Что означает сон разума рождает чудовищ. Описание картины Франциско де Гойя «Сон разума рождает чудовищ

Сон разума порождает чудовищ

Человеку свойственно относиться к порождениям своего собственного сознания как к чему-то внешнему, не зависящему от него. Не бог создал человека - человек создал бога, всех богов, которым когда-либо поклонялись на земном шаре. Вполне естественными казались совсем недавно отношения господства и подчинения между людьми. Но ведь не «от века», не «искони» рабовладелец - хозяин раба, барин - крепостного, капиталист - рабочего. Рабочий безответен, безволен до той минуты, когда он осознает: капиталист лишь потому всевластен, потому «хозяин», что в его руках находятся средства экономического принуждения; если изменить экономические отношения в обществе, не будет и «хозяина». Человек может создать себе «бога» и из ложной идеи и поклоняться ей. Он может, если ему выгодно, распространить среди других ложную идею, выдать ее за окончательную истину. А мало ли что могут сделать люди, ослепленные ложной идеей!

У испанского художника Франсиско Гойя есть гравюра.

Она называется «Сон разума порождает чудовищ». Страшно, очень страшно, когда люди сознательно или бессознательно усыпляют свой разум, когда они предоставляют другим думать за себя и слепо, по- религиозному верят в истинность чужой мысли, какой бы выдающейся личности она ни принадлежала... В том и сила учения марксизма-ленинизма, что оно требует не слепой веры, а научного знания закономерностей развития общества. И совсем не случайно многие выдающиеся теоретические умы в разных странах приходят к марксизму, как к самой логичной, самой цельной и подтвержденной практическим опытом философской и социальной доктрине.

Что же может быть средством проверки истинности мышления, или, как говорят, критерием истинности мышления? Марксизм считает, что единственный такой критерий - практика. Но рассказ об этом увел бы нас слишком далеко, тем более что о критерии практики нам все равно еще придется говорить. Остановимся только на том, что проверка истинности вовсе не обязательно предполагает непосредственную трудовую деятельность или научный эксперимент: опыт практики учитывается нами и в самом процессе мышления, и формой такого учета являются логические законы мышления. Они представляют собой как бы отпечаток общественной практики человечества в мыслительной деятельности, обобщенное отражение тех реальных связей и отношений, существующих в действительности, которыми руководствовалось и которые познавало человечество. «...Практическая деятельность человека,- говорит Владимир Ильич Ленин,- миллиарды раз должна была приводить сознание человека к повторению разных логических фигур, дабы, эти фигуры могли получить значение аксиом».

Так вот. Язык как раз и предоставляет мышлению средства, необходимые для того, чтобы путем логического рассуждения, логических умозаключений проверить старые и получить новые знания. Правда, «естественные», т. е. реально существующие на земле, языки не построены по строгой логической схеме. Напротив, в них много «лишнего», «нелогичного», и все попытки втиснуть язык в жесткие рамки логики (такие попытки были характерны для XVI- XVII вв.- периода «логических» или «рациональных» грамматик) оканчивались безуспешно. Но именно поэтому язык хорошо служит логическому мышлению: ведь мышление развивается, и язык оказывается достаточно гибким, чтобы не сковывать этого развития.

Из книги Искусство торговли по методу Сильва автора Бернд Эд

автора Уингет Ларри

БРАК ПОРОЖДАЕТ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОСТИ Свидетельство о браке - это не сертификат о продаже. Однако некоторые люди смотрят на брак именно как на контракт о приобретении имущества, говоря про себя: "Брак мой, и я с ним буду делать то, чтохочу". С юридической точки зрения вы

Из книги Хватит ныть, выше голову! автора Уингет Ларри

БРАК ПОРОЖДАЕТ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОСТИ Свидетельство о браке – это не сертификат о продаже. Однако некоторые люди смотрят на брак именно как на контракт о приобретении имущества, говоря про себя: "Брак мой, и я с ним буду делать то, чтохочу". С юридической точки зрения вы

Из книги О мальчике, который умел летать, или путь к свободе автора Клименко Виктор

Сон разума рождает чудовищ Отчего судьбы этих мальчиков нас интересуют?Ответ очевиден: тем, что они были талантливы. Были.Мы привыкли к своей обыкновенности, может быть даже смирились с нею. Но где-то на донышке сердца все-таки живет мечта о жизни другой - более поэтичной,

