Формирование древнерусского государства теории происхождения. «Образование Древнерусского государства. Центры древнерусского государства. Киевская Русь как раннефеодальная монархия: органы власти и управления. Правовое положение населения Киевской Руси

Образование Древнерусского государства и первые киевские князья

Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства.

Древнерусское государство возникло в 9 в. на территории восточных славян вокруг следующих политических центров: Куявии (на терр Киева), Славии (на терр Новгорода), Артании (на терр Рязани).

После объединения восточнославянских племен центром Древнерусского государства стал г. Киев, в котором правили Кий, Дир и Аскольд.

Факторы, способствующие образованию Древнерусского государства:

1) развитие ремесел, техники обработки земель, торговых отношений;

2) укрепление связей между существовавшими государственными образованиями славянских племен;

3) внешняя торговля;

4) сложные политические отношения с Византией;

Государственность русов складывалась под влиянием Хазарского каганата. Хазары не были христианами, но они были веротерпимыми, что способствовало образованию самостоятельного государства.

Образ жизни славян оседлый. Быт - соседская община. Главное занятие - земледелие, скотоводство, торговля, бортничество.

Признаки образования Киевской Руси как государства:

1) переход от родовой общины к территориальной и соседской;

2) наличие власти одних лиц над другими, формирование аппарата власти;

3) введение налогов на поддержание государственного механизма.

Основной причиной возникновения Киевского государства ученые называют изгнание норманнов с новгородских земель в середине IX в. Возникла необходимость защиты территории вооруженными силами, а значит, появилась потребность в государственном аппарате, Волнения по поводу постоянных внешних вторжении продолжались, поэтому группа жителей направилась к варягам (русичам), из числа которых был избран правитель (князь, воевода) на землях русских Рюрик. После смерти Рюрика стал править Вещий Олег.Он в 882 г. отправился в поход и захватил Киев, а также другие земли на пути «из варяг в греки» - образовалась единая территория Руси. Олег присоединил к Руси еще множесттво территорий посредством захвата либо мирного присоединения соседних земель. Он же и перенес столицу в Киев, благодаря чему Русь была названа Киевской, а все князья - великими киевскими.

Окончательно оформилось Русское государство - Киевская Русь.

Основными теориями происхождения Древнерусского государства признают:

1) норманнскую теорию, создателями которой считают немецких ученых Байера, Миллера, Шлецера. Основанием для возникновения «норманнской теории» является древнерусская летопись XII в. «Повесть временных лет», в которой говорилось о призвании на землю Русскую трех братьев - варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора. По мнению сторонников этой теории, братья-варяги основали Древнерусское государство и дали ему название Русь;

2) антинорманнскую теорию, представителями которой являются М. В. Ломоносов, В. Г. Белинский, Н. И. Костомаров и др. Сторонники данной теории считают, что Древнерусское государство не было создано братьями, выходцами из Скандинавии, а явилось следствием эволюционных исторических процессов. Такими историческими процессами считают разложение первобытно-общинного строя и развитие феодальных отношений.

2. Первые киевские князья. 
Рюрик (862-879). Был приглашён частью жителей Новгорода, чтобы "володеть" ими. 
в 862 г. занял Ладогу, а через два года, по смерти Синеуса и Трувора, присоединил к ней их владения - Белоозеро и Изборск; перенес столицу в Новгород.

Княжение Олега стало поворотным этапом русской истории. Именно он явился первым представителем княжеской династии, под властью которой началось объединение Киевской Руси.
Олег (Вещий) (879-912) - князь новгородский и (с 882) киевский. Первым шагом Олега стало овладение Киевом, в котором в то время правили варяжские князья Аскольд и Дир. Освобождение от власти хазарского каганата и подчинение Киеву южнославянских племен. Для обороны от кочевников князь создал хорошо укрепленные рубежи. После этого ему удалось подчинить своей власти племена древлян, северян и радимичей. Постепенно под власть Олега попали все племена, заселявшие соседние с Русью земли, - вятичи, хорваты, дулебы, тиверцы.
Вторым важнейшим делом Олега стала победа над Византией. Это было одно из самых сильных государств древнего мира, и торговля с ним была необходима для укрепления авторитета Руси. В 907 и 911 году Олег с большим войском совершил успешный поход на столицу Византии Константинополь.

Игорь в 913 начал успешный военный поход в Закавказье. В 920 вместе с хазарами Игорь совершил поход против печенегов. В 941 вместе с хазарами совершил неудачный поход на Константинополь, завершившийся поражением и гибелью русского флота. Совместный поход в Закавказье, предпринятый Игорем в 943-944, был более удачным. В 944 русское войско захватывает в Закавказье город Бердаа. Это произошло после подписания в 944 соглашения между Русью и Византией.
В 945 г. Игорь в очередной раз отправился в землю древлян на полюдье, рассчитывая собрать повышенную дань. Собрав дань, Игорь отпустил большинство дружинников домой, а с остальными еще раз вернулся за данью в древлянскую столицу. Игорь был убит в восстании древлян.

