Северо восточная русь в 13 14 веках. Северо-Восточная Русь в конце XIII – первой половине XV в. Борьба с боярством и выбор новой столицы Руси

Для территориального определения группы княжеств на Руси, обосновавшихся между Волгой и Окой в IX-XII веках, историками был принят в обиход термин «Северо-Восточная Русь». Под ним подразумевались земли, расположенные в пределах Ростова, Суздали, Владимира. Применимы были также и синонимичные термины, отражающие объединение государственных образований в разные годы - «Ростово-Суздальское княжество», «Владимиро-Суздальское княжество», а также «Великое княжество Владимирское». Во второй половине XIII века Русь, которую называли Северо-Восточной, фактически перестает существовать - тому поспособствовали многие события.

Великие князья Ростовские

Все три княжества Северо-Восточной Руси объединяли одни и те же земли, менялись в разные годы лишь столицы и правители. Первым городом, построенным в этих краях, был Ростов Великий, в летописях упоминания о нем датированы 862 годом н. э. До его основания проживали здесь племена меря и весь, относящиеся к финно-уграм. Славянским племенам подобная картина пришлась не по душе, и они - кривичи, вятичи, ильменские словены - стали активно заселять эти земли.

После образования Ростова, который входил в пятерку крупнейших городов, находящихся под правлением киевского князя Олега, упоминания о меря и веси стали реже появляться в летописях. Некоторое время Ростовом правили ставленники киевских князей, но в 987 году княжеством уже управлял Ярослав Мудрый - сын Владимира, князя киевского. С 1010-го - Борис Владимирович. До 1125 года, когда столица была перенесена из Ростова в Суздаль, княжество переходило из рук в руки то к киевским владыкам, то имело собственных правителей. Самые знаменитые князья ростовские - Владимир Мономах и Юрий Долгорукий - немало сделали для того, чтобы развитие Северо-Восточной Руси вело к процветанию этих земель, но вскоре тот же Долгорукий перенес столицу в Суздаль, где и правил до 1149 года. Но им были возведены многочисленные крепости и соборы в стиле все того же крепостного строения с утяжеленностью пропорций, приземистостью. При Долгоруком развивались письменность, прикладное искусство.

Наследие Ростова

Значение Ростова было, тем не менее, довольно существенным для истории тех лет. В летописях 913-988 гг. часто встречается выражение «Ростовская земля» - территория, богатая дичью, промыслами, ремеслами, деревянным и каменным зодчеством. В 991 году одна из старейших епархий на Руси - Ростовская - была образована здесь не случайно. На тот момент город являлся центром княжества Северо-Восточной Руси, вел интенсивную торговлю с другими населенными пунктами, в Ростов стекались ремесленники, строители, оружейники... Все князья русские старались иметь боеспособное войско. Повсеместно, особенно в отделенных от Киева землях, пропагандировалась новая вера.

После переезда Юрия Долгорукого в Суздаль Ростовом некоторое время правил Изяслав Мстиславович, но постепенно влияние города окончательно сошло на нет, и о нем в летописях стали упоминать крайне редко. Центр княжества на полвека переносится в Суздаль.

Феодальная знать возводила для себя хоромы, в то время как ремесленники и крестьяне прозябали в деревянных избах. Их жилища больше напоминали подвалы, предметы обихода были в основном деревянными. Но в освещенных лучинами помещениях рождались непревзойденные изделия, одежда, предметы роскоши. Все, что знать носила на себе и чем украшала свои терема, производилось руками крестьян и ремесленников. Чудная культура Северо-Восточной Руси создавалась под соломенными крышами деревянных изб.

Ростово-Суздальское княжество

За тот короткий период, пока центром Северо-Восточной Руси была Суздаль, княжеством успели править всего три князя. Кроме самого Юрия, его сыновья - Василько Юрьевич и Андрей Юрьевич, прозванный Боголюбским, а затем, после перенесения столицы во Владимир (в 1169 году), в Суздали год властвовал Мстислав Ростиславович Безокий, но особой роли в российской истории он не сыграл. Все князья Северо-Восточной Руси происходили от Рюриковичей, но не каждый оказался достойным своего рода.

Новая столица княжества было несколько моложе Ростова и изначально упоминалась как Суждаль. Считается, что свое название город получил от слов «зиждить», или «созидать». Первое время после образования Суздаль представляла собой укрепленную крепость и управлялась княжескими наместниками. В первые годы XII века наметилось некоторое развитие города, тогда как Ростов стал медленно, но верно приходить в упадок. И в 1125 году, как уже упоминалось, Юрий Долгорукий покинул некогда великий Ростов.

При Юрии, который более известен как основатель Москвы, произошли и другие немаловажные для события. Так, именно в период правления Долгорукого Северо-Восточные княжества навсегда обособились от Киева. Огромную роль в этом сыграл и один из сыновей Юрия - Андрей Боголюбский, который свято любил вотчину отца и не мыслил себя без нее.

Борьба с боярством и выбор новой столицы Руси

Планам Юрия Долгорукого, в которых он видел своих старших сыновей правителями южных княжеств, а младших - властелинами Ростова и Суздали, так и не суждено было сбыться. Но их роль в некотором роде была даже весомее. Так, Андрей заявил о себе как о мудром и дальновидном правителе. Его своенравный характер всячески старались сдерживать входящие в его совет бояре, но и тут Боголюбский проявил свою волю, перенеся столицу из Суздали во Владимир, а затем захватил и сам Киев в 1169 году.

Однако столица Киевской Руси не влекла этого человека. Завоевав и город, и титул «великого князя», он не остался в Киеве, а посадил в нем наместником своего младшего брата Глеба. Ростову и Суздали он также отвел незначительную роль в истории тех лет, так как к тому времени столицей Северо-Восточной Руси был Владимир. Именно этот город Андрей избрал своею резиденцией в 1155 году, задолго до завоевания Киева. Из южных княжеств, где он правил некоторое время, он вывез во Владимир и икону Вышгородской Божьей Матери, которую очень почитал.

Выбор столицы был весьма удачным: почти на две сотни лет этот город удерживал пальму первенства на Руси. Ростов и Суздаль пытались вернуть себе былое величие, но даже после смерти Андрея, чье старшинство как Великого князя признавалось практически во всех землях Русских, кроме разве что Чернигова и Галича, им это не удалось.

Междоусобицы

После кончины Андрея Боголюбского суздальцы и ростовчане обратились к сыновьям Ростислава Юрьевича - Ярополку и Мстиславу - в надежде, что их правление вернет городам былую славу, но долгожданное объединение Северо-Восточной Руси не наступило.

Во Владимире правили младшие сыновья Юрия Долгорукого - Михалко и Всеволод. К тому времени новая столица существенно укрепила свое значение. Андрей многое сделал для этого: успешно развивал строительство, в годы его правления был возведен знаменитый Успенский собор, он даже добивался учреждения отдельной митрополии в своем княжестве, чтобы и в этом обособиться от Киева.

Северо-Восточная Русь при правлении Боголюбского стала центром объединения русских земель, а впоследствии и ядром великого государства Российского. После гибели Андрея смоленские и рязанские князья Мстислав и Ярополк - дети одного из сыновей Долгорукого Ростислава, попытались захватить власть во Владимире, но их дядья Михаил и Всеволод оказались сильнее. Кроме этого, их поддерживал князь черниговский длилась более трех лет, после чего Владимир закрепил за собой статус стольного града Северо-Восточной Руси, оставив и Суздали, и Ростову удел подчиненных княжеств.

От Киева до Москвы

Северо-Восточные земли Руси насчитывали к тому времени немало городов и весей. Так, новая столица была заложена в 990 году еще Владимиром Святославовичем как Владимир-на-Клязьме. Около двадцати лет после своего основания город, входящий в Ростово-Суздальское княжество, не вызывал особого интереса у правящих князей (вплоть до 1108 года). В это время его укреплением занялся еще один князь - Владимир Мономах. Он присвоил городу статус опорного пункта Северо-Восточной Руси.

То, что этот небольшой населенный пункт со временем станет стольным градом земель русских, не мог помыслить никто. Прошло еще много лет, прежде чем Андрей обратил на него свое внимание и перенес туда столицу своего княжества, которая будет ею оставаться еще почти двести лет.

С того момента, как великие князья стали величаться владимирскими, а не киевскими, утратила свою ключевую роль, но интерес к ней отнюдь не пропал среди князей. Править Киевом за честь почитал каждый. Но с середины XIV века некогда окраинный город Владимиро-Суздальского княжества - Москва - постепенно, но верно стал возвышаться. Владимир же, как и в свое время Ростов, а затем и Суздаль, - утрачивать свое влияние. Немало тому способствовал переезд в Белокаменную митрополита Петра в 1328 году. Князья Северо-Восточной Руси воевали между собой, а московские и тверские правители всячески старались отвоевать у Владимира преимущество главного города русских земель.

Конец XIV века ознаменовался тем, что здешние хозяева получили привилегию называться великими князьями Московскими, настолько преимущество Москвы перед другими городами стало очевидным. Великий князь Владимирский Дмитрий Иванович Донской последним носил этот титул, после него все правители Руси величались великими князьями Московскими. Так закончилось развитие Северо-Восточной Руси как самостоятельного и даже главенствующего княжества.

Дробление некогда могущественного княжества

После переезда митрополита в Москву Владимирское княжество было разделено. Владимир передан суздальскому князю Александру Васильевичу, Великий Новгород и Кострому взял под свое правление московский князь Иван Данилович Калита. Еще Юрий Долгорукий мечтал осуществить объединение Северо-Восточной Руси сВеликим Новгородом - в конце концов, это произошло, но ненадолго.

