Благовещение Пресвятой Богородицы. Иконография Праздника. Россия. Благовещение Пресвятой Богородицы: иконы, фрески, мозаики

Светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы отмечается церковью, предположительно, с IV века. Возможно, первоначально он возник в Малой Азии или Константинополе, а затем распространился по всему христианскому миру. Установлению праздника способствовало открытие святой равноапостольной Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Спасителя и строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Архангела Гавриила Деве. Определение времени празднования зависело от дня Рождества Спасителя — между 25 марта и 25 декабря проходит ровно девять месяцев, положенный срок для вынашивания в утробе младенца.

Источниками, в которых рассказывается о Благовещении, являются Евангелие и апокрифические сочинения, возникшие уже в раннехристианскую эпоху. В Евангелии от Луки (Лк. 1. 26-38) повествуется о том, что Архангел был послан Богом к Марии с радостной вестью о рождении от Нее Спасителя мира. Желая исполнить волю Господа, Пресвятая ответила смиренными словами: «Да будет мне по глаголу твоему». В церковной традиции это послушание Богоматери противопоставляется непослушанию Евы. Богоматерь как «новая Ева» служит искуплению первородного греха «первой Евы», начиная служить возвращению утраченного единения людей с Богом и спасению человечества. Именно поэтому день Благовещения является одним из главных православных праздников. «Днесь спасения нашего главизна» — поется в тропаре на Благовещение.

В апокрифах — так называемом «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии псевдо-Матфея» («Книге о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя») повествуется о двух явлениях Ангела. Сначала Гавриил явился Деве у колодца и лишь затем в доме Иосифа, где Она по выпавшему жребию пряла пурпурную завесу для иерусалимского храма. Эти апокрифические предания значительно повлияли на иконографию праздника.

Изображения Благовещения Пресвятой Богородицы встречаются не только в иконописи и монументальной живописи, но и в миниатюрах рукописей, скульптуре, шитье.

Древнейшими образами Благовещения являются фрески в древнеримских катакомбах, изображения на раннехристианских саркофагах и мозаика в церкви Марии Маджоре в Риме.

На равеннском саркофаге V — VI веков Мария сидит в кресле и держит веретено в руках, справа ей предстоит крылатый Ангел с посохом. Этот иконографический тип разрабатывается художниками в течение столетий и хорошо известен по более поздним изображениям. В мозаике триумфальной арки церкви Марии Маджоре, созданной в 432-440 годах, Богоматерь также представлена сидящей с рукоделием на коленях. Однако это изображение, отличающееся особой торжественностью, имеет ряд уникальных деталей. Так, один Ангел слетает к восседающей на троне Богоматери сверху, еще четверо Ангелов окружают ее престол, один беседует с праведным Иосифом.

В сокровищнице собора в Лионе хранится древний шелковый покров, датируемый VII-VIII веками, с изображением Благовещения и Рождества Христова. Заключенная в орнаментальный круг сцена Благовещения отличается лаконизмом и выразительностью. Богоматерь представлена сидящей за прядением, Ангел с посохом в левой руке порывистым жестом благословляет ее, сообщая посланную Господом весть.

Параллельно с рассмотренным иконографическим типом Благовещения с рукоделием, с раннехристианских времен получили распространение образы «Благовещения у источника (кладезя)», основанные на указанных апокрифических преданиях. Н.В. Покровский в своем фундаментальном труде «Евангелие в памятниках иконографии» называет такие изображения «Предблаговещением», поскольку в них изображается не собственно Благовещение, а момент, ему предшествовавший. Один из древнейших сохранившихся до наших дней примеров работы подобного типа представлен на окладе Евангелия из слоновой кости из Милана (вторая половина V века). Богоматерь в античной тунике представлена стоящей на коленях перед текущим из скалы ручьем с кувшином в руках, а позади нее изображен благословляющий Ангел. В более поздних памятниках — мозаике собора Сан Марко в Венеции, фреске из Софийского собора Киева (обе — XI века), мозаике константинопольского монастыря Хора (Кахрие-Джами, 1314 г.), фреске из Рождественского собора Ферапонтова монастыря кисти Дионисия (1502 г.) Пресвятая Дева в традиционном одеянии изображается стоящей у колодца с сосудом или кувшином в руках, а благовеститель слетает к ней сверху. Указанные сцены в общей системе росписей храмов дополнялись и традиционным изображением Благовещения с рукоделием. Оба иконографических типа обычно представлены в составе клейм икон Акафиста Богоматери. Схема, где Богоматерь изображается с пряжей в руках, принимающей весть от стоящего перед ней Архангела, не претерпевает существенных изменений в последующие века византийского и древнерусского искусства. Изображения отличаются друг от друга трактовкой архитектуры, деталями, обстановкой, символами, позами и жестами Богоматери и Архангела. Различные жесты Марии передают различные оттенки ее душевного состояния: ее руки могут быть смиренно сложены в молитве, могут выражать сомнение, когда кисть одной руки прижата к груди, а другая открыта в сторону Гавриила. В мозаике из Ватопедского монастыря XIV в. (Афон) сидящая на престоле Богоматерь в левой руке держит не одно, как в других памятниках, а два веретена, а правая рука, задрапированная в одеяние, в выразительном жесте смиренного приятия Божией воли находится в центре груди, открытой ладонью в сторону зрителя.

