Перенесение мощей святителя николая, архиепископа мирликийского, чудотворца. Перенесение мощей святого николая с мир ликийских в бар

Договорённость об этом была достигнута в прошлом году на исторической встрече на Кубе папы римского Франциска и патриарха Кирилла . Святитель Николай - один из самых почитаемых святых у католиков, православных да и вообще у всех христиан. Для большинства православных России паломничество в Бари трудноосуществимо, хотя туда и приезжают сотни наших соотечественников ежегодно.

Где и когда можно поклониться мощам

С 22 мая по 12 июля мощи будут доступны для паломников в Москве в храме Христа Спасителя. 22 мая с 12.00 до 21.00. С 23 мая по 12 июля доступ паломников будет осуществляться с 8.00 до 21.00. С 13 июля по 28 июля мощи будут находиться в Санкт-Петербурге.

Кто такой Святой Николай

Святитель Николай, Николай Чудотворец, Николай Угодник и даже Санта-Клаус - так называют одного из самых почитаемых в мире святых, праведного архиепископа, который жил в 270-345 годах в Византии. Во время путешествия на корабле в Палестину он усмирил шторм и воскресил моряка. Свидетельством милосердия Николая Чудотворца к нашей стране и к нашим предкам является чудотворный образ святителя Николы Можайского. При осаде Можайска монголами в небе явилось удивительное знамение. Святитель Николай показался стоящим в воздухе над собором: в одной руке он дер-жал меч, а в другой изображение обнесённого крепостью храма, чем обрадовал можайцев и напугал врагов. Неприятель был устрашён видением, снял осаду и бежал.

Мраморный престол над мощами Святителя Николая Чудотворца в крипте базилики в итальянском городе Бари. Фото: РИА Новости / Александр Юрьев

Какова история обретения мощей

Ни-ко-лай Мир-ли-кий-ский умер, как писали летописцы, до-стиг-нув глу-бо-кой ста-ро-сти «в воз-расте стар-ше 70 лет». «По-сле непро-дол-жи-тель-ной те-лес-ной бо-лез-ни он пе-ре-шёл в веч-ную бла-жен-ную жизнь». Свя-ти-те-ль Ни-ко-лай был за-хо-ро-не-н око-ло церк-ви, в ко-то-рой слу-жил, на территории современной Турции. В IX в. им-пе-ра-тор Ва-си-лий I со-би-рал-ся пе-ре-вез-ти мо-щи свя-ти-те-ля Ни-ко-лая в Кон-стан-ти-но-поль, но был оста-нов-лен в две-рях неким чу-дес-ным об-ра-зом. То-гда, «силь-но разо-злив-шись», ве-лел за-пе-ча-тать его мо-щи в бе-лом ка-мен-ном сар-ко-фа-ге и по-ме-стить под пол ча-сов-ни - при-де-ла церк-ви Си-о-на, чтобы «ни-кто дру-гой не смог взять остан-ки». В 1087 г. в го-ро-де Бари свя-ти-тель Ни-ко-лай явил-ся во сне чест-но-му и бла-го-го-вей-но-му свя-щен-ни-ку и ве-лел: «Иди и ска-жи лю-дям и все-му со-бо-ру цер-ков-но-му, чтобы они по-шли и взя-ли ме-ня из Мир и по-ло-жи-ли в го-ро-де этом, ибо не мо-гу там пре-бы-вать на ме-сте пу-стом». А к тому моменту жители города Мир Ликийских действительно покинули его, опасаясь врагов. При саркофаге остались жить лишь несколько монахов. Экспедиция итальянцев сумела перевезти часть мощей в Бари в деревянном ящичке - ковчеге - в 1087 г. С этого момента мощи святителя никогда не покидали Бари.

Какая часть мощей приедет в Россию

«Мощи закрыты трёхслойной мраморной плитой с небольшим отверстием, чтобы доставать источаемое от мощей святителя миро, - -рассказывает настоятель Патриаршего подворья святителя Николая Чудотворца в г. Бари прото-иерей Андрей Бойцов . - Прежде в Бари не было практики отделения частиц от мощей. Единст-венный раз мощи святителя Николая поднимались из-под спуда, из-под престола, в 1953 г. в связи с фундаментальными реставрационными работами в базилике - тогда они хранились в соседнем храме. Тогда же, кстати, одну часть запаяли в герметичную колбу, и там тоже, как и от основной части мощей, образовалось миро. Было принято решение извлечь часть мощей через отверстие для сбора мира. Специально приглашённые архиепископом Бари медики с помощью современного оборудования подняли левое ребро. Я считаю особенно трогательным, что именно та часть, которая находилась рядом с сердцем святителя Николая, сердцем, полным христианской любви к Богу и ближнему, прибудет в Россию».

Чем хуже мощи, которые хранятся в России

«Здесь мы затрагиваем вопрос об аутентичности святынь, о подлинности этих частиц, - говорит протоиерей Андрей Бойцов. - Когда же в Россию привозят мощи святителя из Бари, мы имеем стопроцентную гарантию. Ведь барийцы взяли мощи из раки, где они покоились, и 930 лет их никто не трогал. Если же мы говорим о подлинных частицах мощей - конечно, благодать Божия действует везде, в том числе через иконы, мощи. Неважно, целиком или через частицы. Но паломничество - это некий подвиг. Принесение мощей - это историческое, эпохальное событие. Конечно, я всем рекомендую приехать и поклониться им».

