История. Шпора по истории удмуртии

На территории современной Удмуртии человек впервые появился около 10 тыс. лет назад. Климат этих земель в тот период был холодный и сухой, как в современной тундре. Растительность состояла из разнообразных трав и мелколесья. Население занималось собирательством, рыболовством и охотой. Охотились, в том числе, на мамонтов и шерстистых носорогов с помощью каменных орудий. Строили теплые жилища, шили одежду из шкур животных, жили родовыми материнскими коллективами.

С потеплением климата растительный животный мир стал разнообразнее. В лесах появились лоси, дикие коровы, кабаны, косули и другие животные. В это время люди жили племенными поселениями. При охоте стали использовать лук и стрелы. Селились по берегам полноводных рек с богатыми плодородными пойменными почвами. В это время, кроме охоты и собирательства, стали заниматься рыбной ловлей, земледелием, скотоводством. В обиходе использовались глиняная посуда, медные, бронзовые, позднее железные изделия, орудия и украшения. Обменной единицей служили шкурки пушных зверей, ими пользовались при обмене и торговле с другими племенами. В это время научились выпекать хлеб.

С развитием хозяйства и накоплением богатств начинаются междоусобные войны племен. Стали возводиться укрепленные городища. Археологическими памятниками этого периода на территории Удмуртии являются средневековые городища – Иднакар, Дондыкар, Поркар.

К моменту присоединения удмуртских земель к русскому государству арские князья находились на положении вассалов у Казанского хана.

Нашествие татаро-монгол на Русь в 13 веке вынудило русских переселяться в менее заселенную лесную зону. В 15 веке началось объединение русских земель вокруг Москвы. Вместе с Вятской землей к Московскому государству были присоединены земли северных, чуть позднее – земли южных удмуртов.

В 1558 году, после победы в 1552 году нал Казанским ханством, произошло окончательное присоединение удмуртских земель к Русскому государству. Шло переселение крестьян на новые малозаселенные земли. По Каме располагались царские земли, населенные русскими – Сарапульская, Каракулинская, Завьяловская, Воткинская. Эти земли принадлежали царской фамилии. Междуречье Камы и Вятки было малонаселенным, изобиловало рыбой и дичью, местное население доброжелательно относилось к освоению земель русскими. Русское население принесло с собой много новых знаний, коотрыми не обладали удмурты: удмурты переняли у русских более совершенные орудия труда, систему многопольного земледелия, новые сельскохозяйственный культуры, высокопородный скот. Научились браному ткачеству, переняли русскую печь. Русские просветители изучили фонетику удмуртского языка и создали удмуртский алфавит и письменность, которой у удмуртов до этого времени не существовало.

В 18веке в Удмуртии начинается новый этап промышленного освоения, который связан со строительством Ижевского, Воткинского и других железоделательных заводов. Благодаря удобному положению на крупной речной артерии (Каме), близости железных руд Урала, водным и лесным ресурсам Удмуртия стала производить железо, холодное оружие и огнестрельное оружие.

В 1780 году указом Екатерины II Глазову и Сарапулу дается статус уездных городов. В Вятской губернии, в состав которой входила территория современной Удмуртии, появляются Сарапульский и Глазовский уезды.

Для возможностей хозяйственно освоения России требовалось изучение территорий. Русское географическое общество организовывало экспедиции по изучению природных богатств Вятского края.

Учитель Григорий Егорович Верещагин, уроженец Глазовского уезда, бел первым удмуртским ученым, который описал быт и культуру удмуртов. Его работы были отмечены серебряными медалями Русского географического общества. Г. Верещагина называли «удмуртским Ломоносовым». Именно он является, если не автором, то человеком, записавшим и донесшим до нас удивительное по своей поэтичности народное стихотворение

Каменный век

Первые археологические признаки человека на территории современной Удмуртии относятся к эпохе мезолита : обнаружены сезонные стоянки и поселения с остатками прямоугольных полуземлянок и каменными орудиями. Климат к этому периоду стабилизировался, приблизившись к современному, распространились хвойные и широколиственные леса. Население занималось охотой и рыболовством.

В V тысячелетии до н. э. регион переходит в эпоху субнеолита : распространяется керамика с гребенчатым орнаментом, совершенствуются каменные орудия. Субнеолитические поселения с территории Удмуртии относят к локальному варианту Камской (Хуторской) археологической культуры .

Эпоха раннего металла

В середине III тысячелетия до н. э. местное население, под влиянием южных соседей, вступает в эпоху энеолита . Впрочем, в силу богатых месторождений каменного сырья и весьма бедных - рудного (медистые песчаники), знакомство с металлом происходило медленно. Памятники этого периода в регионе выделяют в Новоильинскую культуру, в конце III тысячелетия сменившуюся локальными вариантами - Гаринско-борской на Каме и Юртиковской на Вятке. Поселения тяготеют к крупным рекам, растёт роль рыболовства, которое становится сетевым и коллективным. Керамика украшалась узором «шагающая гребёнка». Обнаружены глиняные тигли для плавки меди и мелкие медные предметы (шилья, колечки, проволока). В Удмуртии открыта целая группа энеолитических поселений в Игринском районе (Среднее Шадбегово) .

Основной проблемой в исследовании ранней истории удмуртов является скудность письменных источников. Как правило, удмурты упоминаются эпизодически, кроме того дополнительную сложность вносит размытость терминологии, в частности под названием аряне (арские люди) помимо собственно удмуртов, нередко подразумеваются жители многонациональной Арской дороги (или окрестностей Арска). Поэтому важнейшее значение в исследовании ранней истории удмуртов приобретают сравнительное языкознание , этнография и археология .

Средневековье

На страницах письменных источников территория современной Удмуртии появляется после складывания в регионе первого государства - Волжско-Камской Булгарии . В 1135 году город Булгар посетил арабский путешественник Абу Хамид аль-Гарнати , оставивший ценные сведения о северных соседях Булгарии:

В 1230-х годах Волжская Булгария была разгромлена монголо-татарами , территория Прикамья вошла в состав Булгарского улуса Золотой Орды, а чепецкие городища запустели из-за разрыва торговых и политических связей. Булгарское население Арской земли впоследствии перешло на удмуртский язык и стало основой для бесермян . Южные удмурты находились в составе Казанского ханства , образовавшегося в результате распада Золотой Орды, вплоть до взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году .

Удмурты в составе Российского государства

В 1552 году, после завоевания Москвой Казанского ханства, обе группы удмуртов - и северные, и южные - оказались в границах одного государства. Никоновская летопись описывает принятие «арскими людьми» русского подданства следующим образом:

Местное население было приведено к шерти (присяге) и включено в податную группу «ясачных людей». Иван Грозный оставил воеводой в Казани А. В. Горбатого , ему подчинялась также левобережная («луговая») сторона Волги с Арской землёй . Вскоре злоупотребления сборщиков ясака вызвали многочисленные конфликты, а затем и восстание 1552-1557 годов .

В конце 1750-х и начале 1760-х годов были возведены крупнейшие промышленные предприятия - Ижевский (ныне Ижсталь и Концерн «Калашников») и Воткинский железоделательные заводы. К ним были приписаны 13 000 душ мужского пола русских ясачных крестьян, которых обязывали отрабатывать на них не менее 158 дней в году. В 1760-е годы был создан посёлок при чугуноплавильном и железоделательном заводе Камбарка .

