Исследовательская работа Формирование характера Никиты (по повести А. Н. Толстого «Детство Никиты») Гришина Полина

Предмет. Литературное чтение.

Класс 4.

Тема: А.Н. Толстой «Детство Никиты» (глава «Аркадий Иванович» из повести)

Цель:

    создать условия для формирования умения составлять характеристику героя с использованием цитат из текста, навыка выразительного чтения;

    способствовать развитию навыков выборочного чтения, воспроизведения и анализа текста, творческих способностей учащихся;

    содействовать воспитанию дисциплинированности, прилежания и послушания.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для составления цитатной характеристики, карточки для работ в группах и дифференцированной работы, НОТ учащегося, толковые словари, гонг, карточки-опоры («аукцион», «эмоция», «пантомимика»), цветные сигналы, цветные квадраты, аудиозаписи детских песен («Улыбка», «Дружба», шум моря), портрет А.Н.Толстого, книга «Золотой ключик или приключения Буратино».

1. Организационно-мотивационный этап

Слово учителя.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся,

А потом мы скажем вместе:

«Здравствуй, здравствуй, новый день!»

Какой сегодня день: хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?

Какое настроение вызывает такая погода у вас?

Звучит песня:

От улыбки хмурый день светлей.

От улыбки в небе радуга проснётся.

И она к тебе не раз ещё вернется.

2. Этап актуализации знаний.

Слово учителя. Когда же ещё так искренне улыбаться, как не в детстве. На предыдущих уроках мы познакомились с удивительным человеком, который написал биографическую повесть о своём сыне Никите…(«Детство Никиты»). Имя писателя …(Алексей Николаевич Толстой).

Что же вам известно о жизни и творчестве этого человека?

Выставляем его биографию на аукцион (появляется карточка ).

Кто из вас знает, что такое аукцион ? Заглянем в толковый словарь:

АУКЦИОН – публичная продажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит наивысшую цену.

Итак, «для продажи» будет выставлено произведение Алексея Николаевича Толстого. Его сможет купить тот, кто заплатит знаниями о жизни и творчестве писателя.

Звучит гонг:

Начинаем. Алексей Николаевич Толстой родился…(1883-1945)

3. Дыхательная, артикуляционная гимнастика.

    Упражнение «Песенка «Алфавит»»

Давайте пропоем алфавит в сопровождении знакомой мелодии из песни «Детство»:

А Б В Г Д Е Ё Ж З

И Й К Л М Н О П Р

С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ

Ъ Ы Ь Э Ю Я!

    Упражнение «Снежинки»

Представьте, что вы на улице, идёт снег, и снежинки опускаются прямо в ваши ладошки. Поднесите ладони к лицу на расстоянии 10-15 см, плавно выдыхайте, старайтесь, чтобы снежинки растаяли. А теперь наоборот подуйте на снежинки так, чтобы они взлетели как можно выше.

4. Этап проверки домашнего задания.

    Игра «Верите ли вы, что…»

Слово учителя. Вспомним содержание главы «Солнечное утро». Я буду задавать вопросы, а вы, отвечая на них, найдете подтверждение в тексте. Взяли сигналы…

Верите ли вы, что действия, описанные в главе, происходят в зимний период?

Верите ли вы, что Пахом – это конюх?

Верите ли вы, что Пахом смастерил санки?

Верите ли вы, что Никита мечтал поиграть в снежки после того, как проснётся?

Верите ли вы, что Никита собирался попросить разрешения пойти покататься на санках?

Верите ли вы, что мальчику удалось осуществить свой план?

    Ролевое чтение

Учитель. Как видим, автор очень эмоционально повествует о происходящих событиях. (Появляется карточка эмоция).

ЭМОЦИЯ – в переводе с латинского языка – возбуждать, волновать.

С помощью эмоций или чувств мы выражаем своё настроение, переживания, отношения к событиям и героям.

При помощи чего передаются эмоции?

ПАНТОМИМИКА – мимика, слова, выразительные движения.

Найдите слова Пахома и человека, который заглянул в комнату к мальчику. Определите чувства и речи героев. Попробуйте эти эмоции выразить при чтении.

5. Целеполагание.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новой главой из повести, которая называется «Аркадий Иванович».

Какую цель поставим на данный урок?

6. Подготовка к восприятию текста. Прогнозирование.

Как вы думаете кто такой Аркадий Иванович?

Встречались ли мы уже с ним на страницах повести?

Как он выглядел? Найдите описание в тексте.

Каким вам представляется учитель Никита?

7. Работа с текстом главы

    Словарная работа

ВЕРСТАК

БАШЛЫК

СЮРТУК

Кому знакомо значение этих слов?

Давайте обратимся за толкованием на стр. 121 и толковому словарю.

Как вы считаете, о чём пойдёт речь в этой главе?

    Первичное восприятие (жужжащее чтение )

Оправдался ли наш прогноз?

Минутка отдыха (тренинг мышечного расслабления).

(Поза покоя – сесть на край стула и откинуться на его спинку. Руки свободно лежат на коленях, ноги немного расставлены).

Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо,

А потом опять вперед –

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена,

А расслаблена она.

А Варвара смотрит вверх!

Возвращаемся обратно!

Расслабление приятно!

Шея не напряжена.

А расслаблена она.

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись.

Возвращаемся обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена,

А расслаблена она.

    Вторичное восприятие (учитель и хорошо читающий учащийся ).

Почему Никите не удалось «улизнуть» на улицу?

Что заставил сделать Никиту учитель? Зачитайте.

Как вел себя Аркадий Иванович? Зачитайте.

Расскажите, как Никита занимался математикой. Прочитайте, как он представил условие задачи.

(С опорой на слайд объясняем значение слов «купеческая лавка», «сукно».)

Почему мальчик не мог сосредоточиться?

Как Никита воспользовался переменой? Зачитайте.

    Составление характеристики героя. Работа в парах.

Заполните таблицу. В левой части размещены цитаты из текста, в правой – сделайте свой вывод – определите черты характера и внешности героя.

«Удивительно расторопный и хитрый», по мнению Никиты… был невыносимый человек, всегда веселился, всегда подмигивал, не говорил никогда прямо, а так, что сердце екало».

«…не жаловался ни когда…»

Человек добрый, весёлый, расторопный, сообразительный, хитрый, не жаловался на Никиту. Он хорошо понимал мальчика, знал о его проделках и хитростях, но не выдавал его.

(отчёт работы пар )

8. Закрепление изученного. Минутка творчества.

    Игровое задание « Собери пословицу ».

У вас на партах лежат карточки со словами. Ваша задача объединится в группы по цветам карточек и, собрав пословицу, объяснить её смысл.

1. Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

2. Хорошо того учить, кто слушает.

3. Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.

4. Учение – свет, а неученее – тьма.

    Дифференцированная работа в группах.

Сейчас у нас будут работать две команды – творческие группы.

«УЧИТЕЛЯ» (мальчики).

Проанализируйте поведение Никиты. Какой совет вы дадите ему?

«ЛИТЕРАТОРЫ» (девочки).

Придумайте продолжение этой главы.

9. Подведение итогов. Рефлексия.

Славно дети потрудились

И чему же научились?

Чего вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас?

Какой урок вы извлекли из этой главы?