В чём помогает чудотворец

Святитель Николай - покровитель мореплавателей, купцов и детей. Также он является покровителем узников и всех несправедливо осуждённых. Помогает выйти замуж всем, даже отчаявшимся старым девам, а бездетным парам помогает в обретении детей. В целом Николай Угодник является самым скорым помощником для каждого. Потому именно к нему чаще всего обращаются с самыми разными просьбами.

Балканы. Сербия. Печь; XIV в.; местонахождение: Сербия. Косово. Печь Патриаршия. Церковь св. Николая. Алтарь

22 (9) мая Русская Православная Церковь празднует День перенесения честных мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари. Это событие произошло в 1087 г.

До глубокой старости сподобил Господь дожить Своего великого Угодника. Но наступило время, когда и он должен был отдать общий долг человеческого естества. После непродолжительной болезни он мирно скончался 6 декабря 342 года, и был погребен в соборной церкви города Миры.

При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого; не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его начали - и продолжают по сей день - источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения.

Прошло семьсот с лишним лет после кончины Угодника Божиего. Город Миры и вся Ликийская страна были разрушены сарацинами. Развалины храма с гробницей святителя были в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами.

В 1087 году святитель Николай явился во сне одному апулийскому священнику города Бари (в южной Италии) и повелел перенести его мощи в этот город.

Пресвитеры и знатные горожане снарядили для этой цели три корабля и под видом торговцев отправились в путь. Эта предосторожность была нужна для того, чтобы усыпить бдительность венецианцев, которые, проведав о приготовлениях жителей Бари, имели намерение их опередить и привезти мощи Святителя в свой город.

Баряне, окружным путем, через Египет и Палестину, заходя в порты и ведя торговлю, как простые купцы, прибыли, наконец, в Ликийскую землю. Посланные разведчики сообщили, что никакой стражи у гробницы нет и ее охраняют только четыре старика монаха. Баряне пришли в Миры, где, не зная точного местоположения гробницы, пытались подкупить монахов, предложив им триста золотых монет, но ввиду их отказа, применили силу: связали монахов и, под угрозой пыток заставили одного малодушного указать им местонахождение гробницы.

Чудесно сохранившаяся гробница белого мрамора была вскрыта. Она оказалась наполненной до краев благоуханным миром, в котором и были погружены мощи святителя. Не имея возможности взять большую и тяжелую гробницу, баряне переложили мощи в заготовленный ковчег и отправились в обратный путь.

Путешествие длилось двадцать дней, и 9/22 мая 1087 года они прибыли в Бари. Великой святыне была устроена торжественная встреча при участии многочисленного духовенства и всего населения. Вначале мощи святителя были помещены в церкви святого Евстафия.

Множество чудес происходило от них. Через два года была закончена и освящена нижняя часть (крипт) нового храма и во имя святого Николая, сооруженного нарочито для хранения его мощей, куда они и были торжественно перенесены папой Урбаном Вторым 1 октября 1089 года.

Верхняя часть храма (базилика) была построена значительно позже - 22 июня/5 августа 1197 года.

Служба святителю, совершаемая в день перенесения его мощей из Мир Ликийских в Барград - 9/22 мая - была составлена в 1097 году русским православным иноком Печерской обители Григорием и русским митрополитом Ефремом.

Святая Православная Церковь чествует память святителя Николая не только 6/19 декабря и 9/22 мая, но и еженедельно, каждый четверг, особыми песнопениями.

Песнопения праздника:

Тропарь, глас 4

Приспе день светлаго торжества, град Барский радуется, и с ним вселенная вся ликовствует песньми и пеньми духовными: днесь бо священное торжество, в пренесение честных и многоцелебных мощей Святителя и Чудотворца Николая, якоже солнце незаходимое возсия светозарными лучами, разгоняя тьму искушений же и бед от вопиющих верно: спасай нас яко предстатель наш, великий Николае.

Кондак, глас 3

Взыдоша, яко звезда, от востока до запада твоя мощи, святителю Николае, море же освятися шествием твоим, и град Барский приемлет тобою благодать: нас бо деля явился еси, чудотворец изящный, предивный и милостивый.

Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар .

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских , чудотворец прославился как великий угодник Божий . Он родился в городе Пахаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице.
Святой Николай во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей. С детских лет Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа.
Дядя его, епископ Патарский Николай, радуясь духовным успехам и высокому благочестию племянника, поставил его во чтеца, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, чем вызывал удивление и глубокое уважение верующих. Постоянно труждаясь и бодрствуя, пребывая в непрестанной молитве, пресвитер Николай проявлял великое милосердие к пасомым, приходя на помощь страждущим, и раздавал все свое имение нищим.

