Роль Петра I в истории России. Значение петровских преобразований в истории россии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 1. Ранние годы Петра
  • 2. Стрелецкий бунт 1682 года и приход к власти Софьи Алексеевны
  • 3. Приход к власти
  • 4. Последние дни Петра I
  • Заключение

Введение

Актуальность выбранной темы контрольной работы заключается в том, что преобразования Петра Великого, его деятельность, личность, роль в судьбе России - вопросы, интересующие и привлекающие внимание исследователей нашего времени не менее чем в прошлые века.

Различные историки по-разному оценивают Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся выставить на первое место все его пороки, обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях. В своей работе я попытаюсь собрать воедино мнения, оценки и выводы историков и литераторов об исторической роли Петра I.

Задачами контрольной работы являются:

- рассмотрение исторических фактов из жизни Петра I;

- изучение исторического значения реформ Петра I;

- исследование влияния деятельности Петра I на мировую и отечественную историю.

1. Ранние годы Петра

Петр, сын царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной, родился 30 мая 1672 г. Бояре с опаской осмотрели младенца и, подивившись его длинному телу, вздохнули с облегчением: ребенок выглядел здоровым и жизнерадостным. Это особенно бросалось в глаза после взгляда на его сводных братьев Федора и Ивана, сыновей царя и первой жены Марии Милославской, которые с детства страдали тяжелыми врожденными недугами. Наконец, династия Романовых могла рассчитывать на здорового и энергичного наследника престола.

Как и у всех, характер Петра I закладывался в детстве: бойкость, восприимчивость, живость и склонность к забавам, носившим военный характер. Любимыми игрушками его были потешные знамена, топоры, пистолеты и барабаны, привозимые из заграницы.

Когда потребовалось перейти от игр к обязательному для московских царевичей обучению, Петру повезло меньше, чем его сестре и брату. Если Федора и Софью Милославских воспитывал высоко образованный иеромонах Симеон Полоцкий, то "дядькой" (учителем по русской словесности и закону Божьему) к Петру был назначен по требованию царя Федора Алексеевича не очень грамотный, но терпеливый и ласковый подьячий Большого Прихода Никита Моисеевич Зотов, который не только не стремился подавлять природное остроумие и непоседливость царственного отпрыска, но сумел стать другом Петра.

Зотову вменялось в первую очередь воспитывать у Петра царственную величавость и статность, но "дядька" даже не пытался принуждать шустрого ребенка к многочасовому восседанию на стуле с прямой спинкой, чтобы выработать привычку к трону. Он позволял царевичу вволю бегать по окрестностям села Преображенского, лазать по чердакам, играть и даже драться с дворянскими и стрелецкими детьми. Когда Петр уставал от беготни, Никита Моисеевич усаживался рядом и, неторопливо рассказывая о случаях из собственной жизни, вырезал деревянные игрушки. Царевич внимательно смотрел на ловкие руки "дядьки" и сам начинал прилежно обтачивать заготовку ножом. Никакими особыми навыками народного умельца Зотов не обладал, все делая "на глазок". Петр перенял эту сноровку и всегда больше полагался на собственный глазомер, нежели на чертежи и математические выкладки, и ошибался нечасто. Привычку заполнять часы досуга разными "рукомеслами" сохранилась у него на всю жизнь: даже беседуя с иностранными послами, он мог тут же строгать доски для обшивки лодки, вытачивать на токарном станке шахматные фигурки или вязать узлы на корабельных снастях. Молва утверждает, что однажды прусскому послу фон Принцену пришлось взбираться на верхушку мачты, чтобы вручить верительные грамоты царю - настолько он был увлечен оснасткой первого лично им изобретенного линкора "Предестинация". Его руки постоянно требовали занятий и находили их.

Никита Моисеевич постоянно приносил Петру книги с иллюстрациями из Оружейной палаты, а позже по мере развития интереса ученика к "историческим" предметам - военному искусству, дипломатии и географии - заказывал для него "потешные тетради" с красочными изображениями воинов, иноземных кораблей и городов. Царевич учился всему охотно, и впоследствии бегло писал по-старославянски, правда, с многочисленными ошибками. Зато его природная цепкая память до самой смерти позволяла цитировать часослов и стихи Псалтыри и даже петь в церкви "по крючкам", заменявшим русским нотные знаки. И хотя, став императором, Петр I не раз заявлял, что в русской старине нет ничего поучительного, его исторические знания были разнообразны и глубоки. А народных пословиц, поговорок и присловий он знал столько и с таким остроумием употреблял их всегда к месту, что не уставал изумлять всех европейских монархов.

В три года он уже отдавал команды Бутырскому рейтарскому полку "нового строя" на царском смотре, чем приятно удивил Алексея Михайловича и вызвал неприязнь брата Федора Милославского и его сестры, царевны Софьи.

Когда Петру еще не было четырех лет, в январе 1676 г., умер его отец. Вскоре после смерти Алексея Михайловича царица Наталья с сыном были изгнаны из Кремля новым царем Федором Алексеевичем, который ненавидел мачеху и ее дядю "англиканца". Матвеев отправился в ссылку в далекий Пустозeрск, а семья Нарышкиных - в родовое имение, село Преображенское. Никита Зотов собрался было добровольно последовать вслед за воспитанником в подмосковную глушь, но его приказали изловить и казнить. Опальному подьячему пришлось бежать из Москвы в Крым и долгие годы скрываться. Теперь Петру учиться было не у кого, и его школой стала московская окраина.

