Что высмеивает автор в рассказе хирургия. Чехов, анализ произведения хирургия, план

Написанный рассказ А. П. Чеховым «Хирургия» наполнен юмором, с саркастическим содержанием. Действие происходит в кабинете одной из больниц села.

Рассмотрим внешний вид фельдшера Курятина. Он пришёл на работу в грязном халате, на рабочем месте курит, разговаривая с посетителями.

Характерные черты главных героев проявляются в общении друг с другом. Больной – дьячок пришёл с больным зубом. Объясняет, что никакие средства не устранили его болезненные ощущения в зубе.

Во рту один разрушенный зуб. Фельдшер предлагает его удалить. Дьяк соглашается и уважением относится к доктору, через каждое слово отмечает значимость доктора, называет по имени и отчеству. Фельдшер на ходу придумывает историю про помещика. Настоящий хирург отправился по приглашению на свадьбу, а Курятин его замещает. Фельдшер делает две неудачные попытки и от зуба остаются осколки.

Вначале «хирург» отзывается о выполнении выдернуть зуб, как лёгкую работу. Но, затем оказывается, что после первой попытки не удаётся это сделать. И со стороны дьячка начинают сыпаться не довольные фразы.И отношение доктора к больному тоже меняется. Но, врач меняет своё мнение о хирургии, как об ответственной и опасной работе. И второй раз у доктора не получается, на месте зуба остаются ужасные куски. И нам становится ясно, что вылеченного помещика никогда не было.

Не сделав качественно работу, «доктор» не испытывает угрызения совести. Автор даёт возможность читателю придумать конец сюжета. В итоге дьячок уходит не довольным результатом. Работа не доведена до конца, а сделано ещё хуже.

В начале произведения все вежливы и почтительны друг другу, а в конце наблюдается негативное отношение. Больной начинает понимать, что «доктор» шарлатан и чувствует, что он после двух попыток не сделает качественно работу. Уходит, после не выполненного лечения. Автор высмеивает притворство, неумение общаться с людьми, ложь, хвастливость и нежелание признать свои ошибки.

Сочинение по произведению Хирургия Чехова

Будучи по основной профессии врачом, Чехов обращается к хорошо известной ему теме - медицине. Там тоже можно найти над, чем посмеяться и поразмыслить. Главная мысль рассказа - непрофессионализм некоторых медицинских работников.

Главные герои рассказа - дьяк и фельдшер со знаковой фамилией Курятин. Она ассоциируется со словами «курить» и «курица». Начало вполне обычное для лечебных учреждений. Выходной день, врач уехал жениться, приём ведёт фельдшер. Всё бы ничего, но если посмотреть на него, то отпадёт всякое желание идти на приём. Чехов описывает его так. Мужчина возраста около сорока лет, одетый в какую-то поношенную душегрейку и потрепанные брюки. В левой руке между пальцами - вонючая, тлеющая сигара. Самовлюблённый ленивый пижон, любящий пускать пыль в глаза. Не несёт никакой ответственности за свои действия. На лице наигранная приятность.

И тут как на грех, у местного дьяка с фамилией Вонмигласов разболелся зуб. Делать нечего, пришлось ему идти в больницу. Сначала дьяк хвалит фельдшера. Курятин собирается удалять ему зуб. Он утверждает, что сделать это очень просто «пустяки, раз плюнуть». И что он удалял зуб помещику. Но это оказалось не так-то просто. Необходимых навыков у фельдшера нет, он всегда надеется на русское «авось». Инструменты выбирает по методу «тыка». В результате со второй попытки во рту дьяка вместо зуба торчат два осколка. Намучившись, он начинает ругаться. Теперь уже фельдшер оправдывается, что зуб удалить - это нелегко. В результате они перегрызлись, как кошка с собакой. Дьяк ничем не лучше фельдшера. Он полон лицемерия, грубый и глупый болтун. В отсутствие иконы крестится на бутыль с карболовым раствором. Ему всё - равно на что креститься, главное - соблюсти обычай.

