бороться с завистью, можно встретить вредные советы вроде такого: “Подумайте о том, в чем вы лучше объекта зависти!” или “Поймите, не все так хорошо в жизни объекта зависти!”. И вы начинаете размышлять примерно так: “Мой друг путешествует чаще меня, зато у меня фигура лучше”, “Моя подруга потрясно выглядит, но зато в личной жизни у нее полный кошмар”.

Поймите, такой способ мышления не избавит вас от зависти, а лишь укрепит ее. Вы не гасите это вредное чувство, а, наоборот — подкидываете дров. Сделайте над собой усилие, избавьтесь от “зато” и просто примите тот факт, что ваш друг путешествует чаще вас, а подруга всегда выглядит прекрасно.

Звучит очень просто, не так ли? Но не всем удается радоваться успеху даже близкого человека, если он — объект зависти. Нет ничего невозможного! Выполняйте следующее упражнение: как только почувствуете зависть, представьте себя на месте человека, которому завидуете. Попытайтесь ощутить, что он испытывает в связи с успехом: как радостно ему жить в новой квартире или как он счастлив ходить на любимую работу! Делайте упражнение как можно чаще и вскоре осознаете, что чувство зависти ушло.

Порой чувство зависти рождает в нас неуверенность в себе. Мы чувствуем себя неудачниками из-за того, что дела идут не так хорошо, как у кого-то. Поймите: вам есть над чем работать! Подумайте о том, каким качествам вы завидуете и начните развивать их в себе. Но не ставьте целью стать лучше кого-то. Вы хороши сами по себе, и единственный человек, с которым резонно себя сравнивать — это вы сами. Старайтесь быть лучше, чем вчера! Начните уже сегодня! Посмотрите бесплатный вебинар на тему ведической астрологии и кармы, составьте свою натальную карту. Зарегистрироваться вы можете

Переживания о том, что кто-то превосходит вас в той или иной области уйдут, если вы приложите немного усилий. Делайте комплименты людям, которым завидуете, даже если поначалу это будет даваться вам с трудом. Завидуете чьей-то целеустремленности? Скажите этому человеку: “Я в восторге от того, как ты ставишь цели и достигаешь их! Как тебе это удается? Я хотел бы так уметь!”. Вы избавитесь от негатива, сделаете приятно собеседнику и, возможно, получите ценный совет!

Ответьте на вопрос: так ли на самом деле ценно то, чему вы завидуете? Возможно, вы настолько привыкли испытывать это чувство к окружающим, что уже не отдаете себе отчета в том, что предмет зависти не принесет вам истинного счастья?

Осознайте, что зависть — признак низкой самооценки и нелюбви к себе. Вы не должны быть копией другого человека, вам выпал шанс идти своим путем и нести ответственность за свои шаги. Ничто и никто извне не может сделать вас счастливым — это под силу лишь вам! Счастье идет изнутри.

Как только вы начнете жить с этой установкой, вы почувствуете невероятное облегчение. Уйдет не только чувство зависти, но и другие зловредные эмоции.

Для того, чтобы осознанно подойти к переменам в своей жизни, будь то избавление от зависти или иного разрушительного чувства, начните с ведических практик. Найдите время для медитации, читайте мантры. Наиболее эффективны мантры ОУМ (воздействует на чакру Аджна) и РАМ (благостно влияет на чакру Манипура).

Теперь вы знаете, как бороться с завистью. Начните применять эти советы на практике и вы увидите, как постепенно уйдет это неприятное чувство.

Узнайте, есть ли у вас талант к изучению астрологии. Отправьте нам в личные сообщения

Зависть является одним из самых сильных чувств, свойственных человеку. Такие чувства, как радость, обида, страх, восторг приходят лишь на краткое время, а зависть может поселиться в душе надолго, не просто на года, а на долгие десятилетия. Кроме того, что она может влиять на человека, к которому вы испытываете это чувство, так она еще и может управлять своим владельцем, влиять на его отношение к окружающим, на его поведение.

