Конспект НОД «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы. Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хваста Пальчиковая гимнастика «Зайчик»

Интеграция образовательных областей:

Познание. Речевое развитие. Социализация. Художественно-эстетическое развитие.

Цель: Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжение знакомства детей с явлениями и объектами природы, расширение и совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах воды и круговороте ее в природе.

Основные задачи:

1. Образовательные задачи:

  • Продолжать обогащать непосредственного чувственного опыта детей в экспериментальной деятельности. Обобщать и систематизировать представления детей о свойствах воды и временах года.
  • Развитие свободного общения с взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению с взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и экспериментально-игровое взаимодействие.
  • Уточнить и закрепить знания детей о воде и её значении для всего живого. Учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе.
  • Развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе;
  • учить отвечать на вопросы в краткой и распространённой форме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу;
  • формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога;
  • помогать употреблять глаголы, характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, тает, испаряется и т.п.

2. Развивающие задачи:

  • Развивать исследовательские навыки, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
  • Способствовать развитию любознательности.
  • Развивать внимание и наблюдательность детей.

3. Воспитательные задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, в частности к воде.
  • Продолжать воспитывать культуру поведения в природе.
  • Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.
  • Воспитывать наблюдательность, любознательность, эмоциональную отзывчивость.

Методы и приёмы .

Словесные: вопросы к детям, разъяснение, индивидуальные и хоровые повторения.

Наглядные: рассматривание, показ, опыты.

Практические: обследование предмета, игровые действия с предметом.

Предварительная работа:

  • Беседа с детьми о значении воды, просмотр видеофильма «Урок чистой воды».
  • Чтение сказки и просмотр мультфильма «Капитошка. Путешествие воды».
  • Чтение сказки «Путешествие Капельки».
  • Проведение отдельных опытов с водой.
  • Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий).
  • Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
  • Знакомство с круговоротом воды в природе.
  • Составление модели «Как человек воду использует».

Оборудование и материалы:

  • ТСО: магнитофон.
  • аудиозапись журчания и шума воды.
  • лента голубая, изображающая ручей,
  • с помощью камней, растений оборудован родник, полотна «моря, озера, пруда, лужи»,
  • столы с оборудованием для проведения опытов,
  • объемная модель и схемы: «Круговорот воды в природе».
  • Оборудование исследовательского уголка группы для проведения опытов: вода, сосуды разной форм, воронка, полотенца, раздаточные подносы-тарелочки, клеенки, фартуки, прозрачные стаканчики, ложки, речной песок, сахарный песок, губка.
  • Ключ во льду.
  • Письмо от Зимы.
  • Мягкая игрушка Зайца Коськи и Капитошки.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся путешествовать в сказку, где главной будет вода. Дверь в сказку откроем волшебным ключиком. Но что это произошло с ключиком?(демонстрация ключика, вмерзшего в льдинку)

Дети: Он вмёрз в лёд.

Воспитатель: Посмотрите, я нашла письмо. Оно от Зимы. Вот что она пишет: «В сказку попадёт только тот, кто знает о воде всё. Ответьте на мои вопросы, тогда и достанете ключик».
-Ребята, что вы можете рассказать о воде? Какая она?

Дети: Вода бывает холодная, тёплая, прохладная, прозрачная, мутная, жидкая, текучая, освежающая…)

Воспитатель: Вода имеет форму?

На столе лежит кубик и шарик, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Дети: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость.

Воспитатель: Какого цвета вода? (демонстрация опыта)

Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей).

А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

Дети: делают выводы и предположения.

Воспитатель: А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

Дети: своего вкуса у воды нет.

Воспитатель: А бывает ли вода твёрдой? Когда это случается?

Дети: Зимой, когда наступают морозы.

Воспитатель: Что же это такое — «твёрдая вода»?

Дети: — Это лёд.

Воспитатель: Какие свойства льда вы знаете?

Дети: Холодный, хрупкий, прозрачный, гладкий, тает в тепле.

Воспитатель: показывает детям в каких состояниях бывает вода: жидкость в стакане, если воду нагреть получается – пар (открывает термос с кипятком, дети видят, как появляется пар), а если воду заморозить получается — лед (показывает бутылку со льдом).

Воспитатель: Где в природе встречается вода?

Дети: Озеро, ручей, родник, река, озеро, море, океан.

Воспитатель: Посмотрите на нашу модель «Водоемы» , вот это ручей. Где же его начало?

Дети: Это родник.

Воспитатель: Откуда в роднике вода?

Дети: Она вытекает из-под земли.

Воспитатель : А где ручей заканчивает свой путь?

Дети : Он вливается в речку, а потом вместе с рекой в море.(дети проходят по напольной модели «Водоемы»)

Воспитатель: Вот мы и ответили на все вопросы Зимы. Посмотрите, лёд растаял и мы можем взять ключик. Давайте скажем все вместе: «Раз, два, три ключик сказку отопри»

Дети : повторяют слова.