Финал рассказа остаётся открытым. Каждый читатель может сам дописать его по своему усмотрению. После такого «лечения» дьяк вряд ли ещё раз обратится в больницу, он будет искать какого-нибудь деревенского коновала, чтобы он ему удалил осколки зуба. И убеждать всех встречных, что в больницу ходить нет смысла, помощь там всё-равно не окажут.

Но не стоит делать поспешных выводов. Уехавший на свадьбу доктор не виноват, он имеет право на личную жизнь. Он же не может работать сутками без отдыха и выходных. Это виновато земское начальство, которое не позаботилось о втором враче. А вот фельдшер виноват в том, что берётся не за своё дело.

В наше время многие люди не верят государственной медицине, обращаются к доморощенным лекарям и шарлатанам. Как не вспомнить массовый психоз 90-х годов, когда вся страна прикладывала к телеэкрану больные места и заряжала воду в тазиках на телевизионных сеансах лже - доктора Чумака. А Геннадий Малахов со своими рецептами от всех болезней? Многие следовали этим советам. Как же любят наши люди лечиться заочно!

Как ни прискорбно, рассказ актуален и в наши дни. В некоторых больницам огромной России до сих пор мало что изменилось. Теперь стало модно просто покупать дипломы врачей и можно идти практиковать. Некоторые медработники и клизму поставить не могут, не говоря уже про удаление зубов.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Бунина Муза

    Рассказ ведётся от первого лица немолодого помещика, который хотел учиться живописи. Он так был увлечен этой идеей, что провел весь зимний период, в Москве, забросивши свое имение. Помещик брал уроки живописи у весьма посредственного

  • Образ и характеристика Кнурова в Бесприданнице Островского сочинение

    Одним из претендентов на симпатию Ларисы Огудаловой является Мокий Парменыч Кнуров. Он уже немолодой мужчина и очень состоятельный человек. Это придает ему уверенность, неспешность и уважение в обществе.

  • Мой любимый предмет Биология сочинение-рассуждение 5 класс

    Больше всего мне нравится биология. В первую очередь из-за нашего учителя. Сначала он вёл окружающий мир, тогда мне нравился тот предмет, но после учителя заменили, так урок мне сразу разонравился. И я очень рада, что теперь он ведёт биологию.

  • Анализ легенды о Данко из рассказа Старуха Изергиль Горького

    В рассказе Максима Горького Старуха Изергиль ярким примером любви к людям и самопожертвования является легенда о Данко. Само произведение наполнено глубоким смыслом, как и большинство произведений этого автора

  • Образ и характеристика Насти в пьесе На дне Горького сочинение

    Это серьезное произведение Максима Горького пьеса На дне совмещает в себе обыкновенную жизнь людей и злободневных проблем того времени.

В своем коротком юмористическом рассказе «Хирургия» отточил текст настолько, что каждое слово в нем имело вес единственно возможного. В своих записях писатель отмечал, что «искусство писать – это искусство сокращать».

Рассказ написан в стиле реализма о маленьком эпизоде из жизни. Название рассказа очень простое и не совсем соответствует содержанию рассказа. Намеком на несоответствие служит также описание внешности «хирурга» Курятина в первых строках рассказа. Образ фельдшера кратко, но ёмко вырисован в описании одежды и действий. Он ведет прием больных, а в руке зловонная сигара, в одежде – небрежность. Точная художественная деталь заменяет подробное описание.

Говорящая фамилия Курятин придает его образу характеристику человека курящего и ассоциацию со словом «курица». «Как курица лапой», «куриные мозги» – такой человек не умеет что-либо делать хорошо и глуп. Дальнейшее повествование подтверждает это. Таким образом, название придает рассказу не только комичный, но и сатирический характер.

Писатель первоначально определил его сюжет как «сценку». Рассказ строится на диалогах. Речь персонажей – главная характеристика их образов. В рассказе их два: фельдшер Курятин и дьячок Вонмигласов. Фамилия дьячка – говорящая, означающая: «Внимайте! ». Он пришел в больницу с бедой, чтобы ему оказали внимание.

События следуют в хронологическом порядке . В завязке рассказа в земскую больницу приходит Вонмигласов с жалобой на зубную боль. В части развития действия фельдшер, осмотрев пациента, решает зуб удалить. Герои вежливы друг с другом. Дьячок с благоговением выслушивает рассуждения Курятина о хирургии, авансом хваля его за результат. С маской смиренности невпопад цитирует Священное писание. Курятин говорит о хирургии как о пустяке, наугад выбирая инструмент для работы.

