Как избежать штраф за неправильную парковку — изучаем знаки остановка и стоянка запрещена. Обозначение парковки и зона действия знака

Как действует норма? Вопрос о протяженности действия запрещающих знаков контролируется Приложением №1 ПДД и ГОСТом Р от 2004 года (Правила эксплуатации дорожных знаков). Эти законодательные нормы регламентируют зону действия знака Стоянка запрещена, а также то, что в качестве ограничений может быть принят ближний перекрёсток, конец или начало населенной местности, специальная табличка, поставленная рядом и стрелками, уточняющими протяжённость запретов.

Однако законы – это сложный механизм, где у каждого пункта имеются свои нюансы и тонкости трактовки правил.

«Стоянка запрещена» — зона действия

Согласно нормам знак «Стоянка запрещена» (3.27) может быть монтирован в местах, где не разрешается ни останавливаться, ни оставлять авто на стоянку.

Зона протяженности запрета определяется в порядке приоритета, ориентируясь на наличие табличек или схему дорожного движения по сторонам от знака.

До таблички со стрелкой вниз

Когда за обычным символом запрета следует аналогичный, но уже с пометкой 8.2.3 (со стрелкой вниз), то он указывает, что останавливаться нельзя на участке дороги до следующей таблички.

Расстояние на знаке

Допускается, что уже первый знак помечен 8.2.2 (стрелка вверх), а под всем написано расстояние (метраж или километраж). Значит, зона запрета расходится именно настолько, насколько там указано. Притом, никого не волнует, как водитель должен отмерить это расстояние. Нередко после вышеуказанной комбинации стоит аналогичный знак со стрелкой вниз. Значит, он указывает на окончание запрета, а остановка на дальнейшем участке трассы разрешается (если на обратное не указывают другие нормы или пункты Правил).

Стрелки вверх-вниз

Кроме остального, если дорожный знак «Стоянка запрещена» монтирован в комбинации с табличкой 8.24 (двойная стрелка, в одно время указывающая вверх-вниз), то запрет вводится одновременно и до и после обозначения.

ВАЖНО! Подобное решение введено для участков дороги, на которых протяженность запрета слишком длинная. Табличка должна напомнить водителю о наличии ограничений.

Знак и разметка

Такой знак может быть расставлен в совокупности с разметкой проезжей трассы – линией (1.4 – аналог сплошной линии у края, с различием в оттенке – он желтый).

В ситуациях, когда 3.27 вмонтирован, а после него на участке присутствует разметка, то сила знака распространяется до окончания всей линии.

Знак отмены запретов

Возможна ситуация, когда за знаком «Стоянка запрещена» со стрелкой может быть монтирована табличка отмены всех ранее оглашенных запретов. Соответственно, она отменит и запрещающий 3.27) ограничения на остановку).

Ближний перекресток или пункт

Когда этот знак используется без какой-либо сопроводительной таблички, это, конечно, не говорит о нескончаемости действия ограничения. Согласно Правилам, в текущем году в такой ситуации сила запрета расходится до первого встречного перекрестка, до конца/начала населенного места (зависит от того, в пределах или за пределами пункта находится водитель). Раньше наступивший момент отменяет знак.

ВАЖНО! Границы населенного пункта отделяются не какими-либо неточными нормами (например, жилые районы, поля, озера, реки и др.), а конкретными правовыми табличками. Таким образом, остановиться можно только до обозначения названия на пустом фоне или изображенных черных домов. Окончание пункта обозначится аналогичным, но перечёркнутым знаком.

Также будьте осторожны, чтобы сразу после начала/конца населенного места не был вновь проставлен знак запрета, который вводит ограничения на стоянку.

По статистике, чаще знак 3.27 «нейтрализуется» именно перекрёстком. Притом в Приложении к Правилам приводится точный комментарий касательно этого момента. Получается, силу знаков не ограничивают выезды с прилежащих территорий, которые, по сути, не считаются перекрестками, а также такие участки, где к дороге присоединяются проселочные, полевые пути (как правило, на загородных трассах) и прочие не первостепенные дороги без надлежащих обозначений основной дороги.

На видео о действии знака

Штрафы за нарушение

Сколько можно стоять? Знак полностью запрещает стоянку. Когда водитель нарушает правило, ему нужно готовиться к выплате штрафа.

За остановку в неположенном месте, под знаком 3.27 полагается штраф в объеме 1500 рублей, если нарушение зарегистрировано в регионах РФ, и 3 тысячи, если на территории Москвы или Санкт-Петербурга.

Все денежные взыскания регулируются в частях 4 и 5 ст. 12.16 КоАП РФ.

Остановка допустима только в вынужденной ситуации, когда этого требовало состояние автомобиля или другие факторы. При этом водитель должен постараться максимально увести машину от движения.

Знак платной парковки и обычной предусмотрен для того, чтобы водитель без труда мог определить территорию, предназначаемую для оставления на ней транспортных средств. Организация мест для стоянки немало помогает оптимизировать всю дорожную сеть. До сих пор не только у новичков-водителей знак «Зона парковки» вызывает некоторые вопросы, связанные с его трактовкой в различных ситуациях. Мы рассмотрим все распространенные ситуации, чтобы разъяснить частые ошибки.