Особое значение события Благовещения отразилось в системе росписи церквей. После завершения периода иконоборчества, когда сложилась классическая система декорации крестово-купольных храмов, композиции Благовещения помещаются на западных гранях восточных подкупольных столбов, на границе алтаря и основной части храма, причем изображение Архангела располагается на левой опоре, а Богоматери — на правой. Обе фигуры оказываются таким образом разделены широким арочным проемом, ведущим в алтарное пространство. Так, в росписи Палатинской капеллы в Палермо (Сицилия, около 1146-1151) Богоматерь представлена в правой части, стоящей с мотком пряжи в опущенной руке, за ее спиной престол. Сверху, с небес, видна благословляющая десница, от которой нисходит широкий белый луч с изображением Святого Духа в виде голубя. В Софийском соборе Киева на восточных столбах помещен чрезвычайно выразительный образ Благовещения. Ангел в торжественном шествии благословляет Богоматерь, изображенную на правом столбе. Пресвятая одета в синий мафорий с золотой каймой, в левой поднятой руке она держит моток пурпурной пряжи, нитка которой опускается через левую руку вниз, к веретену. Художник акцентировал внимание именно на моменте прядения, ибо это в церковном толковании сопоставляется с зарождением во чреве Девы плоти Сына Божиего.

В росписях собора Антониева монастыря в Новгороде Богоматерь в сцене Благовещения, расположенной на восточных столбах, также изображена за прядением. Она представлена сидящей вполоборота к Ангелу на фоне архитектуры, состоящей из нескольких зданий с высокой стеной и переброшенным через здание красной тканью — велумом. Такие детали композиции могут быть соотнесены с эпитетами, широко использующимися в богородичной гимнографии, прежде всего в Акафисте Богоматери, где она называется «Граде всех царя», «покрове, державо, стено и утешение» и «Царствия нерушимая стено».

Архитектурная обстановка в сценах Благовещения появляется уже в раннехристианское время. Так, на плакетке с кафедры архиепископа Максимиана (V век, Архиепископский музей в Равенне) действие происходит в палатах, изображенных в виде фронтона с двумя колоннами. Изображаемая архитектура должна была обозначать место действия, дом праведного Иосифа, однако со временем она получила свое символическое истолкование. Архитектурный фон стал соотноситься с образами ветхозаветного Иерусалимского храма и Церкви Нового Завета, торжество которой предвосхищается в момент Боговоплощения. Сама Богоматерь прославляется как «одушевленный храм», где обитает Господь. Другими символическими деталями образов Благовещения являются богато украшенный престол, на котором восседает Мария — он соотносится с троном царя Соломона, и некоторые другие редкие подробности. Так, на иконе XII века из монастыря святой Екатерины на Синае на первом плане изображена река с множеством рыб и птиц по берегам, являющаяся символом рая. За троном Богоматери изображен огороженный сад с деревьями и цветами, являющийся образом библейского «вертограда заключенного» (3 Цар. 10, 18), понимаемого как указание на райскую символику. Рассматриваемая икона отличается и изысканным художественным языком. Архангел Гавриил кажется парящим в золотом пространстве, так как вся его фигура и складки одежды пронизаны динамическим движением.