Так Петр и рос - сильным и выносливым мальчиком, не боявшимся никакой физической работы. Дворцовые интриги выработали у него скрытность и умение скрывать свои истинные чувства и намерения. Всеми забытый, кроме изредка наезжавших немногочисленных родственников, он постепенно превращался в дитя заброшенной боярской усадьбы, окруженной лопухами и покосившимися посадскими избами. Целыми днями он пропадал, где угодно, прибегая только к обедне. Ему теперь приходилось учиться тайком. Зная подозрительность Милославских, он при встречах с патриархом, привозившим опальной царице небольшие суммы денег, делал вид, что не научен читать, писать и считать. Владыка Иоаким всегда сокрушался по этому поводу в беседах с боярами, которые в свою очередь судачили о невежестве заброшенного всеми царевича в Кремле. Зная кремлевские нравы, Петр так усыплял бдительность всех своих кремлевских недругов. Впоследствии это помогло ему стать незаурядным дипломатом.

27 апреля 1682 г. умер старший брат Петра Федор. После этого 28 апреля 1682 года десятилетнего Петра торжественно венчали на царство (в обход старшего брата Ивана), иностранные дипломаты единодушно отметили, что он производит и речью, и образованностью, и осанкой впечатление 16-летнего юноши. Царевна Софья сразу интуитивно почувствовала угрозу со стороны брата и с помощью князя Хованского подняла стрельцов на бунт, получивший в народе зловещее название "хованщины". День 25 мая, когда на его глазах стрельцами был поднят на пики любимый дядя Матвеев, стал самым страшным впечатлением детства Петра, а красный цвет вызывал раздражение.

2. Стрелецкий бунт 1682 года и приход к власти Софьи Алексеевны

Ставший царем в десять лет, Петр стал свидетелем стрелецких бунтов и гонений на свою мать и её близких. На его глазах были убиты родственники и друзья. Мальчик был так потрясен случившимся, что от испуга у него появились конвульсивные движения головы и лица, сохранившиеся до конца жизни.

Результатом стрелецкого бунта стал политический компромисс: на престол были возведены и Петр, и его сводный брат Иван, а правительницей при малолетних царях стала их старшая сестра царевна Софья Алексеевна - дочь Алексея Михайловича от первого брака с Марией Милославской. С той поры Петр с матерью находились в опале и были вынуждены жить не в Кремлевском Дворце, а в подмосковных селах: Преображенском и Измайлове. В Москве они появлялись лишь для участия в официальных церемониях.

Именно это обстоятельство лишило юного Петра возможности получить соответствующее его статусу образование. Но отсутствие духовной пищи щедро компенсировалось свободой. Петр сам придумывал себе занятия и развлечения.

С раннего детства мальчика стали забавлять игрушки и игры военного характера. Тяга к таким забавам привела к тому, что в придворных мастерских для него изготавливались луки, деревянные ружья и пистолеты, мастерились игрушечные знамена (обо всем этом имелись записи в расходных дворцовых книгах). В царских играх было задействовано целое «войско» его сверстников - выходцев из семей придворной челяди.

Если у Петра и не было никаких конкретных замыслов преобразования страны, после "хованщины" они, безусловно, появились. Сломить основную опору Софьи - стрельцов можно было, только противопоставив им военную силу, способную одолеть их. Рано научившийся скрывать свои чувства Петр решил сыграть роль безобидного ребенка, на уме у которого, как и у Ивана, только детские забавы. Зная, что Софья просматривает все письма и распоряжения, исходившие из Преображенского, он, подобно мальчишкам во все времена, затеял играть в войну.

Никем не руководимый, Петр начал здесь продолжительную игру, которую сам себе устроил, и которая стала для него школой самообразования. Сам замысел принадлежал молодому царю. Из спальников, дворовых конюхов, а потом сокольников и кречетников Петр образовал две потешные роты, которые вскоре пополнились охотниками из дворян и других чинов и составили два батальона. Он придумал простую и удобную темно-зеленую форму с цветными галунами для солдат разных полков и даже впервые в истории ввел в практику обмундирования погоны. Они делались из меди и пришивались на левое плечо, чтобы защитить его от удара тяжелым палашом, и украшались серебряным или золотым витым шнуром соответственно воинскому званию. Это стало модой всех европейских офицеров XVIII, первыми погоны заимствовали поляки. С этими потешными Петр поднял в Преображенском неугомонную возню, построил потешный двор, потешную съезжую избу для управления командой, потешную конюшню, забрал из Конюшенного приказа упряжь под свою артиллерию. Словом, игра обратилась в целое учреждение с особым штатом, бюджетом, с «потешной казной».

По соседству с Преображенским находилась Немецкая слобода, населенная в основном военным людом. Из них Петр стал брать в свою армию офицеров. В начале 1690-х гг., когда потешные батальоны развернулись уже в два регулярных полка, поселенных в селах Преображенском и Семеновском, полковники, майоры, капитаны были почти все иноземцы и только сержанты - русские.

Близкое знакомство с немцами и страсть к иноземным диковинкам привела Петра к вторичной выучке, незнакомой прежним царевичам. Князь Долгоруков привел к царю голландца Тиммермана. Под его руководством Петр «гораздо с охотою» принялся учиться арифметике, геометрии, артиллерии и фортификации, овладел астролябией, изучил строение крепостей, научился вычислению траектории полета пушечного ядра. С этим же Тиммерманом, осматривая в селе Измайлове амбары деда Никиты Ивановича Романова, Петр нашел завалявшийся английский бот. По его настоянию другой голландец Христиан Брант починил бот, приделал мачту и паруса и в присутствии Петра лавировал на реке Яузе. Петр дивился такому искусству и сам несколько раз вместе с Брантом повторял опыт. Из-за тесноты берегов упражнения перенесли в Просяной пруд в селе Измайлово, но и там плаванье оказалось затруднительно. Тогда Петр узнал, что озеро под Переславлем (с XVI века Переславль) подходит для его целей. Петр отпросился у матери на богомолье к Троице, съездил в Переславль и осмотрел озеро, которое ему очень понравилось. По возвращении в Москву он упросил мать отпустить его снова на Переславль, чтобы там заводить суда. Царица не могла отказать горячо любимому сыну, хотя сильно была против таких затей из боязни за его жизнь. Петр, вместе с Брантом, заложил верфь при устье реки Трубеж, впадающей в Переславское озеро, и так положил начало своему кораблестроению.

