Панагия сумела икона где сейчас. Чудеса сумелийской иконы пресвятой богородицы

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 11 по 18 сентября 2017 года в Санкт-Петербурге будет находиться чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Панагия Сумела».

11 сентября святыня прибывает из Греции в Санкт-Петербург в Казанский кафедральный собор . 12 сентября святыня проследует во главе Общегородского Крестного хода до Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры . По окончании Крестного хода чудотворный образ будет доставлен в Спасо-Преображенский собор .

Икона Божией Матери «Панагия Сумела» будет находиться в Спасо-Преображенском соборе с 12 по 18 сентября, все желающие могут поклониться святому образу.

Согласно древним источникам, в 385 году иноки Варнава и Софроний пришли в один из храмов Афин поклониться чудотворной иконе Богородицы, написанной, по преданию, евангелистом Лукой. Тут они неожиданно услышали голос Богородицы. Она велела монахам следовать за иконой до самого Понта, остановиться у горы Мела и основать там новую обитель.

Затем два ангела подняли бесценный лик, и потрясенные монахи двинулись за ним. После долгих скитаний Варнава и Софроний оказались у Черной горы. Там они обнаружили лик, написанный святым Лукой, он стоял на голом скалистом уступе. Вновь им явилась Богородица и сказала, что вода будет. И действительно из скалы над пещерой вдруг забил живительный чудотворный источник. Он существует и поныне.

Камень за камнем – так и построили Варнава с Софронием храм, вокруг которого стал формироваться монастырь. В Понтийском царстве, а затем и в Трапезундской империи он всегда пользовался благосклонностью византийских монархов.

Впоследствии именно на горе Мела короновались на трон представители династии Комнинов. Даже после того как турки уничтожили христианскую державу, монастырь процветал. Такова была воля султана Османской империи Селима Великолепного в XVI веке. Есть легенда о том, как однажды во время охоты султан неожиданно оказался у подножия Черной горы и увидел на ней богато украшенный христианский монастырь и церковь с сияющим золотом крестом. В ярости повелитель велел верным янычарам немедленно сравнять с землей святыню «неверных». Но не успел он произнести и последнее слово, как тут же свалился с коня и забился в предсмертных судорогах. Впрочем, Бог пощадил его, и на следующий день султан был вынужден даровать Сумельскому монастырю все прежние привилегии и свою благосклонность.

В целом же обитель не знала больших бед вплоть до трагических событий насильственного переселения в Грецию. В 1923 году икону Панагии Сумелы, равно как и другие ценности, турецкое правительство разрешило вывезти, но с тех времен об этом монастыре почти все забыли.

Так и не возвращенная до сих пор к жизни обитель с ослепленными ликами святых объявлена национальным памятником Турции.

15 августа 2010 года в монастыре впервые за 90 лет была отслужена Божественная литургия, на которую прибыли тысячи православных паломников из разных стран.

15 августа 2013 года в Успения Пресвятой Богородицы в четвертый раз после почти 90-летнего перерыва в понтийском монастыре Панагия Сумела прошла Божественная литургия, которую отслужил Вселенский Патриарх Варфоломей. Такое событие происходит раз в год с 2010 года, когда турецкое правительство по просьбе Вселенского Патриархата и благодаря многочисленным дипломатическим усилиям милостиво согласилось дозволить понтийским грекам помолиться и совершить богослужение на своей Родине.


Среди понтийских греков монастырь Панагия Сумела является самым почитаемым святым местом. Он был основан в конце IV века монахами Варнавой и Софрониосом в честь иконы Божьей матери, написанной по преданию самим Святым Лукой, который был первым иконописцем. По преданию он передал написанную им икону церкви в Фивах. После смерти апостола ее передали в православный храм города Афин и с тех пор икону стали называть Панагия Афинская. Монах Варнава увидел сон, в котором Бог велел ему и его племяннику Софрониосу прийти в храм и поклониться иконе Панагии Афинской. Во время поклонения иконе монахи услышали голос, исходящий из самой иконы: «Сопровождайте меня на Восток до горы Мела.» После этих слов икона осветилась, ее подхватили ангелы и унесли в направлении Черного моря. Монахи проделали долгий путь через всю Македонию, Халкидики, Константинополь, оттуда морским путем достигли Трапезунда. Там они продолжили поиски иконы и дошли до селения Куспиди, где один человек пригласил их пообедать в свой дом. Он угостил их рыбой и сказал, что рыбу поймал в реке Пикситис, которая берет свое начало с горы Мела. Услышав о горе Мела, монахи обрадовались и, расспросив хозяина, как ее найти, отправились в путь. Достигнув горы, они стали на нее взбираться, и тут их внимание привлекла пещера, из которой сквозь зелень покрывавшего гору леса лился свет, исходящий от иконы. Монахи преклонили колени и возблагодарили Бога за помощь в исполнении возложенной на них миссии. После чего в они стали строить церковь в этом месте. А икона стала называться Панагия Сумела. В строительстве церкви им помогали монахи Вазелонского монастыря Святого Иоанна Предтечи, находящегося неподалеку. Уже позже в XIII веке был построен большой монастырь.