В конце XIII — начале XIV веков в иконографии Благовещения появляются новые персонажи — изображения часто дополняются фигурами служанок, присутствующих при явлении Ангела Марии. Письменный источник, в котором сообщалось бы о служанках, слышавших беседу Архангела и Богоматери, неизвестен. Лишь в Протоевангелии сообщается о восьми девах, избранных для изготовления храмовой завесы. Вероятно, художники изображали девушек как свидетелей чуда непорочного зачатия. Эта истина не требовала доказательств для православных христиан, но споры об этом догмате возникали время от времени. Изображения служанок встречаются как в сценах Благовещения у колодца, так и в иконах Благовещения за рукоделием в доме Иосифа. Так, в росписи церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.) двое девушек поддерживают Богоматерь, к которой у колодца с небес слетает Ангел, под руки. Еще одна девушка изображена справа, она испугано смотрит на явившего Ангела. В византийской иконе Благовещение XIV века, хранящейся в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва) служанка в тунике, завязанной через плечо, выглядывает из-за колонны. В русских иконах XV-XVI веков служанки чаще всего будут изображаться сидящими у ног прядущей Богоматери. На Руси образы Благовещения были очень почитаемы. В Государственной Третьяковской галерее хранится монументальная по своим размерам икона XII века, известная как «Устюжское Благовещение». Название иконы связано с легендой о ее происхождении из Великого Устюга, где перед образом молился св. Прокопий Устюжский. Однако установлено, что икона была привезена в Москву Иоанном Грозным из новгородского Юрьева монастыря. Иконографической особенностью иконы является образ воплощенного Богомладенца Христа, изображенного на груди Богоматери. Становление Божиего Слова плотью соотносится здесь с созданием Богоматерью храмовой завесы, как об этом говорится в восьмой песне Великого канона преп. Андрея Критского: «Яко от оброщения червленицы Пречистая, умная багряница Еммануилева, внутрь во чреве Твоем плоть исткася; темже Богородицу воистину Тя почитаем». Как из цветного пурпура во чреве твоем, Пречистая, соткалась мысленная порфира — плоть Эммануила». Вверху иконы в небесной полусфере представлен образ Христа в образе Ветхого Деньми, восседающего на престоле в окружении Небесных сил.

Следует особо отметить, что Благовещение традиционно присутствует в верхней части Царских врат иконостаса. Врата являются одним из символов Богоматери, образом, встречающимся в ветхозаветном пророчестве Иезекииля об обращенных на восток «заключенных» дверях, которыми входит Господь. Благовещение изображалось на древних Царских вратах в различных иконографических вариантах.

В поздней русской иконописи в иконографии Благовещения появляются некоторые новшества. Так, на иконе середины XVI века из Сольвычегодского Благовещенского собора, между Марией и Архангелом изображена пещера, но надпись, идущая по ее черному фону, гласит, что это место будущего Рождества Спасителя: «Вертеп, в нем же Христос хотя родитися».

В XVII-XVIII веках под влиянием западноевропейских образцов художники часто изображают Богоматерь встречающей Ангела за чтением книги, сама же обстановка и архитектурный фон сцены становятся более пышными и сопровождаются обилием декоративных деталей.

Икона «Устюжское Благовещение» - одна из самых древних из сохранившихся русских икон. Она интересна не только своим возрастом, но и тем, как показан на ней сам праздник.

Благовещение - событие чрезвычайной важности для человечества: лишившегося по вине Евы рая, благодаря Марии оно смогло вернуться обратно:

«Призвав для благовестия великой тайны Воплощения Сына Божьего Гавриила, одного из первых Ангелов, Бог изрек ему: «Иди, Гавриил, и будь слугою страшного и сокровенного таинства, послужи чуду. Движимый любовью, Я спешу взыскать заблудшего Адама. Грех обезобразил созданного по образу Моему человека, повредил творение рук Моих, помрачил красоту, Мною созданную. Жилище Рая пусто, Дерево Жизни охраняется пламенным мечем, место сладости и блаженства закрыто. Хочу помиловать бедствующего и связать врага. Иди к Деве Марии… иди к святилищу, для Меня предуготованному». Григорий Богослов.

Евангелия дают скудные сведения о Матери Христа; большинство фактов о Ее жизни происходят из апокрифов. Прошло 5 веков, прежде чем Марию стали почитать именно Богородицею. В 431 г. III Вселенский собор в Эфесе утвердил догмат о Боговоплощении: земная дева родила Бога и человека. Это нашло отражение и в гимнологии, и в искусстве. Уже в то время христианские мыслители пришли к пониманию того, что изображение не копирует изображенного буквально, а всего лишь частично отображает: «Иконы суть видимое невидимого и не имеющего фигуры, но телесно изображенного из-за слабости понимания нашего» (Иоанн Дамаскин). Отцы VII Вселенского собора (8 в.) сошлись на мнении, что икона напоминает молящимся о первообразе и помогает сосредоточиться.

Благовещение стало одним из основных сюжетов для художественного исполнения, потому что именно здесь учение о Боговоплощении можно показать особенно наглядно. Этот сюжет часто располагают на столбах храма или на Царских вратах как символ того, что врата Рая снова открыты для людей. Иконы писались в основном маленькие, предназначенные для праздничного ряда иконостаса. Устюжское Благовещение отличает большой размер - 229х144 см (изначально).

Икона интересна тем, что в ней отсутствует всякая историзация события. Здесь нет ни чертогов, ни земли, ни растений. Только угадывается престол позади Богородицы, и пряжа в Ее руках.

Написана икона была в первой трети XII в. и находилась в Георгиевском соборе Юрьева монастыря в Великом Новгороде. В XVI в. ее перевезли в Москву, где сначала поместили в Благовещенский собор Кремля, затем в Успенский.

