Элективный мутизм. Мутизм — «добровольное» молчание Элективный мутизм у детей

– психическое расстройство, проявляющееся отказом говорить в определенных социальных ситуациях. Основной симптом – избирательная, психологически обусловленная немота. Дети имеют нормальный слух, способны понимать речь, разговаривать. Диагностика включает обследование психиатром, психологом, логопедом, неврологом, сурдологом. Лечение основано на когнитивно-поведенческой индивидуальной и групповой психотерапии, коррекционных логопедических занятиях. Дополнительно назначаются психофармакологические препараты.

Общие сведения

Сочетание «элективный мутизм» переводится как «избирательная, выборочная немота». Название расстройства отражает его суть – ребенок умеет говорить, но становится «немым» в отдельных ситуациях. Элективный мутизм называют также селективным, избирательным, парциальным, добровольным, психогенным, ситуационно обусловленным, характерологическим. Согласно МКБ-10, он является отдельной нозологической единицей. Распространенность составляет 1%. Наиболее подвержены данному расстройству дети, начинающие школьное обучение, иммигранты. Элективный мутизм встречается одинаково часто у детей обоих полов, различного социального уровня, географического пребывания.

Причины элективного мутизма у детей

Избирательный мутизм развивается при сочетании конституциональных психологических особенностей и средовых воздействий. Первые являются базой, вторые – пусковым механизмом для формирования расстройства. К этиологическим факторам относят:

  • Эмоционально-личностные особенности. Развитию психогенной немоты способствует тревожность , застенчивость, ранимость, робость, впечатлительность, молчаливость, равнодушие, подавленная агрессия, тенденция к уединению.
  • Отклонения психического развития. Селективный мутизм чаще возникает при ЗПР , дефектах развития речи. Трудности артикуляции, неуверенность в умственных способностях делают ребенка замкнутым, провоцируют немоту.
  • Неврологические особенности, нарушения. Ситуационная немота выявляется у детей с лабильным типом нервной системы, органическими повреждениями мозга (черепно-мозговыми травмами , нейроинфекциями, гематомами , опухолями).
  • Тип воспитания. Элективный мутизм возникает у ребенка как результат дисгармоничных отношений с застенчивыми, неуверенными родителями (родителем), имеющими высокий уровень социальной тревоги или депрессивные расстройства, склонными открыто выражать агрессию по отношению к членам семьи. Воспитание основывается на гиперопеке , тотальном контроле жизни ребенка.
  • Стресс. Расстройство дебютирует после стрессовых ситуаций – аварии, смерти близкого человека, развода родителей, насилия, иммиграции семьи.

Патогенез

Патогенетической основой элективного мутизма у детей является пассивная агрессия – своеобразный молчаливый протест против социального давления, гиперопеки, контроля родителей, психотравмирующей ситуации. Робость, неуверенность, застенчивость ребенка не позволяют выразить агрессию иным способом. Дефицит средств самовыражения препятствует устному изложению желаний, проблем, чувств. Стремление к одиночеству, молчанию усиливается непониманием со стороны взрослых. В итоге ребенок отказывается от попыток установления контакта, занимает выжидающую позицию, надеется на естественное разрешение проблем без его участия.

Классификация

По длительности течения элективный мутизм у детей подразделяется на транзиторный (проходящий) и континуальный (непрерывный, постоянный). Первая форма характерна для расстройства, спровоцированного психотравмирующей ситуацией. Вторая выявляется у психологически предрасположенных детей. Также психогенный мутизм классифицируется по особенностям течения:

  • Симбиотический. Ребенок имеет крепкую связь с определенным человеком (мамой, папой). С другими членами социального окружения отношения подчиненно-манипулятивные.
  • Речевой фобический. Психогенная немота дополняется страхом услышать свой голос, ритуальным поведением.
  • Реактивный. Развивается как осложнение депрессии , вызванной психотравмирующим событием.
  • Пассивно-агрессивный. Немота используется как психологическое оружие воздействия на окружающих.

Симптомы элективного мутизма у детей

Основным симптомом является избирательная немота – отсутствие речевого взаимодействия в конкретных ситуациях. Характерно появление мутизма в воспитательно-образовательных учреждениях – в школе, детском саду, интернате. Немота возникает в стенах здания либо ограничивается кабинетом, комнатой. Ребенок не разговаривает в присутствии любых людей или только учителей, определенного педагога (группы педагогов), нормально общаясь со сверстниками. Контроль уровня знаний ребенка проводится письменно. Крайне редки случаи, когда дети совсем не разговаривают дома, но охотно делают это в детском саду, школе, на улице.

Часто пациенты, не будучи способными установить вербальный контакт, используют для социального взаимодействия мимику, пантомимику. При тяжелом течении расстройства присутствие определенных лиц настолько напрягает, тревожит ребенка, что он полностью замирает, избегает тактильных контактов, не смотрит в глаза, старается спрятать голову, поджать ноги. Поведение становится необычным: формируются ритуальные действия, снижающие напряжение (раскладывание предметов, мытье рук). Школьная застенчивость, робость сменяется домашней агрессией, непослушанием, упрямством. Отмечается патологическая привязанность к матери, трудности сепарации. К избирательному мутизму добавляется задержка речевого развития , нарушения артикуляции, дизартрии , фобии , тики, депрессия, энурез , энкопрез .

Осложнения

Без адекватной терапии многолетний элективный мутизм у детей приводит к формированию вторичных психогенных расстройств. Критическое отношение к собственному состоянию провоцирует развитие депрессии (чаще апатической), искажает личностное развитие – подростки, взрослые имеют ярко выраженные шизоидные, тормозимые черты. Неуверенность, социальные страхи, неумение устанавливать контакты приводят к изоляции, проблемам трудовой социализации. Дефицит устной речевой активности негативно сказывается на интеллектуальном развитии, словесно-логическом мышлении. Появляются трудности усвоения школьной учебной программы, сдачи вступительных экзаменов профессиональных учебных заведений.

Диагностика

Диагноз элективный мутизм устанавливается врачом-психиатром на основе клинического обследования. Данные собираются в ходе опроса родителя, наблюдения за ребенком. Расстройство подтверждается при наличии следующих признаков:

  • Понимание обращенной речи. Ребенок способен выполнять просьбы, команды, кивком головы выражать согласие или отрицание.
  • Сформированность экспрессивной речи. Пациент может выражать свои мысли устно, обладает разговорной речью, достаточной для общения.
  • Применение речи. Существуют ситуации, где ребенок использует устную речь.