С первой попытки удалить зуб не удается (кульминация ). В диалоге происходят изменения. От елейности дьячка не остается и следа. Он бранится. А Курятин теперь говорит о хирургии как о нелегком деле.

Вторая кульминация : еще одна попытка вырвать зуб заканчивается тем, что во рту дьячка остаются торчать осколки. Он обзывается, сокрушается, его напускное смирение исчезает. Речь фельдшера состоит из незаконченных фраз, повторов, что показывает его как не знающего своего дела человека. Упоминание трижды о своем якобы успехе в удалении зуба помещика Египетского и противоречие этого хвастовства реальности подводят к вопросу – а был ли помещик?

Развязка : фельдшер, причинив пациенту страдания, и не пытается исправить положение. После перепалки с взаимными оскорблениями рассерженный дьячок «уходит восвояси». Финал остается открытым. Эта особенность произведений Чехова оставляет читателю шанс что-то важное додумать.

В рассказе нет оценок автора. Он пишет от лица стороннего наблюдателя. Но за время чтения создается полная картина о характерах. Смирение Вонмигласова сменяется грубой бранью. «Хамелеонство» звучит и в словах Курятина. О помещике он говорит с чинопочитанием, а к дьячку относится с пренебрежением. Непрофессионализм фельдшера «оценивают» слова дьячка и его уход.

Образы в диалогах вырисованы так, что к концу истории персонажи воспринимаются как реальные люди. Действия описывается короткими и редкими вставками-ремарками, внутри диалогов. Этим приемом создается зрительная картина повествования.

В рассказе «Хирургия» высмеиваются глупость, невежество, хамство, чинопочитание и хвастовство.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение

Чехов не любил юбилеи - это хорошо известно. Трудно представить Антона Павловича, принимающего сафьяновые папки-адреса с выбитыми золотом поздравлениями от официальных лиц. Как отметить 150-летие писателя и при этом не выпасть из его ироничного стиля? Предлагаем провести анализ одного произведения писателя с точки зрения врача-стоматолога.

Антон Павлович Чехов, великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии, родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в семье купца. Обучение проходило в греческой школе-гимназии, куда маленький Чехов поступил в подготовительный класс в 1868 году. Затем Антон Павлович начал обучение в университете Москвы на медицинском факультете, который окончил в 1884 году. После этого занимается врачебной практикой. За все годы учебы Чехову приходилось всячески подрабатывать: он был репетитором, сотрудничал с журналами, писал краткие юморески.

Чехов-врач и Чехов-писатель неразрывно связаны друг с другом и тема медицины сопровождает практически все его творчество. Он часто и очень достоверно описывает болезни, душевное и физическое состояние, смерть своих героев, но это совсем не похоже на сухие «заметки врача». Ему удавалось изображать в своих произведениях образы больных людей, не прибегая к сложным медицинским терминам, а используя слова и выражения, понятные для простого читателя. К тому же, главными героями у Чехова, зачастую, становятся именно врачи. Именно благодаря его «медицинскому» видению мира, нам знакомы неповторимые образы чеховских врачей. И, возможно, кто-то, читая Чехова, тоже захочет связать свою жизнь с прекрасной профессией врача. Перечитывая известные и любимые чеховские произведения, часто замечаешь, как гармонично переплетается художественное творчество с медициной. Медицинские знания расширили границы творчества Чехова. Наблюдая за жизнью совершенно разных слоев общества в качестве практикующего врача, он получил большое количество материала для своих работ.

Одна из жемчужин раннего творчества Великого русского писателя Антона Павловича Чехова ̶ рассказ «Хирургия», написанного в стиле реализма о маленьком эпизоде из жизни. Автор представляет лекаря, который несерьѐзно относится к своему делу. Название рассказа очень простое и не совсем соответствует содержанию рассказа. В этом произведении мы знакомимся с двумя героями - фельдшером Курятиным и дьячком Вон- мигласовым. Чехов изображает обычную ситуацию: дьячок обратился к фельдшеру с просьбой вылечить больной зуб. Но в этой жизненной истории писатель показывает нам, к чему приводит безответственность лекаря .