С монастырем Панагия Сумела связана еще одна легенда. Однажды охотившийся здесь турецкий султан увидел великолепный монастырь и был поражен его красотой. Тогда в ярости он приказал разрушить монастырь. И в тот же момент его охватили приступы удушья. Упав на землю в страхе перед смертью султан отменил свой приказ, и мучения его тотчас же прекратились. Отойдя от охватившего его ужаса, султан велел всем туркам во все века проявлять уважение и оберегать монастырь, и после этого никто не осмеливался его трогать.

В 1923 году после геноцида понтийских греков, в связи с депортацией уцелевших монастырь покинули последние монахи, один из них спрятал икону, рукописное Евангелие VI века и драгоценный крест, подаренный монастырю Трапезундским императором Мануилом III в тайнике в монастыре, где она оставалась до 1931 года, когда при установлении дипломатических отношений с Грецией удовлетворенные своей победой турки добровольно согласились возвратить икону и другие реликвии грекам. Удивительно в этой ситуации поведение в остальном всегда враждебно настроенных турок, как в связи с возвратом иконы, так и с разрешением на проведение литургии в монастыре. Возможно, это как-то связано с особой святостью иконы и этого места, оберегаемого Богом, что даже оказало такое смягчающее влияние на турок.

В этом году на Божественной литургии присутствовал и я. В связи с ограниченным пространством монастыря турецкие власти выдают всего 500 разрешений на посещение литургии. Мне такое разрешение сделали мои понтийские друзья, за что огромное им Спасибо.

В монастырь мы ехали, как будто в зону военных действий. Начиная от Мацуки, всю дорогу стояли военные. Нас остановили для проверки наличия разрешения четыре или пять раз. Приехали мы туда к 9 часам утра.

У монастыря было многолюдно. Там уже собирались понтийцы, приехавшие со всех концов света, куда раскидала их судьба: из Греции, России, Украины, Грузии, даже Австралии. Парень играет на лире - народном понтийском инструменте:

Перед литургией. Потихоньку собирается народ.

Везде те же самые следы турецкого вандализма, который они называют «случайным пожаром».

Верхние фрески, куда не смогли дотянуться руки вандалов, пострадали меньше.

Копия той самой иконы Богородицы Сумельской.

Служить Литургию прибыл Его Святейшество Вселенский Патриарх Варфоломей.

Литургия:




На Литургии в качестве почетного гостя присутствовал Каталикос всех армян Гарегин II.

Патриарх обратился с речью к собравшимся:

Македония — область на севере Греции, занимающая четверть территории страны. Это часть историко-географической области Македонии, освобождённая греческой армией в ходе Балканских войн 1912—1913 годов и закреплённая по Бухарестскому договору в составе Греции.

В двадцати километрах от городка Верии находится монастырь Панагия Сумела, где хранится знаменитый образ Богородицы Сумельской. Сюда он попал из Турции во время переселения понтийских греков в рамках о бмена населением в 1920-е годы . С этой иконой, считающейся творением апостола Луки, связано основание в горах Понта Сумельского монастыря, его развалины считаются национальным памятником Турции .