В течение всего XVIII века удмуртские земли сотрясали волнения, вызванные налоговым гнётом и насильственной христианизацией. Кульминацией крестьянского движения стало участие населения юга Удмуртии в восстании под предводительством Емельяна Пугачёва . К концу 1773 года повстанцы заняли Сарапул , Алнаши , Агрыз , Бемыжский и Варзино-Алексеевский заводы . 1 января 1774 года отряд Юски Кудашева занял Ижевский завод, 20 января отряд Андрея Носкова на несколько дней занимал Воткинский завод. К марту Сарапул был возвращён под контроль правительственных сил, на Ижевский и Воткинский заводы вернулась администрация. Между тем, летом с уральских заводов выдвинулась основная армия Пугачёва, целью которой было взятие Казани. 24 июня 1774 года она заняла Воткинский завод, где были сожжены заводская контора, дом управителя и церковь. 27 июня повстанцы заняли Ижевский завод, управляющий фон Венцель был убит, долговые бумаги уничтожены, заводская казна роздана жителям. Сарапул вновь перешёл в руки повстанцев, к которым присоединилось несколько тысяч местных жителей. Армия Пугачёва стремительно достигла Казани, которая была взята и сожжена. Лишь под Казанью крестьянское войско было разбито нагнавшим его регулярным отрядом Михельсона.

После губернской реформы 1780 года территория современной Удмуртии входила преимущественно в два уезда Вятской губернии - Сарапульский (юг) и Глазовский (север).

В 1889 году на юге территории современной Удмуртии были проведены первые железные дороги. С 1899 года началось движение поездов через север - по железной дороге , соединившей уездный Глазов с губернской Вяткой и Пермью .

Удмуртия в составе РСФСР

Вотская (Удмуртская) Автономная область

Вотская Автономная область образована декретом ВЦИК от 4 ноября 1920 года и 5 января 1921 года были определены её границы. В состав автономии вошли части Глазовского, Елабужского, Малмыжского и Сарапульского уездов Вятской губернии. Первоначально административным центром был определён город Глазов , но уже 2 июня 1921 года было принято решение о переводе центра в город Ижевск . До 1924 года область состояла из 5 уездов: Дебёсского , Глазовского , Можгинского , Ижевского и Селтинского , в 1924 году Дебёсский и Селтинский уезды упразднены, осталось только три уезда . В 1929 году проводится районирование, замена уездно-волостного деления на районное, упразднены все волости и уезды, образованы 21 ёрос (район) . 1 января 1932 года Вотская автономная область была переименована в Удмуртскую автономную область .

Удмуртская АССР

Весной 1941 года после нападения фашистской Германии на СССР промышленность Удмуртии была в кратчайшие сроки переведена на выпуск военной продукции. С первых дней войны республика стала снабжать фронт боеприпасами, обмундированием. Летом и осенью 1941 года в Удмуртию были эвакуированы промышленные предприятия из

Основой для формирования народности послужили автохтонные племена Волго-Камья (волжско-камские болгары). В разные исторические периоды имели место иноэтнические включения (индоиранское, утерское, раннетюркское, славянское, позднетюркское).

Территория Удмуртии начала заселяться с эпохи мезолита. Этническая принадлежность древнего населения не установлена. Удмурты - коренная народность на данной территории. Основой для формирования народности послужили автохтонные племена Волго-Камья (волжско-камские болгары). В разные исторические периоды имели место иноэтнические включения (индоиранское, утерское, раннетюркское, славянское, позднетюркское). Истоки этногенеза восходят к ананьинской археологической культуре (8-3вв. до н.э.). В этническом отношении она представляла собой еще не распавшуюся финно-пермскую общность. Из внешних контактов для пермян имели скифо-сарматские контакты, о чем свидетельствуют многочисл. языковые заимствования.

На рубеже н.э. на основе ананьинской культуры вырастает ряд прикамских локальных культур. Среди них наибольшее значение для этногенеза удмуртов имела пьяноборская (3в. до н.э. - 2в. н.э.), с которой у удмуртов обнаруживается неразрывная генетическая связь. Во 2-й половине 1-го тысячелетия н.э. на базе позднепьяноборских вариантов (поломская, азелинская культуры) оформляется древнеудмуртская этноязыковая общность, которая располагалась, в бассейне нижнего и среднего течения р.Вятки и ее притоков. Верхним рубежом археологии удмуртов является чепецкая культура (9-15вв.).

Одно из самых ранних упоминаний о южных Удмуртах встречается у арабских авторов (Абу-Хамид ал-Гарнати, 12в.). В русских источниках удмурты, под названием арян, арских людей упоминаются лишь в 14в. "Пермь" некоторое время служила, по-видимому, общим собирательным этнонимом для пермских финнов, в т.ч. и для предков удмуртов. Самоназвание "удморд" впервые опубликовано Н.П.Рычковым в 1770. Постепенно происходило разделение удмуртов на северных и южных. Развитие этих групп протекало в различных этноисторических условиях, что предопределило их своеобразие: у южных ощущается тюркское влияние, у северных - русское.

Связи с русскими прослеживаются с 11в. В 13в. вместе с русскими удмурты попали под монголо-татарское иго. До середины 16в. удмурты не представляли единого целого. Северные довольно рано вошли в состав своеобразного политического и экономического образования - Вятской земли, которая постепенно складывалась в процессе освоения края русскими крестьянами-переселенцами. Вятская земля стала вотчиной нижегородско-суздальских князей, а летом 1489г. после длительной межсдоусобицы вместе со всеми вятчанами вошла в состав Великого княжества Московского. Южные удмурты попали под власть Волжско-Камской Булгарии, позднее - Золотой Орды и Казанского ханства, и с падением последнего в 1552г. были присоединены к Русскому государству. Считается, что присоединение удмуртов к России завершилось к 1558г. С учреждением Вятского наместничества (1780г.), а позднее Вятской Губернии (1796г.) удмурты составили большинство нас. четырех ее уездов: Глазовского, Сарапульского, Малмыжского и Елабушского - и были отнесены в разряд государственных крестьян.

Мало плодородные лесные земли удмуртов нуждались в обязательном удобрении. Экстенсивное земледелие приводило к истощению почвы и частым неурожаям; однако удмуртские земледельцы считались одними из самых искусных в Поволжье. Неотъемлемой частью традиционного удмуртского хозяйства было животноводство. Разводили рабочий скот, коров, свиней, овец, довольно много было домашней птицы, Особую известность своей неприхотливостью и выносливостью получила лошадь "вятка" местной селекции и романовская овца, дававшая шерсть и овчину летом. Скот содержали без пастухов на вольном выпасе в "поскотинах" - специальных огороженных участках леса. Важное место в хозяйстве крестьянства занимали разнообразные неземледельческие занятия: охота, рыболовство, пчеловодство, которые, утратив свое главенствующее значение, еще долго служили важным подспорьем. Промышляли белок, зайцев, выдру, куниц, бобров, лис, норку, волков и медведей, охотились на рябчиков, тетеревов, куропаток. Охотились с собакой, устраивали облавы. Обилие рыбы в реках стимулировало занятие население рыбной ловлей. Промышляли ценную рыбу: стерлядь, судака, хариуса. Для удмуртов были характерны в основном лесные промыслы: рубка леса и заготовка древесины. В Удмуртии с 18в. сложилась развитая металлургическая и металлообрабатывающая промышленность (Ижевский, Воткинский и другие заводы).