Ольга 
Во время сбора «полюдья» у племени древлян в 945 году князь Игорь был убит. Ольга приняла правление.
За убитого мужа княгиня жестоко отомстила и сожгла г Искоростень. После покорения древлян Ольга занялась укреплением княжеской власти. Она устанавливала размеры дани и оброка, указывала места их сбоpa-погосты, сам процесс назывался полюдьем.
Чтобы упрочить контакты с другими государствами, в частности с Византией, княгиня Ольга решила принять крещение. Крещение не только уравняло Ольгу с правителями других стран, но и поставило ее в особое положение.

Святослав
Сын Ольги и Игоря Святослав (957-972) Он пошел на Оку и подчинил вятичей, которые тогда платили дань хазарам; разгромил Хазарское царство, взяв главные города хазар (Саркел и Итиль). Заодно Святослав победил племена ясов и касогов (черкесов) на р. Кубани и овладел местностью в устьях Кубани и на Азовском побережье под названием Таматарха (позднее Тмутаракань). Наконец, Святослав проникнул на Волгу, разорил землю камских болгар и взял их город Болгар. В войне за территории он потерпел поражение. Войско Святослава, истомленное войной, на пути домой было захвачено печенегами, Святослав был убит (972). Владимир Великий


Владимир Святославич (980-1015). С 969 года он правил в Новгороде. В 980 году Владимир, убив своего сводного брата Ярополка, стал Великим князем Киевским. Владимир был единовластным правителем Русской земли. В 988 году был предпринят поход на Херсонес (Корсунь). После длительной осады город был взят войском Владимира. В том же году произошло крещение Руси. Владимир так же предпринял походы на вятичей, радимичей и литовцев. Во время княжения Владимира на берегу реки Трубеж состоялась битва с печенегами.

Святополк I Владимирович

Ярослав I Владимирович Мудрый (родился в 978 г., умер в 1054 г.).

Внешняя политика.

В 1030-1031 гг. Червенские города (Белез, Червень, Перемышль) снова отошли к Руси.

В 1030 г. Ярослав совершил успешный поход в земли прибалтийской «чуди» и присоединил город Юрьев

В 1036 г. войско Ярослава нанесло сокрушительное поражение печенегам под Киевом

В 1043 г. воевал с Византией (последняя война Руси с этой страной, но неудачно.

Развивал внешние отношения посредством династических браков.

Внутренняя политика.

Градостроительство, постройка церквей и монастырей

Создание школ для обучения грамоте, осущ-ся перевод греч книг.

Был основателем «Русской правды».

3. Политическое и социально-экономическое устройство Руси в Х-ХII вв. «Русская Правда»

Признаки раннефеодальной монархии:

1) переход власти в порядке наследования сначала по старшинству в роде, а в последующем - от отца к старшему сыну;

2) отсутствие юридической ответственности главы государства;

3) несформированные институты власти;

4) неустановленные полномочия и статус совета при правителе;

5) народное собрание (вече) не постоянный представительный орган

Гос. строй КР- раннефеод. монархия. Во главе гос-ва – киевский великий князь.

В функции великого князя входили:

1) организация и командование вооруженными силами;

2) сбор дани;

3) налаживание внешней торговли;

4) назначение местного управления, княжеских агентов;

5) законодательная и судебная деятельность;

6) руководство внешними отношениями.

Он опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осущ-сь его наместниками (в городах) и волостели (в сельских местности). Великий князь был в сюзеренно-вассальных отношениях с другими князьями. Появился новый орган власти –«снема» - феодальный съезд. На нем решались вопросы войны и мира, вассалитета. Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя (сыновья) и опиралось на военные гарнизоны. Существовала десятичная система управления. Ресурсы для существования местные органы получили через систему кормлений (сборы с местного населения). Важную гос-ю и полит. роль играло вече. Приобретались более формализованные черты: повестка дня, кандидатуры выборных должностных лиц, в качестве организационного центра – «старцы градские». Компетенция: вопросы налогообложения, оборона городов, организация воен. походов, выборы князя (в Новгороде). Орган местного крестьянского самоуправления – тер-альная община – вервь. Компетенция: земельные переделы, полиц. надзор, налогово-финансовые вопросы, судебные споры. Становление княжеской администрации – на фоне первых правовых реформ. Налоговая реформа княгини Ольги(X): установила «уроки» и «погосты». В начале XI в Владимир устанавливал «десятину» - налог в пользу церкви. Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское). Церковь получила право приобретать земли, население деревни, осуществление суда по спец. юрисдикции.

Судебные функции в Древнерусском государстве осуществляли органы власти и управления на местах (князья, посадники, волостели, представители княжеской власти), так как судебных, органов как особых учреждений не существовало. Церковь также имела функции судебных opганов. Она могла судить зависимое население своих земель по делам о преступлениях против религии, нравственности и семьи.

Форма государственного устройства Древнерусского государства - относительно единое унитарное государство. Политический режим Киевской Руси не определен: присутствуют признаки демократии (народное собрание) и в то же время признаки авторитаризма (власть великого князя).

Правовое положение

В IX в. установилось феодальное общество и сложились классы господствующих феодалов землевладельцев и зависимого населения.