Причины зависти.

Зависть появляется тогда, когда мы начинаем сравнивать все что угодно – наши и чужие успехи, к примеру. В ситуации со встречей выпускников спустя многие года она просто отлично себя проявляет, ведь вы так за это время ничего существенного и не добились, а вот те неудачники, которых вы всегда в школьные годы считали ниже себя, или живут заграницей, или имеют свой бизнес, или имеют богатейшую супругу или супруга. Вот она – зависть, появилась и лишила нас покоя, настроения и сна.

Причин на самом деле может быть сколько угодно – только основа везде одна, когда вы не так уж довольны своей жизнью, а других это не касается. Ведь успех чужого человека воспринимается как поражение самого себя, как собственная неудача. Причем успех именно человека, который стоит с вами на одной социальной ступени, потому что если бы успеха достиг кто-то из недосягаемых по статусу людей, то это воспринималось бы как в порядке вещей. Например, вы не станете завидовать своему шефу, у которого и дорогая иномарка, и зарплата в 5 раз больше вашей, и жена красавица, и связи хорошие. А вот если все это появилось бы у вашего же коллеги – вы бы не смогли нормально засыпать по ночам, ломая голову над тем, почему этого нет у вас, почему именно ему достались все эти блага? Даже маленькие различия в ваших положениях играют значительную роль (а скорее всего, именно маленькие и удручают вас больше всего). Иногда это чувство начинает появляться на бессознательном уровне, однако когда вы наконец осознаете, почему вы завидуете именно этому человеку, тут и появятся все негативные эмоции – злость и раздражение к завидуемому объекту. Причем если ничего не делать с этим чувством, то можно попасть в очень неприятную ситуацию, когда все негативные эмоции перекинутся не только на предмет зависти, но и на всех кругом, на окружающий вас мир. У вас будет постоянно плохое настроение, вы будете приходить в бешенство по любым пустякам, а уже это приведет к тому, что на каждом шагу вы будете творить сплошные глупости, например, стараться поставить подножку завидуемому человеку (в переносном смысле), сплетничать, распускать грязные слухи, возможно даже портить его имущество, оказывать на него какое-то давление.

Однако стоит заметить, что не только сравнение приводит к зависти. Кроме этого на такие чувства влияют различные факторы, например, если человек тщеславен, он не будет стремиться к успеху, потому что будет думать, что другие обязаны ему чем-то, а он уже сможет выбрать, захочет он делать что-либо или нет. А еще лень – если человек не пожелает сдвинуться с дивана, как же он достигнет хоть каких-то положительных изменений?

По своей длительности виды зависти можно подразделить на ситуативную зависть (она вспыхивает моментально, но и проходит тоже довольно быстро, такой вид зависти испытывал каждый человек хоть бы раз в своей жизни), устойчивую зависть (когда она уже существует на уровне чувства) и всеохватывающую зависть (этот вид самый опасный, он превращается в страсть). Два последних вида особо опасны, они могут ввести вас в состояние депрессии, привести к разладу с самим собой, с внешним миром, могут начать разрушать все вокруг.

Еще можно разделить зависть по ее окраске – в народе эти два вида просто зовутся черной и белой завистью. Второй вид зависти отличается от первого тем, что при наличии белой зависти у тебя появляется стремление, желание, побуждение к действию, чтобы получить такой же результат, как и у завидуемого объекта. Этот тип еще называют соревновательной завистью. Такой вид не является отрицательным, он вполне допустим в обществе, поэтому особо не осуждается социумом. А вот при наличии первого вида зависти (черной) целью человека является лишить завидуемого объекта того, чем он обладает. Чаще всего это происходит потому, что по какой-то причине (весомой или невесомой) мы не можем достичь такого результата, мы бессильны в этом вопросе. А так как нам не по плечу тягаться с такими людьми, то остается лишь желать ему провалиться на успешном поприще, потерять то, чему мы так завидуем. А иногда нам кажется, что именно этот человек, который обладает каким-то преимуществом, сам и является причиной наших неудач, унизительного положения, в котором мы находимся на данном этапе, вот почему мы испытываем к нему ненависть или злобу.