В качестве самостоятельной территории Удмуртия существует с 1920г., когда декретом, подписанным В.И.Лениным и М.И.Калининым была создана Вотская (Удмуртская) автономная область в составе РСФСР. О статусе области, о принципах ее взаимоотношений с центральными органами власти в декрете ничего не говорилось. Руководители области вскоре осознали свое бесправное положение и жесткий диктат Центр. Уже в 1924г. Президиум Облисполкома поставил перед Москвой вопрос о преобразовании Вотской автономной области в автономную республику с расширением прав в решении хозяйственных и культурных вопросов, которые местное руководство знало лучше, чем работники ведомств в Москве. Однако Москва долго не обращала внимания на многократные ходатайства руководителей удмуртской автономии, и лишь в 1934г. постановлением ВЦИК область была преобразована в Удмуртскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. Но ожидаемого расширения прав не произошло: основные вопросы политической, хозяйственной и культурной жизни, как и прежде, решались в Центре. В 1990г. была образована Удмуртская республика в составе Российской Федерации. вом.

Русская Цивилизация

Рассказывая на нашем сайте про Марийский и Вятский край - мы часто упоминали и . Происхождение его загадочно, мало того, марийцы (сами жители лесов) считали удмуртов - иным, лесным, диким народом. В разных селах и деревнях Марий Эл сохранились предания о живших ранее здесь племенах одо, одо-мари, народ Овды. В частности, такие предания есть в Моркинском районе (Овда-сола), Звениговском районе (Кужмара), в Волжском районе (около Помар), в Параньгинском и Мари-Турексом районах и т.д.
Когда марийцы двигались на восток - они непременно сталкивались в таёжных дебрях с древним народом - чудью, которая уходила на восток - за Вятку, или на север.
Кстати, а топоним Параньга - произошел от удмуртского Поранча (марийская река).
Вятичи (славяне), которые также двигались на восток и юг - называли их вятской чудью, вотяками, признавая, что они - чудь, общее название финно-угров севера России.
Чуваши называли удмуртов - «арсури» — «лесовики, лешаки».
Татары (булгары) называли удмуртов арами, Арскими людьми, отсюда и город Арск, и Арские княжества в долине реки Вятка (не зря предания о шурале ожили именно на Арской земле).

заседание Удмурт Кенеш - Совет удмуртов

Приуралья. Этноним этого народа - удмурт, удморт, укморт. Устаревшее название - вотяки.

Удмурты проживают достаточно компактно в Приуралье и на сопредельных территориях. Основная часть удмуртского народа проживает в Республике Удмуртия, за её пределами - в республиках Башкортостан, Татарстан, Марий Эл, в Кировской и Свердловской областях, в Перм. крае.

Удмуртский этнос состоит из двух крупных этнографических групп - сев. и юж. удмуртов. Исследователи выделяют также несколько локальных групп удмуртов, оторванных от основной части этноса и проживающих, как правило, за пределами Удмуртской Республики.
Удмуртский язык относится к перм. ветви финно-угорской группы уральской языковой семьи. Основная часть удмуртов - православные христиане, однако некоторые периферийные группы удмуртов избежали даже формальной христианизации.

Перепись 1989 г. отметила 746 800 удмуртов, из которых 66,4 % проживало на территории Удмуртии, а остальные - за её пределами. По переписи 2002 г. в РФ численность удмуртов составила 636 900 человек, в Перм. обл. - 26 300 удмуртов. Значительная часть из числа современных удмуртов переселились в Прикамье с территории Удмуртии и других областей и республик в советское время.
Крупные городские диаспоры удмуртов сложились в гг. Перми, Чайковском, Березниках, Чернушке. Большое число удмуртов в разные периоды осело в Чайковском, Большесосновском, Верещагинском р-нах.

плетенная детская люлька - северные удмурты

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ
Удмурты - один из коренных народов Среднего Урала. Основой для формирования удмуртского этноса послужили местные финно-пермские племена, которые в разное время испытали влияние скифов, угров, тюрок и славян.
Древнейшее самоназвание удмуртов - Ары, то есть «человек», «мужчина». Отсюда происходит древнее название Вятской земли - Арская земля, жителей которой русские практически до самой революции называли пермяками, вотяками (по реке Вятке) или вотской чудью. Сегодня удмурты считают эти названия оскорбительными.
До середины 16 века удмурты не были единым народом. Северные удмурты довольно рано вошли в состав Вятской земли, которая осваивалась русскими переселенцами. После монгольского нашествия Вятская земля стала вотчиной нижегородско-суздальских князей, а в1489 году вошла в состав Великого княжества Московского.
Южные удмурты попали под власть Волжской Булгарии, позднее - Золотой Орды и Казанского ханства. Принято считать, что их присоединение к России завершилось к 1558 году.
Таким образом, на протяжении жизни трех-четырех поколений удмурты несколько раз сменили подданство, а многие из них были ассимилированы: северные удмурты - русскими, южные - татарами.
Однако же именно Русское государство дало возможность удмуртским племенам не только выжить, но и сформироваться как народу. Вот сухие цифры: если в Петровскую эпоху было учтено всего 48 тыс. удмуртов, то сейчас их насчитывалось 637 тыс. человек - 13-кратное увеличение численности за 200 лет.

удмуртская детская фольклорная группа удмурты

ЯЗЫК И ЧИСЛЕННОСТЬ
Говорят на русском и удмуртском языках (последний относится к финно-угорской группе уральской семьи). Внутри своей языковой группы удмуртский язык вместе с коми-пермяцким и коми-зырянским составляет пермскую подгруппу.
По переписи 2010 года в России проживало 552 тысяч удмуртов, в том числе в самой Удмуртии — 410 тысяч. Кроме того, удмурты живут в Казахстане, Украине, Белоруссии, Узбекистане, Австралии. Основная религия — православие, в сельской местности включающее остатки дохристианских верований.

Удмуртский народ возник в результате распада прапермской этнолингвистической общности и является автохтонным населением северного и среднего Предуралья и Прикамья. В языке и культуре удмуртов заметно влияние русских (особенно у северных удмуртов), а также различных тюркских племён — носителей R- и Z-тюркских языков (у южных удмуртов в особенности заметно влияние татарского языка и культуры).

Этимология самоназвания удмуртов не вполне ясна; наибольшего внимания достойна гипотеза, возводящая этноним удмурт к иранскому *anta-marta «житель окраины, пограничья; сосед». В современном удмуртском языке слово членится на два компонента — уд- (сильный, мощный, изящный) и -мурт «человек, мужчина» (по этой причине этноним некоторыми исследователями переводится на русский язык как «сильный, изящный уд; удский человек», что, однако, не может считаться корректным).