Название вводит многих в заблуждение: она празднуется одновременно с памятью св. Прокопия Устюжского, почитавшего икону Богородицы. Этот прусский купец из Любека прибыл в Новгород со своими товарами. Ходя по городу, он поражался количеству святых церквей и числу прихожан. Услышав церковное пение, он решил перейти в православие, раздал свое имущество и отправился в Великий Устюг, где его никто не знал. Там он жил подаянием, непрестанно молясь Богу. Стяжав дар предвидения, юродивый предупреждал горожан о грядущем страшном метеоритном дожде, буре со смерчем и пожарах (1290 г.). Никто ему не верил, пока каменные тучи не накрыли город. Тогда все бросились под защиту стен собора, где св. Прокопий усердно молился перед образом Благовещения. Икона истекла миром, а туча отошла от города и обрушилась на землю в пустынном месте в 21 км от Устюга.

Скорее всего, речь шла о другом образе, поскольку никакие исторические документы не подтверждают факт присутствия иконы в Устюге. Однако молва так крепко привязала икону к городу, что за ней осталось название «Устюжская». Память об этом событии была закреплена в церковном календаре, а с оригинальной иконы сняли копию и торжественно привезли в Великий Устюг.

На иконе изображены Богородица и Архангел Гавриил. Мария, будучи человеком, стоит на опоре. Хотя на иконе есть сидение (утраченное), Дева встала, чтобы выслушать слова небесного посланника стоя. Ангел парит в воздухе. Несмотря на ограниченное пространство, Гавриил будто не смеет приблизиться к Той, кому благовествует, и передает Ей святую весть с благоговением. В левой руке он держит жезл (мерило) - символ власти. Правая рука поднята для приветствия. Кажется, что он благословляет Богородицу, однако этот жест с античных времен означал начало речи. Так на некоторых изображениях Иисус Навин обращается к Архангелу Михаилу.

Голову и плечи Марии покрывает мафорий (накидка) вишневого цвета, соединяющий в себе начало и конец спектра - красный и фиолетовый. Это, по мнению отцов Церкви, символизирует Христа, начало и конец всего сущего. Мафорий украшен золотой бахромой, а традиционные звезды отсутствуют.

Мария, опустив левую руку с пряжей, подняла правую в почти благословляющем жесте к Младенцу Иисусу, изображенному у Нее на груди. Это одновременно означает ответ на обращенную речь, согласие и молитву. Голова смиренно склонена. Жесты рук Богородицы и Архангела лаконичны и рифмуются.

Прялка, веретено - очень многозначные символы. Ткачество с момента его появления считалось женским занятием и символизировало женщину. Кроме того, согласно апокрифу, Мария пряла завесу для Иерусалимского храма в момент появления ангела: «И сказал первосвященник: «Бросьте жребий, что кому прясть: золото, и амиант, и лен, и шелк, и гиацинт, и багрянец, и настоящий пурпур». И выпали Марии настоящий пурпур и багрянец, и, взяв их, она вернулась в свой дом. <…> И, взяв кувшин, пошла за водой; и услышала голос, возвещающий: «Радуйся, благодатная! Господь с тобою; благословенна ты между женами».

И стала оглядываться она, чтобы узнать, откуда этот голос. И, испугавшись, возвратилась домой, поставила кувшин и, взяв пурпур, стала прясть его. И тогда предстал перед нею ангел Господень и сказал: «Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога и зачнешь по слову Его». Она же, услышав, размышляла, говоря сама себе: «Неужели я зачну от Бога живого и рожу, как женщина любая рожает?» И сказал ангел: «Не так, Мария, но сила всевышнего осенит тебя, потому и рожденное тобой Святое наречется сыном Всевышнего. И наречешь ему имя Иисус, ибо Он спасет народ свой». И сказала Мария: «Я - раба Господа, да будет мне по слову твоему». (Протоевангелие Иакова).

Алый цвет нити означает плоть, которую должна была соткать в Своей утробе Пресвятая Дева для Сына Божьего: «Пречистая! Мысленная багряница - плоть Еммануила соткалась внутри Твоего чрева как бы из вещества пурпурного, потому мы почитаем Тебя, истинную Богородицу» (перевод Богородична 8-ой песни Великого Канона) .

Христос Эммануил показан на лоне Девы. Это одно из самых ранних изображений догмата о воплощении Христа. Это учение с самого начала вызывало ожесточенные споры, потому что казалось иудеям соблазном, а язычникам - безумием (1 Кор. 1, 23). Младенец одет только в набедренную повязку, напоминающую о грядущем распятии. Тот факт, что тело обнажено, указывает на человеческую природу Христа. Его правая рука благословляет, левая отведена в сторону с открытой ладонью.

В верхней части иконы изображен Ветхий Денми (т.е. днями). Это символическое изображение Христа в виде старца. Он восседает на престоле, держа в левой руке свиток, а правой благословляя Богородицу. Вокруг парят серафимы и херувимы.