Кто доволен своей работой и общением с товарищами – пожмите соседу руку. Кто устал, положите голову на плечо.

10. Домашнее задание.

Дома перечитайте главу и составьте характеристику Никиты (1 вариант), Аркадия Ивановича (2 вариант).

Учитель. А на прощание предлагаю завязать узелок на память:

Помните!

Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает.

Будьте почемучками!

Когда в 1920 году Алексей Николаевич Толстой получает заказ журнала «Зеленая палочка» написать цикл рассказов для детей эмигрантов, он настолько увлекся своими детскими воспоминаниями и поддался душевному порыву воссоздать образ Родины в словесных картинах, что задумал одно из самых поэтичных повестей своего «эмигрантского» периода

– повесть «Детство Никиты». Поселив на страницах своего произведения себя в 9-летнем возрасте, дав имя своего сына, Толстой создает во многом автобиографическую повесть: «Никита - это я сам, мальчик из небольшой усадьбы вблизи Самары».

«Детство Никиты» обладает многими реалистическими подробностями: например, прототипы реальных людей, которых автор перенес из своего детства (Мишка Коряшонок, репетитор Аркадий Словоохотов, проч.). Это качество роднит повесть с такими автобиографическими произведениями, как «Детство» Л.Н. Толстого, «Детство Багрова-внука» С.Т. Аксакова.

И Никита у А.Н. Толстого, и Николенька у Л.Н. Толстого, и Сережа у С.Т. Аксакова выросли в дворянской среде, где постигали жизнь в гармонии и согласии с окружающим миром, чувствуя свое слияние с природой. Детская наивность, первая езда верхом на лошади, первая влюбленность, первое разочарование, связанное с противоречиями бытия, которые до этого были незаметны - вот то, что объединяет героев. Однако нельзя отрицать и существенного различия между ними. «Автобиографические повести о детстве дворянского ребенка - это произведения исповедальные, сосредоточенные на преимущественном раскрытии отчуждающейся от мира или уже отчужденной личности, вне зависимости от того, тянется маленький герой к этому миру или нет». 94 Такими предстают перед читателями Сережа и Николенька, в изображении которых авторы основной упор делали на процесс развития индивидуального «я». Здесь и берет свое начало психологический «герметизм».

В «Детстве Никиты», как и в «Детстве», повествование кольцевое; оно начинается с описания морозного утра и заканчивается осенним днем. Таким образом, герой оказывается встроенным в систему народного календаря. Цикличность сюжетного времени неоднократно отмечалась исследователями «Детства Никиты». Вот на что, например, указывала В. Щербина: «В повести последовательно проходят четыре времени года… Смена времени года изображается… как активное, затрагивающее все стороны существования и деятельности людей. Такое восприятие понятно: оно определяется всем трудовым распорядком окружающей крестьянской жизни». 96 Такое композиционное кольцо является признаком идиллического хронотопа, благодаря этому юных героев можно отнести к типу «идиллических людей», которые, по Е.И. Ляпушкиной, «характеризуются чертами сформировавшего его мира - они всегда замкнуты и всегда равны себе». 97 В противовес этому мнению можно привести высказывание А.В. Алпатова о том, что Николенька как бы привносит «усложненность, с такими наслоениями, которые шли скорее уже от сознания взрослого повествователя, вспоминавшее давнее»; Никите, однако, «чужд элемент морализирования», в повести «все дано так, как это воспринимает ребенок, пытливо смотрящий на мир широко раскрытыми глазами».

Для А.Н. Толстого представляет интерес прежде всего жизнь Никиты в соединении с жизнью других людей и всего бытия. Мальчик приобщается к конфликтам этого самого бытия, но лишь в той мере, в какой они взаимосвязаны с окружающим миром. В повести уделяется внимание тому, как мир и люди вокруг помогают раскрываться и развиваться личности Никиты: слова и поступки Аркадия Ивановича, родителей, Мишки Коряшонка, Лили и ее брата Виктора. Помогают выражению главного героя и изображения праздников и будней: они открывают картину бытия, и Никита - часть ее. «А.Н. Толстой, изображая детство своего героя Никиты, описывает его существование в рамках «единого пространства - родина, Россия, вечно юная, неделимая неделимая и светлая», то есть замкнутого, идиллического, и эпического времени, круглого, завершенного, соотносящегося с временами года».

Через характер Никиты выражает себя мир, который предстает в форме массовой жизни. Так, появляется второе действующее лицо - народ, народная жизнь. В этом угадывается стремление писателя рассказать о природной силе, мощной и жизнеутверждающей. Связь Никиты с массовой крестьянской жизнью подчеркивается на протяжении всего повествования. Отсутствует характеристика каких бы то ни было социальных и имущественных отношений. Угроза засухи и следующие за ней «голодная зима, тиф, падает скот, мрут дети» воспринимаются не как беда собственная, а как народная. Социальное неравенство отступает назад перед лицом народной беды.

По словам А.К. Воронского, А.Н. Толстой «превосходно чувствует прелесть простых человеческих отношений, природу, жизнь в любви, в мелочах, в радостном и несложном обиходе». Это проявляется в том, насколько органично Никита вписан в крестьянский быт: он храбро сражается с «нашими» против «не наших» ? кончанских ребят, он играет в карты наравне со всеми и точно так же, как и все, после проигрыша получает хлопок по носу. Мальчику не приходит в голову то, что он принадлежит к привилегированному сословию, родители никогда не пытались отвадить его от деревенских ребятишек. Однажды только Никита может почувствовать свое отношение к дворянству - когда неизвестный старичок называет его «юнкером» по дороге на ярмарку. Толстой освобождает свой текст от социально-классовых конфликтов, в чем ему помогает маска ребенка, проводящего свое время с детьми крестьян. Погруженность Никиты в массовую народную жизнь углубляется за счет Мишки Коряшонка - лучшего друга мальчика, который выполняет роль своеобразного поводыря в мир природы: он учит его азам верховой езды, вместе они исследуют местные окрестности. «Никита с большим уважением глядел на Коряшонка».103 Этому Никита, вне всякого сомнения, научился у своей семьи, которой не чужда радость непростого крестьянского труда. Отец вместе с батраками работает у молотилки; мать, не покладая рук, занимается домашним хозяйством вместе с дворовыми девушками. Родители Никиты показаны добрыми и естественными людьми, которым не свойственны жеманство и заносчивость. Они органично вписываются в окружающий их крестьянский быт, став неотъемлемой его частью. Мать - идеальная дворянка, хорошая мать и преданная супруга, которая совмещает в себе такие таланты, как игра на фортепьяно с одной стороны, рукоделие и шитье - с другой. Автор наделяет ее выразительными чертами во внешности, которые подчеркивают ее благородное происхождение: «Матушка склонила голову над книгой, волосы у нее пепельные, тонкие и вьются на виске, где родинка, как просяное зерно». И тем контрастнее смотрится ее гармоничная связь с крестьянской жизнью.

Отец Никиты изображен настоящим хозяином: с его приездом вовсю начинаются весенние работы. Он показан мужественным, деловитым человеком, но вместе с тем и ему не чужды недостатки: Толстым подчеркивается его страстная любовь к лошадям, ему непросто устоять перед покупкой удалого жеребца. Он иногда спорит с женой, в чем-то ей уступает, а где-то и не идет на согласие. Этим лишний раз подчеркивается их естественное и свободное поведение. Тем не менее, ссоры не оставляют отпечаток на мировоззрении Никиты, ибо они не устраивают грандиозные скандалы, а решают все полюбовно. Жизнь в усадьбе неотделима от крестьянского быта и от работы.