Из книги Мотивация и личность автора Маслоу Абрахам Харольд

Удовлетворение порождает новую мотивацию Человек представляет собой испытывающее нужду животное и редко достигает состояния полного удовлетворения, разве что на короткое время. Как только удовлетворяется одно желание, тут же его место занимает другое. Когда и оно

Из книги Стратегия разума и успеха автора Антипов Анатолий

Душа порождает Богов В тибетской «Книге мертвых» описывается странствование души, после смерти человека, по разным уровням загробного мира, где она встречается со множеством гневных и мирных Божеств, вид которых может быть ужасающим, но и здесь умершему необходимо

Из книги Библия стервы. Правила, по которым играют настоящие женщины автора Шацкая Евгения

Спрос порождает предложение Купив газету с объявлениями о вакансиях, которые предлагают крупные фирмы и кадровые агентства, ты увидишь, на какие специальности есть спрос. Даже если ты специалист высокого класса, но предприятия, на которых твоя профессия была

Из книги Добрая сила [Самогипноз] автора Лекрон Лесли М.

Что порождает фобию Прежде чем перейти к ответу на этот вопрос, заметим, что существует совершенно особая разновидность данного феномена - фобия с так, называемым «ложным» источником - подсознание «придумывает» его себе в тех редких случаях, когда страх слишком силён и

Из книги Тени разума [В поисках науки о сознании] автора Пенроуз Роджер

Из книги Страх мой – враг мой. Как помочь ребенку избавиться от страхов автора Шишова Татьяна Львовна

Из книги Бессознательный брендинг. Использование в маркетинге новейших достижений нейробиологии автора Прает Дуглас Ван

Из книги Обдуматый [Как освободиться от лишних мыслей и сфокусироваться на главном] автора Ньюбиггинг Сэнди

Вступление Вы узник разума? Если вы не можете перестать думать, когда вам этого хочется, то вы – узник разума Поймите меня правильно: я вовсе не хочу сказать, что ваши мозги плохо работают или что думать вредно. Мозг – великолепное устройство, с помощью которого вы можете

Из книги Трудный подросток глазами сексолога [Практическое руководство для родителей] автора Полеев Александр Моисеевич

Неудачное начало порождает мизогинизм Очень часто собственная сексуальная несостоятельность, иногда абсолютно вымышленная, приводит его к негативному отношению к противоположному полу в целом. Складывается конкретная защитная реакция: «Да, я не могу наслаждаться

Из книги Говорить «нет», не испытывая чувства вины автора Шейнов Виктор Павлович

Как зависимость порождает чувство вины Определенная зависимость индивида от общества является одним из непременных условий существования самого общества. «Твоя свобода размахивать кулаком ограничена носом твоего соседа», то есть, действуя, я не должен задевать

Из книги Квантовый ум [Грань между физикой и психологией] автора Минделл Арнольд

Из книги Размножение в неволе. Как примирить эротику и быт автора Перель Эстер

Близость порождает сексуальность. Или нет? Большинство пар, приходящих к психотерапевту, склонны считать, что секс – это метафора отношений в целом. Если разобраться с эмоциональной стороной отношений, реально довольно точно предугадать, что происходит в спальне.

Франсиско Гойя занимает особое место в испанском искусстве и испанской культуре: не будет преувеличением сказать, что это самый крупный художник, которого дала Испания за триста лет, прошедшие после «золотого века» испанского искусства, отмеченного именами Эль Греко и Веласкеса, Сервантеса и Кальдерона. Особое место принадлежит Гойе и в европейском искусстве своего времени - он намного опередил поиски и дерзания своих современников. Когда сравниваешь произведения Гойи с картинами классициста Давида или романтика Жерико, сразу бросается в глаза, насколько свободен Гойя от каких-либо априорных схем и доктрин, насколько непосредственно реагирует его искусство на окружавшую художника действительность. Кажется, что творческим возможностям его кисти и офортной иглы нет предела. Это сближает Гойю с искусством XX века. Как писал французский исследователь Мальро, Гойя «предвосхитил все современное искусство».