Зона действия любого знака «Парковка», если ниже отсутствует другое ограничивающее обозначение, распространяется вплоть до ближнего перекрестка. В таких случаях обычно присутствует дополнительная табличка, регламентирующая способ постановки ТС в данной области. В данном виде стенды можно встретить чаще всего, так как они призваны предотвращать путаницу.

В этом случае разместить автомобиль можно параллельно проезжей части и тротуару, исключительно в одну полосу.

Вне жилого пункта табличка паркинга ставится за несколько сотен метров до начала соответствующей области, чтобы своевременно до водителя довести информацию о возможности припарковаться. Расстояние до этого объекта отмечается табличкой, расположенной ниже.

Зона парковки в кармане размечается, как правило, при помощи сразу 3 табличек:

  • непосредственно парковочный указатель;
  • ограничивающий его действие стенд;
  • способ постановки ТС.

Даже при наличии кармана не запрещено оставлять машину на территории до и после него с края проезжей части. В подобных местах применяются общие правила стоянки, т. е. не разрешается ставить авто во второй ряд, чтобы не затруднять выезд.

Если снизу 3 описанных выше указателя дополняет знак 8.17 «Инвалиды» и расположен он по направлению движения, то остановка в этом кармане возможна только для водителей-инвалидов. Иногда его устанавливают к направлению движения перпендикулярно. В таких случаях оставлять автомобили в кармане можно любым водителям, не занимая место, предназначенное для инвалидов.

При наличии указателей, которые запрещают стоянку, организовывать паркинг можно только при сочетании соответствующего стенда с табличкой, разграничивающей зону действия. Таким образом на определенном отрезке запрет не будет иметь силы.

В ПДД описанная выше ситуация не предусмотрена, поэтому многие привыкли считать такое сочетание противоречием. Однако ограничение зоны действия прописано в ГОСТ Р 52289-2004.

Оплачиваемый паркинг: особенности

Относительно недавно появился новый дорожный знак «Платная парковка», а именно его ввели в 2013 году в качестве эксперимента в Москве. Подобное нововведение преследовало сразу 2 цели – дополнить город парковочными местами и обеспечить казну еще одним источником дохода. Постепенно стоянки стали пользоваться такой практикой и в других городах.

В области, предназначенной для остановки автомобилей, помимо того, что установлен знак платной парковки, имеется так же и специальная разметка. При въезде на территорию, машину снимают 2 камеры, фиксируя номера. В этот момент в базе будет проведена проверка по поводу того, произошла ли оплата, принадлежит ли авто инвалиду или иному гражданину, пользующимся льготами, относится ли оно к категории спецтранспорта.

Если парконы зафиксируют, что водитель не оплатил услугу, но оставил машину на стоянке с оплачиваемым паркингом, то на адрес места жительства вскоре придет фото нарушения и штраф за нарушение. В самом начале, перед тем, как оставлять свой транспорт в том или ином месте, нужно убедиться, что действие установленного знака «Платная парковка» окончилось, иначе велик риск стать нарушителем.

Итак, как выглядит знак платной парковки? Для обозначения мест для паркинга, за которые необходимо платить, используют дорожный указатель под номером 8.8. Он представляет собой табличку, где на белом фоне нанесено последовательно три круга, а внутри вписаны цифры «10», «15», «20». Круги – это стилизация монет, то есть необходимости оплаты стоянки.

Обозначение любой платной парковки – это сочетание двух указателей: непосредственно 6.4 «Парковка», а также 8.8 «Платные услуги». Располагаться рядом могут и другие таблички, информирующие о количестве свободных мест, протяженности стоянки, способе постановки ТС.

Зона платной парковки – это та ограниченная область, где возможна оплачиваемая стоянка автомобиля. Начинается она ровно с того места, где установлены дорожные знаки 6.4 и 8.8. Нельзя считать оплачиваемыми те парковочные места, в которых отсутствует это сочетание табличек.

Окончание зоны может быть обозначено сразу под ними. В таком случае табличка будет иметь цифру, соответствующую протяженности оплачиваемого паркинга и стрелку по направлению движения. Но чаще всего в конце зоны, где действовал знак платной парковки, устанавливается обычный парковочный стенд, но перечеркнутый линией. Еще один способ указать окончание области стоянки – это табличка 3.27 «Остановка запрещена». Он действует вне зависимости от того, являлась ли она оплачиваемой или бесплатной.

На некоторых государственных паркингах так же принято устанавливать информационные стенды, на которых изображены не только указатели 6.4 и 8.8, но и надписи, доводящие до сведения водителя, что он въезжает или выезжает с места оплачиваемого паркинга.

Как определить расстояние действия указателя

Количество бесплатных стояночных мест постепенно сокращается, что особенно заметно в больших городах, поэтому нужно знать о том, насколько распространяют свое действие знаки на платной парковке и на бесплатной:

  1. В область действия таблички не попадают никакие другие территории, в том числе до и после нее. Даже если припарковать свой транспорт прямо перед стендом, указывающим на начало оплачиваемого паркинга, платить за стоянку не придется. Однако в таких случаях нужно убедиться, что никакие другие нормы ПДД не будут нарушены.
  2. Если никаких указателей о протяженности действия стенда нет, то это означает, что оставлять автомобиль можно на участке до ближайшего перекрестка, но не ближе, чем за 5 метров до него.
  3. В платный паркинг запрещено включать те части территорий, которые относятся к придомовой территории. Стоянка в этих областях должна быть бесплатной.
  4. При наличии под стендом «Р» указателя 8.2.1 «Зона действия» нужно смотреть на число, изображенное на нем. Именно оно указывает на то, на какой протяженности продолжается зона, пригодная (в метрах) для остановки ТС.
  5. Если незадолго до указателя «Р» был установлен указатель, запрещающий остановку, обязательно следует обращать внимание на дополнительные указатели и на дорожную разметку, чтобы не нарушить ПДД.