Софья и ее сторонники старались представить эти потехи молодого царя сумасбродными дурачествами. Сама мать Наталья Кирилловна не видела в них ничего, кроме забавы пылкого юноши, и думала остепенить сына женитьбою: она нашла ему невесту, молодую и красивую девушку Евдокию Лопухину. Свадьба состоялась 27 января 1689 г. Петр не имел никакого сердечного влечения к своей супруге и женился лишь из угождения к матери. Вскоре после свадьбы, как только начали вскрываться реки, он ускакал в Переславль и там занялся постройкой судов. Летом, после настоятельных просьб матери, Петр с неудовольствием вернулся в Преображенское, а вскоре развернулись события, которые надолго отвлекли его от любимых затей.

3. Приход к власти

Царевна Софья Алексеевна понимала, что с наступлением совершеннолетия Петра её власти придет конец. Летом 1689 года её соратники распространили слух, будто бы царь Пётр решил занять своими «потешными» Кремль, убить царевну, брата царя Ивана и захватить трон. Попытки Софьи внести раскол в войска провалились. Большая часть стрельцов повиновалось законному царю Петру, и его сестре пришлось признать поражение. Она отправилась в Троицкий монастырь, но Петр приказал ей вернуться в Москву. Вскоре Софья была заключена в Новодевичий монастырь.

Брат Петра, царь Иван, фактически передал ему всю власть, хотя до самой смерти в 1696 году продолжал быть номинальным соправителем России. Однако поначалу и сам Петр мало участвовал в делах государства: вместо него правили бояре, приближенные к роду Нарышкиных.

Молодого царя гораздо больше привлекали морские забавы, и он надолго уезжал в Переславль-Залесский и в Архангельск, где участвовал в постройке и испытании кораблей.

Однако приблизительно с 1695 года начинается самостоятельное царствование Петра I, отмеченное многими славными вехами. Это и военные походы, расширившие границы России, и преобразования в промышленности, а вернее сказать - её основание. Во всех своих начинаниях Петр I использовал опыт западноевропейских стран. Это касалось на только промышленности и торговли, но и науки, образования и культуры.

Политическая программа Петра Первого сложилась в основном в период его пребывания за границей в составе «Великого посольства».

Во время визита в Европу Пётр I пугал местных аристократов своей грубоватой манерой общения и простотой нравов. Ганноверская курфюрстина София писала о Петре так:

«Царь высок ростом, у него прекрасные черты лица и благородная осанка; он обладает большой живостью ума, ответы у него быстры и верны. Но при всех достоинствах, которыми одарила его природа, желательно было бы, чтобы в нём было поменьше грубости. Это государь очень хороший и вместе очень дурной… Если бы он получил лучшее воспитание, то из него вышел бы человек совершенный, потому что у него много достоинств и необыкновенный ум».

Государство Петру представлялось как «общее благо», и он считал самого себя первым слугой России, верил «в ея великое будущее» и старался быть образцом для своих подданных. У консервативной части общества такая непривычная позиция царя вызывала протест. Те же старообрядцы, которых Петр преследовал самым жестоким образом, видели в нем антихриста.

Первым делом Петр ввел ношение иностранного платья и приказал брить бороды всем, кроме крестьян и духовенства.

20 декабря 1699 царем был издан Указ о введении нового летоисчисления от Рождества Христова и праздновании Нового года 1 января.

Петр I лично возглавлял армию в Азовских походах 1695-1696, Северной войне 1700-1721, Прутском походе 1711, Персидском походе 1722-1723; командовал войсками при взятии Нотебурга (1702), в морском сражении при мысе Гангут (1714) и в Полтавской битве (1709).

Петр способствовал упрочению экономического и политического положения дворянства. И в то же время, согласно Табели о рангах, предоставлял выходцам из низших сословий возможность получить дворянский титул как награду за выдающиеся заслуги.

По инициативе Петра I были открыты многие учебные заведения, а также Академия наук. Принята гражданская азбука и основана первая русская газета. Благодаря его начинаниям, в образованной среде начинала постепенно складываться иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений.

Петра волновали буквально все явления и события. Он заботился о прекращении затворничества женщин, о смягчении нравов общества, об улучшении быта низших слоев народа.

Петр обладал замечательным умением выбирать себе сподвижников. Меншиков, Шереметьев, Долгорукий, братья Голицыны, Куракин, Матвеев, Шафиров, Ягужинский и иностранцы - Остерман, Брюс, Миних и другие. Многие шли с царем рука об руку на протяжении всей его жизни.

Тем не менее, реформы Петра I проводились жестокими средствами, путем крайнего напряжения материальных и людских сил. Недаром столетие спустя Пушкин скажет, что некоторые из указов царя были написаны кнутом. Такие методы, разумеется, влекли за собой восстания (Стрелецкое 1698, Астраханское 1705-1706, Булавинское 1707-1709). В подавлении мятежников Петр I был беспощаден.

Петр Великий основал множество городов, в том числе жемчужину мировой архитектуры Санкт-Петербург - новую столицу России, которая по замыслу царя должна была стать образцовым городом-«парадизом».

Первому российскому императору удалось создать могущественное абсолютистское государство и добиться признания за Россией авторитета великой державы.

4. Последние дни Петра I

В конце октября 1724 г. Петр плавал осматривать учрежденный недавно Сестрорецкий литейный завод. Недалеко от устья Невы он увидел судно с солдатами и матросами, плывущее из Кронштадта и носимое во все стороны ветром и непогодой. На глазах Петра это судно село на мель. Он не удержался, велел плыть на помощь потерпевшим, бросился по пояс в воду и помогал вытаскивать корабль с мели, чтобы спасти находившихся на нем людей. Несколько человек, находившихся рядом с ним, были унесены водой. Сам Петр проработал целую ночь и успел спасти жизнь двадцати людям. Утром он почувствовал лихорадку и больной поплыл в Петербург.