Важным моментом является различение избирательного мутизма с иными психическими расстройствами и органическими поражениями мозга, сопровождающимися нарушениями речи. Процесс дифференциальной диагностики может потребовать консультации невролога , психолога , логопеда , окулиста , отоларинголога , сурдолога , дополнительных физикальных и инструментальных исследований. При диагностике элективного мутизма должны быть исключены:

  • Ранний детский аутизм . Отличительные характеристики РДА: речь нарушена изначально, определяется независимость симптомов от ситуации, дисгармоничность развития психики, стереотипные действия, тотальные эмоционально-поведенческие отклонения.
  • Детская шизофрения . Заболевание сопровождается постепенной редукцией речи, продуктивной симптоматикой психоза (бред, галлюцинации, изменения мышления), разрушением бытовых навыков, упрощением игровых действий.
  • Неврологические заболевания. Данные нарушения подтверждаются инструментальными обследованиями головного мозга. Характерна постепенная утрата речи, быстрая истощаемость, утомляемость, снижение внимания, памяти.
  • Шоковые состояния. Мутизм на фоне аффективно-шоковой реакции отличается острым началом сразу после психологически травмирующей ситуации, тотальностью, относительной кратковременностью проявлений, выраженным паническим страхом, моторной заторможенностью, соматовегетативными нарушениями.
  • Истерическая немота. При элективном мутизме ребенок нерешителен, стремится оставаться незамеченным. При истерической немоте определяется завышенная самооценка, потребность во внимании окружающих, склонность к фантазированию, попытки манипуляции людьми.

Лечение элективного мутизма у детей

Основой лечения является психотерапия , направленная на устранение социальных фобий, тревожно-депрессивного компонента, выработку навыков коммуникации. Используются следующие методы:

  • Когнитивно-бихевиоральные . Работа проводится индивидуально. Сказки, рисование, лепка используются психотерапевтом для налаживания контакта, помогают выразить, пережить негативные эмоции. Применяя элементы суггестивной терапии, специалист корректирует отношение ребенка к окружающим. позволяют без сопротивления отработать базовые навыки речевой коммуникации.
  • Поведенческие. Групповые тренинги ориентированы на формирование навыков межличностного принятия, коммуникации, сотрудничества, вербального взаимодействия. Контактируя с людьми различного возраста, ребенок преодолевает застенчивость, смущение. Успешные действия подкрепляются похвалой, вниманием.
  • Семейное консультирование. Психотерапевт рассказывает родителям, педагогам о механизмах элективного мутизма, дает рекомендации относительно способов общения с ребенком. Подчеркивается важность одобрения, похвалы, преподносятся техники ненавязчивой стимуляции развернутых высказываний.

Психотерапия дополняется логопедическими занятиями, направленными на коррекцию дизартрии , артикуляционных нарушений. Правильно поставленное произношение снижает неуверенность ребенка, способствует скорейшему восстановлению речевого общения. Психофармакотерапия показана при социальных фобиях, тревожных, депрессивных проявлениях. Назначаются антидепрессанты (СИОЗС), транквилизаторы, ноотропы.

Прогноз и профилактика

Прогноз элективного мутизма у детей зависит от длительности его течения. Расстройство удается полностью устранить при начале лечения в течение первых шести месяцев. Постепенное улучшение происходит при психотерапевтическом вмешательстве спустя 1-2 года после дебюта. Отсутствие улучшений либо незначительные сдвиги определяются у детей, лечение которых начато через 3-10 лет. Основная профилактическая мера – предоставление ребенку возможности выбора, выражения эмоций, собственного мнения. Важно уделять внимание его проблемам, переживаниям, обучать самостоятельности, умению принимать неудачи, строить планы. Детско-родительские отношения должны базироваться на принципах сотрудничества, а не тотального контроля и подчинения.

Избирательный мутизм – достаточно неприятный недуг, при котором у ребенка появляется в определенной момент немота. Дитя отказывается разговаривать при других людях, при этом у него нет проблем с речевым аппаратом. В других условиях дети нормально понимают речь, спокойно говорят. Одним из проявлений мутизма считается отказ ребенка общаться во время адаптации в детском саду, в школе. Основной причиной является эмоциональное расстройство. Насколько опасно заболевание? Как помочь ребенку?

Описание

Данный вид мутизма больше всего характерен для детей дошкольного возраста, а также младших школьников. Редко может поражать взрослого человека.

Если школьник нормально развивается, уже к 10 годам полностью проходит, потому что ребенок понимает – без общения невозможно адаптироваться в обществе. Школьник осознает: учителя, сверстники не будут потакать ему в отличие от родителей. В некоторых ситуациях ребенку нужна срочная помощь.

Причины

Заболевание может развиваться из-за органических и психических недугов. Можно выделить такие распространенные факторы:

  • Ушиб головы.
  • Эпилепсия.
  • Родовая травма.
  • Ребенок отстает в умственном развитии.
  • Затяжная депрессия.

Часто избирательный мутизм является последствием нарушений в головном мозга. Например, при у ребенка возникают проблемы с пониманием, формированием речи. Дитя в первые 3 года использует не более трех слов, он не пополняет свой словарный запас.

Иногда мутизм у ребенка является последствием сильного эмоционального , обиды, серьезной конфликтной ситуации. Ребенок, который переживает психологическую травму, часто страдает от избирательной формы мутизма. В данном случае органические нарушения не являются причиной немоты.

Достаточно часто этот вид заболевания диагностируют у деток, которые сильно обижаются, имеют повышенный уровень чувствительности, физическую слабость. Иногда немота является определенной формой протеста, так ребенок выражает свою агрессию.

Симптомы

При избирательной форме мутизма ребенок отказывается общаться в конкретной ситуации. При этом у детей нет проблем с коммуникативными навыками. На то, что дитя имеет серьезное заболевание, указывает странное поведение, состояние, которое не проходит около месяца.

Личностное развитие

Не стоит думать, что избирательный мутизм отражается на умственных способностях. Дети с заболеванием имеют высокий интеллектуальный уровень. Психологи считают, что ребенок просто еще не научился общаться с людьми. При этом дети понимают, им не обойтись без речевого контакта, все равно придется знакомиться с окружающими людьми.