Учитывая то, что все люди живые, они способны думать и чувствовать, то это нормально, что они сравнивают себя с остальными – без этого у нас никогда бы не было взлетов и падений, не было бы достижений и успехов, мы бы не развивались.

Зависть, как с ней бороться?

Тут дело обстоит так, что когда зависть охватывает человека (именно черная зависть ), то он перестает думать о чем-либо другом, он не может больше сконцентрироваться и сосредоточиться, поэтому человек начинает думать лишь о том, как уничтожить, унизить, опустошить своего противника, а это недостойно вашего поведения. Поэтому вам нужно проявить большую силу воли. Тут нужно иметь большой контроль над собой. Если ставить других людей выше себя, если попытаться нейтрализовать отрицательные эмоции, абстрагироваться от них, если соблюдать ценности морали и нравственности прежде всего – тогда у вас все получится. Главное проявить к людям уважение. Нужно постоянно воспитывать самого себя, контролировать свои чувства, не давать им волю, тогда мы сможем получить гармонию. А еще вы не растратите впустую силы для самосовершенствования и личностного роста и успеха.

А чтобы не завидовали вам, нужно вести себя сдержанно, не хвастаться своими успехами на каждом углу. Делитесь такой информацией только с проверенными людьми.

Наверное, нет на свете такого человека, который может честно сказать, что никогда и никому не завидовал. Это чувство иногда возникает в течение жизни человека и неизменно приносит разрушительные эмоции. Неприятные эмоции также приносят те ситуации, когда завидуют нам самим. Какова же природа зависти и как побороть это недостойное мудрых людей чувство?

Что такое зависть.

В самом простом смысле зависть означает желание обладать чем-то, что есть у другого. Если рассматривать этот вопрос с научной точки зрения, то завистью называют некую совокупность чувств и соответствующего поведения, которые возникают в ответ на знание о том, что кто-то другой обладает чем-то желанным, причем не всегда материальным.

Зависть - это не самое приятное чувство, причем оно разрушает и жизнь завистника, и жизнь объекта зависти. Она часто сопровождается чувством вины, обидой, страхами и другими разрушительными эмоциями с обеих сторон.

Но можно найти и положительные моменты даже в таком негативном чувстве. Считается, что чувство зависти способствует развитию самоуважения и самоконтроля. Завидуя, человек начинает стремиться к саморазвитию, а это, несомненно, хорошо. Правда, хорошо это лишь в том случае, когда губительное чувство зависти осознается и прорабатывается.

Виды зависти.

Некоторые люди традиционно выделяют несколько видов или проявлений зависти, хотя, конечно, деление это очень условное:

  • «Черная» зависть – самая страшное и неприятное чувство. Завидовать по-черному – это желать зла тому, кто добился чего-то большего, чем вы, пусть во всем остальном у человека все не так гладко. Например, если вдруг знакомому с таким же уровнем образования и опытом работы предлагают должность, где зарплата в разы больше, чем у вас, вдруг появляются мысли типа «Почему все это происходит с ним?», «Чем он это заслужил?» и т.д. Если дальше появляется некая обида на судьбу или того хуже, желание, чтобы должность знакомому все-таки не досталась, это и есть проявления черной зависти. Что удивительно, чувство это испытывают не к каким-то представителям элиты или известным богатым людям, а к собственным знакомым, у которых жизнь не намного отличается от жизни завистника.
  • «Белая» зависть считается хорошим чувством, если вообще уместно так говорить. Это описываемое чувство близко к восхищению, когда достижения другого человека заставляют расти самого завистника. Однако есть большая разница между белой завистью и восхищением. Когда человек восхищается, он просто утверждает, как здорово то, что другие делают или добиваются. Когда человек завидует, пусть и якобы по-белому, он сравнивает себя с другим, т.е. здесь идет не просто осознание успехов другого, но и негативные мысли «А вот я…» или «А вот у меня…». Если человек может себя остановить перед появлением этих мыслей, такое чувство пойдет ему на пользу. Если же нет, это мало чем отличается от первого вида зависти.
  • «Серая» зависть – это некое пограничное чувство, которое не всегда можно распознать. Это чувство зависти, которое не осознается человеком. Просто иногда кому-то становится неприятно и не комфортно в присутствии другого: настроение падает, появляется уныние и апатия, недовольство жизнью, может даже вызвать . Если постараться распознать причину таких душевных изменений, можно выявить, что это реакция на рассказы о чужих успехах, на некое хвастовство или несдержанность знакомых. Это неумение радоваться достижениям других – довольно плохой фактор. Как и со всеми другими проявлениями зависти, с такими чувствами нужно бороться.