Интересны отношения Никиты и Аркадия Ивановича. Они противостоят друг другу, соперничают - но ни один из них не может одержать окончательную победу над другим. Никита хочет уклониться от занятий и убежать на улицу без завтрака - его перехватывает Аркадий Иванович. Аркадий Иванович замешкался, узнав о том, что прибыла почта - Никита пользуется моментом и убегать к друзьям. И тем не менее, во всем этом чувствуется равенство в положении каждого. Это понятно по тому, как Аркадий Иванович обращается с Никитой, в его фразах чувствуется внимание к ребенку, уважение его личных границ:

«Когда Никита, протирая глаза, сел на постели, Аркадий Иванович подмигнул несколько раз и шибко потер руки.

Сегодня, братец ты мой, заниматься не будем.

Потому, что потому оканчивается на у. Две недели можешь бегать, высуня язык. Вставай»

Нет вертикали «учитель над учеником», оба участника событий стоят друг друга.

Во всем этом присутствует некое гармоническое начало, «уравновешенность побед и поражений, печалей и радостей, воплощенная наглядно». После драки с «предводителем» «кончанских» Степкой Карнаушкиным они с Никитой становятся приятелями. Матушка бывает расстроена Никитиным поведением, но это длится недолго, они приходят к примирению. Никите стало тоскливо в долгий зимний вечер - приехали гости из Самары. Все неприятности длятся недолго, на их место приходят веселье и любовь. В этой мировой гармонии - особенность детского восприятия окружающей действительности. Все вокруг наполнено особым смыслом. Во сне Никита слышит голос, который призывает что-то достать из вазочки - наяву мальчик находит колечко, которое дарит Лиле - своей первой любви. Первая любовь тоже входит в состав жизненной гармонии, связывая теплыми воспоминаниями Никиту с домом.

Автор наделяет своего героя конкретно-образным мышлением, что является прямым указанием на его возраст. «Ребенок одушевляет окружающий его мир, вносит в него эмоциональную окраску. Он преобразует с своем воображении предметы действительности». 107Действительность вокруг него воспринимается единым образным миром, в котором все обретает иной смысл: портреты прадеда и загадочной дамы в бархатной амазонке оживают во сне и преследуют Никиту, купец с аршином сукна из обычной арифметической задачки становится живым, худощавым, в длинном пыльном сюртуке. Фантазия ребенка рисует совсем уже неожиданные картины, не имеющие ничего общего с арифметикой: «На пыльной плоской полке лежали два куска сукна; купец протягивал к ним тощие руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми глазами».

В воображении ребенка животные также наделяются характерными признаками, собственной линией поведения. Описана реакция ежа Ахилки, кота Василия Васильевича, имя которого звучит очень солидно. Даже скворцу дали свое необычное имя - Желтухин.

Примечательно появление Желтухина в общей канве повествования. Автор использует так называемый прием «текст в тексте»: несмотря на повествование от третьего лица, все теперь дается от имени скворца, попавшего в дом к людям и не понимающего, так ли он опасен, как кажется. Выражен характер птицы, ее мысли и чувства по поводу того, что она оказалась в неволе. Это - частый прием, которым пользуется К.Г. Паустовский в своих рассказах о животных. Наделяя животных человеческими качествами, Паустовский показывает взаимосвязанные отношения в природе, и в то же время - ее хрупкость, легкий переход от баланса к дисбалансу. Этот прием использует и А.Н. Толстой, чтобы подчеркнуть гармонию и взаимосвязь в окружающем Никиту мире. Все вокруг него живет, дышит и понимает его. Вот и Желтухин, увидев в Никите защитника, спасшего его от покушений коварного кота, становится его верным другом и спасителем: одним засушливым вечером он предсказывает дождь по барометру.

В православной традиции птица - символ души. Эту идею перенесли в свои произведения многие русские писатели. У И.С. Шмелева многочисленные птицы становятся символом души отца - главного человека в жизни Вани. А.Н. Толстой ассоциирует Желтухина с Никитой. Будучи маленьким желторотым птенцом, он тоже знакомится с миром через призму своего неопытного восприятия - совсем как Никита. Возмужав и окрепнув, скворец покидает дом, а Никита чувствует с ним свою связь, когда уезжает из деревни в город: «В сумерки Никита сидел у окна. Закат за городом был все тот же деревенский. Но Никита, как Желтухин за марлей, чувствовал себя пойманным пленником, чужим - точь-в-точь Желтухин».

Примечательно то, что детство Никиты кончается, как только пора уезжать в город. В этот момент герой перестает быть единым целым с народом. Его взросление обусловлено фабулой повествования: мальчику надо уезжать, поступать в гимназию - соответственно, начинается отрочество. В этот момент, покидая народ, Никита получает некую «приватность», он оказывается отрезанным от массового. Но в отличие от Л.Н. Толстого или С.Т. Аксакова, которых такое проявление отрешенности и индивидуальности интересовало, А.Н. Толстой не мыслит своего героя в отрыве от народа. И теряет к нему интерес.

В этом, по мысли В.П. Скобелева, двойственное положение: с одной стороны, такой архаический элемент повествования, как народ, открывает «идилличность», торжественность, что скрывается в «упрощенности» всенародного бытия, которую можно назвать художественным воплощением если не реальным, то уж точно воспоминанием о нем; с другой стороны - есть то, что этой упрощенности и идеальности противостоит: это современная жизнь, выраженная в образе города, сословно-классовые отношения, социальное неравенство, отчуждение обособляемого «я» от коллективного «мы».

В финале видно, что в народной жизни ничего не изменилось - все так же бегает по двору Дуняша и строит глазки своему возлюбленному, работнику Василию. Трава, несмотря на тронувший ее иней, все так же зелена. Сельские жители готовятся к предстоящей зиме. Яркие краски добавляют праздничности повествованию.

И совсем другим предстает город. Он изображен в серых тонах. Жизнь беспокойная, люди на улицах «бегут, прикрывая рот воротниками от ветра, несущего бумажки и пыль». Каждый за себя, бежит по своим делам, в отличие от Сосновки, где всех объединяло общее дело. В деревне Никита чувствовал себя свободно, ему не нужно было думать ни о своем внешнем виде, ни о своем общественном положении. В городе он замечает разницу между деревней и городом, и ему становится стыдно за то, что его семья не похожа на других. Даже знакомые мальчику люди начинают вести себя по-другому. Лиля больше не смотрит на него ласково и будто бы осуждает его за проявление нежных чувств. Ее брат Витя тоже чем-то озабочен, встревожен, норовит куда-то убежать. Даже Аркадий Иванович меняется: ему больше нет дела до мальчика, он спешит на свидание с возлюбленной. В этом - очередной контраст между свободной жизнью за городом и замкнутой, вечно спешащей куда-то жизнью внутри него. Очередное противопоставление «деревня-город».