Часто мутисты недовольны собой, окружающим миром. Все это выражается в демонстративных выходках. Опасно, что дитя может связаться с компанией двоечников, хулиганов. Мутисты отдают предпочтение вызывающему поведению, они получают наслаждение от разных пороков. Очень важно своевременно изменить поведение деток, иначе в дальнейшем могут возникнуть серьезные проблемы в личной жизни. Больной ребенок практически прикованный к своей маме, сильно зависит от нее.

Мать начинает опекать ребенка, поэтому в будущем он не может общаться с противоположным полом. Некоторые детки начинают манипулировать тем, что особенные. Родители ведутся на манипуляции, пытаются всеми силами оберегать своих деток. Все это негативно отражается на личностном развитии.

Впоследствии мальчик становится не самостоятельным, властным. Дети-мутисты превращаются в маленьких тиранов. Девочки начинают соперничать с матерью, а в дальнейшем могут вступать в беспорядочные половые связи, некоторые рано выходят замуж. Так детки мстят за свою несвободу. Не стоит ждать, что дитя изменится, лучше сразу обратиться к врачу. Специалист восстановит речь, предотвратит развитие личностных проблем.

Методы лечения

Курс терапии зависит от мутизма. В данном случае не обойтись без помощи логопеда, психиатра, психотерапевта. Каждый из специалистов знает, как лечить данную патологию.

Медикаментозная терапия заключается в приеме транквилизаторов, седативных нейролептиков, селективных ингибиторов. Обращаем ваше внимание, медикаментозный курс лечения не является основным.

Лечить избирательный мутизм необходимо, используя мультимодальный подход, в этом случае применяются разные методики, техники. Особенно эффективно сочетать индивидуальную, семейную и поведенческую терапию.

Психологи часто используют поведенческие методики. На занятиях с детками специалисты отрабатывают навыки речи, за свои успехи детки получают призы. Немаловажное значение имеют родители, учителя, одноклассники. Занятия начинаются с того, что ребенок привыкает к своему голосу. Как все происходит? Специалист сначала записывает речь, затем дает ее прослушать ребенку, при этом обращает внимание, насколько красиво звучит голос. Так постепенно начинает формироваться потребность в общении, правильном произношении. Затем ребенка начинают все больше социализировать, добавляют новых собеседников.

Сначала это люди, с которым ребенок сталкивается каждый день и доверяет, затем добавляют незнакомых людей. Как правило, это дети того же возраста. Когда дитя проходит курс терапии, в дальнейшем он полностью одолевает собственное волнение, у него не возникает барьер в общении.

Итак, вы начали замечать, что ваш ребенок на публике замыкается в себе, перестает разговаривать, странно ведет себя. Не оставляйте такое поведение без внимания! Сразу же обратитесь к психотерапевту. Запомните, любые нарушения лучше устранять в детском возрасте, не стоит запускать их, иначе в дальнейшем будут большие проблемы. Берегите здоровье своих детей!

Мутизм у детей - обратимое отсутствие речи (от «мutus» - молчание), причины которого разнообразны (стресс, травма, заболевание). В любом детском коллективе можно встретить «странного» ребёнка замкнутого, молчаливого, почти «немого». Дома ребёнок ведёт себя уверенно, прекрасно общается, чувствует себя довольно комфортно, привязан к своим близким. Но стоит оказаться в иной обстановке, как поведение в корне меняется.

Малыш отказывается вступать в любые отношения с собеседником, уклоняется от разговоров, прикосновений, не желает играть с другими детьми. Подобная патология поведения называется «мутизм», что означает «временная немота».

  • последствия сильных стрессов (авария, смерть близкого человека, развод родителей);
  • неврологические расстройства, свойственные некоторым (истерия, );
  • наличие заболеваний, связанных с органическим поражением мозга (опухоли головного мозга, энцефалит, травма головы, гематома, последствия комы, острое нарушение мозгового кровообращения);
  • неправильное отношение родителей (гиперопека или непонимание).

Виды

Избирательный

Избирательный мутизм часто диагностируют у детей, которые упорно не желают разговаривать с посторонними людьми. Ребёнок способен слышать, понимать и анализировать чужую речь, но не может преодолеть собственный психологический барьер и участвовать в разговоре.

Элективный

Элективный (он же селективный) или психогенный мутизм является тревожным расстройством. Дети хорошо чувствуют себя и нормально разговаривают в условиях, комфортных для них (дом, семья, друзья).

Если же приходится менять привычную среду, дети перестают говорить и теряют навыки коммуникации. Ребёнок прямо-таки не может произнести ни слова (боязнь говорить), а не просто не хочет.

Элективный мутизм может сохраняться и во взрослом возрасте, проявляясь в виде различных социофобий.


Такое поведение чаще бывает у детей с лабильной нервной системой, особенностями характера в виде замкнутости, сопротивляемости, беспричинного беспокойства. Тревожные дети нуждаются в поддержке взрослых в экстремальных для них ситуациях.

Элективный мутизм встречается в семьях с некомфортным психологическим климатом. Ряд специалистов считают данный вид мутизма проявлением невротического расстройства.

У детей, кроме возникшей вдруг немоты, выражены симптомы депрессивных склонностей, ранимость, робость, впечатлительность. Особенно тяжело протекает заболевание в подростковом возрасте. Имеет свойство передаваться по роду.

Элективный мутизм у детей случается при наличии таких особенностей характера:

  • молчаливость;
  • склонность к изоляции от окружающих;
  • кажущееся равнодушие быстро перерастающее в агрессию;
  • тревога при обращении к нему лично;
  • задержка умственного развития;
  • нарушения или дефекты речевого развития;
  • острая реакция на смену обстановки, переезд, смену окружения.

Во взрослом возрасте при отсутствии лечения у таких больных могут быть сдвиги в поведении в виде:
  • отсутствия эмоциональных контактов с людьми;
  • погружённость « в себя»;
  • отсутствие потребности в общении;
  • упоминание о себе с использование вычурных слов, выражений, местоимений глаголов в неуместных формах (во втором или третьем лице).

Истерический

Истерическому мутизму характерно наличие острого пареза вербальных проявлений. Ребёнок сохраняет возможность общаться через жесты, мимику, письмо (артикуляционная функция).