Пользование даже оплачиваемым паркингом с первого взгляда проблем не представляет, однако на деле все же появляется немного сложностей. Ведь всегда можно запутаться в дорожных знаках, иногда установленных и ошибочно. Да и в привычном месте совершенно неожиданно может появиться указатель платного паркинга, не говоря уже о том, что часто стирается специальная разметка или случаются ошибки при работе паркомата.

Начинающие водители нередко путают два очень похожих как внешне, так и по значению знака: Стоянка запрещена и Остановка запрещена. На самом деле, дорожный знак 3.28 «Стоянка запрещена» запрещает именно стоянку, но не остановку.

Чем отличается стоянка от остановки? Все просто: если автомобиль останавливается на время не более пяти минут или же неподвижное его состояние связано с погрузкой-разгрузкой машины или с посадкой-высадкой пассажиров, то это трактуется именно как остановка, а не стоянка, следовательно, указание знака «Стоянка запрещена» нарушено не будет.

Как и другие запрещающие знаки, знак 3.28 имеет круглую форму и красную окантовку. Однако фон у него не белый а синий. Круг знака перечеркнут диагональной красной линией.

Очень важным аспектом понимания требований знака 3.28 «Стоянка запрещена» является адекватная оценка зоны его действия.

Итак, действие знака 3.28 начинается непосредственно в месте его установки, и его запрет действует до следующих участков:

  • следующего по ходу движения транспортного средства перекрестка;
  • окончания населенного пункта, помеченного соответствующим знаком;
  • знака 3.31, обозначающего окончание зоны всех ограничений;

Вышеуказанные участки дорог - это общепринятые зоны, в которых оканчивается действие большинства запрещающих знаков.

Знак «Стоянка запрещена» и знаки дополнительной информации

После того, как вышеуказанные участки дороги будут пройдены, стоянка автомобилей автоматически разрешена, если в данной зоне не действует других ограничений, которые прописаны в разделе № 12 Правил дорожного движения.

Зона влияния знака 3.28 может быть уточнена при помощи установки табличек и знаков дополнительной информации, а именно:

Так, табличка 8.2.2, установленная вместе со знаком 3.28, указывает то расстояние, на которое распространяется действие знаков. Говоря другими словами, стоянка будет разрешена ровно через то количество метров, которое указано на знаке.

Знак 3.28 может устанавливаться совместно с табличкой 8.2.3. Эта табличка указывает на окончание зоны действия знака. Проще говоря, стрелка на табличке указывает на то, что знак «Стоянка запрещена» действует перед местом его установки.

Если на дороге установлена табличка 8.2.4, это говорит водителю о том, что он в данный момент находится в зоне действия знака «Стоянка запрещена». Эта табличка является дополнительным указанием на действующее ограничение на том участке дороги, где уже действует ранее введенный запрет на стоянку, и режим запрета еще не отменен.

Таблички дополнительной информации 8.2.5 и 8.2.6 (по отдельности или совместно), которые могут быть установлены вместе со знаком «Стоянка запрещена» используются для того, чтобы обозначить ограничения стоянок возле площадей, зданий и пр. В данном случае стоянка будет запрещена начиная с места, где установлен знак, в том направлении, в котором указывает стрелка и на том расстоянии, которое указано на знаке.

Зона действия знака 3.28 может быть ограничена при помощи информационного указателя 6.4 «Место для парковки» и таблички 8.2.1, которые, в случае совместной установки указывают на разрешенное для остановки и стоянки место.

В правилах дорожного движения предполагается использование дорожного знака 2.2.8 совместно с прерывистой линией разметки желтого цвета 1.10, нанесенной на край проезжей части, на граничащий с ней край тротуара или поверх бордюра. В этом случае разметка не просто запрещает остановку, а указывает конкретную зону действия знака «Стоянка запрещена». То есть, знак действует только там, где имеется разметка.

Водитель должен помнить, что знак 3.28 «Стоянка запрещена» действует исключительно с той стороны дороги, с которой он установлен. Это важно для тех водителей, которые ищут место, чтобы припарковаться.

Знак 3.28 «Стоянка запрещена» не распространяется на водителей, имеющих инвалидность первой и второй групп, а также на водителей транспортных средств, которые перевозят таких инвалидов. Такие автомобили обязательно должны быть оборудованы специальными знаками «Инвалид».

Кроме всего прочего, знак не действует на такси, у которых включен таксометр, а также на автомобили, принадлежащие российской федеральной почтовой службе.

Постоянное, беспрерывное движение транспортного средства невозможно: и водитель, и техника должны отдыхать. Или, иными словами, переходить в режим остановки или стоянки.