Здесь Толстой ставит точку в повествовании. Но тем не менее, финал полон оптимизма. Пусть Никита и оказался оторванным от сельской жизни, от народа, но ведь жизнь его только начинается! Неизвестно еще, действительно ли он будет одинок в новом городе, ведь велика вероятность того, что мальчик обретет и здесь верных друзей. Оптимизм А.Н. Толстого не раз отмечался критиками, в частности, В. Баранов указывал на «радостную устремленность вперед». Она обусловлена, в первую очередь, не физическим и душевным здоровьем Никиты (несмотря на то, что это играет важную роль), а тем, что за его спиной - надежный тыл, детская родина, основанная на сплоченности и единстве всех и каждого.

А.Н.Толстой в эмиграции написал свое лучшее, по отзывам многих критиков, произведение - повесть «Детство Никиты» (1920). Главному герою он дал имя сына, а детство изобразил соб­ственное. Писатель рассказывал: «Блуждал по Западной Европе, по Франции и Германии и, поскольку сильно тосковал по Рос­сии и русскому языку, написал "Детство Никиты". Никита - это я сам, мальчишка из небольшой усадьбы вблизи Самары. За эту книгу я отдам все свои предыдущие романы и пьесы! Русская книга и написана русским языком!» Повесть написана для журнала «Зе­леная палочка» - для детей-эмигрантов, которые, как и Никита, остро нуждались в русских впечатлениях.

Память о родине и детстве - ведущая тема повести; в подтек­сте ощутима грусть автора по тому, что ушло, утрачено. Повесть была для Толстого способом мысленно вернуться на родину и дать сыну то, что было когда-то счастьем для него самого. Пер­воначально произведение называлось: «Повесть о многих пре­восходных вещах». К «превосходным вешам», на взгляд автора, относятся пушистые снега, лед на речке, особым образом сде­ланная скамеечка для катания с горы, лодка, привезенная под Рождество на санях, загадочная вазочка с забытым в ней колеч­ком - и еще многие мелочи, навсегда оставляющие в душе ощу­щение счастья.

Повесть реалистична, но в ней есть место фантазии, ожида­нию чего-то сказочного, небывалого. Постоянное предчувствие радости, чуда - это и есть реальная сказка детства.

По мнению литературоведа М.И.Свердлова, «...предсташтение о детстве как совершенном и завершенном мире связано с "уса­дебным" мифом в русской литературе и нашло выражение в од­ной из последних "усадебных повестей" - "Детстве Никиты". Ог­раниченное пространство без ограничения свободы, циклическое время в соответствии со сменой времен года - такова формула "детского рая"»".

Мир Никиты малонаселен, но до предела насыщен впечатле­ниями. События реальной жизни переплетаются со снами. Жизнь мальчика кажется тихой, замкнутой, но он не одинок: рядом с ним мать и отец, учитель, девочка Лиля и ее брат-гимназист, деревенские мальчишки, еж Ахилка, кот Васька, скворец Желту-хин. Каждый из них оставляет свой благодатный след в детской душе. Повесть начинается с описания обычного зимнего утра маль­чика. Только что проснувшийся ребенок чист душою и счастлив, ведь ему предстоят новые радости и неожиданности, каждое утро - как начало новой эпохи.

Писатель подчеркивает конкретно-образное мышление Ники­ты, что является точной приметой возраста героя. Действитель­ность, его окружающая, воспринимается им как сплошной об­разный мир. Даже арифметическая задача с ее традиционным ус­ловием: «Купец продал несколько аршин синего сукна...» - в сознании Никиты оживает. Вот уже купец наряжен в «длинный пыльный сюртук», появляется и лавочка - «темная, как щель», и рождается страшноватый сюжет, не имеющий никакого отноше­ния к арифметике: «На пыльной плоской полке лежали два куска сукна; купец протягивал к ним тощие руки, снимал куски с пол­ки и глядел тусклыми неживыми глазами на Никиту».

Самое сильное переживание Никиты - влюбленность в ма­ленькую гостью, Лилю. Девочка кажется Никите непонятной, за­гадочной, как его сны. Детская влюбленность, первый поцелуй, подаренное девочке колечко, найденное во сне, - все это проч­но связывает Никиту с домом.

Толстой мастерски рисует словесные пейзажи, интерьеры, порт­реты и натюрморты, передает малейшие оттенки интонаций в диалогах и внутренних монологах героев. Точность этих зарисовок важна для реализации замысла - рассказать о том, как родина входит в сознание человека. Это происходит незаметно, через ты­сячи подробностей, замираний сердца"перед красотой, через дет­скую дружбу и первую детскую любовь. Толстой показал, что фор­мируется не понятие, а чувство родины, как чувство самого себя.

Лучшими иллюстрациями к повести признаны рисунки К. И.Ру­дакова и А. Ф. Пахомова.

1 Свердлов М. По ту сторону добра и зла. Алексей Толстой: От Буратино до Петра. - М.. 2004. - С. 54-55.

Писатель серьезно интересовался литературой для детей, хотел видеть в ней большую литературу. Он утверждал: «Книга должна развивать у ребенка мечту... здоровую творческую фантазию, да­вать ребенку знания, воспитывать у него эмоции добра... Детская книга должна быть доброй, учить благородству и чувству чести».

Эти принципы и лежат в основе его знаменитой сказки «Зо­лотой ключик, или Приключения деревянной куклы» (1935). Исто­рия «Золотого ключика...» началась в 1923 году, когда Толстой отредактировал перевод сказки итальянского писателя Карло Кол-лоди «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы». В 1935 году, вернувшись из эмиграции, он вынужден был из-за тяжелой бо­лезни прервать работу над романом «Хождение по мукам» и для душевного отдыха обратился к сюжету о Пиноккио. По словам Маршака, «он как бы играл с читателями в какую-то веселую игру, достагш!ющую удовольствие прежде всего ему самому». В итоге «роман для детей и взрослых» (по определению Толстого) и се­годня остается одной из любимых книг читателей. В 1939 году Московский театр для детей поставил пьесу «Золотой ключик»; в том же году был снят одноименный кинофильм с использовани­ем мультипликации.

Писатель снабдил книгу предисловием, где сообщал о своем первом знакомстве с «Пиноккио...» в детстве. Впрочем, это не более чем выдумка. Он не мог читать сказку Коллоди в детстве, потому что итальянским языком не владел, а первый русский перевод был сделан в 1906 году, когда Алексей Николаевич уже был взрослым.

Сказка Толстого отличается от назидательной сказки Коллоди прежде всего своим стилем, в частности ироничным отношением ко всякому нравоучению. Пиноккио в награду за то, что стал на­конец «хорошим», превращается из деревянной куклы в живого мальчика; Буратино же хорош и так, и поучения Сверчка или Мальвины - совсем не то, что ему нужно. Он, конечно, деревян­ный и потому не очень разумный; зато он живой и способен бы­стро расти умом. В конце концов оказывается, что он вовсе не глуп, напротив, сообразителен и быстр в решениях и поступках. Писатель переименовал героя: Пиноккио превратился в Буратино. Это, по мнению папы Карло, счастливое имя; те, кто носит его, умеют жить весело и беспечно. Талант так жить при отсутствии всего, что обычно составляет фундамент благополучия - образо­ванного ума, приличного воспитания, богатства и положения в обществе, - выделяет деревянного человечка из всех остальных героев сказки.

В сказке действует большое количество героев, совершается множество событий. В сущности, изображается целая эпоха в ис­тории кукольно-бутафорского Тарабарского королевства 1 .