Воспитатель: Силу для путешествия нам даст волшебный ручеёк. Пройдём по ручейку на носочках.

(Звучат звуки воды, ручья)

Воспитатель: Теперь присядьте на бережке ручейка и слушайте сказку. Живёт в нашем лесу заяц Коська (ввод мягкой игрушки Зайца) – пушистая шёрстка, длинные уши. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, всё на свете разузнать хочет.

(Гимнастика для глаз)

Давайте и мы, как заяц Коська, постреляем глазами. Голова неподвижна, перемещаются только глаза: медленно вправо-влево, вверх-вниз. Наши глаза стали зоркими.

Побежал заяц Коська вперёд, вдруг увидел – Родничок, а из него ручеёк течёт.

Заяц Коська: Ты кто?

Воспитатель-Родничок: Я Родничок. Вот попутешествовать хочу, посмотреть далёкие края.

Заяц Коська: Вот здорово, побежали наперегонки. Ребята, давайте вместе пройдем путь с Родничком и Зайцем Коськой. (дети двигаются по маршруту напольной модели)

Воспитатель: Побежали, - согласился Родничок.

Бежит Коська, прыгает через кочки и пни. Родничок уже ру­чейком стал. Бежит ручеек, изгибается, да все впереди зайца.

Прибежали Родничок и Заяц Коська к берегу реки, а там мно­жество ручейков сливаются воедино.

Пропал теперь Родничок! Съест его большая река, - за­беспокоился Коська. - Эй, Родничок, где ты?

А тут я. - ответил Родничок из реки. - Я теперь с другими родничками вместе. Так веселее. Догоняй скорее!

Дети двигаются вдоль ручья и реки макета:

Физкультминутка

Воспитатель: Бежит речка из множества ручейков, изгибается, да всё впереди зайца. Отделился Ручеёк от речки. Весь день и целую ночь бежал по берегу Ручейка Заяц-Коська. Наконец наступило утро. Устал Коська, отдыхает. Хорошо летом: солнышко припекает, жарко. Смотрит Коська по сторонам, а Ручейка нигде нет.

Заяц Коська: Эй, Родничок, где ты?

Воспитатель — Родничок: А я тут, посмотри наверх. Я теперь Капелька-Капитошка. Нас здесь много.
Поднял Коська глаза и видит в небе облачко покачивается.

Воспитатель: Ребята, а как же Родничок туда попал?

Дети: Ночью он туманом стал, а утром солнышко пригрело, вода в ручейке согрелась, Родничок испарился и поднялся капельками в облачко. Стал Капелькой Капитошкой (демонстрация игрушки Капитошки)

Воспитатель: Давайте с вами проведём эксперимент – как образуется туча и пойдет дождь.

Дети: выливают воду в поднос, опускают губку в воду. Вода впитывается в губку, поднимаем губку над подносом, слегка сжимаем и наблюдаем: вода капает, пошёл дождь.

Воспитатель: Наступила осень. В лесу дождь пошел. Много Капелек Капитошек вернулись из тучки-облачка на землю. Спрятался Заяц. Давайте ребята и мы найдем укрытие от дождика. Слы­шит - шумит что-то. Ребята, помогите Зайцу определить, что же это шумит.(Звучит запись журчания воды)

Дети: высказывают предположения.

Заяц Коська: Эй, кто там?

Воспитатель-Родничок: Это я, Родничок, обратно вернулся.

Воспитатель: Ребята, как же он в ручей попал?

Дети : Вместе с дождём, Капельками Капитошками в ручеёк упал.

Дети: (рассуждают) Из ручейка в речку пре­вратился, из речки в туман, из тумана в облачко.

Воспитатель-Родничок: Потом вверху похолодало, дождем стал и на землю упал. Скоро дожди кончат­ся, зима придет, и мы снова встретимся.

Так и случилось. Наступила зима. Зайчик к зиме цвет поме­нял, из серого белым стал. Что же с ним произошло?

Дети: Поменял серую шубку — на белую.

Воспитатель: А Родничок из тучи теперь уже снегом вернулся и до весны в сугроб превратился.

Воспитатель: Стал зайчик на морозе греться – резвиться: нырнул в сугроб, а оттуда голос Родничка: «Здравствуй, Коська, вот мы и опять встретились»

Воспитатель: Ребята, как же Родничок в сугроб попал?

Дети: Он в тучке замёрз, превратился в снежинку, и в сугроб упал.

Воспитатель: Как красиво зимой, кругом блестящий снег лежит. А вам нравится зима? Споём песню «Что вам нравится зимой».

Дети : поют песню

Воспитатель: Так и жили Заяц Коська и Капитошка до весны. А как солнышко пригрело, что же случилось с сугробом?

Дети: Снег растаял, из него потёк ручеёк.

Воспитатель : И снова заяц Коська стал путешествовать с Ручейком и Родничком (оставляем игрушку Зайца у модели Родничка) . Наша сказка закончилась. Понравилась она вам? Сколько в ней было чудесных превращений Родничка. Давайте припомним все превращения и изменения Родничка, назовем их.