После смерти суздальского князя Александра Васильевича, в 1331 году, его земли перешли к князьям Московским. А через 10 лет, в 1341-м, территория бывшей Северо-Восточной Руси вновь подверглась переделу: Нижний Новгород перешел к Суздали, как и Городец, Владимирское же княжество навсегда осталось за московскими правителями, которые к тому моменту, как уже говорилось, также носили титул Великих. Так возникло Нижегородско-Суздальское княжество.

Поход на Северо-Восточную Русь князей с юга и центра страны, их воинственность, мало способствовали развитию культуры и искусств. Тем не менее повсеместно возводились новые храмы, при оформлении которых применялись лучшие техники декоративно-прикладного искусства. Создавалась национальная школа иконописи с характерными для той поры яркими красочными орнаментами в сочетании с византийской живописью.

Захват земель русских монголо-татарами

Немало несчастий народам Руси приносили междоусобные войны, а воевали между собой князья постоянно, но более страшная беда пришла с монголо-татарами в феврале 1238 года. Вся Северо-Восточная Русь (города Ростов, Ярославль, Москва, Владимир, Суздаль, Углич, Тверь) была не просто разорена - она были практически сожжена дотла. Войско Владимирского было разбито отрядом темника Бурундая, сам князь погиб, а его брат Ярослав Всеволодович был вынужден во всем подчиниться Орде. Монголо-татары лишь формально признавали его старейшим над всеми русскими князьями, на самом деле всем заправляли именно они. В поголовном разгроме Руси сумел уцелеть лишь

В 1259 году Александр Невский провел перепись населения в Новгороде, разработал свою стратегию правления и всячески укреплял свои позиции. Спустя три года в Ярославле, Ростове, Суздале, Переяславле и Владимире были перебиты сборщики подати, Северо-Восточная Русь снова замерла в ожидании набега и разорения. Этой карательной меры удалось избежать - Александр Невский лично отправился в Орду и сумел предотвратить беду, но на обратном пути умер. Случилось это в 1263 году. Лишь его усилиями удавалось сохранять в некоторой целостности Владимирское княжество, после смерти же Александра оно распалось на независимые уделы.

Освобождение Руси из-под ига монголо-татар, возрождение промыслов и развитие культуры

Страшные то были годы... С одной стороны - нашествие на Северо-Восточную Русь, с другой - не прекращающиеся стычки уцелевших княжеств за владение новыми землями. Страдали все: и правители, и их подданные. Освобождение от монгольских ханов пришло лишь в 1362 году. Русско-литовское войско под командованием князя Ольгерда разбило монголо-татар, навсегда вытеснив этих воинственных кочевников с Владимиро-Суздальщины, Московии, Псковщины и Новгородчины.

Годы, проведенные под вражеским игом, имели катастрофические последствия: культура Северо-Восточной Руси пришла в полный упадок. Разорение городов, разрушение храмов, истребление значительной части населения и, как следствие, - потеря некоторых видов ремесел. На два с половиной столетия остановилось культурное и промысловое развитие государства. Многие памятники деревянного и каменного зодчества погибли в огне или были вывезены в Орду. Были утеряны многие технические приемы строительства, слесарства и прочих ремесел. Многие памятники письменности исчезли бесследно, летописание, прикладное искусство, живопись пришли в полный упадок. Потребовалось почти полвека, чтобы восстановить то малое, что удалось сберечь. Но зато развитие новых видов ремесел шло стремительно.

Единение культур и земель

После освобождения от Ига все больше русских князей приходили к непростому для них решению и выступали за объединение своих владений в единое государство. Центрами возрождения и свободолюбия и русской культуры стали новгородская и псковская земли. Именно сюда стало стекаться из южных и центральных регионов работоспособное население, неся с собой старые традиции своей культуры, письменность, архитектуру. Огромное значение в деле объединения русских земель и возрождении культуры имело влияние где сохранились многие документы старины, книги, произведения искусства.

Началось строительство городов и храмов, а также оборонительных сооружений. Тверь стала едва ли не первым городом в Северо-Восточной Руси, где началось каменное строительство. Речь идет о возведении храма Спаса-Преображения в стиле владимиро-суздальского зодчества. В каждом городе наряду с оборонительными сооружениями строились церкви и монастыри: Спаса на Ильне, Петра и Павла в Кожевниках, Василия на Горке в Пскове, Богоявления в Запсковье и многие другие. История Северо-Восточной Руси нашла свое отображение и продолжение в этих строениях.

Живопись возрождали Даниил Черный и Андрей Рублев - знаменитые русские иконописцы. Мастера ювелирного дела воссоздавали утерянные святыни, многие ремесленники трудились над восстановлением техники создания национальных предметов обихода, украшений, одежды. Многое из тех веков дошло и до наших дней.

Тема 3. Северо-Восточная Русь XIV - XV веков и мир.

1. К началу XIV века Золотая Орда охватывала обширную территорию от Дуная до Иртыша и часть Средней Азии. Это было государство, состоявшее из полусамостоятельных улусов, объеди­ненных под властью хана. В XIII веке её религией было язычество. В 1312 г. государственной религией Золотой Орды стал ислам, так как ″власть захватил … Узбек. … Приняв ислам, он под страхом смертной казни потребовал того же от всех своих подданных. … Большому количеству татар…, отказавшихся принять ислам, удалось уехать на Русь и при Узбеке, и впоследствии.″ 1 Так начался процесс влияния русской и татаро-монгольской аристократии, усиливающий значимость отношений Руси со странами Востока. Но религиозная нетерпимость хана Узбека (1312-1341) – при нем Золотая Орда пережила свой расцвет – не отразилась на его отношении к Северо-Восточной Руси. И без того – как и в XIII веке - золотоордынцами против русских князей применялся террор. На Руси то и дело появлялись карательные отряды из Золотой Орды во главе с русским князем. Тем более что в начале правления Узбека обострилось соперничество Москвы и Твери за гегемонию на Северо-Восточной Руси. ″Непостоянная поддержка, оказываемая то Москве, то Твери, преследовала цель не допустить такого усиления любого и двух княжеств, при котором оно могло бы стать опасным для татар.″ 2 Симпатии Узбека склонились в сторону князей Москвы. ″Князья тверские … не могли понять истинного положения дел и в начале XIV века всё ещё считали возможной борьбу с татарами. … Московские князья…, видя, что на Орду гораздо выгоднее действовать деньгами, чем оружием, … усердно ухаживали за ханом и сделали его орудием своей политики.″ 3 Не без их влияния ″Узбек … даровал право собирать налоги ряду крупней­ших русских князей, институт баскаков стал излишним″ 4 и был отменен. Уже вскоре право собирать дань со всей Северо-Восточной Руси получил и удержал за собой великий московский князь Иван I Калита (1325-1340). В 1340-1360-х гг. в Золотой Орде шла затяжная борьба за власть, приведшая к началу её упадка, и об этом знали великие московские князья. Уже в 1370-х годах, заставив признать тверского и рязанского князей вассальную зависимость от Москвы, князь Дмитрий Иванович (Донской) (1363-1389) решился вступить в борьбу с Золотой Ордой. Северо-Восточная Русь перестала платить Золотой Орде, ослабевшей от междоусобиц, дань, а карательный золотоордынский отряд Бегича на реке Воже (1378) был уничтожен московским войском. Фактически правивший в Золотой Орде полководец Мамай решить повторить поход хана Батыя на Русь, чтобы восстановить практику выдачи ханом ярлыков на княжение и регулярной уплаты Русью дани. Князь Дмитрий Иванович узнал про эти планы, и выступил во главе объединенного войска почти всех земель Северо-Восточной Руси навстречу армии Мамая. Мамай же договорился с великим литовским князем Ягайло о совместном выступлении против Москвы. Об этом также стало известно Москве, как и про ″измену [князя] Олега Рязанского и тайные сношения его с монголами и с Литвою″ 1 . Решающая битва войска Дмитрия Ивановича с армией Мамая (литовцы не успели прийти к ней на помощь, а рязанский князь – не посмел) состоялась на Куликовом поле (08.09.1380). Армия Мамая в битве была разгромлена, в Золотой Орде вновь началась борьба за власть. Но вскоре после этой победы Северо-Восточная Русь была вынуждена возобновить уплату дани Золотой Орде, так как в 1382 г. хан Золотой Орды Тохтамыш (1382-1395) сжег Москву. Вместе с тем Золотая Орда была вынуждена признать Москву политическим центром Руси. Более того, московская княжеская династия добилась от Орды признания своего права на великое княжение как на «отчину», передаваемую по наследству (такую передачу впервые осуществил князь Дмитрий Донской будущему князю Василию I в конце XIV века). Тем временем Золотая Орда – после разгорома в 1395-1396 гг. войсками Тамерлана – пришла в ещё больший упадок. К середине XV века она распалась. Непосредственными восточными соседями Северо-Восточной Руси стали Большая Орда, Ка­занское ханство, Крымское ханство. С ними постоянно приходилось считаться великим князьям Московским. ″Каждое из трех ханств было достаточно сильным, чтобы представлять по­стоянную опасность либо для Москвы, либо для Литвы.″ 2 Другими государствами, возникшими на месте Золотой орды, были Ногайская Орда и Сибирское ханство. Эти государства нередко воевали друг с другом, поэтому не могли объединиться против Великого Московского княжества. Воспользовавшись этим, великий московский князь Иван III (1462-1505) в 1472 г. отказался платить дань преемнику Золотой Орды – Большой Орде. В 1480 г. хан большой Орды Ахмат двинулся на Русь с войском, чтобы восстановить выплату дани, утверждение великого князя ханом. Войска московское и ордынское встретились на реке Угре, но хан Ахмат отступил. Вскоре, к 1502 г., Большая Орда распалась (на её месте появилось слабое Астраханское ханство). Эпоха ордынского ига, действовавшего как мощный фактор сдерживания социально-экономического развития Северо-Восточной Руси и консервации её политической раздробленности – завершилась.