Господствующий класс:

1) великий князь;

2) местные князья и общинная знать (бояре) - крупные феодалы-землевладельцы;

3) служилые люди, обеспечивающие работу государственного аппарата;

4) дружины князей, подчиняющиеся либо великому князю, либо удельному князю. Зависимый класс населения:

Зависимый класс населения:

1) смерды (крестьяне) - свободные крестьяне, имевшие свой дом, хозяйство, участок земли в пользовании, а также право участвовать в военных походах в качестве ополченцев. Смерд мог передавать свое имущество по наследству. Зависимость смердов выражалась в обязанности платить князьям дань, подати. Личность и имущество смерда защищались законом. Смерд нес имущественную ответственность за совершенные им проступки и преступления по обязательствам и договорам. В судебном процессе смерд мог выступать полноправным участником;

2) закупы - смерды, которые взяли у хозяина в долг какое-либо имущество под проценты, гарантировав его возвращение своим самозакладом. Закуп отрабатывал свой долг у хозяина и не мог его покинуть, пока не рассчитается, иначе его обращали в холопство. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество. За правонарушение закупа хозяин уплачивал штраф потерпевшему, но закупа могли обратить в холопство. В судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях;

3) рядовичи - крестьяне, работающие у землевладельцев по договору (ряду);

4) изгои - люди, которые вышли из общины и находятся вне социальных групп;

5) прощенники - лица, попавшие под покровительство церкви, монастырей или светских феодалов и обязанные за это отработать в их хозяйствах;

6) холопы (челядины) - лица, попавшие в рабство в результате самопродажи, рождения от рабыни, купли-продажи, брака с рабом (рабыней), поступления в ключничество, совершения преступления, а также плена. Холоп не защищался законом. За его убийство хозяину выплачивался штраф, как за уничтожение имущества;

7) докладные холопы - княжеские или боярские I слуги, которые ведали отдельными отрасля- I ми хозяйства (ключники, тиуны, огнищане, конюшие, старосты, пашенные). Со временем такие холопы могли получить свободу;

8) кабальные холопы-холопы, которые не могли отчуждаться как обычное имущество. Отношения хозяина и кабального холопа строились на личном соглашении, смерть одной из сторон прекращала обязательство.

Промежуточные и переходные категории - городское население:

1) боярство;

2) духовенство;

3) купечество;

4) «низы» (ремесленники, мелкие торговцы).

Русская правда

Основным источником права Древнерусского государства является Русская правда - крупнейший памятник древнерусского права

Существует более ста списков Русской Правды, разделенных на три редакции.

1. Краткая редакция Русской Правды (Краткая Правда) - самая древняя часть Русской Правды, состоящая из двух частей: Правды Ярослава (1015-1054 гг.) и Правды Ярославичей (1060-е гг.). Краткая Правда содержала 43 статьи, которые в основном содержали нормы уголовного права и процесса. В Правде Ярослава сохраняется кровная месть, отсутствует четкая дифференциация размеров судебных штрафов в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего. В Правде Ярославичей отменялась кровная месть, устанавливалась мера наказаний, ограждающих жизнь и имущество феодалов. Окончательный вариант Краткой Правды сформировался в конце XI в.

2. Пространная редакция {Пространная Правда) - систематизированный сборник правовых норм, измененная и дополненная Краткая Правда. Пространная Правда содержала 121 статью и состояла также из двух частей: Устава князя Ярослава и Устава Владимира Мономаха Пространная Правда отражала дальнейшую социальную дифференциацию - устанавливались привилегии феодалов (более высокие штрафы за убийство, нанесение побоев, увечий, оскорблений, посягательство на имущество, нарушение границ земельных владений феодалов), определилось зависимое положение смердов, закупов. закреплялось бесправие холопов Пространная Правда просуществовала до XIV в.

3. Сокращенная редакция (Сокращенная Правда) - систематизированный сборник правовых норм, составленный во второй половине XV в. Сокращенная Правда получила такое название за то, что из ее состава были исключены ставшие неактуальными нормы права.

Русская Правда регулировала вопросы уголовного права и процесса, гражданского права (права собственности), семейно-брачных отношений, наследственного права, обязательственного права и вопросы правового положения населения.

Русская Правда различала договоры:

1) купли-продажи;

3) хранения имущества (поклажи);

4) займа с самозакладом (закупничества);

5) подряда («уроке мостников»);

6) личного найма. Форма договора была устной. Договор заключался при свидетелях с совершением символических действий (рукобитья). Неисполнение договора могло повлечь за собой не только обращение взыскания на имущество, но и на самого должника по договору. Стороны договор должны были отвечать требованиям возврата, правоспособности и свободы.

Русская Правда предусматривала наследование по закону и завещанию. Наследство между сыновьями делилось поровну, но отцовский двор переходил только к младшему сыну. Дочери бояр и дружинников имели право на наследство.

Важным пунктом РП стала отмена кровной мести и замена ее на виру за убийство свободных, и двойную виру-за убийство привилегированных лиц.