Узнав о горькой нужде и нищете одного ранее богатого жителя его города, святой Николай спас его от большого греха. Имея трех взрослых дочерей, отчаявшийся отец замыслил отдать их на блудодеяние для спасения от голода. Святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом и тем спас семью от падения и духовной гибели. Творя милостыню, святитель Николай всегда старался сделать это тайно и скрыть свои благодеяния.
Отправляясь на поклонение святым местам в Иерусалим, епископ Патарский вручил управление паствой святому Николаю, который и исполнял послушание с тщанием и любовью. Когда епископ возвратился, тот, в свою очередь, испросил благословение на путешествие в Святую Землю. По дороге святой предсказал надвигавшуюся бурю, грозящую кораблю потоплением, ибо видел самого диавола, вшедшего на корабль. По просьбе отчаявшихся путников он умилил своей молитвой морские волны. По его молитве был поставлен здравым один корабельщик-матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть.
Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви перед пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину. Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: "Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое". В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь - омофор.
И действительно, по кончине архиепископа Иоанна он был избран епископом Мир Ликийских после того, как одному из епископов Собора, решавшего вопрос об избрании нового архиепископа, в видении был указан избранник Божий - святой Николай. Призванный пасти Церковь Божию в архиерейском сане, святитель Николай оставался тем же великим подвижником, являя пастве образ кротости, незлобия и любви к людям. Это было особенно дорого для Ликийской Церкви во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284-305). Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами, поддерживал их и увещевал твердо переносить узы, пытки и мучения. Его самого Господь сохранил невредимым. По воцарении святого равноапостольного Константина святитель Николай был возвращен к своей пастве, с радостью встретившей своего наставника и заступника. Несмотря на великую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и дерзновенным воином Церкви Христовой. Ратоборствуя с духами злобы, святитель обходил языческие капища и храмы в самом городе Миры и его окрестностях, сокрушая идолов и обращая в прах капища. В 325 году святитель Николай был участником I Вселенского Собора, принявшего Никейский Символ веры, и ополчался со святыми Сильвестром, папой Римским, Александром Александрийским, Спиридоном Тримифунтским и другими от 318 святых отцов Собора на еретика Ария. В пылу обличения святитель Николай, пламеневший ревностью ко Господу, даже заушил лжеучителя, за это он был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане. Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей мир и благословение, сея слово Истины, пресекая в самом корне неправомыслие и суетное мудрствование, обличая закоренелых еретиков и врачуя падших и уклонившихся по неведению. Он был поистине свет миру и соль земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солию премудрости.
Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую славу доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть. Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотых монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.
Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу († 345-351). Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви и источали целебное миро от которого многие получали исцеления. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бар, где почивают и поныне (о перенесении мощей см. 9 мая).
Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено его святому имени. Нет, пожалуй, ни одного города без Никольского храма. Во имя святителя Николая чудотворца был крещен святым Патриархом Фотием в 866 году Киевский князь Аскольд, первый русский князь-христианин († 882). Над могилой Аскольда святая равноапостольная Ольга (память 11 июля) воздвигла первый в Русской Церкви храм святителя Николая в Киеве.
Главные соборы были посвящены святителю Николаю в Изборске, Острове, Можайске, Зарайске. В Новгороде Великом один из главных храмов города - Николо-Дворищенская церковь (ХII), ставшая позже собором. Прославленные и чтимые Никольские храмы и монастыри есть в Киеве, Смоленске, Пскове, Торопце, Галиче, Архангельске, Великом Устюге, Тобольске. Москва славилась несколькими десятками храмов, посвященных святителю, три Никольских монастыря находились в Московской епархии: Николо-Греческий (Старый) - в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский.
Одна из главных башен Московского Кремля называется Никольской. Чаще всего ставились храмы святителю на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суше и на море. Иногда они получали в народе именование "Николы Мокрого". Множество сельских храмов на Руси посвящено чудотворцу Николаю, свято чтимому крестьянами милостивому предстателю перед Господом о всех людях в их трудах. И святитель Николай не оставляет своим заступничеством Русскую землю. Древний Киев хранит память о чуде спасения святителем утонувшего младенца. Великий чудотворец, услышав скорбные молитвы родителей, потерявших единственного наследника, ночью вынул младенца из воды, оживил его и положил на хорах храма святой Софии перед своим чудотворным образом. Здесь и был найден утром спасенный младенец счастливыми родителями, прославившими со множеством народа святого Николая чудотворца.
Много чудотворных икон святителя Николая явилось в России и пришло из других стран. Это и древний Византийский поясной образ святителя (ХII), привезенный в Москву из Новгорода, и огромная икона, написанная в ХIII веке новгородским мастером. Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Церкви: святителя Николая Зарайского - в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (этот образ был принесен в Рязань в 1225 году византийской царевной Евпраксией, ставшей супругой рязанского князя Феодора и погибшей в 1237 году с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя), и святителя Николая Можайского - тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой - в память чудесного спасения, по молитвам святителя, города Можайска от нападения вражья. Невозможно перечислить все благодатные иконы святителя Николая. Каждый русский город и каждый храм благословлен такой иконой по молитвам святителя.

Никола Вешний
9/22 мая – День перенесения мощей Святителя Николая из Мир Ликийских (современная Турция) в южноитальянский порт Бари. В народе праздник известен как Никола Вешний.

Приключения итальянцев в Ликии

Нежные голубые лагуны, тающее в солнечной дымке море и россыпи чистейшего белого песка, в котором откладывают яйца гигантские морские черепахи, – такова современная Патара – малая родина Святителя Николая. Ныне это турецкий курортный городок на побережье Средиземноморья, знаменитый самыми длинными в стране пляжами, римскими банями, развалинами храма Аполлона и… рестораном «Святой Николай».
В III в., когда Угодник Божий, грек по национальности, явился на свет, Патара была частью Ликии (так называемой «Волчьей страны»), входившей в состав Римской империи.

Свое многолетнее служение архиепископ Николай нес в столичном городе Миры. Здесь он нашел упокоение, здесь пребывали его святые мощи до второй половины XI в., когда на восточные земли Римской империи обрушились сарацины. В 1034 г. Ликийская область была фактически оккупирована, а Сионский храм, таивший в себе сокровище честных мощей Святого Николая Чудотворца, охранялся лишь несколькими благочестивыми монахами.