Иногда малыш издает мычание или другие нечленораздельные звуки. Но даже говорить шёпотом он не может. Часто истерический мутизм у детей сочетается с другими невротическими заболеваниями ( , энурез).

Сурдомутизм

Сурдомутизм (или временное отсутствие слуха) может проявиться после стресса или травмы у ребёнка, однако поражение центральной нервной системы отсутствует.

Акинетический

Акинетический мутизм возникает при наличии изменений в тканях мозга (травма, опухоль). Симптомы указывают на наличие системного торможения психической активности ребёнка. Все просьбы выполняются с длительным промедлением, у ребёнка отсутствует речь и двигательная активность.

Апаллический

Апаллический синдром аналогичен акинетическому, но имеет более тяжёлые проявления и последствия. Апаллический вид мутизма называется «бодрствующая кома» и редко заканчивается полным выздоровлением.

Симптомы

Для всех видов мутизма характерны симптомы:

  • отсутствие речи при определённых обстоятельствах;
  • наличие ясного сознания и трезвой оценки происходящего;
  • сохранение эмоциональной окраски;
  • сохранение активных двигательных функций;
  • внешняя реакция на негативные моменты и болевые раздражители.

Лечение

Препараты

Медикаментозная терапия не является основной при мутизме. Назначать транквилизаторы без особой необходимости детям не рекомендуется. Если же препараты всё же применялись, то отменять их следует постепенно, предупреждая развитие зависимости у ребёнка.

Современная медицина разрабатывает применение новых методик (селективные ингибиторы серотонина), лечение которыми минимизирует побочные эффекты.

Психотерапия

Лечение мутизма проводится специалистами: психолог, психиатр, психотерапевт, логопед. Детям лечение мутизма назначается с использованием «мультимодального подхода», семейной, поведенческой и индивидуальной терапии.

Селективный мутизм лечится специалистами с учётом причины заболевания. Поражения центральной нервной системы при акинетическом мутизме лечатся сложно, а прогноз не всегда оптимистичный.

Лечение психологом при избирательном мутизме основывается на поведенческой методике путём налаживания общения со сверстниками и с незнакомыми людьми.

Часто проблема заболевания идёт со школы, поэтому школьному психологу важно использовать помощь учителей и одноклассников ребёнка. Ребёнка обучают элементарному поведению и умению говорить в больших группах людей (класс, компания друзей).


Если избирательный мутизм вызван психологической травмой, лечение состоит в помощи по осознанию истинности происходящего, психолог помогает принять и смириться с ситуацией, а иногда - поменять обстановку. Логопед может устранить проблемы артикуляции и восстановить нормальную речь ребёнка.

Прогноз

Прогноз при любой разновидности мутизма зависит от множества факторов: длительность заболевания, деформация личности ребёнка, его личностных качеств.

Если мутизм возник при поступлении ребёнка в школу, то недуг обычно имеет преходящий характер и проходит через 6-12 месяцев. Часто в средних классах это состояние проходит. Однако иногда имеются поведенческие отклонения у ребёнка и через много лет(5-10) после заболевания.

Важно начать лечение любого вида мутизма вовремя, ведь упущенное время может сослужить злую службу и привести к осложнениям, когда заболевание приобретает стойкий характер и чревато множеством отклонений во взрослом возрасте (социофобии, навязчивые состояния, психические расстройства).

Элективный мутизм многие исследователи называют синдромом-болезнью. Недостаточная изученность и сложность этой аномалии развития нередко приводят к диагностическим ошибкам (например, постановке диагноза шизофрении или умственной отсталости) или оценке состояния как упрямства и симуляции и, как следствие, к избранию неадекватных лечебных, психологических и педагогических подходов. Во многих случаях нарушение речевого контакта в определённых социальных ситуациях расценивается как временное и самопроизвольно купирующееся. В случае затяжного или хронического элективного мутизма неправильное лечение или его отсутствие нередко приводят к тяжёлым формам школьной, а также социальной дезадаптации, в том числе при достижении человеком зрелого возраста. В связи с этим для назначения полноценного лечения особую важность приобретает своевременное установление психиатром точного диагноза. О клинических проявлениях этой патологии и опасностях её социального исхода должны быть осведомлены психологи детских учреждений, воспитатели и педагоги, являющиеся первой инстанцией на пути «молчаливого» ребёнка.

Синонимы

  • Селективный мутизм.
  • Избирательный мутизм.
  • Парциальный мутизм.
  • Добровольный мутизм.
  • Психогенный мутизм.
  • Ситуационно обусловленный мутизм.
  • Характерологический мутизм.
  • Речевая фобия.
  • Немота при сохранном слухе.

Эпидемиология

Элективный мутизм расценивают как сравнительно редкое явление, распространённость которого среди детей и подростков, по официальным данным, составляет 0,02-0,2%. Имеются сведения о том, что у детей, начавших обучение в школе, непродолжительный элективный мутизм возникает значительно чаще (0,72%).

Что вызывает элективный мутизм?

Элективный мутизм, как правило, имеет психогенное происхождение, связан со сверхценным отношением к определённой ситуации и выражен в регрессивной реакции на разлуку с родными, обиду, ощущение собственной несостоятельности, имеющей чаще всего форму пассивного протеста. Для подобной девиации может быть характерен истерический механизм, позволяющий развиться реакции типа «мнимой смерти». Элективный мутизм способен также принять форму навязчивого страха обнаружить свою речевую или интеллектуальную недостаточность.

Механизм развития

Признаки избирательной немоты проявляются ещё в дошкольном возрасте, но не расцениваются близкими как болезненное явление, поскольку ребёнок большую часть времени проводит в семье, а его молчание с посторонними и вне дома трактуется как чрезмерная застенчивость. Проявления элективного мутизма становятся очевидными в начале школьного обучения, когда молчание в определённых ситуациях быстро создает предпосылки для дезадаптации. Элективный мутизм имеет тенденцию к длительному течению, продолжаясь от нескольких месяцев до нескольких лет. Самопроизвольное исчезновение элективного мутизма - явление крайне редкое. В большинстве случаев при отсутствии целенаправленного лечения болезненные проявления растягиваются на все школьные годы, сопровождаются страхом межличностных контактов, лого- и социофобией и исчезают - полностью или частично - при изменении социальной ситуации, чаще всего при благоприятном психологическом климате в коллективе (на работе, в профессиональном учебном учреждении). Между тем большинство авторов отмечают в катамнезе людей, подверженных указанному синдрому, трудности социальной адаптации, связанные с неуверенностью и социальными страхами. При многолетнем элективном мутизме нередко возникают вторичные психогенные реакции на своё состояние, что приводит с годами к патологическому формированию личности, преимущественно по тормозимому и псевдошизоидному типу.