Прежнее русское название — вотяки (отяки, воть) — восходит к тому же корню уд-, что и самоназвание удмурт (но через марийское посредство одо «удмурт»).

Предки южных удмуртов с конца I тысячелетия н. э. находились под властью Булгарии, а позже — Золотой Орды и Казанского ханства. Североудмуртские земли вошли в состав России с окончательным присоединением Вятской земли в 1489 году. Окончательное вхождение удмуртских земель в состав Русского государства происходит после падения Казани (официальные даты — 1557 или 1558 год — приняты в местной историографии условно).

Возникновение государственности связано с образованием в 1920 году Вотской автономной области (с 1932 года — Удмуртская АО, с 1934 — Удмуртская АССР, с 1991 — Удмуртская Республика).

северные - чепецкие удмурты (река Чепца)

Основные занятия
Традиционные занятия удмуртов — пашенное земледелие, животноводство, меньшую роль играло огородничество. Например, в 1913 году в общих посевах зерновые составили 93 %, картофель — 2 %. Культуры: рожь, пшеница, ячмень, овёс, гречиха, просо, конопля, лён. Выращивали рабочий скот, коров, свиней, овец, птицу. На огородах культивировали капусту, брюкву, огурцы. Важную роль играли охота, рыболовство, пчеловодство и собирательство.

Развиты были ремёсла и промыслы — рубка леса, заготовка древесины, смолокурение, мукомольное производство, прядение, ткачество, вязание, вышивка. Ткани для нужд семьи полностью производились дома (удмуртские холсты ценились на рынке). С 18 века сложились металлургия и металлообработка.

Основная социальная ячейка — соседская община (бускель). Это — несколько объединений родственных семей. Преобладали малые семьи, но были и большие. Такая семья имела общее имущество, земельный надел, совместное хозяйство, жила на одной усадьбе. Некоторые отделялись, но при этом сохранялись элементы общего хозяйства, то есть родственная взаимопомощь.

Галина Кулакова - легендарная лыжница (СССР) удмурты

Быт и традиции
Типичное поселение — деревня (удм. гурт), располагалось цепочкой вдоль реки или вблизи родников, без улиц, кучевой планировкой (до XIX века). Жилище — наземная бревенчатая постройка, изба (корка́), с холодными сенями.
Крыша — двускатная, тесовая, ставилась на самцах, а позже на стропилах. Углы рубились в обло, пазы прокладывались мхом. Зажиточные крестьяне стали ставить в XX веке дома-пятистенки, с зимней и летней половинами, или 2-этажные дома, иногда с каменным низом и деревянным верхом.

Куала (точнее "куа", -ла — суффикс местного падежа — это особая ритуальная постройка, которая была известна, очевидно, многим финно-угорским народам ("кудо" — у марийцев, "кудо", "куд" — у мордвы, kota — у финнов, "koda" — у эстонцев, карел, вепсов, води). Обычно они стояли во дворе жреца или в лесу за околицей. По внешнему виду покчи и быдӟым куа почти не отличались (только размерами): это бревенчатое срубное сооружение с двускатной крышей на сомцах.

В домах находилась глинобитная печь (гур), с подвешенным у северных удмуртов, и вмазанным, как у татар, котлом. По диагонали от печи располагался красный угол, со столом и стулом для главы семьи. По стенам — скамьи и полки. Спали на полатях и на нарах. Двор включал погреб, хлевы, навесы, кладовые.

Североудмуртский женский костюм включал рубаху (дэре́м), с прямыми рукавами, вырезом, съёмный нагрудник, халат (шортдэре́м), опояску. Одежда — белая.
У южных белая одежда была ритуальной, бытовая — цветной, украшенной. Это та же рубаха, безрукавка (саэсте́м), или камзол, шерстяной кафтан.
Обувь — узорные чулки и носки, башмаки, валенки, лапти (кут).

На голове носили налобные повязки (йыркерттэт), полотенце (чалма, весяк кышет), высокую берестяную шапку, обшитую холстом с украшениями и покрывалом (айшон). Девичьи уборы — укотуг, платок или повязка, такья, шапочка с украшениями.
У северных удмуртов преобладали из украшений вышивка, бисер, бусы, у южных — монеты. Украшения — цепочки (жильы), серьги (пель угы), перстни (зундэс), браслеты (поскес), ожерелье (весь).

Мужской костюм — косоворотка, синие в белую полоску штаны, валяные шляпы, шапки из овчины, из обуви — онучи, лапти, сапоги, валенки.

Верхняя одежда без половых различий — шубы.

В питании удмурты сочетали мясную и растительную пищу. Собирали грибы, ягоды, травы. Супы (шыд) — разные: с лапшой, грибами, крупой, капустой, уха, щи, окрошка с хреном и редькой.
Молочные продукты — ряженка, простокваша, творог. Мясо — вяленое, печёное, но чаще отварное, а также студень (куалекьясь) и кровяные колбасы (виртырем). Типичны пельмени (пельнянь — хлебное ухо, что говорит о финно-угорском происхождении названия), лепёшки (зыретэн табань и перепеч), блины (мильым).
Хлеб (нянь). Из напитков популярны свекольный квас (сюкась), морсы, пиво (сур), медовуха (мусур), самогон (кумышка).

Ценные сведения о свадебных обрядах и обычаях удмуртов приводятся, в частности, в исследовании этнографа и миссионера среди удмуртов С. А. Багина «Свадебные обряды и обычаи вотяков Казанского уезда. (Этнографический очерк)».

Удмурты, удмуртский народ Бурановские бабушки на Евровиденье

Национальный характер и традиции удмуртов

В антропологическом отношении удмуртов относят к уральской малой расе, которую отличает преобладание европеоидных черт при некоторой монголоидности. Среди удмуртов много рыжих. По этому признаку могут соперничать с мировыми чемпионами по златоволосости - кельтами-ирландцами.
Внешне удмурты крепки и выносливы, хотя и не богатырского телосложения. Они очень терпеливы. Типичными чертами удмуртского характера считаются скромность, стеснительность, доходящая до робости, сдержанность в проявлении чувств. Удмурты немногословны. «У него язык остер, да руки тупы»,- говорят они. Однако ценят силу меткого выражения: «Ветер горы рушит, слово народы подымает»; «Сердечное слово три зимы греет».
Путешественники XVIII века отмечали большое гостеприимство и радушие удмуртов, их миролюбие и кроткий нрав, «склонность более к веселию, нежели к печали».
Радищев в «Дневнике путешествия из Сибири» отметил: «Вотяки почти как русские… Общая судьба, общие заботы и невзгоды сблизили два народа, породили дружбу и доверие между ними».
Пожалуй, самой выразительной постройкой на удмуртском крестьянском дворе были двухэтажные кеносы-амбары. Сколько было снох в семье, столько стояло кеносов на дворе. Само это слово происходит от удмуртского «кен» - сноха.
Традиционный удмуртский женский костюм был одним из самых сложных и красочных в Поволжье. Удмурты достигли высшего мастерства в «полотняном фольклоре»,
В традиционной этнокультуре удмуртов используется классическая цветовая триада: белый-красный-черный. Не случайно именно она положена в основу Герба и Флага Удмуртской Республики.