Герои рассказа - дьячок Вонмигласов и фельдшер земской больницы Курятин, который в отсутствие доктора, уехавшего жениться, принимает больных. Красноречиво говорит о Курятине его портрет: «...толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцем левой руки - сигара, распространяющая зловоние». Несмотря на незнание дела, этот светило медицины берется за удаление зуба, которое кажется ему пустяком. Между тем у уверенного поначалу в себе Курятина ничего не получается, и он меняет свое мнение о хирургии: «Дело-то ведь нелегкое...», «Это не то, что на колокольню полез да в колокола отбарабанил!». Курятин не понимает, что, возьмись он и за это также неумеючи, снова ничего не выйдет

Дьячок Вонмигласовне найдя у Курятина иконы, крестится на бутыль с карболовым раствором. По сути, ему все равно, на что молиться. Вера его условна, и соблюдение обрядов тоже. За отсутствием истинной веры скрываются и нравственные пороки. Дьячок жаден. Разругавшись с фельдшером и несмотря на жуткую боль, он не забывает захватить со стола принесенную им в знак благодарности просфору.

В завязке рассказа в земскую больницуна прием приходит дьячок Вонмигласов и жалуется на больной зуб:" «Питие мое с плачем растворях». Сел намеднисо старухой чай пить и – ни боже мой, ни капельки, ни синь- порох, хоть ложись да помирай… Хлебнешь чуточку – и силы моей нету! А кроме того, что в самом зубе, но и всю эту сторону… Так и ломит, так и ломит! В ухо отдает, извините, словно в нем гвоздик или другой какой предмет: так и стреляет, так и стреляет!". Курятин диагностирует у пациента кариозную полость:" Курятин хмурится, глядит в рот и среди пожелтевших от времени и табаку зубов усматривает один зуб, украшенный зияющим дуплом."

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что у Вонмигласова глубокий кариес, осложненный пульпитом. Ухудшает ситуацию то, что Вонмигласов не сразу обратился к врачу, а занялся самолечением. Если в начале болезни не обратиться к врачу, процесс разрушения зуба будет прогрессировать, микробы проникнут через дентин в пульпу зуба и вызовут еѐ воспаление – пульпит. Пульпит – это воспаление пульпы, возникшее в результате проникновения микробов в полость зуба из кариозного дефекта. Его течение может быть острым, весьма болезненным, заставляющим больного немедленно обратиться к врачу. Возникшие боли часто пульсирующие, отдающие на всю половину челюсти, нередко в область уха и других участков головы, именно на эти симптомы жалуется Вонмигласов.

В те времена единственным методом лечения глубокого кариеса было удаление зуба. Фельдшер берется за зуб, неумело порезав десну, с первого раза не удалось его удалить. Еще одна попытка удалить зуб приводит к перелому коронки. Это может быть связано со значительным поражением зуба кариозным процессом, а иногда зависит и от анатомических особенностей строения корня, окружающей костной ткани. Часто это осложнение возникает вследствие нарушения техники операции: неправильное наложение щипцов (несоблюдение правила совпадения оси щѐчек с осью зуба), недостаточно глубокое их продвижение, резкие движения во время вывихивания зуба, грубое и неправильное применение элеваторов. Оставление отломанной части корня в лунке может привести к развитию воспалительного процесса в окружающих тканях. Фельдшер, причинив пациенту страдания, и не пытается исправить положение. После перепалки со взаимными оскорблениями рассерженный дьячок «уходит восвояси».

Взаимоотношение героев. В первой части рассказа, когда еще не возникает конфликта между фельдшером и пациентом и кажется, что существуют согласие и доброжелательность в их отношениях Итак, начато болезненное и неумелое удаление зуба. Настроение каждого персонажа меняется. Речь Вонмигласова перестает быть добродушной. Церковная лексика все чаще сочетается с просторечной и даже откровенно бранной. В отношении фельдшера и его просвещенности звучит откровенная ирония. Он уже видит перед собой не благодетеля, которого «Господь просветил», а злодея-грешника, достойного адских мук («Чтоб тебя так на том свете потянуло!»).