Дети: рассказывают о превращениях Родничка.

Воспитатель: Вы устали? Вам трудно было? Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии с зайцем Коськой, Капитошкой и Родничком? Дети делятся впечатлениями о путешествии.

Используемая литература:

1. Н.Грибачев «Заяц Коська и его друзья», М. 1989г.

2. Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в старшей группе детского сада». ТЦ «Учитель» Воронеж 2006г.

3. О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом». Творческий центр Москва 2010г.

4.О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» Санкт-Петербург Детство-Пресс 2011г.

Авторы:
Жукова Марина Юрьевна, воспитатель МБДОУ ДС комбинированного вида №16 «Искорка», г. Красный Сулин, Ростовская область, Россия;
Родина Наталья Николаевна, преподаватель по дошкольной педагогике Шахтинского педагогического колледжа, г. Шахты, Ростовская область, Россия.

Татьяна Агапова
Конспект НОД «Заяц»

Тема : «Сказочный заяц »

Цель : создание социальной ситуации развития в процессе художественно-творческой деятельности

Задачи : создать условия для :

Развития художественно- образного мышления детей;

Развития умения выполнять действия сравнения иллюстраций Е. Рачева и Ю. Воснецова;

Развития навыка работы в мини- группах;

Участия в ситуациях речевого сотрудничества со сверстниками;

Развития эмоционально- чувственного восприятия;

Организация детских видов деятельности :

Коммуникативная деятельность

Продуктивная деятельность

Ход образовательной деятельности :

Организация рабочего пространства Деятельность взрослого Деятельность детей Условия/ Задачи

Вводная часть

Ребята, нам пришло письмо!

«Здравствуйте, ребята! Я хочу попасть в русскую народную сказку, но меня почему-то не пускают. Помогите мне попасть туда. Жду ответа.

От кого письмо?

Куда он хочет попасть?

Как вы думаете почему зайца не пускают в сказочную страну?

Мы можем помочь зайцу?

Как мы можем помочь ему?

Ребята скажите каким бывает заяц в сказке ?

Как он выглядит?

Какую одежду мы можем ему предложить?

Где мы можем увидеть?

А можем увидеть в картинной галерее? Дети высказывают предположения

Дети рассуждают, предполагают

Условия для :

Мотивации деятельности детей

Выражения детьми своих мыслей

Основная часть

На мольбертах расположены иллюстрации Е. Рачева, Ю. Васнецова - Дети вот мы в галерее.

Посмотрите, кого мы видим?

Каждая подгруппа

Предлагаю разделиться на две команды (первая команда будет рассматривать праздничную, вторая команда повседневную одежду)

Как вы думаете это настоящие животные или сказочные?

Почему сказочные?

Вы знаете, кто нарисовал эти иллюстрации?

Нарисовали эти иллюстрации к сказкам художники-иллюстраторы Е. Рачев и Ю. Васнецов

Как Евгений Рачев рисует своих героев? Как они одеты? (как крестьяне : в кафтанах, штанах, сарафанах)

Как нарисованы звери у Ю. Васнецова? Во что одеты (одежды нарядные, цвета более яркие, напоминают дымковскую роспись)

Дети проходят по залу, рассматривая иллюстрации на которых изображены сказочные животные

Дети делятся на микро- группы

Дети предлагают свои варианты

Дети рассуждают

Дети рассуждают

Условия для :

Выражения детьми своих мыслей

Стимулирование речевой активности

Выражение детьми своих мыслей

Заключительная часть

Помогли ли мы зайцу?

Что помогло нам справиться?

Что было сложным, интересным?

Как вы думаете, какие чувства теперь испытает лиса, когда увидит наряды?

Дети высказывают свое мнение

Дети предлагают свои варианты Условия для :

Стимулирования речевой активности детей

Для развития умений рефлексировать свою деятельность

Выражение своих мыслей

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Почему заяц зимой белый» Конспект интегрированного занятия «Почему заяц зимой белый» Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в первой младшей группе «В гости пришёл заяц» Программное содержание: Приучать детей чётко произносить звуки М, П, Б (мь, пь, бь); отчётливо и внятно произносить отдельные звукосочетания.

Конспект НОД по художественно эстетическому развитию в средней группе «Как заяц шубку менял» Тематическая неделя: «Дикие животные нашего леса» Тема совместной деятельности педагога и детей: «Как заяц шубку менял» Направление: художественно.

Конспект НОД «Инсценировка русской народной сказки «Заяц-хваста» Конспект непосредственной образовательной деятельности по «Речевому развитию» в старшей группе тема: «Инсценировка русской народной сказки.

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №8. г. Нижний Ломов. Конспект НОД с детьми старшей группы. Русская.

Тема: Рождественский заяц. Цель: научить детей изготавливать зайца из ниток. Задачи: 1. Осваивать способы работы с нитками, наклеивание.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 7 «Ивушка» города Белореченска муниципального образования Белореченский район

Интегрированная образовательная деятельность

по конструированию из бумаги и ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы на тему:

«Заяц»

(ОО «Художественное творчество», ОО «Познание»)

Воспитатель

Гультяева Н.В.