1 Взрослый читатель может уловить в изображении Страны Дураков намеки на Страну Советов времен нэпа.

Театральные мотивы навеяны воспоминаниями Толстого о про­тивоборстве театра Мейерхольда и Московского художественного театра Станиславского и Немировича-Данченко, а также модны­ми в начале века типажами: поэт - трагический шут (Пьеро), изнеженная женщина-кукла (Мальвина), эстетствующий аристо­крат (Артемон). Стоит почитать стихи Блока, Вертинского, Севе­рянина, чтобы убедиться в этом. В образах трех этих кукол нарисо­ваны пародии, и хотя, разумеется, маленький читатель не знаком с историей русского символизма, он чувствует, что эти герои смешны иначе, чем Буратино. Кроме того, Мальвина похожа на Лилю, героиню «Детства Никиты», что придает ей теплоту и оба­яние.

И положительные, и отрицательные герои сказки обрисованы как яркие личности, их характеры четко выписаны. Заметим, что автор выводит своих «негодяев» парами: рядом с Карабасом Бара-басом появляется Дуремар, неразлучны лиса Алиса и кот Базилио.

Герои изначально условны, как куклы; вместе с тем их дей­ствия сопровождаются изменчивой мимикой, жестами, передаю­щими их психологическую жизнь. Иными словами, оставаясь кук­лами, они чувствуют, размышляют и действуют, как настоящие люди. Буратино может почувствовать, как от волнения похолодел кончик носа или как бегут мурашки по его (деревянному!) телу. Мальвина бросается в слезах на кукольную кружевную постель, как экзальтированная барышня.

Герои-куклы изображены в развитии, как если бы они были живые дети. В последних главах Пьеро становится смелее и начи­нает говорить «грубым голосом», Мальвина строит реальные пла­ны - работать в театре продавщицей билетов и мороженого, а может быть, и актрисой («Если вы найдете у меня талант...»). У Буратино в первый день от роду мысли были «маленькие-ма­ленькие, коротенькие-коротенькие, пустяковые-пустяковые», но в конце концов приключения и опасности закалили его: «Сам принес воды, сам набрал веток и сосновых шишек, сам развел у входа в пещеру костер, такой шумный, что закачались ветви на высокой сосне... Сам сварил какао на воде». Явно повзрослев в финале сказки, он тем не менее остается прежним озорным маль­чишкой на театре, в котором будет играть самого себя.

Сюжет развивается стремительно, как в кинокартине: каждый абзац - готовая картина-кадр. Пейзажи и интерьеры изображены как декорации. На их неподвижном фоне все движется, идет, бе­жит. Однако в этой кутерьме всегда ясно, кому из героев читатель должен сочувствовать, а кого считать противником. Добро и зло четко разведены, при этом и отрицательные герои вызывают сим­патию; поэтому непримиримый конфликт между героями разви­вается легко и весело.

Всероссийская научно-практическая видеоконференция

«Тема детства в мировой литературе»

Секция: литературоведческая

Исследовательская работа

Формирование характера Никиты

(по повести А.Н. Толстого «Детство Никиты»)

Выполнила: Гришина Полина,

обучающаяся 9 класса

Орловской области; г. Ливны

Научный руководитель: Свечникова О.Н.,

Орловской области; г. Ливны

МБОУ «Лицей им. С. Н. Булгакова»


2012

Содержание



Название

стр

Глава 1.

Автобиографическая повесть о детстве А.Н. Толстого

3-5

Глава 2.

Формирование характера Никиты в повести «Детство Никиты».

5-13

§ 2.1.

Родительская любовь-основа воспитания ребенка.-

5-7

§ 2.2.

Дружба с деревенскими ребятами -

8-9

§ 2.3.

Гармония с природой-

9-11

§ 2.4.

Первая любовь в жизни Никиты.

11-12

Заключение

12-14

Список использованной литературы.

15

Глава 1. Автобиографическая повесть о детстве А.Н. Толстого

Повесть А.Н. Толстого «Детство Никиты» (первоначально название «Повесть о многих превосходных вещах») впервые была опубликована в отдельном издании в 1922 году. Повесть написана в 1919–1920 годах. Осенью 1918 года он эмигрировал за границу. В 1920 году писатель еще находился в эмиграции и очень тосковал по России. Живя в Париже и Берлине, Толстой чуждался эмигрантской среды и начинал более глубоко вникать в смысл исторических событий. Воспоминаниями о родине, о невозвратных днях детства, о русской природе и было вызвано появление повести. «Детство Никиты» - произведение, полное подкупающего лиризма, неотразимого обаяния и правды, высокой поэзии народной жизни, живого восприятия природы, красоты родного языка. Все свое внимание автор отдает воплощению поэтических начал очарования невозвратной поры детства. Писатель говорил: «За эту книгу я отдам все свои предыдущие романы и пьесы! Русская книга и написана русским языком!» Повесть была написана для парижского журнала «Зеленая палочка» - для детей-эмигрантов, которые, как и сын А.Н. Толстого Никита, которому посвящено произведение и именем которого назван главный герой, остро нуждались в русских впечатлениях. Его интересовала реальная жизнь, он хотел опереться на опыт своих личных наблюдений: "Начал – и будто раскрылось окно в далекое прошлое со всем очарованием, нежной грустью и острыми восприятиями природы, какие бывают в детстве" (Полн. собр. соч., т. 13, стр. 563). В отличие от большинства произведений А. Толстого здесь почти не играет роли сюжет, последовательная цепочка событий, потому что все в мире превосходно. Детский писатель К. Чуковский по этому поводу писал в 1924 г.: «Это Книга Счастия, - кажется, единственная русская книга, в которой автор не проповедует счастье, не сулит его в будущем, а тут же источает из себя».

"Детство Никиты" – это автобиографическая повесть. Место действия довольно точно воспроизводит обстановку небольшой усадьбы отчима писателя А. А. Бострома, где Толстой вырос. Сохранено в повести даже название усадьбы – Сосновка. Впечатления детства, воспоминания А. Толстого о ранней поре жизни в Самарской губернии вошли в содержание его произведения. В одной из своих автобиографических заметок А. Толстой писал о себе так: "Я рос один, в созерцании, в растворении, среди великих явлений земли и неба. Июльские молнии над темным садом; осенние туманы, как молоко; сухая веточка, скользящая под ветром на первом ледку пруда; зимние вьюги, засыпающие сугробами избы до самых труб; весенний шум вод; крик грачей, прилетавших на прошлогодние гнезда; люди в круговороте времен года; рождение и смерть, как восход и закат солнца, как судьба зерна; животные, птицы; козявки с красными рожицами, живущие в щелях земли; запах спелого яблока, запах костра в сумеречной лощине; мой друг Мишка Коряшонок и его рассказы; зимние вечера под лампой, книги, мечтательность…" (Полн. собр. соч., т. 13, стр. 557–558). Картины русской зимы, необозримых снежных равнин, весенних звонких дней, летней страды, золотой осени сменяют одна другую естественно, как движение самого времени, переданного в живых образах. Смена времен года изображается не как пассивно-созерцательное движение, а как активное, затрагивающее все стороны существования и деятельности людей. Как раз в такой атмосфере растет и формируется и маленький герой повести А. Толстого Никита. Родители Никиты во многом повторяют реальные черты отчима и матери писателя. Мать Никиты зовут так же, как и мать писателя, – Александрой Леонтьевной. Для образа учителя прототипом послужил семинарист-репетитор, Аркадий Иванович Словоохотов, готовивший будущего писателя к поступлению в среднее учебное заведение. Взаимоотношения Никиты с деревенскими ребятишками – с Мишкой Коряшонком и Степкой Карнаушкиным, их дружба и товарищеские игры тоже автобиографичные, также как еще ряд подробностей и деталей. Следует отметить, что повествование ведется не от первого лица, что дает возможность автору реально, по прошествии многих лет оценить счастливую пору своего детства.
Глава 2. Формирование характера Никиты в повести «Детство Никиты»
§ 2.1. Родительская любовь – основа воспитания ребенка
«Детство Никиты» рассказывает о детстве русского мальчика из дворянской помещичьей семьи, когда-то богатой и знатной, но уже находящейся на грани разорения, доживающей последние дни в деревне. В изображении становления характера главного героя А.Н. Толстой на первое место ставит саму действительность, окружающую ребенка.