Возникновение имущественного неравенства, сосредоточение власти и богатства в руках родовых и племенных вождей, формирование преданных вождю военных дружин, переход от кровнородственной общины к территориальной - все это создавало предпосылки для появления государственной власти.

Норманская теория – комплекс научных представлений, согласно с которыми, первые основы государственности на Руси заложили скандинавы(т.е. "варяги"), которые были призваны править Русью. Норманскую теорию выдвинули в первой половине XVIII века немецкие историки - Байер и Миллер. Оба поселились в России во времена царствования Анны Иоанновны, многие годы работали в Петербургской Академии Наук. Сам термин “варяги” возник в конце IX - начале X вв. Варяги впервые упоминаются в "Повести временных лет", написанная монахом Нестором. Повесть временных лет, созданная в десятом, начале одиннадцатого века, гласит, что название нашего государства происходит от названия племени варягов – «русь», которое было призвано славянскими и финно-угорскими племенами (словене, кривичи, чудь и весь) для разрешения межплеменного конфликта в 862 году: «И сказали себе словене: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти» 1 . Упоминания о Руси как государстве ранее не встречается. Следственно, согласно норманнской теории. до 862 года славянские племена, населявшие территорию будущего государства Российского, жили разрозненно под собственными именами.

Варяг Рюрик, согласно Ипатьевской летописи, сел княжить в Ладоге. После смерти братьев Синеуса и Трувора (существование которых подвергается сомнению), князем был основан город Новгород, куда он сам перебрался, объединив всю власть и земли Руси в своих руках. Летописцы древней Руси, один из которых монах Нестор, писавший уже в двенадцатом веке, упомянул: «с тех варяг прозвалася Русская земля». Таким образом, согласно этой теории, первый княжеский род России имеет скандинавское происхождение.

Археологические источники наиболее точно подтверждают теорию. Найденные под Ладогой могилы русов соответствуют способу захоронения в Швеции и на Аландских островах. В 2008 году на Земляном городище Старой Ладоги археологами обнаружены предметы эпохи первых Рюриковичей с изображением сокола, предположительно ставшее символическим трезубцем - гербом Рюриковичей. Похожее изображение сокола отчеканено на английских монетах датского конунга Анлафа Гутфритссона (939-941 гг.). При археологических исследованиях слоев IX-X веков в Рюриковом городище обнаружено значительное количество находок военного снаряжения и одежды викингов, обнаружены предметы скандинавского типа (железные гривны с молоточками Тора, бронзовые подвески с руническими надписями, серебряная фигурка Валькирии и др.), что свидетельствует о присутствии выходцев из Скандинавии в Новгородских землях во времена зарождения русской государственности.

Антинорманнская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Известные украинские историки «старой школы» - Н. Костомаров, В. Антонович, М. Грушевский, Д. Багалий - придерживались славянской теории происхождения Руси и прочно стояли на позициях антинорманнизма. Гипотеза была сформулирована В. Н. Татищевым и М. В. Ломоносовым. Она исходит, во-первых, из другого фрагмента «Повести временных лет»:

В советской историографии родиной русов считалось Среднее Поднепровье, они отождествлялись с полянами. Эта оценка имела официальный статус. Из современных концепций известна теория В. В. Седова о «Русском каганате», который на археологическом материале помещает русь в междуречье Днепра и Дона (волынцевская археологическая культура) и определяет как славянское племя.

Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов. Учёные, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель. Существуют и промежуточные версии локализации - в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики

М. В. Ломоносов отождествлял русь (россы ) с пруссами, последних причисляя к славянам. В этом Михаил Васильевич полагался в первую очередь на свое личное мнение о сходстве «их (пруссов) языка со славенским », а также ссылался на Претория и Гельмольда, почитавшим «прусский и литовский язык за отрасль славенского »[.

Используя «Окружное послание патриарха Фотия», опровергал норманскую теорию. В указанном сочинении упоминаются «вагры». Ломоносов приравнивает их к варягам. В религиозных верованиях роксоланов присутствует поклонение Перуну. Отсюда, отождествление их со славянским населением. Кроме того, «варягами» назывались многие народы, живущие по побережью Балтики. Вывод: были варяги-русы и варяги-скандинавы. В русском языке отсутствуют элементы скандинавских языков. Следовательно, нет оснований говорить о том, что варяги, упоминаемые в «Повести временных лет», - скандинавы. Местом начала этнической истории русских, по его мнению, является междуречье Вислы и Одера.

Виднейшим антинорманистом XIX века был Д. И. Иловайский. Д. И. Иловайский являлся сторонником южного происхождения руси. Отстаивал изначальное славянство болгар, большую роль славян в Великом Переселении Народов и важную роль славян в союзе гуннов.

На просторах Европы второй половины первого и начала второго тысячелетия многочисленные источники локализуют, помимо Киевской Руси, Русь Прикарпатскую, Приазовскую (Тмутаракань), При­каспийскую, Подунайскую (Ругиланд-Русия), в целом, более десятка раз­личных Русий. Но особенно много их предстает на южном и восточном берегах Балтийского моря. И именно с балтийскими Русиями, в пределах которых проживали славяне и ассимилированные ими народы, связан сам факт призвания варяжской Руси.