Тема: «Заяц»

Задачи:

научить детей изготавливать животных в технике оригами.

развивать умение работать по технологической карте;

познакомить с новой базовой формой «воздушный змей»;

развивать глазомер, моторику мелких мышц пальцев, художественное воображение, память, внимание;

в оспитывать аккуратность, усидчивость, любовь к животным.

Материал: бумага белого цвета (прямоугольник-21*30см), бумажная обрезь, ножницы, клей, кисть, карандаш.

Предварительная работа: чтение стихов, рассказов о зайцах, рассматривание иллюстраций в энциклопедиях и альбомах.

Интеграция: ОО «Познание», ОО «Художественное творчество».

Методика : ИКТ, проблемно-поисковая

Ход НОД:

Ребята, я очень рада видеть вас сегодня, и хочу задать вам несколько вопросов.

Ребята, а вы много знаете сказок о животных? Молодцы!

Какие это сказки? Назовите их. (дети перечисляют сказки)

– Ой, как много вы сказок знаете. А я вчера дома тоже вспоминала сказки и подобрала к ним иллюстрации. Посмотрите, узнаете ли вы эти сказки. (Показ слайдов № 2-7)

- Да, правильно. Подумайте ещё. Молодцы.

Скажите, какие животные чаще встречались в сказках. (заяц, волк, лиса, медведь)

Я предлагаю вам придумать свою сказку, не похожую на другие. Главными героями в нашей сказке будут животные. Но сначала этих животных надо сделать.

Изготавливать мы их будем из бумаги, а потом «оживим», как настоящие волшебники. Хотите?

– Тогда закрывайте глаза, я произнесу волшебные слова: БАМБАРА, ЧУФАРА, ЛОРИКИ, ЁРИКИ, ПИКАПУ, ТРИКАПУ – ЯВИСЬ ПЕРЕД НАМИ ЗИМНИЙ ЛЕС. Открывайте глаза.

(показ слайда- зимний лес № 8)

Посмотрите, все вокруг белым бело,

много снега намело.

И блестит он, и скрепит.

Ой! Кто под ёлочкой сидит?

Он похож на снежный ком,

Только ушки торчком.

Эй, трусишка, вылезай-ка

Ты не бойся нас дружок,

Мы не серые волчата, не лисята,

Мы хорошие ребята!

– Какого же животного мы будем сегодня делать? Кто уже догадался? Конечно, это заяц.

(Показ слайда, на котором изображён заяц)

- Рассмотрите зайчика. Какие особенности его внешнего вида вы можете назвать? (Длинные уши, короткий хвост передние ножки короткие, а задние длинные.)

А теперь мы сами станем зайчатами. Я снова произношу волшебные слова: БАМБАРА, ЧУФАРА, ЛОРИКИ, ЁРИКИ, ПИКАПУ, ТРИКАПУ – ЯВИТЕСЬ ПЕРЕДО МНОЙ ЗАЙЧАТА.

Физкультминутка.

Два зайчонка на веранде маршируют по команде

В барабан они стучат, ловки лапы у зайчат.

Эй, зайчата на веранде вы потише барабаньте

На носочки поднялись, белый зайка, оглянись,

Не сидит ли за кустом серый волк с большим хвостом?

Молодцы ребята, весёлые из вас получились зайки.

Ребята, давайте подумаем, что поможет сделать нам зайчика?

Поможет нам как всегда – схема.

(показ слайда № 10)

Знакомство с технологической картой.

– Рассмотрите её внимательно.

Посмотрите на первый рисунок и скажите, какая базовая форма нам нужна, чтобы начать складывать зайчика (квадрат)

А у меня заготовка, какой формы? (прямоугольной)

Как получить квадрат из прямоугольника? (свернуть верхний правый угол к нижней стороне прямоугольника так, чтобы смежные стороны совпали, лишнюю отрезать.)

Получился квадрат, из которого мы и будем делать зайчонка. – Вернёмся к схеме. Все ли знаки вам понятны? Давайте вместе разберемся, что они обозначают.

– Посмотрите на первый рисунок, кто догадался, что нужно здесь сделать? (свернуть и развернуть)

– Ребята, а как вы думаете, что это за знак? Что он нам подсказывает? (повернуть заготовку)

– Разбираем следующий рисунок. Что же тут нам делать? (смежные стороны свернуть к сгибу)

– Ребята, у нас получилась новая форма,она называется –«воздушный змей» , запомните её.

– А что эти стрелочки нам подсказывают?

(разрезанные острые углы свернуть вверх).

– Ребята, обратите внимание на этот знак, как вы думаете, что он нам подсказывает? (угол свернуть вовнутрь)

– А на следующим рисунке есть такой же знак, только он в другую сторону.

– О чём он нам говорит? (вынуть угол, но не до конца).