Как бороться с чувством зависти.

Во-первых, для борьбы с чувством зависти важно принять тот факт, что оно вообще существует у человека. Осознание этого – почти половина решения проблемы. А вот отрицание проблемы может запустить ситуацию. Потом можно будет разобраться в клубке сложных и запутанных чувств уже только с психологом или психотерапевтом.

Во-вторых, нужно разобраться с истоками возникновения этого чувства. Нужно выявить причину того, что вызывает зависть. Так, это могут быть или карьерные успехи других людей, или хорошие личные и семейные отношения, или даже внешность другого человека. А затем уже можно подумать, почему же эти достижения или качества не появляются у вас. Может, другой прикладывает больше усилий для достижения карьерных высот, бросил карьеру ради сохранения семьи или усердно занимается вопросами своей внешности? Важно оценить всю ситуацию объективно, рассматривая свои возможные недостатки: , безынициативность, слабую волю и т.д.

В-третьих, нужно постараться представить себя на месте того человека, который вызывает зависть. Причем представить себе его жизнь полностью, а не только те сферы, которые вызывают чувство зависти. Что, хотелось бы вместе с его карьерными достижениями ежегодно тратить деньги на лечение давно больного желудка или постоянно ссориться с семьей из-за постоянного присутствия на работе? Или хотелось бы вместе с прекрасным мужем терпеть его не слишком приятных родственников, количество которых, кажется, только растет? Или вдруг захотелось вместе с идеальной внешностью отказывать себе во всем, что радует глаз и желудок, и почти всегда быть «забытой» друзьями? Только после ответов на эти вопросы человек начинает себе ставить цели, которых он действительно хочет добиться.

В дальнейшем при появлении в мыслях малейшего чувства зависти нужно тут же желать человеку добра. Такая тактика распространения позитивных мыслей во Вселенной обязательно сработает, поскольку мысли материальны. Ведь если у кого-то получилось добиться цели, значит, получится и у другого.

Важно научиться в дальнейшем не сравнивать себя с другими. Единственный, с кем нужно сравнивать себя, – это вы в прошлом. Всегда будут существовать люди, которые успешнее нас, красивее нас, богаче нас и знаменитее нас. Но это не значит, что мы плохие. Это значит, что наши положительные качества и особенности заключаются немного в другом. И если вы выполнили какой-то пункт своего личного плана, поставьте себе мысленно «галочку», что вы это сделали, почувствуйте гордость за себя, и принимайтесь за дело для следующей «галочки»!

Если завидуют Вам.

Когда вы обнаруживаете, что завидуют вам, а это довольно сложно скрыть, можно предусмотреть две тактики поведения:

  • От человека, который завидует, можно немного дистанцироваться. Это не значит, что нужно прекратить с ним общение, просто нужно поменьше делиться с ним фактами из своей жизни, особенно позитивными. Можно даже вызвать его сочувствие, ведь человеку, которого жалко, вряд ли будут завидовать.
  • Другой случай предусматривает меньшую демонстрацию того, что вызывает зависть. Поскольку завидуют обычно люди из ближайшего окружения, можно не демонстрировать им свои достижения в других областях. Если завидуют приятели, не стоит кричать об успехах на работе. Если завидуют коллеги, нужно поменьше рассказывать о , муже-красавце и детях-отличниках.