Центристская теория

Современные историки (Юрганов, Кацва) пытаются преодолеть крайности

обеих этих теорий. Древнерусское государство возникло в результате внутреннего развития общества, социальных и хозяйственных сдвигов; к образованию Древнерусского государства привела необходимость регулирования отношений между людьми, проживающими на одной территории, а также защиты своей земли от внешних врагов. Они пришли к следующим выводам:

Норманны сами в то время не имели государственности - процесс формирования государства начался до прихода Рюрика; сам факт его приглашения на княжение говорит о том, что эта форма власти была уже известна славянам;

Вопрос о том, является ли Рюрик реальной исторической личностью, не связан с проблемой образования государства; каким бы путем он не пришел к власти (есть версия, что он захватил Новгород силой), он завладел ей в той форме, в какой она существовала у ильменских словен;

Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и установив контроль над двумя важнейшими отрезками пути "из варяг в греки", подвел экономическую базу под складывающееся государство.

Ирано-славянская теория

Согласно этой теории существуют два вида русов - русы-ободриты или руги, жители Рюгена (прибалтийские славяне), и причерноморские русы, потомки славянских и иранских племен. Словенами ильменскими были приглашены русы-ободриты. При объединении восточнославянских племен в единое государство - Русь, происходит сближение двух видов русов.

Так же, форма “рос” имеет тождественность с иранскими языками (от слова рохс). Со времени скифского господства в Северном Причерноморье ираноязычные народы имели влияние на нетранские племена. Среди этих неиранских племен были и славянские племена (анты), что проживали между Поднепровьем и Подонцовьем в период раннего средневековья, и которые имели отношения с иранскими племенами.

Кельтско-славянская теория

По мнению академика НАН Украины В.Г. Скляренко, новгородцы обратились за помощью к варягам-славянам (прибалтийским славян), которые назывались рутенами, или русами.

Название рутены (русы) происходит от одного из кельтских племен, так как кельты-рутены приняли участие в этническом формировании славян о.Рюген. Кроме них еще существовали азовско-черноморские русы - потомки антов и кельтов-рутенов, известные еще до приглашения новгородцами варягов-славян.

И азовско-черноморские русы, и варяги-русы - славянско-кельтского происхождения, только первые имеют восточнославянско-кельтское, а вторые - западнославянско-кельтское происхождение. А запорожские казаки были потомками азовско-черноморских русов.

Индоиранская теория

Индоиранская гипотеза настаивает на том, что этноним «рос» имеет иное, чем «рус», происхождение, являясь значительно более древним. Сторонники этого мнения, также берущего начало от М. В. Ломоносова, отмечают, что народ «рос» впервые упомянут ещё в VI веке в «Церковной Истории» Захарием Ритором, где он помещается по соседству с народами «людей-псов» и амазонок, что многие авторы трактуют как Северное Причерноморье. С этой точки зрения его возводят к ирано-язычным (сарматским) племенам роксаланов, или росомонов, упоминаемых античными авторами.

Вариант этой теории разрабатывал Г. В. Вернадский, который помещал первоначальную территорию русов в дельте Кубани и полагал, что своё имя они усвоили от роксаланов («светлых аланов»), которые, по его мнению, были частью антов. При этом он считал русов этническими скандинавами.

В 60-е гг. XX века украинский археолог Д. Т. Березовец предложил отождествить с русами аланское население Подонья, известное по памятникам салтово-маяцкой культуры.

Возникновение Древнерусского государства связано с разложением первобытно-общинного строя, которое переживают племена восточных славян в VI веке. Родоплеменные и кровнородственные отношения сменяются территориальными, политическими и военными связями.

По мере разделения труда и возрастании его производительности появляется возможность эксплуатации чужого труда. В сельской общине начинается процесс социального расслоения, выделения верхушки, богатевшей за счет эксплуатации соседей и использования рабского труда.

К VIII в. на территории славянских племен было образовано 14 племенных союзов. Во главе союза стояли князь и княжеская дружина.

Формой общественных отношений славян в VII-VIII вв. выступала военная демократия. К ее признакам относятся:

Участие всех членов племенного союза в решении важнейших вопросов;

Особая роль народного собрания как высшего органа власти;

Всеобщее вооружение населения (народное ополчение). Господствующий класс складывался из старой родоплеменной аристократии - вождей, жрецов, старейшин - и богатых членов общины.

Преследуя военно-политические цели, племенные союзы объединялись в еще более крупные образования - «союзы союзов». Источники свидетельствуют о существовании в VIII в. трех крупных политических центров:

Куяба - южная группа славянских племен (Киев);

Славия - северная группа (Новгород);

Артания - юго-восточная группа (Рязань).

Древнерусское государство образовалось в 882 г. в результате объединения под властью Киева двух крупнейших славянских государств - Киевского и Новгородского. Позднее киевскому князю подчинились другие славянские племена - древляне, северяне, радимичи, уличи, тиверцы, вятичи и поляне. Древнерусское (Киевское) государство по своей форме было раннефеодальной монархией.