Южная удмуртка в праздничном костюме

Декоративно-прикладное искусство
О развитии декоративно-прикладного искусства у удмуртов средневековья ничего не известно. В XIX веке сложились такие виды народного искусства, как вышивка, узорное ткачество (ковры, дорожки, покрывала), узорное вязание, резьба по дереву, плетение, тиснение по бересте. Вышивали на холсте гарусными нитками, шёлковыми и хлопчатобумажными, мишурой. Орнамент — геометрический, преобладали цвета красный, коричневый, чёрный, фон — белый. У южных удмуртов под влиянием тюрков вышивка более полихромна. В XIX веке вышивку заменяет узорное ткачество, а узорное вязание живёт до сих пор. Вяжут чулки, носки, варежки, головные уборы.

Праздники
Основой календарно-праздничной системы удмуртов (как крещёных, так и некрещёных) является юлианский календарь с кругом православных праздников. Основные праздники — Рождество Христово, Крещение, Пасха, Троица, Петров день, Ильин день, Покров.

Толсур — день зимнего солнцестояния (вожодыр), в него проводились свадьбы.
Гырыны потон или акашка́ — Пасха, начало весенней страды.
Гербер — Петров день.
Выль ӝук — приготовление каши и хлеба из нового урожая.
Сӥзьыл юон — окончание уборки урожая.
Выль шуд, сӥль сиён — начало забоя скота.
Праздновались и вскрытие рек (йӧ келян) и появление первых проталин (гуждор шыд).

блюда удмуртской кухни

Культура Удмуртии
Из фольклора удмуртами созданы мифы, легенды, сказки (волшебные, о животных, реалистические), загадки. Главное место занимает лирическое песенное творчество. Эпический жанр развит слабо, представлен разрозненными преданиями о Дондинских богатырях, предпринимались попытки объединить эти предания в цикл наподобие Калевипоэга.

Существует народное музыкальное и танцевальное творчество. Танцы — самые простые — хождение по кругу с танцевальными движениями (круген эктон), парный перепляс (ваче эктон), есть танцы втроём и вчетвером.

Исторические музыкальные инструменты: гусли (крезь), варган (ымкрезь), свирель и флейта из стеблей трав (чипчирган, узьы гумы), волынка (быз) и др. В наше время их вытеснили балалайка, скрипка, гармонь, гитара.

Народная мифология близка мифологиям других финно-угорских народов. Для неё характерна дуалистичесая космогония (борьба доброго и злого начал), трёхчленное деление мира (верхний, средний и нижний). Верховное божество — Инмар (также одним из главных богов считался Кылдысин).
Злой дух, соперник Инмара — Шайтан. Божество домашнего очага, хранитель рода — воршуд. Многочисленны низшие духи: вумурт, вукузё — водяной, гидмурт — дух хлева, нюлэсмурт — дух леса, тӧлпери — дух ветра, нюлэсмурт, тэлькузё — леший, ягпери — дух бора, лудмурт — дух луга и поля, кутӥсь — злой дух, насылающий болезнь, и др. Весьма значительным является влияние народного христианства и ислама (религиозный календарь, мифологические сюжеты).

Развитым был языческий клир — жрец (вӧсясь), резник (парчась), знахарь (туно). Условно к клиру может быть причислен тӧро — уважаемый человек, присутствующий при всех церемониях.
Изображения народных божеств неизвестны, хотя этнографы XIX века упоминают наличие удмуртских «идолов» (из дерева или даже серебра).

Почиталась священная роща (луд); некоторые деревья имели сакральное значение (берёза, ель, сосна, рябина, ольха).

удмуртское моление - священная роща Акташ удмурты

РЕЛИГИЯ УДМУРТОВ
До 1917 года большинство удмуртов официально считалось православными. Христианизация, начавшись в XVI веке, стала в XVIII веке массовой. Однако христианское учение до конца не было принято и понято удмуртами во многом из-за насильственных методов крещения и незнания языка богослужения. Наряду с христианством длительное время сохранялись самобытные формы дохристианских религиозных воззрений, которые принято обозначать условно-собирательным термином «язычество».

Древняя религия удмуртов характеризуется значительной развитостью и сложностью. Об этом свидетельствуют многочисленный пантеон, особые служители культа, специальные места молений, детально разработанные обряды со строго регламентированными культовыми ритуалами, то есть налицо достаточно целостная система мировосприятия и мироосмысления традиционного удмуртского общества. Все это призвано идеологически обеспечить функционирование системы «человек - общество - природа».

Наиболее ярким компонентом любой религии является ее пантеон. Удмурты почитали большое количество богов, божеств, духов и всевозможных мифологических существ - их общее число определяют около 40. Главными из них были Инмар - бог неба, Кылдысин - творец, бог земли, Куазь - бог атмосферы, погоды. Кроме того, почитались нюлэсмурт - леший, вумурт - водяной, мунчомурт - банное существо, гидкуамурт - домовой, палэсмурт - злое существо (букв. - «половинный человек»). Особое место в религии удмуртов занимала священная роща - луд (кереметь).


Система язычества удмуртов за тысячелетнюю историю выработала и приобрела в результате этнокультурного сотрудничества огромное количество «образов». Это многообразие требовало соответствующего осмысления, интерпретации, выработки норм культового этикета - всеми этими вопросами ведали служители культа (клир). Они же в значительной степени были и непосредственными творцами тех или иных религиозно-мифологических идей, распространителями их среди своих соплеменников, а также своеобразными посредниками между божествами и общей массой верующих. По названию двух центральных святилищ удмуртский деревенский мир обычно делился на две эндогамных культовых групп: род куа (куа выжы) и род луда (луд выжы).

Для обслуживания этих культовых комплексов из каждой группы выбирались свои особые служители (жрецы). Главные жрецы обычно исполняли свои обязанности пожизненно или избирались на 12 лет. Иногда главным жрецом выбирали малолетнего ребенка. Тогда при нем назначался регент.

Весьма значительное место среди служителей культа у удмуртов принадлежало наиболее уваженному, почетному лицу, которое уже только своим присутствием как бы освящало молитвенные ритуалы. Заметим, что, кроме культового, были еще и светские почетные лица: почетный гость, глава застолья, тысяцкий, который давал свадьбе главную мелодию, старшина селения.

Отдельные компоненты религиозно-мифологического комплекса удмуртов могут быть объединены в две группы: семейно-родовые и аграрные культы. Все прочие формы верований (тотемизм, знахарство, ведовство, шаманизм, промысловые культы и др.) входили в них в качестве исторически более ранних структурообразующих компонентов или своеобразных идеологических подсистем.

Семейно-родовые культы в свою очередь подразделялись на культ семейно-родовых святынь и культ предков, соответствующие материнскому и отцовскому роду. Культ семейно-родовых святынь проявлялся главным образом в почитании воршуда и покчи куа(ла) - родового или семейного святилища. Еще в начале XX в. в каждой удмуртской деревне и почти в каждой семье был свой воршуд.