При жизни Гойя не был известен за пределами своей родины. Для остального мира его открыли в 40-х годах 19-го века французские романтики, которых привлекла в творчестве художника прежде всего фантастика. Оценка творчества Гойи неоднократно менялась. Для наших современников он не только создатель образов, поражающих своей фантастичностью, но прежде всего большой мастер реалистического искусства. Однако постоянно возрастающий в наше время интерес к творчеству художника вызван не только его мастерством реалиста. Творчество Гойи - это интереснейший человеческий документ и документ эпохи. Именно поэтому его картины и офорты не могут оставить равнодушным - их принимаешь или не принимаешь.

Жизнь и творчество Гойи начинались в XVIII веке - существовавший порядок вещей казался тогда прочным и неизменным; умер художник в 1828 году, когда после мучительной ломки рождались новое общество и новая культура. Художник оказался в исключительном положении: оставаясь блестящим знатоком испанской жизни XVIII века, испанских традиций, он приобрел новый взгляд на мир, взгляд человека XIX века, расставшегося со многими старыми иллюзиями, предрассудками и суевериями. Эта позиция на рубеже двух столетий, на грани двух исторических эпох позволила Гойе с большой достоверностью и страстностью отразить в своем творчестве противоречивость и сложность своего времени.

Франсиско Гойя родился 30 марта 1746 года в арагонской деревушке в семье позолотчика. Юность провел в Сарагосе и Мадриде, учился живописи, в 1764 и 1766 годах выставлял свои картины на конкурс в Академию Сан-Фернандо, но потерпел неудачу: картины не были приняты. Затем уехал в Италию. Вернулся в 1771 году. Живопись итальянского классицизма и античное искусство не привлекали Гойю. Он много копирует Веласкеса, совершенствует свою живописную технику, делает первые офорты.

В 1776 году Гойя начал работать на королевской шпалерной мануфактуре в Мадриде. За 15 лет он создал большую серию так называемых картонов - композиций, по которым изготовлялись шпалеры. Эти работы заставили говорить о Гойе как об одном из самых крупных мастеров в изобразительном искусстве Испании. Несмотря на прикладной характер, ограниченность тематики и выразительных средств этого жанра, уже здесь Гойя показал себя как оригинальный и самобытный мастер.

Картины Гойи отличает радостное, мажорное мироощущение. Перед нами небольшие жанровые зарисовки народной жизни, в которых нет нарочитого изящества и утонченности. В картоне «Завтрак на лужайке» (1788, Лондон, Национальная галерея) Гойя показывает группу из пяти кавалеров и двух дам во время пикника. Никакой идеализации: национальные испанские костюмы, выразительные, подчеркнуто некрасивые лица.

В других картинах Гойя еще дальше отходит от французских образцов: в композициях «Ходули» (1791-1792, Мадрид, Прадо), «Игра в пелеле» (1791, там же) он показывает народные игры и развлечения. Гойя не только противопоставляет торжественному холодному придворному портрету и классицистическим композициям радостную стихию народной жизни, - но в таких картинах, как «Зима» или «Раненый каменщик» (обе - 1786, Прадо), он показывает полные драматизма сцены из жизни простых испанцев.

Работа на королевской мануфактуре все меньше удовлетворяла художника, хотя и принесла ему почет и славу: в 1780 году он был принят в члены Академии Сан-Фернандо, где в скором времени стал сначала вице-директором, а потом и директором живописного отделения, в 1789 году - назначен придворным живописцем нового испанского короля Карла IV.

Отказавшись от работы над шпалерами, Гойя приступает к созданию живописных полотен. К 90-м годам относятся несколько картин, в которых Гойя запечатлел характерные сцены испанской жизни.

В «Похоронах сардинки» мы видим народный праздник, который проводился в Испании в последнюю среду перед великим постом. Гойя прекрасно передает задор и искреннее веселье, охватившее участников празднества.

А вот другая процессия - «Процессия флагеллантов». Это иная, оборотная сторона жизни народа. Процессии флагеллантов, самобичующихся, были запрещены в Испании еще в 1777 году, но, как и многие другие суеверия, этот обычай настолько укоренился в сознании людей, что, несмотря на запрет, шествия флагеллантов продолжались и в начале XIX века. Динамичность композиции, ее нервный ритм подчеркивают эмоциональную напряженность сцены, граничащую с безумием экзальтацию, в которую впала толпа.