Уже с первых страниц повести мы видим, какая доброжелательная, нормальная обстановка окружала Никиту, как складывались его первые представление о жизни. "В теплом кабинете было так тихо, что в ушах начинался едва слышный звон. Какие необыкновенные истории можно было выдумывать в одиночестве, на диване, под этот звон. Сквозь замерзшие стекла лился белый свет. Никита читал Купера..." Так мы погружаемся в мир детства Никиты, в мир, окруженный книгами, занятиями с учителем, в атмосферу добра и заботы о девятилетнем мальчике. Взаимоотношения Никиты с матерью, отцом, учителем носят такой характер, что они воспитывают в мальчике здравый ум, прямоту и честность.

Семья Никиты и домашняя обстановка в доме была всегда очень доброй и родной, было видно, как все члены семьи заботятся о Никите и каждый пытается дать частичку своей любви мальчику, воспитать его хорошим человеком. Все члены семьи очень разные по характеру, темпераменту, у многих разные взгляды на жизнь, но, несмотря на это, это дружная любящая семья. На примере искренне любящих друг друга родителей Никиты можно видеть, как много значит семейное воспитание для формирования характера ребенка. Отец Никиты веселый, с тонким чувством юмора, в сочетании с необычайным умом, добротой и душевным благородством счастлив со своей женой, которая очень отличается от него. Она воспитанная, умная, статная, с нежной красотой женщина, которая в духе народных традиций воплощает в себе образ хранительницы семейного очага. Прототипом этого образа послужила мать А. Толстого. Мать Никиты очень скучает по своему мужу, когда он уезжаешь, переживает за него всем сердцем и обеспокоена тем, что Никита может забыть его. Однажды жизнь отца висела на волоске от смерти, когда он чуть не погиб в овраге во время весеннего наводнения. Это несчастье показало сплоченность семьи, заботу друг о друге, то общее, что объединяет настоящую семью – любовь. Иногда между родителями мальчика возникали конфликты по поводу расточительности мужа, иногда были разногласия в воспитании Никиты, мать очень трепетно относилась к сыну и слишком переживала за него и видела в нем только маленького мальчика, а отец же настаивал на воспитании в ребенке мужчины - смелого, сильного, закаленного. Но вместе с тем они шли навстречу друг другу и находили общее решение, которое не вредило Никите, а наоборот, развивало его. Например, эпизод с Клопиком. Мать очень боялась, что Никите рано еще самостоятельно ездить на лошади: может разбиться, может не справиться с необъезженным конем. Отец же, напротив, был убежден, что только так, при приобщении Никиты к самостоятельности, близости к жизни народа, к участию в общем деле можно воспитать крепкого, сильного мужчину.

Семья Никиты была всегда очень гостеприимна и рада гостям. Один из таких приездов гостей стал настоящим событием в жизни Никиты, тогда он встретил свою первую любовь. В доме всегда очень любили праздники. Один из самых ярких был чудесный новый год. В описании приготовлений к празднику, самодельных поделок, украшений, стойкого хвои, ожидания долгожданных подарков, пышного стола с угощениями, хороводов вокруг елки с приглашенными деревенскими детьми чувствуется любовь автора к традициям старинного дворянского уклада жизни. Так ярко, зримо подмечены А.Н. Толстым детали приготовлений детей к новому году.

В этом доме даже с простыми рабочими обходись очень хорошо, не смотря на то, что есть барин и крестьяне. Отец Никиты - очень простой в общении и поведении человек, дружески относился к дворовым, и они уважали хозяев, старались угодить им, платили верностью и заботой. Вызывают симпатии плотник Пахом, который мастерит Никите скамеечку, рассудительный мальчик, подпасок Мишка Коряшонок, учитель Аркадий Иванович. Самым авторитетным лицом Никита считает работающего на скотном дворе Мишку Коряшонка - подпаска. Это серьезный и рассудительный паренек, который, в подражание взрослым говорит с напускным равнодушием. "Никита с большим уважением глядел на Коряшонка". Хотя Мишка и маленький, но в его замечаниях, советах и поступках уже ясно виден русский склад ума и русский характер. Другой знакомец Никиты - вихрастый, курносый и большеротый Степа Карнаушкин с "заговоренным кулаком". Компанию деревенских друзей Никиты дополняют Семка, Ленька, Артамошка-меньшой, Нил, Ванька Черные Уши и бобылев племянник Петрушка. Целыми днями крутится Никита во дворе, у колодца, в каретном сарае, в людской, на гумне... Для него понятнее всего суждения Мишки Коряшонка. Но менее важно и то, что сказал или сделал плотник Пахом, рабочий Василий, сутулый Артем. Никита с любопытством относится к жизни деревни, крестьянских ребят, к мужицким занятиям, не понимая сложностей и тягот деревенской жизни, но в то же время стихийно, инстинктивно не отделяя себя от нее, чувствуя себя чем-то неразрывно связанным с деревней.

§ 2.2. Дружба с деревенскими ребятами

Никита общался с деревенскими ребятами, и в традициях деревенского детства всегда было противостояние одних дворов и других, драки, снежные побоища, игры в войну - все это тоже составляло его детство, счастливое детство, закаляло характер, подвергало испытаниям.

У Никиты никогда не было проблем в общении из-за разного социального положения, даже напротив, он считал, что его деревенские друзья никогда не заменят ему ни одного дворянского мальчика, в чем он убедился после общения с гимназистом второго класса Виктором, гостившим у Никиты на Рождество. Виктор тоже подружился с деревенскими, старался быть своим, но так и не стал. А вот Никита был своим среди ребят, не боялся ходить стенкой на драки, дразнить деревенских с другой стороны. Большое значение имела для него дружба с пастушонком Мишкой Коряшонком, находчивость, смелость которого имели особый смысл, поскольку он должен был содержать себя сам. Поэтому Никита даже подражает Мишке и старается превосходить его в удали. Никита сумел победить даже «заговоренного» первого силача Степку Карнаушкина, от которого другие пятились, после чего оба мальчика дружески обменялись подарками - ножичком и свинчаткой. Характер Никиты особенно выявляется в сцене с бычком, который из стада вдруг рысью кинулся на него и на гостившего у них гимназиста второго класса Виктора. Хлопавший кнутом, как из ружья, Мишка Коряшонок успел крикнуть: «Берегись, Никита!» Никита, в свою очередь, крикнул: «Виктор, беги!» Но гимназист Виктор закричал, упал и закрыл голову руками. Никита бросился на помощь и шапкой стал бить быка по морде. Подбежавший Мишка кнутом отогнал быка. В этой сцене наглядно в обрисовано соотношение трех характеров. Гимназист Виктор, чванившийся своей храбростью, подтрунивавший над Никитой, который слишком заглядывался на его маленькую сестренку Лилю, с голубенькими глазками, вздернутым носиком, локонами и пышным бантом на макушке: «…тебе с девчонками только играть»,- теперь потерял много в глазах Никиты. Никакого сравнения с деревенскими друзьями Виктор не выдержал. А Никита в этой сцене показал себя взрослым мальчиком, не растерялся, а спас товарища. Помогло ему в этом наблюдение над жизнью дворовых, связь с народом.