Оно просуществовало до середины XII в. Во второй половине XI - начале XII в. на его территории стали образовываться княжества-полугосударства: Киевское, Черниговское, Переяславское.

Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства.

Согласно норманской теории, опирающейся на Начальную русскую летопись(«Повесть Временных Лет» XII века) и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Русь была привнесена извне варягами (Рюриком, Синеусом и Трувором) в 862 году. Основателями норманской теории считаются работавшие в Российской Академии Наук немецкие учёные-историки Байер, Миллер, Шлёцер; точки зрения о внешнем происхождении русской монархии придерживался в общем следовавший за версиями «Повести временных лет» Н. М. Карамзин.

Антинорманская теория основывается на концепции невозможности привнесения государственности извне, на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества. Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов.

Еще по теме 3. Образование Древнерусского государства: основные теории.:

  1. §1. Истоки общества с ограниченной ответственностью в Древнем Риме и российском государстве
  2. § 1. О некоторых взаимосвязях средневековой книжности, юридической образованности и правовой интеллектуальности вместо историографии
  3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ У СЛАВЯН. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Точно сказать, когда появилось Древнерусское государство, ученые не могут и в наше время. Разные группы историков говорят о многих датах, но большинство из них сходятся к одному: появление Древней Руси можно датировать IX веком. Именно поэтому распространены разнообразные теории происхождения древнерусского государства, каждая из которых старается доказать свою версию возникновения великого государства.

http://potolkihouse.ru/

Возникновение древнерусского государства кратко

Как написано в знаменитой на весь мир «Повести временных лет», Рюрика с братьями призвали на княжение в Новгород в862 году. Эта дата для многих стала началом отсчета государственности Древней Руси. Варяжские князья сели на престолы в Новгороде (Рюрик), Изборске (Трувор), в Белозере (Синеус). Уже через некоторое ремя Рюрику удалось соединить воедино представленные земли под единой властью.

Олег, князь из Новгорода, в 882 году захватил Киев для объединения важнейших групп земель, а затем присоединил и остальные территории. Именно с того периода земли восточных славян объединились в большое государство. Иными словами, формирование древнерусского государства относится к 9 веку, по мнению большинства ученых.

Самые распространенные теории происхождения древнерусского государства

Норманская теория

Норманская теория повествует том, что государство смогли организовать варяги, которые в свое время были призваны на престол. Речь идет о братьях, о которых было сказано выше. Стоит отметить, что эта теория берет свое начало в «Повести временных лет». Почему именно варяги смогли организовать государство? Все дело в том, что славяне якобы поссорились между собой, не сумев прийти к общему решению. Представители норманской теории говорят о том, что русские правители обратились за помощью к иноземным князьям. Именно таким образом варяги установили государственный строй на Руси.

Антинорманская теория

Антинорманская теория гласит о том, что государство Древней Руси появилось по другим, более объективным причинам. Многие исторические источники говорят о том, что государственность восточных славян имела место до варягов. На тот период исторического развития норманны находились ниже славян по уровню политического развития. Помимо этого, государство не может возникнуть в один день благодаря одному человеку, это результат продолжительного социального явления. Автохтонная (иными словами, славянская теория) получила развитие благодаря своим приемленикамам - Н.Костомарову, М.Грушевскому. Родоначальником этой теории является ученый М.Ломоносов.

Другие известные теории

Помимо этих наиболее распространенных теорий, выделяют еще несколько. Рассмотрим их более подробно.

ИРАНО-СЛАВЯНСКАЯ ТЕОРИЯ возникновения государства говорит о том, что в мире существовало 2 отдельных вида руссов - жители Рюгена (русы-ободриты), а также причерноморские русы. Некие ильменские словены пригласили руссов-ободритов. Сближение руссов произошло именно после объединения племен в одно государство.

КОМПРОМИССНАЯ теория иными словами называется славянско-варяжской. Одним из первых приемлиником такого подхода к образованию русского государства стал исторический деятель Ключевский. Историк выделял некую городовую область - раннюю местную политическую форму. Речь идет о торговом округе, которым управлял укрепленный город. Варяжские княжества он называл второй местной политической формой. После объединения варяжских княжеств и сохранения самостоятельности городовых областей получилась еще одна политическая форма, названная великим княжеством Киевским.

http://mirakul.ru/

Помимо этого, существует теория, получившая название индо-иранской. В основе этой теории мнении о том, что рос и рус - это абсолютно разные народности, которые возникли в разное время.

Видео:Рюрик. История государства Российского

Читайте также:

  • Древняя Русь - государство, о котором уже написано множество книг, а также снято не один фильм. Стоит отметить, что древнерусское государство прошло достаточно долгий и нелегкий пусть становления. Многие слышали о том, что существует центристская теория происхождения древнерусского

  • Древняя Русь - великое государство, где большое значение уделяли развитию музыки. Именно поэтому древнерусские музыкальные инструменты - это очень интересная тема.