Все пространство иконы залито золотым сиянием, растворяющим тьму и придающим событию вечный характер. Событие Благовещения предстает здесь как поворотный момент в истории человечества. Господь избрал Деву для совершения спасения, и Она ответила согласием.


В этот день святая Церковь празднует евангельское событие, положившее начало нашему спасению. Архангел Гавриил явился Пречистой Деве Марии, возвещая Ей о будущем рождении от неё Спасителя мира. Это событие именуется Благовещением- по-гречески «Эвангелизмус», то есть «Благая весть»


Заметил, что в иконостасах бывают разные иконы, но почти во всех храмах на Царских вратах изображено Благовещение. Почему? Отвечает протоиерей Николай ЧЕРНЫШЕВ


У службы Благовещения Пресвятой Богородицы есть замечательная особенность: кондаком праздника является известное песнопение «Взбранной воеводе». Как его правильно петь и как петь красивейший тропарь «Днесь спасения нашего главизна», показывают священник Александр ЛАВРУХИН и Никита ТАУ НАЛЕДИ. ВИДЕО


Как разгадать символы на одной из самых древних русских икон – на Устюжском Благовещении. Почему на ней в небесах изображен Христос на троне, и Он же в виде Младенца на груди Пресвятой Девы и что значит пряжа в Ее руках, рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА


Стихира Благовещению Пресвятой Богородицы принадлежит к роду хвалебных песнопений, славословий. Храмовая поэзия и создана для того, чтобы славить, «хвалить» – и в форме хвалы излагать самую важную догматику. Комментируют священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт Ольга СЕДАКОВА


7 апреля Благовещение Пресвятой Богородицы приходится на Крестопоклонную неделю Великого поста. Что это значит для нас, и как изменится порядок богослужения? Старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ Илья Красовицкий говорит, что церковный Устав не отменяет ослабление поста, но литургия продлится дольше.


В богослужебных текстах важно не только что произносится, но и как это звучит, важны мелодика и ритм греческого или церковно-славянского языков. Какие смыслы можно распознать в звучании стихир службы Благовещения Пресвятой Богородицы и Крестопоклонной Недели, рассказывает иерей Алексий АГАПОВ


Бог создал человека, не спрашивая, хочет ли он быть, но, спасая падшего человека, Бог спрашивает, – хочет ли тот быть спасен. Ответ от лица всего лучшего, что было в человеческом роде, а не только от себя лично дает Пресвятая Дева Богородица Мария. Рассказывает протоиерей Максим КОЗЛОВ, кандидат богословия.


Размещаем текст для общего народного пения к субботней всенощной и воскресной литургии


В предверии праздника Крещения мы публикуем список крещенских купальных мест в Москве и Подмосковье и рассказываем, как окунуться в прорубь по правилам. Об опасности экстремальных «стихийных» купаний, об особенностях рек, и о том, Иордань какого Подмосковного храма считается образцовой, «Нескучному саду» рассказал главный государственный инспектор Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) по Московской области Алексей Гавреев


На одних иконах Божия Матерь Сама простирает свой покров над молящимися, на других его держат ангелы, а Дева молится вместе с людьми. Разные варианты иконографии Покрова, начиная с XII века.


С праздником Сретения связана легенда о старце Симеоне, который, читая пророчество о рождении Мессии, усомнился в рождении Спасителя от Девы. Что стоит за этим рассказом? Об этом мы поговорили с кандидатом филологических наук, заведующим кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры, ведущим научным сотрудником Института Восточных Культур и Античности РГГУ Михаилом Селезневым.


Данный иконографический сюжет, помимо Евангелия от Луки (1:26–38) опирается на Протоевангелие от Иакова (10:1–10, 11:1–9) и гимнографические тексты. Сцена Благовещения описывается и в Евангелии псевдо-Матфея (9:1–3), но по мнению Покровского, "решение вопроса о литературных источниках Благовещения склоняется более в сторону Протоевангелия, как памятника древнейшего".

Благовещение Эпистилий темплона (фрагмент) XII в.
Монастырь cв. Екатерины, Синай, Египет


Благовещение. Преображение. Воскрешение Лазаря
Трехчастная икона XII в. Монастырь cв. Екатерины, Синай, Египет
Икона входит в состав тетраптиха, с изображением двенадцати праздников.


Устюжское Благовещение
Школа или худ. центр: Новгород 30–40-е годы XII в.
.

Происходит из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, откуда была привезена Иваном Грозным вместе с другими иконами в Успенский собор Московского Кремля. Название иконы связано с легендой о ее происхождении из Великого Устюга, согласно которой перед иконой Благовещения Прокопий Устюжский молился в 1290 году об отражении от города "тучи каменной".