– Что поможет нам оживить зайчика? (цветная бумага, ножницы, кисточка).

– Вот и получился у нас зайчик, молодцы ребята, как мы быстро разобрали схему.

Итак, вы готовы делать зайчонка? Справитесь? Расскажите мне, как вы будете делать.

Повторение плана выполнения работы.

Чтобы у вас получились красивые поделки, мы приготовим наши пальчики к работе. Выполним специальное упражнение.

– Что любят есть зайчики? (морковку). Вот мы сейчас для них приготовим морковный салат.

Упражнение для рук. (Салат).

Мы морковку рубим, рубим, мы морковку солим, солим,

Мы морковку трём, трём, мы морковку жмём, жмём.

– Вот наши пальчики готовы к работе, приступаем.

Работа выполняется строго по технологической карте и с помощью воспитателя. Напоминаю, как держать ножницы, как пользоваться кистью, салфеткой и т. д.

– Какого животного мы сегодня делали?

– Какой формы заготовку мы использовали?

– Какие новые знаки встретились в схеме? Что они обозначали?

(показ слайда №9)

– С заданием вы все справились. У вас получились замечательные зайчата. Ни один не похож на другого. И у каждого зайчика свой характер.

– Кто хочет рассказать о своём зайчике, какой он: весёлый, озорной, грустный, ласковый или ещё какой-то?

– Сегодня у вас будет небольшое домашнее задание. Дома вы постарайтесь сочинить небольшую сказку о зайчике. И подумайте, какие ещё животные нужны для вашей сказки. Мы продолжим делать других животных.

Организация: МБДОУ «Детский сад № 80»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Дзержинск

Цель: формирование представлений о лесе как целостной гармонично развивающейся системе, расширение представлений детей о многообразии живой природы родного края,

Образовательные:

  1. Формировать первоначальные представления о лесе и его обитателях: зайце и волке, учить детей выделять характерные признаки внешнего вида диких животных в зимний период.
  2. Активизировать словарь словами, обозначающими характерные признаки и особенности поведения диких животных.
  3. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в неживой природе зимой и изменениями в жизни диких животных, умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ, находить модель указанного животного среди других моделей.
  4. Воспитывать умение сочувствовать диким животным в трудный для них зимний период, умение воспринимать информацию, слушать и слышать воспитателя, отвечать на вопросы.

Способы развития детской инициативы:

Картина “Зайцы в зимнем лесу”, панно “Зимний лес”, фигурки зайцев, медведя, ежа.

Игрушечный заяц.

Модели – животные, по количеству детей небольшие мягкие игрушки – зайцы, кусочки моркови на подносе.

Методы и приемы.

Наглядные:

Рассматривание картины “Зайцы в зимнем лесу”, панно “Зимний лес”.

Практические:

Имитационные движения.

Моделирование характерных признаков диких животных.

“Угощение” зайчиков морковкой.

Словесные:

Сюрпризный момент, беседа с целью мотивации детской деятельности, эвристическая беседа, рассказ воспитателя, обобщение ответов, вопросы, поисковые вопросы, художественного слово: загадки, стихи; поощрение, оценка детской деятельности с использованием игровых приемов.

Предварительная работа.

  1. Рассматривание картин из серии С.Н. Николаевой, Н.Н. Мешковой.
  2. Чтение стихотворений: В. Берестов “Заячий след”, Ф. Бобылев “Зайка, заинька, дружок”, Г. Сапгир “Зонтик для заек”, В. Викторов “Заяц, зайцу говорит…”, сказок: “Рукавичка”, “Мешок яблок” В. Сутеева, “Зимняя сказка” С. Козлова.
  3. Загадывание загадок о диких животных.
  4. Дидактические игры:
  • “Чей детеныш?”

Цель: закрепить знание детьми диких животных и их детенышей, умение называть их в единственном и множественном числе.

  • “Парные картинки”.

Цель: закрепить знание детьми диких животных.

  1. Игры с имитацией движений диких животных.
  2. Изготовление творческих работ в продуктивных видах деятельности /панно “Зимний лес”/.

Формы организации детей:

Свободные движения: “поход в лес”.

Имитационные движения.

Сидя на стульчиках полукругом.

Сидя за столами.

Индивидуально – дифференцированный подход.

Дифференцированный подход.

O Дети с высоким уровнем усвоения материала в разделе “Ребенок и окружающий мир: Природное окружение. Экологическое воспитание.” и с высоким уровнем речевого развития.

□ Дети со средним уровнем усвоения материала в разделе: “Ребенок и окружающий мир: Природное окружение. Экологическое воспитание.” и со средним уровнем речевого развития.

Δ Дети с низким уровнем усвоения материала в разделе: “Ребенок и окружающий мир: Природное окружение. Экологическое воспитание.” и с низким уровнем речевого развития.

В различных методах и приемах.

O □ Проблемные вопросы; побуждать к ответам полными предложениями. Разгадывание загадок.

Детям дается 4 кружочка разного цвета.