Классификация элективного мутизма

В зависимости от этиологического фактора выделяют следующие варианты элективного мутизма.

  • Элективный мутизм сверхценного поведения, связанный с негативным отношением ребёнка к определённому значимому лицу (например, учителю, воспитателю, отчиму, мачехе, врачу) или неприятному месту (детскому саду, школе, поликлинике).
  • Социофобический элективный мутизм, обусловленный боязнью ребёнка обнаружить свою интеллектуальную и речевую несостоятельность либо связанный с конституциональной сверхчувствительностью, в том числе непереносимостью новой обстановки и непривычного окружения.
  • Истерический элективный мутизм, основанный на неосознанном стремлении ребёнка при¬влечь к себе внимание, добиться выполнения своих желаний и освобождения от чрезмерных психических нагрузок.
  • Депрессивный элективный мутизм, выраженный в снижении витального тонуса, заторможенности в идеаторной и моторной сферах.
  • Элективный мутизм со смешанными механизмами.

По разным признакам элективный мутизм классифицируют как ситуационный, постоянный, элективный и тотальный, а по длительности - транзиторный и континуальный.

Заслуживает также внимания выделение следующих вариантов элективного мутизма.

  • Симбиотический элективный мутизм, в случае которого ребёнку свойственна симбиоти¬ческая связь с определённым лицом и подчинённо-манипулятивные отношения с другими участниками социального окружения.
  • Речевой фобический элективный мутизм со страхом услышать собственный голос и риту¬альным поведением.
  • Реактивный элективный мутизм с уходом в себя вследствие реактивной депрессии.
  • Пассивно-агрессивный элективный мутизм, который можно охарактеризовать как враж¬дебное использование немоты в качестве психологического оружия.

Клиническая картина элективного мутизма характеризуется отсутствием речевого контакта в определённой ситуации, чаще всего в условиях воспитательно¬образовательных учреждений (в школе, детском саду, интернате). Полная немота наблюдается в стенах школы в целом либо ограничивается только классным помещением, когда ребёнок не разговаривает ни с учителями, ни с одноклассниками. Иногда ребёнок молчит только в присутствии некоторых учителей или одного учителя/воспитателя, свободно и громко разговаривая с детьми. Проверка качества знаний в этих случаях проводится письменно через домашние задания, ответы на вопросы, рефераты. Зачастую дети с элективным мутизмом, избегая вербального контакта, охотно используют для коммуникации мимику и пантомимику. В других случаях дети замирают в присутствии определённых людей или всех посторонних, не разрешают к себе прикасаться, не смотрят в глаза собеседнику, держатся напряжённо, сидят, низко опустив голову и втянув её в плечи. Имеются случаи, когда ребёнок отказывается говорить в присутствии посторонних, поскольку ему представляется собственный голос «смешным», «странным», «неприятным». Значительно реже элективный мутизм распространяется не на образовательные учреждения, а, напротив, на семью: легко общаясь между собой, а также со взрослыми на улице и в школе, дети совсем не разговаривают дома с кем-то из членов семьи (с отчимом, мачехой, отцом, дедом).

Поведение девиантного ребёнка по сравнению с таковым нормальных сверстников настолько необычно и нелепо, что окружающие начинают подозревать психическое расстройство или интеллектуальную несостоятельность. Однако результаты психологического, дефектологического и медицинского обследований свидетельствуют о нормальном интеллекте и отсутствии психического заболевания у ребёнка, подверженного речевой фобии. Вместе с тем в анамнезе многих детей с подобным отклонением обнаруживаются задержка речевого развития, нарушение артикуляции или дизартрия. Дети могут проявлять застенчивость, тревожность, пассивность, чрезмерное упрямство, стремление манипулировать окружающими. Они, как правило, чрезмерно привязаны к матери и чувствуют себя несчастными при разлуке с ней. В условиях семьи и в детском коллективе некоторые из таких детей стеснительны и неразговорчивы, другие, напротив, очень общительны, болтливы, шумливы.

Элективный мутизм нередко дополнен отчетливыми невротическими расстройствами (энурезом, энкопрезом, фобиями, тиками), а также признаками депрессии преимущественно астеноадинамического типа.

Как распознать элективный мутизм?

Диагноз элективного мутизма может быть установлен при следующих условиях:

  • нормальном понимании обращённой речи;
  • достаточном для социального общения уровне экспрессивной речи:
  • способности ребёнка нормально разговаривать в некоторых ситуациях и использовании этой способности.

Элективный мутизм следует отличать от раннего детского аутизма, ранней детской шизофрении с регрессивно-кататоническими расстройствами и шизофрении с более поздним началом (в препубертатном и подростковом возрасте) с преимущественно кататонической, маниакальной и галлюцинаторно-бредовой симптоматикой, депрессивными состояниями психотического уровня, органическими заболеваниями головного мозга, реактивного и истерического мутизма.

В отличие от раннего детского аутизма, для которого свойственно отсутствие речевого контакта с окружающими, элективный мутизм характеризуется нарушением речевой коммуникации после периода нормального речевого общения, избирательным характером, связанным с определённой ситуацией, помещением или лицом. В случае элективного мутизма отсутствуют глубокая интровертированность и дисгармоничность психического развития, исключены также такие типичные для аутизма симптомы, как стереотипии, нелепые сверхценные увлечения и игры, вычурные страхи, тотальные нарушения поведения, мимики и моторики.

Необходимо отметить, что в некоторых случаях при ранней манифестации шизофренического процесса у ребёнка в рамках регрессивных или кататоно-регрессивных шумов после периода нормального психофизического развития исчезает речь. В данном случае, в отличие от элективного мутизма, отмечается яркая полиморфная продуктивная психопатологическая симптоматика, а регрессивные расстройства представлены не только полной или частичной утратой речи, её замедленным и необычным развитием после окончания приступа, но и другими регрессивными расстройствами: утратой навыков самообслуживания, опрятности, крайним упрощением и стереотипизацией игры, появлением архаичных симптомов.