Благовещение. Рождество Христово. Сретение
Монастырь cв. Екатерины, Синай Вторая половина XII в.


Благовещение
Монастырь cв. Екатерины, Синай Конец XII в.


Благовещение
Школа или худ. центр: Византия Первая четверть XIV в.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва, Россия


Благовещение XIV в.
156 × 102 см Икона из Антониева монастыря.


Благовещение Новгородский музей Ок. 1341 г.
Деталь иконы «Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление».


Благовещение с Федором Тироном
Школа или худ. центр: Новгород Вторая половина XIV в.
Новгородский гос. историко-архитектурный и худо­жест­вен­ный музей-заповедник, Новгород, Россия

Происходит из церкви Бориса и Глеба в Плотниках (1377) в Новгороде. Существует предположение, что эта икона была храмовым образом церкви Благовещения на Городище в Новгороде, откуда после пожара в XVI веке и была перенесена в церковь Бориса и Глеба. В Новгородский музей поступила в 1928–30 гг.


Благовещение
Школа или худ. центр: Византия Конец XIV в. 43 × 34 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Происходит из ризницы Троице-Сергиевой Лавры. Икона, видимо, написана на Руси (сосновая доска), но несет черты палеологовского стиля в фигуре архангела и архитектурном фоне.


Благовещение
Школа или худ. центр: Ростово-Суздальская школа (?) Конец XIV - начало XV вв.
Дерево, левкас, яичная темпера, золото. 76 × 60 см
Государственный музей палехского искусства, Палех, Россия


Благовещение Из праздничного чина
Школа или худ. центр: Москва Начало XV в. (1410-е гг.?) 81 × 61 см
Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия


Благовещение Школа или худ. центр: Москва 1408 г 125 × 94 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия


Благовещение Школа или худ. центр: Москва 1425–1427 гг. 88 × 63 см
Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Сергиев Посад, Россия


Архангел Гавриил. Деталь царских врат.Сергиево-Посадский музей 1425–1427 гг.


Богоматерь. Деталь царских врат. Сергиево-Посадский музей 1425–1427 гг.


Благовещение Двусторонняя икона-таблетка
Вторая четверть XV в. Холст, левкас, темпера. 23 × 18 см
Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Россия
Из комплекта так называемых «Троицких таблеток». Оборот - «Рождество Христово».


Деталь царских врат. ГТГ Середина XV в.


Благовещение Школа или худ. центр: Новгород Конец XV в. 56.5 × 43 см
Музей икон, Реклингхаузен, Германия. Приобретена в 1955 году из собрания проф. Винклера.

Изначально сцена Благовещения располагалась в храме на западных фасах алтарных столбах - например, как в киевском соборе Святой Софии (северо-восточный и юго-восточный столбы). Впрочем, иногда она занимала и другие места - на триумфальной арке, на стенах и своде. С появлением в восточных храмах высоких иконостасов сцена Благовещения была перенесена с алтарных столбов на царские врата, причем удержалось прежнее разделение композиции на две части.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

«Совет Превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста …» воспевает Святая Церковь в начале праздничной службы великого праздника Благовещения .

До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должны была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, 80-летнему старцу Иосифу (у него уже было две дочери и четверо сыновей), который также был потомок Царя Давида, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство.

Святые отцы Церкви — Афанасий Великий, Василий Великий, Иоанн Дамаскин — указывают, что под видом супружества Господь оградил Пресвятую Деву Марию от злобы врага рода человеческого диавола, скрыв от него таким образом, что Она — Та Самая Благословенная Дева, прореченная Исайей. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Однажды Пресвятая Дева Мария читала Книгу пророка Исаии, остановилась на том месте, где было сказано «вот дева примет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил» (что означает с нами Бог ) (Ис.7,14) и размышляла о величии Той, Которая удостоится быть Матерью Бога. Всем сердцем Святая Мария хотела увидеть Избранницу Божию и в глубоком смирении желала быть последней Ее служанкой.

И вот является Ей ангел и приветствует Ее: «Радуйся, Благодатная. Господь с Тобою: благословенна Ты между женами ». Эти слова стали первой «благой вестью» для человечества после его грехопадения.

Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что значит это приветствие.

И сказал Ей Ангел: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. — Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим… Тогда Мария сказала: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1:28-38).

Считается, что именно в этот момент совершилось таинство воплощения Сына Божия.

Если праведная Сарра приняла весть о рождении от нее Исаака с замешательством, а праведный Захария при подобном предвестии о рождении Предтечи Господня требовал от ангела знамения,то насколько выше самых праведников является Пресвятая Дева Мария, когда благовещение о рождении от Нея Христа - Спасителя, Сына Божия, сверхъестественном, непостижимом, Божественном, приемлет без замешательства, без недоверия.