Δ Упражнение в проговаривании отдельных слов, в точном повторении словосочетаний. Наводящие вопросы.

Детям дается 3 кружочка разного цвета.

Деятельность воспитателя

Диффер. подход

  1. Вводная часть.

Формирование мотивационной готовности и постановка учебной задачи.

Ребята! Посмотрите, кто к нам пришел на занятие. (Показываю игрушечного зайца.)

Давайте поздороваемся с ним.

Ребята, зайчик нас приглашает пойти в зимний лес. Хотите?

Звучит музыка.

Вот мы и пришли. Ребята, зайчик нам хочет что-то показать. Присаживайтесь и смотрите.

  1. Основная часть.
    1. Рассматривание панно «Зимний лес»

Выставляю панно “Зимний лес”.

Посмотрите, ребята, что это?

Правильно. Повтори Егор, повтори Никита.

А какое здесь изображено время года?

Повтори Даша, повтори Дима.

А как вы узнали, что это зима?

Молодцы, ребята! Видишь зайчик, какие ребята умные.

Ребята, зайчик хотел нам показать диких животных. Но почему-то никого не видно. Куда же все звери подевались?

А давайте вместе с зайчиком их поищем.

Посмотрите, какая горка! А под горкой кто-то есть. Посмотрим?

Приоткрываю окошечко на панно.

Ребята, кто это?

Повтори Сережа, повтори Варя.

А что он делает?

Почему он спит?

А как думает Андрей?

В-ль обобщает ответы детей:

Правильно. Он всю зиму спит в берлоге. Летом наелся грибов, ягод, меда, а осенью улегся спать. И будет спать теперь всю зиму, и сосать лапу.

Ребята, послушайте стихотворение.

  1. Чтение стихотворения И. Токмаковой “Снег, снег”.

Как на елке – снег, снег.

И под елкой – снег, снег.

Как на горке – снег, снег,

И под горкой – снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише, не шуметь.

Сейчас я прочитаю стихотворение еще раз, а вы мне поможете.

Ребята, медведь какой?

Повтори Маша, повтори Никита.

Давайте не будем его будить и поищем других зверей в лесу.

Посмотрите, пенечек. А под пенечком тоже кто-то есть.

Посмотрим? (Приоткрываю окошечко.)

Ребята, кто это?

Посмотрите, он тоже спит.

Ежик, какой?

Повтори Ваня, повтори Семен.

В-ль обобщает ответы детей:

Ежик все лето бегал по лесу, а осенью забрался в свою норку и как медведь, уснул на всю зиму.

Давайте не будем ему мешать спать и посмотрим дальше.

Зайчик ты расстроился? Ты думаешь, что мы так никого в зимнем лесу и не встретим?

Ребята, кого мы можем встретить в зимнем лесу?

Повтори Сережа, повтори Никита.

Ребята, а где же все зайчики?

А мне кажется, что они совсем рядом. Почему же мы их не видели?

Правильно! Посмотрите, а вот и они. (Показываю зайчиков на панно на фоне снега.)

У зайчиков шерсть белая, как снег. Прыгнет зайчик под елку в снег - его и не заметно. Зайчики зимой не спят, а бегают по лесу. И норы у них нет никакой, спят прямо в снегу под кустом или под елкой.

А вы хотите стать зайчиками?

  1. Физкультминутка.

Скок-поскок, скок-поскок,

Прыгнул зайка на пенек.

В барабан он громко бьет,

В прятки нас играть зовет.

Зайцу холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок

А затем вприсядку.

Чтоб не мерзли лапки.

Молодцы! Замечательные зайчики. А теперь садитесь за столы и мы продолжим.

  1. Рассматривание картины «Зайцы в зимнем лесу»

(Выставляю картинку.)

Ребята, кто нарисован на этой картине.

А какие зайчики.

Повтори Никита, повтори Даша.

Посмотрите, что делает этот зайчик?

Повтори Дима, повтори Семен.

Ребята, а почему он смотрит по сторонам?

Кого боится зайчик?

Скажи Даша, скажи Никита?

Правильно. Страшно ему, все время прислушивается, уши в разные стороны поворачивает. Ведь охотников поймать зайца зимой много - и волки и лисы.

Другой зайчик, что делает?

А почему он грызет ветки? Он что, ветки любит?

А почему же он ветки грызет?

Правильно ребята! Голодно зайчику. Приходится ветки с кустов да корку с деревьев глодать. Не очень- то это и вкусно, но что поделаешь - зима!

А сейчас мы с вами поиграем. Хотите?

Подойдите, пожалуйста, к столам.

Ребята, посмотрите, у меня, и у вас есть разноцветные кружочки.

(У детей с высоким уровнем усвоения материала в розетке больший выбор моделей)

Каким кружочком можно обозначить зайчика?

Молодцы!

Покажите мне белый кружок.

Каким кружочком можно обозначить медведя?

Молодцы!

Покажите мне коричневый кружочек.