Курятин же меняет равнодушно-снисходительный тон на нервозный. Хирургия теперь уже не пустяки -«хирургия, брат, не шутка» («Легко ли зубы рвать?»). Брань становится взаимной, отношения неприязненными. Курятин не упускает случая противопоставить себя и свое занятие служению дьячка («Это не то, что на колокольню полез да в колокола оттарабанил», «Это тебе не на клиросе читать»), желая унизить собеседника. Что примечательно в поведении такого типа людей, как Курятин, - это желание свалить всю вину на ни в чем не повинного человека («руками хватает», «под руку разные глупые слова говорит»). Это непременные качества самоуверенного невежды.

В диалог включена своеобразная реплика в сторону, обращенная фельдшером к самому себе, имеющая значение для создания комического эффекта: «Надо было б мне козьей ножкой… - бормочет фельдшер. - Экая оказия». Мы наблюдаем игру слов «козья ножка» и «оказия». Слово оказия в разговорном стиле означает «редкий, небывалый случай». Здесь - и признание своей ошибки, и одновременно самооправдание непрофессионала. Банальный недуг Вонмигласова оказывается редким случаем в понимании Курятина. Или это фиаско (неправильно выбрал инструмент) - редкий случай в практике фельдшера? Сомнительно. Тем более что, защищая себя, он ссылается лишь только на опыт своего общения с Александром Ивановичем Египетским.

В финале рассказа благообразный дьячок становится агрессивным и переходит на оскорбления, на что охотно отвечает Курятин. Интересно обратить внимание на характер этих оскорблений. При обилии просторечий и даже нарушении религиозной этики (слово «черт» не разрешено произносить истинно верующему человеку) Вонмигласов все же остается в рамках церковных представлений о святости, Божьей милости и происках дьявола и выражает эти представления в диалоге. Именно поэтому он обобщенно говорит «насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель», объективно имея в виду не одного Курятина, а подобных ему людей. И это уже вместо «отцов родных, благодетелей», которых «Господь просветил». Не только за неумение, но и за черствость, равнодушие, принесшие ему невыносимые страдания, отказывает Вонмигласов своему мучителю в звании человека и называет его паршивым чертом. Обращая внимание на то, что Вонмигласов не забывает унести просфору, несмотря на испытанный в кабинете врача сильный стресс, можно объяснить это его прагматизмом, жадностью, мелочностью.

Чтение художественной литературы помогает студентам-медикам внимательнее наблюдать за пациентами, анализировать клинические ситуации .

Список литературы

1. Петрова М.Н. Написание эссе – эффективный метод творческого развития личности будущего врача/Международный научно-образовательный Форум "Education, forward!" "Образование в течение всей жизни: непрерывное образование в условиях глобализации" (Якутск, 21-26 июня 2015 г.). Материалы форума - М.: Мир науки, 2015. - 714 с;

2. Произведения Антона Чехова на Викитеке.

содержимое:

А. П. Чехов — автор прекрасных юмористических рассказов, великий художник слова. Дебют писателя состоялся в юмористическом журнале «Стрекоза». Опубликованная под псевдонимом «Юный старец» юмореска возвестила миру литературы о появлении нового, яркого и искрометного таланта. Ранние рас­сказы Чехова юмористичны, чеховский смех весел и заразителен, это смех до слез.

Рассказы Чехова коротки, но за их небольшим объ­емом и внешней простотой кроется очень глубокий смысл. Они — живое подтверждение чеховского афо­ризма: «Краткость — сестра таланта».

Одна из жемчужин раннего творчества Чехова — рассказ «Хирургия». Врач по профессии, Чехов в этом произведении касается хорошо знакомой ему об­ласти — области медицины. Рисуя небольшой эпизод, он демонстрирует всю силу своего поразительного та­ланта.