В картине «Заседание трибунала инквизиции» под тяжелыми сводами огромного зала на помосте сидят осужденные в высоких остроконечных шапках, разрисованных языками пламени, - каросах, которые надевались на жертв инквизиции. За столом восседают члены трибунала, чуть ниже - монахи-доминиканцы. Заседание в разгаре. Гойя противопоставляет мужественность жертв низменности палачей.

Параллельно Гойя работает над «колдовской» серией. Это небольшие по размеру картины, в которых художник обращается к суеверным представлениям о силах ада и зла.

В центре «Шабаша ведьм» (Мадрид, Музей Лаэаро) изображен дьявол в виде огромного козла. Вокруг него сидят ведьмы с тельцами младенцев в руках. По освещенному луной небу летят демоны в образе черных летучих мышей. Эта картина, как и «Лампа дьявола», «Кухня ведьм» и другие, свидетельствует о том, что в творчество Гойи проникает фантастика, ставшая в дальнейшем одной из главных особенностей его искусства.

Картины, созданные в 90-е годы, тематически связаны с его известным произведением - серией офортов «Капричос» - и являются своего рода прелюдией к этому произведению. «Капричос» были созданы в 1797- 1798 годах. В этих офортах отразились многолетние наблюдения художника над испанской действительностью, его стремление к изменению существующего порядка вещей. Торжество Глупости над Разумом, суеверие, нравственное падение - эти темы проходят красной нитью через все 80 офортов серии.

Долгое время исследователи пытались расшифровать тайный смысл листов: намеки на исторические события того времени, на конкретных лиц и конкретные обстоятельства из жизни самого художника, но их поиски не увенчались успехом. Дело в том, что в «Капричос» Гойя создал обобщенный философский образ действительности, не прибегая к иносказанию и «эзопову языку». Он мыслит противопоставлением категорий: день и ночь; разум и глупость, суеверие; молодость и старость и т. п.

Фантастика служит для более глубокого раскрытия реальности. Эпиграфом к «Капричос» может служить подпись к 43-му листу: «Сон разума рождает чудовищ». Этим сном спит Испания - страна, оказавшаяся на окольных путях Истории; страна, в которой правит Глупость, а не Разум; страна, где суеверия, веками внедряемые в народ, стали неотъемлемой частью его сознания. Картина, которую рисует Гойя, неоднозначна: виновны не только палачи, но и жертвы. Развращенные многовековым царством Глупости, они не стремятся вырваться из-под ее власти.

«Капричос» начинаются с сатирических зарисовок испанской жизни; постепенно персонажи офортов - махи, старухи-сводни, глупцы, попадающиеся в сети продажных женщин, монахи - изменяются, в их облике начинает проявляться их подлинная сущность. Все меньше человеческого и все больше животного, ведьмовского мы видим в лицах.

Вот лист 23. Перед нами снова заседание трибунала инквизиции. На заднем плане - море монашеских лиц, отмеченных чертами порока; единственное сохранившее благородные человеческие черты лицо - лицо осужденной. Но Гойя заставляет зрителей расстаться с иллюзиями. «Безобразие! С такой порядочной женщиной, которая за гроши всем оказывала услуги, такой усердной, такой полезной - и так обойтись! Безобразие!» Род занятий грешницы очевиден. На следующем листе Гойя показывает процессию, которая сопровождает осужденную на костер,- здесь уже не возникает никаких сомнений: жертва не лучше своих палачей.

С наступлением Ночи метаморфоза персонажей ускоряется: спадают личины, проявляются подлинные лица. В царстве Тьмы Глупость уже не рядится в одежды лицемерия.

На листе 46 «Строгий выговор» ведьмы и ведьмаки получают последние наставления перед тем, как отправиться на шабаш. «Без выговоров и нравоучений нельзя преуспеть ни в какой науке, - комментирует Гойя, - а ведовство требует особого таланта, усердия, зрелости, покорности и послушания Великому Ведьмаку, который ведает Колдовской семинарией…» В этой колдовской семинарии ученики одеты в монашеские рясы, как и те, кто присутствовал на суде инквизиции. Что это, адская пародия на деятельность «святых отцов»? Нет, это портреты, обнажившие их сущность.