  • Каким кружочком можно обозначить ежика?
  • Молодцы!
  • Покажите мне серый кружочек.
  • А теперь слушайте мои загадки.
  • Нужно сказать отгадку и показать кружок.

а) Словно елка, весь в иголках. Кто это?

  • Покажите кружок.
  • Какой кружок показал Миша?, Сережа?
  • Молодцы!

б) Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык.

  • Кто это?
  • Покажите кружок.
  • Какой кружок показала Амина?, Маша?
  • Молодцы!

в) Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придет весна,

Он проснется ото сна.

  • Кто это?
  • Покажите кружок.
  • Какой кружок показал Олег?, Артем?
  • Молодцы!

Ребята, вам понравилось в зимнем лесу? И зайчик говорит, что ему очень понравилось. Но нам пора возвращаться.

Звучит музыка.

  1. Заключительная часть.

Сюрпризный момент.

Вот мы и вернулись. А зайчик приготовил для вас еще один сюрприз.

  • Посмотрите, какой большой пакет.
  • А знаете, кто там?
  • Его друзья – зайчишки. Хотите с ними поиграть?
  • А морковкой угостить?

(В-ль раздает детям зайчиков.

Каждый ребенок берет с подноса кусочек моркови и “угощает” зайчика.

Игрушки остаются в группе до конца дня.)

Конспект НОД по теме «Заяц»

Цель : Закрепить и расширить знания о зайцах.

Познакомить детей с особенностями приспособления

крымских зайцев к местному климату.

Уточнить понятие о травоядных животных, о временах

года, о способах приспособления животных к окружающему

Познакомить с пословицей о зайце, вспомнить знакомые

сказки с участием зайцев.

Словарь: травоядный, наст.

Развивать мышление, мелкую моторику.

Воспитывать интерес к природе родного края.

Оборудование : картинки и фотографии зайца, игрушечный

плюшевый заяц, карточки белого, зеленого,

красного и желтого цвета по количеству детей,

наборы фигур для игры «Танграм» по количеству

Ход занятия:

Сегодня мы отправляемся в Крымский лес, что бы поближе познакомиться с одним его обитателем. Этот зверь чаще других встречается в сказках разных народов. Он невелик. Совершенно несправедливо его считают трусом. Вы, конечно, уже догадались, о ком речь? (Ответы детей). Заяц.

Давайте сразу же поиграем в игру «Вспомни сказку». Вот этого плюшевого зайца будем передавать тому, кто назовет сказку с участием зайца. (Проводится игра).

Сразу же хочу оправдать зайцев. Все считают их трусами. А ведь это не так. Зайчонок десяти дней от роду отбивается от сороки или вороны, встав на задние лапки, размахивая передними лапками и громко крича для устрашения. Точно так же защищает их мать от пернатых врагов. А если враг нападает с воздуха, зайчиха опрокидывается на спину и задними ногами старается вспороть брюхо нападающему. Лису и куницу отвлекает от зайчат, бегая вокруг и крепко стуча ногами о землю. Случается и гибнет, спасая детей. Так что, обидно зайцам, несправедливо их в трусишки зачислили. А то, что они, заслышав шорох, с места срываются и убегают – не трусость, а мудрость звериная: глупо стоять на месте в ожидании когда тебя съедят. Про это есть русская пословица: «Заяц не трус, себя бережет».

Сами зайцы – травоядные животные. Что это значит? (Ответы детей). Зайцы питаются только растительной пищей: листьями, стеблями, корнями, корой молоденьких деревьев, плодами. Едят и грибы, но самое любимое лакомство – кора осины. Для зайцев она слаще сахара. Где лежит поваленное ветром дерево осины, кору зайцы сгрызут дочиста. Зубы у зайцев для этого подходящие. Что вы можете сказать о заячьих зубах? (Ответы детей). Зубы у зайца большие, плоские – для питания, а не для нападения. А задние лапы намного больше передних. Знаете ли вы, почему? (Ответы детей). У каких еще животных задние лапы приспособлены для прыгания? (Ответы детей). Тушканчик, кенгуру. Посмотрите на эти картинки и фотографии. (Показ).

А сейчас поиграем в «Танграм». Ваша задача из семи фигур выложить изображение зайца по предложенному рисунку-образцу.

(Дети выполняют задание).

В течение года зайцы периодически линяют. И в это время валяются в пыли, лезут в колючие кусты, ерзают спиной и брюхом по земле, стараясь быстрее сбросить старый шерстяной покров.

Новая шубка – осенне-зимняя – качеством получше. Всем вам известна загадка о зайце: «летом серый, зимой белый». Почему так говорят про зайца? (Ответы детей). Это верно для других зайцев, живущих в более холодных местах. А нашему крымскому зайцу полностью белеть, смысла нет. Подумайте, почему? (Ответы детей). У нас в Крыму снег не только не лежит всю зиму, бывают такие теплые года, что снег и вовсе не разу землю не покроет. Так зачем же зайцу белым становиться, не для того же, чтоб его – белого, на серой грязи хорошо видно было. Но наши крымские зайцы не глупые: к зиме только чуть-чуть посветлее шубку наденут, светло-серую. «Побелеешь, -- наверное размышляет заяц, -- снег растает, и крутись потом на темной грязи, каждому хищнику хорошо заметный. Нет уж, лучше я останусь серым. Себе спокойнее и врагам невдомек». А если иногда снег выпадет, зайцы в это время отлеживаются, стараются не бегать по лесу.