При более позднем начале шизофрении и тяжёлых депрессивных приступах отсутствие или частичная утрата речи не является облигатным признаком, а лишь сопутствует выраженной продуктивной психопатологической симптоматике, что не позволяет в преобладающем большинстве случаев спутать эндогенное заболевание с невротической немотой.

Утрата речи при неврологических заболеваниях обусловлена органическим поражением базальных ганглиев, лобных долей или лимбической системы мозга, нарастает постепенно, сопровождается типичными для органического процесса симптомами и не представляет затруднений для дифференциальной диагностики.

В рамках аффективно-шоковой реакции спецификой мутизма являются его острое возникновение сразу же после психотравмы, тотальность, относительная кратковременность, а также отсутствие избирательности, выраженности панического страха, моторной заторможенности и соматовегетативных нарушений.

Наибольшие сложности представляет отграничение мутизма элективного от истерического. Общими признаками для этих двух вариантов являются механизмы возникновения, базирующиеся на принципе «условной желательности», психический инфантилизм, демонстративность поведения, воспитание по типу гиперопеки. Отличия состоят в особенностях личности. Ребёнок с элективным мутизмом старается быть незаметным, ему свойственны нерешительность, трудности межличностных контактов, застенчивость, пониженная самооценка, примитивность воображения. Дети с истерическим мутизмом, напротив, стремятся быть в центре внимания, склонны к пышному фантазированию, обладают неадекватно повышенной самооценкой, стремятся манипулировать окружающими. При истерическом неврозе мутизм, как правило, тотален, но быстро редуцируется в случае применения правильного психотерапевтического подхода.

Дифференциальная диагностика

Диагностика базируется преимущественно на клинических проявлениях состояния, в основном не требует дополнительных физикального обследования, лабораторных и инструментальных исследований, за исключением подозрений на органическое заболевание головного мозга и снижение слуха. В подобных случаях необходимо углублённое обследование:

  • педиатром;
  • неврологом; 
  • психологом;
  • логопедом;
  • психотерапевтом;
  • окулистом;
  • отоларингологом;
  • нейропсихологом;
  • сурдологом;
  • нейрохирургом.

Проводят также следующие исследования:

  • краниографию;
  • рентгенографию (скопию) органов грудной клетки;
  • ЭхоЭГ;

Методы лечения элективного мутизма

Психотерапия: семейная, индивидуальная, тренинги общения, игротерапия, арт-терапия, интегративная (когнитивно-аналитическая, суггестивно-бихевиоральная) психотерапия.

Медикаментозное лечение (при необходимости оно не является обязательным и назначается с учётом тяжести клинической картины и глубины школьной и социальной адаптации):

  • транквилизаторы - хлордиазепоксид, диазепам, оксазепам и в небольших дозах феназепам;.
  • ноотропы: пирацетам, гопантеновая кислота, ацетиламиноянтарная кислота, аминофенилмасляная кислота, пиритинол, полипептиды коры головного мозга скота и др.;
  • тимоаналептики: сульпирид до 100 мг/сут, алимемазин до 10 мг/сут;
  • мягкие нейролептики противотревожного действия: тиоридазин до 20 мг/сут;
  • антидепрессанты: пипофезин до 50 мг/сут, амитриптилин до 37,5 мг/сут, пирлиндол до 37,5 мг/сут, мапротилин до 50 мг/сут, кломипрамин до 30 мг/ сут, имипрамин до 50 мг/сут.

Мутизм – заболевание, которое проявляется в полном отсутствии речи при условии полной сохранности речевого аппарата. Этот процесс не следует рассматривать как необратимый, так как восстановление речи вполне возможно при условии правильного лечения, которое назначается только врачом.

  • Этиология
  • Классификация
  • Симптоматика
  • Диагностика
  • Лечение
  • Прогноз и осложнения
  • Профилактика

Этиология

Выделяют такие возможные причины развития этого заболевания:

  • острое нарушение кровообращения головного мозга;
  • опухоль головного мозга;
  • воспалительные процессы головного мозга;
  • черепно-мозговые травмы;
  • сильные эмоциональные потрясения;
  • психические заболевания;
  • моральное или/и физическое насилие над ребёнком.

Редко, но все же встречается, заболевание с невыясненной этиологией.

Классификация

Различают такие формы этого заболевания у детей:

  • акинетический мутизм – обусловлен патологическими процессами в области головного мозга, нервной системы;
  • элективный (селективный мутизм) – в привычной для себя среде ребёнок ведёт себя нормально, может говорить. При смене обстановки начинается боязнь говорить, теряются навыки коммуникации;
  • избирательный мутизм – характеризуется тем, что клиническая картина проявляется избирательно, ребёнок может нормально общаться только с некоторыми людьми;
  • фобический - чаще всего носит временный характер, появляется как следствие сильного стресса или психологической травмы;
  • апаллический – имеет такую же этиологию, что и акинетический, но более сложное течение. Полное выздоровление наступает крайне редко.

Наиболее неблагоприятный прогноз имеет апаллическая форма мутизма у малыша - в таких случаях, даже при условии своевременно начатого лечения, полное выздоровление наступает крайне редко.

Симптоматика

Следует отметить, что при этом заболевании общая клиническая картина будет дополняться специфическими признаками самой формы недуга. К общей симптоматике относится следующее:

  • речь может отсутствовать только при определённых обстоятельствах;
  • сохраняется ясность сознания, эмоциональное восприятие происходящего;
  • наличие реакции на болевые раздражители;
  • отсутствует спонтанная и диалоговая речь;
  • присутствуют активные двигательные реакции.

Элективный мутизм у детей сопровождается следующей симптоматикой:

  • нарушение развития речи;
  • отстранённость, которая может резко переходить в агрессию;
  • молчаливость;
  • острая реакция на смену обстановки, переезд;
  • тревога, при обращении к ребёнку.

Акинетический мутизм может дополняться такими симптомами:

  • отсутствует речь;
  • низкая двигательная активность, в некоторых случаях её полное отсутствие;
  • все действия ребёнок выполняет с видимым промедлением;
  • торможение психической активности ребёнка.

При селективном мутизме общая клиническая картина может дополняться следующими симптомами:

  • в привычных для ребёнка условиях симптоматика заболевания отсутствует;
  • при попадании в непривычную среду, ребёнок теряет все навыки коммуникации;
  • наблюдается боязнь заговорить.