§ 2.3. Гармония с природой – формирование духовного мира ребенка

Хорошо, Никита? – спрашивает у мальчика его веселый отец.

Чудесно! – отвечает Никита.

Все образы и события в этой радостной книге отмечены словом чудесно…

Любой день Никиты – это постоянные открытия и наполнение счастьем. Все хорошо, все радует: весенний дождь, разлив воды, наступление лета, «запахи влаги, прели, дождя и травы», солнце, вода, небо получают значение одухотворенных сущностей бытия. Мальчик связан душевными нитями с таинствами всего живого. Уже начало повести: «Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь чудесно расписанные серебром звезды и лапчатые листья светило солнце. Свет в комнате был снежно-белый. С умывальной чашки скользнул зайчик и дрожал на стене» подготавливает нас к восприятию чего-то доброго, сказочного, к восприятию беззаботного детства.

Повесть о «Детство Никиты» отразила главный итог детских лет – гармоничную слитность всех граней бытия: растений, животных, людей, жизни и смерти, взаимосвязь жизни десятилетнего ребенка с жизнью природы создает своеобразный лирический колорит повествования: «Никита плыл под звездами, покойно глядел на далекие миры». «Все это - мое, -думал он, -когда-нибудь сяду на воздушный корабль и умчу…» Так воспринимает природу мальчик, когда летом после молотьбы едет на возу; Никита близок ей, растворяется в окружающем его мире. Автор часто одушевляет явления природы, он создает поэтические образы скворца, кота, коня, ежа, иволги. «Желтухин сидел на кустике травы, на припеке, в углу между крыльцом и стеной дома и с ужасом глядел на подходящего Никиту»- это описание скворца дается и мягко улыбающимся взглядом автора, и каким-то интуитивным опоэтизированным видением Никиты, и очеловеченным восприятием Желтухина.

Понятно такое пристальное внимание Никиты ко всему, что его окружает, Никита учится понимать окружающий мир и себя в нем. Именно природа обогащает духовную работу Никиты, развивает в нем потребность духовного родства со всеми живущими. Автор часто одушевляет явления природы, он создает поэтические образы скворца, кота, коня, ежа, иволги. Особенно обострила чувства Никиты к природе любовь к девочке с голубым бантом. Вот после новогодней елки возвращается Никита один домой, проводив ребят, которые были приглашены в гости: «Никите казалось, что он идет во сне, в заколдованном царстве. Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на душе». Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой частью ее создает в душе мальчика почти постоянное ожидание счастья, чудесного, фантастического.

Видение Никитой реального перекликается с его фантастическими представлениями, идущими от мечты мальчика, от стремления опоэтизировать окружающий мир. Он заражает этим стремлением других. Так, Лиля ищет с ним вместе вазочку, приснившуюся однажды Никите. И в самом деле эта вазочка была найдена детьми на часах в темной комнате, а в ней оказалось колечко, Никита с уверенностью говорит: «Это волшебное». А история о двух людях, что изображены на фамильных портретах, виднеющихся через отворенную дверь в полутемной анфиладе соседних комнат. Один - "суровый старик с острым носом и ястребиными, пронзительными глазами". На другом портрете изображена "молодая женщина лет 25… в руке она держит розу, но эта роза совсем не идет к гордой ее позе вполуоборот к зрителю, к надменной ее улыбке и к большим, веселым, вызывающим глазам. Пламя скользит по ее белому платью, голым плечам, играет на ее лице». Старик и гордая красавица, "оживающие на портретах", загубили друг друга…". Эта история будила воображение Никиты, притягивала своей таинственностью, ему казалось, что красавица смотрит загадочно и видит Никиту. Так фантастическое смешивается с реальным, показывает развитие духовного мира Никиты, его фантазии, выдумки, мечтательность развивают воображение, мягкость и чувствительность натуры Никиты.


§ 2.4. Первая любовь в жизни Никиты

Самые счастливые, трогательные страницы детства Никиты связаны с Рождеством, с первой любовью в жизни Никиты. Лиля, возлюбленная Никиты, девочка девяти лет, сестра Виктора. У Лили, были длинные вьющиеся локоны и большой голубой бант. Никита сразу влюбился в сияющие голубые глаза, и звонко-игривый смех. Она была очень сдержанна и не показывала своего интереса к Никите. Первая любовь Никиты, даже можно сказать, любовь с первого взгляда, чистая, детская, невинная. Первый поцелуй, которого очень боялся Никита, ответная реакция Лили. Очень трогательно, немножко наивно, но так сказано просто и замечательно:

Ты хороший мальчик, я тебе этого не говорила, чтобы никто не узнал, но это секрет.

Никитка был очень стеснительным и постоянно краснел при разговоре с ней, боясь сказать что-то не то. Когда Лиля гостила, каждый день Никиты был наполнен счастьем, радостью, Никита рассказывал ей истории, а Лиля слушала его внимательно, не пропуская ни одного его слова. После отъезда Лили Никита каждый день думал о ней, дни тянулись мрачные, скучные его сердце и душу согревали воспоминания о девочке, он видел ее образ перед глазами: ее большой голубой бант, голубые глаза. С первой любовью начинается взросление Никиты, его беспричинная временами грусть, смена погоды вызывала ощущение перемен, желание поторопить время. А письмо, которое получил Никита от Лили! Долгожданное письмо, которое прислала Лиля с приглашением погостить у них летом, было еще одним счастливым моментом жизни. Подаренное Никитой кольцо с голубым камнем Лилии, напоминало ей о нем. Это было таким счастьем, что Никита на своем коне будто летел по ветру домой.

Лиля преобразила детство Никиты, сделала его еще более счастливым, подарила ему бесценные воспоминания о первой поцелуе, о кольце, о его первом стихотворении, о лесе, о незабываемом сочельнике. Она обогатила его внутренний мир и стала для него идеалом, подарив ему свою нежность, случайные взгляды, звонкий смех. Никита даже сочинил стихотворение - так переполняли его чувства чего-то необыкновенного и счастливого.

Счастливая пора детства в степной усадьбе заканчивается очень прозаически. Семья переезжает в город, где все не так просто, мило и легко, а все куда-то спешат, заняты своими делами. Никита чувствует себя здесь чужим, «пойманным пленником», -точь-в точь Желтухин.