  • Согласно определенным исследованиям стало известно, что древнерусские руны изначально воспринимали в качестве отдельных знаков письменности. Стоит отметить, что в начале XIX века под этим названием понимали исключительно германскую письменность. Итак, давайте рассмотрим основные отличия германских

  • Не секрет, что формирование древнерусской церковной литературы началось после такого процесса как христианизация. Согласно определенным данным, грамотность на Руси появилась благодаря Болгарии, после того как прошел всем известный религиозный акт в 998 году. Эта версия оказалась не совсем

  • Памятники художественной культуры Древней Руси представляют собой собрание удивительной архитектуры, которая отличается особой красотой, а также удивительными конструкциями. Стоит отметить, что памятники культуры времён древней руси, о которых пойдет речь в нашей статье, являются наиболее

  • Не секрет, что древние цивилизации существовали несколько тысяч лет, за это время они существенно повлияли на научное, а также культурное развитие человечества. Стоит отметить, что культурное наследие древних цивилизаций - это достаточно богатая, а также материальная культура. Если говорить о

Глава 3. Теории возникновения древнерусского государства

"Каких пакостей наколобродит в российских древностях такая допущенная к ним скотина. " Отзыв М.В. Ломоносова о «Русской грамматике» А. - Л. Шлёцера. 1764

С XVII века, исследователи русской истории разделились на два лагеря - приверженцев норманнской теории и антинорманистов (славянистов). Основателями норманской теории стали приглашенные немецкие ученые - Иоганн Готфрид Байер, кенигсбергский ученый-лингвист, Герард Фридрих Миллер, приглашенные Петром I для работы в Санкт-Петербург в 1724 г. Опираясь на текст ПВЛ, они утверждали, что свое имя - "Русь" вместе с государственностью - норманнов - шведов. Эта теория послужила основой для политических, государственных претензий германского мира по отношению к славянским землям. Иностранные ученые, которые к слову-то и русского языка не знали, выставили славян первобытными варварами, которые только с приходом немцев скинули хвосты, слезли с берез и научились говорить. Эта теория была унизительна для русских и вся Петербургская Академия наук была не то, что возмущена, негодовала! Такие видные российские ученые как Татищев, Державин, Сумароков, Шишков, а так же другие российские историки того времени яростно возражали против этой фальсификации.

Норманнская теория построена на том что, что процесс происхождения Древнерусского государства описан в древнейшей русской летописи - "Повесть временных лет". Исходя из этой теории, летопись дает понять, что в IX в. славяне жили в условиях безгосударственности. Южные и северные славянские племена, после изгнания варягов, погрязли в междоусобицах, не смогли договориться между собой и для установления порядка обратились к норманнским правителям. Варяжские князья пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик - занял Новгород, Трувор - Изборск, Синеус - Белоозеро. Это момент и считают отправной точкой образования Русского государства.

Антинорманнисты выдвигают ряд возражений по поводу состоятельности норманнской теории.

Во-первых, в ПВЛ нет прямого указания, что Русская государственность началось после призвания варягов. Наоборот, она утверждает о том, что государственность у восточных славян была задолго до варягов. Во-вторых, генезис любого государства это трудоемкий исторический процесс, и его не может устроить одна или несколько даже самых выдающихся личностей. Касаемо же упомянутых в летописи фактах призвания славянами варяжских князей с их дружинами, то они были приглашены в качестве военных специалистов. К тому же, многие авторы сомневаются в норманнском происхождении Рюрика, Синеуса и Трувора, обоснованно предполагая, что они могли быть и представителями северных славянских племен. В пользу этого говорит практически полное отсутствие следов варяжской культуры в истории России.

А.В. Серегин в опровержение норманнской теории приводит признаки государственности у наших предков до призвания варягов в 862 г. н.э.

Во-первых, из древних арабских источников мы знаем, что уже к VI в. н.э. существовали три протогосударственных образованиях у восточных славян - это Славия (в районе озера Ильмень, с центром в Новгороде), Куяба (вокруг Киева) и Артания (Тмутаракань - Крым и Кубань)

Во-вторых, само по себе призвание варягов на княжение в 862 г. н.э., после их изгнания, свидетельствует о наличии суверенитета и политического начала в древнерусском обществе. Так, М.Ф. Владимирский-Буданов в своей книге сделал вывод, что "князья-варяги застали везде готовый государственный строй". М Владимирский-Буданов - «Обзор истории русского права»

В-третьих, еще задолго до прихода варягов, у восточных славян существовало территориальное деление, что следует из "Повести временных лет", в которой отмечается:". прозвались именами своими от мест, на которых сели. Поселившиеся в лесах - древляне, по реке Полота - полочане. по Бугу - бужане". Варяги же не установили нового территориального деления государства.

В-четвертых, в русской истории нет следов норманнского права. А образование государства неотъемлемо связано с появлением права. И если бы у варягов было более развитое государство, чем у славян, и именно они создавали государственность на Руси, то источники Древнерусского права, несомненно, должны были основываться на варяжском праве. Ни в Русской правде, ни в Договорах с Византией нет никаких следов шведской терминологии и даже слов, заимствованных из шведского языка.