После этого здоровье его уже не поправлялось, но становилось со дня на день все хуже: у него открылись признаки каменной болезни.

Будучи человеком непоседливым и строптивым, он не прислушивался к советам своего лейб-медика Блюментроста. С лета 1724 года императора начали мучить продолжительные приступы, болезнь не отпускала. Но Петр, тем не менее, старался не обращать внимания на недомогание и продолжал заниматься государственными делами вплоть до 16 января 1725 г.

В середине января 1725 года страдания больного стали невыносимыми, и он обратился к медикам. Но время было упущено - болезнь оказалась неисцелимой.

22 января возле комнаты Петра воздвигли алтарь, он причастился и исповедовался. А 28 января 1725 года, в четверть шестого утра, Петр Великий скончался, так и не успев распорядиться судьбой государства. 2 февраля его труп забальзамировали, а 8 марта погребли в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге.

Престол наследовала его вторая жена - императрица Екатерина Михайловна.

Заключение

Обсуждение исторической роли Петра, его личностных качеств давно уже перешло в русской историографии в оживленную дискуссию. Историки XVIII в. и сподвижники императора видели в Петре идеального монарха в духе проев еще иного абсолютизма (П.П. Шафиров, В.Н. Татищев, И.И. Голиков и др.). М.М. Щербатов и Н.М. Карамзин осуждали его за «ужасы самовластья». В то же время Щербатов признавал, что путь, пройденный страной при Петре, без него пришлось бы преодолевать два столетия, а Карамзин даже полагал, что на это ушло бы шесть столетий.

Образ Петра воплощен в ряде книг, принадлежащих современным отечественным историкам. И у каждого из них сложилось свое мнение об исторической роли Петра.

Я считаю, что по масштабу интересов и умению видеть главное в проблеме Петру I трудно найти равного в российской истории. Сотканный из противоречий, император был под стать своей огромной державе, которую он словно гигантский корабль выводил из тихой гавани в мировой океан, расталкивая тину и пни и обрубая наросты на борту.

петр полк стрелецкий политика

Список используемой литературы

1. Буганов В.И. Петр Великий и его время/ В.И. Буганов.- Москва: «Наука», 1989. - 192с.

2. Карпов Г.М. Великое посольство Петра I /Г.М. Карпов. - Калининград: Янтарный сказ, 1998. -120с.

3. Кафенгауз Б.Б. Россия при Петре I/ Б.Б. Кафенгауз. - Москва, 1955. - 175с.

4. Рыжов К.В. 100 великих россиян/ К.В. Рыжков. - М.: Вече, 2001. - 656с.

5. История государства Российского: Жизнеописания. XVIII век. - М.: Изд-во «Книжная полка», 1996. - 445с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Жизнь дворца в конце правления Алексея Михайловича. Московский стрелецкий бунт 1682 года и приход к власти Софьи Алексеевны. Интерес Петра I к военному делу, Преображенский и Семёновский потешные полки. Военные реформы и создание Российской Империи.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2014

    Изучение биографических данных царевны Софьи. Причины и этапы ее борьбы за престол. Особенности стрелецкого бунта, организованного царицей Софьей 15 мая 1682 г. и его последствий: двоевластие на русском престоле. Семь лет заочного царствования Софьи.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2010

    Приход к власти Петра I в конце XVII в., его решающее влияние на судьбу Российского государства. Изменение роли России в международных отношениях. Установление режима абсолютизма. Методы и стиль, проведенных Петром реформ, их историческое значение.

    реферат , добавлен 12.12.2010

    Становление личности Петра I в Преображенском и появление мысли о преобразовании России в великую европейскую державу в XVII в. Ознакомление с жизнеописанием семейства императора. Создание потешных войск. Исследование периода регенства Софьи Алексеевны.

    реферат , добавлен 01.12.2013

    История восхождения Петра на трон. Стрелецкий бунт и борьба с царевной Софьей. Военная реформа как первоочередное преобразовательное дело Петра I. Создание регулярного военно-морского флота. Значение реформ Петра, противоречия его преобразований.

    реферат , добавлен 26.10.2011

    Влияние реформ Петра I на последующее развитие России. Рост церковного землевладения. История знаменитых элитных царских полков. Переговоры с европейскими дворами о заключении союза христианских государств против турок. Проведение стрелецкого "розыска".

    реферат , добавлен 10.07.2012

    "Бунташный" XXVII век в России. Соляной бунт-причины, развитие и последствия. Восстание в Пскове и Новгороде. Медный бунт-кризис денежной системы Московского государства. Стрелецкий бунт или "Хованщина"-борьба за власть между боярскими кланами.

    реферат , добавлен 26.10.2007

    Предпосылки петровских преобразований: экономическое и социальное положение страны, внутренние раздоры, внешнее давление. Противоречивый характер реформ Петра I. Внешняя политика России в первой четверти XVIII века на обретение статуса морской державы.

    реферат , добавлен 09.03.2008

    Основные события, предшествовавшие переселению запорожских казаков на территорию Кубани, история заселения и ее этапы. Оценка изменений в социально-экономической жизни черноморского казачества. Персидский бунт и его влияние на казачье самоуправление.

    реферат , добавлен 26.01.2015

    Михаил Федорович - первый русский царь из боярского pода Романовых. Годы правления Алексея Михайловича, составление Соборного Уложения. Период правления царевны Софьи Алексеевны. Становление на царство Петра I. Императрица Всероссийская Екатерина.