Одна за другой предстают перед нами силы Тьмы. Вот монахи-доносчики (лист 48) - образ, связанный с деятельностью иезуитов в Испании. Гойя обыгрывает двойной смысл слова sop — lones - доносчики и дующие. На этот раз эти прислужники зла, занимающие низшие ступени в дьявольской иерархии, сами становятся жертвами «дующего» дьявола, летящего на коте. На следующем листе «святые братья» показаны в виде домовых. Алчные и ненасытные, проникающие повсюду.

Картины кошмарного ночного шабаша Гойя перемежает возвратами в реальность. Но на этот раз силы Зла не скрывают своих намерений и целей. Лист 58 тоже построен на игре слов: GERINGAR буквально означает «ставить клистир», а в переносном смысле - «докучать». Монахи обступили несчастного, который молит о милосердии. В руках у одного из них огромный клистир. «Кто станет жить среди людей, - утверждает Гойя, - тому не избежать клистира. А если он этого не хочет, ему придется удалиться в леса и горы. И там он все равно убедится, что жизнь - сплошной клистир». В царстве Глупости человек не может спрятаться от власти Зла, его заставят подчиниться.

Следующие несколько офортов посвящены приобщению к адским ремеслам. Для того чтобы стать полноправным «гражданином» мира Тьмы и приобщиться ко всем его таинствам, недостаточно заявить о своем желании - надо пройти обряд дьявольского крещения. Гойя пародирует каноническую композицию христианского изображения крещения (лист 70): река Иордан превратилась в смрадное болото, из которого торчат головы «окрещенных», голубь (Святой Дух) - в сову, на крыльях которой сидят два колдуна в митрах. Крещение производит козлоногий ведьмак, который крепко держит начинающую ведьму за ноги. Словесная формула обряда такова:

Клянешься ли ты слушаться и почитать своих наставников, подметать чердаки, прясть паклю, бить в бубен, визжать, выть, летать, варить, подмазывать, сосать, поддувать, жарить - всякий раз, как тебе прикажут?
- Клянусь!
- В таком случае, милая, ты уже ведьма. В добрый час!

Близится час рассвета, когда вся дьявольская нечисть должна попрятаться в свои норы, происходит обратное превращение - монстры и нетопыри начинают приобретать свой «дневной» облик.

Листом 80 «Уже пора», на котором ведьмы и ведьмаки, переодетые в сутаны, снова готовы наставлять на «истинный» путь людские души, править дневным миром, завершается серия «Капричос».

Не случайно в художественной системе «Капричос» понятие Разума занимает центральное место. Лучшие умы эпохи Просвещения считали, что после уничтожения старых феодальных порядков жизнь общества будет строиться на разумных началах. Для установления справедливости достаточно будет воззвать к разуму людей. Однако история показала утопичность этой идеи. Это понимал Гойя, бывший современником и свидетелем якобинской диктатуры и наполеоновской империи во Франции. Поэтому «Капричос» обрываются на тревожной ноте. День наступил, но силы Зла не побеждены, они ненадолго затаились и готовы снова двинуться в бой, чтобы подчинить человечество. Нужно немедленно действовать, пользуясь тем, что в дневное время они не так сильны, как ночью!

Продолжение следует.

Технический прогресс, космос, интернет, мобильный телефон, телеграф… Все эти слова стали символами 20 — 21 века. Мы не представляем своей жизни без плодов НТР. СМИ вещают, что скоро человек полетит на Марс, найдет себе подобных в космосе. Конечно, жизнь поменялась, стала быстрее, комфортнее, удобнее, но почему-то не добрее. Так что изменилось в самом человеке? Ответ на этот вопрос решила поискать в конце 18 века, в серии работ великого испанского художника Франциско Гойи «Капричос». Корни названия серии восходят к итальянскому «Каприччи» — искусство, открывающие новые горизонты восприятия мира.

«Капричос» состоит из 80 офортов, разделенных на пять частей. В первой части хорошо прослеживается личная любовная драма художника, но работы настолько универсальны, что почти каждый может найти отражение своих отношений. Вторая часть посвящена Испании – низшим слоям населения, третья – дворянству, четвертая — самая неясная, в своей гротесковой манере обличает духовенство и показывает всю возможную «нечисть», и беспомощность отдельно взятого человека перед силой обстоятельств. Пятая часть – краткие выдержки из предыдущих.