2. Великое княжество Литовское в начале XIV века уже было сильным государством, его мощь ещё более возросла в правление князя Гедимина (1316-1341). Одновременно активизировали свою восточную политику Венгрия и Польша. Поэтому последние автономные княжества юго-западной Руси (которые находились слишком далеко от своего сюзерена – Золотой Орды) были обречены. В результате череды войн Галицию заняли поляки, Закарпатскую Русь - венгры, а литовцам досталась восточная Волынь. Вскоре, после битвы литовцев и коалиции южнорусских князей у реки Ирпень (1321), князь киевский стал вассалом князя Гедимина. После взятия Киева экспансия литовцев продолжи­лась. Под натиском неудержимой литовской конницы пали все русские города до Курска и Чернигова. Так при Гедимине и его сыне Ольгерде (1345-1377) создалось могучее Вели­кое княжество Литовское.″ 1 Оно претендовало на роль собирателя всех земель Киевской Руси: уже в XIV веке оно объединя­ло в своем названии три элемента: Литва, Жмудь, Русь. В период расцвета русские земли составляли 9 / 10 территории Литвы. В Литве длительное время господствовали древнерусские законы, древнерусский язык. Военные успехи Литвы были впечатляющими. Грандиозным дости­жением был разгром в союзе с Польшей Тевтонского ордена (Грюнвальдская битва 1410 г.). Оно успешно воевало и с Золотой Ордой, которой земли южной и юго-западной Руси (Киев, Волынь, Подолье и др.) платили дань. После битвы при Синей Воде с Ордой (1363 г.) эти земли вошли в состав Великого княжества Литовского и Русского. После этой битвы Ольгерд также овладел западной частью Великой степи между Днепром и устьем Дуная, вышел к Черному морю.″ 2

Великие литовские князья стремились распространить свою власть и на Северо-Восточную Русь. ″Отстояв независимость от татар, литовские князья получили большие преимущества. Отныне они претендовали на то, чтобы объединить под своей властью всю Русь. Однако литовская экспансия на восток натолкнулась на сопротивление Москвы. Попытки сокрушить военную мощь Московского княжества стали особенно настойчивыми в середине XIV в. Важную роль в назревшем конфликте играла Тверь.″ 3 Великий литовский князь Ольгерд, ещё более активно, чем его отец, Гедимин, ″старался влиять на Новгород, Псков, Смоленск; поддерживает тверских князей против Москвы [в том числе военными действиями 1368, 1370, 1372 гг.], хотя его вмешательство в этом случае и неудачно.″ 4

Великие литовские князья в своих целях стремились использовать и династические браки. Они жени­лись на русских княжнах и объединяли вокруг себя уцелевших Рюриковичей из Турово-Пинской земли, претензии на статус собирателя земель Киевской Руси выразились и в браке Ольгерда с тверской княжной Юлианией. Росла привлекательность литовских городов вследствие заимствования литовцами у поляков и немцев идеи и практики городского самоуправления. Так, в Великом княжестве Литовском наиболее крупные из городов получили магдебургское право. «Магдебургии» вводили выборное городское самоуправление - рады (магистра­ты). Местная русская знать приобщалась к фор­мам польской, немецкой, венгерской культур, тем более. Включение южных и юго-западных земель Руси в состав Литвы содействовало продолжению их развития по европейскому пути.

Но вот обеспечить религиозное единство Великого княжества Литовского. Изначально литовцы – политеисты доминировали и негативно относились к христианам, как к католикам, так и к православным. На протяжении XIV столетия, одновременно с расширением территории Литвы (за счет русских земель) православное население в этом государстве начинает численно доминировать. Многие представители правящей династии Гедиминовичей приняли православие (даже великий литовский князь Ольгерд, хотя и тайно). К концу XIV века и в религиозном плане – как по преимуществу православное - Великое княжество Литовское было опасным конкурентом великих московских князей в борьбе за объединение земель всей Руси под единой властью. Но сами великие литовские князья вскоре утратили это преимущество в борьбе за симпатии православного (доминирующего) населения русских земель. Тому были три причины.

Во-первых, литовцы ак­тивно воевали с немцами - антипапистскими Ливонс­ким и Тевтонским орденами - и потому их объективны­ми союзниками могли стать католики Польши. Вероятно, в связи с этим Гедимин разрешил своим подданным принимать католическую веру. Во-вторых, литовцы постоянно совершали набеги на Польшу, откуда привозили девушек. Так начался мощный процесс польско-литовской интеграции. И, в-третьих, вскоре после прекращения династии Пястов (1370) в Польше ″польские магнаты … предложили коро­леве … Ядвиге … ради государственных интересов сочетаться с ли­товским князем Ягайлой [(великий князь литовский 1377-1392, с перерывом), король польский (1386-1434)], дабы таким образом объеди­нить силы Польши и Литвы и остановить экспансию немцев. … Женившись на Ядвиге, Ягайло стал … властителем объединенной Польши и Литвы и, как таковой, приказал всем нехристианам Литвы принять католичество. Так состоялась Кревская уния (1386). Од­нако далеко не все встретили такое решение с восторгом. Те литовцы, которые уже связали себя с русскими…, не хотели при­нимать католичество.″ 1 Рост влияния католической церкви в правление Ягайло привел и религиозному расколу Литвы. Хотя новый великий князь литовский Витовт (1392-1430) был сторонником ре­лигиозного компромисса, но значительное число ревностных православных в Литве отнюдь не помогало его достижению. К концу правления Витовта могущество Великого княжества Литовского достигло своего апогея. ″Около 1425 г., года, в который умер [великий князь Московский] Василий I, отец Василия II казалось, что роль объединителя большинства русских земель будет сыграна скорее великим князем литовским, нежели вели­ким князем московским.″ 1 Ведь именно Витовта Василий I попросил быть опекуном и покровителем будущего малолетнего московского князя Василия II (1425-1462 – со многими перерывами, шла длительная борьба за власть). Пользуясь случаем, Витовт попытался в 1426-1428 гг. захватить Псков и Новгород, но был вынужден довольствоваться лишь получением крупных денежных сумм за мир. ″С Тверью и Рязанью ему удалось много большее. В 1427 году он заключил с Тверью союзный договор, по которому великий князь Борис Александрович Тверской признал Витовта своим господи­ном; … двумя годами позже и великий князь Иван IV Рязанс­кий, и великий князь Иван II Пронский признали себя вассалами Витовта.″ 2 Но после смерти Витовта в Великом княжестве Литовском началась длительная борьба за власть, и его влияние на Северо-Восточную Русь ослабло. Поэтому ″в 1449 г. был подписан договор о дружбе и ненападении между Москвой и Литвой. … Этот договор - важная веха в отношениях между Восточной и Западной Русью, означавшая ко­нец краткого преобладания Литвы в восточнорусских делах.″ 3 Великое княжество Литовское отказалось от дальнейшего давления на Северо-Восточную Русь, а Тверское княжество окончательно утратило статус соперника Москвы в объединении Северо-Восточной Руси.

Уже вскоре началось наступление Великого Московского княжества на Литву – в правление князя Ивана III. В связи с сильным влиянием в Новгородской республике сторонников присоединения к Литве, великий князь Московский присоединил её к своим владениям (1478). Вскоре это произошло и с Тверским княжеством (1485), после чего на Северо-Восточной Руси пролитовские настроения пошли на спад. Недаром именно в 1485 г. Иван III принял титул «великий князь всея Руси», что означало, с одной стороны, констатацию факта создания русского государства, а с другой - пре­тензии на все земли, которые когда-то входили в состав Киевской Руси, а теперь находились в составе Литвы. ″К Ивану III на службу продолжали проситься православные князья из Литвы, объясняя свое нежелание оставаться под властью Литвы гонением на их веру. Так, Иван III принял к себе князя бельского и князя новгород-северского и черниговского с громадными вотчинами по Днепру и Десне. … До Ивана III под напором с запада, Московское княжество уступало и проигрывало; теперь московский великий князь сам начинает наступать на своих соседей и, увеличивая с запада свои владения, открыто высказывает притязание на присоединение к Москве вообще всех русских земель.″ 1 Это привело к началу серии русско-литовских войн: первая из них шла в 1500-1503 г.

3. На внешней политике Северо-Восточной Руси XIV-XV веков существенно сказывалось усиление византийского влияния. Оно, в первую очередь, было ощутимым в культуре Северо-Восточной Руси: туда из Византии массово приезжали иконописцы, переписчики духов­ных книг, богословы. В период становления государства русская церковь была подчинена константинопольскому патриарху, визан­тийцы часто находились на московском митрополичьем престоле. Это негативно сказывалось на отношениях Северо-Восточной Руси и Запада. Православная церковь проповедовала смирение, покорность судьбе и этим усиливала различие между менталитетом христиан-католиков, и православных Руси. Курс русской православной церкви на разрыв культурных связей с Западом был осознанным. Культурный изоляционизм Москвы (с 1326 г. – центра русской православной митрополии) был направлен против Запада, в его основе - антагонизм между православием и католицизмом. Если на Западе общество освобождалось от всевластия церкви, то в Москве влияние церкви возрастает.