А вообще, если не проявлять по отношению к окружающим неуважения или снисходительности, не гордиться сверх меры своими успехами, то люди будут относиться к вам без негативных эмоций.

Почему люди ? На первый взгляд, этот простой вопрос предполагает такой же простой и очевидный ответ: в нашем мире одни люди напрочь лишены тех житейских благ, которыми другие обладают в полноте и даже в избытке. Таким образом, проблема в том, что несправедливо устроен сам мир, а зависть является всего лишь реакцией обделенной части человечества на эту фундаментальную несправедливость. Потому-то бедные и завидуют богатым, некрасивые - красивым, бездари - талантливым, больные - здоровым…

Казалось бы, ответ на вопрос о вполне логичен, однако в реальной жизни такое объяснение почему-то не срабатывает. Ведь завидовать можно не только богатству и красоте, но и вообще чему угодно.

Человек среднего достатка завидует преуспевающему бизнесмену, глядя на его шикарный коттедж и дорогие автомобили. Но этот же самый бизнесмен, чье время расписано буквально по минутам, а количество дел и забот значительно превышает его естественные возможности, с завистью смотрит на рядового сотрудника своей компании, который после рабочего дня спокойно идет домой и тут же забывает обо всех служебных делах. завидует тем, у кого есть дети, а многодетный нет-нет да и позавидует тому, кто живет исключительно для себя. Старик завидует молодости подростков, играющих в футбол у него под окнами, а мальчишки завидуют взрослым и мечтают побыстрее вырасти.

Иногда зависть направлена на предметы и вовсе уж странные. Так, в известной частушке послевоенной поры с горькой иронией высмеивалась абсурдная способность человека завидовать даже чужому горю:

Хорошо тому живется, у кого одна нога,
Ему пенсия дается, и не надо сапога.

Получается какая-то странная картина: каждый человек чем-либо обделен и в то же время сам является обладателем неких благ, вызывающих зависть у окружающих. Но почему же в таком случае люди никогда полностью не удовлетворены тем, что имеют? Почему, по меткой народной поговорке, любой кусок в чужих руках всегда кажется толще и вкуснее?

Известный булгаковский персонаж Полиграф Полиграфыч Шариков полагал, что для достижения всеобщего довольства людям нужно «все взять и поделить». К сожалению, этот простой рецепт от говорящей собаки ни разу не оправдал себя в человеческой истории. Дело в том, что поделить можно только материальные блага.

А вот как распределить на всех поровну талант и ум, красоту и здоровье? Ведь даже самое справедливое общественное устройство не сможет отменить разделение людей на талантливых и бездарных, умных и бестолковых.

И если рассуждать последовательно, то неизбежно придется признать, что причины зависти выходят за рамки социальной проблематики, а обида на неравное распределение благ между людьми по большому счету всегда обращена к Тому, Кого Церковь называет Подателем всех благ. То есть - к Богу.

Ведь не случайно самый знаменитый литературный завистник - пушкинский Сальери, жестоко страдающий от несопоставимости своего скромного таланта с музыкальным гением Моцарта, - адресует свои претензии отнюдь не к королевскому двору и не к музыкальным критикам, а прямо к Небесам:

Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет - и выше…

…О Небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений - не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан -
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?

Моцарт и Сальери

И если корни зависти уходят в область отношений человека и Бога, разумно было бы выяснить, что же говорит об этом свойстве человеческой души христианская религия.

Единственный критерий

В финале кинокартины «Свой среди чужих, чужой среди своих» пойманный чекистом Шиловым ротмистр Лемке, так и не сумевший уйти с украденным золотом за границу, отчаянно кричит, глядя в небо: «Господи! Ну почему ж Ты помогаешь этому кретину, а не мне?». Оставив в стороне сюжет фильма и историческую достоверность этой ситуации, нужно признать, что сам вопрос поставлен ротмистром предельно точно и направлен по правильному адресу.