После слов "Через неделю Никита выдержал вступительный экзамен и поступил во второй класс" стояла еще такая заключительная фраза, завершавшая всю повесть: "Этим событием кончается его детство".

Заключение

Замечательная повесть "Детство Никиты", завершающая цикл автобиографических произведений А.Н.Толстого о дворянском быте, по праву считается одной из лучших русских книг для детей. На первый взгляд «Детство Никиты» напоминает старые дворянские семейные хроники, однако повесть отличается от них. Волнующий образ родины, горячее дыхание живой поэзии, пластичность изобразительных средств, глубокая лиричность и реалистическая красочность ставят «Детство Никиты» в ряд лучших произведений А.Н. Толстого.

Неувядаемая жизненность повести Толстого до сих пор определяется умением писателя «обратиться к человеку, понять которого без понимания земли и солнца», без понимания природы невозможно. Повесть А. Толстого «Детство Никиты» (в первых изданиях «Повесть о многих превосходных вещах») вводит читателя в круг не омраченных ничем, радостных впечатлений девятилетнего ребенка. В произведении А.Н. Толстого «Детство Никиты» чувствуется атмосфера любви ко всему окружающему, а сам герой представляет собой некий обобщенный образ счастливого ребенка, символ счастливого детства. Жизнь мальчика Никиты, растущего в привольном степном дворянском имении, протекает на фоне размеренного, прочного помещичье-деревенского быта, в непосредственном общении с буйной степной природой. Катание на салазках с гор, учеба с репетитором, ласки любящей матери, игры и драки с деревенскими ребятишками, приготовления к елке и встреча гостей, первая любовь – вот что формирует характер главного героя повести. Независимого, смелого, очень чуткого и впечатлительного мальчика, живущего в гармонии с природой и близкими людьми. Светлые воспоминания писателя о детстве пронизаны лирическим образом любимой Родины, который возникает во всем: в описаниях природы и быта хутора Сосновки, в рассказах о деревенских ребятах, в чистом, прекрасном русском языке повести. В этом ее основное воспитательное значение.

«Детство Никиты» - повествование о первых годах формирования человека. Перед читателем развертывается хроника основных событий жизни мальчика в течение последнего года перед началом учебы. В "Детстве Никиты" сказалось чудесное искусство перевоплощения писателя в ребёнка, сказалось свободным дыханием, необыкновенной рельефностью каждой показанной вещи, сказалось страстной и сдержанной любовью к природе, ко всему живому, точным взрослым знанием их и точным их детским восприятием, постижением детского характера.

Список используемой литературы


  1. Иванов Н.Н. Диалектика души ребенка в сочинениях А.Н. Толстого // Материалы IХ Всероссийской научно-методической конференции «Мировая словесность для детей и о детях». – Выпуск 9, 2004. – С.27-31.

  2. Алпатов А. Детство Никиты // Детская литература. – №5, 1936. – С.23-25.

  3. Смирнова В.Третий Толстой в детской литературе // Детская литература. - №2, 1966. – С.17-20.

Природа летом.

А.Толстой «Детство Никиты». Глава «В купальне».

На этом занятии мы познакомимся с отрывком Алексея Николаевича Толстого « В купальне» из повести « Детство Никиты».

Толстой Алексей Николаевич - русский писатель. (29.12.1882г. - 23.02.1945г.) Автор таких произведений, как «Золотой ключик», « Князь Серебряный»,

« Сказки», « Детство Никиты»…..

Во время Первой мировой войны Алексей Николаевич Толстой был корреспондентом на фронте. Произведения Толстого того времени отражали военную ситуацию («Подводой», «На горе»).

После революции занялся изучением образа Петра I. В 1918 году переезжает в Одессу, затем в Париж, Берлин. Вдалеке от родины написаны произведения Толстого «Детство Никиты», «Аэлита», «Черная пятница».

После возвращения в СССР издана трилогия Алексея Толстого «Хождение по мукам». Величайшим произведением Алексея Толстого считается исторический роман «Петр Первый». Над ним писатель трудился 16 лет.

Повесть «Детство Никиты» - автобиографическое произведение.

http://www.syl.ru/misc/i/ai/178809/714675.jpg

Писатель Алексей Толстой передаёт в ней свои детские впечатления. Никита - имя его сына. Ему-то он и посвятил свою книгу. О своём детстве на хуторе Сосновка, что под Самарой, он пишет в автобиографии: «Там прошло моё детство. Сад. Пруды, окружённые вётлами и заросшие камышом. Степная речонка Чагра. Товарищи - деревенские ребята. Верховые лошади… Смены времён года, как огромные и всегда новые события. Всё это, и в особенности, что я рос один, развивало мою мечтательность…» и, несомненно, мечтательность главного героя его повести Никиты.

Мама, Александра Леонтьевна, всеми силами старалась развить в Алексее Толстом писательский талант. Может быть, благодаря ей он и стал писателем.

Отрывок, с которым мы сегодня будем работать, называется « В купальне».

Что такое купальня? (Купальня - заведение для купания; строение на берегу для раздевания, строение на воде в виде сарая с затопленным днищем.)

Чтение текста

Где и когда происходит действие? (Действие происходит ранним летним утром в купальне.)

http://bigslide.ru/images/22/21768/960/img3.jpg

Назовите главных героев. (Василий Никитьевич, Никита,Аркадий Иванович.)

Чьими глазами мы видим картины летнего утра? ( Мы видим картины летнего утра глазами рассказчика.)

Как вы думаете, какое настроение создают слова: хорошо, отлично, хорошо пахло здоровьем, звонко шлёпал, розовое пятно, душистое мыло, лёгкое? (Эти слова создают радостное, легкое, веселое настроение…)

Отчего же так хорошо ранним летним утром? (Оттого что тепло и ранним утром можно купаться, оттого что всё вокруг цветёт и благоухает, летают пчёлы и бабочки, воркуют голуби, в пруду можно плавать и боком, и на спине, и колесом…)

Кто шел рано поутру на пруд купаться? (Рано поутру Василий Никитьевич, Аркадий Иванович и Никита шли гуськом на пруд - купаться.)

О чем ворковал дикий голубь? (В чаще сада ворковал дикий голубь,- закрыв глаза, надув грудку, печально, сладко ворковал о том, что точно так же все будет всегда, и пройдет, и снова будет.)

Какие слова произносил Василий Никитьевич? («... Хорошо, отлично»- произносил Василий Никитьевич...")

Что делал Аркадий Иванович, заплыв на середину? (Заплыв на середину пруда, Аркадий Иванович начинал перекувыркиваться, нырял и ухал, как водяное чудовище.)

«В купальне» -это целая повесть или отрывок? (Отрывок)

Отрывком какой повести является? (« В купальне»- это отрывок из повести « Детство Никиты».)

Почему повесть называется « Детство Никиты»? (Повесть «Детство Никиты» - автобиографическая. Писатель Алексей Толстой передает в ней свои детские впечатления. Имя Никита — имя его сына. Ему-то он и посвятил свою книгу.)

Итоги

Мы учились преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

ИСТОЧНИК

http://royallib.com/read/tolstoy_aleksey/detstvo_nikiti.html#264659

http://files.kopilkaurokov.ru/download.php?

http://www.klassnye-chasy.ru/userfiles/tolstoy-aleksey-biografiya.rar

http://moemesto.ru/lbalberova/file/