И вот Николай Угодник в сонном видении является одному из священников итальянского города Бари и повелевает забрать свои останки из Мир Ликийских. В 1087 г. происходит так называемое «перенесение мощей», больше похожее на дерзкую вылазку викингов. 47 вооруженных барийцев под видом торговцев высаживаются в Мирах и устремляются в Сионский храм, где предлагают за мощи сторожам денежный выкуп в 300 золотых монет. Получив отказ, барийцы связывают монахов и железным молотом крошат мраморный пол помоста, под которым захоронены мощи Святого Николая. Юноша Матфей в нетерпении разбивает крышку гробницы и извлекает из переполненного миром саркофага останки Николая Угодника. Храм и весь город наполняются дивным благоуханием.

В ночь на 11 апреля каравелла с драгоценным грузом покидает Миры, а 9 мая прибывает в Бари, жители которого вместе с епископом и духовенством выходят на кораблях и лодках в море для торжественной встречи святыни.

…Последнее слово науки есть первое слово Библии. Когда итальянские антропологи во главе с профессором университета Бари Луиджи Мартино в 1953 г. попытались восстановить подлинный исторический облик святого по черепным костям, извлеченным из гробницы в Бари, то поразились – насколько схож он оказался с иконографическим ликом, характерным для русских икон, а также с образом в барийской базилике, который считается копией прижизненного изображения святого.

«По строению черепа и скелета Святитель принадлежал к белой европеоидной средиземноморской расе, для которой характерны средневысокий рост и смуглая кожа, – запишет профессор. – С высоким лбом, с носом, стремящимся к орлиному, скелетом средней крепости». Антропологическое исследование мощей свидетельствует о том, что великий святой не ел мяса, а употреблял только растительную пищу. Определен и рост Николая Чудотворца – 167 см.

Эксперты сделали заключение даже о болезнях святого. Поврежденные суставы, позвоночник и кости грудной клетки свидетельствуют о мучениях, которые перенес Святитель Николай в тюрьме: его пытали на дыбе. Радиологическое исследование черепа показало обширное внутреннее костное уплотнение черепной коробки.

Профессор Мартино считает, что эти изменения вызваны многолетним влиянием тюремного холода и сырости (по мнению председателя православного общества «Скиния», современного агиографа и николаеведа Александра Бугаевского, святой провел в темнице около 20 лет).

В 1992 г. Луиджи Мартино принял участие в освидетельствовании частиц мощей в храме Святителя Николая на острове Лидо, в пригороде Венеции, и пришел к выводу, что в этом итальянском городе хранятся подлинные останки святого. Выписка из заключения комиссии гласит:

«Кости святого Николая, состоящие из большого количества обломков белого цвета, соответствуют частям скелета святого Угодника, недостающим в Бари. К сожалению, кости раздроблены на мелкие части барийским моряком во время бегства».

Итальянские исследователи предположили, что барийские моряки в спешке изъяли не все мощи: заполучив святую главу, они поспешили на корабль. Оставшиеся части были спрятаны ликийцами под полом алтаря, но захвачены венецианцами в 1096 г., в ходе Первого крестового похода против сарацинов. Вместе с мощами Угодника Божия из мирликийской церкви венецианцами были изъяты останки еще двух святых – священномученика Феодора и святителя «Николая-дяди» – оба епископы Мир. Ныне святыни находятся в церкви Николая Чудотворца бенедиктинского монастыря на острове Лидо.

Добавим лишь, что материал, касающийся перенесения мощей святого Николая в Венецию, базируется на исследованиях Фламиния Корнера «Исторические известия о церквах и монастырях Венеции и Торчелло» (Падуя, 1763), а тот в свою очередь – на анонимной венецианской рукописи около 1101 г. На сегодня это главный источник, дающий сведения о перенесении мощей Святителя Николая в Венецию.

Однако русские путешественники конца XVII – начала XVIII в. (П.А. Толстой, В.Г. Григорович-Барский, Б.П. Шереметьев), подробно описавшие венецианские святыни, ничего не сообщают нам о мощах Святителя Николая на острове Лидо, что может свидетельствовать о том, что их там попросту не было.

Два Николая

Родители святого Николая были богаты и благочестивы. После их смерти юноша унаследовал целое состояние и тут же показал пример необыкновенного милосердия, о котором много веков спустя напишет поэт Сергей Есенин («ходит милостник Никола мимо сел и деревень»). Добрый юноша пришел на помощь вдовцу и трем его дочерям, подбрасывая один за другим три мешочка с золотом, – эти деньги составили приданое девушек.

Далее древнее житие Симеона Метафраста повествует о поставлении святого Николая во пресвитеры его дядей, епископом Патар Николаем, и путешествие Николая Угодника в Палестину, на Святую землю. Но, как считают исследователи, здесь произошло смешение двух повествований древними агиографами. На это в XIX в. указывал, в частности, архимандрит Антонин (Капустин), который полагал, что в Ликии было два святителя Николая. Первый – Николай Мирликийский (жил в IV в., при императоре Константине), а второй – Николай Пинарский (жил в VI в., стал архиепископом при императоре Юстиниане I и долгое время был настоятелем Сионского монастыря). Сохранились древние тексты его жития, восходящие к VI в.

Из-за этого в житии великого Чудотворца возникли исторические несоответствия. Например, получалось, что Николай Мирликийский посещал храм Воскресения Господня на Святой земле задолго до его основания императрицей Еленой. Как считает архимандрит Антонин, Николай Чудотворец на Святой земле не был.