Заметим только одно важное обстоятельство: наличие и знаков, и разметки – это несравненное благо для водителя. А все потому, что они являются весьма наглядным способом регулирования остановки и стоянки, и автовладелец воочию может убедиться в правильности (или, к сожалению, неправильности) своих действий.

Однако наличием или отсутствием указанных ранее знаков и разметки еще не исчерпываются принципы остановки и стоянки, для которых выделен специальный раздел в ПДД.

12 раздел ПДД: общие принципы остановки и стоянки

12-й раздел ПДД специально посвящен правилам осуществления остановки и стоянки (в том случае, если они не запрещены уже рассмотренными знаками и разметкой).

Итак, водителю нужно свято помнить «золотое правило »: и остановка, и стоянка разрешены на правой стороне дороги – на обочине .

При любых обстоятельствах автовладелец, планируя парковку, может совершить ее именно здесь (если это, конечно, не запрещено иными требования ПДД).

Однако в крупных и средних населенных пунктах обочина, как правило, отсутствует. В таких случаях Правила разрешают осуществлять остановку и стоянку на правой стороне дороги – на краю проезжей части.

Водитель должен четко уяснить, что при наличии обочины и возможности осуществить остановку и стоянку на ней, ему запрещается использовать для этих целей проезжую часть.

Такая тактика будет грубым нарушением ПДД, и чаще всего водители совершают его при движении вне населенного пункта. Тем самым они не только формируют помехи для движения иных транспортных средств, но и способствуют созданию аварийной ситуации в условиях скоростного движения.

Правилами предусмотрены остановка и стоянка не только на правой стороне дороги. В двух случаях разрешено парковаться и на левой ее стороне . Но оба эти варианта напрямую связаны с участками дорог населенного пункта.

1. Двухполосная дорога (по одной полосе для каждого направления), на которой отсутствуют трамвайные пути посередине.

Остановка и стоянка на левой стороне таких дорог, на первый взгляд, выглядит небезопасной. Ведь выезд с такой парковки будет осуществляться с полосы встречного движения. Однако в населенном пункте – в условиях действующего ограничения скоростного режима – это опасность не представляется такой уж серьезной. А вот необходимость поиска парковочного места – напротив – выглядит достаточно актуальной проблемой.

Становится вполне понятным требование об отсутствии трамвайных путей посередине дороги.

Просто в этом случае выезд транспортного средства с парковки на левой стороне весьма широкой дороги будет уже небезопасным.

2. Дорога с односторонним движением.

Право останавливаться на левой стороне дороги с односторонним движением не должно вызывать скепсиса или неприятия, ведь движение по всей ширине проезжей части осуществляется в одном направлении.

Правда, водителям грузовых автомобилей, чья разрешенная максимальная масса превышает 3,5 т, необходимо помнить, что им в данных условиях разрешена только остановка и исключительно для загрузки–разгрузки транспортного средства.

Что касается ситуации вне населенного пункта, то здесь любой водитель должен воздержаться от осуществления остановки на левой стороне дороги, а также от длительной стоянки (для продолжительного отдыха, ночлега и пр.) в пределах дороги. Ему следует найти специальную площадку, предусмотренную для стоянки или выехать за пределы дороги.

Это требование имеет целью обеспечение максимальной безопасности как стоящего транспортного средства, так и двигающихся по дороге. В непредвиденных случаях обочина может стать участком, благодаря которому можно избежать столкновения, перестроившись на него. Поэтому обочине вне населенного пункта желательно быть свободной.

А вот на «Автомагистрали» (5.1), например, как на или М4, и «Дороге для автомобилей» (5.3), остановка и стоянка, вообще, разрешены только на специальных площадках, которые вдобавок должны быть обозначены соответствующими знаками, указывающими на возможность парковки.

В пределах такой дороги – и на проезжей части, и на обочине – остановка и стоянка категорически запрещены. Это ограничение связано и с интенсивностью движения на таких участках дороги, и с на них.

Расположение ТС при парковке

При расположении транспортного средства в условиях остановки и стоянки необходимо помнить еще одно «золотое правило»: транспортное средство разрешается ставить только в один ряд и только параллельно проезжей части. Исключение из этого правила составляют лишь двухколесные ТС, которые можно ставить в два ряда.

Иной способ парковки допускается лишь при соответствующем указании на него табличками «Способ постановки транспортного средства на стоянку», а также линиями горизонтальной дорожной разметки, обозначающими парковочные «боксы».

В этом случае допускается осуществлять остановки и стоянку под углом к проезжей части и даже с использованием тротуарного пространства. Но в этом случае должно быть соответствующее указание таблички на такой способ постановки.

В данных условиях водитель должен помнить еще одно требование: ставить под углом к проезжей части или на тротуаре Правила позволяют только легковые автомобили, мотоциклы, мопеды и велосипеды. Иные транспортные средства ставить под углом к проезжей части или с использование тротуарного пространства запрещается.

Всем остальным ТС такие способы парковки недоступны. Они могут осуществлять остановку и стоянку только параллельно проезжей части и только тогда, когда такой способ допускается.

Таким образом, расположение транспортного средства при парковке относительно проезжей части должно быть параллельным, если знаками и/или разметкой не указан иной способ постановки ТС на стоянку.