«Господи, почему не мне, а ему?» - любой внимательный человек, хотя бы раз ловивший себя на зависти, знает, что это чувство сводится в конечном счете именно к такому недоумению и к обиде на Бога. И не так уж важно, что именно досталось «не мне, а ему» - ученая степень или новая машина, способность к стихосложению или банковский счет.

Ведь каждый из нас понимает, что есть в жизни такие вещи, которых мы не могли бы достичь даже самыми отчаянными усилиями, и далеко не все в нашей судьбе определяется трудолюбием и усердием. Например, мальчик, родившийся в семье преуспевающего бизнесмена или политика, уже по самому факту своего рождения именно в этой семье имеет ряд колоссальных преимуществ перед сыном фрезеровщика с завода имени Лихачева. А человеку с врожденным абсолютным слухом освоение музыкальной науки дается гораздо легче, чем бедолаге, которому, что называется, в детстве медведь на ухо наступил. Так почему одни уже с колыбели имеют то, чего другие не в состоянии приобрести даже тяжким трудом?

Если не сводить нашу судьбу к безумной игре слепого случая, то остается лишь одно разумное объяснение подобного неравенства: жизнь каждого человека складывается не только из его собственных усилий, но и из Божьего замысла о нем, из тех качеств, условий и обстоятельств жизни, которыми Господь его наделил. По видимости эти условия могут разительно отличаться друг от друга, но христианство утверждает, что Бог одинаково любит каждого из нас и каждому человеку в любое мгновение его жизни Он дает именно те возможности и условия, которые наиболее полезны для него в духовном смысле. Ведь ни деньги, ни положение в обществе, ни творческие способности - вообще никакие внешние и внутренние качества человеческой жизни не рассматриваются в христианстве как безусловное благо.

Главный вопрос Евангелия имеет совершенно иной смысл и направленность: что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? (Лк 18:18). Куда ведут человека талант и богатство, нищета и болезнь - к вечной жизни или к вечной погибели? Вот единственный абсолютный критерий, по которому с позиции Евангелия можно судить о ценности всего, что мы имеем здесь, на земле. Лишь в перспективе вечности все земные условия нашего существования приобретают то или иное значение.

Например, талантливый человек может прийти к вере и славить Господа своим искусством. А может погубить свою душу, развив в себе чудовищное самомнение и гордость.

Но и человек без ярко выраженных творческих дарований также может достичь полноты бытия и самореализации, а может довести себя до крайних степеней зависти к людям более талантливым и даже, подобно пушкинскому Сальери, пойти на преступление. Наличие художественных, литературных, музыкальных талантов или их отсутствие являются лишь условиями, в которых каждый человек может реализовать свой самый главный талант - способность наследовать Небо.

С точки зрения вечности судьба любого человека зависит вовсе не от обстоятельств его жизни, а лишь от того, как он реализует себя в этих обстоятельствах, определенных ему Богом. Ведь Господь знает духовное устроение каждого из нас и по Своей любви предоставляет любому человеку условия земной жизни, наиболее благоприятные для приобретения жизни вечной. Поэтому возмущенный вопрос завистливого сердца: «Господи, почему не мне, а ему?» - всегда предполагает сомнение именно в этой Божьей любви, в благости и пользе Его определений.

Прямо называет зависть враждой на то, что дано нам от Бога, противлением Богу. В такой жесткой формулировке нет ничего удивительного, если вспомнить, что, по слову Священного Писания, именно через эту страсть в мир вошла смерть, а самым первым завистником был… дьявол: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть (Прем 2:23-24).

Две молитвы

В песне Окуджавы «Молитва Франсуа Вийона» звучит наивное пожелание автора:

Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет,
Господи, дай же Ты каждому, чего у него нет.