Николай Пинарский.

Далее агиографы cнова приходят к согласию: скрываясь от людской славы, святой Николай идет в Миры – многонаселенный столичный город Ликии, где живет, как нищий, неустанно посещая богослужения. Промыслом Божиим он поставлен на столичную Мирликийскую кафедру. Избранный на высшее архиерейское служение, Святитель Николай становится живым правилом веры и образом кротости. В то же время Николай Угодник ревностно охраняет чистоту евангельского учения от ересей и лжеучений. Церковное предание сохранило повесть о том, как обличил он на I Cоборе в 325 г. в Никее еретика Ария за его «нечестивое» учение о Сыне Божием (Арий отвергал единосущие Иисуса Христа с Богом Отцом). Не потерпев хулу на Сына Божия, ударил святой Николай еретика по щеке.

Отцы Собора сочли такой поступок неуместной ревностью и заключили Николая в тюремную башню. Но вскоре некоторым из них было видение Господа нашего Иисуса Христа, Который подал Святителю Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на него святительский омофор. Святой Николай был освобожден из темницы и восстановлен в сане.

Будучи «образом кротости», Святитель Николай умиротворяет враждующих, встает на защиту невинно осужденных. Добрым словом он усмиряет мятеж во Фригии, спасает оклеветанных жителей города Миры. Этот эпизод запечатлен на полотне Ильи Репина «Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных». Картина была написана по просьбе двоюродной сестры Репина, монахини Верхо-Харьковского Николаевского монастыря Олимпиады. Николай Чудотворец предотвращает неминуемую гибель царских воевод Непотиана, Урса и Эрпилиона, оказывает помощь морякам.

Добрый кормчий

В книге современного историка и агиографа Александра Бугаевского «Добрый кормчий», вышедшей в свет в 2010 г., опубликованы ранее не издававшиеся латинские и греческие рукописи VIII–IX вв. В результате житие Николая Угодника пополнилось неизвестным до того чудом – так называемым «Деянием о подати».

Из рукописей следует, что Николай Чудотворец спас родную Ликию от непосильного налога, который вверг народ в страшную нищету. Видя бедствия паствы, Святитель Николай поехал в Константинополь просить милости у императора. Перед встречей с властителем архиепископ и архиереи служили литургию. И когда во время таинства святой произнес: «Святая святым!» – в алтаре увидели, что из его уст вышло огненное пламя. Войдя в тронный зал, Святитель заметил, как солнце слепит глаза императору Константину. Он снял с плеч мантию – и накинул… на солнечный луч. При этом мантия повисла в воздухе. Пораженный император выполнил просьбу святого Николая и снизил разорительный налог.

Александр Бугаевский уточняяет годы рождения и смерти святого:

«Удалось выяснить, когда Святитель Николай умер. Это 334 г., как теперь достоверно установлено в ходе сопоставления событий из древних текстов. Благодаря эксгумации мощей видно, что Святитель Николай прожил около 75 лет. Следовательно, он родился в 260 г.».

В заключение отметим, что, заботясь о духовных нуждах своей паствы, Николай Угодник никогда не пренебрегал их телесными нуждами. Когда в Ликии наступил великий голод, добрый пастырь во сне явился некоему купцу и повелел доставить хлеб в Ликию. Проснувшись, тот увидел в руке задаток – три золотые монеты, после чего повез хлеб в Миры и спас голодающих.

При жизни своей Святитель Николай был благодетелем рода человеческого; остается им и после своей смерти. Мощи его продолжают источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения.

Святая Церковь Православная чествует память Святителя Николая 6/19 декабря, 9/22 мая и еженедельно, каждый четверг.

Х ристос воскресе! Воистину воскресе! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры, сегодня мы светло торжествуем величайший день памяти в русской православной Церкви, память перенесения святых мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца. Сегодня мы празднуем вдвойне торжественную пасхальную радость, потому что память этого великого угодника всегда настраивает наш ум, сердце и душу на совершение правды и добра.

Никто так не угодил Богу, как этот великий угодник. В чем, дорогие братья и сестры, его богоугождение? Потому что он всем своим существом — умом, сердцем, душой и телом служил верой и правдой Богу и людям. Неразрывная цепь. Невозможно служить Богу и невозможно не служить человеку. Служение и спасение — вот наша задача. Мы не просто живем ради себя. Сила христианства, в чем заключается? В чем сила соли, о которой Господь говорит, что вы соль земли? Если соль обуяет, чем она осолится? Соль земли, что каждый из нас в отдельности, и все мы образуем тело Христово, Церковь Христову. Но каждый из нас должен по чистой совести и сердца своего стараться жить по святым евангельским заповедям. Невозможно надеяться на кого-то, не исправляя себя. И невозможно исправляя себя, жить вне тела Христова, вне святой православной апостольской Церкви. Задача стоит перед каждым из нас. В этом случае только лишь тогда мы получим положительный результат, если мы будем через покаяние и веру себя совершенствовать и совершенствовать себя через таинства святой православной Церкви.