Где запрещена остановка и стоянка транспортных средств

Особые случаи запрещения остановки

Пункт 12.4 ПДД посвящен случаям, когда водителям категорически запрещена остановка (а, следовательно, и стоянка). Все эти случаи, предусмотренные Правилами, объединяет одно общее свойство: на таких участках совершение остановки и стоянки не является безопасным.

1. Остановка запрещается на трамвайных путях и в непосредственной близости от трамвайных путей, если при этом остановившееся ТС создаст какие-то помехи для движения трамвая.

Запрет на остановку в таких местах связан с невозможностью продолжения движения рельсовых транспортных средств, ведь трамвай не сможет объехать возникшее на его рельсах препятствие.

2. Остановка запрещена на железнодорожных переездах.

Вряд ли здравомыслящий человек будет возражать против запрета остановки на ж/д путях, которые являются особо опасным участком дороги. Водитель должен помнить, что границы ж/д переезда ограничиваются шлагбаумами или знаками «Однопутная железная дорога» (1.3.1) или «Многопутная железная дорога» (1.3.2), установленными на въезде на переезд и выезде с него. Именно здесь запрещена остановка.

3. Остановка запрещена в тоннелях.

Как правило, тоннельные порталы – не столь широки, и остановка здесь будет создавать помехи для беспрепятственного и безопасного движения других транспортных средств. Да и сами водители стремятся проехать ограниченные пространства туннелей как можно быстрее.

4. Остановка запрещена на мостах, эстакадах, путепроводах и под ними (имеется исключение).

Запрет остановки на искусственных пролетных сооружениях определен рядом обстоятельств:

  • ограниченность пространства;
  • опасность размещения здесь большого количества транспортных средств, создающих давление на опорные конструкции сооружения и пр.

Запрет же остановки под такими искусственно созданными объектами обуславливается такой же ограниченностью пространства.

Однако водитель должен помнить важное исключение из этого правила.

Если НА мосту, НА эстакаде, НА путепроводе (но не под ними) в данном направлении имеется не менее трех полос для движения, то остановка и стоянка НА таких сооружениях разрешаются.

5. Остановка запрещена на участках, на которых расстояние между остановившимся ТС и сплошной линией разметки (кроме 1.2.1), противоположным краем проезжей части или разделительной полосой составляет менее 3 метров.

Разберемся в хитросплетениях этого положения.

Отсутствие 3-метрового интервала между остановившимися транспортными средствами и сплошной линией разметки делает весьма затруднительным их объезд без нарушения ПДД для других . Они будут вынуждены нарушать Правила.

То же самое обстоятельство действует и в случае с разделительной полосой и противоположным краем проезжей части, когда водители других ТС и физически (из-за бордюра), и юридически не смогут объехать остановившийся транспорт.

6. Остановка запрещена на пешеходных переходах, а также ближе, чем за 5 метров перед ними.

Запрет остановки и стоянки на пешеходном переходе понятен: в противном случае будут создаваться помехи движению пешеходов, которые на этом участке пользуются преимуществом.

Необходимая же 5-метровая дистанция перед пешеходным переходом должна обеспечить видимость водителю приближающегося транспортного средства. В этом случае выходящий на пешеходный переход пешеход не будет неприятной неожиданностью для водителей.

7. Остановка запрещена на проезжей части в условиях ограниченной видимости (менее 100 метров в любом направлении).

Данное ограничение остановки и стоянки вводится для того, чтобы в сложных дорожных условиях на проезжей части не было препятствий в лице остановившихся транспортных средств. Данное обстоятельство существенно затрудняет встречный разъезд. Но такое правило действует только на .

На обочине остановка и стоянка не запрещаются.

8. Остановка запрещена на пересечениях проезжих частей и за 5 метров до и после них (имеется исключение).

Запрещение остановки и стоянки на пересечениях проезжих частей вполне закономерно. Ведь как в таком случае будут двигаться другие участники дорожного движения?

Очень важное обстоятельство. Некоторые водители говорят о том, что остановка и стоянка запрещены . Это неправильно: именно на пересечениях проезжих частей и за 5 метров до и после них. И это принципиально!

Обратимся к следующему примеру.

Перед нами — перекресток с круговым движением. Он образован тремя пересечениями проезжих частей. И остановка (со стоянкой) на таком перекрестке разрешены, но при соблюдении 5-метровой дистанции до каждого пересечения.

Важно заметить, что из этого правила есть одно исключение: на Т-образном перекрестке со сплошной линией разметки (или разделительной полосой) напротив бокового проезда остановка и стоянка разрешены. Естественно, при соблюдении 3-метрового интервала до сплошной линии (или разделительной полосы).

Такое исключение вполне объяснимо. При сплошной линии (или разделительной полосе) на таком перекрестке запрещены повороты налево и развороты. Поэтому стоящее напротив бокового проезда транспортное средство не будет создавать помех для прямолинейного движения других ТС.

И, наоборот, прерывистая линия разметки на перекрестке создаст толчею и приведет к затору.

9. Остановка запрещена в местах остановок общественного транспорта (маршрутных транспортных средств) и стоянок легковых такси, а также за 15 метров до и после них (имеется исключение).

Подобное ограничение остановки и стоянки объясняется необходимостью беспрепятственного движения маршрутных транспортных средств и легковых такси.

А что касается 15-метровой дистанции до и после таких мест, то это требованием связано с перспективой беспрепятственного выезда такого транспорта с указанных участков дороги.