Страшно даже подумать, что могло бы произойти, если бы на земле не нашлось Достойнейшей для приятия высочайшего Дара Божьего:

По толкованию Иринея Лионского, послушание Девы Марии уравновешивает непослушание Евы. Мария становится «новой Евой». В тексте знаменитого гимна Ave maris stella (IX век) говорится о том, что имя Eva является анаграммой слова Ave, с которым Гавриил обратился к «новой Еве». Другими словами, назвать Еву означало упомянуть и Марию. Иероним вывел сжатую формулу: «смерть — через Еву, жизнь — через Марию ». Августин писал: «через женщину — смерть, и через женщину — жизнь».

Таинственное зачатие Девы Марии, по учению Православной церкви, относится к великой тайне благочестия: в нём человечество принесло в дар Богу самое чистое его творение — Деву, способную стать матерью Сына Божия, а Бог, приняв дар, ответил на него даром благодати Святого Духа. О том, каким образом, каким способом совершается вселение Сына Божия во чрево Пресвятой Девы, знает, по слову преподобного Иоанна Дамаскина, “только Сам Бог, и не следует человеку рассуждать о природе того, что неисповедимо и непостижимо ”.

Православная церковь свято верит, что Мария осталась Девою и по рождестве первенца Иисуса, по пророчеству (пр. Иез.44:2). «И сказал мне господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израелев, вошел ими, и они будут затворены ». На иконах Богородицы изображается три звезды - на плечах и на головном покрове Пресвятой Девы. Они символизируют девство, хранимое Ей до Рождества, в Рождестве и после Рождества Христова.

По словам святителя Феофана Затворника Благовещение тесно связано с установлением таинства Тела и Крови. «Мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Христовых, - тех самых, которые в воплощении приняты от пренепорочных кровей Пречистой Девы Богородицы. Таким образом, в воплощении, совершившемся в час благовещения, положено основание таинству Тела и Крови. И ныне это приводится на память всем христианам, чтобы, помня то, чтили Пресвятую Богородицу истинной Матерью своей, не как молитвенницу только и ходатаицу, но и как питательницу всех. Дети питаются молоком матери, а мы питаемся Телом и Кровью, которые от Пресвятой Девы Богородицы. Питаясь так, мы пьем существенно млеко из грудей Ее ».

Дата праздника Благовещения связана с датой Рождества Христова: 25 марта отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря.Считается, что в этот же день 25 марта произошлоСотворение мира — таким образом, человечеству был дан второй шанс.

Святой Иоанн Златоуст называл Благовещение «корнем праздников», началом всех других. У древних христиан он носил различные названия: "Зачатие Христа", "Благовещение о Христе", "Начало искупления", "Благовещение Ангела Марии", - и только в VII веке ему было усвоено навсегда наименование "Благовещения Пресвятыя Богородицы". В течение V-VIII вв., вследствие ересей, унижавших Лицо Богоматери, праздник был особенно возвеличен в Церкви. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили праздничные каноны, которые и теперь поются Церковью.

По уставу в этот день, несмотря на Великий пост, должна совершаться полная литургия, даже если Благовещение случается в Великую пятницу (в этот день литургия исключена). По своему величию праздник Благовещения не отменяется даже если он приходится на Пасху. Очень редко случается, что Благовещение совпадает с Пасхой и праздник как бы удваивается. Тогда Пасха называется Кириопасхой . Такое совпадение было в 1817, 1828, 1912, 1991 годах. Следующая Кириопасха будет в 2075 году.

События Благовещениябыли описаны единственным евангелистом — апостолом Лукой. Существуют еще апокрифические тексты, но онине изменяют общей истории Благовещения, а добавляют к ней ряд подробностей. В апокрифах — так называемом «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии псевдо-Матфея» («Книге о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя») повествуется о двух явлениях Ангела. Сначала Гавриил явился Деве у колодца и лишь затем в доме Иосифа, где Она по выпавшему жребию пряла пурпурную завесу для иерусалимского храма. Эти апокрифические предания значительно повлияли на иконографию праздника.

Сюжет Благовещения издавна популярен в религиозной живописи. Его иконография стала складываться очень рано. Основными его атрибутами стали: лилия - символ непорочности Девы Марии; прялка , веретено (с красной пряжей) - образ плоти Христовой; книга пророка Исайи, которую читает Мария; райская ветвь в руке архангела Гавриила; оливковая ветвь - символ примирения Бога и творения; колодец — символ чистоты Марии. Первые изображения появились уже во II веке в римских катакомбах, например, на стене усыпальницы святой Прискиллы. Они сформировались окончательно в эпоху средневековья, найдя наиболее завершённое воплощение в работах XV века.