Следует отметить, что во взрослой жизни селективный мутизм может перерасти в различные психические заболевания и социофобию.

Фобическая форма этого заболевания характеризуется периодичностью симптоматики - клиническая картина проявляется только при сильных стрессах, психологической травме или моральном насилии над ребёнком.

Аппалическая форма не имеет специфических клинических проявлений, симптоматика полностью соответствует общему перечню. Однако при такой форме недуга полное выздоровление наступает крайне редко. В медицине присутствует неофициальное название этой формы болезни – «бодрствующая кома».

Диагностика

При наличии вышеописанной клинической картины следует как можно быстрее обращаться за медицинской помощью. В этом случае может понадобиться консультация невролога, психотерапевта, логопеда.

Программа диагностики может включать в себя следующие мероприятия:

  • физикальный осмотр с выяснением жалоб, сбором общего анамнеза;
  • неврологический осмотр пациента;
  • электроэнцефалография;
  • МРТ головного мозга.

Что касается стандартных лабораторных методов обследования, то они назначаются только при необходимости.

Лечение

Базисное лечение будет зависеть от первопричинного фактора. Если этиологией мутизма является патологический процесс в области головного мозга, то может потребоваться проведение операции:

  • удаление гематомы и установка дренажа в желудочки мозга;
  • хирургическое удаление опухоли головного мозга.

После операции требуется прохождение реабилитации как в самом медицинском учреждении, так и в специализированном санатории, где проводится коррекция речевой функции и социальная адаптация пациента.

Приём медикаментов сводится к минимуму. В отдельных случаях врач может назначить седативные препараты и транквилизаторы. Для улучшения функционирования головного мозга могут назначаться ноотропные средства.

Отдельное место в лечении этого заболевания занимает психотерапия с мультимодальным подходом - осуществляется комплексное лечение с элементами семейной, индивидуальной и поведенческой терапии.


Следует понимать, что эффективность лечения такого заболевания у ребёнка будет зависеть не только от назначенной врачами терапии, но и от психоэмоциональной обстановки в семье. Малыша следует оградить от стрессов, моральных травм и нервного перенапряжения.

Кроме конкретного индивидуального курса лечения, следует принимать во внимание и такие общие рекомендации:

  • как можно больше уделять внимания ребёнку - разговаривать с ним, проводить время за развивающими играми;
  • обязательны ежедневные прогулки на свежем воздухе;
  • постепенная социальная адаптация в обществе - общение и игры с детьми, посещение детских учреждений для обучения и развития.

Лечение этого заболевания может длиться как несколько месяцев, так и несколько лет.

Прогноз и возможные осложнения

Прогноз будет зависеть от формы и стадии развития недуга. Что касается осложнений, то на фоне мутизма возможно развитие следующих социальных нарушений:

  • трудовой и социальной дезадаптации из-за отсутствия речи;
  • развитие психологических заболеваний, комплексов;
  • социофобия.

Мутизм (лат. MUtus — немота) — невозможность говорить при сохранности речевого аппарата.

Наиболее частой причиной возникновения мутизма являются психические травмы, играющие роль сверхсильного раздражителя для ослабленных клеток коры головного мозга.


пично острое начало заболевания. В этом случае мутизм можно рассматривать как проявление истерического невроза, который обычно развивается в тех случаях, если пациент ранее видел больного моторной афазией, читал или слышал о подобных расстройствах. Страдающие истерическим мутиз-мом не могут говорить шепотом, хотя движения губ и языка у них полностью сохранены. Они хорошо понимают устную и письменную речь, могут писать, не делая при этом никаких попыток произнести хотя бы какие-нибудь звуки. Контакт с окружающими такие больные поддерживают при помощи жестов и мимики. При объективном исследовании часто выявляют анестезию или гипестезию мягкого неба и глотки, языка и губ. Пациенты с истерическим мутизмом не выглядят огорченными имеющимся у них расстройством, что резко отличает их от больных с органическими расстройствами речи. Трудности дифференциальной диагностики с органическими расстройствами усугубляются в случае развития невротических нарушений на основе существующих органических симптомов. Если, наряду с неспособностью говорить, выявляется полная потеря слуха с сохранением способности пациента изъясняться посредством письма, говорят о сурдомутизме (лат. surdus — глухой, mutus — немота) — глухонемоте. Мутизм, кроме того, может встречаться при психических расстройствах — депрессивном, кататоническом и психогенном ступоре, при грубых апато-абулических расстройствах.

Необходимо отличать функциональный мутизм от органического, или т.н. акинетического мутизма. Этим термином обозначают особое состояние, проявляющееся в отсутствии активных движений и речи вследствие поражения (травма, инсульт, опухоль) активирующих отделов ретикулярной формации, расположенной в оральной части ствола мозга, при сохранности сознания. Клинические проявления данного синдрома расматривают как максимально выраженную недостаточность побуждения к речи.


Лечение. Истерический мутизм носит функциональный, обратимый характер, т.к. обусловлен запредельным торможением нейронов речевых центров. Психотравма, сильный стресс могут не только вызвать истерический мутизм, но и снять его. Для лечения истерического мутизма применяют психотерапию, транквилизаторы.

Пoд peд. проф. А. Скоромца

«Мутизм» и другие статьи из раздела Справочник по неврологии

Особенности мутизма

Мутизм – это детский недуг. Обычно он возникает в возрасте от 3 до 9 лет. Именно в этот период у детей происходит смена социального статуса: они начинают посещать детский сад и школу, поэтому многие родители воспринимают синдром как особенности адаптации. Расстройству подвержены особо чувствительные, ранимые натуры. Оно может быть результатом воздействия сильного психического потрясения, стресса, связанного с изменением статуса ребенка и актом протеста, когда ребенок осознанно принимает решение не разговаривать.

Часто мутизм у детей путают с серьезным психическим заболеванием (шизофренией, умственной отсталостью).


связи с этим избирается неадекватное ситуации лечение. Типичной ошибкой специалистов является восприятие синдрома как временного явления. В некоторых случаях заболевание воспринимается как детский каприз, который должен пройти самостоятельно со временем без какого-либо лечения. Однако такие виды речевых нарушений требуют своевременной коррекции, так как способны привести к развитию устойчивых изменений характера, негативным образом отражающихся на жизни носителя расстройства. В связи с этим, особое значение приобретает необходимость постановки своевременного и точного диагноза.