При наличии разметки «желтой ломаной» (1.18) водитель должен отмерять положенные 15 метров с каждой стороны от нанесения линии разметки. А при отсутствии разметки – от знаков 5.16 – 5.18.

Исключение из рассматриваемого правила состоит в следующем: водителям разрешается совершать остановку в местах остановок общественного транспорта и стоянок легковых такси только при соблюдении двух условий (одновременно):

  • для посадки и высадки пассажира;
  • при условии несоздания помех маршрутным транспортным средствам и легковым такси.

Поэтому совсем не обязательно при посадке-высадке пассажиров на автобусной остановке. Главное – не создать помех «маршруткам», высаживая или усаживая пассажиров.

10. Остановка запрещена в тех местах, где остановившееся ТС сделать невозможным въезд или выезд другим ТС, создаст помехи пешеходам, а также закроет средства регулирования дорожного движения (знаки или сигналы светофора).

Такой запрет очевиден.

К примеру, водитель грузового автомобиля закрыл для других водителей видимость дорожного знака «Остановка запрещена».

А с этой ситуацией нужно очень долго разбираться. Правонарушителей здесь много. Только вот как им удастся разъехаться.

11. Остановка запрещена на полосе для велосипедистов.

Здесь все понятно и без комментариев. Это – полоса только для велосипедистов, и водителям механических транспортных средств на ней делать нечего: ни для движения, ни для остановки или стоянки.

Особые случаи запрещения стоянки

Согласно ПДД, стоянка запрещается в тех местах, где запрещается остановка. Это обстоятельство вполне логично, ибо, как уже отмечалось ранее, невозможно совершить стоянку, предварительно не совершив остановки (хотя бы на 5 минут).

Итак, стоянка (как и остановка) запрещается:

1) на трамвайных путях и в непосредственной близости от трамвайных путей, если при этом остановившееся ТС создаст какие-то помехи для движения трамвая;

2) на железнодорожных переездах;

3) в тоннелях;

4) на мостах, эстакадах, путепроводах и под ними (кроме случаев, когда НА мосту, НА эстакаде, НА путепроводе (но не под ними) в данном направлении имеется не менее трех полос для движения);

5) на участках, на которых расстояние между остановившимся ТС и сплошной линией разметки (кроме 1.2.1), противоположным краем проезжей части или разделительной полосой составляет менее 3 метров;

6) на пешеходных переходах, а также ближе, чем за 5 метров перед ними;

7) на проезжей части в условиях ограниченной видимости (менее 100 метров в любом направлении);

8) на пересечениях проезжих частей и за 5 метров до и после них (кроме случая стоянки на Т-образном перекрестке со сплошной линией разметки (или разделительной полосой) напротив бокового проезда);

9) в местах остановок общественного транспорта (маршрутных транспортных средств) и стоянок легковых такси, а также за 15 метров до и после них;

10) в тех местах, где остановившееся ТС сделать невозможным въезд или выезд другим ТС, создаст помехи пешеходам, а также закроет средства регулирования дорожного движения (знаки или сигналы светофора);

11) на полосе для велосипедистов.

Кроме этих случаев, стоянка запрещена еще на двух участках.

1. Стоянка запрещена вне населенного пункта на проезжей части дорог, обозначенных знаком «Главная дорога» (2.1).

Запрет на стоянку на таком участке дороги обусловлен высокой скоростью движения вне населенного пункта. Особенно, если движение осуществляется по главной дороге. В подобных условиях стоящее на проезжей части транспортное средство будет явной помехой. И если кратковременная остановка здесь допускается, то стоянка с использованием проезжей части Правилами исключена из соображений элементарной безопасности.

Следовательно, вне населенного пункта на проезжей части дороги, обозначенной знаком «Главная дорога», стоянка разрешается исключительно на обочине или за пределами дороги.

2. Стоянка запрещена в 50-метровой зоне до и после железнодорожных переездов.

Стоянка, как и остановка, запрещена на железнодорожном переезде. Это не обсуждается. Но стоянку нельзя осуществлять еще и на расстоянии 50 метров до и после переезда.

Такой запрет объясняется опасностью данного участка дороги, находящегося в непосредственной близости от железнодорожных путей.

Действия водителя и пассажиров при остановке и стоянке

При осуществлении остановки или стоянки водителю и пассажирам запрещается открывать двери ТС, если эти действия создадут помехи другим участникам движения.

Согласитесь, хрестоматийный пример и весьма распространенная ошибка и водителей, и пассажиров.

В том случае если водитель собирается покинуть транспортное средство и оставить его без наблюдения, он обязан предпринять все возможное, чтобы исключить возможность непроизвольного движения ТС, а также его несанкционированное использование.

Это означает, что следует ограничить доступ посторонних лиц в транспортное средство (закрыть замки дверей и багажника, задействовать предусмотренную конструкцией противоугонную систему, поставить автомобиль на сигнализацию и пр.).

Таким образом, знание водителем правил осуществления остановки и стоянки транспортных средств позволит, с одной стороны, избежать наказания в соответствии с действующим законодательством (в виде административного штрафа и ), а с другой, — сохранить свое транспортное средство в неприкосновенности (или хотя бы затруднить несанкционированное проникновение в него и незаконное завладение им).