Серия была написана художником на одном дыхании за 1, 5 года в 1799 году. Конец 18 века – эпохи просвещения. Испанией правил безвольный монарх Карл IV Бурбон, двор погряз в распутстве, королева была не исключением, фактически Испанией правил любовник Марии Луизы. Сама Мария Луиза была некрасивой, стареющей женщиной, которая не желала это признавать. Первая красавица Испании герцогиня Альба после нескольких лет взаимной любви с художником уходит к другому. Уже почти десять Гойя ничего не слышит.

Первым офортом — вступлением служит портрет художника: усталый, погруженный в свои мысли. Далее испанская пословица, лежащая в названии первой гравюры: «Сон разума порождает чудовищ» — открывает «Капричос». На столе заснул сам Гойя, которого мучают кошмары. В тот момент, когда человека обуревают страсти и пороки, разум засыпает, просыпается «звериное начало», которое толкает на страшные мысли и поступки. Как только это начало засыпает, разум даёт миру великие произведения науки и искусства. Зависть, ненависть, жадность, гнев, пьянство вытесняют разумное начало и забирают человека во власть пороков. Это касается всех сфер жизни и слоев населения, всех человеческих отношений.

Если будет время, просмотрите всю серию. В ней можно увидеть себя, своих знакомых, друзей родственников, врагов и даже незнакомцев.

Прошло уже более 200 лет, многое изменилось вокруг, но почти ничто не изменилось внутри нас. Прорыв в науке может дать гранату «обезьяне» и эффект будет исторический. Может, из-за этого человечество еще « не бороздит просторы вселенной»?

20 век был веком сострадания, немало катаклизмов потрясло, в частности, нашу страну, беды объединили людей. Наш 21 век – век ненависти и зависти, когда нескончаемый поток информации с кодами зависти и гордыни, будит в человеке «звериное начало».

Очень хотелось бы надеяться, что наш коллективный разум не уснёт.

«Сон разума»
«Когда разум спит, фантазия в сонных грезах
порождает чудовищ, но в сочетании с разумом
фантазия становится матерью искусства и всех
его чудесных творений»
Франциско Гойя

Когда ночами разум засыпает
Неведомо откуда, чем порождены,
В мозгу уснувшем призраки всплывают
Как отзвук боли, смерти и войны.

Они роятся, все чернее ночи,
Движенья быстры, остры и страшны,
В пространстве сером разрывают в клочья
Остатки первобытной тишины.

Беззвучный крик их содрогает стены
Врываясь в душу, сердце холодит,
Страшит угрозою неведомой измены,
Наплывом адских сил страшит.

В их вихре вижу мелких бесов,
Они восходят, тают в вышине,
И Вий встаёт из под земли завеса,
Глаза закрыты в вечном сне.

Рассвет все ближе, и грохочет город,
Все просыпается, и разум пробужден,
Мечта, фантазия возносят гордо
Высокое искуство в небосклон!

Рецензии

Добрый день, уважаемая Светлана Николаевна! Спасибо за сочувствие, это так важно в наше время. Мне, конечно, сны приходят иногда детективно мистического содержания, но я выработал привычку их забывать. Стараюсь не вспомнить. Через какое-то время остется только неприятное ощущение. Кроме того, мой лирический герой такой своевольный фантазер!

Еще раз спасибо за визит и отзыв, здоровья вам, с уважением и симпатией, А.Г.

Мне лет пятнадцать назад тоже такие детективные истории снились, причем, во всех я главной героиней была: рассказывала своей подруге, она историк, образовеннейший человек, посвятившая себя науке, советовала записывать... Не было времени... Теперь не снятся... А время есть!

Были времена, когда я не пытался забыть сон, наоборот, я пытался его фиксировать. И я их помню и сегодня. У меня они носили отрывочный характер: погони, где я порой летал, анфилады залов с оживающими изваяниями, пропасти, в которые я должен прыгнуть, знаю, что безопасно, но не могу. И что с этим делать?

Меня научила одна старая бабушка: если приснился кошмар, никому не рассказывай, подойди к окну и посмотри вдаль... Теперь жалею, то что снится - не помню... Рассказала об этом своему знакомому, он - психотерапевт в госпитале, он одобрил этот метод...