Синдром может развиться и в более старшем возрасте. Спровоцировать его способны органические нарушения мозга, серьезные психические потрясения или расстройства. Что касается взрослых людей, то мутизм характерен для представительниц слабого пола. У женщин обычно возникает истерический мутизм. Связано это с особой чувствительностью, мнительностью дам, их предрасположенностью к импульсивным эмоциональным реакциям.

Причины

Мутизм у детей и взрослых – это неординарное, трудно отличимое от ряда сходных по клинической картине заболеваний. Определение причины, спровоцировавшей синдром, позволяет адекватно оценить ситуацию, установить точный диагноз и назначить правильное лечение. В психиатрии принято выделять ряд следующих этиологических факторов, способствующих нарушению речи у детей:

  • психопатологические отклонения (аутизм, истерия, шизофрения, депрессивное расстройство, отставание в психическом развитии);
  • индивидуальные особенности характера (чувствительность, обидчивость);
  • стресс;
  • патологии строения речевых органов («волчья пасть, короткая уздечка);
  • наследственная предрасположенность;
  • обстоятельства окружающей среды;
  • внутрисемейная обстановка, неправильные методы воспитания.

Детский возраст не всегда позволяет установить истинную причину немоты. Исключением являются случаи, когда стимулятором служат психические отклонения. Причиной развития патологии может стать глухота. В этом случае говорят о возникновении сурдомутизма.

Детский сурдомутизм поддается коррекции. Своевременное обучение навыкам речи и чтения позволяют научить говорить детей с нарушением слуха. В том случае, если глухоту сопровождают патологии психического развития, обучить навыкам речи невозможно. Иногда мутизм у детей может быть своеобразной формой протеста. У взрослых мутистов причины расстройства речи могут быть следующими:

  • травмы головы;
  • стрессы;
  • кома;
  • последствия психической травмы;
  • нарушения кровообращения головного мозга;
  • психические расстройства (шизофрения, депрессия);
  • соматические заболевания (инсульты, опухоли мозга).

Симптомы мутизма

Синдром имеет достаточно яркие признаки, которые позволяют установить правильный диагноз. Типичные симптомы мутизма проявляются в виде:

  • отказа от речевого общения, немоты;
  • сохранения немоты не менее одного месяца;
  • сохранения сознания;
  • отсутствия патологий речевого аппарата;
  • неспособности говорить в волнительных ситуациях;
  • отсутствия речи только в конкретных ситуациях и при контакте с определенными людьми;
  • сохранения способности пользоваться письменной речью и формулировать свою мысль;
  • активное пользование невербальными методами общения.

В зависимости от вида патологии расстройство могут дополнять симптомы нарушения двигательной активности, как в случаях с акинетическим или апалическим мутизмом.

Виды мутизма

Самым распространенным диагнозом является психогенный мутизм, который может проявляться в рамках психогенного психоза, спровоцированного психической травмой.

В зависимости от силы воздействия психической травмы расстройство может ограничиться невротической формой: истерическим, логофобическим или смешанным мутизмом.

Истерическая форма мутизма провоцируется психической травмой: речь отнимается от сильного шока. Длится состояние от нескольких секунд до нескольких дней, недель. Патология возникает у женщин и особо чувствительных натур. Логофобическая форма возникает из-за страха услышать свою речь и встречается в основном у школьников. Взрослые редко страдают этим видом расстройства. Прогноз при данной форме патологии не всегда благоприятный, зависит от личностных особенностей носителя.


В отдельную группу выделен патохарактерологический вид расстройства, который проявляется в дошкольном и в младшем школьном возрасте при отрыве детей от привычной обстановки. К нему можно отнести избирательную форму элективного синдрома. Проявляется у болезненно-привязанных к дому, родителям, пугливых, робких детей. Эндогенно-психотические формы возникают гораздо реже. Развиваются они под влиянием бредовых идей, галлюцинаторных голосов.

В современной практике имеется еще одна разновидность классификации мутизма, которая выделяет следующие расстройства:

  • Селективный (элективный). Характеризуется отсутствием речи в определенных ситуациях.
  • Акинетический. Проявляется в виде двигательных и речевых нарушений.
  • Апалический синдром. Приравнивается к состоянию комы, полностью отсутствует реакция на внешние раздражители.

Лечение

Терапия мутизма предусматривает комплексное применение медикаментозных и психотерапевтических процедур. Выбор вектора лечения в каждом отдельном случае индивидуален и учитывает вид синдрома, общее психическое, физическое состояние и личностные особенности больного.

В зависимости от особенностей патологии и причин, спровоцировавших ее возникновение, лечение может быть как амбулаторным, так и стационарным. Стационарное лечение применяется в случаях, предусматривающих применение сложных диагностических процедур и хирургического вмешательства. Лечение мутизма не предусматривает универсального способа избавления от патологии.

В некоторых случаях, это относится к избирательному мутизму, достаточно мер психологической поддержки, в некоторых, как в случаях с акинетическим и апалическим мутизмом, необходимо хирургическое лечение для устранения основной причины, вызвавшей нарушения способности говорить: удаление гематомы или опухоли. В случаях, когда терапия предусматривает применение лекарственных препаратов, больным назначаются:

  • ноотропы;
  • нейролептики;
  • селективные ингибиторы обратного захвата серотонина;
  • бензодиазепины;
  • антидепрессанты;
  • антипсихотические препараты.

Комплексное лечение включает такие дополнительные методы терапии, как:

  • дыхательные упражнения;
  • фототерапию;
  • массаж;
  • арт-терапию;
  • лечебную гимнастику.

Целью терапии является устранение причин возникновения патологии, насколько это возможно, купирование невротических депрессивных расстройств, улучшение межличностных контактов.

Независимо от вида медикаментозной помощи осуществляется психологическая поддержка:

  • обучение навыкам продуктивного общения;
  • работа с тревожностью;
  • помощь в преодолении стрессов;
  • коррекция мимики и пр.

Применяются методы речевой и поведенческой терапии, тренинги социальных навыков. Прогноз в большинстве случаев благоприятный, за исключением случаев, когда расстройство вызвано тяжелыми психическими патологиями и органическими поражениями мозга.