Показателен отказ (великого князя Московского) Василия II признать союз (унию) между католической и православной церквами под главенством папы, заключенный во Флоренции в 1439 г. Митрополит Руси византиец Исидор, поддержавший унию, был низложен в 1442 году. В 1448 г. Собор русского духовенства в Москве назначил митрополитом Иону без санкции константинопольского патриарха. Этим было положено начало незави­симости русской церкви. А по­сле взятия Константинополя османами в 1453 г. выбор главы рус­ской церкви определялся уже в Москве. Сложилось убежде­ние, что русское православие лучше и выше, чем греческое (византийское). Недаром при Иване III Рим безуспешно пытался добить­ся от Москвы выполнения Флорентийской унии. Великого князя Московского Ивана III стали считать как бы преемником византийского императора, почитавшегося главой православного Востока. Подчеркивая это, его назвали «царем» - это слово проис­ходит от римского caesar - кесарь или цесарь. При московском дворе в правление Ивана III стал устанавливаться пышный церемониал. Современники связывали его появление с женитьбой Ивана III на византийской принцессе Зое (Софье) Палеолог - дочери брата последнего императора Византии в 1472 г. ″Он стал обнаружить новое, непривычно высокое представление о своей власти. Женившись на греческой [византийской] царевне, он … усвоил себе византийский герб – двуглавого орла.″ 2 Также показательно, что он начал называть себя самодержцем: это слова являлось переводом титула византийского императора «автократор».

Тогда же, в конце XV столетия, завершался процесс образования национальных государств на территории Западной Европы. Он прохо­дил в связи с рос­том материального производства, обусловленного развитием товар­но-денежных отношений и разрушением натурального хозяйства. В отличие от передовых стран Западной Европы образование единого государства в России, социально-экономическое развитие которой было заторможено золотоордынским игом, происходило на феодальной основе. Тогда в Европе начало формироваться светское гражданское общество, а все ещё великий князь Московский Иван III опирался на православную церковь, и в качестве образца для подражания выбрал не его европейскую сословно-представительную монархию, а византийское самодержавие.

1 Гумилев Л.Н. От Руси к России. – М., 2002. – С. 178.

2 Клюг Э. Княжество Тверское (1247-1485 гг.). – Тверь, 1994. - С. 130.

3 Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. – М., 1992. - С. 67.

4 Вернадский Г.В. Монголы и Русь. – Тверь; М., 1997. – С. 205.

1 Карамзин Н.М. История государства Российского: XII томов в 4-х книгах. Книга 2. Т. IV-VI. – М., 1997. - С. 223.

2 Вернадский Г.В. Россия в средние века. – Тверь; М., 1997. – С. 10.

1 Гумилев Л.Н. От Руси к России. – М., 2002. – С. 181.

2 Там же. – С. 182.

3 Скрынников Р.Г. Русь IX-XVII веков. – СПб., 1999. – С. 131.

4 Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – М., 1993. - С. 162.

1 Гумилев Л.Н. От Руси к России. – М., 2002. – С. 184.

1 Вернадский Г.В. Россия в средние века. – Тверь; М., 1997. – С. 10.

2 Вернадский Г.В. Монголы и Русь. – Тверь, М., 1997. – С. 302-303.

3 Вернадский Г.В. Россия в средние века. – Тверь; М., 1997. – С. 11.

1 Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – М., 1993. - С. 190.

2 Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – М., 1993. - С. 187.

  • 7, 8. Северо-восточная Русь в конце 13 - первой половине 15 веков. Московское княжество при Иване Калите и Дмитрии Донском
  • 9. Предпосылки
  • 10. Образование единого Российского государства. Московская Русь во второй половине 15 – начале 16века. Правление Ивана 3.
  • 11. Россия в 16 веке. Укрепление государственной власти при Иване 4. Реформы Избранной Рады 1550 года.
  • 12. Опричнина и её последствия
  • 13. Смутное время в начале 17 века.
  • 14. Социально-экономическое и политическое развитие России в 17 веке
  • 15. Соборное Уложение 1649 года. Усиление самодержавной власти.
  • 16. Воссоединение Украины с Россией в 17 веке и последствия.
  • 17. Рп Церковь и государство в 17 веке.
  • 20. Россия в конце 17 века - начале 18 века. Реформы Петра.
  • 21. Внешняя политика России в первой четверти 18 века. Северная война. Реформы Петра 1.
  • 22. Культура России первой четверти 18 века
  • 24. Россия в 30-е-50-е годы 18 века. Дворцовые перевороты
  • 25. Внутренняя политика Екатерины 2
  • 26. Внешняя политика Екатерины II.
  • 27, 28. Внутренняя и внешняя политика России в первой четверти 19 века
  • 29. Тайные декабристские организации. Восстание декабристов.
  • 30. Внутренняя и внешняя политика России в эпоху Николая 1
  • 31. Культура и искусство России первой половины 19 века
  • 32. Общественное движение в 30-е-50-е годы 19 века
  • 34. Буржуазные реформы 60-х-70-х годов 19 века
  • 35. Внешняя политика России во второй половине 19 века
  • 36. Революционное народничество
  • 37. Культура России 60-х-90-х годов 19 века.
  • 39. Культура России в начале 20 века
  • 40. Первая российская революция 1905-1907 гг.
  • 41. Деятельность государственной думы. Первый опыт российского парламентаризма.
  • 42. Политические партии России в начале 20 века. Программы и лидеры.
  • 43. Реформаторская деятельность Витте и Столыпина.
  • 44. Россия в первой Мировой войне.
  • 45. Февральская революция 1917 года в России.
  • 46. (Победа вооруженного восстания в Петрограде.) Октябрь 1917. Второй Всероссийский съезд советов. Создание Советского государства.
  • 47. Советская Россия в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции.
  • 48. Советская страна в период нэПа.
  • 49. Образование ссср.
  • 50.Общественно-политическая жизнь в стране в 1920-е гг.
  • 51.Особенности советской модернизации экономики: промышленность и сельское хозяйство в конце 1920-х – 1930-е гг. Индустриализация/коллективизация.
  • (?)52. Общественно-политическая жизнь советского государства в конце 20-х-30-е годы 20 века.
  • 53. Внешняя политика России в 20-е-30-е годы 20 века
  • 54. Ссср в годы вов
  • 55. Холодная война. Её влияние на м/ународные отношения.
  • 56. Ссср в первое послевоенное десятилетие. Внутренняя и внешняя политика.
  • 57. Ссср в середине 50-х и в середине 60-х годов 20 века. Хрущёвская оттепель; внутренняя и внешняя политика.
  • (. Внешняя политика ссср в середине 50-х и в середине 60-х годов 20 века)
  • 59. Перестройка в ссср. Основные результаты.
  • 60. Суверенная Россия в первой половине 90-х годов 20 века
  • 7, 8. Северо-восточная Русь в конце 13 - первой половине 15 веков. Московское княжество при Иване Калите и Дмитрии Донском

    Постепенно на Руси выделяются самые крупные и сильные княжества: Московское, Тверское, Суздальское, Нижегородское, Рязанское. Центром Руси считалось Владимирское княжество, владимирский князь имел ярлык (грамоту) от монгольского хана. Особо позиции Москвы усилились при Иване Калите, при нем были присоеденены: Коломна, Переяславец, Можайск. В 1327 году в Твери вспыхнуло восстание против татар Иван Калита помог подавить его и получил ханский ярлык на Великое княжение. При нем же митрополит переехал из Владимира в Москву - она стала по существу церковной столицей Руси, это в какой-то мере укрепило авторитет князя. Благодаря грамотной политике Ивана Даниловича в отношении Орды, татарские набеги прекратились, что также способствовало укреплению Москвы и Руси в целом. Ту же политику продолжали и его потомки. Москва медленно - но верно становилась центром, вокруг которого объединялись другие княжества.

    В 14-15 вв. Москва стала основой объединения Руси в единое государство, центром образующей русской народности. Уже московские князья Юрий Данилович (княжил в 1303-1325гг) и Иван Калита (княжил в 1325-1340гг) получили от ханов ярлыки на княжение, которое с этого времени прочно удерживалось московскими князьями.При Иване Калите митрополиты перенесли свое местопребывание из Владимира в Москву, и она стала политическим и духовным центром тогдашней Руси. Во второй половине 14 в. Москва возглавила борьбу против монголо-татарского ига. Московское ополчение составляло основное ядро русских войск, разгромивших под руководством Димитрия Донского (княжил в 1359-1389гг) на Куликовом поле (1380) монголо-татарские полчища Мамая. Население Москвы героически обороняло город от татарских ханов Тохтамыша в 1382году и Едигея в 1408 ; в 1480 оно требовало от Ивана 3 решительной борьбы против полчищ хана Ахмата, укрепило город и готовилось к осаде.Москва была центром развитого ремесла, в осбенности производили металлические изделия и оружия. Высокого развития достигли также строительное мастерство, иконное и книжное дело и т. д. Москва являлась крупнейшим торговым городом Восточной Европы, так как была связана водными путями (Москва-река, Ока, Волга и др.) с Поволжьем, Средней Азией, Закавказьем и Персией. С верховьев Дона начинался путь по Дону, Азовскому и Черному морям в Константинополь. Купцы, торговавшие с итальянскими колониями в Крыму, в частности с г. Сурож (Судак) , назывались в Москве «гостями-сурожанами» . Через город Дмитров Москва была связана с верхним течением Волги с водными путями на Белоозеро и далее на Сурож.Сухопутные дороги соединяли Москву с Новгородом и Смоленском. По своим размерам Мосва принадлежала к числу крупнейших европейских городов.

    Монголо-татарское нашествие и установление господства ордынцев над большинством русских земель привели к серьезным социально-политическим и экономическим изменениям на Руси. Русская государственность сохранилась только в Северо-Восточной Руси (Владимиро-Суздальская земля), в Новгородской, Муромской и Рязанской землях. Западные и южные русские земли, ослабленные нашествием, были поглощены Великим княжеством Литовским: Полоцкое и Турово-Пинское княжества - к началу XIV в., Волынское - в середине XIV в., Киевское и Черниговское - в 60-е годы XIV в., Смоленское - в начале XV в.