Экономическое усиление страны и укрепление ее международного положения создали предпосылки для реформ конца XVII - первой четверти XVIII века. Военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра. Она была наиболее продолжительной и самой тяжелой как для него самого, так и для народа. Заслугой Петра является создание регулярной российской армии. Московские стрелецкие полки Петр I расформировал и с помощью преображенцев и семеновцев, выросших из потешных полков и ставших первыми солдатскими полками регулярной царской армии, принялся за комплектование и обучение новой армии. В военной кампании 1708-1709 гг. против шведов новая русская армия показала себя на уровне европейских армий. Для комплектования армии солдатским составом были введены рекрутские наборы. Наборы проводились по норме - по одному рекруту с 20-ти тягловых дворов.

Для подготовки офицерского состава было учреждено несколько специальных школ: навигацкая, артиллерийская, инженерная. Главной военно-практической школой офицерства служил гвардейский полк - Преображенский и Семеновский. Указом царя от 26 февраля 1714 г. запрещалось производить в офицеры дворян, которые не служили солдатами в гвардейских полках. В конце царствования Петра Великого численность регулярного сухопутного войска доходила до 200 тыс. человек Военный флот состоял из 48 линейных кораблей и около 800 галер и иных судов. Из всех преобразований Петра центральное место занимала реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев. Стали создаваться новые приказы, появились канцелярии. Радикально решить проблему управления Петр надеялся с помощью областной реформы, то есть создания новых административных образований - губерний, которые объединяли несколько прежних уездов. В 1708 г. в России было образовано и губерний. Для обеспечения армии всем необходимым устанавливалась прямая связь губернии с полками.

Областные реформы явились характерным показателем развития бюрократической тенденции Они привели к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов - представителей центральной власти, создали на местах разветвленную иерархическую сеть бюрократических учреждений с большим штатом чиновников.Следующим уровнем бюрократизации высшего управления явилось создание Сената. Он явился на смену Боярской думе. Сенат как высшее учреждение петровской администрации сосредоточил в своих руках судебные, административные и законосовещательные функции, ведал коллегиями и губерниями, назначал и утверждал чиновников.

К вновь созданным органам центральною у правления относятся коллегии, созданные в 1717-1718 гг. вместо бывших приказов. Было учреждено 9 коллегий, в том числе воинская, адмиралтейская, иностранных дел, юстиц-коллегия, и так далее.


В 1699 г. городам было предоставлено право ведать своими выборными бурмистрами. Эти бурмистры составляли ратушу. Ратуши областных городов были подчинены Бурмистрской палате, или ратуше г. Москвы. В 1720 г. в Петербурге был учрежден Главный магистрат, который должен был организовать магистраты в областных городах и руководить ими. Магистраты вели городское хозяйство, должны были заботиться о развитии торговли и промышленности, о благоустройстве и благочинии городов и решали не только гражданские, но и уголовные дела.

Итак, в ходе петровских преобразований на смену системе средневекового управления приходит бюрократическая государственная машина.

Самая главная особенность экономического бума начала XVII века состояла в определяющей роли самодержавною государства в экономике, его активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни. Этого требовала господствовавшая в Европе концепция меркантилизма. Выражается в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь - в достижении активного баланса во внешней торговле.

Постоянная нужда в деньгах на военные расходы побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники государственных доходов. Появляется ряд новых налогов, создается собственная торговля, вводится монополии на заготовку и сбыт определенных товаров.

Коренной переворот претерпело при Петре прямое обложение. Если до этого население облагалось по дворам, то теперь перешли к поголовному обложению. Подати должны были платить крестьяне и посадские люди мужского пола от младенца до глубокого старика.

В царствование Петра I была создана русская монетная система. Мелкая разменная монета копейки, денежки и полушки чеканилась из меди. Из серебра чеканились гривенники, полтинники, полуполтинники и рубли. Из золота чеканились червонцы. По западному образцу Петр I старался своих капиталистов научить действовать по-европейски - соединять капиталы, объединяться в компании. Так, указом от 1699г. он предписал купцам торговать компаниями. Для их поощрения вводились различные льготы - казенные субсидии и льготы.примерно с конца 10-х годов XVIII в. Петр пошел на существенное изменение торгово-промышленной политики: была ликвидирована фактически монополия на экспортную торговлю, приняты различные меры по поощрению частного промышленною предпринимательства, особое распространение получила практика передачи государственных предприятий прежде всего убыточных для казны частным владельцам или специально созданным для этого компаниям. Однако, изменяя в определенной мере экономическую политику. Петр не собирался ослаблять влияние государства на экономику. Тогда же в России произошли важные преобразования социального характера. Была резко усилена борьба с побегами крестьян. Началось массовое возвращение беглых прежним владельцам. Вне закона была объявлена категория вольных и гуляющих.18 января 1721 г. Петр 1 подписал указ, который разрешал частным мануфактурам покупать крепостных крестьян для использования их на заводских работах. Этот указ знаменовал собой решительный шаг к превращению промышленных предприятий, на которых зарождался капиталистический уклад, в предприятия крепостнические, в разновидность феодальной собственности.Вводился новый критерий службы дворян. Раньше действовал принцип происхождения. Теперь был введен принцип личной выслуги. Ее условия определялись законодательством. Новый принцип был отражен в Табеле о рангах 1722г. Он разделил всю массу государственных служащих, военных и гражданских, на 14 чинов, или рангов. По ним должен был продвигаться каждый офицер и гражданский чиновник. Важнейшим из условий была обязательность прохождения службы рядового солдата или канцеляриста. Социальные преобразования коснулись и крепостных крестьян. Петровская эпоха привела к слиянию в единое сословие крепостных крестьян и холопов. Существенной была реформа и в отношении жителей городов. Петр решил унифицировать социальную структуру города, перенеся в него западноевропейские институты: магистраты, цеха, гильдии.