Герои рассказа — дьячок Вонмигласов и фельдшер земской больницы Курятин, который в отсутствие доктора, уехавшего жениться, принимает больных. Красноречиво говорит о Курятине его портрет: «. тол­стый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между ука­зательным и средним пальцем левой руки — сигара, распространяющая зловоние». Несмотря на незнание дела, этот светило медицины берется за удаление зуба, которое кажется ему пустяком. Между тем у уверенного поначалу в себе Курятина ничего не полу­чается, и он меняет свое мнение о хирургии: «Дело-то ведь нелегкое. «, «Это не то, что на колокольню полез да в колокола отбарабанил!». Курятин не понимает, что, возьмись он и за это также неумеючи, снова ниче­го не выйдет.

С течением дела меняются и взаимоотношения ме­жду героями. Смиренный дьячок вдруг превращается в агрессивное и злобное существо, способное... произно­сить не самые лестные слова. А Курятин, уважитель­но принявший пациента, разговаривает с ним в итоге весьма бесцеремонно. «На то вы, благодетели, и по­ставлены, дай Бог вам здоровья. «, — бормочет дья­чок, в надежде на лучшее. А несколькими минутами позже он уже проклинает неумелого фельдшера: «На­сажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!».

В небольшой сценке Чехов сумел великолепно рас­крыть характеры героев. Вонмигласов, не найдя у Ку­рятина иконы, крестится на бутыль с карболовым раствором. По сути, ему все равно, на что молиться. Вера его условна, и соблюдение обрядов тоже. За от­сутствием истинной веры скрываются и нравствен­ные пороки. Дьячок жаден. Разругавшись с фельдше­ром и несмотря на жуткую боль, он не забывает захва­тить со стола принесенную им в знак благодарности просфору.

Писатель смеется и над народными суевериями: Ефим Михеич в надежде на исцеление носит на руке ниточку, привезенную с Афонской горы. Весьма со­мнительны и применяемые им до обращения к фельд­шеру методы лечения: водка с хреном, теплое молоко.

Рассказы Чехова и сегодня читаются с интересом. Они написаны более столетия назад, но не устарева­ют, не теряют своей свежести и новизны. В каждом человеке Чехов стремится воспитать стремление к самосовершенствованию, к избавлению от недостат­ков, к повышению культуры. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мыс­ли», — утверждал писатель и эту точку зрения ярост­но отстаивал.

Уже более 100 лет почитатели русской литературы имеют возможность наслаждаться чтением юмористических и сатирических рассказов А. П. Чехова. «Хирургия», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника» и многие другие произведения показывают отношение писателя к нравственному уродству, потере в человеке человеческого. А. П. Чехов в своих рассказах часто высмеивает глупость, невежество и другие людей. При этом писатель умело направляет жало сатиры не только на главного героя своего произведения, но и на тех людей, которые вступают с ним в конфликт, будучи не в состоянии мудро выйти из неприятной ситуации.

Короткие и содержательные рассказы - основная стезя А. П. Чехова

Рассказ Чехова «Хирургия» еще раз подчеркивает мнение многочисленных литературных критиков относительно того, что писатель является мастером написания новелл-миниатюр. В пользу этого мнения говорит и ряд фраз, использованных в свое время писателем: «Искусство писать - это искусство сокращать», «Краткость - сестра таланта», «Язык должен быть прост и изящен» и пр. Чехов, как никто другой, умел коротко говорить о глобальных вещах. Он с помощью нескольких штрихов мог дать исчерпывающую характеристику любому человеку.

А. П. Чехов никогда не знакомил читателей с предыдущей биографией героев своих рассказов, их родителями или предками до того, как они начинали совершать какие-либо действия, описанные в новелле. Автор всегда начинал рассказы с самого поведения человека, его слов, мыслей и чувств, связанных с тем или иным совершаемым им действием. Описание внешнего вида главных героев или обстановки - это самое большее, что можно найти в рассказах Чехова. «Хирургия» не является исключением из этого правила. Однако эти описания не выходят за рамки того, что может увидеть любой человек, то есть собственное мнение автора в них не фигурирует, благодаря чему читателю предоставляется возможность сформировать собственное мнение о том или ином месте, герое или ситуации.

Свой рассказ «Хирургия» Чехов начинает с упоминания о том, что врач уехал жениться, а его обязанности по приему больных взял на себя фельдшер Курятин.