Воршуд - сложное понятие, которое означало:
1) родовую или семейную святыню, хранящуюся в куале. Обычно это - воршудная коробка, в которой содержалось несколько серебряных монет, беличья шкурка, крылышки рябчика, челюсть щуки, перья тетерева, ритуальная посуда, кусок жертвенного хлеба, мука, крупа, ветка дерева. Словом, здесь была сосредоточена своеобразная материализованная предметная информация об окружающем мире на всех его важнейших структурных уровнях;
2) абстрактное божество - покровитель рода или семьи и совокупность идей, представлений, связанных с ним;
3) конкретное орнито-, зоо-, антропоморфное изображение божества: гусь с серебряным клювом, бык с золотыми рогами и т.д.;
4) экзогамное объединение родственников, имеющих одного покровителя. Каждый воршуд имел свое имя.

Социальным носителем аграрных культов была община, со становлением которой оформляется совокупность обрядов, жертвоприношений, заклинаний с целью стимулирования плодородия кормилицы-земли. Под воздействием ислама и христианства складывается религиозный синкретизм удмуртов.

В последнее время становятся модными обращения к «народной, природной, исконной» языческой религии, к экзотичным восточным философско-религиозным концепциям т.д.

Особую актуальность и значимость проблемы религии приобрели в постсоветское время, когда общество переживает сложный период в своей истории. В этой кризисной ситуации, охватившей практически все сферы общественной и личной жизни, многие справедливо ищут выход в поисках утраченной духовности, возвращении к изначальным общечеловеческим ценностям, восстановлении деформированных естественных структур мировосприятия, своей этнической ментальности. Языческие моления удмуртов сохранились лишь в д. Кузебаево Алнашского района Удмуртии, в д. Варклед-Бодья Агрызского района Татарстана и деревнях Башкортостана. В этих селениях живут некрещеные удмурты, которые остались верны старой вере и являются носителями традиционного мировоззрения. Религиозная община «Удмуртское моление» стремится возродить языческие моления и в других удмуртских регионах. С 1922 года ежегодно проводится республиканский праздник Гербер, в контекст которого вписывается и моление.

северные удмурты

ИСТОРИЯ УДМУРТОВ И ВЯТСКОГО КРАЯ

О прародине финно-угров до сих пор ведутся споры. Раньше считали, что она находилась где-то в предгорьях Алтая и Саян; другие искали ее в Центральной Германии и Скандинавии; третьи были убеждены, что финно-угры пришли из Индии. В настоящее время почти никто уже не придерживается этих взглядов. Большинство исследователей полагает, что основная территория формирования и древнейшего расселения финно-угорских народов находилась в Приуралье в широком смысле слова (Волго-Камье, Средний Урал и Зауралье). Финно-угорская общность существовала, очевидно, в эпоху развитого неолита, в III тысячелетии до н. э., а затем начала распадаться на отдельные ветви, что в конечном итоге привело к формированию современных финно-угорских народов. Один из первых и главных вопросов, который неизбежно встает перед специалистами по этнической истории, это вопрос, «откуда есть пошел народ». Современное состояние исторической науки позволяет утверждать, что основой для формирования финноязычных удмуртов послужили автохтонные пле-мена междуречья Вятки и Камы, создатели ряда последо-вательно сменявшихся здесь археологических культур. Тем не менее необходимо учитывать влияние на развитие мест-ных племен и со стороны их этнических соседей: древних иранцев, угров и тюрок широкого этнокультурного и хро-нологического спектра. Об истоках собственно удмуртского этногенеза мы мо-жем, по-видимому, достаточно уверенно говорить с ананьинской археологической культуры (VIII—III вв. до н. э.). Очевидно, ананьинцы — общие предки удмуртов, коми и марийцев. На базе ананьинской культуры вырастает ряд локальных культур первых веков н. э.: гляденовская (Верхняя Кама), осинская (Средняя Кама, устье р. Тулвы), пьяноборская (устье р. Белой). Полагают, что гляденовцы — предки коми, осинцы и пьяноборцы — древние удмурты. По всей вероятности, в тот период и начался распад пермской этнолингвистической общности. В первой половине I тысячелетия до н. э. часть населения с Камы уходит на Вятку и ее приток Чепцу. Здесь, в Чепецком бассейне, возникает новая археологическая культура — поломская (III—IX вв.). Поломскую культуру сменяет чепецкая (IX—XVвв.), которая про-слеживается уже до того времени, когда появляются первые письменные источники по удмуртам.

У удмуртов сохранились легенды о том, что когда-то удмуртское племя Ватка жило на р. Вятке. Об этом же говорит и «язык земли» — топонимика. На Вятке очень много уд-муртских топонимов. Они неоспоримо свидетельствуют о том, что когда-то здесь жили удмурты. Особенно густо они населяли местность около современного г. Кирова. В одном из преданий рассказывается, что на месте будущего города находилось большое удмуртское поселение с Великой куалой — родовым святилищем. Где-то на рубеже I—II тыся-челетий н. э. удмурты, жившие на Вятке, составляли древнеудмуртскую общность. Тогда же мог появиться сам этноним «удмурт», который, по-видимому, генетически вос-ходит к булгарскому названию р. Вятки — Ваты («ват-мурт —от-мурт — ут-мурт — уд-мурт»: человек с Вятки). Существуют и другие толкования этимологии и семантики этнонима «удмурт». В русском звучании этот термин приобрел форму «вотяк»: к древнему корню «ват» был прибавлен типичный словообразовательный суффикс (ср.: пермяк, сибиряк). В условиях царской России с ее неравной политикой по отношению к «инородцам» термин «вотяк» воспринимался удмуртами как уничижительный и даже оскорбительный (ср.: мари — «черемисы», украинцы — «хохлы», евреи — «жиды» и т. д.), хотя даже государственное образование удмуртов при его создании (4 ноября 1920 г.) первоначально было официально определено как «Автономная область вотского (вотякского) народа» и лишь в 1932 было переименовано в Удмуртскую АО, в 1934 — АССР. На бытовом уровне термин «вотяк» встречается порой и сейчас, порождая массу обид (на Западе, особенно в научной литературе, до сих пор по традиции нередко используется экзоэтноним «вотяки», хотя все больше обращаются к эндоэтнониму народа). Самоназвание «удмурт» зафиксировано с XVIII в.



Контакты с другими народами

Древние удмурты испытали длительное этнокультурное воздействие со стороны тюрок. Удмуртско-тюркские связи, начавшиеся еще в 1 тысячелетии н. э., усилились в булгарское и татарское времена. Они сыграли определенную роль в формировании некоторых сторон культуры и быта удмуртского народа, особенно его южной группы. От тюркских соседей удмурты получили имя «ар».
Оно встречается с XII в., а татары и сейчас называют удмуртов арами. Это название попало в некоторые русские источники, где удмурты известны как «аряне», «арские люди» (отсюда же — город Арск, Арское поле, Арская улица в Казани). В конце I тысячелетия н. э. марийские племена, которые вышли к Вятке, заставили потесниться древних удмуртов, перейти на левый берег реки и заселить бассейн рек Кильмези и Валы.
Многие удмуртские легенды повествуют о стол-новениях удмуртов с марийцами из-за земли. В легендах все решали состязания богатырей: кто дальше перебросит ногой кочку через реку, тот и будет жить здесь. Удмуртский богатырь оказался сильнее, и марийцам, несмотря на их хитрость (их богатырь подрезал кочку), пришлось отступить. В действительности же марийцы проникли довольно далеко в глубь удмуртских поселений (топонимы на -нер: Кизнер, Сизнер — явно марийского происхождения).
Другая часть удмуртов ассимилировалась в русских поселениях на Вятке. Третья часть ушла на Чепцу, где уже раньше жили удмурты. К концу XVII в. они в основном занимали территорию нынешнего расселения.