Совоскресение со Христом в чем состоит? Есть такое понятие глубочайшее, догматическое, вероисповедное и спасительное, в чем совоскресение со Христом, в чем смысл, дорогие братья и сестры, зачем мы празднуем Пасху? Ну, неужели куличи кушать? Мы празднуем нашу надежду на возможное личное исправление через действие всесвятой благодати Божьей, которая подается в таинствах Церкви. Эта надежда несокрушимая, если мы стараемся хоть в какой-то степени себя исправлять по святым Христовым заповедям. Что говорит святой апостол Павел? «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми ». То есть, по-русски: только те являются Христовыми, настоящими христианами, которые распяли в своей душе и в своем теле страсти. Сораспятие со Христом, победа в себе всякого зла. Что такое страсти? Это все безнравственные и греховные наклонности, которыми изначально поражена наша человеческая природа. Вот такое наследие мы получили от Адама и Евы. И теперь, к сожалению, приходится каждому из нас, родившись невинным младенцем, но неся в себе уже ужасающий отрицательный потенциал зла.

Вот смотришь на грудного младенца — это же ангел. Но какое горе — уже в нем заложена смерть. В нем заложено все зло, которое мы видим вокруг нас. И поэтому призвание чести христианского звания, дорогие братья и сестры, в этом и заключается, чтобы с Божьей помощью победить зло. Победить, сокрушить зло, а не лицезреть, кто как там живет, поживает, исправляется. А то все судят православных, а сами пальцем не желают пошевелить.

В чем сила наших предков? Последняя тысяча лет это православная Церковь была объявлена государственной религией. А так на Руси святой апостол Андрей Первозванный по свидетельству всех европейских источников и византийских образовал у нас Церковь еще в первом веке. Святые мученики Инна, Пинна и Римма — это ученики святого апостола Андрея из числа русов. Причем точно известно, святитель Димитрий Ростовский сообщает: их место жительства было озеро Ильмень. Греческие ученики они в других местах устроили епархию. То есть нашей Церкви две тысячи лет. Не удивляйтесь. К сожалению тема очень большая. Можно было бы её развить, но это невозможно в рамках проповеди церковной. 10-15 минут — это очень мало.

Но хочу самое главное сказать, что наши предки не просто слышали Христа. Почему до сих пор несокрушимое основание мы имеем? Нас бьют со всех сторон, развращают, спаивают, топчут, лгут на нас, не знают, как со света нас сжить, наш великий русский народ. А почему нас со света сживают? Так потому, что мы не желаем жить злом. И вы все свидетели этому. Русский человек, лучше с горя … . Мы видим, как уходят со сцены жизни. Это я говорю, к сожалению величайшему. У некоторых сердце не выдерживает, потому что такова наша природа, которую заложили нам наши величайшие, Царство им Небесное, дорогие наши предки, дорогие братья и сестры. Вот какая сила праведности.

Даже мы никуда уже не годные со своими грехами, страстями, а вот это желание жить правдой и нежелание соглашаться с беззаконием, сатанизмом, который захлестнул мир, Америку, Европу. Мы видим, что это не грехи уже, дорогие братья и сестры, что мы слышим по средствам массовой информации? Это уже не грехи, а это сатанизм, когда пропагандируется самопожирание, извращение, безумие. То есть это пытаются изначально в корне уничтожить христианскую цивилизацию. Это не шутки! Что можно сказать, оно уже давно идет. Сейчас мы видим всю эту мерзость и погань, которая вскрыла свою мерзейшую пасть нечистоты, беззаконий, сатанизма, которое скрыла все эти годы и пытается нам сюда все это впихнуть через телевидение. Особенно интернет. Бедная молодежь. В свои годы какие у нас были соблазны, и то, что мы творили. А что бедные эти дети? Хорошо, если контроль есть у родителей хоть какой-то. А то сейчас можно на такие сайты зайти, что: да воскреснет Бог, и расточатся враги Его, — что, прости Господи, не все об этом в храме можно говорить!

Поэтому дорогие братья и сестры, во славу Божию и в светлую память наших предков мы, не хорошее слово «обязаны», а по долгу чести, почести высшего звания, как говорит апостол Павел, мы должны себя понудить. Сил не хватает, просите всеми своими силами. Вот как дети, прямо так говорить: Господи Иисусе Христе, ничего не могу, ничего не понимаю, ничего не умею, только один грех во мне; но Ты имеешь абсолютную любовь и силу, любовь жертвенную, за которую, даже не зная меня за тысячу лет вперед Ты уже умер за нас, чтобы отдать Себе нам жизнь. Вот что такое Пасха. Поверьте, Он всегда слышит, не думайте, что … . А то очень часто слышится отговорка: а я там уже совсем греховный человек, что мне бесполезно. Это лукавство либо глупость. Нет такого греха, которого не превозмогло бы милосердие Божие. Вот вы сами родители, вы знаете, если ребенок заболел у вас, и у вас даже есть другие дети, но все ваше внимание вы направляете к больному ребенку. Это свойство любви. Тоже самое и Господь. Чем ниже мы и хуже живем, Господь не только от нас не отказывается, но посмотрите, Он же дал нам залог совершенной надежды, что Он так возлюбил нас, что жизнь Свою отдал за нас.