Эта просьба к Богу выражает определенную идею, напрямую относящуюся к теме зависти. Действительно, почему бы Богу не дать каждому всего и вволю?

Ведь тут предполагается уже не примитивный уравнительный «социализм» Шарикова, когда для того, чтобы что-то дать одному человеку, это «что-то» сначала нужно непременно отобрать у другого. Здесь рассуждение гораздо изящней и тоньше: мы веруем в то, что Бог всемогущ, а значит, Он не имеет нужды в распределении уже имеющихся благ и вполне может удовлетворить все возможные потребности каждого человека без малейшего ущерба для остальных людей. Следовательно, если Бог это сделает, то зависть тут же прекратит существовать как явление, поскольку в душах облагодетельствованного человечества для нее просто не останется оснований. Так почему же Всемогущий Господь до сих пор не дал каждому то, чего у него нет?

Ответ на «Молитву Франсуа Вийона» нетрудно найти в Послании апостола Иакова: Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Иак 4:2-3).

Бог действительно всемогущ, действительно любит людей и, конечно же, всегда готов дать каждому из нас любые блага. Но вот готовы ли мы их принять - большой и очень непростой вопрос. В самом деле, что получилось бы, например, если бы Господь по просьбе поэта все-таки дал всем, рвущимся к власти, «навластвоваться всласть»? И какой страшной ценой пришлось бы оплачивать эту их «любовь к сладкому» остальным людям, оказавшимся под властью тех, кто воспринимает власть как источник собственного удовольствия? Да тут впору просить Бога как раз об обратном, молить Его, чтобы властолюбцы, рвущиеся к власти, никогда не получили к ней доступа. То же самое можно сказать и о богатстве, и о славе, и еще о многих и многих благах, которые вместо радости могут принести стремящимся к ним людям величайшие бедствия.

В своем нынешнем состоянии отпадения от Бога человек может желать даже того, что прямо грозит ему гибелью. По логике стихотворения Булата Окуджавы, Богу следовало бы в придачу к власти для властолюбцев также выдать всем похмельным алкоголикам талоны на бесплатный портвейн, наркоманам - гарантированную ежедневную дозу , а страдающим гипертонией и холециститом любителям жирного мяса - гору жареных куриных окорочков на завтрак, обед и ужин.

Конечно, это наиболее яркие примеры самоубийственных желаний человека получить «то, чего у него нет». Но через них можно понять и общий принцип: если Бог не дает человеку то, к чему тот стремится, значит, у Бога есть к этому достаточные резоны. Поскольку Он, в отличие от нас, совершенно точно знает - кому, когда и что может оказаться полезным или вредным.

После некоторых операций на внутренних органах человеку какое-то время нельзя пить. В этот период больному вводят внутривенно физиологический раствор, снимающий жажду, и все же он очень завидует тем, кому доступна элементарная возможность: вдоволь напиться обыкновенной воды. Помочь в борьбе с этой завистью ему может лишь ясное понимание суровой истины: пить в его состоянии ни в коем случае нельзя, иначе он просто погибнет.

Просить у Бога то, чего у тебя нет, порой бывает так же неразумно, как и требовать у врача воды для такого послеоперационного больного. Поэтому в молитве святителя Московского Филарета звучит совсем иная просьба к Господу: «Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя! Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить Тебя. Отче, даждь рабу Твоему, чего сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверсто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе, предаюсь Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнять волю Твою; научи меня молиться. Сам во мне молись! Аминь».

Когда появляется дракон

Часто завистью называют болезненное желание человека получить то, что кажется ему привлекательным и чем владеют другие люди. В известном смысле это верно. И все-таки это еще не та зависть, которая, по слову Отцов, уподобляет человека демонам. В нравственном богословии такой однобокий взгляд на чужое преуспеяние принято называть грехом своекорыстного пожелания. Как и в любом грехе, в нем, конечно, нет ничего хорошего, и все же это еще не зависть в полном своем развитии, а лишь ее преддверие. Есть известная притча, содержание которой можно свести к следующему сюжету: человеку было обещано исполнение любого желания, но с условием, что его сосед получит того же в два раза больше, чем он сам. Человек долго думал, а потом пожелал… чтобы ему выбили один глаз и оторвали одну руку.