В 1174 г. многочисленная дружина ушкуйников отправилась из Новгорода Великого на судах вниз по Волге. Доплыв до Камы, они построили на ее берегу укрепленный городок. Часть ушкуйников поднялась по Каме, другая отправилась вверх по Вятке и покорила живших там чудь и вотяков. Довольно долго считали, что именно так было положено начало русской колонизации Вятского края. Но уже к концу XIX в. выяснилось, что «Повесть о стране Вятской», или «Вятский летописец», согласно которому бытовало это мнение,— довольно спорный источник и содержит весьма неоднозначные, а порой и вовсе неверные сведения. Даже сам термин «ушкуй» появляется лишь в XIV в., а впервые встречается в летописи под 1320 годом, так что «ушкуйники» никак не могли появиться на Вятке в 1174 г. Тем не менее исторические связи удмуртов со славянским миром достаточно древ-ни. Об этом свидетельствуют и славянские находки в археологических памятниках Удмуртии. Первые русские поселенцы появились на Вятке, видимо, во второй половине XIV столетия. Спасаясь от татаро-монгольского ига, особенно после битвы на р. Пьяне (1377 г.), когда царевич Арапша подверг страшному разгрому Нижегородско-Суздальскую землю, часть ее населения бежала на север и северо-восток, причем некоторые из нижегородцев и суздальцев нашли себе прибежище в глухих вятских лесах. Приходили сюда посе-ленцы и из других русских земель. К концу XIV в. Вятская земля была вотчиной нижегородско-суздальских князей, а позднее после длительной и тяжелейшей междоусобицы попала под власть Москвы.

Бурановские бабушки - удмуртский коллектив

Арские князья
Известный отечественный историк Н. И. Костомаров был вынужден заметить: «...Нет ничего в русской истории темнее судьбы Вятки и земли ея». Действительно, многие сто-роны вятской истории до сих пор остаются неясными и изобилуют загадками. Одной из них является происхождение арских князей. Известно, что этим именем назывались та-тарские владыки, повелевавшие южными удмуртами на правобережье Камы, где те составили особую податную об-ласть — Арскую даругу, центром которой был Арский городок (ныне Арск). И вдруг эти арские князья появляются на Вятской земле, причем тоже в качестве князей. Только теперь они владеют уже северными удмуртами, жившими на Вятке и Чепце. Как это произошло? Существует два основных мнения: арские князья принимали участие в походе татарского царевича Бекбута на Вятскую землю в 1391 г. и остались там на правах победителей; суздальские князья Василий и Семен Дмитриевичи, которые владели Вяткой как своей вотчиной, в сепаратистской борьбе с Москвой искали поддержку у татар и в 1399 г. совместно с царевичем Ейтяком (Сентяком) взяли штурмом и ограбили Нижний Новгород, а в оплату за этот поход или в целях собственной безопаснос-ти поселили татар в с. Карине (поэтому их называют каринскими), неподалеку от устья р. Чепцы, и передали им во владение удмуртов.
Вхождение в состав Русского государства
«В лето 6997 тое же весны июня в 11 день (11 июня 1489 г.) посылал князь великий Иван Васильевич Всеа Русии рать свою на Вятку за их неисправление князя Даниила Василье-вича Щеня да Григория Васильевича Морозова Попляву и иных воевод со многою силою. Они же, шедше, гряды Вят-цкие взяша, а Вятчан людей к целованью приведоша, а ар-ских князей и иных агарян к роте приведоша»,— рассказывает летопись о присоединении Вятской земли к Великому княжеству Московскому. Вместе с вятчанами — русскими людьми в состав Московского государства вошли и северные удмурты, которых под именем «иных агарян» как раз и упоминает летопись. Они были «к роте приведоша», то есть к присяге на подданство великому князю. Южные удмурты в Арской земле, которая вначале находилась во владении Булгарского государства, а затем Казанского ханства, вошли в состав подданных Русского государства в 1552 г., когда Казань покорилась Москве. «Лето 7061 (1552) о посылке по улусом (район, селение. — Авт.)." А сам государь послал по всем улусом черным людем ясачным (простой люд, который платит ясак-подать. — Авт.)" жалованные грамоты опасные (охранные грамоты. — Авт.)," чтобы шли к государю, не бояся ничего; а хто лихо чинил, тем Бог мстил, а их государь пожалует, а они бы ясаки платили, якоже и прежним Казаньскым царем.

Арьские люди к царю государю бити челом. И прислали к государю Арьские люди челом Казаков Шемая да Кубиша з грамотою, чтобы государь их черных людей пожаловал, гнев свой отдал и велел ясаки имати, как и прежние цари, и прислал бы к ним сына боярского, хто бы им сказал царево жаловалное слово, а их събрал, понеже они со страху разбежалися, и они бы, учиня государю правду, дав шерть (при-сяга, клятва. — Авт.)," поехали к государю...

Того же дни (октября 6) выбрал царь и государь воевод, кого ему оставите после себя в Казани, большего боярина и воеводу князя Александра Борисовича Горбатого — тому в царево место управляти велел — да боярина Князя Василиа Семеновича Серебреного и иных воевод многих, да с ними оставил дворян своих болших и детей боярских многих и стрельцов и казаков. Государю били челом Арьские люди», — так было записано в Патриаршей, или Никоновской, лето-писи о вхождении Казанского ханства со всеми его поддан-ными, в их числе и южными, арскими удмуртами, в состав России. Тогда они «всею землею государю бьют челом и ясаки дают». Постепенно после длительных и весьма не простых коллизий обе группы удмуртов оказались в едином государственном объединении, и их жизнь стала неразрывно связанной с судьбой России.

После присоединения Вятки там было установлено обычное для Московского княжества административное устройство. Она управлялась присылаемыми из Москвы воеводами и наместниками. Местная феодально-торговая знать (вятчане «большие», «земские» и «торговые» люди) частью была «изведоша», а частью, в целях предотвращения антимосков-ских выступлений, «разведена» по московским городам. На их место посадили верных Москве людей, преимущественно устюжан. Московским правительством поощрялось переселение русских людей во вновь присоединенные земли. На Вятке до сих пор живут потомки этих переселенцев, носящие фамилии: Устюжанины, Лузянины, Вычужанины, Вылегжанины, Перминовы, Пермяковы и т. п., которые ясно указывают на родные места переселенцев. Русские люди селились в основном в «городках» по рекам, не проникая в глубь территории Вятского края. Особо масштабных столкновений с автохтонами не было, что вполне естественно приобилии пустой земли и малонаселенности Вятки. Фактически край колонизовала не московская администрация, а русские вольные «черносошные» крестьяне, которые постепенно в течение нескольких столетий, заселяли вятские места. (3 XIV—XV вв. можно говорить о прямом и все усиливающемся (особенно в советскую эпоху) культурном и этническом влиянии русских на удмуртов. Естественно, это был двусторонний процесс, взаимовлияние, хотя взаимодействующие стороны и не были паритетны.