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

«Сон разума рождает чудовищ» (исп. El sueño de la razón produce monstruos ) - испанская поговорка, фабула известного одноименного офорта Франсиско Гойи из цикла Капричос .

Согласно бытовавшему в те времена представлению, живопись и графика являют собой некий доступный для всех и всем понятный всеобщий язык (лат. idioma universal ). По первоначальному замыслу Гойи офорт должен был называться «Всеобщий язык». Однако это название впоследствии показалось ему слишком дерзким, и он переименовал свой рисунок в «Сон разума», сопроводив его следующим пояснением: «Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений». Воображение в сочетании с разумом производят не чудовищ, а чудесные творения искусства. А чудищ, по всей видимости, порождает не само воображение и не сам по себе разум, но именно сон последнего.

Разум призван к бдительности, которая сдерживает навязчивые фантазмы, которые немедленно овладевают сознанием человека, когда сном ослаблена цензура рассудка над чувствами и воображением. Во сне человек мыслит не точно, и это позволяет утверждать, что во сне он оказывается захвачен игрой собственного воображения, результат которой представляется чуждым и опасным вмешательством неких сторонних сил, посягающих на суверенитет рационально структурированного сознания. Подобный ход мыслей превратил художественную аллегорию в аргумент в пользу незыблемых полномочий «здравого смысла».

В настоящее время фразу используют, чтобы подчеркнуть негативный результат необдуманных действий.

Примечания

Литература

  • Goya - Caprichos da InfoGoya96, esposizione virtuale, a cura di: Università di Saragozza e Institución Fernando el Católico.
  • Helman, Edith (1983), Transmundo de Goya, Madrid: Alianza Editorial. ISBN 84-206-7032-4 .
  • Frederic Chordá, Goya: Grabados (con le immagini dei disegni preparatori e della prova di stampa), 2007

Ссылки

  • Офорты Сальвадора Дали: переработанные иллюстрации «Капричос» Гойи

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Сон разума рождает чудовищ" в других словарях:

    Название одной из гравюр, входящих в серию «Капричиос» (1797 1798), испанского художника Франсиско Хосе де Гойи (1746 1828). Он изобразил на этой гравюре спящего человека, которого мучают кошмарные сны и чудовища, их населяющие. Иносказательно: о … Словарь крылатых слов и выражений

    Сон разума: «Сон разума рождает чудовищ» офорт Гойи Сон разума (мультфильм) Анабиоз: Сон разума «Сон разума» сборник рассказов Витткоп, Габриэль … Википедия

    - (goya) Франсиско (полное имя Франсиско Хосе де Гойя и Лусьентес) (1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы – 1828, Бордо), выдающийся испанский живописец, гравёр, рисовальщик, представитель романтизма. Сын мастера позолотчика. С 1760 г. учился в Сарагосе … Художественная энциклопедия

    Кошмарные сны - – тяжелые сны с гнетущими видениями. Ср. сон Марьи Гавриловны в повести А. Пушкина «Метель»; сон Татьяны в романе «Евгений Онегин». См. картину Ф. Гойи «Сон разума рождает чудовищ». Ср. ночные страхи … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    У этого термина существуют и другие значения, см. Гойя (значения). Франсиско Гойя Автопортрет … Википедия

    Гойя и Лусьентес, Франсиско Хосе де У этого термина существуют и другие значения, см. Гойя (значения). Франсиско Гойя Автопортрет Имя при рожде … Википедия

    Автопортрет Имя при рождении: Франсиско Хосе де Гойя и Лусьентес Дата рождения: 30 марта 1746 Место рожден … Википедия

    Франсиско Гойя Автопортрет Имя при рождении: Франсиско Хосе де Гойя и Лусьентес Дата рождения: 30 марта 1746 Место рожден … Википедия

    Франсиско Гойя Автопортрет Имя при рождении: Франсиско Хосе де Гойя и Лусьентес Дата рождения: 30 марта 1746 Место рожден … Википедия

Книги

  • Олесь Бузина. Расстрелянная правда , Отсутствует. Сон разума рождает чудовищ. Украинский проект был кабинетной игрой интеллектуалов, модной игрушкой, за которой не было никакой социальной базы. Никакой Украины небыло на землях Малороссии. Но…