    Старая политическая система, в которой самостоятельные княжества-земли управлялись разными ветвями княжеского рода Рюриковичей и существовала своеобразная иерархия, перестала существовать. Княжества стали рассматриваться ордынцами в качестве улусов. Русские князья признали верховную власть ханов Золотой Орды, утратив таким образом суверенитет. Князья обязаны были совершать поездки в Золотую Орду и в Монголию для подтверждения своего права на княжение. Ханы выдавали грамоты ("ярлыки"), подтверждающие право конкретного князя на княжение. Часто ярлыки выдавали тому князю, кто больше заплатил дани и больше роздал в Орде взяток. Изменилась суть самого великокняжеского титула. В киевский период великий князь - это старейший князь в роду, собиратель и защитник земель. С установлением господства монголов титул стал давать право на сбор ордынского выхода и обозначал князя, ответственного за монголо-татарский порядок на русских землях. Нарушение родового принципа передачи власти в княжествах привело к острому соперничеству князей за обладание великими княжениями, что было на руку ордынцам. Смуты и междоусобицы позволяли поддерживать монгольское господство над Русью.

    После батыева нашествия, несмотря на некоторое сокращение территории, Владимирское княжество оставалось самым крупным в Северо-Восточной Руси. Потеря суверенитета (ордынские ханы выдавали ярлыки русским князьям на Владимирское великое княжение, князь отвечал за сбор "выхода" и т. д.) не прекратила княжеских междоусобиц, что приводило к дроблению Северо-Восточной Руси: к шести существовавшим до этого удельным княжествам добавилось еще семь. В каждом из них стала править определенная ветвь потомков Всеволода Большое Гнездо. В 1263-1271 гг. владимирский стол занимал Ярослав Ярославич Тверской, брат Александра Невского. Затем в 1272-1276 гг. во Владимире правил младший Ярославич - Василий Костромской. Вслед за тем между сыновьями Александра Невского Дмитрием и Андреем развернулась длительная междоусобная борьба за владимирский престол.

    Иногда границы русских княжеств меняли ордынцы. В 1328 г. после антиордынского тверского восстания (1327 г.) хан Узбек поделил территорию Владимирского княжества между московскими и суздальскими князьями, а в 1341 г. отделил от Владимирского великого княжества Нижегородское княжество.

    В 1362 г. московский князь Дмитрий Донской захватил Владимирский великокняжеский стол и объявил Владимирское великое княжение своей "отчиной" (наследств, владением), объединив его в одно целое с Московским великим княжеством.

    Возвышение Московского княжества началось в конце XIII в. Первым московским князем по завещанию отца стал младший сын Александра Невского Даниил Александрович (1263-1303 гг.). Этот правитель сумел несколько расширить земли своего княжества. В начале 90-х гг. Даниил присоединил к Ростовскому княжеству Можайск, а в 1300 г. отвоевал у Рязани Коломну.

    Сын Даниила Юрий Данилович с 1304 г. повел борьбу за великое владимирское княжение с Михаилом Ярославичем Тверским, получившим в 1305 г. в Орде ярлык на великое княжение. Поддержку московскому князю оказывал митрополит всея Руси Петр. В 1317 г. Юрий добился получения ярлыка на великокняжеский престол из рук хана Узбека, а спустя год в Орде главный враг Юрия - Михаил Тверской - был убит. После смерти последнего в 1332 г. ярлык на великое княжение почти постоянно находился в руках московских князей.

    Ивану Калите удалось упрочить свое влияние в Новгороде, приобрести в Орде ярлыки на удельные княжества с центрами в Угличе, Галиче и Белоозере. Помимо этого, Иван I покупал в других княжествах села, становившиеся опорными пунктами "собирания" русских земель вокруг Москвы. Заботясь об укреплении княжества, Калита охотно принимал на службу переселенцев из других земель. Калита первым использовал передачу земли (поместье) в качестве платы за службу. При этом князе в Москве была возведена деревянная крепость. За годы правления Ивана Калиты территория княжества увеличилась в четыре раза.

    Политику Ивана Калиты по укреплению Московского княжества продолжили его сыновья - Семен Гордый и Иван II Красный. В правление этих князей прекратились опустошительные набеги ордынцев и литовцев.

    После смерти Ивана II Красного московским князем стал его 9-летний сын Дмитрий (1359-1389 гг.). В это время ярлыком на великое княжение завладел суздальско-нижегородский князь Дмитрий Константинович. Между ним и группировкой московского боярства развернулась острая борьба. На стороне Москвы выступал митрополит Алексий, фактически возглавлявший московское правительство, пока в 1363 г., победу окончательно не одержала Москва. Великий князь Дмитрий Иванович продолжал политику укрепления Московского княжества. В 1367 г. был возведен белокаменный Московский Кремль. В 1371 г. Москва нанесла сильное поражение рязанскому великому князю Олегу. Продолжалась борьба и с Тверью. Когда в 1371 г. Михаил Александрович Тверской, получив ярлык на великое княжение Владимирское, попытался занять Владимир, Дмитрий Иванович отказался повиноваться ханской воле. В 1375 г. Михаил Тверской вновь получил ярлык на владимирский стол. Тогда против него выступили почти все князья Севере-Восточной Руси, поддержав московского князя в его походе на Тверь. После месячной осады город капитулировал, по заключенному между московским и тверским князем договору Михаил признавал Дмитрия своим "братом старейшим", т.е. становился в подчиненное положение.

    В результате внутриполитической борьбы в северо-восточных русских землях Московское княжество добилось первенствующего положения в "собирании" русских земель и превратилось в реальную силу, способную противостоять Орде и Литве. С 1374 г. Дмитрий Иванович прекратил выплату дани Золотой Орде.

    Причинами усиления Московского княжества были:

      выгодное экономико-географическое положение. Москва находилась на оживленном торговом пути Прибалтика - Поволжье - Средняя Азия и прибыльная хлебная торговля приносила в княжескую казну немалые доходы.

      выгодное стратегическое положение. Москва, контролировавшая поставки хлеба в Новгород из Поволжья, в кризисных ситуациях перекрывала торговые пути, что делало новгородцев более сговорчивыми. С XIV в. в Новгороде выбирались подконтрольные Москве князья.

      захват Владимирского великого княжения, что давало Москве экономический (сбор "выхода") и политический (в случае неповиновения против местных князей применяли ордынские отряды) контроль над всеми княжествами Северо-Восточной Руси.

      понимание московскими князьями особой роли православия в период монголо-татарского ига. Московские князья поддерживали добрые отношения с митрополитом Петром. После смерти Петра Калита добился причисления его к лику святых. Резиденция митрополитов вскоре была в Москву. Иван Калита построил первый каменный московский собор Успения Божией Матери. Москва превратилась в религиозный центр Северо-Восточной Руси.

      исключительный прагматизм московских князей. Одними из первых они пошли на тесное сотрудничество с Ордой. Это позволило подчинить Москве практически все княжества Северо-Восточной Руси и обеспечить прекращение ордынских погромов, а также сдерживать натиск Литвы.

    ВОЗДЕЙСТВИЕ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО ИГА НА ДРЕВНЕРУССКОЕ ОБЩЕСТВО. С установлением власти Золотой орды судьбы разных русских земель разошлись. Из четырёх сильнейших в первой половине XIII в. княжеств три (Черниговское, Галицко-Волынское и Смоленское) потеряли свой суверенитет и вошли в состав других го-сударств - Великого княжества Литовского и Польши. По замечанию В.О.Ключевского, «единой Русской земли Ярослава и Мономаха не существовало: она была разорвана Литвой и татарами». Так перестала существовать старая политическая структура, для которой были характерны самостоятельные княжества-земли. С её исчезновением распалась и сложившаяся в Киевской Руси древнерусская народность. На территориях Северо-Восточной и Северо-Западной Руси начинает складываться великорусская народность; на землях, вошедших в состав Литвы и Польши - украинская и белорусская. Таким образом, иноземное нашествие предопределило распад раннесредневековой этнической общности. Этот процесс в корне отличался от истории Западной Европы, где большинство раннесредневековых народностей либо сохранили свою целостность, либо объединились с родственными этносами.

    Самое наглядное и непосредственное воздействие татаро-монгольского нашествия на русские земли проявилось в сфере экономики. Походы Батыя и последующие нападения ордынцев оставили на территории Руси страшный след разрушений. В середине XIII в. Русь представляла собой мрачную картину. Разрушенные и сожжённые города, опустошённые сёла, поросшие лесом пашни, поредевшее население, частью истреблённое татарами, частью угнанное в полон, частью, наконец, бежавшее из своих насиженных мест. Недаром писатель-современник свой рассказ о татаро-монгольском нашествии назвал «Словом о погибели Русской земли". Более всего пострадали города. По археологическим данным, из 74 русских городов XII – XIII вв., известным по раскопкам, были разорены 49, т.е. почти две трети. 14 из них так и не поднялись из пепла, жизнь не возобновилась в них, а 15 городов превратились постепенно в сёла. Пришло в упадок ремесленное производство. Некоторые уникальные ремесленные технологии никогда не возродились. Значительно сократилась численность населения. Люди гибли, многие попадали в плен, превращаясь в рабов. Источники сообщают о тысячах русских рабов в Орде. В рабство уводили прежде всего искусных ремесленников и женщин. Излишек рабов продавали на невольничьих рынках Крыма и Кавказа. Пленные русские воины участвовали в походах Орды, воевали в Китае и других азиатских странах.

    Кроме того, завоевание привело к систематическому выкачиванию значительных материальных средств. Существенная часть национального дохода уходила в Орду в виде дани, в серебряной монете "запросов" и "поминков" (подарков ханам, ханским женам и окружавшей их знати). В свою очередь, необходимость изыскивать эти средства приводила к усилению налогов и в целом эксплуатации народа.