После смерти апостола Луки (в возрасте 84 лет он принял мученический венец на севере Пелопонеса, в провинции Ахайя) икона оказалась у его ученика Анании. Со временем она была перевезена в Афины - в храм, возведенный в честь Богородицы, где оставалась до конца IV века.
Афинскому священнику по имени Василий однажды явилась Богородица и сказала, что ему и его племяннику нужно принять монашество. После пострига с именами Варнава и Софроний они пришли поклониться чудотворному образу Пресвятой Богородицы, написанному святым апостолом Лукой. Преклонив колена перед иконой, они опять услышали голос Матери Божией, которая велела им следовать на восток, к горе Мела. И тут на их глазах два ангела подняли в воздух икону и исчезли с ней в восточном направлении.
Иноки обошли все крупные монастырские центры, побывали на Афоне и отплыли в Малую Азию. Посетив Трапезунд, они отправились на поиски указанной Богородицей горы. Добравшись наконец до горы Мела, братия исполнились радости. После ночевки в лесу, проснувшись на рассвете, Варнава и Софроний заметили в скале расщелину, над которой кружились ласточки. Войдя в пещеру, монахи увидели в сиянии света икону Божьей Матери - ту самую, которую в последний раз видели в Афинах. Так они поняли, что это место было предназначено им.

фото из инета

Монастырь Панагии Сумельской, основанный иноками Варнавой и Софронием, пережил много бед, но знал времена расцвета и благоденствия. Монастырь был покинут в 1922 году во время обмена населением между Грецией и Турцией. Тогда и попал в Грецию чудотворный образ Богородицы.

(На протяжении нескольких веков монастырь Панагия Сумела был святыней не только для понтийских греков, но и христианства всего мира, однако турецкие власти враждебно относились к православному паломничеству. Впервые оно стало возможным только в 2007 году. В 2010 году Министерство культуры Турции по просьбе Вселенского патриарха дало согласие на проведение в монастыре Панагия Сумела первого с 1922 года богослужения. 15 августа 2010 года, в день Успения Пресвятой Богородицы, Вселенский Патриарх Варфоломей I возглавил литургию в монастыре при стечении нескольких сотен паломников из разных стран.)

Но вернёмся в Грецию - в места, где построен современный монастырь, в который была перенесена Сумельская икона.

Немного кадров по дороге - переезд из Неа Макри (см.предыдущую запись) в Неа Сумела.









Отсюда начинается подъем к монастырю по горной дороге. По пути привлекают внимание мраморные карьеры.







Наконец - сам монастырь Панагия Сумела. Территория небольшая, и кадров у меня совсем немного.



Та самая древняя Сумельская икона Богородицы. А также крест с частицей Животворящего Креста Христова.



Обратная дорога.





















Приняв много веков назад христианскую веру, греки Малой Азии, и особенно Понта, бережно хранили ее, оставаясь верными ей на протяжении всего своего исторического пути. Они любили свою благодатную землю, с трепетом и благоговением относились ко всему, что было создано на этой земле, и особенно, к христианским святыням, ставших символами их веры. Одна из таких святынь - знаменитый на весь христианский мир монастырь Панагия Сумела, где находилась икона Божьей Матери Панагия Сумела («Всесвятая с горы Мела»).

Панагия Сумела является символом веры греков Понта. Первое наименование Её чудотворного образа, написанного самим евангелистом Лукой,было Панаги́я Афинио́тисса, то есть Пресвятая Богородица Афинская.
Дело в том, что апостол Лука был не только евангелистом, но и первым иконописцем. Более того, его считают святым покровителем врачей и живописцев. Как отмечает в своих трудах греческий историк Неофит Кавсокаливит, апостол Лука сначала гравировал иконы на дереве твёрдой породы, а затем уже разрисовывал их. Согласно преданию, Лука создал три иконы Божией Матери, судьба каждой из которых сложилась по-разному: одну из них он передал храму на острове Кипр, другую — в храм на полуострове Пелопоннес, а третьей иконе пришлось пройти тернистый путь — из Греции на Понт, на гору Мела, а оттуда вновь в Грецию.

Материал об истории иконы Панагии, написанной Лукой, был опубликован в 1775 году архимандритом Парфением Метаксопулосом и историком Неофитом Кавсокаливитом. По их словам, Лука отдал написанную им икону в одну из церквей города Фивы. После его смерти его ученик по имени Ананий передал её в самый большой православный храм города Афины, откуда она и получила своё первое имя — «Панаги́я Афинио́тисса».
Дошедшие до наших дней исторические документы и имперские указы об основании в конце IV века Сумельского монастыря подтверждают факт пребывания святого апостола Луки в римской провинции Ахайя на севере полуострова Пелопоннес, его мученической кончины и погребения в соседней провинции Бетия в возрасте восьмидесяти четырех лет.