Первым пациентом фельдшера становится дьячок Вонмигласов, который страдает от сильной зубной боли и искренне уповает на знания и умения первого. Курятин, в свою очередь, заверяет пациента в том, что хирургия - дело пустяковое, нужны только знания и правильный подход.

Однако, после того как он увидел зуб больного и принял решение об его удалении, уверенности существенно поубавилось. Этот факт подчеркивается описанием колебаний фельдшера относительно того, какой инструмент использовать. Он не знает, выбрать ли ему щипцы, ключ или козью ножку. Сначала герой долго смотрит на инструменты, затем, взяв козью ножку, подходит к больному, но через несколько секунд возвращается и меняет ее на щипцы. Именно на это обращает внимание А. П. Чехов. Хирургия в результате оказывается не таким простым делом, как показалось фельдшеру на первый взгляд. Взяв щипцы, он долго возился с зубом дьячка, однако так и не смог его вырвать. Рассказ заканчивается тем, что дьячок, натерпевшийся боли и злой, уходит от фельдшера, попрекая его.

Образ фельдшера в рассказе

Курятин является одним из главных героев рассказа «Хирургия». Чехов содержание рассказа наполнил описанием не только поведения героя, но и его внешнего вида. Стоит отметить, что выглядит фельдшер далеко не безупречно. Негативный образ дополняет дурно пахнущая сигарета, которую Курятин держит в руке.

Что же касается внутреннего мира фельдшера, то здесь на первый план выходит его самохвальство и пустословие. Таким способом он прикрывает свое неумение и незнание. Он хвастает перед дьячком знакомством с помещиком Александром Иванычем Египетским, который был у него на приеме и не жаловался (в отличие от теперешнего пациента). В результате дьячок уходит с сильной болью, а фельдшер так и не понимает своей ошибки, а вместо того, чтобы извиниться, он еще и называет его невежей.

Образ дьячка в «Хирургии»

Не менее важное место занимает дьячок Вонмигласов - второй герой, о котором повествует рассказ «Хирургия». Чехов подчеркивает малограмотность и глупость Вонмигласова. Ведь дьячок вместо того, чтобы сразу обратиться к доктору, слушал разнообразные советы таких же невежд, как и сам.

В рассказе подчеркивается подхалимство дьячка, которым в те времена отличались низшие слои населения. Вначале он крестился, просфору принес, нахваливал фельдшера - словом, вел себя очень «набожно». Однако не прошло и получаса, как его поведение изменилось на противоположное, он начал желать Курятину всего наихудшего и даже просфору с собой забрал.

Прототипы героев «Хирургии»

Произведение Чехова «Хирургия» имеет реальных прототипов. Брат А. П. Чехова неоднократно рассказывал о том, как писатель во время своей врачебной практики в Воскресенской больнице наблюдал один случай, который и лег в основу рассказа.

Участниками реальной ситуации были студент-медик, заменяющий врача, и пациент, обратившийся в больницу с зубной болью. В ходе приема неопытный студент долго пытался однако смог лишь сломать коронку. В результате разгневанный пациент выругался и ушел.

Анализ «Хирургии»

Рассказ построен на общении всего лишь двух людей, встретившихся по воле судьбы в сельской больнице, - фельдшера Курятина и дьячка Вонмигласова. Однако их оказалось вполне достаточно, чтобы подчеркнуть такие негативные человеческие черты, как невежество и самодовольство, что и сделал А. П. Чехов. «Хирургия» является произведением, в котором самой яркой характеристикой героев является их речь. Вонмигласов, стараясь показать свою «набожность», множество обычных слов переделывает на церковный лад. Фельдшер Курятин в свою очередь подчеркивает собственную значимость, употребляя огромное количество медицинских терминов, естественно, не понятных для простого дьячка.

Однако, как только дело доходит до удаления зуба, становится понятным, что Курятин совсем не такой опытный врач, каким представил себя вначале. Более того, создается впечатление, что попал работать в больницу он совершенно случайно и доверять ему нельзя. Заканчивается рассказ Чехова «Хирургия», как и можно было ожидать, нанесением вреда другому человеку, который, кстати, в результате также оказывается не настолько набожным. Невежество обоих героев подчеркивается их речью в конце рассказа, которая от взаимноуважительного тона перешла к обвинениям и ругательствам.