В отношении удмуртов великокняжеской властью проводилась особая, довольно гибкая и дальновидная политика. Их оставили во владении арских князей, за которыми было сохранено право «ведати и судити... и пошлину имати», но «за их службу». Московскому царю в период его длительной и трудной борьбы с Казанским ханством было важно иметь верных союзников в лице арских (каринских) татар, по-этому за ними и сохранили их владения. А когда Казань была покорена, положение арских князей изменилось: в 1588 г. удмуртов вывели из-под их власти; теперь те должны были платить «оброк за все про все» в 500 рублей «меж собой верстаючись» прямо в царскую казну. Господство каринских татар, длившееся около двух столетий, закончилось.

Проблема социального строя удмуртов накануне присоединения к Русскому государству остается слабо разработан-ной и дискуссионной. В XV—XVI вв. удмурты, по-видимому, находились на стадии перехода от общинно-родовой организации к классовым (раннефеодальным) отношениям. Этот процесс в силу неблагоприятной социально-политической ситуации, сложившейся в крае в первых веках 2-го тысячелетия нашей эры, затянулся, не успел завершиться и приобрести законченные формы (эта замедленность, неза-вершенность развития будет характерной чертой для удмурт-ского социума и в последующие эпохи). Его можно охарактеризовать известной формулой переходного периода «уже не — еще не...» С присоединением к России удмуртский мир целиком и разом был включен в общефеодальную систему государства. В результате социальный строй удмуртов своеобразно трансформировался: развитые феодальные отно-шения наложились как бы сверху, внутри же удмуртского этноса еще долго продолжали сохраняться структурооб-разующие единицы иного социально-экономического по-рядка (веме — формы коллективной взаимопомощи род-ственников, кенеш — общинный сход, воршуд — социально-культовое объединение, ведущее свое проис-хождение еще от тотемической эпохи и т. д.). Незавершенность форм социальной организации, многоукладность в системе хозяйствования создавали множество противоречивых проблем в развитии средневекового удмуртского общества. Очевидно, можно утверждать, что с середины 2-го тысячелетия был прерван обусловленный и определявшийся преимущественно внутренними факторами ход исторического развития, с этого времени доминирующую роль стало играть внешнее воздействие. Вместе с тем вхождение удмуртского народа в состав русского централизованного государства имело в исторической перспективе прогрессивное значение: ускорился процесс социально-экономического развития, все группы оказались в рамках единого государства — появились объективные условия для сложения удмуртской народности.

Новая эпоха в истории удмуртского народа, как и других народов России, наступила после Октября 1917 г., когда произошли революционные изменения во всех сферах полити-ческой, хозяйственной и этнокультурной жизни. 4 ноября 1920 г. впервые в истории была учреждена государственность удмуртского народа в виде автономии.


Удмурты — народ в основном лесной полосы. Не случайно чуваши называли удмуртов «арсури» — «лесовики, лешаки». Лес оказал большое воздействие на формирование всего их хозяйственного уклада, материальной и духовной культуры. Вятский край был покрыт дремучими таежными чащами, изобиловавшими дичью. Даже гербом этой земли было изображе-ние лука со стрелами. Еще Булгария получала большую часть своей пушнины с Вятки. Да и в XVI в. С. Герберштейн писал, что лучшие шкурки белок в Москву привозятся с Вятки. В XVII в. в царских грамотах на Вятку в числе прочих податей непременно упоминается «мягкая рухлядь», особенно «карие бобры». О значении, которое имела охота для удмуртов, говорит хотя бы тот факт, что у них долго служила в качестве все-общего торгового эквивалента, своеобразной денежной едини-цей, как и в Древней Руси, беличья шкурка — «коньы»; сейчас этим словом выражается понятие «копейка». Излюбленным и древним (как у многих финно-угров) занятием удмуртов являлось бортничество; они слыли прекрасными пчеловодами. Мед и воск были важной статьей дохода, в удмуртском языке сохранилось много терминов, связанных с пчеловодством, были и особые, «пчеловодные», песни, биологами в Удмуртии обнаружен особый вид пчелы — «пчела удмуртская». Этническая территория удмуртов — Камско-Вятское междуречье (Волго-Камье) — покрыта многочисленными реками, поражает обилием родников (не случайно Удмуртию называют родниковым краем). Здесь издревле занимались рыбной ловлей. Одна из групп удмуртов называется «Калмез», где присутствует обшефинский корень «кала» — рыба. Ставили верши, морды, сети, лучили острогой. Ловили и ценные породы рыб: стерлядь (отсюда название бывшей царской слободы, а ныне города Сарапула — «желтая рыба»), белугу, тайменя, форель, хариуса (считался священной рыбой у удмуртов).

Однако довольно рано главной отраслью комплексного хозяйства удмуртов стало земледелие. И фактически до сих пор абсолютное большинство удмуртов — крестьяне. Несмотря на самые простые орудия труда (соха, косуля, деревянная борона; железный плуг появился лишь в конце XIX в.), уд-мурты достигли заметных успехов в земледелии. Один из путешественников, посетивший эти места в XVIII в., при виде заботливо возделанных полей восхищенно заметил: «Нет в Российском государстве ни одного народа, могущего с ними сравниться в трудолюбии». В документах XIX в. в отчетах вятских губернаторов постоянно подчеркивается: «Главней-ше трудолюбивы к хлебопашеству вотяки»; «Земледелие у вотяков есть главный предмет занятий и надобно сказать, что они могут служить лучшими образцами трудолюбия»; «...вотяки считаются если не лучшими, то прилежнейшими земледельцами».

свадебный обряд удмуртов

_____________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
http://www.udmurt.info/library/belykh/udmetn.htm
Народы России: Энциклопедия / Под ред. В. А. Тишкова, М., 1994.
http://enc.permculture.ru/
Народы России: Живописный альбом. Санкт-Петербург, типография Товарищества "Общественная Польза", 3 декабря 1877, ст. 141
Коробейников А. В., Волкова Л. А. Историк удмуртской земли Н. Г. Первухин. (Вятское краеведение XIX в.) ISBN 978-5-7029-0374-3
Садиков Р. Р. Традиционные религиозные верования и обрядность закамских удмуртов (история и современные тенденции развития). Уфа: Центр этнологических исследований УНЦ РАН, 2008.
http://www.finnougoria.ru/
Статья «Удмурты» // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн, Информация. Картография, 2010. — 320 с.: с илл. ISBN 978-5-287-00718-8
http://www.росяма.рф/
Владыкин В. Е., Христолюбова Л. С. История этнографии удмуртов: Краткий историографический очерк с библиографией / Под ред. канд. филос. наук, доц. УдГУ Л. Н. Ляховой; Рецензенты: д-р истор. наук, проф. В. Е. Майер, канд. истор. наук М. В. Гришкина. — Ижевск: Удмуртия, 1984. — 144, с. — 2000 экз. (в пер.)
Удмурты // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей; гл. ред. Р. Г. Рафиков; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3