В-пятых, древние источники свидетельствуют о том, что еще в I в. н.э. славяне выплачивали своим вождям особый налог-ругу, составлявший одну сотую имущества каждой семьи. А слово "полюдье", обозначавшее сбор дани, было заимствовано варягами именно из русского языка, из чего следует, что сбор налога, как признак государственности, у славян появился гораздо раньше.

Таким образом, первые русские государства возникли в результате внутреннего общественно-экономического развития восточных славян, а не под воздействием внешних обстоятельств, и уж точно не в результате призвания варягов. Время появления первых русских княжеств не представляется возможным установить. Но образование именно Древнерусского государства, которое еще принято называть Киевская Русь, связывают с моментом объединения восточнославянских земель в одно государство. Большинство авторов относят это событие к концу IXвека н.э., когда в 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли, создав огромное государство. В Древнерусское государство вошли кроме славян и некоторые соседние финские и балтийские племена. Но основу его составляла древнерусская народность, являющаяся началом трех славянских народов - русских, украинцев и белорусов.

Самым ярым противником предательской норманнской теории был великий русский ученый - Ломоносов. Он в своих трудах утверждал, что славянская история на несколько тысячелетий глубже и что ее необходимо рассматривать вместе с историей всех европейских народов. Возмущённый миллеровской диссертацией Ломоносов был принужден приняться за написание древней российской истории, основанной на первоисточниках. В переписке с Шуваловым он упоминал свои работы "Описание самозванцев и стрелецких бунтов", "О состоянии России во время царствования государя царя Михаила Федоровича", "Сокращенное описание дел государевых" (Петра Великого), "Записки о трудах монарха".

Однако ни этих трудов, ни многочисленных документов, которые Ломоносов намеревался опубликовать в виде примечаний, ни подготовительных материалов, ни рукописи 2 и 3 части 1 тома "Древней Российская Истории" до нас не дошло. Они были конфискованы и исчезли бесследно.

Возникновение Древней Руси

Согласно «Повести временных лет» (начало XII века), создание мощного русского государства на территории Восточной Европы началось с севера. За 859 г. в летописи есть сообщение, что племена славян на юге платили дань хазарам...

Возникновение древнерусского государства

Государственное управление в Древней Руси

Территориальный аспект государственного управления в России на протяжении всей её истории имел приоритетное значение. Даже не касаясь столь обширного вопроса...

Государство Киевская Русь

Образованию Киевской Руси предшествовал период VI - VII веков, когда славяне, освоившие территории Центральной и Восточной Европы от Балтики до Карпат, начали продвигаться на север и восток, расселяясь по территории Русской равнины...

Земельные отношения в Киевской Руси и Московском государстве

Начало разграничения земель у восточных славян и появление межевания на территории Древнерусского государства в истории четко не обозначено. Учитывая многообразие природных и исторических особенностей территории нашего государства...

Образование Древнерусского государства

Здесь, прежде всего, встает вопрос о реальных взаимоотношениях славян с их соседями. Эти отношения были весьма напряженными. Славяне подвергались натиску с двух сторон: с севера на них оказывали давление скандинавские племена...

Образование новгородского государства в IX веке

Норманисты и антинорманисты - представители двух дискутирующих между собой теорий происхождения древнерусского государства. В середине 9 века Приднепровье в хозяйственном, культурном и политическом отношении оставалось «тихой заводью»...

Политический портрет Вещего Олега

Создание древнерусского государства связывается не столько с внутренним развитием общества, сколько с необходимостью объединения против внешней угрозы- нападение кочевых племен: хазар, печенегов...

«Великая депрессия» конца 20-х - начала 30-х годов XX в. поставила перед экономистами принципиально новые вопросы, заставила решать новые задачи...

Русский город VIII-XVвв.: возникновение и развитие (анализ отечественной историографии)

Древнюю Русь называли страной городов - «Гардарикой». Иностранные источники упоминают о множественности городов на Руси. «Страна русов. Это большая и обширная земля, в ней много городов...

Теории происхождения Древнерусского государства

Проблема возникновения Древнерусского государства является одной из важных и актуальных в отечественной историографии. Уже летописец Нестор в "Повести временных лет", отвечая на вопрос "Откуда есть пошла русская земля?"...

Теории происхождения Киевского государства

В наше время существуют две гипотезы образования «древнерусского государства». Согласно норманской теории, опирающейся на Начальную русскую летопись и многочисленные западноевропейские и византийские источники...

Украинские земли в древности и в эпоху раннего Средневековья

Княжению Владимира в Киеве предшествовала семилетняя борьба трех братьев Святославичей. Первой жертвой пал Олег, убитый старшим братом Ярополком, их младший брат Владимир, опасаясь, что его ждет участь Олега, бежал из Новгорода в Швецию...

Этамы возникновения древнерусского государства

Расположенное на великой Восточно-Европейской равнине Древнерусское государство с момента его образования являлось одним из крупнейших государств того времени и сыграло важ-ную роль в истории не только народов России...

Этапы развития Древнерусского государства

"Каких пакостей наколобродит в российских древностях такая допущенная к ним скотина. " Отзыв М.В. Ломоносова о «Русской грамматике» А. - Л. Шлёцера. 1764 С XVII века...