И апостол Павел рассуждает: едва слышно, чтобы за праведника кто-то свою жизнь отдал. А за нас, пораженных не просто грехом, а сознательным выбором наших предков Адама и Евы, сознательный выбор зла. Поэтому дорогие братья и сестры, возможно, и мы к этому призваны, для этого Бог пришел на землю, чтобы человека сделать богом. Это слова святителя Василия Великого. Величайшие божественные крылатые слова. Это не просто слова надежды, это закон. Так Бог возлюбил человека, то есть представьте, если Он нам дал ум и сердце живое, которое может любить, и ум, который может взвесить силу любви, чтобы понимали до какой степени Он … , если люди могут любить друг друга до смерти и люди могут умирать за свое отечество, за свою семью, за свою родню, за правду Божию жизнь свою отдают. Какая сила дана человеку, о чем апостол Павел и говорит, что это ангелам даже не дано, дано только человеку. Как Он за нас любит, так и мы можем за Него умереть. Умереть не обязательно кровью и жизнью. А тот, кто победил силой Божьей в себе силу греха и наклонность ко греху, вот это и есть, дорогие братья и сестры, совоскресение с Ним. Мы не просто верим, дорогие братья и сестры. Просто многие вещи в духовной жизни не принято говорить вслух. Но немножко опять же подчеркну. То, что многие из вас в разной степени воцерковления все читали Евангелие, и должны каждый день читать Евангелие. Каждый день по главе, а то и по более, потому что в Евангелии открыты все тайны спасения. Кажется, как удивительно, на одном и том же повествовании, где описывается трехлетнее пребывание на земле Бога-Человека Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Вот представьте себе, в этой канве повествования заложены все откровения, все тайны спасения каждого из нас. Поэтому надо помимо молитвенного правила каждый день нужно читать хотя бы одну главу Евангелия.

Так вот, это первичная, первая ступень к спасению и познанию Бога. Следующая ступень, дорогие братья и сестры, через таинства Церкви, через молитву, покаяние, милосердие. Сегодня вы, наверное, слышали, если кто внимательно слушал чтение Апостола. Сегодня удивительные слова были произнесены при чтении святого Апостола, что апостол Павел говорит, что милостью и милосердием благоугождается Бог. Легко запомнить — милостью и милосердием. Вот корень христианства, вот что Бог принес на землю — кротость и смирение, мир и жертвенную любовь. Все, что мы видим вокруг Христа и вокруг православия, везде, где царствует сатана, везде попирание свободы, чести; везде призыв покоряться, как рабам. А что Господь, обращаясь ко всем верующим, говорит? «Не называю вас рабами», слышали? Сейчас очень много провокаторов в соцсетях или либо глупых людей, либо сознательных врагов-провокаторов, которые говорят: что там православие, оно всех называет рабами. Это значит, что эти люди никогда Евангелие не читали, либо сознательные провокаторы. Господь говорит в Евангелии: не называю вас более рабами; называю друзьями, потому что раб не знает воли господин своего. А Я вам все сказал для спасения. И еще более страшные слова, будьте внимательны. Господь это сказал, но ни один ум не может это охватить. Что Он сказал, Господь? Кто исполняет волю Отца Моего Небесного, значит и волю Христа, Его святые заповеди, то Мне брат, сестра и мать.

Ну, где эти люди, которые говорят, что христианство сделало из людей рабов? Бог им судья. Как у них язык подлый поворачивается. Нельзя сказать, что не читали Евангелия, либо плохо. Почему я и говорю, каждый день надо, каждый день неотступно в дороге, в пути, в доме, где угодно. Лежа, сидя читайте, потому что это не обязаловка, а это требование жизни. Потому что вы будете только руками всплескивать, будете удивляться: ну как просто все тайны открыты в одной маленькой книге. Она небольшая книга — Евангелие. Это богослужебное Евангелие для торжества в окладе выносят большое. А так она небольшая, в ладошку вместится. Это не много там читать, но как будет легко жить. «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». В какую честь возводимся все мы, все вы. Это для всех сказано. Нет перед Богом избранных. А если кто-то и хочет вдруг, напомни такому человеку, что Господь говорит: кто хочет из нас быть первый, да будет последний, кто хочет быть первым, да будет всем слуга.

И посмотрите, какая правда Божия безмерная. Вот как надо всегда задумываться, читая Евангелие, насколько безмерно благ Господь. Он это сказал, и Сам о Себе говорит: Я не пришел, чтобы Мне служили, Я пришел, чтобы послужить для людей и спасти многих. И что Он сделал перед крестными страданиями? Он стал на колени перед Своими учениками и вымыл не только им, но и всем вам ноги. Это не только апостолы. Что еще надо? Люди беснуются, что еще надо вам — рабы, не рабы. Ноги умыл всем вам! Всем умывает, всем грехи омывает. Но не будем об этих людях. К сожалению всем хочется по братски, чтобы люди познали истину, пришли и имели совершенную радость вечную в Боге. Потому что Бог — Он наш Отец, Родитель и Создатель. Это абсолютная красота. Ну, посмотрите на мир. Это тюрьма, братья и сестры. Весь мир, в котором мы не можем насладиться этой красотой — это зона, в которую всех выслали с неба. Это что думаете, красота. Апостол Павел говорит, что это тень грядущих благ. Вселенная, кто ее измерил? Я не буду повторяться. Есть техническое перечисление видовых животных, пресмыкающихся, птиц и так далее. Но кто это создал эту красоту-то? И это все называется тенью будущей жизни. Вот что сатана у людей крадет. Говорит: либо Бога нет, либо самого сатаны нет. И люди, как дурачки ходят, как индюки блаженные. Вот вся их жизнь перед ними. Как преподобный Амвросий говорит, что гордый человек подобен жуку, который летит и говорит: мои леса, мои поля, все мое. И вдруг грянул гром, налетел ураган, и бедный наш жук самодовольный прижался под лист и говорит: Боже, не спихни меня. Перед смертью.

Это кратко, дорогие братья и сестры, касаясь, что значит, а то видите Пасха, она никогда не заканчивается. Христос воскрес. Как апостол Павел говорит, что «начаток умершим бысть». Он первый из смертных. И самое главное, видите, в Ветхом Завете есть множество воскресений силой Божьей, действием Святаго Духа. Но никто себя не воскресил. А пророки воскрешались силой Божьей. Не они, а Бог через них. А себя кто мог воскресить? Только Бог. Самое главное свидетельство истинности богочеловека Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа — Его воскресение. Самовоскресение. Он как Бог Себя …. . Он об этом и говорит в Евангелии задолго до распятия: «область имам положити ю (душу) и область имам паки прияти ю ». То есть по-русски: имею власть жизнь за вас всех положить и как Бог имею власть Себя воскресить, чтоб никто в Нем не сомневался. Какие боги дают такую силу и славу? Вот Он, Христос.

Но это Он сотворил со Своей стороны. Теперь наша задача, видя Его любовь безмерную жертвенную к нам, заботу, попечение и то, что Он дает все необходимое в Церкви, как в больнице, поликлинике. Все священники — это врачи. Таинства Церкви — это инструментарий, все необходимое для исцеления человеческой души. Теперь шаг за нами. То есть со Своей стороны сделал Бог все не только возможное, но и невозможное. Бог стал человеком, чтобы человека сделать богом. Это по существу он унизил Себя, но показал тем самым, до какой степени Он нас любит. Для чего Он это сделал? Чтобы показать, что Он хочет, чтобы все мы без исключения были как Он. И наше тело тоже, как Он. Потому что никогда Себя, вторая ипостась, тело не снимет. Вот почему апостол пишет, что в том веке, кто сподобится в тот мир войти, мы увидим Его тогда лицом к лицу в прямом смысле слова.

Почему? Потому что в древности фотоаппаратов не было, и пишут красками до сих пор. Если бы тогда был фотоаппарат, то мы бы имели снимок. Так вот тело Его настоящее какое есть, если мы сподобимся, будем всегда видеть настоящего, а не воображаемого, Того, Который принял плоть на Себя, чтобы показать, в какое величие и славу Господь возводит все человечество, прощая грех Адама, прощая личные грехи и преступления, лишь бы мы покаялись, лишь бы мы исправились, лишь бы мы себя очистили. Тот образ — зеркало души, чтобы мы могли не только отражать, но иметь в себе Солнце-Бога, Слова, Господа нашего Иисуса Христа.

Завершая свое слово, дорогие братья и сестры, хотел бы к вам обратиться за молитвенной помощью, за посильную какую-то помощью. Обратитесь ко всем своим близким и дальним, к знакомым, ко всем, кто вам близок, чтобы общей молитвой Господь благословил, начиная с этого праздника памяти святителя Христова Чудотворца Николая воссоздать великую святыню русского народа. Где эта святыня находится? 35 километров от нас, вы может быть слышали. Был такой самый знаменитый, самый чудотворный, самый великий образ святителя Чудотворца Николая, который назывался Никола Гостунский. К сожалению вот не слышали. А вот здесь от Оптиной Пустыни по прямой если, то 35 километров, а если через Белев ехать, то километров 45 будет. Максимум пятьдесят. В конце 15-го века в селе Гостунь было удивительное явление. Селяне увидели, как с неба спустился огненный столб, и это свечение продолжалось день. И когда свечение закончилось, селяне подошли на это место, а это излучина, край села, восточная часть, то они увидели образ святителя Николая. В знак благодарности они построили на этом месте храм.

И настолько святитель Христов Николай Чудотворец излил безмерную благодать через эту икону, что как сказано в летописи, летописцы не успевали записывать чудеса, которые совершались от этой иконы. Эта такая слава была от этой иконы, что князь великий запереживал: как это, где-то в далеком селе находится такая святыня. Через несколько лет, в 1506-м году Василий Иванович Третий, отец Ивана Грозного, перенес крестным ходом эту икону в Кремль в Москву и построил храм. Если войти в Кремль через Спасские ворота, то с левой стороны напротив Вознесенского монастыря был этот храм. Он небольшой был. И предварительно построив храм, в 1506-м году крестным ходом перенесли эту икону. И она находилась в Кремле до самой революции. После революции она пропала.

Просьба какая, что на месте явления этой иконы храм, который построили в 16-ом веке, он, к сожалению разрушен. В 2002-ом году провалилась кровля. И теперь только четыре стены и алтарная часть сохранились, и сохранилась в идеальном состоянии колокольня шатровая. Храм начала 16-го века. Поэтому дорогие братья и сестры, в день памяти великого угодника Божия, а то, знаете, на сердце больно. Конечно, величайшее счастье, что тысячи храмов открыты, уже тысячу монастырей открыто. Это милость Божия безмерная, это чудеса. Но как больно, когда вот такое святое место, не просто поругание, а, видите, вы даже не слышали об этом. О нем забыли. Зато каждый день и час: святитель Никола, помоги. А в России это место номер один. Нет более святого места в России, чем это место — Никола Гостунь. Это кстати повеление Василия Ивановича третьего не просто называть село Гостунь, а Никола Гостунь.

Просим ваших святых молитв, дорогие братья и сестры. И будем молиться и надеяться, что в будущем храме также воссияла божественная благодать спасительная, чтобы и там пели «во веки веков» в том храме и здесь в Оптиной и во всех православных храмах мира пасхальную песнь: Христос воскресе! Воистину воскресе!

Архимандрит Владимир (Милованов)