Посадское население было поделено на две гильдии. Первую гильдию составили первостатейные. В нее вошли верхи посада, богатые купцы, ремесленники, горожане интеллигентных профессий. Во вторую - мелкие лавочники и ремесленники. Они были объединены в цеха по профессиональному признаку. Все остальные граждане подлежали поголовной проверке с целью выявления среди них беглых крестьян.

Мы приступили к изложению эпохи преобразований с тем убеждением, что эта эпоха была обусловлена всем ходом предшествовавшей исторической жизни России. Мы ознакомились поэтому с существенными чертами допетровской жизни, как она сложилась к тому моменту, когда начал свою деятельность Петр. Мы изучали затем воспитание и обстановку детства и юности Петра , чтобы ознакомиться с тем, как развилась личность преобразователя. И, наконец, мы рассмотрели сущность реформационной деятельности Петра I во всех ее направлениях.

К какому выводу приведет нас наше изучение Петра? Была ли деятельность традиционной или же она была резким неожиданным и неподготовленным переворотом в государственной жизни Московской Руси?

Ответ довольно ясен. Реформы Петра I по своему существу и результатам не были переворотом; Петр не был "царем-революционером", как его иногда любят называть.

Прежде всего деятельность Петра I не была переворотом политическим: во внешней политике Петр строго шел по старым путям, боролся со старыми врагами, достиг небывалого успеха на Западе, но не упразднил своими успехами старых политических задач по отношению к Польше и к Турции. Он много сделал для достижения заветных помыслов Московской Руси, но не доделал всего. Покорение Крыма и разделы Польши при Екатерине II были следующим шагом вперед, который сделала наша нация, чем прямо продолжено было дело Петра и старой Руси. В политике внутренней Петр I недалеко ушел от XVII века. Государственное устройство осталось прежним, полнота верховной власти, формулированная царем Алексеем в словах Деяний Апостольских, получила более пространное определение при Петре I в Артикуле Воинском [Арт. 20: "...Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять"], в указах, наконец, в философских трактатах Феофана Прокоповича . Земское самоуправление, имевшее не политический, но сословный характер до Петра I, осталось таким же и при Петре. Над органами сословного самоуправления, как и раньше, стояли учреждения бюрократические, и хотя внешние формы администрации были изменены, общий тип ее оставался неизменным: как и до Петра, было смешение начал личного с коллегиальным, бюрократического с сословным.

Петр I. Портрет кисти Ж. М. Наттье, 1717

Деятельность Петра I не была и общественным переворотом. Государственное положение сословий и их взаимные отношения не потерпели существенных изменений. Прикрепление сословий к государственным повинностям осталось во всей силе, изменился только порядок исполнения этих повинностей. Дворянство при Петре не достигло еще права владения людьми как сословной привилегии, а владело крестьянским трудом лишь на том основании, что нуждалось в обеспечении за свою службу. Крестьяне не потеряли прав гражданской личности и не считались еще полными крепостными. Жизнь закрепощала их все более, но, как мы видели, началось это еще до Петра, а окончилось уже после него.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«БАЛАШОВСКИЙ ТЕХНИКУМ МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»

РЕФЕРАТ

ПО ИСТОРИИ НА ТЕМУ:

«РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕТРА I. В ИСТОРИИ РОССИИ»

ПОДГОТОВИЛ:

БОРОДКИН С.. ГРУППА Э-11

РУКОВОДИТЕЛЬ:

ЛАБОДИНА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА

БАЛАШОВ 2014

Введение

Роль исторической личности именно данного человека -- это случайность. Необходимость же этого выдвижения определяется исторически сложившейся потребностью общества в том, чтобы главенствующее место заняла личность именно такого рода. Н.М.Карамзин так сказал о Петре Первом: «Народ собрался в поход, ждал вождя и вождь явился!» То, что именно этот человек рождается в данной стране, в определенное время, -- чистая случайность. Но если мы этого человека устраним, то появляется спрос на его замену, и такая замена найдется.

Петр I был описан многими историками как выдающийся политический деятель, яркая личность, справедливый и демократичный царь, правление которого было настолько богато событиями и противоречиво, что явилось причиной существования на эту тему массы научной, научно-популярной и художественной литературы.

В исторической науке и в общественном мнении с конца XVII века по настоящее время присутствуют диаметрально противоположные оценки как личности Петра I, так и его роли в истории России. В официальной российской историографии Петра было принято считать одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке. Однако многие историки, в том числе Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский и другие, высказывали резко критические оценки.

Глава 1

Личность - это совокупность социальных и культурных свойств человека, которые зависят от его включения в систему социальных отношений посредством его деятельности и общения. Понятие «личность» помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, социальных институтах, культуре, т.е. в общественной жизни, в процессе взаимодействия с другими людьми. Понятие «личность» характеризует социальную позицию, место и роль индивида в системе общественных отношений.

Социальные роли - формы проявления и развития личности, занимающая определенный статус в обществе. Роль самой выдающейся личности всегда есть сплав предшествующего развития, массы случайных и неслучайных событий и ее собственных особенностей. В зависимости от самых разных условий и обстоятельств, с учетом особенностей исследуемого места, времени и индивидуальных черт личности ее историческая роль может колебаться от самой незаметной до громаднейшей. Иногда личность играет решающую роль.

На данный момент нас интересуют выдающиеся исторические личности. В чем их роль?

Выдающаяся личность решает задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества, она указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений, берет на себя почин удовлетворения этих нужд. В этом сила и предназначение великого человека, причем сила колоссальная. Конечно, выдающаяся личность должна обладать не рядовыми способностями к определенному виду или ряду видов деятельности. Но этого недостаточно. Нужно, чтобы в обществе в ходе его развития встали в повестку дня задачи, для решения которых была необходима личность именно с такими (военными, политическими и т.д.) способностями.