Монастырь Панагии Сумела разрастался, богател и приобретал все более широкую известность, и стал самым влиятельным и богатым в Понтийской земле. Сами императоры Византийской империи, а затем Трапезундской, из династии Комниных, покровительствовали ему и делали богатые пожертвования. Известно, что драгоценный, искуснейшей резьбы крест с инкрустированной в него крупными частицами Креста Распятия Господа нашего Иисуса Христа, был подарен Мануилом Комниным III. Другой император, Алексей Комнин III, в знак благодарности Панагии Сумела за чудесное спасение во время бури выделил огромные средства на обновление всех строений Монастыря и на возведение новых защитных башен. Также в монастыре находились мощи преподобных Варнавы, Софрония и Христофора. Монастырь Панагии Сумела был самоуправляем и имел большие привилегии.

После захвата в 1461 году Трапезунда и оккупации Понта турками, дела у монастыря продолжали идти на удивление хорошо. Известна легенда о монастыре Панагия Сумела. Однажды султан Селим (1512-1520 гг.) случайно забрел сюда во время охоты. Его восхитили необычное расположение на склоне скалы и красота обители. Но религиозный фанатизм оказался сильнее, и он приказал сжечь христианскую святыню. Но отдав этот приказ, он тотчас упал с коня, забился в судорогах, на губах у него выступила пена. Слуги султана стали умолять его отменить столь жестокое решение, и как только он это сделал, мгновенно получил исцеление. С тех пор вошел в силу указ о привилегиях монастыря, которому следовало не одно поколение турецких правителей. И действительно, на протяжении долгих лет османского владычества монастырь никто не осмеливался трогать. Более того, он не облагался налогами. Жители близлежащих греческих поселений районов Мацу́ка, Са́нта и Су́рмена снабжали монастырь необходимыми продуктами, а в случае опасности с оружием в руках вставали на защиту православного храма.

За 16 веков своего существования Монастырь Панагии Сумела приобрел известность не только религиозного, но и крупного культурно-просветительского центра. В его библиотеке хранились и переписывались редчайшие древние манускрипты. Достаточно сказать, что из 52 греческих рукописей, хранящихся в музее Анкары, 34 изъяты из библиотеки Монастыря Панагии Сумела. Благодаря кропотливому труду переплетчиков были сохранены для истории произведения многих древних философов и писателей.

В 1922 году был совершен геноцид Православного Понтийского Эллинизма. Ослепленные религиозным фанатизмом турки вырезали Христиан. Жертвами этого ужасного геноцида стали 350 тысяч ни в чем неповинных Понтийских греков, а оставшиеся в живых были насильно выселены и развеяны по многим странам. Большая часть беженцев была принята Россией, основная же часть переселенцев оказалась в северной Греции. Многострадальные понтийские греки с нуля стали обживать новую родину, никогда не забывая о своей покровительнице Панагии Сумела.

Перед исходом с мученического Понта, монахи спрятали в часовне Святой Варвары чудотворную икону Панагия Сумела вместе с евангелием Святого Христофора и крестом императора Трапезундского Мануила Комнина.

В 1930 году премьер-министр Греции Элефтериос Венизелос обратился к посетившему Афины премьер-министру Турции, с просьбой позволить греческой делегации отправиться на Понт и привезти в Грецию символы Православия. Миссию привезти в Грецию понтийские реликвии возложили на уроженца Понта, монаха Амвросия Сумельотиса (Сумельского), который, заручившись письмом к турецким властям от посольства Турции в Греции, 14 октября отправился в Константинополь, а оттуда – на Понт. Несмотря на то, что местоположение скрытых сокровищ Православия ему было известно, отыскать их оказалось непросто. За прошедшие годы двор часовни сильно зарос растительностью, но, как рассказал Амвросий Сумельотис, ему вновь помогла Панагия: заступ, казалось, сам нашел зарытый сундук, и сокровища в целости и сохранности вернулись в Грецию. Их поместили в Афинский Византийский музей, сокровищницу православных реликвий.

Лишенный своих святынь, сегодня монастырь Сумела – это полуразрушенные стены, внутри которых остался уникальный скальный храм. Многие образы, выведенные на стенах, еще сохраняемы, хотя время не щадит их. Развалины Сумельского монастыря причислены к национальным достояниям Турции, но турецкое правительство ничего не делает для восстановления уникального памятника христианства, посмотреть на который съезжаются туристы и паломники со всего мира. Для многих из них это всего лишь познавательная экскурсия. Для православных греков, потомков тех, кто некогда строил монастырь, веками молился в нем, для кого эта земля, эти горы когда-то были родными, побывать в Панагия Сумела, поклониться его стенам, зажечь свечи в память о предках - это поступок, который стремится сделать в своей жизни каждый понтийский грек.