    Орда стремилась влиять и на политическую жизнь русских земель. Усилия завоевателей были направлены на то, чтобы не допустить консолидации Руси. Политика Орды проявлялась в разжигании вражды между русскими князьями, что вело к их взаимному ослаблению. Под властью Орды усилилась разобщённость русских земель. Прекратилась борьба разных княжеских ветвей за общерусские столы - Киев, Новгород, Переяславль, Галич, представлявшая собой в первой пол. XIII в. определённый центростремительный фактор политической жизни Руси. Занятие великокняжеского престола целиком зависело от ханского пожалования, сопровождавшегося выдачей ярлыка, и князья, ставшие в подавляющем большинстве вассалами Орды, предпочитали владеть "отчинами" и уделами.

    Однако при всех исключительно тяжелых последствиях татаро-монгольского нашествия в условиях ига оно имело ряд особенностей, способствовавших сохранению некоторой национальной самостоятельности Руси. Прежде всего, в отличие от среднеазиатских государств, татаро-монголы отказались от прямого включения в состав Золотой Орды русских земель. На их территории не действовал правовой кодекс монголов – «Яса Чингисхана», не было создано и специальных законов для Руси. Здесь действовали собственные традиционные правовые нормы, нашедшие отражение в княжеских уставных грамотах и Судебниках. Кроме того, завоеватели не устранили русских князей как институт власти, не создали своих правящих династий на Руси, как это было в Персии или Китае. Не имели они и постоянного наместника с определенными функциями. Ханские баскаки назначались спорадически в отдельные города, но не имели функций управления, а наблюдали, главным образом, за сбором дани. Таким образом, систематического управления русскими землями со стороны Орды не было, оно находилось в руках русских князей, а сношения с Ордой осуществлялись, как правило, через великого князя. Наконец, Русь сохранила свою духовную основу – православие. Сначала языческая, а затем мусульманская Орда не настаивала на смене веры.

    Тем не менее, монгольское нашествие как бы рассекает древнерусскую историю надвое: в домонгольский период социально-экономическое и культурное развитие русских земель шло на уровне других европейских стран. В целом по общеевропейской схеме развивались и феодальные отношения: от преобладания государственных форм земельной собственности к усилению вотчинных (хотя и медленнее, чем в Западной Европе). После нашествия этот процесс затухает, происходит консервация государственных форм. Во многом это было связано с необходимостью выплаты в Орду огромной дани. Эти структурные деформации привели в конечном итоге к изменению типа феодального развития страны.

    ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПОДЪЁМ В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ. К концу XIII – началу XIV вв. на Руси сложилась новая политическая система. Ее территориальной основой стала Северо-Восточная Русь со столицей во Владимире. Под властью великих князей владимирских, помимо территории прежнего Владимиро-Суздальского княжества, находилась Рязанская земля и Новгород Великий, хотя его подчинение являлось больше формальным, чем фактическим. Большинство древних городов Северо-Восточной Руси (Ростов, Суздаль, Владимир) в период ордынского ига пришли в упадок, уступив свое политическое первенство окраинным центрам – Твери, Нижнему Новгороду и Москве.

    Процесс восстановления и развития экономики после татаро-монгольского нашествия наиболее заметно проявился в Северо-Восточной Руси. Это была относительно молодая, недавно освоенная земля, имевшая широкие возможности для колонизации и экономического развития. Еще до нашествия Батыя она являлась одной из сильнейших среди русских земель. После монголо-татарского вторжения сюда направляется мощный колонизационный поток. В густых, почти непроходимых лесах, к северу от широкой Оки, можно было рассчитывать на относительно спокойную жизнь. Хотя условия для земледелия здесь были хуже, так как прежде всего надо было валить лес, обрабатывать пустоши, поднимая к жизни новые земли. На очагах плодородной земли ("опольях", «росчистях», «сечах») вырастали новые села и города. Приток больших масс населения на сравнительно небольшую территорию Северо-Восточной Руси привёл к значительному подъёму экономики.

    За счет освоения пустошей и вырубки лесов быстро увеличивалась площадь пахотных земель. Кроме подсечной и переложной распространялась паровая система земледелия с трехпольным севооборотом (ярь, озимь и пар), что увеличивало производительность полей. С трехпольем связывалось и применение естественных удобрений. Внедрялась более глубокая вспашка земли с перевертыванием верхнего пласта почвы, для чего применялся деревянный плуг с железным лемехом. Сеяли по-прежнему пшеницу, рожь, овес, ячмень, просо, гречиху; из технических культур – коноплю и лен. Из овощей на Руси любили капусту и репу. Выращивались также лук, чеснок, огурцы, свекла и морковь. На княжеских и боярских землях разводили сады с яблонями, вишнями, сливами. С переходом к паровой пашенной системе земледелия было связано развитие животноводства, в котором преобладал крупный рогатый скот. Особенно быстро увеличивалось поголовье волов и лошадей, реже встречались овцы и козы.

    Благодаря активной колонизации земель по Волге и Оке значительно расширились границы земледельческой культуры. Земледелие, животноводство, промыслы довольно быстро (к началу XIV в.) достигли прежнего уровня и превзошли его. В основе этого сельскохозяйственного подъема лежал труд пахаря. На землях Северо-Восточной Руси, богатых лесами и водоемами, население занималось разными промыслами, ловлей рыбы, бортничеством (добыванием меда диких пчел). В лесах, по берегам Волги и Оки, на Севере добывали пушного зверя – белок, горностаев, соболей, ловили бобров. Иногда рыбная ловля или бортничество являлись основным занятием сел и слобод.

    РОСТ ФЕОДАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ. В данных экономических условиях неизбежно увеличивалось значение земли как основного источника средств существования, поэтому постоянно росли цены на землю, захватывались крестьянские пашни. Конец XIII - начало XIV вв. – период быстрого роста феодального землевладения. Основной формой владения землей стала вотчина – княжеская, боярская или церковная. Одним из главных путей расширения вотчинного землевладения была передача или пожалование князем земли с крестьянами. Случалось, что князь актом дарения лишь оформлял уже совершившийся захват общинных земель. Хозяин вотчины мог распоряжаться ею по собственному усмотрению. Вотчинное владение могло передаваться по наследству, быть предметом дарения или продажи. В то же время отчуждение вотчинных земель было ограничено кругом родственников владельца, которые имели преимущественные права на покупку или последующий выкуп земли. Это право защищало интересы отдельных боярских или княжеских родов, ущемляя в то же время возможности других земельных собственников, стремившихся к увеличению своих владений. Таким образом, обращение вотчины даже в кругу привилегированного слоя землевладельцев было ограниченным.

    Землевладельцы-вотчинники делились на два слоя: высший составляли бояре, а низший – «слуги вольные». И те, и другие обладали широкими иммунитетными правами, т.е. освобождением от княжеского управления в своих землях. По жалованным грамотам, выдававшимся князем, в частные владения не должны были въезжать представители княжеской власти. Вотчинник сам судил население своего владения или поручал суд своим приказчикам и тиунам. Однако при отсутствии общих законов отношения между землевладельцем и подвластным населением определялись еще во многом обычаем, «стариной». Осуществляя суд, вотчинник собирал в свою пользу судебные штрафы. Крупные вотчинники-бояре платили дань тому князю, на территории которого находилась вотчина. Важной привилегией землевладельцев было право самим собирать дань для князя с подчиненного населения, что освобождало вотчину от въезда и злоупотреблений многочисленных княжеских чиновников – «данщиков», «бобровников», «бортников» и др.

    В конце XIII – XIV вв. растет значение условного землевладения. Князья передавали свои земли «в держание» на условиях выполнения определенных обязанностей своим слугам, которые должны были нести военную службу или выполнять административные обязанности в княжеском хозяйстве. Нередко князья отдавали «в держание» пустоши или нераспаханные участки с условием заселения их крестьянами. Подобные условные земельные владения назывались также «жалованьем». Впоследствии из этой формы землевладения сформировалась поместная система. Таким образом, появление и распространение условного землевладения способствовало освоению заброшенных и целинных земель и создавало материальную базу для обеспечения княжеских слуг, являвшихся военной и административной опорой власти князя.

    Служба самих вотчинников носила добровольный характер. Нуждаясь в поддержке и покровительстве со стороны княжеской власти, землевладельцы несли военную службу тому или иному князю. По его приказу они являлись в назначенное место со своими дружинами «конно, людно, цветно и оружно». Однако в любой момент они могли прервать службу, «отказаться» от князя и поступить на службу к другому князю, возможно даже врагу их прежнего господина. Служба вотчинников не зависела от местоположения вотчин. Поэтому они могли служить не только тому князю, во владениях которого находились их вотчины, но и другому, сохраняя все владельческие права в том княжестве, где были расположены их земли. В договоры между князьями неизменно включалось условие: «А боярам и слугам вольным меж нас вольным воля». Из «воли» делалось два исключения: землевладельцы должны были участвовать в обороне своего города (т.е. того города, к которому в административном отношении принадлежало данное владение) и платить дань князю «по земле и воде».

    Низший разряд вотчинников в XIV в. получил название «дети боярские». Предполагают, что этот термин происходит от древнего названия младших членов княжеской дружины – «детские» или «отроки». Хотя дети боярские были свободными вотчинниками, однако, вследствие незначительности размеров земельных владений, их положение было неустойчивым. В случае разорения им грозило превращение в холопов. Поэтому они охотно переходили в зависимость от крупных землевладельцев – князей, бояр, церкви – и несли в их пользу личную военную службу или исполняли разные хозяйственные обязанности.

    Одной из форм феодальной земельной собственности были владения церкви: митрополита, монастырей и отдельных епископских кафедр. Благодаря ростовщической деятельности, покупкам, княжеским и боярским пожалованиям, особенно быстро росли монастырские вотчины. Важным средством расширения монастырского землевладения была колонизация неосвоенных земель. Еще одним крупным источником обогащения монастырей были «вклады по душе» светских землевладельцев. Небогатый вотчинник предпочитал отдать на тех или иных условиях свою землю в монастырь, чтобы обеспечить его покровительство или даже полное монастырское содержание. Так различными путями в XIV в. складывалось мощное монастырское землевладение, ставшее со временем серьезным конкурентом светских вотчин, часть которых, дробясь и мельчая, переходила постепенно в обладание церкви.

    КАТЕГОРИИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ. Сельское население в Северо-Восточной Руси носило общее название «люди», «сироты», «христиане». В новгородских и псковских землях сохранялось старое название – «смерды». Термин «христиане» («хрестьяне») пережил определенную эволюцию. Первоначально он обозначал православное население Киевской Руси в противоположность иноверцам и носил чисто религиозную окраску. После установления татаро-монгольского ига этот термин стал применяться к широким слоям населения, выступавшим против иноплеменников, «басурман», ордынцев и приобрел социальное значение. Постепенно «хрестьянами» или крестьянами стали называть широкие слои сельских жителей.

    Вместе с тем, в источниках встречаются и иные, специальные термины для обозначения сельского населения, тех же крестьян, например – «старожильцы» и «новоприходцы». Эти названия отражали определенную свободу, которой пользовались крестьяне. Они могли уйти от своего господина к другому, в расчете на определенные льготы, освобождавшие крестьян от всех или некоторых повинностей на 10-15 лет. В этих случаях они становились «новоприходцами» в отличие от «старожильцев», которые жили на одном месте в течение многих поколений и выполняли все налоги и повинности. Юридически и старожильцы не были лишены права перехода, но в действительности они были прочно связаны со своим хозяйством. Старожильцы представляли наиболее ценную категорию крестьян как для землевладельцев, так и для князя, заинтересованного в исправном поступлении доходов в казну. Поэтому, договариваясь между собой, землевладельцы всячески препятствовали переходу крестьян.

    В числе крестьянского населения источники упоминают «серебреников» (взявших денежную ссуду серебром), «половников» и «третников» (отдававших господину указанную часть урожая). Эти категории крестьянства находились уже в определенной зависимости от землевладельцев.

    Имущественное положение крестьян также было различным. Богатые крестьяне дополнительно арендовали землю, нанимали обедневших односельчан. На противоположном полюсе находились обедневшие или разорившиеся крестьяне – «пешеходцы» (не имеющие скота), «подворники», «захребетники» (не имеющие собственного хозяйства и проживающие в чужих дворах). Крестьяне несли различные повинности: они платили оброк натуральными продуктами, выполняли работы в усадьбе. Работы на пашне были в основном обязанностью монастырских крестьян; в боярских вотчинах на пашне работали холопы.

    Однако частные земельные владения (княжеские, боярские, церковные) не были преобладающими в Северо-Восточной Руси. Основную массу составляли так называемые «черные земли», принадлежавшие государству. Население этих земель называлось «черными людьми» (впоследствии «черносошными крестьянами»), было обложено данью и всякими поборами в пользу государства или князя. Часть этих сборов шла в Орду. На черных землях владельцем земли была община. В территориальную общину – «волость», «мир» – входило значительное число деревень. В некоторых областях, например, в Новгородской земле и в Рязанском княжестве, общины назывались «погостами». Крестьяне, входившие в общину, владели индивидуальными участками, которыми они распоряжались как своей собственностью: передавали по наследству, продавали или дарили, жертвовали монастырю. Общинной (общей) считалась вся остальная земля, состоявшая из разных угодий: лесов, озер, лугов, пустошей. Во главе общины стояли избранные крестьянами старосты (сотские или десятские). Дела, которые касались жизни общины, решались на общем собрании «мира». «Мир» во главе со старостой распоряжался общинными землями, приглашал новых поселенцев, раскладывал подати и собирал налоги, вершил суд по мелким преступлениям. Землевладельцы вели постоянное наступление на черные земли, пытаясь их захватить («обоярить»). Крестьяне активно сопротивлялись захватам общинных земель. Они сносили изгороди и «межи» новых владений, запахивали захваченные земли. Судебные дела сохранили известия и об открытом нападении на самозваных владельцев. Дольше всего черные земли сохранялись на Севере: в Подвинье и на Белоозере, где они не отличались высоким плодородием. Там же крепче всего держались и общинные порядки. Несомненно, что крестьянам, жившим на черных землях, жилось лучше и легче, чем частновладельческим. Они не были подчинены постоянному контролю со стороны вотчинной администрации и были более свободны в своей хозяйственной деятельности.

    Отдельную группу несвободного населения составляли холопы, являвшиеся собственностью своих господ. Наравне с другим имуществом, холопы покупались, продавались, являлись частью приданого. В источниках они встречаются под названием «полных людей». Кроме них, источники называют и «приказных людей». Это были также холопы, поставленные во главе различных отраслей вотчинного хозяйства и в силу этого пользующиеся некоторыми льготами – тиуны, ключники, старшие конюхи и т.д. Обычно холопы выполняли дворовую работу в княжеском или боярском хозяйстве («дворовые люди» «дворня»), работали на пашне («страдники»). Дворовые холопы не имели своего хозяйства и получали от хозяина месячный корм или жалованье («месячину»). Страдники имели свой двор, во многих случаях и земельный участок с пашней и угодьями. Положение холопов после смерти господина целиком зависело от его воли и определялось завещанием. Они могли переходить по наследству в том же качестве или получить землю и перейти в разряд зависимых крестьян. Тем самым, владелец вотчины мог освободиться от ненужной дворни, распределяя рабочую силу в хозяйстве по собственном усмотрению. Последняя тенденция получает заметное развитие в условиях расширения пахотных земель и борьбы за рабочие руки между землевладельцами.

    ПОДЪЕМ ГОРОДОВ. Постепенно восстанавливалась после «Батыева разорения» и городская жизнь. Подъем городов был обусловлен во многом необходимостью обороны, а также развитием ремесла. Возрождались, отстроенные на пепелищах, старые города и возникали новые, возобновилось каменное строительство. От конца XIV в. до нас дошел «Список русских городов», который называет 55 городов залесских (Владимиро-Суздальских), 30 рязанских, 10 смоленских, 35 новгородских и литовских. Быстро восстанавливалось и увеличивалось городское население. В городах росли торгово-ремесленные предместья – посады. После длительного перерыва русские ремесленники восстановили технику скани, черни, чеканки, литье колоколов. Широко распространился кузнечный промысел, из которого в самостоятельную отрасль выделилось слесарное дело. Например, замки работы русских мастеров известны были и в Европе. Ковка металлов и кузнечный промысел способствовали развитию оружейного дела. В Москве и Новгороде возникли специальные поселения – слободы бронников и оружейников, изготовлявших панцири, шлемы, кольчуги, мечи и копья. Различные предметы вооружения выделывали также лучники и пищальники. С 80-х годов XIV в. на Руси появляются пушки. Уже в 1382 г. железные кованые пушки («тюфяки») применялись при обороне Москвы от Тохтамыша. Со второй половины XIV в. возникает новая ремесленная отрасль – монетное дело, и в русских княжествах появляется серебряная монета собственной чеканки. Как и прежде, развивались традиционные ремесла – кожевенное, ювелирное, ткачество. В связи с появлением нового материала для письма – бумаги – появились профессиональные переписчики книг («доброписчики»). Художники украшали книги миниатюрами, особые мастера изготовляли переплеты. Работали мастера-ремесленники не только на заказ, но и на рынок.

    Города являлись также центрами торговли. Вокруг них сосредотачивались местные рынки, где крестьяне близлежащих деревень сбывали свои продукты и покупали изделия городских ремесленников. Некоторые товары (соль, пушнина, рыба) находили сбыт и в соседних землях. Рынки таких городов, как Новгород, Псков, Тверь, Москва имели не только местное, но и областное значение. После установления господства Орды главный для Руси торговый путь («из варяг в греки») был закрыт, но внешнеторговые связи постепенно налаживались. Через Новгород русские земли были связаны с Газой и Ливонией, по Волге через Нижний Новгород шла торговля с Ордой. Вместе с тем, торговые связи русских земель не были прочными. Они зачастую носили эпизодический характер (например, торговля продуктами в неурожайные годы) и не определяли характер экономического развития страны, который оставался аграрным.

    Так хозяйственная деятельность русских людей – крестьян, ремесленников – накапливала материальные силы и экономические ресурсы, которые способствовали широкому общественному и политическому подъему русских земель.

    Северо-Восточная Русь - термин, принятый в современной историографии для обозначения группы русских княжеств в междуречье Волги и Клязьмы в IX-XV веках, составивших ядро современного Российского государства. В строгом смысле - территория Великого княжества Владимирского. В расширительном смысле, в противопоставлении Юго-Западной Руси и Литве, также территории зависимых от него Рязанского, Муромского, Смоленского и части Верховских княжеств.

    Варианты терминов

    Наряду с названием «Северо-Восточная Русь» в литературе используются синонимичные термины. Для периода IX-XI вв. Росто вская земля , в XI - сер. XII вв Ростово-Су здальское княжество , с сер. XII - сер. XIII Владимиро-Су здальское княжество , с сер. XIII - Великое княжество Влади мирское . В источниках встречаются названия: Су здальская земля , Зале сская земля , Зале сье (то есть то, что находилось «за лесом» по отношению к киевским землям); в новгородском летописании - низовская земля .

    В составе Киевской Руси

    В конце I тысячелетия н. э. здесь проживали финно-угорские племена меря и весь. В Повести временных лет под 859 годом есть сообщение, что меря платила дань варягам. В IX-X веках происходит мирная славянская колонизация (следов насилия не обнаружено) в основном кривичами, ильменскими словенами и вятичами с незначительным участием скандинавов (варягов и норманнов). Последнее упоминание мери относится к 907 году, далее данная территория упоминается по главным городам как Ростовская, а позднее - Ростово-Суздальская земля, то есть племенное деление сменяется территориальным.