Всемирно-исторические личности являются не только практическими и политическими деятелями, но и мыслящими людьми, духовными руководителями, понимающими, что нужно и что своевременно, и ведущими за собой других, массу. Эти люди, пусть интуитивно, но чувствуют, понимают историческую необходимость и потому, казалось бы, должны быть в этом смысле свободными в своих действиях и поступках.

За всю историю человечества произошло огромное множество событий, и всегда они направлялись различными по своему моральному облику и разуму личностями. Единство же народа требует очевидного духовно-волевого воплощения - единого центра, лица, выдающейся умом и опытом персоны, выражающей правовую волю и государственный дух народа. Народ нуждается в мудром вожде, как сухая земля в хорошем дожде.

Глава 2

30 мая (9 июня по новому стилю) 1672 года Москва огласилась колокольными переливами, которые перемежались пушечными залпами с кремлевских башен - у царя Алексея Михайловича и царицы Наталии Кирилловны, урожденной Нарышкиной, родился сын Петр. Наконец, династия Романовых могла рассчитывать на здорового и энергичного наследника престола.

Раннее детство царевича прошло в европейском доме и его неповторимой атмосфере, что потом помогало Петру без предубеждений бывать среди иностранцев и набираться у них полезного опыта. Однако, когда потребовалось перейти от игр к обязательному для московских царевичей обучению, Петру повезло меньше. Учителем по русской словесности был не очень грамотный, но терпеливый и ласковый подъячий Большого Прихода Никита Моисеевич Зотов.

Царевич учился всему охотно, и в последствие бегло писал по - старославянски, правда, с многочисленными ошибками. Зато его природная цепкая память до самой смерти позволяла цитировать часослов и стихи Псалтыри и даже петь в церкви "по крючкам", заменявшим русским нотные знаки. И хотя, став императором, Петр I не раз заявлял, что в русской старине нет ничего поучительного, его исторические знания были разнообразны и глубоки. А народных пословиц, поговорок и присловий он знал столько и с таким остроумием употреблял их всегда к месту, что не уставал изумлять всех европейских монархов.

В три года он уже отдавал команды Бутырскому рейтарскому полку "нового строя" на царском смотре, чем приятно удивил Алексея Михайловича и вызвал неприязнь брата Федора Милославского и его сестры, царевны Софьи.

Вскоре после смерти Алексея Михайловича царица Наталья с сыном были изгнаны из Кремля новым царем Федором Алексеевичем, который ненавидел мачеху и ее дядю "англиканца". Никита Зотов собрался было добровольно последовать вслед за воспитанником в подмосковную глушь, но его приказали изловить и казнить. Опальному подъячему пришлось бежать из Москвы в Крым и долгие годы скрываться. Теперь Петру учиться было не у кого, и его школой стала московская окраина.

Так Петр и рос - сильным и выносливым, не боявшимся никакой физической работы. Дворцовые интриги выработали у него скрытность и умение скрывать свои истинные чувства и намерения. Ему теперь приходилось учиться тайком. Зная кремлевские нравы, Петр так усыплял бдительность всех своих кремлевских недругов. Впоследствии это помогло ему стать незаурядным дипломатом.

Когда 28 апреля 1682 года десятилетнего Петра торжественно венчали на царство, иностранные дипломаты единодушно отметили, что он производит и речью, и образованностью, и осанкой впечатление 16-летнего юноши. Царевна Софья сразу интуитивно почувствовала угрозу со стороны брата и с помощью князя Хованского подняла стрельцов на бунт, получивший в народе зловещее название "хованщина". День 25 мая, когда на его глазах стрельцами был поднят на пики любимый дядя Матвеев, стал самым страшным впечатлением детства Петра, а красный цвет вызывал раздражение.

Если у Петра и не было никаких конкретных замыслов преобразования страны, после "хованщины" они, безусловно, появились. Сломить основную опору Софьи - стрельцов можно было только противопоставив им военную силу, способную одолеть их.

В 1686 году 14-летний Пётр завёл при своих «потешных» артиллерию. Огнестрельный мастер Фёдор Зоммер показывал царю гранатное и огнестрельное дело. Из Пушкарского приказа были доставлены 16 пушек. Для управления тяжёлыми орудиями царь взял из Конюшенного приказа охочих к военному делу взрослых служителей. Потешный полк стал называться Преображенским, по месту своего расквартирования - селу Преображенское под Москвой.

В 1688 году заложил первую верфь для строительства судов. «Потешных» уже было два полка: к Преображенскому прибавился Семёновский, расположившийся в селе Семёновское. Прешбург уже совершенно походил на настоящую крепость. Для командования полками и изучения военной науки нужны были люди знающие и опытные. Но среди русских придворных таких не было. Так Пётр появился в Немецкой слободе.

Активность Петра сильно тревожила царевну Софью, понимавшую, что с наступлением совершеннолетия сводного брата ей придётся расстаться с властью.

И в 1689 г. Петр женился на Евдокии Лопухиной, считая его уже совершеннолетним, он не нуждался в опеке. В этом же году 27 августа пришла грамота царя Петра - идти всем полкам к Троице. Большая часть войск повиновалось законному царю, и царевне Софье пришлось признать поражение. Она сама отправилась в Троицкий монастырь, но в селе Воздвиженское её встретили посланники Петра с приказом вернуться в Москву. Вскоре Софья была заключена в Новодевичий монастырь под строгий присмотр. Царевна Софья была пострижена в монахини под именем Сусанны и отправлена в Новодевичий монастырь, где провела остаток своей жизни. Та же участь постигла и нелюбимую жену Петра -- Евдокию Лопухину, которую насильно отправили в Суздальский монастырь даже вопреки воле духовенства.