В 2010 году, по разрешению министерства культуры Турции, при энергичном содействии Ивана Саввиди, в Панагия Сумела, спустя 88 лет после искоренения греков Понта с их исторической родины, состоялась первая литургия в день Успения Пресвятой Богородицы, в честь Панагии Сумельотиссы.

Сегодня знаменитый образ Богородицы Панагия Сумела, привезенный из Турции, находится в на склоне горы Вермиос в Вермийском районе северной Греции в двадцати километрах от Верии, в деревне Кастанья по пути в Козани. Понтийцы, обосновавшиеся в Греции, построили здесь храм в честь Успения Богородицы, и образ Панагии был торжественно перенесен в него из Верии.

Чудотворная икона опять собирает вокруг себя не только греков, но и христиан всего мира.

11 сентября чудотворная икона Панагия Сумела принесена в Санкт-Петербург. До 18 сентября святыня пребывает в Спасо-Преображенском соборе, где перед образом каждый день совершаются молебны.


Примерно в 50 км. к югу от Трабзона на высоте 1200 м на склонах утеса находится (кажется, будто волшебным образом висит) исторический духовный центр православных христиан Понта – монастырь Панагия Сумела, частично вырубленный в скалах. Монастырь также широко известен всему миру как обитель Богородицы Черной горы.

Достаточно крутой подъем по каменистой тропинке среди отвесных скал занимает минимум 40-50 минут. Оно того стоит, ведь это своего рода путешествие во времени – переправа сразу в IV век. Именно тогда греческие монахи Варнава и Софроний основали здесь православный монастырь. Причем место указала им сама Матерь Божья.

Лик, написанный святым Лукой, стоял на голом скалистом уступе. Да еще на приличной высоте. Как тут затевать строительство?

Согласно древним источникам, в 385 году иноки Варнава и Софроний пришли в один из храмов Афин поклониться чудотворной иконе Богородицы, написанной, по преданию, евангелистом Лукой. Тут они неожиданно услышали голос Богородицы. Она велела монахам следовать за иконой до самого Понта, остановиться у горы Мела и основать там новую обитель.

Затем два ангела подняли бесценный лик, и потрясенные монахи двинулись за ним. После долгих скитаний Варнава и Софроний оказались у Черной горы. Там они обнаружили лик, написанный святым Лукой, он стоял на голом скалистом уступе. Да еще на приличной высоте. Как тут затевать строительство? Поблизости нет даже источника воды. Но вновь явилась Богородица и сказала, что вода будет. И действительно из скалы над пещерой вдруг забил живительный чудотворный источник. Он существует и поныне.

Камень за камнем – так и построили Варнава с Софронием храм, вокруг которого стал формироваться монастырь. В Понтийском царстве, а затем и в Трапезундской империи он всегда пользовался благосклонностью византийских монархов.

Впоследствии именно на горе Мела короновались на трон представители династии Комнинов. Даже после того как турки уничтожили христианскую державу, монастырь процветал! Такова была воля султана Османской империи Селима Великолепного в XVI веке. Есть легенда о том, как однажды во время охоты султан неожиданно оказался у подножия Черной горы и увидел на ней богато украшенный христианский монастырь и церковь с сияющим золотом крестом. В ярости повелитель велел верным янычарам немедленно сравнять с землей святыню «неверных».

Но не успел он произнести и последнее слово, как тут же свалился с коня и забился в предсмертных судорогах. Впрочем, небеса его пощадили, и едва ли не на следующий день султан был вынужден даровать Сумельскому монастырю все прежние привилегии и свою благосклонность.

В целом же обитель не знала больших бед вплоть до трагических событий насильственного переселения в Грецию. Икону Панагии Сумелы, равно как и другие ценности, турецкое правительство вывезти разрешило, но с тех времен об этом монастыре почти все забыли.… Пока честнее называть это святое место «культурными развалинами»…

Так и не возвращенная до сих пор к жизни обитель с ослепленными ликами святых объявлена национальным памятником Турции. Однако пока честнее называть это святое место «культурными развалинами», а потому не лучшим земным прибежищем ангелов с печальными глазами…

15 августа 2010 года в день празднования Успения Божией Матери (Константиноапольская Православная Церковь живёт по новому стилю) в монастыре впервые за 90 лет была отслужена Божественная литургия, на которую прибыли тысячи православных паломников из разных стран.