Это и есть главная черта настоящей зависти - желание зла тем, кому завидуешь.

Механизм появления в человеческой душе этого разрушительного чувства довольно прост: глядя на преуспевшего в чем-либо человека, завистник сначала желает себе таких же благ, потом огорчается их отсутствием у себя. А когда ему становится ясно, что этих благ ему никогда не достигнуть, он начинает мечтать уже о том, чтобы их лишился и сам обладатель. Вот тогда и созревает в человеке этот страшный дракон - злая зависть, о которой говорил святитель Илия Минятий: «Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая… ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого - убогим, счастливого - несчастным. Вот цель зависти - видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».

Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для заказных убийств, в него уходят корнями кражи и угоны автомобилей, умышленные поджоги и порча чужого имущества. А также бесчисленное множество больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.

Можно возразить: ведь совсем не обязательно зависть выражает себя в реальном действии подобного рода. Человек может просто завидовать по-тихому, в душе, и никому при этом не вредить.

Да, по большей части так оно и бывает. Каждый из нас кому-то завидует, но далеко не каждый при этом делает другим гадости или совершает преступления. Однако и преступники не сразу стали способными на кражи и убийства, они ведь тоже начинали с вполне безобидных, как им тогда казалось, мальчишеских фантазий о том, что «хорошо бы иметь такие кроссовки, такую куртку или такой мобильник, как у вон того пацана». В том и трагизм ситуации, что человек не в состоянии абсолютно точно определить - за каким именно поворотом судьбы зависть из мечтаний превратится для него в лютого зверя, с которым он уже не сможет справиться.

А если и не вырвется этот зверь наружу в виде преступления, то разве легче от этого будет самому завистнику? Ведь, в конце концов, таким страшным чувством он просто преждевременно загонит в себя в могилу, но даже смерть не прекратит его страданий. Потому что после смерти зависть будет терзать его душу с еще большей силой, но уже без малейшей надежды на ее утоление…

Выход из лабиринта

Как же бороться с завистью? Ответ не так трудно найти, если помнить, что суть любого греха - в отпадении от Бога. Зависть в основе своей имеет очень верное и адекватное ощущение утраты связи человека с его Создателем. Человек чувствует, что потерял нечто очень важное, без чего его жизнь пуста и несчастна. Только он не знает, что же это было.

И в поисках утраченного, словно в лабиринте, начинает метаться между различными целями, каждая из которых неизбежно оказывается ложной. Потому что никакое земное благо не может заменить собой Подателя всех этих благ.

Избавить себя от такого пагубного заблуждения можно только одним способом. Святитель Василий Великий пишет: «Мы можем избежать зависти, если из человеческого не будем почитать великим и чрезвычайным ни того, что люди называют богатством, ни увядающей славы, ни телесного здоровья, но будем стремиться к приобретению благ вечных и истинных».

А единственным вечным и истинным благом для человека является лишь то, что никогда, никто и ни при каких обстоятельствах не сможет у него отнять. Таким благом может стать лишь наше общение с Богом, соединение человеческого духа с Духом Божиим во взаимной любви, которая не прекратится даже после нашей физической смерти. Если искать именно этого блага, если стремиться к нему, стараясь выстраивать свою жизнь по Евангелию, тогда и завидовать никому уже не придется. Ведь все Евангельские заповеди, в сущности, направляют человека к единственной цели - сделать главным содержанием его жизни любовь к Богу и другим людям.

Завидовать же можно лишь тем, кого не любишь, к кому испытываешь пусть легкую, но все же неприязнь. А там, где есть любовь или хотя бы стремление к ней, зависти уже нет места. Так, мать не может завидовать своему ребенку просто потому, что любит его, радуется его радостям и любой его успех воспринимает как свою собственную победу.