    Первым из городов, возникших в Залесье, был Ростов, который упоминается в летописи уже в 862 году. В 911 году Ростов назван в числе пяти крупнейших городов, подвластных киевскому князю Олегу. Сюда сначала новгородские, а после 882 года киевские князья посылали наместников. С 913 по 988 год в летописях ничего не говорится о Ростовской земле.

    В 991 году была учреждена Ростовская епархия - одна из старейших на Руси. Первым ростовским князем был сын Владимира Ярослав Мудрый на рубеже X-XI веков.

    По завещанию Ярослава Мудрого Ростов наряду с другими городами Северо-Восточной Руси стал владением его сына, переяславского князя Всеволода Ярославича, куда тот посылал наместников. Обособление княжества произошло во время правления Юрия Долгорукого (1113-1157). В 1125 году он перенёс столицу своих владений в Суздаль.

    Великое княжество

    В 1155 году сын Юрия Андрей Боголюбский уехал из Южной Руси от отца вместе с вышгородской иконой Божьей матери во Владимир, который избрал своей резиденцией. План Юрия Долгорукого, по которому его старшие сыновья должны были закрепиться на юге, а младшие — править в Ростове и Суздале, остался нереализованным. В 1169 году Андрей Юрьевич организовал успешный поход на Киев, но впервые в древнерусской практике не стал там править, а оставил наместником своего младшего брата Глеба. В историографии XVIII—XIX вв и современной популярной литературе этот эпизод трактуется как перенос столицы Руси из Киева во Владимир, хотя, по современным представлениям, этот процесс был длительным и окончательно завершился после монгольского нашествия. По выражению Ключевского В. О., Андрей «отделил старшинство от места». Старшинство Андрея признавалось во всех русских землях, кроме Чернигова и Галича. В 1157 году, когда по смерти Юрия Долгорукого киевский престол занял Изяслав Давыдович, Переяславское княжество обособилось от Киева и в основном осталось под контролем владимирских князей. Андрей стремился уподобить Владимир Киеву (в частности в масштабном архитектурном строительстве, построив Успенский собор) и даже пытаться добиться учреждения в своём княжестве отдельной митрополии. В его правление Северо-Восточная Русь сформировалась как новый центр объединения русских земель и будущее ядро современного Российского государства.

    После гибели Андрея в 1174 году власть в княжестве попытались захватить поддержанные смоленскими и рязанскими князьями Мстислав и Ярополк Ростиславичи, дети старшего сына Юрия Долгорукого, умершего раньше своего отца и потому не правившего, но в конце концов им пришлось подчиниться своим дядьям Михаилу Юрьевичу и Всеволоду Юрьевичу Большое Гнездо, поддержанным Святославом Всеволодовичем Черниговским. Правление Всеволода Юрьевича (1176—1212) было периодом расцвета Северо-Восточной Руси. Его старшинство признавалось во всех русских землях, кроме Чернигова и Полоцка. Рязанские князья жестоко поплатились за помощь его противникам: их земли с конца XII века начали подвергаться периодическим владимирским интервенциям и попали в зависимость от Владимирского княжества.

    В начале XIII века произошло разделение Ростово-Суздальской епархии на Ростовскую и Владимиро-Суздальскую (в XIV веке преобразовалась в Суздальскую).

    Князья Северо-Восточной Руси начиная с Юрия Долгорукого пытались поставить под свой контроль Новгород, используя его зависимость от подвоза продовольствия из суздальского Ополья, с переменным успехом, пока наконец в 1231 году представители владимирского княжеского дома не утвердили за собой право на представительство в Новгороде на целый век. Летописцы даже начали применять новое словосочетание Великое княжение Владимирское и Великого Новгорода . По смерти Всеволода Большое Гнездо смоленским князьям удалось удачно вмешаться в борьбу за владимирское княжение между его детьми (Липицкая битва 1216), воспользовавшись борьбой младших Всеволодовичей за влияние в Новгороде, но вскоре владимирские князья возглавили борьбу против крестоносцев в северной Прибалтике, а после поражения смоленских князей и их союзников в битве на Калке (1223) вновь усилили свои позиции на Руси.

    В 1226—1231 годах произошло столкновение с Черниговским княжеством. Олег Курский вынужден был отказаться от своих претензий под нажимом владимирских войск в пользу шурина Юрия Всеволодовича Владимирского, Михаила Черниговского, а затем самому Михаилу пришлось отказаться от новгородского княжения под военным давлением.

    После вмешательства Ярослава Всеволодовича в борьбу за Киев в 1236 году и посажения им на смоленское княжение Всеволода Мстиславича в 1239 году, а также в результате многократных владимирских походов против Литвы (битва под Усвятом 1225, 1235, 1239, 1245, 1248), Смоленское великое княжество оказалось в зависимости от Владимирского.

    В феврале 1238 года Северо-Восточная Русь была разорена во время монголо-татарского нашествия после поражения соединённых русских сил в битве под Коломной. Были сожжены 14 городов, включая Владимир, Москву, Суздаль, Ростов, Дмитров, Ярославль, Углич, Переяславль-Залесский, Тверь. 4 марта 1238 года отряд темника Бурундая смог уничтожить вновь набранное владимирским князем Юрия Всеволодовичем войско на стоянке на реке Сити, сам Юрий погиб. После гибели Юрия и всего его потомства владимирским князем стал Ярослав Всеволодович, приехавший из Киева (1238).

    Монголо-татарское иго

    В 1243 году Ярослав Всеволодович был вызван в Орду и признан монголами старейшим среди всех русских князей («стареи всем князем в Русском языце »). Это было формальным актом признания зависимости Северо-Восточной Руси от монголов. Усилению позиций владимирских великих князей после монгольского нашествия наряду с этим способствовало и то, что они не участвовали в масштабной южнорусской междоусобице перед ним, что княжество вплоть до рубежа XIV—XV веков не имело общих границ с великим княжеством Литовским, осуществлявшим экспансию на русские земли. Регулярная эксплуатация земель великого владимирского княжения началась после переписи 1257 года. В 1259 году Александр Невский способствовал проведению переписи в неразорённом в ходе монгольского нашествия Новгороде, тем самым усилив в нём и собственные позиции.

    В 1262 году во Владимире, Суздале, Ростове, Переяславле, Ярославле и других городах были перебиты татарские сборщики дани. Карательный поход удалось предотвратить отправившемуся в Золотую Орду великому князю владимирскому Александру Невскому, но он умер по дороге домой в 1263 году.

    Александр Невский был последним князем, княжившим непосредственно во Владимире. После его смерти Северо-Восточная Русь распалась на полтора десятка фактически самостоятельных удельных княжеств: Галичское, Городецкое, Дмитровское, Костромское, Московское, Переяславское, Ростовское, Стародубское, Суздальское, Тверское, Угличское, Юрьевское, Ярославское. Один из удельных князей получал по ханскому ярлыку великое княжение Владимирское, которое обеспечивало ему перевес над остальными и давало формальное верховенство. Право на великое княжение закрепилось за потомством Ярослава Всеволодовича (потомки старшего брата Ярослава — Константина Всеволодовича правили в Ростове, Ярославле и Угличе и на великое княжение не претендовали). Фактически все великие князья непосредственно подчинялись ханам сначала Монгольской империи, а с 1266 года — Золотой Орды, самостоятельно собирали дань в своих владениях и переправляли её хану. Первым владимирским князем, не переехавшим в столицу, стал Ярослав Ярославич Тверской. При нём была основана Тверская епархия.

    В правление Дмитрия Александровича, когда претендентом на великое княжение выступил его младший брат Андрей, а союзником Дмитрия — обособившийся от сарайских ханов тёмник Ногай, произошло три новых разрушительных нашествия в 1281, 1282 и 1293 годах.

    В 1299 резиденция митрополита Всея Руси была перенесена во Владимир (перенос кафедры утверждён патриаршим собором 1354 года). После этого впервые в истории образовалась особая от митрополии всея Руси Галицкая митрополия, которая в составе Владимирской, Перемышльской, Луцкой, Туровской и Холмской епархий просуществовала с перерывами до 1347 года.

    В 1302 году Переяславль-Залесское княжество было завещано бездетным Иваном Дмитриевичем Даниилу Александровичу Московскому, но после получения ярлыка на великое владимирское Михаилом Тверским вошло в состав великого княжения. Михаил, первым из владимирских князей названных «князем всея Руси», силой привёл своих наместников в Новгород (временно) и одержал победу над Юрием Даниловичем Московским и ордынцами в Бортеневской битве (1317), но вскоре был убит в Орде.

    Тверской князь Дмитрий Михайлович Грозные Очи убил Юрия Московского перед ханом (1325). В 1326 году митрополит всея Руси переехал из Владимира в Москву. После заключения Александром Михайловичем Тверским договора с Новгородом в 1327 году Тверь была разгромлена ордынцами, москвичами Ивана Даниловича Калиты и суздальцами Александра Васильевича.

    В 1341 году великое княжение владимирское было разделено: Нижний Новгород и Городец были переданы суздальским князьям, начавшим с тех пор титуловаться как «великие». После неудачной попытки Дмитрия Константиновича Суздальского утвердиться на великом княжении владимирском (1359—1363) оно постоянно принадлежало московским князьям, которые также стали титуловаться «великими».

    К правлению Дмитрия Ивановича Московского относятся неудачные попытки великого князя литовского Ольгерда взять Москву и Михаила Александровича Тверского — овладеть владимирским княжением. В 1383 году хан Тохтамыш признал владимирское княжение потомственным владением московских князей, одновременно санкционировав независимость Тверского великого княжества. В 1389 году Дмитрий Донской передал великое княжение своему сыну Василию, который 1392 году присоединил к своим владениям Нижегородско-Суздальское великое княжество.