Видео — ПДД остановка и стоянка — подробное объяснение:

Может заинтересовать:


Уникальный автомобильный сканер Scan Tool Pro


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

Похожие статьи

Комментарии к статье:

    Виталий

    В Европе для микроавтомобилей (например Smart), чтобы привить к ним интерес, сделан ряд поблажек в ориентации авто при стоянке: 2 машины на одно место, разрешение ставить поперек и т.п. Мне кажется, что подобное неплохо бы ввести и в наши ПДД — глядишь, народ и пересядет со своих громадных машин, освободив кучу места!

    Дмитрий Борисович

    Согласен с Виталием, Когда возле знака парковка на обочине стоит Тундра, то на душе не спокойно.
    А вообще знать правила парковки нужно, наши ДПСники любят выписывать штрафы якобы за неправильную парковку. Не каждый имеет при себе ПДД и способен возразить инспекторам.

    Алексей

    С парковками для инвалидов у нас беда. Занимают вполне здоровые люди. Сам я 2 недели назад оплатил парковку. Встал на территорию платной стоянки. Но машину увез эвакуатор, а я попал на штраф за стоянку на местах для инвалидов. На дорожном покрытии разметка «Для инвалидов» отсутствовала, лишь знак «Парковка для инвалидов», скрытый в листве дерева. Вот так попался за свою невнимательность. Оказывается, обществу инвалидов показалось мало парковочных мест в городе, по требованию их увеличили на 10%, а разметку не успели обновить.

    Оксана

    Часто перечитываю в интернете информацию о дорожных знаках и разметке. Нововведения могут вступить в силу и можно не узнать о них! Каждый водитель должен быть всегда осведомлен о правилах, а повторение, как говорится, мать учения!

    Александра

    Сама езжу на Тойота IQ, было бы здорово, если б и в нашей стране узаконили подобные поблажки для мини-машин. Вообще, грустно с парковкой все, постоянно вижу машины, стоящие прям под знаками и ничего.. только в центре города еще как-то гаишники ходят и эвакуатор работает

    Вадим

    Самая больная тема как для автолюбителей так и для пешеходов. Сейчас с вводом платной стоянки вариантов не так много где оставить автомобиль. Раньше часто ездил в Европу, а там давно можно оставлять свой Smart Mini по соседству с такой же Mini на одно место. Скорей бы и в России такой закон приняли, глядишь некоторые пересели бы на Smart Mini.

    Ольга

    Жаль, что не все знают правила правильной парковки, а ставят машины где хотят, а потом жалуются что на штрафстоянку забрали. В курортных городах эвакуаторы активно работают, а у нас постоянно пробки из-за тех кому лень пройти лишних 50 метров от парковки.
    И почаще надо знания о ПДД обновлять, а то от лишних штрафов не отделаешься.

    Эдуард

    Стоял как-то в пробке и вижу, как некоторые автомобилисты объезжают ряд по обочине. Возмутительно. Что за это им может грозить? Прав конечно вряд ли лишат, думаю выпишут штраф, если да, то в каком размере?

    Галина

    Прочитала статью и решила, что ПДД нужно перелистать заново. Со временем информация забывается, сейчас ориентируюсь только в обыденных дорожных ситуациях.

    Павел

    Был в Санкт-Петербурге, у музеев остановиться практически негде, приходилось оставлять машину далеко по дороге, так заметил, что гаишники с рулеткой измеряли расстояние от машин до перекрестков и пешеходных переходов. Пол-метра заехал и на эвакуатор!

    Николай

    Однажды доказывал свою правоту инспектору. Остановился на мосту, вид был красивый на город, решил сфотографировать. Подъехал автомобиль ГИБДД и инспектор насел на меня, что остановка в этом месте запрещена. Было три полосы в одну сторону, тем более, я часто видел, что машины здесь останавливались. Вдалеке виднелся знак, который, по словам инспектора, запрещает здесь остановку. Пришлось пройтись, убедиться, что виднеющийся знак не относится к данному участку. В итоге разъехались без штрафа, но инспектор пообещал выловить меня в другом месте. Лет десять с тех пор прошло, я его больше не видел.

    Мария

    Особенно напрягают знаки стоянки по времени и по четным и нечетным числам. Перепутала дату, искала машину. Думала угнали, а это эвакуатор увез

    Иванович

    В былые, добрые времена, когда автомобилей на дорогах было значительно меньше, уже тогда нарушение правил остановки и стоянки было не редкостью. Самыми распространенными нарушениями были: остановка за городом на левой стороне дороги, выгрузка пассажиров на проезжую часть дороги. Многие водители не понимали в чем разница действия знаков «остановка запрещена» и «стоянка запрещена». Часто остановку водители осуществляли в запрещенных местах, затрудняя движение другим автомобилям. В настоящее время ситуация резко обострилась, особенно, в крупных городах, да уже и в районных центрах. Машин, участвующих в движении столько, что постоянной проблемой является обустройство организованных стоянок и нарушение правил парковки. Образовалась каста наглых водителей, излюбленной привычкой которых является остановка транспортного средства на проезжей части, прикрываясь включенной аварийкой.

    Владимир

    Автомобилей на дороге с каждым днем становится все больше и больше, а вот число грамотных водителей к сожалению прогрессивно уменьшается. У меня уже не вызывает удивление припаркованный автомобиль поперек разметки паркинга.