В западноевропейской живописи проторенессанса особенно стоит отметить произведения фра Беато Анжелико, Симоне Мартини; из ренессансных работ — картины Леонардо да Винчи и Боттичелли, а из северных работ — Ян ван Эйк, Робер Кампен и Рогир ван дер Вейден. В следующую эпоху несколько запоминающихся полотен написал Эль Греко. Начиная с эпохи барокко, как это произошло и с другими сюжетами, в трактовку сюжета проникают многие вольности и отступления.

В иконописной традиции принято, чтобы одно крыло архангела оставалось простёртым за спиной, а другое — поднято в знак приветствия. Это символическое движение вошло в православный богослужебный строй и совершается диаконом при произнесении ектений. Он поднимает правой рукой орарь — образ воздевания архангельского крыла в знак приветствия и почтения. Благовещение переводится с греческого как благая весть . Традиционно в православной церкви икона Благовещения размещается на Царских вратах в окружении четырех евангелистов. Таким образом, вся символика Царских врат получается связаной с благовествованием: «…через Благовещение Слово стало той плотью, которую мы можем вкусить в Причастии. А принять участие в этой Вечной Трапезе мы можем лишь потому, что позваны апостолами-благовестниками». Врата являются дополнительным символом Богородицы (образ из ветхозаветного пророчества Иезекииля об обращенных на восток «заключенных» дверях, которыми входит Господь).

Самое раннее «Благовещение» в русском искусстве,(1040-е гг) - мозаика на двух столбах в киевском соборе Святой Софии.


Старейшее изображение сцены в русском искусстве. В руках у Богоматери — красная пряжа, пришедшая из апокрифических рассказов.

Среди русских икон на этот сюжет стоит отметить «Устюжское Благовещение», написанное в XII веке в Великом Новгороде, иконы Рублева и Даниила Чёрного, а также фреску Дионисия в соборе Рождества Богородицы. К более позднему времени относятся работы Боровиковского.

В Московском Кремле ранее особо почиталась чудотворная икона Благовещения. Предание говорит, что в царствование Иоанна Грозного она чудесным образом явилась написанной на стене Кремлевской башни. Ее появление было связано с молитвами Пресвятой Богородице о своем освобождении некоего невинно осужденного узника, содержавшегося в башне. Узнав о "самописанной" иконе, царь Иоанн Грозный освободил заключенного. Вскоре у чудотворной иконы была выстроена деревянная часовня,затем каменный храм, а башню стали называть Благовещенская.

Один из самых известных храмов, посвященных этому празднику, - , основанный как домовый храм царской семьи при кремлевском дворце. А протопресвитер Благовещенского собора до самого XX столетия был духовником августейших особ. В марте 1584 года с крыльца Благовещенского собора Иван Грозный увидел крестообразную комету. "Вот знамение моей смерти", - молвил он, и через несколько дней его не стало.


Благовещенский собор Московского кремля

В этот день, по древней русской традиции, после Литургии в Благовещенском соборе КремляПатриарх, духовенство и дети выпускают на волю птиц. Этот обычай был возрожден в 1995 году и теперь совершается во многих храмах.


По слову Святейшего Патриарха, эта исполненная глубокого смысла традиция «символизирующая, что птицы уже не в клетке, а на свободе, напоминает, что и в нашей свободной воле - поиск Царствия Божия».

Эту традицию праздника Благовещения очень любил св. Патриарх Тихон, в этот праздник он и закончил свой исповеднический путь, испустив к Богу свою душу.

Евангельские слова архангела Гавриила и праведной Елисаветы образовали известную молитву — Песнь Пресвятой Богородице: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших ».

В католической традиции ей соответствует молитва Ave Maria - одно из самых красивых и известных в мире песнопений. На текст молитвы написано много музыкальных произведений. Среди авторов музыки Палестрина, Гуно (на основе прелюдии Баха), Дворжак, Верди, Масканьи, Каччини, Лист, Сен-Санс.

Произведение Франца Шуберта «Третья песня Эллен» часто неточно называют «Ave Maria Шуберта», хотя в действительности текст, на который написана эта музыка, взят из немецкого перевода поэмы Вальтера Скотта о кельтской Владычице Озера («Дева Озера», 1810 год) и включает только первые два слова молитвы. Впоследствии Ave Maria целиком стали петь на музыку этой песни Шуберта, хотя композитор и не имел этого в виду.

На Руси всегда с благоговением относились к празднику Благовещения. Православные не работали в этот день и строго соблюдали это правило. Говорили, что в этот день «девица косы не плетет, а птица гнезда не вьет». День Благовещения считался днем милосердия. Люди посещали заключенных в тюрьмах, давали подаяние. Для нищих устраивались обеды в царских палатах, во время которых Государь сам одаривал бедняков щедрой милостыней.

Светлана Финогенова

Тропарь праздника , гл. 4

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, благодатная, Господь с Тобою!

Кондак праздника , гл. 8
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная воспесуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная .