1 2 государственная дума. II Государственная Дума. Боролись четыре течения

Программа I Государственной думы

Программой деятельности I Государственной думы стал «адрес», составленный депутатами в ответ на тронную речь императора. Он содержал следующие требования:

Введение всеобщего избирательного права;

Ответственное перед Думой министерство:

Амнистия;

Отмена смертной казни и освобождение страны от военного положения;

Право Думы пересматривать законы;

Свобода слова, совести, собраний;

Решение аграрного и рабочего вопросов;

Ликвидация Государственного совета;

Введение всеобщего бесплатного обучения;

Реформа местного управления;

Равномерное распределение налогов.

Это был вызов власти, который не мог остаться без последствий. Вопрос роспуска Думы стал делом времени. Очевидный перевес левых сил в составе Думы, следовавшая из этого явная оппозиционность власти, быстро прогрессировавший конфликт между законодательной и исполнительной властью предопределили ее судьбу: короткая и бурная ее жизнь завершилась на 72-м дне существования. 8 июля 1906 г. император подписал указ о роспуске Думы.

«Выборгское воззвание»

Около 200 депутатов, в основном члены кадетской фракции, не согласившись с императорским указом, собрались в Выборге и приняли «Выборгское воззвание», в котором содержался призыв к избирателям в знак протеста против разгона Государственной думы не платить налогов и не посылать новобранцев в армию вплоть до созыва нижней палаты. Авторы воззвания были наказаны по всей строгости: все они, включая председателя Думы С.А. Муромцева, были осуждены, приговорены к разным срокам тюремного заключения и лишены впредь права избираться в органы народного представительства.

Разогнав первую Думу, власть тем не менее не решилась на отказ от народного представительства в системе государственной власти вообще. Этого не позволяла ни внутренняя, ни внешняя обстановка.

I Государственная дума, начавшая свою работу 20 февраля 1907 г., оказалась еще более пестрой и более радикальной по своему составу Выборы, прошедшие в январе, показали усиление как левых, так и правых партий. И тем не менее, говоря о составе этой Думы, нельзя не отметить ее «полевение» по сравнению с первой. Значительная часть голосов избирателей, поддерживавших броские предвыборные обещания кадетов на первых выборах, отошла к представителям социалистических партий, впервые принимавших участие в выборах.

Процесс размежевания политических сил продолжался весь недолгий период работы II Думы, оказавшейся расколотой на крайне правых (октябристы, черносотенцы), левых (социал-демократические депутаты) и кадетов, занимавших промежуточное и поэтому очень неустойчивое положение. Следствием этого стало постепенное сближение кадетов с октябристами ради сохранения Думы «любой ценой».



Однако далеко не все депутаты были настроены на сотрудничество с правительством. Кадетско-октябристской тактике «беречь Думу» противостояли революционные настроения депутатов левого фланга. Наиболее отчетливо это проявилось при обсуждении в Думе аграрного законопроекта, внесенного за 104 подписями фракцией трудовиков и предусматривавшего принудительное отчуждение частных земельных поместий. Правительство П.А. Столыпина, который возглавил Кабинет после роспуска I Думы, безусловно, не могло допустить такого поворота, и конфликт вновь стал неизбежен. Нарастало и раздражение министров, вызванное деятельностью Думы. Премьер-министр Столыпин, предлагая членам своего Кабинета как можно резче отвечать на нападки депутатов, сам вплотную занялся подготовкой роспуска Думы.

Поводом для разгона II Государственной думы стало обвинение 55 членов социал-демократической фракции в подготовке военного переворота. 1 июня 1907 г. в закрытом заседании Думы Столыпин потребовал немедленной выдачи депутатов-заговорщиков и предания их суду. Дума не дала согласие на привлечение их к судебной ответственности и постановила передать дело в специальную думскую комиссию, которая должна была рассмотреть заявление правительства в течение 24 часов. Правительство не стало дожидаться разоблачения явно сфабрикованного дела и, подгоняемое требованиями Николая II немедленно разогнать Думу, приступило к решительным действиям. В ночь со 2 на 3 июня 37 депутатов социал-демократической фракции были арестованы, остальные перешли на нелегальное положение, а утром 3 июня 1907 г. из высочайшего указа страна узнала о разгоне II Государственной думы.

Итак, вторая Дума разделила судьбу своей предшественницы. Однако силовое решение не погасило конфликта между исполнительной и законодательной властью. Перед верховной властью встал вопрос о целесообразности самого существования института Государственной думы, но отказаться от народного представительства вообще, вернуться к управлению страной через систему высших учреждений, существовавшую до 1905 г., самодержавие уже не могло и вынуждено было искать другие варианты приспособления парламентаризма к российской действительности.

Вопрос о возможности досрочного роспуска Второй Думы обсуждался еще до ее созыва (за это выступал бывший премьер Горемыкин еще в июле 1906 года). Пришедший на смену Горемыкину П.А.Столыпин все-таки надеялся наладить сотрудничество и конструктивную работу с народным представительством. Николай II был менее оптимистичен, заявляя, что "не видит практических результатов от думской работы".

В марте активизировались правые, которые слали в адрес правительства и царя послания с "настойчивыми" просьбами и даже требованиями о немедленном роспуске Думы и изменении избирательного закона. Чтобы не допустить роспуска Думы видные депутаты от кадетской партии вели переговоры с правительством, но власть, тем не менее, все увереннее склонялась к роспуску Думы, т.к. "большинство Думы желает разрушения, а не укрепления государства". С точки зрения правящих кругов ни для стабилизации положения, ни для новых осторожных преобразований не годилась Дума, в которой заседало, по словам одного помещика, "500 Пугачевых".
Располагая через полицейскую агентуру данными о революционной агитации социал-демократов в армии и о причастности к этой работе некоторых депутатов Думы - членов РСДРП, П.А.Столыпин решил представить это дело как заговор с целью насильственного изменения существующего государственного строя. 1 июня 1907 года он потребовал отстранить от участия в заседаниях Думы 55 социал-демократических депутатов и немедленного лишения 16 из них депутатской неприкосновенности в виду привлечения к суду. Это была откровенная провокация, поскольку никакого заговора в действительности не было.
Кадеты настояли на передаче этого вопроса в специальную комиссию, дав ей на расследование дела 24 часа. Позже и председатель II Думы Ф.А.Головин, и видный кадет Н.В.Тесленко признали, что комиссия пришла к твердому убеждению, что в действительности речь шла не о заговоре социал-демократов против государства, а о заговоре петербургского охранного отделения против Думы. Однако комиссия попросила продлить срок ее работы до понедельника 4 июня. Социал-демократы от имени всех левых фракций предложили прекратить прения о местном суде, которые шли в то время на пленарном заседании Думы, отвергнуть бюджет, столыпинские аграрные законы и немедленно перейти к вопросу о готовящемся государственном перевороте, чтобы предотвратить молчаливый роспуск Думы. Однако это предложение было отклонено, причем решающую роль здесь сыграла "законопослушная" позиция кадетов, настоявших на продолжении прений о местном суде.
В итоге Дума отдала инициативу в руки П.А.Столыпина, на которого в свою очередь давил царь, требовавший ускорить роспуск непокорных депутатов. В воскресенье, 3 июня, II Государственная Дума указом царя была распущена. Одновременно, вопреки ст.86 Основных законов, было опубликовано новое положение о выборах в Государственную Думу, заметно менявшее социально-политическую структуру российского парламента в пользу правых сил. Таким образом, правительство и император совершили государственный переворот, названный "третьеиюньским", который знаменовал собой конец революции 1905-1907 годов и наступление реакции.

Россия снова оказалась на время без парламента.

Электронная книга "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В РОССИИ В 1906-2006 ГОДЫ" Стенограммы заседаний и другие документы;
Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
Федеральное архивное агентство; Информационная компания "Кодекс";
ООО "Агора АйТи"; Базы данных компании "Консультант Плюс";
ООО "НПП "Гарант-Сервис".

Думы власти принимали меры по обузданию недовольство народа. Органы правопорядка прибегали к репрессивным действиям, ограничивалась свобода деятельности прессы, проводились разъяснительные мероприятия по дискредитации парламентаризма. Важная роль в системе противодействия революционным выступлениям отводилась и преследованием бывших членов Государственной Думы. Под разными предлогами власти пытались арестовать и изолировать от общественности экс-депутатов.

Попытки помешать экс-депутатам продолжить политическую деятельность встретили большое недовольство избирателей. Народ и после роспуска Думы относился к ним как к своим избранникам и оказывал сопротивление попыткам преследования парламентариев. На имя императора и премьер-министра массово поступали постановления крестьянских сходов и резолюции митингов, в которых люди настаивали на освобождении арестованных членов Государственной Думы, при этом напоминая, что депутаты должны пользоваться правом личной неприкосновенности.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа II Государственная дума 450 руб.
  • Реферат II Государственная дума 260 руб.
  • Контрольная работа II Государственная дума 200 руб.

Замечание 1

В условиях высокой политической активности населения и готовности всячески поддерживать этот момент в обществе формировались надежду на успешное решение проблем следующим созывом Государственной Думы.

Выборы во II Государственную думу

Выборы во Вторую Думу состоялись в январе 1907 года. Путем различных административно-правовых манипуляций, пропагандистских акций и репрессий правительство пыталось получить желаемые для себя результаты народного волеизъявления. От выборов устранили крестьян, которые не рассчитались с долгами перед Крестьянским банком, рабочим часто запрещали участвовать в выборах по городской курии, назначали перевыборы, если не проходил желаемый кандидат в депутаты.

Замечание 2

Однако несмотря на все усилия властей состав новой Думы оказался еще менее приемлемым, чем в первом созыве.

Левые партии в условиях ослабления революционных выступлений на этот раз не отказались от участия в выборах и протестный электорат активно поддержал их. 17% членов Государственной Думы второго созыва составляли представители различных социалистических течений: социал-демократы, социалисты-революционеры, народные социалисты и другие.

Усилилось представительство трудовиков – беспартийных, которые выступали за радикальные реформы – с 18 до 20%. Ухудшились позиции либералов – партия конституционных демократов получила 24% поддержки вместо 38% в первой Думе. Ухудшили результат и октябристы – с 8% до 7%. Правда в Думу на этот раз попали крайне правые, получив 63 депутатских места. В общем оппозиционные к власти силы охватили 68% состава законодательного органа.

Аграрный вопрос

Как и в Думе предыдущего созыва, острую полемику вызвал аграрный вопрос. Представители крупных землевладельцев активно отстаивали принцип неприкосновенности частной собственности. При этом они подчеркивали высокий уровень экономической эффективности помещичьих хозяйств и агротехническая отсталость сельского хозяйства. У противников крупного землевладения также нашлись достойные аргументы. Они заключались в предоставлении данных о низком агротехническом уровне большинства помещичьих хозяйств и степень их финансовой задолженности, значительные расходы из государственной казны на поддержку помещиков и тому подобное. В качестве аргумента за отмену крупного землевладения выступало также и ужасное материальное положение крестьянства, обусловлено малоземельем и экономическим эксплуатацией со стороны государства и помещиков.

Органы правопорядка пытались не допустить санкционирования Думой революционных по характеру изменений и прибегали к давлению на народных избранников.

С лета 1906 года царское власти мечтали о послушной, наполненной своими сторонниками представительном учреждении. Однако забастовочное движение и массовые крестьянские выступления в период деятельности первой и второй Государственной Думы заставлял тянуть с политическим переворотом и закреплением победы над революцией. Только, когда вторая Дума вплотную подошла к законодательного решение аграрного вопроса, правительственные круги не стали медлить и быстро начали искать повода для роспуска народного представительства и готовить новый проект избирательного закона.

Роспуск Государственной думы

Замечание 4

Формальным поводом для прекращения деятельности парламента послужило обвинение социал-демократов в подготовке государственного переворота. 3 июня 1907 вышел манифест о роспуске второй Думы и изменения в избирательном законодательстве.

Уже с мая органы правопорядка и войска готовились к подавлению массовых выступлений, которые могли возникнуть в связи с политическим переворотом. Сразу после роспуска Думы на улице были выведены усиленные наряды полиции и военные подразделения, армейские части взяли под охрану объекты железнодорожного транспорта.

Губернаторы губерний выдали постановление о запрете всех проявлений недовольства политикой властей, за которые угрожали тюремным заключением.

С объявлением манифеста о роспуске Думы начались массовые аресты, обыски и ликвидация общественных учреждений и издательств. Преследованиям подверглись бывшие депутаты второй Думы и их выборщики. За ними устанавливался постоянный надзор полиции, в случае участия в антиправительственных акциях им угрожали аресты и ссылки. Различных гонений претерпела периодическая печать.

Опубликование материалов политического содержания грозило наложением штрафов и даже закрытием периодического органа. Волна расправ продолжалась и в дальнейшем, создавая благоприятные условия для пропагандистской деятельности сторонников политического курса российского правительства.

Консервативные помещичьи круги требовали от императора в течение нескольких лет не созывать очередную Государственную Думу. Но напряженная внутриполитическая ситуация заставила царя и правительство назначить выборы, национального технического университета. Правда уже по новому законодательству. Последнее лишало избирательных прав значительную часть населения и было призвано обеспечить избрание в Думу только крупных землевладельцев, высокопоставленных чиновников и промышленников.

Новое законодательство о выборах еще больше углубило неравенство в правах различных сословных категорий населения. Более чем вдвое сокращалось количество выборщиков от промышленных рабочих и крестьянства. В то же время, увеличивалось число выборщиков от землевладельческой курии. В губерниях сохранялось высокое количество представителей помещичьего слоя – им выделялась абсолютное большинство мест в избирательных собраниях. При таких условиях избрания в Государственную Думу представителей широких слоев населения, оппозиционные к власти политики фактически исключались.

Госуда́рственная ду́ма второго созыва - высший российский законодательный и представительный орган, палата Федерального собрания Российской Федерации в 1996-1999 годах. Государственная дума второго созыва была избрана 17 декабря 1995 года сроком на четыре года и заседала с 16 января 1996 по 24 декабря 1999 года. Ее председателем с 17 января 1996 года был Геннадий Селезнев .

В Государственную думу второго созыва прошли следующие избирательные объединения : Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ, 22, 3% голосов, 99 мандатов), Либерально-демократическая партия России (ЛДПР, 11, 18%, 50 мандатов), «Наш дом - Россия» (10, 13%, 45 мандатов), «Яблоко» (6.89%, 31 мандат). По одномандатным округам КПРФ провела в Государственную думу 58 депутатов, Аграрная партия - 20 депутатов, «Яблоко» - 14 депутатов, «Наш дом - Россия» - 10 депутатов, «Власть - народу!» - 9 депутатов, «Демократический выбор» - 9 депутатов, «Конгресс русских общин» -5 депутатов. Семнадцати избирательным объединениям удалось провести в думу от 3 до 1 депутата. 77 депутатов в одномандатных округах выдвигались самостоятельно, не опираясь на поддержку какого-либо избирательного объединения.

В Государственной думе второго созыва были сформированы четыре фракции: КПРФ (Г. Зюганов , 139 депутатов), «Наш дом - Россия» (А. Шохин, 65 депутатов), ЛДПР (В. Жириновский, 49 депутатов), «Яблоко» (Г. Явлинский, 45 депутатов) и зарегистрированы три депутатские группы: «Российские регионы» (О. Морозов, 44 депутата), «Народовластие» (Н. Рыжков, 41 депутат), Аграрная группа (Н. Харитонов, 35 депутатов). Среди депутатов были Ж.И. Алферов, В.А. Рыжков, Н.И. Рыжков, В.И. Севастьянов, И.М. Хакамада, Н.М. Харитонов, С.М. Шахрай. Левые силы (КПРФ, «Народовластие», аграрники) располагали в Государственной думе второго созыва голосами половины депутатов и при желании могли бы добиться вотума недоверия правительству, чего упорно добивались в Государственной думе первого созыва. Однако после избрания Ельцина на второй президентский срок руководители левых сил отказались от тактики тотальной конфронтации - президент Российской Федерации в случае вынесения вотума недоверия правительству имел право распустить Государственную думу, назначив новые парламентские выборы, итоги которых могли сложиться для левых уже не столь благоприятно.

Поддержку левого большинства депутатов Государственной думы второго созыва получали законы, связанные с увеличением размеров пенсий, пособий, расширением категорий населения, получающих те или иные льготы. Легко принимались законы, вводящие новые положения в уголовный, уголовно-процессуальный кодексы, кодекс об административных правонарушениях, ужесточающие нормы ответственности и расширяющие круг наказуемых деяний. При этом тяжело проходило утверждение экономических законов; те из них, которые принимались, были преимущественно направлены на усиление вмешательства государства в экономику (законы о хлебной индустрии, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности) или же принимались в результате давления со стороны правительства. Государственная дума второго созыва принимала законы, увеличивающие государственные расходы, блокируя принятие законов, способствующих росту доходов.

Множество решений Государственной думы не имели практических последствий, заведомо носили политический характер, были рассчитаны на общественный резонанс (о государственной символике, о реорганизации правительства, об объявлении 4 марта днем памяти защитников конституции, о перезахоронении тела В.И. Ленина). В то же время были приняты Уголовный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Бюджетный кодекс, первая часть Налогового кодекса, вторая часть Гражданского кодекса, Лесной, Воздушный, Градостроительный кодексы, Кодекс торгового мореплавания. Значительное внимание Государственная дума уделяла политической жизни России. В связи с чередой правительственных кризисов депутатам пришлось девять раз голосовать по кандидатуре главы правительства (летом 1996 - по кандидатуре В. Черномырдина после президентских выборов, трижды в апреле 1998 - по утверждению С. Кириенко, трижды в сентябре-августе 1998 - сначала по утверждению В. Черномырдина, а затем Е. Примакова, в мае 1999 по утверждению С. Степашина и в августе 1999 по утверждению В. Путина). Особенно острой была ситуация весной и осенью 1998 года, когда реальной была перспектива роспуска Государственной думы и назначения досрочных выборов. После дефолта 1998 года левое большинство парламента заставило президента Б.Н. Ельцина пойти на компромисс и внести на утверждение Государственной думы кандидатуру на пост премьер-министра - Е. Примакова.

Думское большинство поддерживало правительство Примакова, на работу в правительство пригласили ряд депутатов Государственной думы - первым вице-премьером стал Ю. Маслюков из фракции КПРФ. Лидеры всех думских фракций и Е. Примаков согласились с необходимостью формирования правительства на основе думского большинства и внесения соответствующих изменений в законодательство о выборах. Рост политического рейтинга Примакова, как потенциального кандидата в президенты Российской Федерации совпал с активизацией подготовки процесса импичмента против Б.Н. Ельцина, что вызвало у последнего большую обеспокоенность. В мае 1999 года правительство Примакова было отправлено в отставку. К тому времени приближались выборы в Государственную думу третьего созыва и утверждение премьер-министром С. Степашина, а затем и В. Путина прошло относительно легко.

В преддверии выборов Государственной думы третьего созыва избирательное законодательство было изменено в сторону сужения числа избирательных объединений, имеющих право участвовать в выборах (таковые должны были не менее чем за год до выборов перерегистрироваться в «общественные политические организации») и усложнения процедуры выдвижения и регистрации кандидатов (введение требования о предоставлении кандидатом сведений об имуществе и доходах за год, предшествующий году назначения выборов, причем представление неверных данных вело к отказу в регистрации; снятие с выборов партийного списка, если в него не включен кто-либо из трех лидеров политической организации). В то же время появилась возможность регистрироваться через внесение избирательного залога. В отличие от выборов 1995 года на выборах 1999 года общефедеральная часть партийного избирательного списка не могла содержать более 18 кандидатов, другие кандидаты списка разбивались на региональные группы. За четыре года работы депутаты рассмотрели 1730 законопроектов, приняли 1036 федеральных законов, ратифицировали 212 международных договоров, соглашений, конвенций. Государственная дума второго созыва приняла пять федеральных конституционных законов: «О судебной системе Российской Федерации», «О правительстве Российской Федерации», «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации».

Революция еще продолжалась, “беспорядки на аграрной почве” в июле 1906 г. охватили 32 губернии России, а в августе 1906 г. крестьянскими волнениями было охвачено 50% уездов Европейской России.

17 июля 1906 г. вспыхнуло восстание солдат и матросов в крепости Свеаборг, 19 июля их поддержали солдаты и матроса Кронштадта и Ревеля. Огромным напряжением сил правительству лишь через 3 дня удалось подавить мятеж.

В этой обстановке прошли выборы во II Государственную Думу. Путем всевозможных уловок правительство стремилось обеспечить приемлемый для себя состав Думы. От выборов отстранялись крестьяне, не являющиеся домохозяевами, по городской курии не могли избираться рабочие, даже если они имели требуемый законом квартирный ценз, и т.д.

Сама атмосфера выборов заметно отличалась от первой избирательной кампании, которая сопровождалась широким разливом по стране эйфорических ожиданий, что Дума явится панацеей от всех российских бед и усобиц. Опыт перводумья, по сути, для всех печальный, был и учтен всеми.

Пpавительство справедливо полагало, что причина конфликта с Государственной Думой – в ее составе. Изменить состав Думы можно было только одним путем – пересмотрев избирательный закон. Этот вопрос дважды по инициативе П.А. Столыпина обсуждался в Совете министров (8 июля и 7 сентября 1906 г.), но члены правительства пришли к выводу о нецелесообразности такого шага, поскольку он был связан с нарушением Основных законов и мог повлечь обострение революционной борьбы.

Большевики, отказавшись от бойкота Думы, приняли тактику создания блока левых сил – большевиков, трудовиков и эсеров (меньшевики отказались от участия в блоке) – против правых и кадетов.

II Государственная Дума приступила к работе 20 февраля 1907 г. В ней по-прежнему преобладали оппозиционные течения, включая отказавшихся от бойкота социал-демократов и социалистов-револиционеров (эсеров). Всего во вторую Думу было избрано 518 депутатов. Кадеты по сравнению с первыми выборами потеряли 55 мест (им принадлежало 98 мандатов). Народнические партии получили 157 мест (трудовики – 104, эсеры – 37, народные социалисты – 16). Социал-демократы имели 65 мест. Всего у левых было 222 мандата, или 43% голосов в Думе. Значительно усилилось правое крыло Думы: в нее вошли черносотенцы, которые вместе с октябристами имели 54 мандата (10%). Подобный состав II Думы, свидетельствовал о большей поляризации депутатского корпуса, об усилении в ней обоих флангов: и левого (222 депутата вместо 115 в I Думе), и правого (54 депутата вместо 16). П.Н. Милюков считал, что история "второй избирательной кампании есть история грандиозной попытки заставить население сказать то, что нужно правительству. Ее исход есть громкое и торжественное подтверждение того положения, что страна хорошо знает, чего она хочет, - и что от того, чего она хочет, она будет добиваться самым настойчивым образом".


Такое положение явно не устраивало царское правительство, ибо ждать от Думы конструктивной работы в пользу государства не приходилось. Сразу после созыва II Государственной Думы правительству стало ясно, что ее придется вскоре распустить. Председатель II Думы кадет Ф.А.Головин вспоминал позднее, что Николай II при встрече с ним говорил: «Дума по своему составу неработоспособна…левое ее крыло заражено антигосударственными идеями… такой состав Думы есть следствие неудачного избирательного закона, а поэтому надо изменить этот закон».

Открытие II Государственной Думы состоялось 20 февраля 1907 г. Председателем Думы, стал правый кадет Ф.А. Головин. II Дума оказалась еще более радикально настроена, чем ее предшественница. Депутаты изменили тактику, решив действовать в рамках законности и, по возможности, избегать конфликтов. Руководствуясь нормами ст.ст. 5 и 6 Положения об утверждении Государственной Думы, утвержденного высочайшим указом 20 февраля 1906 г. депутаты образовали отделы и комиссии для предварительной подготовки подлежащих рассмотрению в Думе дел.

Созданные комиссии приступили к разработке многочисленных законопроектов. Основным оставался аграрный вопрос, по которому каждая фракция представила свой проект. Кроме того, II Дума активно рассматривала продовольственный вопрос, обсуждала Государственный бюджет на 1907 год, вопрос о призыве новобранцев, об отмене военно-полевых судов и т.д. Также нужно отметить важную особенность - большинство заседаний Думы было посвящено процедурным проблемам. Это было связано в первую очередь с постоянными стычками с правительством, часто ставящим под вопрос компетенцию и наличие статуса Государственной Думы на разработку того или иного законопроекта.

Особую остроту обсуждению главного вопроса работы II Государственной Думы - земельного – придавало то, что начало работы парламента совпало с очередной волной революционных выступлений крестьянства. Правые депутаты (монархисты и октябристы) выступали в поддержку политики правительства, то есть были против какого-либо отчуждения помещичьей земли. Позиция кадетов в аграрном вопросе стала более правой, нежели в I Думе. В своем проекте аграрной реформы, внесенном во II Думу, они во многом отступили от своих предыдущих требований.

10 мая 1907 г. с правительственным сообщением по аграрному вопросу на заседании Думы выступил П.А.Столыпин. Он заявил, что национализация земли, предлагаемая левыми партиями, является гибельной для страны, так как с уничтожением класса помещиков могут исчезнуть очаги культуры, что приведет к катастрофическому снижению общего культурного уровня; кроме того, может быть сломлен и сам стимул к труду, лежащий в основе развития земледелия. П.А.Столыпин сказал, что правительство не даст обездолить 130 тысяч землевладельцев и оторвать их от привычного и полезного для государства труда.

Правое крыло – монархисты, октябристы – поддержало политику правительства. Большая часть кадетских депутатов тоже положительно отнеслись к заявлению П.А.Столыпина и даже были готовы поддержать его, призывая «беречь Думу» и не давать правительству повода для ее роспуска. Но социал-демократы, трудовики, социалисты-революционеры и народные социалисты на совместном заседании 13 мая 1907 г. приняли решение выступить в Думе перед концом прений по аграрному вопросу с требованием проведения принудительного отчуждения частновладельческих земель и немедленной отмены всех столыпинских аграрных указов. Однако воплотить в жизнь это решение левым депутатам не удалось.

Царское правительство решило распустить II Государственную Думу, обвинив социал-демократическую фракцию в подготовке заговора для низвержения самодержавия и установления демократической республики. 1 июня 1907 г. на закрытом заседании Думы прокурор Петербургской судебной палаты зачитал постановление о привлечении к суду 55 членов социал-демократической фракции и немедленном заключении под стражу 16 наиболее активных ее членов. Большинство депутатов Думы (социал-демократы, трудовики, эсеры, народные социалисты и кадеты) отказались лишить депутатских полномочий социал-демократов. В ночь на 3 июня 1907 г. полиция арестовала большую часть депутатов социал-демократической фракции II Государственной Думы, а утром 3 июня был опубликован Высочайший Манифест «О роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой Думы и об изменении порядка выборов в Государственную Думу». Депутаты восприняли это спокойно и разъехались по домам. Как и ожидал Столыпин, никакой революционной вспышки не последовало. В целом, население отнеслось к разгону Думы индифферентно: была без радости любовь, прощанье было без печали.

Одновременно появилось новое Положение о выборах, изданное Николаем II с явным нарушением Основных государственных законов – без рассмотрения в Государственной Думе и Государственном Совета. Поэтому в литературе принято говорить о третьеиюньском государственном перевороте, причем такое отношение к указанному акту сложилось с первых же дней после его издания. Так, С.Ю.Витте в своих «Воспоминаниях» охарактеризовал его, как «беззаконие, совершенное Столыпиным 3-го июня». Более того, считается общепринятым, что акт 3 июня ставил точку в российской революции.