    Татьяна

    Когда получила права не могла никак запомнить какой знак стоянка, а какой остановка. Да еще путала где в четные и нечетные, в выходные дни запрещено парковаться. Периодически тоже перечитываю про знаки, чтоб не упустить нового.

    Сергей

    В скором будущем всё регулирование должны перевести на камеры видеонаблюдения, естественно численность сотрудников ГИБДД сократят. Если например у меня вынужденная остановка в неположенном месте – поломка, плохое самочувствие и.т.п. В обычном случае ты сможешь стоять сколько угодно пока на устранишь проблему или пока тебя не заметят сотрудники ГИБДД, но в этом случае свою не виновность можно доказать на месте. А как быть с камерами наблюдения, после того как придет штраф, ведь в большинстве случаев доказательна база может отсутствовать по многим причинам.

    Иван

    За последний месяц, три штрафа, за парковку в неположенных местах. И как вижу, в одном месте, полиция было не права.

    Лёха

    Несмотря на солидный стаж вождения, парковка в городе до сих пор вызывает определенные затруднения. Транспорта много, все более-менее подходящие места забиты, разметка зачастую либо очень замудренная, либо затертая от старости, инспектора обожают отлавливать нарушителей и не всегда удается доказать свою правоту, учитывая довольно сложное регламентирование в ПДД, массу нюансов, которые, если честно, мало, кто знает. Иногда проще километр пешком пройти, чем мучиться, пытаясь влезть в освободившиеся «карманы». За пределами населенных пунктов попроще, но при стоянке на «шустрых» автомагистралях, конечно, очень желательно отъехать подальше от обочины, а то много неприятных историй случается, начиная штрафами, заканчивая ДТП.

    Галина

    Парковки это серьезная проблема наших дорог и дворов. Если на дорога правила парковки еще кое-как соблюдаются, то во дворах с этим беда. Паркуются где хотят, на детских площадках, на клумбах.

    Олег

    Вот читаю все отзывы и удивляюсь, большинство жалуется на то, что знак остановки их напрягает. Часто вижу такую ситуацию: подъезжает водитель туда где остановка запрещена, включает аварийки и пошел по своим делам. Специально засекал время, иногда доходило до полчаса. Ну и о какой культуре можно тогда вообще говорить. И правильно, что увозят на эвакуаторах, а потом жалуемся, что машину надо искать. Давайте соблюдать требования и тогда всем будет счастье.

    Петр

    В последнее время платные парковки возле ТЦ, массовых мероприятий и т.п. до конца не отрегламентированы и зачастую просто полупустые. Водителям приходиться делать обходные маневры в других бесплатных местах и создавать неудобства как самим себе, так и другим. Я, например не хочу платить халявщикам. И таким образом администрация города совместно с ГИБДД в целях наживы, через какое ИП создает аварийные обстановки и способствует нарушениям ПДД извлекая прибыль даже в счет штрафов и эвакуации.

    Леонид

    Остановился для фотографирования на плотине через желтую сплошную линию, тут же подъехали ГИБДД и стали выписывать штраф! Но кто определил, что я стою больше 5 минут и как доказать мою правоту, есть ли такая возможность?

    Олег

    Чтобы не выяснять отношения с ГИБДД, когда еду по трассе М2, то чаще всего использую не обочину, а съезды в лес или в поле, там уже эти правила не действуют и придраться ГИБДДешникам практически не к чему. Да и самому спокойней, мимо не летят фуры.

    Иванович

    Вот буквально вчера. Еду по улице, обыкновенная трехметровая ширина дороги. Впереди едет автомобиль. Я держу дистанцию. Вдруг он начинает тормозить и не съезжая на обочину останавливается. Я решаю с какой стороны объехать, как вдруг остановившийся автомобиль начинает движение задним ходом прямо на меня. Еле успел увернуться. Вот что значит нарушение правил остановки. Сначала хотел побить водителя, который оправдывался, что не увидел меня. Баран.

    Сергей Сергеевич

    Вот же умные люди – придумали знак для остановки/стоянки «место отдыха», вот только забыли указать радиус действия. Что только не придумают – где бы работать, лишь бы не работать. По всем загородным трассам я имею право делать остановку где мне угодно за границей дорожного полотна, на любой обочине, где нет запрещающих знаков. По сему, для чего нужен такой знак.

    Артём

    Что такое остановка и стоянка мне понятно, не пугают и знаки обозначающие места стоянок, парковок и организованных мест отдыха. А вот запрещающие знаки доставляют не мало хлопот, особо не люблю желтую разметку, лучше бы знак висел.

    Антон

    Как всегда неожиданно пришла зима. В нашем городе, да и в других, наверное, выполнение правил остановки и стоянки усложняются из-за покрытия их снегом. Организованные стоянки даже ночью коммунальщики не могут почистить, так как они заняты автомобилями. По этой причине, снег накатывается и становится всё выше и выше. При первой оттепели притоптанный снег превращается в кашу. На стоянку сложно заехать и не так просто выехать, автомобиль буксует. Как решать эту проблему не могу понять, ведь виновники такого положения даже не городские власти, а мы, водители.

    Виктор

    Да, зимой соблюдать правила парковки автомобиля иногда невозможно из-за сугробов. а на трассе и вовсе беда. Только «аварийка» выручает.