Приоритетом деятельности Петра I в первые годы единовластия было продолжение войны с Османской империей и Крымом. Петр I решил вместо походов на Крым, предпринимавшихся в годы правления царевны Софьи, нанести удар по турецкой крепости Азов, расположенной при впадении реки Дон в Азовское море. Зимой и весной 1695 года на Дону были построены транспортные суда. А весной русская армия отвоевала у турок две крепости, и в конце июня осадила Азов (крепость в устье Дона). Подготовка походов ярко проявила организаторские и стратегические способности Петра. Впервые проявились такие важные его качества, как умение делать выводы из неудач и собирать силы для повторного удара. Кроме переговоров, Пётр много времени посвятил изучению кораблестроения, военного дела и других наук. Пётр поработал плотником на верфях Ост-Индской компании, при участии царя был построен корабль «Пётр и Павел».

За 15 месяцев пребывания за рубежом Пётр многое повидал и многому научился. После возвращения царя 25 августа 1698 года началась его преобразовательная деятельность, направленная вначале на изменение внешних признаков, отличающих старославянский уклад жизни от западноевропейского. В Преображенском дворце Пётр вдруг стал резать бороды вельможам, и уже 29 августа 1698 года был издан знаменитый указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», запретивший с 1 сентября ношение бород. Новый 7208-й год по русско-византийскому календарю («от сотворения мира») стал 1700-м годом по юлианскому календарю. Пётр же ввёл и празднование 1 января Нового Года, а не в день осеннего равноденствия, как праздновалось ранее.

Для того, чтобы развитие торгового дела в России могло проходить полным ходом, нашей стране был необходим выход к Балтийскому морю. Осознавая это, Петр 1 стал вести военные действия со Швецией – это стало новым этапом его царствования. Далее он заключает мир с Турцией, и после захвата крепости Нотебург, начинает возведение города Санкт-Петербург.

Всю внутреннюю государственную деятельность Петра условно можно разделить на два периода: 1695--1715 годы и 1715--1725. Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены, прежде всего, на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными.

Пётр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер. Были созданы новые типографии, произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков.

Пётр пытался изменить положение женщин в русском обществе. Он специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу.

Полтавская битва в июне 1709 года ставит победную точку в войне со Швецией. После смерти короля этой страны, был заключен мирный договор между Россией и Швецией. Россияне получали желанный выход в Балтийское море, а также новые земли.

В1721 году последовал указ, в котором говорилось, что хотя прежде «купецким людям» было запрещено покупать деревни, теперь же многие из них пожелали заводить различные мануфактуры как компаниями, так и поодиночке. После этого указа все фабрики быстро обзавелись крепостными рабочими, и это так понравилось фабрикантам, что они стали добиваться закрепления за фабриками и свободных рабочих, работавших у них по вольному найму.

Титул императора был присвоен Петру 1 в 1721 году. Но в последние годы царствования Пётр сильно болел, вследствие чего умер. Его личность, без сомнения, была одной из самых сильных и значимых в мировой истории. Он хотел поменять и людей, и само государство, и ему удалось это в полной мере.

Заключение

Петр 1 пожалуй самый знаменитый из всех правителей Руси. Он был резок, груб и очень не любил соблюдение этикета. (Пример его грубости: один из приближенных рассердил Петра да так, что выхватил меч и начал махать им во все стороны, в итоге одному отрубил пальцы, а другому задел голову)

На мой взгляд, его манера общения с людьми не имеет никакого оправдания. "Он сознавал, что он – абсолютный монарх, и всё, что он делает и говорит неподвластно людскому суду; лишь Бог спросит с него за всё, и хорошее, и плохое…” "Всё дрожало, всё безмолвно повиновалось” - так обобщил А.С. Пушкин сущность натуры Петра I как государя и человека.

Однако, не смотря на все это, он совершил большой толчок России вперед. Политика Петра была направлена на возвышение дворянства. Во-первых он основал русский флот (1696г), и показал достижения (флота) в Северной войне 1700-1721гг. Петр1 участвовал лично во многих сражениях: битва при Нарве (лично руководил осадой), разгром шведских кораблей под Архангельском (морское сражение). Немало важное значение приобрели и реформы Петра (налоговая реформа, Губержская, вседствие чего появились генерал-губернаторы).

По масштабу интересов и умению видеть главное в проблеме Петру I трудно найти равного в российской истории. Сотканный из противоречий, император был под стать своей огромной державе, которую он словно гигантский корабль выводил из тихой гавани в мировой океан, расталкивая тину и пни и обрубая наросты на борту.

Таким был Петр I. Таким нам его оставила история. Им можно восхищаться, можно осуждать, но нельзя отрицать того, что без Петра, этой по-настоящему, сильной личности, Россия была бы совсем другой – лучше ли, хуже ли, этого мы никогда не узнаем.

Литература

  1. http://www.e-biblio.ru/
  2. http://otherreferats.allbest.ru/
  3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Часть II. Конец XVI – XVIII век: Учебник для 6 – 7 классов основной школы. – 2-е изд., исправ. И доп. – М.: ЦГО, 2000. – 255 с.: ил. – (Гуманитарное образование в России).
  4. Капица Ф.С., Григорьев В.А., Новикова Е.П., Долгова Г.П.. Справочник школьника. История Отечества. М.: 1996
  5. Долуцкий И.И. Отечественная история. XX век: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / И.И.Долуцкий. - М.: Мнемозина, 2001.
  6. Павленко Н.И. “Пётр I и его время”, М., Изд-во “Просвещение”, 1989.
  7. Соловьёв С.М. “Чтения и рассказы по истории России”, М., Изд-во “Правда”, 1989.
  8. Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России XVI – XVIII вв.: Учебник для 8 класса средних учебных заведений. М.: - МИРОС, ВЕНТАНА-ГРАФ, 1995. – 424 с.: ил.
  9. http://xreferat.ru/
  10. http://revolution.allbest.ru/