В середине зимы у зайцев бывают первые свадьбы. В это время зайцы танцуют и «поют»-гукают. Если на одну зайчиху несколько женихов претендуют, драки не избежать. Лягаются задними ногами, встав на дыбы, лихо боксируют передними лапками.

Давайте немного поиграем. Игра «Зайцы и одуванчики». Часть детей – зайцы, стоят на краю игровой площадки. Остальные дети – цветы одуванчика, сидят на коленях с поднятыми вверх и в стороны руками с сомкнутыми ладонями. На слова:

Скачут среди травки зайцы быстроногие,

сбили одуванчики лапками у дороги

дети-зайцы прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед и руками касаясь детей-одуванчиков, которые после касания встают и опускают руки. Они начинают подскакивать и кружиться после слов:

Закружились, будто снег в воздухе пушинки,

А зайчата скачут быстро по лесной тропинке.

(Воспитатель отмечает прыгучих «зайцев» и легких, как пушинки, «одуванчиков»).

Зайчата рождаются несколько раз в году и называются по-разному.

Те, что родились зимой – «настовики». Наст – это плотная корка на снегу. Почему этих зайчат зовут настовиками? Ответы детей).

А как вы думаете, когда рождаются зайчата «травники»? (Ответы детей). Весной, когда зазеленеет трава.

В какое время появляются зайчата «колосовики»? (Ответы детей). Когда хлеба колосятся.

Ну а когда появляются «листопадники»? (Ответы детей). Верно, осенью, во время листопада.

Поиграем в игру «Времена года». У вас на столе карточки четырех цветов – четырех времен года. Какой цвет какое время года обозначает? Почему? (Ответы детей). Зима – белый, весна – зеленый, лето – красный, осень – желтый.

Я буду называть зайчат, а вы поднимите карточку того цвета, в какое время года родились эти зайчата. (Проводится дидактическая игра).

К моменту появления зайчат, мать быстренько готовит ямку и выстилает ее травой. Рождаются зайчата очень симпатичными, пушистыми и глазастыми. Зубы у них вырастают через неделю. Мать кормит зайчат и сразу же уходит, чтобы своим запахом не привлечь внимание хищников. Дело в том, что зайчата в младенчестве ничем не пахнут, поэтому найти их по запаху не сможет никакой хищник. А зайчиху – может. Вот и уходит она от зайчат, чтобы сберечь их. Спустя несколько дней зайчиха возвратится, вновь покормит деток и уйдет. Молоко у зайчих не то что коровье, густое и жирное. Одного кормления зайчатам хватает на несколько дней. А если мимо будет пробегать чужая мама, то и она остановится, чтобы накормить малышей.

Запомните хорошенько и всем расскажите: если попадутся вам на глаза одинокие зайчата, не подбирайте их, не уносите домой. Они не брошенные, а законные мамины детки и тихо сидят там, где приказала мама, и ждут ее. Человеку выкормить недавно родившегося зайчонка все равно не удастся, погибнет.

Раньше в Крыму зайцев было превеликое множество. Сейчас стало поменьше. Но все же заяц крепко держится за крымскую землю. Ведь даже зимой ему еды вдоволь. К тому же зайчата рождаются четыре раза в год по 3-6 сразу. И хотя не все заячьи детки выживают, можно сказать, что зайцев у нас достаточно.

Ну а сейчас, сделаем вот такого симпатичного зайца. (Конструирование из бумаги). Но сначала потренируем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Зайчик»

Посмотрите, что за пальчик!

Ловко прыгает, как зайчик.

На бревно и на пенек

Скок да прыг и прыг да скок!

Дети сжимают руки в кулачки, вытягивая два пальца и сгибая их. Затем изображают руками прыгающие движения.

Вопросы:

1. Согласны ли вы с мнением о трусости зайцев? Почему?

2. Почему зайцев называют травоядными животными?

3. Как линяют крымские зайцы? Почему?

4. Какова численность зайцев в Крыму?

5. Как называют зайчат, родившихся в разное время года?

6. Для чего зайцу такие сильные и большие задние лапы?

7. Как проходят заячьи свадьбы?

8. Какими появляются на свет зайчата? Где?

9. Как зайчиха растит зайчат?

10. Как вести себя, наткнувшись в лесу на новорожденных зайчат?

Во второй половине дня:

Показать детям как изобразить зайца в теневом театре.

Чтение произведений художественной литературы и малого фольклорного жанра.

Разучивание стихов и потешек.

Лепка, аппликация на тему «Заяц».